Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Церковное право в правовой системе российского общества: Общетеоретический и исторический аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В правильности изложенных подходов убеждают последние тенденции социального развития. Русская Православная Церковь утверждает себя в качестве активной общественной силы, использующей разные каналы влияния на общественную жизнь для достижения своей высокой миссииспасения. Усиливается влияние христианских ценностей на отечественный правопорядок, и Русская Православная Церковь, а также… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
    • 1. 1. Социально-юридическая характеристика церковного права
    • 1. 2. Источники церковного права
    • 1. 3. Соотношение права и морали в нормах церковного права
  • ГЛАВА 2. ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО КАК КОРПОРАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
    • 2. 1. Церковное право как разновидность корпоративного права
    • 2. 2. Церковное право — самостоятельная правовая система
    • 2. 3. Место церковного права в развитии российской правовой системы
  • ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА. ИНСТИТУТ ЦЕРКОВНОГО СУДА
    • 3. 1. Церковная власть и ее виды
    • 3. 2. Институт церковного суда
    • 3. 3. Церковные наказания: сущность, принципы наложения

Церковное право в правовой системе российского общества: Общетеоретический и исторический аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Исследование проблем церковного права взаимосвязано с правовыми и нравственными процессами, происходящими в современном российском обществе. Это вполне объяснимо, так как новой российской государственности должно соответствовать право, вобравшее в себя весь положительный опыт прежнего российского законодательства.

Православное церковное право является одной из важнейших составных частей фундамента, на котором сформировалась российская правовая система. Этот факт признается не только отечественными, но и зарубежными правоведами1. Более того, его влияние на национальный правопорядок было значительным в течение практически всей российской истории. В настоящее время каноническое право является действующей нормативно-регулятивной системой в рамках Русской Православной Церкви — одной из влиятельнейших организаций нашего общества.

Более того, основополагающие христианские ценности составляют базис и неисчерпаемый резерв развития современного российского л законодательства. В контексте разделения источников права на материальные, духовные, институциональные и формальные, православное церковное право было для норм российского законодательства не столько формальным источником, сколько духовным, ибо определяло внутреннюю сущность и социальную направленность правового регулирования. Сама русская правовая ментальность формировалась под влиянием византийской идеи права, которая через посредничество Церкви была рецепирована.

1 См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. — М, 1998.-С.18.

2 См.: Тер-Акопов А. А. Христианство, государство, право: К 2000;летию христианства. -М., 2000. — С.ЗО. отечественным правопорядком. Помимо этого, через каноническое право Россия усваивала достижения классической римской юриспруденции.

Актуальность темы

настоящего диссертационного исследования обусловлена так же следующими факторами: недостаточной научной разработанностью изучаемых проблемв отходе от многих теоретических положений и неоправданно узких схем, навязанных с классовым подходом социалистического правоведения к признанию многообразия взглядов на право. Как справедливо отметил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), «для того, чтобы обеспечить действительно устойчивое существование человеческого сообщества, необходимо опираться на новое многополярное и многоукладное устройство мира. При этом религиозные или иные традиционные модели должны быть учтены при формировании общей цивилизационной картины. Настало время вернуть обществу понимание религии, как глубочайшего пласта человеческой культуры, как основы которую невозможно ограничить рамками личной жизни"3.

В исторической ретроспективе каноническое право основано на глубинных императивах человеческого сознания, отрицание которых может привести к распаду социальной системы. К сожалению, за 70 лет советского строя многие аксиологические ориентиры оказались в значительной степени деформированными, но уже в настоящее время происходит процесс возрождения утраченных ценностей, в том числе ценностей православных. Это признаётся и государственной властью, что нашло отражение в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», где указывается на «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры"4.

3 Кирилл (Гундяев), митрополит. Либеральный стандарт: угроза миру и свободе // Церковный вестник. — 2004. — № 1−2. — С.11.

4 Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 39. — Ст.4465.

Указанные обстоятельства обусловили выбор темы диссертационного исследования и его актуальность.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы теории и практики церковного права, рассматриваемые в настоящей работе, были предметом исследования большого числа видных ученых. Уровень дореволюционной отечественной канонистики был весьма высок, она представляла собой развитое научное направление. Среди фундаментальных трудов следует отметить труды А. С. Павлова, Н. С. Суворова, И. С. Бердникова, епископа Иоанна (Соколова), Н. А. Заозерского, И. Чижевского, В. Г. Певцова, митрополита Евгения (Волховитинова), В. Н. Бенешевича, епископа Далматинского Никодима (Милаша) и др5.

К исследованию отдельных институтов канонического права, в частности церковной юрисдикции и брачно-семейных отношений, обращались архиепископ Алексий (Лавров-Платонов), М. И. Горчаков, Т. Барсов, А. Попов, М. Е. Красножен, В. Сергеевич, С. Троицкий, Н. А. Заозерский, митрополит Филарет (Дроздов) и др.6 Вопросам церковного.

