Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Позиционирование региональных выпусков новостей в общероссийском информационном пространстве: на материалах телевещания Оренбургской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня, имеет смысл говорить о существовании независимых друг от друга пространств — федерального и региональных. В России «действует «вертикальная» система-телевидениякоторая'характеризуется слабыми межтерриториальными"'связями. Однако «можнопрогнозировать появление альтернативного варианта — «горизонтального телевидения», которое будет способствовать формированию* межрегиональных (окружных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЕЩАНИЯ
    • 1. Информационное пространство России: особенности формирования и функционирования
    • 2. Позиционирование информационных программ Оренбургской области
    • 3. Структура и содержание региональных выпусков теленовостей как факторы их эффективности
  • Глава 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НОВОСТНЫХ ПРОГРАММ ФЕДЕ РАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ
    • 1. Принципы формирования информационной картины дня в выпусках новостей региональных телеканалов
    • 2. Подача информации в выпусках новостей на общероссийских и региональных телеканалах. Общее и специфическое
    • 3. Региональные выпуски новостей: участие в формировании общероссийского информационного пространства

Позиционирование региональных выпусков новостей в общероссийском информационном пространстве: на материалах телевещания Оренбургской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В конце XX века в отечественной системе телевещания произошли большие изменения. Наряду с телекомпаниями, производящими и распространяющими собственный программный продукт, позиционировались телестудии, которые занимаются только производством программ. Сформировались новые формы собственности телекомпаний — негосударственные — частные, акционерные общества открытого и закрытого типа, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью и т. д.

Рядом с универсальными телеканалами (Первый, ВГТРК, НТВ, Рен-ТВ, Пятый канал) возникли тематические (нишевые): «Культура», «Вести-24», «Спорт» и «Бибигон». в структуре ВГТРК- 1-й развлекательный — СТС- 1-й музыкальный* — Муз-ТВ- «Теленяня», «Спорт», «Киноканал» (в структуре Первого канала). Выросло число региональных вещателей, изменилась специфика их программной политики, на которую все большее влияние оказывают федеральные телеканалы.

Сегодня в каждом регионе сложилось свое информационное поле, важной частью которого являются выпуски новостей. Например, в Оренбурге в эфир ежедневно выходят 19 информационных программ, которые готовят четыре телеканала (ГТРК «Оренбург», ТК «Регион», «Орен-ТВ», ТВЦ «Планета»). Это создает ситуацию выбора, дает возможность зрителям лучше ориентироваться в происходящих событиях, формировать собственное отношение к ним. Поэтому региональные выпуски новостей в сравнении с федеральными вызывают больший интерес у населения. Эти программы всесторонне отражают жизнь определенного края, республики, области и имеют все основания для превращения в инструмент формирования информационного пространства России.

Федеральные каналы телевидения, такие как Первый, «Россия», НТВ, вещающие практически на все регионы России, собирают большую аудиторию. Однако материалы, посвященные региональным проблемам и событиям, как правило, занимают весьма незначительную часть их эфира. «В последние годы экранная Россия окончательно распалась на две страны: одна, какой она предстает на центральных каналах, другая — на местных».' Именно таким увидел современное телепространство России исследователь отечественного телевидения С. А. Муратов. Таким его воспринимают жители российских городов и сел.

Одним из основных источников получения социально значимой информации по праву можно назвать телевизионные выпуски новостей: Из программ общенациональных телеканалов зрители получают сведения о событиях в России и в мире, из местных выпусков — информацию о жизни региона. Таким образом, если федеральные телеканалы представляют общую событийную картину страны и мира, то местные — региональную. Региональное телевидение и радиовещание — сегодня по сути единственные источники оперативной информации о жизни глубинки. В этой связи развитие новостного телевизионного вещания в рамках города и области было и остается актуальной проблемой.

Сравнивать степень значимости местных и центральных выпусков новостей довольно сложно, учитывая, что и те, и другие одинаково необходимы для формирования у человека адекватной картины мира, в котором он живет, и отношения к нему. Тем не менее можно сделать вывод: только сбалансированное сочетание федерального и регионального вещания способно наиболее полно удовлетворить потребности зрительской аудитории. .

С одной стороны, при сегодняшней многопрограммности вещания у зрителя появились широкие возможности выбора канала, посредством.

1 Муратов С. А. Человек как объект теленовостей// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. Журналистика. 2003. № 3. С. 43. которого он будет получать необходимые сведения. С другой, большое число этих каналов приводит к «потерянности» аудитории в информационном пространстве, к тому, что зритель часто не в состоянии сориентироваться в этой многоликой среде.

Информационный шум", 1 — так назвал И. Дзялошинский сообщения, не несущие ценных для аудитории сведений, а лишь заполняющие информационное пространство. Всегда ли зритель находит в выпусках новостей ту информацию, в которой нуждается? Эту проблему — соответствия информации потребностям и ожиданиям аудитории — автор диссертационного исследования рассматривает методом сопоставления рейтингов предпочтений телезрителей и информационных приоритетов программ новостей.

Одной из основных задач современных средств массовой коммуникации является повышение информативности сообщения. Информативность сообщения — это и его информационная насыщенность, и та информация, которая будет воспринята потенциальным зрителем программы, и те качества передачи, которые способствуют ее адекватному восприятию.

Эффективность телевизионных новостей на региональном телеканале рассматривается в работе в соответствии с психологическими особенностями восприятия информации, жанровой спецификой и использованием инструментов верстки программы.

Почти за два десятилетия развития местного телевидения (с начала 90-х годов прошлого века) сложились определенные тенденции развития регионального информационного вещания. Прежде всего, это ориентация на информационные потребности и интересы каждого конкретного зрителя, что подтверждает значительное внимание местных телеканалов.

Дзялошинский И. М. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. 2001. Цит. по: http://www.carnegie ru/ru/news/2291 white-book-06-aug-www pdf к социальной проблематике. Обратная связь с аудиторией и ее активное использование — вот то чего так не хватает редакциям «Вестей Оренбуржья» (ГТРК «Оренбург»), «Нашего времени» («Регион»), «Будней» («Планета») и «Службы новостей» («Орен-ТВ»).

Региональные СМИ в неменьшей степени, чем федеральные, требуют внимательного изучения и объективного исследования. Одна из причин в том, что у региональных телевизионных выпусков новостей сформировался ряд предпосылок для того, чтобы стать полноценной со1 ставляющей информационного пространства страны. Именно в этом, контексте автор исследует особенности функционирования региональных телевизионных новостей на примере программ Оренбургской области.

Данная диссертационная работа посвящена проблеме участия регионального информационного телевещания в формировании общероссийского информационного пространства. В диссертации показаны взаимосвязь и взаимозависимость информационной политики местных и центральных редакций новостей, предпринята попытка сравнительного анализа региональных и федеральных программ на жанровом, дискурсивном, тематическом, языковом и других уровнях.

Актуальность темы

обусловлена тем, что состояние современного информационного пространства России вызывает вполне обоснованные сомнения в его органическом единстве, целостности. Пока процесс его формирования как важнейшего компонента информационного общества, по нашему мнению, трудно считать завершенным. Регионы России нередко информационно не связаны друг с другом.

Когда Москване знает, что творится в Воронеже, а Воронеж не ведает, чем живет Новосибирск, происходит распад единого информационного пространства", 1 — справедливо считает В. Выжутович. Региональ.

Выжутович В. Под собою не чуя страны//Журналист. М., 2000. № 11. С. 18. ное телевидение, на взгляд диссертанта, призвано преодолеть этот распад и противостоять ему.

В условиях коммерциализации и дерегионализации1 современного телевидения важно выявить возможные пути развития регионального новостного вещания, определить его место, обосновать роль и значение в формировании единого информационного пространства России.

Состояние научной разработанности, проблемы.

На протяжении всего периода становления и функционирования телевещания в России исследователи уделяют особое внимание телевизионной* информации. Труды Э. Г. Багирова, Р: А. Борецкого, A.C. Вартанова, В. В. Егорова, Я. Н. Засурского, Г. В. Кузнецова, С. А. Муратова, B.C. Саппака, В. А. Саруханова, B.JI. Цвикаи др.2 помогли выявить основные тенденции развития информационного телевещания в историческом аспекте, его специфику и роль. в обществе как социального института.

Проблеме отечественного информационного вещания, в новых социально-политических условиях посвящена работа B. JIЦвика и Я. В". Назаровой «Телевизионные новости России».3 Авторы рассматривают особенности формирования информационной политики телеканалов й сравнивают подходы к наполнению информационной повестки дня на телеканалах различных формсобственности. Еще более подробно эта.

1 «Текущий процесс сокращения доли программ, подготовленных региональными телекомпаниями, в общем объеме вещания, переданного на местный уровень всеми субъектами-коммуникаторами». См.: В. Г. Семенов. Взаимодействие власти, бизнеса и СМИ — основа становления гражданского общества//Вестник электронных и печатных СМИ ИПК работников телевидения и радиовещания. Вып. 2, май 2007. http://vestnik.ipk.ru/vip 2 semenov main.html.

2Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. М., 1978; Борецкий P.A. Осторожно, телевидение! М.', 2002; Егоров В. В. На пути к информационному обществу. М., 2006; Засурский Я. Н. Глобальное информационное пространство в условиях мобильной коммуникации//Медиаскоп, 2006; Муратов С. А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М., 2001; Саппак В. Телевидение и мы: четыре беседы. М., 1988; Саруханов В. А. Азбука телевидения. М., 2002; Телевизионная журналистика. 5-е изд./ Редкол.: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. М., 2005; Телерадиоэфир: История и современность/Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2005; Журналистика и демократия: Учебное пособие/ Е. П. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004; Цвик В. Л. Телевидение: история, теория, практика. М., 2004; Попов В. Д. Информациология и информационная политика. М., 2001 и мн. др.

3Телевизионные новости России. Учебное пособие / В. Л. Цвик, Я. В. Назарова. М., 2002. проблематика анализируется в новой монографии B.JI. Цвика «Телевизионная служба новостей».1.

Процессы, формирования и функционирования информационного пространства региона исследованы с учетом теоретических наработок Р. Ф. Абдеева, В: J1. Иноземцева, И. С. Мелюхина, И. И. Юзвишина, а также зарубежных исследователей М1 Кастельса, Н. Лумана, Т. Парсонса, Э. Тоффлера, Ф. Уэбстера." .

Стилистические особенности телевизионных текстов диссертант анализировал, опираясь на труды-М.М. Бахтина, Ю. А. Бельчикова, В. В. Виноградова, В. Гумбольдта, A.A. ЛеонтьеваЮ. М: Лотмана, Ю. В. Рожл дественского, Р. О: Якобсона и др. Проблемы культуры речи в материалах журналистов диссертант рассматривает, взяв за. основу работы Б. Н. Головина, М: В. Горбаневского, O.P. Лащук, М. П. Сенкевич и др.4.

В-аспекте изучаемой-темы значительный интерес представляет диссертационное исследование В. Г. Лившица.5 По его-мнению, «ядром новейшего телевидения, России, вокруг которого будет строиться медийное пространство, может стать региональный вещатель, обладающий особым: функциональным статусом». В. Г. Лившиц справедливо утверждает, что' будущее регионального телевидения лежит в области его самоидентификации, верной-и последовательной «отстройки» от федерального вещания, «горизонтальной» локализации эфира.

1 Цвик В. Л. Телевизионная служба новостей. М, 2008.

2Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994; Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000; Луман Н. Реальность массмедиа/ Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М., 2005; Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999; Парсонс Т. Новые тенденции в структурно-функциональной теории /О структуре социального действия. М., 2002; Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2003; Уэбстэр Ф. Теории информационного общества. М., 2004; Юзвишин И. И. Основы информациологии. М., 2001.

3Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Бельчиков Ю. А. Русский язык. XX век. М., 2003; Его же. Стилистика и культура речи. М., 2000; Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М., 2001; Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 2004; Леонтьев A.A. Основы теории речевой деятельности. М., 1995; Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб, 2002.

4Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1980; Горбаневский M.B. Не говори шершавым языком: о нарушении норм литературной речи в электронных и печатных СМИ. M., 2000; Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. М., 1984.

5Лившиц В. Г. Телевидение в информационном обществе: проектирование и особенности развития.

Для данного исследования важны и другие научные работы, посвященные проблемам регионального телевидения: «Основные тенденции и особенности процессов трансформации региональных СМИ» Н.И. Григо-ренко, «Структура и стилистика новостных программ телевидения Северного Кавказа» А. Н. Кочисовой, «Проблемы координации федерального и регионального телевещания в условиях одноканального функционирования (на примере телевидения Липецкой области)» С. А. Мелешко и др.1.

При всей актуальности и значимости отмеченных выше материалов они не снимают необходимости системного и комплексного рассмотрения роли региональных теленовостей в формировании единой информационной картины дня в масштабах всей России, что и является одной из задач предлагаемого исследования.

Цель диссертации — всестороннее исследование функционирования региональной системы информационного телевещания, выявление специфики подачи информации в региональных выпусках новостей, а также определение роли и степени участия местных новостей в формировании информационного пространства России.

Для достижения поставленных целей было необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить процесс становления информационных программ в регионе.

2. Обобщить опыт работы телекомпаний Оренбуржья и определить возможности и пути наиболее эффективного развития регионального вещания в формате новостей.

3. Исследовать особенности информационной политики региональных редакций новостей.

Автореф дис. канд полит, н. СПб, 2006. С. 14.

Григоренко Н. И. Основные тенденции и особенности процессов трансформации региональных СМИ. Автореф. канд. соц. н. Барнаул, 2003. Кочисова А. Н. Структура и стилистика новостных программ телевидения Северного Кавказа. Автореф. филол. Н./ИПК работников ТВ и РВ. М., 2005. Кротова Л. Г. Информационное вещание в Красноярском крае. Дисс. канд. филол. н. М., 2005 г. Мелешко С. А. Проблемы координации федерального и регионального телевещания в условиях одноканального функционирования (на примере телевидения Липецкой области). Автореф. канд. филол. н. М., 2006.

4. Проследить специфику подачи информации в региональных и федеральных новостных программах (в частности, сравнить лингвистические особенности текстов центральных и местных выпусков новостей).

5. Проанализировать характер отношений между федеральными и региональными вещателями в сфере информационной политики.

6. Определить вклад регионального новостного вещания в формирование общероссийского информационного пространства. Предложить возможные варианты повышения эффективности участия региональной информации в этом процессе.

7. Раскрыть социальную роль и значение информационного вещания в региональной системе коммуникаций.

Объектом диссертационного исследования является, информационное телевещание на территории Оренбургской области. Этот выбор определен следующими факторами:

1. многоканальное новостное телевещание, достаточно молодое явление для Оренбургской области, требует глубокого исследования;

2. возникновение в^ условиях «дерегионализации» телевидения новых моделей функционирования как региональных, так и федеральных телепрограмм меняет информационную структуру телевещания;

3. региональное информационное вещание имеет все предпосылки, чтобы стать эффективным участником формирования информационного пространства страны.

Предмет исследования диссертационной работы — новостные программы федеральных и региональных телеканалов в контексте формирования информационного пространства региона и России в целом.

Эмпирической базой исследования послужили информационные программы федеральных («Время» — Первый канал, «Вести» -«Россия», «Сегодня» — НТВ) и региональных телевизионных каналов, ведущих вещание на Оренбург и Оренбургскую область («Вести Оренбуржья» — ГТРК «Оренбург», «Наше время» — ТК «Регион», «Служба новостей» — «Орен-ТВ», «Будни» — ТК «Планета»). Сравнительный анализ жанрово-тематического своеобразия программ позволил раскрыть принципы взаимодействия новостных выпусков центральных и местных служб информации, их участие в процессе формирования единого информационного пространства.

В диссертации нашел отражение практический опыт, полученный автором во время работы в качестве корреспондента и редактора выпусков новостей на телеканалах ГТРК «Оренбург» и «Орен-ТВ».

Теоретическая и методологическая основа исследования Общеметодологической основой диссертации является диалектико-логический подход, позволяющий автору исследовать изучаемые явления во всей их противоречивости и взаимосвязи: эмпирическо-системный метод, предполагающий применение системного отбора наиболее значимых фактов и изучение элементов объекта анализа в неразрывной связи между собойсравнительно-исторический метод, применяемый при анализе выпусков новостей на региональном и федеральном* уровнях, а также при выявлении их взаимодействия. Кроме того, необходимые данные для исследования получены методом контент-анализа, а также методом включенного наблюдения. Методологически диссертация основана на базовых положениях теории массовой коммуникации и теории и практики журналистики, в частности, телевидения. Диссертантом выдвинут ряд гипотез:

1. Единое информационное пространство России — пока лишь формирующаяся система. В то же время единые информационные поля уже сегодня создаются в пределах отдельно взятых регионов страны.

2. Региональные новости в значительной степени отдалены от общероссийского контекста.

3. Региональные выпуски новостей должны стать важным фактором формирования общероссийского информационного пространства.

4. Необходимо принять ряд мер, стимулирующих эффективность участия региональной информации в создании единого информационного пространства России.

В’ходе исследовательской работы автор пришел к выводам, выносимым на защиту в качестве основных положений:

1. Система регионального информационного вещания, в частности, в Оренбургской области развивалась в соответствии с общими тенденциями становления отечественного постсоветского телевидения с некоторым отставанием от федерального телевидения.

2. Основные формы участия регионального телевидения в формировании российского информационного пространства — прямые включения в программе «Вести», выход региональных выпусков новостей в эфире телеканала «Вести-24» и подготовка отдельных материалов для федеральных программ, на местах.

3. Позитивные новости из областей и городов России в федеральных информационных программах практически не представлены. Как правило, на общероссийские каналы материалы из регионов попадают лишь в тех случаях, если они рассказывают о катастрофах и происшествиях.

4. Несмотря на недостатки в подаче информации, региональные выпуски новостей остаются наиболее значимым каналом распространения актуальных для аудитории сведений.

5. Изменение принципов информационного взаимодействия, региональных и федеральных вещателей может стать стимулом к повышению эффективности их сотрудничества в процессе создания единого информационного пространства России.

Научная новизна диссертации состоит в определении места и роли региональных информационных программ в формировании общероссийского информационного пространства. Автор рассматривает функционирование регионального новостного вещания в широком тематическом объеме и во взаимосвязи с выпусками новостей федерального уровня. В результате исследования впервые сформулированы принципы взаимодействия федерального и регионального телевидения в создании новостной картины дня для телезрителей региона:

1. принцип полноты информации;

2. принцип взаимодополнения информации, а именно:

• на федеральных каналах — отражение жизни регионов;

• на региональных каналах — освещение общероссийских иокружных событий с точки зрения интересов аудитории данного региона.

Новизна исследования заключается и в*том, что автор анализирует формы и способы взаимодействия региональной-и федеральной телевизионной информации, а также стилистические и лексические особенности телевизионных текстов.

Практическая значимость работы определена методологической направленностью исследования на системный. анализ реальных процессов в сфере регионального информационного телевещания и на раскрытие их взаимосвязи с аналогичными процессами на федеральном^ уровне. В5 работе даются практические рекомендации по повышению эффективности этого взаимодействия.

Диссертационное исследование, его выводы могут быть использованы в практической деятельности журналистов' региональных телекомпаний. Положения и рекомендации, содержащиеся в заключительной части диссертации, могут быть полезны руководству ВГТРК и сетевых телекомпаний при принятии решений относительно форм повышения профессионального уровня работников филиалов и телеканалов-партнеров.

Практическая значимость работы определяется также возможностью использования ее при подготовке учебных курсов по специальности «Телевизионная журналистика».

Апробация работы. Основные положения научного исследования изложены автором на научно-практических конференциях в Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1 а также в Оренбургском государственном университете. Статья «Телевизионные выпуски новостей Оренбуржья: к роли в формировании информационного пространства региона» опубликована в «Вестнике Челябинского Государственного Университета» (журнал из перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК): Материалы диссертационной работы стали основой спецкурса «Телевизионные новости России», который автор читал на факультете журналистики Оренбургского государственного университета.

Существенную помощь в исследовании данной темы оказал профессиональный опыт диссертанта, в частности, в качестве корреспондента, ведущего и редактора программы «Служба новостей» телеканала «Орен-ТВ». Выводы, полученные в результате исследования, учтены при организации практической работы редакций программ «Вести Оренбуржья» и «Служба новостей». С положениями и выводами данного исследования ознакомлены руководители телекомпаний Оренбургской1 области.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Во введении обосновывается актуальность проблемы, анализируется степень ее научной разработанности, определяются цели и задачи исследования, формулируются^ методологическая основа, научная новизна и практическое значение.

Выводы по Главе 2.

Итак, в Главе 2 мы проанализировали особенности взаимоотношений информационных программ центральных и местных телеканалов. Исходя из вышесказанного, автор сделал вывод: современное информационное пространство России характеризуется слабым взаимодействием федеральных и региональных информационных потоков. Как правило, функцию удовлетворения основных потребностей зрителей в информации берут на себя выпуски новостей центральных телеканалов. Местные информационные программы играют лишь дополнительную роль по отношению к этому процессу.

Особенности подачи информации в региональных телепрограммах:

• недостаточное отражение событий в районах;

• катастрофизм новостей;

• преобладание отчетов над репортажами (освещение не события, а той или иной темы или проблемы);

• монотонность (дефицит интересных, значимых событий);

• отсутствие четкой грани. между фактом и комментарием;

• выдача в эфир непроверенных сообщений;

• семантическая перегруженность текстов;

• бедный видеоряд;

• низкий темп выпусков новостей.

Региональным информационным выпускам недостает географической и тематической сбалансированности, уравновешенности позитивных и негативных сообщений, логичной верстки^ При подготовке региональные выпусков теленовостей редакторы чаще всего руководствуютсяследующими принципами:

• ставка на сенсационность и эксклюзив, а не на значимость информации для региона и ее ценность для аудитории;

• принцип взаимодополняемости материалов в выпуске;

• главный акцент — на события областного центра (слабое освещение событий из районов создает угрозу целостности информационного поля региона);

• использование приема «новость в развитии»;

• завершение выпуска «легкой» информацией.

Основные формы сотрудничества новостных программ федеральных и региональных телеканалов: включение в местные выпуски сообщений о событиях федерального масштабапрямая связь ведущих федеральных «Вестей» с региональными телестудиямисъемка местными телеканалами сюжетов по заказу центральных телеканаловподготовка материалов о жизни регионов корпунктами федеральных каналов. Сегодня необходим поиск новых, более эффективных форм такого взаимодействия, которые будут способствовать укреплению российского информационного пространства.

Заключение

.

Развитие регионального информационного вещания в. России происходит не изолированно от федерального. Это, прежде всего, касается жанровых, тематических и стилевых особенностей. Если же говорить об информационном взаимодействии, то этот процесс нельзя-назвать*эффективным.

Основным требованием, определяющим участие информации из регионов в формировании картины дня в масштабах страны" является’сенсационность события: Чрезвычайные происшествия, катастрофы, криминал— у сообщений на эти темы, есть все шансы попастыв федеральный выпуск новостей, чего нельзя сказать с материалах, посвященных проблемам региональной экономики, медицины, культуры: Именно-эта особенность определяет характер взаимодействия федерального и регионального информационных потоков.

Сегодня, имеет смысл говорить о существовании независимых друг от друга пространств — федерального и региональных. В России «действует «вертикальная» система-телевидениякоторая'характеризуется слабыми межтерриториальными"'связями. Однако «можнопрогнозировать появление альтернативного варианта — «горизонтального телевидения», которое будет способствовать формированию* межрегиональных (окружных) информационных пространств. Функциональное взаимодействие этих, форм распространенияинформации (региональной, федеральной и окружной) — одно из, условий создания гражданского общества. Сотрудничество федеральных и региональныхновостных программ призвано качественно заполнить вакуум, существующий-между отдельными субъектами федерации России и в их пределах.

В целом информационное вещание Оренбургской области имеет все предпосылки для того, чтобы стать важной составляющей формирующегося единого информационного пространства России. Тем не менее региональное поле еще само далеко от единства. Прежде всего на это указывает отсутствие равнодоступности к информации в любой точке области, недостаток в географической и тематической сбалансированности новостного вещания, слабый информационный обмен с другими регионами. Препятствием для выхода региональной информации на федеральный уровень служит также качество информационных материалов (отсутствие оригинального подхода, слабое изучение аудитории, общее снижение стиля, недостаточный уровень социальной ответственности и т. д.).

Несмотря на некоторые недостатки в подаче информации, региональные выпуски новостей остаются значимым каналом распространения актуальных для аудитории сведений. Говоря о медиапространстве Оренбуржья, стоит отметить, что выпускам новостей на других местных каналах тяжело соперничать с ГТРК «Оренбург» по таким показателям, как широта охвата реальной первичной аудитории, тематическое и географическое разнообразие предлагаемых материалов и доверие зрителя. И все же тематика и проблематика региональных выпусков новостей не всегда соответствует ожиданиям жителей области.

В ряде случаев причинами этих несоответствий могут быть недоступность для журналистов важной информации или непрофессиональное отношение редакторов и журналистов к своей работе. Проблема соответствия продукта, предлагаемого телекомпаниями, запросам зрителей актуальна как для отдельных регионов, так и для России в целом. Единственный путь для ее решения — поиск журналистами общего языка с аудиторией.

Необходимое условие превращения выпуска новостей в коммуникативный акт — создание видеоматериалов с учетом психологических особенностей их восприятия аудиторией. Для того чтобы зритель активно принимал информацию, которую предлагают ему в теленовостях, она должна подаваться простым и ясным языком и сопровождаться динамичным видеорядом. Умелое сочетание всех элементов телепроизведения — комментария, подачи материала, интонации, темпоритма, звукового ряда и картинки — обеспечивает его единство. Именно от этого во многом зависит эффективность воздействия журналистского произведения на зрителей.

Таким образом, в результате исследования подтвердились выдвинутые в его начале гипотезы. Действительно, система единого информационного пространства России пока находится, на начальном этапе своего1 формирования. В' то же время? относительно единые информационные поля уже сегодня создаются в ряде регионов" страны. Было>бы полезно изучить выработанные на местах механизмы и обобщить региональный опыт для его дальнейшего применения на федеральном уровне.

Анализ многочисленных выпусков областных информационных программ показал, что местные новости в значительной степени удалены от общероссийского-контекста. События и явления, имеющие резонанс в пределах всей страныне всегда одинаково отражаются на жизни людей в разных уголках России. Важно донести подобные сообщения до жителей региона с учетом местной специфики. Такой подход позволяет региональным информационным' потокам более активно взаимодействовать с федеральными.

Вполне очевидно, что принятие ряда мер, повышающих уровень региональных информационных программ, будет способствовать их становлению в качестве важного фактора формирования общероссийского информационного пространства.

Основываясь.на результатах исследований, проведенных в ходе работы над диссертацией, проанализировав более сотни выпусков теленовостей Оренбургской области, автор сформулировал тенденции развития регионального новостного вещания и предложил ряд рекомендаций по повышению эффективности местных информационных программ^ и их активному включению^ процесс формирования общероссийского информационного пространства.

1. В России сегодня назрела необходимость в формировании единого информационного пространства, способного объединить разрозненные регионы в целостный информационный организм. Необходим телевизионный диалог между «оторванными» друг от друга областями, а также между федеральным центром и регионами.

2. Несмотря на появление российского информационного канала («Вес-ти-24»), ощущается отсутствие хорошо продуманной, выверенной и стабильной государственной политики в, сфере информационного телевещания.

3. Существенными недостатками в формировании контента региональных телевизионных выпусков новостей являются недостаточное изучение интересов зрителей, копирование формы подачи новостей центральными телеканалами и определенное снижение стиля информационных текстов. Одним из главных принципов функционирования службы, новостей, на наш взгляд, должно быть установление прочной обратной связи с аудиторией, а также постоянный мониторинг ее интересов и предпочтений.

4. Региональное телевидение (в частности, оренбургское), как правило, ограничивается локальной местной информацией. Редко появляется комментарий к общемировым, общероссийским и даже происходящим в федеральном округе событиям, представляющим интерес для аудитории. Чтобы избежать информационной оторванности региона от страны в целом, важно освещать в местном эфире события всероссийского и окружного уровня, анализируя1 их значимость для населения конкретной области.

5. Увеличение эфирного времени для местных программ в условиях вещания региональных и федеральных телекомпаний на одной частоте является одним из условий формирования полноценного информационного пространства региона. В идеале в будущем региональное телевидение должно выйти полностью на собственное вещание, отказавшись, от ретрансляции.

6. Положительную роль в формировании единого информационного пространства России призвано сыграть создание' и полноценное функционирование окружных телекомпаний. Консолидации информационно удаленных друг от друга областей мог бы. способствовать регулярный обмен программами между регионами и округами, а также мобильное распространение интересной’и важной в масштабах страны региональной' информации (один из способов — дублирование информационного" контента на интернет-сайтах телеканалов).

За годы существования" регионального телевидения сформировались определенные тенденции развития* его информационного вещания. Прежде всего появилась ориентация на потребности и интересы конкретного человека, это подтверждает повышенное внимание местных телеканалов к социальной проблематике. Что касается, таких показателейкак визуализация, информационных сообщенийинформационная насыщенность выпуска новостей, полнота информационной картины дня. и оригинальность текстов, то региональные программы значительно’уступают в этом федеральным.

Перегруженность устной. информацией" отказ от использования при. подготовке сюжетов ряда эффективных приемов (корреспондент в кадре, столкновение противоположных точек зрения, подтверждение информации несколькими источниками), завышенный хронометраж сюжетов, интервью и текста ведущего в кадре делают местные новости сложными для восприятия аудиторией. Тем не менее для российских жителей информационные программы их области, города, района остаются приоритетным источником получения необходимых сведений. Именно с этим качеством региональных новостей связана перспектива их участия в формир общенационального информационного пространства России.

