Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информационно-коммуникативные процессы трансформации политических институтов российского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире становится более очевидным преобладание информационной составляющей деятельности людей над всеми другими ее формами и компонентами. Появление новейших технологий, формирование глобальных информационных сетей и систем открывают технические и экономические возможности объединить информационные ресурсы человеческой цивилизации… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение
  • 2. Глава 1. Теоретико-методические основы исследования проблем и возможностей информационного общества в России
    • 2. 1. Система политических институтов и перспективы политической трансформации
    • 2. 2. Информационное общество и институты политической демократии
    • 2. 3. Характеристика СМИ как политического института
  • 3. Глава 2. Информационно-коммуникационные технологии и модернизация политических институтов
    • 3. 1. Переход к информационному обществу: пути, особенности, характерные черты российской трансформации
    • 3. 2. Государственная информационная политика России на современном этапе
    • 3. 3. Новые информационные технологии в деятельности институтов государственной власти

Информационно-коммуникативные процессы трансформации политических институтов российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире становится более очевидным преобладание информационной составляющей деятельности людей над всеми другими ее формами и компонентами. Появление новейших технологий, формирование глобальных информационных сетей и систем открывают технические и экономические возможности объединить информационные ресурсы человеческой цивилизации и обеспечить доступ к ним любому человеку на Земле. Мир стал «большой деревней», где сказанное и сделанное на одном ее краю немедленно отзывается на другом. Термин «информационное общество» занял прочное место в современном социально-политическом лексиконе.

Социальную роль новых информационных технологий переоценить трудно. Они сыграли важнейшую роль в целом ряде социально-экономических процессов: в уменьшении стоимости и увеличении скорости коммуникаций, в обеспечении функционирования мировых финансовых рынков в реальном масштабе времени, в индустриализации услуг, в усилении конкуренции за счет более интенсивного обмена информацией, большей доступности высококвалифицированного труда и т. д. При этом кардинально изменился образ жизни большей части населения, социально-психологическая модель поведения людей и общества в целом. Сегодня уже трудно найти человека, не слышавшего хотя бы что-нибудь об электронной, мобильной и телевизионной коммерции, электронном правительстве, телемедицине, дистанционном образовании.

Тем не менее нельзя забывать о том, что развитие глобального информационного общества усиливает дифференциацию между имеющими доступ к информационными технологиям и не имеющим доступа, что, в свою очередь, ведет к углублению других форм неравенства. Миллионы людей находятся за чертой бедности, живут в деревнях, где нет ни телефонов, ни даже начальных школ. Как заметил У. Эко, мы можем вернуться вновь к делению на «жрецов» и «народ», но только с точки зрения интеллектуального разрыва1.

Значимость происходящих сегодня перемен хорошо осознается ведущими странами мира, которые осуществляют стратегические вложения в развитие информационных и телекоммуникационных технологий, информационной инфраструктуры, в наращивание информационных ресурсов, в изучение социальных и политических особенностей информационного общества. Целый ряд стран имеет концепции и программы формирования информационного общества.

Не осталась в стороне от интеграции в мировое информационное сообщество и Россия, где за последние годы созданы серьезные предпосылки и условия перехода к информационному обществу. В нашей стране активно создаются и внедряются новейшие технологии, развивается информационная инфраструктура, постепенно формируется культура, порождаемая эпохой информации. Информация становится реальным социальным ресурсом — ведь она способна помочь человеку адаптироваться к жизни в условиях неопределенности, приспособиться к изменениям, выработать новые стереотипы поведения. Очевидны изменение отношения к информации и расширение возможностей получения и применения информации для развития человеческого потенциала во многих направлениях.

Перед Россией, как и перед другими странами, стоит задача определения наиболее эффективных путей, необходимых для трансформации в состояние информационного общества, анализа и корректировки сложных социально-политических процессов, связанных с распространением новых технологий. Это важная и чрезвычайно актуальная задача, поскольку общество, которое неспособно социально и политически меняться одновременно с происходящими ныне информационными процессами, может оказаться на периферии мирового развития в технологическом, экономическом, политическом и культурном отношениях.

Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст. М., 2004. С. 13.

Именно такая перспектива может оказаться реальностью для России, если не будет до конца осознана необходимость выработки и реализации адекватной объективным процессам политики, основывающейся на результатах комплексных исследований происходящих в мире глобальных социально-политических трансформаций.

Проблематика, связанная с особенностями функционирования социально-политических институтов в условиях формирования информационного общества, является новой для российской науки. В уже существующих исследованиях преобладает анализ отдельных сторон, аспектов, явлений новой реальности, попытки же формирования более или менее целостной парадигмы и картины изучаемого процесса практически не встречаются. Многочисленные исследования зарубежных ученых тоже не дали пока целостного научного представления о социально-политических процессах в условиях перехода к информационному обществу.

Степень научной разработанности темы. В настоящее время отмечается рост общественного и научного интереса к проблемам трансформации политических институтов России, а также к перспективам перехода нашего государства к информационному обществу. Это находит свое выражение в значительном увеличении статей в различных изданиях, а также попытках исследовать различные аспекты данной проблематики — например, участие СМИ в системе социально-политического управления в рамках философско-социологического и политологического подходов.

Однако сложность и специфичность избранной исследовательской проблемы, междисциплинарный характер ее осмысления, динамизм взаимодействия СМИ в системе политических институтов позволяют говорить о недостаточной степени научного осмысления трансформации политических институтов России при переходе к информационному обществу. Вместе с тем мы, безусловно, опираемся на серьезный научный багаж, накопленный исследователями в области политологии, социологии, философии и массмедиа.

Так, всесторонне изучение процессов социально-политической трансформации общества, прогнозирование перспектив становления информационного общества в России требует междисциплинарных исследований, совместных усилий различных наук и научных направлений. Поэтому автор диссертации обращается к исследованиям социологов, политологов, философов и журналистов (Вершинин М., Туронок С., Песков л.

Д., Овчинников Б., Чугунов А., Павлютенкова М. и др.).

Проблемы системы политических институтов и политической трансформации привлекали и привлекают к себе внимание как зарубежных, так и российских ученых. Среди них: Соловьев О., Селезнев JL, Парсонз Т., Пай Л., Чилкоут Р., Фрэнк А., Кардозо Р., Токвиль А., Растоу Д., Пржеворски А., Шмиттер Ф., Хантингтон С., Бойме К., Липсет С., Пшеворский А., Роуэн Г., Мур Б., Ванханен Т., Фукуяма Ф. и другие3.

2 Например: Вершинин М. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001; Туронок С. Интернет и политический процесс//Общественные науки и современность. М., 2001. № 2- Песков Д. Интернет в российской политике: утопия и реальность//Полис. М., 2002. № 1- Овчинников Б. Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического Рунета//Полис. М., 2002. № 1- Чугунов А. Политика и интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий. СПб., 2000; Павлютенкова М. Новые информационные технологии в современном политическом процессе//Власть. М., 2000. № 8.

3 Например: Соловьев О. М. Политические институты. СПб., 2003. Селезнев Л. И. Политические системы современности: сравнительный анализ. СПб., 1995. Parsons Т. The Structure of Social Action. Vol. II. London, 1968; Pye L. The Concept of Political Development//Annals of the American Academy of Political Sciences. 1965. Chilcote R. Theories of Comparative Politics: The Search for a Paradigm Reconsidered. Boulder, 1994. Frank A. Capitalism and Underdevelopment in Latin America: Historical Studies of Chile and Brazil. London, 1967. Dos Santas T. The Structure of Dependency//American Economic Review. 1970. № 60. Токвиль А. Старый порядок и революция. М., 1997. Растоу Д. Переходы к демократии: попытка динамической модели//Политические исследования, 1996. № 5. Przeworski, A. Democracy and the Market: Political and Economic Reforms in Eastern Europe and Latin America. Cambridge, 1991. O’Donnel G., Schmitter Ph. Tentative Conclusions about Uncertain Democracies//Transitions from Authoritarian Rule. Prospects for Democracy/Ed. by G. O’Donnel, F. Schmitter, L. Whitehead. Baltimore-London, 1986. Huntington, S. The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century. Norman-London, 1991. Бойме К. Теория трансформации-новая междисциплинарная отрасль знания?/Государство и право. № 7. Lipset S. Political Man. The Social Basis of Politics. Baltimore, 1989.

Новейшие тенденции в функционировании СМИ и их взаимодействии с политической сферой получили осмысление в публикациях Корконосенко С., Сидорова В., Мельник Г., Лаптева И., Венгерова А., Голованова JL, Засурского Я., Игнатенко В., Лазуткина В., Сагалаева Э., Феофанова Ю. и других4.

Предметом особой заинтересованности автора являются труды зарубежных авторов5, большинство из которых ранее не переводилось на русский язык, и впервые вовлекается в научный оборот в отечественной социально-политической литературе. В исследовании активно используются данные Интернет-источников6, которые еще не были задействованы в арсенале современной российской науки.

4 Например: Горохов В. М. Средства массовой информации в системе политических коммуникаций/ЛСонцепция современной политологии: Введение. М., 1993; Грабельников.

A.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2000; Корконосенко С. Г. Социожурналистика: понятие, методика, образование. СПб., 1994; Мельник Г. С. Массмедиа: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996; Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2001; Сидоров В. А. Политическая культура средств массовой информации. М., 1994.

5 Например: Abramson В., Arterton F. The Electronic Commonwealth: The Impact of New Media Technologies on Democratic Politics. New York, 1998. Amatai E. The Spirit of Community: Rights, Responsibilities, and the Communitarian Agenda. New York, 1993; Barber.

B. Three Scenarios for the Future of Technology and Strong Democracy. Winter, 1998; Barnett S. New Media, Old Problems: New Technology and the Political Process. New York, 1997; Becker T. The Future of teledemocracy. Westport, 2000; Bell D. The Coming of Post-industrizl Society. A Venture in Social Forcasting. N.Y., 1973; Beichelt T. Konsolidierungschancen der Russishen Regierungssystem. Osteuropa, 1996; Berger B. Media Aualysis Technigues. London. 1991; McQuail D. Mass Communication Theory An Jutrodaction. London. 1991; Bimber B. The Internet and Political Transformation: Populism, Community, and Accelerated Pluralism. Polity, 1998; Bimber B. The Internet and citizen communication with government: Does the medium matter? New York, 1998; Browning G. Electronic Democracy, Using the Internet to Influence American Politics. Wilton, 1996; Brie M. Das Entstehen einer delegieiten Demokratie. Systemwechsel, 1996; Cardoso P., Enzo F. Dependency and Development. Berkeley, 1997.

6Проект «Интернет-медиа» / www.socarchive.narod.ruПолитика Петербурга/ www.polit.spb.ruРоссийский портал развития / www. russia-gateway.ruИнтернет портал по социологии / www.sociologist.nm.ruИнститут развития информационного общества / www.iis.ru. Global Knowledge Partnership / www.globalknowledge.ru.

Цель исследования — анализ трансформации политических институтов России при возможном переходе к информационному обществу. Для достижения обозначенной цели автор намерен решить следующие задачи:

1. Рассмотреть основные модели трансформации политических институтов при переходе к информационному обществу.

2. Обосновать возможные предпосылки и тенденции перехода России к информационному обществу.

3. Проследить функционирование СМИ как социально-политического института.

4. Показать переход к информационному обществу в условиях коренной трансформации российского общества.

5. Выявить государственную политику России в области информационных технологий на современном этапе.

6. Исследовать новые информационные технологии в деятельности институтов государственной власти.

Объектом исследования является процесс трансформации политических институтов России. Предмет исследования — возможные условия и предпосылки перехода России к информационному обществу.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В соответствии с замыслом и характером диссертации теоретическую и методологическую основу исследования составили политологические концепции о социальной природе власти, демократии, управлении, информационном обществе и социально-политическом функционировании СМИ. В исследовании использован комплекс методологических приемов и подходов. В ходе анализа применялись общенаучные методы: принципы детерминизма и историзма, системный и структурно-функциональный анализ, а также отдельные положения теории коммуникации, социологии журналистики, дополняемые качественным анализом эмпирического материала.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе изученного материала автором диссертационного исследования:

— впервые проведен анализ модернизации основных политических институтов России;

— выявлена роль СМИ как социально-политического института в условиях перехода России к информационному обществупроведен анализ государственной политики России в области информационных технологий на современном этапе;

— рассмотрены тенденции к информатизации деятельности институтов государственной власти.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Предлагаемое исследование может быть использовано в учебном процессе. Материалы и выводы диссертации могут быть полезны политикам, государственным. чиновникам и журналистам-практикам. Содержащийся в диссертации фактический материал, а также ее аналитическая часть, представляют интерес и для широкого круга читателей.

Структура диссертации отражает логику исследования и решения задач, необходимых для достижения обозначенной цели. Диссертации состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит три параграфа, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, в ходе исследования мы рассмотрели основные модели трансформации политических институтов при переходе к информационному обществуобосновали возможные предпосылки и тенденции перехода России к информационному обществу и показали переход к информационному обществу в условиях коренной трансформации российского общества.

