Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Каким ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΌΠ΅Π³Π°Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ соврСмСнности?

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Но Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒΡΡ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ — Π²ΠΎΡ‚ Π² Ρ‡Π΅ΠΌ вопрос? ΠŸΡ€Π°Π²ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ‚Ρ€Π°Π½ΡΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ институты, Π½ΠΎ Π½Π΅ ΡΡΠ½ΠΎ, Ρ‡Π΅ΠΌΡƒ это Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, Π½Π΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π»ΠΈ этот шаг Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΡƒΡΡƒΠ³ΡƒΠ±Π»ΡΡ‚ΡŒ Π³Π»ΠΎΠ±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ»Π°Π½Π΅Ρ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹Π΅ кризисы. ΠŸΡ€Π°Π²ΠΎ Π΅Ρ‰Π΅ большС ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½ΠΎ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½ΡΡ, ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ нашСй Ρ†ΠΈΠ²ΠΈΠ»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΡƒΠΆΠ΅ ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Каким ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΌΠ΅Π³Π°Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ соврСмСнности? (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠžΠ±Ρ‹Ρ‡Π½Ρ‹ΠΉ Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… историчСских систСм образования состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ трСбования ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΈΠ»ΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ сСгодня принято Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ, «Π²Ρ‹Π·ΠΎΠ²Ρ‹ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ», ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»Π° образованности (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, для Π‘Ρ€Π΅Π΄Π½ΠΈΡ… Π²Π΅ΠΊΠΎΠ² это Π±Ρ‹Π» «Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ», «Ρ…ристианин», Π² ΠΠΎΠ²ΠΎΠ΅ врСмя — Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π·Π½Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ, ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌ — способный Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ производство ΠΈ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρƒ), Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ содСрТания образования. Как ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»Ρ‹ образованности Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»Π° философия, Π½ΠΎ ΡΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½Ρ ΠΎΠ½Π° этого ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ Π² ΡΠΎΡΡ‚оянии.

Ѐилософия, ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ Π’. ΠœΠ°Ρ€Π°Ρ‡Π°, «Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ Π½Π΅ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ся ΠΊΠ°ΠΊ источник «ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΌΠΈΡ€Π°», Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π·Π²ΠΎΡ€Π°Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ усиливаСтся «Π½Π΅ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ ситуациСй» Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠΉ философии.

А ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ функция трансляции ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ для Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΌΠΈΡ€Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ философия Π΄Π΅Π»Π΅Π³ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»Π° ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚орая Π΄Π΅Π»Π°Π»Π° ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ способом «ΠΏΠΎΠ΄ΡŠΠ΅ΠΌΠ° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΌΡƒ», потСряла Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΉ смысл, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ½Π° ΠΈΠΌΠ΅Π»Π° Π΄ΠΎ ΡΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈΠ½Ρ‹ XX Π²Π΅ΠΊΠ°. Если соврСмСнная систСма образования ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΊΠ°ΠΊΡƒΡŽ-Ρ‚ΠΎ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρƒ ΠΌΠΈΡ€Π°, Ρ‚ΠΎ Π΅Π΅ ΡƒΠΆΠ΅ нСльзя Π½Π°Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π½ΠΈ Ρ„илософски обоснованной, Π½ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚икосообразной"[1].

На ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΆΠ΅ трСбования ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ Π²Ρ‹Π·ΠΎΠ²Ρ‹ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ соврСмСнная ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ°, Ссли, ΠΊΠ°ΠΊ я ΡΡ‚арался ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ, ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‡Π΅Π½Π° процСссами измСнСния, ΠΏΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ ΠΈΠ΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… направлСниях? ΠœΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ, стоит ΡƒΡ‡Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ этот Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€, Ρ‚. Π΅. ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ, Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠ΄ΡƒΡ‚ измСнСния ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ…? Π›Π΅Π³Ρ‡Π΅ это ΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Π΅ΠΌ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ. Π’ΠΎΠ·ΡŒΠΌΠ΅ΠΌ ΠΎΠΏΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ ΠΈΠ· ΠΏΡ€Π°Π²Π°.

