Философия европейского просвещения xviii века
Деятели Просвещения вложили в это понятие новый смысл, говоря о просвещении человека светом своего разума, свободного от предрассудков. Разъясняя значение понятия «просвещение», И. Кант писал, что «Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине». Он поясняет, что несовершеннолетие по собственной вине заключается в отсутствии… Читать ещё >
Философия европейского просвещения xviii века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изучив материал данной главы, студент должен:
знать
- • особенности культуры и философии европейского просвещения XVIII в.;
- • национальные особенности Просвещения в европейских странах;
- • основные философские и социально-политические идеи французского Просвещения и его главных представителей;
- • вклад философов Просвещения в развитие мировой философской мысли;
уметь
- • раскрыть взаимосвязь между уровнем развития естествознания XVIII в. и философскими построениями просветителей;
- • показать односторонность механицизма в понимании природы и человека;
- • раскрыть социальную обусловленность взглядов деятелей Просвещения;
владеть
• навыками анализа просветительских концепций, умением выделять общее и особенное в их подходах к решению той или иной философской проблемы.
Особенности культуры и философии Просвещения
В философии Нового времени в качестве особого этапа выделяют философию эпохи Просвещения. Начиная с Канта, XVIII в. стали называть веком Просвещения: «Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения»[1].
Почему XVIII в. стали называть веком Просвещения, какое содержание вкладывалось в это понятие? Символ света и просвещения этим светом — один из древнейших религиозных символов, обозначающий самого Бога как свет, Божественный Свет Духа Святого. В тропаре на Рождество Христово поется: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсияло миру свет разума». Хотя здесь и употребляется понятие " свет разума", но под ним имеется в виду просвещение человечества светом учения Христа. Как писал Преподобный Симеон Новый Богослов: «Тьма непросвещенной Богом души — начало кромешной тьмы» .
Деятели Просвещения вложили в это понятие новый смысл, говоря о просвещении человека светом своего разума, свободного от предрассудков. Разъясняя значение понятия «просвещение», И. Кант писал, что «Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине»[2]. Он поясняет, что несовершеннолетие по собственной вине заключается в отсутствии решимости пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого, признанного авторитетом. Согласно Канту, девизом Просвещения должен стать девиз «Имей мужество пользоваться собственным умом!» .
Термином «Просвещение» стали обозначать широкое культурное движение в Европе и Северной Америке конца XVII—XVIII вв. Целью деятелей Просвещения было распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение предрассудков и суеверий.
К социально-экономическим предпосылкам культуры эпохи Просвещения относятся кризис феодализма и начавшееся тремя веками ранее развитие капиталистических отношений в Западной Европе.
Большую роль в становлении просветительского мировоззрения играло научное естествознание XVIII в. Научные открытия и изобретения Б. Франклина, Л. Эйлера, Ж.-Л. де Бюффона, А. Лавуазье, К. Линнея и других способствовали популяризация науки, росту ее авторитета в общественном сознании.
В культуре Просвещения центральное место стала занимать философия, а сами просветители называли свой век веком философии. О роли философии и просвещении европейских народов говорят все исследователи истории XVIII в. Например, Гегель в курсе лекций по философии истории прямо заявлял, что «исходным пунктом французской революции была философия»[3].
Взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Тем не менее для выделения Просвещения в качестве особого этапа в развитии философской мысли имеются основания, связанные с идеологической и культурной целостностью данного явления.
Наиболее характерной чертой культуры Просвещения является вера в человеческий разум и в возможность на его основе прогрессивного переустройства общества. Просветители считали, что все бедствия человечества проистекают из его заблуждений, преодолеть которые можно только на основе научного познания и просвещения.
Они были убеждены в том, что существует единый порядок природы, выраженный в ее законах. Верное воспроизведение законов природы позволит построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право, освободить человечество от социального и природного рабства.
Для деятелей Просвещения теоретическое познание было неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия.
Выделим и такую особенность философии Просвещения, как обращенность к художественной литературе, которая была для просветителей не самоцелью, а лишь средством популяризации просветительской философии, сатирического изображения общественных норм, законов и политических событий, средством пропаганды своих идей. В это время возникает такой жанр литературы, как философский роман, представленный в творчестве Монтескье («Персидские письма»); Вольтера — («Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», «Микромегас»); Дидро — («Жак-фаталист и его хозяин»). Философскими идеями были насыщены и гениальные произведения немецких просветителей: «Фауст» Гете; драмы Шиллера — «Разбойники», «Мария Стюарт», «Коварство и любовь» и др.