Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мемориалы Грузии 1960-х — 1980-х годов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Произведения монументального искусства выполняют разнообразные по своему характеру функции. С одной стороны, они несут в себе весьма интересную информацию об эстетических и «тических, политических и социальных идеях своего времени, о художествен-г но-стилевых установках я уровне научно-технического прогресса, о создателе и его современниках. С другой, они вносят существенный вклад… Читать ещё >

Содержание

  • I. ф -Ь В СД ч С * «„г # * ^ З'
  • 2. ГЛАВА 1″ Предпосылки и первые опыты создания мемориалов ч Грузии
  • 3. “ ГЛАВА 2, Мемориалы Грузии 60х — ЬО* годов
  • 4. ШШ&- 3, Проблемы композиции и соотношения традиции и новаторства мемориалов
  • Гр> I- - ^ й — I *. <1 ? - э - V I - €> .) # б®- Ьримечания .,»"<,.*.*.""" Хос^
  • У Каталог мемориалов

Мемориалы Грузии 1960-х — 1980-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В художественной жизни современной Грузии значительное место принадлежит монументальному искусству. Это естественно, будучи одним из видов изобразительного творчества, имевшим свои проблемы и цели, оно представляет важную часть всей культуры в целом,.

Произведения монументального искусства выполняют разнообразные по своему характеру функции. С одной стороны, они несут в себе весьма интересную информацию об эстетических и «тических, политических и социальных идеях своего времени, о художествен-г но-стилевых установках я уровне научно-технического прогресса, о создателе и его современниках. С другой, они вносят существенный вклад в художественное формирование окружающей средыжизней деятельности человека».

Ярким примером синтеза всех этих функций монументального искусства в одной художественно-образной структуре стали мемориальные сооружения, называемые нами кратко «мемориал» .

Что же представляет собой мемориальное сооружение и каково его место в монументальном искусстве?

Мемориальное сооружение — произведение' изобразительного искусства и архитектур", -создаваемое ® память отдельных лиц и исторических событий в со гой практике — архитектурно-скульптурные комплексы (иногда, а сочетании с другими видами искусства) или произведения архитектура (маазолеи, мемориальные музеи), предполагавшие яростраиетвенно-развитое, ансамблевое решение обрапа" **" ,.

Из этого определения все-таки не ясно: чем «в является мемориальные сооружения — недавно сформировавшимся видом искусства или одним из традиционных видов монументального искусства? Вт сложность четкого ответа закликается в саном монументальном искусстве, ибо вопрос о его свойствах, о его ведах и жанрах, о его месте в системе пространственных искусств весьма спорный (разрешить его пытаются па протяжении, пожалуй, около трехсот лет). Более точный и конкретный ответ на данный вопрос можно найти в самой сущности монументального искусства. Оно характеризуется произведениями, «. художественная природа которых призвана передавать новым поколениям память о самом глубоком, зиачатель-ном в жизни народа, общества, цивилизации* В «том проявляется их социально-политическая функция. А с точки зрения художественной образности их диапазон весьма обширен, так как нардду о различными архетипами архитектурных форм, какими являются обелиски, стелы, триумфальные арки» пилоны, мавзолеи, храмы и т. д., к ним также относят и те произведения, которые рассчитаны на пространство городских улиц, площадей, парковюс ансамблей им ксодят в структуру различных арштектурныхинтерьеров.

Как, впрочем, любо®произведение монументального искусства" мемориальное сооружение — явление исторического характера! оно живет во времени, фокусируя в себе всевозможную информацию об апохе ©-аоего создания, Необходимо отметить, что задачи и общественнне функции монументального искусства, а также границы тот понятия отладь не являйся незыбдешлш и введши на вое времена" они изменяются шесте с ооотэбтствуюсим социальным строем и его культурой* ^ ,.

— б.

Важным моментом в возникновении мемориального сооружения является9 как уже бвдо отмечено" его прямая зависимость от ряда благоприятных факторов общественного характераЕще Гегель считал, то те или иные виды искусства становятся ведущими в зависимости от времени существования* от. способности отражать насупшае проблемы и воплощать идеал прекрасного, как этот идеал понимается в данное время.

Так XX век оставит в истории искусства (кажется уже можно говорить о ншем столетии в прошедшем времени, ибо оно подаодит к своему завершению) новый более синтетический тип мемориального сооружения — современный мемориал. Он еозник как результат органического слияния архитектуры и разных зидов искусства, дающий новый функциональный, этический и эстетический эффекты,.

X X.

