Повышение технического уровня дизелей оптимизацией геометрических параметров поршней
Сформулированы принципы проектирования направляющей части поршня, базирующейся на идее применения профиля, асимметричного относительно продольной оси поршня. Обоснованы параметры поршня, обеспечивающие совместно с оптимальным асимметричным профилем направляющей части, снижение трибологических потерь в ЦПГ дизеля, что позволило рекомендовать наиболее рациональные относительные (по отношению… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1.
- СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 1. 1. Факторы, влияющие на технический уровень дизелей
- 1. 2. Анализ исследований сопряжения «поршень — цилиндр»
- 1. 3. Краткий анализ методов оптимизации
- 1. 4. Анализ методов экспериментальных исследований
- 1. 5. Цели и задачи исследований
- ГЛАВА 2.
- ДИНАМИКА ПОРШНЯ НА СМАЗОЧНОМ СЛОЕ В ЦИЛИНДРЕ ДВИГАТЕЛЯ
- 2. 1. Уравнения движения
- 2. 2. Реакции смазочного слоя в сопряжении
- 2. 3. Расчет траектории движения поршня в цилиндре
- 2. 4. Методика оптимизации профиля направляющей части поршня
- ГЛАВА 3.
- МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМЫ «ПОРШЕНЬ — СМАЗОЧНЫЙ СЛОЙ — ЦИЛИНДР»
- 3. 1. Схема исследований
- 3. 2. Определение траектории движения поршня в цилиндре двигателя
- 3. 3. Определение гидродинамического давления в сопряжении «поршень — цилиндр»
- 3. 4. Определение температуры деталей двигателя и характеристика токосъемных устройств
- 3. 5. Анализ погрешностей измерений
- ГЛАВА 4.
- АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И
- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 4. 1. Тепловые состояния поршня и цилиндра
- 4. 2. Динамика поршня
- 4. 3. Изменение гидродинамического давления в системе «поршень -смазочный слой — цилиндр»
- 4. 4. Взаимосвязь динамики поршня и гидродинамического давления смазочного слоя
- 4. 5. Влияние различных факторов на изменение трибологических параметров сопряжения
- ГЛАВА 5.
- МЕТОДОЛОГИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ПОРШНЕЙ
- 5. 1. Предварительные замечания
- 5. 2. Влияние профиля юбки и геометрических размеров поршня на гидродинамические параметры сопряжения
- 5. 3. Результаты исследований поршня с асимметричным профилем юбки для двигателя 8ДВТ
- 5. 4. Результаты исследований поршня с асимметричным профилем юбки для двигателя Д
- 5. 5. Результаты исследований поршня с асимметричным профилем юбки для двигателя В2Ч 8,2/7,
- ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И
- ВЫВОДЫ
Повышение технического уровня дизелей оптимизацией геометрических параметров поршней (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Повышение технического уровня дизелей является важной социально-экономической задачей. К основным показателям технического уровня ДВС принято относить экономичность по топливу и маслу, долговечность, металлоемкость, шум и вибрацию.
Статистический анализ показывает, что 85% машин выходят из строя в связи с износом трущихся соединений [66, 77, 101]. Стоимость капитального ремонта изношенных двигателей достигает 70% стоимости его первоначального изготовления, а моторесурс в 3.4 раза меньше первоначального [6, 112]. Поэтому, чем выше долговечность работы узла и двигателя в целом, тем меньше затраты на его эксплуатацию и ремонт.
Обеспечение жидкостного режима трения в сопряжениях позволяет существенно повысить технические показатели двигателей [117−119]. Одним из основных узлов, лимитирующих работоспособность двигателей, является ци-линдропоршневая группа.
Как видно из анализа научно-исследовательских работ и патентно-лицензионной литературы, вопросам улучшения работы ЦПГ двигателя в настоящее время уделяется все большее внимание. Интерес к этой проблеме не случаен, так как около 70% от общих механических потерь приходится на ЦПГ двигателя, причем 40% на сопряжение «поршень — цилиндр» [77, 78].
Тенденция развития двигателестроения показывает, что уменьшение три-бологических потерь и шума двигателя можно обеспечить путем тщательного выбора геометрических параметров поршня, в том числе формы юбки. По некоторым литературным данным, профилирование и оптимизация позволяют в несколько раз снизить расход масла на угар при низком уровне трения.
В целом, оптимизация параметров трибосистемы «поршень — смазочный слой — цилиндр» позволяет: снизить расход топлива за счет уменьшения потерь на трениеснизить расход масла на угар за счет уменьшения зазоров и организации режима смазки в сопряженииповысить долговечность работы ЦПГ за счет обеспечения жидкостного режима трения в сопряжении «поршеньцилиндр» и уменьшения протяженности участков хода поршня с сухим и полужидкостным режимами тренияуменьшить металлоемкость за счет снижения количества поршневых колец и высоты поршняснизить токсичность в результате улучшения процесса сгорания за счет уменьшения количества попадания смазочного масла в камеру сгоранияснизить шум и вибрацию за счет уменьшения зазоров, профиля поршня и улучшения демпфирующего действия слоя смазкиснизить окисляемость масла и увеличить периодичность его замены за счет уменьшения прорыва газов из камеры сгорания в картер двигателя в результате уменьшения монтажного зазора.
Анализ конструкции деталей ЦПГ двигателей таких ведущих мировых фирм, как Катерпиллер, Мале, Като, Форд, Тоета, Ниссан, а так же отечественных ЯМЗ, ВгМЗ, КамАЗ, ЧТЗ, ЧЗПТ, свидетельствует о значительном повышении ресурса сопряжения благодаря комплексному решению конструкторских, технологических, химмотологических задач, исследованиям гидродинамики смазочного слоя в трибосопряжениях и материаловедения.