5 См.: Павлов А. С. Курс церковного права. — Сергиев-Посад, 1902; Суворов Н. С. Курс церковного права. — Ярославль, 1889. — T. I, II.- Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. — Казань, 1903; Бенешевич В. Н. Древнеславянская Кормчая в XIV титулах без толкования. — СПб., 1906; Бенешевич В. Н. Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII века до 883 года. — СПб., 1905; Бенешевич В. Н. Синагога в 50 титулах и другие юридические сборники Иоанна Схоластика. — СПб., 1914; Иоанн (Соколов), архимандрит. Опыт курса церковного законоведения. — СПб., 1851. — T. IЗаозерский Н.А. О сущности церковного права. — Сергиев-Посад, 1911. Чижевский И., протоиерей. Устройство Православной Российской Церкви. — Харьков, 1898- Певцов В. Г. Лекции по церковному праву. — СПб., 1914; Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. — СПб., 1897.

6 См.: Алексий (Лавров-Платонов), архиепископ. Предполагаемая реформа церковного суда. — СПб., 1873- Горчаков М. О тайне супружества. — СПб., 1880- Барсов Т. О духовном суде // Христианское чтение. — 1870. — 4. IIЗаозерский Н. А. Церковный суд в первые три века христианства. — СПб., 1878- Попов А. Суд и наказания за преступления против веры и права уделяли значительное внимание и видные теоретики и историки права: М.Ф. Владимирский-Буданов, Е. Н. Трубецкой, Г. Ф. Шершеневич, Я.Н. Щапов7.

Сложнейшие условия жизни Церкви в советский период не могли не отразиться на исследовании церковного права. За 70 лет после 1917 года, вплоть до 1993 года, вышла лишь одна монография и ряд публикаций, рассматривающих источники церковного права8. Что касается советских ученых, то предмет церковного права ими не исследовался, за исключением немногих работ, где приводились либо исторические примеры жизнедеятельности Церкви, либо давалось не совсем корректная оценка событий, происходивших в Церкви9.

В настоящее время происходит возрождение интереса к проблемам канонического права. Вышел первый послереволюционный учебник церковного права, написанный профессором-протоиереем В. А. Цыпиным. На сегодняшний день этот курс значительно дополнен10. На сегодняшний день нравственности по русскому праву. — Казань, 1904; Серафимов А., священник. Правила и практика Церкви относительно присоединения к православию неправославных христиан. — Кострома, 1881- Сергеевич В. Лекции и исследования по древней истории русского права. — СПб., 1894- Троицкий С. Христианская философия брака. — М., 1995; Красножен М. Толкователи канонического кодекса Восточной Церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон. -Юрьев, 1911.

7 См.: Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. — СПб., 1909. Трубецкой Е. Н. Труды по философии права. — СПб., 2001. Шершеневич Г. Ф. История философии права. — Казань, 1904; Щапов Я. Н. Византийское и южно-славянское правовое наследие на Руси в XI—XIII вв.- М., 1978.

8 Православие / Библиографический указатель книг на русском и церковнославянском языках за 1918;1993гг. под ред. протоиерея Валентина Асмуса. — М., 1999.

9 См. например: Клочков В. В. Закон и религия. От государственной религии в России к свободе совести в СССР. — М., 1982; Клочков В. В. Религия, государство, право. — М., 1978.

10 См.: Цыпин В., протоиерей. Церковное право: Курс лекций. — М., 1994; Цыпин В., протоиерей. Курс церковного права: Учебное пособие. — Клин, 2002. этот курс значительно дополнен. В 1997 году был издан труд священника Алексия Николина «Церковь и государство"11. К исследованию вопросов канонистики обращаются и светские ученые. Весомый вклад в дело возвращения религиозной проблематики в отечественную юриспруденцию внесла В. Б. Романовская, которая практически возродила вопрос о церковной юрисдикции как историческом источнике отечественного правосудия и пенитенциарной системы12. Многочисленные публикации Ю. Г. Галая позволили объективно оценить роль Церкви и ущемление ее интересов в советский период13.

Одним из первых российских ученых, применившим в 90-х годах прошлого века в ходе исследования в области церковного права теоретические и научно-правовые подходы, разработанные современной юридической наукой, стал М.Ю. Варьяс14.

Серьезный вклад в изучение вопросов о соотношении права и морали с использованием исследований в области церковного права и христианской нравственности внесли ученые: А.А. Тер-Акопов, С. С. Алексеев, Р. А. Папаяна и др.

В настоящей работе при проведении комплексного исследования церковного права как правовой системы использованы теоретические подходы, разработанные крупнейшими учеными — теоретиками права: С. С. Алексеевым, В. К. Бабаевым, Р. Давидом, Ж. Карбонье, В. Н. Карташовым,.

