Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дизайнерские принципы формирования игровой среды для детей на придомовых территориях (на примере жилых районов г. Москвы)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Состояние вопроса и актуальность исследования. В условиях развитого социализма созданы широкие возможности для всестороннего развития каждого человека, дальнейшего повышения его творческой активности и физического совершенства. Участие дизайна в решении этой проблемы связано с формированием художественно-выразительной предметно-пространственной среды для человека. Натурные обследования жилой… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. Актуальность теш. Цели, задачи, границы и методы исследования
  • ГЛАВА I. Особенности формирования придомовой среды с учетом детского фактора
    • 1. 1. Анализ отечественного и зарубешюго опыта формирования придомовой среды с учетом игровых потребностей детей
    • 1. 2. Специфика игрового поведения детей в придомовой среде
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. Принципы формирования"-игровой среды детей
    • 2. 1. Типология придомовых «пространств и игровые формы поведения в них детей
    • 2. 2. Зонирование придомовой среды с учетом игровых форм поведения детей
    • 2. 3. Формирование предметного языка игровой среды детей.. цб
  • Выводы

Дизайнерские принципы формирования игровой среды для детей на придомовых территориях (на примере жилых районов г. Москвы) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Состояние вопроса и актуальность исследования. В условиях развитого социализма созданы широкие возможности для всестороннего развития каждого человека, дальнейшего повышения его творческой активности и физического совершенства. Участие дизайна в решении этой проблемы связано с формированием художественно-выразительной предметно-пространственной среды для человека.

Научно-технический прогресс и социально-культурная жизнь общества существенным образом изменили предметно-пространственную среду города, условия которой формировались веками. Практика формирования новых жилых районов за последние 20−30 лет существенно изменила предметно-пространственные условия придомовой среды. Безликость и монотонность жилой застройки, нечеткость пространственных границ придомовой территории негативно влияют на осуществление в ней различных форм деятельности людей (игр детей, спорта и отдыха подростков, отдыха пожилых и т. д.), не способствуют ощущению комфортности придомовой среды, препятствуют полногду раскрытию творческих и физических возможностей личности. Не спасают положение детские игровые площадки, существованию которых в придомовой среде придается особое значение.

Настоящая работа посвящена исследованию дизайнерских принципов формирования эстетически целостной придомовой среды города с учетом потребностей играющих детей.

В последнее время специалисты в сфере дизайна и архитектуры уделяют большое внимание потенциальным возможностям ребенка. Появляются статьи и монографии, в которых авторы пытаются с разных сторон осмыслить вопросы влияния предметно-пространственной среды на развитие личности. Предлагаются и обсуждаются различные концепции, которые уходят корнями в психологические, педагогические, социальные проблемы, в проблемы дизайна и архитектуры. На придомовых территориях появляются игровые площадки, игровые комплексы, идет процесс формулирования требований, предъявляемых к качеству оборудования. Вопросами проектирования детских игровых зон занимаются ВДИЮПжилища, ЦНИИЭП градостроительства, ВШИТЭ и его филиалы и другие институты, а также отдельные авторы — А. Г. Орлюк, Н. Е. Минский, С. Н. Розанцев, В. М. Свидерский, В. В. Семкин и др. Особенности эстетической организации среды для детей, основанной на специфике детского восприятия, посвящены работы Р. Т. Гайказовой, Т. Д. Кострикиной, Н. Я. Крижановской, Т. М. Потаповой, Ю. Б. Хромова, Г. Ф. Ерошиной и др.

В то же время до сих пор проектировщики не учитывали влияние всей придомовой среды на познавательно-игровую деятельность детей, в то время, как именно она оказывает комплексное воздействие на процесс игры, способствует или препятствует ее осуществлению. Иначе говоря, архитектурная концепция формирования придомовой среды не смогла на должном уровне решить проблему целостности и эстетической выразительности придомовой среды с учетом игровых потребностей детей.

В связи с этим возникает необходимость выявления принципов формирования такой придомовой среды, которая могла бы оказывать социо-организующее воздействие на развитие личности, способствовать формированию творческих и физических способностей ребенка. Следовательно, задача состоит в разработке дизайнерской концепции предметно-пространственной среды внутриквартальной жилой зоны с учётом игровых потребностей детей. Это объясняет необходимость проведения специального научно-теоретического исследования.

Дизайн, аккумулирующий данные архитектуры, социологии, психологии, искусствознания и т. д., способен внести свой вклад в решение вопроса формирования придомовой среды. Выявлению сферы его деятельности в придомовой среде, формируемой с учетом игровых потребностей.

— 5 детей, и посвящена данная работа.

Целью исследования является выявление особенностей влияния предметно-пространственных условий придомовой среды на игровую деятельность детей и разработка дизайнерских принципов формирования придомовой территории новых жилых районов с учетом игровых потребностей детей.

В развитие поставленной цели намечены для исследования следующие задачи:

— анализ зарубежного и отечественного опыта формирования придомовой территории с учетом игровой деятельности детей;

— выявление особенностей игровой деятельности детей в различных типах придомовой среды, в различных зонах придомовой территории и с различными элементами и средствами ее предметного оснащения;

— разработка дизайнерских принципов и методов по формированию придомовой территории с учетом игровых потребностей детей.

Методика исследования определяется поставленными задачами.

Анализ зарубежного и отечественного опыта формирования придомовой среды с учетом игровой деятельности детей проводится по литературным источникам за последние 15 летпо материалам научно-исследовательских и проектных институтов (ЦНИЙЭПжшшца, ЦНИИЭПгра-достроительства и др.) — по данным натурных обследований новых жилых кварталов Москвы.

Натурные обследования жилой застройки проводились методами эскизирования и фотографирования типов пространственно-планировочной организации придомовой территории. Из 300 архитектурно-планировочных конфигураций придомовой территории (с 5-ти, 9-ти и 16-ти этажной застройкой) было отобрано 30 наиболее характерных, в которых производились обмеры, опрос детей (около 300 человек).

Специфические особенности игровой деятельности детей в различных типах и зонах придомовой территории и с различными объектами игры определялись с помощью социологического обследования и графического анализа.

Основным методом сбора информации в диссертации избрано невклю-ченное (не влияющее на естественный ход игры) наблюдение за действиями детей с последующим (выведенным за рамки игрового действия) нестандартным интервью, как одним из возможных методов определения содержательных характеристик игровой деятельности детей.

В работе проводится художественно-конструкторский анализ особенностей формирования различных типов и зон придомовой среды и элементов предметной среды двора с учетом игры детей. Систематизация полученных данных служит основой для разработки дизайнерских предложений по формированию различных зон придомовой среды с учетом игровых потребностей детей.

Объектами исследования являются:

— пространственно-планировочная организация придомовой территории новых жилых районов Москвы;

— специфические особенности процесса игровой деятельности детей в различных типах и зонах придомовой территории и с различными объектами игры;

— художественно-конструкторские особенности формирования различных зон придомовой территории и элементов предметной среды двора с учетом игровой деятельности детей.

Предметом исследования являются дизайнерские особенности и принципы формирования детской игровой среды в придомовых пространствах.

В качестве рабочей гипотезы принято, что пространственно неопределенные границы придомовой территории вызывают снижение игровой активности детей, негативно влияют на формирование и развитие творческих и физических способностей ребенка, на развитие социальных контактов детей.

Границы исследования определяются объектами и предметом исследования.

В работе рассматриваются пространственно-планировочные приемы застройки только новых жилых районов (1960;1980гг.).

Исследование направлено на выявление особенностей влияния различных типов и зон придомовой территории и элементов предметной среды на процесс детской игры во внутриквартальной жилой зоне. Оценка зон и объектов игры с позиции их предпочтений детьми производится по результатам социологического обследования детей от 3-х до 10 лет (натурные наблюдения, опрос).

Поиск художественно-конструкторских особенностей формирования объектов и зон придомовой территории позволил конкретизировать дизайнерские предложения по этому вопросу.

Впервые на защиту выносятся сформулированные дизайнерские принципы формирования придомовой среды с учетом игры детей:

— типология придомовых пространств;

— функциональная структура придомовой среды в аспекте детских игр;

— морфологический язык придомовой среды.

Использование дизайнерских предложений в качестве операционно-методического материала обеспечит проектно-исследовательскую работу художника-конструктора научными представлениями о том, каким должен быть анализ предметно-пространственных условий придомовой среды с учетом игровых потребностей детейкакие предметно-пространственные условия различных типов и зон придомовой территории наиболее существенны, в качестве объектов дизайнерской деятельностикакие художественно-конструкторские средства целесообразно применять для формирования объектов и зон придомовой территории с учетом игровых потребностей детей.

Практическая ценность работы заключается в следующем:

— результаты исследования могут быть использованы дизайнерами, архитекторами, инженерами по благоустройству, студентами художественных вузов и т. д., т. е. всеми теш категориями работников, которые в теории или на практике решают задачи формирования придомовой среды с учетом игровых интересов детей;

— дизайнерские принципы формирования придомовой среды могут быть использованы для повышения эффективности проектирования и качества производства элементов предметной среды двора, позволят формировать придомовую среду, способствующую развитию творческих и физических способностей ребенка;

— предложения по художественно-конструкторскому формообразованию элементов игровой среды придомовой территории могут быть рекомендованы для нормативных документов.

Диссертация состоит из введения, двух глав, общих выводов и библиографии. Объем диссертационного материала 140 с. Б работе содержится 38 рисунков. Объем иллюстративного материала — 15 планшетов (60×60).

Список литературы

содержит 225 наименований. Общий объем диссертации с приложением — 219 с.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Безликость и монотонность жилой застройки новых жилых кварталов, неблагоустроенность и нечеткость пространственных границ придомовой территории, негативно влияют на осуществление в в ней различных форм деятельности людей (игр детей, спорта и отдыха подростков, отдыха пожилых и т. д.).

Профессиональная ориентация отечественного дизайна на создание эстетически целостной и гармоничной предметно-пространственной среды обитания привела в 80-е годы к необходимости разработки дизайнерской концепции формирования придомовой среды с учетом потребностей различных возрастных групп.

Разработка основных принципов проектно-художественной концепции формирования придомовой среды с учетом игровых потребностей детей и осуществлена автором в диссертации.

2. В диссертации разработана проектно-художественная концепция придомовой среды, согласно которой детская среда — это не искусственно выделенная и морфологически закрепленная зона на придомовой территории, а вся придомовая среда, гибкая, трансформирующаяся постоянно видоизменяющаяся с учетом детского фактора и охватывающая весь морфологический язык придомовой среды.

3. Научно-обоснованный дизайнерский подход к формированию придомовой среды с учетом игровых потребностей детей основывается нг.

— анализе существующих планировочных решений жилых кварталов с последующим выходом на типологию придомовыхпространств (графический анализ);

— анализе функциональной структуры типов придомовых пространст: с целью выделения зон придомовой среды, характеризующихся определенной концентрацией в них игр и разной степенью предпочтительности этих зон детьми в процессе игры (социологическое обследование);

— анализе основных видов игрового поведения детей в придомовых пространствах (натурные обследования).

4. Исследование позволило установить следующие основные особенности функциональной модели игрового поведения детей в разных типах и зонах придомовой среды:

— активизация игровой деятельности детей наблюдается в замкнутом и усадебном типах придомовых пространств, снижение игровой активности — в коридорном, угловом и открытом типах придомовой среды;

— игровые предпочтения детей вызывают следующие зоны придомовой территории: «около дома», «у подъезда», «у ворот», «в углах домов», «в центре двора», «на площадке», «у гаражей» .

5. В диссертации разработаны дизайнерские принципы формирования различных типов и зон придомовой среды с учетом игровых потребностей детей.

Основные из них:

— принцип функциональной универсальности пространства придомовой среды, характеризующей всепроникающее распространение детской среды на придомовой территории;

— принцип трансформации пространства придомовой среды, характеризующий гибкость, многоплановость и многовариантность сфер функционирования различных сторон игрового поведения детей.

6. В диссертации рассмотрен вопрос о морфологическом языке придомовой зоны. Исходя из сложной структуры игрового поведения детей в придомовой среде выдвинут принцип «модульного конструктора' который в наибольшей степени отвечает особенностям игры детей и одновременно особенностям массового серийного производства оборудования придомовой территории.

Раскрыта дизайнерская специфика применения в проектной деятельности принципа «конструктор», состоящая в том, что проектируемый комплект конструктивных элементов модульного оборудования придомовой среды является производным от эстетической ценостности среды обитанияТ1Г~ориентирован на творческий тип мышления детей.

Дальнейшие исследования и разработки в области дизайнерской организации жилых групп с учетом возрастных потребностей детей должны быть направлены на создание базовых моделей комплектов у/ констрктивных элементов оборудования, на поиск методов, принципов и средств формообразования различных типов и зон придомовой среды и элементов предметной среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Капитал. — Маркс К и Энгельс Ф. — Соч. 2-е изд., т.23
  2. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981.
  3. С.С. Культурология Йохана Хейзенги. Вопросы философии, 1969, & 3, с. 169−174.
  4. Р.И. Структура свойств темперамента подростка в зависимости от типа и возраста. Дисс. на соиск. учен. степ, канд. псих. наук. I., Изд-во ЛГУ, 1975.
  5. Т.А. Кризис буржуазной культуры и концепция игры Й.Хейзенги. Философские науки, 1982, № 4, с.78−85.
  6. .Г. Индивидуальное развитие человека и конетанетность восприятия. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук. -М., 1968.
  7. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. Вопросы психологии, 1969, В 7, с. 68−74.
  8. Р. Визуальное мышление. В сб.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю. Б. Типпенрейтер, В. В. Петухова. — М., МГУ, 1981, с.97−108.
  9. А. Темперамент ребенка (младший школьный возраст). -Дисс. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук. Тбилиси, 1969.
  10. Acc Е. В. Дизайн в пространстве и жизни города. Техническая эстетика, 1980, № 6, с.1−6
  11. Acc Е. В. Дизайн в контексте городской среды (Некоторые теоретические и творческие проблемы). В сб.: Проблемы дизайна городской среды. — М., 1981, с. 11−33. — №уды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика», вып. 29).
  12. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., «Наука», 1976.
  13. A.B. Художественное творчество и воспитание., М., 1925.
  14. И.В. Современное градостроительство. Главные проблемы. М., Госстройиздат, 1962.
  15. ГЛ.Г. Архитектура и город. Проблемы развития советского зодчества. М., «Наука», 1979.
  16. Баулина 3.3. Опыт создания парка детской деревянной скульптуры в г. Горьком. Известия вузов. Строительство и архитектура., 1974, № 11, с. 59−62.
  17. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.
  18. Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М., Стройиздат, 1877.
  19. П.П. Игра. В кн.: БСЭ, 1-е изд., т.27, с.409−412.
  20. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности. В сб.: Психология формирования и развития личности. М., «Наука», 1981, с. 257−284.
  21. С.Ф. Комбинаторные идеи в дизайне. Техническая эстетика. 1983. 7, с. 14−16.
  22. А. Новая жизнь квартала. Архитектура СССР, 1981, Je 3.
  23. Бочаров 10.П. «Кудрявцев O.K. Планировочная структура современного города. М., Стройиздат, 1972.
  24. ЮД. Особенности проектирования детских площадокв пурговом районе Севера. В кн.: Застройка и благоустройство населенных мест Севера. Л., 1975, с.33−40. — В надзаг.
  25. Сб.научн. трудов ЛенЗНИИЭП.
  26. A.B. О формировании психического. В сб.: Психология формирования и развития личности. М., „Наука“, 1981, с.106−127. В надзаг.: АН СССР Ин-т психологии.
  27. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд., т.10.
  28. А. Психическое развитие ребенка. Пер. с франц. М., 1967.
  29. Э.К. Семья и ее функции. (Демографо-статистический анализ). М., „Статистика“, 1975.
  30. I.A. Восприятие и обучение. М., „Наука“, 1969.
  31. А.П. Архитектурно-ландшафтная организация крупного города. Л., Стройиздат. Ленинградское отделение. 1982.
  32. Ю.Б. Где кончается центр Москвы. Строительство и архитектура Москвы, 1983, Je 2.
  33. Л.Т. Площадки для детей. Жилищное строительство, 1974, J6 2, с. 30−31.
  34. Н.Я. Комбинаторика. М., Наука, 1969.
  35. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. A.B. Петровского. М., 1979.
  36. В.И. Надежность информации в социологическом исследовании. Киев. „Наукова думка“, 1974.
  37. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1966, Je 6, с. 63.
  38. Л.Ф. Детская зона микрорайона. -Строительство и архитектура Ленинграда. 1973, й 10, с. 7−9.
  39. Р.Т., Кострикина Г. Д. Оформление детских дошкольных учреждений. М., 1974.
  40. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. В сб.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980гг. Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — М., МГУ, 1981, с.198−203.
  41. П.Я. 0 методе поэтапного формирования умственных действий. В сб.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980гг. Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — М., МГУ, 1981, с.97−101.
  42. Г. Игра в бисер. М., 1963.
  43. В.Л. Проблема метода в проектировании среды. В сб.: Проблемы теории и истории архитектуры. (Сборник научных трудов. Вып.5) — М., 1979. — В надзаг.: ЦНИИП градостроительства.
  44. O.A. Проектирование бытовых электроприборов с учетом детской категории потребителей. Техническая эстетика, 1981, № 6, с.18−20.
  45. Л.А., Клопов Э. В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., „Наука“, 1972.
  46. JI.JI. Две модели освоения околодомового пространства. В сб.: Эффективность жилой среды в условиях городского образа жизни. — Ленинград, 1978 — В надзаг.: Ленинградская организация CA СССР (Материалы научно-теоретического совещания).
  47. A.M. 0 молодежи. М., 1949.
  48. В.В., Переверзев Л. Б. К исследованию предметной среды для детей. Техническая эстетика. 1976. М 3−4, с.4−6.
  49. М.В. Игра как специфический вид человеческой деятельности Философские науки, 1983, 2, с.54−61.
  50. Дизайн и город (Круглый стол). Техническая эстетика, 1978, JS 9.
  51. Л. Предметы обихода из картона. Наш дом (болг.), 1975, В 48, с.28−30.
  52. Я.Е. Многоэтажное жилище столицы. М., Московский рабочий, 1979.
  53. .И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности. В сб.: Психология формирования и развития личности. М., „Наука“, 1981, с.284−306. — В надзаг.: АН СССР ин-т психологии.
  54. ДкъШато С., Букен А. Рекреации для детского сада в Клейн-Суйи. Современная архитектура (пер. с франц.), 1972, 13, с. 106−107.
  55. A.B. Экспериментальный детский конструктор для сю-жетно-ролевых игр. Техническая эстетика, 1877, Je 12, с. 5−10.
  56. Г. Ф. Мебель и игровое оборудование для детей дошкольного возраста. Обзор. Сер."Художественное конструирование за рубежом, вып. 3. — М., 1972. — В надзаг.: ВНИИТЭ.
  57. Р.И. Творческие игры в детском саду. М., „Просвещение“, 1980.
  58. Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды. Вопросы психологии, 1967, № 2.
  59. JI.C., Микулина E.i/I. Ландшафтная архитектура. Учебник для вузов. М., Стройиздат, 1979.
  60. A.B. Условия и движущие причины психического развития ребенка. В сб.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., МГУ, 1981, с.7-Ю.
  61. P.A., Белецкий М. Е. Комплексное оборудование для детского сада. Техническая эстетика, 1975, В I, с. 26.
  62. Г. И. Принципы формирования архитектурно-пространственной среды с учетом особенностей возрастного восприятия. Дисс. на соиск.учен.степ.канд. архитектуры. М., МАРХИД980.
  63. Игровые комплексы для детей в городах (Великобритания, Нидерланды). Реферативная информация „Строительство и архитектура“. Зарубежный опыт. Сер.3,1973, вып. 12, с.10−12. — В надзаг.: ЦИНИС Госстроя СССР.
  64. Игры народов СССР. Под ред. Всеволодского-Гернгросса В.Н., М., „Просвещение“, 1933.
  65. A.B. Архитектура города. ГЛ., Стройиздат. 1971.
  66. A.B. Современная архитектура Швеции, м., Стройиздат, 1978.
  67. A.B. Новая архитектура Финляндии. М., Стройиздат, 1972.
  68. Интердизайн-80. Обзор.-М., ВНИИТЭ, 1981.
  69. К., Иногути Й. Особи то соно дэдзайн ДНШДАД974, В 73, с.7−14.
  70. К.Г. В поисках сущности игры. Философские науки, 1977, гё 6, с.154−158.
  71. К.Г. Второе рождение проблеш „Игра и искусство“. -Философские науки, 1974, Je 5, с.145−148.
  72. В.К. Детские парки в структуре современного города. -В кн.: Из опыта строительства, проектирования и научных разработок в Саратовской области. Саратов, 1976, с.129−136, (Изд-во Саратовского гос. ун-та).
  73. Г. З. Влияние планировочных факторов на некоторые аспекты формирования городской среды. Дисс. на соиск.учен. степ.канд.архитектуры. Л., 1980.
  74. Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., Педагогика, 1983 — В надзаг.: Научн.-исследов.ин-т дошкольного воспитания АПН СССР.
  75. И. Критика способности суждения. Соч. в шести томах. М., 1966, т.5
  76. В.М., Свешников В. К., Ситникова Е. С., Тимофеев Л. А., Шушов А. Ф. Новые индустриальные города. Опыт проектирования. Л., Стройиздат., Ленинградское отделение, 1975.
  77. Л. Н. Рабинович И.Л. Композиция массовых жилых домов и ансамбля застройки. Под общей ред. Е. Р. Рубаненко, М., Изд-во Стройиздат, 1973. В надзаг.: Центр.науч.исслед, и проектный ин-т типового и эксперимент. проектирования жилища.
  78. С.Н. Развитие ориентировки на речь и ее элементы. В сб.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис.- М., МГУ, 1981, с.220−227.
  79. Г. Философские аспекты теории игр. Вопросы философии, 1968, № 8.
  80. Когой 0., Франчешкин А. Игра стимул развития ребенка. — Техническая эстетика, 1976, 3−4, с. 14−16.
  81. В.Ф. Б комбинаторном формообразовании. В сб.: „Художественные и комбинаторные проблемы формообразования“.М., 197? 1£уды ВНИИТЭ. Сер. „Техническая эстетика“, вып.20, с.32−4Й.
  82. Кон И. С. Этнография детства. Историографический очерк. Вкн.: Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и народов Восточной и Юго-Восточной Азии. — М., Изд-во „Наука“, 1983, с. 9−51.
  83. Н.И. Логический словарь-справочник. М.""Наука», 1975.
  84. Н.Я. Детские игровые площадки (Обзор). Сер. «Художественное конструирование за рубежом», вып. 2.- М., 1976. — В надзаг.: ВНИИТЭ.
  85. Н.К. Педагогические сочинения. М., 1959, т.6.
  86. В. Л. Курышев В.Г. Общественные центры в сложившейся жилой застройке. М.: Стройиздат, 1981, — В надзаг.: Центр, научн.-исслед. и проектн. ин-т типового и эксперимент. проектирования школ, дошкольных учреждений, средних и высших учебн.заведений.
  87. С.Д. Ваш ребенок рисует. М., «Советский художник».1980.
  88. А.Н. Психологические основы детской игры. Советская педагогика, 1944, 4.
  89. А.Н. К теории развития психики ребенка. В сб.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляидис. — М., МГУ, 1981, с.5−7.
  90. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. М., 1952, т.II.
  91. М.И. Общение со взрослыми у детей первых сени лет жизни. В сб.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — М., 1981, с. 107−113.
  92. М.И., Сильвестру. А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, «Штиинца», 1983.
  93. Г. Г. Проблемы формирования ассортимента игрушек. Техническая эстетика. 1976, й 7, с.6−7.
  94. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., «Знание», 1982.
  95. А.Р., Юцович Ф. Я. Изменения в структуре игры в связис развитием речи. В сб.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — М., МГУ, 1981, с. 65−69.
  96. Любимова Г. Н.О .формировании предметно-пространственной среды97
Заполнить форму текущей работой