Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Религиозный фактор в трансформационном пространстве современного российского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исторически сложившаяся многоконфессиональность России представляет свободу выбора веры. К. П. Победоносцев (1827 — 1907) восхвалял Россию как страну религиозной терпимости. Он утверждал, что «в мире есть только одна-единственная страна, где люди могут свободно жить в своей вере, — это Россия». 1 Предлагая широкие возможности реализации ценностных предпочтений, многоконфессиональная культура тем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Религиозный фактор как предмет социально-философского анализа
    • 1. 1. Концепции взаимоотношения религии и общества в истории социально-философской мысли XIX- XX вв
    • 1. 2. Теоретико-методологические аспекты исследования места и роли религиозного фактора в современном российском обществе
  • Глава 2. Тенденции и особенности проявления религиозного фактора в условиях многонационального и поликонфессионального российского общества
    • 2. 1. Место и роль религиозного фактора в системе общественных отношений современной России
    • 2. 2. Диалектика этнического и религиозного в социальном пространстве России
    • 2. 3. Религиозно-общественная жизнь в Архангельской области

Религиозный фактор в трансформационном пространстве современного российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В настоящее время, когда повышен интерес к проблемам социальной трансформации российского общества, очень важен всесторонний анализ различных факторов, влияющих на его развитие. В социальной истории человечества трудно найти такой фактор, который на протяжении веков играл бы более значительную роль, чем религия. С древнейших времен до наших дней религия, развиваясь и трансформируясь, неразрывно связана с культурой и обществом.

Актуальность исследования обусловлена потребностью осмысления современных социальных процессов, так как кардинальная трансформация российского общества на рубеже ХХ-ХХ1 вв. повлекла за собой и изменение отношений в религиозной сфере. Этот процесс нашел отражение в самых различных проявлениях. В обществе произошел пересмотр основополагающих идеологических ценностей, изменился взгляд на религиозное и культурное наследие. Либерализация законодательства способствовала активному вовлечению верующих в политическую жизнь, образованию политических движений и партий религиозного толка. Появились новые религиозные течения, деятельность которых влияет на развитие политических отношений в обществе. С другой стороны, действующие политики для легитимизации тех или иных форм социальных отношений обращаются к религиозным нормам, догматам и к религиозным организациям. 1 В то же время нельзя не замечать и некоторой переоценки религиозного фактора. У части общества сформировалось мнение, что идеологический вакуум может заполнить религия в том или ином.

1 Овсиенко, Ф. Г. Политизация конфессий и клерикализация политики: тенденции развития и риски в российском обществе / Ф. Г. Овсиенко // Религиоведение. — 2002. — № 2. — С.20 — 29. конфессиональном выражении. Религиозные принципы воспринимаются современным общественным мнением в качестве ориентиров нравственного возрождения.

Исследование вопросов, связанных с политикой современного российского государства по отношению к религиозным объединениям является одной из важных научных и практических задач. Это объясняется, прежде всего, растущим многообразием религиозных объединений, действующих в России, широким вхождением религии в различные сферы общественной жизни страны, тесной связью религиозных и национальных проблем, и вместе с тем, отсутствием общепринятой концепции государственной вероисповедной политики, что, безусловно, затрудняет реализацию заложенных в российском законодательстве норм, касающихся прав человека и гражданина в сфере свободы совести.

Анализ места и роли религиозного фактора, его влияния на социальную, политическую и духовную жизнь общества остается одним из важных направлений современной науки, в том числе и социальной философии. Без его учета зачастую невозможно глубоко познать и предвидеть многие сложные социально-политические процессы. Не вызывает сомнений также и то, что в выборе будущего общественного и государственного устройства России, а также реальных путей его построения важную роль сыграет религиозная доминанта.

Следует отметить, что настоящая тема имеет не только практическую, но и теоретическую сторону: в исследуемой сфере давно уже выявились проблемы, которые должны стать предметом социально-философского анализа. Переходный характер трансформационного пространства современного российского общества настоятельно требует осмысления, делая актуальным обсуждение вопросов самого существования страны, векторов ее развития, взаимоотношений религий, этносов, социальных групп.

Степень разработанности проблемы.

Взаимодействие церкви и государства, общества и религии в ходе исторического развития человечества определялись различными обстоятельствами. В силу этого существовали разные взгляды на проблему их взаимоотношений. Эти подходы диктовались социокультурными условиями, доминирующим мировоззрением в тот или иной период. В данной работе основное внимание было сосредоточено на тех направлениях социально-философской и религиоведческой мысли, которые исторически составили базу для процесса формирования современных концепций религиозного фактора.

С середины XIX века формируется научный подход к анализу религии, суть которого заключается во взгляде на религию как на одну из сторон общественной жизни. Религия рассматривается как явление, дающее образец поведения, формирующее в обществе систему ценностей, выполняющее определенные функции в обществе. Объяснением роли религиозного фактора в формировании и развитии общественных отношений занимался французский философ и социолог Э. Дюркгейм, настаивавший на отождествлении социального и религиозного. Он рассматривал религию как фактор социальной интеграции общества, подчеркивая ее значение в укреплении социального единства, поддержании традиции. Э. Дюркгейм видел в культовой деятельности конституирующее начало, готовящее индивида к социальной жизни. Подход в объяснении религиозного феномена, согласно которому религия является источником формирования общественных отношений, гражданственности и патриотизма предложил Ж. Сорель. Он рассматривал религию как средство социальной интеграции, сплачивающей людей. Г. Зиммель, анализируя место религии в контексте индивидуальной жизни, показал ее вклад в достижение личностью идентичности в процессе социализации. На конструктивную, созидательную функцию религии, функцию стимулятора социальных изменений особое внимание обращал М. Вебер, уделявший внимание выявлению влияния религиозного фактора на характер отношений индивида к окружающей действительности. Американский социолог Т. Парсонс предложил рассматривать религию как важное условие стабильности общества, поддержания социального порядка, так как она выступает «основой ценностно-нормативного порядка».1 К. Манхейму принадлежит классификация политических идеологий XX века. Он ближе всех подошел к проблеме взаимодействия религии и политики, исследовав взаимосвязь между духовными элементами и социально-политическими структурами. Исходя из работ Г. Алмонда и С. Вербы, которые дали наиболее известную в науке классификацию политических культур, базирующихся на ценностных представлениях человека о власти3, можно сделать вывод о месте религии в политической культуре. На особую роль религии в современных процессах мироустройства обращал внимание С. Хантингтон.

Говоря об отечественной социально-философской и научной традиции в исследовании проблем взаимосвязей религии и общества, следует, прежде всего, отметить труды классиков русской философской и социально-политической мысли (B.C. Соловьев, С. Н. Булгаков, H.A. Бердяев, JL А. Тихомиров, С. Л. Франк, И.А. Ильин), которые, раскрывая особенности российской цивилизации, обращали особое внимание на ее духовные, религиозно-нравственные основы.

Проблемы определения места и роли религиозного фактора привлекают к себе большое внимание и современных исследователей. В советской науке изучение религии как системы было начато Д. М. Угриновичем. Разработке социологических проблем влияния религии на.

1 Парсонс Т. Социальная система — М.: Мысль, 1995 — С. 49.

2 Манхейм К. Христианские ценности и изменение социальной среды // Общественные науки и современность- 1993.-№ 5.-С.185.

3 Алмонд, Г., Пауэлл, Дж., Стром, К., Далтон, Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой Обзор. / Г. Алмонд. — М.: Аспект Пресс, 2002. — С.67. жизнь общества посвящены работы Ю. А. Левады. Проблемами проявления религиозного фактора в современном обществе занимались и занимаются такие исследователи как В. И. Гараджа, И. Н. Яблоков, А. Н. Красников, Э. С. Элбакян, И .Я. Кантеров. Теоретическое осмысление интегрирующих и дезинтегрирующих функций религий, реализуемое и в исследованиях религиозной ситуации в России можно найти в работах H.A. Трофимчука, Ю. П. Зуева, Ф. Г. Овсиенко. Социологическими исследованиями влияния религиозного фактора на жизнь общества и религиозностью населения занимаются такие исследователи как М. П. Мчедлов, Ю. А. Гаврилов, А. Г. Шевченко. Проблемам проявления религиозного фактора в европейской и российской политике посвящены работы A.A. Красикова.

Религиозной фактор в национальных процессах рассматривается в исследованиях A.A. Нуруллаева, С. З. Канаева. Роль религии как фактора формирования новой общности в современном трансформационном пространстве России пытаются определить Д. Б. Малышева, М. А. Абрамова, P.A. Лопаткин, H.A. Завершинская, В. В. Панюкова. Определение места конфессионального фактора в современном политическом процессе дают Ф. Г. Овсиенко, H.H. Сидякова. Наиболее исследованным в современной науке из конфессиональных факторов является исламский. На первый план выходят работы С. А. Мелькова, А. В. Малашенко. Проблемам методологии анализа исламского фактора посвящены работы Р. Елемесова, А. Майсюк.

В рамках зарубежной и отечественной науки существуют исследования роли религиозного фактора в этнических конфликтах, в частности, в России и странах СНГ (М.П. Мчедлов, Л. А. Баширов, Т. А. Кудрина, Л. С. Рубан, М.А. Олимов), Югославии (Г. Паверс, 3. Изакович), Польше (Р. Блобаум), странах Азии и Африки (А. Шарма, Д.Б. Малышева). Вопросам соотношения этничности и религии в современной России посвящены исследования A.B. Журавского, О. С. Ихеновой, Г. И. Мирского, Р. Ш. Касымовой, С. И. Здиорук,.

М.Н. Ефименко. Существенный вклад в изучение проблем этноконфессиональных отношений в современной России внес В. Н. Рагузин. Особые черты русской цивилизации в этнической, политической и религиозно-культурных областях представлены в работе Можайской И.В.1 Также очень ценным представляется материал первого в России этносоциологического исследования, проведенного в 1997;1998 гг. (руководитель Л. М. Дробижева) в шести выбранных субъектах Российской Федерации (Татарстан, Саха-Якутия, Тува, Северная Осетия, Магаданская и Оренбургская области). Это исследование дает возможность более детально изучить этнополитическую ситуацию в Российской Федерации.

Проблемы религиозно-общественной жизни России рассматриваются в сборнике «Религия и общество: очерки религиозной жизни современной России», в который включены статьи являющиеся плодом многолетнего сотрудничества Кестонского университета и российских социологов религии в рамках проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России». Большую часть материала составляют результаты полевых исследований, проведенных в 1994 — 2001 годах в 78 субъектах Российской Федерации, л среди которых была и Архангельская область. Информационно-аналитическое описание существующих в стране религиозных организаций, их численности и деятельности представлено в издании «Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания».3.

Значительное место в возможности определения и изучения категории социальной трансформации принадлежит исследованиям российских ученых. Особенно следует отметить труды, в которых раскрываются сущностные проблемы исторического развития человечества и особенности.

1 Можайская, И. В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России (Опыт метаисторического исследования): в 4-х ч. Часть 4. / И. В. Можайская. — М.: Вече, 2001. — 624с.

2 Филатов, С., Лункин, Р. Православие по-поморски и по-новгородски / С. Филатов, Р. Лункин // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России / отв.ред. и сост. С. Б. Филатов. — М.- СПб.: Летний Сад, 2002. — С. 33 — 57.

3 Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания в 2 т. / Отв.ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов — М.: Логос, 2004. социальной трансформации в современных условиях российской действительности. К ним можно отнести исследования С. Ю. Андреева, JI. С. Вартазаровой, А. Н. Данилова, Г. Г. Дилигенского, В. А. Иноземцева, Э. А. Беляева. Осмысление процессов трансформации в России содержится в работах Т. И. Заславской. Проблемы трансформации постсоветских наций выделяет Ю. В. Арутюнян.

Говоря о региональных аспектах предмета диссертации, особо следует выделить работы A.A. Дрегало и В. И. Ульяновского, посвященные социологическому и социально-философскому анализу особенностей и условий трансформации социального пространства Архангельской области, одним из факторов конструирования которого является религиозная сфера.1 A.A. Дрегало, В. И. Ульяновский, в рамках российско-американского проекта «Предвыборная ситуация в России», провели социологическое исследование степени и характера религиозности населения Архангельской области.2 Анализу религиозного пространства и сакральной географии народов Европейского Севера посвящены работы Н. М. Теребихина. Важная роль в организации и координации религиоведческих исследований на Европейском Севере принадлежит Е. И. Аринину, принявшему активное участие в изучении места религии в социокультурном пространстве Архангельской области. Важный вклад в исследование современной конфессиональной ситуации в регионе внесли работы Г. Е. Гудим-Левковича. Для целей диссертации особое значение имеют работы Ю. Ф. Лукина, посвященные.

1 Дрегало, A.A., Ульяновский, В. И. Регион: диагностика социального пространства / A.A. Дрегало, В. И. Ульяновский. — Архангельск, 1997. — 383 с.

2 Дрегало, A.A., Уляновский, В. И. Метаморфозы религиозного сознания северян / A.A. Дрегало, В. И. Уляновский // Свеча — 99. Экология духа: Сборник научных и методических статей по религиоведению и культурологии. Вып.1. / отв.ред. Е. И. Аринин. — Архангельск: Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 1999. — С. 97 — 103.

3 Теребихин, Н. М. Метафизика Севера: Монография / Н. М. Теребихин. — Архангельск: Поморский университет, 2004. — 272с., Теребихин, Н. М. Сакральная география Русского Севера (религиозно-мифологическое пространство северорусской культуры) / Н. М. Теребихин. — Архангельск: 1993. -220 с. разработке теоретических основ регионологии как науке о региональных социумах, в том числе и в их религиозно-этническом измерении.1.

Анализ степени разработанности проблемы позволяет сделать вывод о том, что в современной социально-философской и религиоведческой мысли накоплен значительный концептуально-теоретический потенциал, позволяющий адекватно оценить роль и место религиозного фактора в социальной истории человечества. Вместе с тем, ощущается настоятельная необходимость в систематизации и обобщении тех методологических оснований и эмпирических данных, позволяющих объективно оценить роль религиозного фактора в трансформационном пространстве современного российского социума, что и определило предметно-проблемное содержание диссертационного исследования.

Объект исследования.

Объектом исследования является религиозный фактор как специфическое явление, определяющее систему взаимосвязей религии и общества.

Предмет исследования.

Предметом исследования являются формы и механизмы проявления религиозного фактора в условиях трансформирующегося российского общества.

Цель и задачи исследования

.

Цель диссертационного исследования заключается в социально-философском осмыслении и определении места и роли религиозного.

1 Северное регионоведение в современной регионологии / отв. ред. Ю. Ф. Лукин.— Архангельск: Высш. шк. дел. администрирования ИУППК ПГУ им. М. В. Ломоносова, 2005.— 449 е., Религиозная жизнь Архангельского Севера: история и современность / ред. Лукин Ю. Ф. — Архангельск, 1997. -280с. фактора в трансформационном пространстве современного российского общества.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

1. определить сущность, содержание и функциональные особенности религиозного фактора как предмета социально-философского анализа.

2. проанализировать основные концепции взаимоотношения религии и общества в истории социально-философской мысли XIXXX вв.

3. определить специфику конфессиональной структуры российского государства, проследить тенденции и особенности проявления религиозного фактора в условиях многонационального и поликонфессионального российского общества.

4. раскрыть основные направления современной российской государственно-конфессиональной политики, определить механизмы и формы влияния социально-политических процессов на религиозную ситуацию в России.

5. проанализировать специфику проявления конфессионального фактора в межнациональных отношениях.

6. определить место и роль религиозного фактора в современной социально-политической ситуации Архангельской области.

Теоретические и методологические основы диссертационного исследования.

Полифония современной религиозной ситуации и достаточно большой фактологический материал, поставили задачу перехода исследования каждой конкретной религии как системы к исследованию общих религиозных феноменов как неких сущностных структурных элементов. Методологической основой диссертации явились системный и структурнофункциональный подходы, позволяющие интерпретировать социум как объект управления на различных уровнях. Суть системного подхода в социально-философских исследованиях заключается в том, чтобы в изучении социального явления (в данном случае это религиозный фактор) строго и последовательно исходить из знания целостности социального процесса и социальной организации и рассматривать исследуемый социальный объект как необходимый элемент общественно-политической системы. Системный анализ позволяет выявить ключевые переменные и ведущие процессы, определяющие динамику социальных трансформаций в интересующем нас интервале времени.

При изучении социальной реальности принципиальное методологическое значение имеет междисциплинарный подход. Это объясняется тем, что всякое социальное явление многогранно. Кроме того, не менее важными являются те конкретные составляющие, которые характеризуют собой многообразные условия, определяющие данное социальное явление. Все факторы (экономический, политический, религиозный и др). находятся в постоянном взаимодействии. Конкретное состояние социального явления есть интегрированный результат этого взаимодействия. Следовательно, для того, чтобы правильно понять социальное явление, необходим комплексный охват действия всех многообразных сил и зависимостей. Междисциплинарный подход выражает необходимость учета взаимодействий социального явления в его конкретном состоянии, который позволяет выявить целостность исследуемой реальности. Работа выполнена на стыке собственно социальной философии и религиоведения, представленного такими областями как философия и социология религии.

Эмпирическую базу исследования составили: материалы российских социологических исследований (результаты комплексных социологических исследований, проведенных кафедрой религиоведения РАГС при.

Президенте РФ, данные социологических исследований, проведенных Институтом социально-политических исследований РАН, Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, Центром социологических исследований МГУ им. М. В. Ломоносова, Институтом этнологии и антропологии РАН, материалы комплексных социологических исследований, проводящихся в Архангельской области), а также статистическая информация, предоставленная Главным управлением федеральной регистрационной службы по Архангельской области и НАО.

Кроме того, для решения поставленных перед нами задач, диссертант привлекал публикации светских и конфессиональных периодических изданий, как общероссийских, так и региональных.

Научная новизна исследования.

1. уточнено содержание понятий «религиозный фактор», «конфессиональный фактор», «этноконфессиональный фактор».

2. систематизированы и обобщены социально-философские концепции, связанные с определением взаимосвязей религии и общества.

3. выявлены важнейшие тенденции, механизмы и формы проявления религиозного фактора в многонациональном и поликонфессиональном российском обществе.

4. раскрыты особенности развития современной конфессиональной ситуации и ее воздействие на социально-политическую жизнь Архангельской области.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем представлены актуальные для социальной философии концепции роли и места религиозного фактора в социальной истории человечества.

Материалы исследования могут быть использованы для разработки лекций по социальной философии, философии религии, социологии религии, этнологии, социальной и культурной антропологии. Отдельные положения диссертации могут быть использованы общественными и религиозными организациями при изучении и оценке социокультурной и религиозной ситуации в России.

Апробация работы.

Основные положения исследования получили апробацию в материалах следующих конференций: «Гуманитарные исследования и гуманитарное образование на Европейском Севере» (Архангельск, 2002), V Иоанновские образовательные чтениях (Архангельск, 2002), «Истоки — У1: Толерантность в религии и культуре» (Архангельск, 2002), «Православие: ответ на вызовы XXI века» (Санкт-Петербург, 2003), «Язык науки XXI века» (Архангельск, 2003), Одиннадцатые Международные Рождественские образовательные чтения (Москва, 2004), Ломоносовские чтения (Архангельск, 2004, 2005), «Истоки-Х: Религия и личность в прошлом и настоящем» (Владимир, 2005).

Структура работы.

Работа состоит из введения, двух глав (двух и трех параграфов соответственно), заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Философское осмысление современного российского бытия обусловлено сложностью общеполитической ситуации в стране, напряженностью споров о путях ее дальнейшего развития, характером и направленностью социальных процессов. Признание России государством многонациональным и поликонфессиональным является основополагающим фактором в развитии демократических и федеративных начал в нашей стране. Это весьма важно с разных точек зрения: правовых, этнополитических, социально-психологических и т. д. Обеспечение прав наций, религий, учет их исторических, этнических, территориально-экономических особенностей, служат базой для создания условий развития народов и цивилизационных отношений между ними. Г. Вальденфельс, отмечал, что «корни религии соприкасаются с человеческим бытием и тем самым имеют неизменное значение для понимания человеком самого себя, -причем такого понимания, которое опосредовано обществом"1.

В целом, обобщая материал, посвященный рассмотрению религиозных процессов в условиях трансформирующегося российского общества, можно отметить следующее. Религиозный фактор — очень значим в сегодняшней российской общественной жизни. При этом, он может действовать как объективный фактор — через установки общественного или индивидуального сознания, которые сформировались исторически, но может воздействовать и как субъективный фактор — через деятельность религиозных организаций и их лидеров, оказывающих влияние на сознание и поведение современников. В современных исследованиях, обращается внимание на актуальность религиозного фактора во всех сферах российской действительности. Наиболее заметно присутствие православия или ислама. При этом.

1 Вальденфельс, Ганс. Религия в современном мире научных исследований / Ганс Вальденфельс // Религиоведение. — 2002. — № 2. — С. 157. подчеркивается ряд важных моментов. Во-первых, большинство населения позитивно оценивает религию, считает ее сегодня одним из устоев этнической и мировой культуры, признает значительный вклад традиционных религиозных институтов в сохранение нравственных ценностей человечества. Во-вторых, налицо резкое преобладание людей осознавших свою религиозность именно в последние годы.

Отмеченное в работе многообразие проявлений религиозного фактора объясняется как разнообразием функций, которые религия как социальное явление выполняет в обществе, так и специфическим характером историко-культурных взаимосвязей и интересов конкретных этносов и конфессий. Активизация отношений между государством и религиозными организациями, включение религиозной проблематики в спектр общественных проблем на федеральном и местном уровне свидетельствует о признании роли религиозного фактора в российской действительности. Степень воздействия конфессионального фактора на социально-политические процессы зависит от конкретных исторических условий, национальных, региональных и других особенностей характера его взаимодействия с системообразующими элементами общества. Религия является культурообразующим фактором, способствующим поддержанию стабильности общества и вместе с тем стимулирующим его изменения. С другой стороны конкретные исторические формы религии в большой степени зависят от культурного и социального контекста.

Как известно, лозунгом, определяющим политику советского государства по отношению к религии в течение семидесяти лет его существования было декларированное отделение Церкви от государства и школы от Церкви, что обернулось на самом деле открытым гонением на верующих всех конфессий. Большое количество храмов и других молитвенных зданий были разрушены, сотни тысячи верующих были расстреляны и сосланы в лагеря как представляющие опасность для коммунистического строя. Однако все эти попытки не смогли искоренить стремление к духовному компоненту общественной жизни. Поэтому одной из основных составляющих трансформационных процессов, которые начались в Советском Союзе в результате перестройки, стало религиозное возрождение народов, населяющих страны постсоветского пространства. Всплеск религиозности был тесно связан с поиском новой идентичности, своего места в обществе, государстве и этносе. Процессы, проходившие и проходящие в России, не могут рассматриваться в отрыве от религиозной составляющей. Она настолько важна, что серьезно затронула политическую, социальную и культурную сферу, будучи тесно связанной с новой национальной и социальной политикой. С одной стороны этот процесс основывался на возвращении к истокам изучения исторического прошлого, когда религия являлась неотъемлемой частью общественной жизни, с другой — это поиск отдельной личности и общества, пытающейся ответить на кардинальные вопросы бытия в новых условиях.

Особенности социокультурной ситуации в России на рубеже XX и XXI веков и, прежде всего, девальвация официальной государственной идеологии, привели к ситуации «вакуума» в массовом сознании, который все более явно заполняется различными версиями идеологий, содержащих этнонационалистические компоненты. Сейчас Россия находится в процессе формирования нового духовного пространства. Место религии в нем определено ее цивилизационной значимостью. Религия рассматривается в качестве реальной основы религиозно-культурных различий, оказывающих серьезное влияние на политические отношения и процессы в российском обществе. Происходящие в современном российском обществе политические, экономические и социальные изменения обусловливают и существенную трансформацию общественного сознания народов России.

Исторически сложившаяся многоконфессиональность России представляет свободу выбора веры. К. П. Победоносцев (1827 — 1907) восхвалял Россию как страну религиозной терпимости. Он утверждал, что «в мире есть только одна-единственная страна, где люди могут свободно жить в своей вере, — это Россия».1 Предлагая широкие возможности реализации ценностных предпочтений, многоконфессиональная культура тем самым обеспечивает наиболее полное самовыражение каждому верующему. В связи с этим, с одной стороны, наблюдается рост религиозности, и ослабление позиции сознательного безверия, резкое возрастание в общественном сознании престижа конфессиональных организаций, действующих в стране, возникновение религиозных политических движений, тяга к религии прежде равнодушных к ней людей. С другой стороны, позитивный процесс роста роли религии как элемента культуры, носительницы общечеловеческих ценностей сопровождается рядом издержек. Взять хотя бы вопрос об особенностях мировоззренческих ориентаций россиян, о характере, глубине их религиозности. Так, для многих людей характерны колебания между верой и неверием, обращение к нетрадиционным для страны, в том числе самым экзотическим культам, к различным новоявленным гуру. Религиозное мировоззрение у значительной части верующих, особенно тех, кто склонен, следуя своеобразной «моде», к внешней, показной религиозности, отличается во многом неопределенностью, отсутствием ясного содержания. Также стоит отметить, что за последнее десятилетие в стране сформировалась тенденция переориентации значительной части общества на западные, протестантские ценности, т. е. произошел в определенной степени отказ от традиционной (православной) ментальности.

В условиях межгосударственной интеграции, трансформации общественного сознания на современном этапе рассмотрение влияния религиозного фактора в этом аспекте является актуальным, так как, несмотря.

1 Победоносцев, К. П. Московский сборник / К. П. Победоносцев. -М.: Синодальная типография, 1897.-С.207. на одинаковые социально-экономические, политические условия функционирования в пределах одного государства или же региона наблюдается разные тенденции в социальной жизни. Ведь очевидно, что многообразие «религиозного» в современной жизни не всегда ведет к плюрализму в религиозной личной жизни людей и вероисповедной практике.

Разнородность конфессионального пространства России в переплетении с многообразием этнического состава составляет культурное богатство России, но при этом всегда таит в себе возможность возникновения и обострения противоречий и конфликтов на религиозной почве. Перед российским обществом стоит ответственная задача консолидации как одного из важнейших условий национальной безопасности и движения вперед. Предпосылкой ее достижения является воспитание, культивирование в людях национальной и религиозной терпимости, установок толерантного сознания и поведения. Сегодня межличностным установкам плюралистического общества должно быть присуще то, что люди различных мировоззрений и жизненных принципов встречались бы друг с другом с полным уважением.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в современной глобальной реальности существуют различные возможности трактовки религии: и как фактора, способствующего фрагментации, и как объединяющего фактора политического развития общества. Однако, сегодня, в условиях тенденций к универсализации политических позиций, интегративная функция религии должна быть использована более полно и ведущую роль в этом процессе может сыграть именно идеология мультикультурализма.