11 Николин А., священник. Церковь и государство. — М., 1997.

12 См.: Романовская В. Б. Репрессивные органы в России XX века: Монография. — Н. Новгород, 1996.

13 См.: Галай Ю. Г. Власть и историко-культурные ценности в Российской Федерации. 1917;1929 гг. (Историко-правовой аспект). — Н. Новгород, 1997.

14 См.: Варьяс М. Ю. Краткий курс церковного права. — М., 2001; Варьяс М. Ю. Церковное право в романо-германской правовой системе. Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 1997.

Т.В. Кашаниной, Д. А. Керимовым, Р. З. Лившиц, Г. В. Мальцевым, М. Н. Марченко Н.И. Матузовым B.C. Нерсесянцем, И. Б. Новицким, Ю. А. Тихомировым, А. Х. Саидовым, В. Н. Синюковым, Ж.-П. Бержелем и др.

До сих пор в отечественной юридической науке не имеется специальных комплексных исследований церковного права с точки зрения современных разработок теории права, в частности таких, как учения о правовой системе общества и корпоративном праве. В настоящем диссертационном исследовании предпринята скромная попытка дать комплексный анализ церковного права, как корпоративного и как целостной правовой системы.

Объектом диссертационного исследования является система правовых отношений, складывающаяся в процессе функционирования Церкви как социального института, а также регулирования их церковным правом.

Предмет исследования можно определить как основные закономерности исторического развития церковного права в его становлении и институционализации как автономной корпоративной правовой системы, а также проблемы его взаимодействия с другими компонентами юридической действительности.

Цель исследования состоит в комплексном историко-правовом анализе церковного права как действующей правовой системы, со всеми ее элементами, внутренними и внешними взаимосвязями. При этом диссертант пытается решить следующие конкретные задачи:

— раскрыть сущность церковного права, его специфику, обусловленную сакральной природой Церкви;

— определить место церковного права в ряду других компонентов правовой сферы с позиции юридического плюрализма;

— охарактеризовать церковное право как корпоративно-регулятивный механизм;

— доказать уникальность канонического права, обусловленную его существованием в качестве автономной правовой системы, способной к независимому развитию;

— проследить историческое развитие церковного права в России и его влияние на формирование национального правопорядкадать характеристику источникам церковного права, особенностям его норм и их системы;

— опираясь на обширный позитивно-правовой материал, труды известных исследователей и материалы государственных архивов РФ, исследовать особенности правореализационной деятельности в церковно-правовой системе, в частности, процесс становления системы канонической юрисдикции;

— проанализировать специфику церковных санкций, их виды и роль в механизме действия канонического права;

— сформулировать выводы, рекомендации и предложения научного, практически-прикладного и дидактического характера;

— наметить перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Методологические основы диссертационного исследования складываются из совокупности общенаучных принципов и специальных историко-правовых методов. Используются системный, структурный, функциональный, сравнительно-исторический, аксиологический и иные подходы составляют базу научного анализа содержания и форм церковно-правовых отношений.

Существенное значение для методологии исследования имеет общая модель правопонимания, которой следует автор, поскольку она предопределяет понятийный аппарат и характер конечных выводов. Исследователь придерживается теории юридического плюрализма, согласно которой государство не обладает монополией на правотворчество, а обеспеченность государственным принуждением не есть важнейший признак права. В одном пространстве может существовать несколько правовых массивов или правовых систем, каждая из которых обладает своим собственным регулятивным потенциалом.

Важную роль в исследовании канонического права, составляет диалектический и историко-догматический метод, суть которого сформулировал А. С. Павлов: «Следует восходить к неточным началам каждого церковно-юридического института и потом следить за всеми фазисами его исторического развития, постоянно и точно отмечая те местные, национальные, политические явления, под действием которых он достиг настоящего своего вида. В этом генетическом процессе право Церкви предстает пред нами как живое, со своим собственным характером. Следует постоянно иметь в виду связь церковного права с самим существом Церкви, с догматическими основами церковно-юридических институтов"15. Церковное право нельзя анализировать без обращения к богословским, догматическим вопросам. В настоящей работе постулаты православной догматики принимаются как неоспоримая данность, их интерпретация и оценка осуществляется в рамках сравнительной и аксиологической методологии. !

Вместе с тем, чтобы не произошла подмена комплексного юридического исследования церковного права изучением истории церковного права, наряду с историко-догматическим методом использовались системный и историко-правовой методы. Ценность системного подхода состоит в том, что он позволяет изучить предмет в качестве действующего, функционирующего целого, выявить связи и отношения между его (предмета) элементами, проследить взаимодействие церковного права с другими компонентами юридической действительности. Применение историко-правового метода.

15 См.: Павлов С. А. Курс церковного права. — Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1902. -С.31- Лядов А. О., Евсеев А. В. Методологические предпосылки исторических исследований государства и права// История государства и права. — М., 2001. — № 3. -С.31−37. обусловлено тем, что постигнуть сущность церковно-правовой системы возможно, лишь проследив ее генезис и развитие. Традиции, преемственность, рецепция имеют для церковного права гораздо большее значение, нежели для светского права.

Источники, которые составили базу диссертационного исследования, включают: Священное Писание и Священное Предание Церкви как первоисточники церковного права, а также Канонический свод правил Православной Церкви и его толкование, византийское государственное законодательство по делам Церкви: Corpus juris civilis («Кодекс постановлений», «Дигесты», «Институции», «Новеллы Юстиниана»), «Эклога" — смешанные сборники церковного права, куда вошли и государственное и каноническое законодательство — номоканоны: «Номоканон в XIV титулах Патриарха Фотия», «Номоканон при Большом Требнике», «Номоканон Иоанна Постника», «Алфавитная Синтагма Матфея Властаря». В работе проанализированы российские канонические источники: законодательные акты древне-русского государства: Устав князя Владимира Святославича, Устав князя Ярослава о церковных судах, Русская Правда, русские Кормчие книги в различных редакциях, канонические послания и ответы митрополитов и епархиальных архиереев, постановления Соборов, Уложение собора 1551 г. — Стоглав, Соборное уложение 1649 года, а также законодательство синодального периода: «Регламент или устав Духовной Коллегии» (Духовный регламент), Книга правил, в которую вошли только канонические правила (1839г.), «Устав духовных консисторий» (1841 г.), государственное законодательство по делам Церкви в Синодальный период: Полное Собрание законов Российской империи, в него вошли Указы по Ведомству Православного Исповедания, кодификационное собрание — Свод законов Российской империи (I, III, IV, VIII, IX, XIII, XIV, XVI тт.), а также отдельные Указы Святейшего Правительствующего Синода, церковно-гражданские постановления в России, относящиеся к лицам православного духовенства. В работе использованы и проанализированы источники церковного права XX века такие как: Деяния Священного собора Православной Российской Церкви 1917;1918 гг., акты Святейшего Патриарха Тихона, декреты и постановления Советской власти по делам Церкви, а также современные источники: Постановления Поместного собора 1989 г., определения Священного Синода, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.) и другие.

Научная новизна настоящей диссертации. Впервые в современной юриспруденции каноническое право исследуется не только как корпоративный нормативный массив, но и как автономная целостная правовая система, включающая в себя широкий комплекс правовых явлений (нормы, правосознание, субъекты отношений), а также многообразные связи между ними. Автором раскрывается статика и динамика церковного права, механизм реализации заложенных в нём предписаний в процессе юрисдикционной деятельности канонических судованализируются особенности церковного правоприменения, обусловленные сотериологической функцией Церкви.

Нормативность канонических правил автор видит не в санкционировании или молчаливом признании их государством, а в их внутренней регулятивной природе. При изучении источников церковного права уделяется больше внимание не описанию и историко-догматическому изучению отдельных источников церковного права, а теоретическому осмыслению самого понятия «источник церковного права».

Положения, выносимые на защиту:

1. Церковное право является нормативно-регулятивной системой по своей внутренней природе, независимо от его признания государственной властью. Оно регулирует внутренние и часть внешних отношений Церкви, порождаемых институциональным аспектом ее бытия.

2. Специфика церковного права обусловлена сакральной природой Церкви и состоит, прежде всего, в том, что его главное предназначение — способствовать выполнению сотериологической функции Церкви. Из этого следуют серьезные различия в задачах церковного и светского права и способах их решения.

3. Церковное право представляет собой нормативно-регулятивную систему, в которой большое значение имеют нравственные начала. При этом каноническое право отличается от христианской морали. Их взаимоотношения правильнее описать термином «диверсификация», означающим распределение в каноническом праве моральных требований с их одновременным преломлением в юридическом ключе на основе исконно правовых принципов. В результате церковно-правовые нормы имеют нравственное обоснование, что, несомненно, должно быть востребовано и использовано для совершенствования государственного правопорядка.

4. Церковь является корпорацией особого рода, соответственно церковное право обладает всеми чертами права корпоративного: 1) субъектом правотворчества является организация — Церковь- 2) сфера регулируемых им отношений ограничена полем деятельности Церкви- 3) ярко выраженный конвенциональный характер его норм- 4) круг лиц, на которых распространяется действие церковного права, определяется исходя из факта членства в корпорации — Церкви.

5. На сегодняшний день церковное право, в отличие от иных корпоративных массивов, полностью автономно от российского права и образует самостоятельную правовую систему. Она обеспечивает полный цикл движения правовой информации (правоосознания — правотворчестваправореализации) без участия внешних сил.

6. Влияние церковного права на становление и развитие правовой системы России в историческом плане было весьма значительным. Через его институты российское государство воспринимало бесценный опыт классической римской и византийской юриспруденции, а церковный суд оказал определяющее воздействие на формирование системы общегражданской юрисдикции.

7. В исключительно правовое образование, каким является наказание, реализуемое в судебном процессе, Церковь привнесла значительный моральный оттенок. Причем вся система наказаний и процедура их наложения в каноническом праве выстроена таким образом, чтобы обеспечивалось комплексное нравственно-правовое воздействие и достигалась важнейшая социальная цель санкций — исправление правонарушителя.

8. Для разрешения ряда современных конфликтов может быть использован переработанный опыт реализации норм церковного права, когда в основу рассмотрения дела положены не только правовые принципы, но и моральные установки. Принятый 4 февраля 2004 года VIII Всемирным Русским Народным Собором «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании», который содержит основополагающие императивы нравственного поведения участников экономических отношений и предлагается для добровольного исполнения названными субъектами, является примером некоего симбиоза правовых и нравственных идей. Будучи уже по форме своей уникальным актом кодификации моральных норм в такой важной сфере общественной жизни, как экономика он вносит в них правовые начала равной меры и ответственности.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая ценность настоящего исследования заключается в расширении и углублении представлений об идеальных, духовных источниках права путем вовлечения в научный оборот практически не изучаемых в послереволюционные годы компонентов канонической и юридической действительности. Господствовавший в советский период монистический подход к праву существенно обеднял юриспруденцию, необоснованно сужал ее предмет.

Комплексное изучение церковного права весьма полезно для профессионального становления любого юриста, ибо оно являет собой образец многовековых традиций, идущих еще от римского права и основанных на фундаментальных ценностях формирования цивилизованных сообществ.

Практическая значимость настоящей работы становится понятной, если учесть, что церковное право представляет собой удачное сочетание правового и морального регулирования. В современных условиях усложняющаяся социальная действительность требует от права усиления его регулятивного потенциала. Богатый опыт успешного взаимодействия права и морали в рамках канонического свода может быть использован для формирования комплексного нормативного воздействия на общественные отношения в рамках светской правовой системы.

Выводы, полученные в ходе настоящего исследования, могут быть использованы в работе по совершенствованию, в частности, брачно-семейного и уголовного законодательства, ибо именно в этих отраслях церковным правом накоплен огромный, исторически апробированный, положительный опыт.

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке научной, учебной литературы и учебно-методических материалов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены:

— в шести публикациях автора;

— в выступлениях на научной конференции, посвященной 55-летию образования Костромской области (27−28 мая 1999 г., г. Кострома), на ежегодных научных конференциях молодых ученых и студентов КГТУ (г.Кострома, 2000;2004 гг.), на научно-практической конференции «Православие и современность» (29 мая 2001 г., г. Кострома);

— при проведении автором учебных занятий со студентами-юристами юридических факультетов Костромского государственного технологического университета, Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, студентами гуманитарного факультета (теологического отделения) Саровского политехнического университета, воспитанниками Костромской Духовной Семинарии;

— при чтении автором лекционных курсов и проведения практических занятий по предметам: «Актуальные проблемы общей теории права», «Профессиональная этика» и «Церковное право»;

— материалы диссертационного исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Костромского государственного технологического университета и Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова;

— выводы и предложения диссертанта внедрены в учебный процесс Костромского государственного технологического университета, Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, других вузов, в практику органов прокуратуры, органов юстиции, органов исполнительной власти субъекта федерации.

Структура диссертации. Цель и задачи диссертационного исследования определили структуру работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Развитие юридической науки в последние годы характеризуется расширением предмета ее исследования. Становится очевидным, что в устаревших и узких юридических конструкциях позитивизма нельзя уместить все многообразие правовых явлений. Взгляд на право исключительно как на санкционированную государством совокупность норм уходит в прошлое. Настоящая работа представляет собой попытку комплексного историко-правового анализа такой малоизученной области правовой действительности, какой является каноническое право Русской Православной Церкви, и в частности реализации его норм.

Советские ученые не признавали за его нормами статуса юридических в виду отсутствия их защиты путем государственного принуждения. В настоящей диссертации последовательно выражается теория юридического плюрализма, отрицающеая государственную монополию на право и оценивающая правовой характер явлений исходя из их внутренней регулятивной природы.

Каноническое право Русской Православной Церкви, несомненно, представляет собой юридическую нормативную систему, поскольку отвечает всем критериям права, утвердившимся в науке и практике. Оно нормативно, имеет волевую природу и официально-властный характерслужит необходимым средством упорядочения социальных связей, причем сфера регламентированных им общественных отношений четко очерчена, как и сфера любого правового регулирования. Церковное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе функционирования Церкви как социального института. Его нормы формально определены, четко устанавливают права и обязанности субъектовимеют правовой по структуре и компонентам механизм реализации (норма — уяснение — индивидуальный акт).