По своим композиционно-образным особенностям современные мемориалы отличаются большим разнообразием. Исходя из уже ело-давшегося опыта кажется весьма актуальным как с практической? так и с научной точки зрения, любое предложение по их классификации" Попытаемся определить и дать некоторые структурам и композиционные характеристики мемориалов в их связи и сопоставлении.

Условно их ношо разделить на три группы* мемориальные ансамбли" мемориальные комплексы и монументы ансамблевого типаv’микpoшcaмбли, .

Расплывчатое понятие ^ансамбль" отличается от большинства не выясненных до конца искусствоведческих тершнов своей всеобщностью. Приминительно к искусству мемориала этот Теркин можно рассматривать в более конкретном плане" Так как понятие «ансамбль» означает единство, согласованность, то к мемориальный ансамбль можно считать цельным художественнш произведением, состоящим из архитектурах элементов в синтезе с изобразительным искусством, объединенных композиционным и стилевым соответствием.

В отличив от ансамбля мемориальный комплекс представляет собой более сложную разновидность мемориала, Он состоит из разнородных по характеру компонентов: кз произведений архитектур, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, из современных или исторических сооружений, из разного типа предметных реалий, объединенных принципом одновременного действия в создании образа.

В монументе ансамблевого типа, коэдр^й можно определить названием «микроансамбль* 3 памятная идея раскрывается посредством главного монумента, решенного архитектурными или пластическими средствами. Микроансдобль занимает, как правило, небольшую площадь (что и является одним из основных отличий от ансамбля) и включает з себя ряд дополняющих центральный образ элементов в виде лапидарных надпкеей, Вечного огня, зеленых нас"&tradeденмй и т. д.

Надобная классификация довольно удобна при рассмотрении композиционно-образного строя мемориала. Следует однако сказать, что границы мевду наввашши груцпамк. мемориальных сооружений часто бывают зыбкими, и это нередко затрудняет точное определение типологии того или иного произведения. Тем не менее ш данной работе мы постараемся по возможности придерживаться предложенной терминологии,.

В Грузии первые крулдае мемориалы стали появляться лишь к концу 60-х годов, В последующие десятилетия интерес к этому виду монументального искусства, открывающему большце возможности перед архитекторами и екулызтор&ми, резко возрос. Появился Целый ряд микроансамблей, ансамдей и комплексов — от простых мемориальных. стенок и обелисков до крупных сооружений, многие из которых отличаются богатством цдейно-образных решений и высоким художественно-эстетическим качеством, отмечены твошеокой инди-видузльностью грузинских мастеров архитектуры и скульптуры.

Эти мемориалы по своей тематике весьма разнообразныодни посвящены наиболее вадаам событиям исторического прошлого Грузии, другие — прославляв ратный подвиг народа. Но основной и ведущей стала тема увековечения памяти погибших з Великой Отечественной войне. И это не случайно. Плечом к плечу с представителями всех народов Советского Союзасражались воины из Грузии. Из 3,5 миллиона населения на фронт ушло 700 тысяч человекоколо 300 тысяч не вернулось домой. Их памяти посвящено большое число мемориальных сооружений в городах и сетах республики.

Культурное наследие грузинских монументалистов, увековочм-вщщее важнейшие события яашзс дней, уте на данном исторотес-ком этапе достаточно велико. Поэтому одна из главных задач с точки зрений его критического анализа заключается в выявлении причин возникновения ©-того художественного явления в монументальном искусстве Грузии и связанного с ним комплекса творческих задач,.

Цель" данного исследования является изучение тевдедаий развития искусства мемориала, выявление композиционно-образной взаимосвязи о творческим наследием грузинского народа на фоне развития современного мирового искусства" определение его ху~ дожественно-исторнческой ценности. В задачу диссертации входитсистематизация рассматриваемого материала, анализ разных яме-дий, возникшие б процессе работы над композициями мемориалов".

Структура диссертации продиктована целью и задачами исследования, связанного с анализом разных проблем" касающихся наиболее существенных аспектов развития этого вида монументального искусства. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения. Во Введении дается обоснование выбора темы диссертации, определяется актуальность и новизна темы* сформулированы проблемы, цель и метод исследования, предлагается общая характеристика мемориала, уточняется его место в искусстве, дается классификация разных видов мемориалов. В историографическом образе рассматриваются наиболее вадаые труду, затрагивающие проблемы, поставленные в диссертации. Первая глава «Предпосылки и первые опыты создания мемориалов в Грузии» дает представление. состоянии монументальной пластики в Грузии до конца 60-х годов" т"е. времени появления первого кругшого мемориалапосвящена разбору рада произведений монументального искусства, в которых в том или ином аспекте нашел свое отражение опыт создания художественно-образной структуры мемориалов, Во второй главе п Мемориалы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой