Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности жанра поэмы в адыгейской литературе 60-90-х годов XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, исследование жанра исторической поэмы в адыгейской литературе 60 — 90-х годов XX века (гл. I) закономерно связывается с влиянием на поэму нартского эпоса, народных преданий, сказок и сказаний на первых стадиях развития поэмы (поэмы Ц. Теучежа, А. Гадагатля, М. Паранука, А. Евтыха, И. Машбаша). Попытка типологической классификации современных поэм нашла выражение в делении поэм… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Жанр исторической поэмы в адыгейской литературе
    • 60. — 90 — х годов XX века
      • 1. 1. Проблемы изучения жанра
      • 1. 2. Освоение традиций поэмы о прошлом в начале и середине 60-х годов XX века (А. Гадагатль, И. Машбаш, X. Беретарь)

      1.3. Усиление эпических тенденций в поэмах на фольклорной основе. Поэма-сказка и ее традиции. Изменения в обращении к фольклору и в формах его использования в поэмах (А. Гадагатль, X. Беретарь, И. Машбаш и другие). 29

      1.4. Эволюция жанра лирико-эпической поэмы на исторической и фольклорно-исторической основе в литературе 60-х-90-х годов XX века (И. Машбаш, Н. Куек, Н. Багов). 34

      1.5. Движение к лирической, лиро-эпической синтезированной форме с элементами драмы в поэмах на историко-революционном материале

      С. Яхутль, X. Беретарь, Н. Куек, Р. Нехай). 40

      ГЛАВА II. Эволюция и структурно-стилевые особенности жанра поэмы о войне. 48

      2.1. Традиционная социально-историческая проблематика и попытки нового художественного осмысления темы войны (С. Яхутль, А. Гадагатль, X. Беретаря, К. Кумпилов, Р. Нехай). 48

      2.2. Структурно-стилевые особенности жанра военной поэмы (И. Машбаш, X. Беретарь, X. Ашинов, Р. Нехай). 59

      ГЛАВА III. Жанровые и структурно-стилевые особенности поэмы на современную тему. 81

      3.1. Истоки эпической поэмы о современности в литературе 60-х — 90-х годов. Особенности поэмы на современную тему. Осмысление в ней тематики, связанной с революционным прошлым или с далекой историей (А. Гадагатль, И. Машбаш, X. Беретарь). 81

      3.2. Усиление художественной проблемности и аналитического начала в поэме 70-х-90-х годов XX века. Усложнение жанра, движение к различным формам лиризации (X. Беретарь, Н. Куек, К. Кумпилов, X. Хурумов и др. 88

      3.3. Эволюция лирической (маленькой) поэмы, наполнение ее новым, значительным содержанием, большой темой и изменение жанровых границ и усиление художественной выразительности в связи с этим (Н.

      Куек, Р. Нехай, М. Тлехаса). 97

      3.4. Влияние драматического начала на современную адыгейскую поэму как отражение типологических особенностей жанра. Усиление драматического конфликта в поэмах (И. Машбаш, X. Беретарь, Н. Багов, X. Хурумов и др.). 104

      3.5. Обогащение художественных возможностей лирической и лиро-драматической поэмы, введение нетрадиционных для национальной поэзии приемов в произведениях (Н. Куек, X. Беретарь, М. Емиж и др.). 118

Особенности жанра поэмы в адыгейской литературе 60-90-х годов XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Адыгейская литература — одна из новописьменных литератур народов Российской Федерации. Исследователи справедливо замечают, что жанровая система молодой литературы, имевшая в основном фольклорные художественные традиции, складывалась медленно и трудно. Проследить биографию тех или иных жанров в литературе — задача актуальная, ибо без ясного осознания диалектической связи категории жанра и индивидуальных жанровых форм, без понимания эстетически плодотворных путей развития того или иного жанра, без уяснения природы художественных задач и просчетов весьма затруднительно движение к эстетической зрелости, к поискам новаторских решений.

Поэма занимает важное место в жанровой системе всех национальных литератур мира, в новописьменных литературах она является одним из доминирующих жанров на протяжении всей истории их развития, то есть от зарождения до формирования поэмы как зрелой эстетической системы. Поэма в адыгейской литературе, как и в генетически близких ей абхазской, кабардинской и черкесской литературах, занимает одно из ведущих мест. С ней связаны значительные эстетические достижения, что обусловлено глубокими историческими причинами: она опирается на истинные эпические традиции устного народного творчества. Как известно, в фольклоре адыгов, как и у всех адыго-абхазских народов, большое внимание уделялось эпическим жанрам (героический эпос «Нарты», исторические и героические песни, сюжетные стихотворения), ставшим почвой и арсеналом возникшей в начале XX века новописьменной литературы.

По словам С. Коваленко, «поэма по праву может быть названа прародительницей современных литературных жанров, началом начал письменного художественного слова» [37:3].

Адыгейская поэма, как и другие жанры новописьменной литературы, прошла сложный и противоречивый путь эволюции. Она развивалась на базе фольклорных и литературных традиций адыгских просветителей, русской и мировой литературы, видоизменяясь содержательно и эстетически. Эти изменения на каждом этапе развития были обусловлены особенностями эпохи, творческой индивидуальностью поэта, поступательным движением литературы, все больше мобилизующей внутренние потенциальные возможности национальных художественных традиций, в том числе и накопленных в письменной литературе, философскими и нравственными взглядами времени, степенью усвоения иноязычного опыта и многими другими факторами. Известно, что в традиционном понимании содержанием классической поэмы может стать лишь исторически масштабное событие, способное выразить его эпическую суть. Другое условие эпизации поэмы — создание ее на устно-поэтических традициях, что подтверждено исследованиями современных адыгских литературоведов. Сошлемся на мнение К. Шаззо: «Мифология и особенно фольклор оказывают огромное влияние на возникновение письменных литературных традиций» [121:146].

Эстетические возможности жанра адыгской поэмы, сказавшиеся на ее эволюции, стремилось выявить несколько поколений исследователей, открывая новые стороны жанра, т.к., по словам У. Панеша, «именно поэма, пользуясь особыми синтезированными возможностями лиро-эпического жанра, выработала такие стилевые тенденции, образные формы, художественные приемы, которые определяют особенности всей поэзии» [61:58].

Вопросы жанрообразования были предметом интереса отечественных ученых — В. Жирмунского, Б. Эйхенбаума, В. Кожинова, Ю. Борева, Ю. Суровцева, Г. Червяченко и нашли ту или иную степень разработки у А. Алиевой, JI. Бекизовой, X. Бакова, А. Гадагатля, М. Кунижева, У. Панеша,.

Ш. Салакая, А. Схаляхо, В. Тугова, 3. Толгурова, А. Тхакушинова, Р. Унароковой, А. Хакуашева, Т. Чамокова, К. Шаззо, Е. Шибинской, Ш. Шаззо и других известных литературоведов Северного Кавказа.

Исследование жанрово-стилевых особенностей поэмы в адыгейской литературе 60−90-х годов XX века стало проблемой и историко-литературной, и теоретической.

Благодаря усилиям литературоведов сложилась следующая классификация направлений в развитии адыгейской поэмы:

• Историческая поэма или поэма об историческом прошлом, которая «в отношении содержания и структурно — стилевой направленности испытывает сильное влияние фольклора» [107:58]. Нельзя не согласиться с мнением М. Кунижева, А. Схаляхо о том, что историческая поэма создавалась на историко-революционном материале (С. Яхутль «Водопад», X. Беретарь «Слово Хакурате», Н. Куек «Светлая дорога революции», «Адыги пишут Ленину», Р. Нехай «Шовгенов Мое») или строилась на историко-фольклорных источниках (И. Машбаш «Хагаудж Магомет», Н. Куек «Танец тфокотля», «Война тфокотлей с князьями», Н. Багов «Век мужества»);

• Поэма о войне, которая сыграла немалую роль в становлении этого жанра (С. Яхутль «Хусен Андрухаев», А. Гадагатль «Невеста друга», «Поклон солдату», И. Машбаш «Гром в горах», «Память», X. Беретарь «Недостроенный дом», «Камни Бреста», К. Кумпилов «Надежда», «Воины», Р. Нехай «Памятники», «Мать»);

• Поэма на современную тему, ставящая нравственно-философские проблемы, (И. Машбаш «Невеста», X. Беретарь «Моя невеста», «Сказ об ауле», Н. Куек «Иду к человеку», К. Кумпилов «Кто ты, человек?», X. Хурумова «Колокол правды», М. Тлехас «Знаю», М. Емиж «Паганини» и другие).

Наиболее состоятельными в художественном отношении оказались те поэмы, которые творчески развивали многовековые эстетические традиции, сложившиеся в фольклоре. Творческие удачи в поэмах, сюжеты которых строились на фактах реальной действительности, в начальный период развития новописьменных литератур крайне редки. Удачи объясняются рядом объективных и субъективных причин. К ним, в частности, относится осознанное усвоение иноязычного художественного опыта и адаптация его в стихии национальной образности, индивидуальная талантливость поэта и т. д. Авторы, продолжавшие традиции фольклора, оказывались в более выигрышном положении, так как опирались на выработанные в веках эстетические завоевания.

Жанровые разновидности эпической, лиро-эпической и лирической поэмы многообразны и связаны с духовным и эстетическим опытом каждого автора, с его творческой индивидуальностью, с его взглядами на мир, на гуманистические ценности, которые он отстаивает и утверждает. Герой поэмы, как правило, — носитель исторического и нравственного опыта эпохи, народа, нации.

В работах, посвященных проблемам развития адыгейской письменной литературы, ее жанровой системы, ставились вопросы эволюции жанра поэмы, ее движения во времени. Ныне известные адыгские литературоведы, опираясь на наиболее характерные и художественно зрелые образцы письменной поэмы в национальной литературе, ставят и решают преимущественно общие теоретико-методологические проблемы, связанные с закономерностями формирования жанровой системы поэмы, ее тематических и сюжетных особенностей в новописьменных литературах. Однако целостное исследование каждого типа и жанра поэмы в адыгской литературе остается задачей национального литературоведения.

В нашей работе предпринята попытка изучения жанровых особенностей адыгейской поэмы в ее современной представленности и типологии.

Теоретический фундамент поэмы заложен в отечественном литературоведении, располагающем множеством работ, посвященных жанровой системе поэзии и ее главному жанру — поэме. Как справедливо замечено, «теория поэзии уже имеет свою историю» [96:10]. Исследования ученых XIX века опираются на теоретические положения В. Белинского, высказанные в статье «Разделение поэзии на виды и роды». Развитие взглядов великого критика и оригинальные теоретические идеи находят место в работах литературоведов XX века, среди них нельзя не упомянуть В. Шкловского, В. Дементьева, В. Карпова, Т. Красухина, С. Коваленко,.

A.Михайлова, И. Шайтанова, В. Зайцева, Г. Червяченко и других.

За рабочую идею периодизации научной мысли о поэме мы принимаем концепцию Г. Червяченко, полагающего, что «.история изучения поэмы насчитывает три этапа: а) формирование концепций в литературной критике.

B. Белинскогоб) поэма в советском литературоведениив) современная литературная критика о поэме" [109:73].

Анализ поэмы в многонациональной литературе России дан в монографии Г. Червяченко. Здесь исследуются теория и история жанра, определяются его типологические и жанрово-стилевые характеристики. Однако традиционные основания для классификации поэмы, охарактеризованные Г. Червяченко, не новы, это.

1. Содержательная основа;

2. Родовая принадлежность.

По родовым признакам поэма может быть классифицирована как лирическая, эпическая, лиро-эпическая, драматическая. Содержательная основа включает тематические особенности произведения.

Развитие российской поэмы в XX веке позволило ряду исследователей (А. Жаков, Е. Пульхритудова) ставить вопрос о синтетизме современной поэмы, сочетающей «эпос сердца» и «стихию» мировых потрясений, сокровенных чувств и историческую концепцию [48:294]. Этот взгляд зафиксирован в научных изданиях.

В адыгейской литературной науке тоже сделаны попытки периодизации и типологической классификации прозы и поэзии (X. Баков, У. Панеш, А. Схаляхо).

Во «Введении» к двухтомнику «Вопросы истории адыгейской советской литературы» А. Схаляхо предлагает следующую периодизацию литературы:

1. Период зарождения и становления адыгейской литературы (1920;1930 гг.);

2. Адыгейская советская литература 30-х годов;

3. Адыгейская литература периода Великой Отечественной войны (19 411 945 гг.);

4. Послевоенная адыгейская литература (1946;1956 гг.);

5. Адыгейская литература на современном этапе (1957;1978 гг.).

Ученый объясняет мотивы этой периодизации следующим образом: каждый из этих периодов имеет свою историческую основу, которая ясно выступает в произведениях того или иного периода, в их специфике" [15:10].

Однако этот принцип периодизации оспаривается рядом литературоведов. Так, по мнению У. Панеша, «.

литература

рассматривается по простой схеме — каждому десятилетию отводится свой период. Такой подход возможен и по-своему продуктивен, но, руководствуясь им, трудно дать структурно-типологическую характеристику" [64:31].

Нам представляется целесообразным придерживаться периодизации, которую предложил У. Панеш. В ней выделено 3 этапа:

1. 20-е — первая половина 30-х годов;

2. Конец 30-х — середина 50-х годов;

3. Конец 50-х — 90-е годы XX века.

Согласно теме нашего исследования, третий этап представляет наибольший интерес для изучения, так как до настоящего времени не было попыток целостно исследовать поэму этого периода. А именно он является новым этапом не только в развитии и становлении поэмы, но и всей адыгейской литературы, поскольку произошли решительные изменения в общественно-политической жизни страны: «.развенчание культа личности, отказ от тоталитарных извращений социализма подготовили плодотворную почву для развития демократических норм человеческих взаимоотношений, для пробуждения общественной активности масс и каждого человека в отдельности» [64: 154].

Исходя из вышесказанного, нам представляется актуальной попытка целостного изучения жанра современной поэмы в адыгейской литературе этого периода.

Актуальность исследования. Как и во всех новописьменных литературах, адыгейская поэма во многих аспектах исследована. Учеными разработаны теоретические опоры в изучении феномена фольклорных традиций, их взаимодействия с традициями литературными. Исследованы генезис и эволюция поэмы, становление некоторых жанров. В настоящее время выдвигается на передний план индивидуально-авторское начало, которое проявляется во всех компонентах произведения — в строении сюжета, в обрисовке образов, в формировании авторского стиля, в выборе выразительных средств. Его исследование и составляет главное русло усилий современных литературоведов и определяет направление нашей работы.

В фольклоре адыгов, как и во всем абхазо — адыгском народном творчестве, развитие получили именно эпические жанры, которые стали основным пластом первых письменных произведений поэзии и прозы. Следовательно, изучение жанровой представленности поэмы 60 — 90-х годов XX века имеет общетеоретическое и практическое значение.

Исследователи адыгских новописьменных литератур (А. Алиева, JI. Бекизова, X. Баков, А. Гадагатль, М. Кунижев, У. Панеш, Ш. Салакая, А. Схаляхо, В. Тугов, 3. Толгуров, А. Тхакушинов, Р. Унарокова, А. Хакуашев, Т. Чамоков, К. Шаззо, Е. Шибинская, Ш. Шаззо) согласились во мнении, что на первом этапе развития письменной литературы источником искусства поэтов и прозаиков стал фольклор, хотя есть и другие мнения.

По мере формирования новой литературы отношения с фольклором переосмысливаются и приобретают творческий характер.

Литература

не довольствуется переложением фольклорных памятников или подражанием им. Появляются литературные жанры: исторические поэмы, поэмы-драмы, поэмы-сказки, лирические поэмы, «маленькие поэмы» и другие. Осознанно адаптируются образы, сюжеты, мотивы, образность, стилистика устного народного творчества. Это новое качество поэмы как литературное явление общезначимо и плодотворно. И оно нуждается в изучении.

Поэма в адыгейской литературе, как и в других близкородственных, шла к эстетической зрелости, преодолевала немалые исторически объяснимые трудности. Неоценима роль русской литературыклассической и современной — в развитии адыгейской литературы. Творчески усвоенный идейно-эстетический опыт русской литературы стал одним из мощных стимуляторов наряду с национальными традициями изображения жизни и человека в их неоднозначных, иногда драматических отношениях.

Однако объективная оценка русского опыта возможна в системном изучении поэмы на протяжении последних десятилетий ее развития. Эти и другие проблемы становятся актуальными и для изучения современной адыгейской литературы, так как общие закономерности развития поэзии сегодня — философизация, мифологизация, глубокий анализ сложных процессов, идущих в мире, — сказались и на поэме.

Объект исследования — поэмы в адыгейской литературе 60−90-х годов XX века.

Предмет исследования — жанровые и структурно-стилевые особенности поэмы в адыгейской литературе этого периода.

Цель и задачи исследования

Целью данной работы является исследование проблем, связанных с жанровыми особенностями поэмы в современной адыгейской литературе.

Задачи исследования: осмыслить достигнутое адыгейскими учеными в исследовании поэмыизучить вопросы национальных истоков и значение литературных традиций в становлении и развитии современной поэмыпроанализировать жанрово-тематические и структурно-стилевые разновидности поэмы на современном этапеустановить главные типологические признаки основных жанровых видов поэмы.

Научная новизна диссертационного исследования: впервые предпринята попытка комплексного изучения поэмы 60−90-х годов XX века, ее анализа с позиции типологического подхода к ее жанровым и структурно-стилевым разновидностям.

Понятийный аппарат диссертационного исследования: использованы научные понятия литературоведения, связанные с жанровыми формами поэзиитипологией поэмы, художественными проблемами новописьменных литератур.

Методологической и теоретической основой диссертации являются исследования известных отечественных фольклористов и литературоведов, касающиеся обсуждаемой проблемы, а также труды известных ученыхлитературоведов Адыгеи и Северного Кавказа по смежным вопросам, так или иначе соприкасающимся с данной темой: А. Алиевой, JI. Бекизовой, X. Бакова, А. Гадагатля, М. Кунижева, Р. Мамия, 3. Налоева, У. Панеша, К. Паранук, Ш. Салакая, А. Схаляхо, В. Тугова, Ю. Тхагазитова, А. Тхакушинова, Ш. Хута, А. Хакуашева, Т. Чамокова, П. Чекалова, К. Шаззо, Е. Шибинской и др.

Методы исследования. Применялись следующие методы научного познания: сравнительно-типологический, сравнительно-исторический, системно-аналитичный, описательный.

Материалы исследования: поэмы X. Беретаря, А. Гадагатля, М. Емиж, Н. Куека, К. Кумпилова, И. Машбаша, Р. Нехая и других известных адыгейских авторов.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Современный этап развития адыгейской поэмы определен в науке хронологическими рамками 60−90-х годов XX века — временем решительных изменений в общественно-политической жизни страны, связанных с развитием демократических норм человеческих взаимоотношений;

2. Национальные истоки адыгейской поэмы: историческая действительность, мифология и фольклор, русскоязычная литература адыгских просветителей и российских поэтов XX века — способствовали формированию новых эстетических качеств современной поэмы;

3. Изучение современной адыгейской поэмы согласно классификации направлений в ее развитии (историческая поэма или поэма об историческом прошлом, поэма о войне, поэма на современную тему) — позволило определить жанрово-тематические и структурно-стилевые разновидности современной поэмы;

4. Анализ типологических признаков эпической, лиро-эпической и лирической поэмы в адыгейской литературе освещает ряд проблем ее развития на современном этапе;

Теоретическая и практическая значимость работы в том, что теоретические положения автора относительно жанровых особенностей современной поэмы, ее конкретный анализ составляют прирощение научных знаний об адыгейской поэме. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании курса «История адыгейской литературы», в разработке спецкурсов и программ по литературе народов Северного Кавказа.

Апробация результатов проходила на научных конференциях в Адыгейском государственном университете (2001 — 2005 гг.), на Международной конференции в Пятигорском государственном лингвистическом университете, в Московском научном журнале «Современные гуманитарные науки». Основные положения работы были заслушаны на заседаниях кафедры отечественной литературы и журналистики АТУ (2003 — 2005 гг.). Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры отечественной литературы и журналистики АГУ.

Структура и объем диссертации

Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, общий объем составляет 153 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение жанровых особенностей современной адыгейской поэмы предпринято в хронологических рамках 60 — 90-х годов XX века и охватывает круг структурно-стилевых качеств каждого типа и вида поэмы.

Вместе с тем концепция исследования эпического, лирического, лиро-эпического и лирико-драматического типов (с жанровыми видами и подвидами каждого) строится на методологии современной периодизации адыгейской литературы и учета социально — исторических и эстетических факторов, присущих современному периоду развития адыгейской литературы, в частности — поэмы. Принципом исследования взят комплексный подход к анализу структурно-жанровых и стилевых особенностей каждого типа поэмы.

Придерживаясь научной гипотезы периодизации адыгейской поэмы, мы сосредоточили внимание на современном периоде (60 — 90-е годы), выделив согласно истории развития адыгейской поэмы ее три основных жанрово-тематических модификации: жанр исторической поэмы или поэмы об историческом прошлом, поэмы военной проблематики, поэмы на современную тему.

Материалы исследования его результата нашли отражение в 3-х главах, содержание которых было сосредоточено на генезисе, типологии, внутри-родовой классификации каждого жанра.

Однако прежде мы сочли необходимым в обзорном порядке осветить проблему национальных истоков адыгейской поэмы.

По концепции современных адыгейских литературоведов среди национальных истоков поэмы главное место занимает историческая действительность (Кавказская война и ее последствия, махаджирство, национальный геноцид, расслоение дворянской элиты на противников и союзников российских властей и т. п.), революция, Гражданская и Отечественная воины, сопутствующие явления, такие, как ослабление национального единства, социальная борьба и др. (поэмы А. Хаткова, М. Паранука, А. Евтыха). Но героико-революционная тема отодвигаетсяна второй план, уступая место проблемам современной национальной жизни (поэмы И. Машбаша, X. Беретаря, Н. Куека, Н. Багова и др.).

Далее необходимо подчеркнуть возрастающий интерес к мифологии и фольклору, которые участвуют в решении проблем формирования жанров литературы: характеризуются фольклорные поэмы, эпические поэмы, литературные обработки сказок и сказаний (поэмы А. Евтыха, И. Машбаша, А. Гадагатля, Н. Багова, X. Беретаря и др.).

Среди национальных истоков адыгейской поэмы нашла свое прочное место русскоязычная литература (адыгейские просветители с их записями фольклорных произведений и собственным литературным творчествомроссийские поэты 20 — 90-х годов, чьи произведения служили определенным примером разработки историко-революционной тематики и эстетических проблем поэмы (жанр, структура, стиль).

Соотношение в поэмах оригинального индивидуального творчества с традиционными ориентациями на круг апробированных в 30 — 50-е годы проблем рассматривается нами в каждой главе с акцентом на элементах новизны, достигнутой в жанровом и структурно-стилевом аспектах.

Так, исследование жанра исторической поэмы в адыгейской литературе 60 — 90-х годов XX века (гл. I) закономерно связывается с влиянием на поэму нартского эпоса, народных преданий, сказок и сказаний на первых стадиях развития поэмы (поэмы Ц. Теучежа, А. Гадагатля, М. Паранука, А. Евтыха, И. Машбаша). Попытка типологической классификации современных поэм нашла выражение в делении поэм на произведения с ярко выраженным сюжетным развитием судьбы героя («Зулиф А. Евтыха, «Шторм» («Море») И. Машбаша, «Дочь адыга» А. Гадагатля, «Сказ об ауле» X. Беретаря и др.) и произведения с историческим процессом в роли ведущего героя (поэмы А. Хаткова, А. Евтыха, М. Паранука на первом этапе, поэмы X. Беретаря «Тропа Гузерипля» и др.).

В качестве аргументов в пользу данной классификации проанализированы поэмы «Зулиф» А. Евтыха, «Шторм» («Море») И. Машбаша, «Дождливый день Бзиюка», «Тропа Гузерипля» X. Беретаря, «Дочь адыга» А. Гадагатля и др.

В I главе уделено внимание и поэме-сказке, создававшейся на двух основах: 1) на сюжеты народных сказок- 2) по мотивам и образам фантастических повествований, в том числе и сказаний (поэмы А. Гадагатля «Лащын», «Дочь Кудайнета», X. Беретаря «Любовь горы», А. Евтыха «Три голубя», М. Паранука «Маленький воробей», И. Машбаша «Три охотника», «Человек и лев» и др.). Рассмотрены художественные особенности поэм на фольклорной основе, отмечена их роль в становлении крупной эпической композиции в адыгейской поэзии. Особо подчеркиваем роль поэмы Н. Куека «Любовь Чинта» как пример современного лирического осмысления фольклорной проблемы «времени и себя».

Укрепление лирического начала в поэмах об истории ведет за собой многообразие его функций в эпической поэме. В поэме-повести «Дочь адыга» А. Гадагатля, в поэмах Н. Багова, X. Беретаря — это композиционный прием, в лирических поэмах И. Машбаша, к примеру, в поэме «Песня» -жанрово-стилистический компонент. Его роль увеличивается в поэмах других авторов, к примеру, в поэме X. Беретаря «Любовь Чинта».

Столь же значительны художественные достижения Н. Куека в поэме «Танец тфокотля», где традиционный конфликт хозяев и рабов осмыслен по-новомуосновная философская идея поэмы потребовала новых конструкций в сочленении эпических и лирических элементов.

Процесс лиризации адыгейской поэмы идет за счет углубления психологизма и усиления авторского начала в осмыслении современности. Вырисовываются контуры лиро-эпического жанра. Его синтезированные формы с элементами драмы в поэмах на историко-революционном материале прослежены при характеристике поэм X. Беретаря «Слово о Хакурате», Н. Куека «Светлая дорога революции», Р. Нехая «Мое Шовгенов».

Исследование эволюции поэмы продолжено во II главе в аспекте изучения жанра современной поэмы о войне с преимущественным вниманием к структурно-стилевым особенностям поэмы. Здесь рассмотрены и охарактеризованы поэмы И. Машбаша «Гром в горах» и «Память», X. Беретаря «Недостроенный дом», «Сказ о мужестве», «Камни Бреста», С. Яхутля «Подвиг» («Хусен Андрухаев»), А. Гадагатля «Невеста друга», К. Кумпилова «Надежда», «Воины», Р. Нехая «Мать», «Памятники».

Отмечена эволюция «военной» поэмы: отход от описательного повествования к проблемно-аналитическому, художественно-объемному раскрытию конфликтов современности. Наряду с изображением плацдарма военных событий дается психологически углубленный показ личности человека с сохранением его национального менталитета. Военная тема берет на себя постановку и нравственных проблем, и философских вопросов. Однако в работе замечена зависимость их решения в поэмах 70 — начала 80-х годов от идеологических требований времени (поэмы С. Яхутля «Подвиг» («Хусен Андрухаев»), А. Гадагатля «Невеста друга», И. Машбаша «Гром в горах», «Память», Р. Нехая «Памятники» и др.). Однако в ряде поэм все заметнее лирический элемент, нарастание драматизма («Сказ о мужестве» X. Беретаря, «Память» И. Машбаша, «Воспоминания матери» Р. Нехая и.

ДР-).

С поэмой на военную тему связано развитие этого лиро-эпического жанра, т.к. уже в 80-е годы эпические формы поэзии уступают место лиро-эпическим и лирическим. Особенно заметно оформление новых качеств в поэмах X. Беретаря, И. Машбаша, Р. Нехая. В качестве примера в работе анализируются поэма «Камни Бреста» X. Беретаря, «Память» И. Машбаша, «Испытание мужества», «Воспоминания матери» Р. Нехая и др.

В эволюции военной поэмы в сторону ее философизации значителен вклад К. Кумпилова. Его поэмы «Надежда» и «Воины» отличаются аналитическим осмыслением военного прошлого и сосредоточенности на авторском чувстве. Большую роль в этом процессе сыграли и поэмы И. Машбаша.

Содержание II главы позволило сделать следующие выводы:

1. Адыгейская поэма о войне смогла выразить основные типологические направления в художественных поисках адыгских литераторов.

2. В адыгейской поэме произошли качественные изменения, но неизменными остались эпически развернутое изображение военных действий и психологический показ личности.

3. Тема мужественной борьбы народа реализовывалась через событийный сюжет и сложные судьбы главных героев.

4. По словам У. Панеша, «решение военной темы в свете нравственнофилософских исканий современного человека привело к полному, насыщенному и глубокому изображению личности в ее связях с окружающим миром» [64:66].

Изложение материала о жанровых и структурно-стилевых особенностях поэмы на современную тему (гл. III) открывается историко-тематическим ретроспективным рассмотрением понятия «современная поэма» с опорой на конкретный материал (поэмы Ц. Теучежа, «Живи, человек» А. Хаткова, «Ураза» М. Паранука, «Счастье человека» А. Гадагатля), для своего времени.

— 30 — 50-е годы — поэмы этих авторов были, безусловно, современными. Через перечень значительных для поэм 80 — 90-х годов изменений намечена линия развития эпической поэмы, нарастания в ней качеств психологизма и философизации, формирование лирической традиции. Опорой являются теоретические положения адыгейских литературоведов. Основные признаки поэмы на современную тему У. Панеша приняты в данной главе за концептуальную основу.

В поэмах на современную тему (70 — 90-х годов) продолжается осмысление связи настоящего с революционным прошлым или с далекой историей. Судьба главного героя остается примером для подражания и олицетворяет движение народа к новой реальности. Но если эта тенденция прежде нередко приводила поэтов к схематизму в разработке образов за счет потерь в их индивидуализации, то ныне новый социально-исторический тип занимает в современной адыгейской поэме важное место благодаря многогранности его характера, смелому раскрытию его противоречий. Сложная судьба героя художественно решается во взаимосвязи личности и истории. Таким образом, адыгейская поэма акцентирует свое внимание на личности.

В ее художественном воплощении лирическая и эпическая тенденции не исключают друг друга, а сосуществуют, дополняя, обогащая друг друга. Ощутимый подъем лирического начала наблюдается в 70- х годах, вызывая повышенный интерес к внутреннему миру современника и соответствующие структурные изменения в литературе. Усиливающееся тяготение к лиризму, усложнение жанра ощущается в поэмах «Сказ об ауле» X. Беретаря, «Иду к человеку» Н. Куека, «Кто ты, человек?» К. Кумпилова, «Колокол правды» X. Хурумова и других.

Усиление проблемности, расширение тематического пространства изображаемого жизненного материала приводят к слиянию лирикоисповедального плана с объективно-повествовательным. Это способствует образованию различных синтезированных жанрово-композиционных формирований в поэме. В особенности показательна эволюция лирической поэмы, в частности, о любви: изменение ее жанровых границ, наполнение ее новым, значительным содержанием, большой темой, усиление художественной выразительности («Светлая печаль первой любви», «Дожди, которые не идут», «В добрый путь, молодые деревья» Н. Куека, «Чайки», «Мой Интернационал» Р. Нехая, «Знаю» М. Тлехаса).

Влияние на современную адыгейскую поэму драматического начала как следствие усиления жизненных драматических коллизий, обогащение художественных возможностей драматической поэмы, введение в нее нетрадиционных для национальной поэзии приемов (лейтмотивов, повторов, наплыва кадров, диалогов) заметны в поэмах «Перекати-поле» И. Машбаша, «Камни Бреста» X. Беретаря, «Потерянный кров» Н. Багова, «Колокол правды» X. Хурумова, «Светлая печаль первой любви» Н. Куека, «Моя печаль» X. Беретаря, «Паганини» М. Емиж.

Современная адыгейская поэма движется по пути усложнения жанра, освоения новых жанров, использования различных приемов лиризации, средств психологизма.

Эволюция адыгейской поэмы стимулируется также обращением к значительной проблематике, которая не укладывается в пределах стихотворения. Это ведет к расширению границ лирики, поэмы становятся «проблемно тематическими и концентрированными» по своим художественным особенностям. Эти особенности наиболее ярко выражены в творчестве Н. Куека, Р. Нехая, Н. Багова, М. Емиж и др. Характеристика их поэм дает основания говорить о высоком художественном уровне, достигнутом авторами современных поэм.

Таким образом, многолетние нелегкие духовные и художественные поиски адыгейских поэтов находят на современном этапе убедительное художественное завершение в создании национальной поэмы, которая по всем параметрам достойна быть квалифицированной как современная поэма в подлинном смысле этого слова.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М. Дочь адыга / М. Андриасов // Дон. 1958. — № 9. — С. 194.
  2. , А. Место искусства в познании мира / А. Андреев. М.: Политиздат, 1980. — 255 с.
  3. , С. Адыгские историко-героические песни XVI—XIX вв.. / С. Аутлева. Нальчик, 1973.
  4. , А. Историко-героический эпос адыгов и его стабильная специфика / А. Алиева // Типология народного эпоса. -М., 1975.
  5. , А. Жанрово-исторические разновидности героического эпоса адыгских народов / А. Алиева // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. М., 1980.
  6. , В. История русской поэзии (1730−1980 гг.) / В. Баевский. М.: Сов. Россия, 1994. — 256 с.
  7. , X. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии / X. Баков. Майкоп: Меоты, 1994.-240 с.
  8. , В. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 5 / В. Белинский. М., 1948. — 863 с.
  9. , В. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6 / В. Брюсов. — М.: Худож. лит., 1978. 570 с.
  10. Гегель. Эстетика: в 4 т. Т. 3 / Гегель. М. 1971. — 499 с.
  11. , С. Жизнь неукротима / С. Городецкий. — М.: Современник, 1984. 127 с.
  12. , В. Из письма Нальбия / В. Дементьев // Пламя поэзии. М.: Молодая гвардия, 1982. — С. 80−106.
  13. , В. Кавказская тетрадь / В. Дементьев. М.: Современник, 1989. — 299 с.
  14. , В., Мартынов, JI. Поэт и время. М.: Сов. писатель, 1986. — 430 с.
  15. , А.Г. Современная советская поэма / А. Г. Жаков. — Минск, 1981.
  16. , В. О новых тенденциях в русской поэзии 19 801 990-х годах / В. Зайцев // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1996. — № 4. — С. 9−20.
  17. , И. Крушение абстракций / И. Золотусский // Новый мир. 1989. — № 1.-240 с.
  18. , А. Русская советская поэма. 1917−1941 / А. Карлов. -М., 1989.
  19. , А. Поэтический словарь / А. Квятковский. — М., 1966.-221 с.
  20. , С. Художественный мир советской поэмы: Возможности жанра / С. Коваленко. М.: Наука, 1989.- 272 с.
  21. , Г. В присутствии Пушкина. Современная поэзия и классическая традиция / Г. Красухин. — М., 1985.
  22. , М. Сидунае дахэр ренэу сиорэд / М. Къуныжъ // Зэкъошныгъ. (Дружба). -2001.- № 3. С. 131−138.
  23. , X. Поэтика Карачаево-балкарской народной лирики / X. Малкоидуев. — Нальчик, 2000. — 144 с.
  24. , А.А. Ритмы времени. Этюды о русской советской поэзии наших дней / А. А. Михайлов. М., 1973.
  25. Налоев, 3. Корни и ветви / 3. Налоев. Нальчик, 1991. -278с.
  26. Налоев, 3. Послевоенная кабардинская поэзия / 3. Налоев.- Нальчик, 1970. 155 с.
  27. Налоев, 3. У истоков песенного искусства адыгов / 3. Налоев. Нальчик, 1970. — 163 с.
  28. Налоев, 3. Героические и исторические песни и песни-плачи адыгов / 3. Налоев // Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов, в 3-х т., Т.З. — М.: Наука. 1986. — 543 с.
  29. , И. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. Опыт типологии жанра / И. Неупокоева. -М., 1971.
  30. , У. Судьба твоя безудержная птица / У. Панеш // Адыгейская правда. -1981.-9 июля.
  31. , X. Рассвет / X. Панеш // Адыгейская правда. -1958.-№ 21.
  32. , М. Избранное / М. Паранук. Майкоп, 1962. -С. 327 с.
  33. , Н. Вопросы методологии и поэтики / Н. Поспелов // Сборник научных статей МГУ. М.: Издательство МГУ, 1983.
  34. , У. Гупшысэ налъэр псалъэм игъозэ нэф // Социалистическэ Адыгей. — 1983. — Августым и 9. — Рец. на кн.: Беретарь X. Псынэк1эчъ мыпчъэкъожь. Стиххэмрэ поэмэхэмрэ / X. Бэрэтэрэ. — Мыекъуапэ: Краснодар тхылъ тедзап1эм и Адыгэ отд., 1986.-С. 3−5.
  35. , У. Оры зыфэстхырэр непэ сонет гъэш1эн ш! улъэгъур, гъэш! эн гупшысэр: (X. Бэрэтэрэ. А1ахь мыгощехьылГагъ) / У. Пэнэшъу // Социалистическэ Адыгей. — 1990. — августым и 9.
  36. , П. Филология и культурология / П. Сакулин. -М., 1990.
  37. , А.Н. Очерки по поэзии русской поэмы XVIII и первой половины XIX в. / А. Н. Соколов. М., 1956.
  38. , А. Весенняя песня / А. Схаляхо // Зэкъошныгъ (Дружба). Майкоп. — 1964. — № 13. — С. 68−70.
  39. , А. Очаг национальной памяти / А. Схаляхо. — Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 1999. 512 с.
  40. , А. На пути творческого поиска: статьи, очерки, эссе, выступления / А. Схаляхо. Майкоп: Адыгея, 2002. — С. 225 247.
  41. , А. Правда жизни мера творчества / А. Схаляхо.- Майкоп, 1990. 66 с. (на адыг. яз.).
  42. , А. Путь поэта (О творчестве С. Яхутля) / А. Схаляхо // Адыгейская филология, Вып. 4. Ростов н/Д, 1970. -С. 75−76.
  43. , А. Судьба твоя безудержная птица / А. Схаляхо // Комсомолец Кубани. -1981.-9 июля.
  44. , JI. Слово в стихе / JI. Тимофеев. М.: Советский писатель, 1987. — 420 с.
  45. Толгуров, 3. Информационно-эстетическое пространство поэзии Северного Кавказа / 3. Толгуров. Нальчик: Эльбрус, 1999. -128 с.
  46. , Б. Стилистика и стихосложение / Б. Томашевский. Л.: Нева, 1959. — 285 с.
  47. , Б. Язык и стиль / Б. Томашевский. Л.: Гослитиздат, 1959. — 49 с.
  48. , М. В ожидании добра. О. И. Машбаше / М. Турков // Вечный огонь. М., 1984. — С. 190−196.
  49. , А. Общественные процессы и их отражение в адыгейской поэзии / А. Тхакушинов. Майкоп: Зехи, 1994. — 200 с.
  50. , Ю. Проблема стихотворного языка / Ю. Тынянов. М.: Сов. писатель, 1965. — 254 с.
  51. , П. На поэтической тропе // Кубань. 1972. — № 7. — С. 113−114. — Рец. на кн.: Беретарь, X. Тропинка в горы / X. Беретарь. — Краснодар: Краснодар, кн. изд-во, 1971. — 120 с.
  52. , В. Стихотворение и поэзия / В. Холшевников. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 256 с.
  53. , Т. В ритме эпохи / Т. Чамоков. Нальчик: Эльбрус, 1986. — 184 с.
  54. , Т. Об адыгейском стихосложении / Т. Чамоков // Адыгейская филология. Вып. 4. Ростов н/Д: Адыгейская областная типография управления по печати Краснодарского крайиспокома, 1970.-С. 83−96.
  55. , Т. Традиции фольклора в адыгейской поэзии / Т. Чамоков // Адыгейская филология. Вып. 2. Краснодар: Краснодар, кн. изд-во, 1967. — С. 259−273.
  56. , К. Живое слово / К. Шаззо. Майкоп.: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1982. — 220 с.
  57. , К. Нам нужно только доброе творить // Адыгейская правда. 1984. — 28 марта. — Рец. на кн.: Беретарь X. Яблоня деда: стихи и поэма / X. Беретарь. — Краснодар: Краснодар, кн. изд-во, 1984. — 79 с.
  58. , К. Ступени. Исхак Машбаш: жизнь и творчество. -Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1991. 240 с.
  59. , Ш. Продолжение кризиса- размышления о послевоенной адыгейской поэзии: к 70-летию И. Машбаша и X. Беретаря / Ш. Шаззо. Майкоп: изд-во МГТИ, 2001. — 44 с.
  60. , Ш. Художественное своеобразие адыгейской поэзии (эволюция, поэтика, стилевые искания) / Ш. Шаззо. Майкоп: Качество, 2003. — 381 с.
  61. , JI. Современная советская поэма (1950−1970 гг.) / Л. Швецова. М., 1984.
  62. Щэш1э, Щ. Ц1ыфхэм сырягъусэу сэ сыщы1. (Поэтэу Бэрэтэрэ Хьамид итворчествэ фэгъэхьыгъ) / Щ. Щэш1э // Адыгэ макъ. — Июлым и 27. Н. 4−5.
  63. , Р. Работы по поэтике / Р. Якобсон. М., 1992. — 292 с.
  64. , Б. О поэзии / Б. Эйхенбаум. М.: Сов. писатель, 1969. 198 с. 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ
  65. , X. Весенняя песня / X. Беретарь. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1960. — 72 с.
  66. , X. Далекие берега / X. Беретарь. Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1981. — 255 с.
  67. , X. Единственная любовь / X. Беретарь. -Майкоп: Майкопское отд. кн. изд-ва, 1977. 128 с.
  68. , X. Камень не плачет. Стихи и поэма / авториз. пер. с адыг. яз. X. Беретарь. М.: Сов. писатель, 1968. — 80 с.
  69. , X. Луч солнца: Стихи и поэмы / X. Беретарь. -Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1964. 110 с. (на адыг. яз.).
  70. , X. Неиссякаемый родник: Стихи и поэмы / X. Беретарь. Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1986. — 104 с. на адыг. яз.).
  71. , X. Новый день. Стихи, поэмы / X. Беретарь. — Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1969. 110 с.
  72. , X. Сказ об ауле. Поэма / X. Беретарь. Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1974. — 76 с. (на адыг. яз.).
  73. , X. Тропинка в горы / X. Беретарь. Краснодар: Краснодар, кн. изд-во, 1971. — 120 с.
  74. , А. Невеста друга. Стихи и поэмы / А. Гадагатль. Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1977.- 186 с.
  75. , А. Свет над Лабой. Стихи и поэмы / А. Гадагатль- авториз. пер. Н. Горохова. — М.: Сов. писатель, 1981. -90 с.
  76. , А. Солдат и девочка / А. Гадагатль. Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1975. — 63 с.
  77. , А. Наша жизнь: сб. стихов / А. Евтых. Майкоп: Адыг кн. изд-во, 1957. — 185 с.
  78. , М. Таинственный знак / М. Емиж. Майкоп, 1980.- 47 с. (на адыг. яз.)
  79. , Н. (Нальби). Звезда близка: стихи и поэмы / пер. с адыг. Н. Куек. М.: Сов. Россия, 1984. — 176 с.
  80. , Н. (Нальби). Танец надежды: стихи, поэмы / Н. Куек. М: Современник, 1979. — 96 с.
  81. , Н. И луч, и голос, и перо: стихи и поэмы / Н. Куек.- Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1981. — 117 с.
  82. , Н. Светлый круг: стихи и поэмы / пер. с адыг. Н. Куек. М.: Современник, 1982. — 142 с.
  83. , К. Апрель души моей. Стихи и поэма / К. Кумпилов. — Майкоп.: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1971.- 88 с.
  84. , К. Миг вечности. Стихотворения и поэма / К. Кумпилов. Майкоп.: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1987. -С. 112−127.
  85. , Н. Чэрэз чъыгхэр: стиххэр, поэмэхэр / Н. Къуекъо. Мыекъуапэ: Краснодар тхылъ тедзап1эм и Адыгэ отд., 1971.-81 с.
  86. , И. Мир дому твоему: стихотворения и поэмы / пер. с адыг. яз. И. Машбаш. М.: Сов. писатель, 2001. — 400 с.
  87. , И. Светлое имя твое: стихотворения и поэма / пер. с адыг. яз. И. Машбаш. М.: Сов. Россия, 1978. — 288 с.
  88. , И. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы / И. Машбаш. — Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2001.-704 с.
  89. , Р. Водопад. Стихи, поэмы / Р. Нехай. Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1977. — 80 с.
  90. , Р. Всегда желанный / Р. Нехай. Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1980. — 103 с.
  91. , Р. Зов / Р. Нехай. Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1971.-67 с. (на адыг. яз.).
  92. , Р. Огонь в очаге / Р. Нехай. Майкоп: Адыг. отд. Краснод. кн. изд-ва, 1983. — 103 с. (на адыг. яз.).
  93. , Р. Чайки: стихи, поэмы / Р. Нехай. Майкоп: Краснодар, кн. изд-во, 1973. — 88 с.
  94. , С. Всем сердцем. Стихи / С. Яхутль. Майкоп: Адыгейское книжное изд-во, 1957. — 84 с.
  95. , С. Моя крылатая Пчас. Стихи и поэмы / С. Яхутль. Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1974. -183 с.
  96. , С. Твоими устами / С. Яхутль. Краснодар: Краснодар, кн. изд-во, 1966. — 96 с.
  97. , С. С тобою, товарищ / С. Яхутль. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1963. — С. 69−74.
Заполнить форму текущей работой