Решение отдельных проблем обеспечения безопасности мореплавания при подходах к портам: На примере Морской Администрации порта Санкт-Петербурга
Для проведения исследований и всестороннего решения сформулированных в работе конкретных задач обеспечения безопасности при подходе судов к портам и их движения в порту предложен, сформулирован и обоснован принцип минимального и равного объема безопасности в качестве научного метода для проведения исследований и получения необходимых результатов по поставленным вопросам обеспечения безопасности… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Состояние проблемы и постановка задачи
- 1. 1. Общее существо проблемы
- 1. 2. Проблема транзита Российских грузов
- 1. 3. Краткий обзор строящихся портов в Финском заливе
- 1. 4. Развитие Санкт-Петербургского транспортного узла
- Большой порт Санкт-Петербург)
- 1. 5. Навигационные особенности движения судов в морском порту Большой порт Санкт-Петербург
- 1. 6. Дополнительные обстоятельства, влияющие на навигационную безопасность движения судов на вход и выход из порта Большой Санкт-Петербург
- 1. 7. Состояние вопроса и постановка проблемы диссертации
- Глава 2. Новый подход к оценке безопасности мореплавания при подходах к портам. Определение безопасной ширины канала
- 2. 1. Принцип минимально необходимого или равного объема для обеспечения безопасности мореплавания
- 2. 2. Расчет параметров реверса судна оборудованного винтом фиксированного и регулируемого шага для использования в формуле (2)
- 2. 3. Определение необходимой ширины канала и уровня точности навигационного оборудования в зависимости от ширины канала и организации движения судов
- 2. 4. 0. пределение безопасной ширины канала с учетом гидродинамического взаимодействия судов
- 2. 5. Учет точности определения места расходящихся судов при определении безопасной ширины канала
- Основные результаты, полученные в Главе 2
- Глава 3. Использование принципа минимального или равного объема для решения других задач обеспечения безопасного движения судов по каналу или фарватеру
- 3. 1. Использование принципа минимального или равного объема для определения уровня навигационного оборудования, необходимого для обеспечения безопасного прохода судов по каналу или фарватеру
- 3. 2. Комплексная оценка точности определения места судна при движении по каналу и/или фарватеру при использовании судовых и береговых навигационных средств
- 3. 3. Использование принципа минимального или равного объема для оценки безопасности движения судов на мелководном фарватере
- 3. 3. 1. 0. необходимом профиле глубин для избежания проседания судов при движении по каналу и/или фарватеру
- 3. 3. 2. Практические методы использования принцица минимального или равного объема при учете проседания судна движущегося по каналу и/или фарватеру
- Глава 4. предложения по системе обеспечения безопасности судоходства на территории Санкт-Петербургского морского порта и прилегающих акваториях
- 4. 3. 1. Трудности, которые необходимо преодолеть для развития судоходства в порту Санкт-Петербург в зимний период
- 4. 3. 2. Развитие перевалки нефтепродуктов на Большом
- 4. 4. О необходимости сооружения второго канала для движения судов в порт Санкт-Петербург
- 5. 1. Использование принципа минимального или равного объема для решения комплексных задач безопасности мореплавания
5.2.Использование принципа равного объема затрат для обоснования использования исключительных портовых тарифов в порт Санкт-Петербург для грузов, следующих до порта другими видами транспорта (в частности, железнодорожным транспортом).
Основные результаты, полученные в Главе 5.
Выводы.
Решение отдельных проблем обеспечения безопасности мореплавания при подходах к портам: На примере Морской Администрации порта Санкт-Петербурга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для всех видов транспорта безопасность эксплуатации транспортных средств является обязательным условием, характеризующим транспорт и отличающим его от многих других сфер деятельности.
В наибольшей степени условие обеспечения безопасности относится к морскому судоходству. В морском судоходстве ко всем причинам, объединяющим транспортные средства применительно к обеспечению их безопасности необходимо прибавить сложное воздействие гидрометеорологических факторов на судно, влияние ограничений каналов и фарватеров, навигационные условия и др. Из всех причин аварийных случаев и аварий на судах наибольшее количество относится к навигационным авариям при подходах судов к портам или в акваториях портов. В настоящее время проблема обеспечения безопасности судов в акватории Финского залива и, особенно, при подходе к Большому порту Санкт-Петербург стала особенно актуальной. Динамичное развитие Большого порта Санкт-Петербург, строительство новых морских портов в Финском заливе, активизация деятельности руководства Морского порта Санкт-Петербург и Морской администрации этого порта обусловили существенное увеличение грузопотоков и значительное повышение интенсивности судоходства и судозаходов в Санкт-Петербургский порт.
Ввод в строй новых терминалов в строящихся портах в Финском заливе обострит проблему с обеспечением безопасности мореплавания в этом регионе. Проблема усугубляется тем, что подходные каналы и фарватеры к порту Санкт-Петербург не удовлетворяют существующим требованиям по условиям обеспечения безопасности применительно к сложившейся ситуации и особенно ее перспективе.
Построенный 1896 году Санкт-Петербургский Морской канал практически не перестраивался и на современном этапе не может обеспечивать потребности Санкт-Петербурга.
В Главе 1 диссертационной работы содержится обобщение данных о состоянии и перспективах развития Большого порта Санкт-Петербург, строящихся морских портов в Финском заливе, приведены сведения о навигационных особенностях подходных фарватеров и Морского канала сформулированы проблемы, которые необходимо решить для обеспечения безопасности движения судов к порту и в акватории порта Санкт-Петербург. На основе анализа состояния проблемы и научных исследований, выполненных ранее для ее обеспечения, сформулированы задачи, решение которых необходимо для обеспечения безопасности судов, следующих по фарватерам и каналам в порты Финского залива и в Санкт-Петербург.
В последующих Главах работы на основе предложенного принципа минимального или равного объема обеспечения безопасности мореплавания решаются поставленные задачи. В их числе решены следующие задачи: разработка численных методов определения минимально необходимой для 5 обеспечения безопасности мореплавания ширины морского канала, разработка методов определения минимальной точности навигационного оборудования для обеспечения безопасности судов, движущихся по каналу, разработка методов определения безопасной глубины и неравномерности глубин канала или фарватера для избежания проседания судна, разработка системы управления безопасным движением судов на акватории Большого порта Санкт-Петербург и другие.
В работе показано, что помимо решенных в ней конкретных задач, предложенный принцип равного или минимального объема может быть эффективно использован для решения актуальных комплексных задач по обеспечению безопасности судов в любом другом регионе.
ВЫВОДЫ.
1. На основании анализа статистических данных, характеризующих динамику грузоперевозок и судозаходов в морском порту Санкт-Петербург и в Большом порту Санкт-Петербург, и анализа навигационных особенностей подходов к этим портам показано, что без конкретных практических мер, предложенных в работе, по повышению безопасности судоходства на акваториях и на фарватерах к порту Санкт-Петербург невозможно обеспечить дальнейшее развитие порта.
2. Анализ сущности проблемы транзита российских грузов через порты стран Балтии и Финляндии и пути решения этой проблемы путем строительства новых портов в Финском заливе показали, что вопросы обеспечения навигационной безопасности подходов к строящимся портам являются приоритетными в решении технических и экологических вопросов транзита грузов через эти порты.
3. Для проведения исследований и всестороннего решения сформулированных в работе конкретных задач обеспечения безопасности при подходе судов к портам и их движения в порту предложен, сформулирован и обоснован принцип минимального и равного объема безопасности в качестве научного метода для проведения исследований и получения необходимых результатов по поставленным вопросам обеспечения безопасности мореплавания. Основные исследования и приведенные результаты в работе получены с использованием этого научного метода.
4. На основании проведенных исследований особенностей движения судов в каналах и на фарватерах получены необходимые для проведения научных анализов и получения практических рекомендаций по безопасности мореплавания формулы и зависимости, в частности:
— безопасной дистанции между судами (1) — (2).
— безопасного временного интервала входа последующего судна в канал (11).
5. Применительно к порту Санкт-Петербург показано, что существующие размеры морского канала и других подходных фарватеров не удовлетворяют существующим требованиям. В работе предложена методика опрёделения необходимых минимальных размеров канала. Обоснованы факторы, которые необходимо количественно учитывать при оценке минимальных размеров канала, и получены выражения и формулы для такого учета.