Π’ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ соврСмСнноС ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΎ кризисом ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΡ‚Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ нСясно, Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒ. «ΠŸΡ€Π°Π²ΠΎ Π² XX Π². ΠΊΠ°ΠΊ Π² Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅, — ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚ Π‘Π΅Ρ€ΠΌΠ°Π½, — всС мСньшС воспринимаСтся ΠΊΠ°ΠΊ связанноС Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ΅, свод, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ, corpus juris ΠΈ Π²ΡΠ΅ большС ΠΊΠ°ΠΊ мСшанина, каша ΠΈΠ· ΡΠΈΡŽΠΌΠΈΠ½ΡƒΡ‚Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ… Π΄Ρ€ΡƒΠ³ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Ρƒ Π½ΠΎΡ€ΠΌ, соСдинСнных Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌΠΈ „ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ°ΠΌΠΈ“, „Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠΎΠΉ“. Π‘Ρ‚Π°Ρ€ΠΎΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€ΡƒΡˆΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ, Π΅Π³ΠΎ смСнил своСго Ρ€ΠΎΠ΄Π° Ρ†ΠΈΠ½ΠΈΠ·ΠΌ. МнСниС, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‹ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΉ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ ΠΈΠ»ΠΈ, ΠΏΠΎ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅, Π² Π΅Π³ΠΎ историчСском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎ ΠΎΡ‚ Π³ΠΎΡΡƒΠ΄Π°Ρ€ΡΡ‚Π²Π°, Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌΠΎ, всС большС уступаСт мСсто ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΎ ΠΏΡ€Π°Π²Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ инструмСнтС государства, Ρ‚. Π΅. срСдствС исполнСния Π²ΠΎΠ»ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ…, Ρƒ ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Π² Ρ€ΡƒΠΊΠ°Ρ… политичСская Π²Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ (наша российская Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ эту Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΡŽ. — Π’. Π .). ΠŸΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ Π½Ρ‹Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠΉ кризис сравним с Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ кризисами, ΠΏΠΎΡ‚Ρ€ΡΡΠ°Π²ΡˆΠΈΠΌΠΈ Π·Π°ΠΏΠ°Π΄Π½ΡƒΡŽ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΡŽ ΠΏΡ€Π°Π²Π° Π² ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠΌ, Ρ‚ΠΎ Π΄Π»Ρ Π΅Π³ΠΎ прСодолСния ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ рСсурсы всСй этой Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ это ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°Π»ΠΎΡΡŒ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ½ΠΈΡ… кризисах. Однако Π½Ρ‹Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠΉ кризис ΠΊΡƒΠ΄Π° Π³Π»ΡƒΠ±ΠΆΠ΅. Π­Ρ‚ΠΎ кризис Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·ΠΌΠ°, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ»ΡΡ начиная с XVIII Π²., ΠΈΠ»ΠΈ Π»ΠΈΠ±Π΅Ρ€Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌΠ°, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ»ΡΡ начиная с XVII Π²., ΠΈΠ»ΠΈ ΠΆΠ΅ сСкуляризма, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ»ΡΡ начиная с XVI Π². Π­Ρ‚ΠΎ ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ всСй Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½Π° сущСствуСт с ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° XI Π². ΠŸΡ€Π°Π²ΠΎ становится Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ, ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ, большС настроСнным Π½Π° ΡƒΠ΄ΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎ, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒ. Оно большС заботится ΠΎ ΡΠΈΡŽΠΌΠΈΠ½ΡƒΡ‚Π½Ρ‹Ρ… послСдствиях, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΎ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΅ΠΌΡΡ‚вСнности. Π’Π°ΠΊ Π² XX Π². размываСтся историчСская ΠΏΠΎΡ‡Π²Π° Π·Π°ΠΏΠ°Π΄Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²Π°, Π° ΡΠ°ΠΌΠ° традиция Π³Ρ€ΠΎΠ·ΠΈΡ‚ ΠΎΠ±Ρ€ΡƒΡˆΠΈΡ‚ΡŒΡΡ. Π˜Π·ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ воврСмя — Π²ΠΎΡ‚ ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ ΠΊ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ любой систСмы ΠΏΡ€Π°Π²Π°, которая испытываСт Π½Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΈΠΌΠΎΠ΅ Π΄Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²»[2].

