Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Снижение вредных выбросов при эксплуатации дизелей путем воздействия на рабочий процесс двигателя и совершенствования средств очистки отработавших газов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика исследований основана на применении современных методов и измерительных приборов. Теоретические исследования выполнялись на основе известных положений законов газовой динамики и тепломассообмена, теории многомерного статистического оценивания и математического моделирования. Индицирование дизеля проводилось измерительно-вычислительным комплексом с интерфейсом КАМАК. Для замера дымности… Читать ещё >

Содержание

  • ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В РАБОТЕ
  • ВВЕДЕНИЕ. ф 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. 1. Масштабы и факторы воздействия автотракторного парка на природную среду
    • 1. 2. Состав и образование основных токсичных компонентов отработавших газов дизелей
    • 1. 3. Токсичность основных компонентов отработавших газов дизелей
    • 1. 4. Оценка и нормирование вредных выбросов дизелей. 1.4.1. Отечественные и международные природоохранные стандарты
      • 1. 4. 2. Методы и приборы для анализа отработавших газов
    • 1. 5. Основные направления снижения вредных выбросов дизелей при эксплуатации
      • 1. 5. 1. Средства воздействия на рабочий процесс двигателя
      • 1. 5. 2. Средства очистки отработавших газов в выпускной системе двигателя
    • 1. 6. Выводы. Цель и задачи исследования. 2. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Программа исследований
    • 2. 2. Методика теоретических исследований
    • 2. 3. Методика экспериментальных исследований
      • 2. 3. 1. Оборудование и приборы для экспериментальных исследований
      • 2. 3. 2. Особенности используемых методик экспериментальных исследований
      • 2. 3. 3. Тарировка приборов и оборудования, оценка точности и ошибок экспериментальных исследований
    • 2. 4. Выводы
  • 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОЦЕССОВ ДИЗЕЛЯ И СРЕДСТВ СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ
    • 3. 1. Модели рабочих процессов в цилиндре дизеля
      • 3. 1. 1. Модели индикаторного процесса дизеля
      • 3. 1. 2. Модель тепловыделения в цилиндре дизеля с различными средствами снижения токсичных веществ
    • 3. 2. Теоретическое обоснование и моделирование средств воздействия на рабочий процесс дизеля
      • 3. 2. 1. Устройство и принцип работы разделенной системы ф топливоподачи дизеля
      • 3. 2. 2. Моделирование разделенной системы топливоподачи дизеля
      • 3. 2. 3. Определение цикловой подачи топлива при использовании разделенной системы топливоподачи
      • 3. 2. 4. Устройство и принцип работы системы рециркуляции отработавших газов дизеля
      • 3. 2. 5. Модели молекулярных теплоемкостей
      • 3. 2. 6. Выбор химического соединения для антидымной присадки, способ ее получения
      • 3. 2. 7. Теоретическое обоснование механизма действия антидымной присадки на основе гидроксида железа (III)
    • 3. 3. Теоретическое обоснование и моделирование процессов в средствах очистки отработавших газов в выпускной системе дизеля
      • 3. 3. 1. Устройство и принцип работы термического нейтрализатора
      • 3. 3. 2. Функциональная схема моделирования процессов в термическом
  • Ф нейтрализаторе
    • 3. 3. 3. Анализ возможных химических реакций в термическом нейтрализаторе и их кинетика
    • 3. 3. 4. Тепловой баланс термического нейтрализатора, определение оптимальной толщины его теплоизоляции
  • Ф 3.3.5. Сепарация сажи в циклоне термического нейтрализатора
    • 3. 3. 6. Параметры газодинамического сопротивления термического нейтрализатора
    • 3. 3. 7. Устройство и принцип работы сажевого фильтра
    • 3. 3. 8. Функциональная схема моделирования процессов в сажевом фильтре
    • 3. 3. 9. Математическая модель движения потока отработавших газов в сажевом фильтре
    • 3. 3. 10. Модель динамики движения и сепарации сажи в закрученном потоке сажевого фильтра
  • --- - 3.3.11. Моделирование дисперсного состава сажи в отработавших газах дизеля
    • 3. 4. Оценивание параметров, точности и адекватности разработанных математических моделей
    • 3. 5. Выводы
  • 4. ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ СРЕДСТВ СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММАРНОЙ ГОДОВОЙ ТОКСИЧНОСТИ ПРИ ИХ УСТАНОВКЕ НА ДВИГАТЕЛ
    • 4. 1. Задачи параметрической оптимизации средств снижения токсичных веществ
    • 4. 2. Формирование критериев эффективности и оптимальности средств снижения токсичных веществ
    • 4. 3. Моделирование суммарной годовой токсичности дизеля, ф оборудованного средствами снижения токсичных веществ, в условиях эксплуатации
    • 4. 4. Выводы
  • 5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЦЕССОВ, ПРОТЕКАЮЩИХ В СРЕДСТВАХ СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ
    • 5. 1. Процессы сгорания в цилиндре дизеля с различными средствами снижения токсичных веществ
    • 5. 2. Газодинамические процессы в средствах очистки отработавших газов
      • 5. 2. 1. Газодинамическое сопротивление
      • 5. 2. 2. Особенности распределения и неравномерности потока отработавших газов
    • 5. 3. Гидравлические характеристики разделенной системы топливоподачи
    • 5. 4. Исследование показателей эффективности дизеля с различными средствами снижения токсичных веществ
      • 5. 4. 1. Дымность отработавших газов
      • 5. 4. 2. Концентрации оксида углерода
      • 5. 4. 3. Концентрации оксидов азота
      • 5. 4. 4. Результаты измерений уровня шума дизеля с сажевым фильтром
    • 5. 5. Результаты параметрической оптимизации средств снижения токсичных веществ
    • 5. 6. Результаты эксплуатационных исследований
    • 5. 7. Выводы
  • 6. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННЫХ СРЕДСТВ СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ
    • 6. 1. Суммарная годовая токсичность выбросов дизеля с различными ф средствами снижения токсичных веществ в условиях эксплуатации
    • 6. 2. Оценка технико-экономических и экологических показателей средств снижения токсичных веществ

Снижение вредных выбросов при эксплуатации дизелей путем воздействия на рабочий процесс двигателя и совершенствования средств очистки отработавших газов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Состояние атмосферного воздуха, от которого зависят климат и биосфера Земли, является определяющим фактором для жизни человека, существования животного и растительного мира, плодородия почвы. В современных условиях развития человеческого общества все большее внимание уделяется качественному улучшению ресурса атмосферного воздуха и его охране.

Значительное загрязнение атмосферы происходит при получении различных видов энергии. На сегодняшний день наиболее распространенными источниками механической энергии для транспортных средств являются двигатели внутреннего сгорания (ДВС). При эксплуатации ДВС в атмосферу с отработавшими газами (ОГ) выбрасывается ряд токсичных соединений, что ведет к значительным изменениям в биосфере. В большей степени этому подвержены места концентрации автотракторной техники из-за локального загрязнения атмосферы. Сейчас в мире насчитывается около 1,5 млрд единиц автотракторной техники и ее количество увеличивается на 50 млн единиц в год [1].

Токсичные вещества, содержащиеся в ОГ автотракторных двигателей, могут сохраняться в атмосфере в течение длительного времени и переноситься на значительные расстояния. Атмосферный воздух можно рассматривать как вторичный реактор дообразования вредных веществ, токсичность которых в некоторых случаях значительно превышает токсичность первичных компонентов. Например, при переходе оксида азота (II) в оксид азота (IV) в атмосферном воздухе масса вредного вещества возрастает в 1,5 раза, а токсическое действие — в 7 раз [2].

Большую роль в загрязнении атмосферного воздуха играют дизели, которые по-прежнему остаются наиболее эффективными в энергетическом смыслеепловыми машинами. Так при сгорании 1 кг дизельного топлива выделяется 80.100 г токсичных компонентов (20.30 г оксида углерода (II), 20. .40 г оксидов азота, 4.10 г углеводородов, 10. .30 г оксидов серы, 0,8. 1,0 г альдегидов, 3.5 г сажи и др.) [3]. Имея значительно меньшие, по сравнению с бензиновыми двигателями, выбросы СО и углеводородов, ОГ дизелей обладают достаточно высокой токсичностью из-за повышенного содержания оксидов азота, сажи и альдегидов. Эти выбросы попадают на растения и почву, снижают урожайность, ухудшают качество сельскохозяйственной продукции, оказываются в организмах животных и людей, в потребляемой ими пище.

Помимо отработавших газов одним из наиболее опасных параметрических загрязнений окружающей среды является транспортный шум. Вопросы борьбы с шумом в настоящее время приобретают социальное значение, так как человек находится в условиях постоянного дискомфорта на транспорте, производстве и быту. Транспортный шум имеет значительно больше негативных последствий для населения, чем производственный или бытовой шум, так как сфера его действия значительно шире, а физические параметры, характеризующие влияние шума на организм человека, несравнимо выше [4, 5].

В последнее время в связи с ростом парка дизельной автотракторной техники вводятся все более жесткие нормы на выбросы токсичных компонентов с ОГ. При этом необходимо отметить, что нормы по токсичности и дымности ОГ двигателей, принимаемые в Российской Федерации значительно отстают от аналогичных норм в США и Европейских странах. Так, Европа с 1 января 2005 года перешла на нормы «Еиго-4», а в России введение норм «Еиго-2» ожидается не раннее 1 января 2006 года (несмотря на то, что содержание токсичных соединений по нормам «Еиго-2» и «Еиго-4» различается в два и более раза).

Большинство автотракторных дизелей, выпускаемых серийно и эксплуатирующихся в настоящее время в РФ, могут соответствовать пр, выбросам нормам «Еиго-2» и выше только при. реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение их токсичности и дымности.

Существуют различные средства снижения токсичности и дымности ОГ автотракторных дизелей в эксплуатации, которые можно разделить на две группы: «Средства воздействия на рабочий процесс двигателя» и «Средства очистки ОГ в выпускной системе». Как показывает мировая и отечественная практика, в настоящее время одними из наиболее перспективных и эффективных средств снижения токсичных веществ в ОГ дизелей являются системы рециркуляции и разделенной топливоподачи, антидымные присадки в топливо, сажевые фильтры и нейтрализаторы. Это подтверждают доклады крупнейших мировых производителей автотракторной техники, посвященные совершенствованию и оптимизации вышеперечисленных средств, на Международном конгрессе «Автомобили и двигатели — новейшие достижения» (Германия, г. Аахен, октябрь, 2004 г.) [6].

Основная проблема, поставленная в диссертации, — разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих эффективное снижение вредных выбросов при эксплуатации двигателей внутреннего сгорания.

Проблемная ситуация на данном этапе заключается в том, что широкое использование в агропромышленном комплексе страны тракторов, автомобилей и мобильной сельскохозяйственной техники, как правило, с высокой производительностью, вынуждает применять в качестве силовых установок высокофорсированные дизели, которые имеют повышенную экологическую опасность в силу значительного количества газообразных выбросов и высокой их токсичности, что в свою очередь ведет к значительным изменениям естественных экологических систем. По оценке специалистов, суммарная масса выбросов всех дизелей, находящихся в странах СНГ, составляет 14−18 млн тонн в год [7]. Вредные выбросы чрезвычайно опасно действуют на здоровье людей и животных, приводят к снижению урожайности, продуктивности животноводства, разрушению строительных материалов, повышенным концентрациям вредных веществ в кабинах мобильной техники и помещениях цехов. Поэтому законодательная власть вынуждена ужесточать требования нормативных актов по выбросам токсичных веществ ДВС. В свою очередь применение средств очистки отработавших газов, как правило, приводит к снижению мощностных и экономических показателей дизеля. '.

Все это обуславливает необходимость разработки, совершенствования и внедрения средств снижения токсичных веществ в ОГ дизелей (ССТВ), обладающих высокими показателями по очистке и ресурсу работы, а также минимальным воздействием на эксплуатационные показатели мобильной техники.

В настоящее время это является одной из важнейших задач при конструировании и эксплуатации автотракторных дизелей, как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Актуальность работы подтверждается тем, что исследования проведены в соответствии с Федеральной программой № 04.01.06. на 20 012 005 гг., выполняемой совместно с Всероссийским научно-исследовательским и проектно технологическим институтом по использованию техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве (ГНУ ВИИТиН, г. Тамбов), научным направлением 1.2.9 «Комплексная региональная программа научно-технического прогресса в АПК Поволжского экономического региона на 20 лет до 2010 г.» (№ гос. регистрации 840 005 200), региональной научно-технической программой «Повышение уровня механизации АПК Саратовской области», «Концепцией развития АПК Саратовской области до 2005 г.», а также в соответствии с комплексной темой № 5 НИР Саратовского государственного аграрного университета им. Н. И. Вавилова «Повышение.

-. надежности и эффективности использования мобильной техники в сельском хозяйстве".

Цель работы. Улучшение экологических показателей автотракторных дизелей воздействием на рабочий процесс двигателя и совершенствованием средств очистки отработавших газов, обеспечивающих эффективное снижение вредных выбросов при эксплуатации двигателей внутреннего сгорания.

Объект исследований. Дизель 44 11/12,5 и его модификации (Д-240, Д-242, Д-243), оборудованный средствами снижения токсичных веществ в отработавших газах.

Предмет исследований. Газодинамические, гидравлические, тепловые и химические процессы, протекающие в средствах снижения токсичных веществ (ССТВ) при работе дизеля на различных скоростных и нагрузочных режимах.

Методика исследований основана на применении современных методов и измерительных приборов. Теоретические исследования выполнялись на основе известных положений законов газовой динамики и тепломассообмена, теории многомерного статистического оценивания и математического моделирования. Индицирование дизеля проводилось измерительно-вычислительным комплексом с интерфейсом КАМАК. Для замера дымности использовали дымомер СМОГ-1, концентрации токсичных компонентов регистрировались газоанализатором TESTO-350, уровень шума измерялся шумомером ВШВ-003-М2. Моделирование процессов в дизеле и ССТВ, их оптимизация, а также обработка экспериментальных данных проводились с помощью современного программного обеспечения (пакеты прикладных программ MATLAB 6.5).

В работе теоретически обоснована и решена научная проблема повышения экологической безопасности автотракторных дизелей с разработкой на основе математического моделирования рабочих процессов в двигателе средств снижения токсичных веществ, пригодных для практического использования, при исследовании и обобщении показателей и характеристик ССТВ, решении задач параметрической оптимизации средств очистки отработавших газов, обеспечивающих их эффективность на различных эксплуатационных режимах.

Научная новизна заключается в комплексном подходе к решению проблемы снижения вредных выбросов дизелей, в результате которого: разработана и обоснована методика моделирования тепловыделения в цилиндре дизеля с различными средствами снижения токсичных веществразработаны математические модели гидравлических, тепловых и химических процессов, протекающих в средствах снижения токсичных веществ при работе дизеляустановлены и теоретически исследованы закономерности распределения локальных скоростей потока отработавших газов в элементах конструкций ССТВ, на основании которых разработаны математические модели газодинамического сопротивления потока ОГ, а также динамики движения и улавливания твердых частиц сажи внутри устройствтеоретически обоснованы конструкции эффективных средств снижения токсичных веществ в отработавших газах дизелейпредложены и обоснованы критерии эффективности и оптимальности для параметрической оптимизации средств снижения токсичных веществ в отработавших газах дизеляразработана методика определения годовой суммарной токсичности дизеля, оборудованного средствами снижения токсичных веществ, с учетом различных скоростных и нагрузочных режимов его работы в условиях эксплуатации.

Практическая ценность работы заключается в разработке эффективных средств снюкения токсичных веществ в отработавших газах дизелей: разделенной системы топливоподачи, системы рециркуляции отработавших газов, антидымной присадки в топливо, термического нейтрализатора и сажевого фильтра, позволяющих снизить выбросы сажевых частиц — на 55.70%, NOx — на 60.70%, СО — на 40.45%, уровень шума — до 7%.

Конструкции разработанных средств снижения токсичных веществ защищены патентами РФ № 2 119 065, 2 158 845, 2 183 751, 2 251 016 и положительным решением о выдаче патента РФ № 2 004 107 477/04(7 788).

Результаты исследований могут быть использованы сельскохозяйственными и другими предприятиями АПК России, эксплуатирующими мобильную технику, научно-исследовательскими и конструкторскими организациями при разработке средств снижения токсичных веществ для любых типов дизелей, а также в учебном процессе вузов аграрного образования при изучении дисциплины «Тракторы и автомобили».

