Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Промышленный дизайн: сущность, содержание, тенденции развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили принципы и способы, разработанные для системного, комплексного анализа с учетом логико-исторического метода и метода сравнительного анализа. В качестве теоретической основы диссертации используются разработки философии науки, герменевтики и синергетики, а также результаты исследований отечественных и зарубежных ученых… Читать ещё >

Содержание

  • ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук
  • Специальность 09.00.08 — философия науки и техники
  • Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент Назарова Ирина Радиевна
  • Москва
  • Глава 1. Философско-методологический анализ промышленного дизайна
    • 1. 1. Промышленный дизайн как один из видов дизайнерской деятельности
    • 1. 2. Субъект-субъектные и субъект-объектные отношения в структуре дизайна
    • 1. 3. Роль культуры и мировоззрения во взаимоотношениях человека и вещи
  • Глава 2. Перспективы развития промышленного дизайна
    • 2. 1. Современные проблемы промышленного дизайна
    • 2. 2. Основные направления модернизации промышленного дизайна
  • Заключение
  • Литература

Промышленный дизайн: сущность, содержание, тенденции развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях глобализации в мире повышается роль культуры, мировоззрения, национального духа, воплощенных в различных результатах проектной деятельности. В современном мире обостряется эстетическое восприятие любого предмета, созданного трудом человека. Сфера культуры переживает нелегкий, можно сказать, кризисный период, происходят глобальные изменения и трансформации: переосмысление ценностей, создание новых моделей, норм жизни, приоритетов. В связи с этими обстоятельствами актуализируется философский анализ дизайна в целом и промышленного дизайна в частности.

Для более полного исследования дизайнерской деятельности и выявления проблем, накопившихся в этой области необходимо изучать промышленный дизайн не только на базе культурологии, искусствоведения, истории, но и опираясь на одну из самых фундаментальных наукфилософию, т. к. она рассматривает явления бытия с общих и универсальных позиций.

Именно философский анализ использует общие методологические приемы, которые позволяют применить в единстве логический и исторический методы, дающие возможность сделать значимые выводы для развития дизайна в будущем. Использование философских категорий и отношений субъект-субъектных и субъект-объектных приводит к новому видению дизайнерской деятельности, помогает решать не локальные проблемы изучаемой области, а способствует осознанию необходимости более глобальных и системных преобразований в этой сфере. Решая проблему модернизации какого-либо предмета, нужно не просто изменить его форму, а воспитать дизайнера и потребителя, подготовить их к культурному диалогу, включить этот предмет в обиход определенной социальной группы, наделив его смыслом и определенными функциями, заданными потребностями адресата дизайнерской продукции.

Человек-творец взаимодействует с другим человеком-потребителем, находясь в границах определенной культуры, традиций, эстетических представлений. Культурно-эстетические воззрения созидающего человека обнаруживают себя в литературе, искусстве, архитектуре, медицине, дизайне и других видах деятельности человека. Они заключены в различных материальных носителях, которые являются не просто материей, наделенной определенными параметрами и свойствами, а символами, знаками, выражающими смысл и некий посыл, адресованный человеку-потребителю для расшифровки, раскодирования необходимой информации. Таким образом, в рассматриваемой автором диссертации структуре дизайнерской деятельности, дизайнер и потребитель взаимодействуют друг с другом с помощью продукции дизайна, а она, как часть культуры, является посредником и индикатором мировоззрения человека.

Объект, созданный субъектом дизайнерской деятельности, дизайнером, имеет свои особенности, обусловленные определенной культурой, историческими условиями и временными рамками. Рассматривая субъект-объектные отношения в дизайне не только в определенный промежуток времени, но и практически в течение всего исторического периода развития человечества, становится понятно, что человек-творец создает результаты своей деятельности согласно определенной «картине мира», развитию науки, техники и технологий. Со времени возникновения промышленного производства в конце 18-го века в силу активного развития технических новшеств, увеличения оборотов производства, человек-дизайнер и человек-потребитель существенно изменились. Новый человек техногенной цивилизации создает объекты, постепенно забывая о необходимости их гармоничного существования в природе, Космосе, о взаимодействии с другими людьми и обществом в целом. Изобретая и внедряя в свою жизнь робототехнику, человек сам становится подобным роботу. Это может привести и уже приводит к катастрофическим последствиям. Вот почему актуализируется изучение природосообразного и антропосообразного бытия человека.

К проблемам промышленного дизайна относится весь спектр проблем технической цивилизации, а их решение во многом зависит от целостной культурно-образовательной, просветительской работы и внедрения эффективных государственных проектов.

Степень разработанности проблемы. Различные ракурсы темы промышленного дизайна и инженерного творчества получили освещение в работах по истории науки и техники, философии техники, культурологии, истории искусств, философии и эргономике.

Осознание социально-культурного, гуманистического потенциала дизайна, разработка его концепций и научных основ (в том числе подхода к осмыслению ключевых понятий дизайна, характеризующих сущность этой профессии) были впервые осуществлены архитекторами и дизайнерами Европы и Америки, среди них: Шарль ле Корбюзье, Вальтер Гропиус (создатель Баухауза), Анри ван де Вельде, Алвар Аалто, Герберт Рид, Джон Глоаг, Джио Понти, Джордж Нельсон, Генри Дрейфус, Раймонд Лоуи, Томас Мальдонадо, и другие.

Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Томас Веблен, Олвин Тоффлер и ряд других философов, в т. ч. наших соотечественников, таких, как: Н. А. Бердяев, B.JI. Глазычев и многие другие, поставили острейшие проблемы об онтологическом статусе и генезисе техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах будущего развития.

В нашей стране теоретические разработки в области дизайна стали проводиться лишь с начала 60-х гг. 20-го века, со времени создания государственной системы дизайна в стране, возглавляемой ВНИИТЭ. Благодаря работе Всесоюзного научно-исследовательского института, технической эстетики в Советском Союзе теория технической эстетики (дизайна) была одной из самых сильных в мире: среди тех немногих отечественных специалистов (архитекторов, дизайнеров, философов, искусствоведов), кто внес свой вклад в разработку основ теории, методологии и методики дизайна в 60 — 80-е гг., можно назвать В. Р. Аронова, JI. Н. Безмоздина, В. JI. Глазычева, А. В. Иконникова, К. М. Кантора, М. А. Коськова, Е. Н. Лазарева, Г. Б. Минервина, JI. И. Новикову, В. Ф. Сидоренко, Ю. С. Сомова, М. В. Федорова, В. И. Пузанова В.И. и других специалистов в области технической эстетики и дизайна. Эти теоретики и исследователи внесли большой вклад в развитие отечественного дизайна. Но с началом проводившихся реформ 90-х гг. 20-го века — одним из отрицательных результатов стало разрушение целостной системы многопрофильного межотраслевого и отраслевого специализированного дизайна в странетеоретические работы в области технической эстетики были свернуты и практически прекращены вместе с профессиональной пропагандой идей, концепций и достижений отечественного и зарубежного дизайна в периодической печати, на радио и телевидении. Это не замедлило сказаться на снижении уровня профессионализма многих российских дизайнеров, пытавшихся как-то приспособиться к рыночной экономике, обусловившей пренебрежение духовными ценностями и гуманистической ориентацией дизайна, социальной ответственностью представителей этой профессии. Это привело к негативным последствиям.

Объем литературы о дизайне обширен, но в современной литературе по дизайну в основном рассматривается либо технология проектирования, практически без теории, либо различные особенности дизайна и его компоненты без анализа и выявления глубинных корней дизайнерской деятельности. К числу современных представителей гуманитарного знания, глубоко и последовательно изучающих сущность, историю возникновения и развития дизайна относятся такие авторы, как: Быстрова Т. Ю. «Феномен вещи в дизайне: философско-культурологический анализ" — Ковешникова Н. А. «Дизайн: история и теория" — Медведев В. Ю. «Сущность дизайна" — Михайлова А. С. «Индустриальный дизайн как вид проектно-художественной деятельности в условиях развитого промышленного производства XX века»;

Папанек В. «Дизайн для реального мира" — Рунге В. Ф. «История дизайна, науки и техники» и другие. Но с помощью философии дизайн, а тем более промышленный дизайн, фундаментально не изучался.

В связи с этим необходимы исследования в этой области, особенно в промышленном дизайне, ведь от него зависит процветание страны, нужно восстанавливать высокий теоретический уровень исследования дизайна в нашей стране и искать способы разрешения проблем дизайнерской деятельности для гармоничной жизни человека в природе, Космосе, мире.

В диссертации автор ставит целью своего исследования — выявить проблемы и тенденции развития промышленного дизайна с помощью научно-философского анализа сущности, структуры и истории данной области проектной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить сущностное содержание промышленного дизайна в контексте индустриальной цивилизации с помощью системы философских категорий: субъект, объект, отношения, деятельность.

2. Проанализировать структуру промышленного дизайна на основе методологической концепции деятельности.

3. Рассмотреть историческое развитие дизайнерской деятельности как смену мировоззрения человека и его отношения к вещи и показать взаимосвязь между существующими проблемами и деятельностью человека, обусловленной культурой, мировоззрением и эстетическими представлениями.

4. Осуществить философский анализ системы Природа — Человек — Вещь для выявления специфики этих отношений и совершенствования дизайнерской деятельности, где взаимоотношения дизайнера и потребителя опосредуются объектом дизайнерской деятельности — вещью.

5. Выявить проблемы современного промышленного дизайна и определить тенденции его модернизации в связи с изменением культурных и ценностных ориентиров, мировоззренческих установок, научно-технических изобретений.

6. Рассмотреть современные направления развития промышленного дизайна, связанные с образованием и подготовкой специалистов в этой области, программным и финансовым обеспечением, государственной поддержкой, созданием национального дизайнерского колорита, которые органично и системно должны трансформировать дизайнерскую деятельность.

Объект исследования — проблемы в промышленном дизайне, вызванные нарушением связей в системе Природа — Человек — Вещь.

Предмет исследования — способы решения проблем промышленного дизайна, связанные с культурно-эстетическим воздействием на субъекты и объекты дизайнерской деятельности с помощью образования, экологического просвещения, государственной политики.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили принципы и способы, разработанные для системного, комплексного анализа с учетом логико-исторического метода и метода сравнительного анализа. В качестве теоретической основы диссертации используются разработки философии науки, герменевтики и синергетики, а также результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по истории, истории науки и техники, искусству, философии, дизайну. Специфика предмета исследования требует комплексного подхода, который позволяет рассматривать историю взаимодействия категорий философии, эстетики, дизайна. Философская методология позволяет расширить и углубить представления о значении культурно-мировоззренческих традиций в философии, эстетике и дизайне и связи их с промышленным производством и научно-техническим развитием общества.

Научная новизна диссертации состоит в том, что с использованием общетеоретических принципов изучения социальных феноменов осуществлен философский анализ сущностных элементов промышленного дизайна, выявлены проблемы промышленного дизайна и намечены тенденции его развития, связанные с воспитанием, образованием, политической поддержкой.

Конкретные элементы научной новизны состоят в следующем.

— Рассмотрено сущностное содержание дизайна как объективного процесса и неотъемлемого элемента проектной деятельности, развивающегося и трансформирующегося в культурно-временном поле;

— Осуществлен научно-философской анализ промышленного дизайна на базе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений в дизайнерской деятельности;

Проанализировано историческое развитие субъект-объектных отношений в системе Природа — Человек — Вещь, выявлены особенности и последствия этих взаимоотношений, при этом показано многообразие форм и результатов дизайнерской деятельности как опосредующих звеньев в субъект-субъектных отношениях, связанных с культурой, мировоззрением и научно-техническими достижениями;

— Посредством выявления диалектических взаимоотношений в развитии дизайна обозначены его проблемы;

— Намечены тенденции и стратегические векторы будущего развития промышленного дизайна, среди которых:

1) переосмысление значимости дизайна, его внедрение в различные сферы деятельности человека;

2) усиление внимания к образовательному и воспитательному комплексам и внедрение предмета «Дизайн» на всех ступенях обучения с целью формирования проектного мышления у человека;

3) внедрение новейших технологий в дизайн-производство, развитие национального и экодизайна.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность дизайна рассмотрена как объективный процесс и часть проектной деятельности и культуры человека на протяжении всей истории существования социума: для формирования современного промышленного дизайна потребовалось несколько тысячелетий. Дизайн существовал на протяжении всей истории не как отдельный вид деятельности, но изначально как взаимосвязь искусств и ремесел, а с развитием промышленности как художественно-промышленное формообразование;

2. Особенности субъект-объектных отношений в дизайнерской деятельности связаны с культурой, мировоззрением и научно-техническими достижениями, т к. объект дизайна рассматривается не как отдельный материальный предмет, а как совокупность множества культурно-смысловых связей;

3. Субъект-субъектные отношения в дизайнерской деятельности осуществляются через посредников, как материального характера (оборудование, инструменты, технологии и т. д.), так и с помощью идеальных структур, таких, как: знания, религия, культурно-эстетические представления и др.

4. Понимание сущностных проблем современного дизайна, в т. ч. промышленного, связано с выявлением диалектических взаимоотношений и противоречий в процессе культурно-эстетического развития;

5. Векторы развития промышленного дизайна должны быть связаны с гармонизацией взаимоотношений в системе Природа — Человек — Вещь и модернизацией социума: а) переосмысление значимости дизайна, его внедрение в различные сферы деятельности человекаб) усиление внимания к образовательному и воспитательному комплексам и внедрение предмета «Дизайн» на всех ступенях обучения с целью формирования проектного мышления у человекаи в) внедрение новейших технологий в дизайн-производство, развитие национального и экодизайна.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется междисциплинарным характером диссертации, поскольку в работе пересекаются историко-научные, художественно-технические, философско-эстетические аспекты и сущностные проблемы современного промышленного дизайна. Результаты данного исследования имеют теоретическое и методологическое значение для философии науки и техники, для будущего развития дизайна. Философский анализ промышленного дизайна позволяет решить ряд методологических проблем и продемонстрировать эвристическое значение философии для точных наук и искусства, материального производства и технического творчества.

Основные научные результаты могут быть использованы в научных исследованиях по философским проблемам науки и техники, дизайнерской деятельности. Основные положения диссертации могут найти применение в учебном процессе при преподавании курсов философии науки, истории и теории дизайна, разработке спецкурсов по истории искусства и современному дизайну.

Диссертационное исследование должно способствовать формированию у будущих дизайнеров разных специализаций профессионального мышления, расширению их кругозора, углублению эрудиции, развитию общей культуры. Это позволит понять и глубже постичь сущность выбранной профессии и осознать социальную ответственность дизайна в выполнении обусловленных его сущностью общественно значимых функций, ориентированных на достижение наиболее полного соответствия гармонизируемых методами и средствами дизайна объектов и предметной среды, соответствующих развивающимся потребностям человека и общества. Данная работа может быть полезной также для повышения квалификации преподавателей, обучающих студентов по философии науки и техники, промышленному дизайну, проектно-конструкторской деятельности.

Апробация работы. Работа обсуждалась на заседании кафедры философии МГТУ им. Н. Э. Баумана и была рекомендована к защите 02 апреля 2010 года.

Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора и выступлениях на конференциях и симпозиумах различного уровня, среди которых: Международная конференция «Глобальные проблемы устойчивого развития и современная цивилизация» в МГТУ им. Н. Э. Баумана (2008 г.) — Международный симпозиум «Уникальные феномены и универсальные ценности культуры» в МГТУ им. Н. Э. Баумана (2008 г.) — шестая всероссийская и четвертая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные проблемы современности» в МГСУ (2009 г.) и т. д.

Некоторые пункты диссертационного исследования были апробированы на занятиях в учебных заведениях: в Гуманитарно-экологическом институте (дисциплина «История дизайна, науки и техники», 3 курс, 2009 г.), в Школе дизайна и эстетики (курс «Промышленный дизайн», 2010 г.).