— 119.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Ю. Информационное вещание на ТВ (Опыт Ленинградского — Петербургского телевидения). — СПб.: СПбГУП, 2003. — 220 с.
  2. Андрунас Е. Ч Информационная элита: корпорация и рынок новостей. — М.: Издательство Московского университета, 1991. — 120 с.
  3. БагировЭ.Г., Кацев И. Г. Телевидение, 20 век. М., 1968.
  4. Г. П. Основные концепции массовой коммуникации. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2002. 111 с.
  5. H.H. Социальная психология печати, радио, телевидения.j-М.: Издательство МГУ, 1991. 125 с.
  6. P.A. Телевидение на перепутье. Статьи 1989. М.: НИАНО, 1998.-104 с.
  7. P.A. В Бермудском треугольнике ТВ. М., 1999. -131 с.
  8. Е. Медиа в постсоветской России: их структура и влияние. //Pro et Contra. М., 2000.
  9. А.Д. Слово в российском телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления. М.: Флинта: Наука, 2003. 224 с.
  10. Ю.Васильева JT.A. Делаем новости!: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. — 190 с.
  11. П.Виноградова Э. М. «Пульс-2002». Средства массовой информации: аудитория, оценки, предпочтения. (Мониторинг общественного мнения в Оренбуржье), 2002. 30 с.
  12. В.В. конфликт в журналистском отражении: Учебное пособие. СПб.: СпбГУ, 1993. — 36 с.
  13. И.Ворошилов В. В. Результативность журналистики: конспект лекций. -СПб: Издательство В. А. Михайлова, 1999. 64 с.
  14. М. С. Радио и телевидение в СССР: даты и факты. М., 1989. -269 с.
  15. H.A. Краткий очерк развития телевидения. — М.: Ин-т ГКРТР, 1996.-124 с.
  16. H.A. Телепрограммирование в США: специфика и проблемы. -М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 1997.
  17. A.A. Массовая информация в России: от первых газет до информационного общества. М.: РУДН, 2001.
  18. Дзялошинский. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996.
  19. Т.Г. Теория и методы медиалингвистики АДД. М., 2000. Вопросы изучения медиатекстов, Макс-пресс, 2000.
  20. Ю.И. Телевизионная политическая коммуникация. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2002. 87 с.
  21. Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы защиты. М.: Че Ро, Издательство МГУ, 1996. — 344 с.
  22. Е.Я. Информационно-публицистические передачи ТВ и пути повышения их эффективности. — М.: МГУ им. Ломоносова, 1986. 207 с.
  23. Е.Я. Исследовательская и аналитическая составляющие средств массовой коммуникации и связей с общественностью. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2006. 93 с.
  24. Егоров В. В Основы государственной политики в области электронных СМИ. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2001. 37 с.
  25. В.В. Телевидение и власть./Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. ФСТР — М, 1997. — 210 с.
  26. В.В. Телевидение между прошлым и будущим. — М.: «Воскресенье», 1999.
  27. В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. — М., 2000.
  28. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. -М.: 2000.
  29. В. На экране и за экраном. М.: Издательство «Искусство», 1982.-78 с.
  30. М. Информационная эпоха: экономка, общество и культура. М, 2000.
  31. Р. Организация работы отдела новостей. Материалы семинара для директоров отдела новостей. — М.: «Интерньюс», 1998. — 30 с.
  32. Ким М. Н. Новостная журналистика. Базовый курс. Учебник. — Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. 352 с.
  33. Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М.: Академический проект, 2005. — 400 с.
  34. С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2001. -287 с.
  35. Г. В. Журналист. М.: Издательство МГУ, 1980. — 251 с.
  36. Г. В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М., 2004.
  37. В.М. Учебное телевидение. -М.: Высшая школа, 1990. 184' с. 43 .Кузнецов В. Н. Культура и безопасность современного российского общества. М., 2002.
  38. В.М. Новости на ТВ: Пер. с англ. М.: Мир, 2000. — 285 с.
  39. .Н. Журналистика: краткий словарь. Екатеринбург: Ур-ГУ, 2004.
  40. .Н. Журналистика: техника безопасности. Екатеринбург, 2003.
  41. .Н. Четвертая власть и общество: на тернистом пути к согласию. — Екатеринбург: УрГУ, 2001.
  42. В.Н. Информационная безопасность России. М., 2000.
  43. Луман Никлас. Реальность массмедиа/ Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005. — 256 с.
  44. И.А. Ты журналист. — Оренбург: ИПК ОГУ, 2001. — 144 с.
  45. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М., Жуковский, 2003.
  46. Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. -СПб: Издательство СпбГУ, 1996. 180 с.
  47. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Издательство Московского университета, 1999. — 208 с.
  48. С.Д. Электронные средства массовой информации и политика. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2000. 63 с.
  49. С.А. ТВ эволюция нетерпимости. — М.: «Логос», 2001. -240 с.
  50. С.А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. -М.: Издательство Московского университета, 2001. — 176 с.
  51. С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. — М., 2003.
  52. В.И. Речевые ошибки в эфире. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1998. — 12 с.
  53. В. В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. -М.: Изд-во. «РИП-холдинг», 2003. 168 с.
  54. Т.Н. Российское телевидение: история и современность. М., 2002.
  55. М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000.
  56. В. Д. Информациология и информационная политика. — М.: Российская Академия Государственной Службы при Президенте Российской Федерации. Издательство РАГС, 2001. — 118 с.
  57. Г. Г. Информационные войны. М. — К., 2000.
  58. Е.А. Психология журналистского творчества. М.: Издательство Московского университета, 2002. — 320 с.
  59. Е. П. Введение в теорию журналистики. (Практическая журналистика). — Изд. 4-е, исправленное и дополненное. — М.: Изд. РИП-холдинг, 2002. — 322 с.
  60. Е.П. Исследуя журналистику. М.: Изд-во «РИП-холдинг», 2005.-200 с.