Реализация результатов исследований. Экспериментальные средства снижения токсичных веществ, установленные на тракторах МТЗ-80, МТЗ-82 и автомобилях ГАЗ-53А, ГАЗ-3307 (переоборудованные на дизель 44 11/12,5), прошли производственную проверку и приняты к внедрению в ряде хозяйств Саратовской области: ОАО «Аркадакский элеватор» Аркадакского района, ООО «Агро-МТС», ООО «Интеграл», ТОО «Ударник» Лысогорского района, АОКХ «Кольцовское» Калининского района, Учебно-фермерское хозяйство Поволжского межрегионального учебного центра (с. Долгий Буерак, Саратовского района).

Разработанные в диссертации средства снижения токсичных веществ рекомендованы Волгоградским тракторным заводом (ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ») к внедрению на тракторных дизелях, а также Министерствам транспорта и дорожного развития Саратовской области -.на дизельном. грузовом транспорте и автобусах в г. Саратове и районных центрах Саратовской области.

Опытный образец нейтрализатора отработавших газов дизеля отмечен дипломом Российской агропромышленной выставки «Золотая осень» (г. Москва, октябрь 2003 г., ВВЦ).

В работе определены и выносятся на защиту следующие научные положения:

1. Теоретические предпосылки решения проблемы повышения экологической безопасности автотракторных дизелей воздействием на рабочий процесс двигателя и применением эффективных средств очистки отработавших газов.

2. Методика моделирования тепловыделения в цилиндре дизеля с ССТВ и математические модели газодинамических, гидравлических, тепловых и химических процессов, протекающих в средствах снижения токсичных веществ при работе дизеля на различных скоростных и нагрузочных режимах.

3. Критерии эффективности и оптимальности для параметрической оптимизации средств снижения токсичных веществ в отработавших газах дизеля.

4. Методика определения годовой суммарной токсичности дизеля с ССТВ в условиях эксплуатации.

5. Результаты комплексных экспериментальных исследований дизелей, оборудованных средствами снижения токсичных веществ, и рекомендации по применению разработанных ССТВ в условиях эксплуатации.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы доложены, обсуждены и одобрены на научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава Саратовского ГАУ им. Н. И. Вавилова (1996;2005 гг.), на межгосударственных научнотехнических семинарах «Проблемыэкономичности и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания в АПК СНГ» (1996;2005 гг.), проводимых ИМЭСХ Саратовского ГАУ им. Н. И. Вавилова, на Международной научно-технической конференции «Поддержание и восстановление работоспособности транспортных средств» (г. Саратов, СГТУ, 1995 г.), на 3-й Международной конференции «Экология. Экологическое образование. Нелинейное мышление» (г. Воронеж, ВГУ, 1997 г.), на Российской научно-практической конференции, посвященной 200-летию Саратовской губернии. «Экология, здоровье и природопользование» (г. Саратов, Саратовская государственная сельскохозяйственная академия, 1997 г.), на Всероссийской конференции «Современные проблемы теоретической и экспериментальной химии» (г. Саратов, СГУ, 1997 г.), на научно-технических конференциях СГТУ (г. Саратов, 1997;2002 гг.), на научной конференции, посвященной 275-летию Российской академии наук (г. Саратов, 1999 г.), на Международной научно-технической конференции «Сельскому хозяйству — техническое обеспечение XXI века» (г. Москва, ВИМ, 2000 г.), на Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию МГАУ им. В. П. Горячкина «Развитие села и социальная политика в условиях рыночной экономики» (г. Москва, 2000 г.), на Международном конгрессе «Автомобили и двигателиновейшие достижения» (Германия, г. Аахен, 2000 г., 2004 г.), на научно-технических конференциях «Улучшение эксплуатационных показателей двигателей, тракторов и автомобилей» (г. Санкт-Петербург, СПбГАУ, 20 022 003 гг.), на научно-техническом совете Всероссийского научно-исследовательского и проектно-технологического института по использованию техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве (г. Тамбов, ВИИТиН, 2003 г.), на международной научно-практической конференции «Ульяновские чтения» (г. Саратов, СГАУ им. Н. И. Вавилова, 2005 г.).

Публикации. Основные положения диссертации изложены в 55 работах, в том числе в монографии и 4 патентах. Из указанных работ 7 опубликованы в изданиях, поименованных в «Перечне.» ВАК Минобразования и науки РФ. Общий объем опубликованных работ составляет 24,5 печ. л., из них лично автору с учетом долевого участия в коллективных публикациях принадлежит 14,7 печ. л.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 354 страницах, состоит из введения, шести глав, общих выводов, списка литературы и приложений, содержит 17 таблиц и 109 рисунков.

Список литературы

включает в себя 262 наименования, из них 18 на иностранных языках.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Анализ технической и научной литературы позволил установить, что в окружающую среду с отработавшими газами при эксплуатации дизелей мобильной сельскохозяйственной техники ежегодно в Российской Федерации выбрасывается до 5 млн. тонн вредных веществ токсического действия, главными из которых являются сажа и оксиды азота. В настоящее время одними из наиболее перспективных и эффективных средств снижения токсичных веществ в ОГ дизелей являются системы рециркуляции и разделенной топливоподачи, антидымные присадки в топливо, сажевые фильтры и нейтрализаторы.

2. Разработаны математические модели основных рабочих процессов в дизеле и средствах снижения токсичных веществ. Предложена модель тепловыделения в цилиндре дизеля, учитывающая влияние различных средств снижения токсичных веществ на рабочий процесс двигателя и его токсические характеристики. Построены расчетно-экспериментальные зависимости, позволяющие оценить конструктивные параметры закручивающего устройства сажевого фильтра и системы рециркуляции для любых значений углов установки его лопаток. Конструкции разработанных средств снижения токсичных веществ защищены патентами РФ № 2 119 065, 2 158 845, 2 183 751, 2 251 016 и положительным решением о выдаче патента РФ № 2 004 107 477/04(7 788).

3. В результате проведенных исследований разделенной системы топливоподачи получены основные статические показатели гидродинамического процесса топливоподачи для каждого эксплуатационного режима работы дизеля с РСТ, рассмотрено их взаимное влияние. Отмечено значительное снижение гидравлических сопротивлений РСТ в 1,5.3 раза в сравнении с гидравлическими сопротивлениями штатной топливной аппаратуры.

4. Анализрезультатов экспериментальных исследований показал эффективность разработанных средств по снижению токсичности и дымности отработавших газов дизеля. Данные средства позволяют снизить выбросы дизелем сажевых частиц — на 55.70%, N0^ - на 60.70%, СОна 40. .45%, уровень шума — до 7%.

5. В результате проведенной параметрической оптимизации получены оптимальная зависимость давления начала впрыска топлива дополнительной форсункой Рв и частоты вращения кулачкового валика ТНВД Пк на различных эксплуатационных режимах дизеля с разделенной системой топливоподачиоптимальные значения конструктивных параметров сажевого фильтра: длина фильтрующего пакета Ьф = 0,14 м и его диаметр d = 0,15 моптимальные размеры циклона термического нейтрализатора: диаметр Dn = 0,12 м, длина циклона L = 0,2 моптимальная концентрация присадки в топливе Ср = 4,5 ррт.

6. Получена расчетная зависимость для определения суммарной годовой токсичности дизеля с ССТВ в условиях реальной эксплуатации машинно-тракторного агрегата, позволяющая оценить эффективность средств очистки отработавших газов, разрабатываемых для мобильной сельскохозяйственной техники.

7. Расчетные годовые экономические эффекты от применения разработанных средств снижения токсичных веществ на дизелях мобильной техники составили от 2458 до 4261 рубля на один трактор в год.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Компоненты отработавших газов и их влияние на здоровье человека и природу / Автомобильный транспорт.- 1996, № 3.- С. 4445.
  2. В.В. Экологическая безопасность при эксплуатации и ремонте автомобилей.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 384 с.
  3. Н.Я. Экономия топлива и снижение токсичности на автомобильном транспорте. -М.: Транспорт, 1990. 135 с.
  4. Охрана окружающей среды / Под ред. С. В. Белова.- М.: Высшая школа, 1991.-318 с.
  5. А.О., Крузе О. О. Статистическая оценка шума автомобиля // Автомобильные перевозки, организация и безопасность дорожного движения.- М.: МАДИ, 1981.
  6. Труды Евроконгресса в г. Аахене в 2 томах, 1384 стр. Automobile and Engine Technology, Eurogress, FEV-VKA, Aachen, 2004, 2 vol, 1384 p.p.
  7. В.А. Снижение токсичности и улучшение эксплуатационных показателей тракторных дизелей путем применения метанола / Вятская ГСХА. Киров, 2001.- 212 с.
  8. И.П., Поляк А. Я., Шевцов В. Г. О стабилизации параметров экологической безопасности тракторов / Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1997, № 3. С. 16−19.
  9. А.В. Сельскохозяйственная экология. Саратов, гос. с.-х. акад., 1997.-418 с.
  10. К., Уорнер С. Загрязнение воздуха. Источники и контроль.-М.: Мир, 1980.-539 с.
  11. Richard R., Sibley J. Diesel emission control for the 1990 s / Automot. Eng.- 1988, № 9.- P. 63−69.
  12. B.A. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение. 1981 — 160 с.
  13. А.Г. Дизельная и топливная аппаратура тракторов. М.: Колос, 1977.-200 с.
  14. А.В. Теория, конструкция и расчет автотракторных двигателей. М.: Колос, 1984. — 335 с.
  15. А., Френкель А., Кунин Ю. Пути снижения дымности дизелей / Автомобильный транспорт. 1989, № 7.- С. 32−33.
  16. В.А., Сайкин A.M. Снижение токсичности автотракторных дизелей — М.: Агропромиздат, 1991. 208 с.
  17. О.И., Лупачев П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. М.: Транспорт, 1985. — 120 с.
  18. В.И. Малотоксичные дизели. Л.: Машиностроение, 1972.-128 с.
  19. А.П. Оксиды азота основная забота разработчиков АТС / Автомобильная промышленность.- 1992, № 8.- С. 13−15.
  20. П.Д., Володин В. М., Маев В. Е. Снижение выбросов сажи с отработавшими газами тракторных дизелей— М.: ЦНИИТЭИ автосельхозмаш, 1991.-31 с.
  21. Л., Ерохов В., Багдасаров А. Экологические аспекты автотранспорта. Ташкент: Мехнат, 1988. — 170 с.
  22. В.И. Современное состояние и новые проблемы экологии дизелестроения / Двигателестроение.- 1991, № 1.
  23. П.Д., Филимонов А. И. О загрязняющих атмосферу выбросах тракторов и самоходных сельхозмашин / Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1992, № 4.С.1−3.
  24. В.В., Патрахальцев Н. Н. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1998.-214 с.
  25. А.А., Добрынин Ю. Г. Фильтры сажеуловители // Автомобильная промышленность. — 1995, № 8 — С. 36−38.
  26. П.А. Образование углерода из углеводородов газовой фазы. -М.: Химия, 1972. -136 с.
  27. А.А., Махов В. З., Ховах М. М. Исследование влияния свойств топлива на сажеобразование.- Тр. МАДИ, 1975, вып. 92.- С. 29−38.
  28. Ф.Ф. Дисперсность и структура дизельной сажи: Токсичность двигателей внутреннего сгорания и некоторые пути ее уменьшения.-М., 1966-С. 206−219.
  29. Jsrael G., et al. Untersuchungen uber die Partikel und PAH-Emission von Fahrzeug Dieselmotoren // MTZ.- 1982.- Bd 43.- H. 12.- S. 593−596.
  30. B.H., Трофименко Ю. В. Экологические воздействия автомобильных двигателей на окружающую среду // Автомобильный и городской транспорт.-Т. 17.-1993.- С.3−134
  31. Д.П., Новиков Ю. В., Зарубин Т. П. Научно-технический прогресс, природа и человек М.: Наука, 1977 — 200 с.
  32. Ю. Ф. Охрана окружающей среды от загрязнения выбросами двигателей.- Киев: Урожай, 1989.- 223 с.
  33. Исследование выхода окислов азота при сжигании топлива в факеле и в псевдосжиженном слое / И .Я. Сигал, К.Е., А. И. Ильченко и др.-Теплоэнергетика, 1974, № 12.- С. 30−33.
  34. Борьба с загрязнением окружающей среды на автомобильном транспорте / А. В. Дробот, П. В. Косицын, А. П. Лукьяненко и др. Киев: Техника, 1979.-215 с.
  35. Ю.Г. Гигиеническая оценка автотранспорта, как источника загрязнения атмосферного воздуха. -М.: Медицина 1975−159 с.
  36. Л.М. О циркуляции канцерогенов в окружающей среде. -М.: Медицина, 1973. 368 с.
  37. П.П., Кротов Н. А. ПДК химических веществ в окружающей среде.- Л.: Химия, 1985.- 528 с.
  38. А.Е. Токсичность отработавших газов тепловых двигателей.- Киев: Вища школа, 1980.- 159 с. «
  39. А.И., Большаков В. А., Борисочкина Т. И. Концентрация загрязняющих веществ, выбрасываемых тракторами и сельхозмашинами //Тракторы и сельскохозяйственные машины.- 1993, № 6.
  40. М.А., Султанов А. С. Состав и температура воздуха в кабине трактора / Механизация и электрификация сельского хозяйства.- 1975, № 12.- С.42−43.
  41. Новоселов A. JL, Мироненко В. Ф, Токарев А. Н. Снижение вредных выбросов автомобильных двигателей. Барнаул, 1989. — 98 с.
  42. Новоселов A. JL, Токарев А. Н. Охрана окружающей среды от вредных воздействий автомобильного транспорта.- Барнаул: Алтайский политехнический институт, 1987.- 56 с.
  43. Р., Лашкевич Ю., Очередной К. Контроль за дымностью ОГ дизельных автомобилей /Автомобильный транспорт.- 1986, № 5.- С.32−34.
  44. Diesel Emissions and Lung Cancer: Epidemiology and Quantitative Risk Assessment. A Special Report of the Institute’s Diesel Epidemiology Expert Panel. Health Effects Institute, 1999.
  45. Engineering clean air: The continuous improvement of diesel engine emission performance / Diesel Technology Forum, 2001.
  46. ГОСТ 17.2.2.05.-97 „Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин“.
  47. ГОСТ 17.2.2.02−98 „Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин“.
  48. Executive Summary: Diesel Exhaust: Critical Analysis of Emissions, Exposure, and Health Effects. Health Effects Institute, 1996.
  49. В., Черейский E. Нормирование экологической безопасности автотранспортных средств // Окружающая среда. — 2000, № 6 — С. 68−70.
  50. Труды Евроконгресса в г. Аахене в 2 томах, 1384 стр. Automobile and Engine Technology, Eurogress, FEV-VKA, Aachen, 2000, 2 vol, 1384 p.p.
  51. B.A., Цыпцын В. И. Моделирование процессов и разработка технических средств и способов, повышающих экологическую безопасность автотракторных дизелей / ФГОУ ВПО „Саратовский ГАУ“. Саратов, 2003. 180 с.
  52. С.В., Цыпцын В. И. Совершенствование средств снижения токсичных веществ в отработавших газах дизеля.- Саратов: Поволж. межрег. учеб. центр, 2005.- 188 с.
  53. JI.B., Иващенко Н. А., Марков В. А. Топливная аппаратура и системы управления дизелей М.: Легион-Автодата, 2004.- 344 с.
  54. Топливные системы и экономичность дизелей / И. В. Астахов, JI.H. Голубков, В. И. Трусов и др.- М.: Машиностроение, 1990.- 280 с.
  55. С.В. Физико-химические основы процессов смесеобразования и сгорания в ДВС. Основы теории горения.- М.: Изд-во РУДН, 2001.- 134 с.
  56. Аккумуляторная система впрыскивания топлива Common Rail // Анализ технического уровня и тенденций развития двигателей внутреннего сгорания / Под ред. Р. И. Давтяна.- М.: Информцентр НИИД, 1998.- Вып. 25.-С. 46−68.
  57. JI.B. Аккумуляторные топливные системы двигателей внутреннего сгорания типа Common Rail.- М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000.- 64 с.
  58. Патент РФ № 2 158 845, МКИ 7-F-02-M-45/00. Система разделенной топливоподачи дизеля / Цыпцын В. И., Легошин 1 М., Гусаков
  59. А.А., Истомин С.В.- Заявл. 17.02.99- Опубл. 10.11.2000. Бюл. № 31(0,38 п.л./ОД пл.).
  60. С., Владимиров Н. А. Снижение токсичности выхлопных газов двигателей ВТЗ при двухфазном способе подачи топлива в цилиндр двигателя: Тезисы докладов научно-технического семинара СИМСХ Вып.1.-Саратов: Изд-во СГУ, 1989.- С. 15−16.
  61. С.И., Иващенко Н. А., Ивин В. И. и др. Двигатели внутреннего сгорания: Системы поршневых и комбинированных двигателей. -3-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1985. 456 с.
  62. Г. М. Система разделенной топливоподачи дизеля // Проблемы экономичности и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания в АПК СНГ: Матер. Межгос. научно-техн. Семинара.- Саратов, 1993. Вып. 5.-С. 116−120.
  63. В.М., Гиршович В. Е., Жегалин О. И. Рециркуляция отработавших газов тракторного дизеля Д-240 //Методы определения токсичных составляющих отработавших газов двигателей внутреннего сгорания: Рефер. Сб.-М.: ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, 1976 С. 33−40.
  64. М.О. Химические регуляторы горения моторных топлив. -М.: Химия, 1979.-222 с.
  65. A.M., Митусова Т. Н., Микутенок Ю. А. Присадки к дизельным топливам в России (ассортимент и назначение) // Двигателестроение.- 2000, № 1. с. 21−22.
  66. О.А., Бернштейн Е. В. Сравнительные испытания антидымных присадок с соединениями различных металлов // Двигателестроение.- 1989, № 3.- С. 53−54.
  67. В.М., Глембоцкий А. А., Ермолович И. В. Эффективность металлосодержащих присадок к дизельному топливу // Тракторы и сельскохозяйственные машины.- 2000, № 9.- С. 23−24.
  68. .В., Голованов К. Н., Лившиц И. А. Применение присадок к топливу как средство борьбы с дымностью выхлопа // Химия и технология топлив и масел, — 1970.- № 8.- С. 38−44.
  69. З.А., Гуреев А. А. Присадки к моторным топливам.- М.: Химия, 1977, — 280 с.
  70. В.З., Ховах М. С. Исследование влияния присадок к топливу на процесс образования и сгорания сажи в цилиндре дизеля// Снижение загрязнения воздуха в городах выхлопными газами автомобилей: Докл. 2-го симпоз. СЭВ.-НИИАВТОПРОМ, 1971.-С. 111−113.
  71. Зарубежные топлива, масла и присадки / Под ред. И. В. Рожкова, Б. В. Лосикова и др.- М.: Химия, 1971.- 327 с.
  72. A.M. Химия и технология присадок к маслам и топливам.-Л.: Химия, 1985.- 358 с.
  73. В.К., Новоселов А. Л. Воздействие антидымных присадок к топливу на некоторые показатели рабочего процесса // Тр. Алтайского политехи. Инст, — 1972.- Вып. 22.- С. 78−83.
  74. А.Л. Экспериментальное исследование влияния антидымных присадок в топливо на дымность, токсичность отработавших газов и эксплуатационные показатели тракторных двигателей: Автореф. дис. канд. техн. наук.- Новосибирск, 1974.- 17 с.
  75. А.Л. Применение антидымных присадок в топливо дизелей // Двигателестроение.- 1983.- № 1.- С. 4−6.
  76. A.M. Улучшение экологических характеристик топлив при помощи присадок. // Химия и технология топлив и масел.-1990.- № 6.- С. 31−33.
  77. Исследование механизма действия присадок// Докл. 2-го межд. Симпоз. В Галле, ГДР.- Галле, 1976.- 450 с.
  78. С.Т. Присадки к дизельным топливам.- М.: Химия, 1994.-251 с.
  79. М.А. Комбинированный метод очистки отработавших газов дизеля с использованием фильтра и присадки к дизельному топливу. Дис.канд. техн. наук.- М., 1995.- 120 с.
  80. A.M. Применение присадок в топливах для автомобилей: Справ, изд.- М.: Химия, 2000, — 232 с.
  81. A.M. Присадки и добавки. Улучшение экологических характеристик нефтяных топлив. М.: Химия, 1996.-232 с.
  82. О.А., Алиев Э. Э., Бернштейн Е. В. Антидымная присадка ИХП-706 эффективное • средство для сокращения выбросов сажи при испытаниях дизелей // Двигателестроение.- 1984.- № 7.- С. 51−52.
  83. Испытания двигателей ЯМЗ-240 при работе на топливе с антидымной присадкой ИХП-706. Отчет, тема 337/72, инв. № 98 085. ЯМЗ. Ярославль, 1972.- 77 с.
  84. В.Т. Влияние бариевых присадок к топливу на снижение содержания сажи в выхлопе дизельного двигателя // Труды НИИАТ.- 1974.- Вып. 8.- С. 72−79.
  85. Е.М., Шевякова Н. В. // Топлива и присадки к ним: Сб. науч. трудов ВНИИНП. Вып. 61.- М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1990.- С. 15−17.
  86. Р.В. Снижение токсичности дизельного выпуска воздействием на рабочий процесс // Автомобильная промышленность.- 1972.-№ 7.- С. 5−7.
  87. В.З. О роли металла и строении некоторых антидымных присадок в механизме их действия // Защита окружающей среды в связи с развитием автомобилизации: Сб.- М., 1980.- С. 45−52.
  88. JI.A., Перекалов B.C., Сердюк Д. В., Сердюк В. В. Экологическая присадка к топливу.- Патент Российской Федерации RU 2 159 794 С1, опубл. 27.11.2000.
  89. А.Н. Универсальная присадка к топливам двигателей внутреннего сгорания.- Патент Российской Федерации RU 2 034 905 С1, опубл: 10.05.95. .>
  90. И.М., Шафранский Е. Л., Акимова Н. В. и др. Присадка к дизельному топливу.- Патент Российской Федерации RU 95 118 359 А1, опубл. 27.12.96.
  91. В.Г., Лебедев С. Р., Скачков А. Н. Антидымная присадка для моторных топлив.- Патент Российской Федерации RU 2 118 339 С1, опубл. 27.08.98.
  92. Р.Г., Шлиро Г. С., Парфенов Е. В. и др. Противодымная присадка к топливам.- Патент Российской Федерации RU 2 103 327 С1, опубл. 27.01.98.
  93. А.Д. Топливная композиция.- А.с. СССР № 514 885, опубл. 21.09.76.
  94. В.В., Арефьев К. М., Ахметов Д. Б. Основы практической теории горения.- М.: Энергомаш, 1986.- 304 с.
  95. С.А. Физические основы и математическое моделирование процессов сажевыделения и теплового излучения в дизелях: Дис. докт. техн. наук.- Л., 1982.- 560 с.
  96. М.М., Кратко А. П. Влияние типа рабочего процесса и режимов работы быстроходных дизелей на свойства сажи и отработавших газов//Автомобильная промышленность.-1975.- № 10.- С.8−11.
  97. М.О. Регулирование процесса горения в двигателях с искровым зажиганием.- М.: Наука, 1972.- 240 с.
  98. The catalitic converter: technology for clean air. Clean Air Facts. — MECA, 1999.
  99. Recycling Technology for Metallic Substrates: a Cloced Cycle // SAE Technical Paper Series 2000−01−0596.
  100. О.И., Китросский H.A., Панчишный В. И. и др. Каталитические нейтрализаторы транспортных двигателей. М: Машиностроение, 1979 — 80 с.
  101. В.А. Снижение токсичных выбросов дизелей мобильной .сельскохозяйственной техники при эксплуатации путемсовершенствования очистки отработавших газов: диссертация канд. техн. наук. Саратов, 1998. — 171 с.
  102. М.Д. Снижение вредных выбросов дизелей при эксплуатации автотракторной техники / Дис.. канд. техн. наук. — Саратов 2002.-150 с.
  103. А.П. Улучшение экологических показателей автотракторных дизелей путем применения нейтрализаторов отработавших газов / Дис. канд. техн. наук. Саратов, 2002. 157 с.