Кроме того, мы проследили функционирование СМИ как социально-политического института, выявили государственную политику России в области информационных технологий на современном этапе и исследовали новые информационные технологии в деятельности институтов государственной власти.

Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Этот процесс носит объективный характер и не может не затрагивать и Россию. Информация становится все более важным ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития, масштабы ее использования уже стали сопоставимыми с сырьевыми ресурсами, а величина суммарных затрат на информацию имеет макроэкономическую значимость. Все это, несомненно, актуализирует изучение процессов трансформации общества при переходе к информационной стадии его развития.

Переход к информационному обществу — это общая тенденция для всех стран, однако в России этот процесс имеет свои специфические особенности, детерминированные характером модернизационного процесса. Особая роль и значимость информационного фактора, как одного из важнейших в процессе модернизации российского общества, определяется тем, что переход от авторитарного государства с административно-плановым управлением экономикой к правовому демократическому государству с рыночной экономикой не может быть успешно реализован без одновременного многопланового перехода к информационно открытому обществу и эффективного решения проблемы взаимодействия гражданского общества и государственной власти.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что Интернет на сегодняшний день предоставляет сфере политического в России грандиозные возможности, которые, однако, требуют от нее не менее грандиозной перестройки и изменения политического сознания, что вызывает масштабное сопротивление разных политических сил. Тем не менее, внутри традиционных форм политического появляются новые формы и новые персоналии, которые, с достижением «критической массы», могут коренным образом изменить существующую политическую среду в России.

Стабилизация экономики и ожидаемый экономический рост (оптимизация налоговой системы в первую очередь), усиление роли государственных структур и всей системы правопорядка, что вполне согласуется и с общественными запросами, образом мышления нового поколения россиян, должны создать институциональную опору последующих российских трансформаций.

В современной России сложилась уникальная ситуация, когда трансформация социальной структуры и роли основных общественных институтов совпала по времени с революционными изменениями информационной среды. Информация становится реальным социальным ресурсом — повышается социальная мобильность, стираются информационные барьеры, формируются новые ценности и стереотипы поведения людей. Однако, озабоченность вызывает проблема усиливающегося информационного неравенства, когда новые технологии оказываются доступны в основном обеспеченным, образованным и активным гражданам России.

Интегративные процессы в нашем обществе будут наиболее болезненными, так как им противостоят тенденции дезинтегративные: регионально-анклавные, связанные с разрывом между богатством и бедностью.

Преодоление этих дезинтеграционных тенденций возможно лишь путем целенаправленной осознанной и продуманной государственной политики, то есть своего рода национальной программы развития в направлении «справедливого общества».

Для национально-эффективного развития информационного общества необходимо конструктивное взаимодействие трех субъектов информационной трансформации: государства, бизнеса и общества. Обществу нужны институты, которые способствуют распространению знаний и смягчению информационного разрыва. Необходимо также дальнейшее проведение комплексных социально-экономических и политических исследований для определения конкретной специфики развития информационного общества в России.

Кроме того, многое будет зависеть и-от изменений в миросистеме: будет ли мировая экономическая система изменяться в направлении взаимосотрудничества стран и народов перед угрозами природных, политических, социальных и иных рисков или в ней возобладает диктат стран и финансовых олигархов «ядра» капиталистической миросистемы и ответными или инициирующими силовыми реакциями стран, не входящих в «ядро».

По мнению мировых экспертов, передовыми государствами в ближайшее время будут те, которые сумеют наладить процесс получения информации и повысить коллективную способность ассимилировать новые знания. Соответственно, способность России функционировать в рамках новой технологической парадигмы обусловит богатство, силу и социальное развитие России в XXI в.

Вместе с тем дискуссии российских обществоведов убеждают в том, что мы начинаем понимать Россию умом, сохраняя веру в лучшее будущее.

