Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Региональные интеграционные структуры и развитие форм экономического сотрудничества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности темы. Теоретическим и практическим вопросам экономического взаимодействия национальных экономик с региональными экономическими структурами и отдельным ее аспектам посвящено значительное число научных работ. Их авторами являются видные зарубежные специалисты: Р. Купер, Дж. Крамер, Д. Маршалл, Д. Пиндер, В. Репкероссийские специалисты: Е. Ф. Авдакушин, И. Н. Герчикова, Е. Ф… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
    • 1. 1. Основные теоретические концепции региональной экономической интеграции
    • 1. 2. Анализ зарубежного опыта развития интеграционных процессов и их применение в условиях Республики Таджикистан
    • 1. 3. Региональные аспекты расширения экономического сотрудничества Таджикистана
  • ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ УЧАСТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
    • 2. 1. Оценка современного состояния и тенденции развития экономического сотрудничества
    • 2. 2. Анализ организационных форм межрегионального экономического сотрудничества
    • 2. 3. Интеграция в многостороннюю торговую систему
  • ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УГЛУБЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
    • 3. 1. Внутренние возможности и его рационального использования
    • 3. 2. Инвестиционная политика и стимулы для структурной трансформации и диверсификации
    • 3. 3. Вовлечение государства в торговые соглашения и рынки обмена валют

Региональные интеграционные структуры и развитие форм экономического сотрудничества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Исследование мировых интеграционных процессов относится к основным направлениям развития экономической науки. Это объясняется тем, что важнейшей чертой современности является рост взаимозависимости национальных экономик, интенсивный переход стран от замкнутой формы хозяйствования к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру. Экономическая интеграция стала объективной необходимостью и одной из предпосылок прогрессивного развития мирового хозяйства, так как она приводит к увеличению международного обмена товарами, услугами, капиталами, интеллектуальной собственностью и миграции населения. В результате между государствами формируются более устойчивые торгово-экономические связи, устраняются барьеры в экономических отношениях, образуются особые зоны влияния отдельных государств или групп стран, появляются новые многосторонние и региональные организации.

В условиях глобализации о степени интегрированности страны в мировое хозяйство можно судить по уровню ее взаимоотношений с международными экономическими структурами. Важнейшей формой участия Республики Таджикистан в сфере мирохозяйственных связей является ее интеграция в систему региональных экономических объединений. Развитие форм экономического взаимодействия Республики Таджикистан с влиятельными региональными организациями (ЕС, СНГ, ЕврАзЭС, ЭКО, ШОС, и др.) приобретает все большую значимость. Глубина этой интеграции во многом предопределяет уровень эффективного и стабильного развития национальной экономики и устойчивости внешнеполитических позиций страны в системе мирохозяйственных координат.

Вместе с тем, на пути расширения региональной экономической интеграции Таджикистан испытывает определенные трудности. Они связаны, прежде всего, с объективными внутренними и внешними факторами, незавершенностью процесса реформирования национальной экономики, низкой конкурентоспособностью многих отечественных товаров на региональном и мировом рынке со слабым развитием транспортных путей на севере, юге и востоке страны, дискриминационным отношением Узбекистана к вопросам экономического сотрудничества с Таджикистаном.

В сложившейся ситуации особую важность приобретает анализ проблем взаимодействия национальной экономики с международными региональными структурами: от Европейского Союза на Западе, Содружества Независимых Государств на территории постсоветского пространства и до организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества на Дальнем Востоке.

Возросшая актуальность исследования этих проблем в последнее время обуславливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, с учетом ускорения процессов глобализации, интернационализации производства и усиления международной конкуренции, Таджикистан может занять достойное место в мировом хозяйстве и эффективно защищать национальные интересы только при условии всесторонно развитых отношений с главными его центрамиРоссией, США, Европейским Союзом, Японией и Китаем. Достижение этой цели в значительной степени зависит от взаимодействия Республики Таджикистан с региональными интеграционными структурами.

Во-вторых, решение главной задачи Республики Таджикистан, заключающиеся в создании максимально благоприятных условий для обеспечения внутреннего экономического и социального развития путем освоения новых технологий, привлечения иностранных инвестиций и более динамичного выхода на внешние рынки, тесно связано с расширением и глубины эффективного сотрудничества с региональными группировками.

В-третьих, при формировании национальной стратегии региональных экономических связей необходимо учитывать их ранее сложившуюся структуру, приоритетность и направленность. Поэтому развитие политических и экономических связей со странами региона входит в круг стратегических интересов Республики Таджикистан, что требует глубокого изучения мирового опыта интеграционных процессов.

В-четвертых, в стратегии интеграционного развития появились принципиально важные моменты, связанные с укрупнением региональных объединений, стремлением тюркоязычных государств активизировать интеграционные тенденции на Среднем Востоке и расширением.

Европейского Союза.

В-пятых, усиливающееся влияние региональных экономических группировок на уровень стабильности и эффективности мировой экономики, несмотря на выгодность их функционирования, создает определенные трудности, ограничивающие углубления развития многостороннего сотрудничества стран. Последнее предопределяет необходимость мониторинга интеграционных процессов, происходящих в регионах.

В-шестых, неопределенность ряда стратегических приоритетов во взаимодействии с региональными организациями, а также неразработанность в этой связи целостной системы аграрной, промышленной и энергетической политики по защите внутреннего рынка и стимулированию экспорта. Практика показывает, что таджикские государственные и коммерческие структуры недостаточно информированы о правилах и процедурах функционирования интеграционных группировок, что оказывает существенное влияние на развитие и стабильность функционирования внешнеэкономических координат Республики Таджикистан.

Степень разработанности темы. Теоретическим и практическим вопросам экономического взаимодействия национальных экономик с региональными экономическими структурами и отдельным ее аспектам посвящено значительное число научных работ. Их авторами являются видные зарубежные специалисты: Р. Купер, Дж. Крамер, Д. Маршалл, Д. Пиндер, В. Репкероссийские специалисты: Е. Ф. Авдакушин, И. Н. Герчикова, Е. Ф. Жуков, И. Д. Иванов, С. А. Караганов, И. С. Королев, В. П. Кузякин, В .А. Орешкин, С. М. Рогов, В. Е. Рыбалкин, К. А. Семенов, А. Н. Спартак, В. Г. Шемятенков, Ю. В. Шишков, А. В. Бойченко, Ю. А. Борко, О. В. Буторина, P.M. Губенко, Д. А. Данилова, И. Д. Иванова, В. П. Клавдиенко, В. П. Оболенский, Я. Черногурский, Н. П. Шмелева, M.JI. Энтина и др. Немало публикаций посвящено и в нашей республике. К ним относятся работы Ашурова И. С., Комилова С.Дж., Курбанова Т. Х., Кандыеровой Д. О., Мирбобоева P.M., Назарова Т. Н., Нурмахмадова М., Одинаева Х. А., Рахимова Р. К., Солиева А., Тошева ОТ., Умарова Х. У. и др.

Вместе с тем, быстро меняющаяся ситуация в сфере экономического сотрудничества Республики Таджикистан с региональными экономическими организациями, вызванная объективными и субъективными причинами, требует более детального изучения теоретических и методологических аспектов региональной интеграции, формирование механизмов расширения регионального экономического сотрудничества, основные направления взаимодействия Республики Таджикистан с региональными интеграционными объединениями, которые остались неисследованными.

Информационная база исследования включает материалы Министерства экономического развития и торговли, Министерства сельского хозяйства, Министерства иностранных дел Республики Таджикистан, ПРООН, Мирового банка, отечественные и иностранные статистические источники, монографии и специальные исследования зарубежных, российских и отечественных авторов, доклады и разработки профильных институтов АН Республики Таджикистан, издания международных экономических организаций, научные статьи в периодических изданиях, а также сведения, полученные через Интернет.

Целью исследования является совершенствование теоретических основ формирования стратегии и тактики регионального интеграционного развития и разработка рекомендаций по обоснованию направлений экономического сотрудничества Республики Таджикистан с региональными экономическими объединениями.

Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

— исследовать и обобщить теоретические и методологические аспекты региональной интеграции, формирование механизмов расширения регионального экономического сотрудничества;

— раскрыть сущность и содержание регионального интеграционного развития и экономического сотрудничества с региональными объединениями;

— выявить принципы регионального экономического сотрудничества и выделить особенности формирования и функционирования основных региональных экономических структур;

— определить и обосновать основные направления взаимодействия Республики Таджикистан с региональными интеграционными объединениями;

— оценить эффективность экономического сотрудничества и пути оптимизации участия Республики Таджикистан в региональном экономическом сотрудничестве с учетом специализации национального хозяйства.

Объектом исследования является развитие региональных интеграционных процессов, современное состояние и перспективы экономического сотрудничества Республики Таджикистан с международными региональными интеграционными объединениями.

Предметом исследования являются основные факторы, влияющие на экономическое сотрудничество Республики Таджикистан с ведущими международными региональными интеграционными объединениями, и перспективы его развития в ближайшие годы.

Хронологические рамки. Исследование охватывает период с начала 1990;х годов до 2010 г.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В данной работе применен позитивистский подход, в рамках которого используются такие группы методов, как общенаучные методы (метод анализа и метод дедукции), а также социально-гуманитарные методы (сравнительно-исторический метод). Кроме того, в одной из частей исследования, которая будет касаться исследования механизмов интеграции на современном этапе, анализа и построения вероятных моделей развития событий, был применен рациональный подход с использованием таких методов, как метод генерализации, сравнительный метод и метод типологий.

В теоретической части, касающейся изучения интеграционных процессов, были использованы основные теории интеграции, такие как функционализм и регионализм.

Помимо этого, исследование основывалось на методах, используемых в международных отношениях, таких как, например, метод анализа ситуации (опосредованное наблюдение), метод контент-анализа и ивент-анализа, изучения и критического анализа документов (что наиболее актуально в той части работы, которая касается современности, поскольку из-за отсутствия монографий и книг на данную тематику документы стали практически единственным источником информации), а также группе прогностических методов (методе моделирования и построения сценария вероятного развития событий).

Для более полного раскрытия внутреннего содержания исследования, а также выработки научно обоснованных практических рекомендаций в работе широко использованы методы аналитических расчетов, сравнительного, монографического, статистико-экономического, абстрактно-логического анализа и др.

В процессе исследования использовались разработки и документы Межгосударственного экономического комитета, статистические сборники и материалы Статистического комитета СНГ и Агентства статистики РТ, статистических органов государств СНГ и Республики Таджикистан за 1991;2010 гг.,.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обоснование основных направлений региональной интеграции и форм экономического сотрудничества в рамках региональных структур и разработка конкретных предложений по расширению участия Республики Таджикистан в региональных интеграционных процессах.

К основным результатам исследование содержащим новизну, относятся следующее:

— выявлены основные теоретические концепции регионального интеграционного развития и формирование механизмов расширения регионального экономического сотрудничества.

— раскрыты теоретические аспекты, сущность и содержание регионального интеграционного развития, и расширение регионального экономического сотрудничества;

— выделены и обоснованы основные принципы регионального экономического сотрудничества, выявлены особенности формирования и функционирования региональных экономических структуропределены и обоснованы перспективные направления экономического сотрудничества Республики Таджикистан с региональными интеграционными экономическими объединениями;

— разработаны предложения по оптимизации схем регионального экономического сотрудничества Республики Таджикистан с учетом специализации национального хозяйства.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при прогнозировании участия Республики Таджикистан в региональных экономических процессах. Комплексное изучение этих вопросов открывает новые возможности для научных обобщений и практических рекомендаций с целью расширения и повышения эффективности участия Республики Таджикистан в региональных интеграционных группировках. Материалы диссертации также могут найти применение в организации спецкурсов на экономических факультетах и кафедрах высших учебных заведений по профильной тематике.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации использованы Министерством экономического развития и торговли РТ при разработке «Национальной стратегии экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года» и Министерством иностранных дел РТ при разработке программ внешнеэкономических деятельностей Республики Таджикистан в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС и ЭКО. Теоретические и практические разработки автора используются в педагогическом процессе на финансово экономическом факультете Таджикского национального университета.

Основные положения и результаты исследования изложены в докладах, на научно-практических конференциях, а также в научных публикациях. По теме диссертации опубликованы 10 научных работ общим объемом 2,5 п.л.

Структура и объем работы подчинены общей цели и задачам. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем диссертации составляет 167 страниц, в том числе 16 таблиц и 7 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы и предложения.

1. Теоретические и методологические концепции международной экономической интеграции, с точки зрения их применимости к реальной практике показали, что каждое из них раскрывает те или иные существенные ее черты, но ни одно из них не предлагает исчерпывающей характеристики сущности международной экономической интеграции и таких подходов, инструментов, механизмов, которые могли бы в чистом виде использоваться в практике экономической интеграции.

Однако при этом в некоторых концепциях есть подходы, содержащие рациональное зерно. В частности, признание объективного характера международной экономической интеграции, вытекающего из углубления международного разделения трудадоказательство потребности экономической интеграции в наднациональных органах, поэтапность интеграции, переход от простых к более сложным формам: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок капитала, товаров и услуг, труда и единое экономическое пространство (рыночно-институциональная школа) — необходимость выравнивания цен на «факторы производства» (структурная школа) — одинаковая важность экономических и политических факторов и признание внутренней противоречивости процесса интеграции, предполагающую цепь конфликтов и компромиссов в процессе ее развития (функциональная школа).

2. Экономическая интеграция объективна и закономерна, и ее развитие в мировой экономике идет по восходящей линии независимо от того какие страны образуют ту или иную группировку на данный конкретный исторический момент их развития. Экономические региональные объединения отражают те качественные изменения, которые произошли и происходят в мире и создают благоприятные условия для развития интеграционного процесса в различных сферах общественной жизни и, в первую очередь, экономической. Растет экономическое влияние интеграционных группировок на формирование всех мирохозяйственных связей. За исследуемый период в самих группировках каждый процент прироста внешнего товарообмена был более эффективным и обеспечивал примерно 1,5% прироста ВВП. Среди крупнейших современных международных региональных экономических структур, с которыми Республика Таджикистан осуществляет, и будет развивать сотрудничество, необходимо в первую очередь выделить: СНГ, Европейский Союз, ЭКО, ЕврАзЭС и Шанхайская организация сотрудничества.

3. Республика Таджикистан имеет значительные потенциальные возможности для успешной интеграции в мировое экономическое хозяйства, обусловленные богатыми гидроэнергетическими запасами, полезными ископаемыми, выгодным географическим положением, наличием высококвалифицированных кадров для промышленности, науки и т. п. Для их реализации необходимо проведение экономической политики, способной обеспечить стабильный рост национальной экономики, прогрессивное изменение его структуры, повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

4. Интеграционное сотрудничество Республики Таджикистан с другими странами экономическими объединениями ЕврАзЭС и Шанхайской организацией сотрудничества является важной сферой деятельности, поскольку позволяет ускорить развитие слабой экономической инфраструктуры, увеличить долю готовой продукции в общем объеме экспорта. В интересах расширения сотрудничества необходимо содействовать усилению практической направленности СНГ и повышению роли в ней Республики Таджикистан, интенсифицировать деятельность в рамках Шанхайской организации сотрудничества и, в первую очередь, в выстраивании особых экономических отношений с Китаем. Взаимодействие в рамках этой динамичной структуры, обусловленное общими политическими интересами ее участников, способно существенно ускорить экономическую интеграцию по ряду перспективных направлений (транспорт, водно-энергетическая сфера, нучно-техническое сотрудничество).

5. Международная специализация отечественного хозяйства во многом предопределяется его современными возможностями и традиционно складывавшимися экономическими связями бывшего СССР с различными регионами мира. Важную роль в совершенствовании этой специализации, в том числе в интересах развития регионального интеграционного взаимодействия Республики Таджикистан, могла бы сыграть в краткосрочной перспективе постепенная диверсификация национального экспорта по двум направлениям: расширение номенклатуры традиционных продуктов и услуг и повышение степени обработки поставляемого за границу сырья.

6. Страны СНГ являются крупнейшим экономическим партнером Республики Таджикистан и источником валютных поступлений для нашей страны. Сотрудничество базируется на традиционно сложившихся связях и относительно развитой инфраструктуре. Экономическая интеграция Республики Таджикистан со странами СНГ требует оптимизации структуры внешнеэкономических связей, активизации экономической дипломатии для решения неоправданных торговых ограничений со стороны России и Узбекистана в отношении страны.

7. Тенденция к переориентации внешнеэкономических связей государств Содружества на дальнее зарубежье, в основе, которой лежит обмен невозобновляемых минеральных ресурсов на товары преимущественно потребительского назначения и отсутствие эффективных механизмов для «перелива» части выручки от внешнеэкономической деятельности сырьевых отраслей в развитие обрабатывающих обуславливают неэффективную структуру производства с преимущественным развитием топливно-сырьевых отраслей.

8. В свою очередь это связано с сужением внутреннего рынка из-за спада экономики. В реальном секторе экономики высок уровень физического и морального износа производственного капитала. Масштабы инвестиций в основной капитал не соответствуют реальным потребностям экономики: главными сферами инвестиционного подъема остаются сырьевые отрасли, в то время как в отраслях, непосредственно работающих на конечный спрос населения, высоки размеры недоинвестирования. Актуальными остаются проблемы внешнего долга.

9. Проблемы и трудности в развитии интеграции и достижении общих задач, выявленные в процессе исследования можно разделить на три группы: законодательно-правовые, общеэкономические и организационно-структурные. Проблемы законодательно-правового характера обусловлены неразработанностью нормативно-законодательной базы страны, непоследовательностью в реализации принятых решений в сфере экономической интеграции, нескоординирован костью налоговой политики. Это в свою очередь, обусловлено противоречивостью конкретных интересов участников объединения, их опасениями по поводу ущемления экономической независимости, возможного ослабления суверенитета в ходе интеграционных процессов.

10. Главным препятствием на пути интеграции являются еще не сформировавшиеся национальные хозяйства в государствах СНГ, которые еще не достигли параметров, обеспечивающих максимальную эффективность от их интеграции. А неэффективность управленческих структур проявляется в отклонении от предписанных правил поведения организаций или отдельных людей. Это, на наш взгляд, приводит к разному пониманию целей и задач созданного объединения постсоветских государств, целесообразности самой интеграции, основных принципов и темпов ее реализации в разных сферах деятельности.

11. Меры для реализации эффективной зоны свободной торговли стран СНГ заключаются в: защите их внутреннего рынка и введении мер торгового протекционизма по отношению к иностранным товарамединых подходов к пониманию термина «перечень изъятий из режима свободной торговли" — рекомендательного перечня видов изъятиймеханизма согласования перечня изъятийунификации налогового законодательствавзимания косвенных налогов по принципу «страны назначения» товара. Потери бюджета для государств с активным экспортно-импортным сальдо, в частности для Республики Таджикистан, могут быть компенсированы с течением времени, за счет увеличения объема производства как экспортируемых, так и предназначенных для внутреннего потребления товаров и услуг, которое повлечет за собой увеличение поступлений в бюджет от налога на прибыль, а также косвенных налогов на внутреннее потребление, создание новых рабочих мест, увеличение сумм отчислений в различные социальные фонды и т. д.

12. Особого внимания требует создание общего аграрного рынка. Для этого необходимо, во-первых, преодолеть тенденции падения объемов внутреннего производстваво-вторых, создать условия, при которых оживление производства будет направлено на удовлетворение потребностей стран-участницв-третьих, сформировать режим наибольшего благоприятствования для товаропроизводителей из стран-участниц региональных интеграционных объединений.

13. Вместе с тем интеграционные тенденции в региональных интеграционных объединениях наблюдаются в условиях существенного сокращения товарооборота внутри объединений. Причем глубина спада в величине товарооборота в 2009 г. по сравнению с 2004 г. заметно больше, чем в объемах ВВП для всех рассматриваемых объединений за данный период. Это свидетельствует о наличии в последних значительного интеграционного потенциала, который в настоящее время не используется.

14. Достигнутые сдвиги во взаимном сотрудничестве, при условии их сохранения и развития дают основания утверждать, что становится более реальной возможность присоединения других государств и это будет наиболее перспективная форма интеграционного сотрудничества в рамках региональных структур при условии, что ЕврАзЭС удастся поднять решение экономических задач на уровень, соответствующий интересам всех государств — его участников и достигнуть реального улучшения жизни людей.

15. Только при условии разработки и реализации согласованной экономической политики страны участницы региональных интеграционных структур смогут в полной мере использовать свой гигантский потенциал в национальных интересах, преодолеть нынешнее отставание от промышленно развитых стран Запада и Востока, активно влиять на процессы интернационализации и глобализации, успешно защищать суверенитет и безопасность в стремительно теряющем стабильность современном мире.

16. Сегодня в области экономического и социального развития и расширению участия Республики Таджикистан в региональных интеграционных процессах целесообразно решать следующие задачи:

— экономический рост является важнейшим механизмом обеспечения возможностей трудоустройства через создание новых рабочих мест и повышения уровня жизни населения;

— природные ресурсы должны сыграть заметную роль в структурной перестройке, формировании новых отраслей и быть источником обеспечения экономического роста;

— в условиях Таджикистана без создания развитой промышленности, обеспечения высокого уровня жизни населения, экологической безопасности невозможно успешное решение социальных проблем;

— основная стратегическая задача страны в ближайшем будущемстроительства малых и крупных гидроэлектростанций с целью достижения энергетической безопасности;

— важным для построения эффективно функционирующей рыночной экономики является создание соответствующей финансовой системы, удовлетворяющей потребности создаваемых предприятий, а также реконструкция и переоборудование действующих;

— поддержка предпринимательства и активное развитие малого и среднего бизнеса в стране станут основными факторами развития национальной экономики.

Все это позволяет заложить реальную основу для дальнейшей интеграции Республики Таджикистан в международных экономических структурах.

В Республике Таджикистан сегодня открылись широкие перспективы для социально-политического и экономического прогресса, культурного и духовного обновления общества. Усиливающаяся тенденция глобализации мировой экономической системы не оставляет времени на раздумывания, и чем быстрее мы сможем создать реальные условия для развития равноправных интеграционных процессов, тем быстрее мы сможем занять свое достойное место в мировой экономической системе. Для этого необходимо использовать опыт сотрудничества других стран в экономической сфере Таджикистана. РТ может успешно сотрудничать с развитыми странами мира в различных областях экономики. Усиление экономического сотрудничества даст возможность решить социально-экономические проблемы и ускорит интеграцию экономики Республики Таджикистан в мировую хозяйственную систему.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О .Д., Шейнин ЭЛ. От группировок к общей Европе: (Проблемы включения стран Восточной Европы в общеевропейское экономическое пространство). М: Наука, 1992 г.-238 с.
  2. М.К., Кулешов В. В., Селиверстов И. П. Интеграционные процессы в Сибири / В сб.:Россия и СНГ: дезинтеграционные и интеграционне процессы. Серия «Россия 90-х: проблемы регионального развития». Выпуск 2, -М.: 1995.-310 с.
  3. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Т. 10. Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия», 1972.- 592 с.
  4. Т.Д., Константинов Ю. А. Концептуальные основы формирования в СНГ платежного союза и перехода к валютному союзу/ РАН/Отделение экономики.-М.:ЦВЭИ РАН. 1998.- 129с.
  5. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В. И. Кушлина и Н. А. Волгина М.: «Экономика» 2001, -с.539−551.
  6. Европейская интеграция. Большая Гуманистическая Европа и культура / Под ред. Л. И. Глухарева. М.: «УРСС», 1998.- 320 с.
  7. Европейский союз на пороге 21 века: выбор стратегии развития / Под. ред. Ю. А. Борко и О. В. Бугориной.-М.: Эдиториал УРСС, 2001.- 472 с.
  8. М.В., Муравьева Е. К., Рпанферова С. П. и др. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. -М.: Логос2000. -208 с.
  9. Зафар Сайидзода. Внешняя политика Таджикистана в период его становления как суверенного независимого государства (1992−2004 гг). -седьмое издание. -Душанбе: ООО «Контраст», 2010. -446 с.
  10. Ю.Зевин Л. З. Проблемы регулирования глобальных экономических процессов // МЭ и МО. -2002, -№ 7.-с.257
  11. П.Зевин Л. З. Региональная интеграция в эпоху глобализации // Латин. Америка.- 2000.- № 6. С.110−112.
  12. В.М., Чистяков Е. Г., Шульга В. А. Экономическая интеграция национальных хозяйственных систем.-М.: Изд-во Рос.экон.акад., 2001.- 271 с.
  13. Н.К. Проблемы интеграции в СНГ. Алматы: Атамура, 1998.-216С.
  14. Н.Исингарин Н. К. 10 лет СНГ. Проблемы, поиски, решения.- Алматы: ОФ «БИС», 2001.-400 с.
  15. В.Я. Экономическая теория. -М.: «Юристь», 2004. -843 с.
  16. Д.О. Интеграционные процессы в странах с переходной экономикой: теория, методология, практика. -Душанбе «Ирфон», 179 с.
  17. Л.П., Кохно П. А. СНГ: реалии и перспективы.- М.: Издательский дом «Юридический мир ВК», 2001.- 304 с.
  18. И.М. Экономический союз суверенных государств: стратегия и тактика становления. -СПб.: 1995. 128 с.
  19. Р. Фирма, рынок и право. / Пер. с англ. Б. Пинскера- Науч. ред. Р. Капелюшников.- М.: Дело, 1993.- 192 с.
  20. Краткий экономический словарь / Под ред. КХ.А.Белика и др.- 2-е изд.,-М.: Политиздат, 1989.-399 с.
  21. А. Международная экономика. -М.: «Международное отношение», 2000. -208 с.
  22. Т.Х. Интеграционные сообщества на постсоветском пространстве. -Душанбе: 2002. -34 с.
  23. Т.Х. Внешнеэкономические связи Республики Таджикистан.- Душанбе: 2002. -36 с.
  24. Т.В. Североамериканская интеграция: экономические и политические аспекты. -М.: «Наука», 1987. -410 с.
  25. Т.В. Экономическая интеграция как развивающийся глобальный процесс.-М.: 1991.-255 с.
  26. Международные экономические отношения / Под ред. Е. Ф. Жукова. -М.:ЮНИТИ, 1999.-345 с.
  27. Международные экономические отношения. В 2-х томах. Под общ. ред. Р. И. Хасбулатова. — М.: Изд-во «Новости», 1991. — 336 с.
  28. Е.Г. Между народно-правовые основы сотрудничества стран СНГ / Под ред. К. А. Бекяшева.- М.: Юристъ, 1997.- 272 с.
  29. Л.И. Экономическое сотрудничество стран переходной экономики: характер преобразований. -М.: 1998.-107с.
  30. Г. Мировая экономика. М., 1958.-220 с.
  31. М.М., Шишков Ю. В., Леман Н. и др.- Европейское сообщество: Регулирование интеграционных процессов / АН СССР, Институт мировой экономики и международной отношений. -М.: Наука, 1986.
  32. Национальная экономика / Под общ. ред. В. А. Шульги. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002.- 592 с.
  33. Т.Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность // Сборник статей и выступлений. Второе издание. -Минск: 2003. -220 с
  34. З.М. Теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции.- М.: 2001.-34 с.
  35. Первый экономический форум Евразийского Экономического Сообщества. Интеграция. Бизнес. Прогресс. М.: 2003.- 302 с.
  36. Д., Шишков Ю. Евросоюз и Россия: перспективы партнерства/Комитет «Россия в объединенной Европе». -М.: 2003 г.
  37. Россия государства СНГ: взаимодействие в базовых отраслях промышленности. Под общ. ред. В .А. Мельникова.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001.- 261 с.