  104. Проблемы промышленных СВС-технологий / Труды межд. научно-техн. конф. / Алт. гос.тех.ун-т Барнаул, 1994, — 347 с.
  105. О.И., Ложкин В. Н. Пути снижения токсичности отработавших газов автотракторных двигателей / Обзор.-М.: ЦНРШТЭИ тракторсельхозмаш, серия I, выпуск 13,1984.-53с.
  106. А.А., Коноплев В. В. Системы нейтрализации отработавших газов / Автомобильная промышленность.- 1988, № 12.- С. 1416.
  107. Г. С., Сайкин A.M., Новиков В. З. Каталитические нейтрализаторы НАМИ для дизельного автотранспорта / Исследование, конструирование и расчет тепловых двигателей внутреннего сгорания: Сб. науч. тр.- М.: НАМИ, 1993.- С. 168−173.
  108. А.И. Каталитические нейтрализаторы Дмитровградского автоагрегатного завода / Автомобильная промышленность.- 1985, № 12.-С. 14−16.
  109. Bruck R., Dievald R., Hirth P., Kaiser F.W. Design criteria for metallic substrates for catalytic converters / SAE Techn. Pap. Ser.- 1995, № 950 789.-10 p.
  110. Diesel catalytic converter with hybrid substrate Structure / K. Schper, R. Konieczny, R. Bruck / Exhaust gas aftertreatment of diesel engine automobiles -Haus der Technik e.V., Essen. 15 & 16 June 1999.- 12 p.
  111. E. Otto, F. Albrecht, J. Liebl. The Development of BMW Catalyst Concepts for LEV/Ulev and EU III/IV Legislations / SAE Techn. Pap. Ser.- 1994, № 980 418.- 11 p.
  112. В.И., Стрельников B.A., Сухиташвили М. Д., Гришин А. П. Нейтрализатор отработавших газов дизеля. Патент РФ на изобретение № 2 174 184. Опубл. 27.09.01. Бюл. № 27.
  113. В.И., Стрельников В. А., Сухиташвили М. Д., Гришин А. П. Каталитический нейтрализатор отработавших газов дизеля. Патент РФ на изобретение № 2 184 249. Опубл. 27.06.02. Бюл. № 18.
  114. Г. С., Сайкин A.M., Новиков В. З. Каталитические нейтрализаторы НАМИ для дизельного автотранспорта / Исследование, конструирование и расчет тепловых двигателей внутреннего сгорания: Сб. науч. тр.- М.: НАМИ, 1993.- С. 168−173.
  115. Л.А., Смайлис В. И. Уровень и перспективы снижения токсичности и дымности судовых, тепловозных и промышленных дизелей. Обзор.- М.: ЦНИИТЭИтяжмаш, 1990.- 28 с.
  116. А.Л., Мироненко В. Ф., Токарев А. Н. Снижение вредных выбросов автомобильных двигателей / Под ред. А. Л. Новоселова,-Барнаул, 1989.- 98 с.
  117. Л.В., Комаров Л. Ф., Сайкин A.M. Жидкостный нейтрализатор для промышленного трактора / Сб: Методы анализа и контроля токсичности и дымности современных тракторных дизелей. М.: ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, 1979.-С. 17−23.
  118. Ю.В., Жуков Г. И., Максимова А. А. Исследование жидкостного нейтрализатора НЖ-180 с двигателем ЯМЗ-238 / Двигатели внутреннего сгорания.-Омск, 1974.-С. 85−96.
  119. С.В. Совершенствование очистки отработавших газов дизелей сельскохозяйственной техники при эксплуатации / Дис. канд. техн. наук. Саратов, 1998. — 171 с.
  120. М. Чтобы дизель не дымил / Автомобильный транспорт. 1997, № 12. — С. 26−27.
  121. И.В., Фомин В. М. Комплексная очистка отработавших газов дизеля / Тракторы и сельскохозяйственные машины.-1997, № 4.- С. 15−16.
  122. Sachse J. Zum Entwicklungsstand der Partikelfilter fur Nutzfahrzeuge /Kraftfarzeugtechnik.- 1990, 5.- S.17−19.
  123. С.А. Снижение вредных выбросов при эксплуатации автотракторных дизелей путем применения сажевого фильтра / Дис. канд. техн. наук. Саратов, 2003. — 176 с.
  124. Eolys™ Fuel-Borne Catalyst for diesel particulates abatement: a key component of an integrated system http://www.dieselnet.com, 1999.
  125. EPA must end diesel pollution exemptions. Union of concerned scientists fact sheet, 1999.
  126. Fairweather R., Graham. Gas emissions and fuel economy of the light duty diesel truck / SAE Techn. Pap. Ser.- 1977, № 770 256.- 10 p.
  127. Health Assessment Document for Diesel Emissions. SAB Review Draft EPA/600/8−90/057D, 1999.
  128. Simulation of soot emission in diesel. Applied software BMSTU, Internal combustion engine, 1998.
  129. В.А., Дядин А. П., Волков А. И. Новый сажевый фильтр / Автомобильная промышленность.- 1992, № 2.- С. 22−23.
  130. Аэродинамика закрученной струи. Под ред. Б.Ахмедова.- М.: Энергия, 1977.- 240 с.
  131. В.Ф., Сайкин A.M., Новиков В. З. Электрофильтр для очистки отработавших газов дизелей от сажи / Исследование, конструирование и расчет тепловых двигателей внутреннего сгорания: Сб. науч.тр.-М.: НАМИ, 1993.- С. 174−182.
  132. И.С. Исследование процесса снижения дымности дизелей и разработка стекловолокнистых фильтров отработавших газов / Дис. канд. техн. наук. -М.: 1981.- 172 с.
  133. И.Е. Аэрогидродинамика технологических аппаратов (Подвод, отвод и распределение потока по сечению аппаратов).- М.: Машиностроение, 1983.-351 с.
  134. В.А., Цыпцын В. И., Истомин С. В. Сажевые фильтры для дизелей // Технологическое формирование качества деталей при восстановлении и упрочнении: Межвузовский научный сборник. СГТУ, Саратов, 1997.- С. 110−113.
  135. Н.П. Отображение работы системы автоматической регенерации сажевого фильтра средствами Трейс Моуд // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика, 2000, № 7.
  136. В.Д. Перспективные технические разработки и изобретения по экологическому усовершенствованию автотранспорта // Экология и промышленность России. 1998, декабрь — С. 4 — 9.
  137. В.Б., Сапелкин B.C. Фильтр для очистки выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания.- Патент РФ № 2 059 841 от 24.08.93 г.
  138. B.JI. Эффективность очистки газовых выбросов окислительными методами / Термическая и каталитическая очистка газовых выбросов в атмосферу: Сб. науч. тр.- Киев: Наук, думка, 1984. — С. 17−22.
  139. Дизели. Справочник. Изд. 3-е перераб, и доп. / Под общ. редакцией В. А. Ваншейдта, Н. Н. Иванченко, JI.K. Коллерова. Л.: Машиностроение, 1977. 480 с.
  140. В.Д. Проблемы и пути экологического совершенствования отечественного автотранспорта // Экология и промышленность России. 1998, ноябрь.- С. 41−45.
  141. ГОСТ 12.1.003−83 „Шум. Общие требования безопасности“. М.: Изд. стандартов, 1983. — 17 с.
  142. ГОСТ 12.1.050−86 „Методы измерения шума на рабочих местах“. М.: Изд. стандартов, 1986. — 27 с.
  143. ГОСТ 17.0.04−90. „Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Экономический паспорт промышленного предприятия. Основные положения“.- М.: Госкомиздат СССР по охране природы. 30 с.
  144. ГОСТ 17.2.2.01.-84 „Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработанных газов. Нормы и методы измерений“.- М.: Изд. стандартов, 1984. 6 с.
  145. ГОСТ 18 509–88. Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний. М.: Изд. стандартов, 1988. — 70 с.
  146. ОСТ 37.001.234−81 „Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы измерений“.- М.: Изд. стандартов, 1981. 5 с.
  147. СН 2.2.4/2.1.8.562−96 „Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки“.- М.: Минздрав России, 1997 11 с.
  148. Стандарт ИСО 789/4−86 „Сельскохозяйственные тракторы. Методы испытаний. Часть 4. Измерение дымности отработавших тазов“.- 4 с.
  149. Правило ЕЭК ООН № 96 „Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения дизелей для установки на сельскохозяйственных и лесных тракторах в отношении выбросов этими дизелями загрязняющих веществ“ — 6 с.