Показать весь текст

Список литературы

  1. КНИГИ.1. Книги на русском языке
  2. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  3. Адаптация населения к новым информационным технологиям: Материалы круглого стола. М., 2000.
  4. Ю.М. Проблемы компьютерного права. М., 1991.
  5. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Москва, 1999.
  6. В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М., 2002.
  7. П. О телевидении и журналистике. М., 2003. С. 34.
  8. Е. Финская модель на рубеже столетий. Информационное Общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М., 1999.
  9. М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001.
  10. Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995.
  11. Ю.Ворошилов В. В. Журналистика. СПб., 2002. С. 123.
  12. П.Грачев М. Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М., 1999.
  13. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войску некого. М, 2000.
  14. Р. О демократии. М., 2000.
  15. А. В., Латынов В. В. Массовая коммуникация: пределы политического влияния. М., 2000.
  16. А.В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. М., 1997.
  17. К. Информационная культура личности. Краснодар, 1997.
  18. Д. В. Виртуализация общества. СПб., 2000.
  19. М. В. Глобализация политики и эволюция политических систем. М., 2000.
  20. В. JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.
  21. . Современность как предмет политической теории. М., 1998.
  22. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000
  23. М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху. М., 2001.
  24. А.И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XX века. М., 1997.
  25. К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. М., 2000.
  26. А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. М., 1998.
  27. Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество. М., 1999.
  28. .В. Демократия и Интернет. М., 2001.
  29. В.Г. Европейское информационное пространство. М., 1999.
  30. А.Ю. Демократические транзиты. М., 1999.
  31. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.
  32. С.А., Чирков М. Г. Электоральная практика СМИ в информационно-коммуникативном обществе. СПб., 2001.
  33. А.Г. Современные тенденции становления информационного общества. М., 2001.
  34. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М., 1994.
  35. Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М., 1998.
  36. Е. Н. Переходные процессы в России: Опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. М., 1996.
  37. Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества. М., 1999.
  38. Новая технократическая волна на Западе. М., 1988.
  39. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.
  40. .В. Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического Рунета. М., 2002.
  41. М. Новые информационные технологии в современном политическом процессе. М., 2000.
  42. А. С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000.
  43. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М., 2001.
  44. В. Е. Государственная информация как важный фактор управления политическими процессами в условиях модернизации общества. М., 1996.
  45. А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
  46. А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М., 1998.
  47. А.И. Россия в глобальном информационном процессе и региональная информационная политика. М., 1994.
  48. Г. Л., Черешкин Д. С. О формировании информационного общества в России. М., 1998.
  49. А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000.
  50. Д. Электронно-цифровое общество: плюсы и минусы сетевого интеллекта. Киев, 1998.
  51. В. П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия: исследование опыта Запада. М., 1999.
  52. О. Третья волна. М., 1992.
  53. О. Смешение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М., 1991.
  54. А. Футурошок. СПб., 1997.
  55. Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество. М., 2000.
  56. А. Постиндустриальное общество. М., 1986.
  57. Современное российское общество: переходный период. М., 1998.
  58. А. В. Социологические аспекты формирования информационного общества в России: Обзор исследований аудитории Интернета. СПб., 2000.
  59. А. В. Теоретические основания концепции «информационного общества. СПб., 2000.бЗ.Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
  60. Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.
  61. Ю.Л. Политическая топология: структурирование политической действительности. М., 1995.
  62. В.Н. Проблемы становления демократического государства в России. М., 1996.
  63. В.Д., Головин Н. А. Политическая социология. С. Петербург, 1997.
  64. Прикладная политология и современный политический процесс в России. С. Петербург, 1998.
  65. Альберт Фред С., Шрам Уилберг, Петерсон Теодор. Четыре теории прессы. М., 1998.
  66. Е. П. Введение в теорию журналистики. Издание 2. М., 1998.
  67. Средства массовой информации России. М., 2001.
  68. Книги на иностранных языках
  69. Abramson В., Arterton F. The Electronic Commonwealth: The Impact of New Media Technologies on Democratic Politics. New York, 1998.
  70. Amatai E. The Spirit of Community: Rights, Responsibilities, and the Communitarian Agenda. New York, 1993.
  71. Barber B. Three Scenarios for the Future of Technology and Strong Democracy. Winter, 1998.
  72. Barnett S. New Media, Old Problems: New Technology and the Political Process. New York, 1997.
  73. Becker T. The Future of teledemocracy. Westport, 2000.
  74. Bell D. The Coming of Post-industrizl Society. A Venture in Social Forcasting. N.Y., 1973.
  75. Beichelt T. Konsolidierungschancen der Russishen Regierungssystem. Osteuropa, 1996.
  76. BergerB. Media Aualysis Technigues. London. 1991.
  77. McQuail D. Mass Communication Theory An Jutrodaction. London. 1991.
  78. Bimber B. The Internet and Political Transformation: Populism, Community, and Accelerated Pluralism. Polity, 1998.
  79. Bimber B. The Internet and citizen communication with government: Does the medium matter? New York, 1998.
  80. Browning G. Electronic Democracy. Using the Internet to Influence American Politics. Wilton, 1996.
  81. Brie M. Das Entstehen einer «delegierten Demokratie. Systemwechsel, 1996.
  82. Cardoso P., Enzo F. Dependency and Development. Berkeley, 1997.
  83. Cardoso F. Associated-Dependent Development and Democratic Theory. Now-York-Oxford, 1989.
  84. Corrado A., Firestone C. Elections in cyberspace: Toward a new era in American politics. Washington, 1996.
  85. Chilcote R. Theories of Comparative Politics: The Search for a Paradigm Reconsidered. Boulder, 1994.
  86. Dahl R. Polyarchy. Participation and Opposition. London, 1971.
  87. Dahl R. Democracy and Its Critics. New Haven, 1989.
  88. Davis R. The web of politics: The Internet’s impact on the American political system. New York, 1999.
  89. Davis R., Owen D. New media and American Politics. New York, 1998.
  90. Dos Santas T. The Structure of Dependency. New York, 1998.
  91. Iyengar S., Simon A. New perspectives and evidence on political communication and campaign effects. Annual Review of Psychology, 2000.
  92. Frank A. Capitalism and Underdevelopment in Latin America: Historical Studies of Chile and Brazil. New-York-London, 1967.
  93. Freedom in the World. The Annual Survey of Political Rights and Civil Liberties 1994−1995. New York, 1998.
  94. Fukuyama F. Confucianism and Democracy. New York, 2000.
  95. Grossman L.K. The Electronic Republic: Reshaping Democracy in America. New York, 2001.
  96. Hague В., Loader B. Digital Democracy: Discourse and Decision-making in the Information Age. London, 1999.
  97. Hacker K. Virtual democracy: Issues of theory and practice. Thousand Oaks, 2000.
  98. Barry N. Digital Democracy: Discourse and Decision-making in the Information Age. London, 1999.
  99. Hirschman A. Exit, Voice and Loyalty. Cambridge, 1970.
  100. Hill K., Hughes J. Cyberpolitics: Citizen Activism in the Age of the Internet. Oxford, 1998.
  101. Huntington, S. The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century. Norman-London, 1991, P. 124−163.
  102. , S. (1993): The Clash of Civilizations?, (Хантингтон, С. (1994): Столкновение цивилизаций?, Полис, № 1, стр. 33−48).
  103. Hill, Kevin A. and Hughes, John E. (1998). Cyberpolitics: Citizen Activism in the Age of the Internet. Oxford, UK: Rowman and Littlefield Publishers Inc.
  104. Hoffman, Donna L. and Norris, Pippa. (2000). 'Information Poverty and the Wired World.' The Harvard International Journal of Press-Politics. 5(3): 1−61.pset S. Political Man. The Social Basis of Politics. Baltimore.
  105. Karl, Т.- Schmitter, Ph. (1991): Modes of Transition in Latin America, Southern and Eastern Europe, International Social Science Journal, vol. 43
  106. , T. (1990): Dilemmas of Democratization in Latin America, Comparative Politics, vol. 23, № 1
  107. M. (1996). New Media Technology: Cultural and Commercial Perspectives. Boston
  108. , P. (1990): Elemente einer Theorie postautoritarer De-mokratisiemngsprozesse im Sudeuropaischen Kontext, Politische Vierteljahresschrift, Bd. 31, № 2
  109. Loader, Brian. Ed. (1998). Cyberspace Divide: Equality, Agency and Policy in the Information Society. London: Routledge-
  110. Loader, Brian D., ed. (1997). The Governance of Cyberspace: Politics, Technology and Global Restructuring. New York: Routledge
  111. Lawrence K. Grossman, (1995).The Electronic Republic: Reshaping Democracy in the Information Age. New York: Viking
  112. , P. (2000). Who Surfs? New Technology, Old Voters and Virtual Democracy in US Elections. Brookings Institution Press
  113. , P. (2000). 'The Growing Digital Divide: Implications for an Open Research Agenda.' In Understanding the Digital Economy: Data, Tools and Research. Ed. B. Kahin and E. Brynjolffson. Cambridge, MA: The MIT Press
  114. O’Donnel, G. (1994). Delegative Democracy. Journal of Democracy, № 1121.0ffe, K. !1994).Transformation in Neuen Osten. Frankfurt am Main New York
  115. T. (1968). The Structure of Social Action. Vol. II. New York -London.
  116. , T. (1969).Theorien des sozialen Wandels.
  117. Pharr, Susan and Putnam, Robert D. (2000). Disaffected Democracies. Princeton, NJ: Princeton University Press
  118. Przeworski, A. Democracy and the Market: Political and Economic Reforms in Eastern Europe and Latin America. Cambridge, 1991. Ch. 2
  119. , A. (1988): Democracy as a Contingent Outcome of Conflicts, in: Elster, J.- Slagstag, R. (eds.): Constitutionalism and Democracy. Cambridge
  120. , A. (1986): Some Problems in the Study of Transitions to Democracy- Colomer, J. (1991): Transition by Agreement: Modeling the Spanish Way, American Political Science Review, vol. 85, № 4
  121. , R. (1993): Making Democracy Work. Civic Traditions in the Modern Italy. Princeton.
  122. Pye, L. (1965) The Concept of Political Development. Annals of the American Academy of Political Sciences.
  123. Rash, Wayne, Jr. (1997). Politics on the Nets. Wiring the Political Process, New York
  124. Robins, Kevin (1989). 'Reimagined Communities', Cultural Studies. New York
  125. Rosenblatt A. J. On-line polling: Methodological limitations and implications for electronic democracy. Harvard International Journal of Press/Politics, 2. 1999.
  126. Hacker K. L. Virtual democracy: Issues of theory and practice. Thousand Oaks, CA, 2002.
  127. Rueschemeyer D., Stephens E., Stephens J. Capitalist Development & Democracy. Cambridge, 1992.
  128. Selnow G. W. Electronic whistle-stops: The impact of the Internet on American politics. Westport, 2003.
  129. Selnow G. W. High-tech campaigns: Computer technology in political communication. Westport, Praeger, 1993.
  130. Schmitter Ph. The Consolidation of Political Democracy in Southern Europe. Florence, 2002.
  131. Van Dijk. The Network Society: An Introduction to the Social Aspects of New Media. London, 2000.
  132. Vanhanen T. Strategies of Democratization. Washington, 1992.
  133. Venturelli S. Cultural Rights and World Trade Agreements in the Information Society. Lonon, 1998.
  134. Walsh O. The Truth about the Digital Divide. Forrester, 2000.
  135. Wayne Jr. Politics on the Nets. Wiring the Political Process. New York, 1997.
  136. Welch C. Political Modernization: A Reader in Comparative Political Change. Belmont. 1967.2.СТАТБИ
  137. Ю.А. Возникновение идеологии информационного общества//Информационное общество. 1999. Вып.1.
  138. С.С. Информационная культура: уровень содержания духовных ценностей//Социально-политический журнал. 1998. № 2.
  139. Г. Т., Кристальный Б. В., Курносов И. Н., Мелюхин И. С., Смолян Г. Л., Черешкин Д. С. О концептуальной базе построения в России информационного общества//Информационное общество. 1999. № 3.
  140. В. А., Чугунов А. В. Демократия и Интернет: роль Интернет в формировании «просвещённого понимания"//Интернет и современное общество: Тезисы Всероссийской научно-методической конференции. СПб, 7−11 декабря 1998 г. СПб., 1998.
  141. Е. Человек в информационном MHpe//littp://psynet.by.ru/texts/bel3.htm
  142. Г., Михайловская Е. Политический сегмент российского Интернета, его развитие и перспективы/УИнтернет и российское общество. М., 2002//pubs.carnegie.ru/books/2002/08is/default.asp?n=03.asp
  143. В. Типология основных моделей инновационного paзвития//http://socarchive.narod.ru/rasn/proba401 .htm
  144. . Социально-политические особенности информационного oбщecтвa//http://socarchive.narod.ru/rasn/proba401 .htm
  145. А.И. Политические партии в сети HHTepHeT//www.polit.spb.ru/art.php3?rub=327&id=l 1404
  146. Е.Л. Европейский Союз в поисках информационного общества//Вестник Московского университета. Серия Журналистика. 1998. № 4, 5.
  147. Е. Л. Интернет для каждого: реальность или утопия?//Информационное общество. 2000. № 1.
  148. В. Переход к демократии в посткоммунистических странах// Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1998. № 2.
  149. В.А., Скворцов Л. В. Создание информационной культуры для Европы. Доклад на VI конференции ЕКССИД, 23−25 марта 1991 г. Кантербери, Великобритания//Теория и практика обществ.-научн. информатики. 1991. № 2.
  150. В.Я. Постсоветские политические трансформации (Наброски к теории)//Полис. 2001. № 1.
  151. К. Политические перепутья при движении к глобальному информационному обществу//Социологические исследования. 1998. № 2.
  152. Н.В., Станкевич JI.T. Информационные технологии: виртуальные мифы и политическая реальность России//Санкт-Петербургский политологический журнал. 2001. Вып. 3.
  153. Готовность России к информационному обществу: Оценка возможностей и потребностей широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий (аналитический 0T4eT)//http://www.russia-gateway.ru/files/file521.zip
  154. В.А. Концепция киберпространства и перспективы современной демократии/УИнтернет и современное общество. Всероссийская научно-методическая конференция. Санкт-Петербург, 8−11 декабря 1998 г.: Тезисы докладов. СПб., 1998.
  155. В., Штрик А. Электронное правительство информационного общества//РС Week. 2000. № 15.
  156. П. Интернет: российская аудитория в анфас и профиль//Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations. 2000. № 7 -8.
  157. П. К. Интернет-аудитория России. Штрихи к портрету//Инфо-бизнес. 2000. № 40.
  158. В.Д. Феномен компьютеризации общества как социологическая пpoблeмa//llttp://sociologist.nm.ru/articles/ivanov01.htm
  159. Д.В. Критическая теория и виртуализация общества//Социологические исследования. 1999. № 1.
  160. Иноземцев В Л. «Вечные ценности» в меняющемся мире//Свободная мысль-ХХ1. 2001. № 8.
  161. В. JI. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения//Вопросыфилософии. 1997. № 10.
  162. B.JI. Технологический прогресс и социальная поляризация в XXI столетии//Полис. 2000. № 6.
  163. Интернет в России/Россия в Интернете/Нац. инф. служба «CTpaHa.RU"//http ://intemet. strana.ru
  164. С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности//Педагогическая информатика. 2000. «N2.
  165. К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство//"А1та mater» (Вестник высшей школы). 2000. № 6.
  166. Концепция формирования информационного общества в PoccHH//www.iis.ru/library/riss/riss.ru.html
  167. А.Н. Проект «электронного правительства»: мировой опыт и российские перспективы. Государство и «информационная революция"//Проблемы преодоления «цифрового неравенства» в России и странах СНГ (материалы международного семинара). М., 2000.
  168. А.Н. «Электронное правительство» как инструмент модернизации общественных отношений в информационном BeKe//vww.globalknowledge.ru/GKRussia/program .ru.html
  169. И.Н. Информационное общество и Россия: особый путь//Информ-ревю. 1997. № 4.
  170. С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации/ЯТолис. 2001. № 3.
  171. А. И. Социальные аспекты электронной революции/УИнформационное общество. 2000. № 1.
  172. Ю.А. Информационный фактор политической модернизации/ТВестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2001. № 3.
  173. Дм. Интернет как политический институт в PoccHH//www.isn.ru/public/project.doc
  174. Д.Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность//Полис. 2002. № 1.
  175. Г. Н. Проблема информационного неравенства общества// Актуальные проблемы современной политической науки. Под ред. докт. филос. наук М. А. Василика. Вып.1. СПб., 2001.
  176. Г. Н. Проблемы формирования информационной культуры личности//Актуальные проблемы современной политической науки. Под ред. докт. филос. наук М. А. Василика. Вып.2. СПб., 2002.
  177. С.П. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме//Полис. 1999. № 5.
  178. В.Г. Судьба России в зеркале методологии//Вопросы философии. 1996. № 5.
  179. С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации//Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6.
  180. О.Г. Генезис демократии (Попытка реконструкции логики транзитологических моделей)//Полис. 1996. № 5.
  181. Д. С., Смолян Г. Л. Сетевая информационная революция//Информационные ресурсы России. 1997. № 4.
  182. А.А. Ресурсы Интернет и российские политические технологии: состояние и перспективы развития//Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 4.
  183. Ф. Процесс демократического транзита и консолидации демократии//Полис. 1999. № 3.
  184. Ф. Более либеральная, предлиберальная или пocтлибepaльнaя?//www.russ.ш/journal/predely/97−10−28/shmitter.htm
Заполнить форму текущей работой