Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование и разработка методов и средств автоматизации построения обучающих курсов в диалоговых системах на базе ЭВМ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Один из путей повышения эффективности и качества обучения — активное использование автоматизированных обучающих систем (АОС), в которых должен отразиться весь педагогический опыт, накопленный человечеством, последние достижения кибернетики, инженерной психологии, математической логики. Эффективность функционирования такой системы определяется комплексом средств, в которые входят… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНА Е. Г
  • ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
    • 1. 1. Проблемы и тенденции применения ЭВМ для обучения
    • 1. 2. Анализ АОС с позиций обучающего
    • 1. 3. Анализ АОС с позиций обучаемого .т*!
    • 1. 4. Выводы и постановка задач по диссертации
  • ГЛАВА 2. ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АВТ0МТИЗ№ 0ВАННЬ1Х,
  • ОБУЧАЮЩИХ КУРСОВ
    • 2. 1. Учение и обучение как процедуры решения. задач
    • 2. 2. Классификация операторов и процедур решающих систем
    • 2. 3. Математическая модель обучающего курса
    • 2. 4. Вспомогательные задачи автоматизированного обучения
    • 2. 5. Выводы
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТИПОВЫХ СТРУКТУР И АЛГОРИТМОВ ПОСТРОЕНИЯ «
  • ОБУЧАЮЩИХ КУРСОВ
    • 3. 1. Типовые составляющие блоки АОК
    • 3. 2. Формализованная процедура диалога при автоматизированном обучении
    • 3. 3. Типовые алгоритмы и средства для построения фрагментов обучающих курсов
    • 3. 4. Выводы
  • ГЛАВА 4. РЕАЛИЗАЦИЯ МАКРОСРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ
    • 4. Д. Общие сведения о базовой системе
    • 2. Макросистема как средство генерации АОК
      • 4. 3. Типовые макроопределения для структурной организации обучающих курсов
  • Особенности реализации макроопределений для формирования учебного материала
    • 4. 5. Расширение языка описания курсов
    • 4. 6. Технологическая схема реализации АОК с использованием разработанных макросредств
    • 4. 7. Экспериментальное исследование и анализ эффективности разработанных средств
    • 4. 8. Выводы

Исследование и разработка методов и средств автоматизации построения обучающих курсов в диалоговых системах на базе ЭВМ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный научно-технический прогресс характеризуется развитием и широким внедрением в повседневную жизнь человечества систем и средств обработки информации, использующих вычислительную технику. В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981;1985 годы и на период до 1990 года среди важнейших проблем вобласти естественных и технических наук намечено «совершенствование вычислительной техники, ее элементной базы и математического обеспечения, средств и систем сбора, передачи и обработки информации» /47/,.

Вычислительные машины, обладающие большой памятью, высоким быстродействием, гибким программным управлением и диалоговым режимом работы, открывают широкие возможности для создания средств и систем управления процессами, трудно поддающимися алгоритмиза ции.

В настоящее время разработано много разнообразных систем управления различными процессами во всех областях человеческой деятельности. Наиболее сложными для управления являются те процессы, где человек выступает в роли объекта управления. Здесь приходится учитывать помимо общих закономерностей процесса еще и психологические и физиологические особенности человека. Одним из примеров такого процесса является процесс автоматизированного обучения.

В связи с непрерывным ростом объема информации, необходимой современному квалифицированному специалисту, и с ростом потребности в непрерывной подготовке и переподготовке кадров для народного хозяйства возникла необходимость в новых эффективных средствах обучения. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 года /45/ отмечается необходимость интенсивной разработки, опробования и внедрения новых форм, методов и средств подготовки специалистов.

Один из путей повышения эффективности и качества обучения — активное использование автоматизированных обучающих систем (АОС), в которых должен отразиться весь педагогический опыт, накопленный человечеством, последние достижения кибернетики, инженерной психологии, математической логики. Эффективность функционирования такой системы определяется комплексом средств, в которые входят учебно-методические и психолого-педагогические факторы, формирующие и регламентирующие процесс обучения. И только при наличии взаимосвязи между отдельными сторонами единого учебного процесса возможно органическое соединение комплекса технических средств, наборов информационных данных и обучаемых в единую человеко-машинную систему.