Поскольку Церковь есть корпорация особого рода, постольку церковное право является корпоративным. Оно обладает всеми признаками, свойственными любому корпоративному правовому массиву:

1. Субъектом правотворчества является организация в лице своих волеобразующих и волеизъявляющих органов — лиц, облаченных церковной властью, и в силу этого имеющих полномочия на официальное выражение воли членов Церкви.

2. Церковное право представляет собой единую стройную систему нормативного регулирования, внешне обособленную и относительно самостоятельнуюобъединяет ряд взаимосвязанных институтов, между которыми существуют многочисленные субординационные и координационные связи, обеспечивающие целостность и внутреннюю непротиворечивость всей структуры.

3. Сфера регулируемых каноническим правом отношений четко очерчена и ограничена полем деятельности Церкви как организации. Предмет церковного права составляют по природе своей правовые отношения, охватывающие сферу устройства и управления Церковью, а также ее внешние сношения.

4. Спецификой церковного, как и любого корпоративного права, является ярко выраженный конвенциональный характер его норм. Возможность применения церковных законов, в том числе и карательных, опирается на добровольное согласие членов Церкви подчиниться имстановясь членом Церкви, человек берет на себя обязанность подчиняться действующим в ней нормам.

5. Круг лиц, на которых распространяется действие канонического права, определяется на основе личного (персонального) критерия, т. е. факта членства в Церкви, независимо от территориальной юрисдикции, которой подлежат ее члены. Кроме того, действие церковного права носит строго целевой характер, т. е. регулирует поведение членов сообщества только в отношениях православных христиан, где они действуют как члены Церкви.

Любой правовой массив, являясь сложным институционным образованием, нуждается в наличии собственной инфраструктуры, обеспечивающей его функционирование и развитие. Эти задачи решает правовая система, целостный комплекс взаимосвязанных правовых и квазиправовых явлений, осуществляющих полный цикл движения правовой информации: правоосознание — правотворчество — правореализация.

Современное каноническое право, автономное от российского национального правопорядка, достигло такого уровня организации нормативной материи, который позволяет определить его как самостоятельную правовую систему, имеющую собственные цели, богатый многовековой опыт и потенциал саморазвития.

Весьма специфичны источники Церковного права. Главным является Божественное откровение и, как его наиважнейшая часть, Священное Писание (Библия), а также Священное Предание. Авторитет Священного писания в Церкви непререкаем из-за его божественного происхождения -" Все Писание богодухновенно" (2Тим.З, 16). Под именем Священного предания разумеется совокупность правил церковной веры и жизни, полученных церковью от тех же боговдохновенных авторитетов, от которых она имеет и священные писания, но переданных не письменно, а устно или в непосредственных апостольских постановлениях. Использование Священного писания и Священного предания в качестве главных источников церковного права объясняется тем, что Божественное Откровение является основным источником церковного вероучения, правил духовной и нравственной жизни, а церковное право призвано способствовать правильной духовно-нравственной жизни Церкви и ее членов. С другой стороны, в Священном Писании содержатся прямые указания правового характера. В Церкви существует иерархия, имеются правила вступления в Церковь и выхода из нее, нормы внутренней жизни членов Церкви. Правила, основанные на Священном Писании и Священном Предании обычно называют Божественным правом.

Однако качественная определенность правовой системы обусловливается не столько характером норм, сколько особенностями их реализации. Принципиальные моменты осуществления церковного права определены канонами, то есть неизменяемыми нормами Церковного права, второстепенные определяются законодательством поместной церкви. Например, принципиально канонические правила утверждают: «епископа поставляют два или три епископа», «епископа поставляти наиболее прилично всем тоя1 области епископам. Утверждати же таковые действия в каждой области подобает ея митрополиту», а современный Устав Русской Православной Церкви определяет: «Священный Синод. избирает, назначает, в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой.», «Патриарх Московский и всея Руси. издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев,. назначаемых Священным Синодом» (Устав Русской Православной Церкви. — Гл. У, п.26- гл. IV, п.7-" е").

Общепризнанна та огромная роль, которую церковное право сыграло в российской правовой истории. Оно стало промежуточным звеном, обеспечившим рецепцию практики и ценностей византийской и классической римской юриспруденции. Например, усвоение основных особенностей византийского церковного судоустройства оказало значительное влияние на становление отечественной судебной системы. Многие институты римского права восприняты российским государством через принятие канонических сборников и основ церковного судоустройства греческой Церкви: коллегиальное рассмотрение дел, состязательность и гласность процесса, примирительные процедуры, суд посредника и т. д. Вместе с тем, следует сказать о том, что тенденция византийской государственной администрации.

1 тоя — той (с церковно-славянского) изъять из церковной подсудности большое число дел, не нашла своего отражения в уставах о церковном судопроизводстве первых русских христианских князей. Россия пошла по пути расширения круга дел подсудных церковному суду. Византийским иерархам, духовенству и канонистам, служившим на Руси, приходилось мириться с возрастающей нагрузкой в области юрисдикции духовного суда, что, тем не менее, благоприятно сказалось на развитии многих отраслей отечественного права и положило начало формированию нового российского процессуального законодател ьства.

Существуя в изменяющихся условиях, каноническое право сохранило свою специфику и качественную определенность, обусловленную сотериологической миссией Церкви. Главная задача церковного права — способствовать освящению и спасению членов Церкви, «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф.18,11). Понятие «спасение» является достаточно сложным даже для богословия, и, конечно, этот термин не является юридическим. Однако, на основании церковного вероучения, можно определить человеческие поступки и взаимоотношения, препятствующие или способствующие исполнению заповедей Божиих и спасению, что и закреплено в церковных канонах. Таким образом, задачей церковного права является не только регуляция взаимоотношений в Церкви как в общественном институте, но способствование такому устроению церковной жизни, которое наиболее удобно служит решению сотериологической задачи Церкви. То есть церковное право, являясь регулятором внутрицерковных отношений, делает это с целью способствовать освящению и спасению членов Церкви.

Все это, несомненно, свидетельствует о значительном удельном весе нравственных идеалов в церковно-правовом массиве. Тем не менее, по своей регулятивной природе он в корне отличается от христианской морали, которая, сообразуясь с т.н. теократическим идеалом, претендует на то, чтобы определить жизнь людей во всей ее полноте. В случае же канонического права Церковь отдает себе отчет в том, что «без воцерковления полноты жизни, то есть без полной победы над грехом, право Церкви не может стать правом мира. А победа эта возможна лишь в эсхатологической перспективе» (см.: Основы. — С.29).

Действуя в рамках единой системы соционормативной регуляции, мораль и право влияют друг на друга, не утрачивая при этом своей качественной специфики. Каждый из них, будучи автономным типом социальных норм, занимает собственную нишу, однако их усилия направлены на «сложение потенциалов» для защиты базисных ценностей цивилизации. Каноническое право представляет собой пример гармоничного сочетания правовых и моральных принципов. Эту модель мы назвали диверсификацией моральных начал в юридическую материю. Она означает распределение моральных норм между различными активными компонентами правовой сферы с одновременным их преломлением в юридическом ключе, на основе исконно правовых постулатов. Представляется, что термин «диверсификация» в данном смысле наиболее удачен, т.к. diversificatio означает и «изменение» и «разнообразие» и «распределение" — от лат. diversus — разный и facere — делать.

Особенно ярко такой тип регулятивного межнормативного взаимодействия проявляется в институтах канонических наказаний и церковного суда. Как и любое наказание, каноническое прещение всегда имеет отрицательные черты и заключается в лишении каких-либо благ или прав. Таким образом, если Церковь, для восстановления нарушенного в ней порядка, прибегает к известным средствам, то они состоят не в чем ином как в лишении благ и прав. По мысли профессора Московского университета А. С. Павлова, сущность канонических прещений состоит в том, что «преступник церковных канонов лишается всех или только некоторых прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви».

Вместе с тем, церковное наказание не является возмездием. С древнейших времен Церковь рассматривает канонические прещения как врачевство, следуя словам Христа: «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9,56). Следовательно, основная цель церковных наказаний выражается в созидательном стремлении Церкви принести нравственную пользу, исправить виновного, спасти его душу. Отсюда, например, получившее законодательное закрепление в синодальную эпоху церковное наказание в виде запрещения христианского погребения определенных лиц не есть в собственном смысле слова церковное наказание, т.к. Церковь не видит тех условий, которые требуются для спасения души уже умершего человека.

Главная цель, к которой стремится Церковь в случае совершения христианином какого-либо преступления против ее порядка, это не отвержение, а приобретение брата. Государство в своей карательной функции руководствуется прежде всего общественным порядком, а затемличностью преступника. В Церкви отдельное лицо никогда не теряет своей значимости перед Богом. Пока жив человек, его свободная воля остается ценностью в очах Божиих. Все церковные наказания преследуют цель исправления, как главную, по отношению к которой дополнительными являются благо остальных членов Церкви и честь церковного общества.

Наряду с этими принципами, при наложении церковных наказаний принимаются во внимание следующие положения. Церковные наказания должны налагаться по церковному суду и не могут выходить из сферы полномочий церковного суда. Кроме того, церковные наказания не должны иметь материально-принудительного характера, т.к. согласно православному вероучению и церковным установлениям нравственное совершенство не может быть достигнуто насилием над свободой личности (Ин.8,3−11, Лк.9,54−56- 26-е Апостольское правилоДвукратный собор, правило 9).

Таким образом, в исключительно правовое образование, каким является наказание, Церковь привнесла значительный моральный оттенок. Причем вся система наказаний и процедура их наложения в каноническом праве выстроена таким образом, чтобы обеспечивалось комплексное нравственно-правовое воздействие и достигалась важнейшая социальная цель санкций — исправление правонарушителя.

Подобный позитивный опыт, по нашему мнению должен быть воспринят и светским правом, которое в условиях постоянно усложняющихся социальных отношений нуждается в усилении собственного регулятивного потенциала.

Безусловно, в ограниченном объеме диссертации невозможно полностью исчерпать тему, связанную с наличием в России двух одновременно существующих самостоятельных юрисдикцийгосударственной и церковной. Затрагиваемые вопросы требуют дальнейшей проработки, практически каждое из положений, вынесенных на защиту, может составить предмет самостоятельной научной работы. Особенно значимыми являются проблемы гармонизации правовых и нравственных начал законодательства и правоприменительной практикивопросы теории корпоративного правового регулированияоценка влияния канонического права на национальный правопорядокформирование адекватной современным реалиям доктрины церковного права.

В правильности изложенных подходов убеждают последние тенденции социального развития. Русская Православная Церковь утверждает себя в качестве активной общественной силы, использующей разные каналы влияния на общественную жизнь для достижения своей высокой миссииспасения. Усиливается влияние христианских ценностей на отечественный правопорядок, и Русская Православная Церковь, а также ее каноническое право, становятся проводником такого влияния. Важно отметить и обратную тенденцию: проникновение в общественную мораль правовых начал, принципов соразмерности, эквивалентности, справедливости. Предложенная А. А. Тер-Акоповым концепция «коэволюции» права и морали находит, таким образом, свое практическое воплощение при непосредственном участии Церкви. Об указанном свидетельствует принятие 4 февраля 2004 года VIII Всемирным Русским Народным Собором «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании», который содержит основополагающие императивы нравственного поведения участников экономических отношений и предлагается для добровольного исполнения названными субъектами.

Свод есть некий симбиоз правовых и нравственных идей. Будучи уже по форме своей уникальным актом кодификации моральных норм в такой важной сфере общественной жизни, как экономика он вносит в них правовые начала равной меры и ответственности. Например: «Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны».

Таким образом, многовековой опыт канонического права, гармонично сочетавшего моральные и юридические инструменты, используется теперь для развития моральной составляющей системы соционормативной регуляции.

Активные отклики и имеющиеся предложения солидных фирм подписать указанный Свод, опровергают концепцию недоразвитости неотдифференцированного нормативного регулирования. Подобные тенденции убеждают в научной перспективности данной области теоретических исследований, могущих иметь непосредственное практическое значение для усиления регулятивного потенциала современного российского права.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акты Российского государства: Архивы московских монастырей и соборов XV начало XVII вв. — М., 1998.
  2. Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917−1943 / Сост. М. Е. Губонин. -М, 1994.
  3. Алфавитная Синтагма М. Властаря: Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах. М., 1996.
  4. Дигесты Юстиниана. М., 1984.
  5. Инструкция благочинному приходских церквей, изъясненная указами Св*. Синода, распоряжениями епархиального начальства, сводом законов и церковной практикой / Сост. Благочинный священник А. Малевинский. СПб., 1899.
  6. Кодекс законов о браке, семье и опеке. М., 1950.
  7. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. — 25 декабря.
  8. Кормчая (Номоканон): отпечатана с подлинника Патриарха Иосифа. — СПб., 1898.
  9. Книга Правил святых Апостолов, святых соборов Вселенских и Поместных и святых Отец. М., 1893.
  10. О религии и церкви. Сборник документов. М., 1965.
  11. Определение Святейшего Синода от 20−23 февраля 1901 года № 557 с посланием верным чадам Православной Греко-Российской Церкви о графе Льве Толстом / Анафема: История и XX век / Сост. П. Паламарчук. М., 1998. — С.289−291.
  12. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви — М., 2000.
  13. Ответ митрополита Антония графине С. А. Толстой от 16 марта 1901 года / Анафема: История и XX век / Сост. П. Паламарчук. М., 1998. -С.293−295.
  14. Полное собрание законов Российской империи. — Собрание второе. -СПб., 1830−1884.-55т.
  15. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. -СПб., 1830.-45т.
  16. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. -СПб., 1884−1911.-28т.
  17. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. СПб., 1869−1911.
  18. Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. Казань, 1896.
Заполнить форму текущей работой