Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимодействие общества и государства как фактор укрепления системы национальной безопасности России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Безопасность России — 2011. Экспертно-аналитическое обозрение. М., 2010, Военная безопасность страны и вооруженные силы. Военно-теоретический труд. — М., 1995; Воробьёв В. В. Финансово-экономическое обеспечение оборонной безопасности России: Проблемы и пути еб решения. — М., 2003; Внешняя политика и безопасность современной России. 1991 — 2002. Хрестоматия. В 4-х томах. — М, 2002… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Развитие отношений общества и государства в процессе становления системы национальной безопасности России
    • 1. Генезис отношений государственной власти и общества при обеспечении безопасности России
    • 2. Содержание взаимодействий между структурными элементами современной системы национальной безопасности России
  • Глава II. Общество и его структурные элементы как субъекты формирования системы национальной безопасности России
    • 1. Особенности социальной структуры современного российского общества
    • 2. Национальные ценности как мотивационный компонент деятельности граждан и организаций страны по укреплению безопасности России
  • Глава III. Виды и формы взаимодействия общества и государственной власти как причины совершенствования национальной безопасности России
    • 1. Потенциал федерализма в формировании новых взаимоотношений между государством и обществом
    • 2. Роль властных институтов государства в совершенствовании отношений с общностями людей и в укреплении безопасности России
    • 3. Формы взаимосвязи общества и государственной власти и их роль в укреплении национальной безопасности России

Взаимодействие общества и государства как фактор укрепления системы национальной безопасности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процессы, происходящие сегодня в России и вокруг России, обусловливающие её безопасность не могут не волновать политическое руководство страны, законодательные, исполнительные, судебные и правоохранительные органы, а также все государственные институты и учрелсдения. Высокий уровень подверженности негативным влияниям как изнутри, так и извне, слабая защищённость от проявлений всякого рода экспансии оборачивается болезненными явлениями для всего общества, для большей части его институтов, для большинства его членов.

Как и в предшествующие исторические периоды, проблема безопасного существования человека, общества сохраняет свою актуальность и сейчас. И не только в плане создания, скажем так, физических сил и средств, которые устраняли бы или минимизировали бы различного вида экспансии, но и в деле выявления факторов, которые обусловливали бы содержание процесса совершенствования и укрепления системы национальной безопасности страны.1.

Конечно, в деле совершенствования и укрепления системы национальной безопасности страны проявляет себя множество факторов. Одним из них, которые стимулируют и мотивируют процесс совершенствования и укрепления системы национальной безопасности России, выступает взаимодействие, палитра отношений государства и общества. Именно поэтому, диссертант намерен осуществить социально-философский анализ этого взаимодействия.

Более подробно актуальность данного исследования обусловливается рядом причин:

Во-первых, необходимостью социально-философского осмысления самого процесса взаимодействия государственной власти и общества, ибо в этих отношениях порождаются, обусловливаются складывание, развитие, Фактор — это явление, активное, реальное выражение возможностей или способностей субъекта, как проявление его потенциала, которые выступают причиной развития конкретного социального образования или фрагментов неживой и живой природы. — См ¦ Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 712. Словарь русского языка/Составил С. И Ожегов. Изд. третье. Под общ. ред. С. П. Обнорского. М., 1953. С. 784. функционирование сложной и разветвлённой совокупности духовно-социальных стимулов граждан к ратному труду, к патриотическому проявлению своей активности, к самоотдаче людей в деле обеспечения безопасности своих общностей, общества, страны и своей личной безопасности.

Для нашей страны изучение этого взаимодействия значимо. Более двух десятилетий происходит реорганизация государственного управления в нашей стране, формируется новый облик государственной власти и ищутся новые формы и способы её участия в деле решения вопросов по взаимодействию с общностями и обществом в целом, которые прямо и опосредованно обусловливают безопасность личности, общества и государства.

Во-вторых, актуальность данного исследования обусловлена и тем, что раскрытые механизмы такого взаимодействия позволили бы минимизировать различные виды и уровни внешней и внутренней экспансии в страну, снизили бы или исключили бы небезопасное существование граждан и страны в целом. Ведь результаты взаимодействия государства и общества, выступают в качестве причины развития отношений, которые и составляют содержание системы национальной безопасности. Следовательно, осмысление формирующихся и сложившихся, к настоящему времени, алгоритмов взаимосвязи государства и его институтов с общностями людей и обществом — есть важнейшее условие для принятия квалифицированных решений по совершенствованию безопасности страны.

Обращение к социально-философскому анализу взаимосвязи государства и общества, как фактора развития и укрепления системы национальной безопасности страны, позволит более глубоко вскрывать философскими методами многокачественность, объёмность этого фактора, принципы взаимосвязи отношений государства и общества с отношениями, которые и составляют содержание системы национальной безопасности.

Социально-философское исследование этих отношений предоставляет возможность выявить не только политические, экономические и военно-технические аспекты совершенствования национальной безопасности, но и вычленить, сформулировать задачи, решение которых позволит создать оптимальный механизм государственной власти в решении вопросов формирования эффективной защиты интересов личности, общества и государства.

Сегодня положение таково, что теорией до настоящего времени окончательно не выработана, адекватная современным вызовам и угрозам, концепция оптимальной деятельности государственных институтов и учреждений в их связи с обществом, которая смогла бы обосновать эффективный алгоритм совершенствования системы национальной безопасности страны.

В-третъих, актуальность социально-философского исследования взаимосвязи государства и общества как фактора совершенствования системы национальной безопасности обусловлена и социально-экономическими, технологическими и духовными потребностями в развитии страны как единого организма.

Без соответствующей системы национальной безопасности, адекватной современному положению страны в мире, процессам, происходящим в нём, тем вызовам и угрозам, которые испытывает наша страна, невозможно составлять квалифицированные программы и планы развития всех элементов общества.