Внедрение АОС — это принципиально новое направление в индустриализации системы высшего образования" /54/. АОС могут быть использованы практически во всех видах учебной работы. Разумеется, что они не подменяют преподавателя, они являются средством в его руках, позволяющим активно влиять на работу каждого обучаемого.

В конце 60-х годов господствовало общее мнение, что через несколько лет ЭВМ смогут превзойти, а потом и заменить человека в процессе обучения подрастающего поколения. Эти надежды не оправдались. Теперь задача формулируется так: необходимо поддерживать, расширять и дополнять с помощью ЭВМ познавательные способности человека, а не стремиться заменить человека машиной.

Автоматизированные обучающие системы широкого назначения в настоящее время создаются практически во всех развитых странах мира, обладающих необходимыми научно-техническими возможностями — высоким уровнем развития средств вычислительной техники и связи. Актуальность использования автоматизированного обучения для подготовки не только пользователей ЭВМ, но и студентов вузов и техникумов, учащихся средних школ и профессионально-технических училищ подтверждает как зарубежный, так и отечественный опыт. Существенные трудности, с которыми постоянно сталкиваются преподаватели, связаны со специфическими проблемами современного образования, к которым относятся рост числа учебных целей и заданий, а в связи с этим и затрат времени, физической и интеллектуальной энергии на обучением.

В /39/ отмечается, что главным фактором, определяющим затраты времени преподавателем, является контроль и управление каждым обучаемым, оценка его уровня знаний. От преподавателя требуется выполнение определенных профессиональных процедур при работе с обучаемыми, таких как диагностирование, информирование, моделирование, наблюдение, оценка, критика, разбор, советы и т. п. При автоматизированном обучении часть этой работы выполняет обучающая система, что позволяет преподавателю больше внимания уделять творческим аспектам обучения.

В /16/ к достоинствам АОС добавляют высокую эффективность подготовки специалистов за счет повышения индивидуализации обучения, возможности управления познавательным процессом по гибкой, адаптирующейся к характеристикам обучаемых программе, применения прогрессивных форм самостоятельной работы, наконец, предоставления различного рода услуг, присущих средствам вычислительной техники.

Современные АОС являются сложным инструментом управления процессом обучения. Для овладения им преподаватели должны затратить определенное время и труд, необходимо знать возможности АОС, их особенности, области применения. Программное обеспечение.

АОС становится все более сложным, и его возможности часто не понимаются, не используются или используются неверно. Различные предметные области имеют различные характеристики, которые могут влиять на организацию данных учебного назначения АОС, Поэтому в качестве предмета исследований выбрана технология реализации автоматизированных обучающих курсов (АОК), являющихся основой баз данных учебного назначения АОС.

Целью работы является разработка принципов, методов и программно-технологических средств построения АОК, обеспечивающих высокую производительность труда авторов курсов и достаточно высокое качество их продукции, особенно в условиях широкого применения АОС и массового привлечения в эту сферу непрофессиональных пользователей — авторов АОК.

В соответствии с целью диссертации основная задача исследования состоит в следующем. На основе эффективной теории диалогового взаимодействия человека и ЭВМ разработать теоретические основы построения, алгоритмы и программы для реализации технологии проектирования и создания обучающих курсов.

Методологическую основу исследований составляют основные положения задачного подхода к исследованию взаимодействия человека и ЭВМ, логики предикатов, а также основные положения и методы построения сложных информационных систем. По результатам исследований созданы унифицированные инструментальные средства для генерации обучающих курсов на базе типовой АОС.

Научная новизна состоит в том, что на основе формализованных моделей учения и обучения, представляемых как процедуры решения задач определенного вида, выделены основные структурные единицы в алгоритмах автоматизированного обучения и предложены специальные макросредства для их реализации.

Внедрение в практику обучения ноеой техники, как и всякое открытие, должно пройти три стадии:

1) новое используется, чтобы делать то, что делалось и раньше, но другим способом;

2) новое используется для того, чтобы делать новое и по-новому ;

3) изменяется сам образ мышления с учетом нового открытия.

Относительно АОС можно утверждать, что они в своем развитии прошли первую и частично вторую стадии их воздействия на общественное мнение. Несмотря на то, что изучены далеко не все возможности АОС как интерактивных систем, они уже оказывают влияние' на учебный процесс и изменение содержания и форм обучения /44/. В настоящее время в вузах страны широко внедряются различные отечественные АОС. Ряц систем продолжает развиваться применительно к специфике учебного процесса в вышей школе совместными усилиями Института кибернетики АН УССР, научно-исследовательского института проблем высшей школы и ряда вузов в соответствии с Программой ПШТ СССР 0.80.10 на 1981;1985 годы. В рамках этой программы выполнялась и данная работа. Задания, определяемые указанной выше программой, включены также в Государственный план экономического и социального развития УССР на 1982 год и республиканскую целевую комплексную программу РН.Ц.008 на 1981;85 гг.

Диссертация состоит из четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе на основе анализа существующих автоматизированных обучающих систем и режимов работы их пользователей определяются основные направления исследований и разработок в данной области, уточняются основные задачи диссертации.

Во второй главе на основе «задачного» подхода к описанию процедур решения задач человеком и искусственными системами классифицируются операторы и процедуры решающих систем, разрабатывается математическая модель обучающих курсов, определяются основные и вспомогательные задачи автоматизированного обучения.

Третья глава лосвящена разработке типовых средств для генерации диалоговых фрагментов обучающих программ. Для этого из формализованной процедуры диалога при автоматизированном обучении выведены частные схемы обмена сообщениями, положенные в основу типовых алгоритмов для генерации обучающих программ.

В четвертой главе описана реализация типовых процедур и типовых алгоритмов на базе макропроцессора системы программирования обучающих курсов для вузов. Описывается технологическая схема реализации обучающей программы с использованием разработанных средств, проводится экспериментальное исследование эффективности разработанных средств.

В приложениях приводится набор бланков для подготовки учебного материала вне ЭВМ к генерации и текст макроопределений на языке описания курсов, положенных в основу системной библиотеки типовых процедур обучающих программ.

ШВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

РАЗВИТИЯ АОС.

I.I. Проблемы и тенденции применения ЭВМ для обучения.

За рубежом разработкой методов и средств автоматизированного обучения серьезно занимаются главным образом фирмы по производству вычислительной техники. Это.

PacKarcL, CDC) Siemens й др.

Фирма IBM разработала программную систему CoUPSBUUriteP, на базе которой в настоящее время подготовлено более 80 обучающих курсов по различным предметам. В связи с широким использованием различных систем управления базами данных (СУБД) появилась потребность организации в них подсистемы обучения и подготовки пользователей. Фирма IOM на базе АОСCoUrS9Û-}pdP^ разработала систему IТS (InteruLcttfrB Training 5уstm) для пользователей СУБД m s ж ci с s. После дальнейших разработок по расширению набора обслуживаемых СУБД система получила название 115 (Interart&e Instruction System) /75/.

Другим известным представителем АОС является система.

PLAT0-IV, созданная в Иллинойском университете совместно с фирмой СПС на базе сети cYdtmiT из 15 больших ЭВМ /71/. Система предоставляет преподавателям средства, на основе которых их обучающие программы могут быть индивидуализированы, система легко адаптируется к различным режимам обучения: допускает конструируемые ответы, предоставляет обучающему различные методические приемы обучения, включающие упражнения, моделирование и лабораторные эксперименты. Система позволила провести ряд педагогических, психологических и методических исследований.

Экспериментаторы, анализируя результаты, пришли к заключению, что обучаемые получают удовлетворение от работы с системой, считают ее полезной в качестве помощника при обучении /39/.

Фирмы ИейШ-РасКагА пПЕ С пошли по пути создания АОС на базе своих систем коллективного пользования. Фирма ЫШВПЬ разработала систему ¿-ША для ЭВМ.

Ытт -4004 /зэ/.

В Англии АОС созданы в ряде высших учебных заведений, в частности, в Лондонском университете на базе комплекса ЭВМ LUot я РПРII и в Кембриджском университете на базе эвм, А ТЬА 5. В /39/ отмечается широкое применение телевизионной аппаратуры в качестве терминальных пультов, видеонакопителей для хранения учебных курсов, звуковых магнитофонов для воспроизведения речи.

Во Франции существует национальная программа развития автоматизированного обучения, которая контролируется Министерством образования. Большая научная и методическая работа ведется в 20 университетах и более, чем в 30 крупных частных и государственных организациях. В стране функционирует 16 различных АОС на базе ЭВМ, организованы курсы подготовки преподавателей для автоматизированного обучения с пропускной способностью до 3 тысяч человек в год, в последние годы начаты работы по применению микро-ЭВМ в обучении.