Но Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒΡΡ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ — Π²ΠΎΡ‚ Π² Ρ‡Π΅ΠΌ вопрос? ΠŸΡ€Π°Π²ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ‚Ρ€Π°Π½ΡΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ институты, Π½ΠΎ Π½Π΅ ΡΡΠ½ΠΎ, Ρ‡Π΅ΠΌΡƒ это Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, Π½Π΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π»ΠΈ этот шаг Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΡƒΡΡƒΠ³ΡƒΠ±Π»ΡΡ‚ΡŒ Π³Π»ΠΎΠ±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ»Π°Π½Π΅Ρ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹Π΅ кризисы. ΠŸΡ€Π°Π²ΠΎ Π΅Ρ‰Π΅ большС ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½ΠΎ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½ΡΡ, ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ нашСй Ρ†ΠΈΠ²ΠΈΠ»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΡƒΠΆΠ΅ ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ эгоцСнтрична, эгоистична ΠΈ Π±Π΅Π·ΠΎΡ‚вСтствСнна. ΠŸΡ€Π°Π²ΠΎ, бСзусловно, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΡΠΏΡ€Π°Π²Π΅Π΄Π»ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Однако Ρ‡Ρ‚ΠΎ являСтся справСдливым Π² Π±Π»ΠΈΠΆΠ°ΠΉΡˆΠ΅ΠΉ пСрспСктивС — дальнСйшСС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ нашСй Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ³Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ†ΠΈΠ²ΠΈΠ»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ, Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, Π΅Π΅ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠ° ΠΈ Ρ‚рансформация Π² Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ создания прСдпосылок Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Ρ†ΠΈΠ²ΠΈΠ»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ, свободной ΠΎΡ‚ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ? И ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ всСх соврСмСнных Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… систСм нормирования, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… процСссов ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€. Но Π²Π΅Π΄ΡŒ всС ΠΎΠ½ΠΈ ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΆΠ΅ взаимосвязаны. КакоС ΡƒΠΆ Ρ‚ΡƒΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅!

ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ эпохи ставит ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΡƒ Π² Ρ‡Ρ€Π΅Π·Π²Ρ‹Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΡƒΡŽ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ становится Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ, ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ школа, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»Ρ‹ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°; ΠΊΠ°ΠΊ слСдствиС, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ затруднСния ΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π΅Π±Π°Π½ΠΈΡ Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡ образования. НС ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π»ΠΈ всС сказанноС, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π±Π»ΠΈΠΆΠ°ΠΉΡˆΠ΅ΠΉ пСрспСктивС ΠΌΠ°Π»ΠΎ осмыслСны большиС пСдагогичСскиС ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ рСформирования образования? Π—Π΄Π΅ΡΡŒ, Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ, такая ΠΆΠ΅ ситуация, ΠΊΠ°ΠΊ Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ. Π’ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΠ΅ «Π§Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅?» Π€ΡƒΠΊΠΎ ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚: «Π― Ρ…ΠΎΡ‡Ρƒ ΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ эта Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°, производимая с Π½Π°ΡˆΠΈΠΌΠΈ собствСнными ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π°ΠΌΠΈ, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π°, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ историчСского исслСдования, Π° Ρ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ — Π½Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ соврСмСнной Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ отслСТивая Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ, Π³Π΄Π΅ измСнСния Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π±Ρ‹ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ ΠΈ ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹, ΠΈ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎ опрСдСляя, ΠΊΠ°ΠΊΡƒΡŽ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ эти измСнСния. Π˜Π½Π°Ρ‡Π΅ говоря, эта историчСская онтология нас самих Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΎΡ‚ Π²ΡΠ΅Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π΅Π½Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π½Π° Π³Π»ΠΎΠ±Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ€Π°Π΄ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π’Π΅Π΄ΡŒ Π½Π° ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π΅ извСстно, Ρ‡Ρ‚ΠΎ притязания Π²Ρ‹Ρ€Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΈΠ· ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ систСмы ΠΈ Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡƒ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ общСства, Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ видСния ΠΌΠΈΡ€Π° Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚ Π½ΠΈ ΠΊ Ρ‡Π΅ΠΌΡƒ, ΠΊΡ€ΠΎΠΌΠ΅ возроТдСния Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ опасных Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΉ»[3]. Π’ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ ΠΎΠ½ ΠΏΠΎΡΡΠ½ΡΠ΅Ρ‚ этот ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Ρ‚Π°ΠΊ.

«Π”ΠΎΠ»Π³ΠΎΠ΅ врСмя Ρ‚Π°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΉ „Π»Π΅Π²Ρ‹ΠΉ“ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π» Π±Ρ€Π°Π» слово — ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ Π½Π° ΡΡ‚ΠΎ Π·Π° Π½ΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π²Π°Π»ΠΎΡΡŒ — ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‚ΠΎΡ‚, ΠΊΡ‚ΠΎ распоряТаСтся истиной ΠΈ ΡΠΏΡ€Π°Π²Π΅Π΄Π»ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. Π•Π³ΠΎ ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Π»ΠΈ — ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΠ½ ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π΅Π½Π΄ΠΎΠ²Π°Π» Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π΅Π³ΠΎ ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Π»ΠΈ, — ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΡ‚ΠΎ прСдставляСт ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅. Π‘Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΎΠΌ — это ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ сознаниСм всСх. Π”ΡƒΠΌΠ°ΡŽ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ здСсь ΠΈΠΌΠ΅Π»ΠΈ Π΄Π΅Π»ΠΎ с ΠΈΠ΄Π΅Π΅ΠΉ, пСрСнСсСнной ΠΈΠ· ΠΌΠ°Ρ€ΠΊΡΠΈΠ·ΠΌΠ°, ΠΏΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ марксизма опошлСнного… Π’ΠΎΡ‚ ΡƒΠΆΠ΅ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»Π° большС Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΡΡ‚ ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ эту Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ. ΠœΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ установился Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ способ связи. Для ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΎΠ² стало ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ — ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†ΠΎΠΌ, справСдливого-ΠΈ-истинного-для-всСх, Π½ΠΎ Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… сСкторах, Π² ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠ°Ρ…, Ρ‚Π°ΠΌ, Π³Π΄Π΅ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π² ΡΠΈΠ»Ρƒ условий Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹, Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π² ΡΠΈΠ»Ρƒ условий ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ (ТильС, Π±ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΡ†Π°, ΠΏΡ€ΠΈΡŽΡ‚, лаборатория, унивСрситСт, сСмСйныС ΠΈΠ»ΠΈ ΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ)»[4].

ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°ΠΌ рСформирования ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ (Ссли ΠΎΠ½ΠΈ Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ смысл), вСроятно, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π»ΠΎΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ пСдагогичСскиС Π½ΠΎΠ²ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²Π° ΠΈ ΡƒΡΠΈΠ»ΠΈΡ Π½Π° ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π°Ρ…, Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ сформирован Π»ΠΎΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹ΠΉ пСдагогичСский ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚. Однако, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹ΠΌ ΠΈ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠ° ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½Π°Ρ пСдагогичСская ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠ° ΠΈ Ρ€Π΅Ρ„лСксия (ΠΏ концСптуализация), Ρ‚.Π΅. Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ интСнсивно Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ слой, Π½Π°Π·ΠΎΠ²Π΅ΠΌ Π΅Π³ΠΎ «Ρ€Π΅Ρ„лСксивным». Π—Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠ΅Π³ΠΎ слоя («ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ») — обсуТдСниС ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… условий соврСмСнного образования (экономичСских, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ…), Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ образования, обсуТдСниС ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ образования, назначСния ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… пСдагогичСских ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ, Π½Π°ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ†, рСализация ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… усилий, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ соврСмСнного образования. Π‘Ρ‚ΠΎΠΈΡ‚ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΉ слои ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ сфСрой тСорСтизирования, Π½ΠΎ ΠΈ ΡΡ„Π΅Ρ€ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡ.

Но Π΅ΡΡ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π°, ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ Ρ…ΠΎΠ΄ — ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ пСрспСктивной Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ. НапримСр, Π‘. Π‘ΠΌΠΈΡ€Π½ΠΎΠ² считаСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, нСсмотря Π½Π° Π²ΡΠ΅ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ измСнСния, Ρ€Π°Π½ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄ΠΈΡ‚ сСтСвая модСль образования. «Π•ΡΠ»ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ вымываСтся, Ссли Π·Π°Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ Ρ‚Π° ΠΈΠ»ΠΈ иная модСль Π½Π΅ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΠ΅Ρ‚, Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΠΈΡ‚ кризис ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΡ‚Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ институт-посрСдник. Π§Ρ‚ΠΎ сСйчас Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ с Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ модСлью образования Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ — с ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΡŒΡŽ ΠΊΠΎΠ½Π²Π΅ΠΉΠ΅Ρ€Π°»[5]. «Π˜ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ сСтСвая Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΡƒΡŽ ΡΠΎΠ±Ρ‹Ρ‚ΠΈΠΉΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ) ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ‚Ρ€Π°Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ. Π’ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ образования события, ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ситуации самоопрСдСлСния, самопроСктирования ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ становятся Π½Π΅ ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°ΠΉΠ½Ρ‹ΠΌ, Π° ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹ΠΌ эффСктом Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования»[6].