К сожалению, приходится констатировать, что современные взаимоотношения государства, государственных институтов и общностей людей, общества в России характеризуются следующими чертами:

— недостаточной разработанностью правовой основы взаимодействия государственных институтов в стране и государства в целом с общественными структурами, что не позволяет минимизировать и исключать различные виды экспансии в страну и для её граждан;

— недостаточной методологической обоснованностью процессов разработки и принятия решений по формированию программ развития отношений между обществом и государством, что не способствует эффективному развитию и укреплению нашей национальной безопасности-2.

— отсутствием квалифицированной системы мониторинга динамики развития отношений государства и общества и, связанным с этим, изменениям уровня противодействия вызовам, угрозам, которые направлены в нашу страну;

— недостаточной консолидацией действий органов государства и сил общностей людей по обеспечению национальной безопасности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

— недостаточным использованием органами государства социально-политических, теоретико-правовых научных разработок в области формирования и реализации стратегии и политики развития отношений с общественными организациями и обществом, что способствовало бы совершенствованию системы национальной безопасности России в различных сферах и областях жизни граждан и общества в целом.

В-четвёртых, социально-философский анализ взаимосвязи государственной власти и общества как фактора в деле совершенствования национальной безопасности страны обусловлен географическими, природными возможностями нашего Отечества. Оно сегодня, в современном мире, становится объектом интересов и устремлением многих субъектов международной политики.

Данное положение дел высвечивают необходимость разработки социальной, экономической, политической и правовой стратегии и политики развития отношений между государством и обществом, а также раскрытие возможностей федеративного устройства страны в совершенствовании системы национальной безопасности России.

Исследование поставленной проблемы — это определение не только статусно-правового положения отношений государства и общества, как фактора.

2. См ¦ Медведев Д. А. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации//Россииская газета. Федеральный выпуск № 5350 (271). — 01.12. 2010. развития системы национальной безопасности, но и формулирование определённых идеологем для граждан Российской Федерации, формирование их мировоззренческих позиций, в плане реализации не только их прав, но и обязанностей по защите своего Отечества.

Это также выявление поля возможных действий политических и государственных институтов Российской Федерации по использованию международного права, нормативных актов стран Европы, европейского сообщества в целом по обеспечению ими прав человека, которые закреплены во всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН, а также в других докумен-з тах .

В-пятых, данное исследование актуально и в контексте современных экономических, политических, финансовых, культурных процессов, которые характеризуются ломкой международных отношений, усилением «лидерства» США в мире, пересмотром целей военно-политического блока НАТО, формированием новой военной стратегии США, основанной на создании качественно нового вооружения, односторонними действиями США в вопросах о Договоре по ПРО, урегулировании ряда международных политических противоречий в таких странах как Югославия, Афганистан, Ирак и других.

Раскрытие специфики конституционно-правового взаимодействия государства, его институтов с общностями людей и обществом — это важнейшее условие формулирования мер и их реализации для минимизации и предотвращения экспансии в страну как субъект международных отношений.

В-шестых, исследование данной проблемы значимо и в плане развития науки, формулирования и формирования научно обоснованной концепции совершенствования системы национальной безопасности.

Ведь изучение отношений государства и общества раскрывает сущностные стороны их как субъектов в деле развития системы национальной безо.

3. См: Всеобщая декларация прав человека. Принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 Л (III) от 10.12 1948 г.-М., 2000.-С. 2−4. пасности, выявляет природу той социальной силы, которая побуждает человека делать всё возможное, чтобы защитить своё Отечество.

Более того, наличие научной социально-философской концепции, раскрывающей место и роль государства, в его связи с обществом, в системе национальной безопасности, на наш взгляд, важный фактор создания и функционировании действенной системы политических, общественно-политических, конфессиональных и другого вида организаций, структур, позволяющих обеспечить стабильность, устойчивость развития страны, её безопасность, безопасность её народов.

Только в оптимальном и эффективном процессе взаимодействия государства и общества, в функционировании всех их структурных элементов, возможно реально минимизировать различные виды, типы и формы экспансии в нашу страну, раскрыть и сформулировать те идеологемы, которые способны будут объединять все слои общества, придавать общественному сознанию и идеальному «в — себе — бытию» конкретной личности позитивную тенденцию во имя её личного благо и благо всего общества.

Степень научной разработанности данной проблемы.

Литературу по проблеме диссертационного исследования можно разделить на несколько групп:

1. Работы, исследования, посвященные общим вопросам безопасности, видам безопасности, которые раскрывают содержание этого сложного социального феномена. Это труды известных отечественных учёных и государст-воведов: В. М. Азарова, М. Г. Анохина, A.A. Балабанова, М. Н. Белогубовой, В. В. Бирюкова, А. И. Буркина, В. В. Воробьева, В. И. Василенко, Б.В. Вербен-кова, A.B. Возженикова, Ю. И. Дерюгина, H.H. Ефимова, А. П. Дмитриева,.

B.А. Золотарёва, И. А: Лазарева, A.A. Левина, В. Н. Лобова, В. И Ковалёва,.

C.М. Комарова, В. Л. Манилова, Н. В. Михалкина, Ю. Г. Носкова, И.Н. Пана-рина, В. В. Серебрянникова, Н. В. Синеок, С. А. Тюшкевича, В. М. Чугунова и других4.

4 Азаров В М Военная безопасность Российской Федерации и ее социально-политические аспекты. М.,.

Не претендуя на всеобщее и полное обобщение положений, разработанных в трудах перечисленных учёных, представляется возможным утверждать, что в их работах раскрывается сущностное содержание безопасности страны, структура этого сложного феномена, основные регулятивы (принципы, нормы, правила и т. д.), обусловливающие содержание безопасности.

В них отмечается, что безопасность является сложным социальным образованием, создаваемым как государственными органами, так и общественными организациями, деятельностью граждан по предотвращению вызовов, угроз, агрессии в страну и к конкретному человеку.

В реальности данное социальное образование представляет закономерное системное целое, где каждый элемент выполняет определенную роль, занимает свое место в совокупности структур, мероприятий по защите интересов граждан, общества и государства. Конституционно закрепляется деятельность структурных элементов безопасности как системы, в связи с чем действующая Конституция Российской Федерации, в отличие от прежних конституций, довольно широко оперирует понятием «система"5.