Мировой опыт двигателестроения показывает, что недооценка и неправильное отношение к проблемам смазки приводит к значительным убыткам в процессе доводки и эксплуатации двигателей, при этом стоимость ремонта достигает 70% от стоимости нового двигателя [11].
Научное объяснение явлений, происходящих в смазочном слое, дает гидродинамическая теория смазки, основы которой были заложены Н. П. Петровым и О. Рейнольдсом. Дальнейшее развитие она получила в работах Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, А. Зоммерфельда. Большой вклад в развитие гидродинамической теории смазки поршневых машин внесли отечественные и зарубежные исследователи: Н. И. Орлов, М. В. Коровчинский, И. Я. Токарь, В"Н. Попов, А. Г. Бургвиц, В. Н. Прокопьев, В. И. Суркин, Г. Н. Григорьев, Г. Н. Миронов, Г. М. Рык, М. С. Белицкий, Ю. К. Деревцев, Эйлон, Саундерс, А. Спинанта, С. Венкентеш, Н. Маэда, С. Фурухама, С. Д. Хаддат, В. Штайдл, С. Н. Ли, К.Р.О, Р. К. Генка и другие.
В последние годы интерес к изучению условий смазки сопряжений ЦПГ двигателей стремительно растет. Применение гидродинамической теории смазки совместно с решением задач динамики поршня, методов оптимизации становится одним из основных инструментов совершенствования ЦПГ двигателей внутреннего сгорания [7, 50, 96, 124, 136].
Анализ современных публикаций показывает, что только на основе оптимизации с учетом законов гидродинамической теории смазки, математического моделирования, реально отображающего происходящие в сопряжении процессы, возможна разработка ДВС с более высокими техническими и экологическими характеристиками.
Начало работы по теме диссертации приходится на 1980 год. В это время на Челябинском тракторном заводе проводились исследования по совершенствованию двигателя 8ДВТ-330 (ЧВН 15/16) воздушного охлаждения. На начальном этапе был разработан измерительный комплекс, позволяющий регистрировать информацию с датчиков, установленных на поршне. Также были выполнены работы по математическому моделированию движения поршня и асимметричному профилированию его поверхности.
В дальнейшем результаты работы были развиты и дополнены исследованиями на двигателе Д-160 жидкостного охлаждения [59], размерностью 14, 5/20, 5, а в 1995 году были использованы при разработке профиля поверхности поршня минидизеля (трактора «Уралец», двигатель воздушного охлаждения, размерностью 8, 2/7, 8). Теоретические и расчетные исследования проведены совместно с Ю. В. Рождественским.
Тема диссертационной работы вытекает из проводимых ВгМЗ, ЧФНАТИ, ЧТЗ плановых научно-исследовательских работ в соответствии с программой Минтракторосельхозмаш СССР по темам: 23.41.0081−12.0840, ДГ-8042-Б.19.1, а также в соответствии с перечнем важнейших научных направлений на 1984.90 г. п в области ДВС, одобренных секцией «Теплоэнергетика» научно-технического Совета Минвуза, Межведомственного Совета по координации НИ-ОКР в области ДВС, задачами стоящими перед ОАО «ЧТЗ» по выпуску конкурентоспособной продукции, непосредственное участие в которых принимал автор.
Цель исследования заключается в повышении технического уровня дизелей за счет совершенствования конструкции поршня на основе оптимизации его геометрических параметров.
Методы исследований. Для реализации задач и достижения поставленной цели в работе использовались:
— теоретический анализ, основанный на решении системы уравнений динамики поршня с использованием методов гидродинамической теории смазки и методов оптимизации;
— экспериментальные исследования, базирующиеся на методах измерения траектории движения поршня в цилиндре двигателя, эпюр гидродинамических давлений и теплового состояния поршня, а так же ГОСТированных испытаний двигателей.
Задачи исследований. На основании выдвинутой гипотезы, были поставлены и решены следующие задачи:
1. Разработать расчетно-экспериментальную методику исследования динамики поршня с учетом смазочного слоя, разделяющего поверхности трения, температурной деформации сопряжения «поршень — цилиндр», различных видов профиля юбки и величин геометрических параметров поршня.
2. Разработать методику оптимизации геометрии асимметричного профиля направляющей части поршня, реализовать ее, исследовать трибологичес-кие потери в сопряжении «поршень — цилиндр» для различных типов двигателей.
3. Разработать рекомендации по выбору рациональных геометрических параметров поршня, обеспечивающих, совместно с оптимальным профилем юбки, повышение технического уровня дизелей.
Объект исследований. Объектом исследований являются процессы, происходящие в сопряжении «поршень — цилиндр» двигателя внутреннего сгорания, проявляющиеся в нелинейных колебаниях поршня под действием переменных нагрузок и гидродинамических сил смазочного слоя.
Предметом исследований является система «поршень — смазочный слойцилиндр», от совершенства которой во многом зависят показатели технического уровня дизелей: экономичность по расходу топлива и масла, долговечность, уровень шума и вибрации.
Научная новизна заключается в следующем:
1. Сформулированы принципы проектирования направляющей части поршня, базирующиеся на идее применения профиля асимметричного, относительно продольной оси, поршня и учете теплового состояния деталей ЦПГ, динамики поршня и гидродинамики смазочного слоя в сопряжении «поршень — цилиндр».
2. Разработанная методика оптимизации геометрии направляющей части поршня полнее и точнее учитывает факторы, влияющие на работу сопряжения «поршень — цилиндр», и позволяет разрабатывать конструкции поршней с низкими трибологическими потерями.
