Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Динамика профессиональной мотивации офицеров внутренних войск МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Динамика профессиональной мотивации офицеров ВВ в условиях выполнения служебно-боевых задач в ходе контртеррористической операции характеризуется мотивационными тенденциями. Изменения отмечаются на эгоцентрическом, группоцентрическом, просоциальном и духовном уровняхиерархия мотивационных уровней динамирует на этапе подготовки к выполнению, в ходе выполнения и в процессе подготовки к повторной… Читать ещё >

Содержание

  • I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
    • 1. 1. Методология исследования профессиональной мотивации в современной психологической науке
    • 1. 2. Теоретические подходы к проблеме профессиональной мотивации в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 3. Психологическая модель динамики профессиональной мотивации офицеров внутренних войск МВД России
  • II ГЛАВА. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
    • 2. 1. Факторы профессиональной мотивации офицеров внутренних войск
  • МВД России
    • 2. 2. Этапы динамики профессиональной мотивации офицеров внутренних войск МВД России
    • 2. 3. Сравнительный анализ видов профессиональной мотивации офицеров внутренних войск МВД России
  • III ГЛАВА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОЗИТИВНОЙ ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
    • 3. 1. Психологические условия повышения эффективности формирования позитивной профессиональной мотивации офицеров внутренних войск МВД России
    • 3. 2. Коррекция профессиональной мотивации офицеров внутренних войск МВД России

Динамика профессиональной мотивации офицеров внутренних войск МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Осуществляемая перманентно на протяжении многих лет военная реформа и нравственный кризис постсоветского общества в России не могут не отражаться на морально-психологическом состоянии офицеров. У многих офицеров отмечаются неудовлетворенность своим низким социальным статусом в обществе, снижением материального и бытового уровня жизни (70% семей офицеров имеют доход ниже прожиточного минимума), а также необеспеченностью жильем (только по Москве число бесквартирных военнослужащих составляет более трёх тысяч человек).

Сегодня в системе побуждений активности офицеров доминируют материально-бытовые мотивы и, на этом фоне, происходит ослабление профессиональной мотивации, что негативно отражается на эффективности слу-жебно-боевой деятельности войск.

Отсутствие конкретной и точной стратегии проведения военной реформы, изменение сроков и невыполнение этапов реформирования, неопределенность перспектив служебного роста офицеров, их социальная незащищённость, доминирующее в общественном сознании представление о внутренних войсках как о жесткой «полицейской» структуре, которая призванной силовыми методами защищать политику, проводимую властью, являются причинами снижения профессиональной мотивации офицеров.

Профессиональная мотивация диссонирует с масштабом и сложностью задач, стоящих перед внутренними войсками МВД РФ. Важность задач, выполняемых внутренними войсками МВД России1, подтверждается, с од.

1 К служебно-боевым задачам внутренних войск МВД России относятся: несение патрульно-постовой службы в населённых пунктахобеспечение массовой безопасности при проведении массовых мероприятийобеспечение охраны общественного порядка при авариях, пожарах, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствахучастие в обеспечении правового режима чрезвычайного положенияпресечение массовых беспорядков в населённых пунктах. ной стороны, тем, что «. на исходе XX века регистрируемая преступность в России достигла трёхмиллионного рубежа при населении 145 млн. человек (в 70-е годы на 260 млн. населения СССР регистрировалось 1 млн. 600 тыс. преступлений)"1. А с другой стороны, тем, что в последнее время эти задачи отличаются особой новизной, возрастающей опасностью и экстремальностью. Военнослужащим войск, и офицерам в их числе, приходится выполнять служебно-боевые задачи в форме крупномасштабных боевых действий на территории Российской Федерации (разоружение и ликвидация незаконных вооружённых формирований на Северном Кавказе и др.). «За последние 10−12 лет в Российской Федерации сформировался новый, до сих пор не наблюдаемый вид насильственной преступноститеррористический. Это не только собственно терроризм, террористические акты, но и значительно более обширная группа весьма опасных насильственных посягательств, отличительной чертой которых является устранение и захват свидетелей и заложников, воздействие на сотрудников правоохранительных структур и военнослужащих внутренних войск, угрозы убийством, нанесения тяжкого вреда здоровью и уничтожения имущества и не только сотрудникам, но и членам их семей». Вследствие этого стало более заметным усиление взаимосвязи между результатами воинской деятельности офицера и психологическим состоянием степенью его мотивации к работе в экстремальных условиях.

Выполняя свои служебные обязанности в затрудненных условиях, связанных с риском для жизни, офицеры, одновременно, живут в гражданском обществе, и желают пользоваться всеми его благами и достижениями. Здесь возникает конфликт между желанием жить «как все» и отсутствием у страны возможности обеспечить нормальное существование офицеров и их семей. Осознание этого конфликта и невозможность его преодоления оказы.

1 Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века/ Под общ. ред. А. И. Гурова. — М.: ВНИИ МВД России, 2000. С. 3.

2 Там же. С. 21. вает деформирующее влияние на структуру и содержание профессиональной мотивации офицеров.

Слабая профессиональная мотивация, незаинтересованность в результатах своей служебно-боевой деятельности (СБД), преобладание мотивации избегания неудач у офицеров внутренних войск МВД России негативно влияют на динамику профессионального их роста, подготовку высших управленческих звеньев и результаты служебно-боевой деятельности войск, на благополучие и самочувствие отдельных граждан и общества в целом. Таким образом, профессиональная мотивация офицеров внутренних войск поднимается до уровня проблемы государственного масштаба.

В связи с этим исследование психологических аспектов повышения профессиональной мотивации офицеров ВВ МВД России, разработка психотехнологий её развития и коррекции, обучение офицеров работе по оптимизации профессиональной мотивации подчинённых представляется практически важным.

Проблема мотивации как необходимого элемента боевой деятельности, службы, боевого дежурства, психологической и профессиональной подготовки разрабатывалась военными психологами: М. И. Дьяченко (1969), А. Г. Караяни (1998), П. А. Корчемным (1990), В. Н. Селезневым (1978), А. М. Столяренко (1974), С. И. Съединым (1986), В. В. Сысоевым (1989), Э. П. Утликом (1975), Н. Ф. Феденко (1969), Л. Ф. Железняком (1982), Б. А. Агеев (1994).

Мотивационную составляющую в служебно-боевой деятельности военнослужащих внутренних войск МВД России исследовали: в курсантских подразделениях В. В. Богуславский (1988), в подразделениях частей оперативного назначения В. Ф. Дубяга (1998), А. А. Камышанов (2001), в ходе адаптации военнослужащих к экстремальным условиям И. В. Соловьёв (1999), в ходе переговорного процесса Е. А. Иванов (2002).

Вместе с тем профессиональная мотивация офицеров внутренних войск исследована слабо, фрагментарно, а ее динамика в условиях сочетания повседневной служебно-боевой деятельности и участия в контртеррористических операциях на диссертационном не изучалась. В большинстве научных работ, посвящённых исследованию профессиональной мотивации, данная проблема рассматривается как явление статичное, раз и навсегда сформированное, для изучения которого достаточно 1−2 диагностических «среза». Между тем изучение профессиональной мотивации офицеров ВВ МВД России показывает, что это постоянно развивающееся, трансформирующееся явление, имеющее в своей динамике «подъёмы», «спады» и «плато», изменяющее знаки (положительный и отрицательный) влияния на деятельность, свою интенсивность, устойчивость и эмоциональную окраску. Это еще раз подтверждает необходимость изучения динамики профессиональной мотивации, влияющей на результаты служебно-боевой деятельности.

Таким образом, актуальность обозначенной проблемы и её недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования — профессиональная мотивация офицеров внутренних войск в процессе выполнения служебно-боевых задач в СевероКавказском регионе при проведении контртеррористической операции.

Предмет исследования — динамика профессиональной мотивации офицеров внутренних войск в процессе подготовки, выполнения служебно-боевых задач в Северо-Кавказском регионе и восстановительном периоде.

Цель исследования — выявить психологические особенности динамики профессиональной мотивации офицеров внутренних войск в ходе контртеррористической операции, определить психологические условия её позитивного развития и способов коррекции.

Задачи исследования:

1. На основе анализа теоретико-методологических схем исследования профессиональной мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов выработать теоретическую психологическую модель профессиональной мотивации офицеров внутренних войск МВД России.

2. Выявить этапы динамики, содержательные особенности, иерархию видов профессиональной мотивации офицеров внутренних войск, мотиваци-онные тенденции, факторы, влияющие на ее изменение в ходе и после выполнения служебно-боевых задач (СБЗ).

3. Определить психологические условия и разработать целостную технологическую систему формирования позитивной и коррекции негативной динамики профессиональной мотивации офицеров внутренних войск.

Гипотезу исследования составляет совокупность взаимосвязанных предположений о том, что: профессиональная мотивация — явление не статичное, а перманентно динамирующее, развивающееся под воздействием внешних и внутренних факторов. Динамика профессиональной мотивации офицеров ВВ МВД России в условиях подготовки и в ходе выполнения служебно-боевых задач отличается сложным переплетением мотивационных уровней, этапов развития, изменением иерархии видов и типов мотивации, наличием подъёмов и спадов побудительной силы мотивовосновными психологическими факторами позитивной динамики профессиональной мотивации офицеров ВВ являются осознание важности и социальной значимости выполняемой деятельности, наличие коллективистских отношений и сложившихся групповых целей в подразделениях, возможность приобретения боевого опыта, отлаженной практики психологического и социального подкрепления добросовестного выполнения служебного долга, качественной организацией отдыха офицеровучет перечисленных факторов позволяет формировать позитивную динамику профессиональной мотивации офицеров внутренних войск. Для управления динамикой профессиональной мотивации офицеров необходима целостная формирующе-коррекционная система, включающая мероприятия по формированию и коррекции мотивационной сферы офицеров в ходе подготовки к служебной командировке, во время занятий по боевой и командирской подготовке, в процессе выполнения служебно-боевых задач и реализующаяся в виде мотивационных упражнений, тренингов и индивидуальной психологической работы.

В качестве методологического фундамента исследования выступили общепсихологические положения деятельностного подхода по проблеме мотивации (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В.П.Зинченко) — теоретико-методологические схемы анализа профессиональной мотивации, разработанные Б. С. Братусем, А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелёвым, личностно-социально-деятельностный подход.

Профессиональная мотивация офицеров рассматривается как совокупность мотивационных свойств и состояний личности в процессе ее военно-профессиональной деятельности, побуждающих, смыслообразующих и регулирующих активность, обусловленная спецификой профессиональных задач.

Методика исследования включает комплекс взаимосвязанных методов: анализ научной литературы и документов по проблемеустные и письменные опросы в свободной и стандартизированной формахневключенное наблюдениеметоды экспертных оценок и независимых характеристикконстатирующий и формирующий эксперименты.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Систематизирована структура, содержание и динамика профессиональной мотивации офицеров внутренних войск в ходе выполнения СБД в локальных войнах.

Разработана и обоснована теоретическая модель динамики профессиональной мотивации офицеров внутренних войск МВД России. Центральным звеном этой модели выступают уровни мотивации офицеров в условиях воздействия средовых, индивидуально-психологических и социально-психологических факторов при выполнении СБЗ в ходе контртеррористической операции.

2. Выявлена динамика мотивации офицеров ВВ в процессе выполнения служебно-боевых задач в обычных и боевых условиях (этапы и содержательная характеристика, изменение иерархии различных видов мотивов, подъёмы и спады побудительной силы мотивов), выделены мотивы «прошлого» и «будущего», мотивационные тенденции в СБД офицеров ВВ.

3. Выявлены факторы позитивной динамики профессиональной мотивации (понимание важности и социальной значимости деятельности, наличие коллективистских отношений и сложившихся групповых целей в подразделениях, возможность приобретения боевого опыта, отлаженная практика подкрепления добросовестного выполнения служебного долга, качественная организация отдыха офицеров и др.).

4. Разработан и апробирован целостный формирующе-развивающий комплекс оптимизации динамики профессиональной мотивации офицеров ВВ МВД России, включающий комплексные и частные средства и методы формирования и коррекции мотивации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная мотивация офицеров внутренних войск — система профессионально значимых мотивов, сформированных в результате осознания офицером общественной ценности своего труда, определение смысловой составляющей своей служебно-боевой деятельности, реализация в ней своих возможностей посредством выполнения поставленных служебно-боевых задач, общественного признания их достижений и адекватная система стимулов. Доминирующее значение в структуре профессиональной мотивации имеют группоцентрические и личностно-значимые мотивы. Профессиональная мотивация — явление не статичное, а перманентно изменяющееся.

2. Динамика профессиональной мотивации офицеров ВВ в условиях выполнения служебно-боевых задач в ходе контртеррористической операции характеризуется мотивационными тенденциями. Изменения отмечаются на эгоцентрическом, группоцентрическом, просоциальном и духовном уровняхиерархия мотивационных уровней динамирует на этапе подготовки к выполнению, в ходе выполнения и в процессе подготовки к повторной командировке для выполнения служебно-боевых задачдинамика профессиональной мотивации офицеров ВВ характеризуется изменением её содержания, иерархии различных видов мотивов (мотивов «прошлого» и «будущего», внешних и внутренних побудителей), наличием явлений спадов и подъёмов их побудительной силы, эмоциональной окраски, особенностью проявления мотивации достижения и избегания неудач.

3. Теоретическая модель динамики профессиональной мотивации офицеров, которая даёт возможность исследовать процесс формирования и коррекции профессиональной мотивации в структуре формирующе-коррекционного комплекса.

4. Выделяются индивидуально-психологические (внутренние) и социально-психологические (внешние) факторы развития профессиональной мотивации СБД офицеров ВВ. Индвидуально-психологическими (внутренними) факторами позитивной динамики профессиональной мотивации офицеров ВВ МВД России являются:

• осознание важности и социальной значимости служебно-боевой деятельности внутренних войск, своей воинской части и подразделения;

• знание офицерами содержания и структуры служебно-боевой деятельности и приёмов актуализации сформированного на этой основе образа СБД;

• сформированность навыков оценки ситуации СБД и уверенности в своих знаниях, умения разобраться в обстоятельствах конкретной экстремальной ситуации;

• чувство долга перед погибшими и товарищами по службе, возможности приобретения боевого опыта.

Основными внешними факторами, обеспечивающими формирование и коррекцию профессиональной мотивации офицеров, являются:

• включение их в систему учебно-профессиональных связей и отношений с субъектами, обеспечивающими их подготовку к выполнению задач служебно-боевой деятельности;

• создание информационной основы служебно-боевой деятельности в Северо-Кавказском регионе;

• возможность реализовать дополнительное и основное время отдыха после выполнения СБЗ в Северо-Кавказском регионе.

5. Развитие и коррекция динамики профессиональной деятельности предполагает целенаправленное изменение её интенсивности, устойчивости, силы воздействия на деятельность эмоциональной окраски различных мотивов. Это достигается посредством реализации целостного формирующе-развивающего комплекса, включающего:

• активные формы социально-психологического обучения, предполагающие моделирование психологических составляющих ситуаций предстоящих СБД (групповые мотивационные тренинги и упражнения);

• индивидуальное психологическое консультирование офицеров, нацеленное на создание и коррекцию побудителей к СБД, изменение иерархии мотивов;

• адекватную материальную и социальную оценку участия в боевой деятельности (высокая заработная плата, в том числе выплаты «боевых», жилищные условия, получение наград).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены опорой на выверенную теоретико-методологическую базу, разнообразием использованных в работе методов эмпирического исследования, строгой логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями исследования, репрезентативной исследовательской выборкой, всесторонней апробацией полученных результатов, корректным применением математических методов обработки эмпирических данных.

Внедрение и апробация результатов осуществлялись непосредственно в ходе всего периода исследования в воинских частях Московского округа внутренних войск МВД России, а также в группировке внутренних войск МВД России в Северо-Кавказском регионе (Программа психологической помощи сотрудникам и военнослужащим, осуществляющим контртеррористические мероприятия в СКР (№ 21 134 752 от 11.10.01 г.), Методические указания по организации психологической реабилитации военнослужащих после выполнения СВЗ в ППД (№ 4U4−4832 от 20.09.99 г., № 414−4480 от 3.10 2000г.), О порядке работы психологов воинских частей в ПВД в СКР. (№ 4/14−2770 от 5.04.2002г.), О недостатках МПО в Группировке (№ 4/14−6457 от 5.08.2002г.)).

Основные положения, результаты и выводы исследования нашли отражение в научных публикациях автора, докладывались на научно-практических конференциях разного уровня (Всероссийском совещании психологов МВД России в 2000, 2001 г. г.- V научно-практической межрегиональной конференция г. Пермь, 2000 г.- «Теоретико-методологические проблемы психологической реабилитации и социальной реадаптации военнослужащих-участников вооружённых конфликтов», Военный университет, 2002 г.), учебно-методических сборах заместителей командующих округов, соединений, частей непосредственного подчинения ГКВВ МВД России по работе С ЛИЧНЫМ составом (в феврале, декабре 2000;2002 г. г.) И офицеров СОЦИаЛЬНО-психологической службы внутренних войск (в мае 2000;2002 г. г.), на совещаниях, семинарах и занятиях с офицерами в системе командирской подготовки.

Исследование проводилось в 3 этапа с 1996 по 2001 год. В нем приняли участие офицеры 4 округов внутренних войск МВД России, выполнявших служебно-боевые задачи в Северо-Кавказском регионе в первую кампанию.

1994;1996гг.) и при проведении контртеррористической операции (19 992 002 гг.). Всего исследованием было охвачено 638 офицеров ротного и батальонного звена, срок службы в офицерском звании которых составляет от 1 до 5 лет во внутренних войсках МВД России (далее офицеры ВВ), выполняющих или выполнивших служебно-боевые задачи (далее СБЗ) в СевероКавказском регионе.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объём диссертации 154 страницы. Работа содержит 13 рисунков и 12 таблиц.

Выводы по главе:

1. Основными условиями, обеспечивающими формирование и коррекции профессиональной мотивации офицеров, являются: обеспечение включенности их в систему учебно-профессиональных связей и отношений с субъектами, обеспечивающими совершенствование их готовности к выполнению задач служебно-боевой деятельностиприменение активных форм обучения, предполагающих моделирование ситуаций, соответствующих будущей деятельностиобеспечение достаточно полной информационной основы профессиональной служебно-боевой деятельностивключение в процесс их подготовки мотивационных упражнений и тренингов, направленных на формирование позитивной профессиональной мотивации.

2. Проверенный в ходе эксперимента формирующе-коррекционный комплекс для работы с мотивацией офицеров, их профессиональной и психологической подготовки обеспечивает позитивную динамику профессиональной мотивации на основе уровней мотивации, «внешних» и «внутренних» факторов, индивидуальной психологической работы с использованием мотивационного потенциала различных видов стимуляции и проведения мотивационных упражнений и тренингов. Данный комплекс мероприятий повышает эффективности служебно-боевой деятельности и способствует формированию психологической готовности офицеров к деятельности в любых условиях.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Органам управления внутренних войск МВД России и воспитательным структурам:

1) в интересах повышения мотивации профессиональной деятельности офицеров ВВ МВД России представляется необходимым выделить данную проблему в разряд приоритетных на современном этапе реформирования вооружённых формирований и продолжения выполнения СБЗ на территории Чеченской Республики;

2) для организации работы по формированию общественного мнения в государстве и профессиональной мотивации офицеров, используя СМИ и периодическую печать, разработать программу популяризации специфического вида государственной службы — военной, на этапе реформирования вооружённых формирований и перехода к комплектованию военных формирований на контрактной основе;

3) основное внимание при проведении психологической и воспитательной работы с офицерами внутренних войск военнослужащих целесообразно концентрировать: а) на формировании общественно значимых ценностей просоциаль-ного уровня мотивации служебно-боевой деятельностиб) на разъяснении офицерам целей, задач, содержания и особенностей их специфической деятельностив) на демонстрации успехов служебно-боевой деятельности в зависимости от уровня профессиональной подготовленности и психологической готовности офицеров;

4) опираясь на теоретическую психологическую модель профессиональной мотивации офицеров создать централизованную базу данных об экстремальных ситуациях при осуществлении служебно-боевой деятельности с учётом национальных, региональных, климатогеографических и организационно-подготовительных особенностей;

5) в процессе МПО подготовки офицеров к служебно-боевой деятельности в Северо-Кавказском регионе планировать и осуществлять мероприятия, проводимые в форме мотивационного тренинга и упражнений, дискуссии офицеров и их подчиненных по проблемам личностных и групповых ценностей и средствам их достижения, индивидуальной психологической работы, по обследованию офицеров на предмет выявления их личностной и ситуативной тревожности, особенно в период непосредственной подготовки к выполнению служебно-боевой задачи.

Образовательным структурам профессиональной подготовки и повышения квалификации офицеров внутренних войск МВД России:

1) разработанные и апробированные в ходе диссертационного исследования приёмы и способы формирования позитивной профессиональной мотивации офицеров ВВ МВД России целесообразно использовать в процессе профессиональной подготовки офицеров внутренних войск;

2) в целях повышения психолого-педагогической компетентности офицеров-управленцев частей, соединений и объединений ВВ, управления воспитательной работы разработать и распространить упрощенный вариант учебно-методического пособия «Пути психологического формирования и коррекции профессиональной мотивации офицеров ВВ МВД России»;

Направлениями дальнейшего исследования проблематики профессиональной мотивации офицеров могут быть:

— более дифференцированное изучение её действенности в зависимости от:

• сформированности и исходного уровня мотивационной сферы;

• экономико-политических условий в стране и результатов военной реформы, а также поиск дополнительных методов оценки динамики мотивации конкретных военнослужащих;

— сравнительный анализ действенности мотивации «прошлого», «настоящего» и «будущего» в детерминации боевой активности;

— особенности боевой активности офицеров с мотивацией избегания неудачи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
  2. В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях. М.: ВЮЗШ, 1988. — 89 с.
  3. .А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности: Автореферат канд. психол.наук. М., 1994.
  4. Актуальные проблемы морально-политической и психологической подготовки войск в современных условиях/ Под ред. Л. А. Бублика, Н. Ф. Феденко. -М.: ВПА, 1981.
  5. А.Л. Возможности психологического влияния православия на личностный смысл боевой деятельности офицера: Дис. канд. психол. наук. -М., 1996.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969.
  7. Г. М. Социальная психология. М., 1998. С. 40.
  8. Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. М.: Наука, i978.
  9. Л. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991.
  10. Ю.Арзамаскин Ю. Н., Бублик Л. А. Морально-психологическое обеспечение боевых действий объединенной группировки федеральных войск в Чечне: проблемы, уроки и выводы (декабрь 1994 г. январь 1996 г.). — М.: ВУ, 1996.
  11. АЛ. Влияние трудных ситуаций на эффективность деятельности воина-оператора: Дис. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1986.
  12. Т.И. Системный подход к изучению формированию и развитию личности // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.
  13. З.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Наука, 1976. С.7−12.
  14. Н.Асеев В. Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. С. 122.
  15. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984.
  16. А.Г. Деятельность и установки. М.: МГУ, 1979.
  17. .Ц., Съедин С. И., Иванов А. Е. Психолого-педагогические проблемы повышения эффективности обучения воинов-специалистов. М.: ВПА, 1974.-72 с.
  18. Н.П. О становлении и развитии системы и содержания профессиональной подготовки политработников в военно-учебных заведениях. М., 1974.
  19. О.В. «Методические рекомендации по профилактике самоубийств в подразделениях ГУВД г. Москвы». ОВР ГУВД, М., 2000 г. С. 8.
  20. P.P. Из истории проблемы детерминизма в психологии мотивации // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1978. № 2. С. 75−87.
  21. В. В. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД СССР (психологические исследования) — Автореферат дис. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1988−20с.
  22. Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема// Изв. АПН РСФСР. М.: Просвещение, № 36. С. 9−12.
  23. С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности.-СПб., 1991.
  24. Н.В. Психологические условия повышения эффективности правовой подготовки офицеров ВВ МВД РФ: Дис. канд. психол наук. М., 1994.
  25. .С. Аномалии личности. М., Мысль, 1988.
  26. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. С. 211.
  27. Военная педагогика и психология / Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1986.
  28. Военная психология / Под ред. М. И. Дьяченко, Н. Ф. Феденко. М.: Воениздат, 1967.
  29. Военная психология/Под ред. В. В. Шеляга, А. Д. Глоточкина, К. К. Платонова. М.: Воениздат, 1972.
  30. Военная психология / Под ред. Н. Ф. Феденко. М.: ВПА, 1 978.
  31. Военная психология. М.: ВПА, 1980.
  32. Военная психология. М.: ВПА, 1984.
  33. Г. А. Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров: Автореферат канд. психол. наук. М., 1994.
  34. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Прогресс, 1960−500с.
  35. В.Н. Психологическая подготовка личного состава армий империалистических государств // Зарубежн.воен.обозр. 1986. № 10. — С. 16 -20.
  36. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 150с.
  37. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.-С.236−277.
  38. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495с.
  39. Н.Н. Исследования боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца. СПб., 1907. С 53.
  40. А.А. Профессионализм деятельности в особых условиях// Основы общей и прикладной акмеологии. М.: Изд-во РАГС, 1994.
  41. А.А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы).- М.: РАГС, 1998.- 178 с.
  42. Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990, -365с.
  43. . И. Эмоции как ценность. М., 1978.
  44. В.Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях. М.: ГАВС, 1992.-180 с.
  45. М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. М.: ВПА, 1974. — 107с.
  46. М.И. Формирование психологической готовности воинов к выполнению учебно-боевых задач // Коммунист Вооруженных Сил. 1973. -№ 6. — С.34−39.
  47. М.И., Кандыбович JI.A. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Мн.: Хэлтон, 1998.
  48. М.И., Кандыбович JI.A., Пономоренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект.- Минск: Изд. БГУ, 1985.-240 с.
  49. Л.Ф. Методика изучения военно-профессиональной направленности офицеров // Военная мысль. 1970. — № 6. — С.70−77.
  50. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность, ее изучение и формирование у курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1976. — 49 с.
  51. Л.Ф. Формирование военно-профессиональной направленности личности у курсантов военных училищ: Дис. канд. психол. наук. -М., 1968.-218 с.
  52. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М.: ВПА, 1979.
  53. Л.Ф. Психологическое обеспечение боевых действий войск в современных условиях // Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. М., 1989. — С. 140−148.
  54. Л.Ф., Кандыбович Л. А., Ростунов А. Т. Проблемы формирования военно-профессиональной пригодности и направленности личности будущих офицеров. Минск: МВИЗРУ, 1976. — 169 с.
  55. Ю.А. Военная служба и основные виды военно-профессиональной деятельности: Отчет по КНИР «Рекрут». М.: ВУ, 1998.
  56. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности // Вопросы психологии. № 6. — 1989. — С. 14−21.
  57. С.С. Психология мотивации. Киев: Ника-Центр, 2001. С. 460.
  58. А.И., Шмелёв А. Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестн. МГУ сер. 14, Психология. 1987. № 4.
  59. А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации // Вопросы психол. 1989. № 5. С. 23.
  60. Е.П. Мотивация и мотивы. С-Пб.: «Питер», 2000.
  61. В.А. Формирование побуждения к действию / Вопросы психол. 1985. № 3. С. 32.
  62. А.А. Психологические условия эффективности деятельности командира подразделения частей оперативного назначения внутренних войск МВД России в экстремальных ситуациях: Автореферат канд. психол. наук.-М.: ВУ, 2001.
  63. А.Г. Влияние боя на психику воина. К чему и как готовятся военнослужащие в зарубежных армиях // Ориентир, 1994, август. G.76−78.
  64. А.Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне. М.: ВУ, 1997.
  65. А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах. М.: ВУ МО, 1998. — 196с.
  66. А.Г. Активное социально-психологическое обучение как средство сплочения воинских коллективов. М.: ГА ВС, 1992. — 49с.
  67. Китаев-Смык J1.A. Психология стресса. М.: Наука, 1983. — 368 с.
  68. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. — 176 с.
  69. В.И. Психологическая подготовка личного состава полка к активным действиям в современном бою. М.: В, А им. М. В. Фрунзе, 1972.
  70. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988
  71. М.П. Психологические проблемы подготовки советских воинов к современной войне: Дис. д-ра психол. наук. М., 1969.
  72. Ц.П. Психология человека в экстремальных условиях. Л.: Наука, 1978.
  73. П.А. Психологическая подготовка летчиков и летных экипажей к выполнению боевых задач // Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. М., 1989.
  74. П.А. Психологические аспекты повышения эффективности деятельности летных экипажей по обучению курсантов: Дис. канд. психол. наук. М., 1979.
  75. П.А. Психологическая подготовка летного состава ВВС к активным боевым действиям в условиях современной войны: Дис. д-ра психол. наук. М., 1990.
  76. П.А. Из боя просто так не выйдешь // Независимое военное обозрение. 1997. — № 6.
  77. И.О. Психологические последствия воздействия чрезвычайных обстоятельств на личный состав органов внутренних дел: Дис.канд.психол.наук. М., 1994.
  78. И.О. Психологические реакции работников милиции в чрезвычайных обстоятельствах и постстрессовые состояния: предупреждение и психологическая коррекция // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 1996. — № 1 (3). — С.76−84.
  79. В.А. Воспитание дисциплинированности у воинов-пограничников: Автореферат канд. психол. наук: М.: ВПА, 1971.
  80. Г. Психология личностных конструктов. М., 1955.
  81. К. Восприятие и условный рефлекс. М., 1958
  82. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М., 1971.
  83. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 313.
  84. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск, 1992. С. 54.
  85. .Ф. К проблеме деятельности в психологии// Психол. журнал. 1981, № 5.
  86. У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1984.
  87. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  88. М.Х., Альберт М. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. С. 363.
  89. B.C. Связь социально-типического и индивидуального в личности. М.: Просвещение, 1985.
  90. Методические рекомендации по профессиографии офицерских специальностей / Под ред. С. М. Булатова и др. М.: ГВМУ МО РФ, 1993.
  91. Мероприятия психологической реабилитации военнослужащих внутренних войск МВД России после выполнения служебно-боевых задач. М.: ГКВВ МВД России, 1997.
  92. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. Барабанщиков А. В. Давыдов В. П. Конюхов Н. И. Феденко Н. Ф. М.: ВПА, 1987. — с.48.
  93. Морально-политическая и психологическая подготовка советских воинов в современных условиях: Тезисы выступлений участников военно-научной конференции. М.: ВПА, 1970.
  94. А.В. Формирование психологической готовности суворовцев к обучению в ВВУЗах ВС: Дисс. канд. психол. наук. М., 1993.
  95. Р.С. Психология. М.: Просвещение, 1990. С. 230.
  96. И.Н. Эффективность психодиагностики военно-профессиональной направленности у суворовцев: Дис.канд. психол. наук. М.: ВПА, 1992.
  97. К. Психология влечений человека. М., 1971 — С. 19
  98. Г. Личность: психологическая интерпритация. — М., 1937.
  99. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации. Федеральный закон. Ст. 2.
  100. О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики: Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г., № 2137с.
  101. О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта: Указ Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г., № 2166.
  102. А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации / Вопросы психологии. 1989. — № 5. С. 23.
  103. Основы военной психологии и педагогики М.: Воениздат, 1981.
  104. Основы морально-психологического обеспечения повседневной деятельности войск, подготовки и ведения боевых действий. М.: ВА им. Дзержинского, 1996. — 216с.
  105. А.В. Предупреждение страха и паники в условиях воинской деятельности: Дис. канд. психол. наук. М., 1980.
  106. А.В. Психические состояния военнослужащих в особых условиях ведения боевых действий. М.: ГА ВС, 1991. — 112 с.
  107. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «АЗЪ», 1993. С. 168.
  108. В.Б. Формирование у экипажа корабля положительной мотивации как условие качественного выполнения задач длительного плавания: Дис. канд. психол. наук. М., 1992.
  109. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  110. Психологический словарь под ред. А. В. Петровского и М.Г. Ярошевско-го. М.: Политиздат, 1985.
  111. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Ч. 1, 2. / Отв. ред. Б. П. Бархаев. М.: ВУ, 1998.
  112. Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Под ред. Б. Ф. Ломова, Ю. М. Забродина. М.: Наука, 1985. — 232 с.
  113. Психология формирования и развития личности/Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1981.
  114. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.: Наука, 1985.-232 с.
  115. Психологические операции и противодействие им. М.: МО РФ, 1993.
  116. Психологическое обеспечение специальных операций органов внутренних дел по освобождению заложников: Методические рекомендации. М., 1995.
  117. Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении. М.: ВПА, 1989.
  118. Н.И. Принцип деятельности в построении модели психологической структуры личности // Проблемы личности.- М.: Наука, 1978.
  119. Рубинштейн С. J1. Основы общей психологии. М., 1946.
  120. С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. С. 34.
  121. В.Н. Категориальный контекст деятельного подхода // Деятельность: теория, методология, проблемы М.: Политиздат, 1990.
  122. А.П. Влияние экстремальных условий на эффективность действий пожарных подразделений. Автореф. дис.. канд. псих. Наук. М., 1978.-22 с.
  123. О.Е. Профессионально-психологическая устойчивость сотрудников ОВД и пути ее совершенствования. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: Академия МВД СССР.- 1990.- 27 с.
  124. В.Н. Мотивы деятельности военных моряков в автономном плавании и пути влияния на них в целях обеспечения высокой боевой готовности корабля: Дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  125. В.Н. Психологическое обеспечение деятельности корабельных специалистов в особых условиях службы: Дис. д-ра психол. наук. М., 1997.
  126. В.Я. Педагогические основы обучения личного состава подразделения (в/ч) в условиях боевых действий. Учебное пособие. СПб, ВВКУ ВВ МВД РФ, 1996. — 16с.
  127. И.В. Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий психореабилитации при выполнении военнослужащими служебно-боевых задач в условиях, сопряженных с риском для жизни. -М.: ГУКВВ МВД России, 1995.
  128. И.В. На войне как на войне. Заметки психолога. М.: ГКВВ МВД России, 1999. — 32 с.
  129. Социальная и военная психология. М.: ВПА, 1990.
  130. Г. В., Волкогонов Д. А., Коробейников М. П. Человек в современной войне: Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов. М.: Воениздат, 1981. — 254с.
  131. A.M. Психология боевого дежурства и корабельной вахты. -М.: Воениздат, 1972. 176с.
  132. A.M. Психологические проблемы обеспечения высокой боевой готовности корабельных сил ВМФ: Дис. д-ра психол. наук. М., 1973.
  133. В.В. Психологическая подготовка воздушных десантников к боевым действиям в тылу врага. М.: ВПА, 1987.
  134. В.В. Психологическая готовность к десантированию и ее формирование у воинов-десантников // Сб.науч.статей. М.: ВПА, 1978.-№ 8.
  135. Д.Н. Основные положения теории установки. Тбилиси, 1961-С.178.
  136. Д.Н. Психологические исследования. М, 1966.
  137. Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. Тбилиси, 1961.
  138. Э.П. Учет психологических факторов в руководстве личным составом воинского подразделения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук, -М., ВУ, 1997.
  139. Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина. М.: ВПА, 1966. С. 58.
  140. Н.Ф. Проблемы направленности личности в советской военной психологии // Труды академии № 41. М.: ВПА, 1963.
  141. Н.Ф., Ельчанинов П. Е. Некоторые проблемы военной психологии. В 2-х ч. М., 1974.
  142. СЛ. Смысл жизни // Вопрос философии. 1990. № 6. С. 68−132.
  143. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.
  144. X. Мотивация и деятельность Т. 1,2. М., 1986.
  145. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека./Вопросы психологиию. № 3. 1996. С. 116−133.
  146. В. В., Бобнева М. И. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
  147. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 126.
  148. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. С. 8.
  149. Lewin К. Vorsatz, Wille und Burfiiis //Psichol. Forschung. 1926. Bd.7. S. 331−385.
  150. Lewin K. Principles of topological psichology. N.Y. VcGraw Hill, 1936.
  151. Maslow A. H. Motivation and Personality. N.Y., 1954.
  152. Murrey H.A. Exploration in Personality. N.Y., 1938.1351. АНКЕТА
  153. Отметьте наиболее значимые рекомендации, советы, указания со стороны:1,1. Родных 11. Командиров и начальников 11. Сослуживцев
  154. Определите, лично для Вас, значимость результата труда:
  155. Как Вы определите значимость достижения материальных ценностей:51. Высокой заработной платы •5.21 Хороших жилищных условий
  156. Возможность «достать» и «устроить»
  157. Возможность иметь дополнительный вид дохода
  158. Как Вы определите значимость отдых, развлечения:
  159. Количество свободного времени (продолжительность отпуска и т. п.)
  160. Характер организации отпуска
  161. Близость места работы (проживания) к культурным центрам (музеям, кино и театрам)
  162. Как Вы определите значимость сохранения здоровья:71. Вредность производства
  163. Укрепление здоровья и физического развития
  164. Развитие и тренировка особых психологических качеств в ходе трудовой деятельности (внимание- память- мышление и т. п.)
  165. Определите значимость приобретения партнёров по общению:81.1. Брачного партнёра 81.2. Сексуального партнёра 81.3. Друзей
  166. И.4. Покровителей (социальная защита)51.5. Командиров, начальников 31.6. Сослуживцев 51.7. Подчинённых 51.8. Расширение круга социальных связей 52.1. Воспитанных и доброжелательных лиц
  167. Творчески увлечённых, «интересных» людей12.3. Лиц обличённых социальными полномочиями, влиятельных, известных 12.4. Лиц обличённых командирскими и начальствующими полномочиями над Вами
  168. Прямодушных, «открытых и честных», «работяг»
  169. Знакомых или родственников
  170. Напишите другие, на Ваш взгляд, наиболее значимые профессиональные мотивы:1. КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ:
  171. БАЛЛОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНО- 4 — ПОЛОЖИТЕЛЬНО БОЛЕЕ, ЧЕМ ОТРИЦА ТЕЛЬНО- З-ЗА ТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ, НЕЙТРАЛЬНО- 2 — БОЛЕЕ ОТРИЦАТЕЛЬН, ЧЕМ ПОЛОЖИТЕЛЬНО- 1 — ОТРИЦАТЕЛЬНО.
  172. СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ.
  173. СВОЁ СТРЕМЛЕНИЕ ДОБРОСОВЕСТНО ВЫПОЛНЯТЬ СЛУЖЕБНЫЕ ЗАДАЧИ.
  174. ОТНОШЕНИЕ К СВОЕЙ ВОЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ (ПРОФЕССИИ).
  175. СТРЕМЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СВОЁ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВА.
  176. УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ СВОЕЙ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ В ЦЕЛОМ.16. УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ СВОИМ: — МАТЕРИАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ- ЖИЛИЩНЫМИ УСЛОВИЯМИ-- УСЛОВИЯМИ ДЛЯ ОТДЫХА И ДОСУГА.
  177. СТЕПЕНЬ СПЛОЧЁННОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВАШЕГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ (ЧАСТИ) ' '
  178. УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ СВОИМИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ СВОЕГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ (ЧАСТИ).
  179. СОСТОЯНИЕ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ВАШЕМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ (ЧАСТИ).
  180. ВОЗМОЖНОСТИ НЫНЕШНЕГО ВОЕННОГО РУКОВОДСТВА ОСУЩЕСТВИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ.
  181. АВТОРИТЕТ КОМАНДИРА ВАШЕГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ (ЧАСТИ).
  182. УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ЗАБОТОЙ ГОСУДАРСТВА О ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ.
  183. ПРОВОДИМЫЙ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ВНУТРИЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС.
  184. СОВРЕМЕННУЮ МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДСТВА СТРАНЫ
  185. ПРОИЗОШЛИ ЛИ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ИЗМЕНЕНИЯ:
  186. В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ- 4 БОЛЕЕ В ЛУЧШУЮ, ЧЕМ В ХУДШУЮ- 3 — НЕТ- ± 2 — БОЛЕЕ В ХУДШУЮ, ЧЕМ В ЛУЧШУЮ- 1- В ХУДШУЮ СТОРОНУ).
  187. В ВАШЕМ МАТЕРИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ.
  188. В ВАШЕМ ФИЗИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ.
  189. В ВАШЕМ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ,.
  190. ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВАШЕГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ (ЧАСТИ).
  191. В СОСТОЯНИИ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ВАШЕМ КОЛЛЕКТИВЕ.
  192. В ОРГАНИЗАЦИИ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ.
  193. В МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ.
  194. КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЙТЕ НА ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ?
  195. ЧАСТО- 4 — ЧАЩЕ- 3 — ОДИНАКОВО- 2 — РЕЖЕ- 1 — РЕДКО.
  196. ДОВОЛЬНЫМ, ЧЕМ НЕДОВОЛЬНЫМ
  197. РАДОСТНЫМ, ЧЕМ ОГОРЧЁННЫМ.
  198. РАССЛАБЛЕННЫМ, ЧЕМ НАПРЯЖЁННЫМ.34. ОТДОХНУВШИМ, ЧЕМ УСТАЛЫМ.
  199. СПОКОЙНЫМ, ЧЕМ ВСТРЕВОЖЕННЫМ.36. НУЖНЫМ, ЧЕМ ЛИШНИМ.
  200. ОЦЕНИТЕ СВОЁ НЫНЕШНЕЕ ОТНОШЕНИЕ К СВОЕЙ ВОЕННОЙ ПРОФЕССИИ:
  201. СЧИТАЮ ЕЁ, ОДНОЙ ИЗ ЛУЧШИХ1. В ЦЕЛОМ ПОЛОЖИТЕЛЬНО1. ОТНОШУСЬ СРЕДНЕ1. СКОРЕЕ ОТРИЦАТЕЛЬНО
  202. Я ОШИБСЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Заполнить форму текущей работой