Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие учащихся в условиях школы полного дня

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема исследования. Вопросы теории и практики организации школы полного дня глубоко и разносторонне исследованы в работах Т. В. Анохиной, И. Т. Арискина, М. А. Балабана, Г. В. Гасилова, И. Д. Демаковой, Э. Г. Костяшкина, К. Е. Сумнительного, А. Н. Тубельского и др. В решение проблем проектирования содержания деятельности школ полного дня в соответствии с возрастом учащихся, их интересами… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы организации школы полного дня
    • 1. 1. Возникновение и развитие общеобразовательных учреждений полного дня
      • 1. 1. 1. Общие принципы организации школы полного дня в нашей странё и за рубежом
      • 1. 1. 2. Современная классификация школ полного дня
      • 1. 1. 3. Особая роль школ полного дня в решении проблем малокомплектной сельской школы
      • 1. 1. 4. Успехи и проблемы первого в стране эксперимента по организации школ полного дня
    • 1. 2. Теоретическое обоснование и разработка системы принципов, условий и технологий, позволяющих повысить эффективность педагогического потенциала школы полного дня
      • 1. 2. 1. Анализ правовых, содержательных и технологических проблем организации и функционирования школы полного дня
      • 1. 2. 2. Теоретические основы проектирования социально-педагогических требований
      • 1. 2. 3. Реализация принципа равнодоступности образовательных услуг в условиях свободы выбора занятий
      • 1. 2. 4. Место и роль «портфеля достижений» в аттестации работы студий и кружков
    • 1. 3. Построение системы эстетических, эргономических, санитарно-гигиенических и других условий, содействующих успешному образованию и отдыху детей
      • 1. 3. 1. Оптимизация сценариев комплектования учебных групп на уроках и занятиях по выбору
      • 1. 3. 2. Оформление дополнительных пространств для творчества, восстановления сил
      • 1. 3. 3. Реализация требования безопасности школьного пространства для жизни и здоровья учеников
    • 1. 4. Разработка критериев («эталонов качества») для оценки и присвоения школе официального статуса «Школа полного дня»
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Разработка и экспериментальная проверка организационно-педагогических условий успешного функционирования школы полного дня
    • 2. 1. Разработка комплекса условий для самостоятельного выбора занятий, самоопределения и самореализации личности в условиях полного дня
      • 2. 1. 1. «Служба педагогической поддержки» как центр превентивной и оперативной помощи в решении проблем учащихся
      • 2. 1. 2. Содержание работы освобожденного классного руководителя
      • 2. 1. 3. Основополагающие принципы и правила проектно-исследовательской (метапредметной) деятельности учащихся
      • 2. 1. 4. Добровольно-проектная часть школьной работы. Проектирование и реализация заданий
    • 2. 2. Новая технология организации работы студий, секций и кружков
      • 2. 2. 1. Экспериментальная проверка качества работы разновозрастных объединений по интересам в модели
  • Парк открытых студий"
    • 2. 2. 2. Система безналичной технологии подушевого финансирования дополнительного образования с использованием «Карты учащегося»
    • 2. 2. 3. Сопоставление уровня успеваемости, познавательной активности, способности к восстановлению сил у обучаемых в открытых парках-студиях и традиционном классе школы
    • 2. 3. Анализ эффективности работы частных и государственных школ полного дня на основании выдвинутых интегративных критериев качества
    • 2. 4. Основные направления совершенствования модели «Школа полного дня»
  • Выводы по второй главе

Развитие учащихся в условиях школы полного дня (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время много внимания уделяется проблеме повышения эффективности школы, ее развивающего потенциала в условиях нарастающей конкуренции со стороны телевидения, Интернет-коммуникаций, СМИ, других социальных институтов. Одним из современных способов решения этой задачи является организация учебного процесса в течение полного дня, обеспечивающая возможности для самостоятельного выбора, самоопределения и самореализации личности, зафиксированные в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) в качестве общих требований к содержанию образования. Педагогический потенциал учебных заведений используется с большей отдачей, если доступен учащемуся на протяжении полного дня. Статус открытого социокультурного центра позволяет школе полного дня осуществлять целенаправленную превентивную и оперативную помощь учащимся в решении их проблем, повышая тем самым мотивацию к обучению и предотвращая такие негативные явления, как беспризорность и безнадзорность, бездуховность, асоциальное поведение и др. Однако опыт создания и функционирования школ по этой модели свидетельствует о недостаточной научной разработке основополагающих принципов их деятельности как целостных систем. Это в полной мере относится как к государственным, так и к негосударственным образовательным учреждениям. Поэтому исследование теоретических основ организации и развития модели «Полный день» является актуальным.

Проблема исследования. Вопросы теории и практики организации школы полного дня глубоко и разносторонне исследованы в работах Т. В. Анохиной, И. Т. Арискина, М. А. Балабана, Г. В. Гасилова, И. Д. Демаковой, Э. Г. Костяшкина, К. Е. Сумнительного, А. Н. Тубельского и др. В решение проблем проектирования содержания деятельности школ полного дня в соответствии с возрастом учащихся, их интересами и спецификой образовательного учреждения внесли вклад О. С. Газман, И. П. Иванов, О. М. Леонтьева, С. А. Шмаков, М. П. Щетинин и др. На значимость использования всех возможностей учебного заведения в целях развития способностей, умений, навыков и актуальных запросов учащихся указывают ученые В. В. Бабушкина, А. П. Беляева, М. Н. Берулава, Е. В. Богомолова, С. В. Васильева, А. А! Глушенко, Э. Ф. Зеер, П. Ф. Кубрушко, A.M. Новиков, Е. В. Ткаченко, Ю. С. Тюнников, В. Ф. Шевчук и др.

Решению проблем развития познавательных интересов подростков в условиях общеобразовательной школы посвящены работы Э. А. Бараз, В. А. Беликова, A.A. Горчинской, И. А. Игошева, Е. С. Орловой, И. С. Якиманской и др.

Исследованием оптимальных условий и предпосылок развития личности учащегося занимались Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, В. А. Караковский, В. В. Кумарин, Е. Б. Куркин, A.B. Мудрик, В. Ф. Матвеев, Б. П. Никитин, Л. И. Новикова, С. И. Панченко, В. И. Слободчиков, В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов и др., а также зарубежные ученые, основатели оригинальных детоцентричных педагогических систем Д. Дьюи, И. Иллич, Ш. Летурно, М. Монтессори, А. Нилл, Г. Д. Ридер, С. Френе, Р. Штайнер и др.

Однако утвердившаяся на практике модель школы полного дня, основанная преимущественно на опыте так называемых групп (клубов, кружков и т. п.) продленного дня, широко распространенных в 1960;х гг., нуждается в существенном переосмыслении и дополнении с сегодняшних позиций. В частности, с учетом зарубежного опыта и в особенности стран, достигающих высоких результатов в международных исследованиях качества знаний учеников (Финляндия, Швеция, Япония, Канада и др.). Вместе с тем многообразная практика российских образовательных учреждений полного дня («авторских школ», гимназий, школ-комплексов, центров детского досуга, здравниц, летних лагерей) не нашла достаточного отражения в теории школы полного дня. Требует углубленного анализа, систематизации опыт наиболее успешных, пользующихся популярностью подростковых клубов и объединений со свободным «входом — выходом».