2. Работы, посвященные проблемам «национальной безопасности».

Это труды С. С Антюшина, A.B. Воженникова, В. В. Воробьёва, М. Ф. Гацко, А. П. Дмитриева, В. П. Зимонина, В.А. ЗолотарёваИ.Ф. Исмагилова, A.A. Кокошина, ВМакаренко, Н. В. Михалкина, Ю. Г. Носкова, A.A. Прохо-жева, Тюшкевича С. Г., Чугунова В. М. и других.6.

2002; Безопасность России — 2011. Экспертно-аналитическое обозрение. М., 2010, Военная безопасность страны и вооруженные силы. Военно-теоретический труд. — М., 1995; Воробьёв В. В. Финансово-экономическое обеспечение оборонной безопасности России: Проблемы и пути еб решения. — М., 2003; Внешняя политика и безопасность современной России. 1991 — 2002. Хрестоматия. В 4-х томах. — М, 2002; Военно-политическая безопасность страны и Вооруженные Силы. Проблемы и пути их решения. Военно-теоретический труд. — М, 1995; Михалкин Н. В. Безопасность Россиивопросы теории и практики. — М., 1993, Организованный терроризм и организованная преступность. — М., 2002; Разоружение и безопасность 2001;2002. Международная безопасность: новые угрозы нового тысячелетия. — М., 2003; Рыжов O.A. Политические конфликты современности. — М., 2000; Тюшкевич С. А. Война и современность. — М, 1986; Серебрянников В. В., Дерюгин Ю. И., Ефимов H.H., Ковалёв В. И. Безопасность России и армия. — М, 1995; Серебрянников В. В. Власть и безопасность. — М., 1997; Чугунов В. М. Духовный потенциал военной безопасности государства. (Социально-философский анализ). М., 1998.

5 См.: Конституция Российской Федерации. — М., 2004. — Ст.5,12,15, п. «г" — ст. 71, п. «н», ст. 72, 77.

6. См.:Антюшин С. С. Военная безопасность как фактор стабильности российского общества. М., 2004; Во-женников A.B., Прохожев A.A. Государственное управление и национальная безопасность. — М., 2001; Воробьев В. В. Финансово-экономическое обеспечение оборонной безопасности России: проблемы и пути её решения. — М., 2003; Геополитика террора. Геополитические последствия террористических актов в США 11 сентября 2001 года. Сборник статей. — М., 2002; Зимонин В. П. Новая Россия в новой Евразии: проблемы.

В них раскрываются содержание и особенности понятия «национальная безопасность», структурные элементы этого понятия и конкретного явления, соотнесения данного понятия' с понятием «безопасность», соотносится данное явление с безопасностью России, раскрываются связь национальной безопасности с национальными интересами и ценностями, обосновываются элементы национальной безопасности как системы и роль институтов государства и других элементов системы в формировании и функционировании системы национальной безопасности.

3. Работы, посвящённые исследованию социально-философских и правовых аспектов обеспечения безопасности и национальной безопасности. В частности, речь идёт о деятельности государственных институтов в обеспечении национальной безопасности, деятельности государства на международной арене, направленнойна разрешение" противоречий, могущих привести к различным видам экспансии в нашу страну, а также о деятельности государства, по созданию международных правовых основ по предотвращению угроз, агрессии в нашу страну.7 комплексного обеспечения безопасности. — М.1997; Золотарев В. А. Военная безопасность Отечества (историческое исследование). — М., 1998; Исмагилов И. Ф. Перспективы национальной безопасности России. -Казань. 1998; Кокошин A.A. Политика национальной безопасности России в условиях глобализации. — М., 2001; Макаренко В. Кто союзники России? Ментальность и геополитика: парадоксы политики безопасности России. — М., 2000; Михалкин Н. В. Народ и власть в системе национальной безопасности. М., 2006; Носков Ю. Г. Религиозный фактор в системе угроз национальной безопасности. — М., 2002; Тюшкевич С. А. Законы войны: сущность, механизмы действия, факторы использования. — М., 2002; Философско-политологические проблемы национальной и военной безопасности. Часть 1. Философия безопасности существования человечества, — М., 1998; Чебан В. В. Геополитическое положение и военная политика России. — М., 2001; Чугунов В. М. Духовный потенциал военной безопасности государства. (Социально-философский анализ). М., 1998 и другие.

1. Баранов И. В. Доступ к правосудию в гражданском судопроизводстве на основе прецедентов Европейского Суда по правам человека // Арбитражный и гражданский процесс. — № 3. — 2004. — С. 24−28- Белявская О. Гражданин как субъект права на судебную защиту // Закон и право. — № 1. — 2005. — С. 23−25- Белявская О. Структура права граждан на судебную защиту // Закон и право, — № 2. -2005. — С. 32−35- Власов A.A. Проблемы эффективности и доступности правосудия в России // Государство и право. — № 2. — 2004. — С. 13−20. Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Основы обеспечения безопасности России: Учебное пособие. — М., 2003; Замыш-меев Д. Р. Национальные интересы и обеспечение национальной безопасности государства в рамках концепции международных отношений// Международное публичное и частное право. — № 1. -2003. — С. 24−28- Ершов В. В., Михалкин Н. В. Судебная власть и ее реформа как фактор национальной безопасности России // Закон и право. — № 7. — 2002. — С. 7−14- Курдюков Г. И. Государства в системе международно-правового регулирования. — Казань, 1979; Международные организации безопасности (краткий справочник). — М., 1997; Мирза Л. С. Доступ к правосудию в процессе обжалования в суд действий и решений органов, ведущих расследование // Российский судья. — № 2. — 2004. — С. 22−25- Морщакова Т. Конституционная защита прав и свобод граждан судами Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. — № 4. — 2004. — С. 124−128- Нешатаева Т. Суд и защита прав и свобод граждан Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение.: № 4. — 2004. — С. 129−133- Правовые и организационно-тактические основы применения воинских формирований для обеспечения внутренней безопасности в некоторых зарубежных.