6. На основании проведенных исследований гидродинамического взаимодействия судов при их обгоне и расхождении в каналах установлены судоводительские аспекты этого взаимодействия по учету сил и моментов, действующих на суда с различным расположением надстроек и палубного груза по длине судов.
7. Показано, что для обеспечения безопасности движения судов в каналах и узкостях при обгоне и расхождении необходимо учитывать расположение надстроек и палубного груза по длине судна.
Установлены физические закономерности и получены аналитические зависимости, необходимые для учета этих факторов. Предложены расчетные схемы учета расположения надстроек и палубного груза при определении минимально необходимой ширины канала. Получена зависимость (40), позволяющая определять безопасную ширину канала для встречного расхождения судов.
8. В результате исследований движения судов в каналах и фарватерах установлено важное влияние неравномерности глубин по длине канала и характера грунта на безопасность движения судов.
Для обеспечения безопасности движения судов по мелководным участкам фарватера разработана методика учета различных факторов на проседание судна и его присасывание ко дну канала. Получены зависимости (64), (65), (66),(79), позволяющие определять допустимую неравномерность глубин канала для избежания проседания судов.
9. Сформулированы и представлены решения практических задач безопасного прохода судов по каналу или фарватеру с учетом всего комплекса влияющих условий. В частности, в работе содержатся решения следующих задач:
— определение безопасной скорости движения;
— определение безопасной проходной осадки;
— необходимого уровня точности наблюдения за глубинами и уровнем морского волнения;
— необходимой глубины канала при наличии неравномерности глубин по длине канала.
— комплекса требований (скорость движения, точность определения определенного уровня воды и т. п.) для обеспечения безопасности разовых проводок крупнотоннажных судов, посещающих порт. Применительно к каждой из упомянутых задач, с учетом особенностей и исходных данных, получены рекомендации для решения в аналитической и графической формах.
10.Разработаны практические предложения по схеме обеспечения безопасности судоходства на акваториях, прилегающих к порту Санкт-Петербург и в самом порту.
На основе анализа современных технологий, используемых МАП Санкт-Петербург, представлены предложения по основным направлениям развития морского порта Санкт-Петербург применительно к новым условиям обеспечения безопасности судоходства. В частности предложены следующие решения:
— развитие перевалки нефтепродуктов на Большом Кронштадтском рейде и других перспективных районах.
— сооружение второго канала для обеспечения безопасного движения судов в порт Санкт-Петербург и другие.
11 .Разработана математическая модель (81)-(83) для количественной оценки эффективности необходимых мероприятий по обеспечению безопасности движения судов в каналах с использованием предложенного принципа минимального необходимого и равного объема.
12. Предложена методика обоснования исключительных портовых тарифов для различных видов транспорта, доставляющих грузы в порты для дальнейшего их движения к грузополучателям.
Полученные математические зависимости (88) — (89) — (90), (96) позволяют регулировать тарифы для перевозки грузов на различных видах транспорта в порт, обеспечивая увеличение грузооборота и судооборота в портах без материальных потерь для государства.
Список литературы
- Александров М. И. Нормирование маневренных качеств судов на глубокой и мелкой воде. Судостроение, 1973, С. 6.
- Алексейчук М.С. К вопросу о распределении погрешностей навигационных измерений//Методы и технические средства судовождения. М.: В/О «Мортехинформреклама», 1991. — С.30 (ГМА. им. адм. С.О.Макарова).
- Анисимова Н.И. Исследование факторов, определяющих криволинейное движение судна при торможении гребным винтом. Автореферат дис. канд. техн. наук, Л.: 1976
- Афанасьев Б.В., Афанасьев В. В. Формирование зоны навигационной безопасности // Методы и технические средства морской навигации. -М.: В/О «Мортехинформреклама», 1993.-С.6−12 (ГМА им. адм. С. О. Макарова).
- Анисимов А.Н. Практическое определение маневренных элементовс учетом особенностей работы винта. Санкт-Петербург, 1997. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук.
- Асиновский В.И. Метод расчета элементов неустановившегося движения судна с использованием ЭЦВМ. Труды ЛНВТ, вып. 118. 1968 г.
- Басин A.M., Веледницкий И. О., Ляховицкий А.Г.Гидродинамика судов на мелководье. Л: Судостроение, 1976.320 с.
- Басин А. М. Ходкость и управляемость судов. М: Транспорт, 1977. 255 стр.
- Безопасность мореплавания и ведения промысла. Л: Транспорт, 1987. Вып.86 С.41−46, вып.84.С. 30−33.
- Ю.Р.Беллман, Р.Калаба. Динамическое программирование и современная теория управления. М.:Наука, 1969 г.
- Бесекерский В.А. Проблемы развития теории автоматического управления в системах навигации. Доклад на научной сессии Академии навигации и управления движением 28 ноября 1996. М., 1996.
- Блох Э.Л., Гиневский А.С.О движении системы тел в идеальной жидкости./НТО Суд. Пром., вып.47, сб. «Качка и управляемость судна», Л., 1963
- Богословский A.M., Костюков А. А. Явление взаимного присасывания судов. М: Морской транспорт, 1960.
- Бронштейн И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов.- 13 изд., исправленное. М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986.-544 с.
- Бурименко Ю.И., Попов Ю. Б. Портовая буксировка. Технология и безопасность. М: Транспорт, 1991.95 с. (Библиотечка судоводителя).
- Васильев А.В., Белоглазов В. И. Использование ПУ. М: Транспорт, 1965, 68с.
- Васильев А.В., Савинов В. Н., Егоров П. Н. Гидродинамика судов внутреннего плавания. Учебное пособие. Нижний Новгород: НГТУ, 1996.
- Васьков А.С. Методологические основы управления движения судна и конфигурацией зоны навигационной безопасности. Санкт-Петербург, 1995. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук.
- Витавер JI.M., Павленко В. Г. Общие уравнения движения судна на течении. Новосибирск: Труды НИИВТМ, кн. Совершенствование ходовых и маневренных качеств судов, 1984, с.25−39.
- Воробьев Ю.Л., Тимченко И. Г. О расчете инерционных характеристик морских транспортных судов. Л., Инженерные проблемы судостроения и судоремонта. М., ЦРИА «Морфлот» 1982, с.3−7.
- Войткунский Я.И., Першиц Р. Я., Титов И. А. Справочник по теории корабля. Судовые движители и управляемость. Л.: Судостроение, 1973 г.
- Гофман А.Д. Движительно-рулевой комплекс и маневрирование судна. Справочник. Л.: Судостроение, 1988, 360 с.
- Гофман А.Д. К анализу криволинейного движения неустойчивых на курсе судов// Тр. о-ва НТО им. акад. А. Н. Крылова. 1979. Вып. 300.
- Гречин М.А. Расчет характеристик разгона и торможения судна. Труды ЦНИИМФа, Л., Транспорт, 1958, вып. 15, с. 97−109.
- Гречин М.А. Об учете присоединенных масс гребного винта. Тр. ЦНИИМФа, 1960, вып. 27, с. 72−80.
- Гречин М.А. Расчет маневренных характеристик, связанных с действием гребного винта. Тр. ЦНИИМФа, 1973, вып. 165, с. 46−54.
- Демин С.И. Торможение судна. М., Транспорт, 1978, с. 81.
- Демин С.И. Определение инерционно-тормозных характеристик судов, Экспресс-информация ЦБНТИ ММФ, серия «Судовождение и связь», вып. 3, М., 1980.
- Егорова Е.Ю., Лобачев М. П., Чичерин1 И.А. Прогнозирование коэффициентов взаимодействия гребного винта с корпусом и ходовых качеств судна. XXXVIII Крыловские чтения «Проблемы мореходных качеств судов и корабельной гидромеханики». Санкт-Петербург, 1997.
- Ершов А.А. Сравнительный анализ некоторых существующих методов определения параметров реверса. -М. :В/0 «Мортехинформреклама», 1990.-С.48−50.
- Ершов А.А. Реверс и маневрирование при реверсе судна с винтом регулируемого шага на ограниченных акваториях. Дис. канд. тех. наук, Л. 1989 г.
- Ершов А.А. Современные способы обеспечения судоводителей информацией о маневренных характеристиках // Современные проблемы теории корабля: Тез. докладов научно-технической конференции (Крыловские чтения 1995 г.). 1995.-с.57.
- Ершов А.А. Новые подходы к оценке безопасности движения судов в узкостях //Современные проблемы теории корабля: Тез. докладов научно-технической конференции (Крыловские чтения 1995 г.). 1995.-с.56.
- Жухлин A.M., Мамаев К. П. Использование метода сплайн-функций для описания опасной изобаты//Методы и технические средства морской навигации. -М.: В/О «Мортехинформреклама», 1993.-С.38−41.(ГМА им. адм. С. О. Макарова)
- Зайков В.И. Реверс движительного комплекса гребной винт-направляющая насадка. Труды НТО им. академика А. Н. Крылова, JL, 1967, вып.90.
- Земляновский JI.K., Калинин А. И. Безопасность плавания речных судов: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1992.
- Зильман Г. И., Рождественский В. В. Гидродинамические реакции взаимодействия между судами при обгоне и расхождении. JI: Труды ЛКИ, сборник «Технические средства освоения океана», 1980.
- Знамеровский Б.П. Теоретические основы управления судном / Учебное пособие для курсантов Судоводительского факультета. Л.:ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова, 1974.
- Иванов С.И. Величины пути и времени торможения морских судов, обеспечиваемые их двигателями их главными силовыми установками. Гидромеханика и мореходные качества судов. Труды ЦНИИМФа, вып. 89, Л., Транспорт, 1968. С. 94−117.
- Кацман Ф.М., Анисимов А. Н., Филиппов И.И.К вопросу о положении центра вращения судна при реверсе. XXXVIII Крыловские чтения «Проблемы мореходных качеств судов и корабельной гидромеханики». Санкт-Петербург, 1997, с. 102.
- Кацман Ф.М., Анисимов А. Н., Филиппов И. И. Влияние коэффициента засасывания на эффективность реверса. XXXVIII Крыловские чтения. «Проблемы мореходных качеств судов и корабельной гидромеханики». Санкт-Петербург, 1997, с. 79.
- Кацман Ф.М. и др. Теория и устройство судов: Учебник, п. 73 совместно с Кацманом Ф. М., гл. 12. -Л. Судостроение, 1991.-416 с.
- Кацман Ф.М., Ершов А.А.О необходимости комплексного подхода к решению задач управления судном .-В кн. Проблемы безопасности мореплавания. -М.:В/0 «Мортехинформреклама», 1988.-с.43−45.
- Кацман Ф.М., Ершов А. А. Особенности реверсирования судна с ВРШ.-Судостроение, 1990, N 5, с. 10.
- Кацман Ф.М., Ершов А. А. Влияние выбора курса судна на информацию о маневренных элементах./ЯТроблемы безопасности мореплавания. -М.:В/0 «Мортехинформреклама», 1987.-с.44−46.
- Кацман Ф.М., Ершов А. А. Судоводителю о реверсе судов. М.: «Мортехинформреклама. 1991 .-45 с.
- Кацман Ф.М., Ершов А. А. Судоводителю о реверсе судов. JI: Судостроение, 1990.
- Кацман Ф.М., Ершов А. А., Филиппов И. И. К вопросу о построении математической модели отшвартовывающегося судна.//Методы и технические средства судовождения. М: В/0 „Мортехинформреклама“, 1991. с.43(ГМА им. адм. С.О. Макарова).
- Кацман Ф.М., Филиппов И. И. Безопасная швартовка судов. ИПТАН, секция автоматики и приборостроения ЦП ВНТО. Всесоюзное научно-техническое совещание „Автоматизация процессов обеспечения безопасности водного транспорта (ВТ) 19.09.91″. JI, 1991.
- Кацман Ф.М., Филиппов И. И. Обеспечение безопасной швартовки судов.Материалы Всесоюзного научно-технического совещания“ Автоматизация процессов обеспечения безопасности водного транспорта /ВТГ». Ленинград, 1991.