Интенсивными темпами развивается автоматизированное обучение в ФРГ, Дании, Австрии, Канаде, Японии. В частности, японские АОС применяются главным образом на пршыпленных^предприятиях для повышения квалификации специалистов, характерным является комплексное использование в них нескольких видов технических средств обучения — дисплеев, видеомагнитофонов, телевизионных систем.

Дополнительные данные об использовании конкретных АОС в зарубежных странах можно найти в /16,39,44/, Там же отмечается, что в зарубежных странах АОС успешно разрабатываются и используются в учебном процессе и на практике доказали свою психолого-дидактическую эффективность.

Главной движущей силой в начальной стадии развития АОС в нашей стране послужила потребность в обучении пользователей ЭВМ. Первые АОС разрабатывались на ЭВМ серии «Минск», БЭСМ, «Днепр», В дальнейшем ряд систем из специализированных превратились в универсальные, предназначенные для обучения различным предметам. Технической базой для их реализации стали ЕС ЭВМ и комплексы терминального оборудования, серийно выпускаемые промышленностью. Доступность, высокая эффективность и надежность работы технической базы послужили основой широкого внедрения универсальных АОС в Московском инженерно-физическом институте, Московском авиационном институте, Белорусском государственном университете, Киевском политехническом институте и других учебных заведениях и производственных предприятиях страны.

Рассматривая учебный процесс как функционирование системы, выделим основные требования отдельных пользователей и средства современных отечественных АОС для достижения общей цели — приобретение качественных знаний, умений и навыков,.

Основные результаты работы:

1. На основе использования аппарата теории задач показано, что учение и обучение могут быть представлены как процедуры решения систем задач, основными среди которых являются познавательная задача и задача контроля знаний. Для эффективного и целенаправленного решения основных задач в автоматизированных обучающих системах предложены вспомогательные задачи — задача адаптации к знаниям обучаемого, задача диагноза причин ошибок, задача оценки знаний и умений.

2. Из обобщенной модели решающей системы, отражающей основные закономерности решения задач различными естественными и искусственными системами, выведен набор операторов и процедур, ориентированный на автоматизированное обучение. Для индивидуализации обучения и повышения его эффективности определен набор операторов второго рода, осуществляющий реализацию динамических связей в структуре учебного материала АОК.

3. Различные модели диалогового взаимодействия применены для синтеза процедур автоматизированного обучения. Определены основные компоненты, виды и взаимосвязь таких процедур. Полученные процедуры послужили основой для реализации типовых составляющих блоков АОК.

4. Для осуществления процедуры управления учением не только обучающей системой, но и обучаемым введен информационно-справочный режим и определены принципы его реализации в АОК.

5. Решена проблема формализованного описания процедуры взаимодействия человека и ЭВМ при автоматизированном обучении. Определены основные компоненты такой процедуры и разделены функции двух решающих систем, участвующих в обучающем диалоге.

6. Формализованная процедура применена для вывода вопросноответных схем диалога, которые положены в основу реализации типовых алгоритмов для формирования учебного материала в АОК.

7. По результатам проведенных исследований разработан функционально полный набор макроопределений для построения АОК на базе типовой АОС:

— для генерации обучающего курса иерархической структуры, названной остовом, созданы макроопределения КУРС, РАЗДЕЛ, АТТЕСТв результате генерации остовов определяются статические связи в наборе учебного материала АОК;

— для реализации динамических связей в структуре учебного материала создана специальная функция, расширяющая возможности базовой АОС;

— для генерации тестовых, учебных и справочных элементов АОК разработаны бланки и созданы поддерживающие их макроопределения Ф1* Ф6, СПРАВ.

8. Программно-технологические средства оформлены в виде набора макроопределений в системном библиотечном курсе.

Курс и инструкция по использованию набора макроопределений сданы в Республиканский фонд алгоритмов и программ /52/.

5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированные обучающие системы на базе ЭВМ / Подред. АЛ. Чернявского. Минск: Изд-во ЕГУ им. В. И. Ленина, 1980, — 176 с.
  2. Е.А. Исследование и разработка диалоговой программно-технической системы, ориентированной на автоматизированное обслуживание и обучение. Автореф. дис. канд. техн. наук. Киев, 1978, — 20 с.
  3. Е.А. и др. Система программирования обучающихкурсов. Киев: Вища школа, 1981, — 240 с.
  4. В.Н. Исследование и реализация класса диалоговых режимов, основанных на аксиоматическом представлении знаний в ЭВМ. Автореф. дис. канд. техн. наук. Рига, 1979, — 19 с.
  5. В.П. Программированное обучение (дидактическиеосновы). М.: Высшая школа, 1970, — 300 с.
  6. М. Проектирование систем реального времени,— М.:1. Мир, 1977, 346 с.
  7. П. Обзор макропроцессоров / Предисловие Э. З. Любимского. М.: Статистика, 1975, — 80 с.
  8. А.И., Высоцкий Ю. И. Типовые алгоритмы и программы дляреализации фрагментов автоматизированных обучающих. курсов. В сб.: «Тезисы докладов I Всесоюзной конференции «Человеко-машинные обучающие системы». М, 1979, с. 107−109.
  9. А.И., Терентьева Л. И., Высоцкий Ю. И. Вопросы методического обеспечения автоматизированных обучающих систем. М.: НИИВШ, 1980, вып. 8, — 40 с.
  10. Г. Программа, понимающая естественный язык.1. М.: Мир, 1976, 294 с.
  11. И.Б., Давыдов Б. И. и др. Опыт разработки автоматизироваяного обучающего курса для пользователей системы управления базами данных. Управляющие системы и машины, 1981, № 4, с. I2I-I22.
  12. Л., Роуз А. Курс АПЛ: диалоговый подход. М.: Мир, 1979, 525 с.
  13. .П. Эвристический поиск в сложных системах. Киев:1. Наук, думка, 1977, 166 с.
  14. В.М. Индустрия переработки информации.- Коммунист, 1. Л 12, 1977, с. 41−50.
  15. Дал У., Дейкстра Э., Хоор К. Структурное программирование.1. М.: Мир, 1975, 248 с.
  16. A.M. Диалог пользователя и ЭВМ. Основы проектирования и реализаций. Киев: Наук, думка, 1981, — 232 с.
  17. A.M. Проблемы внедрения автоматизированных обучающих систем в учебный процесс вуза.- В сб.: «Педагогические вопросы внедрения автоматизированных обучающих систем в учебный процесс». М., МИСиС, 1981 / МИСиС научные труды /, с. 5−10.
  18. A.M. и др. Обучение с использованием вычислительных машин: современное состояние и перспективы. -«Управляющие системы и машины», $ 2, 1981, с. 12−20.
  19. A.M. Диалог пользователя с ЭВМ и место средств искусственного интеллекта в его реализации. Кибернетика, & 2, 1979, с. 102−108.
  20. A.M., Стогний A.A. Диалог человека и ЭВМ. М.:1. Знание, 1975, 62 с.
  21. В.В., Конторов Д. С. Проблемы системологии (проблемы сложных систем) / С предис. В. М. Глушкова. М.: Сов. радио, 1976, — 296 с.
  22. Е.В., Руденко В. Д. Опыт применения автоматизированной обучающей системы на базе СПОК-ЕС.- Управляющие системы и машины, № 4, 1979, с. 136−140.
  23. Я.Э., Растригин Л. А., Эренштейн М. Х. Адаптивнаясистема обучения с моделью. Управляющие системы и машины, В 6, 1980, с. 118−121.
  24. Информационные системы общего назначения. Аналитическийобзор систем управления базами данных. Пер. с англ. / Под ред. Е. Л. Ющенко. М.: Статистика, 1975, -472 с.
  25. Йодан.Э. Структурное программирование и конструированиепрограмм. М.: Мир, 1979, — 416 с.
  26. К.Н. Исследование и разработка диалоговых обучающихсистем, предоставляющих возможности аналитических преобразований. Автореф. дис. канд. техн. наук. -Киев, 1982, 17 с.
  27. Д. Искусство программирования для ЭВМ, т. I, М.:1. Мир, 1976. 735 с.
  28. С.И. Разработка и применение автоматизированныхобучающих систем на базе ЭВМ. В сб.: «Педагогические вопросы внедрения автоматизированных обучающих систем в учебный процесс», М., МИСиС, 1981 / МИСиС научные труды /, с. 60−66.
  29. С.И. «Садко» система автоматизированного диалога и коллективного обучения. В сб.: «Вопросы кибернетики. Человеко-машинные обучающие системы». М., 1979, с. 150−160.
  30. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений.
  31. М.: Педагогика, 1970, 230 с.
  32. Кэмпбел-Келли М. Введение в макросы / Под ред. Э. З. Любимского. М.: Сов. радио, 1979, — 152 с.
  33. В.В. Состояние и проблемы производства программногообеспечения для систем управления и обработки информации. Управляющие системы и машины, № I, 1980, с. 17−26.
  34. Лобанов Ю. И, и др. Краткие методические рекомендации посоставлению и оформлению обучающих программ для автоматизированных обучающих систем. Москва-Казань: НИИВШ-КазГУ, 1981, — 18 с.
  35. Г. Надежность программного обеспечения. М.: Мир, 1980, 230 с.
  36. Дж. Организация баз данных в вычислительных системах. М.: Мир, 1980, — 662 с.
  37. Е.К. Машины для обучения. Теоретические основы применения и методы логического проектирования. М.: Высшая школа, 1974, — 3X2 с.
  38. М. Структура для представления знания. Психологиямашинного зрения. М.: Мир, 1975, — 273 с.
  39. Л.В., Новицкий Л. П., Шитиков B.C. Проблемно-ориентированный язык «КОНТАКТ». В сб.: «Тезисы докладов I Всесоюзной конференции «Человеко-машинные обучающие системы», М., 1979, с. I30-I3I.
  40. В.А., Вергасова О. Н., Окороков Е. А. Проблемы и тенденции автоматизированного обучения за рубежом. -М.: НИИВШ, 1981, вып. I, 24 с.
  41. В.А., Савельев А. Я. О комплексной программе работпо созданию автоматизированных обучающих систем, -Управляющие системы и машины, № 3, 1979, с. 5−9.
  42. В.А. Современное состояние и перспективы развитияавтоматизированных обучающих систем. М.: НИИВШ, 1976, — 24 с.
  43. В.А., Селиванов А. Д., Токарева B.C. Применение ЭВМдля обучения в зарубежных странах. М.: НИИВШ, 1981, вып. 2, — 24 с.
  44. О дальнейшем развитии вышей школы и повышении качестваподготовки специалистов. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 года.
  45. Ope 0. Теория графов. М.: Наука, 1980, — 336 с.
  46. Основные направления экономического и социального развития
  47. СССР на I981−1985 годы и на период до 1990 года. Правда, № 64(22 860), 5 марта 1981 г.
  48. E.H. Анализ современных автоматизированных системобучения. Вестник Московского университета. Сер. 15. Вычислительная математика и кибернетика, 1979, № 4, — с. 52−64.
  49. Пасхин E.H. Архитектура автоматизированной системы обучения
  50. ЭКСТЕРН. Автореф. дис. канд. техн. наук, М.,. 1979, — 20 с.
  51. И.А. КОДИАЛ язык программирования управляющихдиалоговых систем. В кн.: Языки системного программирования и методы их реализации. Киев, Ин-т кибернетики АН УССР, 1974, с. 122−133.
  52. Э.В., Фирдман Г. Р. Алгоритмические основы интеллектуальных роботов и искусственного интеллекта. М.: Наука, 1976, — 378 с.
  53. Программа «Набор унифицированных макроопределений в системном библиотечном курсе MACRO». Регистрационный J6 5779. Справка Укр РФАП В 170 от 26 декабря 1980 г.
  54. Программа «Автоматизированный обучающий курс «Введение всистемы управления базами данных». Регистрационный № 5629. Справка Укр РФАП № 2 от 22 января 1981 г.
  55. А.Я. Цель и перспективы использования АОС.
  56. Вестник высшей школы, $ II, 1980, с. 25−27.
  57. К.Г., Луцкий Г. М. Структуры и организация функционирования ЭВМ и систем. Киев: Вища школа, 1978, -390 с.
