Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка методических подходов к управлению инновационной маркетинговой деятельностью аптечных организаций на территориальном уровне (на примере г. Ростова-на-Дону)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С помощью экспертного опроса и иерархического кластерного анализа проведена группировка розничных аптечных организаций г. Ростова-на-Дону. В зависимости от совокупности экономических ресурсов аптечная сеть разбита на четыре типологических кластера, имеющих сходство. Установлено, что аптечных организаций, максимально использующих свои экономические ресурсы, около 9,0%. Выявлена высокая доля аптек… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
    • 1. 1. Инновация как инструмент повышения конкурентоспособности аптечной организации
    • 1. 2. Конкуренция и конкурентоспособность фармацевтических организаций
    • 1. 3. Использование бенчмаркетинга для сравнения деятельности предприятий-конкурентов
    • 1. 4. Инновационные конкурентные преимущества в формировании конкурентоспособности аптечных организаций
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА И ЕГО МАРКЕТИНГОВОГО ОКРУЖЕНИЯ В г. РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
    • 2. 1. Характеристика фармацевтического рынка с позиции маркетингового анализа ситуации
    • 2. 2. Социально-экономическая характеристика фармацевтического рынка г. Ростова-на-Дону
    • 2. 3. Разработка репрезентативной панели аптечных организаций в г. Ростове-на-Дону
    • 2. 4. Проведение экспертизы по оценке сформированного перечня факторов для типологизации аптечных организации по маркетинговому потенциалу
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА г. РОСТОВА-НА-ДОНУ
    • 3. 1. Объем и общие характеристики розничного фармацевтического рынка г. Ростова-на-Дону
    • 3. 2. Анализ инновационных маркетинговых стратегий, применяемых аптечными организациями г. Ростова-на-Дону
    • 3. 3. Разработка концепции инновационного маркетинга аптечной организации
    • 3. 4. Принятие стратегических решений и оценки рисков внедрения инноваций в деятельность фармацевтической организа
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Разработка методических подходов к управлению инновационной маркетинговой деятельностью аптечных организаций на территориальном уровне (на примере г. Ростова-на-Дону) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Одним из важнейших элементов организации системы лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений является розничная продажа лекарственных средств и изделий медицинского назначения, осуществляемая через аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски и аптечные магазины.

По данным аналитического агентства DSM Croup в России на 01.01.2006 г. насчитывалось около 48 тыс. аптечных организаций, из них 75,0% расположены в городской местности. В среднем в стране на одну аптеку приходится 3,2 тыс. человек, что свидетельствует о практической насыщенности инфраструктуры розничного звена фармацевтического рынка. За прошедшие годы произошли существенные изменения, обусловленные внедрением принципов рыночной экономики в аптечном секторе. Следствием этих процессов является возрастающая доля частных аптечных организаций, которая в зависимости от региона составляет от 35,0 до 75,0%.

Как показывает мировая, а в последние годы и российская практика, госсобственность неэффективна для аптечного сектора. Этот бизнес требует чрезвычайно четкого управления, активного привлечения инвестиций, поиска новых методов работы. Успехи отдельных находящихся в госсобственности аптечных сетей можно отнести, главным образом, на счет таланта их конкретных руководителей, а также использования «административного ресурса», который рано или поздно заканчивается. С учетом имеющейся насыщенности российского рынка аптечной сетью, очевидно, что основная конкурентная борьба становится борьбой различных типов аптечных организаций.

В настоящее время основным подходом к развитию аптечного сегмента российского фармацевтического рынка является не научный анализ и применение современных достижений в области менеджмента, а действия, основанные на интуиции, на опыте того, кто принимает решение. В условиях жесткой конкуренции руководители фармацевтических организаций вынуждены осваивать истины теории конкурентных преимуществ в процессе практической работы, механизм реализации которой мало знаком специалистам отечественного фармацевтического рынка.

Анализ данных литературы показал, что в настоящее время имеется значительное число научных публикаций, затрагивающих проблемы поиска путей повышения конкурентоспособности аптечных организаций.

В последние годы рядом ученых России: Л. В. Мошковой, Е. Е. Лоскутовой, Е. А. Максимкиной, С. Г. Сбоевой, М. В. Рыжковой, Л. С. Скулковой, Н. Б. Дремовой и др. проведены исследования по оптимизации ассортиментной политики, по изучению маркетинговой ценности лекарственных средств и управлению товарными запасами, по обоснованию привлекательных локализаций для аптечных организаций на основе маркетингового анализа в качестве механизма повышения их конкурентоспособности на фармацевтическом рынке.

Вместе с тем, в проведенных исследованиях недостаточно внимания уделялось инновационному менеджменту, составляющие которого выражаются в новаторских подходах, методах, приемах и средствах решения актуальных проблем управления лекарственным обеспечением и считаются одним из элементов самых важных стратегий для выживания в конкурентной борьбе.