  150. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды.- М.: Экономика, 1986.- 96 с.
  151. Стенд обкаточно-тормозной КИ 5543 ГОСНИТИ / Техническое описание и инструкция по эксплуатации.- М.: ГОСНИТИ, 1988.- 25 с.
  152. Г. В. Общая методика экспериментальных исследований и обработка опытных данных.- М.: Колос, 1973.- 200 с.
  153. О.Н., Лебедев В. В. Обработка результатов наблюдений.- М.: Наука, 1970.- 104 с.
  154. Дж., Либерман А., Левьен Р. Управление исследованиями и разработками.- Прогресс, 1978.- 360 с.
  155. Г. Я., Слабосницкий Р. П., Хажмурадов М. А., Адушкина Р. И. Математическое моделирование и эксперимент. Киев: Наукова думка, 1987. — 160 с.
  156. А.К., Гуревич A.M., Фортуна В. И. Эксплуатация сельскохозяйственных тракторов: Справочник.- М.: Колос, 1994.- 495 с.
  157. А.В. Теория, конструкция и расчет автотракторных двигателей. -М.: Колос, 1984. -335 с.
  158. P.M. Физические основы внутрицилиндровых процессов в двигателях внутреннего сгорания.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983.-244 с.
  159. Ю.Б. Смесеобразование и сгорание,— Л.: Машиностроение, 1972.- 244 с.
  160. .Н., Павлов Е. П., Копцев В. П. Рабочий процесс высокооборотных дизелей малой мощности. JL: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1990. — 240 с.
  161. Теория двигателей внутреннего сгорания / Под ред. проф. д-ра техн. наук Н. X. Дьяченко. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1974. -552 с.
  162. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн.1. Теория рабочих процессов: Учеб. / Луканин В. Н., Морозов К. А., Хачиян А. С. и др.- Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш. шк., 1995 — 368 с.
  163. Е.С. Высокотемпературное горение и газификация углерода.- М.: Энергоатомиздат, 1983.- 173 с.
  164. Я.Б. Химическая физика и гидродинамика: Избр. тр. / Под ред. Ю. Б. Харитона, — М.: Наука, 1984.- 374 с.
  165. А.К., Ларионов В. В., Михайлов Л. И. Теплонапряженность двигателей внутреннего сгорания / Под общ. ред. проф. д-ра техн. наук А. К. Костина, — Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1979. -222 с.
  166. Математическая теория горения и взрыва / Я. Б. Зельдович, Г. И. Баренблатт, В. Б. Либрович, Г. М. Мавиладзе.- М.: Наука, 1980, — 478 с.
  167. В.В., Арефьев К. М., Ахмедов Д. Б. и др. Основы практической теории горения.- Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. отд-ние, 1986.312 с.
  168. И.Ш., Камфер Г. М., Луканин В. Н. Расчет периода задержки воспламенения в дизеле в условиях двухфазного смесеобразования / „Совершенствование автотракторных двигателей внутреннего сгорания“. Сб. научн. трудов МАДИ.- М, 1985.- С. 10−19.
  169. Д.Д. Сгорание в поршневых двигателях. М.: Машиностроение, 1969.-248 с.
  170. У. и др. Химия горения: Пер. с англ. / Под ред. У. Гардинера, мл.-М.: Мир, 1988.-464 с.
  171. Патент РФ № 2 158 845, МКИ 7-F-02-M-45/00. Система разделенной топливоподачи дизеля / Цыпцын В. И., Легошин Г. М., Гусаков А. А., Истомин С.В.- Заявл. 17.02.99- Опубл. 10.11.2000. Бюл. № 31.
  172. В.А., Истомин С. В., Цыпцын В. И. Снижение токсичных выбросов автотракторных дизелей // Тракторы и сельскохозяйственные машины, 2003, № 10.- С. 6−8.
  173. В.А., Истомин С. В. Экологическая безопасность дизелей // Автомобильный транспорт, 2003, № 9.- С. 42−44.
  174. Элементы системы автоматизированного проектирования ДВС: алгоритмы прикладных программ / P.M. Петриченко, С. А. Батурин, Ю. Н. Исаков и др.- Под общ. Ред. P.M. Петриченко.- Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1990.- 328 с.
  175. Баширов Р. М- Скоростные характеристики топливоподающих систем тракторных двигателей.- Ульяновск, 1976.
  176. А.С., Алексеев В. П., Вырубов Д. Н. и др. Системы поршневых и комбинированных двигателей. Изд.2-е. М.: Машиностроение, 1973−480 с.
  177. А.И. Конструирование топливной аппаратуры. М.: Машиностроение, 1971 — 186 с.
  178. А.С., Кравченко В. И. Колебательные процессы в топливных системах дизелей. Ростов Н/Д, Изд-во Рост, ун-та, 1974 с.
  179. Вопросы исследования топливной аппаратуры тракторного дизеля. Сборник статей. Ред. доц. В. Ф. Коновалов.- Пермь, 1964. 80 с.
  180. П.М., Федосов И. М. Дизельная топливная аппаратура.-М.: „Колос“, 1970.- 132 с.
  181. Рабочие процессы топливной аппаратуры и дизеля при впрыске топлива энергией механического аккумулятора. / Тезисы докладов научн.-техн. конференции / Под общей ред. Барсукова С.И.- Омск, 1972. 46 с.
  182. Р.В. Конструкция и расчет дизельной топливной аппаратуры.- М: Машиностроение, 1973. М4 с.
  183. Ю.Я. Гидродинамический расчет топливных систем дизелей с использованием ЭЦВМ.- М.: Машиностроение, 1973. — 144 с.
  184. А.В. Переходные процессы в топливоподающей аппаратуре дизелей. Автореферат дис. канд. техн. наук. — Волгоград. ВолгГТУ, 1999.
  185. .Ф. Нестационарные течения в пневмогидравлических цепях. М.: Машиностроение, 1979.- 256 с.
  186. С.И. Совершенствование процессов топливоподачи форсированных • дизелей на основе моделирования с учетом тепловых эффектов / Автореферат дис. канд. техн. наук.- JL: ЛИИ, 1986.- 16 с.
  187. В.И. Двигатель внутреннего сгорания как регулируемый объект М.: Машиностроение, 1978.- 472 с.
  188. В.И. и др. Топливная аппаратура автотракторных дизелей.- М.- Машиностроение, 1985. 208 с.
  189. Л.Г. Механика жидкости и газа.- М.: Наука, 1987.840 с.
  190. А.И., Демидов В. П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей.- М.: Высшая школа, 1971.- 344 с.
  191. С.Л. Термодинамические свойства газов: Справочник. -4-е изд., перера&-.— М.: ЭнергоатСмиздат, 1983.-280 с.'»
  192. С.В. Средства для снижения дымности отработавших газов дизелей // Тракторы и сельскохозяйственные машины, 2005, № 6.- С. 11−13.
  193. В.А., Истомин С. В., Чербаев А. И. Снижение дымности отработавших газов дизелей путем введения присадок в топливо // Диагностика, надежность и ремонт машин: Сб. науч. трудов, М.: МГАУ им. В. П. Горячкина, 2001.- С. 17−19.
  194. Е.Т. Кинетика гомогенных химических реакций.- 2-е изд, перераб. и доп.-М.: Высш. шк., 1988. 391 с.
  195. М.Х. Химическая термодинамика.- М.: Химия, 1975.-584 с.
  196. В.А. Методы практических расчетов в термодинамике химических реакций.- М.: Химия, 1970.- 520 с.
  197. В.А., Минелис Г. В. Кинетика сажеобразования из газообразных углеводородов / Кинетика химических реакций: Матер. VI Всесоюз. симп. по горению и взрыву.- Алма-Ата: ОНХФ АН СССР, 1980.- С. 35−41.
  198. Франк-Каменецкий Д. А. Диффузия и теплопередача в химической кинетике.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Наука, 1987.- 490 с.
  199. И.Л., Мачульский Ф. Ф. Токсичность дизельной сажи и измерение сажеобразования дизельного выхлопа / Сб. тр. ЛАНЭ.- М.: Знание, 1969.-С. 120−157.
  200. А.А., Махов В. З., Ховах М. М. Исследование влияния свойств топлива на сажеобразование.- Тр. МАДИ, 1975, вып. 92.- С. 29−38.
  201. Г. А. Физические методы интенсификации процессов химической технологии.- М.: Химия, 1990.- 208 с.
  202. С.В. Термический нейтрализатор с сажевым фильтром для дизеля // Технологическое формирование качества деталей при восстановлении и упрочнении: Межвузовский научный сборник. СГТУ, Саратов, 1997.- С. 114−118.
  203. С.В. Теоретическое обоснование конструкции термического нейтрализатора с сажевым фильтром для дизеля // Улучшение эксплуатации машинно-тракторного парка / Сарат. гос.с.-х. акад. Саратов, 1997.- С. 175−180.
  204. Патент РФ № 2 119 065, МКИ 6-F-01-N-3/02. Термический нейтрализатор отработавших газов дизеля / Цыпцын В. И., Стрельников В. А., Истомин С.В.- Заявл. 03.12.96- Опубл. 20.09.98. Бюл. № 26.
  205. Gottberg I., Rydquist J.E., Backlund 0. New potential exhaust gas afitertreatment Technologies for «Clean Car» legislation / SAE Techn. Pap. Ser.-1991, № 910 840.- 18 p.
  206. Kaiser F.W., Maus W., Swars H. Optimization of an electrically heated catalytic converter system calculations and application / SAE Techn. Pap. Ser.- 1993, № 930 384.-8 p.
  207. А. и др. Закрученные потоки: Пер. с англ. / Гупта А., Лили Д., Сайред Н.- М.: Мир, 1987.- 588 с.
  208. И.О., Муратов О. В., Евлампиев И. И. Динамика процессов химической технологии.- Л.: Химия, 1984.- 304 с.
  209. Г. М., Бережинский Т. А. Оптимизация химико-технологических процессов. Теория и практика.- М.: Химия, 1984.- 240 с.
  210. М.А., Михеева И. М. Основы теплопередачи.- М.: Энергия, 1977.- 344 с.
  211. С.С. Теплопередача и гидродинамическое сопротивление. Справочное пособие.- М.: Энергоатомиздат, 1990.- 367 с.
  212. X., Верстертерп К. Химические реакторы: расчет и управление ими. / Пер. с англ. Под ред. Г. М. Панченкова.- М.: Химия, 1967.264 с.
  213. Г. М., Волгин Ю. М. Методы оптимизации химических реакторов М.: Химия, 1976, — 248 с.
  214. Э.Н., Карпов С. В., Осташев С. И. Теплообмен и аэродинамика закрученного потока в циклонных устройствах.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.-276 с.
  215. В.М., Михайличенко С. В. К расчету коэффициентов сопротивления пылевых циклонов / Теплоэнергетика.- 1985, № 4.- С. 41−44.
  216. С.А. Расчет аэродинамического сопротивления циклонных камер сгорания / Теплоэнергетика.- 1971, № 7.- С. 88−91.
  217. А.А. Теория и практика закрученных потоков.- Киев: Наук, думка, 1989.-192 с.
  218. С.В. Совершенствование очистки отработавших газов в выпускной системе дизеля // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова, 2005, № 2.- С. 47−51.
  219. В.А., Истомин С. В. Каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры для дизелей // Автомобильный транспорт, 2005, № 1.- С. 42−44.
  220. Патент РФ № 2 183 751. Фильтр для очистки отработавших газов дизеля / Цыпцын В. И., Истомин С. В., Гиевой С.А.- Заявл. 14.12.2000- Опубл. 20.06.01, Бюл. № 17.
  221. Г. Теория пограничного слоя. / Пер. с нем.- М.: Наука, 1979.-744 с.
  222. .С. Теплообмен и сопротивление при ламинарном течении жидкости в трубах. — М.: Энергия, 1967 412 с.
  223. Теория турбулентных струй / Абрамович Г. Н., Гиршович Т. А., Крашенников С. Ю., Секундов А. Н., Смирнов И.П.- 2-е изд., перераб. и доп-М.: Наука, 1984.-720 с.
  224. B.C., Ладыгичев М. В. Очистка газов: Справочное издание.- М.: Теплоэнергетик, 2002 640 с.
  225. .И. Гидродинамика массо- и теплообмена в дисперсных системах / Б. И. Броунштейн, Г. А. Фишбейн.- Л.: Химия, Ленингр. отд-ние, 1977.- 279 с.
  226. П. Аэрозоли. Введение в теорию / Пер. с англ. М.: Мир, 1987.-280 с.
  227. Р.Ф., Украинский Л. Е. Динамика частиц при воздействии вибраций.- Киев: Наук, думка, 1975.- 168 с.
  228. Н.С., Жидков Н. П., Кобельков Г. М. Численные методы. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987 — 600 с.
  229. Ю.Э., Мирошников В. В. Системное проектирование двигателей внутреннего сгорания.- Л.: Машиностроение, 1981, — 255 с.
  230. Ф.Н. Оптимизация изменения технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации.- М.: Транспорт. 1993. -350 с.
  231. Ю.Б. Введение в теорию исследования операций (Оптимизация и исследование операций).- М.: Наука, 1971.- 240 с.
  232. В.В., Мешалкин В.Ш, Гурьев Л. В. Оптимизация теплообменных процессов и систем.- М.: Энергоатомиздат, 1988.- 191 с.
  233. Д.Р. О критерии эффективности для задачи оптимизации системы питания автомобиля // Исследование и конструирование систем питания автотракторных двигателей: Труды ЦНИТА, вып.77.-Л., 1981.- С. 49−56.
  234. Г. П. Электроника в системах подачи топлива автомобильных двигателей.- М.: Машиностроение, 1990.- 176 с.
  235. М.Ф., Булыгин B.C. Статистическая динамика и теория эффективности систем управления.- М.: Машиностроение, 1981.- 312 с.
  236. Moussavi М., Hughes К. The impacts of environmental legislation and vehicle emissions of the future of alternative fuels in the transportation industry // Transactions of the Nebraska Academy of Science. 1992, 19.- P. 1−6.
  237. Д.Б. Задачи и методы стохастического программирования.-М.: Сов. радио, 1979.- 392 с.
  238. Е. А. Статистическая динамика поршневых двигателей.- М.: Машиностроение, 1978. 104 с.
  239. А.А., Гулин А. В. Численные методы.- М.: Наука, 1989.-432 с.
  240. Стрельников В. А- Повышение экологической безопасности автотракторных дизелей путем разработки и совершенствования методов и технических средств очистки отработавших газов / Дис. докт. техн. наук.-Саратов, 2004.-381 с.
  241. А.А. Снижение вредных выбросов при эксплуатации тракторных дизелей путем применения разделенной системы топливоподачи /Дис. канд. техн. наук.- Саратов, 1999.- 115 с.
  242. Патент РФ № 2 184 249, МКИ 7-F-01-N-3/02. Каталитический нейтрализатор отработавших газов дизеля / Цыпцын В. И., Стрельников В .А., Сухиташвили М. Д., Гришин А. П. (РФ) — Заявл.03.07.2000- Опубл. 27.06.2002. Бюл. № 18.
  243. Методические указания по расчету выброса вредных веществ автомобильным транспортом. — М.: Гидрометеоиздат, 1985.-22 с.
  244. В.Е., Кульчинский А. Р. Стандарт на экологический уровень двигателей для средств малой механизации // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1999, № 8 — С. 27−29.
  245. Е.Н. Автомобильный транспорт и охрана окружающей среды.- Саратов: Ареал, 1994.- 44 с.
  246. С.Л. Автотранспорт продолжает загрязнять окружающую среду // Экология и промышленность России. 2000, № 7.- С. 40−41.
  247. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценка экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. М.: Экономика, 1986, 96 с.
  248. Т.Ю. Определение экологического ущерба от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу // Улучшение эксплуатационных показателей двигателей тракторов и автомобилей. Сб. науч. тр., СПб: СПбГАУ, 2000. — С. 120 — 124.
  249. К разработке методики расчета и прогнозирования выбросов автомобильного транспорта / А. С> Болявский, О. А. Ставпов, В.Т. Григорь-ит идр. // Вопросы развития и планирования технических средств транспорта.-М.: 1980.-С. 186−193.
  250. .А. Токсичность автомобилей. Оценка и перспективы снижения / Автомобильная промышленность 1992, № 2 — С. 8−10.
  251. В.Н., Николаенко А. В. Проблемы природоохранного нормирования выбросов автотранспорта в России и пути их решения / Улучшение эксплуатационных показателей двигателей тракторов и автомобилей. Сб. науч. тр., СПб: СПбГАУ, 2000.- С. 124 — 126.
  252. Н.А., Фомин В. М., Бреховских И. С. и др. Влияние противодавления на токсичность отработавших газов дизелей / Снижение отрицательных воздействий автомобиля на окружающую среду: Межвуз. науч. сб.-М.: 1997-С. 84−88.
Заполнить форму текущей работой