Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование у будущих врачей навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Физическая культура как обязательная учебная дисциплина медицинских вузов определяется тремя ярко выраженными направлениями: физиологическим, общеобразовательным и профессионально-прикладным. Содержание каждого направления обусловлено особенностями здоровья и физического состояния студентов, режимом учебной работы и характером занятий, потребностно-мотивационными характеристиками, запросами… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
    • 1. 1. Концепция модернизации системы физического воспитания студентов вузов не физкультурного профиля
    • 1. 2. Методология построения личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов
    • 1. 3. Программно-методическое обеспечение здоровьесберегающих технологий студентов вузов
  • ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ НАВЫКА ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
    • 3. 1. Результаты анкетирования работников здравоохранения и студентов медицинского вуза о значимости занятий физической культурой и спортом с целью профилактики заболеваемости
    • 3. 2. Динамика показателей физического развития и физической подготовленности студентов за период 1990—2004 годы
    • 3. 3. Оценка сформированное&trade- навыков профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта
    • 3. 4. Содержание теоретического раздела программы по физической культуре студентов медицинских вузов
    • 3. 5. Информативность показателей физической подготовленности в различных двигательных заданиях учебной программы медицинских вузов
  • ГЛАВА IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТОМ
    • 4. 1. Методика поэтапного формирования навыков профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта
    • 4. 2. Уровни освоения знаний в процессе обучения студентов в медицинском вузе
    • 4. 3. Сравнительная характеристика учебно-познавательной деятельности студентов
    • 4. 4. Динамика показателей физических интеллектуальных способностей
    • 4. 5. Реализация знаний студентов медицинского вуза по предмету «Физическая культура»

Формирование у будущих врачей навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования, проводимые в России за последнее десятилетие, несмотря на прогрессивный характер, породили тем не менее множество проблем, оказавших негативное воздействие на здоровье нации [12, 24, 68, 117, 179, 195]. В настоящее время в России зафиксирована очень высокая заболеваемость, которая на 30−40% выше, чем в среднем по странам Европы [38, 118]. По оценкам экспертов Российской академии наук, численность населения России к 2050 году сократится примерно в два раза и составит около 80 млн. человек.

В Российской Федерации отсутствует социальный заказ на здоровых людей, а здравоохранение финансируется, к сожалению, пока только по остаточному принципу. В этих условиях важнейшим средством профилактики заболеваемости и укрепления здоровья людей становится физическая культура и спорт [52, 195].

Анализ учебной деятельности по предмету «Физическая культура» свидетельствует о проблеме формирования профессиональной подготовки будущих врачей: с одной стороны, очевидна значимость средств физической культуры и спорта в оздоровительной и профилактической работе, с другой стороны, в процессе подготовки студентов медицинских учебных заведений основное внимание уделяется медикаментозным средствам реабилитации, а педагоги учат общаться будущих врачей только с больным контингентом, пытаются повысить уровень физической подготовленности самого занимающегося студента.

Мнения специалистов об эффективности учебного процесса по физическому воспитанию студентов медицинского вуза значительно различаются. Одни педагоги [42, 74] уделяют большое внимание физической подготовленности будущих врачей, другие [134] концентрируют свои усилия на формирование у них навыков профилактической работы средствами физической культуры и спорта, но, к сожалению, это осуществляется в основном на гипотетическом уровне.

По мнению В. Б. Мандрикова [134], необходимо кардинально переориентировать работу врачей, занимающихся лечебной практикой, акцентируя их внимание на профилактические мероприятия средствами физической культуры и спорта.

В настоящее время в процессе подготовки будущего врача явно недооценивается значимость грамотности в области физической культуры и спорта, особенно в вопросах методики использования средств физического воспитания для укрепления здоровья, поддержания высокого уровня физической работоспособности, профилактики заболеваемости и физической реабилитации. Это обусловливает актуальность и необходимость разработки и научного обоснования данного направления исследования.

Объект исследования: формирование физической культуры у студентов медицинских высших учебных заведений.

Предмет исследования: средства, методы и формы формирования навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта в процессе профессиональной подготовки будущего врача.

Цель исследования — разработать и научно обосновать методику формирования навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта.

Гипотеза исследования. Методика формирования навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта будет педагогически целесообразной и эффективной, если при её разработке:

— расширить комплекс физкультурно-оздоровительных и профилактических средств физической реабилитации;

— учитывать самодеятельные формы занятий физическими упражнениями, средства формирования потребности людей к занятиям физической культурой;

— систематизировать средства и методы обучения студентов правильному определению методов физического воспитания, состава тренировочных средств и оптимальные физические нагрузки, оказывающих оздоровительный и тренирующий эффекты у больных и людей с ослабленным здоровьем.

Задачи исследования:

1. Выявить значимость занятий физической культурой и спортом для профилактики заболеваемости у различного контингента медицинских работников, определить основные причины негативного отношения к занятиям физической культурой и спортом, определить факторы формирования интереса к этим занятиям.