Все это предопределило выбор темы, цель и задачи исследования, а также структуру и логическое построение диссертационной работы.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является разработка научно обоснованных организационно-методических рекомендаций по управлению лекарственным обеспечением на территориальном уровне на основе инновационных решений, дающих новые результаты, обеспечивающих синергети-ческие эффекты и повышающих конкурентоспособность аптечных организаций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных логических задач: изучить и обобщить результаты научных исследований по использованию инновационных маркетинговых технологий в практике аптечных организацийпровести исследования по оценке современной маркетинговой среды г. Ростова-на-Донупровести типологизацию аптечных организаций г. Ростова-на-Дону и выявить факторы, определяющие их маркетинговый потенциал- •=> изучить состояние внедрения нововведений в практику фармацевтических розничных организаций г. Ростова-на-Дону- •=> разработать концепцию инновационного маркетинга аптечной организации, осуществляющей розничную реализацию аптечных товаров- •=> разработать методические рекомендации по использованию инновационных технологий в управление лекарственным обеспечением на территориальном уровне (на примере г. Ростова-на-Дону). Методологическая основа, объекты и методы исследования. Методологическую основу исследований составили принципы и методы современной теории управления и маркетинга с учетом действующих в Российской Федерации законодательных и нормативных актов в системе управления и экономики здравоохранения и фармации.

Информационная база. Исследования проводились на базе 269 аптек и 187 мелкорозничных субъектов фармацевтического рынка, осуществляющих фармацевтическую деятельность на территории г. Ростова-на-Дону за период с 2002 по 2006 гт.

Источниками информации служили статистические и ведомственные материалы, нормативно-правовые документы, документы оперативной и финансовой отчетности аптечных организаций г. Ростова-на-Дону, годовые отчеты о результатах деятельности субъектов фармацевтического рынка Министерства здравоохранения Ростовской области, опросные листы работников аптечных организаций.

Сбор данных осуществлялся с помощью количественных и качественных методов маркетинговых исследований, выкопировки статистической информации, непосредственного наблюдения. Обработка данных проводилась с использованием методов структурно-логического, системного, регионального, ситуационного, экспертного, корреляционного кластерного и экономико-математического анализов. Обработку статистической и экономической информации, а также полученных результатов анализа отчетных материалов осуществляли с использованием современных компьютерных технологий, программ Access и Excel.

Связь задач исследования с проблемным планом фармацевтических наук. Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ в ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия Росздрава» (номер государственной регистрации 01.2.100 455).

Научная новизна. Методом структурно-логического и ситуационного анализа впервые проведена оценка маркетинговой среды и систематизированы факторы, влияющие на степень выраженности конкуренции среди субъектов розничного сектора фармацевтического рынка г. Ростова-на-Дону (количество организаций, осуществляющих фармацевтическую деятельность на территории, их дислокация, ассортиментная политика, качество сервисных услуг).

С помощью экспертного опроса и иерархического кластерного анализа проведена группировка розничных аптечных организаций г. Ростова-на-Дону. В зависимости от совокупности экономических ресурсов аптечная сеть разбита на четыре типологических кластера, имеющих сходство. Установлено, что аптечных организаций, максимально использующих свои экономические ресурсы, около 9,0%. Выявлена высокая доля аптек с низким маркетинговым потенциалом, и поэтому испытывающих финансовые трудности — 27,8%. Государственные аптеки, располагая преимуществами в дислокации, не в состоянии их эффективно использовать, финансовое состояние большинства государственных аптек неустойчивое.

На основе анализа системы распространения нововведений в аптечный сектор г. Ростова-на-Дону в зависимости от стадии их жизненного цикла установлено, что инновационная активность в розничном звене пока низкая: распространение получили инновации, описанные нами как диффузионные и рутинные.

На основе теории инновационного менеджмента разработаны принципы повышения эффективности работы аптечных организаций на территориальном уровне, заключающиеся: 1) в систематизации факторов, влияющих на внутреннюю и внешнюю маркетинговую среду- 2) в выявлении особенностей зарождения и распространения инноваций в сфере лекарственного обращения- 3) в определении этапов их разработки и использования- 4) в создании модели управления инновационными процессами, как всего фармацевтического рынка, так и отдельной аптечной организации.

Практическая значимость и внедрение результатов исследования. Разработаны научно обоснованные подходы к управлению маркетинговой деятельностью аптечных организаций, которые дают возможность значительно повысить эффективность розничной реализации JTC и ИМН. Разработаны и внедрены в деятельность крупных аптечных организаций, розничных аптечных сетей, а также органов исполнительной власти, ответственных за лекарственное обеспечение населения: методические принципы внедрения нововведений в работу фармацевтических организаций (методические рекомендации «Инновационные технологии в лекарственном обеспечении населения с учетом особенностей фармацевтического рынка РФ», утвержденные Министерством здравоохранения Ростовской области от 29.11.2006 г. и внедренные в деятельность аптечных организаций РО). Акты внедрения: Фармуправления Ростовской области (от 30.11.2006 г.) — аптечных организаций г. Ростова-на-Дону: ГУП «Аптека № 175» (от ЗОЛ 1.2006 г.) — ГУП «Аптека № 102» (от 30.11.2006 г.) — ГУП «Фармация» РО (от 29.11.2006 г.) — ГУП «Аптека № 208» (от 29.11.2006 г.) — Цымлянское ГУП «Фармация» РО (от 30.11.2006 г.) — ГУП «Аптека № 407» п. Орловский РО (от 29.11.2006 г.). Апробация полученных результатов. Основные положения диссертационной работы доложены и обсуждены на 55-й, 59-й, 60-й и 61-й межрегиональных конференциях по фармации, фармакологии и подготовке кадров «Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции» (г. Пятигорск, 2000, 2004, 2005, 2006 гг.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано восемь научных работ, в которых отражено основное содержание диссертации.

Положения, выносимые на защиту. На защиту выдвигаются следующие положения и результаты исследований:

Ф результаты анализа внешней и внутренней маркетинговой среды розничного фармацевтического рынка г. Ростова-на-Дону за период с 2002 по 2006 гг.;

Ф критерии типологизации аптечных организаций г. Ростова-на-Дону и оценка факторов, определяющих их маркетинговый потенциал;

Ф результаты анализа современного состояния розничного сектора фармацевтического рынка урбанизированного города на примере аптечной сети г. Ростова-на-Дону;

Ф принципы инновационного менеджмента лекарственного обеспечения населения на территориальном уровне;

Ф организационно-методическая модель совершенствования лекарственного обеспечения населения и повышения качества лекарственной помощи с использованием инновационных технологий.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов по главам, общих выводов, списка библиографических источников, приложения. Диссертация изложена на 136 страницах машинописного текста в компьютерном наборе, содержит 17 таблиц, 17 рисунков.

Список литературы

включает 163 источника, в том числе 14 зарубежных авторов.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. На основе изучения и критического обобщения данных отечественных и зарубежных литературных источников установлено, что в условиях ускоренного развития сети аптечных организаций разных форм собственности и ужесточения конкуренции основным резервом развития розничных фармацевтических организаций является разработка и внедрение оригинальных инновационных технологий.

2. Выявлены особенности и закономерности развития инфраструктуры фармацевтического рынка урбанизированного города субъекта Российской Федерации. Более чем 1072,2 тыс. населения г. Ростова-на-Дону обеспечиваются лекарственной помощью в 269 аптеках, 187 мелкорозничных субъектах фармацевтического рынка, которые на 79,3%, объединенны в аптечные сети. Доля государственного сектора составляет 14,8%. Размещение аптечных организаций неравномерно в зависимости от степени удаленности от центральных и деловых зон города (1,46 тыс. жителей на 1 аптеку в центре города и 5,64 тыс. жителей на 1 аптеку в новом жилом массиве).

3. В процессе системного исследования и коллективной экспертной оценки проанализировано влияние на объем товарооборота 15 факторов, с применением корреляционно-регрессионного анализа установлена тесная корреляционная связь товарооборота аптечной организации с площадью торгового зала, количеством окон отпуска, количеством среднедневных покупок, долей в ассортименте рецептурных препаратов, числом ассортиментных позиций, долей брендированных ЛС, количеством постоянных посетителей аптеки.

4. С помощью кластерного анализа проведена типологизация аптечных организаций г. Ростова-на-Дону в зависимости от показателей, определяющих маркетинговый потенциал (экономические резервы) аптечных организаций. Наивысший маркетинговый потенциал имеют аптеки, расположенные в центре города, с площадью торгового зала более 100 кв. м, товарооборотом около 90 млн руб., количеством ассортиментных позиций около 12 000, их удельный вес составляет 8,9%.

5. Выявлены особенности формирования ассортиментной политики розничного сектора г. Ростова-на-Дону. Соотношение рецептурных и безрецептурных препаратов в стоимостном выражении составляет 62:38- доля зарубежных производителей в объеме продаж в суммовом выражении около 70,0%. Инновационные ЛС внедряются на фармацевтический рынок г. Ростова-на-Дону в виде: брендированных дженериков — 58,0%- оригинальных ЛС с патентной защитой — 13,0% и ЛС с элементами инноваций — 29,0%.

6. Изучены инновационные процессы ведения фармацевтического бизнеса в г. Ростове-на-Дону. Установлено, что нововведения на фармацевтическом рынке распространяются медленно и неравномерно и зависят от месторасположения аптеки. Основная масса используемых аптеками инноваций обеспечивает устойчивые конкурентные преимущества, степень распространения новых технологий зависит от их «жизненного цикла»: 14,2% зарождающихся, 44,5% диффузирующих и 68,6% рутинных инновационных технологий.

