Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Регулятивные процессы психики. 
Внимание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако иногда приходится фиксировать отрицательные эффекты внимания, когда его излишняя интенсивность нарушает плавное протекание автоматизированных действий. Механизм отрицательного влияния внимания можно проиллюстрировать метафорическим образом «эффекта сороконожки»: как только внимание бедного насекомого сосредоточилось на последовательности движений многочисленных ножек, оно уже не смогло… Читать ещё >

Регулятивные процессы психики. Внимание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После изучения главы 6 студент должен:

знать

  • • определения внимания, эффекты внимания и критерии его наличия;
  • • свойства внимания;
  • • виды внимания, основания их классификации;
  • • виды рассеянности, их психологические причины;
  • • теории внимания и направления их экспериментальной верификации;
  • • условия развития внимания;

уметь

  • • диагносцировать свойства внимания;
  • • прогнозировать ошибки в деятельности, связанные с дефицитом внимания;

владеть

  • • системой понятий, используемых для анализа процесса внимания;
  • • методиками исследования свойств и динамики внимания;
  • • приемами управления вниманием в различных видах деятельности;
  • • способами развития внимания.

Гений — это внимание.

В. Джеймс

Функция внимания и его механизмы

Трудно отыскать в психологии столь же противоречивый предмет, каким оказалось для исследователей внимание. Главная сложность в определении статуса внимания заключается в том, что его не удается наблюдать в качестве изолированного процесса. По словам П. Я. Гальперина (1958), «и про себя, и внешнему наблюдению внимание открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности». В связи с этим может показаться, что внимание не имеет своего отдельного специфического продукта, а значит, и предмета описания и исследования. В отличие, например, от желания — продукта мотивационного процесса, воспоминания — продукта мнемического процесса, решения — продукта мыслительного процесса и т. д. внимание лишь изменяет результат того процесса, к которому присоединяется. Поэтому зачастую складывается мнение, что внимание аналогично таким свойствам психических процессов, как интенсивность или длительность, и вследствие этого не может быть суверенным предметом психологической науки (ведь не существует, например, особой «психологии интенсивности»). Однако давайте задумаемся как мы отличаем сделано ли дело с вниманием или без него. Например, ученик написал диктант на пятерку, а через неделю на тройку. Что подумает учитель? Конечно, он решит, что во второй раз ученик был невнимательным и будет совершенно прав, ведь маловероятно, что ребенок вдруг забыл выученные ранее правила правописания или поглупел. Таким образом, внимание как регулятор протекания деятельности качественно (а не только количественно) трансформирует ее и, следовательно, специфическим продуктом этой психической функции будет качественное улучшение продуктивности деятельности. Однако добиться того же эффекта можно и по-другому. Например, получив новые знания или приобретя новые навыки. Поэтому, внимание можно функционально определить как психический процесс, который качественно улучшает результативность деятельности за счет неспецифических в отношении ее содержания механизмов.

Не существует единого механизма внимания, функция внимания может быть реализована за счет нескольких стратегий, которые применяются человеком согласованно. Назовем следующие механизмы внимания:

  • а) мобилизация и распределение ресурсов для оптимального выполнения деятельности (например, спортсмен может совершить на соревнованиях такой прыжок, который невозможен для него в обычной жизни);
  • б) блокирование или ослабление информации, препятствующей решению основной задачи (наглядно можно видеть работу этого механизма, когда мы закрываем руками уши, чтобы не отвлекаться на посторонний шум во время выполнения важного действия);
  • в) активный выбор необходимой стимуляции с опорой на предвосхищение развития ситуации (мы можем легко заметить знакомого в толпе, если ожидаем его появления);
  • г) интеграция изолированных содержаний сознания в целостные единицы (в рассеянном состоянии мы можем видеть на листе бумаги лишь темные значки, а присмотревшись, распознаем целостные слова и предложения);
  • д) самоконтроль успешности выполнения действия за счет произвольного выстраивания системы из описанных выше умственных операций.

Ниже мы рассмотрим различные теории внимания, в которых акцентируется тот или иной его механизм (см. параграф 6.2).

Свойства внимания. Внимание как целостный психический феномен обладает рядом свойств. Во-первых, внимание может быть произвольным и непроизвольным. Термины «концентрация» и «абсорбция» отражают разные полюсы аспекта произвольности внимания. О концентрации говорят в том случае, когда мы намеренно направляем внимание на объект. Состояние абсорбции возникает в том случае, когда нечто захватывает наше внимание помимо воли. При переживании произвольного и непроизвольного внимания человек испытывает различные субъективные состояния. Если произвольное внимание субъективно сопровождается усилием и напряжением, то непроизвольное внимание, наоборот, включает в себя позитивно эмоционально окрашенные состояния интереса, удивления, активности, вовлеченности. Ученых привлек крайне яркий феномен, связанный с явлением всеохватывающего тотального внимания, — опыт потока (М. Чиксентмихайя, 1990). Опыт потока сопряжен с осуществлением деятельностей, которые доставляют субъекту наслаждение сами по себе, вне прямой зависимости от их конечного результата. К деятельности такого рода можно отнести игру, медитацию, вдохновение, любовные переживания и т. п. Многие люди, которых спрашивают, зачем они тратят время и деньги на практически бесполезные занятия, порой даже связанные с риском для жизни (например, альпинисты, ныряльщики, гонщики), отвечают, что делают это именно для того, чтобы достигнуть состояния полного погружения в деятельность или, другими словами, максимально интенсивного внимания. Согласно данным Чиксентмихайя переживание опыта потока происходит в том случае, когда одновременно действуют несколько факторов, а именно:

  • 1) требования ситуации воспринимаются как соответствующие возможностям субъекта, хотя и несколько превышают требования «обычной» деятельности;
  • 2) человек испытывает полный контроль над ситуацией (ощущение всемогущества);
  • 3) требования к действиям непротиворечивы и однозначны, причем существует четкая обратная связь (сразу ясно, правильно ли произведено действие);
  • 4) действие и осознание субъективно сливаются (погруженность в деятельность);
  • 5) внимание достигает высочайшего уровня концентрации.

Во-вторых, внимание обладает рядом динамических характеристик: направленностью, интенсивностью (концентрацией, сосредоточенностью), устойчивостью, распределением и переключением, колебаниями, отвлекаемостью. В соответствии с основными свойствами внимания формулируются и проблематика конкретных исследований. Как быстро может переключаться внимание? Как долго можно удерживать внимание на одном объекте? Какова максимальная интенсивность внимания? На сколько объектов одновременно может быть направлено внимание? Какие факторы приводят к отвлечению внимания?

В-третьих, главным свойством внимания является его влияние на характеристики деятельности. Основным объективным критерием наличия внимания является именно повышение качества деятельности по сравнению с обычным уровнем выполнения. Этот процесс сопровождается и соматическими изменениями в организме: специфические позы, задержка дыхания, учащение пульса, расширение зрачка и т. д.

Однако иногда приходится фиксировать отрицательные эффекты внимания, когда его излишняя интенсивность нарушает плавное протекание автоматизированных действий. Механизм отрицательного влияния внимания можно проиллюстрировать метафорическим образом «эффекта сороконожки»: как только внимание бедного насекомого сосредоточилось на последовательности движений многочисленных ножек, оно уже не смогло сделать ни шагу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой