Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Перцептивная лабильность как фактор регуляции творческой активности личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в 1998 — 2005 гг. и включало в себя четыре этапа. На первом этапе (1998 — 1999 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме, уточнялись тема, объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотезы, методы, также был составлен план эмпирического исследования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологическая сущность творческой активности личности
    • 1. 1. История изучения творческой активности личности в психологии
    • 1. 2. Типология творческой активности личности
    • 1. 3. Факторы, влияющие на творческую активность личности
  • Выводы
  • Глава 2. Фактор перцептивной лабильности и его взаимосвязь с творческой активностью личности
    • 2. 1. Психологическая природа перцептивной лабильности
    • 2. 2. Методы изучения творческой активности личности и перцептивной лабильности
    • 2. 3. Изучение взаимосвязи творческой активности личности и перцептивной лабильности
  • Выводы
  • Глава 3. Экспериментальное исследование влияния перцептивной лабильности на творческую активность личности
    • 3. 1. Организация и методы экспериментальной работы
    • 3. 2. Экспериментальное исследование влияния перцептивной лабильности на регуляцию творческой активности личности при краткосрочном воздействии
    • 3. 3. Экспериментальное исследование комплексного влияния перцептивной лабильности и доминирующего типа мотивации на регуляцию творческой активности личности при долгосрочном воздействии
  • Выводы

Перцептивная лабильность как фактор регуляции творческой активности личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Творческая активность человека в современной науке является объектом системных междисциплинарных исследований. Данная тенденция обусловлена интересом различных научных областей (психологии, социологии, психофизиологии, культурологии, философии) к проблемам регуляции и развития творческой сферы личности. Необходимость психологических исследований творчества связана с методологическим разнообразием ответов на вопрос о происхождении и природе творческой активности личности, механизмах ее регуляции. Недостаточно полно изучены взаимосвязи творческой активности с познавательными психическими процессами, личностными свойствами, процессами социализации и развития личности человека.

В психологии творчества всегда значимое место занимали исследования воображения как психического процесса, регулирующего творческую деятельность (Л.С.Выготский, 1982, 1997, 1998; С. Л. Рубинштейн, 1989; С. В. Фатеев, 1996), исследования творческого мышления как одного из средств творческой деятельности (М.Вертгеймер, 1987; В. Н. Пушкин, 1967; А. В. Брушлинский, 1967, 1997; Я. Л. Пономарев, 1976; Г. Линдсей., К. С. Халл, Р. Ф. Томпсон, 1998; Н. М. Гнатко, 1994; Э. де Боно, 1997; Т. А. Барышева, 2002). Хорошо разработанной частью психологии творчества является психология творческой личности (З.Фрейд, 1991, 1995, 1996, 1998; А. Адлер, 1997; К. Г. Юнг, 1991, 1996; К. Роджерс, 1994; А. Маслоу, 1997, 1999; Р. Мэй, 2001, Дж. Морено, 1993). Начиная с середины XX века, наибольшее внимание уделялось исследованию творческих способностей (креативности), понимаемых как условие творческой деятельности (Guilford J., 1956, 1967; Torrance Е., 1962, 1974; Mednick S., 1962; В. Н. Дружинин, 2000; Р. Стернберг, 1997, 1998). Сравнительно небольшое внимание при этом уделялось исследованию механизмов творческой деятельности (И.П.Калошина, 1983).

Творческая активность личности стала самостоятельным объектом психологического исследования относительно недавно, и до сих пор она занимает незначительное место в современных эмпирических исследованиях. Работа в этом направлении ведется с семидесятых годов XX века преимущественно в рамках отечественной психологии и психофизиологии. Результаты изучения творческой активности отражены в трудах М. Н. Морозова (1976), Б. М. Рунина (1972, 1980), П. В. Симонова (1980, 1993), А. Н. Лука (1977, 1978), Д. Б. Богоявленской (1983, 1997, 2002), В. С. Ротенберга и В. В. Аршавского (1984), Л.Б. ЕрмолаевойТоминой (1990), Р. Милгрема и Е. Гонг (1997), Д. В. Ушакова (1997),.

A.А.Данилкова (1998), Л. Ф. Алексеевой (1998), В. Н. Дружинина (2000). Согласно современным психологическим представлениям (Г.С.Батищев, 1997;

B.Н.Дружинин, 2000 и др.) творческая активность занимает особое место в общей структуре активности человека, как специфический вид отношения к окружающей действительности и к себе, основанный на потребности в преобразовании. Данный подход дифференцирует понятия творческой активности и деятельности, при этом активность рассматривается как общая категория, а деятельность является лишь ее осознанной и целенаправленной разновидностью, к которой не сводится все многообразие проявлений творчества.

Однако по-прежнему изучение творческой активности сдерживается недостаточной теоретической разработанностью этого понятия и отсутствием аутентичных методик ее исследования. Исследователи вынуждены разрабатывать теорию творческой активности в контексте изучения творческого мышления, творческой инициативы, творческой деятельности, творческих способностей или интеллектуальной активности. При этом связь творческой активности личности с базовыми познавательными психическими процессами (в первую очередь, восприятием) практически не попадает в их поле зрения.

При этом перцептивные процессы изучались с самого начала возникновения психологии как экспериментальной науки. Большинство психологических школ представляло собственные воззрения на природу восприятия (ассоциа-низм, структурализм, функционализм, феноменологический подход, гештальттеория, теория деятельности и т. д.). Часто расхождения в воззрениях на природу перцептивных процессов становйлось основой научных революций в психологии (как это было в случае противостояния ассоцианистского и гештальт подходов). Наибольшую известность получили работы М. Вертгеймера, К. Коффки (1999), С. Л. Рубинштейна (1989), Л. С. Выготского (1982), Б. Г. Ананьева (1961, 2005), Ж. Пиаже (1978), П. Фресса (1978), А. В. Запорожца (1999), Дж. Брунера (1977), Дж. Гибсона (1988, 1999) и других зарубежных и отечественных психологов.

Исследования вышеперечисленных ученых касались таких вопросов как определение восприятия, описание его функций и свойств, определение места восприятия в познавательной активности человека, его соотношения с элементарными перцептивными процессами, формирование и развитие восприятия в онтогенезе, взаимосвязь восприятия с другими аспектами психики.

•Для нашего исследования особую значимость имеют работы, посвященные трансформационным аспектам восприятия. Трансформационные аспекты процесса восприятия отвечают за решение задачи гибкой и вариативной адаптации личности к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Они тесно связаны с таким свойством восприятия как перцептивная лабильность. Под перцептивной лабильностью мы понимаем динамический аспект процесса восприятия, характеризующий способность, скорость и готовность к перестройке существующих перцептивных схем личности, приводящей к появлению новых способов категоризации перцептивного стимула. Данное представление опирается на работы К. Готтшальдта (1999), Л. С. Выготского (1982), Р. Арнхейма (1971, 1973, 1974), Дж. Гибсона (1988, 1999), У. Найссера (1981), Х. Уоллаха (1999), Е. В. Левченко (1984), С. Д. Бирюкова (1988).

Исследование перцептивной лабильности как фактора регуляции творческой активности личности актуально в силу тенденций, определяющих современный рынок труда. Практикой сегодня востребованы специалисты обладающие способностью проявить свой творческий потенциал, способные принимать решения в условиях повышенной неопределенности, вариативности перцептивного поля, специалисты, гибко адаптирующиеся к быстроменяющимся условиям среды. При этом в психологии остается нереализованной возможность рассмотрения соответствующих характеристик восприятия как фактора регуляции творческой активности личности. В связи с чем, возникает необходимость проведения теоретического анализа, направленного на выявление сущности феномена перцептивной лабильности и организации эмпирических исследований, выявляющих степень участия данного фактора в регуляции творческой активности личности. Данными положениями обусловлена цель нашей работы.

Целью исследования является выявление степени участия фактора перцептивной лабильности в регуляции творческой активности личности. Объект исследования: творческая активность личности. Предмет исследования: перцептивная лабильность как фактор регуляции творческой активности личности. Гипотеза исследования:

Активация перцептивной лабильности приводит к усилению творческой активности личности и является значимым фактором ее регуляции. Допущение 1.

В большей степени перцептивная лабильность влияет на невербальные компоненты творческой активности. В меньшей степени перцептивная лабильность влияет на вербальные компоненты творческой активности. Допущение 2.

Фактором, усиливающим влияние перцептивной лабильности на творческую активность личности, является бытийная личностная мотивация.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психологическую сущность творческой активности личности, ее виды и влияющие на нее факторы.

2. Выявить специфику перцептивных процессов, как значимого фактора регуляции творческой активности личности.

3. Определить понятие перцептивной лабильности, описать его феноменологическое содержание.

4. Исследовать влияние фактора перцептивной лабильности на творческую активность личности.

Методологическую основу исследования составляют общепсихологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), психологические теории творчества и творческой активности (Дж.Гилфорд, Э. Торренс, С. Медник, А. Маслоу, Д. Б. Богоявленская, В.Н.Дружинин), теории восприятия (К.Коффка, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, Ж. Пиаже, А. В. Запорожец, Дж. Брунер, Дж. Гибсон), гуманистический подход к анализу мотивационных аспектов личности (А.Маслоу, В.Г.Леонтьев), синергетический подход к анализу психических явлений (Е.Н.Князева, С. П. Курдюмов, А. А. Кобляков, Н.В.Дмитриева).

Методы исследования. В ходе исследования был проведен теоретический анализ философской и психологической литературы посвященной проблеме исследования, применялись эмпирические методы исследования, включающие наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок, квазиэкспериментматематические методы обработки и анализа данных, такие как ранговая корреляция по Спирмену и Кендалу, факторный анализ, критерии различий в уровне признака U Манна — Уитни, Н Крускала — Уоллеса, S Джон-кира, критерий сдвига значений Т Вилкоксона, у? Фридмана, критерий выявления различий в распределении признака % Пирсонаинтерпретационно-описательные методы (количественный и качественный анализ полученных данных).

Основные этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в 1998 — 2005 гг. и включало в себя четыре этапа. На первом этапе (1998 — 1999 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме, уточнялись тема, объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотезы, методы, также был составлен план эмпирического исследования. На втором этапе (2000 — 2001 гг.) формировался и разрабатывался банк диагностических методик исследования, было организовано и проведено корреляционное исследование по изучению взаимосвязи творческой активности личности, перцептивной лабильности и доминирующего типа мотивации. На третьем этапе (2002 — 2003 гг.) была уточнена программа экспериментального исследования, разработана и внедрена программа по регуляции творческой активности личности, проведено экспериментальное исследование в краткосрочной и лонгитюдной формах. На четвертом этапе (2004 — 2005 гг.) осуществлялась обработка экспериментальных данных, их статистический анализ, были обобщены основные результаты теоретического и экспериментального исследования. В этот период происходило обсуждение результатов, определение перспективных направлений дальнейшего изучения проблемы диссертационного исследования.

База диссертационного исследования: Новосибирский государственный педагогический университет, Сибирский независимый институт (г. Новосибирск), Центр психологии «Перспектива» (г. Новосибирск), Сибирский институт НЛП и практической психологии (г. Кемерово), Омский тренинговый центр. Участниками исследования стали студенты ИФМИП НГПУ (120 человек), студенты факультета психологии СНИ (30 человек), участники практических семинаров, организованных ЦП «Перспектива», Омским тренинговым центром и «Сибирским институтом НЛП и практической психологии» в период 2003 — 2004 гг. (65 человек), участники психотерапевтических декадников и фестивалей, организованных ППЛ России в период 2001 -2004 гг. (35 человек). Общее число испытуемых составило 250 человек.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена выбором методологии и методов, адекватных цели и научным задачам диссертации, эмпирической и факторной валидностью методик исследования, репрезентативностью выборки, обеспеченной надежными стратегиями ее формирования, процедурой планирования экспериментального исследования, использованием методов статистической обработки данных с помощью пакета статистических программ SPSS и Excel.

Научная новизна исследования.

1. Дано определение понятию перцептивная лабильность.

2. Выявлено пять основных характеристик перцептивной лабильности, позволяющих рассматривать ее как фактор регуляции творческой активности личности:

• высокая степень дифференцированности восприятия;

• высокая скорость переключения на альтернативные способы структурирования стимульной среды;

• многообразие способов изучения и установления взаимосвязей между элементами перцептивного поля, приводящих к распознаванию образа;

• готовность к переструктурированию перцептивной схемы при наличии уже опознанного (категоризированного) образа;

• толерантность к перцептивной неопределенности.

3. Экспериментально установлено участие описанного фактора в регуляции вербального и невербального уровней творческой активности личности.

4. В ходе экспериментального исследования была выявлена важная особенность взаимосвязи творческой активности и перцептивной лабильности: данная связь усиливается при преобладании бытийного типа мотивации.

Теоретическая значимость исследования.

Проведенное исследование позволяет нам определить творческую активность личности как преобразующее проявление общей активности психики, реализующееся в созидательном взаимодействии субъекта с внешним и внутренним миром. Нами были выделены и детально охарактеризованы две основные формы творческой активности личности, основу которых составляет преобладающий тип мотивации: бытийный или дефицитарный.

Перцептивная лабильность рассмотрена нами как фактор регуляции творческой активности личности. Эмпирическое исследование подтвердило данное теоретическое положение, при этом было обнаружено, что в большей степени перцептивная лабильность влияет на невербальные компоненты творческой активности. Указание на значимость в регуляции творческой активности базовых познавательных процессов, к которым относится и восприятие, существенно обогащает содержание понятия творческая активность личности.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Разработанная и апробированная в эксперименте программа развития творческой активности личности может быть использована в практической работе, направленной на повышение творческой продуктивности представителей творческих профессий (дизайнеры, художники, копирай-теры, музыканты), программах личностного развития, психокоррекцио-ной и психотерапевтической работе. Отдельным направлением применения данной технологии может стать тренинг представителей профессий, требующих способности быстро принимать решения в неоднозначной ситуации (бизнесмены, спасатели, авиадиспетчеры и т. п.).

2. Разработанный и апробированный пакет исследовательских методик, позволяющих оценить степень развития перцептивной лабильности, может быть использован с целью диагностики уровня развития трансформационных характеристик восприятия, изучения познавательных процессов, быть использованным в профотборе и найме персонала.

3. Предложенные нами идеи регуляции творческой активности могут быть использованы для улучшения качества вузовского и послевузовского образования при подготовке и переподготовке специалистов гуманитарного профиля.

Апробация результатов исследования.

Полученные в результате исследования данные легли в основу программы серии практических семинаров, направленных на развитие творческой активности личности. По результатам исследования разработан и внедрен спецкурс «Психология творчества» для студентов гуманитарных специальностей ИФ-МИП НГПУ, разработано учебное пособие «Экспериментальная психология творчества».

Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии гуманитарного образования ИФМИП Новосибирского государственного педагогического университета. Результаты исследования обсуждались на всероссийской конференции «Правовые и психологические проблемы современной школы» (г. Новосибирск, 2000 г.), конференции «Проблемы интерпретации в лингвистике и литературоведении» (НГПУ, 2002 г.), конференции Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии (г. Москва, 2004), пятой всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы специальной психологии в образовании» (НГПУ, 2005 г.), VII конференции Европейской трансперсональной ассоциации (EUROTAS) «Человек и ценности во взаимосвязанном мире: трансперсональный подход» (г. Москва, 2005 г.).

Теоретические положения и рекомендации используются в работе преподавателей СНИ и НГПУ, в обучающих тренингах и индивидуальной психокор-рекционной работе специалистов Центра психологии «Перспектива», Сибирского института НЛП и практической психологии, Омского тренингового центра.

Основные идеи и результаты экспериментальной работы отражены в девяти публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Перцептивная лабильность является фактором регуляции творческой активности личности в силу своей способности организовывать познавательные процессы в направлении трансформации субъективного образа реальности.

2. Преобладание бытийной или дефицитарной мотивации определяет специфический вид творческой активности личности.

3. Взаимосвязь творческой активности личности и перцептивной лабильности имеет отчетливо обнаруживаемую специфику: влиянию фактора перцептивной лабильности в большей степени подвержены невербальные компоненты творческой активности, в меньшей степени — вербальные компоненты.

4. Преобладающий тип мотивации определяет степень связи перцептивной лабильности и творческой активности личности. Доминирование бытийной мотивации приводит к интеграции этих психических явлений, доминирование дефицитарной мотивации приводит к обособлению этих явлений друг от друга.

5. Комплексное взаимодействие перцептивной лабильности и развития бытийной мотивации личности приводит к появлению устойчивых эффектов усиления творческой активности личности.

Выводы.

1. Проведенное нами экспериментальное исследование позволяет говорить о влиянии фактора перцептивной лабильности на творческую активность личности.

2. Фактор перцептивной лабильности в большей степени оказывает влияние на невербальные компоненты творческой активности и в меньшей степени — на вербальные. Перцептивная лабильность в своем влиянии на творческую активность обнаруживает сложную динамику: на первом этапе активация перцептивной лабильности дестабилизирует привычный образ реальности, что приводит к снижению продуктивности творческой активности, и лишь затем способствует повышению уровня творческой активности личности (в первую очередь ее невербального компонента).

3. Фактор бытийной мотивации способствует существенному повышению уровня личностных и вербальных компонентов творческой активности, а также их интеграции в единый процесс.

4. Результат от комплексного воздействия на творческую активность двумя факторами одновременно оказывается большим, чем сумма результатов от раздельного воздействия каждого из факторов. Данный феномен можно обозначить как эффект синергетического воздействия факторов перцептивной лабильности и бытийной мотивации личности на творческую активность личности.

5. Повышение выраженности компонентов творческой активности, являющееся результатом воздействия независимых переменных (программы самоактуализации личности и программы активации перцептивной лабильности), остается значимым и по завершению целенаправленного экспериментального воздействия, и обнаруживается как остаточный эффект.

6. Результаты экспериментальной работы показали, что значимый сдвиг в общем показателе творческой активности не происходит, если не задействован личностный уровень. Программы по развитию творческой активности, ориентированные на тренинг отдельных психических процессов, и не затрагивающие ценностный и мотивационный уровни личности, окажутся неэффективными.

Заключение

.

Результаты проведенного нами исследования могут быть описаны в трех основных аспектах:

1. Раскрытие сущности творческой активности личности и выявление психологической природы перцептивной лабильности как фактора, значимого для ее регуляции.

2. Определение характера взаимосвязи основных компонентов творческой активности личности и показателей перцептивной лабильности.

3. Экспериментальное исследование перцептивной лабильности как фактора регуляции творческой активности личности.

На основании проведенного исследования мы определяем творческую активность личности как преобразующее проявление общей активности психики, реализующееся в созидательном взаимодействии субъекта с внешним и внутренним миром.

Подобное понимание творческой активности выводится из историко-методологического анализа проблематики изучения творчества. Проблемы творческой активности в истории психологии рассматривались как в контексте представлений об общей психической активности, так и в рамках изучения процессов творчества. Анализируя традиции изучения этого феномена в отечественной и зарубежной психологии, мы приходим к заключению о неоднозначности и чрезвычайной широте диапазона в самом понимании творческой активности: от невротических проявлений до выражения уникальности сущности человека.

Механизм творческой активности основан на процессе перехода высших потребностей в действие за счет мобилизации творческих способностей личности. Творческая активность проявляется в творческих состояниях (вдохновение) и творческих актах. Главной функцией творческой активности является развитие личности в условиях постоянного взаимодействия с меняющейся внешней и внутренней средой.

К наиболее изученным факторам, регулирующим творческую активность личности относятся: психофизиологические состояния (активность определенных отделов головного мозга, актуальные эмоциональные состояния), средовые условия проявления творчества, познавательные процессы (мышление), интеллектуальные способности, личностные особенности (ценности, установки, черты характера).

Представления о характеристиках перцептивных процессов, обусловливающих способность к трансформации перцептивного стимула в неизменных условиях восприятия формировались в контексте представлений о динамической природе восприятия и в рамках изучения общих его свойств. В современной психологии трансформационные характеристики восприятия рассматриваются как проявление общей активности психики, направленное на более качественную адаптацию к окружающей среде.

Перцептивная лабильность нами определена как способность, скорость и готовность к перестройке существующих перцептивных схем личности, приводящей к появлению новых способов категоризации перцептивного стимула. Перцептивная лабильность сочетает в себе потенциальный аспект (способность к перестройке перцептивных схем, быстрому переключению от одной перцептивной стратегии к другой) и сущностный аспект (свойство, обеспечивающее изменчивость свойств воспринимаемого в константных условиях восприятия).

В основе перцептивной лабильности лежит исследовательская установка по отношению к окружающей действительности. При этом степень лабильности может быть определена как внешними, так и внутренними факторами, то есть быть как реактивной, так и проактивной. Таким образом, перцептивная лабильность выполняет и адаптивную, и развивающую функции. Доминанта активности — реактивности зависит от личностных особенностей и связана с преобладающим типом мотивации.

Перцептивная лабильность может изучаться как прямым (перцептивные задания), так и косвенным (опросники) методами. К основным её показателям относятся: высокая степень дифференцированности восприятия, высокая скорость переключения на альтернативные способы структурирования стимульной среды, многообразие способов установления взаимосвязей между элементами перцептивного поля, готовность к переструктурированию перцептивной схемы при наличии уже категоризированного образа, толерантность к перцептивной неопределенности.

В результате эмпирического корреляционного исследования нами были выявлены некоторые особенности взаимосвязи параметров творческой активности личности и перцептивной лабильности. В большей степени с перцептивной лабильностью связан невербальный компонент творческой активности, в меньшей — вербальный и личностный компоненты.

Теснота связи между перцептивной лабильностью и творческой активности зависит от преобладающего типа мотивации личности. При доминированию бытийного типа мотивации по А. Маслоу перцептивная лабильность и творческая активность личности проявляют тенденцию к объединению в единый фактор.

Проведенное нами экспериментальное исследование позволяет говорить о возможности целенаправленного воздействия на творческую активность личности фактором перцептивной лабильности. Фактор перцептивной лабильности в большей степени оказывает влияние на невербальный компонент творческой активности и в меньшей степени — на вербальный. Фактор бытийной личностной мотивации способствует существенному повышению уровня личностного и вербального компонентов творческой активности, а также их интеграции в единый системный процесс.

Перцептивная лабильность выступает в качестве пускового механизма творческого процесса, обеспечивая первоначальный этап дестабилизации устойчивого образа реальности. Дальнейшее течение творческого процесса определяется познавательными процессами памяти и мышления, порождающими новую конфигурацию дестабилизированного образа реальности. Интеграцию этих психических процессов и воплощение результата изменения образа реальности в практической деятельности обеспечивает личностно-мотивационный уровень.

При совместном влиянии на творческую активность личности факторы перцептивной лабильности и доминирующего типа мотивации дают синергети-ческий эффект, усиливая воздействие. Результат от комплексного воздействия на творческую активность двумя факторами одновременно оказывается большим, чем сумма результатов от раздельного воздействия каждого из факторов.

Результаты экспериментальной работы показали, что значимый сдвиг в общем показателе творческой активности не происходит, если не задействован уровень личностных изменений. Исходя из этого, мы делаем вывод, что программы по развитию творческой активности, ориентированные на тренинг отдельных психических процессов, и не затрагивающие ценностный и мотиваци-онный уровни личности, окажутся неэффективными.

Поставленные цели и задачи реализованы, гипотеза исследования подтверждена.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Понять природу человека / А. Адлер- пер. с нем. Цыпина Е. А. -СПб.: Академический проект, 1997. 254 с. — (Библиотека зарубежной психологии).
  2. , Л.Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности / Л. Г. Алексеева, Т. В. Галкина // Методы психологической диагностики- под ред. А. Н. Воронина. М., 1994. -Вып. 2.-С. 82−108.
  3. , Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития / Е. Г. Алиева // Психологический анализ учебной деятельности: под ред. В.Д. Шадри-кова, В. Н. Дружинина. М.: ИП РАН, 1991. — С. 7−17.
  4. Альбуханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова-Славская. -М., Мысль, 1991.-299 с.
  5. , Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер- отв. ред. А.К. Дюнин- АН СССР, Сиб. отд-ние. Изд. 2-е, доп. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — 225 е.: ил. — (Наука и технический прогресс).
  6. , Б.Г. Теория ощущений / Б. Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1961. — 454 с.
  7. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.: МПСИ, 2005. 432 с. — (Психологи России).
  8. , А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина- пер. с англ. и общ. науч. ред. А. А. Алексеева. 7-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 2005. — 686 с. — (Мастера психологии).
  9. , Р. Визуальное мышление / Р. Арнхейм- пер. с англ. И. Фри-денберга- ред.-сост. Г. Л. Демосфенова- отв. ред. В.П. Зинченко- Тадж. гос. ун-т им. В. И. Ленина. // Зрительный образ: Феноменология и эксперимент. Душанбе, 1971- Ч. 1. — С. 9−30.
  10. , Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм- сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина- общ. ред. и вст. ст. В. П. Шестакова. М.: Прогресс, 1974.-392 с.
  11. , В.А. Восприятие и событие / В.А. Барабанщиков- Рос. академия наук, Ин-т психологии. СПб.: Алетейя, 2002. — 512 е.: ил.
  12. , В.А. Системность. Восприятие. Общение / В. А. Барабанщиков, В.Н. Носуленко- Рос. академия наук, Ин-т психологии М.: Институт психологии РАН, 2004. — 480 е.: ил.
  13. , Т.А. Креативность: Диагностика и развитие / Т.А. Барышева- Рос. гос. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.-205 с.
  14. , Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев- вст. ст. В. А, Лекторского. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. — 464 с. — (Философы России XX века).
  15. , Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Г. Бейтсон- Пер. с англ. Д. Я. Федотова, М. П. Папуша. М.: Смысл, 2000. — 476 с. — (Золотой фонд мировой психологии).
  16. , Н.А. Новые линии развития в физиологии и их соотношение с кибернетикой. / Н. А. Бернштейн. М.: Теория и практ. физ. культ., 1996.-52 с.
  17. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983. — 173 с.
  18. , Д.Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 318 е.: табл.
  19. Бом, Д. Роль инвариантов в восприятии / Д. Бом // Психология ощущений и восприятия. Изд. 2-е, испр. и доп. — Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. — М.: ЧеРо, 1999. — С. 208−216. — (Хрестоматия по психологии).
  20. , Э. де Латеральное мышление / Э. де Боно- пер. с англ. С. Рысева. -СПб.: Питер Паблишинг, 1997. 320 с. — (Мастера психологии).
  21. , Э. де Серьезное творчество / Э. де Боно // Основные современные концепции творчества и одаренности: Сб. ст. / Президент, программа
  22. Дети России" — под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 90−95. — (Б-ка «Одаренные дети).
  23. , Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Дж. Брунер- пер. с англ. К.И. Бабицкого- под общ. ред. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. — 412 с. — (Общественные науки за рубежом).
  24. , А.В. К психологии творческого процесса / А.В. Брушлин-ский // Человек, творчество, наука. Отв. ред. А. А. Сорокин. М., Наука, 1967. -С.13−23.
  25. , В.Г. Синергетическая алгебра гармонии / В. Г. Буданов // Си-нергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов: Сб. статей / Отв. ред. В. И. Аршинов и др. М.: Прогресс — Традиция, 2000. — С. 121 137.
  26. , Б.М. Психология восприятия / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 246 с.
  27. , М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер- пер. с англ.- общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко- вступ. ст. В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. — 336 е.: ил.
  28. , В.М. Алгоритмы истории / В. М. Вильчек. М.: Аспект-Пресс, 2004. — 219 с. — (История).
  29. , И.Ф. Творческие методы и художественные системы / И. Ф. Волков. Изд. 2-е, испр. и доп. — Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии. -М.: Искусство, 1989. — 253 с.
  30. , Н.Н. Восприятие предмета и рисунка / Н. Н. Волков. М.: Изд-во АПН РСФСР, 20-я тип. Союзполиграфпрома, 1950. — 508 с.
  31. , В.Н. Фрейдизм: Критический очерк / В. Н. Волошинов (М.М. Бахтин). М.: Лабиринт, 1993.- 120 с.
  32. , А.Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) / А. Н. Воронин // Методы психологической диагностики. Вып. 2. — Под ред. Воронина А. Н. — М., 1994. — С. 5−39
  33. , А.Н. Диагностика вербальной креативности (адаптация теста Медника) / А. Н. Воронин, Т. В. Галкина // Методы психологической диагностики. Под ред. Воронина А. Н. М., 1994. — Вып. 2. — С.40−81.
  34. , JI.C. Лекции по психологии / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии- под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — С. 362−465. — (Академия педагогических наук СССР).
  35. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. — 96 с.
  36. , Л.С. Психология искусства /Л.С. Выготский. Мн.: Современное слово, 1998.-480 с.
  37. , Л.С. К вопросу о психологии творчества актера / Л. С. Выготский // Хрестоматия по психологии художественного творчества. Под ред. А. Л. Гройсмана. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1998. — С. 36−45.
  38. , Э. Восприятие пространства / Э. Вюрпилло // Экспериментальная психология. Вып. 6. Восприятие- под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. -М.: Прогресс, 1978. — С. 136−236.
  39. , Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон- пер. с англ. Т.М. Сокольской- общ. ред. и вступ. ст. А.Д. Логви-ненко. М.: Прогресс, 1988. — 464 с. — (Библиотека зарубежной психологии).
  40. , Дж. Восприятие как функция стимуляции / Дж. Гибсон // Психология ощущений и восприятия. Изд. 2-е, испр. и доп. — Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. — М.: ЧеРо, 1999. — С. 182−200. — (Хрестоматия по психологии).