  61. Ю.В. Современные тенденции^ отечественного информационного телевещания. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2006. — 81 с.
  62. Ф. Звезды телевидения. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 200. -432 с.
  63. JI.JI. Двусторонняя коммуникация. — М.: Издательство «Пульс», 2002. 48 с.
  64. .М. Культурология телевидения. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1999.-46 с.
  65. .М. Философские проблемы массовой информации и^телекоммуникации. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1998. 81 с.
  66. В.А. Азбука телевидения: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002. 233 с.
  67. Л.Г. Эффективность журналистской деятельности. М.: Издательство Московского университета, 1986. — 200 с.
  68. В.Г. Региональная тележурналистика. ИПК работников телевидения и радиовещания, М., 2001. — 97 с.
  69. Сенкевич М: П. Культура радио- и телевизионной речи. М.: Высш. шк, 1997.-96 с.
  70. С. И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца 20 века): Научное издание. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 383 с.
  71. А.Г. Монтаж. Телевидение. Кино. Видео. Учебник. 4.1. Приложение к журналу «625″. М.: Издательство 625, 2000. — 207 с.
  72. П. Телевизионный репортаж. Практическое пособие для профессионалов. М.: „Аспик Д“, Институт „Открытое общество“, 1997. -35 с.
  73. А.П. Информация и прогресс. Новосибирск, 1988.
  74. Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.
  75. Л.Н. Социология массовой коммуникации. — М., Аспект-Пресс, 2000.
  76. И. Теленовости: секрет мастерства. Сент-Пол, 1985, переиздание.
  77. B.C. Союз пера, микрофона и телекамеры (опыт системного исследования). М.: Издательство „Мысль“, 1977.
  78. Д.Ю. Информационная безопасность России и современные международные отношения. М, 2001.
  79. Т.В. Методы сбора информации в журналистике. — М.: „Вагрис“, 1997.-206 с.
  80. А. Я. Телевидение — поиски и решения: — М, 1983. 230 с.
  81. Alleyne Mark. News Revolution. -New York: St. Martin Press, 1997.1. Книги нескольких авторов
  82. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики. В 2 т. М.: Издание Союза журналистов России- 1998.
  83. Влияние средств массовой? информации на различные категории населения Оренбургской области. Социологическое исследование / Некоммерческое партнерство „Оренбургская- ассоциация развития связей с общественностью“. Оренбург, 2002. 30 с.
  84. Вопросы регионального информационного вещания. Выпуск III. Калининградская область. Сборник материалов/Иод ред. В. П. Незнамова и А.Б. Парканского- M-.: BFTPK, 2001. — 129 с
  85. Вопросы регионального: информационного вещания. Выпуск YI. Белгородская- и Воронежская области. Часть IL/Под ред. В. П. Незнамова и А. Б. Парканского. М-: ВГТРК, 2002: — 160 с.
  86. Я.С., Юрьев В. К. Журналист и информация. — Mi: РИА Новости, 1993 .-204 с.
  87. Декларация о правах человека и верховенстве прав в информационном обществе. — М.: Рос. комитет Программы ЮНЕСКО „Информация- для всех“, 2005.
  88. Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997. — 305 с.
  89. Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов./Фоид защиты гласности. Под ред. Симонова А. К. — М.: Издательство „Галерия“, 2001. — 112с.
  90. Журналистика в информационном обществе: новые возможности и новые вызовы. М.: ИРИО, 2005.
  91. Журналистика и демократия: учебное пособие/Е.П. Прохоров: — 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Аспект Пресс, 2004. 532 с.
  92. Журналистика и культура русской речи. Вып. 1. — М.: факультет журналистики, 1996. — 124 с.
  93. Законодательство о средствах массовой информации: Учебно-практическе материалы. М., 1999.
  94. Информационная политика: учебник/ Под. Общ. Ред. В. Д. Попова. — М.: Изд-во РАГС, 2003. 463 с.
  95. Исследование телевизионной аудитории: теория и практика. — М.: HAT, 1997.-86 с.
  96. B.C. Осинский В. Г. Телевизионная и радиопередача: Учебное пособие. СПб, 1984. — 210 с.
  97. О.В. Региональное телевидение в переходный период/Журналистика в переходный период. В 5 ч. Ч. 2 М., 1997.
  98. Культурное и языковое разнообразие в информационном обществе. -СПб.: ЮНЕСКО, 2004.
  99. А. Роль СМИ в развитии процессов регионализации России/Роль прессы в формировании в России гражданского общества. — М., 1999.
  100. Матвеева J1.B., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации М.: РИП-холдинг, 2002. — 316 с.
  101. Международные акты о правах человека: сборник документов/Сост. д. ю. н., проф. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. — 2-е изд., доп. М.: Издательство НОРМА, 2002. — 944 с.
  102. Местное телевидение, власть, население: информационная открытость как основа социального партнерства. Сост. И. Дзялошинский. — М.: Правозащитный фонд „Комиссия по свободе доступа к информации“, 2001. 160 с.
  103. Основы телевизионной журналистики: учебное пособие. Багиров Э. Г., Борецкий P.A., Юровский А.Я./Под ред. Юровского А. Я. М.: Издательство МГУ, 1987. — 238 с.
  104. Очерки по истории российского телевидения. М.: Воскресенье, 1999. -416с.
  105. Е.Е. Категория медиапсихологии//Проблемы медиалогии. М., 2002.
  106. Психология телевизионной коммуникации. JL В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова. М.: РИП-холдинг, 2002. — 316 с.
  107. Радиожурналистика/Под ред. Шереля A.A. М.: Издательство Московского университета, 2000. — 480 с.
  108. К. Экран как мясорубка культурного дискурса.//Языки культур: Взаимодействия/Сост. и ответ, ред. В. Рабинович. — М., 2002.
  109. Региональная пресса России и структур гражданского общества: сотрудничество во имя развития. М., 1999.
  110. Региональное информационное пространство. Оренбург, 2001.
  111. Региональные СМИ и демократия в России (на примере Вологодской области). М.: 2003.
  112. Рейтинги популярности местных и центральных телеканалов за период 15.03.04 22.03.04. — Оренбург: Агентство бизнес-информации „Паритет-инфо“, 2004. — 15 с.
  113. Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. — М., 2002.
  114. Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России. 2-е изд., исправ. И доп. — М.: Издательский дом „Стратегия“, 2004. — 400 с.
  115. Система средств массовой информации в России/Под ред. Я.Н. За-сурского. -М.: Аспект-Пресс, 2003.
  116. Г. JI. и др. Путь к России и информационному обществу. М., 1996.
  117. Социология журналистики: Учеб. Пособие для студентов вузов/ Под ред. С. Г. Корконосенко. М.: Аспект Пресс, 2004. — 318 с.
  118. Справочник журналиста. Богданов Н. Г., Вяземский Б. А. JI: Лениз-дат, 1971.-688 с.
  119. Средства массовой информации и демократия в современном мире. М., 2002.
  120. Средства массовой информации постсоветской России/Засурский Я.Н., Вартанова Е. Л., Засурский И. И. и др./ Под ред. Я. Н. Засурского. -М.: Аспект Пресс, 2002. 303 с.
  121. Становление СМИ в России как института демократии: политика государства и частных корпораций/Под ред. А. Н. Чумикова, Т.С. Иларио-новой. — М.: Альфа-Принт, 2003.
  122. Телевидение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Искусство, 1989. 239 с.
  123. Телевизионная журналистика: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Издательство МГУ, 2002. — 304 с.
  124. Телевизионная журналистика: учебник. Борецкий P.A., Бровченко Г. Н. М.: Издательство МГУ, 1994. — 236 с.
  125. Телевизионные новости России. Учебное пособие / В. Л. Цвик, Я. В. Назарова. М.: Аспект Пресс- 2002. — 176 с.
  126. Телерадиоэфир: история и современность/Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект-Пресс, 2005.
  127. Т. Н. „Вести“ крупным планом/Под ред. В. П. Незнамова и А. Б. Парканского. М.: ВГТРК, 2002.
  128. Шариков- A.B. Телевидение и радиовещание//Новая российская энциклопедия/Под ред. А. Д. Некипелова и др. М., 2004.
  129. А. Телевизионная аудитория и основные методологические проблемы ее измерения. //Исследования телевизионной аудитории: теория и практика. Материалы семинара для социологов телекомпаний. Национальная ассоциация телевещателей. М., 1997.
  130. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 460 с.
  131. Статьи из газет и журналов
  132. Активность и заполнение информационного дефицита. И.М. Фей-генберг.//Вопросы философии. 2005. № 4.
  133. Государева цифра. Архангельский А. // Известия. — М., 2002. — 19 ноября.
  134. Доктрина информационной безопасности Российской Федера-ции/УРоссийская газета. — М, 2000. — 28 сентября.4. „Жаждут приколов“. Обухов С. //Советская Россия. — М., 2003. — 30 апреля.
  135. Журналистика и качество массовых информационных потоков: этический аспект. Лазутина Т. В. //Вестник МГУ, 2004, № 11.
  136. Журналистская картина мира как становление медиасобытий. Мансурова В.Д.//Вестник МГУ. Сер. 10, 2002. № 6.7. ' Инфокалипсис сегодня. Павлов.//Журналист. 2003. № 9.
  137. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении. Рейман JI. Д. // „Вопросы философии“. № 3. 2001.
  138. Информационное пространство: политическая метафора или научное понятие. Дзялошинский И.//Право знать: история, теория, практика, 2001 г. № 7−8.
  139. Информация это империя без чувств//Новая газета. — М., 1999. -№ 10.
  140. Исследование группы компании Мош1: опг^.ги//Журналист, 2002. № 11.
  141. Некоторые проблемы взаимодействия СМИ. Хелемендик B.C. /Отечественное телевидение: традиции и новаторство. Материалы научных чтений. Ч. 3. М, 2006.
  142. Новости на телевидении. Взгляд изнутри. Соловьев М. А.// Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2003.
  143. Новости о главном. Черников П. //Власть. — М., 2003. — 21−27 апреля.
  144. Освещение местной жизни в национальных новостях. На примере телекомпаний НТВ и 4 канала. Осипова И. // Факс. Журнал уральских журналистов. Редакционно-издательский центр факультета журналистики УрГУ, 2001.-№ 1−2.
  145. Перспективы саморегулирования отечественных СМИ. Кумылга-нова И. А. //Вестник Моск. Ун-та. Сер. 10. Ж-ка. № 3. 2005.
  146. Под собою не чуя страны. Выжутович В.//Журналист. — М., 2000. № 11.
  147. Портрет российского журналиста в динамике. Свитич Л. Г., Ширяева А. А.//Вестник Моск. Ун-та. Сер. 10. журналистика. 2005. № 2.
  148. Президент России в информационном поле современных СМИ. Давлетшина Н. В://Общественные науки и современность, 2002.,№ 2.
  149. Региональная пресса: характер трансформации в переходный период. Тулупов В. В. //Вестник МГУ, 2003. № 2.
  150. Региональные ГТРК: время передачи подошло к концу? Лившиц В: Г. // Телефорум. № 1. 2005. •
  151. Российский журналист в конце 90-х. Кейс-стади санкт-петербургских медиа. Юшкевич С.//Взгляд. 2003. № 1.
  152. Свобода слова- и право на информацию. Смирнов О. О. ' //Журналист, 2001. № 10.
  153. Социальная безответственность телевидения в России. Шариков А.В.//Телефорум. 2005. № 1.
  154. Технология новостей. Храмчихин .//Искусство кино. 2003. № 11.
  155. Теленовости. Уразова.// техника кино и ТВ, 2003. № 7.
  156. Теленовости. Чередниченко Т. //"Новый мир». № 5.
  157. Человек как объект теленовостей. Муратов С.А.// Вестн. Моск. Унта. Сер. Журналистика. 2003. № 3.
  158. Диссертации и авторефераты
  159. Н.С. Единое информационное пространство Российского государства. Дис. канд. политич. наук. СПб., 2005 г.
  160. Н.И. Основные тенденции и особенности процессов трансформации региональных СМИ. Автореф. дисс.. канд. соц. наук. Барнаул, 2003 г.
  161. Н.И. Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности. Дисс.. канд. филол. наук. М., 2004.
  162. Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. Дисс.. канд. филол. наук. М., 2003.
  163. Н.В. Специфика деятельности регионального тележурналиста. Дисс. канд. филол. наук. М., 2002.
  164. Л.Г. Информационное вещание в Красноярском крае. Дисс.. канд. филол. наук. М., 2005 г.
  165. В.Г. Телевидение в информационном обществе: проектирование и особенности развития. Автореф. дисс.. канд. полит, наук. СПб., 2006. 20 с.
  166. Ю.В. Современные тенденции отечественного информационного вещания. Дисс.. канд. филол. наук. М., 2006 г.
  167. В.Л. Телевидение переходного периода. Дисс.. докт. филол. наук. — М., 1997.-284 с.
Заполнить форму текущей работой