2. Изучить особенности динамики показателей морфофункциональ-ного состояния, двигательных возможностей и уровней здоровья у студентов Астраханского медицинского вуза за период 1990;2004 годы.

3. Определить и оценить основные критерии, характеризующие уровни сформированности навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта, изучить этапность его формирования.

4. Разработать и экспериментально обосновать методику формирования у студентов медицинского вуза навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта.

Методологическую базу исследования составили: системный подход (JI. фон Берталанфи), деятельностный подход (А.Н. Леонтьев), теория функциональных систем (П.К. Анохин), теория развивающего обучения (В.В. Давыдов), теория управления подготовкой юных спортсменов (Л.П. Матвеев, В. П. Филин, Ю.В. Верхошанский), концепция индивидуализации массового физического воспитания (В.К. Бальсевич, В. Д. Сонькин, В.В.Зайцева), концепция формирования физической культуры студенческой молодежи (Л.И. Лубышева, М. Я. Веленский, В.Б. Мандриков).

Достоверность и обоснованность положений и выводов диссертации обеспечена методологической базой, логичностью всего научного исследования, адекватностью методов задачам исследования, репрезентативностью эмпирического материала, корректностью обработки экспериментальных данных, использованием современных информационных технологий.

Научная новизна результатов диссертационной работы состоит в обосновании перспективного направления профессиональной подготовки будущего врача на основе формирования у студентов медицинского вуза навыка профилактической работы средствами физической культуры и спорта.

Определены основные причины негативного отношения студентов медицинских вузов к занятиям физической культурой и спортом. Выявлены ведущие факторы формирования интереса к этим занятиям. Раскрыты особенности укрепления здоровья и физического состояния у различного контингента студентов медицинского вуза. Разработаны и оценены основные критерии, характеризующие уровни сформированности у будущих врачей навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дополнении и конкретизации теории и методики оздоровительной физической культуры положениями и выводами диссертации, в которых:

— описаны пути формирования навыка здорового образа жизни применительно к построению учебного процесса по физической культуре со студентами высших медицинских учебных заведений;

— уточнено определение понятия «профилактика заболеваемости населения средствами физической культуры и спорта»;

— определены оптимальные параметры физической нагрузки у различного контингента обследуемых;

— раскрыты основные приемы формирования у будущих врачей навыка профилактики заболеваемости средствами физической культурой и спорта.

Практическая значимость результатов исследования заключается в повышении продуктивности учебных занятий по физической культуре в высших медицинских учебных заведениях благодаря применению преподавателями вуза методики формирования у студентов навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта.

Полученные результаты могут быть использованы в практике работы преподавателей медицинского вуза, среднего специального медицинского учебного заведения, а также в процессе подготовки студентов вузов физической культуры и на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей физической культуры и медицинских работников.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Содержание специализированного лекционного курса, методико-практического и элективного материала, направленное на формирование навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта, существенно повышает профессиональную подготовку будущего врача.

2. Моделирование профилактико-реабилитационного и лечебного направлений в учебном процессе по физической культуре вооружает специальными профилактическими знаниями и умениями студентов вузов медицинского профиля.

3. Достаточные уровни физического состояния и двигательной активности, сформированность навыка здорового образа жизни, умение использовать будущими врачами средства физической культуры и спорта в физкультурно-оздоровительной и реабилитационно-профилактической работе — важные компоненты формирования у них навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта.

4. Формирование у будущего врача навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта осуществляется в три этапа по мере развития его компетентности.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы на международных (Москва, 2000; Воронеж, 2002; Волгоград, 2004, 2006), всероссийских (Красноярск, 2001; Ульяновск, 2002) и региональных (Астрахань, 1990, 1997, 2001, 2003, 2005) конференциях по проблемам профилактики заболеваемости населения средствами физической культуры и спорта, на заседаниях кафедры физической культуры Астраханской государственной медицинской академии и опубликованы в 15 печатных работах.

Структура и объем текста диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Она изложена на 156 страницах машинописного текста, иллюстрирована 9 рисунками и 15 таблицами.

Список литературы

состоит из 221 наименования, из которых 9 — иностранных.

ВЫВОДЫ.

1. По мере увеличения стажа работы по специальности постепенно снижается (с 9,4 до 4,0%) доля врачей, активно занимающихся физической культурой и спортом. Вместе с тем заметно повышается (с 27,1 до 46,5%) количество работников здравоохранения, поддерживающих спортивную форму. Увеличивается (с 10,4 до 25,3%) доля респондентов, использующих во врачебной практике средства физической культуры и спорта в целях первичной и вторичной профилактики, лечения и реабилитации пациентов. 51,7% врачей считают необходимым проведение оздоровительной работы с пациентами средствами физической культуры и спорта, но не владеют данной методикой.

2. Большая часть (62,0%) студентов старших курсов медицинского вуза не знакома с рекомендациями по оптимизации двигательного режима. 60,2% занимающихся студентов не могут самостоятельно разработать методику занятий физическими упражнениями для себя, 89,2% респондентов указывают на отсутствие знаний о проектировании технологии подбора эффективных средств физической культуры и спорта для пациентов в зависимости от их заболеваний. 58,3% опрошенных студентов хотели бы воспользоваться консультациями спортивных педагогов по подбору эффективных средств физической культуры и спорта с целью профилактики.

ПЛ.. заболеваемости, а 30,2% респондентов — по структурированию физических нагрузок. Знание основ личной гигиены в процессе занятий физическими упражнениями отметили только 88,6% респондентов. t н ¦, .

3. По мнению респондентов, основные причины негативного отно-< шения студентов к занятиям физической культурой: не сформирована потребность к учебным занятиямнеудовлетворительное состояние здоровьянеадекватные физические нагрузкиотсутствие индивидуального подходаобязательность их посещения.

Студенты младших курсов наибольшую значимость в формировании интереса к занятиям физической культурой придают таким факторам, как интересная компановка учебного занятия, использование тренажерных средств, самостоятельное выполнение домашних заданий, музыкальное сопровождение занятий. Выпускники медицинского вуза предпочитают индивидуализацию учебного процесса по физической культуре, возможf'.

1. ность регулировать психоэмоциональное состояние, профессиональную направленность учебных занятий.

4. Основные недостатки по формированию физической культуры у, студентов медицинского вуза: не обеспечен непрерывный учебный процесс по физической культурефизическая подготовка осуществляется без учета индивидуальных особенностей занимающихсямало внимания уделяется специальной физической подготовке с учетом профиля будущей специальностив недостаточной степени приобретаются знания и формируются навыки самостоятельной работы по физической культурене форt. мируется потребность в систематических занятиях физическим упражнеi v • ниямине обеспечен достаточный уровень подготовленности студентов в организации массовой физкультурно-оздоровительной работы с населени.

• *' ем.

5. Наиболее выраженная негативная тенденция изменения показателей здоровья и физического состояния студентов наблюдается в период с 1994 по 1996 годы. Характерной закономерностью изменения данных показателей является их «расслоение». За период 1990;2004 годы заметно уменьшилась (с 62,2 до 34,7%) доля студентов с нормальным физическим I развитием и увеличилось (с 18,0 до 26,9%) число обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе и освобожденных от практических занятий по физической культуре.

6. Существенно изменился «нозологический портрет» студентов медицинского вуза: в девяностые годы доминировали заболевания сердечнососудистой (29,4%), пищеварительной (28,1%) и дыхательной (15,0%) систем. В 2004 году в структуре заболеваний на первое место вышли нарушения опорно-двигательного аппарата (26,7%), миопия различной степени (20,8%), заболевания сердечно-сосудистой (19,9%) и пищеварительной (18,5%) систем. Отличительной особенностью последних лет является и увеличение доли студентов (около 1%), имеющих инвалидность из-за различных заболеваний.

7. Основой инновационной методики выступает трехэтапное формирование навыка профилактики заболеваемости, которое ориентировано на внутрипредметную и межпредметную взаимосвязь знаний, понятий и умений. Основные принципы конструирования данной методики обучения: модульность, структурирование учебного материала, системный подход. действенность и оперативность знаний, индивидуальность, осознанная перспектива, разностороннее методическое консультирование, рейтинговая система контроля знаний.

8. Сформированность навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта определяется по показателям двигательной активности, умелого применения средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваемости, определения оптимальных ДВИГа.

Нь, тельных режимов, учитывающих характер заболеваний, возможностей ш',. применения средств физической культуры и спорта в зависимости от со-, стояния здоровья. Кроме того — умения вести агитационно-пропагандистскую работу, составлять комплексы упражнений для оздоровления людей разного возраста, использовать возможности детско-юношеского спорта.

9. Инновационная технология подготовки студентов медицинского вуза существенно повышает сформированность основных умений и навыков профилактической работы средствами физической культуры и спорта, улучшает показатели учебно-познавательной деятельности, повышает i’C’Jl. !¦ двигательные возможности и физическое состояние, гармонизирует физическое развитие, повышает продуктивность учебного процесса и удовлетворенность занимающихся его результатами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время основными действующими лицами в распространении физической культуры в различных слоях населения являются специалисты физической культуры и врачи. Если спортивные педагоги сконцентрировали свои усилия на относительно здоровом контингенте занимающихся, то люди с отклонениями в состоянии здоровья остаются в основном без должного внимания специалистов.

Такое положение ограничивает реализацию социальных функций физической культуры в формировании здорового стиля жизни, снижает в целом гуманитарно-личностную ориентацию физкультурного образования" населения. Подготовка социально востребованных специалистов-медиков интегрирует вуз в экономическую и социальную жизнь страны и мирового Сообщество. i:: Современное общество требует от врача системного мышления, умения видеть объект деятельности в единстве его многосторонних связей и отношений, наличие которых пока с трудом прослеживается в учебном процессе по физической культуре высших медицинских учебных заведений.

От выпускников медицинских вузов в самостоятельной профессиональной врачебной деятельности потребуется умение реализовать на практике знания закономерностей формирования двигательных навыков, возможностей развития физических способностей, владеть системой физкуль-турно-спортивных навыков формирования здорового образа жизни различной категории населения, реализовать здоровьесберегающие технологии. г, Среди факторов ухудшения здоровья населения нашей страны боль-щую роль играет снижение физической нагрузки и её нерациональное структурирование. Переходом к автоматизированному производству, ком.

11:1 ' пьютеризация трудовой деятельности резко снижают двигательную активность трудоспособного населения страны.

Физическое воспитание призвано содействовать правильному формированию организма человека, устранению отклонений в состоянии здоровья, противодействовать возможным вредным привычкам, вызванным условиями жизни. Важно, чтобы студенты медицинских вузов овладели оздоровительными приемами и методами, которые могли бы рекомендовать своим будущим пациентам. Решить эту задачу призвана учебная дисциплина «Физическая культура», которая должна иметь обусловленную обстоятельствами специфику, направленную на формирование навыков профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта.

Целью преобразования деятельности кафедры «Физическая культура» медицинских вузов в условиях новых содержательных и структурных форм многоуровнего образования должен явиться поиск новых технологических и дидактических моделей формирования физической культуры личности.

Физическая культура как обязательная учебная дисциплина медицинских вузов определяется тремя ярко выраженными направлениями: физиологическим, общеобразовательным и профессионально-прикладным. Содержание каждого направления обусловлено особенностями здоровья и физического состояния студентов, режимом учебной работы и характером занятий, потребностно-мотивационными характеристиками, запросами общества. чг.,.,, Недооценка физкультурного образования студентов медицинских вузов,-многими преподавателями кафедр физической культуры и отсутствие методических разработок по данному вопросу являются основными причинами низкого уровня физкультурной грамотности будущих врачей., Основными направлениями дальнейших научных исследований по проблемам диссертационного исследования следует считать:

— поиск рациональных средств физической культуры и спорта для формирования навыков профилактики заболеваемости людей различного возраста;

— выявление половых особенностей решения вопросов данной про-.-блемы;

— определение значимости уровней физической подготовленности, физического состояния и двигательной активности в процессе формирования навыков профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта;

— рациональное сочетание двигательной деятельности и физкультурной грамотности будущих врачей;

I — подготовка спортивных педагогов для реализации инновационной технологии учебного процесса по физической культуре в медицинском ву-1 зе;

— влияние занятий физической культурой и спортом на формирование профессиональной подготовки будущих врачей. и. Решение данных проблем позволит существенно улучшить профессиональную подготовку студентов медицинских вузов, обеспечит процесс формирования специалиста новой формации, что существенно повысит уровень здоровья людей, поможет предотвратить демографический кризис, будет способствовать решению экономического благосостояния населению нашей Родины.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.У., Алфимов Н. Н. Общегуманитарная подготовка студентов институтов физической культуры // Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 12. — С. 23−25.
  2. .Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов: Дис.. канд пед. наук. Уфа, 1996. — 132 с.
  3. .А. Физкультура самостоятельно: Учебное пособие. — Казань: КГТУ, 2002. — 125 с.
  4. Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: ТГУ, 1996. — 216 с.
  5. Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. Донецк: Сталкер, 2002. — 590 с.
  6. Н. М., Муравов И. В. Сердце и физические упражнения. -- М.: Знание, 19 821 64 с.
  7. Л.Б. Спортивно-ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 2. — С. 47 — 54.
  8. В.А. Условия эффективности реализации индивидуального подхода обучения: Автореф. дис.. кан. пед. наук. М., 1997. — 32 с.
  9. П.К. Теория функциональных систем. М.: Медицина, 1975. -134 с.
  10. Ю.Апанасенко Г. Л. Валеология: первые итоги и ближайшие перспективы // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 6. — С. 23,
  11. Г. Л., Науменко Р. Г. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида //Теория и практика физической культуры. 1988. — № 4. — С. 29−31.1. J. •1. I I I ¦
  12. Г. Л., Попова JI.A. Медицинская валеология. Ростов на Дону: Феникс, 2000. — 248 с.
  13. В.В. Методические основы формирования творческой активности студентов в процессе решения математических задач: Ав-тореф. дис.. докт. пед. наук. Ростов, 1997. — 62 с.
  14. А.В. Специалисты нового профиля в области оздоровительной физической культуры веление времени // Человек в мире спорта. Новые идеи, технологии, перспективы. — Т.2. — М.: Физкуль-* тура, образование и наука, 1998. — С.471−472.
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  16. К., Шейнберг JI. Здоровый образ жизни.- М.: Мир, 1997.- 368 с.
  17. В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 7. — С. 37−41.
  18. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: Физкультура и спорт, 1998. 88с.
  19. В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологичеi ский аспект) //Теория и практика физической культуры. 1999. — № 4.-С. 21.
  20. А.Г. 30 лет по пути развития высшего физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 3. -С.2−6.
  21. В. М. Физические упражнения в режиме труда. 2-е изд. пе-рераб. и доп. — Киев: Здоровья, 1984. -176 с.
  22. С.В. Теоретико-методологические основы личностно-ориентированной технологии физкультурного образования школьников: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Омск, 2000. — 48 с.
  23. В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России //Теория и практика физической культуры. 2001. — № 1. — С. 50−56.
  24. Л.Э., Куликов' В.П. Диагностическая эффективность -" методов количественной оценки индивидуального здоровья //
  25. Физиология человека. 1998. — Т. 24. — Вып. 3. — С. 79−85.1
  26. В. И. Коррекция состояния здоровья взрослого населения средствами комплексной физической тренировки: Дис.. докт. пед. наук.-М., 1996.-317 с.
  27. В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. 2-е изд. М.: Химия, 1994. -400 с.
  28. . Г. Использование плавания с целью повышения работоспособности людей среднего и старшего возраста: Автореф. дис. канд. пед, наук. Л., 1987. — 22 с.
  29. Е. В. Физическая культура в системе ценностных ориентации трудящихся: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Саратов, 1983.- 19 с.
  30. А. А., Кафаров К. А. Средства восстановления работоспособности спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1979. -152 с.
  31. А. Дозирование физических нагрузок в занятиях оздоровительной направленности //Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. конгр. Т.2. — М.: Физкультура, образование и наука, 1998. — С. 540−541.
  32. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. М.: Учитель, 1999. — 560 с.
  33. В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический подход // Высшее образование в России. 1994. — № 4. с. 16−21.
  34. Г. Г., Бушннео Д. К. Преграды старению. Минск: Полымя, 1987. — 63 с.
  35. В.В. Антропометрия. М.: Учпедгиз, 1941. — 367 с.
  36. П. В., Дибнер Р. Д. Здоровье и массовый спорт: проблемы и пути их решения //Теория и практика физической культуры. 1994. -№ 5−6.- С. 6−12.
  37. П. В., Евдокимова О. М., Унесталь Л.-Э. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения //Теория и практика физической культуры. -1996. -№ 8.-С. 57−63.
  38. JI. С. Здоровье и продолжительность жизни. Фрунзе: Кыргызстан, 1990. — 152 с.
  39. JI.A., Бутченко B.JI. К проблеме нормы в спортивной медицине // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 3. — С. 17−18.
  40. Г. Д. Теоретико-методические основы обучения решению задач студентов вуза: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1996.-48 с.
  41. Э.Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни// Валеология. 1998. — № 3. — С.17−23.
  42. Ю.Т. Методы и средства .управления физической подготовкой студентов ВУЗов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995.-24 с.
  43. Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 8. — С. 21−28.
  44. В.Д., Романов Л., Сергиевский В. От осознания парадигмы к образовательной практике // Высшее образование в России. 1995. -№ 3.-С. 35−44.
  45. М.Я. Повышение воспитательно-образовательного потенциала физической культуры в формировании личности современного специалиста // Теория и практика физической культуры. — 1987. -№> 10.-С. 11 13.
  46. М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования: методология и теория // Теория и практика физической культуры. -1991.-№ 11.-С. 27−30.
  47. М.Я. Социально-педагогические детерминанты формирог рания здорового образа жизни //Теория и практика физической культуры. -1994.-№ 9.-С. 9−15.
  48. М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образо-рание, тренировка. 1996. — № 1. — С. 27−32.
  49. М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 10. — С. 2−5.
  50. П. А. Физическая культура основа здорового образа жизни: Тез. докл. науч.-практич. конф. — М.: Физкультура и спорт,? 1995.-С. 10−29.
  51. И.М., Гудкова Т. П. Влияние физической активности на повышение работоспособности //Здоровье и массовая физическая культура: Тез. докл. науч.-практ. конф. Новосибирск: НГУ, 1988. — С. 61.
  52. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика. — Пресс, 1999. — 536 с.
  53. В.М. Спорт в современном обществе. М.: Физкультура и спорт, 1980.-29 с.
  54. В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 5−6:-С. 15−17.
  55. Ю.П. Проблемы физической рекреации и неспециального физкультурного образования работников промышленного производ•.':/•- ¦ г. /.ства (на примере АО г. Смоленска): Автореф. дис. докт. пед. наук.- Санкт-Петербург, 1997. 48 с.
  56. Ю.П., Глебов Ю. А. Отношение трудящихся к физической культуре в связи с уровнем, их образованности //Роль физической культуры и спорта в оздоровлении молодежи: Тез. докл. между нар. науч.-практ. конф. Смоленск: СГМА, 1998. — С.38−39.
  57. И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учебник. -Минск.: Экоперспектива, 1998. 352 с.
  58. В.В. Самоопределение студента как новый ориентир высшей школы в подготовке специалйста // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 3. — С. 22−23.
  59. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000. — 30с.
  60. В.А. Методика восстановления умственной и физической работоспособности студентов средствами физической культуры в процессе учебно-трудовой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1995.-25с.
  61. И.В. Профессиональная деятельность инструктора-методиста физкультурно-оздоровительного комбината: Автореф., — дис.,. канд. пед. наук. Минск, 1989. — 24 с.
  62. В.И. Концепция физкультурного образования в материалах нового сборника научных трудов СПбГАФК // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 1. — 60 с. ч :
  63. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Наука, 1987. -227 с.
  64. М.Е. Выпускник академического вуза // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 12. — С.27−28.
  65. С.П. Принципы и технологии разработки новых специальностей в области физической культуры // Человек в мире спорта. Новые идеи, технологии, перспективы. М.: Физкультура, образование и наука. — 1998. — Т.2. — С.463−464.
  66. С.П., Шашкин Г. А. и др. Опыт преподавания дополнительных глав общетеретических профессиональных дисциплин в системе высшего профессионального образования // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 11, 12. — С. 32−33.
  67. В.А. Готовность к обучению и ее объективизация в физическом воспитании студентов // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5, 6. — С. 27−28.
  68. Т.М. Физическая культура в учебном процессе ВУЗа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М., 1995. — С. 27−35.
  69. Ю.Д. Целостная профессиональная деятельность как системообразующий фактор построения обучения специалистов по физической культуре и спорта в вузе // Теория и практика физической |сультуры. 1994. — № 12. — С. 17г20.
  70. У.И., Татпулатов Д. Т. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность и успеваемость студентов // Теория- и практика физической культуры. 1990. — № 3. — С. 44−45.
  71. Бб.Иванова Е. М. Социально-педагогические аспекты развития массовой физической культуры в Республике Беларусь: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1998. — 20 с.
  72. Л.Я. Научно-прикладные основы базовой физическойкультуры мужчин 20−59 лет с малоподвижным образом жизни: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1988. — 32 с.
  73. В.И. Студенческий спорт и жизнь.- М.: Аспект Пресс, 1995.- 163 с.
  74. В.И., Сыченков И. А. Основы оптимизации процесса обучения в1 высшей школе: Научно-методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1987.-141с.
  75. Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здрровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: ВЛАДОС, 2000.- 192 с.
  76. В.П., Баевский P.M., Берсенева В. П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. Л.: Медицина, 1980. — 208 с.
  77. В.Л. Тестирование в спортивной медицине. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  78. Г. К. Физическая культура и спорт в повышении работоспособности и учебно-трудовой активности студентов // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 10. — С. 13−14.i •
  79. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: МПЦ Эксперимента, 1995. -176 с.
  80. Ю.Г., Галимов Г. Я. Социально-педагогическое направление физической культуры //Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири: Матер. межрегион, науч.-практ. конф. Омск: Си^ГАФК, 1997. — С. 153 158.
  81. А.И. Социологизация личности: норма и отклонения. М.: Институт молодежи, 1996. — 224 с.
  82. В.А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт): Сборник науч. трудов. М.: Полиграф-сервис, 2002. — С. 43−66.
  83. ЮО.Коджетай М. Х. Факторы, определяющие физкультурно-спортивную активность студентов // Теория и практика физической культуры. -199f>.,-№ З. -С. 56−57.
  84. Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие для студ. вузов. М.: ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
  85. Л.Г. Оздоровительное плавание: проблемы и пути их ре-щения //Теория и практика физической культуры. 1994. — № 11. — С. ?4г36. —.. .
  86. ЮЗ.Комчанов X. Важный фактор ускорения процесса перестройки физического воспитания студентов // Теория и практика физической рультуры. 1991. — № 8. — С. 48−49.
  87. В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физического культуры в современных условиях: Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб, 1997. — 40 с.
  88. А.В. Дефицит двигательной активности у студентовматематиков и средства его компенсации: Автореф. дис.канд.пед. наук. Малаховка, 1986. — 19 с.
  89. ОЯ^Кудрявцева Ж. В. Влияние средств массовой информации на формирование отношения к спорту как социальной ценности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992. -15 с.
  90. О.Кузин iB.B. Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта й России //Теория и практика физической культуры. 1996. — № 9. — С. 55−57.к:-}, и-.' ¦ *! kv. b ,
  91. Ш. Кузнецов В. К., Нюхин В. И. Влияние различных двигательных режимов на учебную деятельность, состояние здоровья и физическую подготовленность студентов // Теория, и практика физической культуры. 1989. — № 1. — С. 26−27.
  92. И2.Кузьмин B.C. Курс «педагогическое совершенствование» как средство профессионально-творческой подготовки учителей физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 11, 12.-С. 18−19.
  93. И.Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер с англ. 2-е
  94. ИЗД-?Д0П., перераб. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 224 с.
  95. С. Н., Бакулин С. А. Аэробная производительность и методы её повышения. Волгоград: Волгоградская правда, 1985. -128 с.
  96. .Х. Комплексный мониторинг показателей здоровья // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 4. — С. 33.
  97. .Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2004. — 192 с.
  98. А.П. Здоровый образ жизни //Теория и практика физической культуры. -1986. № 4. — С. 32−34.12С|, Деднев.В. С. Содержание образования: Учебное пособие. М.: Высшая школа, J 989. — 360 с.
  99. Т.П. Методика формирования в процессе практике готовно-дщ студентов институтов физической культуры к профессиональнопедагогической деятельности // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С. 32−33.
  100. Р.В. За гранью психического здоровья.- М.: Знание, 1992.192 с.
  101. Т.С. Аэробика на все вкусы. М.: Просвещение — Владос, 1994.-96 с.
  102. А.В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 6. — С. 21−24.
  103. А.В., Стеблецов Е. А. Молодежь и физическая культура. М.: ФОН, 1996. -317 с.
  104. А.В., Стеблецов Е. А. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 26, 29−41.
  105. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека.-М.:ГЦОЛИФК, 1992.-120 с.
  106. Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5. — С. 15 — 18.
  107. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью П., Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С.10−15.
  108. Л.И. Введение в социологию физической культуры и спорта: Курс лекций. М.: РГАФК, 1998. — 121 с.
  109. Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. М.: Академия", 2001. — 240 с.
  110. Л.И., Лотоненко А.В.,. Игнатьев А. С. Физическая культура и молодежь: Учебное пособие. М.: Теория и практика физиче1.'скрй- культуры, 2000. 182 с.
  111. С.А. Энциклопедия заблуждений. Мое здоровье.- М.: Эксмо, 2003.- 464 с.
  112. В.Б. Технологии оптимизации здоровья, физического воспитания и образования студентов медицинских вузов: Монография. Волгоград: ВГТУ, 2001.-322 с.
  113. Н.А. Математико-статистические методы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974. -149 с.
  114. А.П., Непопалов В. Н. Физическая культура: физкультура или развитие человека //Теория и практика физической культуры. -1994. -№ 9.-С.2−6.
  115. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991.-543 с.
  116. Л.П. Общая теория спорта: Учебник для завершения уровня высшего физкультурного образования. М.: Физкультура, образование и наука, 1997. — 304 с.
  117. В.И., Аверьянов B.C., Айдаралиев А. А. Физиология трудовой деятельности. М.: Наука, 1993. — 528 с.
  118. . Оставайтесь здоровыми // Поиск. 1999. — № 11.-С. 13.
  119. Н.И. Организация физической культуры на промышленном предприятии в новых условиях хозяйствования: Дис.. канд. пед. наук. М., 1993. — 181 с.
  120. Т.Г. Теоретические и методические основы оздоровительно-рекреационной работы по плаванию с женщинами: Моно1.графия.- СПб.: СПбГАФК им: П. Ф. Лесгафга, 1999. -192 с.
  121. Н.Г. Использование нетрадиционных педагогических, технологий для реализации дифференцированного обучения: Дис. .канд. пед. наук. — Тюмень, 1997. 147с. ч
  122. И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Киев: Здоровья, 1989. — 272 с.
  123. Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб, 1998.-66 с.
  124. Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человеческой сущности физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 4. — С. 16−23.
  125. Л.Н., Павлова Г. В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом. М.: Советский спорт, 1993. — 48 с.
  126. Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе: Сб. науч. трудов / Под ред. Гудкова В. А. ВГТУ, 1994. — Вып. 1.-132с.
  127. В.П. Настольная .книга школьной медицинской сестры. М.: Народное образование, 1998. — 188 с.
  128. Е. Кризис валеологии // Высшее образование в России. -1999.-№ 4.-С. 72−73.
  129. В.П., Давиденко Д. Н. Валеология перспективное научно-педагогическое направление XXI века //Теория и практика физической культуры. -2001. — № 6. — С. 9−13.
  130. П.К. Современные информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту (возможности, проблемы, перспективы) // Теория и практика физической культуры. -1999.-№ 10.-С. 6−9.
  131. П.В. Влияние занятий различными формами ПФК на физическое состояние женщин-учителей общеобразовательных школ: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 170 с.
  132. О.В. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры: Дис.. докт. пед. наук. СПб, 1997. — 235 с.
  133. Р.А. Деятельностный подход при подготовке специалистоврв сфере физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 8. — С. 5−8.
  134. Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев: Здоровье, 1986. — 152 с.
  135. Е. А., Иващенко JI. Я., Страпко Н. П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев: Здо-рррья, 1986. — 152 с.
  136. Н.А. Проблемы гуманитаризации физкультурного образования // Гуманитаризация физической культуры в образовании студентов: Матер, науч.-метод. конф. -СПб.: СПбГТУ, 1995. С. 42 -44.
  137. Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб.: СПб ГАФК, 1996. — 217 с.
  138. Л.В. Методика оздоровления лиц среднего возраста, занимающихся умственным трудом: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Малаховка, 1999. 25 с.
  139. Правосудов В.П.,'Соболевский В. И. Особенности физического действия сауны на организм мужчин в женщин // Вопроса курортологии, физиотерапии и ЛФК. 1990. — № 4. — С. 56−58.
  140. Психологические тесты / Сост. Ахмеджанов Э. Р. М.: Светотон, 1995.-320 с.
  141. И.П., Попов П. П., Моченов В. П., Чепин В. Д. К обоснованию приоритетов социальной поддержки направлений научных исследований и новых форм целевой ориентированности научных знаний // Теория и практика физической культуры. 1997.- № 5. — С.2−5.
  142. А.Т. Группы здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1977.200 с. ' '
  143. В.П., Мокрушина Е. Й., Козлова С. Ж. Совершенствование методики преподавания дисциплин естественнонаучного блока в институте физической культуре // Теория и практика физической культуры. 1997.- № 12.- С.55−58.
  144. А. Я. Технология обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 2937.
  145. В.Н. Здоровье, спорт, наука, образ жизни // Теория и практика физической культуры, 1996. — № 1. — С. 49.
  146. А.В., Козлов И. М., Таймазов В. А. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте // Теория и, практика физической культуры. 1999. — № 9. — С.22−26.
  147. В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. М.: СпортАкадемПресс, 20Q1. -172 с.
  148. В.Н., Зубков А. В. Теоретическая подготовка специалистов по физическому воспитанию // .Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С. 9−12.1.' С '.V,
  149. В.Н., Мякинченко Е. Б., Сарсания С. К. Направление развития теории оздоровительной, физической культуры // Теория и1.• • ¦ •практика физической культуры. 1994. — № 5−6. — С. 2−6.
  150. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. — 150 с.
  151. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999. — 271 с.
  152. А.В. Значение диагностики индивидуальных особенностей студентов вузов физической культуры для повышения качества их профессиональной подготовки // Теория и практика физической культуры. 1997.- № 12.-С.36−41.
  153. В.И., Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 5. -С.11−15.
  154. Т.И., Полесский В. А. Проблемы укрепления здоровья б1.детском и подростковом возрасте // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 1999. — № 3. — С. 3−6.I153
  155. Ф.П., Холодов Ж. К. Теория и методика спорта: Учебное по-? собие для училищ олимпийского резерва. М.: Физкультура, образование и наука, 1997. — 416 с.
  156. О. Принципиальные основы разработки физкультурно-оздоровительных программ // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. конгр. Т.2.- М.: Физкультура, образование и наука, 1998. — С. 556−557.ч
  157. А.В. Физическая рекреация в режиме труда и отдыха машиностроителей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1996. -24 с.
  158. З.П. Оздоровительное плавание // Плавание: Ежегодник. -М.: Физкультура и спорт, 1984. С. 35−42.
  159. B.C. Проблема измерения здоровья на основе учета развития адаптационных свойств организма // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 7. — С. 18−23.
  160. Р.А. Физическая культура в вузе. Казань: КФЭИ, 1996. -78 с.
  161. А.Л. Дидактические основы формирования логических операций при изучении научных понятий (на примере естественно-математических дисциплин): Дис.. канд. пед. наук. М., 1997. -138 с.
  162. И.В. Организация самостоятельной работы студентов при обучении в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1996.-36 с. • :
  163. Н.Н. Подготовка специалистов как фактор и условие совершенствования физкультурно-спортивной деятельности в современном обществе // Теория и практика физической культуры. 1998 -г№ 11, 12.-С. 24−27.
  164. В.Г. Проблема содержания физкультурного образования //.Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С. 2527.
  165. В. Структурно-содержательные реформы и качество об1.¦ .: .разования // Высшее образование в России. 1996. — № 1. — С. 65−75. *
  166. В.Г., Островский А. Д. Схемы клинической диагностики конституционных типов. Д.: Медицина, 1929. — 158 с.
  167. .Н. Моделирование б спорте: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1995. -82 с.
  168. Elder J., Geller S., Hovell M. Motivating Health Behavour. Albany: Deimar, 1994.-P. 76−79.
  169. Green H.J., Ball-Burnett M.E., Smith D., Livesey J., Farranse B.W. Early muscular and metabolic adaptations to prolonged exercise training in humans: J.Appl. Physiol. 1991. — V. 70. — P. 2032−2038.
  170. Kirkcaldy В., Furnham A., Shephard R. Attitudes towards health and illness among exercisers and non-exercisers //Stress Medicine. 1994. — V. 10.-P. 21−26.
  171. Vainik G. Effect of Mental Training on the Psycho-Emotional Status and Level of Fitness in Women Participating in Shaping//Mental Training for Sport and Life in Russia. Orebro, Sweden, 1994. — P. 25−26.
  172. Vovk S. Effecto acumulativo de cargas de treino e о intervalo recupera-tivo //Desportivo. 1998. — V. 3. 1. — P. 61−63.
  173. Weyerer S., Kupfer B. Physical Exercise and Psychological Health //Sports Med. 1994. — V. 17. — № 2. — P. 108−116.
Заполнить форму текущей работой