В данных исследованиях утверждается, что основу социального и правового регулированиянациональной безопасности образуют конституционно-правовые принципы* государственного устройства Российской Федерациисложившаяся система общественных отношений, взаимообусловленность норм Конституции Российской Федерации и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, недопустимость утраты установленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, государственной целостности Российской Федерации, равноправия субъектов Российской Федерации, согласования интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обеспеченности полномочий государственных органов различными ресурсами, наличие социальной и правовой ответственности государственных органов и должностных лиц за принятие и реализацию решений, направленных на совершенствование безопасности страны и её народов.

Вместе с тем, анализ литературы и реальная практика развития страны свидетельствуют о том, что до сих пор остается неисследованной проблема взаимодействия государстваи общества как фактора развития и совершенствования системы национальной безопасности. Очевидно, что именно через и посредством деятельности людей проявляется факториальная возможность совместного бытия власти и общностей людей, общественных* институтов в деле укрепления безопасности страны. странах: Монография. Главное командование ВВ МВД РФ, ИВИ МО РФ. — М., 2002; Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации/ Под ред. проф. A.B. Опалёва. — M., 2004; Ча-рыев M.P. Государственно-правовое регламентирование места судебной власти в системе обеспечения государственной безопасности России // Российский судья. — № 10. — 2002. — С. 17−24. Гришко A.H. Организационно-правовые основы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: Дисс.. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 1999. Евтушенко С. Г. Правовое обеспечение военной безопасности России: Дисс.. канд. юрид. наук. — M.: ВУ, 2000. Захаренко В. И. Правовое регулирование деятельности Пограничных войск Федеральной пограничной службы России по охране Государственной границы Российской Федерации: Дисс.. канд. юрид. наук. — M.: ВУ, 1998. Золотарев В. А. Военная безопасность России: политико-правовые проблемы: Дисс.. док. юрид. наук. -М.:ВУ, 1999; Круглов В. В.

Введение

в теорию современной войны. Военно-философский вестник. № 1. 2008. С. 116−123- Кудашкин A.B. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: Дисс.. докт. юрид. наук. — M.: РАГС, 2003. Макеев Б. Н. Проблемы военно-морской политики России в сфере национальной безопасности и международной стабильности: Дисс. .докт. пол. наук. -M., 1997; C.B. Нарутто. Федерализм и единство государственно-правовой системы России: Автореф. дисс. докт. юрид. наук. — М., 2002; и другие.

Факториальная составляющая заключена и в федеративном устройстве нашей страны, что практически ещё не изучалось. А ведь разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, а также органами субъектов Российской Федерации, общностями людей, там проживающих, правовое их закрепление в Конституции Российской Федерации и реальное воплощение их в жизни и деятельности людей, реально выступают фактором в деле совершенствования национальной безопасности России как системы.

Остаются без должного исследования и вопросы совершенствования форм взаимосвязей государственной власти и общностей, проживающих в нашей стране, использование опыта СССР по созданию такой общности как «советский народ», что также выступает в качестве фактора совершенствования системы национальной безопасности страны.

Актуальность проблемы, степень ее изученности обусловили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования составляют система национальной безопасности России, а также все виды общественных отношений между государством и общностями людей, обществом в целом, которые прямо и опосредованно оказывают влияние на развитие и совершенствование палитры отношений, составляющих содержание национальной безопасности.

Предмет исследования составляют отношения между государством и обществом, которые выступают фактором совершенствования системы национальной безопасности.

Цель исследования: создание оптимального и эффективного мировоззренчески-методологического и политико-правового механизма совершенствования отношений между государством и обществом, что обусловит совершенствование системы национальной безопасности России в современных условиях, когда происходит процесс глобализации и утверждается доминирующая роль США в мире.

Общая цель достигается решением следующих конкретных задач исследования:

1. Выявлением содержания процесса взаимодействия государственной власти и общностей людей, составляющих наше общество, который выступал и выступает в качестве фактора, обусловившего преобразование государственной безопасности России в национальную безопасность и систему национальной безопасности России,.

2. Уточнением формулировки комплексного социально-философского определения системы национальной безопасности России с рассмотрение^, при этом, содержательных компонентов статуса и роли государства и общества в позиционировании тех отношений, которые и составляют природу на. циональной безопасности;

3. Исследованием исторических, социальных и правовых особенностей развития отношений между государством и обществом, которые выступают фактором совершенствования системы национальной безопасности страны;

4. Определением основных ценностей, которые обусловливают содержание и структуру отношений между государством и обществом, выступающими причиной совершенствования системы национальной безопасности России;

5. Разработкой оптимальных форм и видов взаимодействия государства и общностей людей, общества в целом, которые обусловливают процесс совершенствования системы национальной безопасности России в современных условиях;

6. Раскрытием возможностей принципа федерализма как условия развития отношений между государством и обществом и важнейшего регулятива, способного оказать позитивное воздействие на совершенствование системы национальной безопасности России.

Теоретико — методологическую основу диссертации, нормативную и эмпирическую базу исследования составили положения диалектико-материалистической традиции, содержание ситуативно — деятельностного метода, представленные принципами объективности, системности, взаимосвязи, развития, единства материального: и идеального в человеке и в его взаимосвязи с природой и обществом, восхождения от абстрактного к конкретному, сравнительного анализа и другие. Диссертант использовал: а) логику и последовательность научного движения: от явления к сущностиот общего к частному и т. п.- б) диалектику субъективного и объективного при ведущей роли субъекта в этом единствев) методы научного анализа социальных явлений, социального моделирования и управления социальными процессами.

Положения и выводы диссертации основываются на изучении трудов отечественных и зарубежных авторов. Социально-философскому и правовому анализу были подвергнуты Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральные конституционные и федеральные законы, иные федеральные нормативные акты. Были изучены решения Конституционного Суда Российской Федерации, Конституционных судов республик РФ, а также уставных судов областей по вопросам безопасности общества^ личности и государства. При диссертационном исследовании были такжевнимательно изучены, положения: Посланий Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской федерации, 'политические' документы государственных органов, относящиеся к вопросам международных отношений нашей страны в контексте предотвращения и минимизации. видов экспансии в нашу страну. ¦.'.-. ¦'¦ •'. .