  41. , Н.М. Проблема креативности и явление подражания / Н.М. Гнатко- Рос. акад. наук, Ин-т психологии. М.: ИПАН, 1994. — 43 с.
  42. , К. Прошлый опыт и организация / К. Готтшальдт // Психология ощущений и восприятия. Изд. 2-е, испр. и доп. — Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. — М.: ЧеРо, 1999. — С. 337−338. — (Хрестоматия по психологии).
  43. , Д. Структура магии / Д. Гриндер, Р. Бэндлер- пер. с англ. М.: КААС, 1995.-520 с.
  44. , Р. Разумный глаз / Р.Л. Грегори- пер. с англ. А. И. Когана. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 237 с.
  45. , С. За пределами мозга / С. Гроф- пер. с англ. А. Андрианова, Л. Земской, Е. Смирновой- под общ. ред. А. Дегтярева. Изд. 2-е. -М.: Изд-во Трансперсонального института, 1993. — 504 с. — (Тексты трансперсональной психологии).
  46. , С. Путешествие в поисках себя / С. Гроф- пер. с англ. Н. И. Папуш, М. П. Папуша. -М.: Изд-во Трансперсонального института, 1994. 342 е.: ил. — (Тексты трансперсональной психологии).
  47. , С. Космическая игра / С. Гроф- пер. с англ. О. Цветковой. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1997. — 256 с. — (Тексты трансперсональной психологии).
  48. , С. Революция сознания: Трансатлантический диалог / С. Гроф, Э. Ласло, П. Рассел- пер. с англ. М. Драчинского. М.: ООО «Издательство ACT», Изд-во Института трансперсональной психологии, Изд-во К. Кравчука, 2004. — 248, 8. с. — (Philosophy).
  49. Гуггенбюль-Крейг, А. Благо Сатаны. Парадоксы психологии / А. Гуг-генбюль-Крейг- пер. с нем. С. С. Панкова. СПб.: Б.С.К., 1997. — С. 8−27. -(Межизд. сер. «Б-ка аналитической психологии"/ Информационный центр психоаналитической культуры).
  50. , Р. НЛП: Управление креативностью / Р. Дилтс, Дж. Бониссоне. Пер. с англ. А. Анистратенко. СПб.: Питер, 2003. — 416 е.: ил. — (Эффективный тренинг).
  51. , Н.В. Психосинергетика: Монография / Н.В. Дмитриева- Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. — 133 с.
  52. , В.Н. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность / В. Н. Дружинин, Н. В. Хазратова // Психологический журнал. 1994. — № 4. — Т. 15. — С. 83−93.
  53. , В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. -Изд. 2-е, расшир. и доп. СПб.: Питер, 2000. — 368 с. — (Мастера психологии).
  54. , В.Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. Изд. 2-е, доп. — СПб.: Питер, 2001. — 320 е.: ил. — (Учебник нового века).
  55. , И.А. Искусство и синергетика / И. А. Евин. М.: Едиториал УРСС, 2004. -160 с.
  56. Ермолаева-Томина, Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности / Л.Б.
  57. , Н.Ф. О самоактуализации личности / Н. Ф. Калина // Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. — С. 283−300.
  58. , И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход) / И. П. Калошина. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983.- 168 с.
  59. , Е.Н. Синергетическое расширение антропного принципа / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов: Сб. статей / Отв. ред. В. И. Аршинов и др. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 80−106.
  60. , А.И. Рекомендации по определению и развитию способностей, склонностей, склонностей и общего творческого потенциала человека / А. И. Колков. Кемерово, Департамент образования и науки Администрации Кемеровской области, 1995. — 68 с.
  61. , К. Восприятие: введение в гештальттеорию / К. Коффка // Психология ощущений и восприятия. Изд. 2-е, испр. и доп. — Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. — М.: ЧеРо, 1999. — С. 126−143. — (Хрестоматия по психологии).
  62. , С. Проблема метода в гуманистической психологии / С. Криппнер, Р. де Карвалло // Психологический журнал 1993. — № 2. -Т.14.-С. 113−126.
  63. , С. Сновидения и творческий подход к решению проблем / С. Криппнер, Дж. Диллард- пер. с англ. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1997. — 249 е.: ил. — (Тексты трансперсональной психологии).
  64. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун- пер. с англ. И.З. Налето-ва. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. — 365, 3. с. — (Философия. Психология).
  65. , Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл- Пер. с англ. А.У. Хараша- под общ. ред. М. И. Бобневой. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 398 с. — (Библиотека практической психологии).
  66. , Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис- пер. с фр. и пред. Н. С. Автономовой. М.: Высшая Школа, 1996.-623 с.
  67. , Е.В. Восприятие парадоксальных описаний: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.01 / Левченко Елена Васильевна- ЛГУ им. А. А, Жданова. Л., 1984. — 16 с. — Библиогр.: с. 16.
  68. , А.Н. Предисловие / А. Н. Леонтьев // Экспериментальная психология. Вып. 6. Восприятие- под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. — М.: Прогресс, 1978.-С. 5−9.
  69. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1983. — С. 94−232. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  70. , А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1983. — С. 232−239. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  71. , Г. Творческое и критическое мышление / Г. Линдсей, К. С. Халл, Р. Ф. Томпсон // Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания- отв. ред. В.В.Петухов- ред.-сост. Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин. -М.: РПО, 1998. — С.
  72. , Ч. Гениальность и помешательство / Ч. Ломброзо. М.: Республика, 1995. — 398 с. — (Б-ка этической мысли).
  73. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов- Рос. акад. наук, Ин-т психологии. М.: Наука, 1999. — 350 е.: 1 л. порт. р. — (Памятники психологической мысли).
  74. Лук, А. Н. Юмор, остроумие, творчество / А. Н. Лук. М.: Искусство, 1977.-184 с.
  75. Лук, А. Н. Психология творчества / А.Н. Лук- АН СССР. М., Наука, 1978. 127с. — (Наука и технический прогресс).
  76. , К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже века / К. Майнцер // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов: Сб. статей / Отв. ред. В. И. Аршинов и др. М.: Прогресс — Традиция, 2000. С. 56−79.
  77. , А. Психология бытия / А. Маслоу- пер. с англ. О.О. Чистякова- под общ. ред. С. Н. Иващенко. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. — 304 с. -(Серия «Актуальная психология»).
  78. , А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу- пер. с англ. A.M. Татлыбаевой- науч. ред., вступ. ст. и коммент. Н. Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1997. — 430 с. — (Психология. Культурология. Антропология).
  79. , А. Мотивация и личность / А. Маслоу- пер. с англ. A.M. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. — 479 с.
  80. , А. Лидер как мастер единоборства: Введение в психологию демократии /А. Минделл // В 2-х ч. М.: Ин-т психологии РАН, 1993. — Ч. 1−88 е.- 4.2 — 73 с.
  81. , Э. Психотерапия как духовная практика / Э. Минделл- пер. с англ. Л. А. Романенко, И. И. Романенко. М.: Независимая фирма
  82. Класс», 1997. 160 с. — (Библиотека психологии и психотерапии. Вып. 24).
  83. , Дж. Театр спонтанности / Дж. Морено- пер. с англ. С. Ин-кина- под ред. В. В. Макарова, Б. И. Хасана. Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993. — 125 с. — (Б-ка психологии и психотерапии).
  84. , М.Н. Творческая активность сознания. Методологический анализ естественнонаучных аспектов / М. Н. Морозов. Киев, «Ви-ща школа», 1976. — 183 с.
  85. Мэй, Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества / Р. Мэй. Львов: Инициатива, М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001 — 127 с. — (Psychologia Vera).
  86. , У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии / У. Найссер- пер. с англ. В. В. Лучков. М.: Прогресс, 1981.-232 с.
  87. , Ф.Х. Феномены восприятия / Ф. Г. Олпорт // Психология ощущений и восприятия. Изд. 2-е, испр. и доп. — Под ред. Ю.Б. Гип-пенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. — М.: ЧеРо, 1999. — С. 6776. — (Хрестоматия по психологии).
  88. , Ч. Значение термина восприятие / Ч. Осгуд // Психология ощущений и восприятия. Изд. 2-е, испр. и доп. — Под ред. Ю.Б. Гип-пенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. — М.: ЧеРо, 1999. — С. 113−116. — (Хрестоматия по психологии).
  89. , Ч. Точка зрения гештальттеории / Ч. Осгуд // Психология ощущений и восприятия. Изд. 2-е, испр. и доп. — Под ред. Ю.Б. Гип-пенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. — М.: ЧеРо, 1999. — С. 144−156. — (Хрестоматия по психологии).
  90. , Ч. Перцептивная организация / Ч. Осгуд // Психология ощущений и восприятия. Изд. 2-е, испр. и доп. — Под ред. Ю.Б. Гип-пенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. — М.: ЧеРо, 1999. — С. 322−336. — (Хрестоматия по психологии).
  91. , Ж. Генезис восприятия / Ж. Пиаже // Экспериментальная психология. Вып. 6. Восприятие- под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. — М.: Прогресс, 1978.-С. 13−87.
  92. , Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев- АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  93. , Я.А. Психология в системе комплексных исследований творчества / Я. А. Пономарев // Психология процессов художественного творчества- под ред. Б. С. Мейлах и Н. А. Хренова. JL: Наука, 1980. — С. 24−32.
  94. Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1971. — 334 с.
  95. , П.А. Психология творчества / П. А. Просецкий, В. А. Семиченко. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. — 83 с.
  96. , О. Значение психоанализа в науках о духе / О. Ранк, X. Захс // Миф о рождении героя. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. — С. 21−154. -(Серия «Актуальная психология»).
  97. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс- пер. с англ. М.М. Исениной- общ. ред. и предисл. М.М. Исени-ной. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
  98. , B.C. Об общих предпосылках творчества / B.C. Ротенберг // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения /
  99. АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры, Комис. комплексного изучения художественного творчества. JL: Наука, 1983. — С. 201 203.
  100. , B.C. Поисковая активность и адаптация / B.C. Ротен-берг, В.В. Аршавский- АН СССР- отв. ред. П. В. Симонов. М., Наука, 1984. — 193 с. — (Сер. «От молекулы до организма»).
  101. , СЛ. Основы общей психологии / C. J1. Рубинштейн. // В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
  102. , Б.М. О психологии импровизации / Б. М. Рунин // Психология процессов художественного творчества- под ред. Б. С. Мейлаха и Н. А. Хренова. Л.: Наука, 1980. — С. 45−57.
  103. , П.В. «Сверхзадача» художника в свете психологии и нейрофизиологии / П. В. Симонов // Психология процессов художественного творчества- под ред. Б. С. Мейлаха и Н. А. Хренова. Л., 1980. — С. 32−45.
  104. , П.В. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества / П.В. Симонов- Рос. акад. наук, Отд-ние физиологии, Ин-т высш. нерв, деятельности и нейрофизиологии. М., 1993. — 111 с.
  105. Синергетика и психология. Тексты / Под ред. Трофимовой В. Н. -Вып. 1. Методологические вопросы. -М.: Янус-К, 1997.-361 с.
  106. Синергетика и психология. Тексты / Под ред. Трофимовой В. Н. -Вып. 2. Социальные процессы. -М.: Янус-К, 2000.-269 с.
  107. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов: Сб. статей / Отв. ред. В. И. Аршинов и др. М.: Прогресс — Традиция, 2000.-535 е.: ил.
  108. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве / Сост. и отв. ред.: В. А. Копцик. М.: Прогресс-Традиция, 2002. -495 е.: ил.
  109. , Р. Инвестиционная модель креативности / Р. Стернберг, Е. Григоренко // Психологический журнал. 1998. — № 2. — Т. 19. — С. 144 160.
  110. , Ч. Состояния сознания / Ч. Тарт // Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев. / Сост. и общ. ред. И. Т. Касавина. М.: Республика, 1992.-С. 180−247.
  111. , Т.Н. Влияние семейной микросреды на интеллектуальные и креативные способности детей / Т. Н. Тихомирова // Сборник материалов конференции НИИ семьи и воспитания. М., 2000. — С.
  112. , Е. Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности: Метод, руководство / Е. Е. Туник. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1998. — 172 с.
  113. , Е.Е. Психодиагностика творческого мышления / Е. Е. Туник. М.: Дидактика Плюс, 2002. — 48 с.
  114. , Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е. Е. Туник. М.: Речь, 2003. — 96 с.
  115. , В.И. Начальный этап развития субъекта творческого труда: Оптимистическая теория личности / В. И. Тютюнник. М.: Рос. психол. о-во, 2003. — 254 1. с.
  116. , К. Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие / К. Уилбер- пер. с англ. М.: Изд-во Института трансперсональной психологии, 1999. — 320 с. — (Тексты трансперсональной психологии).
  117. , X. Творчество восприятия / X. Уоллах // Психология ощущений и восприятия. Изд. 2-е, испр. и доп. — Под ред. Ю.Б. Гиппенрей-тер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. — М.: ЧеРо, 1999. — С. 492−493. -(Хрестоматия по психологии).
  118. , С.В. Воображение как фактор продуктивности деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук: 19.00.01 / Фатеев Сергей Валентинович- Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск, 1996. — 36 с. — Библиогр.: с. 34−36.
  119. , П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейе-рабенд- пер. с англ. и нем. А.Л. Никифорова- общ. ред. и вступ. ст. И. С. Нарского. М., 1986. — 544 с.
  120. , А. Личность и социальное поведение / А. Фернхейм, П. Хейвен- пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. — 386 е.: табл. — (Мастера психологии).
  121. , Р. Восприятие формы и объектов / Р. Франсе // Экспериментальная психология. Вып. 6. Восприятие- под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. -М.: Прогресс, 1978. — С. 237−301.
  122. Фрейд, 3. Остроуме и его отношение к бессознательному / 3. Фрейд- пер. нем. // «Я» и «Оно». Труды разных лет- сост. А. Григорашви-ли: в 2-х т.-Тбилиси: Мерани, 1991.-Т. 2.-С. 175−407.
  123. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции / 3. Фрейд- пер. с нем. Г. В. Барышниковой. Изд. 2-е, стер. — М.: Наука, 1991. — 455 с. — (Классики науки. Памятники истории науки/ АН СССР).
  124. Фрейд, 3. Художник и фантазирование / 3. Фрейд // Художник и фантазирование- общ. ред., сост., вступ. ст. Додельцева Р. Ф., Долгова К.М.- пер. с нем. Додельцева Р. Ф. и др. М.: Республика, 1995. — С. 129 134. — (Прошлое и настоящее).
  125. Фрейд, 3. Бред и сны в «Градиве» В.Иенсена. Дополнение ко второму изданию / 3. Фрейд // Художник и фантазирование- общ. ред., сост., вступ. ст. Додельцева Р. Ф., Долгова К.М.- пер. с нем. Додельцева Р. Ф. и др. М.: Республика, 1995. — С. 175. '
  126. Фрейд, 3. Моисей Микеланджело / 3. Фрейд // Художник и фантазирование- общ. ред., сост., вступ. ст. Додельцева Р.ф., Долгова К.М.- пер. с нем. Додельцева Р. Ф. и др. М.: Республика, 1995. — С.218−233.
  127. Фрейд, 3. Леонардо да Винчи и его воспоминания о детстве / 3. Фрейд- пер. с нем. Е.С.Г. // К. Г. Юнг, Э. Нойманн. Психоанализ и искусство. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1996. — С.250−298 — (Серия «Актуальная психология»),
  128. Фрейд, 3. Достоевский и отцеубийство / 3. Фрейд- пер. с нем. // Хрестоматия по психологии художественного творчества. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1998. — С. 7−19.
  129. , П. Восприятие и оценка времени / П. Фресс // Экспериментальная психология. Вып. 6. Восприятие- под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. — М.: Прогресс, 1978. — С. 88−135.
  130. , Э. Человеческая ситуация / Э. Фромм- под ред. и с предисл, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 1995. — 239 с. — (Золотой фонд мировой психологии- Вып 1).
  131. , Э. Душа человека / Э. Фромм. М., ACT-ЛТД, 1998. — 662 с. — (Классики зарубежной психологии).
  132. , К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни // Невротическая личность нашего времени. Самоанализ- пер. с англ. В.В. Старовойтова- общ. ред. Г. В. Бурменской. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1993.-С. 5−221.
  133. , Л. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Л. А. Хьелл. Д.Д. Зиглер- пер с англ. С. Меленевская, Д. Викторова. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — 606 е.: ил. — (Мастера психологии).
  134. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг- пер. с нем. A.M. Боковикова. М., Прогресс, Универс, 1991. — 331 с. — (Библиотека зарубежной психологии).
  135. Юнг, К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэзии / К. Г. Юнг // К. Г. Юнг, Э. Нойманн. Психоанализ и искусство- пер. с англ. Г. Бутузов, О. Чистяков. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1996. — С. 9−29.
  136. Aguilar-Alonco, A. Personality and creativity / A. Aguilar-Alonco // Personality and Individual Differences, 21,1996. P. 959−969.
  137. Cropley, A.J. Definitions of creativity / A.J. Cropley // Encyclopedia of creativity. M.A. Runco and S.R. Pritzker (eds.). San Diego, 1999. — V.l.
  138. Domino, G. Attitudes towards dreams, sex differences and creativity / G. Domino // J. Creative behavior. 1982. — V. 16. — No.2.
  139. Edwards, B. Drawing on the right side of the brain: A course in enhancing creativity and artistic confidence / B. Edwards. Los Angeles: J.P.Tarcher, Inc., 1979.-208 p.
  140. Eysenck, H.J. Creativity and personality: suggestions for a theory / H.J. Ey-senck // Psychological Inquiry 4,1993. P. 147−178.
  141. Eysenck, H.J. Genius: The natural history of creativity / H J. Eysenck. Cambridge, 1995.
  142. Gelade, G. Creativity in conflict: the personality of the commercial creative/ G. Gelade // Journal of Genetic Psychology 158,1997. P. 67−78.
  143. Guilford, J.P. The structure of the intellect / J.P. Guilford // Psychological Bulletin 53, 1956. P. 267−293.
  144. Guilford, J.P. The nature of human intelligence / J.P. Guilford. New York, Mc Gaw Hill, 1967.
  145. Mednick, S.A. The association basis of the creative process / S.A. Mednick // Psychological Review 69, 1962. P. 220−232.
  146. Nickols, R.C. Twin studies of ability personality and interests / R.C. Nickols // Homo. 1978. V.29.
  147. Torrance, E.P. Guiding creative talent / E.P. Torrance. Englewood Cliffs, New York, Prentice-Hall, 1962.
  148. Torrance, E.P. Torrance tests of creativity thinking: norms, technical manual / E.P. Torance. Lexington: Ginn, 1974.
  149. Wallach, M. Modes of thinking in young children / M. Wallach, N. Kogan. -New York: Holt, Rhinehart & Winston, 1965.
  150. Значения индекса оригинальности для теста Дж. Гилфорда «Использованиепредметов»
  151. Зубная щетка для сахара в чае 0,87рыхлить землю 0,86
  152. Ложка 0,95 для животных 0,92
  153. Материал для изделий для ресницпереплавить в что-либо 0,96 Украшение 0,85подкладка под что-либо, чтобы не ша- Чесалка 0,53талось 0,96 для носа 0,98шторки 0,99 для пяток 0,941. Мусор 0,98 для спины 0,87
  154. Оружие 0,75 Щекоталка 0,96кидаться 0,91 Щетка (чистить) 0,00тыкать 0,93 для бутылок (ерш) 0,96
  155. Ковырялка 0,96 для отковыривания 0,98 В дереве 0,99 ломать (во время стресса) 0,94 В носу 0,96 электропровод 0,95 В ухе 0,94 Скрепказубочистка 0,85 для букетов 0,98
  156. Материал для изделий на предметы (люстра) 0,98брелок (кольцо) 0,93 ногтей 0,98буквы, символы, знаки 0,99 ожерелье/цепочка 0,73веревка 0,98 пирсинг 0,96вешалка 0,98 сережки 0,64гирлянда 0,95 Успокаивать нервы 0,97зажим для носа0,97
  157. БЛАНК ТЕСТА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ Е. ТОРРЕНСА1. КРАТКИЙ ВАРИАНТ)1. Фамилия, Имя, Отчество:1. Возраст:
  158. Пол: М Ж Дата тестирования:4.
Заполнить форму текущей работой