Основные результаты исследования изложены в 9 научных работах, общим объемом 8,1 п.л., в том числе, в 1 публикации в журнале из обязательного списка ВАК.

Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего в себя 185 наименования.

Заключение

.

В заключении необходимо сформулировать краткие выводы и определенные направления будущей исследовательской программы по данной теме.

1. Любая деятельность, в том числе дизайнерская, не может быть рассмотрена в чистом виде. Она всегда «нагружена» явными или неявными знаниями в виде исходных установок, программ, норм деятельности. Весь этот арсенал средств исторически обусловлен, выражает накопленный социальный культурный опыт, господствующий стиль мышления.

Рассмотрев различные позиции о временном интервале существования дизайна, мы смогли убедиться, что его история далеко уходит корнями к истокам появления человечества. Это проявляется в наличии принципов, положенных в основу дизайна, — таких, как: функциональность, эргономичность, польза, удобство в обращении, эстетическая выразительность, экологичность. Данные принципы были применимы в древности при создании человеком простейших предметов обихода, в наши дни, при проектировании интерьеров, мебели, техники. 2. При массовом машинном выпуске стандартных изделий облик предметного мира сам стал не только определять их формальные качества, но и зависеть от этих изделий, которые, влияя на характер жизнедеятельности, на формы взаимодействия людей, не только детерминировались социально-экономическими условиями, идеологией, но и сами оказывали на них существенное влияние. Кроме того, быстрые изменения в предметно-пространственном окружении привели к необходимости адаптации к вкусам потребителя и прогнозирования этих вкусов. Осознание этой и других проблем, вызванных переходом от ремесленного к промышленному производству, привело к появлению, возникновению особого вида проектной деятельности человека — дизайну.

3. Сложность исследования дизайна заключается в том, что он постоянно эволюционирует, расширяя круг своих задач, меняет организационные формы, цели и функции продукта своей деятельности. Практика дизайна постоянно расширяется, возникают его новые виды — выставочный, полиграфический, ландшафтный, дизайн одежды и аксессуаров, компьютерный дизайн, арт-дизайн, арт-кар, дизайн архитектурной среды, рынок услуг непредметного дизайна.

Неточная постановка вопроса о сущности дизайна приводит к его расширительному толкованию как вида проектной деятельности и как специальности, не позволяя обозначить их специфические черты, и способствует его смешению с любыми видами предметного формообразования.

4. Рассмотрение дизайна вообще и промышленного, в частности, на основе методологической научной базы деятельностного подхода, обеспечила возможность выявления общих закономерностей становления, развития, через которые была раскрыта его сущность, содержание проблем, возможности их разрешения. Категории философии, такие, как: субъект, объект, отношение, деятельность и другие — это общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и явления действительности и познания. Они помогали проанализировать проблемы промышленного дизайна системно, логично, избегая умозрительных решений и поверхностного представления о нем.

5. Вещь как природная материя, преобразованная посредством человека и предназначенная для его нужд и жизни, — необходимая самостоятельная сущность, полнота бытия которой раскрывается только в отношении с человеком и через него. Вещей вне культуры не бывает. Любая, созданная людьми вещь, в той или иной степени воплощает в себе главное предназначение культуры — закреплять коллективный исторический опыт жизнедеятельности, накапливать и хранить его, быть универсальным вместилищем социальной памяти человечества. Они оказываются полномочными представителями культуры, выполняя как функцию накопителя опыта, так и функцию коммуникатора.

6. Человек-дизайнер, работающий на промышленном производстве, использует различные материалы и технологии, он связан с уровнем и возможностями массового производства. С развитием техники и технологий, человек забывает о культурных традициях, духовной основе, что приводит к разрыву необходимых связей в системе Природа — Человек — Вещь. Восстановление утраченных связей и переосмысление культурного наследия становится, по мнению автора, насущной необходимостью.

7. Развитие промышленного дизайна претерпело многократную смену «картин мира», прежде чем, достигло уровня современного состояния. Определение дизайна, его трактовка и суть зависят от времени, в котором живет исследователь дизайна, от места его нахождения, от личности этого человека, а также, что немаловажно, от господствующего художественного стиля и веяния моды определенного временного периода.

В период постмодерна дизайн стал отвергать классические стили и осваивать художественный язык культуры, в котором переплетены знаковые системы, и при отсутствии организующего центра происходит игра различных явлений и смыслов. Произошло объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов, художественных приемов, различных исторических традиций, национальных особенностей, заимствованных из арсенала разных эпох, регионов и субкультур.

8. Для России это особенно актуально, так как сложившиеся новые социально-экономические отношения не привели к «автоматическому» формированию рыночной модели дизайна, ориентированной на внедрение в производство новейших достижений научно-технического прогресса и превращение их в. конкурентноспособный потребительский продукт. Недооценка роли промышленного дизайна имела закономерный и удручающий результат: отечественный производитель в значительной степени был вытеснен с рынка в ключевом звене — производстве конечной продукции потребительского рынка. Сформировалась острая потребность в системном подходе к изменению сложившейся ситуации, в новых идеях и нетривиальных подходах с целью исправления сложившегося положения и определения возможных путей дальнейшего развития отечественного дизайна. Поэтому главной задачей сегодня является формирование промышленного дизайна рыночного типа, обеспечивающего реальное наполнение российского потребительского рынка отечественными товарами и услугами, его интеграцию в мировой рынок, повышение эффективности разработки, производства, сбыта, потребления и утилизации товаров и услуг.

9. Для промышленного дизайна нужен профессионал соответствующего уровня. Образованность, конечно, характеризуется информированностью, профессиональной компетентностью, но, в первую очередь, она характеризуется личностными качествами человека как субъекта истории и индивидуальной жизни. Высшее специальное образование обеспечивает подготовку кадров для той или иной сферы профессиональной деятельности, но первоочередные его цели связаны с удовлетворением культурно-исторических потребностей человека, с формированием целостного миропонимания и воспитанием гражданских качеств, сохранением исторической преемственности поколений и развитием национальной культуры. Эти цели непосредственно указывают на гуманитарный смысл образования. При этом имеется в виду не гуманитарная составляющая, а образование в целом (в том числе дизайнерское).

10. Цель дизайнерской деятельности — делать вещи нужные людям, красивые, удобные в применении, соответствующие культуре этого народа. Дизайнер в процессе своей работы осуществляет гармонизацию предметного мира, весь процесс его деятельности оказываются теснейшим образом связанными с конкретными людьми и определенными обстоятельствами. Применение качественно нового индивидуального подхода в дизайнерской деятельности при учете личностных, культурных, климатических, возрастных и прочих характеристик будет способствовать преодолению однотипности всей дизайнерской продукции, проявлению внимания ко всем требованиям потребителя, сохранению культурных ценностей, национальных образцов и воспитанию эстетических вкусов потребителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Б. Десять книг о зодчестве в 2-х томах: Пер с итал. В. П. Зубова. — М.: Academia, 1935. — 182 с.
  2. Ц. Философия техники как новая область знания // Вестник высшей школы. 1990. — № 4. -С. 57
  3. В.Ф. Платон. М.: Мысль, 1975. — 297 с.
  4. Н.Г. Культурология: учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2008. — 495 с.
  5. А. Философия искусства М.: Искусство, 1989. — 231 с.
  6. М.Г. Динамизм архитектуры. М.: Наука, 1991. — 236 с.
  7. А. Значение технологической культуры и технологической культуры и техноэтики // Вестник высшей школы. 1991. — № 12. — С. 126 -138.
  8. Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт современного прочтения «Критики чистого разума». М.: Наука, 1986. — 205 с.
  9. З.Г. Функция. Форма. Качество.- М.: Мир, 1969. 349 с.
  10. Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля // Вопр. философии. 1994. — № 4. — С. 98 — 102.
  11. Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 175 с.
  12. Г. Энциклопедия символов. М.: Изд-во «Республика», 1996.-335 с.
  13. А.С. Античная философия. М.: Мысль, 1991. — 420 с.
  14. . Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: «Республика», «Культурная революция», 2006. — 269 с.
  15. . Система вещей. М.: Изд. «Рудомино», 2001. — 168 с.
  16. JI. Дизайн и время. Стиль и направления в современном искусстве и архитектуре.- М.: Арт-Родник, 2006. 258 с.
  17. Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. -Екатеринбург.: Издательство Уральского ун-та, 2001. 286 с.
  18. Т.Ю. Философия искусства, очерки истории архитектуры, искусства, дизайна. Монография. Екатеринбург: Издательство Уральского ун-та, 2006.-380 с.
  19. Т.Н. Искусство как формообразующий фактор в дизайне. -Ставрополь: СГУ, 2004. 236 с.
  20. И.М. «Homo somatikos»: аксиология человеческого тела. -М: Эдиториал УРСС, 2000.- 208с.
  21. В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2006. — 573 с.
  22. Ю.С., Михалков Ю. К., Николаев В. М. ВУЗ научно-техническому прогрессу. — М.: Высшая школа, 1985. — 56с.
  23. Г. Симметрия: Пер. с англ / Под ред. Б. А. Розенфельда. Вступ. ст. И. М. Яглома. Закл. ст. Б. В. Бирюкова. Изд 3-е. М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 192 с.
  24. Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х тт. М.: Наука, 1998. — Т. 1. -361 с.
  25. Вещь в японской культуре / Сост. Н. Г. Анарина, Е. М. Дьяконова. М.: Вост. лит., 2003. — 262 с.
  26. Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. М.: Политиздат, 1976. -335 с.
  27. Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. М.: Союз дизайнеров России, 2001. — 420с.
  28. Н.В. Суть дизайна. 56 тезисов русской версии понимания дизайна. М.: Грант, 2002. — 280 с.
  29. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. -367с.
  30. О.И. Лекция «Философия проектирования». Режим доступа: http://method.krasnoyarsk.rcde.ru/getblob.asp?id=300 000 197. Дата обращения к сайту: 18 марта 2009 г.
  31. В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на западе. М.: Искусство, 1970. — 113 с.
  32. В.Л. Дизайн как он есть. (Изд. 2-е, доп). М.: Изд-во «Европа», 2006. — 320 с.
  33. О.Л. Основы композиции. М.: Искусство, 2004. — 120 с.
  34. А. А. Человек гармония — природа. — М.: Наука, 1990. -188 с.
  35. А.О. Элементы технической эстетики и эргономики. М.: Наука, 2002.-37 с.
  36. Ф. Иллюстрированная история материальной культуры. -М.: ООО'"Изд-во ACT" — СПб.: ООО Изд-во «Полигон», 2001. 478 с.
  37. А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Учеб. пос. М.: Архитектура — С, 2004. — 232 с.
  38. Т.П. Движение красоты. Размышления о японской культуре. М.: Прогресс, 2005. — 440 с.
  39. Т.П. Япония: Путь сердца. М.: Культурный центр «Новый Актороль», 2008. — 392 с.
  40. В. Границы архитектуры. М.: Искусство, 1971. — 286 с.
  41. Дж. К. Инженерное и художественное конструирование. М.: Мир, 1976.-321 с.
  42. Дж. К. Методы проектирования (2-е издание, дополненное). -М.: Мир, 1986.-326 с.
  43. В.Д. Искусство и философия. М.: Мысль, 1986. — 64 с.
  44. Дизайн в общеобразовательной системе. М.: ВНИИТЭ, 1994. — 103 с.
  45. Дизайн как стиль жизни: история, теория, практика // rosdesign.com Электрон, ресурс. / М. Ю. Клюев. М., 1999−2007. — Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.rosdesign.com. — Дата обращения к сайту: 15 июля 2009 г.
  46. Дизайн. Иллюстрированный словарь справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов — М.: Архитектура — С, 2004. — 288 с.
  47. И.А. Беседы о моде, или Зеркало, которое не лжет. -Алма-Ата: Альфа, 1991. -249 с.
  48. К.М. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. М.: Прогресс — Традиция, 2004. — 640 с.
  49. Г. В. Культурология: уч. пособие. М.: Феникс, 2008. — 478 с.
  50. А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов / Г. Б. Минервин, А. П. Ермолаев, В. Г. Шимко, А. В. Ефимов, Н. И. Щепетков, А. А. Гаврилина, Н. К. Кудряшов М.: Архитектура — С, 2006. — 504 с.
  51. Е.В. Метафорическая образность в дизайне. М.: Изд-во МСХА, 2004. 227 е., ил.
  52. В.М. Этот многоликий мир моды. М.: Советская Россия, 1982. -80 с.
  53. Е.М. По законам красоты. М.: Советская Россия, 1988. -158 с.
  54. Л.В. Эстетическое освоение предметно-бытовой среды: Автореф. дисс. д. филос. н. Киев: КГУ, 1991. — 57 с.
  55. Г. Практическая эстетика. М.: Искусство, 1971. — 165 с.
  56. И. Искусство цвета. 2-е изд. М.: Д. Аронов, 2001. — 96 с.
  57. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. М.: Мысль, 1991.-374 с.
  58. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.
  59. JI. Пришло время дизайна // Эксперт. 2006. — № 37. — С. 69 -73.
  60. В.В. О Духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. -109 с.
  61. И. Трактаты и письма / Вступит, ст. А. В. Гулыги. М.: Наука, 1980. — 709 с.
  62. К. Правда о дизайне. М.: АНИР, 1996. — 284 с.
  63. Э. Философия символических форм. М. — СПб.: Университетская книга, 2001. — 270 с.
  64. Н.И. Эстетика жизни. Кн. для учителя. М.: Гуманитарий, 2004, — 172 с.
  65. П., Фриман Дж. Дизайн. М.: ACT, 2003. — 144 с.
  66. Н.А. Дизайн: история и теория: Учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2005.-224 с.
  67. .Е. Промышленный дизайн. Владивосток: ДВТГУ, 2006. -297 с.
  68. А.Н. История дизайна. М.: Гардарики, 2006. — 303 с.
  69. Н.К., Корягин Н. И., Васильев В. И. и др. Технология материалы — машины (история, современность, перспективы). — М.: Наука, 1994. — 154 с.
  70. Лекции по истории эстетики. Кн. 1 — 3 / Под ред. М. С. Кагана. — Л.: ЛГУ, 1973.
  71. Г. Н. Дизайн. Опыт метафизических транскрипций. М.: Изд-во МГУ, 1998.-358 с.
  72. А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. -М.: Искусство, 1969. -458 с.
  73. Ю. М. Между вещью и пустотой // Избр. статьи. В 3 т. — Таллинн: Александра, 1993. Т. 3. — 181 с.
  74. О.В., Комарова С. В. Ткань, ритуал, человек. СПб.: Астур, 1992.-49 с.
  75. Т. Актуальные проблемы дизайна // Декоративноеискусство. М.: Искусство, 1964. — № 7. — С.63 — 86.
  76. К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. — Т. 26. — М.: Политиздат, 1965.-620 с.
  77. Ф.Т. Основные законы и принципы эстетического формообразования и их проявления в архитектуре и дизайне. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992. — 197 с.
  78. А., Самойлов В. Промышленный дизайн. Создано в России. -М.: Premiere Воох, 2004. 287 с.
  79. В. Ю. Сущность дизайна: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. — СПб.: СПГУТД, 2009. — 110 с.
  80. В.Ю., Санжаров В. Б. ИКСИД и его образцовый кодекс поведения для дизайнеров (к 50-летию создания ИКСИД) // Дизайн. Материалы. Технология. 2007. — № 1 (2). — С. 11−13.
  81. В. М. Культура как философская проблема // Вопросы философии. 1982. — № 10.-С. 35−46.
  82. .С. На рубеже науки и искусства: Спор о двух сферах познания и творчества / Мейлах Б.С.- Ред. Б.Ф. Егоров- АН СССР. Науч. совет по истории мир. культуры. JL: Наука. Ленингр. отд., 1971. — 247с.
  83. Ю. С. Техника и закономерности ее развития. JL: Лениздат, 1970, — 248 с.
  84. Г. Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной среды: Учеб. пособие для вузов.- М.: Архитектура-С, 2004. 354 с.
  85. С.М., Кулеева Л. М. Основы дизайна: Учеб. для вузов / Под ред. С. М. Михайлова. (2-е изд). М: Союз дизайнеров России, 2002. — 240 с.
  86. С.М., Михайлова А. С. История дизайна. Краткий курс: учебник для вузов. М.: Союз дизайнеров России, 2004 — 289 с.
  87. А.С. Индустриальный дизайн как вид проектно-художественной деятельности в условиях развитого промышленногопроизводства XX века (1920 1980-е гг.). Дисс. канд. искусствовед. — М.: ВНИИТЭ, 2009. — С. 45 — 96
  88. У. Избранные сочинения и рисунки. М.: Искусство, 1977. -342с.
  89. У. Искусство и социализм // Искусство и жизнь. М.: Наука, 1973 — 247 с.
  90. Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в Московском высшем художественно-промышленном училище (Строгановском). Методические материалы. Серия «Дизайнерское образование». М.: МХПУ Строганова, 1991. — 180 с.
  91. А. М. Мосорова Н. Н. Теория дизайна Екатеринбург: Солярис, 2004. — 359 с.
  92. С.А. 100 великих чудес техники. М.: Вече, 2005. — 432 с.
  93. .М. Познание искусством. М.: УРАО, 2000 — 192 с.
  94. О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Мол. гвардия, 1994.-334 с.
  95. Новая технократическая волна на западе. М.: Прогресс 1986. — 452 с.
  96. Ю.И. Адаптивность красоты. Социобиологический анализ прекрасного.- Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. 63 с.
  97. Д. А. Дизайн промышленных товаров.: Пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильяме», 2008. — 384 с.
  98. Олигин-Нестеров В.И., Самуйлов В. М. НТР: система машин и человек. -М.: Экономика, 1990. 175с.
  99. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / Вступ. ст. Г. М. Фридлендера- Сост. В. Е. Багно.— М.: Искусство, 1991.— 588 с.
  100. Основные законы и принципы эстетического формообразования и их проявление в архитектуре и дизайне: Учебное пособие / Отв.ред. Ф. Т. Мартынов. Екатеринбург: Уральский архитектурно-художественный институт, 1992. — 107 с.
  101. Отт А. Курс промышленного дизайна. Эскиз. Воплощение. Презентация. М.: Художественно-педагогическое изд-во, 2005. — 162 с.
  102. Г. Н. Некоторые вопросы взаимоотношений искусства, науки и техники // Вопросы философии. 1988. — № 3. — С. 141−144.
  103. В. Дизайн для реального мира. М: Д. Аронов, 2004. — 416 с.
  104. Ю.К. Скрытые и явные сравнения. // Реклама и жизнь. № 5. — 1998.-С. 67−72.
  105. Платон. Собрание сочинений. В 3-х тт. М.: Мысль, 1990. — Т.З. — С. 285 -314.
  106. Л. Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве. -М.: Искусство, 1969. 165 с.
  107. Принцип Тонета. Мебель из гнутой древесины и стальных трубок. Каталоги выставок Германского национального музея. Нюрнберг, 1991. -268 с.
  108. Проблемы образования, науки и культуры. 2003. — № 14 (27). — 43 с.
  109. В.И. Взаимодействие интеллекта и мастерства как проблема культурных формаций в дизайне. М.: ВНИИТЭ, 1992. — 340 с.
  110. В.И. Рыночный дизайн. Теория и методология проектирования в системе товаро-денежного обращения. М.: ВНИИТЭ, 2007. — 163 с.
  111. Н., Байер П. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма. Пер. с англ. М.: Магма, 2004. — 544 с.
  112. .В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука-классика, 2002. — 160 с.
  113. Д. Р. Вещь как мера культуры человека : автореферат дис.. кандидата философских наук: 24.00.01 /Нижегор. гос. архитектур.-строит, ун-т Нижний Новгород, 2005. 133 с.
  114. Дж. Лекции об искусстве / Пер. С англ. П. Когана под ред. Е. Кононенко. М.: БСГ-ПРЕСС, 2006. — 319 с.
  115. И.А. Основы теории дизайна. Учебник для вузов. Спб.:1. Наука., 2006. 224 с.
  116. В. М. Философия техники и культурно исторические реконструкции развития техники. // Вопросы философии, 1996 г., № 3,1. С. 19−29.
  117. В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие. (3-е издание, перераб. и доп). М.: Архитектура — С, 2005. -268 с.
  118. В.Ф. История дизайна, науки и техники / Рунге В. Ф.: Учеб. пособие. Издание в двух книгах. М.: Архитектура — С, 2007.
  119. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. -366 с.
  120. А. Д. Мир через полвека (мир в 2024 году) // Вопросы философии. 1989. — № 1. — С. 27 — 34.
  121. К. А. Человек как творец культуры // Вопросы философии. -1987.-№ 6.- С. 117−124.
  122. В.А. Эстетическое содержание существенных признаков промышленного образца. М.: ИНИЦ, 2001. — 57 с.
  123. А.Ю. Техническая эстетика и эргономика. Словарь. -М.:МГУЛ, 1999. 64 с.
  124. В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: Реферат. М.: ВНИИТЭ, 1990. — 264 с.
  125. В.Ф. Эстетика проектного творчества. М.: ВНИИТЭ, 2007. — 135 с.
  126. А. Философия НТР и стратегическая оценка технологий // Вопросы экономики. 1992. — № 10. — С. 145 — 148.
  127. А. Цвет. Энциклопедия. М.: Арт — Родник, 2005. — 256 с.
  128. B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. -М.: Контакт-Альфа, 1995.- 384 с.
  129. Стиль в дизайне в контексте современной проектной культуры / Выпуск 5, Сер. «Проблемы современного дизайна». М.: ВНИИТЭ, 2009. — 307 с.
  130. Сто дизайнеров Запада. М.: ВНИИТЭ, 1984. — 154 с.
  131. .И. Основы экономики. М.: Вита — Пресс, 2000. — 464 с.
  132. Теоретические и методологические исследования в дизайне: Избр. материалы. М.: Изд-во Шк. культ, полит., 2004. — 372 с.
  133. Техническая эстетика. М.: ВНИИТЭ, 1998. — 85 с.
  134. Техническая эстетика. Теоретические и методологические исследования в дизайне: Избранные материалы. В 2-х частях. М.: ВНИИТЭ, 1990
  135. К. Промышленный дизайн: создание и производство продукта // Карл Ульрих, Стивен Эппингер- пер. с англ. М. Лебедева / под общ. ред. А. Матвеева. М.: Вершина, 2007. — 448 с.
  136. Н. Американский словарь английского языка (3-е изд). Ныо -Йорк: Мерриам, 1961. — 670 с.
  137. Философия и история культуры / под. ред. Карпушина В. А. М.: Наука, 1985.-320 с.
  138. Философия Мартина Хайдеггера и современность. М. Наука 1991. -253 с.
  139. Философия науки / Под ред. С. А. Лебедева. М.: Академический проект, 2005. — 736 с.
  140. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 764 с.
  141. Дж. Энциклопедия знаков и символов. М.: Изд-во «Вече ACT», 1997.-562 с.
  142. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ, 1990. — 201 с.
  143. Футуродизайн '89: Первая всесоюзная конференция по проблемам проектного прогнозирования. М.: ВНИИТЭ, 1990. — 116 с.
  144. М. Вещь // М. Хайдеггер. Время и бытие. М.: Республика, 1993.-С. 316−326.
  145. М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. — С. 221 -238.
  146. Хан Я. Г. Вещь в системе культуры (философско-социологический анализ): Дисс.. канд. филос. наук. Свердловск: УРГУ, 1983. — 158 с.
  147. Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. — М.: Архитектура — С, 1995.- 117 с.
  148. Хан-Магомедов С. О. Проблемы и противоречия предметно-пространственной среды современного города // Техническая эстетика. -1978.-№ 9.-С. 34−38.
  149. Хейзинга И. Homo Ludens: Статьи по истории культуры М.: Прогресс Традиция, 1997. -416 с.
  150. О. Одежда в мировоззрении японцев. http://russia-japan.nm.ru/hovanchuk21 .html. — Дата обращения к сайту: 25 апреля 2009 г.
  151. JI. М., Щипанов А. С. Дизайн: Книга для учащихся.— М.: Просвещение, 1985. 240 с.
  152. Чарлз Мак-Коркодейл. Убранство жилого интерьера от Античности до наших дней / Пер. с англ. Е. А. Кантор. М.: Искусство, 1990. — 247 с.
  153. О.Б. Художественный образ в дизайн-проектировании объектов культурно-бытовой среды: дис. .канд. искусствовед. М.: ВНИИТЭ, 2004.- 134 с.
  154. Н.Г., Ассонов Г. Ф. Научно-технический прогресс: Вопросы и ответы. Киев: Политиздат Украины, 1988. — 114 с.
  155. С. В., Кузин А. А. Теоретические аспекты современной научно технической революции. — М.: Наука, 1980. — 144 с.
  156. С.В. История науки и техники. М.: Наука, 1974. — 152 с.
  157. Энциклопедия символов / сост. В. М. Рошаль. М.:АСТ- СПб.: Сова, 2006.-459 с.
  158. Эстетические проблемы дизайна (тезисы всесоюзной конференции) /Редактор Р. А. Колечко. Свердловск: Уральский филиал ВНИИТЭ, 1977. -56 с.
  159. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981.-255 с.
  160. П.М. Психология художественного творчества. М.: Искусство, 1971.-48 с.
  161. К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 527 с.
  162. F. С., Designing for Industry. L., 1956. — 342 p.
  163. Nelson G. The Problems of Design. N. Y., 1957. — 21 p.
  164. Gloag J. The Industrial Art Explained. L., 1956. — 131 p.
  165. Gloag, J. The Missing Technitian. L., 1944. — 72 p.
  166. Harrel T. W. Industrial Psychology. N. Y., 1958. — 212 p.
  167. Design. 1967. — № 1. -48 p.
  168. Industrial Design. 1962. — № 9. — 46 p.
  169. Industrial Design. 1963. — № 4. — 48 p.
  170. Industrial Design. 1966. — № 6. — 48 p.
  171. Industrial Design. 1967. — № 1−2. — 84 p.
Заполнить форму текущей работой