  58. А.П. Основы статистической теории обучения и контроля знаний. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1981, — 262 с.
  59. Система программирования обучающих курсов для вузов. Комплект технической документации, Москва-Киев, НИИВШ-ИК АН УССР, I980-I98I.
  60. Средства отладки больших систем / Под ред. Р. Растина.
  61. М.: Статистика, 1977, 134 с.
  62. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.:
  63. Изд. Моск. ун-та, 1975, 343 С- >0. Таненбаум. Э. Многоуровневая организация ЭВМ. — М.: Мир, 1979, — 547 с.
  64. В.Е. Исследование и разработка автоматизированнойсистемы оперативного анализа аварийных ситуаций и выработки рекомендаций применительно к задачам горноспасательной службы. Автореф. дис. канд. техн. наук, -Киев, 1981, 24 с.
  65. Л.Я. Управление обучением с помощью ЭВМ. Л.:
  66. Изд-во Ленингр. ун-та, 1981, 168 с.
  67. В.А. Некоторые задачи науки в развитии управляющих систем. Приборы и системы управления, 1981, с. 6−8.
  68. А.Л. Технологические аспекты создания программныхсистем. М.: Статистика, 1979, — 184 с.
  69. Э. Искусственный интеллект. М.: Мир, 1978, — 558 с.
  70. Дж., Мичтом Дж. Структурный подход к программированию. М.: Мир, 1980, — 279 с.
  71. А.Г., Дерюгин A.A. Цифровые вычислительные машины.1. М.: Энергия, 1975, 520 с.
  72. Шура-Бура М.Р., Ковалевич Э. В. Операционная система ДОС ЕС.
  73. Общие положения. М.: Статистика, 1975, — 186 с.
  74. Е.Л., Бабенко А. П., Берестовая С. Н. Автоматизированная система обучения языку КОБОЛ. Кибернетика, 1973, J 4, с. 48−56. /, ор п70. ?odeiier Н.2, Computers ац, а SutsUtuU fror Physical
  75. Experiments in tfo Classroom: Proceed.1ПР Congn Computers in Ecfuc. AI.Y.,
  76. Brodmck W.R., Lovatt K. Rand Bryant ML /in Educational Inter/ace for Computer
  77. Manaoed! Learning.-InlflMan-Macfiim1. Studies, 1976, S, p. rt3−437.
  78. CaЛомй 11 An Artificial Intelligence ' Approach to Computer-Assisted Instruction-IEEE Trans. Man-Mad StuJj970, H,^ j1. P. 96−98.
  79. Coritrof Data PLATO. I n: Seminar fior tu
  80. Ministry of Hid er and Specialized Secondary education of ?/55A.M., 7k. Coursewriter jjl/Version3: Application description
  81. Manual SH2.0−0987- Neu/'York-. IBM prof, product, 1973,-30p.
  82. Course writer E/Version 3: /luUor's GrUide- SH201009 -New-York-. IBM progr. product, 1973tiOp,
  83. Hawkins CJ. Computer iased learning: Wfiyand where it Is dive and welt? -Compand. Edue.p.m-m.77.1.teractive Instructionalf System — General Information Manuat -GH20- № 5-New-York: IBM progr. product917 30/,
  84. Itauffmann A. Mathematical tools used in theinformaitQ e Jucational system. Comput.
  85. W. Murphy? icUrJ 7: Evaluation of tfie PLAT0-Vcomputer Used education system incommunity coUko* — «S1&CUE Butt"m, M, iz9 pUi-zi.
  86. Sitf 5MITH: how 'to produce CM courses Without proorammcng. — Int. R Man-Mack1. Stud./976,1, p. m-2H
  87. Prenner Charles 7. }Spector
  88. MfreJ! I. Instructional computer sptems for k^fier education «flFlPS Conf. Proc.
  89. Mot tf.' Mat Comput. fad, H/ew^ork City, A/4,1976 /7/-/77.
  90. Swi^er K.M. A CAI Modul for Evaluation and Improvement of Questioning Skiffs
  91. Tf)rouQ?i Simulation ^Computer-&ased1.struction, Bloominyton, i97&?Vof.
  92. S5T. Wdtfiner K. Sekdior? ancf sedfiUencintf of Qducationai o? jectives remarks on ifie Lnmptovement of learning teciinltyues In computer? ased learning systems. -Comput. based Sei Instruct.- Leyden, iW9 /xS3 -26.
Заполнить форму текущей работой