Философия нового времени
Новое время — период становления и развития техногенной цивилизации. Своеобразие этой исторической эпохи определялось промышленной и научной революциями. Громадное влияние на формирование философской картины мира оказали открытия, составившие содержание научной революции XVI—XVII вв., в результате которых возникло научное естествознание. Революции в физике предшествовала революция в астрономии… Читать ещё >
Философия нового времени (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изучив материал данной главы, студент должен:
знать
- • взаимосвязь между развитием научного естествознания и проблематикой новоевропейской философии;
- • обоснование эмпирических и рациональных методов познания в учениях новоевропейских философов;
- • понятие субстанции и ее трактовку в рамках монизма, дуализма и плюрализма;
- • сенсуализм в его материалистическом и субъективно-идеалистическом вариантах;
- • учение о государстве и общественном договоре;
уметь
- • сопоставлять эмпиризм и рационализм, выявлять особенности этих направлений и сферу применения эмпирических и рациональных методов познания;
- • использовать методологическое содержание этих концепций в современных научных исследованиях;
владеть
• понятийным аппаратом новоевропейской философии.
Философское осмысление научной революции
Новое время — период становления и развития техногенной цивилизации. Своеобразие этой исторической эпохи определялось промышленной и научной революциями. Громадное влияние на формирование философской картины мира оказали открытия, составившие содержание научной революции XVI—XVII вв., в результате которых возникло научное естествознание.
Революции в физике предшествовала революция в астрономии, начало которой связано с разработкой гелиоцентрической картины мира польским каноником эпохи Ренессанса, знаменитым астрономом Николаем Коперником (1473−1543), противопоставившим свою картину солнечной системы геоцентрической картине Клавдия Птолемея (II в.).
Систематическое обоснование гелиоцентрической системе мира дал Галилео Галилей (1564−1642) в своих фундаментальных произведениях «Диалоги о двух важнейших системах мира, птолемеевской и коперниковской» и «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки». Галилей — основоположник научного естествознания, обосновавший новые методы научного исследования. Значение его творчества заключается в изучении универсального механического движения, которое можно описать математически. Галилей утверждал, что великая книга природы написана на «языке математики». Математика выражает естественный порядок во Вселенной, однородный по своей материальной сущности и по законам единого механического движения. Абсолютно лишь то, что можно выразить математически. Где прекращается возможность математического количественного объяснения, там кончается наука.
Достигнутые научные результаты познания получили завершение в работах великого английского ученого Исаака Ньютона (1642−1727). Знаменитые «Математические начала натуральной философии» вышли в свет в 1687 г., спустя 144 года после того, как Коперник опубликовал свою систему мира. Эта система получила динамическое обоснование и стала научной теорией. Одновременно было завершено начатое Галилеем дело создания новой механики. Законы механики, сформулированные Ньютоном, завершают труды Г. Галилея, Р. Декарта, X. Гюйгенса и многих других ученых по созданию классической механики и вместе с тем дают прочную основу для плодотворного ее развития. В результате господствующим взглядом на мир стала точка зрения механики, астрономии и математики.
Философия активно участвовала в развитии новой науки. Творчество Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г. В. Лейбница и других философов XVII в. способствовало развитию естествознания. И естествоиспытатели, и философы работали рука об руку над построением фундамента новой науки и нового мировоззрения. Такие мыслители, как Р. Декарт и Г. В. Лейбниц, были не только философами, по и крупнейшими учеными своего времени. Передовая философская мысль всегда расчищала дорогу науке и, опираясь на достижения науки, сама развивалась и обогащалась.
С развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. На путях решения этих проблем оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. — эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент.
Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривало разум как источник знания и высший критерий его истинности.