Разработка проблемы показала, что место и роль религиозного фактора в сознании людей определяется объективным состоянием общества, типом личности и характером межличностных отношений, которые порождаются реальными социальными условиями. Отмечено, что социальная роль религии и религиозных институтов многократно усложняется в условиях многонациональной государственности. Этническая пестрота, социокультурное разнообразие, плюрализм, трудно совмещающихся между собой региональных обычаев и традиций, ставят перед религиозными и правовыми институтами сложные задачи по созданию таких социальных условий, которые позволяли бы гасить конфликтные ситуации на стадии их зарождения или сублимировать энергию субъектов, принадлежащих к разным конфессиям. Для этого необходима продуманная, взвешенная, всесторонне проработанная стратегия межконфессиональной толерантности, межрелигиозный диалог, сотрудничество, основанные на уважении к идентичности и самоценности другого.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.А. Фактор религиозности в системе мотивации поведения индивида : дис.. канд.фил.наук: 09.00.13 / Абрамова Маргарита Леонидовна. М., 2001. — 141 с.
  2. , В. Религиозный фактор и военная безопасность России / В. Азаров // Ориентир. -2003. N 2. — С. 34−37.
  3. , Г., Пауэлл, Дж., Стром, К., Далтон, Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой Обзор. / Г. Алмонд. М.: Аспект Пресс, 2002. — 537с.
  4. Американская социологическая мысль: Тексты. Мертон Р., Мид Дж., Парсонс Т., Шюц А. М.: МУБП, 1996. — 560с.
  5. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы / ред. и вступ. статья Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1972. — 392с.
  6. , Е.И. Феномен религии : исторический и логико-методологический анализ интерпретаций религиозности: учебное пособие / Е. И. Аринин. Владимир: Владимирский гос. университет, 2002. — 160с.
  7. , Е.И. Философия религии: принципы сущностного анализа: Монография / Е. И. Аринин. Архангельск: Издательство Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова, 1998. — 297с.
  8. , Ю.В., Дробижева, Л.М., Сусоколов, А. А.: Этносоциология / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов, М.: Аспект-Пресс, 1999.-271с.
  9. , Ю.В. Трансформация постсоветских наций: по материалам этносоциологических исследований / Ю. В. Арутюнян. М.: Наука, 2003. -207 с.
  10. Архангельская епархия разжигает межрелигиозную рознь, утверждают участники акции «Ощути силу перемен» // http://www.dvinainform.rU/gazeta/2005/06/01 /27 479.зМш1
  11. , Jl. Оглянемся вокруг : об общественном движении православной интеллигенции Архангельского Севера / JI. Ашиток // Волна. -2002. 19 марта. — С.6.
  12. , С., Чернышев, А. Регион как политическое пространство / С. Барзилов, А. Чернышев // Свободная мысль. 1997. — № 2. — С. 3−13.
  13. , А. Традиции надобно блюсти / А. Беднов // Архангельск. -2002. 13 февраля. — СЛ.
  14. Р. Религия как символическая модель, формирующая человеческий опыт / Р. Белла // Религия и право. 1997. — № 2−3. — с. 52−53.
  15. , П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т.Лукман. М.: «Медиум», 1995. — 323 с.
  16. , П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / П. Л. Бергер / Пер. с англ., под ред. Г. С. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996. — 168 с.
  17. , H.A. Алексей Степанович Хомяков. Миросозерцание Достоевского. Константин Леонтьев / H.A. Бердяев. Собрание сочинений. Т. 5. Париж: YMCA-Press, 1997. — 578 с.
  18. , Н. А. Новое религиозное сознание и общественность / H.A. Бердяев. М.: Канон +, 1999. — 463с.
  19. , H.A. О русской философии: В 2-х ч. ч.1. / Сост., вступ. ст. и прим. Б. В. Емельянова, А. И. Новикова. Свердловск: Изд-во Урал, унта, 1991.-288 с.
  20. , Н. А. Судьба России / H.A. Бердяев. М.: Эксмо, 2004. — 736 с.
  21. , H.A. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма / H.A. Бердяев. М., 1997. — 335с.
  22. , Н. А. Хомяков A.C. Классика философской мысли / H.A. Бердяев. М.: Высшая школа, 2005. — 239с.
  23. , С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов / С. Н. Булгаков. СПБ.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997. -589 с.
  24. , С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность / Булгаков С. Н. Сочинения в 2-х т. Т.2. М., 1993. — С. 343 — 367.
  25. Вальденфельс, Ганс. Религия в современном мире научных исследований / Ганс Вальденфельс // Религиоведение. 2002. — № 2. — С. 157 -165.
  26. , М. Социология религии (типы религиозных сообществ) / Макс Вебер // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. — С.78−308.
  27. , М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. — 704с.
  28. , М. Хозяйственная этика мировых религий / М. Вебер http ://www.auditorium.ru/books/867/
  29. , М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер / Вебер М. Избранные произведения М., 1990. -С.60−272.
  30. , М. Христианство и плюрализм / М. Велькер- пер. с нем. Д. Бумажнова, А. Петровой М.: Республика, 2001- 207 с.
  31. Вишневский, A. J1. Религия как социально-политический институт у Э. Дюркгейма и Г. Спенсера / A. J1. Вишневский // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 12, политические науки. 1999. — № 4. — С. 59 -75.
  32. В день Небесного покровителя Архангельска подписано соглашение между администрацией Архангельской области и Архангельской епархией // http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=l 58&did=l 8957&callaction=popup 1 (topic)
  33. Власти Архангельской области считают недоразумением позицию по отношению к социальному проекту «Ощути силу перемен» // http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=33 550&cf=
  34. В области пока не было случаев ликвидации религиозных организаций // http://news.maas.ru/index.php?id=68 947&type=4
  35. , С. А. Особенности взаимодействия политической и религиозной систем: философско-методологический анализ / С. А. Воронцов. Ростов-на-Дону, 2000. — 209с.
  36. , JI.M., Филатов, С.Б., Фурман, Д. Е. Религия в современном массовом сознании / JIM. Воронцова, С. Б. Филатов, Д. Е. Фурман // Социологические исследования 1995-№ П.-С. 81−91.
  37. , В.В., Трикоз, H.A. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В. В. Гаврилюк, H.A. Трикоз // СоцИс. 2002. — № 1. — С. 89−102.
  38. , В.И. Социология религии / В. И. Гараджа. М. Аспект-Пресс., 1996. — 239 с.
  39. , Р. Символы священной науки / Р. Генон. М.: Беловодье, 2002. -496 с.
  40. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современного состояния)/ Сост. Н. А. Трофимчук. М., 1996. — 252 с.
  41. Государство, религия и этносы на Севере 700−1990гг. Международная российско-скандинавская конференция / отв.ред. Голдин В. И., Теребихин Н. М. Архангельск, 1998. — 128 с.
  42. , А.Б. Религия в философско-социологической концепции Э. Дюркгейма / А. Б. Гофман // Социологические исследования. 1975. -октябрь-ноябрь-декабрь. — № 4. — С. 178−187.
  43. , М. Три линии национальной политики в посткоммунистической России / М. Губогло // Этнографической обозрение. 1995. — № 5. — С. 110 — 124., № 6. — С. 137−144.
  44. , П., Мартин, Дж. Все возможные миры. История географических идей / П. Джеймс, Дж. Мартин. Москва: Прогресс, 1988. — 672 с.
  45. , И. Российская модель социальной трансформации / И. Дискин // Pro et Contra. 1999. — Т. 4. — № 3. — С. 5−40.
  46. , A.A., Ульяновский, В.И. Регион: диагностика социального пространства / A.A. Дрегало, В. И. Ульяновский. Архангельск, 1997. — 383 с.
  47. , А.Г. Трансформация политических институтов и структур в процессе модернизации традиционных обществ : автореферат дис. доктора политических наук: 23.00.02 / Александр Гельевич Дугин. Ростов-на-Дону, 2004. — 45 с.
  48. , А. Основы геополитики / А. Дугин. М., 2 изд., 1997, — 60с.
  49. , Э. Исследование в области социальной науки / Э. Дюркгейм // http://ihtik.lib.ru/philosbook22apr2005/ 117с.
  50. , Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм — перевод с фр. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. — 352с.
  51. , Э. О разделении общественного труда- Метод социологии / Э. Дюркгейм- перевод с фр. М., 1996. — 223с.
  52. , Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии / Э. Дюркгейм // http://www.religiovedenie.ru/biblioteka/knigi/durkgeim.htm
  53. , Р., Майсюк, А. Исламский фактор. Ошибки методологии и ошибки анализа / Р. Елемесов, А. Майсюк // Общественные науки и современность. 1992. -№ 4. — С. 131−137.
  54. , М.Н. Личность в пространстве этнической и конфессиональной традиции / М. Н. Ефименко // Гуманитарные исследования: Альманах. Уссурийск, 2000. — Вып. 4. — С. 32 — 36.
  55. , М.Н. Религия. Традиция. Общество. Опыт социально-философского анализа российского религиозного развития: монография / М. Н. Ефименко. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2001. — 296с.
  56. , В.Д. Человек и религия : философско-антропологическое введение / В. Д. Жукоцкий. Нижневартовск, 1999. — 63с.
  57. , A.B. Ислам. / A.B. Журавский. М.: Издательство «Весь мир», 2004. — 224с.
  58. , А. В., Кырлежев, А. Российское государство перед феноменом религиозности / А. Журавский, А. Кырлежев // НГ религии. -2003. — 15 октября. — С.5.
  59. A.B. Проблема этничности в религии // http://www.sedmitza.ru/ 2003. — 16 мая.
  60. , H.A. Русский религиозно-философский дискурс пути России к гражданскому обществу / H.A. Завершинская // Вестник Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. -2000.-№ 16.-С. 41 -49.
  61. , В.А. Беломорский Север: религия, свободомыслие, атеизм / В. А. Зайцев. — Архангельск, 1983. 208 с.
  62. , А.Б. Религиозный фактор в социальном управлении регионом : на материалах республики Бурятии: дис.. канд.социол.наук: 22.00.08 / Зайцева Анжела Борисовна. М., 1999. — 140 с.
  63. Законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях. Сборник нормативных актов / Составитель: Пчелинцев A.B. -М.: Институт религии и права, 2000. 64с.
  64. , Т.И. О некоторых методологических вопросах исследования современного российского общества / Т. И. Заславская // Куда идет Россия?. Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год. М.: Логос, 1999. -С. 132−140.
  65. , Т.И. Постсоциалистический трансформационный процесс в России / Т. И. Заславская // Вестник РГНФ. 1998. — № 3. — С. 132−148.
  66. , Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция / Т. И. Заславская. М.: Дело, 2003. -568с.
  67. , Т.И. Социально-трансформационная структура России / Т.И. Заславская//Общество и экономика. 1999.- № 3−4.- С. 17−27.
  68. , Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе / Т. И. Заславская // Общественные науки и современность. 2005. — № 3. — С.5−16.
  69. , С.И. Специфика взаимовлияния этнического и религиозного : автореферат дис.. канд.фил.наук: 09.00.06 / Здиорук Сергей Иванович. -Киев, 1992. 17 с.
  70. , А. Проблемы становления русского национального самосознания в новом политическом пространстве / А. Здравомыслов //Трансформационные процессы в России и Восточной Европе и их отражение в массовом сознании. М., 1996. — С.82−88.
  71. , Г. К социологии религии // Г. Зиммель Избранное. В 2-х. т. Т.1. Философия культуры. М., 1996. С.618−635.
  72. , Г. Религия. Социально-психологический этюд / Г. Зиммель. Избранное. В 2-х т. Т.1. Философия культуры. М., 1996. 636 — 670с.
  73. , В.Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики / В. Ю. Зорин. 2 изд., доп. М.: Русский мир, 2003. -64с.
  74. , К.И. Концепт региона в геополитическом измерении / К. И. Зубков // Уральский исторический вестник. 1996. — № 3. — С. 16, — 19
  75. , И.А. О России / И. А. Ильин М.: Студия ТРИТЭ: Рос. арх., 1991.-32 с.
  76. , И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. М.: Республика, 1993. -430с.
  77. , И.А. Аксиомы религиозного опыта : в 2 т. / И. А. Ильин. М.: ТОО «Рарогь», 1993.
  78. , О. Названы победители областного конкурса журналистских работ «Вера источник созидания» / О. Ипатов // http://www.dvinaland.ru/prrelis/pradm.asp?id=864
  79. История религий в России / под общ.ред. H.A. Трофимчука. М.: Издательство РАГС, 2001. — 591с.
  80. , Д. Патриарх и президент на Соловках / Д. Исупов // Корабельная сторона. 2001. 21 августа. — С. 1−2.
  81. , О.С. Этнокультурные факторы религиозности: динамика и особенности проявления в поликонфессиональном обществе: дис.. канд.фил.наук: 09.00.06 / Ихенова Ольга Степановна. М., 1998. — 143 с.
  82. Каариайнен, Киммо, Фурман, Д. Е. Верующие, атеисты и прочие: эволюция российской религиозности/ Киммо Каариайнен, Д. Е. Фурман // Вопросы философии. 1997. — № 6. — С.35 — 52.
  83. , С.З. Роль религиозного фактора в формировании национальной психологии : автореферат дис.. канд.фил.наук: 09.00.06 / Канаев Серикжан Зиаданович. М., 1991. — 19 с.
  84. Кара-Мурза, A.A., Панарин, A.C., Пантин, И.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития / A.A. Кара-Мурза // Полис. 1995. — № 4. — С. 6−17.
  85. , И. Религиозный фактор в международных отношениях / И. Каро, Е. Федякова. // Латинская Америка. 2001. — № 7. — С.39 — 47.
  86. , Р.Ш. Этничность, религиозность, социальность: взаимодействие и конфронтация / Р. Ш. Касымова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2001. — № 2. — С.77 -88.
  87. , Е. У каждой религии своя политика / Е. Киевская // http://www.myarh.ru/news/index.php?id=22 954&r=l&date=2005−06−02
  88. , Г. С. Новая религиозность как проблема сознания / Г. С. Киселев // Вопросы философии. 2002. — № 5. — С. 173 — 182.
  89. , Г. С. Современный мир и «новое» религиозное сознание / Г. С. Киселев // Вопросы философии. 2000. — № 6. — С. 18 -33.
  90. , С.С. О роли православной миссии в диалоге культур / С. С. Кладько // Миссионерское обозрение. -2003. -№ 4. С. 25−32.
  91. , И. Нужна ли нам чужая вера? / И. Кононова // Северный рабочий. 2000. — 22 марта. — С.З.
  92. , О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении) / О. Конт Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 256 с.
  93. Концепция Государственной религиозной политики Российской Федерации. Проект кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ // http://www.religare.rn/article8227.htm
  94. Концепция государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации //htpp//www.state-religion.ru
  95. , А. А. Религиозный фактор в европейской и российской политике : исторический аспект / A.A. Красиков. М: XXI век -Согласие, 2000. — 134с.
  96. , A.A. Религиозный фактор в политике / A.A. Красиков // Сборник статей. Проблемы свободы совести, веротерпимости и преодоления религиозного и этноконфессионального экстремизма. Курган, 2000. — С. 14 -26.
  97. , Д.Е. К категориям «нация» и «этнос» / Д. Е. Краснянский // Философия и общество. 1998. — № 6. — С. 161−169.
  98. , В.Х. Религия в нашем обществе сегодня / В. X. Кусаев, Т. А. Елоева // Философские исследования. -2000. -N 4. С. 154−157.
  99. , А. Диалог теологии и религиоведения сегодня / А. Кырлежев // http -.//religare.ru/article9339.htm
  100. , Ю.А. Социальная природа религии / Ю. А. Левада. М.: Наука, 1965.-262с.
  101. , А., Кротов, Я. Религиозность как фактор российской жизни в 1990 е. / А. Линзи, Я. Кротов // Континент. — 1999. — № 4. — С. 326 — 338.
  102. , Б.А. Религия как социальное явление / Б. А. Лобовик. Киев: Вища школа, 1982. — 96с.
  103. Лобье, Патрик. Социология религиозного феномена / Патрик Лобье. -М. :РГТУ, 2000. -47с.
  104. , P.A. Конфессиональное пространство России: глазами социолога / P.A. Лопаткин // Религия и право. 2001. — № 4. — С. 10−14.
  105. , P.A. Процессы в религиозной сфере жизни современного российского общества / P.A. Лопаткин / Вероисповедная политика российского государства. М., 2003. -С. 59−60
  106. , Н.О. История русской философии / Н. О. Лосский. М.: Высшая школа, 1991. — 559 с.
  107. Ш. Лосский, Н. О. Характер русского народа / Н. О. Лосский. М.: Дарь, 2005. — 335 с.
  108. , Ю.Ф. Архангельская область: экономика и политика на пороге XXI века: монография / Ю. Ф. Лукин. Архангельск, 1997. — 202с.
  109. , C.B. Историческая этнология / C.B. Лурье. М.: Аспект Пресс, 1997.-448с.
  110. , А. В. Исламский фактор в российской политике / А. Малашенко // Международная политика. 2002. — март. — № 3. — С. 15−23.
  111. , А. В. Религиозное эхо этнополитических конфликтов / А. В. Малашенко // Свободная Мысль. 1994. — № 10. — с.99 — 109.
  112. , A.B., Тренин Д. В. Время Юга: Россия в Чечне, Чечня в России / A.B. Малашенко, Д. В. Тренин. М.: Гендальф, 2002. — 267 с.
  113. , Б. Магия, наука и религия / Б. Малиновский. М.: Рефл-бук, 1998. -290с.
  114. , Д. Б. Религиозный фактор в формировании и эволюции российской общности / Д. Малышева // МЭ и МО. 2003. — № 1. — С. 64 — 76.
  115. , К. Избранное: Социология культуры / К. Манхейм. М.: Университетская книга, 2000. — 501 с.
  116. Манифест российского патриотизма (За Россию великую и неделимую). М., 2000. — 87 с.
  117. , К. Христианские ценности и изменение социальной среды / К. Манхейм // ОНС. 1993. — № 5. — С.180 — 191.
  118. , К. К критике гегелевской философии права: Введение /Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. -Т.1 С.401−418.
  119. , В., Владимиров, Л. Параметры христианской политики/В. Махнач, Л. Владимиров. М.: Одигитрия, 2000. — 126 с.
  120. , С.А. Исламский фактор в современной России / С. А. Мельков. -М., 1998.-90с.
  121. , Г. И. Этнос, религия, национализм / И. Г. Мирский // Азия и Африка сегодня. 1994. — № 2. — С. 3−8.
  122. , К. Опиум для народа? / Кай Могенсон. С.-Пб., 1998. — 211с.
  123. , И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России (Опыт метаисторического исследования): в 4-х ч. Часть 4. / И. В. Можайская. -М.: Вече, 2001.-624с.
  124. , М.П. Особенности конфессионального сознания в современной России / М. П. Мчелдов // Трансформационные процессы в России и Восточной Европе и их отражение в массовом сознании. М., 1996. — С.102−112.
  125. , М.П. Политика и религия / М. П. Мчелдов. М.: Советская Россия, 1987.-251с.
  126. , М.П., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. Мировоззренческие предпочтения и национальные различия / М. П. Мчедлов, Ю. А. Гаврилов, А. Г. Шевченко // Социс. 2004. — № 9. — С. 95 — 101.
  127. , М.П., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. О социальном портрете современного верующего / М. П. Мчедлов, Ю. А. Гаврилов, А. Г. Шевченко // Социс. 2002. — № 7. — С.68 — 77.
  128. , М.П., Шевченко, А. Особенности религиозности граждан / М. П. Мчелдов, А. Шевченко // Религия и право. 2004. — № 1. — С. 19−21.
  129. На свободу с отпущенными грехами // Корабельная сторона. 2001. -30 октября. — С.З.
  130. Национальные отношения: Словарь / Под общ.ред. B.JI. Калашникова. -М.: Владос, 1997. 208 с.
  131. , О. Духовный электорат в руках пиарщиков / О. Недумов // НГ Религии. 2003. — № 18(126). — 15 октября. — С. 1 — 2.
  132. , А. (священник). Церковь и государство: История правовых отношений / А.Николин. М.: Издание Сретенского монастыря, 1997. -430с.
  133. Нужна ли Архангельской области комиссия по вопросам религии и наций? // http://www.dvinainform.ru/news/2005/05/25/27 044.shtml
  134. , A.A. О соотношении политики и религии / A.A. Нуруллаев // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. -2000. — № 2 — С. 60−68.
  135. , A.A. Религиозный фактор в национальных процессах / A.A. Нуруллаев // Государственно-церковные отношения в истории России: курс лекций. М.: РАГС, 1994. — ч.1. — С. 100. — 121.
  136. Областной закон: О регулировании деятельности религиозных сект, представительств (филиалов) иностранных религиозных организаций, отдельных проповедников и миссионеров на территории Архангельской области // Волна. 1997. — 25 марта. — с. 5−6.
  137. , Ф.Г. Политизация конфессий и клерикализация политики: тенденции развития и риски в российском обществе / Ф. Г. Овсиенко // Религиоведение. 2002. — № 2. — С.20 — 29.
  138. , Ф.Г., Трофимчук, H.A. Конфессиональный фактор в российском политическом процессе: сущность и место / Ф. Г. Овсиенко, H.A. Трофимчук // Религия и культура: реферативный сборник. М.: ИНИОН, 2000. — С.66. — 74.
  139. Основные параметры междисциплинарного исследования религии // Вестник Санкт Петербург, ун-та.- Сер. 6.- 2001.-Выпуск 1.- С. 138−141.
  140. Основные положения региональной политики в Российской Федерации // Регионология. 1996. — № 2. — С. 1−18.
  141. Официальные итоги Всероссийской переписи населения России 2002 г. // www. perepis2002.ru
  142. , Ю.М., Павлов, М.Ю., Смирнов, А. И. Взаимодействие социальных пространств в мировом политическом процессе / Ю.М.Павлов, М.Ю.Павлов, А. И. Смирнов // Credo new. 2005. — № 3. — С.25 — 37.
  143. Паломнический туризм: что главное? // Архангельский епархиальный вестник. 2005. -№ 6 август. — С. 12.
  144. , В.В. Церковь и государство в современном политическом процессе в России: опыт и проблемы взаимоотношений / В. В. Панюкова. М.: Наука, 1996.-120 с.
  145. , Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс М.: Академический Проект, 2000.- 880с.
  146. , Т. Общий обзор / Т. Парсонс // Американская социология. -М., 1972.- С.25−36, С.360−378.
  147. , Т. Религиозный фактор и политический конфликт // Политическая теория. М., 1994. С. 211 — 323.
  148. , Т. Система современных обществ / Т. Парсонс — перевод с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева — под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998.-270с.
  149. , Т. Социальная система / Т. Парсонс. М.: Мысль, 1995- 120 с.
  150. , А .Я. Социальная философия евразийства / А. Я. Пащенко. -М.: Альфа-М, 2003. 368с.
  151. , Д.В. Религия: сущность и обновление / Д. В. Пивоваров // Философские науки. 1992. — № 2. — С. 62 — 73.
  152. , К.П. Московский сборник / К. П. Победоносцев. М.: Синодальная типография, 1897. — 300с.
  153. Проект Концепции Федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России (2006−2008 гг.)» / Министерство регионального развития Российской Федерации, 2005 //http://stolica.narod.ru/vra/zhur/001.htm
  154. , И. Религиозный национализм или национальная религия? / И. Прусс. // Знание сила. — 1997. — № 3. — С. 126 — 127.
  155. , В. Н. На острие российской геополитики. / В. Н. Рагузин М., 1999. -314с.
  156. , В.Н. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях / В. Н. Рагузин. М.: РАГСД998. — 101с.
  157. В.Н. Этноконфессиональные отношения в современной России: состояние, проблемы, противоречия (социально-философский анализ): Дис. д-р филос. наук /Российская академия государственной службы. Защищена 21.10.99. — 309 с. — Библиогр.: 326с.
  158. Реальная помощь, а не рекламная акция // Правда Севера. 2005. — 19 мая. — С. 8.
  159. , А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер — -М.: Вече, 2000. том 2. — 559с.
  160. Реестр религиозных организаций Архангельской области // http://www.inforeg.ru/
  161. Религиозная жизнь Архангельского Севера: история и современность / ред. Лукин Ю. Ф. Архангельск, 1997. — 280с.
  162. Религиозный фактор в процессе становления гражданского общества в современной России: сб.науч.тр. / редкол.: С. Ю. Наумов. Саратов: Поволжская акад.гос.службы им. П. А. Столыпина, 2004. — 174с.
  163. Религия и глобализация на просторах Евразии /под ред. А. Малашенко, С.Филатова. М.: Неостром, 2005. — 343с.
  164. Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России / отв.ред. и сост. С. Б. Филатов. -М.- СПб.: Летний Сад, 2002. 488с.
  165. , А.П. Проблема религиозного комплекса в современном религиоведении : монография / А. П. Романова. Астрахань: Астраханский государственный педагогический университет, 2000. — 178с.
  166. Российская социологическая энциклопедия / ред. Г. В. Волков- -М, 1998. -566с.
  167. Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. М.: Норма, Инфра-м, 1998. — 672 с.
  168. Русская идея / Составитель и автор вступительной статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. — 496 с.
  169. , Н.В. Исследование региональной идентичности: исторический аспект / Н. В. Сверкунова // Социология и социальная антропология / Межвуз. сб. к 60-летию со дня рождения проф. А. О. Борноева. СПб., 1997. — С. 321 — 329-
  170. , А., Ковалев А., Калинин В. Свобода религии для человека / А. Себенцов, А. Ковалев, В. Калинин // Международная жизнь. 1990. -№ 12.-С.29−38.
  171. Север России всегда был наиболее толерантным //Единый мир. 2005. -20 октября. — С.З.
  172. Северное регионоведение в современной регионологии /отв. ред. Ю. Ф. Лукин.— Архангельск: Высш. шк. дел. администрирования ИУППК ПТУ им. М. В. Ломоносова, 2005.— 449 с.
  173. Ю.И. Эволюция религии: смена общественно-экономических формаций и культурная преемственность / Ю.И. Семенов/ В кн.: Этнографические исследования развития культуры. М., 1985. — С. 198−243.
  174. , H.H. Конфессиональный фактор политической культуры : на примере Западной Европы второй половины XX века: дис. канд.фил.наук: 23.00.03 / Наталья Николаевна Сидякова. М., 1996. — 133 с.
  175. , З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк) / З. В. Сикевич. М.: Механик/1996. — 204 с.
  176. , Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения / Ю. Ю. Синелина // Социс.-2001. № 7. — С.89 — 96.
  177. , С. Вера за колючей проволокой / С. Смирнов // Троицкий проспект. 2001. — 4 декабря. — С.З.
  178. Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания в 2 т. / Отв.ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов М.: Логос, 2004.
  179. , B.C. Избранные сочинения / B.C. Соловьев / составитель А. Н. Ерызин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544с.
  180. , B.C. Национальный вопрос в России. / Соловьев B.C. Собрание сочинений и писем в 15 томах. Т.5.- M.: Логос, 1993. С. 7 — 112.
  181. , B.C. Русская идея / B.C. Соловьев. М., 1992. — 471с.
  182. , П.А. Главные тенденции нашего времени / П. А. Сорокин — перевод с англ. -М.: Наука, 1997.- 351с.
  183. , П. Система социологии. Т. 1. / П.Сорокин. Петроград, 1920. -433 с.
  184. , П.А. О русской общественной мысли / П. А. Сорокин. СПб.: Алетейя, 2000.-221с.
  185. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России / под. ред. Л. М. Дробижевой — М., 1998. -321с.
  186. Социокультурное пространство: инновации, глобальное и региональное измерение / отв.ред. Ю. Ф. Лукин. Архангельск, 2001. — 435 с.
  187. , Г. Собрание сочинений в 2 т. / Г. Спенсер. Спб., 1967.
  188. , Д. Религия как общественный феномен / Д.Сухов. М.: Мысль, 1967.-287с.
  189. , Н.М. Метафизика Севера: Монография / Н. М. Теребихин. -Архангельск: Поморский университет, 2004. 272с.
  190. , Н.М. Сакральная география Русского Севера (религиозно-мифологическое пространство северорусской культуры) / Н. М. Теребихин. -Архангельск: 1993. 220 с.
  191. Л. А. Духовенство и общество в современном религиозном движении/ Л. А. Тихомиров // http://ihtik.lib.ru/philarticle/ihtikphilarticle853.htm
  192. , Л.А. Религиозно-философские основы истории / Л. А. Тихомиров. М.: Москава, 2000. — 587с.
  193. , Jl.А. Христианство и политика / Л. А. Тихомиров. М.: ГУЛ «Облиздат», 1999. — 616 с.
  194. У всех нас одно будущее, одна страна // http://www.businesspress.ru/newspaper/article.asp?mld=33&aid=4867
  195. Указ президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». М., Кремль. 1996. — 3 июня. — № 803.
  196. , Г. П. Социальное значение христианства /Т.П. Федотов // Философские науки. 1991. — № 3. — С. 71 — 98.
  197. , С.Б. Новое рождение старой идей: православие как национальный символ / С. Б. Филатов // Полис. 1999. — № 3. — С. 138 — 149.
  198. , С.Б. Другая святая Русь : Духовный опыт возрождения Русского Севера / С. Филатов, П. Лункин // Дружба народов. 2001. — № 5.
  199. , С.Л. Духовные основы общества: введение в социальную философию / С. Л. Франк. Л., 1991. — 511 с. V
  200. , С.Л. Из размышлений о русской революции / С. Л. Франк // Новый мир. 1990.- № 4.- С.221−232.
  201. , Ю. Будущее человеческой природы / Ю. Хабермас / Пер. с нем. — М: Весь Мир, 2002. 144 с.
  202. , Ю. Секулярное и религиозное // http://www.archipelag.ru/geoculture/religions/religio-ekulario/consciousness-еигоре/
  203. , С. Столкновение цивилизаций / С.Хантингтон. М.:АСТ, 2005. — 605с.
  204. , A.C. Сочинения.: В 2 -х т. / A.C. Хомяков. М., 1994.
  205. , В.Г. Общественное пространство / В. Г. Черников. Воронеж, 1984.- 164с.
  206. , A.B. Диалектика социума: Опыт построения структурно-эволюционной модели социокультурного континуума / A.B. Шипилов. -Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 2003. 312 с.
  207. , В. Архангельск: былое свидетельствует о вере / В. Цивунин III Вера. 2001. — № 380. — С.22.
  208. , JI. Природа религии / JI. Цитрин / Авториз. пер. с англ. Гузмана А. Санкт — Петербург: Gallina sensit, 2000. — 119 с.
  209. , В. Игнорировать влияние религии на обществе недопустимо / В. Яковлев // http://my.perm.ru/news/view/7icN48438
  210. Berger, P. Secularization and the Problem of Plausibility / Berger P. The Social Reality of Religion. London: Faber, 1967. -P. 127−154.
  211. Dea O. The Sociology of Religion / O.Dea. Prentice Hall, 1966. — 76 s.
  212. Heisler, M. O. Ethnicity and Ethnic Relations in the Modern West // Conflict and Peacemaking in Multiethnic Societies. Massachusetts/Toronto, 1990. P. 2152.
  213. Kippenberg H.G. Kritik an Religionen Antikritiken im Namen von Religionen / H.G. Kippenberg // Kritik an Religionen. — Marburg. — 1997. — S. 27 -46.
  214. Lehrer, G. Einfuhrung in die Religionssoziologie / G. Lehrer/ Darmstadt, 1980.-144 s.
  215. Religion in der Lebenswelt der Moderne / Hrsg.: Fechtner K., Haspel M. -Stuttgart: Kohlhammer, 1998. 254 s.
  216. Stolz, F. Grundzuge den Religionwissenschaft / F. Stolz Gottingen, 1988. -186 s.
  217. The Oxford Dictionary of World Religions. Ed. John Bowker. Oxford New York, Oxford University Press, 1997. — 523 s.
Заполнить форму текущей работой