Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы традиций и жанровые разновидности в чеченском романе 80-90-х гг. XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, изучение жанрового своеобразия такого явления художественной литературы, как чеченский роман 80-х и 90-х гг. XX в., представляется актуальным и по ряду определенных причин. Во-первых, именно в этот период наступает рассвет литературного творчества, относимого к жанрам эпической прозы. Во-вторых, романы писателей указанного времени не только синтезировали опыт предшественников… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Роман как жанр литературы
    • 1. 1. Характеристика понятия «жанр» в литературоведении
    • 1. 2. Типологические классификации жанра романа
    • 1. 3. Развитие жанра романа в чеченской литературе
  • Глава вторая. Жанровое своеобразие трилогии А. Айдамирова («Долгие ночи», «Молния в горах», «Буря»)
    • 2. 1. Эпические традиции и поэтика произведений
    • 2. 2. Философское осмысление национальных и общечеловеческих проблем
    • 2. 3. Формирование нового типа героя и проблема «отцов» и «детей»
  • Глава третья. Поэтика романа в стихах Ш. Арсанукаева «Линии судьбы»
    • 3. 1. Фольклорные мотивы в развитии темы войны в романе
    • 3. 2. Традиции народной поэзии в любовной линии произведения
  • Глава. четвертая. Жанровое своеобразие романов М. Ахмадова
    • 4. 1. Роман М. Ахмадова «На заре, когда звезды гаснут» как роман воспитания
    • 4. 2. Проблема соотношения традиций и современности в романе
    • 4. 3. Поэтика романа М. Ахмадова «На заре, когда звезды гаснут»
    • 4. 4. Особенности жанра романа М. Ахмадова «Деревья в сумерках»

Проблемы традиций и жанровые разновидности в чеченском романе 80-90-х гг. XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Чеченская литература является важной составной частью не только литературного процесса России, но и мировой художественной культуры в целом. Творчество чеченских писателей отражает духовный опыт многострадального, жизнелюбивого, чрезвычайно стойкого и гордого народа, находящего в себе силы сохранять и развивать древнейший язык, традиции и самобытную культуру. Если душа народа, его поэтический гений воплощается в коллективном творчестве, в фольклоре, обрядово-ритуальной стороне жизни чеченцев, то личностное начало выражается в художественной рефлексии писателей и поэтов, стремящихся передать в литературных образах боль, надежды и собственное переживание истории. Художественное мышление писателей Чечни преодолевает пределы локальной культуры горцев и выводит трагический опыт народа на глобальный, общечеловеческий уровень. Изучение чеченской литературы позволяет не только лучше понимать специфическую уникальность этнической культуры и мировоззрения, но и в определенной мере дополняет картину духовного опыта других культур.

Кроме того, изучение жанрового своеобразия такого явления художественной литературы, как чеченский роман 80-х и 90-х гг. XX в., представляется актуальным и по ряду определенных причин. Во-первых, именно в этот период наступает рассвет литературного творчества, относимого к жанрам эпической прозы. Во-вторых, романы писателей указанного времени не только синтезировали опыт предшественников, но и заложили основы нового, в художественном отношении совершенного направления в искусстве чеченской художественной культуры. В-третьих, рассматриваемый период развития чеченской литературы важен еще и потому, что в своих романах писатели подвергают художественному анализу социокультурную реальность, в которой оказываются их герои, носители традиционного мировоззрения часто преломленного сквозь призму современных проблем. Персонажи, населяющие художественный мир большой прозы чеченской литературы, переживают экзистенциальное состояние времени, которое движется, ставя перед ними проблемы многовековой давности. Настоящее как бесконечное повторение ощущений прошлого, как переживание морального обязательства перед памятью предков. Наконец, в-четвертых, актуальность диссертационного исследования во многом обусловлена еще и важнейшим социокультурным значением тех кризисных явлений и проблем, которые подвергаются осмыслению средствами образного языка романов 80-х — 90-х гг. XX в.

Хотя литература Чечни прежде всего является событием эстетического плана, она выполняет, помимо художественных, социальные и даже социально-политические функции. В романах, созданных в данный период времени, подвергается художественному осмыслению и критическому анализу средствами поэтической выразительности закономерности социальной истории и политики. Писатели вместе со своими героями переживают трагедию народа, пытаются вскрыть ее причины и предупреждают в относительно спокойный период времени 80-х гг. о возможности новых потрясений. Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется еще и тем, что изучение жанровой специфики романов, выявление поэтических связей с традиционной культурой чеченцев позволяет глубже понимать корни социального кризиса, проявившегося в конце 80-х начале 90-х гг.

Следует отметить, что чеченские писатели прошли суровые испытания вместе с народом, разделили его судьбу и нашли в себе силы отстаивать свой взгляд, свою точку зрения на события прошлого и настоящего.

На современном этапе развития литературного процесса перед отечественным литературоведением встает целый ряд качественно новых проблем. Обращение к жанру романа обусловлено тем, что роман, по мнению исследователей, относится к «большим» жанрам, к наиболее зрелым литературным формам, что позволяет рассматривать роман как отражающий наиболее значимые литературные тенденции, прошедшие «проверку временем».

Раскрывая степень изученности такого явления, как литературный процесс 80-х — 90-х гг. чеченской художественной культуры, необходимо отметить, что своеобразие литературы этого периода совершенно не раскрыто в чеченском литературоведении. Одной из наиболее исследованных областей истории чечено-ингушской литературы является область историко-культурных связей художественного творчества с мифо-фолышорным наследием и традиционной культурой вайнахов.

Отметим, что литература Чечни развивалась, творчески перерабатывая художественные особенности мировой культуры, но вместе с тем сохраняя ценностный потенциал наследия предков. Исторические корни чеченской литературы проанализированы в работах Ю. Айдаева, М. Мальсагова, X. .Туркаева, X. Ошаева, Р. Чахкиевой и других исследователей.

Некоторые особенности чеченского романа (50−70-х гг.) были исследованы JI. Бекизовой, Н. Музаевым, X. Мусаевым, X. Туркаевым, Р. Ужаховой, Р. Чахкиевой, М. Чентиевой, Г. Яблоковой и другими авторами.

Чеченский и ингушский роман 20-х — 70-х гг. XX в. были предметом диссертационного исследования Р. Ужаховой (1984). В этой работе выявлены поэтические особенности большой прозы от момента ее становления до 70-х гг. прошлого века. Общему анализу развития чеченской прозы, и в частности, чеченского романа, посвящено диссертационное исследование X. Абдуллае-вой «Чеченская проза: историко-культурный аспект» (1998).

Развитие чеченской литературы происходило в тесном взаимодействии с русской классической и советской литературой, что проявилось в общности основных тенденций. «Идейно-тематические и жанровые искания чеченских и ингушских романистов вполне укладываются в общее русло развития всей многонациональной советской литературы. Успешное овладение ими различными формами романа, безусловно, является следствием всестороннего и глубокого изучения вершинных достижений русской классики, которая дала немало блестящих образцов этого жанра, вошедших в золотой фонд мировой литературы» [39- 79].

Анализ глубоких идейно-художественных связей чеченской литературы с древним эпическим наследием дан в работах Х. В. Туркаева [147, 144, 150, 148, 151]. Исследователь подчеркивает, что без анализа исторического духовного наследия чеченской культуры невозможно понимание и современного культурного процесса, и современной литературы. «Такие исследования, обращенные в глубь истории, обобщающие опыт культурно-исторического развития ранее бесписьменных народов, призван в итоге способствовать обогащению наших представлений об исторической закономерности возникновения национальных литератур» [148- 4].

В литературоведческом изучении чеченской литературы сделано достаточно много. «Полнее стали наши знания законов рождения новых идейно-тематических и художественных систем за годы советской власти <.> Исследованы жанры, сделано многое для выявления общих закономерностей поступательного движения самих литератур» [151- 4]. Было заложено прочное теоретическое основание, та опора, которая позволяет продолжать исследования чеченской литературы. Труды перечисленных и многих других авторов определяет возможности дальнейшего продуктивного изучения литературного процесса при творческом развитии уже сделанного.

Однако при значительных успехах в изучении литературного творчества народов Кавказа, многие вопросы и многие проблемы еще не нашли достаточно полного освещения. «Несмотря на определенные достижения исследовательской мысли, необходимо отметить, что сложные пути становления молодых литератур довольно часто рассматриваются упрощенно, а многие проблемы еще ждут своего решения» [151- 6]. Особенно мало внимания уделялось исследованию чеченской литературы 80-х — 90-х гг. XX в. Кроме того, «не решены вопросы периодизации чеченского историко-культурного процесса, проблемы становления идейно-эстетических предпосылок зарождения чеченской литературы в ее связях и тесном взаимодействии с русской литературой и передовой демократической мыслью народов Северного Кавказа» [151- 7].

В свете названной проблемы представляется важным, чтобы духовное богатство и художественные достоинства чеченской литературы 80-х — 90-х гг. XX в. получили достаточно полное и глубокое освещение в литературоведении. И сегодня необходимо проделать сложную и тщательную работу, целью которой должно стать новое прочтение хорошо известных произведений, в которых мы можем найти ответы как на вечные вопросы, так и на запросы современности.

При том, что существуют серьезные научные исследования, посвященные творчеству чеченских писателей, следует признать, что в силу социально-исторических условий литературный процесс 80-х — 90-х гг. совершенно не исследован. Большая часть современных литературных произведений еще не стала предметом литературоведческого анализа. В этой связи обращение к романам, написанным менее десятилетия назад, представляется новым и актуальным.

Конец двадцатого века в Чечне и в России в целом сопряжен с ярко выраженным кризисом как в духовной, так и в социально-политической сферах. В связи с этим обращение к исследованию жанра романа в чеченской литературе дает возможность понять причины кризиса, выделить те основные духовные и нравственные вопросы, которые на протяжении многих лет представляли собой «болевые точки».

Таким образом, научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что жанровое своеобразие чеченской литературы советского периода, в особенности литература его последних десятилетий, комплексно рассматривается с точки зрения связей романной поэтики с фольклорным и эпическим наследием. Впервые исследуется жанровая разновидность романов Абузара Айдамирова, Мусы Ахмадова, Шайхи Арсанукаева в связи с наследием традиционной культурой вайнахов. Очевидно, что закономерности литературного развития чеченского романа не могут быть до конца понятыми без обращения к мифо-фольклорным и эпическим мотивам.

Объектом диссертационного исследования являются романы чеченских писателей, написанные и изданные в период с 1980 до 2000 года. Предметом изучения является жанровая разновидность романов Абузара Айда-мирова («Долгие ночи», «Молния в горах», «Буря»), Шайхи Арсанукаева («Линии судьбы), Мусы Ахмадова («На заре, когда звезды гаснут», «Деревья в сумерках»). В качестве гипотезы научного исследования выдвигается идея глубинной связи произведений современных писателей с духовными традициями чеченской культуры, которые проявляются на всех уровнях романной поэтики. Эта укорененность современных эпических форм чеченской литературы в духовной почве этнических традиций и является одной из наиболее значимых черт жанровой специфики исследуемых произведений.

Основной целью диссертационного исследования является выявление, описание и характеристика жанровых разновидностей и жанрового своеобразия чеченских романов рассматриваемого периода, новаторство чеченских романистов последних десятилетий XX века. Для достижения поставленной цели необходимо качественно решить следующие задачи:

— провести литературоведческий анализ понятия «жанр» и выделить наиболее значимые основания для его использования при анализе романов;

— выявить на конкретном материале исследования существенные характеристики романа как жанра;

— провести анализ романов, написанных в период 80-х — 90-х гг. XX в. с точки зрения их жанровой принадлежности и их связи с эпическим наследием, выявление новаторства романистов;

— описать проблемно-тематический круг связей литературных и эпических образов;

— определить функциональное значение обращения писателей к культурному наследию предков;

— установить связь поэтики исследуемых романов с морально-этическим комплексом традиционной культуры вайнахов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Чеченские романы 80-х — 90-х годов XX века представлены широким спектром жанров и жанровых разновидностей: исторический роман, роман-хроника, роман в стихах, социально-бытовой роман, роман — воспитания и роман — фантасмагория.

2. Развитие жанра романа в чеченской литературе в 80-х — 90-х гг. происходило по двум взаимосвязанным направлениям: по пути повышенного внимания к истории народа и развитию личности в конкретных исторических обстоятельствах.

3. Для чеченских романов 80-х — 90-х годов XX века характерно слияние в рамках одного произведения нескольких жанровых разновидностей, образующих синтетическое единство художественного пространства.

4. Для чеченского романа рассматриваемого периода характерна высокая степень связи с эпическим наследием. Интеграция традиционных элементов мифо-фольклорной поэтики с элементами поэтики современной литературы.

5. Жанр исторического романа, развивая традиции, заложенные во многонациональных литературах России, осваивал идейно-эстетические требования романа-хроники. Динамика развития исторического романа строится в направлении к большему вниманию к конкретным и философским вопросам, отходу от стереотипов.

6. Развитие романа включает в себя активное освоение приемов и методов мировой литературы. Жанровой особенностью чеченского романа рассматриваемого периода является художественный прием «поток сознания».

7. Пространственно-временная организация романов во многом воспроизводит мифо-фольклорную систему пространства и времени эпических произведений.

8. Эволюция внутреннего мира героев исследуемых произведений определяется непрекращающимся диалогом с духовным наследием предков.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты диссертационного исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении истории чеченской литературы, создании учебного курса «Современный чеченский роман», а также при изучении литератур народов Северного Кавказа.

Методологической основой диссертации послужили труды известных отечественных ученых В. Агеносова, М. Бахтина, Д. Лихачева, Е. Мелетин-ского, а также работы северокавказских исследователей Ю. Айдаева, JI. Бе-кизовой, Н. Музаева, X. Мусаева, У. Панеша, X. Туркаева, Р. Ужаховой, Р. Чахкиевой, М. Чентиевой, К. Шаззо и др.

В качестве основного метода историко-литературного анализа использовался сравнительный метод, позволяющий выявить типологические основы идейно-образной системы романов.

Апробация работы. Материалы диссертации были положены в основу докладов, прочитанных на конференциях. Основные положения работы отражены в публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

Заключение

.

В результате проделанной работы можно сделать вывод относительно высокой степени продуктивности жанрового подхода к исследованию большой прозы. Он позволяет рассматривать литературный процесс в единстве преемственности традиций и динамики. В настоящее время жанровая типология представляет собой не дискретную, а континуальную систему.

Анализ романов чеченских писателей показывает, что понятие жанра и сегодня не утратило своего значения. Определение жанрового своеобразия литературного произведения необходимо для более полного понимания характера высказывания автора.

Роман, согласно мнению исследователей, представляет собой синтетический жанр, интегрирующий элементы разных жанров и интенсивно изменяющийся с течением времени. Особенностью жанра романа является внимание к судьбе отдельной личности, показанной в ее развитии, в изменениях. Существует множество классификаций романов и различных подходов к выделению романных форм, которые строятся по разным основаниям. Однако, как признают практически все исследователи, эти классификации носят условный, приблизительный характер.

Жанровое своеобразие трилогии А. Айдамирова определяется синтезом исторического и философского романа. Важнейшие нравственно-философские мысли в романах даны не в виде стабильных, монологических догм, а в виде полифонического становящегося диалогического взаимодействия разных позиций, разных голосов.

По характеру содержания произведения Айдамирова представляют собой исторический роман. По уровню присутствия документального материала и точности воспроизведения исторических событий и описаний исторических лиц их можно отнести к жанру романа-хроники. Особенно это относится к роману «Долгие ночи». Хотя и для романов «Молния в горах» и «Буря» так же присуща едва ли ни документальная подача материала в хроникальном порядке описания событий бурной истории Чечни.

Однако по глубине проработке поднимаемых вопросов романы Айдамирова могу быть определены как философские романы. Идеи автора представлены не в монологической, застывшей и «окончательной» форме, а преподносятся в форме полифонического звучания различных голосов, выражающих различные позиции.

Образы отдельных героев романа даны в развитии, неразрывно связанном с характером исторических изменений. Обращение к морально-нравственным основам традиционной культуры определяет позитивный характер перемен в умах и сердцах героев Айдамирова. Обычаи народа, этикет горцев составляют жизненную основу каждого чеченца. Такое обращение к базовым ценностям как жизненному ориентиру, позволяет выделить в трилогии элементы романа воспитания.

Роман в стихах Ш. Арсанукаева «Линия судьбы» — это первый опыт в чеченской литературе создания произведения в столь сложном жанре. Военная тема, которой посвящен роман, получила недостаточное развитие в чеченской литературе, и представлена в большей степени в стихах и поэмах.

Произведение Арсанукаева в значительной степени опирается на традиции фольклора, особенно на традиции илли, что особенно выражено в эпизодах, посвященных описанию военных действий и подвигов героев. Однако, в лирических отступлениях, в которых слышен голос автора, Арсанукаев говорит не только о героизме, но и о бытовых тяготах войны, об общей трагичности убийства, даже если это убийство врага.

В образе главного героя — Ризвана присутствуют как элементы традиционной эпической поэтики, так и элементы, свойственные поэтики романа. Автор рисует процесс внутреннего роста героя, его изменений, которые происходят в активном взаимодействии со средой. Любовная линия романа представлена как сочетание нескольких линий, различающихся степенью сходства с фольклорными мотивами. Сюжетные направления романа так или иначе воспроизводят мотивы произведений устного народного творчества.

Жанровое своеобразие романа М. Ахмадова «На заре, когда звезды гаснут» определяется единством социально-бытового романа с романом воспитания. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что роман можно отнести к четвертому из выделенных Бахтиным типов, типу дидакти-ко-педагогического романа. Связь героини со временем показана как борьба с преодолением разрушительного воздействия актуального времени на пути становления личности. Героиня изменяется «вопреки» актуальному времени. Проблема взаимосвязи традиций с современностью раскрывается в единстве тем кровной мести, связи человека с его семьей и темой долга, как определяющего жизненный путь настоящего человека.

Для романа «Деревья в сумерках» характерной чертой является сочетание поэтики народного творчества с особенностями метода «потока сознания» и элементами гротеска.

Смена ритмов повествования подчеркивается автором введением приема «поток сознания», которое используется при смене движения героя по внешней траектории к движению во внутреннем мире — в прошлом и будущем, к внутреннему преобразованию личности обретению новых смыслов.

Характер использования гротеска в романе позволяет говорить о специфике функции гротескного реализма, заключающейся не столько в принятии ценностей официальной культуры, по Бахтину, через снижение, сколько в разоблачении этой официальной культуры и вскрытии ее подлинного низменного содержания.

Анализ связи романа с народной культурой позволяет характеризовать произведение как интернациональное по форме и глубоко национальное по содержанию. Автор демонстрируем высокий уровень владения приемами и методами мировой литературы для изложения идей, соответствующих традиционной чеченской системе ценностей.

Эпическое наследие в чеченских романах 80-х — 90-х годов XX века присутствует как в виде элементов эпической поэтической системы, органично включенных в текст романов, так и в виде прямых обращений героев к древним песням вайнахов. Такие обращения не выглядят искусственными вставками, они воспринимаются читателем как естественные жизненные эпизоды.

Диссертационное исследование показало, что изучение чеченской литературы данного периода имеет научные перспективы. Особенно это касается сравнительного анализа поэтики романов чеченских писателей с произведениями художников, принадлежащих другим культурам. Дальнейшее изучение большой прозы в компаративном ключе представляется перспективным не только с позиций литературоведения, но и культурологии, социологии, фольклористики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Нартовский эпос.ИСОНИИ Т 10. Вып. 1,-Орджоникидзе, 1945
  2. В.И. Проблемы нартского эпоса /Нартский эпос.- Орджоникидзе, 1957
  3. X. Р. Чеченская проза: историко-культурный аспект / Ав-тореф. дис. канд фил. наук. М., 1998
  4. В.В. Генезис философского романа. М.: МГПИ, 1986
  5. В.В. Советский философский роман. М.: Прометей, 1989
  6. Ю.А. Зеркало жизни. Грозный, 1987
  7. Ю.А. От эпической песни до эпопеи. Грозный, 1975
  8. Ю.А. Грани жизни. Грозный, 1976
  9. Ю.А. Жизнь и слово. Грозный, 1992
  10. А. Долгие ночи. М., 1996
  11. А. Молния в горах. Грозный, 1989
  12. А. Буря. Грозный, 2004
  13. Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма.- Киев, 1971
  14. А.И. Фольклорные традиции в младописьменном романе / Современный роман: Новаторство. Поэтика. Типология. М., 1978
  15. И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. Грозный, 1994
  16. Ш. Кхолламан сизаш (Линии судьбы). Грозный, 1987
  17. М. На заре, когда звезды гаснут. Грозный, 1989
  18. М. Деревья в сумерках. Грозный, 1993
  19. М.М. Проблемы поэтика Достоевского. М., 1979
  20. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1976
  21. . М.М. К стилистике романа. Собр.соч. Т. 5. М., 1996
  22. М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М., 1990
  23. Л. Ответственность слова. Черкесск, 1981
  24. Л. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974
  25. Л. По законам взаимодействия и художественной самобытности / Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М., 1978
  26. В. О теории жанра и об истории его изучения //Весы. Альманах гуманитарных кафедр Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Балашов, 2003.- № 25
  27. А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940
  28. Ю. Муса Ахмадов и его романы: рецензия для скрипки с оркестром // М. Ахмадов. На заре, когда звезды гаснут.- Грозный, 1992
  29. К.Б. В пламени слова. Грозный, 1989
  30. К.Б. Писатель и его герои.- Грозный: Джохар, 1997
  31. X. Корни народа в его истории / Долгие ночи. А. Айдамиров. М., 1996
  32. В.Ю. К вопросу о клишировании в жанре илли // Поэтика чеченских героических песен. Грозный, 1983
  33. П. Заметки о Чечне и чеченцах. ССТО, Вып. 1, Грозный, 1978
  34. М. Фольклорное и художественное мировидение С.-Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы / Автореф. дис. канд. фил. наук. Майкоп, 2006
  35. М. Творчество С. Б. Арсанова в контексте развития чеченской прозы.- Майкоп, 2007
  36. У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М, 1972
  37. У.Б. Типовые черты нартского эпоса / Типология народного эпоса. М., 1975
  38. У.Б. Этнопоэтика в русской прозе 20 90-х гг. XX века. — М., 2004
  39. И.А. Исторический фольклор чеченцев и ингушей. Грозный, 1978
  40. И., Туркаев X. Эпос о судьбе народной / Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. Грозный, 1979
  41. И.А. Мифы и легенды вайнахов. Грозный, 1991
  42. О.Д. О художественном времени в устно-поэтическом наследии чеченцев /Культура Чечни: история и современные проблемы. -М., 2002
  43. В. Проблемы реализма. М., 1960
  44. Н.М. Анализ нескольких карачаевских сказаний о борьбе Нар-тов с еммечь в свете яфетической теории //Яфетический сборник. Вып. 4. -Л., 1930
  45. Л.Ф. Философский роман / Ершов Л. Ф. Русский философский роман. Л., 1967. С. 173−243
  46. Завриев М.А.-А. В поисках художественного метода. Грозный, 1988
  47. Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. Грозный, 1979
  48. .А., Мижаев М. И., Салакая Ш. Х. Нарты / Мифы народов мира. Т.2.-М., 1987
  49. Р.Х. Становление и развитие исторического романа в адыгской прозе. Дисс.. канд. фил. наук. Нальчик, 199 869. 67. Карамзин Н. Сказка о женском ханстве //Древняя и новая Россия. -СПб., 1875
  50. М. Закон и обычай на Кавказе. Т.1. М., 1890
  51. В. Происхождение романа. Л., 1963
  52. А. Демон теории. М., 2001
  53. М.О. Амазонки. История легенды. // Советская этнография. -1947.-№ 2,3
  54. . Эстетика. М., 2000
  55. Е.И. Изучение нартского эпоса и археология // Известия ЧИНИИИЯЛ. Т. 7. Вып. 1. Грозный, 1969
  56. А. 3. К вопросу о происхождении нартских песен ИСОНИИ, Вып. 1,1925
  57. А. Писатели Чечни. Грозный, 2005
  58. А.В. Историческая проза В. С. Соловьева (генезис и поэтика) / Автореф. дисканд. фил. наук. Коломна, 1999
  59. В.Д. Типы русского исторического романа 20 30-х годов XIX века. Автореф. дис. .канд. фил. наук. — Горно-Алтайск, 2001
  60. Н.М. «Потенциал восприятия» и исторический роман (К постановке проблемы) // Чеченский и ингушский роман. Проблемы жанра. -Грозный, 1986
  61. М.Ю. Анализ поэтического текста. Л., 1972
  62. А. О. Нарт-орстхойский эпос вайнахов. Грозный, 1970
  63. М. Зелимхан. Грозный, 1990
  64. М. Мюрид Революции. М., 1968
  65. Д.Д., Алироев И. Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект. Грозный, 1992
  66. Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -М., 1986
  67. Е.М. Поэтика мифа. М., 1995
  68. Е.М. Примерный указатель сюжетов нартского эпоса / Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957. С. 75 — 81
  69. Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность). М., 1999
  70. И.Б. Поэтика чечено-ингушских героико-исторических песен илли (Проблемы формирования жанра и его системные связи) / Автореф. дис. .канд. фил. наук. М., 1981
  71. И.Б. Поэтическая система эпитетов в героико-исторических илли / Вопросы поэтики и жанровой классификации чеченских героико-исторических песен илли. Грозный, 1984
  72. И.Б. Поэтические стереотипы и вопросы жанровых разновидностей илли / Поэтика Чеченских героических песен. Грозный, 1983
  73. И.Б. Чечено-ингушские исторические илли как поздний эпос. / Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. Грозный, 1988
  74. И.Б. Чеченский героико-исторические илли как поздний эпос" // Вайнах — 2004. -№ 9
  75. А.Х. Северокавказский роман. Нальчик, 1980
  76. О.С. Русский исторический роман 70-х 80-х годов XX века (проблема жанра) / Автореф. дис. .канд. фил. наук. — М., 1993
  77. С. А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960
  78. М.К. Проблема возрождения и развития национальной культуры в Чечне. / Культура Чечни. История и современные проблемы. М., 2002
  79. В. Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа. М., 1980
  80. В.Д. Многонациональное богатство романа. М., 1968
  81. Х.Д. К истории возникновения чеченских героико-исторических песен // Известия Чечено-Ингушского НИИЯЛ. Т. 2. Вып. 1. Грозный, 1960
  82. Писатели Чечни. Грозный, 2003
  83. К.Н. Мифопоэтика и художественный образ мира в современном адыгском романе. Майкоп, 2006
  84. . В.М. Жанр романа-эпопеи. Якутск, 1981
  85. С. М. Русский исторический роман XIX века. М., 1984
  86. С.М. Советский исторический роман. М., 1958
  87. И. Ставр Годинович и Гесер. М., 1891
  88. В.Я. Поэтика фольклора. М., 1998
  89. .Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958
  90. М.В. К вопросу о нартах и нартских сказаниях. ИСОНИИ. Вып. 2, — Орджоникидзе, 1927
  91. Л.П. Ингушская и чеченская народная словесность. ИЧИНИИЯЛ. Т.1. Вып. 3. Грозный, 1959
  92. Серебрянский М. Н. Советский исторический роман. М., 1936
  93. Я.С. Военная демократия в нартском эпосе //Советская этнография. 1959. — № 6
  94. И.П. Песни о девушке-воине и былина о Ставре Годинови-че. Варшава, 1886
  95. А.Ю. Мотивировка в русском историческом романе 18 301 840-х гг. / .Автореф. дис. .канд. фил. наук. -. Тверь, 2000
  96. Р.С. Русская философская лирика. Проблемы типологии жанров. Красноярск, 1985
  97. Стролого Перович Ф. А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь как исторические романисты: сопоставительный анализ «Капитанской дочки» и «Тараса Буль-бы» / Автореф. дисканд. фил. наук. М., 2001
  98. Ю. В 70-е и сегодня. М., 1985
  99. Н.Д. Русский классический роман XIX века: Проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1997
  100. А.Х. Свет народного сознания вайнахов. Грозный, 1990
  101. Тер-Саркисян JI.A. Армянский исторический роман в русских переводах. Проблема воссоздания стиля / Автореф. дис. .канд. фил. наук. Ереван, 1990
  102. В. Кто такие нарты. ИСОНИИ. Вып. 1,1925
  103. Х.В. Чеченская советская поэзия (20−40 годы). Грозный, 1971
  104. Х.В. На переломе. Грозный, 1991
  105. Х.В. // Орга. 1969. — № 2
  106. Р.К. Поиски нравственных ценностей героев в современном чеченском и ингушском романе / Чеченский и ингушский роман. Грозный, 1986
  107. Р.К. Чеченский и ингушский роман (20 70) История и современность / Автореф. дис. .канд. фил. наук. — М., 1984
  108. Р.К. Чеченский и ингушский роман. Грозный, 1986
  109. П.К. Древнейшие сказания на Кавказе. Тбилиси, 1881
  110. Хасанов Р. Ф, Башкирский исторический роман 80 90- гг. XX века: вопросы типологии, жанра и стиля. Уфа, 2004
  111. С.И. Вайнахский этикет (традиционные нормы поведения и формы общения у вайнахов в 19 начале 20 в.) / Культура Чечни. История и современные проблемы.- Грозный, 2002
  112. С. «Улисс» в русском зеркале /Улисс. Дж. Джойс, М., 1994
  113. А. Амазонки на Кавказе // Кавказ". 1870. — № 146
  114. Я.В. Генетические представления в менталитете чеченцев (на материале полевых этнографических материалов, собранных в Чечне и Грузии в 1980 1990 годов) // Культура Чечни. История и современные проблемы. — М., 2002.
  115. Чечня и чеченцы. Элиста, 1990
  116. А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975
  117. Ш. Е. Слово о Нартах. Майкоп, 2001
  118. М.А. Специфика мифо-эпического сознания (На материале эпоса «Нарты») / .Автореф. дис. .канд. фил. наук. Ростов — на — Дону, 1982
  119. С.Ч. Новые данные о чечено-ингушских нарт-эрстхоевских сказаниях// Труды ЧИНИИИЯЛ. Т. 9. Грозный, 1964
  120. А.Я. Внутрижанровая типология и пути её изучения. М., 1985
  121. Г. И. У истоков книги. Грозный, 1990
  122. Н.А. К истории и характеристике женских типов в героическом эпосе. М., 1990
Заполнить форму текущей работой