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав: два параграфа в первой главе и второй главах и три параграфа в третьей, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений;

Заключение

.

Социально-философский анализ взаимосвязи государственной власти и общностей людей, общества как фактора, который оказывают воздействие на совершенствование системы национальной безопасности России, осуществленный диссертантом, позволил раскрыть и уточнить содержание ряда понятий, раскрывающих суть рассматриваемых в диссертации вопросов, сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию как самой системы национальной безопасности, так и факториального влияния взаимодействия государства и общественных структур на этот процесс.

Так, автор пришел к выводу, что формирования системы национальной безопасности России осуществлялось исторически долго. Начинался этот процесс со становления государственной безопасности в стране. А она, в период её становления, представляла собой совокупность условий, сил, средстви факторов жизни страны, её народов, обеспечивающих недопущение различных видов агрессии по отношению к стране, в первую очередь вооруженной, а если она наступала — уничтожение субъекта этой агрессии, а также защищенность государственного порядка и общественного спокойствия. Потом, во время правления первых трёх русских царей из династии Романовых в стране формируется система безопасности России, которую есть основание назвать как «военно-государственной, но с компромиссной идеологией». В этот же период стал формироваться объект, предмет, субъекты безопасности, средства безопасности и способы безопасности. Одновременно, утверждается правовое обеспечение безопасности страны, как «допустимая мера проявления сил и средств страны» против экспансии реально имеющейся и могущей возникнуть, закреплённую в нормативно-правовых актах. Оно предполагало:

— создание системы контроля, учёта экспансии в страну и корректировки практических действий по совершенствованию государственной безопасности страны;

— создание инструментария своеобразной корректировки и исполнения решений по обеспечению государственной безопасности страны;

— формирование механизма обеспечения взаимоуровневости функционирования элементов системы государственной безопасности: армии и правоохранительных органов;

— совершенствование государственной идеологии, как рационального мотивационного компонента в деятельности субъектов, которые и обеспечил вали безопасность страны.

А вот складывание системы национальной безопасности как результат взаимодействия всех общностей страны и государственной власти проявило себя в период Отечественной войны 1812 года, а также в период Великой Отечественной войны 1941;1945 годов.

В результате, на основе проведенного исследования диссертант пришёл к выводу, что, во-первых, «национальная безопасность» — это система общественных отношений, совокупность условий и факторов, обеспечивающих достижение и реализацию целей, ценностей, интересов страны и выбранного ее народами пути развития, гарантирующих предотвращение и исключение всех видов агрессии, недопущение вооруженного насилия и, если потребуется, активного противодействия субъекту этого насилия, вплоть до его уничтожения.

Применительно к России, ее безопасность, ее национальная безопасность как цель должна представлять совокупность условий, сил, средств и факторов жизни ее народов, обеспечивающих недопущение различных видов насилия в том числе и вооруженного, а если оно произойдет уничтожение субъекта этого насилияминимизацию всех видов угроз и агрессииспасение, возрождение и прогрессивное развитие каждого этноса, народности и нации, проживающих на ее территории.

Во-вторых, система национальной безопасности России — это открытая, целостная, объединенная на основе ценностей народов страны и государства совокупность субъектов специальной деятельности, выражающих интересы широкого спектра социальных общностей нашей страны, а также соответствующих отношений, нормкультуры, которые совместно обеспечивают формирование и осуществление условий и факторов необходимых для реализации выбранного народами пути развития, достижение намеченных целей, реализацию национальных интересов.

Система национальной безопасности исторична и конкретна. Развиваясь, она изменяет не только свои количественные и качественные параметры, но в первую очередь функции.

Систему национальной безопасности можно назвать главной системой общественного организма. Она принимает сигналы от внутренней и внешней среды и выдает команды управляющего характера. Она пронизывает все сферы общественной жизни.

В-третьих, всё, что относится к деятельности государственных органов власти, институтов государства по формированию и укреплению национальной безопасности в правовом плане регламентируется обширной законодательной базой как международного плана, так и внутрифедеративного.

Внутри страны состав таких документов составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Они непосредственно отвечают за укрепления данного феномена в Российской Федерации и правовое положение всех видов служащих участвующих в этом процессе.

Достаточно полно и практически функционально в законодательстве Российской Федерации выделены положения, относящиеся к обеспечению обороны страны, военной защите страны и граждан от военной экспансии, указаны чётко границы нашего государства, статус военнослужащих, их права и обязанности, характер и особенности противодействия терроризму, в том числе и с использованием вооружённых сил.

В-четвёртых, в основе системы национальной безопасности нащге^ СТра ны должна находится формула: «Спасение, возрождение и защита каждой нации и этноса, но в рамках единого сообщества — России, — высцсгая цен ностъ, смысл и предназначение для каждого ее гражданина, какой бь^о: национальности он ни был, к какому бы социальному слою он ни принадл&э^д^ ка кую бы веру ни исповедовал».

В-пятых, воплотить в жизнь ценности развития нашего общества, в контексте создания системы национальной безопасности мы можем в сл^-с^-^ ес ли используем потенциал программы «оптимальной комбинации от^гветст венности» за принятие решений между государственными учреждениями предприятиями, коллективами и общественными организациями.

Надо обратиться к делу преемственности поколений, по-новому оценить содержание патриотизма в современных условиях и сделать его со отавной частью национально-государственной идеологии.

Необходимо обеспечить равные законные права всем национально-этническим сообществам во всех субъектах Российской Федерации и: в России в целом.

По своему содержанию конституционно-правовой статус государственной власти и её институтов в системе национальной безопасности страны зависит как от самой власти, так и от делегируемых ей сообществом: прав и возлагаемых на него обязанностей, которые предназначены для того, чтобы обеспечить сохранение и развитие целостности сообщества и функциональности его учреждений, организаций и институтов.

В соответствии с природой своего возникновения и становления конституционно-правовой статус государственной власти в системе национальной безопасности способен изменять свое содержание даже в рамках неизменяемой конституции страны. Обусловливается такое положение дел Многими социальными факторами.