Недостаточно исследованы особенности функционирования служб педагогической поддержки ребенка в течение полного дня («Службы освобожденных классных воспитателей», «Службы самоподготовки» и др.), технология работы студий и кружков свободного выбора (с переменным контингентом учащихся). Остаются не вполне определенными социально-педагогические требования к школе полного дняфинансовые механизмы деятельности этих школ не всегда отличаются высокой эффективностьютребуют уточнения правовые, этико-психологические, санитарно-гигиенические нормы их функционирования, а также особенности организации детского отдыха и быта в школах этого типа.

Сложилось противоречие между объективной востребованностью модели «Полный день» со стороны родителей, школьников, общества в целом, и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий ее работы.

Данное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и разработке системы принципов, условий, технологий, позволяющих использовать наличный развивающий педагогический потенциал учебных заведений полного дня с наибольшей отдачей.

Актуальность исследования обусловила выбор его темы «Развитие учащихся в условиях школы полного дня».

Объект исследования — школа полного дня как форма организации учебной и клубно-досуговой деятельности учащихся.

Предмет исследования — развитие учащихся в условиях школы.

ПОЛНОГО дня.

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия развития учащихся в школе полного дня.

Гипотеза исследования. Развитие учащихся в условиях школы полного дня будет успешным, если:

— система организации деятельности школы полного дня строится сообразно задачам развития учащихся на основе свободного выбора, самоопределения и самоорганизации;

— учебно-воспитательный процесс сопровождается службой индивидуальной педагогической поддержки, постоянно открытой для диалога с учащимися;

— обеспечивается профессиональное отслеживание, изучение личных проблем школьников через регулярные контакты между учащимися, семьей, воспитателями и учителямиравная доступность для учащихся занятий дополнительного образования, исключающая принуждение и формализмучащиеся освобождаются от обязательных домашних заданий, в течение дня обеспечивается комбинирование различных видов деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1) провести анализ состояния проблемы в теории и на практике, определить методологические основы организации школы полного дня, обеспечивающей условия для развития учащихся;

2) теоретически обосновать и разработать систему принципов, условий и технологий реализации учебно-воспитательного процесса на основе свободного выбора, самоопределения и самоорганизации учащихся. Разработать критерии оценки соответствия школы полного дня социально-педагогическим требованиям;

3) экспериментально проверить эффективность предлагаемых разработок на примере обязательных дисциплин и работы различных ученических объединений по интересам.

Методологическую основу исследования составляют теоретические положения и выводы по системному подходу к анализу педагогических явлений (С.И. Архангельский, В. Н. Садовский, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.) — личностно-деятельностному подходу (А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, A.B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, П. Г. Нежнов, Г. А. Цукерман, Б. Д. Эльконин и др.) — теории содержания общего и профессионального образования (С.Я. Батышев, В. А. Кальней, П. Ф. Кубрушко, B.C. Леднев, A.M. Новиков, Е. В. Ткаченко, С. Е. Шишов и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— теоретические — логико-исторический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация научных положений по теме исследования;

— праксиологические — обобщение педагогического опыта;

— эмпирические — методы педагогической диагностики и тестирования, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, статистические методы обработки данных, их анализ и обобщение.

База исследования. Эксперимент по проверке эффективности предлагаемых разработок проводился в ГОУ «Школа самоопределения» № 734 г. Москвы, НОУ «Бакалавр» г. Москвы, муниципальном общеобразовательном учреждении № 55 г. Липецка, средней школе № 95 г. Екатеринбурга.

Этапы исследования.

Первый этап (1999;2001) — подготовительно-аналитический — включал в себя анализ степени разработанности исследуемой проблемы в теории и на практикеопределение темы, цели, гипотезы и задач исследованияразработку плана работы.

Второй этап (2001—2005) — опытно-экспериментальный — включал в себя, наряду с теоретическим анализом проблемы конструирования и развития школы полного дня, педагогический эксперимент. Его целью явилась реализация теоретически обоснованных педагогических условий. Проводился сопоставительный анализ результатов в экспериментальных и контрольной группах образовательных учреждений различных регионов, разного статуса и контингента учащихся.

Третий этап (2005—2007) — заключительно-обобщающий — включал в себя систематизацию, осмысление, обобщение, анализ и описание данных исследования. Определялась практическая значимость работы и выработка рекомендаций. Оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем.

1. Выделены и систематизированы принципы организации школы полного дня, обеспечивающей развитие учащихся: восполнение дефицитов, удовлетворение потребности в отдыхе, добровольность дополнительного образования, использование возможностей социального окружения, свободная коммуникация, гарантированный ассортимент услуг, собственный свод морально-этических правилвовлечение семьи в жизнь школы не только в качестве заказчика педагогических услуг, но и на правах союзника, участника общих проектов.

2. Обоснованы и разработаны организационно-педагогические условия развития учащихся в школе полного дня: а) обеспечение равнодоступности услуг и служб школы полного дняб) перевод традиционных форм активности ученика (консультация, дополнительное занятие, проект) из императивной обязанности в право школьникав) возможность участия в разновозрастных группах и объединенияхг) организация. психолого-педагогического сопровождения.

3. Разработаны механизмы реализации организационно-педагогических условий:

— технология свободного выбора учащимися объединений по интересам;

— система решаемых классным воспитателем задач (педагогическая поддержка учащегося в образовательном пространствеорганизация и координация развивающей творческой деятельности в культурной средеобеспечение комфортных этико-психологических, санитарно-гигиенических условий);

— стратегия поэтапного отказа от обязательных и единых по содержанию домашних заданий в пользу добровольных творческих заданий и проектов (именные заданиязадание-наградадомашний творческий проект- «студия в помощь уроку» и др.);

— базовые критерии для общественной оценки качества работы школы полного дня (психологические, эргономические, санитарно-гигиенические и др.).

Теоретическая значимость исследования.

1. Предложенная система теоретически обоснованных принципов и условий построения школы полного дня расширяет представления о возможностях и особенностях функционирования этой образовательной модели, совершенствует теорию организации школ полного дня.

2. Обоснованы и экспериментально проверены факторы, содействующие росту социального престижа школы полного дня и оказывающие положительное влияние на достижения учащихся: а) последовательная смена различных видов деятельности, коллективов и руководителей кружков в течение дняб) наличие службы освобожденных воспитателей (социальных педагогов, тьюторов, кураторов, психологов) для индивидуальной работы с детьмив) освобождение учеников от обязательных заданий на дом и/или их выполнение в школе.

3. Предложены и обоснованы актуальные направления совершенствования этого типа школ в ближайшей перспективе.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— предложены практические рекомендации для организаторов школы полного дня (руководителя, завуча, воспитателя, мастера творческой студии школы полного дня) — по взаимодействию студийных педагогов с учителями-предметниками, медиками, психологами, спортивными воспитателями и др.;

— разработанная технология свободного поиска учеником занятий по вкусу и индивидуальным интересам может найти себе применение в организации различных авторских систем «полного дня» на разных ступенях школы, в образовательных учреждениях различного правового статуса, профиля, возрастного состава учащихся;

— предложенный проект гибкой системы оплаты за услуги студий и кружков может быть использован в качестве одного из механизмов совершенствования модели нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений, а также как альтернатива традиционной системе оплаты труда педагогов.

Результаты исследования могут быть использованы в системе высшего профессионального образования, в практической деятельности педагогов учреждений начального профессионального образованияпри организации образовательных комплексов, таких как «школа — научный центр — дворец культуры», «школа — музыкальная школа — бассейн — спортивный клуб». В ходе исследования реализована диагностика уровня удовлетворенности учащихся предоставляемыми школой возможностями для самоопределения и саморазвития. Материалы настоящего исследования использованы в практике работы общеобразовательных школ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Свободный выбор, самоопределение и самоорганизация как базовые условия для развития учащихся в школе полного дня обеспечиваются сбалансированной, рациональной интеграцией обязательного (программного) и дополнительного образования, включающего уроки, творчество, учебную проектно-исследовательскую деятельность, спорт, продуктивный отдых и не допускающего обязательной (без согласия ученика и его родителей) необходимости переносить учебную работу на дом.

2. Рациональная интеграция учебной и клубно-досуговой деятельности в школе полного дня обеспечивается постоянным сопровождением учебно-воспитательного процесса службой индивидуальной педагогической поддержки (служба осуществляет педагогический мониторинг на основе изучения личных проблем учащихся через постоянные контакты с ними, а также с семьей, воспитателями, учителями и др.).

3. Развитию учащихся, их социальной адаптации и жизненному самоопределению в условиях школы полного дня способствуют:

— наличие службы освобожденных классных воспитателей (по одному на класс или учебную параллель), профессионально сопровождающих деятельность учеников в течение дня;

— отказ от одинаковых для всех домашних заданий в пользу новых творческих форм самостоятельной работы, развивающих функциональную грамотность, расширяющих круг ключевых компетенций ученика, его умение самостоятельно планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

— установление правила равнодоступности услуг и служб, предлагаемых школой полного дня;

— набор в объединения по интересам учащихся разного возраста;

— доступность и открытость школьных мастерских, лабораторий, секций, студий и других внеклассных объединений в течение дня (или согласно вывешенному расписанию работы этих внеклассных объединений);

— организация свободных коммуникативных зон для неформального общения подростков разного возраста, классов, групп по увлечениям и интересам;

— использование эффективных форм сотрудничества с внешкольными образовательными учреждениями, предполагающих новые механизмы взаимодействия и финансирования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на открытых уроках для учителей и руководителей школ районного, городского и областного уровняво время выступлений на научно-практических конференциях в Московском государственном агроинженерном университете имени В. П. Горячкина, на базе муниципальных образовательных учреждений № 734 г. Москвы и № 55 г. Липецка и др.- во время выступлений на городских и областных семинарах, проводимых Федеральным институтом развития образования и Московским институтом открытого образования (2006;2007) — на ежегодных курсах РИПКРО для руководителей школ полного дня в Москве.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретической базы исследованиясоответствием методов цели и задачам исследованияколичественным и качественным анализом полученных результатовширокой апробацией и внедрением результатов исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (243 источника) и приложений.

Выводы по второй главе.

Основным педагогическим требованием к организации работы школы полного дня является наличие квалифицированной Службы индивидуальной педагогической поддержки в составе: заместитель директора по УВР, психолог, социальный педагог, освобожденный классный воспитатель, руководители групп продленного дня. Именно классный воспитатель координирует, сводит в единое целое работу разнопрофильных коллег-специалистов.

В настоящее время нагрузка учащегося включает в себя ежедневную работу над домашними заданиями. Дальнейшее их сохранение в традиционном виде нецелесообразно. Школы полного дня постепенно отказываются от одинаковых заданий в пользу проектно-исследовательской деятельности учащихся, способствующей повышению их функциональной грамотности и социальной мобильности.

Планируя и организуя школу (вуз, колледж, клуб) полного дня, следует уделить принципиальное внимание следующим вопросам:

1. Наличие мобильной Службы домашних заданий (личных творческих проектов), которая работает по требованию заказчика.

2. Использование разновозрастного принципа набора в студии (кружки по интересам), который а) не позволяет учителю работать по единому шаблону, б) порождает цепную реакцию взаимообучения младших и старших, в) побуждает кружководов работать «на живом интересе», а не по плану, как привыкла школа.

3. Непрерывная доступность студий, мастерских, кружков для школьников — с постоянным дежурством в них педагогов в течение периода, отраженного в расписании.

4. Наличие особо выделенных, многих мест для неформальных встреч и общения детей (комната тишины, кафе, библиотека, беседка, банкетки вдоль коридоров, игротеки).

5. Укомплектация помещений индивидуальными запирающимися шкафчиками-локерсами для хранения портфелей, учебных принадлежностей и книг, спортивной формы, личных игрушек и т. д.

6. Увеличение продолжительности обеденного времени до одного часа или более, с целью гигиенических процедур и послеобеденного отдыха (в том числе и учителей).

Намечая пути совершенствования образовательной модели «Школа полного дня», предполагается целесообразной:

— разработка новых вариантов этой модели в школе, училище, вузе.

— разработка альтернативного механизма оплаты труда учителей, работающих в школе полного дня.

— организация постоянно действующего контактного центра (вебстраницы) для школ и специалистов, заинтересованных в развитии этой модели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время школа и общество переживают непростой период. Открывшиеся перед Россией перспективы, связанные с демократической перестройкой всего общественного уклада, вызвали к жизни серьезное переосмысление отношения к человеку, как к цели всей социальной политики.

Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности школьника. Он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но и на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности — в соответствии с психофизиологическими особенностями развивающейся личности. А это возможно, если школа видит в ученике не просто функцию (он должен выполнять правила для учащихся), но и человека самобытного, имеющего свой сложный мир отношений, интересов, стремление к полноценному досугу, к яркой игровой детской жизни.

Все это, вместе с правом «исполнить себя, состояться» [194], в полной мере способна (и обязана) предоставить растущему человеку служба педагогического сервиса полного дня. Заказчиками на такое образование (на его программы, методику, выбор предметов и др.) выступают не только ведомства, но и окружающая школу общественная среда, родители и даже сами учителя. В центр всей работы школы поставлен ребенок-подросток-юноша с его возрастными потребностями, познавательными интересами, способностями.

В этом смысле школа полного дня может быть охарактеризована как глобальная макроуслуга всему обществу — государству, семье, бизнес-сообществу, педагогическому корпусу и, разумеется, ученику.

На основе результатов, полученных в процессе теоретического и экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Одним из современных способов решения проблемы повышения эффективности общеобразовательной школы, ее развивающего потенциала является организация учебно-воспитательного процесса в течение полного дня.

Школа полного дня как форма организации учебной и клубно-досуговой деятельности способна обеспечить развитие учащихся на основе свободного выбора, самоопределения и самоорганизации.

2. Социально-педагогическим требованиям отвечает школа полного дня:

— построенная на принципах восполнения дефицитов, удовлетворения потребности в отдыхе, добровольности дополнительного образования, использования возможностей социального окружения, свободной коммуникации, гарантированного ассортимента услуг, собственного свода морально-этических правил, вовлечения семьи в жизнь школы;

— обеспечивающая организационно-педагогические. условия: а) равнодоступность услуг и служб школы полного дняб) перевод традиционных форм активности ученика (консультация, дополнительное занятие и т. д.) из императивной обязанности в право школьникав) возможность участия в разновозрастных группах и объединенияхг) организация психолого-педагогического сопровождения.

Реализации этих условий способствуют разработанные в ходе исследования:

— технология свободного выбора учащимися объединений по интересам;

— система решаемых классным воспитателем задач (педагогическая поддержка учащегося в образовательном пространствеорганизация и координация развивающей творческой деятельности в культурной средеобеспечение комфортных этико-психологических и санитарно-гигиенических условий) — стратегия поэтапного отказа от обязательных и единых по содержанию домашних заданий в пользу добровольных творческих заданий и проектов (именные заданиязадание-наградадомашний творческий проект- «студия в помощь уроку» и др.);

— базовые критерии для общественной оценки качества работы школы полного дня (психологические, эргономические, санитарно-гигиенические и ДР-).

3. В настоящее время существующая в школах полного дня система организации воспитания учащихся нацелена в основном на коллективно-массовые мероприятия, так как в ней, как правило, отсутствует служба индивидуальной педагогической поддержки учащегося. Поскольку центральной фигурой этой службы является освобожденный классный воспитатель, нами изучены его функции и обязанности в школах, как государственных, так и негосударственных, сформулирован перечень его служебных обязанностей, выработан примерный распорядок дня, определена сфера ответственности, составлен реестр его «основных умений и знаний».

4. В результате проведенного исследования установлено, что зачастую в практической работе школы полного дня применяется командно-принудительное комплектование детских объединений по классно-урочному принципу. Это противоречит основным принципам организации школы полного дня и не обеспечивает условий для самореализации учащихся. (В целях формирования у учащихся навыков к самостоятельному поиску занятий и увлечений, привычки к самоконтролю и заботе о здоровье, сеть студийно-парковых клубов должна быть постоянно доступна учащимся для свободного выбора.) Причины такого положения кроются в ограниченных (по юридическим основаниям) возможностях организации работы педагогических, хозяйственных и прочих служб школы полного дня в соответствии с требованием «открытой двери». Решению этого вопроса способствует разработанная система безналичной оплаты услуг творческих студий с помощью «Карточки учащегося» и системы терминалов.

5. В ходе экспериментов «Школа-парк» в школе № 734 г. Москвы и «Парк открытых студий» в школе № 95 г. Екатеринбурга подтвердилась эффективность предлагаемых организационно-педагогических условий школы полного дня. Сопоставление уровней интеллектуальных умений, уровней познавательной активности, способности к восстановлению сил в течение года в открытых студиях и традиционном школьном классе подтвердило гипотезу о том, что организация учебной деятельности разновозрастных коллективов на основе свободного сотрудничества учеников приводит к улучшению динамических показателей их интеллектуального развития, социальной мобильности, уровня освоения школьных программ.

6. В свете полученных выводов представляется важным включение в содержание высшего педагогического образования спецкурсов по педагогике полного дня, направленных на подготовку специалистов, отвечающих за индивидуальную педагогическую поддержку учащихся (освобожденный классный воспитатель, социальный педагог, тьютор и др.).

Опираясь на полученные результаты, в дальнейшем целесообразно продолжить исследование условий функционирования школ полного дня для сельских школ (в силу их существенных отличий от городских школ полного дня), учреждений начального и среднего профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Традиционные экзамены после 9 и 11 классов выпускники экспериментальной группы сдают с заметно более высокими результатами, чем выпускники контрольной группы.
  2. , В. И. Закономерности развития характера у подростков и условия его формирования Текст.: автореф. дис. д-ра психол. наук / В. И. Абраменко. — М., 1987. — 44 с.
  3. , В. В. Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук / В. В. Абраменкова. М.: ПхИ РАО, 2000.
  4. , С. Г. Практическая психология Текст. / С. Г. Абрамова. М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 368 с.
  5. Абросимова, 3. Ф. Педагогическая культура учителя Текст.: учеб. пособие для учителей / 3. Ф. Абросимова. Курган: Курганский пед. университет, 1999. — 68 с.
  6. Абросимова, 3. Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин педагогического цикла Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / 3. Ф. Абросимова. Челябинск, 1994. — 17 с.
  7. , К. А. К истории союза психологии и философии Текст. / К. А. Абульханова, А. Н. Славская // Вопросы философии. 1996. — № 5. — С. 163.
  8. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М., 1991. — 224 с.
  9. , Ю. П. Искусство воспитывать : книга для учителей Текст. / Ю. П. Азаров. М.: Просвещение, 1985.
  10. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении Текст. / под ред. Г. И. Щукиной. -М.: Просвещение, 1984. 176 с.
  11. Актуальные проблемы методологии педагогики Текст. / Н. Д. Никандров, Б. С. Гершунский. М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1984.
  12. , Е. А. Культурная среда гимназий Текст. / Е. А. Александрова // Новые ценности образования. 1997. — № 7.
  13. , Е. А. Культурное самоопределение личности как составляющее индивидуализации Текст. / Е. А. Александрова // Новые ценности образования: культуросообразная школа. 2002. — № 11. — С. 63−78.
  14. , Е. А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах Текст. / Е. А. Александрова // Школьные технологии. -М., 2000. -№ 5. С. 103.
  15. , Л. Ф. Проблема активности личности в психологии Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук. Новосибирск: ГПУ, 1997.-43 с.
  16. , И. История гимназического образования в России Текст. / И. Алешинцев. СПб, 1912.
  17. , Л. В. Детское движение — субъект воспитания Текст.: монография / Л. В. Алиева. М.: Макс-Пресс, 2002. — 224 с.
  18. , Л. И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Л. И. Аманбаева. Якутск: ЯГУ, 2002. — 42 с.
  19. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили. -М., 1990.
  20. , Ш. А. Письма к дочери Текст. / Ш. А. Амонашвили // Педагогический факультет. М.: Знание, 1988.
  21. , Б. Г. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. Т. 2. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б. Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 1980. 287 с.
  22. , М. А. Школа-парк. Как построить школу без классов и уроков Текст. / М. А. Балабан М.: Первое сентября, 2001. — 204 с.
  23. , M. А. Кто присмотрит за будущим? Пять главных дел в образовании Текст. / М. А. Балабан, А. М. Гольдин, А. О. Зверев и др. // Новые Известия. 2000. — № 158.
  24. Базовая культура личности Текст. / Под ред. О. С. Газмана, Л. И. Романовой. М.: АПН СССР ВНИК, 1989.
  25. Боровская ноосферная школа школа педагогического поиска Текст. / под ред. Т. В. Анохиной. — Обнинск, 2004. — 94 с.
  26. Вопросы воспитания и обучения. Труды педагогического общества, состоящие при императорском Московском Университете. Текст. / Издание Д. И. Тихомирова. -М.: 1901.
  27. Вопросы воспитания: системный подход Текст. / под ред. Л. И. Новиковой. -М.: Прогресс, 1981.
  28. Вопросы методов педагогических исследований Текст.: Сб. науч. тр. / под ред. M. Н. Скаткина. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1973.-217 с.
  29. Вопросы школоведения Текст. / под ред. П. В. Зимина. -М.: Просвещение, 1974. 302 с.
  30. , В. В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей Текст. — М.: Школьная пресса, 2000. 96 с.
  31. , Н. В. Развитие классного коллектива подростков сельской школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Воропаев. М., 1990. — 19 с.
  32. , Н. В. Теоретические основы построения типологии воспитательных систем Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Воропаев. М., 2003. — 43 с.
  33. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании Текст.: Материалы Всероссийской конференции / под ред. О. С. Газмана. М., 1996. — 76 с.
  34. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования Текст. / под ред. Н. Л. Селивановой. Калуга, 2000. -248 с.
  35. Всесоюзная пионерская организация — уроки истории Текст. / Ред. и сост. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. Кострома, 2001.-215 с.
  36. , Б. 3. Школа и социальная среда: взаимодействие Текст. / Б. 3. Вульфов, В. Д. Семенов М.: Знание, 1981. — 94 с.
  37. , Л. С. Избранные психологические произведения Текст. / Л. С. Выготский М.: АПН, 1958.
  38. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. -536 с.
  39. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философии герменевтики Текст. / под ред. Б. Н. Бессонова. М., 1988. — 704 с.
  40. , О. С. Неклассическое воспитание Текст. / О. С. Газман М.: МИРОС, 2002. — 296 с.
  41. , О. С. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя) Текст. / О. С. Газман, А. В. Иванов М.: НОВАЯ ШКОЛА, 1992. -113 с.
  42. , О. С. Профессия гуманист Текст. / О. С. Газман // Директор школы. — 1993 — № 1.
  43. Гельман, 3. Умнеть и обязательно. валять дурака Текст. / 3. Гельман // Учительская газета. 2006. — № 5.
  44. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2. 1178−02 от 28 ноября 2002 г. М.: Минздрав РФ, 2003.
  45. , С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст.: учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. — 447 с.
  46. , В. А. Особенности работы с классными руководителями в условиях формирования воспитательной системы школы (школа-лаборатория № 1026 г. Москвы) Текст. / В. А. Гольдберг // Классный руководитель. 2001. — № 1. — С. 47−54.
  47. , Н. К. Из истории русской школы. Роль и место классных наставников и надзирателей в дореволюционной школе Текст. / Н. К. Гончаров. М., 1937.
  48. , Н. К. Некоторые теоретические предпосылки системы воспитательной работы в школе Текст. / Н. К. Гончаров // Советская педагогика. 1965. — № 5. — С. 32−37.
  49. , П. И. Изучение индивидуальных особенностей учащихся. Из опыта работы классного руководителя Текст. / П. И. Горбунов- под ред. А. В. Петровского. М.: АПН РСФСР, 1960. — С. 52.
  50. , Р. М. Интуиция и искусственный интеллект Текст. / Р. М. Грановская, И. Я. Березная. Л.: Университет, 1991. -272 с.
  51. , В. В. Исторический очерк русской школы Текст. / В. В. Григорьев. -М., 1900.
  52. , Д. В. Подросток: самоопределение в текстах культуры Текст. / Д. В. Григорьев // Школьные технологии. М., 2000.-№ 5.
  53. , С. И. Социальное образование и социальная культура в России: национально-региональный контекст 1990-х годов Текст. / С. И. Григорьев. Барнаул, 1994. — 34 с.
  54. , И. Б. Культура как объективный механизм трансляции социального опыта Текст. / Громова И. Б., Леонтьева В. Н. // Социальные исследования. 1991. -№ 10. — С. 83−85.
  55. , Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) Текст. / Ю. В. Громыко. Минск: Технопринт, 2000. — 376 с.
  56. , П. С. Философия культуры Текст. / П. С. Гуревич-М., 1994.
  57. , П. С. Философская антропология Текст. / П. С. Гуревич-М., 1997.
  58. , В. В. Виды обобщений в обучении Текст. / В. В. Давыдов М.: Наука, 1972. — 234 с.
  59. , В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст. / В. В. Давыдов М.: Педагогика, 1986.
  60. Де Гроот Рональд. Дифференциация в образовании (фрагменты из учебника по управлению образованием) Текст. / Де Гроот Рональд // Директор школы. 1994. — №№ 5, 6, 7.
  61. , Н. С. Педагогический коллектив средней общеобразовательной школы как субъект воспитания Текст.: автореф. дис.. докт. пед. наук М., 1989. — 32 с.
  62. , М. И. История русской педагогики Текст. / М. И. Демков-М., 1909.-Т. 3.
  63. , А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: Акмеологические основы управления деятельности: в 5 кн Текст. / А. А. Деркач М.: РАГС, 2000.-Кн. 2.-533 с.
  64. , М. В. Этикет в системе педагогической культуры: смена парадигм Текст. / М. В. Десяткина // Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя. Уфа, 1998. — С. 39−45.
  65. Детские общественные организации: учебн. пособие для студ. ср. и высш. пед. учеб. заведений Текст. / И. И. Фришман и др. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  66. Директивы ВКП (б) и Постановления Советского правительства о народном образовании. Вып. 2. М.- Л., 1947. — С. 266−267.
  67. , Н. А. О значении авторитета в воспитании Текст.: избр. пед. соч. / Н. А. Добролюбов М., 1986.
  68. , О. Очерки по философии образования Текст. / О. Долженко-М., 1995.
  69. , И. А. Самовоспитание личности Текст. / И. А. Донцов М.: Политиздат, 1984. — 285 с.
  70. , А. И. Сто советов по развитию одаренности детей Текст. / А. И. Доровский — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 309 с.
  71. , И. А. Заботы и радости классного руководителя Текст. / И. А. Дружинин М.: Просвещение, 1982.
  72. , Дж. Школа общество Текст. / Дж. Дьюи — М.: Работник просвещения, 1925. — 127 с.
  73. , Э. О разделении общественного труда. Метод социологии Текст. / Э. Дюркгейм М., 1991.
  74. , С. В. Педагогическая система воспитания творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / С. В. Евтушенко. М., 2002. — 46 с.
  75. , А. А. Педагогические условия влияния культурной среды вуза на формирование нравственных ценностей студентов (в контексте мультикультурного образования) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. А. Ефремов. М., 2006. — 26 с.
  76. , М. С. Ничейное пространство Текст. / М. С. Жамкочьян // Педагогический калейдоскоп. 1995. — № 7.
  77. Своеобразие культурной модели ноосферной школы-лицея / А. Жестоканова и др. // Новые ценности образования. 1996. — № 4.
  78. , Е. Д. Формирование педагогической • культуры учителя в процессе изучения мировой художественной культуры Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Д. Жукова. Оренбург, 2000.- 17 с.
  79. , В. И. Педагогика в системе наук о человеке Текст. / В. И. Журавлев М., 1990.
  80. , В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования Текст. / В. И. Загвязинский — М.: АСОПиР, 1995.-155 с.
  81. , В. И. Противоречия процесса обучения Текст. / В. И. Загвязинский Свердловск, 1971. — 128 с.
  82. , А. Продленка общего режима Текст. / А. Зверев // Новые Известия. 2003. — № 67.
  83. , А. Больше трех не собираться Текст. / А. Зверев // Русский курьер. 2006. — № 36.
  84. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта 2002 г.). Статья 14.
  85. , О. А. Формирование базовой культуры учащихся начальной школы в образовательной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. А. Замятина Ижевск, 2006. — 18 с.
  86. , А. В. Базисная программа «Истоки» Текст. /1. A. В. Запорожец М., 1996.
  87. , Е. Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация Текст. / Е. Ю. Захарченко // Педагогика. -1999.-№ 3.-С. 69−73.
  88. , Е. Ю. Развитие педагогической культуры учителя в условиях обновления школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Ю. Захарченко. Ростов-н/Д., 1995.
  89. , Г. В. Колледж как среда становления основ педагогической культуры будущего учителя Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. В. Звездунова Ростов-н/Д., 1998.
  90. , В. В. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике Текст. / В. В. Зеньковский // Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.
  91. , И. А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя Ростов-н/Д., 1997. — 477 с.
  92. , В. П. О целях и ценностях образования Текст. /
  93. B. П. Зинченко // Педагогика, 1997. -№ 5.
  94. , В. П. Образование. Сознание. Культура Текст. / В. П. Зинченко // Философия образования для XXI века. М., 1998.
  95. Н. Культурные смыслы науки Текст. / Н. Злобин — М., 1997.
  96. , А. В. Детско-взрослое сообщество культурной среды общеобразовательной школы Текст.: монография / А. В. Иванов. М.: АПК и ППРО, 2005. — 240 с.
  97. , И. П. Методика коммунарского движения Текст. / И. П. Иванов М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  98. , И. П. Творческое содружество поколений как условие воспитания юных общественников Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. П. Иванов. Л., 1972. — 43 с.
  99. , Г. П. Теория и практика освоения учащимися нравственных ценностей в условиях общеобразовательной школы Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Г. П. Иванова. М.: МГСА, 2001.-44 с.
  100. , Т. В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе (На материале дисциплин педагогического цикла) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. В. Иванова. Луганск, 1991. — 17 с.
  101. Иванова-Гладилыцикова, Н. Новый учебный БУП Текст. / Н. Иванова-Гладилыцикова // Известия-Наука. 2003. — № 81.
  102. , В. К. Образование в диалоге и взаимоотношении этносов Текст. / В. К. Игнатович // Новые ценности образования. 2002. — № 11. — С. 129−132.
  103. Идеи, средства, методы и работа в области межкультурного воспитания взрослых и молодежи Текст.: учебный сб. Страсбург: Европейский Молодежный Центр, 1999. — 242 с.
  104. , В. С. Формирование личности школьника -целостный процесс Текст. / В. С. Ильин — М.: Педагогика, 1984. — 143 с.
  105. , Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия Текст. / Г. Л. Ильин М., 1992.
  106. Инновации в российском образовании: Дополнительное образование и воспитание детей и молодежи Текст.: учебный сб. М.: МГУП, 2000. — 80 с.
  107. , Н. Н. Организация детской среды Текст. / Н. Н. Иорданский М., 1925. — 103 с.
  108. , И. Ф. Профессиональная педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект Текст. / И. Ф. Исаев Белгород, 1992. — 102 с.
  109. Исторические записки Санкт-Петербургской 6-й гимназии. -СПб., 1912.
  110. К вопросу о воспитательницах средних учебных заведений // Вестник воспитания. 1896. — № 6. — С. 3−18.
  111. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли // Стандарты второго поколения- под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. — 48 с.
  112. , П. Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога Текст. / П. Г. Кабанов Томск: Гос. университет, 1999. — 140 с.
  113. , А. Г. Проблемы политехнического образования Текст. / А. Г. Калашников // Избр. тр. М., 1990. — С. 155.
  114. Каникулы: игра, воспитание Текст. / под ред. О. С. Газмана. М.: Просвещение, 1990. — 160 с.
  115. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении Текст. / В. А. Кан-Калик-М.: Просвещение, 1987.
  116. , П. Ф. История русской педагогики Текст. / П. Ф. Каптерев // Педагогика. 1995. -№ 5. — С. 64−75.
  117. , В. А. Воспитательная система школы как объекта педагогического управления Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук / В. А. Караковский. М., 1989. — 43 с.
  118. , В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса Текст. / В. А. Караковский М.: Педагогика, 1993. — 80 с.
  119. , Н. JI. Мотивационная включенность в деятельность: структура, механизмы, условия формирования Текст. :автореф. дис. д-ра психол. наук / Н. JI. Карпова. М.: ПИ РАО, 1999. -44 с.
  120. , Н. В. Как развить в ученике способность к выбору Текст. / Н. В. Касицина, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин // Педагогика поддержки: тактика содействия. М.: Чистые пруды, 2007. -31 с.
  121. , Р. А. Вероятностный компонент инновационной профессионально-педагогической среды Текст. / Р. А. Кассина // Материалы интернет-конференции размещены на сайте http://www.niro.ntiov.ru
  122. , Ф. И. Теория и практика опережающей педагогической поддержки личностного развития ребенка Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Ф. И. Кевля. М.: МПГУ, 2002. — 42 с. г
  123. , С. В. Качество образования: сущностные характеристики Текст. / С. В. Кинелев // Качество современного < образования и целостное восприятие мира: естественнонаучный и социальный контекст. М., Барнаул, 1998. — С. 173−176.
  124. Классному руководителю Текст. / под ред. М. И. Рожкова М., 2001.
  125. Классный руководитель Текст. / под ред. JL Е. Равкина. -Л., 1939.
  126. Классный руководитель. 2000. — № 3. — 144 с.
  127. , М. М. Управление экспериментальным развитием образовательного учреждения. Текст. / М. М. Князева // Вып. 1: Запуск эксперимента (взгляд научного руководителя). СПб.: «Образование — Культура», 2000. — 40 с.
  128. , С. В. Психология современной семьи. Текст. / С. В. Ковалев М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  129. , Т. Полисистемная школа как возможность создания культурной образовательной ситуации Текст. / Т. Ковалева // Новые ценности образования. -М., № 7. 1997.
  130. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон -М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  131. Кон, И. С. Социология личности Текст. / И. С. Кон М., 1967.1. С"
  132. , М. Ю. Слагаемые авторитета Текст. / М. Ю. '' Кондратьев М., 1988.
  133. , Т. Е. Механизм воздействия коллектива на личность школьника Текст. / Т. Е. Конникова // Советская педагогика. 1969. -№ 11.-С. 28−34.
  134. , Т. Е. Общие основы методики воспитательной работы Текст. / Т. Е. Конникова // Ученые записки. — Л.: ЛГПИ имени Герцена. 1964. — Т. 247. — С. 5−30.
  135. , Н. А. Очерки по истории средней школы Текст. / Н. А. Константинов М.: Учпедгиз, 1947.
  136. Концепция модернизации образования Российской Федерации до 2010 года. // Директор школы. 2002. — № 1. — С. 3−12.
  137. , П. А. Взаимоотношение классного руководителя с подростками в общественно-полезной деятельности как фактор формирования коллективизма Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / П. А. Корнилова. М., 1981. — 19 с.
  138. , Ф. Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики (1921−1931) Текст. / Ф. Ф. Королев, Т. Д. Корнейчик, 3. И. Равкин-М., 1961.
  139. , Я. Как любить ребенка Текст. / Я. Корчак М.: Политиздат, 1990. — 493 с.
  140. , Э. Г. Школа продленного дня Текст. / Э. Г. Костяшкин -М.: Просвещение, 1965. -200 с.
  141. , Э. Г. Организация продленного дня в IV VIII классах Текст. / Э. Г. Костяшкин, Л. Б. Шапошникова — М.: Педагогика, 1971.-255 с.
  142. , Р. М. Совместная работа классного руководителя и родителей по приобщению учащихся к опыту старших поколений Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. М. Коянбаев. Алма-Ата, 1979. 19 с.
  143. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. — 576 с.
  144. Краткий словарь по социологии / Под общей ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина- сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1989. — 479 с.
  145. Круглый стол. Образование в конце XX века // Вопросы философии. -1992. -№ 9.
  146. Круглый стол. Культура, культурология и образование // Вопросы философии. 1997. -№ 2.
  147. , Н. К. Педагогические сочинения Текст. / Н. К. Крупская -М.: Педагогика, 1959. т. 3 — С. 170.
  148. , Н. К. Педагогические сочинения Текст. / Н. К. Крупская М.: Педагогика, 1980. — т. 5 — С. 136.
  149. , Е. С. Культуросообразная среда обучения студентов педагогического колледжа как фактор жизнетворчестваличности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. С. Крыжановская. Иркутск, 2003. — 18 с.
  150. , Н. Б. Культурология образования Текст. / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования. 2000. — № 10. — 272 с.
  151. , Н. Б. Личность в перекрестье субкультур Текст. / Н. Б. Крылова // Социологические проблемы художественной жизни / отв. ред. Ю. Осокин. -М., 1993.
  152. , Н. Б. Проектная деятельность школьников как принцип организации и реорганизации образования Текст. / Н. Б. Крылова // Народное образование. 2005. — № 2. — С. 115.
  153. , Т. В. Оптимизация развития личности ребенка в условиях социально-культурной среды Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. В. Кузнецова. — Тамбов, 1999. 22 с.
  154. , И. П. Профессиональная культура преподавателей и мастеров производственного обучения: управление формированием и развитием Текст. / И. П. Кузьмин СПб., 1997. -237 с.
  155. , Н. В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина Л., 1970. — 138 с.
  156. , Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся Текст. / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 17−23.
  157. , Т. В. Культуротворческая среда как фактор саморазвития педагогического коллектива образовательного учреждения Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. В. Кузьмина. Омск, 2002. — 24 с.
  158. , Я. И. Россияне готовы платить за образование любые деньги Текст. / Я. И. Кузьминов // Площадь свободы (Тольятти) 2003. — № 77.
  159. , М. «Школа самоопределения»: модель старшей школы Текст. / М. Кукушкин // Новые ценности образования: культурные модели школ. 1997. — С. 88.
  160. , С. В. Личностная ориентация методологической культуры учителя Текст. / С. В. Кульневич // Методология педагогики. М., 1998. — С. 63−73.
  161. Культура и развитие человека Текст. / под ред. В. П. Иванова. Киев, 1989.
  162. Культура, человек и картина мира. М., 1987.
  163. , С. Капризная индивидуальность понятия Текст. / С. Курганов // Народное образование. 2001. — № 7. — С. 89−102.
  164. , С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге Текст. / С. Ю. Курганов М., 1989.
  165. , Л. В. Теория и практика индивидуально-личностного развития субъектов учебно-воспитательного процесса инновационных образовательных учреждений Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Л. В. Куриленко. Самара, 2002. — 48 с.
  166. , В. Г. Пути самосовершенствования личности Текст. / В. Г. Куценко Л., 1979. — С. 34−35.
  167. , Д. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников Текст. / Д. Кэнфилд, Ф. Сикконе М.: УРСС, 1997. — 360 с.
  168. Ле Шан, Э. Когда дети сводят нас с ума Текст. / Э. Ле Шан М.: Просвещение, 1989. — 272 с.
  169. , Е. А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во внеучебной деятельности Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Е. А. Леванова. М.: МГПУ, 1995.-44 с.
  170. , А. А. Педагогическое общение Текст. / А. А. Леонтьев-М., 1979.
  171. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев М.: Политиздат, 1977. — 302 с.
  172. , А. Н. Природа и формирование психологических свойств и процессов человека Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1955. — № 1. — С. 29−35.
  173. , В. Н. Образование как феномен культуротворчества // Социс. 1995. — № 1. — С. 138−142.
  174. , С. М. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей старшеклассников в социокультурной среде Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. М. Лепшокова. — Челябинск. 2004. — 19 с.
  175. Лесгафт // Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 224 с.
  176. , Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас Текст. / Ш. М. Летурно С.-Петербург.: Типография Товарищества «Народная польза», 1900. — 500 с.
  177. , Г. О надзирателях при воспитании. Из энциклопедии. СПб., 1770.
  178. , В. Ф. Теория и практика инновационной работы в образовательном учреждении Текст.: научно-метод. пособие для работников образования и студентов / В. Ф. Лехтман. Челябинск, 1996.-87 с.
  179. , X. Научные понятия модели Текст. / X. Либшер // Эксперимент, модель, теория. М.: Наука, 1982. — С. 182−195.
  180. , И. А. Технологии реализации целей и ценностных ориентаций в социально-педагогической деятельности Текст. / И. А. Липский. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. — 32 с.
  181. , Н. И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. И. Лифинцева М.: МПГУ, 2003. — 44 с.
  182. , Б. Т. Философия воспитания Текст. / Б. Т. Лихачев М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  183. , О. Г. Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы Текст. / О. Г. Лопатина, Ю. М. Медведева // Управление ДОУ.-2003.-№ 4.-С. 93.
  184. , А. В. О народном образовании Текст. / А.
  185. B. Луначарский М., 1958. — 460 с.
  186. , А. В. Речь на 1 Всероссийском съезде по просвещению 26 августа 1918 г. Текст. / А. В. Луначарский // Учительская газета. 1989. -№ 32.
  187. , В. Я. Введение в инновационное обучение: стратегия и практика Текст. / В. Я. Ляудис М.: Наука, 1994. — 86 с.
  188. Мак-Гроу, К. Учить подростков? «Думай, делай, учись сам!» Текст. / К. Мак-Гроу // Школьные технологии. 2000. — № 5. —1. C. 61−65.
  189. , А. С. Методика организации воспитательного процесса Текст.: собр. соч. в 7 тт. / А. С. Макаренко М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. — Т. 5. — 558 с.
  190. , А. С. О воспитании молодежи Текст.: Сб. избр. пед. произведений / А. С. Макаренко М.: Просвещение, 1968. -396 с.
  191. , А. С. О коммунистическом воспитании Текст. / А. С. Макаренко М., 1956. — 580 с.
  192. , А. С. О родительском авторитете Текст.: пед. соч., т. 4 / А. С. Макаренко М., 1984.
  193. , Э. А. Педагогика детского движения Текст.: учебное пособие / Э. А. Мальцева, Н. М. Костина Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000. — 516 с.
  194. , М. К. Сознание и цивилизация Текст. / М. К. Мамардашвили Логос, 2004. — 272 с.
  195. , М. Ученье с увлеченьем Текст. / М. Мацкявичене // Труд. 2002. — № 190.
  196. , Н. А. Мятлевская сельская школа Текст. / Н. А. Менчинская М.: Знание, 1971. — 120 с.
  197. Мид, М. Культура и мир детства Текст. / М. Мид М.: Просвещение, 1988. — 360 с.
  198. , Н. Н. Педагогика поддержки Текст.: учебно-метод. пособ. / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин М.: МИРОС, 2001. -208 с.
  199. , Н. Н. Педагогическая поддержка и международный опыт Текст. / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 81−87.
  200. , М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе Текст. / М. Монтессори М.: Раб. Просвещения, 1922.
  201. , О. И. Психология самопознания личности Текст.: практ. пособие. / О. И. Мотков М.: Институт развития личности РАН, 1993.-234 с.
  202. Наставления для воспитания девиц в институтах, данные императрицами Марией Федоровной и Александрой Федоровной. -СПБ., 1904.
  203. Настольная книга классного руководителя Текст. / автор-сост. Л. Д. Гуткина. -М.: Центр Педагогический поиск, 2000. 143 с.
  204. Нужны ли задания на дом? Текст. Учительская газета. -2000. № 8.
  205. Образование, которое мы можем потерять Текст. / под ред. В. А. Садовничего. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2002. — 287 с.
  206. Опыт работы школы полного дня Текст. // Организационно-педагогические основы режима — под ред. проф. Э. Г. Костяшкина. М.: Педагогика, 1978. — 270 с.
  207. О работе экспериментальной лаборатории (на общественных началах) по проблемам развития продленного дня в школах г. Москвы Текст.: метод, реком. М.: Московский городской отдел народного образования, 1973. — 38 с.
  208. Педагогика Текст.: учеб. пособ. / под ред. И. И. Пидкасистого. — 3-е изд. -М., 1998. 637 с.
  209. Педагогика Текст.: учеб. пособ. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  210. Педагогика Текст.: учеб. пособ. для учителей и студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. М., 1997. — 512 с.
  211. Педагогическая поддержка ребенка в образовании Текст.: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В, А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: АСАБЕМА, 2006. — 282 с.
  212. Педагогическая энциклопедия Текст. М.: Советская энциклопедия, 1968. — т. 4 — С. 714
  213. Педагогическая энциклопедия Текст. / под ред. А. Г. Калашникова. М., 1929.
  214. , Л. Самоуверенные, беспомощные и трудолюбивые Текст. / Л. Печатникова // Первое сентября. 2005. — № 4.
  215. , Л. Школьный интерьер: как организовать его по педагогическим принципам Текст. / Л. Печатникова // Первое сентября. -2007. № 12.
  216. , А. А. Либеральная идея и практика образования Текст. / А. А. Пинский М.: ИД ГУ ВШЭ, 2007. — 668 с.
  217. , Г. Д. Школы полного обслуживания: сделать доступной охрану здоровья школьников Текст. / Г. Д. Ридер // Кросс-культурный диалог: компаративные исследования в педагогике и психологии. Владимир, 1999. — С. 77
  218. Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях Текст. // Доклад на междун. науч. конф. 1−3 апреля 2008 г. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008. — 39 с.
  219. , Е. Ф. Пора потеснить классно-урочную систему. Текст. /Е. Ф. Сабуров // Русский журнал. —2007. 15 июня. Материал размещен на сайте http://www.mss.ru/besedy/porapotesnit к1авБпо игосЬпиуи 51з1ети
  220. Сборник законов Российской Федерации Текст. М.: Славянский дом книги, 1998. — 592 с.
  221. , С. Л. Воспитание по Иванову Текст. / С. Л. Соловейчик М.: Просвещение, 1989. — 324 с.
  222. , С. Л. Я учусь в американской школе Текст. / С. Л. Соловейчик // Новое время. 1990. — №№ 27 — 29.
  223. , М. Дети продленного дня Текст. / М. Соловьева Итоги — 2003. — № 10. — С. 24.
  224. Социально-экономические и педагогические основы развития школ с продленным днем Текст. / под ред. И. Т. Арискина. -Тула, 1968.-209 с.
  225. , К. Е. Школа полного дня Текст. / К. Е. Сумнительный // Управление школой, вып. 4 М.: Чистые пруды, 2005.-32 с.
  226. , В. А. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 3-х т. / сост. О. С. Богданова, В. 3. Смаль. М.: Педагогика, 1979.
  227. , В. А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания) Текст.: Педагогическое наследие / сост. О. В. Сухомлинская. М.: Педагогика, 1990. — 288 с.
  228. , В. А. Методика воспитания коллектива Текст. / В. А. Сухомлинский М., 1981.
  229. , В. А. Педагогический коллектив средней школы Текст. / В. А. Сухомлинский М., 1958.
  230. , В. А. Родительская педагогика Текст. / В. А. Сухомлинский // Педагогический университет. — М.: Знание, 1978. — № 6.
  231. , В. А. Рождение гражданина Текст. / В. А. Сухомлинский М.: Молодая гвардия, 1971.
  232. , Е. В. О ПТУ, о «босяках» и парадоксах Текст. / Е. В. Ткаченко // Лидеры образования. — 2007. №№ 2−3 — С. 25.
  233. Школа, работающая в режиме полного дня Текст.: инструктивно-методические реком. / под ред. Л. Е. Курнешовой. М.: Школьная книга, 2003. — 79 с.
  234. , Л. Н. Дневники Яснополянской школы Текст.: собр. соч. в 22 т. / Л. Н. Толстой М., 1983. — Т.2.
  235. , Л. Н. Педагогические сочинения Текст. / сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). М.: Педагогика, 1989. — 543 с.
  236. , А. Н. Демократический уклад и экспертиза в образовании Текст. / А. Н. Тубельский // Демократическая школа. — 2005. -№ 2. -С.З.
  237. , И. И. Игровое взаимодействие в детских объединениях Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. И. Фришман Ярославль: ЯГПУ, 2001. — 43 с.
  238. , Э. Человек для себя. Иметь или быть? Текст.: мн.: Изд. В. П. Ильин / Э. Фромм-М., 1997.-416 с.
  239. , С. А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / С. А. Шмаков. М.: МПГУ, 1997. — 46 с.
  240. , С. А. Уроки детского досуга Текст. / С. А. Шмаков М.: Тип. РИПКРО, 1991. — 88 с.
  241. , Р. Истина и наука: Пролог к «Философии свободы» Текст. / Р. Штайнер. Пер. с нем. Б. Григорьев. — М.: Московский центр вальдорфской педагогики, 1992. — 55 с.177
Заполнить форму текущей работой