3. Обоснованы параметры поршня, обеспечивающие, совместно с оптимальным асимметричным профилем направляющей части, снижение триболо-гических потерь в ЦПГ дизеля.
Выносятся на защиту:
— математическая модель динамики системы «поршень — смазочный слой — цилиндр», учитывающая основные конструктивные и эксплуатационные факторы, в том числе асимметричность профиля поршня;
— методика оптимизации геометрии направляющей части поршня;
— методика экспериментального определения термогидродинамических параметров трибосопряжения с регистрацией параметров динамики поршня, гидродинамического давления и температуры в смазочном слое;
— новое техническое решение — поршень с асимметричным профилем образующей поверхности юбки.
Практическая ценность. Разработанные расчетно-экспериментальные методы анализа гидродинамических параметров системы «поршень — смазочный слой — цилиндр» и методы оптимизации дают возможность, за счет выбора рациональных геометрических параметров поршня при конструировании и модернизации Т 1,1 II ДВС, существенно уменьшить трибологические потери.
Реализация результатов работы. Разработанные математические модели реализованы в пакете прикладных программ «Орбита — Поршень» (зарег. в РОСАПО № 950 326 от 19.09.95 г.), нашедшем применение в практике проектирования и доводки цилиндро-поршневой группы ДВС. Созданы конструкции поршней с асимметричным профилем поверхности (патент № 1 590 596 от 06.06.88г, патент № 2 095 603 от 08.08.95г), позволяющие уменьшить расход топлива в дизелях в среднем на 2.5 г/кВт.ч, уменьшить расход масла на угар в 1,5.2 раза, что подтверждено сравнительными испытаниями опытных и серийных поршней на двигателях Д-160 (ЧН 14,5/20,5), 8ДВТ-330 (ЧВН 15/16), «Уралец» (В2Ч 8,2/7,8). Результаты работы внедрены на Волгоградском моторном заводе (г.Волгоград), в ОАО «Челябинский тракторный завод» (г.Челябинск), АО «Барнаултрансмаш» (г.Барнаул). По результатам исследований, совместно с НИКТИД (г.Владимир), разработан проект отраслевой методики Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения «Методика профилирования образующей юбки поршня ДВС».
Апробация работы. Результаты работы докладывались на Всесоюзной научно-технической конференции «Трение и смазка в машинах». (Челябинск 1983 г.), на Всесоюзной научно-технической конференции «Теория и практика рационального использования горюче-смазочных материалов и рабочих жидкостей». (Челябинск 1985, 1986 г. г.), а также на ежегодных научно-технических конференциях: Челябинского Ордена трудового Красного знамени Агроинже-нерного университета 1981.1984,1990,1994.1996,1998,1999 г. г.- Южно-уральского Государственного университета 1982 — 1984, 1996 — 1998 г. г.- Волгоградского политехнического института 1985,1987 г. г.
Публикации: По теме диссертации опубликовано 16 печатных работ. Подготовлен проект отраслевой методики. В соавторстве получено два авторских свидетельства N 1 361 362 «Поршень» от 22 августа 1987 г и N1441183 «Способ определения зазора между гильзой цилиндра и компрессорным кольцом поршневого двигателя внутреннего сгорания» и два патента на изобретение N1590596 «Поршень для ДВС» от 06.06.88 г. и N2095603 «Трибосопряжение поршеньцилиндр двигателя внутреннего сгорания» от 08.08.95 г.
В соавторстве подготовлен пакет прикладных программ «Орбита — Поршень» (зарег. в РОСАПО N 950 326 от 19.09.95 г.).
Структура и объем работы. Диссертационная работа изложена на 158 страницах машинописного текста, в том числе содержит 65 графиков, 12 таблиц, включает введение, пять глав, выводы, список литературы из 142 наименований (в том числе 32 на иностранных языках), приложения.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ВЫВОДЫ.
1. Сформулированы принципы проектирования направляющей части поршня, базирующейся на идее применения профиля, асимметричного относительно продольной оси поршня. Обоснованы параметры поршня, обеспечивающие совместно с оптимальным асимметричным профилем направляющей части, снижение трибологических потерь в ЦПГ дизеля, что позволило рекомендовать наиболее рациональные относительные (по отношению к диаметру цилиндра) параметры элементов поршней дизелей: относительная длина юбки поршня 0,7. .0,8, относительный диаметральный зазор между поршнем и цилиндром 0,005. .0,001 относительный дезаксаж поршневого пальца 0,000. .0,01 относительное смещение оси поршневого пальца по высоте юбки поршня 0,001. .0,05, отношение диаметрального зазора между поршнем и цилиндром к длине юбки поршня 0,007.0,0013.
2. Разработанная методика многокритериальной оптимизации направляющей части поршня, базирующаяся на критериях максимума несущей способности, минимума расхода смазки и потерь на трение, дала возможность проектировать поршни с низкими трибологическими потерями, что подтверждено сравнительными испытаниями опытных конструкций поршней с асимметричным профилем и уменьшенным монтажным зазором на двигателях 8ЧВН 15/16, 4 ЧН 14,5/20,5, В2Ч 8,2/7,8. По результатам испытаний получено уменьшение расходов топлива на 2,5 г/кВт, масло на угар в 1,5−2 раза, механических потерь на 4−10%. Конструкции защищены авторскими свидетельствами и патентами.
3. Предложенная математическая модель динамики поршня на смазочном слое позволила оценить влияние на гидродинамические параметры, характеризующих несущую способность смазочного слоя, сопротивление движению поршня и расход смазочной жидкости на угар сопряжения «поршеньцилиндр» и основных конструктивных особенностей поршня, в том числе, профиля длины юбки, расположения центра тяжести и оси поршневого пальца, зазоров в сопряжении. Математическая модель реализована в пакете прикладных программ «Орбита — поршень». Проведенные расчеты показали, что тепловая деформация юбки поршня существенно превышает ее деформацию от газовых и инерционных сил, причем, для получения достоверных результатов необходимо использовать объемную конечно-элементную модель поршня, так как влияние бобышек поршня, не учитываемая в плоской модели, существенно изменяет величину и характер деформации юбки.
4. В результате экспериментальных исследований динамики поршня в цилиндре двигателя установлены закономерности изменения следующих параметров: радиального перемещения поршня, диаметрального зазора и угла наклона, гидродинамических давлений и толщины смазочного слоя, температуры поршня и цилиндра в зависимости от скоростного и нагрузочного режима теплового состояния двигателя. Так, нагрузочный режим двигателя наиболее опасен для трибосопряжения «поршень — цилиндр», увеличение среднего эффективного давления (Рте) до 0,9 МПа привело к уменьшению толщины смазочного слоя в полтора раза и увеличению гидродинамических давлений на 30−50%. Показана удовлетворительная качественная сходимость результатов теоретических и экспериментальных исследований на различных режимах работы двигателя. л.
Список литературы
- Агейкин Д.И. Датчики контроля и регулирования. — М.: Энергия, 1987.-312с.
- Алексаньян И.М. Исследование возможности обеспечения жидкостного трения в сопряжениях поршневой группы ДВС: Сб. научн. тр.-Ростов-на-Дону: Институт инженеров ж/д транспорта, 1975.-Вып. 116.—С. 17—26.
- Аллабергенов М.Д. Разработка методов снижения колебаний цилиндро-поршневой группы с целью повышения ее надежности. Автореф. дис.. канд. техн. наук. Волгоград, 1987. -23с.
- Амир Халиль. Совершенствование конструкции поршня бензинового двигателя на основе математического моделирования динамики его движения в цилиндре в слое смазки: Автореф. дис. канд. техн. наук. МГААТМ. М., 1993.20 с.
- Артамонов М.Д., Морин М. М., Скворцев Г. А. Основы теории и конструирования автотракторных двигателей// Конструирование и расчет автомобильных и тракторных двигателей. М.: Высшая школа, 1978. — 133с.
- Белицкий М.С. Основы эксплуатационной долговечности двигателей автомобилей: Сб. научн. тр-Новочеркасск: НПИ, 1961.-170с.
- Блэр, Хоулт, Вон. Влияние деформации поршня на смазку в поршневом двигателе// Тр. амер. об-ва инж.-мех./ Современное машиностроение, серия «Б». -М.: Мир. 1991. N1.-С. 1−16.
- Блох П.С. Основные графические методы обработки опытных данных// Практическое руководство-М.: Машгиз, 1961.-164с.
- Бугаев В.Н. Эксплуатация и ремонт форсированых тракторных двагате-лей. -М.: Колос, 1981. -208с.
- Веденяпин Г. В. Общая методика экспериментальных исследований и обработка опытных данных. -М.: Колос, 1973. -127с.
- Венцель C.B. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания. -М.: Химия, 1979. -240с.
- Гаар В.В. Повышение работоспособности сопряжения юбка поршня гильза цилиндра путем улучшения условий смазки на основе исследований гидродинамических параметров масляного слоя. Автореф. дис.. канд. техн. наук. — Л., 1983, -20с.
- Гинзбург Б.Я. Профилирование юбок поршней. М.: Машиностроение, 1973.-89 с.
- Григорьев Е.А., Ющенко A.A. Экспериментальное исследование пространственного движения поршня в пределах зазора// Двигателестроение. 1989. -№ 1.-С. 14−16.
- Григорьев Е.А., Аллабергенов М. Д. Теоретическое исследование колебаний системы «поршень-цилиндр»// Двигателестроение. 1985. -№ 10. -С. 13−17.
- Григорьев Е.А., Загребельный Б. Т. Совершенствование форм поршней отечественных автотракторных дизелей// Современные проблемы кинематики и динамики ДВС. Тезисы докладов-Волгоград, 1985. -С. 76−77.
- Гуткин JI.C. Оптимизация радиоэлнктронных устройств. М.: Сов. радио, 1975.-368с.
- Деревцов Ю.И. О гидродинамическом давлении в слое смазки при движении поршня с кольцом.// Материалы XIII научно-технической коференции НИИИВТА. Новосибирск, 1970. -С. 298−300.
- Деревцов Ю.И. Выдавливание смазки поршневым кольцом в «мертвых точках» хода.// Материалы XIII научно-технической коференции НИИИВТА. -Новосибирск, 1970. -С. 300−303.
- Двигатели внутреннего сгорания// Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей/ Под ред. Орлина A.C. М.: Машиностроение, 1984. -384с.
- Жуков А.И. О движении ползуна прямоугольной формы в плане: Сб. на-учн. тр./ Ин-т механики АН СССР. М., 1948, Т.У., вып.1, -С. 179−181.
- Зайдель А.Н. Ошибки измерения физтческих величин. JL: Наука, 1974. -384с.
- Звягин A.A., Кислюк Р. Д., Егоров А. Б. Автомобили ВАЗ: надежность и обслуживание/ -JL: Машиностроение, 1981. -238 с.
- Испытание двигателей внутреннего сгорания// Стефановский Б. С. и др. -М.: Машиностроение, 1972. -368с.
- Керчер Б.М., Подщеколдин М. И. Исследование зазора между поршнем и цилиндром// Тракторы и сельхозмашины, 1970. -№ 11. -С. 13−14.
- Керчер Б.М., богданов Ю.С., Клигерман Ю. Я. Исследования перекладки поршня быстроходного дизеля// Двигателестроение, 1981. -№ 10. -С. 15−19.