В целом, статус государственной власти и её органов в системе национальной безопасности страны можно выразить в следующих положениях:

— инструмент своеобразной корректировки и исполнения решений по обеспечению национальной безопасности страны, её граждан;

— механизм обеспечения взаимоуровневости функционирования элементов системы национальной безопасности и самой системы национальной безопасности;

— социальный институт обеспечения жизни, прав и свобод граждан;

— фактор («барьер») воздействия на рациональное и иррациональное мышления государственных служащих и людей в обеспечении функционирования системы национальной безопасности страны;

— система контроля, учёта экспансии в страну и корректировки практических действий по совершенствованию системы национальной безопасности страны;

— атрибут правового действия органов и структур системы нациоанль-ной безопасности страны;

— средство воплощения в жизнь безопасностной идеологии, идеологии социального и правового государства.

Другими словами, государственная власть, в лице своих органов и институтов, выступает как средство проведения в жизнь законов, как гарант соблюдения прав гражданина, как сила, обязующая общество и гражданина соблюдать обязанности друг перед другом. Она может и должна, выполнять следующие функции в деле укрепления национальной безопасности:

— правового контроля за деятельностью всех органов, входящих в систему национальной безопасности Российской Федерации;

— гармонизации интересов этноса, нации, личности, общества, государства, деятельности всех социальных институтов и органов в стране;

— оптимизации ограничительных норм и допущений, которыми пользуются граждане;

— регулирования деятельности граждан, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления;

— выработки проектов нормативных правовых актов, подготовленных на базе устоявшейся судебной практики.

Таким образом, анализ конституционно-правового проблем места и роли государства в системе национальной безопасности России, осуществленный соискателем, позволил раскрыть ряд признаков, определяющих статус ик роли органов государственной власти, государственных институтов в формировании и развитии системы национальной безопасности России.

Были выделены и классифицированы правовые нормы регулирующие деятельность федеральных властей и представителей государственной власти в деле укрепления и развития безопасности страны, её граждан и государства. Было исследовано взаимодействия структурных элементов национальной безопасности как системы, уточнено содержание ряда понятий, раскрывающих суть рассматриваемых в диссертации вопросов, сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию нормативно-правовых документов, регулирующих процесс развития системы национальной безопасности страны, обеспечивающей права и свободы ее граждан.

В настоящее время становится очевидным, что обеспечить безопасность страны, человечества-уже невозможно только военными и силовыми средствами. Сегодня исследуются новые возможности в деле решенияважнейшего вопроса — будущего жизни на планете Земля. Именно поэтому, установление и раскрытие в данной работе места и роли государственной власти, её органов и институтов, в деле решения вопросов национальной безопасности, является значимым как для научной общественности, так и для общественно-политической практики.

Сформулированные и обоснованные авторам статусные положения и роли, которые может и должна выполнять государственная власть и её институты и органы в стране и в мире — есть попытка не столько придать значимость государственной власти и её ветвям, которые выделилась из единой государственной власти совсем недавно в нашей стране, сколько в комплексной проблеме безопасности выделить вектор нового поиска мак===^эально правовых механизмов ее обеспечения.

Автор обосновал ряд предложений, которые могут придать государственной власти конституционно-правовую действенность и эФФект1*^вНость обосновал механизм оптимального и эффективного использования ^^"рраноз власти в системе национальной безопасности страны. В основе таког^ч.-^-^ меха низма может быть создание надежной системы политико-правовых Д^^зкумен тов, призванных обеспечить исключительно безопасностную жизнь* и дея тельность граждан и стран, обеспечивая им необходимую свободу доста точный уровень их жизни.

Соискатель также показал, что действенность государственнойвласти будет тем более эффективной в системе национальной безопаснос:-^^ чем выше будет ее союз с народом, а у граждан страны высокая мс>^>ально правовая культура.

Действенность системы национальной безопасности, по мнению танта, тем выше, чем яснее воспринимаются руководителями Г0СУ" лз-арства ценности нашего народа, чем актуальнее символ или образ неотвРа" 1?11МОСТИ ответственности за бездействия и неверные действия для всех, кто н^1тосред ственно включен в систему национальной безопасности, чем точно и з^с0лно в соответствии со своим статусом, будет выполнять свои функции г°сударСТ венная власть.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бишкекская декларация глав государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан // Вестник военной информации. 1999. — № 10, — С. 10−11.
  2. Военная доктрина Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 17. — С. 3844−3861.
  3. Декларация государств-участников Договора о коллективной безопасности от 10 февраля 1995 г. // Информационный бюллетень Совета министров обороны государств-участников СИГ. М., 1996. -№ 2.-С. 306−307.
  4. Договор о коллективной безопасности от 15 «мая 1992 г. // Информационный бюллетень Совета министров обороны государств-участников СНГ. -М., 1996. № 2. — С. 98−100.
  5. Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г. // Супертерроризм: новый вызов нового века. — М.: Права человека, 2002. -С. 347−356.
  6. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. — 28 сентября.
  7. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве- между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 21. -С. 5189−5194.
  8. Договор между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической области // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 8. — С. 1785−1788.
  9. Закон Российской Федерации „О безопасности“ от 5 марта 1992 г. // Российская газета. 1992. — 7 марта.
  10. Закон Азербайджанской Республики „О борьбе с терроризмом“. -1999.- 18 июня.
  11. Закон Кыргызской Республики „О борьбе с терроризмом“. 1999. — 21 октября.
  12. Закон Республики Узбекистан „О борьбе с терроризмом“. — 2000 ^ декабря.
  13. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. —— Дашков и К, 2004. 26 с. :
  14. Концепции коллективной безопасности государств-участников Д^Е^СН 10 февраля 1995 г. // Информационный бюллетень Совета мине^.^^ обороны государств-участников СНГ. М., 1996. — № 2. — С. 297—--з
  15. Концепция военной безопасности государств-участников Содруз^^ * Независимых Государств от 9 октября 1992 г. // Информаци:"^-^-^^ бюллетень Совета министров обороны государств-участников 1и М., 1996.-№ 2.-С. 158−170. „
  16. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: 0 т ^ января 2000 г. // Собрание законодательства Российской ФеДе^драц 2000. -№ 2. С. 700−710. и
  17. Концепция охраны воздушного пространства государств-участгирц^ Содружества Независимых Государств от 19 января 1993 р Информационный бюллетень Совета министров обороны госУ-?д-аос участников СНГ. М, 1997. -№ 7. — С. 40−48. Тв“
  18. Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на теРР»: яТОг. государств-участников Содружества Независимых Государств от ^ ^ апреля 1996 г. // Информационный бюллетень Совета ми^^^ обороны государств-участников СНГ. М., 1997. — № 4. — С.
  19. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации: Выступление Президента Российской Федерации перед депутатами Федерального Собрания РФ в Кремле 26 мая 2004 г. // Российская газета. — 2004. 27 мая.
  20. Решение о Положении об основных направлениях реализации Концепции охраны воздушного пространства государств-участников СНГ // Информационный бюллетень Совета министров обороны государств-участников СНГ. М., 1997. — № 4. — С. 95−108.
  21. Соглашение между государствами-участниками Содружества Независимых Государств по Стратегическим силам от 30 декабря 1992 г. // Информационный бюллетень Совета министров обороны государств-участников СНГ. М., 1996. — № 2. — С. 27−28.
  22. Соглашение между государствами-частниками Содружества Независимых Государств в отношении химического оружия от 15 мая 1992 г. // Информационный бюллетень Совета министров обороны государств-участников СНГ. М., 1996. — № 2. — С. 110−111.
  23. Соглашение между государствами-участниками Шанхайской организации сотрудничества о региональной антитеррористической структуре // Собрание законодательства Российской Федерации. -2003.-№ 48.-С. 11 575−11 581.
  24. Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре // Собрание законодательства. Российской Федерации. 2004. — № 3. — С. 10 909−10 916- ' ,
  25. Соглашения об Объединенных Вооруженных. Силах: на переходныйпериод от 20 марта 1992 г. // Информационный бюллетень-Советаминистров, обороны государств-участников СНЕ. — М., 1996. № 2. — С. 89−93. ¦. .
  26. Соглашение о создании Объединённой системы, ПВО' государств-участников СНГ от 10 февраля 1995 г. // Информационный «бюллетень Совета министров обороны государств-участников СНГ. М., 1996. — № 2. -С. 287−292.
  27. Соглашением о полномочиях высших органов Содружества
  28. Независимых Государств по вопросам обороны от 20 марта 1992 г.://
  29. Информационный бюллетень Совета, министров обороны государств-участников СНГ. М., 1992. — № 2! — С. 61−64.
  30. Стратегическая концепция НАТО // Информационный сборник «Безопасность». -2000. -№ 1−12. -С. 314.52:Федеральный Закон Российской Федерации «Об обороне» // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 23. — С. 5685−5700:
  31. Федеральный Закон Российской Федерации «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19 июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 30. — С. 6669−6677.
  32. Федеральный Закон Российской Федерации от 10 января 2003 г. «О ратификации Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 41. — С. 182.
  33. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // Собрание законодательства Российской Федерации. -2003. № 41. — С. 9749−9757.
  34. A.C. Деятельность государства в борьбе с терроризмом с применением военной силы: Монография. Ереван, 2004. — 214 с.
  35. A.C., Вахрушев В. А. Военная сила в борьбе с терроризмом: Монография. М.: ВАГШ, 2004. — 265 с.
  36. A.C., Копылов A.B. Внешнеполитические аспекты борьбы с терроризмом. М.: ВАГШ, 2004. — 185 с.
  37. В.М. Военная безопасность Российской Федерации и её социально-политические аспекты. М., 2002. -182 с.
  38. С.С. Военная безопасность как фактор стабильности российского общества. М., 2004
  39. В.В. Военно-политическая деятельность государства: социально-философское исследование. -М., 1999. 141 с.
  40. В.М. Военная конфликтология. М.: ВАГШ, 1999. — 541 с.
  41. Безопасность России 2011. Экспертно-аналитическое обозрение. М., 2010.-343 с.
  42. В.А. Имплементация норм международного гуманитарного права в военном законодательстве Российской Федерации: Дисс.. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 1999.
  43. Ю.Булхак Н. В. Военно-политическое сотрудничество между Российской Федерацией и республикой Казахстан в 1991 1998 годах: Дисс.. канд. истор. наук. — М.: ВУ, 2002.
  44. В.В. Серебрянников. Социология войны. М., 1997.
  45. В.А., Абрамян A.C. Терроризм на рубеже веков. М.: ВАГШ, 2002.
  46. И.Владимиров С., Теплов Л. Варшавский Договор и НАТО: два курса, две политики. М.: Международные отношения, 1979. — 296 с.
  47. М.Внешняя политика и безопасность современной России. 1991 2002. Хрестоматия. В 4-х томах. — М.: РОССПЭН, 2002. — 544 с.
  48. A.B., Прохожев A.A. Государственное управление и национальная безопасность. М., 2001. 342 с.
  49. В.В. Финансово-экономическое обеспечение обороннойбезопасности России: проблемы и пути её решения. М., — 254 с.
  50. Военная безопасность страны и вооруженные силы. В теоретический труд. М.: ВАГШ, -1995.
  51. Военная политика России: прошлое, настоящее, будущее: Мате военно-теоретического семинара-экспертизы 27 апреля 1998 года. ВУРХБЗ, ВАН, 1999. 103 с.
  52. Военная экономика: Учебник для вузов Министерства обороны: ВАГШ, 2003.-361 с.
  53. Военно-политическая безопасность страны и Вооруженные Сил блемы и пути их решения. Военно-теоретический труд. М.: 1995.
  54. Военно-техническое сотрудничество: история, теория, метод практика / АВН- ФГУП «Промэкспорт». М., 1999. — 196 с.
  55. А.Е., Балыхин Г. А., Комащенко В. И. Национальная ми: рально-сырьевая безопасность России. Современные проблемы спективы // Издательство: Высшая школа, 2007 г.
  56. Геополитика террора. Геополитические последствия террористЕ^ актов в США 11 сентября 2—1 года. Сборник статей. М., 2002
  57. А.И. Судьба Варшавского Договора. Воспоминая, док- факты. М.: Русская книга, 1998. — 208 с.
  58. А.Н. Деятельность органов межгосударственного ления СНГ по созданию и укреплению коллективной безопас^^ 90-е гг. XX век: Дисс.. канд. истор. наук. М.: ВУ, 2002.
  59. C.B. Диалектика национальной безопасности и образо тельной политики России // Издательства: Де-По, ИСЭПиМ, 201 c^
  60. М.И. Основы обеспечения безопасности России: Учебнс^> бие / Рос. гос. торгово-экон ун-т, НИИ проблем безопасности чивого развития. М.: Экономика, 2003. — 423 с.
  61. А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее по^ М., 1997.
  62. В.В. Военно-политическое сотрудничество России санами СНГ как фактор интеграции. М.: ИСПИ РАН, 2001. — 18
  63. В.А. Военная безопаность Отечества (историческое вание). М.: Канон-пресс — Кучково поле, 1998. — 462 с.
  64. И.С. Внешняя политика России в эпоху глобализации: выступления. М., 2002.
  65. И.Ф. Перспективы национальной безопасности Р Казань, 1998.-ясногоследо1. S-тьи исии.
  66. Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений/ Под общей ред. А. Е. Тараса. Минск: Харвест, 2000.
  67. Л.П., Кохно П.А СНГ: реалии и перспективы. М.: Юридический мир ВК, 2001. — 304 с.
  68. ЗБ.Кокошин A.A. Политика национальной безопасности’России в условиях глобализации. М., 2001.
  69. A.A., Ларионов В. В. Предотвращение войны. Доктрины, концепции, перспективы. М.: Прогресс, 1990. — 236 с.
  70. A.A. Обеспечение стратегической стабильности в прошлом и настоящем. Теоретические и прикладные вопросы // Издательство: Красанд, 2009 г.
  71. A.A. Инновационные Вооруженные силы и революция в военном деле // Издательство: Ленанд, 2009 г.
  72. Кол он М. Нефть, PR, война: Глобальный контроль над ресурсами планеты. М.: Форум, 2002. — 231 с.
  73. Г. И. Государства в системе международно-правового регулирования. Казань, 1979.
  74. В.А. Основы национальной безопасности России // Издательство: Ленанд, 2011 г.
  75. А.Б. Региональная и национальная безопасность // Издательство: Вузовский учебник, 2009 г.
  76. В. Кто союзники России? Ментальность и геополитика: парадоксы политики безопасности России. М., 2000. '
  77. В.И. Совет Безопасности РФ в государственной системе обеспечения-национальной безопасности Российской Федерации.// Издательство: Либроком, 2011 г.
  78. Л.С. Доступ к правосудию в процессе обжалования в суд действий и решений органов, ведущих расследование // Российский судья. -№ 2.-2004.-С. 22−25.
  79. Н.В. Народ и власть в системе национальной безопасности России. М., 2006.-212 с.
  80. Е.Г. Десятилетие Содружества: Международно-правовые аспекты СНГ. М.: «КНИГА И БИЗНЕС», 2001. — 283 с.
  81. Т. Конституционная защита прав и свобод граждан судами Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. -№ 4.-2004.-С. 124−128.
  82. Т. Суд и защита прав и свобод граждан Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. № 4. — 2004. — С. 129−133.
  83. Организованный терроризм и организованная преступность. -М., 2002.
  84. Организованный терроризм и организованная преступность. М.: Рос. криминол. ассоц., 2002. — 198 е.
  85. Г. В. Россия: Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты.-М., 1997.
  86. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской
  87. Федерации/ Под ред. проф. A.B. Опалёва. М., 2004.
  88. Правовые и-организационно-тактические основы применения воинских формирований для обеспечения внутренней безопасности в некоторых зарубежных странах: Монография. Главное командование ВВ- МВД РФ, ИВИ МО РФ. М., 2002.
  89. Разоружение и безопасность 2001−2002. Международная безопасность: новые угрозы нового тысячелетия. М., 2003.
  90. Россия (СССР) в локальных войнах и вооружённых конфликтах второй половины XX века/ под ред. профессора Золотарёва В. А. М.: Кучково поле- Полиграфресурсы, 2000.
  91. Россия и страны ближнего зарубежья: история и современность.- М., 1995.-279 с.
  92. O.A. Политические конфликты современности. М., 2000.
  93. В.В. Войны России: социально-политический анализ. -М., 1998.-377 с.
  94. H.A. Постсоветские конфликты и Россия. — М., 1995.
  95. Социально-экономические проблемы переходного общества из практики стран СНГ. М., 2000.
  96. Стратегия для России: 10 лет СВОП. М., 2002.
  97. P.C. Экстремизм и национальная безопасность. Правовые проблемы // Издательства: Юнити-Дана, Закон и право, 2009 г.
  98. Г. Моя война. Чеченский боевик окопного генерала. — М., 2001.
  99. С.А. Война и современность. М., 1986.
  100. Философия и будущее цивилизации / Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24−28 мая 2005 г.) -М, 2005. i
  101. П.А. Международные отношения. — М.: Новая школа. 1996. -320 с.
  102. М.Р. Государственно-правовое регламентирование места судебной власти в системе обеспечения государственной безопасности России // Российский судья. № 10. — 2002. — С. 17−24.
  103. C.B. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: опыт организационного проектирования. М., 2001.
  104. В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства. (Социально-философский анализ) М., 1998.- 244 с.
  105. В.В. Миротворчество: сущность, проблемы, перспективы. -М., 1998.
  106. Эльзад Иззатдуст. Национальная безопасность России // Издательство: Academia, 2010 г.
  107. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.-204 е. v. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. -1994. № 1.-С. 33−48. ' «
Заполнить форму текущей работой