Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Детское философствование: онто-гносеологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Описание бытийных и социокультурных реалий, к которым относится детское философствование, не может быть дано в единой методологической программе, что и определяет методологический плюрализм настоящего исследования. Данная работа является междисциплинарной, поэтому широко применяется индуктивная методология в сочетании с дедуктивными рассуждениями, исходящим из использования наработок базовых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Онтологическая данность детского философствования
    • 1. Место и роль философствования в мире детства
      • 1. 1. Онтологические характеристики детства
      • 1. 2. Специфика детского философствования
    • 2. Детское философствование как интеллектуальная рефлексия в пространстве-времени детства
      • 2. 1. Детское философствование как смысловая игра
      • 2. 2. Детское философствование как практика вопрошания
  • Глава вторая. Эпистемологическая реальность детского философствования.7 $
    • 1. Спонтанное философствование как когнитивная реальность детского восприятия мира
      • 1. 1. Ребенок как спонтанный философ
      • 1. 2. Детская картина мира как продукт спонтанного философствования
      • 1. 3. Детское философствование как основание творчества ребенка
    • 2. Организация детского философствования как практическая философия
      • 2. 1. Зарубежный опыт «Философии для детей»
      • 2. 2. Отечественные философские практики
    • 3. Эвристическая ценность детского философствования

Детское философствование: онто-гносеологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Если бы существовало для человечества состояние райской ясности и невинности, то оно было б связано с отсутствием беспокойства и вечно анализирующего вопроса «Почему?», а для ребенка не родилась <�бы> выходящая за пределы непосредственно нужного в жизни потребность в объяснении.

К.Бюлер

Актуальность темы

исследования определяется теоретическими, социальными и практическими запросами времени. Для современной науки характерно понимание безусловной ценности и значимости детства в развитии личности, что предполагает необходимость его многостороннего изучения. В условиях демократизации всех сфер жизни ребенок перестает быть пассивным объектом воспитания и обучения, а становится активным носителем собственных смыслов бытия и субъектом миросозидания. Одной из реалий детства является философствование, поэтому чрезвычайно своевременным можно считать обращение к выявлению его места и роли в мире детства. Детское философствование чрезвычайно мало изучено, хотя потребность в его анализе становится все очевиднее. Детское философствование — одна из форм философской рефлексии, обладающая своей качественной спецификой, с одной стороны, и общностью со всеми другими формами философствования, с другой. Отсюда, задача проследить онтологическую и гносеологическую связь между детством и философией представляется чрезвычайно актуальной.

Социальная актуальность предлагаемого исследования заключается в том, что детское философствование может рассматриваться как интеллектуальный показатель социализации ребенка, так как в процессе рефлексии происходит принятие и освоение культуры. Современное общество в отличие от традиционного готово «принять» философствующего ребенка, что означает необходимость определения основных характеристик и условий детского философствования.

Наконец, перспектива перехода к новой, рефлексивной исследовательской парадигме образования диктует необходимость развития навыков самостоятельного творческого мышления, коммуникации, чему способствует философствование, которое может стать ведущим инструментом познания и образовательной стратегией. Понимание сущности детского философствования позволит создавать продуктивные, соответствующие требованиям времени, образовательные программы. В этом автор видит практическую актуальность настоящей работы.

Тема «философствующего ребенка» сравнительно недавно вошла в круг интересов отечественных ученых. Проведенные в Москве в 2005, 2006 и 2008 годах Международные конференции «Философия — Детям» выявили актуальность пересмотра взаимоотношений детства и философии. Традиционное для культуры отношение к детскому философствованию, как попытке «по-взрослому» размышлять о серьезных вещах, псевдофилософствованию, не соответствует реальному положению вещей.

Исследования зарубежных и отечественных авторов — философов, психологов, педагогов убедительно показали, что феномен детского философствования существует. Стратегия развития раннего философствования становится сегодня весьма популярной педагогической новацией, так как раннее философствование выступает способом стимуляции наиболее эффективных механизмов личностного развития, социализации детей, эмоционально-нравственного совершенствования, интеллектуального роста: создаются и внедряются специальные программы для школьников, выходят книги по философии для детей.

Степень разработанности проблемы. Существует целый ряд работ, прямо посвященных детскому философствованию (М. Липман, Г. Б. Мэтьюз, А. М. Шарп, Ф. Кэм, Д. Кеннеди, О. Бренифиер, Н. С. Юлина, Л. Т. Ретюнских, М. Н. Дудина, С. В. Борисов и др.). Большинство работ по этой теме опубликовано1 за рубежом, где более 40 лет ведутся специальные исследования, издаются книги и журналы:

Analytic Teaching: The Community of Inquiry Journal, Viterbo College, La Crosse, WL.

Critical & Creative Thinking: The Australasian Journal of Philosophy for Children, The Federation of Austrailian Philosophy for ChildrenAssociations (FAPCA).

• Questions: Philosophy for. Young People, published by the Philosophy Documentation Center, Bowling Green State University. Inaugurated in Spring 2001 with the support of the American Philosophical Association and the Northwest Center for Philosophy for Children.

• Thinking: The Journal of Philosophy for Children, Institute for the Advancement of Philosophy for Children, Montclair State University, NJ.

Особое значение имеют разработки американских ученых, сосредоточенных вокруг Института по исследованию «Философии для' детей» университета Монтклер, штат Нью-Джерси, особенно работы М. Липмана, ставшего основателем выше названного института и данной предметной области в философии, а также его коллег: Г. Мэтьюза и A.M. Шарп, Ф. Кэма1.

Отечественного читателя с американскими разработками познакомили книги Н.С. Юлиной2. Первые переводы некоторых книг, входящих в обучающую программу М. Липмана были сделаны М. Н. Дудиной: осмысливая. о проблематику детской философской пропедевтики, М. Н. Дудина издала книгу, в которой, опираясь на опыт американской программы и своих экспериментов,.

1 См.: Lipman, Matthew, Harry Stottlemeier’s Discovery (Upper Montclair, NJ: Institute for the Advancement of Philosophy for Children, 1974), Philosophy Goes to School (Philadelphia: Temple University Press, 1988). Thinking in Education (New York: Cambridge University Press, 1991) Lipman, Matthew, ed. Thinking Children and Education (Dubuque, IowaKendall/Hunt, 1993) — Lipman, MatthewSharp, Ann M.- and Oscanyan, Frederick, eds., Growing Up With Philosophy (Philadelphia: Temple University Press, 1978) — Matthews, Gareth, Philosophy and the Young Child (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1980)., Dialogues With Children (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1984)., The Philosophy of Childhood (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1994) «The Ring of Gyges-Plato in Grade School,» International Journal of Applied Philosophy, Vol. 14:1, Spring 2000, pp. 3−11. и др.

2 См.: Н. С. Юлина. Философия для детей. — M., 1996,2005.

3 См.: М. Н. Дудина. Философская пропедевтика, или Философии все возрасты покорны. — Екатеринбург. Издательство Уральского университета, 2000. См. так же: Философия для детей. «Элфи»: пер. М.Дудиной. — Екатеринбург, 1996; Философия для детей. «Пикси»: пер. М.Дудиной. — Екатеринбург, 1996. пришла к выводу о возможности и ценности детского философствования как способа улучшения качества образования. В1 Екатеринбурге под руководством доктора философских наук, профессора JI.A. Беляевой и доктора педагогических наук, профессора М. Н. Дудиной подготовлены и защищены первые кандидатские диссертации по специальности ' «педагогика», обращенные к проблематике занятий философией с детьми: О. Ю. Яценко «Ценностно-смысловой подход в обучении философии как средство личностного развития школьников" — М. В. Нифантова «Этнокультурные основания социоигрового метода обучения философии в школе" — Г. В. Коновалова «Формирование ценностных ориентаций ¦ школьников в процессе обучения' философии" — JI.B. Хохлова «Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения философии».

Большой практический опыт методических разработок занятий философией с детьми иисследования игровой природы детского философствования представлены в монографиях и статьях Л.Т.Ретюнских4. Некоторые исследования были проведены совместно с автором настоящей работы5.

Из последних работ, посвященных детскому философствованию как феномену познавательной деятельности следует выделить монографии6 и докторскую диссертацию C.B. Борисова «Эпистемология наивного философствования» (2007).

Настоящее исследование невозможно без апелляции к сложившемуся в науке понимаю философии как деятельности, представленному в работах А. П. Рачкова, Т. В. Филатова, В. Н. Сагатовского, опирающихся на идею изначальности присутствия философии в человеческом бытии, в деятельности.

4 См.: Ретюнских Л. Т., Бобахо В. Веселая мудрость. — М., 1994; Ретюнских Л. Т. «Школа Сократа». Философские игры десять лет спустя. — М, — Воронеж, 2003;

5 См.: Ретюнских Л. Т., Васильева Е. В. Дети и философия // Вестник Российского философского общества, 2001. — № 4- Ретюнских Л. Т. «Школа Сократа». Философские игры десять лет спустя. — М, — Воронеж, 2003;

Ретюнских Л.Т. В поисках мудрости. Философия для младших школьников. — М., 2008.

6 См.: Борисов C.B. «Философская пропедевтика: Теория и практика». — М., 2003; Эпистемология наивного философствования. — М., 2007.

Е.В.Карчагин выделяет деятельность как категорию философствования в качестве цельного социоантропологического феномена, «включающего в себя не только дискурсивную сферу, то есть ментальные практики, но и весь план человеческой экзистенции и социальной реализации"7. Автор опирается также на понимание философствования как способа самореализации личности, как оно представлено в трудах М. К. Мамардашвили, В. В. Бибихина, B.C. Библера и др.

Данная диссертация базируется на психологических работах, исследующих когнитивное и эмоциональное развитие ребенка и связанную с ним специфику мышления, интеллекта, социально-психологической адаптации ребенка. Этим обусловлено обращение к классическим трудам Ж. Пиаже, Л. Выготского, А. Леонтьева, Дж. Дьюи, Б. Эльконина, а также разработкам современной отечественной психологии (В.Мухиной, Н. Вераксы и др).

В качестве иллюстративного материала в тексте использованы детские философские эссе и высказывания, фрагменты литературных произведений, автобиографий.

Объектом исследования является феномен детского философствования в его онтологической и гносеологической определенности.

Предметом исследования становится специфика детского философствования, естественные проявления когнитивной и эмоциональной активности ребенка: сомнение, вопрошание, освоение языка, рефлексия, детская логика, игра, творчество.

Цель исследования — определить онтологические основания и гносеологические характеристики детского философствования.

Для достижения указанной цели необходимо было решить следующие задачи:

7 Карчагин Е. В Человек как философ: субъектно-деятельностный анализ/ Автореф. канд. дисс 2007. СЛ.

— Волгоград,.

— выявить место и роль философствования в мире детства через описание онтологических характеристик детства и специфики детского философствования;

— описать эпистемологическую реальность детского философствования на основании исследования когнитивной реальности детского восприятия мира и детской картины мира как продукта спонтанного философствования;

— проанализировать философствование как основание творчества ребенка;

— описать и проанализировать педагогические практики организации детского философствования как раздела практической философии;

— обозначить эвристическую ценность детского философствования. Теоретико-методологическое основание исследования.

Описание бытийных и социокультурных реалий, к которым относится детское философствование, не может быть дано в единой методологической программе, что и определяет методологический плюрализм настоящего исследования. Данная работа является междисциплинарной, поэтому широко применяется индуктивная методология в сочетании с дедуктивными рассуждениями, исходящим из использования наработок базовых концепций бытия и познания. Основными из них являются концепции экзистенциализма, феноменологии, структурной антропологии, диалектики, широко представлен анализ конкретных примеров детского философствования. Это определяет многообразие методов, привлеченных для анализа явления: рассуждение по аналогии, использование метафор, импликативно-экспликативные приемы. Специфика предмета исследования определяет и специфику теоретико-методологических его оснований, которые не могут быть полноценно представлены без психолого-педагогического фундамента. Предлагаемые выводы обосновываются результатами педагогических и психологических исследований.

В качестве фактологического материала в данной работе используются два вида свидетельств: о.

— документально зафиксированные собственно детские умозаключения ;

— автобиографические заметки, воспоминания* о детстве, которые позволяют сохранить ценное, личностно значимое и определяющее содержа? ше? детства в структуре человеческого бытия. Согласно закону апперцепции, констатирующему зависимость всех последующих восприятий от содержания и структуры предшествующего опыта, воспоминания о детстве раскрывают для самих авторов и для читателей значимость взгляда на мир глазами себя-ребенка, чтобы познать себя-взрослого.

Научная новизна исследования.

Настоящая работа является одним из немногочисленных в отечественной философии исследований детского философствования методами и средствами самой философии. В связи с этим представляется новой именно философская постановка проблемы детского философствования в отличие от традиционного психолого-педагогического подхода.

В работе обоснованы следующие положения:

— определен онтологический статус детского философствования как неотъемлемого атрибута детства и связующего звена между миром детства и миром философии;

— обозначено онтологическое основание детского философствования как состояние активного• бытия детства, обладающего своим пространством и временем, имманентно содержащего в себе возможность и необходимость философствования как процесса вопрошания, поиска смыслов и «примирения» с реальностью социальной, исторической, психологической;

— выделено детское философствование в качестве самостоятельного типа философствования, которое существует наряду с концептуальным и обыденным,.

8 Фрагменты сочинений и эссе молодых философов — участников Международных Научно-практических конференций «Философия-Детям» 2005, 2006 и 2008гг.- публикации из Детской философской газеты «Сова» -Органа Межрегиональной Детской Общественной Организации «ФилософияДетям» и Семейного клуба «Школа Сократа») — цитаты детских высказываний, собранных К. Чуковским, В. Мухиной, Г. Абрамовой и др. и обладает всеми признаками философской1 рефлексии • и имеющим эвристическую ценностьопределены основные формы и> характеристики детского философствования: сомнение, вопрошание, освоение языка, рефлексия, детская логика, образность, игра как способ освоения окружающего мира-'.

— раскрыт игровой, характер детского философствования, обусловленный как природой самого философского-знания, так и имманентно присущей игры миру детства. Показано, — что, философствуя, ребенок играет, в первую очередь, личными смыслами и понятиями в поиске ответов на вопросы, загадки, которые ему предлагает жизненная ситуация или специально организованное педагогическое пространствовыявлено место детского философствования в процессе «миротворчества», создания уникальной детской картины мира, вкотором ребенок выступает в роли «демиурга», творящего свою собственную реальность.

Теоретическая значимость исследования.

Основные положения диссертации могут быть использованы для дальнейшего исследования феномена детского философствования, при обращении к смежным с этой проблемам и в разработке образовательных и исследовательских программ на основе. изучения объективных характеристик детского философствования. Междисциплинарный характер работы позволяет использовать полученные результаты для педагогических и психологических исследований проблем мышления детей и подростков.

Практическая значимость исследования.

Работа имеет ярко выраженный научно-практический характер. Ее результаты могут быть использованы для разработки программ и методик преподавания философии детям, организации досуговых мероприятий, развивающих практик. Основные положения работы могут быть использованы в курсах «Методики преподавания философии» для философских факультетов,.

Развитие мышления ребенка" для психологических факультетов и педагогических вузов.

Апробация исследования.

Работа апробирована на трех международных научно-практических конференциях «Философия — Детям» (Москва 2005, 2006, 2008), Четвертом Российском Философском Конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва 2005), Межрегиональной конференции «Празднично-игровая культура Детства» (Москва 2008).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов, девяти подпараграфов), заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Резюмируя данное исследование, обозначу его главную мысль — детское философствование является неотъемлемым атрибутом детства, связующим звеном между миром детства и миром философии. В результате анализа онтологических характеристик детства установлено, что детство есть состояние активного бытия, которое имманентно содержит в себе возможность и необходимость философствования как процесса вопрошания, поиска смыслов и «примирения» с реальностью — социальной, исторической, психологической. Этим подтверждается реальность детского философствования как органичной части бытия субъекта.

Анализ детского философствования в сравнении с концептуальным и обыденным философствованием, показал, что процесс детского философствования возникает спонтанно и становится познавательной и адаптивной стратегией ребенка.

Важными составляющими детского философствования, которые происходят из естественных проявлений когнитивной и эмоциональной активности ребенка, являются: сомнениевопрошание, связанное с освоением языкарефлексиядетская логика, осуществляемая преимущественно в образной формеигра, как способ освоения окружающего мира. Детское вопрошание выделяется как основополагающая форма детского философствования, как начало процесса познания, соответствующее природе и практике философии, когда благодаря вопросу ребенок получает естественную возможность выразить свое незнание и сомнение, научиться формулировать актуальный смысл, строить стратегию коммуникации и познания. Практика детского вопрошания, эволюционируя от ситуативного, объектного к метауровню вопросов расширяет горизонт познания и развивает философскую рефлексию.

Игровой характер детского философствования определяется как игровой природой самого философского знания, так и имманентной присущности игры миру детства. Философствуя, ребенок играет, в первую очередь, личными смыслами и понятиями в поиске ответов на волнующие его вопросы, как бы отгадывая загадки, которые ему предлагает определенная жизненная ситуация и специально организованное педагогическое пространство.

Современное видение специфики философского познания позволяет утверждать, что ребенок фактом вхождения в этот мир получает право развития как стихийный философ. Опорой и импульсом познания ребенка становятся его эмоциональная открытость, искреннее любопытство и удивление перед миром, возможность уникального первичного мироощущения. Сама природа открытого детского восприятия мира дает ребенку уникальную возможность наделения мира личным содержанием через определение его смыслов. Это открытие-присвоение мира позволяет каждому стать создателем своего мира, выстроить собственную картину сущего.

Детская картина мира и детское мировоззрение изначально определяется специфическим культурным содержанием опыта ребенка, из которого он черпает материал для собственного творчества, и неотъемлемым творческим субъектоцентризмом в создании своей картины мира. Эволюция детской картины мира от мифологической созерцательности и чувственных образов слитого восприятия и воображения, единства «идеи» и «вещи», через обыденное миропонимание стихийно выводит ребенка к картине мира индивидуального опыта как целого.

Проведенный анализ зарубежных и отечественных концепций, реализующих идею обучения детей философствованию, позволяет выявить общую направленность занятий философствованием с детьми, заключающуюся в сохранении и развитии естественной любознательностиприоритете развития общечеловеческих культурных ценностей, а не специальных философских знанийиспользовании метода «сократической беседы" — лингвистическикоммуникационном эффектеактивной творческой позиции участниковпредпочтения формы интеллектуальной игры. Такие позиции как нельзя более соответствуют идее развития рефлексии и логического мышления благодаря воображению, ситуации активного поиска решений и воплощения идей, познания творческих возможностей интеллекта.

Детское философствование является ценным культурным феноменом открытия. Ребенок открывает значимые смыслы мира, играя, и творит как демиург при помощи реальных впечатлений и собственной фантазии уникальный свой мир. Эвристическая ценность детского философствования для мира взрослых и объективного культурного опыта заключается в принятии ребенка как субъекта познания мира и со-творца культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства. М. — Воронеж, 2000.
  2. Г. С. Возрастная психология М., 1999.
  3. A.C. Философские основания понимания личности. М., 2001.
  4. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. — М., 1999.
  5. Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999.
  6. A.C. Об особенностях современного философствования// «Вопросы философии». № 12, 1995.
  7. Г. А. Образ мира как мифологический символ. — М., 2001.
  8. В.В. Язык философии. М.: ПрогрессД993.
  9. B.C. Мышление как творчество. — М., 1997.
  10. Ю. Библер B.C. Что такое философия?// «Вопросы философии» № 1,1995.
  11. Л.И. Формирование личности в онтогенезе. М., 1991.
  12. C.B. Философская пропедевтика: теория и практика. М. 2003.
  13. C.B. Эпистемология наивного философствования. — М., 2007.
  14. М. Я и Ты. М., 1993.
  15. К. Очерк духовного развития ребенка. М., 1930.
  16. Е.В. Детское философствование и современное образование// Преподаватель XXI век. -М., 2009. № 1. С. 71−76.
  17. Е.В. Значение философствования для развития самосознания личности подростка// Актуальные проблемы социогуманитариого знания. Вып. ХШ, часть 1. — М., 2002. С.86−89.
  18. Е.В. Философские игры для детей// Феномен игры в культуре и образовании. Курск, 2003.
  19. .М. Образ мира как гетерархия систем отсчета // А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. С. 155−165.
  20. Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. № 4. -1990. с 5−14.
  21. В. Что такое философия// Дух и история. М., 1995.
  22. Л. Философские работы. М., 1994.
  23. Воспоминания о Маршаке. М., 1988.
  24. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб., 1997.
  25. Л.С. Проблема речи и мышления в учении Ж.Пиаже. Критическое исследование// Пиаже. Речь и мышление ребенка. М., 1999.
  26. Л.С. Мышление и речь. М., 1996.
  27. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.
  28. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
  29. И.А. Введение в теорию и практику аргументации. — М., 2007.
  30. Н.И. Характеристика детских спонтанных философских представлений. Философия для детей. http://www.p4c.ru/index.php?view=book&-item=503&-cat=0&-fulHyes
  31. В., Некрасова Е. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. М., 2000.
  32. О.И. Этнография детства в лекциях, ситуациях, первоисточниках. -Барнаул, 2002.
  33. . Критика и клиника. СПб., 2002.
  34. Детство: словарь-справочник. Ред. Лиханов A.A. М., 1996.
  35. В. Сущность философии. М., 2001.
  36. X. Юнгианский анализ волшебных сказок. Спб., 2000.
  37. И.В. Детская логика: герменевтический аспект// Философия детям: Материалы первой международной научно-практической конференции. — М. 2006. С. 89−90.
  38. М.Н. Философия в классе: урок-диалог. Екатеринбург, 1995.
  39. М.Н. Философская пропедевтика или философии все возрасты покорны. -Екатеринбург, 2000.
  40. Дж. Психология и педагогика мышления. М., 1997.
  41. Дж., Дыои Э. Школы будущего/ Пер. с англ. «РСФСР». Берлин, 1922.
  42. В.П. От генеза ощущений к образу мира // А. Н. Леонтьев и современная психология.-М., 1983.
  43. Золотухина-Аболина Е. В. Страна философия. Ростов-на-Дону, 1995.
  44. В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2.
  45. К.Н. Путешествие в детство сказочника. (Дневники-воспоминания Е.Л.Шварца) // Встречи с прошлым. Вып.4. М., 1982. С.94−95.
  46. М.В. Философия и ребенок: анализ детского философствования// Вопросы философии. -1986. № 11.
  47. Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М., 1988.
  48. Е.А. Философское обоснование программы «Философия для детей» // Мышление. -1996. № 2.
  49. В.Т. Психология развития человека: основания культурно-исторического подхода. Рига, 1999./ http://experimcnt.lv/rus/biblio/kudrjavc.htm
  50. В.Т. Парадоксы модернизации дошкольного образования, http ://www. experiment. lv/rus/biblio/kudrj avcev/part3 .htm
  51. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.
  52. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  53. А.Н. Психология образа// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. № 2. С.3−13.
  54. А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М., 1983. С.251−261.
  55. А.Н. К психологии образа// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 3. С. 72−76.
  56. A.A. Деятельный ум (деятельность, знак, личность). М., 2001.
  57. Лиотар Ж.-Ф. Феноменология. СПб., 2001.
  58. К. Мудрость и разум в философии для детей. София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Выпуск 4, 2002 г.
  59. М. Общение, личность и деятельность ребенка. М. Воронеж, 1997.
  60. A.A. Философия детства// Собр. соч. в 6-ти т. Т.6. М., 2000.
  61. М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия// «Вопросы философии» № 2, 1995. С. 106−109.
  62. А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985.
  63. Е. Вначале было детство. — М., 1990.
  64. М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.
  65. М.К. Мой опыт нетипичен. СПб., 2000.
  66. М.К. Путь к философии// Антология. СПб., 2001.
  67. С.Я. В начале жизни. Страницы воспоминаний. М., 1961.
  68. Материалы Первой Международной научно-практической Конференции «Философия-Детям». М., 2005.
  69. Материалы Второй Международной научно-практической Конференции «Философия-Детям». М., 2006.
  70. Материалы Третьей Международной научно-практической Конференции «Философия-Детям». М., 2008.
  71. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.
  72. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  73. Л.А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
  74. B.C. Детский рисунок как документ эпохи // Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. С. 173−201.
  75. B.C. Феноменология развития и бытия личности. — М.-Воронеж, 1999.
  76. Ю.Е. Сказка и антропоморфизм вселенной/ Материалы Второй Международной Научно-практической Конференции «Философия детям». — М., 2006. С. 115.
  77. Ф. Так говорил Заратустра. М., 2008.
  78. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.
  79. С.В. Моя профессия. М., 1950.
  80. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? /http://www.psylib.ukrweb.net/books/orteg01/txt01 .htm
  81. М. Секретный мир детства. М.2001.
  82. В.Ф. Личность человека основа его картины мира // Модели мира. — М., 1997. С.9−24.
  83. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. Моск. унта. Сер. 14. Психология. 1984. № 21. СЛ 3−21.
  84. . Речь и мышление ребенка. М., 1999.
  85. Платон. Диалоги. М., 1998.
  86. К. Как я понимаю философию// Историко-философский Ежегодник. — М., 1998.
  87. Природа ребенка в зеркале автобиографии/ Под ред. Б.М.Бим-Бада и О. Е. Кошелевой. М., 1998.
  88. В.Я. Морфология сказки. М., 1969.
  89. П.А. Философия и философствование: синонимы и омонимы//Вестник Московского Университета. Сер.7: Философия. 2000. № 1.
  90. Л.Т., Бобахо В. Веселая мудрость. — М., 1994.
  91. Л.Т. Этика игры. М. 1998.
  92. Л.Т. «Школа Сократа». Философские игры десять лет спустя. М. Воронеж, 2003.
  93. Л.Т. Философия игры. — М., 2002.
  94. Л.Т., Васильева Е. В. Дети и философия // Вестник Российского философского общества, 2001. № 4.
  95. Дж. Грамматика фантазии. М., 1990.
  96. Руссо. Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании // Педагогические сочинения. В 2-х т. М., 1981.-Т.1.
  97. С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 3. С.15−29.
  98. С.Д. Психология образа. М., 1985.
  99. Э.Ю. Экзистенциальная сотериология М.Мамардашвили//Историко-Философский Ежегодник. М., 1998.
  100. ЮО.Соловьева Г. Г., Сувойчик Л. В. Дети-философы// Мир психологии, 1996. № 1. Ю1. Сорина Г. В. Основы принятия решений. М., 2006.
  101. Е.В. Суждение ребенка о существовании //Вестник Московского Университета. Серия 14: Психология. 1986. -№ 4.
  102. М.В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей дошкольного возраста. М., 2004.
  103. Толстой J1.H. Первые воспоминания (Из автобиографических заметок)//Толстой J1.H. Полн. собр. соч. М., 1878.
  104. Н.А. Собрание соч. Т.2, 4. М, 1997.
  105. Юб.Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М., 1997.
  106. Ю7.Фельдштейн Д. И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества// Мир психологии, 2002. —№ 1.
  107. П. Обратная перспектива / Избранные труды по искусству. М., 1996.
  108. М.Н. Я в мире философии. Чита, 1999.
  109. Ю.Хайдеггер М. Что такое философия? // «Вопросы философии» № 8, 1993.1. кХайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
  110. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1997.
  111. К. От двух до пяти. М., 1963.
  112. B.C. «Образ философии» и философская культура// Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991.
  113. B.C. Проблемы начального философского образования школьников. М., 1984.11б.Чанышев А. Н. Введение в любомудрие. М., 2000.
  114. П.Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1984.
  115. Э. Детство и общество. СПб., 2002.
  116. Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. М., 1996.
  117. Н.С. Философия для детей// «Вопросы философии» № 9, 1993.
  118. Н.С. Философия для детей. М., 1996.
  119. Н.С. Философия для детей. М., 2005.
  120. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М., 1995.
  121. Япссон Туве. Из речи, произнесенной по случаю присуждения Международной золотой медали Андерсена (1967)//В конце ноября. СПб., 2000. С. 473.
  122. К. Введение в философию// Путь в философию. Антология. М. — СПб., 2001.
  123. Astington, Janet Wilde. The Child’s Discovery of the Mind (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1993).
  124. Cam, Philip. Thinking Stories 1, 2, and 3: Philosophical Inquiry for Children (Sydney: Hare & Iremonger, 1993, 1994, and 1997).
  125. Cam, Philip. Thinking Together: Philosophical Inquiry for the Classroom (Sydney: Primary English Teaching Association and Hale & Iremonger, 1995).
  126. DeHaan, Chris- MacColl, San- and McCutcheon, Lucy. Philosophy With Kids, Books 1−4 (Melbourne: Longman, 1995).
  127. Dewey, John. Reconstruction in Philosophy in John Dewey, the Middle Works, 1899−1924, vol. 12, ed. Jo Ann Boydston (Carbondale: Southern Illinois Press, 1991).
  128. Ennis, Robert. A Conception of Critical Thinking—With Some Curriculum Suggestions, Newsletter on Teaching Philosophy, American Philosophical Association, University of Delaware, Summer 1987, pp. 1−5.
  129. Facione, Peter, ed. Report on Critical Thinking, American Philosophical Association Subcommittee on Pre-College Philosophy, University of Delaware, 1989.
  130. Figueroa, Robert and Goering, Sara. The Summer Philosophy Institute of Colorado: Building Bridges, Teaching Philosophy, Vol. 20, No. 2, pp. 155−168.
  131. Fisher, Robert. Teaching Thinking: Philosophical Inquiry in the Classroom (Cassell, 1998).
  132. Freese H.-L. Kinder zind Philosophen. Berlin. 1990.
  133. Gaarder, Jostein. Sophie’s World-. A Novel About the History of Philosophy (New York: Harper, Straus and Giroux, 1994).
  134. Gilligan, Carol. In a Different Voice: Psychological Theory and Women’s Development (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1982).
  135. Gils van J. Children Playing and Children Doing Philosophy: Why arc They Both so Interesting?// Thinking. 1995. Vol. 12. № 3.
  136. Goswami, Usha. Cognition in Children (East Sussex, UK: Psychology Press, 1998).
  137. Gregory, Maughn. Care as a Goal of Democratic Education, Journal of Moral Education, Vol. 29, No. 4, 2000, pp. 445−461.
  138. Keen, Judy, Brain Strain I & 2. (Melbourne: MacMillan Education, 1997).Kennedy D. Why philosophy for children now? //Thinking. Journal of philosophy for children. Vol.10, no 3.
  139. Kohlberg, Lawrence. The Philosophy of Moral Development: Essays on Moral Development, Vol. 1 (San Francisco: Harper & Row, 1981).
  140. Lipman M. Thinking in Education. Cambridge, 1991.
  141. Moral Philosophy for Children and Character Education. International Journal of Applied Philosophy, Vol. 14:1, Spring 2000, pp. 13−26.
  142. The Ring of Gyges: Plato in Grade School. International Journal of Applied Philosophy, Vol. 14:1, Spring 2000, pp. 3−11.
  143. Dialogues With Children (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1984).
  144. Philosophical Adventures With Children (Lanham, MD: University Press of America, 1985).
  145. Philosophy Goes to School (Philadelphia: Temple University Press, 1988).
  146. Reasonable Children (Lawrence, KS: University Press of Kansas, 1996)5Q.The Philosophy of Childhood (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1994)151 .Thinking in Education (New York: Cambridge University Press, 1991).
  147. Lipman, Matthew, ed. Thinking Children and Education (Dubuque, Iowa: Kendall/Hunt, 1993).
  148. Lipman, Matthew. Harry Stottlemeier’s Discovery (Upper Montclair, NJ: Institute for the Advancement of Philosophy for Children, 1974).
  149. Lipman, Matthew- Sharp, Ann M.- and Oscanyan, Frederick, eds., Growing Up With Philosophy (Philadelphia: Temple University Press, 1978).
  150. Matthaws G. B. Vom Nutzen der Perplexitat: Denken lehren mit Hilfe der Philosophic // Philosophieren mit Kindern. Rostock: Univ. Rostock. 1996. S. 11−26.
  151. Matthews G.B. Philosophy and Yong Child. L., 1980.
  152. Matthews G.B. The philosophy of Childhood. L., 1994.
  153. Matthews, Gareth, Philosophy and the Young Child (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1980).
  154. McPeck, John. Critical thinking and the «Trivial Pursuit» Theory of Knowledge, Teaching Philosophy, Vol. 8, No. 4, 1985, pp. 295−308.loO.Murris, K., Teaching Philosophy With Picture Books (London: Infonet Publications, 1992).
  155. Partridge, F.- Dubuc, F.- Splitter, L.- and Sprod, T. Places for Thinking (Melbourne: Australian Council for Educational Research, 1999).
  156. Phillips, Christopher. The Socrates Cafe (New York: W.W. Norton, 2001).
  157. Piaget, Jean. Children’s Philosophies. A Handbook of Child Psychology, ed. Carl Murchison, 2nd ed. rev. (Worcester, Mass: Clark University Press, 1933).
  158. Pritchard, Michael S. On Becoming Responsible (Lawrence, KS: University Press of Kansas, 1991).
  159. Reed, Ronald, and Sharp, Ann M., eds. Studies in Philosophy for Children'. Harry Stottlemeier’s Discovety (Philadelphia: Temple University Press, 1992).
  160. Reed, Ronald, and Sharp, Ann M., Studies in Philosophy for Children: Pixie (Madrid: Ediciones De La Torre, 1996).
  161. Sharp, Ann.M., ed., Women, Feminism, and Philosophy for Children. Special Issue of
  162. Thinking, Vol. 11, Nos. 3 & 4, 1994. 171. Shipman, Virginia, New Jersey Reasoning Skills Test (Upper Montclair, NJ: Institute for the
  163. Advancement of Philosophy for Children, 1983). 172. Splitter, Laurance and Sharp, Ann M., Teaching for Better thinking: The Classroom
  164. Community of Inquiry (Hawthorn, Vic.: Australian Council for Educational Research, 1995). i73. Sprod, T., Books Into Ideas (Cheltenham, Vic.: Hawker Brownlow Education, 1993).
  165. Turner, Susan M. and Matthews, Gareth, eds., The Philosopher’s Child (Rochester, NY: University of Rochester Press, 1998).
  166. Weinstein, Mark. Critical Thinking and Moral Education. Thinking, Vol. 7, No. 3, 1989, pp. 42−49.
  167. White, David A., Philosophy for Kids (Prufrock, 2000).
  168. Wilks, S., Critical and Creative Thinking: Strategies for Classroom Inquiry (Armadale, Vic.: Eleanor Curtain, 1995).
Заполнить форму текущей работой