Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формы международной экономической интеграции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За годы функционирования ВТО количество заключенных государствами преференциальных торговых соглашений увеличилось более чем в четыре раза. Обязательства государств, связанные с участием сразу в нескольких ПТС, наслаиваются и противоречат друг другу, что существенно усложняет процесс координации положений ПТС с многосторонними правилами ВТО и затрудняет выполнение обязательств участниками… Читать ещё >

Формы международной экономической интеграции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Классификация форм интеграционного процесса была предложена в 1961 г. известным американским экономистом венгерского происхождения Б. Балаши[1], который выделил пять форм (стадий) интеграции.

Преимущества и издержки интеграции.

Рис. 13.1. Преимущества и издержки интеграции

и показал, что данный процесс направлен на устранение различного рода дискриминационных и ограничительных действий и развивается от более простых форм экономического взаимодействия стран к более сложным: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, полная экономическая и политическая интеграция. Каждая последующая стадия интеграции отличается от предыдущей более высокой степенью либерализации движения результатов и факторов производства в рамках интеграционного объединения. На высшей стадии происходит гармонизация и унификация экономической, социальной и валютной политики, установление наднациональной системы органов управления.

Важно отметить, что самой простой предынтеграционной формой регионального сотрудничества можно считать зону преференциальной торговли, или преференциальное торговое соглашение, в рамках которого страны-участницы предоставляют друг другу льготы и преференции в торговле на взаимной и невзаимной основах, как исключение из режима наибольшего благоприятствования[2]. Эта форма является своеобразным переходным этапом к интеграционному процессу и на практике реализовывалась во многих объединениях. На современном этапе многие страны предпочитают сотрудничество именно в такой форме, не переходя к более глубоким стадиям интеграции экономик.

Это интересно

За годы функционирования ВТО количество заключенных государствами преференциальных торговых соглашений увеличилось более чем в четыре раза. Обязательства государств, связанные с участием сразу в нескольких ПТС, наслаиваются и противоречат друг другу, что существенно усложняет процесс координации положений ПТС с многосторонними правилами ВТО и затрудняет выполнение обязательств участниками торговых соглашений друг перед другом. Меняется состав участников соглашений — подавляющее большинство новых ПТС заключается при участии развивающихся стран. Примечательно, что предметом соглашений выступает предоставление взаимных преференций в торговле товарами и услугами как с развитыми, так и с другими развивающимся странами. Все чаще заключаются кросс-региональные соглашения. Эти процессы отражают кардинальный отход от односторонних привилегий в торговле с развивающимися странами в рамках Всеобщей системы преференций. Существенно расширился масштаб и углубилась сфера покрытия соглашений — современные ПТС включают в себя положения, регулирующие не только торговлю товарами и услугами, но и затрагивающие инвестиции, права интеллектуальной собственности, нетарифные барьеры в торговле. Планы по заключению новых соглашений включают в себя формирование межрегиональных партнерств таких как Транстихоокеанское партнерство, Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство, Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство. Подобные соглашения беспрецедентны по составу участников и масштабу охвата.

Первая форма интеграционного соглашения — зона свободной торговли — предполагает, что страны-участницы отменяют ограничения во взаимной торговле, но в отношении третьих стран сохраняют полную самостоятельность в проведении своей внутренней и внешней политики. Подобная форма интеграции реализуется в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, Сообществе по развитию стран Южной Африки, Экономическом сообществе стран Западной Африки, Панарабской зоне свободной торговли и др. Отдельно стоит подчеркнуть, что большая часть действующих в мире соглашений относится к категории соглашений о зоне свободной торговли и так называемых соглашений об экономической интеграции (СЭИ) в терминологии ВТО, охватывающих торговлю товарами, услугами, а также другие сферы, которые фактически представляют собой расширенные соглашения о ЗСТ, т. е. ЗСТ+ или «глубокие и всеобъемлющие ЗСТ». Высокий удельный вес соглашений о ЗСТ и ЗСТ + во многом объясняется спецификой различных форматов экономической интеграции. ЗСТ и ЗСТ+ являются начальными стадиями экономической интеграции, которые не требуют наднационального регулирования и передачи существенных полномочий на наднациональный уровень, однако при этом могут обеспечивать определенные экономические выгоды. Примером ЗСТ+ является Североамериканская зона свободной торговли, представляющая собой комплексное соглашение о ЗСТ, которое охватывает торговлю товарами и услугами, движение капиталов, права интеллектуальной собственности, экологическое и трудовое сотрудничество.

Рост распространенности ЗСТ + и СЭИ, которые фактически нарушают классическую последовательность стадий интеграции, снимая барьеры на пути движения не только товаров, но также услуг и капитала без формирования наднациональных институтов, является одной из важнейших тенденций в развитии процессов экономической интеграции в современном мире. Данные ВТО свидетельствуют о том, что больше половины функционирующих зон свободной торговли дополняются соглашениями об экономической интеграции, т. е. фактически представляют собой ЗСТ+[3].

Доминирование ЗСТ+ над обычными ЗСТ особенно характерно для развитых и наиболее динамично развивающихся стран мира. Так, например, к категории «ЗСТ и СЭИ» относятся все соглашения, заключенные США, и значительная часть соглашений, заключенных ЕС, Японией, Канадой, Австралией, Китаем, Республикой Корея. В то же время классические зоны свободной торговли продолжают преобладать среди соглашений, заключенных Российской Федерацией и странами СНГ, Турцией и другими азиатскими странами, по уровню развития экономики существенно отстающими от мировых лидеров.

Вторая форма интеграции представляет собой таможенный союз, суть которого заключается в снятии таможенных барьеров на товары и услуги не только в торговле между собой, но и в проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В соответствии со ст. XXIV ГАТТ/ВТО таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной, при этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах единой таможенной территории. Создание таможенного союза является более совершенной формой интеграции по сравнению с зоной свободной торговли, поскольку происходят существенные изменения в структуре производства и потребления стран, заключивших интеграционное соглашение. У стран, создавших таможенный союз, появляется возможность оказывать влияние на изменение структуры внешней торговли, увеличивая или уменьшая взаимный товарообмен. Среди примеров можно отметить: Таможенный союз Евразийского экономического союза, Южноамериканский общий рынок, Общий рынок стран Восточной и Южной Африки и др.

Заслуга в разработке механизма действия таможенного союза принадлежит канадскому ученому Дж. Вайнеру, выявившему два эффекта, возникающих в результате изменения таможенного регулирования — «эффект создания торговли» (англ, trade creation) и «эффект отклонения торговли» (англ, trade diversion)х. Он оценивал последствия вступления в таможенный союз для его участников с точки зрения указанных эффектов, которые отражают увеличение или уменьшение благосостояния стран в результате заключения между ними соглашения о таможенном союзе, в соответствии с которым устраняются таможенные пошлины, как правило, действующие для стран, выходящих на мировые рынки товаров и услуг.

Это интересно

«Эффект создания торговли» состоит в том, что после заключения договора.

0 создании таможенного союза для потребителей этих стран из-за установления внешнего тарифа выше среднего по таможенному союзу произойдет удешевление иностранной продукции внутри таможенного союза, поэтому потребители будут стремиться покупать более дешевый товар внутри таможенного союза у иностранных производителей, а не аналогичные товары отечественного производства. Произойдет вытеснение менее эффективных национальных источников предложения более эффективными внешними, в результате чего увеличится объем торговли. Таким образом, данный эффект приведет к замещению производства в стране более дешевым импортом из стран — членов интеграционного объединения.

«Эффект отклонения торговли» связан с «переключением» спроса стран таможенного союза с поставок из третьих стран на источники поставок из стран-партнеров, но при этом страны — участницы таможенного союза потеряют те таможенные доходы, которые могли бы получить, продолжая[4]

покупать товары в третьих странах, а в условиях конкуренции и либерализации торговли возможность покупать дешевле те же товары у прежних поставщиков существенно увеличилась. Таким образом, данный эффект предполагает замещение импорта из стран, не входящих в объединение, более дорогим импортом из стран-членов.

Эффекты создания и отклонения торговли являются ключевыми эффектами интеграции на стадии таможенного союза и обусловлены изменениями в структуре поставщиков, которые и выступают важнейшей целью создания таможенного союза. В соответствии с выводами Дж. Вайнера, возникновение эффекта создания торговли связано с ростом совокупного благосостояния страны, тогда как эффект отклонения торговли приводит к снижению уровня благосостояния. Соответственно, мотивация стран к участию в интеграционных процессах тем выше, чем в большей степени эффект создания торговли преобладает над эффектом отклонения торговли. При этом эффект создания торговли отражает движение в сторону свободы торговли, в то время как эффект отклонения торговли — в сторону протекционизма[5].

Существенным преимуществом данной формы интеграции является механизм эффективного воздействия на выработку конкурентных преимуществ при производстве отдельных товаров в рамках ТС. Результаты таможенно-тарифного регулирования проявляются не только в разнице внешних и внутренних цен, но и в различии темпов их роста, приводящих к усилению конкуренции между иностранными поставщиками и национальными товаропроизводителями стран таможенного союза.

Третья форма интеграционного объединения стран представляет более тесное взаимодействие стран — общий рынок (англ, common market). В дополнение к условиям таможенного союза общий рынок предполагает устранение препятствий для свободного перемещения между странами-участницами всех факторов производства (товаров, услуг, капитала и рабочей силы), сближение национальных законодательств, стандартов, развитие институциональных основ интеграции, общих органов управления. Это должно способствовать более эффективному расходованию совокупных ресурсов и углублению разделения труда, оптимизации производственных структур, использованию преимуществ «экономии масштаба». Но на этом этапе, как правило, сохраняются различия в национальной экономической политике, устранить которые можно лишь в процессе перехода на более высокую стадию интеграции. Примерами такого рода объединений могут быть: Единое экономическое пространство Евразийского экономического союза, Карибское сообщество, Восточноафриканское экономическое сообщество, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива и др.

Наиболее развитой формой интеграции является экономический и валютный союз. В процессе его формирования ко всем параметрам, характерным для других форм интеграции, добавляется сближение национальных стандартов и законодательства, взаимная конвергенция экономик по таким параметрам, как дефицит государственного бюджета, отношение государственного долга к ВВП, темпы инфляции, обменные курсы национальных валют и процентные ставки по долгосрочным кредитам. На этом этапе интеграции создается общая система регулирования экономических, социально-политических проблем, формируются наднациональные органы регулирования. Еще более высокой и комплексной стадией экономической интеграции является дополнение экономического союза объединяющихся стран валютным союзом, предполагающим переход к единой валюте, для регулирования курса которой и проведения единой валютной политики создается единый центральный банк, обеспечивается согласование единой денежно-кредитной политики, происходит становление скоординированной макроэкономической политики. На данной стадии находится самое развитое с точки зрения интеграции объединение — Европейский союз.

Завершающей пятой стадией интеграции является полная экономическая и политическая интеграция, предполагающая проведение единой экономической политики на основе унификации всей законодательной базы. На этом этапе постепенно формируется новый многонациональный субъект международных экономических и политических отношений, происходит движение к созданию единого федеративного или конфедеративного государства. Данной стадии еще не достигло ни одно интеграционное объединение в мире.

Международная практика показала, что реальный интеграционный процесс может не совпадать с предложенной схемой стадийного развития и в силу своей внутренней противоречивости не может развиваться прямолинейно и поступательно, как предполагают теоретические модели. Опыт региональной интеграции демонстрирует наличие значительных трудностей на пути создания общего (единого) экономического пространства и разную степень заинтересованности странчленов в глубине взаимодействия. Многообразие моделей интеграции в Европе, Северной Америке, Латинской Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), Африке, на Ближнем Востоке, Австралии и Океании, отразившее существенную дифференциацию страновых, региональных, субрегиональных экономических систем и ключевых параметров развития, позволяет отметить частичную модификацию классической теоретической схемы в одних случаях и существенную ее трансформацию в других. Процесс развития того или иного интеграционного объединения свидетельствует о том, что не существует ни строгих закономерностей, ни автоматизма между этапами интеграции, все зависит от конкретных исторических условий, экономических и политических интересов стран, а также многих других как внутренних, так и внешних факторов.

Становление и развитие интеграционных процессов зависят от разных обстоятельств. Так, в Европе экономическая интеграция поощрялась частным капиталом, деятельность которого обеспечивается развитым политико-правовым механизмом, межгосударственными и надгосударственными структурами, регулирующими движение факторов производства, т. е. институционализация экономического объединения проходит сверху вниз, благодаря чему интеграционный процесс в значительной степени приблизился к решению задач пятого завершающего этапа. По существу, Евросоюз смог создать эталонную модель экономической интеграции, отличительной чертой которой является сознательный отказ стран-участниц от части национального суверенитета в пользу наднационального регулирования. Причем крайне дискуссионные вопросы о соотношении углубления интеграции и расширения членского состава привели к развитию теории «гибкой Европы», т. е. разноскоростной интеграции, предусматривающей в рамках одного объединения применение разными странами-членами различных форм интеграции.

Это интересно

В основе модели ступенчатой интеграции или Европы концентрических кругов (Э. Балладюр, Ж. Делор) лежит идея о необходимости продолжать усилия по углублению интеграции, даже если часть стран-членов в данный момент времени не в состоянии в этом участвовать. Таким образом образуется «ядро» из наиболее развитых и интегрированных стран, а вокруг него — «круги», состоящие из стран с последовательно уменьшающейся глубиной интеграции. В Евросоюзе вокруг «ядра» образуется зона евро.

Модель дифференцированной интеграции объединяет преимущества вышеназванной модели, преследуя цель углубления интеграционных процессов, но без общих договоренностей и жестких временных рамок. Данная модель исходит из создания не одного «ядра», охватывающего все сферы интеграции, а нескольких «ядер» с разным составом участников.

В рамках североамериканской интеграции отсутствуют какие-либо наднациональные структуры и четкие формы регулирования интеграционного взаимодействия, ключевой движущей силой в развитии процессов интеграции выступают транснациональные корпорации и другие бизнес-структуры, — таким образом, в рамках НАФТА интеграция проходит снизу вверх благодаря активности частных экономических субъектов. Существенную роль в усилении интеграционных процессов в Латинской Америке и Африке также играют транснациональные компании, заинтересованные в использовании преимуществ свободного трансграничного движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Следовательно, именно ТНК являются важнейшим двигателем региональной интеграции, деятельность которых ведет к сращиванию экономик, т. е. реальной интеграции.

Формальная интеграция предполагает весьма широкие экономические функции государства в интеграционных процессах, создание определенных экономических объединений и их политико-правовых институтов еще до адекватного развития реальной интеграции, в рамках которой формирование региональных институтов происходит уже на базе значительно интегрированных на микроэкономическом уровне экономик.

Нетрадиционные интеграционные схемы развиваются с точки зрения различных институциональных механизмов интеграции, среди которых выделяются: западная, основанная на жесткой институциональной структуре и обязательности исполнения решений в установленные сроки всеми странами-членами, и азиатская, предоставляющая свободу маневра для каждой страны-участницы. Такая ситуация наблюдается в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где интеграция развивается в более мягкой форме, проявляясь в основном на микроэкономическом уровне.

Это интересно

Одной из нетрадиционных (гибких) моделей интеграции является создание так называемых «треугольников / зон экономического роста», предполагающих интеграцию приграничных районов нескольких соседних стран. Такая модель преимущественно характерна для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. «Треугольники роста» имеют более либеральный режим для трансграничного движения всех факторов производства и выраженную экспортную направленность.

Концепция зон роста учитывает экономические факторы и политические соображения. Зоны могут включать промышленные парки, туристические зоны, транспортные узлы и прочие виды коммерческой деятельности, образовательные центры, т. е. в их рамках ведется как совместное промышленное производство, строительство инфраструктурных объектов, туристических центров, совместная подготовка кадров, так и используются преимущества приграничных экономических связей — свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, лиц.

Как показывает практика уже действующих зон экономического роста, первостепенное внимание уделяется развитию инфраструктуры, промышленного производства, сельского хозяйства и туризма.

С начала 1990;х гг. в странах Восточной Азии появилась новая форма экономического сотрудничества — создание «треугольников / зон экономического роста»[6]. Впервые концепция «треугольников роста» была предложена в 1989 г., когда руководящие структуры Сингапура, Малайзии и Индонезии официально предложили создать «Южный треугольник роста» (англ. Singapore — Gohor — Riau — SIGORI). Термин «треугольник роста» часто использовался специалистами Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), различными экспертами и официальными органами АСЕАН в период до середины 1990;х гг. Во второй половине 1990;х гг. в документах АСЕАН получил распространение термин «зона экономического роста» в силу того, что «треугольники экономического роста» расширили свои границы с трех до большего числа регионов, нередко включая целые страны1.

Среди целей создания зон роста можно выделить: транснациональное развитие географически близких регионов трех и более стран на основе совместного использования факторов производства (природных ресурсов, товаров, услуг, капиталов); повышение уровня жизни населения благодаря созданию новых рабочих мест; повышение темпов экономического роста менее развитых регионов; улучшение экономических, политических и культурных связей с соседними государствами.

Зоны экономического роста отличаются от основных форм региональной интеграции рядом преимуществ:

  • • страны могут быстрее договориться, соответственно, процесс создания зон существенно упрощается;
  • • меньшие затраты на формирование такого рода зон;
  • • меньшие экономический и политический риски, сопутствующие созданию любого экономического объединения;
  • • инициатором является частный сектор, выступающий главным инвестором, тогда как государство содействует притоку инвестиций на основе либерализации, прозрачности и содействия развитию инфраструктуры;
  • • в рамках зоны роста в большей степени происходит ориентация на связи с третьими странами, таким образом, они носят недискриминационный характер по отношению к третьим странам.

При явных положительных моментах функционирования зон роста имеются и негативные черты: невысокий уровень спроса населения, узость внутренних рынков, нехватка инфраструктурных объектов, небольшая численность населения и низкий уровень доходов, отток квалифицированных кадров в центральные районы страны, неурегулированные административные формальности, что сдерживает расширение экономических взаимосвязей между приграничными районами соседних стран.

По мнению многих исследователей, в 1990—2000;е гг. отмечается так называемый интеграционный бум — резкая интенсификация регионализма в международных экономических отношениях, проявляющийся в нескольких формах[7][8]:

• количественная — рост объема новых региональных соглашений, перезаключение ранее существовавших договоров на новых условиях и т. п.;

• качественная — рост глубины регионального взаимодействия, использование более развитых, комплексных форм интеграции и т. п.

Вдобавок к этому среди интеграционных тенденций 2000;х гг. также можно отметить следующие:

  • 1) появление макрорегионов, мегарегионализма (евроатлантический, тихоокеанский, евроазиатский);
  • 2) заключение соглашений о сотрудничестве между интеграционными объединениями;
  • 3) укрепление регионализма в качестве альтернативы многосторонней торговой системе;
  • 4) интенсификация интеграционных процессов субрегионального характера, т. е. фактически интеграция протекает без заключения межгосударственного соглашения в рамках «треугольников экономического роста»;
  • 5) формирование сетевой модели интеграции (развивается в форме ЗСТ и охватывает созревшие для интеграции страны независимо от того, являются они сопредельными или нет), активизация межрегиональных механизмов с двусторонними каналами сотрудничества;
  • 6) инициативы по созданию общерегиональных зон свободной торговли;
  • 7) развитие новых моделей интеграции, появление новых типов соглашений.
  • [1] Balassa В. Theory of Economic Integration. Homewood, IL. R.D. Irwin, 1961. P. 2.
  • [2] Подробнее о ПТС см.: Ремчукова В. К. Влияние преференциальных торговых соглашений на многостороннюю торговую систему. М.: Экономика, 2016.
  • [3] Ушкалова Д. И. К вопросу об эволюции интеграционных процессов в современноммире // Вестник Института экономики РАН. 2015. № 6. С. 127.
  • [4] Viner J. The Custom Unions Issue. N. Y.: Carnegie Endowment for International Peace, 1950. P. 139.
  • [5] 2 Ушкалова Д. И. Экономические эффекты региональной интеграции: мифы и реальность // Вестник Института экономики РАН. 2017. № 4. С. 122.
  • [6] В научной литературе существуют разные определения этого явления: треугольник экономического роста, зона экономического роста, субрегиональная экономическая зона, естественная экономическая территория, транснациональная экономическаязона, полигон роста, круг роста, интегрированная зона роста.
  • [7] Более подробно о зонах экономического роста в странах АСЕАН см.: Международная экономическая интеграция: учеб, пособие / Н. Н. Ливенцев [и др.]; под ред.Н. Н. Ливенцева. М.: Экономистъ, 2006. С. 241—248.
  • [8] Международные экономические отношения: учебник / Н. Н. Ливенцев [и др.] ;под ред. Н. Н. Ливенцева. М.: Проспект, 2008. С. 381.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой