Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стратегические инструменты формирования привлекательного инвестиционного климата в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Систематизированы факторы, способствующие формированию привлекательного инвестиционного климата, к числу которых отнесены: амортизационная политика, таможенная политика, инструменты налогового стимулированияфинансовые инструменты (бюджетное кредитование, кредиты под низкие проценты, субсидии и субвенции) — система государственных гарантии, свободные экономические зоны, государственно-частное… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНА
    • 1. 1. Современное стратегическое развитие регионов РФ
    • 1. 2. Место инвестиционной политики в структуре стратегии
    • 1. 3. Инвестиционный климат как социально-экономическое явление
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ
    • 2. 1. Анализ сложившихся инструментов формирования привлекательности инвестиционного климата региона
    • 2. 2. Определение проблем перехода от инвестиционной политики развития региона к формированию привлекательного инвестиционного климата
    • 2. 3. Анализ влияния внешней среды на инвестиционный климат региона
  • ГЛАВА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ КОРРЕКТИРОВКИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНА
    • 3. 1. Построение системы стратегически значимых действий, направленных на улучшение инновационно-инвестиционного климата региона
    • 3. 2. Разработка программы корректировки инновационно-инвестиционного климата
    • 3. 3. Апробация программы корректировки инновационно-инвестиционного климата на примере промышленной подпрограммы, ориентированной на создание кластеров

Стратегические инструменты формирования привлекательного инвестиционного климата в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и наибольшее значение инвестиционная политика приобретает в силу ограниченности всех видов ресурсов, необходимых для развития как хозяйствующих субъектов, так и целых регионов. В свою очередь инвестиционные потоки выступают следствием благоприятного инновационно-инвестиционного климата в регионе.

В этих условиях обостряется потребность в решении задачи, связанной с определением факторов, влияющих на формирование привлекательного инвестиционного климата в регионе и применении не только проверенных практикой инструментов, обеспечивающих рост привлекательности инвестиционного климата в регионе, но и потребность в разработке новых инструментов.

Перед наукой вырастает задача по формированию алгоритмов корректировки инвестиционного климата в регионе и определению стратегически значимых действий, направленных на улучшение инвестиционного климата. В этой связи важно не только построить модель корректировки инновационно-инвестиционного климата в регионе, но и определить инструменты реализации этой модели.

Практика формирования стратегий и инвестиционных политик в регионе сталкивается с тем, что среди накопившегося обилия инструментов оценки и рекомендаций по улучшению инвестиционного климата недостаточно комплексных инструментов, позволяющих увязать различные подходы к реализации наработанных вариантов инвестиционной политики в регионе.

Степень разработанности проблемы. Развитие различных направлений стратегического развития организаций связывают с именами таких зарубежных исследователей как Аакер Д., Боумен К., Мидлтон Д.,.

Дирлав Д., Коленсо М., Кох Р., Кэмпбел Д., Минцберг Г., Портер М., Хамел Г., а также российских ученых, к которым в первую очередь следует отнести Виханского О. С., Гапоненко А. Л., Зуба А. Т., Люкшинова А. Н., Маркову В.Д.

Системный подход нашел свое отражение в работах таких отечественных исследователей как Алексеева М. Б., Анфилатов B.C., Архипова Н. И., Богданов A.A., Дрогобыцкий И. Н., Игнатьева A.B., Коротков Э. М., Михайлов JIM., Пригожин А.И.

В разработку системного рассмотрения управления инвестированию инноваций посвящены труды Анискина Ю. П., Анышина В. М., Архиповой В. Ф., Балабанова И. Т., Бочарова В. В., Ваганова П. И., Гаврилова K. JL, Доничева O.A., Иванова И. А., Ильдеменова C.B., Ковалева Г. Д., Козырева А. Н., Кокурина Д. И., Кретинина В. А., Медынского В. Г., Морозова Ю. П., Трифиловой A.A., Фатхутдиттова P.A.

Тем не менее, в предметной области исследования остаются нерешенные задачи.

Объектом настоящего исследования выступает инвестиционная политика региона в ее стратегии развития, а предметом исследованияинструменты формирования привлекательного инвестиционного климата.

Цель диссертационного исследования заключается в определении инструментов формирования привлекательного инвестиционного климата в регионе.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Оценить сложившиеся инструменты, обеспечивающие привлекательный инвестиционный климат в регионе.

2. Разработать алгоритм корректировки инвестиционного климата в регионе.

3. Определить факторы, влияющие на формирование привлекательного инвестиционного климата в регионе.

4. Сформировать стратегически значимые действия, направленные на улучшение инвестиционного климата в регионе.

5. Построить модель корректировки инновационно-инвестиционного климата в регионе и определить инструменты ее реализации.

Теоретической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемами стратегического и системного управления инновационно-инвестиционной деятельностью в социально-экономических системах, а также законодательные и правительственные акты.

Кроме того, в качестве информационной базы были использованы данные Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, Владимирского областного комитета государственной статистики, а также структурных подразделений Администрации Владимирской области.

Методическая и методологическая основа исследования. При решении поставленных в работе задач использовались общенаучные и специальные методы исследования: системный подход, анализ и синтез, дедукция и индукция, методы статистического анализа, метод экспертных оценок, метод парных сравнений, методы социологического исследования.

Логика исследования отражает последовательность основных стадий исследования, когда в начале выполнен обзор по теме исследования, затем анализ по предмету исследования, по результатам которого решена поставленная актуальная научная задача по разработке стратегических инструментов формирования привлекательного инвестиционного климата в регионе.

Работа выполнена в соответствии с паспортом специальности 08.00.05 (п. 2.18. «Разработка стратегии и концептуальных положений перспективной инновационной и инвестиционной политики экономических систем с учетом накопленного научного мирового опыта»).

Научная новизна диссертационной работы. Научные результаты, полученные автором в результате исследования и выносимые на защиту, состоят в следующем:

1. Систематизированы факторы, способствующие формированию привлекательного инвестиционного климата, к числу которых отнесены: амортизационная политика, таможенная политика, инструменты налогового стимулированияфинансовые инструменты (бюджетное кредитование, кредиты под низкие проценты, субсидии и субвенции) — система государственных гарантии, свободные экономические зоны, государственно-частное партнерство, система государственных закупок, информационно-аналитическая деятельность.

2. Разработан алгоритм поэтапной корректировки инвестиционного климата, включающий последовательность осуществления реформы на всех ее стадиях, в том числе мониторинг и определение приоритетов самой реформы.