- Кацман Ф.М., Филиппов И. И., Анисимов А. Н. Методика обработки инерционно-тормозных характеристик судов//Методы и технические средства морской навигации. М.:"Мортехинформреклама" 1993.-C.3−6.(ГМА им. адм. С.О. Макарова).
- Кельзон А.С. Безударная швартовка судов. Доклады Академии наук СССР, 1990, Том 315, N 6, Механика.
- Количественная и качественная оценка навигационной безопасности морских путей в месте строительства нового морского порта в районе Санкт-Петербурга. Отчет по теме 52.26.41−94 -Отделение РЭТ AT.
- Кондрашихин В.Т. Определение места судна. М.: Транспорт, 1989,-С. 250.
- Кондрашихин В.Т. Теория ошибок и ее применение к задачам судовождения. -М.: Транспорт, 1969.- 256 с.
- Корнараки В.А. Маневрирование судов.М:Транспорт, 1979, 125 с.
- Костюков А.А. Взаимодействие тел, движущихся в жидкости. JI: Судостроение, 1972.
- Кубачев Н.А., Кургузов С. С., Данилюк М. М., Махин В. П. Сборник задач по управлению судами: Учебное пособие для морских высших учебных заведений. М: Транспорт, 1984. 139 стр.
- Кургузов С.С. Определение инерционно-тормозных свойств морских судов и их учет при решении задач расхождения. Дис. канд. техн. наук 05.22.16, Д., ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова, 1981, с. 150.
- Лернер Д.М., Лукомский Ю. А., Михайлов В. А. и др. Управление морскими подвижными объектами. Л.: Судостроение, 1979 г.
- Лебедев Э.П., Першиц Р. Я., Русецкий А. А. и др. Средства активного управления судами, Л., Судостроение, 1969.
- Лесков М.М. Использование систем дистанционной отдачи якорей как одного из средств повышения безопасности мореплавания. М., ЦБНТИ ММФ, сер. «Безопасность мореплавания» вып. 8(138) — с. 15.
- Лесков М.М., Оганов A.M., Кургузов М. М. Универсальная таблица по учету инерции. Экспресс-информация ЦБНТИ ММФ, сер. Судовождение и связь", вып. 10(85), 1975, с. 20.
- Липис В.Б., Петров А.А Гидродинамический расчет гребных винтов на переменных режимах. Тр. ЦНИИМФа, 1982, вып. 275, с. 34−43.
- Липис В.Б., Петров А. А. Гидродинамика гребного винта на переменных режимах. В сб. Доклады семинара по гидродинамике судна, т.1, Варна, 1983, с. 1−7.
- Логиновский В.А. Использование метода наименьших квадратов и теоремы Дезарга в задачах обработки навигационных измерений. //Методы и технические средства судовождения.-М.: В/О «Мортехинформреклама», 1991. с. 18. (ГМА им. адм. С.О.Макарова).
- Логиновский В.А. Вероятность принадлежности истинной точки фигуре погрешностей//Методы и технические средства морской навигации.-М.: В/О «Мортехинформреклама», 1993.-С.41−48.(ГМА им. адм. С. О. Макарова)
- Магула В.Э., Денисюк B.C., Клименко Е. К., Руман Л. П. Сила давления затопленной струи жидкости на твердую стенку. Гидродинамика корабля, Николаев, 1987, с. 77−84.
- Мартиросов Г. Г. Графики эффективного использования ВРШ. «Судостроение», 1960, № 8.
- Мартиросов Г. Г. Определение выбега при реверсе ВРШ. «Судостроение», 1961, № 12.
- Мастушкин Ю.М. Управляемость промысловых судов. М: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 232 стр.
- Мастушкин Ю.М. Анализ и разработка требований к инерционно-тормозным характеристикам промысловых судов. Отчет о НИР, Калининград, 1983.
- Мастушкин Ю.М. Гидродинамическое взаимодействие судов при встречах и обгонах. JL: Судостроение, 1987.
- Макаров Г. В., Томсон П. В., Порядков В. В., Федотов Д. В. Оценка эффективности двух способов отбраковки грубоошибочных измерений//Методы и технические средства морской навигации. -М.: В/О «Мортехинформреклама», 1993.-С.51−56.(ГМА им. адм. С. О. Макарова)
- Мальцев А.С. Предварительное планирование швартовных операций.Одесса: Облполиграфиздат, 1988. 58 стр.
- Мальцев А.С. Безопасность мореплавания на промысловых судах. Одесса: Маяк, 1988. 77 стр.
- Мальцев А.С. и др. Выбор безопасной скорости по условиям. М: Морской транспорт (МТ), серия «Судовождение, связь и безопасность мореплавания», вып.12 (241), 1990.
- Маричев И.В. Совершенствование маневрирования крупнотоннажных судов с использованием технических средств судовождения. Новороссийск, 1997. дисс. уч. степ. канд. техн. наук.
- Морган Ф. Порты и гавани, Лондон, 1952 г., 80 стр.
- Навигационная безопасность движения судов к проектируемому порту в Лужской губе. Отчет по теме. Отделение РЭТ Академии транспорта РФ. СПб, 1992 г.
- Нормы проектирования морских каналов РД 31.31.47−88, 1988 г.
- Перекрестов А.Н. Определение дистанций начала маневра при расхождении крупнотоннажных судов в море. Автореф. дис. канд. техн. наук 05.22.16. Новосибирск, 1987, c. l 1.
- Першиц Р.Я. Управляемость и управление судном, Л.: Судостроение, 1983 г.
- Петров А.А. Переходные гидродинамические характеристики гребных винтов на режимах реверса. Труды ЦНИИМФа, 1983, вып. 285, с. 78−81.
- Письменный М.Н. Расчетные и экспериментальные способы определения инерционных свойств морских судов и их применение при управлении судном. Автореф. дисс. канд. техн. наук., 05.22.16 Л., ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова, 1974. с. 19.
- Практика управления морским транспортным судном. Методические рекомендации. М., В/О «Мортехинформреклама», 1984, с. 147.
- Пустотный А.Ф., Титов И. А. Некоторые особенности взаимодействия гребного винта с корпусом судна. В сб. «Гидродинамика транспортных судов, ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова, 1981, с. 45−52.
- Разработка обобщенной методики априорной количественной оценки навигационной безопасности заданной региональной системы мореплавания. Отчет по теме 52.27.41−94 -Отделение РЭТ АТ.110 с.
- Разработка раздела безопасности транспортировки наливных грузов в акваториях Финского залива. Научно-техн. отчет Отделения РЭТ Академии транспорта РФ. СПб, 1992.
- Разработка рекомендаций для МАП Санкт-Петербурга по определению возможности безопасной проводки судов с учетом их конкретной загрузки и гидрометеорологических ограничениях. Отчет по теме МА-71.1997.
- Разработка информационной справочной системы, по судам, совершающим заходы в порт Санкт-Петербург. Отчет по теме МА-352.1998.
- Решетов Н.А. Формальная оценка безопасности судна//Науч.-техн. сб. Российского Морского Регистра Судоходства. 1997. Вып. 20. 4.1. С.3−9.
- Русецкий А.А., Прищемихина Т. Ю. Расчет гидродинамических характеристик гребных винтов в процессе маневрирования. В сб. «Гидродинамика транспортных судов», ЦНИИ им. акад. А, Н. Крылова, 1981, с.45−52.
- Соболев Г. В. Управляемость корабля и автоматизация судовождения. JL, Судостроение, 1976.
- Соларев Н.Ф. Исследование процесса торможения и некоторых других инерционных характеристик винтовых судов и составов. Автореф. дисс. канд.техн. наук. 05.22.16, Горький, 1964.
- Соларев Н.Ф. Безопасность маневрирования речных судов и составов.М.: Транспорт, 1980. 215 с.
- Смоленцев С.В. Теоретические основы построения судовых интеллектуальных систем управления. Санкт-Петербург, 1995. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук.
- Справочник по теории корабля: в 3-х т.т.1. Гидромеханика. Сопротивление движению судов. Судовые движители./под ред. Войткунского Я. И. JL: Судостроение, 1985 г.
- Справочник по теории корабля: в 3-х т.т.З. Управляемость водоизмещающих судов. Гидродинамика судов с динамическими принципами поддержания./под ред. Войткунского Я. И. JL: Судостроение, 1985 г. 544 с.
- Суворов С.В. Швартовка судов: Практическое пособие. Мурманск: Кн. издательство, 1988. 120 с.(серия «Библиотека промысловика»).
- Томсон В.В. Математические основы задач навигационного оборудования морских путей. Санкт-Петербург, 1992. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук.
- Томсон В.В. Обобщенный метод исследования навигационных створов// Методы и технические средства морской навигации. М.: В/О «Мортехинформреклама», 1991.-С.118(ГМА им. адм. С. О. Макарова).
- Удалов В.И., Массанюк И. Ф., Матевосян В. Г., Олыпамовский С. Б. Управление крупнотоннажными судами. М: Транспорт, 1986. 229 стр. (серия «Библиотечка судоводителя»)
- Федяевский К.К., Соболев Г. В. Управляемость корабля. JL, Судпромгиз, 1963.
- Филиппов И.И. Проблема безопасной швартовки судов. Материалы Всесоюзной научно-технической конференции «Безопасность на море». Николаев, 1991.
- Филиппов И.И. Метод обращения движения. Научно-технический отчет каф. ТУС ГМА им. адм. С. О. Макарова. JI, 1990.
- Хойер Генри X. Управление судами при маневрировании. М: Транспорт, 1992. 103 стр.
- Цурбан А.И. Исследование способов определения некоторых маневренных элементов судна. Автореф. дис. канд.техн. наук. 05.22.16, Л., 1971, с. 20.
- Цурбан А.И. Определение маневренных элементов судна. М: Транспорт, 1977. 128 стр.
- Цурбан А.И., Оганов A.M. Швартовные операции морских судов. М.: Транспорт, 1987.
- Юдин Ю.И. Совершенствование управления судном при выполнении швартовных операций на ходу в открытом море. Автореф. дис. канд. техн. наук., 05.22.16., Л., 1987, с. 22.
- Рекомендации по проведению швартовных операций на акватории мурманского рыбного порта. Мурманск: Севгипрорыбфлот, 1991.
- Hatsuzo Т., Masaguki Е. А practical method of analysing the acceleration and deceleration of ships. «30th Aniv. Commemorat Res. Study Compil. Jap.Inst. Nav.» T. 1978.
- Hasegawa K., Fukutomi T. On Harbour Manoeuvring and Neural Control System for Berthing with Tug Operation. Manoeuvring and Control of Marine Craft (MCMC'94).3rd International Conference. Southampton, UK, 1994. pp. 197−210.
- Kijima K., Furukawa Y. A Ship Manoeuvring Motion in the Proximity of Pier. Manoeuvring and Control of Marine Craft (MCMC'94).3rd International Conference Southampton, UK, 1994. pp.211−222.
- Karal F.C.The Motion of Sphere Moving Parallel to a Plane Boundary. Journal of Applied Phisics, vol.24, p.2, 1953.
- Oltmann P. and Sharma S. Limitation of combined engine and rudder manouvers using an impruved model of hull-propeller-rudder interactions. 15th Symposium Naval Hydrodynamics, 1984.
- Perez S.M. Calculo de la parada de un buque. Ing. Nav. 1977,45,N 502, s.226−339.
- Pourzaniani M. Formulation of The Force Mathematical Model of Ship Maneouvring.Int.Shipbuild.Progr., 37, no.409(1990), pp.5−32.
- Report of Maritime Safety Committee. 68th session. International Maritime Organization, 1997.
- Shearer K.D.A., Linn W.M. Wind tunnel on models of merchant ships.// N. Coast Inst. Of Eng. And Shipbuilders. 1960, v. 76, part 5.
- SHIPHANDLING.Port Revel Marine Research and Training Center (Operated by Sogreah).Centre De Port Revel: Grenoble, 1978.
- Распределение грузопотока 2003 г. Средний вариант прогнозатыс. т в год