7. Разработана методика поэтапного моделирования фрагментационных процессов в аптечном бизнесе, направленных на создание инновационных конкурентных преимуществ и разработку программ внедрения нововведений. Проведена оценка рисков внедрения инноваций в деятельность аптечной организации, расположенной в «спальном» районе. Установлено, что в «спальных» районах урбанизированного города высока потребность в фармацевтических услугах в вечернее, ночное время и в выходные дни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С. Бизнес-курс: Маркетинговые коммуникации / С. Абрамова // Российские аптеки.-2005.-№ 7.-С. 12−15.
  2. , A.A. 1000 терминов рыночной экономики: справ, учеб. пособие / A.A. Амбарцумов, Ф. Ф. Стерликов. -М.: Крон-Пресс, 1993. -302 с.
  3. , B.JI. Определение направлений исследований по экономике фармации на основе наукоёмких методов / B.JI. Багирова, O.A. Иванова, Е. М. Терентьева // Ремедиум. 2003. — № 7−8. — С. 14−16.
  4. , Н. / Новые информационные технологии в фармации на базе интегрированных отраслевых информационных баз данных / Н. Багрянцева, Н. Нестерова, И. Радченко // Фармация. 1997. — Т. 46, № 1. С. 17−19.
  5. , В.П. Информационные технологии в статистике / В. П. Бажко. М.: Фин-статинформ, 2002. — 143 с.
  6. , Т. Комплексный подход к риск-менеджменту: стоит ли этим заниматься: пер. с англ / Т. Бартон, У. Шенкир, П. Уокер. М.: Вильяме, 2003. — 208 с.
  7. , И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз / И. К. Беляевский М.: Финансы и статистика, 2001. — 320 с.
  8. Ю.Бизнес-путеводитель по фармацевтическому рынку России / под ред. А.Ю. Юда-нова, Е. А. Вольской, С. А. Лагуновой. М.: Классик-Консалтинг, 1998. — 256 с.
  9. П.Битерякова, A.M. Маркетинговые исследования региональных рынков лекарственных средств / A.M. Битерякова, Е. Л. Кузубова // Человек и лекарство: тез. докл.4 Рос. нац. конгр. 8−12 апр. 1997 г. М., 1997. — С. 310
  10. , И. Инновации основа развития российского фармбизнеса / И. Быко-венко // Ремедиум. — 2004. — № 3. — С. 54−55.
  11. , O.A. Маркетинг в фармации / O.A. Васнецова. М.: Книж. мир, 1999. -334 с.
  12. , М. Репрезентативность и научное понимание: пер. с англ. / М. Вар-тофский. М.: Прогресс, 1998. — 256 с.
  13. Влияние ДЛО на развитие фармрынка // Фармац. вестн. 2006. — № 17 (422). -С. 6−8.
  14. , Н.В. Изучение потребительских оценок ассортимента и качества товаров / Н. В. Волкова. М.: Финвест, 1991. — С. 48.
  15. , Е. Связи с общественностью и реклама на фармрынке / Е. Вольская // Ремедиум. 2004. — № 5. — С. 6−11.
  16. , А.Л. Фармакоэкономические исследования важнейший инструмент рационализации лекарственного обеспечения в системе Российского здравоохранения / А. Л. Галин // Новая аптека. Аптека и рынок. — 1999. — № 10. — С. 22−26.
  17. , Л.Н. Информационные технологии в сфере обращения лекарств / Л. Н. Геллер // Фармация. 2006. — № 1. — С. 28−32.
  18. , В.П. Изучение информационных потребностей на фармацевтическом рынке / В. П. Гарихиди, Е. А. Крикунова, Е. А. Максимкина // Новая Аптека. -2000.-№ 9.-С. 54−63.
  19. , B.B. Применение многофакторных динамических моделей для определения потребностей в медикаментах / В. В. Гацан // Проблемы организации и управления аптечной службой. М., 1981. — С. 32−36.
  20. , Б. Бизнес со скоростью мысли: пер. с англ. / Б. Гейтс. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.-480 с.
  21. , Г. Т. Концепция фармацевтической помощи: реалии и перспективы / Г. Т. Глембоцкая, А. Р. Маскаева // Новая аптека. 2000. — № 5. — С. 11−14
  22. , Г. Т. Теория и практика фармацевтического менеджмента: цикл лекций / Г. Т. Глембоцкая М.: Высш. шк., 1997. — 118 с.
  23. , Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е. П. Голубков М.: Финпресс, 2003. — 496 с.
  24. , Г. Н. Маркетинг на рынке услуг и товаров медико-производственного комплекса / Г. Н. Голухов, Ю. В. Шиленко // Экономика здравоохранения. 1998. — № 7. — С. 11−20.
  25. , Г. Н. Сущность и основные особенности маркетинга на рынке услуг и товаров медико-производственного комплекса / Г. Н. Голухов, Д. В. Рейхард, Ю. В. Шиленко // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1998. — № 2. -С. 45−49.
  26. , М.П. Логистика товароведения / М. П. Гордон, С. Б. Карпаухов. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — 168 с.
  27. , В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований / В. Г. Гречихин -М.: МГУ, 1988. 232 с.
  28. , A.B. Социально-экономические основы региональной лекарственной политики: на примере Западно-Сибирского региона: дис. д-ра. фармац. наук: 15.00.01 / A.B. Гришин Пермь, 2001. — 358 с.
  29. Дани лов, И. Инновация как универсальный инструмент повышения конкурентоспособности предприятия / И. Данилов, П. Царегородцев // Стандарты и качество. -2004.-№ 1.-С. 70−72.
  30. , И.Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. — 208 с.
  31. , З.С. Основные концептуальные подходы к оптимальному прогнозированию и формированию рынка лекарственных средств / З. С. Дементьева, JI.B. Кобзарь // Сб. науч. тр. ВНИИ Фармации. М., 1993. -Т.31. — С.46−54.
  32. , З.С. Формирование ассортиментной структуры важнейший элемент прогнозирования потребности в лекарственных средствах / З. С. Дементьева // Актуальные вопросы фармацевтической науки и практики. — Курск, 1991. — 4.1. — С. 48−49.
  33. , В.Ф. Создание единой сети фармацевтической информации (ЕСФИ) на региональном уровне / В. Ф. Дзюба. ю Т. Г. Афанасьева, Н. Б. Дремова // Человек и лекарство: тез. докл. 8 Рос. нац. конгр. 2−6 апр. 2001 г. -М., 2001. С. 662.
  34. , В.И. Социологические исследования в здравоохранении / В. И. Дмитриев, A.B. Никольский М., 1984. — 68 с.
  35. , Н.Б. Методические основы научного прогнозирования потребления лекарственных средств на примере РСФСР: автореф. дис. д-ра фармац. наук: 15.00.01 / Н. Б. Дремова -М., 1991. -45 с.
  36. , Н.Б. Моделирование потребления медицинских товаров на основе метода группового учета аргументов / Н. Б. Дремова, И. Н. Ласкина, М.В. Артемчен-ко // Фармация. 1992. — Т.42, № 2. — С. 20−24.
  37. , Н.Б. Система маркетинговых исследований рынка лекарственных средств / Н. Б. Дремова, Е. В. Лазарева // Фармация. 1996. — Т. 45, № 6. -С. 25−30.
  38. , Н.Б. Статистический анализ и регрессионное моделирование потребления медицинских товаров / Н. Б. Дремова, И. Н Ласкина, C.B. Соломка // Фармация. 1992. — Т.41, № 2. — С. 15−19.
  39. , Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: перс, с англ./ Дж. У. Дункан М.: Дело, 1996.-272 с.
  40. , M. Иерархический кластерный анализ и соответствия: пер. с фр./ М.
  41. Здоровье населения и здравоохранение Ростовской области 2005 г. Ростов-н/Д, 2006. 136 с.
  42. , С.Н. Маркетинговые исследования в области управления рациональным использованием лекарственных препаратов, применяемых в гинекологии: дис. канд. фармац. наук: 15.00.01 / С. Н. Ивакина Уфа, 1999. — 367 с.
  43. , С.Н. Поведение потребителей при выборе лекарственных средств / С. Н. Ивакина, Г. Ф. Лозовая // Новая аптека 2004. — № 2. — С. 28−29.
  44. , О.Г. Маркетинговые исследования потребления и спроса контрацептивных лекарственных средств: на примере региона Кавказских Минеральных Вод: дис.. канд. фармац. наук: 15.00.01 / О. Г. Ивченко Пятигорск, 2002. -238 с.
  45. Л.Р. Позиция предприятия на рынке инструмент эффективного управления / Л. Р. Ильясов // Экономика и управление. — 1998. — № 6. — С. 74−80.
  46. Информационные технологии в бизнесе / под ред. М. Желны. СПБ: Питер, 2002.-1120 с.
  47. , Н.О. Основы маркетинга рецептурных препаратов / Н. О. Камаев, C.B. Треус // Фарматека. 1998. — № 3. — С. 9−13.
  48. , В.И. Математические методы и моделирование в здравоохранении / В. И. Кант М.: Медицина, 1987. — 223 с.
  49. , Дж. Балльные оценки бизнеса / Дж. Канджи, Р. Моура // Все о качестве. Зарубежный опыт. Вып. 39. M.: Трек, 2003. — С. 3−16.
  50. , H.H. Маркетинг на фармацевтическом рынке / H.H. Карева, И. А. Охотина // Фармация. 1995. — № 6. — С. 28.
  51. , Т.Г. Анализ состояния фармацевтического рынка России / Т. Г. Кирсанова // Фарматека. 1998. -№ 1. — С. 6−9.
  52. , Т.Г. Значение фармацевтической информации для формирования цивилизованного рынка лекарств / Т. Г. Кирсанова, М. В. Шугалева // Человек и лекарство: тез. докл. 8 Рос. нац. конгр. 2−6 апр. 2001 г. М.&bdquo- 2001. — С. 664−665.
  53. Классика менеджмента под ред. М. Уорнера, пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. -1168 с.
  54. , JI.B. Особенности развития рынка лекарственных средств в России / Л. В. Кобзарь // Фармация. 1999. — Т. 48, № 2. — С. 9−12.
  55. , Л. Глобальные компании на российском фармрынке: точки приложения сил / Л. Коковин // Ремедиум. 2004. — № 9. — С. 6−11.
  56. , Ю. Инновационные методы работы зарубежных дистрибьюторов / Ю. Колипова // Ремедиум. 2004. — № 4. — С. 51−53.
  57. , Ю. Информационные системы в аптеках // Российские аптеки. 2003. -№ 12.-С. 42−44.
  58. , Дж. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет: пер. с англ. / Дж. Коллинз. СПб.: Стокгольм, шк. экономики, 2001.-303 с.
  59. C.B. Влияние изменений фармацевтического рынка на лекарственное обеспечение муниципального здравоохранения / C.B. Кононова // Новая Аптека. 1998. -№ 3. — С. 13−16.
  60. , C.B. Факторы фармацевтического рынка // C.B. Кононова // Новая Аптека. 2002. — № 2. — С. 13−17.
  61. , Й. Управление качеством в масштабах компании: становление и этапы развития: пер. с англ. / Й. Кондой Н. Новгород: СМЦ Приоритет, 2002. -252 с.
  62. , Т. Возможности и риски при использовании моделей делового совершенства / Т. Конти // Стандарты и качество. 2003. — № 1. — С. 76−81.
  63. , Е.Ю. Теоретическое и практическое обоснование эффективной системы управления дистрибьюторской фирмой на фармацевтическом рынке, дис.. д-ра фармац. наук: 15.00.01 / Е. Ю. Коробко М., 2001. — 320 с.
  64. , И.В. Современный маркетинг / И. В. Корнеева, Е. Э. Автухова, В. Е. Хруцкий. М.: Финансы и статистика, 1991. — 256 с.
  65. , Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: пер. с англ. / Ф. Котлер. М.: Вильяме, 2006. — 656 с.
  66. , А.Б. Фармакоэкономика: Системный анализ мирового фармацевтического рынка: в 2 т. / А. Б. Краснокутский, A.A. Логунова М.: Классик-Консалтинг, 1998. — Т. 1.- 344 с.
  67. , С.А. Конъюнктурное состояние российского фармацевтического рынка / С. А. Лагунов // Новая Аптека. 1998. — № 5. — С. 7−10.
  68. , Т.П. Некоторые аспекты политики продвижения фармацевтических компаний / Т. П. Лагуткина, С. Н. Болыпева // Фармация. 2002. — № 3.- С. 19−23.
  69. , Т.П. Организационные аспекты продвижения ЛС на фармацевтическом рынке / Т. П. Лагуткина, С. Н. Болыпева // Новая Аптека. 2001. — № 4. — С. 59−62.
  70. , Т.П. Теоретические и методологические основы разработки системы интегрированных маркетинговых коммуникаций на фармацевтическом рынке России: автореф. дис.. докт. фармац. наук: 15.00.01 / Т. П. Лагуткина. М., 2004. — 43 с.
  71. , Е.В. Разработка комплекса маркетинговых исследований по анализу и прогнозированию рынка лекарственных средств на примере местных анестетиков: дис.. канд. фармац. наук: 15.00.01 / Е. В. Лазарева. -М., 1994. -345 с.
  72. , С.Н. Статистические методы в фармакологии и маркетинге фармацевтического рынка / С. Н. Лапач, М. Ф. Пасечник, A.A. Чубенко Киев, Укрспецмон-тажпроект, 1999. — 312 с.
  73. , И. Д. Кластерный анализ / И. Д. Манд ель. М.: Финансы и статистика, 1988.-167 с.
  74. , K.P. Экономика: Принципы, проблемы и политика: пер. с англ.: в 2 т. / K.P. Макконел, С. Л. Брю М.: Республика, 1992. -Т.1.-399 с.
  75. , Е.А. Конкурентоспособность фармацевтической организации в условиях рынка / Е. А. Максимкина, Е. Е. Лоскутова, В. В. Дорофеева. М.: МЦФЭР, 1999.-256 с.
  76. Маркетинг / А. Н. Романов и др. / под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1996. — 560 с.
  77. Маркетинг инновационного процесса: учеб. пособие / Н. П. Гончарова и др. -Киев, 1998. 267 с.
  78. Маркетинговые исследования потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг: метод, пособие / Н. Б. Дремова и др. Курск, 2001. — 94 с.
  79. , И.Ю. Создание экспертной системы по прогнозированию потребности в лекарственных препаратах / И. Ю. Матюшичев, Б. В. Пассет // Фармация. -1995. Т.44, № 2. — С.27−29.
  80. Мелик-Гусейнов, Д. Фармрынок на подъеме / Д. Мелик-Гусейнов // Маркетинг-про. 2005. — № 5. — С. 19−23.
  81. Менеджмент качества и конкурентоспособности: учеб. пособие / Е. А. Горбашко. СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 1998. — 207 с.
  82. Менеджмент качества: тенденции и перспективы // Стандарты и качество. 2001. -№ 7−8.-С. 74−75.
  83. Менеджмент XXI в.: пер. с англ. / под ред. С. Чоудхари. М.: ИНФРА-М, 2002. -448 с.
  84. Метод экспертных оценок в изучении потребления лекарственных средств / Н. Б. Дремова и др. // Социология в медицине: теоретические и научно-практические аспекты. -М., 1990. -Вып.З. С. 189−192.
  85. Методика по изучению и прогнозированию спроса на лекарственные средства с помощью экспертных оценок / ГАПУ МЗ СССР- ВНИИ Фармации М., 1985. -11 с.
  86. , Р., Новая матрица, или Логика стратегического превосходства / Р. Метьюз, А. Агеев, 3. Большаков // М.: ОЛМА-ПРЕСС- Ин-т эконом, стратегий, 2003.-239 с.
  87. , C.B. Некоторые аспекты оценки качества управления / C.B. Михеева // Стандарты и качество. 2003. — № 3. — С. 29−31.
  88. , З.Н. Методические подходы к изучению типового потребителя лекарственных средств / З. Н. Мнушко, И. В. Пестун // Провизор (Харьков). 2000. -№ 20.-С. 1−7.
  89. , З.Н. Сегментация потребителей лекарственных средств / З. Н. Мнушко, И. А. Грекова, И. В. Пестун // Провизор (Харьков). 2000. — № 7. — С. 1−6.
  90. , B.C. О проблемах формирования рынка лекарственных средств в России / B.C. Моисеев // Medical Market. 1996. — № 21. — С. 20.
  91. , Л.В. Анализ лекарственного обеспечения в Российской Федерации / Л. В. Мошкова, И. С. Грицаенко, Л. Г. Нужина // Фармацевтическая наука и практика в новых социально-экономических условиях: сб. науч. тр. НИИФ. М., 1997.-Т. 34. Ч. I.-С. 24−30.
  92. О здравоохранении в Ростовской области: Закон Ростовской области № 25: КЗ от 11.08.1998 г.-Ростов, 1998.-21 с.
  93. О лекарственном обеспечении граждан на территории Ростовской области: Закон Ростовской области № ЗЗ-КЗ от 1.08.2000 г. Ростов, 2000. — 6с.
  94. , Т.А. Разработка методических подходов к маркетинговым исследованиям внешней рыночной среды фармацевтических организаций: дис.. канд. фармац. наук: 15.00.01 / Т. А. Олейникова. Курск, 2000. — 307 с.
  95. Основы маркетинга: пер. с англ. 2-е европ. изд. / Ф. Котлер и др. — М.- СПб.- Вильяме, 1998. — 1056 с.
  96. , М.Э. Конкуренция: учеб. пособие: пер. с англ. / М. Э. Портер. М.: Вильяме, 2000.-495 с.
  97. , A.M. Расчет структуры выборки в социологическом исследовании / A.M. Плахотишин, Н.М. Мустафа-заде // Социология в медицине: теоретические и научно-практические аспекты. Вып.2. М., 1990. — С. 195−201.
  98. , E.H. Исследования по оптимизации современных подходов к управлению лекарственным обеспечением населения Ростовской области: автореф. дис.. канд. фармац. наук: 15.00.01 / E.H. Писаренко. Пятигорск, 2006. -24 с.
  99. Региональное рынковедение как современное научное направление в решении проблем лекарственного обеспечения населения / Г. Н. Андрианова и др. // Человек и лекарство: тез. докл. 5 Рос. нац. конгр. 21−25 апр. 1998 г. М., 1998. — С. 675−676.
  100. , Д.В. Фармацевтический рынок: особенности, проблемы и перспективы / Д. В. Рейхард, В. А. Сухилина, Ю. В. Шиленко. М.: Славянский диалог, 1995. — 304 с.
  101. , A.B. Методология исследований в социологии медицины / A.B. Решетников М., 2000. — 238 с.
  102. , A.B. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование / A.B. Решетников М.: Финансы и статистика, 1998. — 336 с.
  103. , A.B. Технология медико-социологического исследования в социальной системе / A.B. Решетников М.: ММА им И. М. Сеченова, 2000. — 210 с.
  104. Родионов, J1.H. Оценка конкурентоспособности продукции / JI.H. Родионов, О. Г. Кантор, Ю. Р. Хакимова // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 1. -С. 63−77.
  105. , Г. С. Маркетинговые исследования регионального рынка препаратов безрецептурного отпуска (на примере Кузбасса): автореф. дис.. канд. фармац. наук: 15.00.01 / Г. С. Савина. М., 2000. — 24 с.
  106. , В.В. Методические подходы к анализу ассортимента оптовых фармацевтических предприятий, действующих на территориальном рынке: автореф. дис.. канд. фармац. наук: 15.00.01 / В.В. Сафарян-СПб, 2001. С. 24
  107. , С.Г. Методический подход к изучению спроса на медикаменты с применением методов социологических исследований / С. Г. Сбоева, J1.A. Суханова,
  108. B.Г. Медведев // Фармация. 1986. — Т.35, № 3. — С. 12−16.
  109. , С.Г. Эволюция и методология современного фармацевтического маркетинга / С. Г. Сбоева, B. J1. Багирова, П. В. Лопатин // Экон. вестн. фармации. -2001.-№ 2.-С. 63−70.
  110. , М. От менеджмента качества к качеству менеджмента бизнеса: миф или реальность? / М. Свиткин // Стандарты и качество. — 2004. — № 1.1. C. 74−79.
  111. Славич-Приступа, А Практический маркетинг для аптек / А. Славич-Приступа М.: Ремедиум, 2005. 137 с.
  112. Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева, Е. Э. Автухова. М.: Финансы и статистика, 1991.-256с.
  113. Социология в медицине: теоретические и научно-практические аспекты / Н. Б. Дремова и др. М., 1990. — Вып.З. — С. 119−129.
  114. Стандартизация управления качеством и единый европейский рынок: реф. сб. докл. семинара. М.: ВНИИС, 1990. — 549 с.
  115. , Э.К. Основы менеджмента на коммерческой фирме / Э.К. Ста-робинский. М.: Интел-Синтез, 1994. — 157 с.
  116. Статистический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / В. Е. Адамов и др. — М.: Финансы и статистика, 1989. — 623 с.
  117. , Д.В. Разработка путей совершенствования лекарственного обеспечения на региональном уровне: автореф. дис.. канд. фармац. наук: 15.00.01 / Д. В. Стофорандов. Пятигорск, 2002. — 23 с.
  118. , Л.А. Определение спроса на лекарственные средства конкретными методами социологических исследований / Л. А. Суханова // Социология в медицине: теоретические и научно-практические аспекты Вып.1. М., 1990. -С. 56−61.
  119. Фармацевтический рынок: Информ. бюл. М., 2001−2002. — 611 с.
  120. Фармацевтический рынок России в цифрах и фактах. М.: Классик-Консалтинг, 1998. — 62 с.
  121. Фритцше Дейвид Дж. Этика бизнеса. Глобальная управленческая перспектива: пер. с англ. М.: Олимп-бизнес, 2002. — 336 с.
  122. , А.Ж. Теоретические и методические основы моделирования программы восстановления фармацевтической службы в кризисных регионах (на примере Чеченской республики): автореф. дис.. д-ра фармац. наук: 15.00.01 / А. Ж. Хаджиева. М., 2006. — 48 с.
  123. , Г. А. Маркетинговые исследования. Постановка проблемы. Методы сбора и анализ данных. Маркетинговые решения. / Г. А. Черчель СПб.: Питер, 2001.-747 с.
  124. , Ш. Введение в менеджмент «хосин» (политики) / Ш. Шиба, Т. Пурш, Р. Стасей // Все о качестве. Зарубежный опыт. Вып. 39. М.: Трек, 2003. — С. 37−64.
  125. , В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В.Д. Шкар-дун, Т. М. Ахтямов // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 4. С. 44−54.
  126. , Р. Премия Малкольма Болдриджа: имеет ли она отношение к проблеме качества? / Р. Шонбергер // Стандарты и качество. 2003. — № 1. — С. 96−98.
  127. , Д.Ф. Поведение потребителей / Д. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэл, П.У. Ми-ниард СПб.: Питер Ком, 2000. — 759 с.
  128. , Дж. Маркетинг / Дж. Эванс. М.: Экономика, 1990. — 196 с.
  129. , Г. Двенадцать принципов производительности: переизд. кн., опубл. в 1972 г. -М.: Экономика, 1991. С. 9.
  130. , М.М. Общая теория статистики 4-е изд., перераб. и доп. / М. М. Юзбашев — М.: Финансы и статистика, 1999. — 480 с.
  131. , Р.И. Фармацевтический рынок России в цифрах и фактах / Р. И. Ягудина, Р. С. Скулкова // Фармация. 1997. — Т. 46, № 5. — С. 31−34.
  132. , В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов Самара: Самарский Ун-т, 1995. — 342 с.
  133. , Ф. Эпоха инноваций: пер. с англ. / Ф. Янсен. М.: ИНФРА-М, 2002. -308 с.
  134. Applying economic instruments to environmental policies in OECD and dynamic non-member economics. OECD. Paris, 1994. — 416 p.
  135. Australian medicines handbook // Essential drugs monitor. 1999. — № 9. — P.23.
  136. Balance, R. The world Pharmaceutical Industries. An International perspective on innovation, competition and policy / R. Balance, J. Pogany, H. Foster / United Nations Development organization. 1999. — № 8. — P. 173.
  137. Bartsch, E. Liability for Environmental Damage: Incentives for Precaution and Risk Allocation / E. Bartsch. Tubingen, 1998. — 316 p.
  138. Bowersox, DJ. Logistical management. The integrated supply lain process / D.J. Bowersox, D.J. Closs-New-York, 1996.-730 p.
  139. Bradley, C. Birmingham Medical / C. Bradley // A. Blenkinsoop J. 1996. — № 3. -P.312−314.
  140. Carson, D. Gotterdammering for marketing / D. Carson // J. of marketing. 1988. -№ 3. — P. 11−18.
  141. Drummond, M. Methods for the economic evolution of healthcare programmers / M. Drummond, B. O Bren.-Oxford: Oxford univer. Press, 1997. P.35−42.
  142. Garattini, S. Are me-too drugs juts feed / S. Garattini // J.Neprology. 1997. — Vol. 10, № 6. — P.283−294.
  143. Good pharmacy practice in community and hospital pharmacy setting. / WHO Expert committee on Specifications for pharmaceutical Preparation. Thirty fifth Report. — Geneva, 1999. — P. 93−101.
  144. Gray, M. Evidance based healtcare the 21st — senturu agenda / M. Gray // Med. Res. Concil. News. — 1998. — № 79. — P. 34−37.
  145. Hof, H.M. Distribution of drugs in the Netherlands / Hof H.M. // Pharm.Wbl. -1996.-№ 6.-P. 29−30.
  146. ISO 14 001 and Beyond: Enviromental Management System in the Real World/ Ed. by Sheldon Ch. Sheffield, 1997. — P. 46−91.
  147. Jerry, I. Porras and P.O. Berg, Evaluation Methodology in Organization Development: An Analysis and Critique /1. Jerry // J. of Applied Behavioral Science. 1978. -Vol.14, № 2.-P.l51−173.
Заполнить форму текущей работой