3. Выявлены факторы внешней и внутренней среды, влияющие на формирование привлекательного инвестиционного климата, среди которых определены наиболее значимые, что позволило построить морфологическую матрицу, содержащую стратегически значимые действия, обеспечивающие рост привлекательности инвестиционного климата в регионе и отличающиеся своей направленностью.

4. Осуществлена группировка стратегически значимых действий по нескольким направлениям улучшения инвестиционного климата, что позволило разработать рекомендации, совокупность подпрограмм и проектов, представляющих собой новое сочетание таких подсистем как продвижение репутации инновационно-активного региона среди населения, бизнеса и властных структурснижения рисковформирование кластеров и создание Центра регулирования и мониторинга инвестиционных процессов в регионе.

5. Сформирована модель сочетания процедур корректировки инновационно-инвестиционного климата (ИИК) в регионе (в виде алгоритма процедур с обратной связью), отличающаяся совокупностью диагностики проблем ИИК, оценки сложившихся инструментов улучшения климата, мониторинга влияния на ситуацию внутренней и внешней среды, разработкой стратегически значимых действий по корректировке ИИК в регионе, подготовки к реализации разработанной программы корректировки и внесения изменений в ИИК в регионе.

Практическая значимость исследования заключается в доведение результатов диссертационного исследования до уровня прикладных рекомендаций.

В частности обоснована потребность в создании регионального Центра регулирования и мониторинга инвестиционных процессов, среди задач которого и продвижение интересов области в федеральных органах власти, и образовательная деятельность, и сотрудничество с кредитными организациями. А также сформирована программа корректировки инновационно-инвестиционного климата региона, включающая 8 подпрограмм, которые детализированы до уровня проектов и мероприятий, связь между которыми прослежена как по вертикали (внутри каждой подпрограммы и по горизонтали).

Кроме того, разработана схема корректировки инновационно-инвестиционного климата при реализации программы, ориентированной на создание кластеров поселка городского типа Ставрово, а также схема диверсификации экономики поселка на основе формирования новых кластеров. Конкретизированы схемы формирования агропромышленного, туристского и строительного кластеров поселка.

Апробация результатов исследования:

— основные теоретические положения и практические результаты исследования, представленные автором докладывались и обсуждались на 9 международных научно-практических конференциях;

— материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе Владимирского государственного университета при чтении лекций и ведении практических занятий по дисциплинам «Стратегический менеджмент» и «Управление проектами»;

— отдельные направления диссертационной работы внедрены и используются в практической деятельности органов власти.

Публикации. Основные результаты по теме диссертационного исследования опубликованы в 14 научных работах общим объемом 2,2 п.л., в том числе 1 публикация в журнале из перечня, рекомендованного ВАК РФ.

Структура диссертационного исследования отражает логику исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 159 наименований. Работа изложена на 154 странице машинописного текста, включает 31 рисунок и 34 таблицы. В 12 приложениях приведен иллюстративный материал по теме исследования.

Результаты исследования кластеров (по данным ООН).

Результаты.

1 Повышение производительности и конкурентоспособности компаний и секторов экономики. Компании, работающие в более развитых кластерах, более производительны, чем компании в менее развитых кластерах.

2 Повышение инновационного потенциала. Более развитые кластеры обладают большим инновационным потенциалом, что может быть измерено, например, по количеству патентов.

3 Стимулирование новых компаний. Развитые кластеры способствуют появлению и развитию новых малых и средних компаний.

4 Повышение конкурентоспособности и экономическое развитие регионов. С точки зрения социально-экономического развития регионов развитие кластеров положительно влияет на уровень и структуру занятости, уровень заработной платы в регионе.

5 Обеспечение занятости в регионе, положительное изменение ее структуры, повышение уровня заработной платы.

Как видно из таблицы реализация кластерной подпрограммы оказывает положительное влияние на экономику региона, поскольку появление кластеров способствует росту деловой активности предпринимателей, улучшению инвестиционного климата в регионе, развитию социальных, экономических, информационных и интеграционных систем, что в итоге дает, импульс для более интенсивного развития предпринимательской деятельности, привлечения инвестиций и экономического подъема.

Кроме того, экономический рост, вызванный кластерным развитием, будет выражаться в повышении конкурентоспособности региональной экономики и увеличению инновационной деятельности. Конкурентоспособность и инновации значительно повысят инвестиционный потенциал и снизят инвестиционные риски, что в итоге приведет к улучшению инновационно-инвестиционного климата.

Теперь рассмотрим разработанную кластерную подпрограмму на примере экономики пгт. Ставрово.

Градообразующим предприятием данной территории является ОАО «Ставровский завод автотракторного оборудования». В связи с этим проблемы монопрофильной территории резко обострились в период мирового экономического кризиса, что выразилось в снижении объемов отгруженной продукции и росте уровня безработицы.

Согласно комплексному инвестиционному плану задачу диверсификации экономической системы пгт. Ставрово планируется осуществить за счет формирования кластеров на основе существующих.

ТУ компетенций и особенностей внешнего окружения. На рисунке 3.6 представлена схема диверсификации экономики пгт. Ставрово на основе формирования новых кластеров.

Агропромышленный кластер — будет размещаться на новых территориях поселка. Подготовлены инвестиционные проекты и бизнес-планы компаний, составляющих агропромышленный кластер: промышленный комплекс по производству хлебобулочной продукцииотдельный участок по производству бараночно-сушечных изделийкомбинат по переработке овощейтепличное хозяйствологистический центр для обслуживания новых производств.

Из Материал к выступлению председателя комитета по экономической политике В. А. Кретинина на заседании Межведомственной рабочей группы по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие монопрофильных городов в субъектах РФ 27−29 июля 2010 года в г. Ростове-на-Дону, стр. 9−10.

Агропромышленн ый кластер 75%.

Кластер стройиндус трии 23%.

Туристичес кий кластер 2%.

Рисунок 3.6. Схема диверсификации экономики пгт. Ставрово на основе формирования новых кластеров.

Развитие новых кластеров.

ОАО «Владимирский хлебокомбинат» (фнлиал)П.

Производство бараночно-сушечных изделий.

СПК «СССР», ООО «Ставроволес».

Строительство тепличного хозяйства.

ООО.

УПХ «Ставровское».

Строительство пищевого комбината по переработке овощей.

ООО «ВладЭкоЛес».

Строительство завода по переработке мяса птицы (илдюшатина)П.

Рисунок 3.7. Схема формирования агропромышленного кластера в пгт.

Ставрово.

Кроме того, предусматривается развитие туристического кластера, вместе с церковно-паломнической службой, музеем пгт. Ставрово (музей города, музей Жуковского и Дворцом культуры) обеспечение обрядовых праздников и развлечений, а также транспортного предприятия ООО.

Альянс-Авто" которое готовит новые туристские маршруты с заездом и отдыхом туристов в пгт. Ставрово, посещением музеев.

Проектом КИПа предусмотрено создание кластера по производству строительных материалов на базе строительства завода по выпуску керамических строительных материалов.

Схемы формирования кластеров в пгт. Ставрово представлены на рисунках 3.7 и 3.8.

Развитие новых кластеров.

Кластер стройиндустрии.

Туристический кластер

Логистический центр

ООО «Владэстент».

ООО «Профинвестстрой».

Строительные компании поселка и района.

ООО «Альянс-Авто».

Православная церковь, муниципалитет.

Дворец культуры, муниципалитет.

Услуги по складированию и обработке грузов.

Производство строительных материалов.

Строительно-ремонтные работы полного цикла.

Развитие автохозяйства за счет организации туристических автоперевозок.

Строительство гостшшцы/паломническо го центра на базе реконструируемого здания бывшей школы.

Изготовление и распространение сувенирной продукцииподготовка и проведение обрядовых и этнографических праздников и мероприятий.

Рисунок 3.8. Схема формирования туристического и строительного кластеров в пгт. Ставрово.

Теперь перейдем к проведению оценки разработанной кластерной подпрограммы (на примере комплексного инвестиционного плана поселка Ставрово), которую целесообразного осуществить с помощью анкетирования, в котором примут участие руководители предприятий, входящих в кластер, руководство администрации пгт. Ставрово и члены депутатского корпуса муниципального образования (всего 20 экспертов). Макеты анкет приведены в Приложении 11 и 12.

Первые три вопроса каждой из анкет являются наиболее значимыми и экспертов попросили проранжировать их по степени значимости (задачи, стоящие перед подпрограммой, факторы, влияющие на ее результаты и мероприятия программы), а также ответить на дополнительные вопросы анкеты. Для этого был применена методика определения ранговой корреляции М. Кендэла (^)73, для установления уровня согласованности мнений экспертов, который вычисляется по формуле:

125>2.

W = т2 где п — число объектовш — число рядов рангов (число экспертов);

Б — отклонение суммы рангов объекта от средней их суммы.

При = 1 — оценки всех экспертов совпадают (полная согласованность) — 0 < < 1 — оценки экспертов не совпадают тем больше, чем ближе к нулю. Результаты исследования представлены в таблицах 3.7,.

3.8 и 3.9.

Заключение

.

В результате диссертационного исследования установлено следующее.

Мировой тенденцией экономического развития является рост в структуре экономик развитых стран инновационного производства.

Для реализации стратегии развития необходимо наличие эффективной государственной региональной политики, подсистемой которой выступает региональная политика.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства.

Федеральные целевые программы нужно понимать как эффективный инструмент реализации государственной политики решения долгосрочных задач.

Федеральная адресная инвестиционная программа — инструмент системы государственного стратегического управления.

Помимо государственных программ развития стимулирование региональной экономики осуществляется посредством создания территориальных зон.

Инструментом поддержки приоритетных для государства и регионов конкретных инвестиционных проектов выступает Инвестиционный фонд, создаваемый для софинансирования инвестиционных проектов. Среди проблем, затрудняющих реализацию инвестиционных проектов, выделяется несовершенство нормативной базы, регулирующей деятельность Фонда.

В 2006 год была принята программа приоритетных национальных проектов, которая стала шагом на пути к утверждению Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Но в качестве угроз выступают кризисные явления в мировой экономике, которые сказываются на притоке иностранных инвестиций в российскую экономику.

Установлено, что политики могут быть рассмотрены как детализация стратегии по функциям, ею выполняемым.

Показано, что модель состава стратегии может быть представлена совокупностью функциональных стратегий, включающих стратегические проекты и программы.

Среди функциональных стратегий отдельное место отводится инвестиционной политике, которую можно рассматривать как систему управления инвестиционными ресурсами организации.

Инвестиционная политика представлена как совокупность различных подходов и решений, используемых для эффективных вложений средств в какое-либо предприятие.

Среди основных инструментов для реализации целей инвестиционной политики региона можно выделить:

1. инвестиционные программы и инвестиционные проекты региона;

2. создание в регионе системы льготного кредитования инвестиционных проектов;

3. обеспечение особого налогового режима для предприятий, реализующих инвестиционные проекты (в т.ч. зарубежных инвесторов);

4. создание на определенной территории региона особых экономических зон.

5. механизм государственно-частного партнерства.

В целом основной формой реализации целей и задач инвестиционной политики региона являются инвестиционные программы регионов, в рамках которых осуществляются инвестиционные проекты.

А инвестиционный проект, в свою очередь, рассматривается как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение определенных целей в течение ограниченного периода времени. Определены критерии классификации инвестиционных проектов. Выделены 3 фазы жизненного цикла инвестиционного проекта.

Выявлены цели и задачи Региональной инвестиционной политики.

Установлены основные позиции Концепции региональной инвестиционной политики.

Из всех модификаций определений понятия «инвестиций», отражающие множественность подходов к пониманию их экономической сущности, в исследовании рассматриваются денежные средства, а также иные ресурсы, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта.

Определены характерные особенности инвестиций и выполнена их классификация по различным признакам.

Как правило, под инвестиционным климатом понимают обобщающую характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику региона.

Попытки оценить инвестиционный климат базируются на широких показателях странового риска. Исследователи рассматривают чаще всего агрегированные показатели, характеризующие институциональную среду и экономическую политику страны, такие как законность, коррупция, открытость для внешней торговли, основы права и емкость финансового рынка.

В методике оценки этой категории мнения ученых существенно расходятся. Установлено, что в практике используют три подхода к оценке инвестиционного климата: суженный, факторный или расширенный и рисковый.

Определены факторы, влияющие на инвестиционный климат.

Согласно концепции Всемирного банка благоприятный инвестиционный климат не сводится к обеспечению компаниям возможности получать прибыль. Речь идет об обеспечении позитивных результатов для общества в целом.

Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности.

Выявлены составляющие инвестиционного климата региона: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск, которые определяют рейтинг регионов и позволяют выделить 12 групп.

Определены задачи формирования привлекательного инвестиционного климата (ПИК), которые представлены десятью основными уроками, сформулированными Всемирным банком.

Сформулированы положения государственно-частного партнерства (ЧГП) в сфере реализации инвестиционной политики в регионе и определены инструменты регионального уровня, к которым отнесены:

1. Нормативно-правовая база регулирующая деятельность ГЧП;

2. Порядок отбора и реализации проектов и программ ГЧП;

3. Договорные обязательства, на которых основана деятельность ГЧП и которые непосредственно определяют фискальный риск, принимаемый государством.

Выделены два этапа реализации партнерства со стороны органов власти: подготовка решение о целесообразности конкретного проекта и решения о том, следует ли обеспечивать реализацию целесообразного проекта традиционным способом или как ГЧП.

Определены сложившиеся инструменты, обеспечивающие привлекательный инвестиционный климат, к числу которых отнесены: амортизационная политика, таможенная политика, инструменты налогового стимулированияфинансовые инструменты (бюджетное кредитование, кредиты под низкие проценты, субсидии и субвенции) — система государственных гарантии, свободные экономические зоны, государственно-частное партнерство, система государственных закупок, информационно-аналитическая деятельность.

Установлено, что в процессе изменения инвестиционного климата или его совершенствовании реформаторы сталкиваются с множеством вызовов технического, политического и административного свойства.

Разработана схема поэтапной корректировки инвестиционного климата.

По методике Всемирного банка использованы инструменты, позволяющие четко расставить приоритеты и выявить параметры внутренней среды инвестиционного климата в регионе.

В результате структурирования проблемного поля выявлены корневые, узловые и результирующие проблемы, а также сильные стороны ситуации, которые ранжированы методом экспертных оценок.

При проведении ранжирования списка имеющихся возможностей, использована методика оценки инвестиционного климата для стран переходной экономикой, известную как метод «Бери-индекс».

Определены структуры параметров ближней и дальней внешней среды.

Результаты анализа влияния параметров ближней и дальней внешней среды позволили определить возможности и угрозы для региона в части создания привлекательного инвестиционного климата. Причем угрозы и возможности ранжированы, исходя из степени важности для формирования привлекательного инвестиционного климата.

Выполнены группировки стратегически значимых действий по нескольким направлениям улучшения инвестиционного климата, в рамках каждого направления выработаны рекомендации, а также конкретные проекты и подпрограммы по обеспечению привлекательности инвестиционного климата в регионе.

В частности позиционирование региона во властных структурах страны как стабильного повысит обоснованность запросов региона по части получения средств из Федерального бюджета, а реклама опыта реализации инвестиционных проектов будет содействовать привлечению зарубежных инвесторов.

Предлагаемые инструменты экономического и финансового стимулирования (снижения ставок, предоставления гарантий) могут компенсировать инфляционные издержки и усиливать инвестиционную деятельность путем предоставления областных гарантий по уплате части процентных платежей по кредитным, лизинговым и иным договорам.

Наряду с активным участием кредитных организаций в реализации инвестиционных проектов в сфере материального производства и ЖКХ, предложено формировать кластеры на базе традиционных центров обрабатывающей промышленности, что позволит финансировать инвестиционные проекты в энергетической и иных сферах, в том числе в сфере инновационных секторов экономики.

Обоснована потребность в создании регионального Центра регулирования и мониторинга инвестиционных процессов, среди задач которого и продвижение интересов области в федеральных органах власти, и образовательная деятельность, и сотрудничество с кредитными организациями.

Сформирована модель сочетания процедур корректировки инновационно-инвестиционного климата (ИИК) региона (в виде алгоритма процедур с обратной связью), включающая диагностику проблем ИИК региона, оценку сложившихся инструментов улучшения климата, мониторинг влияния на ситуацию внутренней и внешней среды, разработку стратегически значимых действий по корректировке ИИК региона, подготовку к реализации разработанной программы корректировки климата и внесение изменений в инновационно-инвестиционный климат региона.

Результаты анализа обработаны методом экспертных оценок по методике, разработанной А. И. Пригожиным, а ранжирование стратегически значимых действий — методом Дельфи, что позволило построить стратегический граф.

Сформирована программа корректировки инновационно-инвестиционного климата региона, включающая 8 подпрограмм, которые детализированы до уровня проектов и мероприятий, связь между которыми прослежена как по вертикали (внутри каждой подпрограммы и по горизонтали).

Апробация программы корректировки инновационно-инвестиционного климата выполнена на примере промышленной подпрограммы, ориентированной на создание кластеров.

При этом показано, что деятельность по поддержке кластеров (называемая «кластерной политикой») включает в себя: ликвидацию барьеров для инновацийинвестиции в человеческий капитал и физическую инфраструктуруподдержка географической концентрации связанных организаций.

Установлено, что во Владимирской области можно выделить 3 четко обозначенных кластера: автомобильный кластерстекольный кластербиотехнологический кластер. Кроме того, показано, что рассматриваемый регион включает около 40 монопоселков и малых городов, для которых кластеризация территории рассматривается как инструмент привлечения инвестиций.

Так, представлена подпрограмма для поселка городского типа Ставрово, в рамках которой планируется создание трех кластеров на основе существующих компетенций и особенностей внешнего окружения: агропромышленного, туристического и кластера стройиндустрии. С позиций разработанного подхода выдвинуто три основных проекта подпрограммы:

• создание центров коллективного пользования внутри кластеров и между кластерами региона;

• предоставление областных гарантий по уплате части процентных платежей по кредитным, лизинговым и другим платежам при реализации кластерами реконструкции/модернизации производства;

• создание инвестиционной компании по обслуживанию акций организаций кластеров на рынке ценных бумаг.

Разработана схема корректировки инновационно-инвестиционного климата при реализации подпрограммы, ориентированной на создание кластеров поселка городского типа Ставрово, а также схема диверсификации экономики поселка на основе формирования новых кластеров. Конкретизированы схемы формирования агропромышленного, туристского и строительного кластеров поселка. Дана оценка разработанной кластерной подпрограммы на базе результатов обработки двух экспертных опросов с помощью разработанных анкет. Результаты расчета коэффициента конкордации по мероприятиям подпрограммы, ориентированной на создание кластеров, по задачам, стоящим перед подпрограммой и по факторам, влияющим на подпрограмму, свидетельствуют о том, что эксперты признают значимость задач, факторов и самой подпрограммы, ориентированной на создание кластеров. Результаты экспертного оценивания факторов свидетельствуют о том, что полного единогласия в оценках экспертов нет, однако степень согласованности их мнений достаточно высока, что подтверждает расчет коэффициента конкордации, произведенный по результатам ранжирования задач, факторов и мероприятий в рамках подпрограммы, ориентированной на создание кластеров.

Таким образом, в рамках диссертационного исследования разработаны инструменты формирования программ, обеспечивающих улучшение инвестиционного климата в регионе. Тем не менее, остается открытым вопрос об инновационных факторах, влияющих на формирование инвестиционного климата. Также целесообразно более детально рассмотреть инновационную деятельность, как фактора стратегического развития региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.А. Стратегическое рыночное управление. СПб.: Питер, 2002. -544 с.
  2. , Д.А. Стратегическое рыночное управление Текст. / Д. А. Аакер. -Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2007. — 470 с. -ISBN: 978−5-469−1 301−3.
  3. Т.А. Теория организация: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 367 с.
  4. Дж. Роу. Креативное мышление / пер. с англ. Островский В. А. М.: НТ Пресс, 2007. — 176 с. ISBN 5−477−257−3
  5. , М.Б. Основы теории систем и системного анализа Текст.: Учеб. Пособие / М. Б. Алексеева, С. Н. Балан. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. — 88 с.- ISBN: 978−5-677−2 443−5.
  6. , А. МВА по-русски. Все, что вам нужно знать, чтобы зарабатывать 3.000 в месяц. М.: НТ Пресс, 2007. — 208 с. ISBN 5−477−2 301.
  7. И.Г. Практика бизнеса. Записки консультанта. М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2003. — 432 с.
  8. Андерсен Бьёрн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. 272 с. 5−94 938−027−4
  9. И.В. Организационное поведение: конспект лекций / И. В. Андреева. М.: Эксмо, 2007. — 128 с. — ISBN 978−5-699−21 187−6.
  10. Ю.П., Бударов Л. Ю., Попов Л. Н., Привалов В. В. Управление инвестиционной активностью / Под ред. Ю. П. Анискина. М.: ИКФ Омега-Л, 2002. — 272 с.
  11. И. Анискин, Ю. П. Инновационный менеджмент Текст.: Учебное пособие / Ю. П. Анискин, А. И. Лукьянов. М.: МИЭТ, 2002. — 120 с. — ISBN: 5−72 560 265−6.
  12. , B.C. Системный анализ в управлении Текст.: Учебное пособие / B.C. Анфилатов, A.A. Емельянов, A.A. Кукушкин. М.: Финансы и статистика, 2002. — 352 с. — ISBN: 978−5-279−2 435−3.
  13. В.М., Филин С. А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. Учебное пособие — М.: «Анкил», 2003, 360 с.
  14. В.Ф., Абрамова С. Ю. Привлечение инвестиций в экономику региона. Теория, методики, практика. М.: «Маркетинг», 2006. — 258с.
  15. , Н.И. Исследование систем управления Текст. / Н. И. Архипова, С. А. Косяченко, В. В. Кульба, Ф. Ю. Чанхиева. М.: ПРИОР, 2002.- 384 с. ISBN: 5−7990−0797−2.
  16. , И.Т. Инновационный менеджмент Текст. / И. Т, Балабанов, -СПб.: Питер, 2000. 208 с. — ISBN: 5−272−228−8.
  17. , В.А. Бизнес-планирование Текст.: Учебное пособие / В. А. Баринов. -М.: Форум- 2007.-257 с. ISBN: 978−5-91 134−156−5.
  18. , JI.C. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика Текст.: Учебник / JI.C. Бариютин. под ред. А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 2004. — 518 с. — ISBN: 5−282−23 458.
  19. A.C. Менеджмент: стратегия успеха. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001. — 224 с.
  20. , К. Стратегия на практике Текст. / К. Боумен. Спб.: Питер, 2003. -256 с. ISBN: 5−94 723−125−5.
  21. В. В. Инвестиции. — СПб.: Питер, 2003. — 288 с.
  22. Бриджес, Уильям. Управление компанией в период стратегических изменений. М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. — 2008 с. — ISBN — 978−5-8 459 120−8.
  23. , Д. Метрика эффективности, Вестник McKinsey" Электронный ресурс. режим доступа: http://www.vestnifanckinsey.ru/
  24. A.B. Деловое проектирование и управление проектом. — М.: Бусыгин, 2003.-518 с.
  25. , П.И. Теоретические и методологические основы инновационного управления и управленческих инноваций Текст.: Автореф. дис. д-р экон. наук. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2003.
  26. Ватанабе, Ичеген. Современные концепции управления: испытанные временем методы достижения успеха в конкурентной борьбе. — М.: ГроссМедиа, 2005. 112 с. 5−476−151−4.
  27. , О.С. Стратегическое управление Текст.: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп / О. С. Виханский. — М.: Гардарики, 2002. — 296 с. -ISBN: 5−98 118−055−2.
  28. , К.Л. Механизм обновления. Концепция развития национальной инновационной системы России Текст. / К. Л. Гаврилов. М.: Дашков и К, 2003. — 144 с. — ISBN: 5−94 798−306−0.
  29. В.П., Страхова O.A., Файбушевич С. И. Как эффективно управлять организацией? М.: Бера-тор-Пресс, 2003. — 160 с.
  30. , А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город Текст.: Учебное пособие / А. Л. Гапоненко. М.: РАГС, 2001. — 224 с. — ISBN: 5−7729−0076−5.
  31. ., Дюссож П. Стратегические альянсы: Пер с англ. М.: ИНФРА-М. 2002. — 332 с.
  32. М. Стратегический менеджмент /Пер. с франц. под ред. Д. О. Ямпольской. СПб.: Издательский дом «Нева». 2003. — 96 с.
  33. , А.П. Экономическая стратегия фирмы Текст.: Учеб. пособие / А. П. Градов, В. В. Глухов, Ю. П. Григорьев и др.- Под ред. А. П. Градова. 4-е изд., перераб. — СПб.: Спец. лит., 2003. — 958 с. — ISBN: 5−263−201−7.
  34. , М. Основы управления проектами Текст. / М. Грашина, В. Дункан. СПб.: Питер, 2006. — 208 с. — ISBN: 5−469−961 -0.
  35. Грэттон Линда. Живая стратегия: как поместить людей в центр решения корпоративных задач / Пер с англ. — Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003. — 280 с.
  36. Даешь инжиниринг! -М.: Изд-во Эксмо, 2005. 174 с. ISBN 5−699−133 607
  37. Дженстер Пер, Хасси Дэвид. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей.: Пер с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 368 с.
  38. Джини Даниель ДАК. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований. М.: Альпина Паблишер, 2003. — 320 с.
  39. Джон ван Маурик. Эффективный стратег: Пер с англ. — М.: ИНФРА-М, 2002. 208 с.
  40. Джон Мидлтон Библиотека избранных трудов о стратегии бизнеса. Пятьдесят наиболее влиятельных идей всех времен / Пер с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. — 272 с. ISBN 5−9693−0017−9
  41. П. Бизнес-тренды: Стратегическое моделирование будущего. -М.: Изд-во Эксмо, 2005. 480 с. ISBN 5−699−10 151−9
  42. Д. Избранные концепции бизнеса. Теории, которые изменили мир. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. — 336 с.
  43. , O.A. Приоритеты использования инновационно-инвестиционного потенциала регионов Текст. / O.A. Доничев // Региональная экономика: теория и практика. 2009. — № 19. — с.25−27.
  44. И.Н. Системный анализ в экономике: учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2007. — 512 с. — ISBN 978−5-279−3 242−6.
  45. , П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке Текст. / П. Ф. Друкер. -Пер. с англ. и ред. Н. М. Макаровой: Учебное пособие. М.: Вильяме, 2007. — 272 с. — ISBN: 978−5-8459−0127−9.
  46. В.Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. — 319 с.
  47. В.Я. Антикризисное управление. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / В. Я. Захаров, А. О. Блинов, Д. В. Хавин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 287 с. — ISBN 978−5-238−1 250−6.
  48. Зуб А.Т., Панина Е. М. Антикризисное управление организацией: учебное пособие. М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2007. — 256 с. — ISBN 978−5-81 990 327−8.
  49. Зуб, А. Т. Системный стратегический менеджмент: методология и практика Текст. / А. Т. Зуб, М. В. Локтионов. М.: Генезис, 2001. — 752 с. -ISBN: 5−85 297−044−1.
  50. , И.А. Инновационный менеджмент Текст.: учебник для вузов / И. А. Иванов. Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС, 2001. — 288 c.-ISBN: 5−94 004 116−7.
  51. Ю.В. Слияния и поглощения: стратегия, тактика, финансы. — Спб.: Питер, 2005. 208 с.
  52. , A.B. Исследование систем управления Текст.: Учебное пособие для вузов / A.B. Игнатьева, М. М. Максимов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 157 с. — ISBN: 5−238−213−0.
  53. , C.B. Инновационный менеджмент Текст. / C.B. Ильдеменов, A.C. Ильдеменов, В. П. Воробьев. М.: РШФРА-М, 2002. — 208 с.-ISBN: 5−16−553−6.
  54. Инвестиционная политика / Под ред. Ю. Н. Лапыгина. М: КНОРУС, 2005. — 320 с.
  55. Инновационный менеджмент Текст.: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Аньшина, A.A. Дагаева. -М.: Дело, 2006. 584 с. — ISBN: 5−7749−0328−1.
  56. Инструменты реализации стратегии Текст. / Под ред. Ю. Н. Лапыгина. -Владимир: ВГПУ, 2005. 281 с. — ISBN: 5−87 846−467−5.
  57. В. В., Немчин А. М. Общая теория социально-экономических систем: Учеб. пособие. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002. — 176 с.
  58. , В.Г. Сбалансированное управление предприятием Текст.: учебное пособие / В. Г. Кандалинцев. М.: КНОРУС, 2006. — 224 с. — ISBN: 585 971−171−9.
  59. Э., Саммерс Лаче К. Стратегический синергизм, 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.-416 с.
  60. Г. Антикризис. Где взять новые идеи?. М.: РИПОЛ классик, 2009. — 256 с. — ISBN 978−5-386−1 092−8.
  61. Ключевые компетенции современного менеджмента: Словарь управленческого революционера. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 184 с. -ISBN 978−5-9614−0701−3.
  62. В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов. -М.: Норма, 2004. 544 с. 5−89 123−853−5
  63. М.И., Пучков В. В., Тютиков Ю. П. Стратегическое управление корпорациями. СПб.: КультИнформПресс, 2002. — 240 с.
  64. , Г. Д. Основы инновационного менеджмента Текст.: Учебник для вузов / Г. Д. Ковалев. Под ред. проф. В. А. Швандара. — М.: ЮНИТИ, 2000.-208 с. — ISBN: 5−238−123−1.
  65. М. Стратегический разрыв: Технология воплощения корпоративной стратегии в жизнь / Макл Новени, Денис Гэнстер, Брайан Хартлен, Дейв Кинг- Пер с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 232 с.
  66. Козырев, А. Н Инновации: теория, механизм, государственное регулирование Текст.: Учебное пособие / А. Н. Козырев, В. И. Кушлин, Ю.В., Яковец и др. Под ред. Ю. В. Яковца. М.: РАГС, 2000. — 407 е.- ISBN: 5−16 002 226−0.
  67. , Д.И. Инновационная деятельность Текст. / Д. И. Кокурин. М.: Экзамен, 2001. — 576 е.- ISBN: — 5−8212−0226−4.
  68. , М. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен Текст. / М. Коленсо. Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 174 с. -ISBN: 978−5-16−1 249−0.
  69. Д. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нат. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. — 320 с.
  70. Контроллинг функциональных стратегий / Под ред. проф. Ю. Н. Лапыгина. Владимир: ВГПУ, ВлГУ, 2004. — 263 с. — ISBN: 5−87 846−395−8.
  71. Э.М. Исследование систем управления. М.: ООО Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. — 336 с.
  72. A.B. Основы Информационного менеджмента. М. Финансы и статистика, 2009. — 528 с. ISBN 978−5-279−3 020−0.
  73. Котлер, Филип, Армстронг, Гари, Сондерс, Джон, Вонг, Вероника. Основы маркетинга: Пер. с англ. — 2-е европ. изд. — М.- СПб.- К.- Издательский дом «Вильяме», 2001. — 944 с.
  74. Кох Р. Стратегия / Ричард Кох- пер с англ. М.: Эксмо, 2007. — 224 с. ISBN 5−699−19 800−8.
  75. , В.А. Механизм формирования экономической устойчивости хозяйственной системы региона. Монография. Текст. / В. А. Кретинин. М.: РАГС, 2006. — 252 с. — ISBN: 5−8548−345−4.
  76. Кризис есть кризис: лидеры российской и мировой экономики о путях выхода из кризиса:. — М.: ИД «Коммерсантъ»: Эксмо, 2009. 272 с. — ISBN 978−5-699−35 550−1.
  77. , А.Б. Инвестиции и экономический рост предпринимательства Текст. / А. Б. Крутик, Е. Г. Никольская. СПб.: Лань, 2000. — 544 с. -ISBN: 5−8114−0257−0.
  78. Кэмпбел, Д, Стратегический менеджмент Текст.: Учебник / Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус, Б. Хьюстон. -Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. М.: Издательство проспект, 2003.-336 с. — ISBN: 5−7986−0080−7.
  79. .А. Оптимальное управление в экономике. М.: Финансы и статистика, 2003. — 192 с.
  80. Ю.Н. Методы стратегического менеджмента. М.: МЭСИ, 2006.- 142 с.
  81. Ю.Н. Основы управленческого консультирования. М.: Академический проект, 2006. — 350 с.
  82. Ю.Н. Системное решение проблем. М.: Эксмо, 2007. — 336 с.
  83. Ю.Н. Стратегический менеджмент. М.: Инфра-М, 2006. — 245 с.
  84. Ю.Н., Крылов В. Е., Чернявский А. П. Экономическое прогнозирование. М.: Эксмо, 2009. — 256 с.
  85. Ю.Н., Лапыгин Д. Ю. Стратегический менеджмент: бакалавриат и магистратура. М.: Эксмо, 2010. — 432 с.
  86. Ю.Н., Лапыгин Д. Ю., Лачинина Т. А. Стратегическое развитие организации. М.: КНОРУС, 2005. — 288 с.
  87. , Д.Ю. Управленческие решения Текст. / Д. Ю. Лапыгин, Ю. Н. Лапыгин. -М.: ЭКСМО, 2009. 448 с. — ISBN: 978−5-699−29 521−0.
  88. , Ю.Н. Инвестирование инноваций Текст. / Ю. Н. Лапыгин, A.B. Колесников, С. А. Кузнецов. Владимир: ВлГУ, ВГПУ, 2005. — 272 с. -ISBN: 5−8439−0091−6.
  89. , Ю.Н. Стратегическое развитие организаций Текст. /Ю.Н. Лапыгин, Д. Ю. Лапыгин, Т. А. Лачинина. Под рук. и ред. Ю. Н. Лапыгина. -М.: КНОРУС, 2005. — 288 с. — 5−85 971−079−8.
  90. , Ю.Н. Теория организаций Текст. / Ю. Н. Лапыгин. М.: Инфра-М, 2007. — 236 с. — ISBN: 5−16−2 856−0.
  91. , Ю.Н. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности Текст. / Ю. Н. Лапыгин, В. А. Кретинин и др. Практическое пособие. -М.: Омега-Л, 2006. 246 с. — ISBN: 5−370−44−1.
  92. , Ю.Н., Лапыгин, Д.Ю. Бизнес-план: стратегия и тактика развития компании: практ. Пособие. М.: Издательство «Омега-Л», 2010. -350 с.
  93. Дж.К. Теория организаций: Учебное пособие. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2003. — 416 с.
  94. , Дж.К. Управленческие решения Текст.: Учебное пособие / Дж.К. Лафта. М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. — 304 с. -ISBN: 5−85 873−096−5.
  95. Лемберг, Пол. Мысли нестандартно! Нетрадиционные подходы к решению бизнес-задач / Пол Лемберг- пер. с англ. Егорова В. Н. М.: Вершина, 2008.-256 с. — ISBN 978−5-9626−0405−3.
  96. М. Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009. 256 с. — ISBN 978−5-9693−1 375.
  97. .Г. Экспертные технологии в управлении: Учебное пособие. 2-е изд., испр. И доп. — М.: Дело, 2004. — 400 с.
  98. Литке, Ханс-Д. Управление проектами Текст. / Ханс-Д. Литке. М.: ОМЕГА-Л, 2006. — 144 с. — ISBN: 5−365−609−7.
  99. , А.Н. Стратегический менеджмент Текст.: Учебное пособие для вузов / А. Н. Люкшинов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 375 с. -ISBN: 5−238−178−9.
  100. , И.И. Эффективный менеджмент Текст.: Учебное пособие для вузов/ И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. Под общ. Ред. И. И. Мазура. — М.: Высшая школа, 2004. — 521 с. — ISBN: 5−282−2 312−1.
  101. A.C. Исследование систем управления Текст.: Учебник для вузов / A.C. Малин, В. И. Мухин. 2-е изд. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004 — 399 с. — ISBN: 5−7598−0350−6.
  102. , В.Д. Стратегический менеджмент Текст.: Курс лекций / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007.-288 с. — ISBN: 978−5-16−2 298−7.
  103. В.Е. Системное корпоративное управление. — М.: Сирин, 2003.-251с.
  104. , В.Г. Инновационное предпринимательство Текст.: Учеб. пособие для вузов / В. Г. Медынский, Л. Г. Скамай. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 589 с. — ISBN: 5−238−467−2.
  105. Межсекторное стратегическое партнерство / Под ред. проф. Ю. Н. Лапыгина. Владимир: ВГПУ, ВлГУ, 2005. — 202 с.
  106. , М.Х. Основы менеджмента Текст. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Пер с англ. под ред. Медведь О. И. — М.: Вильяме, 2007. — 672 с. — ISBN: 978−5-8459−1060−8.
  107. Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
  108. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 336 с.
  109. Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. — 688 с.
  110. A.A. Использование показателя валового регионального продукта в оценке экономического развития региона // Научно-информационный журнал «Вопросы статистики». — 2003. — № 9.
  111. , Л.М. Исследование систем управления Текст.: Учебное пособие для вузов / Л. М. Михайлов, В. М. Мишин, А. Я. Сисюк. — М.: Экзамен, 2009. — 192 с. — ISBN: 978−5-377−1 828−5.
  112. , Ю.П. Инновационный менеджмент Текст.: Учеб. пособие для вузов / Ю. П. Морозов, А. И. Гаврилов, А. Г. Городнов. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-471 с.-ISBN: 5−238−402−8.
  113. А.И. Реструктуризация российской экономики и ее региональные аспекты. Владимир: ВГПУ, ООО «Издательство «Пасад», 2001.-274 с.
  114. В. В. Титаренко Б.П. Волочиенко В. А. Системы управления. Учебное пособие. М.: Экономика и финансы, 2002. — 384 с.
  115. О Кифф Дж. Бизнес-прорыв. Восемь стратегий достижения выдающихся практических результатов / Пер. с англ. Парал Тит англ. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 256 с. ISBN 5−699−12 319−9.
  116. О’Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О’Коннор и Иан Макдемотт- Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 256 с. — ISBN 5−9614−0335−1.
  117. К. Мышление стратега: Искусство бизнеса по-японски / Кеничи Омае- Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 215 с. — ISBN 9787−59 614−0565−1.
  118. А.И., Коробейников И. О. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -285 с.
  119. В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, C.B. Панасенко. М.: КНОРУС, 2005. — 496 с.
  120. , В.А. Проблема управления инновационным проектом Электронный ресурс. режим доступа: www.iteam.ru.
  121. В.Я. Современные управленческие технологии. — М.: Дело, 2006. 384 с. — ISBN 5−7749−0433−4.
  122. , П.А. Планирование деятельности предприятия Текст.: Учебное пособие / П. А. Платонова, Т. В. Харитонова. М.: Дело и сервис, 2005. — 432 с. — ISBN: 5−8018−0249−5.
  123. , Д. Эволюция показателей стратегии развития предприятия / Д. Попов // Управление компанией. 2003. — № 2.
  124. Портер Майкл, Э. Конкуренция.: Пер. с англ.: Уч. пос. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 495 с.
  125. А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. -М.: Издательство «Дело», 2010. 432 с. — ISBN 978−57 749−0599−7.
  126. , А.И. Методы развития организаций Текст. / А. И. Пригожин. М.: МЦФЭР, 2003. — 864 с. — ISBN: 5−7709−0198−5.
  127. Региональные альянсы и кластеры / под ред. Ю. Н. Лапыгина. — Владимир: Владимирская книжная типография, 2006. — 315 с.
  128. В. Н. Федоркова Н.В., Чекменев А. Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: Издательство РИОР, 2003. — 81 с.
  129. , М.Ф. Интеллектуальная организация. Привнеси будущее в настоящее и преврати творческие идеи в бизнес-решения Текст. / М. Ф. Рубинштейн, А. Р. Фирстенберг. Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М. 2003. — 192 с. -ISBN: 5−16−1 502−7.
  130. А. «Правильный» контроллинг: мнение практика Текст. / А. Сафаров // Управленческий учет. № 1. -2006. — с. 21−27.
  131. П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. 408 с.
  132. М. Эпоха системных инноваций / Мицуаки Симагути-пер. с яп. М. Б. Черная. М.: Миракл, 2006. — 248 с. — ISBN 5−9 900 194−2-4.
  133. Дж.К. Как решать проблемы / Пер с англ., под ред. И. А. Чеховских. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. 160 с.
  134. , М.С. Надежность, эффективность, качество систем управления, Электронный ресурс. режим доступа: http://quality.eup.ru.
  135. М. Быть лучшим в решении проблем. М.: Изд-во «Лори», 2004. — 180 с.
  136. Стратегические системы в управлении / Под ред. Ю. Н. Лапыгина. -Муром: Изд-во МИ ВлГУ, 2007. 431 с.
  137. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. — М.: ООО «Издательство Проспект», 2003. — 336 с.
  138. Стратегическое сотрудничество: Креативный бизнес-курс / Стивен Кардел. Пер с англ. Т. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. — 256 с.
  139. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию. 2-е изд./ Р. Кох. — СПб.: Питер, 2003. 320 с.
  140. Е.А. Антикризисное управление. — М.: Издательство РИОР, 2005. 95 с.5−9557−0235−0
  141. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: Учеб. пособие / Под ред. В. Н. Волковой и A.A. Емельянова. — М.: Финансы и статистика, 2006. 848 с. — ISBN5−279−2 933−5.3
  142. C.B. Стратегическое управление инновационным проектом прорывного характера Текст.: Автореф. дис. канд. экон. наук. М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 2002.
  143. H.H. Стратегическое управление: учебное пособие для вузов. -М.: Издательство ПРИОР, 2003 288 с.
  144. , A.A. Управление инновационным развитием предприятия Текст. / A.A. Трифилова. М.: Финансы и статистика, 2003. — 176 с. -ISBN: 5−279−2 750−2.
  145. , Ю.Д. Стратегический менеджмент Текст.: Учеб. Пособие / Ю. Д. Турусин, С. Ю. Ляпина, Н. Г. Шаламова. М.: ИНФРА-М, 2003. — 231 с. -ISBN: 5−16−1 671−6.
  146. Управление инновациями: Базовые компоненты управления инновационными процессами Текст.: Учеб. пособие. В 3 кн. / Под ред. Ю. В. Шленова. -М.: Высш. школа, 2003. -Кн. 3. -240 с. ISBN: 5−06−4 697−4.
  147. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности / Под ред. Ю. Н. Лапыгина. М.: Издательство «Омега-Л», 2007. — 250 с.
  148. А.Р. Курс МВА по оптимизации управленческих решений. Практическое руководство по использованию моделей линейного программирования. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 176 с. ISBN 5−96 140 318−1
  149. Факторы стратегического развития / Под ред. проф. Ю. Н. Лапыгина. — Владимир: ВГПУ, ВлГУ, 2005. 165 с.
  150. , P.A. Стратегический менеджмент Текст.: Уч. пос / P.A. Фатхутдинов. М.: Дело, 2008. — 448 с. — ISBN: 978−5-7749−0493−8.
  151. , P.A. Инновационный менеджмент Текст.: Учебник для вузов / P.A. Фатхутдитгов. СПб.: Питер, 2008. — 447 с. — ISBN: 978−5-46 901 658−8.
  152. А. Гуру менеджмента. СПб.: Питер, 2002. — 480 с.
  153. Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня/ Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2002. — 288 с.
  154. К.В., Краев В. Н. Основы менеджмента. М.: Академический проект, 2006. — 258 с. — ISBN 5−8291−0665−5.
  155. В.А. Инвестиционная стратегия: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 158 с.
  156. В.Г. Модели поддержки принятия решений в инвестиционной деятельности на основе аппарата нечетких множеств. — М.: Горячая линия-Телеком, 2007. 313 с.
  157. Ю.И. Семантика самоорганизующихся систем. — М.: Академический Проект, 2003. — 176 с.
  158. Эффективность стратегического управления / Под ред. проф. Ю. Н. Лапыгина. Владимир: ВГПУ, ВлГУ, ВИБ, АМуР, 2005. — 252 с.
  159. , В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М.: Омега-Л, 2007. — 567 с. ISBN 5−365−446−9.
Заполнить форму текущей работой