И Ρ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ традиционная СвропСйская систСма образования (модСль ΠΊΠΎΠ½Π²Π΅ΠΉΠ΅Ρ€Π°) сСбя исчСрпала ΠΈ Π² Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя всС большС становится Ρ‚ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠ·ΠΎΠΌ развития образования. Но ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π»ΠΈ это, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅Π΅ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Π½Π΅ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½ΠΎ Ρ€Π°Π·ΠΌΠΎΠ½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ? Π’ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, систСмы образования ΠΌΠ°Π»ΠΎ ΠΏΠΎΡ…ΠΎΠΆΠΈ Π½Π° Π·Π΄Π°Π½ΠΈΡ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅, Ссли ΠΎΠ½ΠΈ Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠΈΠ»ΠΈ сроки своСй эксплуатации, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ быстро Ρ€Π°Π·ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ. БистСмы образования тСсно связаны с ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠΉ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ институтами; Π½Π΅ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ² послСдниС нСльзя Ρ€Π°ΡΡΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π° ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ образования. Π’ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, ΠΊΠ°ΠΊ я Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠ», соврСмСнныС институты образования, ΠΏΠΎΠΌΠΈΠΌΠΎ своих спСцифичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ (созданиС условий для воспроизводства ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°), Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‚ Π΅Ρ‰Π΅ ΠΈ Ρ€ΡΠ΄ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…, Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… — Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹, сфСры Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² личности, Π°Π²Ρ‚ΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ поколСния. Π­Ρ‚ΠΈ институты ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π½Π΅ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ свои спСцифичСскиС Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, Π½ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π²ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ. Π’-Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠΈΡ…, соврСмСнная ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π° Ρ‚Π°ΠΊ устроСна, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π½Π΅ΠΉ воспроизводятся практичСски всС историчСскиС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, эффСктивны ΠΎΠ½ΠΈ с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния Π΄Π΅Π»Π° ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅Ρ‚, всСгда находятся (ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ) сСтСвыС сообщСства, ΠΆΠΈΠ²ΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… этих Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ.

К Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΆΠ΅, ΠΊΠ°ΠΊ я ΡƒΠΆΠ΅ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π», Π² ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΉ нСльзя с ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΉ ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ, какая тСндСнция ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄ΠΈΡ‚. Π’Π΅ΠΌ Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ ΠΌΡ‹, ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎ, ΠΌΠΎΠΆΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΊΡƒΠ΄Π° ΠΈΠ΄ΡƒΡ‚ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ измСнСния, ΠΈΠ»ΠΈ, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚, ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ Π² ΡΠΈΠ»Ρƒ Π½Π°ΡˆΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ. Π˜Π½Π°Ρ‡Π΅ говоря, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ пСдагогичСских ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… систСм, создавая условия для ΠΈΡ… Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, Π½ΠΎ Ρ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ стороны, ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· Π½Π°Ρ (Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°) ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π²ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ, Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ Π½Π° Π²ΡΠ΅ систСмы, Π° Π½Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ, Π±Π»ΠΎΠΊΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ΄Π½ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅. ИмСнно Ρ‚Π°ΠΊ я Π΄Π°Π»ΡŒΡˆΠ΅ ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ»ΡŽ, сформулировав Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ± ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΌΠ½Π΅ Π±Π»ΠΈΠΆΠ΅.

  • [1] ΠœΠ°Ρ€Π°Ρ‡Π° Π’. Π¦ΠΈΡ‚. соч. — Π‘. 40.
  • [2] Π‘Π΅Ρ€ΠΌΠ°Π½ Π“. Π”ΠΆ. Π¦ΠΈΡ‚. соч. — Π‘. 37, 51, 53.
  • [3] Π€ΡƒΠΊΠΎ М. Π§Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅? // Π’ΠΎΠΏΡ€. ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ. — 1996. — № 1—2. —Π‘. 52.
  • [4] Π€ΡƒΠΊΠΎ М. Воля ΠΊ ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ½Π΅. По Ρ‚Ρƒ ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρƒ знания, власти ΠΈ ΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. — Πœ., 1996. — Π‘. 391.
  • [5] Π‘ΠΌΠΈΡ€Π½ΠΎΠ² Π‘. М. Π¦ΠΈΡ‚. соч. — Π‘. 150.
  • [6] Π’Π°ΠΌ ΠΆΠ΅. — Π‘. 148.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