  38. . Основные течения современной экономической мысли. М.: «Прогресс» — 605 с.
  39. Д. Европейская Экономическая Комиссия в эпоху перемен. -Нью-Йорк Женева., ООН, 1998. — 114 с.
  40. А. Исследования о природе и причинах богатства народов: Т.1. Кн. 1−3.- Отв. ред. Л.И. Абалкин- перев, с англ.- Рос. АН, Инс-т экономики.-М.: Наука, 1993.-569 с.
  41. А. Т. Перспективы экономической интеграции стран СНГ. В кн.: Будущее России, СНГ и Евразийской цивилизации: научно-технический аспект. М.: 2001. -224 с.
  42. А.Т. Экономическая интеграция и стратегия развития евразийского сообщества // Ежемесячный научно-практический журнал «Экономист» -М.: № 5. 2003, стр. 13−20.
  43. Тенденции развития региональных экономических объединений стран СНГ/ Аналитический доклад/Исполком СНГ.-М.: 1999.- 115 с.
  44. О. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенченская» контрактация.-СПб.: 1996.- 97 с.
  45. И.Н. Мировая торговля: статистическо-энциклопедический справочник.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.- 848 с.
  46. Е.Д., Крозе Ив. Мировая экономика / Под ред. Халевинской Е. Д. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — 378 с.
  47. Р.И. Мировая экономика. М.: 1994. — 736 с.
  48. Р.И. Кризис Содружества Независимых Государств (СНГ) и поучительный пример развития западноевропейской интеграции (ЕС) М. Апрель 1998.-34 с.
  49. Р.И. Мировая экономика: В 2-х т. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001.- 598 с.
  50. Р.И. Мировая экономика: В 2-х т.-М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001.- 674 с.
  51. Р.И., Мигалева Т. Е. Экономическая интеграция в мировом хозяйстве: Лекции. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. — 27 с.
  52. ЦСУ СССР о межреспубликанском товарообороте и исследованиям экономических систем на стадии трансформации. Статистика внешней торговли в СССР и государствах преемниках. Под ред. М. В. Белкиндаса и О. В. Ивановой.- Вашингтон: Всемирный банк, 1995 г. 356 с.
  53. H.A. Теория и практика интеграции государств -участников СНГ: Учебное пособие. С.-Пб. гос. университет. Факультет МО.-СПб. 1997. 76 с.
  54. Ю.В. Теории региональной капиталистической интеграции -М.: 1978.-402с.
  55. Ю.В. Процессы региональной интеграции в капиталистическом мире. М.: 1986.- 325 с.
  56. Ю.В., Евстигнеев В. Р. Реинтеграция постсовсгского экономического пространства и опыт Западной Европы. М.: ИМЭМО PJIH, 1994.-72 с.
  57. Ю. В. Формирование интеграционного комплекса в Западной Европе: тенденции и противоречия / АН СССР, Институт мировой экономики и международной отношений.-М.: Наука, 1979.
  58. H.H. Содружество Независимых Государств: проблемы и перспективы развития. Мн.: УП «Технопринт», 2001.- 252 с.
  59. Р.К. Западно-европейская интеграция. М.: ГУУ, 1998.-125с.
  60. Ю.А., Рожков К. Д., Рыбалкин В. Е., Г. Фишер. Международные экономические отношения. Интеграция. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 128с.
  61. Экономика Европейского союза: Учебное пособие / Громыко В. В., Округ З. М., Гагарина Г. Ю., Сагинова O.B. М.: Экономист, 2003.- 600 с.
  62. О. Трудный путь к единой европейской валюте // МЭ и МО.- № 1.-1998 г.-97 с.
  63. Вестник Содружества. Ежемесячное издание РИА «Новости». -январь 2000.-№ 1.-34с.
  64. Вестник Содружества. Спец. выпуск. Совместное издание РИА «Новости» и МЭК Экономического Союза СНГ.- декабрь 1998. 64 с.
  65. Вестник Содружества. РИА «Новости».- 2003. № 5.- 34 с.
  66. H.A., Зайцев A.A., Мельников В. А. Экономическое взаимодействие на пространстве СНГ: специализация, промышленное кооперирование и использование таможенных режимов переработки// Экономика и коммерция: электронная промышленность.- 2001 г.- № 3.
  67. И. Нас тащат в зону // Парламентская газета.- 2000 г.- 19 августа.
  68. В. Экономическая интеграция в рамках Таможенного союза: итоги и новые задачи // Аль Пари.- 2000.- № 5.- 18−20 с.
  69. Декларация глав государств-участников СНГ «Об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств» от 2 апреля 1999 г.// Российская газета.- 3 апреля 1999 г.
  70. Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России //Российская газета.- 1998 г.- 29 декабря.
  71. Договор об образовании Сообщества // Советская Белоруссия.-4.04.1996 г.
  72. Договор о создании Союзного государства// Советская Белоруссия.- 1999 г.-11 декабря- Бюллетень международных договоров, — 2000 г.-№ 3.-54−73 с.
  73. Договор об учреждении Евразийского Экономического Сообщества.-Астана. 2000.- 30 с.
  74. Заявление Грузии, Украины, Республики Узбекистан, Азербайджанской Республики и Республики Молдова от 24 апреля 1999 года//Свободная Грузия.- 1999.-30 апреля.
  75. Информационный бюллетень ЕврАзЭС № 1. Сборник документов. -М.: 2001.-86 с.
  76. Информационный бюллетень ЕврАзЭС № 2. Сборник документов. -М.: 2002.- 80 с.
  77. Информационный бюллетень ЕврАзЭС № 3. Сборник документов. -М.: 2002.- 199 с.
  78. В. Транснациональные корпорации интегрируют страны Содружества// Финансовые известия.- 1998.- № 30.
  79. Т.Х. Интеграция экономики Республики Таджикистан со странами СНГ // Экономика Таджикистана: стратегия развития. -2002.-№ 2 -с. 94−104.
  80. А. ЕврАзЭС: мы нужны друг другу// Экономика России 21 век.-2003.-№ 12.
  81. Н.А. Последний вагон на Запад// Независимая газета.-2000.- 10 ноября.
  82. Е.А. Российско-белорусское торгово-экономическое сотрудничество// КОРИНФ (спецвыпуск). Беларусь-Россия: новый этап сотрудничества.- 2002.- № 10 28 с.
  83. Э. Форум ЕврАзЭС// Национальная экономическая газета. -2002.-№ 14
  84. От первого лица// Интеграция. Газета исполнительных органов СНГ.- май 2001.-№ 5(16)-20 с.
  85. Президентский вестник/Интерфакс.- 1999.-22 ноября.
  86. Президентский вестник/ Интерфакс.- 1999.- 23 ноября.
  87. Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации Договора о создании Союзного государства// Бюллетень международных договоров. 2000.- № 3.- 73−85 с.
  88. А. Некоторые проблемы внутрирегиональной торговли СНГ// МЭ и МО.- 2000.- № 6 34−39 с.
  89. Ш. М. проблемы и перспективы развития СНГ// Центральная Азия и Кавказ.- 2000.- № 2(8) 7−13 с.
  90. Таможенный союз пяти государств /Бюллететень.- Алматы 1999,37с.
  91. О.Т. Концептуальные аспекты интеграции стран Содружества// Экономика Таджикистана: стратегия развития. Душанбе 2000.- № 4, — 149 с.
  92. К. Электростанции важнее договоров// Независимая газета. 30. 07. 2003.
  93. Цена дружбы// Ведомости. 23. 09. 2002.
  94. ЮО.Шапиро Н. Интеграция стран СНГ: политический и экономико-теоретический аспект// МЭ и МО.- 2000, — № 7.- 81−85 с.
  95. Ю1.Шульга B. JL, Самохин В. И., Мацнев Д. А., Айдина О. В. Тенденции развития региональных экономических объединений стран СНГ// Промышленность России.- 1999,-№ 9.-28−51 с.
  96. Ю2.Шумский H.H. Институциональная система СНГ- направления дальнейшего совершенствования// МЭ и МО.- 2000.- № 10, 106−116 с. 103 .Щедрин А. Европейский Союз в преддверии ЕВРО. // МЭ и МО, 1998 г., № 10.1. Материалы интернет
  97. Ю4.Боканенко В. ГУУАМ. http://www.archives.vipnews.com.ua- 19.08.03.
  98. Государства-члены ЕврАзЭС активизируют работу. 25−02−03.-http://www.worlddiscuss.com- 15.08.03
  99. НЭП сформируют к 2008−2010 гг.- http://www.gazeta-sng.ru- 23.09.03.
  100. Ю7.Кириинцианов Ю. Единое пространство не заменит ЕврАзЭС.-http://www.gazeta.ru- 30.08.03.
  101. Международные договоры.- http://www.evrazes.ru- 15.08.03.
  102. Ю9.Письмо ГТК РФ «О размерах ставок НДС, применяемых в государствах-участниках СНГ».- htth://www.leathemet.ru/docl7.html- 02.09.03.
  103. Пресс-релиз/Статкомитет CHT.-http://www.cisstat.com- 11.09.03.
  104. Саммит СНГ.- http://www.gazeta-sng.ni- 20.09.03.
  105. Экономика стран СНГ в 1 полугодии 2003 года/ Пресс-релиз/ Статкомитет СНГ.- http://www.cisstat.com- 09.08.03.
  106. Countries Ranked by Population: 2002, — http://www.census.gov/cgi-bin/ipc/idbrank.pl- 24.09.03.
  107. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан/ Статистический сборник/ Государственный комитет статистики РТ.-Душанбе 2002 г.-352с.
  108. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан/ Статистический сборник/ Государственный комитет статистики РТ.-Душанбе 2004 г.-362с.
  109. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан/ Статистический сборник/ Государственный комитет статистики РТ.-Душанбе 2005 г.-420с.
  110. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан. Статистический сборник. -Душанбе: 2009 г. -529с.
  111. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан. Статистический сборник.-Душанбе: 2010 г.-539с.
  112. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан. Агентство по статистике при Президенте РТ. -Душанбе: 2011 г. -544с.
  113. Внешняя торговля стран Содружества Независимых Государств в 2002 году/ Статистический справочник предварительных итогов/ Статкомитет СНГ.-М. 2003 г. 136с.
  114. Внешняя торговля стран Содружества Независимых Государств/ Статистический сборник/ Статкомитет СНГ, — М. 2001 г. 396 с.
  115. Инвестиции, финансы и цены стран Содружества Независимых Государств в 1995—2002 гг./ Статистический сборник/ Межгосударственный статистический комитет СНГ.- М. 2002.-269 с.
  116. Межгосударственный статистический комитет СНГ.-М. 2011.-269с.
  117. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник/ Госкомстат России. М.: 2000. — 642 с.
  118. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник/ Госкомстат России. М.: 2002. — 645 с.
  119. СНГ в 1998 году/ Статистический справочник/ Статкомитет СНГ.-М.: 1999.-360 с.
  120. Содружество Независимых Государств в 1994 году/ Статистический ежегодник/ Статкомитет СНГ.- М.: 1995.- 805 с.
  121. Содружество Независимых Государств в 1996 году/ Статистический ежегодник/ Статкомитет СНГ.- М. 1997.- 218с.
  122. Содружество Независимых Государств в 1997 году/ Статистический ежегодник/ Статкомитет СНГ.- М. 1998.- 805 с.
  123. Содружество Независимых Государств в 2001 году/ Статистический ежегодник/ Статкомитет СНГ.- М. 2002.- 805 с.
  124. Содружество Независимых Государств в 2002 году/ Краткий справочник / Статкомитет СНГ.- М. 2003.- 392 с.
  125. Содружество Независимых Государств в 2008 году/ Краткий справочник / Статкомитет СНГ.- М.: 2009.
  126. Социально-экономические положение Республики Таджикистан. Агентство по статистике при Президенте РТ. -Душанбе, 2010. -286с.
  127. Статистический ежегодник Республики Беларусь/ Министерство статистики и анализа РБ, — Мн. 2000.- 582 с.
  128. Статистический ежегодник Республики Таджикистан / Госкомстат РТ. -Душанбе 2003.- 582 с.
  129. Статистический ежегодник Республики Таджикистан / Госкомстат РТ.-Душанбе 2005.- 582 с.
  130. Статистический ежегодник Республики Таджикистан// Государственный комитет статистики РТ. Душанбе 2009. 461с.
  131. Статистический ежегодник Республики Таджикистан// Государственный комитет статистики РТ. Душанбе 2010. 457с.
  132. Статистика СНГ/ Статистический бюллетень/ Статкомитет СНГ.-М.: Июнь 2000.-150 с.
  133. Статистика СНГ/ Статистический бюллетень/ Статкомитет СНГ,-М.: Июль 2000.-150 с.
  134. Статистика СНГ/ Статистический бюллетень/ Статкомитет СНГ.-М.: Май 2001.- 150с.
  135. Статистика СНГ/ Статистический бюллетень/ Статкомитет СНГ.-М.: Февраль 2002.- 150с.
  136. Статистика СНГ/ Статистический бюллетень/ Статкомитет СНГ.-М.: Июль 2003.- 150с.
  137. Статистика СНГ. Статистический бюллетень. Статкомитет СНГ. -М.: 2009. -150 с.
  138. Статистические данные о проведении заседаний Совета Глав государств, Совета Глав правительств, Совета министров иностранных дел, Экономического Совета СНГ.- Исполнительный комитет СНГ.- 2003.- 5 с.
  139. Страны Евразийского экономического сообщества. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан/ Статистический сборник/ Статкомитет СНГ. -М.: 2003−114 с.
  140. Таджикистан в цифрах/ Краткий статистический сборник/ Госкомитет статистики РТ.- Душанбе 2002.-158 с.
  141. Таджикистан в цифрах/ Краткий статистический сборник/ Госкомитет статистики РТ.- Душанбе 2003 .-158 с.
  142. Таджикистан в цифрах/ Краткий статистический сборник/ Госкомитет статистики РТ.- Душанбе 2005.-158 с.
  143. Таджикистан в цифрах/ Краткий статистический сборник/ Госкомитет статистики РТ.- Душанбе 2009.-170 с.
  144. Таджикистан и страны содружества независимых государств в 2008 году/ стат. справочник/ Госкомстат РТ. 2009 г. -94с.
  145. Таможенная статистика внешней торговли РФ, 1999. Статистический сборник. Госкомстат РФ. — Москва. — 2000 г. — 350 с.
  146. Таможенная статистика, данные Азербайджанской Республики, о
  147. Aron R. Problems of European Integration. «Lyods Bank Review», 1953.-93 p.
  148. Balassa B. Types of Economic Integration. «Economic Integration: Worldwide, Regional Sectoral». London, 1976.-220 p.
  149. Balassa B. The theory of Economic Integration. London, 1962.-310 p. 175 .Bye M. Free Trade and Social Welfare. «International Labour
  150. Review», January 1958.-112 p.
  151. Cassel G. From protectionism through planned economy to dictatorship. -«International conciliation». New York, October, 1934.-406 p.
  152. Caporaso J. Functionalism and Regional Integration: A Logical and Empirical Assessment London. 1972.-133 p.
  153. Cooper R N. The Economics of Interdependence. Economic Policy for the Atlantic Community. New York, 1968.-365 p.
  154. Cooper R.H. Worldwide versus Regional Integration: Is there an Optimum. Size of the Integrated Area'? «Economic Integration: Worldwide, Regional, Sutoral». -482p.
  155. Direction of Trade Statistics. International Monetary Fund. -Washington, DC. December 2002.- 370 p.
  156. Direction of Trade Statistics (Yearbook). International Monetary Fund. -Washington, DC. 2001. — 750 p.
  157. International Trade Statistics 2002.-World Trade Organization, 2003.321p.
  158. IMF Country Report. Selected Issues and Statistical Appendix. Azerbaijan, Armenia, Belarus, Georgia, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Moldova, Russia, Tajikistan, Ukraine. International Monetary Fund.- Washington, DC. 02/2003.- 800 p.
  159. Kamecki Z. Pojecie i typy integracji gospodarczej. «Ekonomista», 1967, N1.-137 p.
  160. Kindleberger Ch. P. European Integration and International Corporation. -«Columbia Journal of World Business», Winter I966.-278 p.
  161. KindIeberger Ch. P. Economic Integration via External Markets and Factors. -«International Trade and Finance». London Basingstoke, 1975.-297 p.
  162. Kramer G. Formen und Methoden der international wirtschaftlichen integration. Vesruch einer Systematic. Tubingen, 1969.-626 p.
  163. Marchal D. L’Integration territoriale. Paris, 1965.-98p.
  164. Mttrany D. A Progress of International Government. New Haven, 1933.-227 p.
  165. Myrdal G. Theorie economique et pays sous-developpes.ris, 1959.-112p.
  166. Myrdal G. The Political Element in the Development of Economic Theory. Cambridge, 1954.-402p.
  167. Muller-Armack A. Fragen der Europaische Integration. «Wirtschaftsfragen der Freien Welt». -723 p.
  168. Nye J. S. Comparative Regional Integration: Concept and Measurement. -«International Organization», 1968, N4.-1026 p.
  169. Pinder J. Problems of European Integration. «Economic Integration in Europe», ed. by G. K. Denton. London, 1969.-354 p.
  170. Predohl A. Von der alten zur neun Weltwirschaft «Wirtschaftsfragen der feien Welt». -595 p.
  171. Predohl JL, lurgensen H. Europaische integration. Handbush des Sozialwessens, 1961, Bd.-410 p.
  172. Perroux F. Les formes de la concurrence dance le marche' commun. -«Revue d’economic politique», 1958, N1
  173. Reinsch P. S. Public International Unions, Boston. 1977.-822 p.
  174. Repke W. International Order and Economic Integration Dortdrecht, 1959.-310 p.
  175. Repke W. A human economy. The social framework of the free market. Indianapolis, 1971.-451 p.
  176. Rueff J. Pouqnoi malgre tout je reste liberal. -Paris, 1934.
Заполнить форму текущей работой