- Кноль Пикен. Гидродинамическая смазка юбки поршня/ Тр. амер. об-ва инж.-мех./ Проблемы трения и смазки. 1982. -№ 4. -С. 69−75.
- Коган М.С., Лурьев В. А., Мартынов Л.И, Черников Б. Г. Токосъемное устройство для термометрирования и тензометрирования поршня быстроходного дизеля// Сб. тр. Всесоюзн. заочн. политехи, инст., Вып. 91. М.: Машиностроение, 1974. -С. 110−118.
- Коднир Д.С. Контактная гидродинамика смазки деталей машин. -М.: Машиностроение, 1976. -306с.
- Коровчинский М.В. Теоретические основы работы подшипников скольжения. -М.: Машгиз, 1954. -403с.
- Коровчинский М.В. Прикладная теория подшипников жидкостного трения. -М.: Машгиз, 1954. -180с.
- Костров A.B., Макаров А. Р., Смирнов C.B. Оптимизированные поршни бензиновых ДВС//Автомобильная промышленность, 1988. -№ 1. -С. 17−18.
- Костров A.B., Смирнов C.B., Макаров А. Р. Математическое моделирование движения поршня в цилиндре в слое смазочного материала с учетом деформации юбки// Двигателестроение, 1990. —№ 1. -С. 7−9.
- Лазарев Е.А., Иващенко H.A., Перлов М. Л. Особенности теплового напряженно-деформированного состояния поршней тракторного дизеля// Двигателестроение, 1988. -№ 7. -С. 3−5.
- Лазарев Е.А. Основные принципы. Методы и эффективность средств совершенствования процесса сгорания топлива для повышения технического уровня тракторных дизелей// Учебное пособие. -Челябинск: ЧГТУ, 1995. -360с.
- Лощаков П.А. Конструктивные мероприятия по снижению температуры в зоне первого поршневого кольца двигателя ЯМЗ// Двигателестроение, 1990. -№ 1. -С. 16−17.
- Маслов А.П., Суркин В. И. Повышение долговечности тракторного дизеля обеспечением жидкостного режима трения сопряжения юбка поршня -цилиндр// Современные проблемы кинематики и динамики ДВС: Тез. докл. Всесоюзн. конф. Волгоград: ВПИ, 1985. -С. 77−78.
- Маслов А.П. Методы снижения механических потерь в двигателях внутреннего сгорания// Сб. научн. тр./ Техническая эксплуатация, надежность и совершенствование автомобилей. -Челябинск: ЧГТУ, 1996. -С. 58−63.
- Маслов А.П. Определение угла наклона поршня, диаметрального зазора и положения оси поршня относительно оси цилиндра при дифференциаль- ¦ ном включении датчиков// Информационный листок. -№ 104−83. Челябинск: ЦНТИ, 1983. -Зс.
- Маслов А.П. Определение температуры поршня при использовании непрерывных токосъемников с медными комплексационными проводами// Информационный листок. -№ 102−83. Челябинск: ЦНТИ, 1 983. -2с.
- Миронов Г. Н., Аллабергенов M.Д. Математическая модель движения поршня в течение цикла в пределах теплового зазораУ/ Двигателестроение, 1981. -№ 1. -С. 19−22.
- Миронов Г. Н. Аналитическое исследование перекладки поршня в цилиндре двигателя// Автомобили, тракторы и их двигатели. -Волгоград, 1971. -С. 39−48.
- Миронов Г. Н., Аллабергенов М. Д. Экспериментальное исследование перекладки поршня двигателя Д-144 с аксиальным расположением поршневого пальца// Рабочие процессы в поршневых ДВС: Меж. вуз. темат. сб. -Волгоград: ВПИ, 1979. -С. 52−57.
- Миронов Г. Н. Динамика бочкообразного поршня// Двигателестроение, 1985.-№Ю.-С. 10−13.
- Мищенко А.И., Подщеколдин М. И. О радиальном перемещении поршня в цилиндре двигателя// Сб. научн. тр. -Киев, 1967, вып. 4. -С. 90−96.
- Морозов Ю.Н. Аналитично определине профила на водницо част на буталитме за двигалите с выгрышно форене// Известия ВМЕИ Ленин. 1975.-№ 6. -С. 34.
- Мур Д. Основы и применения триботехники// Пер. с англ. М.: Мир, 1979,-С. 437.
- Назаров А.Д. Определение зазоров между гильзой цилиндра и поршнем// Двигателестроение, 1988. -№ 8. -С. 20−25.
- Назаров А.Д. Расчет зазоров// Двигателестроение, 1987. -№ 7. -С. 15−20.
- Назаров А.Д. Определение оптимального зазора между гильзой цилиндра и головкой поршня двигателя// Двигателестроение, 1988. -№ 12. -С. 19−22.
- Назаров А.Д. Расчет оптимальных монтажных зазоров между гильзой цилиндра и головкой поршня автотракторных двигателей// Способы повышения долговечности тракторов и сельхозмашин/ Моск. ин-т инж. с-х. пр-ва. -М.: 1988. -С. 3−7.
- Никитин Ю.Н., Коротеев C.B., Макаревич П. С. Профиль поршня и смазывание деталей цилиндро-поршневой группы// Автомобильная промышленность, 1990.-№ 10.-С. 13−14.
- Никишин В.И. Основы теории соударения и исследование колебаний пары поршень гильза автомобильного двигателя. — Автореф. дис. канд. техн. наук. — М.: 1978,-21 с.
- О, Ли, Генка. Упругогидродинамическая смазка юбки поршня// Тр. амер. об-ва инж.-мех./ Проблемы трения и смазки. 1988.-№ 1.-С. 125−131.
- Орлов П.И. Смазка легких двигателей. -М.: ОНТИ, 1937. 462 с.
- Отраслевая комплексная программа повышения технического уровня двигателя Д-160. 1981.-Юс.
- Пакет прикладных программ «Орбита поршень». Версия 1.0/ Прокопьев В. Н., Рождественский Ю. В., Задорожная Е. А., Хозенюк H.A., Маслов А.П.// Зарег. в реестре программ для ЭВМ в Рос. АПО № 950 326 от 19.09.95.
- Панкратова Н.П., Перельдин Г. И., Бронштейн Б. З. Расчетные и экспериментальные исследования поперечного перемещения поршня бочкообразного профиля// Автомобильная промышленность, 1978. -№ 5. -С. 11−14.
- Патент 1 590 596 Российская Федерация МКИ «Поршень для двигателя внутреннего сгорания"/ Маслов А. П., Суркин В. И. (Р.Ф.). Заявка № 4 460 219. Заявлено 06.06.88. Опубл. 29.04.93 Приоритет 06.06.88 УДК 621.43.242.
- Патент 2 095 603. Российская Федерация МКИ „Трибосопряжение поршень цилиндр двигателя внутреннего сгорания"/ Рождественский Ю. В., Маслов А. П. Заявка № 95 114 172. Заявлено 08.08.95. Опубл. 10.11.97. Приоритет 08.08.95. УДК 621.43.242.
- Пашкеев С.Д., Минязов Р. И., Могилевский В. Д. Машинные методы оптимизации в технике связи. -М.: Связь, 1976. -272с.
- Подщеколдин М.И., Мищенко А. И. О радиальном перемещении поршня в цилиндре двигателя// Автомобильный транспорт: Сб. научн.тр. -Киев: „Техника“, 1968. -Вып.4. -С. 90−96.
- Полотницкий К.А. Механические потери в поршневой группе двигателя ЯАЗ-204 А// Автомобильная промышленность, 1958. -№ 2. -С. 17−19.
- Попов В.Н., Суркин В. И., Маслов А. П. Исследование параметров слоя смазки сопряжения поршень гильза двигателя 8ДВТ-330. -Научн. отчет/ ЧИМЭСХ, №г.ф.1 821 015 470, 1984. -179с.
- Попов В.Н., Четошников В. И. О возможности снижения зазора в сопряжении поршень-цилиндр// Труды ЧИМЭСХ, вып.78. -Челябинск: ЧИМЭСХ. 1974. -122с.
- Попов В.Н., Суркин В. И., Маслов А. П. Исследование гидродинамических параметров слоя смазки сопряжения юбка поршня цилиндр двигателя 8ДВТ-330. Тех. отчет/ ЧИМЭСХ-ЧФНАТИ. Деп. рук. №Д2 860 042 441 №г.ф.1 821 015 470. — Челябинск, 1985. -180с.
- Прокопьев В.Н., Рождественский Ю. В., Караваев В. Г. Моделирование динамики трибосопряжения „поршень смазочный слой — цилиндр“. — Челябинск: ЧГТУ, 1994. -26с. Деп. в НИИЭУАэтопром. 07.09.94. -№ 10. -ап.94.
- Прокопьев В.Н., Анисимов В. Н. Решение разностного уравнения Рейноль-дса для давлений в смазочном слое на последовательности сеток. Сб. научн. тр. -Челябинск: ЧПИ, 1980. -№ 248. -С. 78−88.
- Путинцев C.B., Чистяков В. К. Расчет триботехнических характеристик и параметров динамики деталей цилиндро-поршневой группы ДВС: Учебное пособие по курсу „Основы строительной механики ДВС“, -М.: Изд-воМГТУ, 1991. -40с.
- Путинцев C.B. Снижение механических потерь в автотракторных двигателях внутреннего сгорания. Автореф. дис. докг. техн. наук. М.: -1998. -32с.
- Рождественский Ю.В. Оптимизация профиля юбки поршня двигателя внутреннего сгорания/ ЧГТУ Челябинск — 1994, -с. 19. Деп. в НИИЭУАвтоп-ром. 07.09.94. -№ 9 ап. 94.
- Рождественский Ю.В., Маслов А. П. Методика анализа динамики поршня// Автомобильная техника. Силовые установки: Сб. научн. тр. -Челябинск: ЧВВАИУ, 1996. -Вып. 6. -С. 103−113.
- Рождественский Ю.В. Динамика профилированного поршня в цилиндре автомобильного двигателя// Техническая эксплуатация, надежность и совершенствование автомобилей. Сб. научн. тр. -Челябинск: ЧГТУ, 1996. -С. 3—11.
- Рык Г. М. Механические потери поршневой группы тракторного дизеля.// Тракторы и сельхозмашины, 1965. -№ 6. -С. 10−12.
- Рык Г. М., Рогов Ф. М. Моделирование условий смазки поршня. Двигатели внутреннего сгорания. // Сб. науч.тр. -Харьков: ХПИ, 1976. -Вып.23. -С. 113.122.
- Рык Г. М. Особенности бокового движения поршня при различных режимах работы ДВС// Двигателестроение, 1985. № 10. -С. 17−20.
- Савельев С.М. Особенности конструирования боковой поверхности поршня с целью снижения расхода масла на угар// Двигателестроение, 1979. -№ 2. -С. 10−11.
- Словарь-справочник по трению, износу и смазке деталей машин. -Киев.: Наук, думка. -1979. -188с.
- Стрельцов.А.И. О трении и износе смазочного слоя между поршнем и цилиндром в двигателях внутреннего сгорания// Проблемы трения и изнашивания/ Сб. науч.тр. -Харьков, 1975. -Вып.7. -С. 92−97.
- Суркин В.И., Гаар В. В. Изменение положения поршня в цилиндре при работе дизеля// Исследование и совершенствование конструкции тракторов, автомобилей и их двигателей/ Сб. науч.тр. -Челябинск: ЧИМЭСХ, 1975. -Вып. 107. -С. 66−69.
- Суркин В.И., Гаар В. В., Ваганов В. В. Аналитическое определение параметров слоя смазки сопряжения юбка поршня гильза ДВС// Совершенствование тракторов и их использование в сельском хозяйстве/ Сб. науч. тр. -Челябинск: ЧИМЭСХ, 1981. -Вып. 170. -С. 90−96.
- Суркин В.И., Маслов А. П. Экспериментальное исследование параметров смазки поршня и гильзы тракторного дизеля// Тез. докл. Всесоюзн. конф. „Трение и смазка в машинах“. Челябинск. -1983. — С. 93.
- Суркин В.И. Оптимизация параметров смазки поршня тракторного двигателя// Тез. докл. Всесоюзн. конф. „Трение и смазка в машинах“. Челябинск, 1983. -С. 93−94.
- Суркин В.И. Этапы оптимизации гидродинамических параметров поршня// Повышение степени использования установленной мощности двигателя сельскохозяйственных тракторов. Сб. науч. тр. -Челябинск: ЧИМЭСХ, 1983.-С. 88−93.
- Суркин В.И., Маслов А. П. Анализ работы поршня с асимметричным профилем юбки// Вестник ЧГАУ. -Челябинск, 1996. т. 14. -С. 63−68.
- Суркин В.И., Маслов А. П. Методика профилирования поршня. ЧИМЭСХ. -1987. (проект отраслевой методики).
- Суркин В.И., Маринов В. И. Комплексные исследования условий смазки шатунных подшипников и масляного охлаждения поршня двигателя 8ДВТ-330//Отчет 23.98.81.-Челябинск, 1983.-С. 139.
- Суркин В.И., Курчатов Б. В. Смазка пар трения дизелей.: Монография. -Челябинск, 1999. -С. 224.
- Токарь И.Я. Проектирование и расчет опор трения. -М.: Машиностроение, 1971, — 168с.
- Турчин A.M. Электрические измерения неэлектрических величин/ М.: Энергоиздат, 1966.-221с.
- Техническая справка № 2325Д// О результатах термометрирования двигателя В2Ч 8,2/7,8. -Челябинск: ОАО"ЧТЗ“, 1994. -20с.
- Фролов В.П., Овчинников В. П. Метод расчета деформации поперечного сечения юбки поршня дизеля от воздействия механических нагрузок. Владимир, 1986. -С. 7. -Деп. в ЦНЦИТЭН тракторосельхозмашин 10.12.86,-№ 769.
- Фурухама Такагути. Сила трения поршня о стенку цилиндра высокооборотного карбюраторного двигателя внутреннего сгорания// Тр. амер. об-ва инж.-мех./ Проблемы трения и смазки. -М.: Мир, 1988. -№ 4. -С. 106−112.
- Хертель. Светолучевые осциллографы. -М.: Энергия, 1965. -189с.
- Четошников В.И. Исследование возможности уменьшения зазора в сопряжении поршень-цилиндр тракторного двигателя с воздушным охлаждением. Автореф. дис.. канд. техн. наук. -Челябинск, 1974. -С. 23.
- Чистяков В.К., Песоцкий Ю. С., Путинцев C.B. Характер трения в цилинд-ропоршневой группе двигателя внутреннего сгорания в условиях вибрации и его влияние на механические потери // Трение и износ. 1985. -T.VI. № 2. -С. 359−467.
- Шабшиевич Б.Э. Расчет сил трения в цилиндро-поршневой группе тракторного дизеля// Тракторы и сельхозмашины, 1973. -№ 12. -С. 13−16.
- Шабшиевич Б.Э. Исследование потерь на трение в поршневой группе работающего под нагрузкой тракторного дизеля. -Автореф. дис. канд. техн. наук. -М.: МАМИ, 1973. -23с.
- Ющенко A.A., Андронов В. П. Радиальное движение поршня в пределах зазора поршень-гильза цилиндра// Двигателестроение, 1985. -№ 11. -С. 15−18.
- А. с. № 1 615 420 СССР МКИ F0.2, F3/00. 23.12.90. Поршень для ДВС/По-гребинский Е.З., Блох Л.И.
- A.c. № 661 180 F0.2, F3/100. кл. Р16, J 1/04, 1979. Поршень для двигателя внутреннего сгорания/ Кольченко В.И.
- A.c. № 1 229 403 СССР МКИ F 0.2, F3/00, F 16J 1/08. 07.05.1986. Поршень для двигателей внутреннего сгорания/ Прокофьев В.М.
- A.c. № 1 249 183 CCCPMKHF0.2,F3/00,F 16J 1/04.1986. Поршень для ДВС/ Путинцев C.B., Чистяков В. К., Песоцкий Ю.С.
- А. с. № 280 098 СССР МКИ F 0.2, F3/00, клТЧб J 1/04, 1965. Поршень/ Рык Г. М.
- A.c. № 1 361 362 СССР МКИ F02 F3/00 F16j 1/06. 10.07.86. Поршень/ Суркин В. И., Маслов А. П., Попов В.Н.
- A.c. № 1 441 183 СССР МКИ G01 D7/14.F02 F5/00. 02.12.86. Способ определения зазора между гильзой циллиндра и компрессионным кольцом поршневого двигателя внутреннего сгорания/ Суркин В. И., Маслов А.П.
- Betr Gebhard, Zellbeck, Hans. Untersuchangen zuz Reibleistung oler kolbenruppe „MTZ“ Motortechn -1986, 47 -№ 10, p.433−437.
- Blaiz W. L, Hoult D.P., Wond V.W. Fhe role of piston distorlion on lubrication in a reciprocating engine. Trans ASME F.Eng. Gas Turfines and Power 1990,112, -№ 3, p.287−300.
- Bonden F.P., Tabor D Mechanical wear, Summer Conference Mass. Fechal, Jnot. Cambridge. Metal, 1959. -109. 30 p.
- Chin C. A study of temperature ohistribution in a diesel piston-comparison of emalytical and experimente. „SAE Techn. Pap. Ser“, 1986, -№ 861 278, p.-p. 271−281.
- Dong Zhu, Herbert S. Cheng, Takayuki Arai, Kyugo Hamai, A. Numerical Analysis of piston skirts in Mixed Lubrication part. J: Basic Modeling — Trans. ASME. J. Tribol, p.553−562.
- Fielding B.J. and Skorecki J.identification of Mechanical sources of noise in a diesel engine: Sound Originating from piston slap». Proc. Inst. Mech. Eng. 184. Pt. 1.46, p.p. 859−871.(1969−1070).
- Furuhama S. fiid Takiguchi M. «Measurement of piston friction forse in Actual operating disel engine». SAE paper 790 855, 1979.
- Chvanijv Chen. Computational determination of the size of gap between piston stem and cylinder barrel. Schmierungstechnik, Berlin 21 (1990) -№ 11, pp. 333−334.
- Green A.B. Initil visual studies of piston cylinder dynamic oil film behavior, «Wear», 13, pp. 345−369 (1969).
- Haddad S.D. Origins of noise and vibration in vee form diesel engines with emphasis on piston slap. Southampton Vniveraity, 1974. Ph. Thesis.
- Haddad S.D. Liner deformation due to piston slap in diesel engines. JSVE -Southampton Vniversity V.K. Mesh.E. 1975, p. 1065−1070.
- Helmut Fschoke and Vif Essers. Einflub des zylinderdruck-verlaufes auf die sekundarbewegung des kolbens. MTZ. Motortechnische Zeitschrift 43.1982. 4 p. 157−160.
- Knoll C.D., Peeken H.F. Hidrodynamic Rubrication of piston skirts. Journal of Lubrication Tehnology, Oct, 1982, vol. 104/505.
- Jacobs R. «Olhaushalt des Tauchkolbens» Forschung sbericht der FW. Heft 196.-1975. p. 35−40.
- Jellbeek Hans. Untersuchungen zuv Reibleistung oler kolbengruppe. MTZ «Motortechn» 1986. 47-№ 10, p.433-^37.
- Laws A.M., Parker D.A., Turner B. Puston Movement in the Diesel Engine. 10th International Congress on Combustion Engine. CIMAC Washigton D.C., 1973. Apr. 5−9.
- Li D.E., Rjhde S.V., Ezzat H.A. An Automotive piston Lubrication model. -ASLE Tranction, Vol. 26, 1982, p. 151−160.
- Lu Reisong, Li Chngming, Lin Sanming. Профилирование боковой поверхности поршня. -Чуаньбо чунчэн 1990. -№ 4, с.48−52.
- Mashined in pands redace pistjn/ Cylinder contact, Black Daviol J. «Des news». 1985, 41,-№ 9,98.
- Martin Y. Methodes de mesure des perter for frottements dane les motewes a combustion interne. Puven Energie Rumaive. 1971, т. VII -№ 1, p. 3−13.
- Moderne Leichtebaukolben for das Ersatzgeshcaft Autohaus, 1992, -№ 19, p.96.
- Parker D.A., Etiles C.H., Richmond J.W. Fhe AE conoguide low friction piston feotire analysis and further expaience. «Combust Engines — Reduct». Frict and Wear conf London, 18−19. March, 1985.
- Peter Reipert. Rechnezunterstutzte Geometriebestimmung von Kolben. MTZ, -Motortechnische Zeitschrift. 43 -№ 4, 1982. p. 171−174.
- Rboder M.L., Perker D.H. A econonde Ion friction Piston skirt Design. -Industrial lubrication Tribology, sept./oct. 1982, p. 10.
- Rohle Manfred. Beeinflussung der Gerauschbildung bei Dieselmotoren durch den Rolben. teil 1. MTZ, 1976, 37, -№ 7−8, p.277−282.
- Sarsten A., Stavdal S. Computer programs fo piston besring loads and polas diagrams. Mzd. Inst. Forbrenningsmot. NTH Vnif. Trondheim, 1969, -№ 2, 104 p.
- Steidle W. Movimento del pistone с rumarosita. ata — Ingegneria automotoristice, 1982, v. 35, -№ 3, p. 200−208.
- Steidle W. «Kolbenbewegung und geransch». Karl-Schmidt-Kolloquinm. -Neckarsulm. — 1979, p. 13−26.
- Suzuki, Tovohiko. Huxon кикай гаккай ромбунсие. Trans. Jap. Mech. — 1989. 55,-№ 511. c. 768−773.
- Такэо M. All of the scuffmgs in low speed 4 stroke-cycle engines. Nation nikan, т. 12, -№ 8, 1973, с. 41−46 .
- Williams Speirs- Engine beaming temperature. The engeneer, G/V. 1988. 505 p/
- De Biasse Richard L. Piston for internal combutsion engine. ПАТ. США. кл. 92−239, (F16j, 1/04) № 3 505 934. 14.04.70.
- Gerner Dieter. Kolben, insbesondere Tauch Kolben fur Breennkraftmaschinen. Пат. ГДР кл.47Р, 1/02 (F 16j), № 77 377. 31.03.1969.