Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Глоссарий. 
Практика профессионального медиаобразования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оператор документального кино — это участник творческого процесса, который осуществляет непосредственную съемку фильма, обеспечивая под руководством режиссера реализацию совместного замысла в части изобразительного решения будущего произведения, достоверности изображаемого, своеобразия изобразительной трактовки, точности портретных характеристик, светотонального и колористического единства… Читать ещё >

Глоссарий. Практика профессионального медиаобразования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

[1]

Авторская художественная телепрограмма — программа, резонирующая многозначностью и смысловой глубиной, лишенная штампов и трафаретов, отмеченная печатью персонального таланта автора, личности уникальной и неповторимой.

Автор-телепублицист — работающий в кадре человек, включающий аудиторию в сложный процесс сотворчества. В это время происходит наиболее полное слияние его «эмпирической личности» с текстом, написанным им самим.

Адаптация — приспособление, переработка, иногда предполагающие упрощение какого-либо материала, как правило литературного, для создания экранной продукции.

Амплуа телеведущего — специализация телеведущего, определяемая его ролью в телепередаче. Соответствует его внутренним и внешним данным, характеру дарования и индивидуальности.

Анализ — разбор, расчленение явления на составные части с целью его познания; предшествует синтезу.

Арт-критик — лицо, профессионально занимающееся критикой литературных, театральных, художественных, экранных произведений.

Архетип (от греч. arche начало + typos образец) — модель, инстинктивная форма явления, находящаяся априори в основе индивидуальной психики и обнаруживающаяся при вхождении в сознание в виде образа, картины, фантазии.

Атрибуция — установление первоисточника информации, авторства.

Аудиальный — относящийся к непосредственному звуковому восприятию.

Аудитория телевидения — общее количество зрителей, имеющих возможность смотреть программы телевидения.

Беседа — диалоговый жанр тележурналистики, предполагающий обмен мнениями участников передачи.

Ведущий телепрограммы — один из главных участников телепередачи, направляющий ее ход и соединяющий в себе функции комментатора, интервьюера, обозревателя.

Вещание — передача информации для массовой аудитории по специальным электронным каналам связи.

Видовой фильм (travelogue) — географический, географо-этнографический, краеведческий фильм, снятый на натуре, основанный не только на изображении живой природы, но и на определенных событиях.

Виды искусства — в своей совокупности и многообразии (литература, театр, кино, музыка, изобразительные искусства) дают возможность эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве. Принадлежность телевидения к искусству до сих пор остается предметом научных дискуссий.

Визуальный — относящийся к непосредственному зрительному восприятию.

Виртуальный — имеющий отношение к иной реальности, сообщающей индивиду особую ясность мышления, легкость осуществления движений и действий.

Выступление — обращение человека к массовой аудитории при помощи телеэкрана.

Диалог — форма телевизионной передачи, предполагающая общение в кадре двух или нескольких собеседников и представляющая собой организованную систему облеченных в словесную форму реплик, вовлекающих телезрителей в ситуацию речевой коммуникации, предполагающей возникновение «эффекта присутствия».

Диктор телевидения — творческий сотрудник телестудии, главная функция которого сводится к «исполнительству». Голос, мимика, актерские способности диктора направлены на то, чтобы, абстрагируясь в личностном плане, донести до зрителя текст, написанный автором и скорректированный редактором.

Дикторский текст в кино — закадровый текст, который нередко строится как прямое авторское обращение к зрителю, это своего рода лирическая исповедь.

Дилог — форма телевизионной передачи, предполагающая общение в кадре не более двух собеседников.

Дискуссия — диалоговый жанр тележурналистики, предполагающий не только обсуждение, но и рассмотрение, исследование вопроса, а значит, демонстрацию на экране процесса рождения мысли, неожиданных поворотов, психологических переходов и переливов настроения с целью активизации мысли зрителя и вовлечения в спор.

Докудрама — жанр экранной документалистики, в котором подлинные события отражаются методом игровой реконструкции действительности.

Документалистика — вид экранного искусства, оперирующий образами живой реальности.

Драматургия — сюжетно-композиционная основа фильма, телепередачи.

Жанр — особая, исторически изменчивая, содержательная форма в искусстве и журналистике; «отвердевшее» содержание; в сценических и экранных искусствах и СМИ — определенная «природа чувств». По М. М. Бахтину, жанр — «представитель исторической памяти в процессе литературного развития».

Журналистика — сплав общественно-политической деятельности и творчества, требующего определенного уровня профессионального мастерства для сбора, обработки и периодического распространения актуальной социальной информации. Это также и система предприятий для сбора и доставки информации, и продукция журналистской деятельности, и отрасль научного знания и образования.

Идея — главная мысль, естественно вытекающая из целостного постижения произведения.

Иконографический фильм — экранное произведение, основанное на документах, дневниках, рукописях, фотографиях, картинах и различных исторических предметах.

Иконография — совокупность изображений какого-либо лица или мифологического персонажа.

Имидж (от англ, «образ») — образ, облик личности, в котором наиболее ощутимо проявляются те качества, благодаря которым достигается эффект персональной привлекательности; репутация; некий «знаковый заменитель» портрета человека.

Импровизация — творчество, создание нового в момент представления, показа без предварительной подготовки.

Интерпретация — истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо; перевод с языка на язык; творческое раскрытие изначального смысла того или иного художественного произведения (как первоосновы) средствами другого искусства.

Искусство — форма духовной и практической деятельности человека, специфику которой определяют эстетическая и гедонистическая функции, а предметом является духовное содержание человеческой жизни. Искусство — хранитель целостности личности, культуры и жизненного опыта человечества.

Кинематограф (movie flick) — 1) исходно название аппарата для съемки на кинопленку движущихся объектов и для последующего воспроизведения получаемых снимков путем проецирования их на экран; 2) зрелище (а также система его организации), основанное на фиксации изображения и звука движущихся объектов на светочувствительную пленку, а также воспроизведение полученной записи; 3) комплекс устройств и методов, обеспечивающих съемку и демонстрацию фильмов; 4) устаревшее название кинотеатра; 5) то же, что киноискусство.

Кинематографист — творческий или технический специалист, работающий в сфере кинематографии.

Кинематография — область культуры, искусства и народного хозяйства, включающая в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, научной, технической, образовательной деятельности, направленной на создание и использование кинопроизведений.

Кино — широко распространенное сокращенное название киноискусства, кинематографии или кинотеатра.

Киноведение — наука о кино, изучающая теорию и историю киноискусства, в том числе актерское творчество, режиссуру, проблемы кинодраматургии, киномузыку, искусство оператора, художника и др. С киноведением непосредственно связана кинокритика, анализирующая текущую жизнь киноискусства.

Кино-, видеоматериалы — сырье, материалы, используемые при производстве фильма и другой экранной продукции, предназначенной для проката, показа, тиражирования, хранения и восстановления.

Кинодраматург (film writer, scenarist, screen writer) — автор сценариев художественных, документальных, научно-популярных и мультипликационных фильмов.

Кинодраматургия — особый род литературы, предназначенной для дальнейшего кинематографического творчества; создает, разрабатывает и фиксирует свои сюжеты (или перерабатывает ранее созданные), а также словесные, изобразительные, музыкальные, шумовые образы с целью их последующего экранного воплощения в соответствии с задачами, спецификой и возможностями кино.

Киножурнал (film magazine, movie magazine) — периодический киновыпуск (вид кинохроники), содержащий короткую киноинформацию о жизни той или иной страны, внутренних и международных общественно-политических событиях, достижениях науки, техники, сельского хозяйства.

Кинозал — место, в котором осуществляется показ фильма. Размеры унифицированных кинозалов для показа обычных и широкоэкранных фильмов в соответствии с международными рекомендациями определяются по ширине экрана. Считается, что соотношение длины зала к ширине экрана должно составлять минимально 1,5: 1.

Киноискусство — род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. В киноискусстве синтезируются эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства и музыки на основе только ему присущих выразительных средств, из которых главные — фотографическая природа киноизображения и монтаж.

Кинокадр монтажный — фрагмент съемочного кинокадра, включенный в монтажный ряд экранного произведения от одной склейки к другой.

Кинокадр съемочный (filmed image, movie still, picture) — кинематографическое изображение, содержащее тот или иной момент действия, зафиксированное на оптической пленке посредством киносъемочного аппарата с момента его включения до момента его остановки. Кинокадр с синхронно снятым звуком представляет собой первичный элемент экранного произведения, синтетическую единицу оптико-фонической формы экранного зрелища.

Киноман (cinemagoer, film fan) — страстный любитель, восторженный почитатель, нередко большой знаток и дотошный критик киноискусства, постоянный посетитель кинопремьер и эксклюзивных кинопросмотров, а также человек, чаще всего молодой, с патологическим стремлением стать киноартистом или проникнуть в среду кинодеятелей.

Киномузыка — инструментальная и вокальная музыка, исполняемая в кинофильме персонажами по ходу действия (внутрикадровая) или сопровождающая его (закадровая). Один из важнейших компонентов фильма.

Кинонаблюдение — разновидность репортажа; съемка проводится длительное время подряд или с перерывами, сеансами, в результате чего зритель видит явление развернутым во времени; основано на принципе авторского невмешательства в событие, сохранения его естественного течения.

Кино на телевидении — использование в телевизионных программах игровых, музыкальных, анимационных, документальных, научно-популярных и др. неигровых произведений кинематографии. Телевидение сыграло решающую роль в сохранении такого вида кинематографии, как документальное и научно-популярное кино. С развитием телевидения наметилась эволюция художественного кино. Искусствоведы отмечают изменения как в области драматургии, конструкции выразительных средств (изобразительных, звуковых решений монтажа) кинофильма, так и его эстетики в целом.

Кинопродукция — фильм, кинолетопись и др. экранные произведения, их исходные материалы, тираж или часть тиража.

Кинопроект — комплект документов, на основании которых принимается решение о финансировании фильма.

Кинопрокат — демонстрирование кинофильмов на экранах кинотеатров, клубов.

Кинорынок (movie market, screen market) — купля и продажа фильмов различными странами.

Киноскрипт — письменный исторический источник, служащий для расшифровки и атрибуции документальных кинокадров.

Киностудия (home lot, film studio, lot, studio) — предприятие по производству кинофильмов, обычно сочетающее художественно-творческие и производственно-технические процессы. Различают киностудии художественных, хроникально-документальных, научно-популярных, мультипликационных фильмов.

Киносъемка (filming, photography, pick up, shoot, shooting, take, taking) — этап создания фильма, представляющий собой художественнотворческий и одновременно организационно-производственный, технический процесс. Осуществляется киносъемочным аппаратом, обеспечивающим появление на кинопленке ряда последовательных кадров с изображениями снимаемого объекта в различных фазах его изменения. Киносъемку осуществляют при 24 кадрах/сек.

Киносъемка высокоскоростная (high-speed photography, high-speed shooting, slow motion, slow-motion shooting, super-speed shooting, wild camerawork) — процесс фиксации на кинопленке ряда последовательных кинокадров с большей, чем обычно, частотой (48, 64 и более кадров/сек). При проекции снятого таким образом изображения обычным кинопроектором экранное действие замедляется.

Киносъемка замедленная (time-lapse photography) — процесс фиксации на кинопленке ряда последовательных кинокадров с меньшей, чем обычно, частотой (16, 8, 4 и менее кадров в секунду). При проекции снятого таким образом изображения обычным кинопроектором экранное действие убыстряется.

Кинофестиваль (film festival) — смотр, творческое соревнование произведений киноискусства — художественных, мультипликационных, хроникально-документальных, спортивных, научно-популярных, учебных, телевизионных и пр. фильмов.

Кинофильм (film play, flicks, motion picture) — экранное произведение, создание которого было осуществлено на кинопленке.

Кинохроника (news film, news reel) — оперативно запечатленные на кинопленку события, факты, явления, с целью информировать о них современников, а также сохранить в виде документальной аудиовизуальной информации для потомков. Телевизионная кинохроника — телерепортаж, передаваемый в видеозаписи.

Клип — специфический жанр телевидения, основой которого является быстрая смена мелких фрагментов изображения, подставленных под музыкальный звукоряд и причудливо смонтированных. Разновидности: музыкальный, спортивный, рекламный клип.

Клиповое мышление — тип современного мышления, носящего «осколочный», мозаичный характер, требующего от человека постоянного переключения внимания и связанного со все более убыстряющимся темпом жизни. Такой тип мышления наблюдается на телевидении, эстетика которого, перекликающаяся с эстетикой постмодернизма, соответствует всему строю современной будничной технизированной жизни с ее тотальной визуализацией, динамизмом, обрывочностью, поверхностностью, эклектичностью.

Коллаж (от франц. «наклеивание») — жанр искусства, основой которого является сочетание разнородных элементов с целью создания художественного образа.

Композиция (от лат. composition — составление, соединение) — соединение частей, или компонентов, в целое; но не сами эти части, или компоненты; структура художественной формы.

Контекст — относительно законченный отрывок текста, в пределах которого точно определяется смысл данного высказывания. То, что окружает текст.

Креатив — творческая составляющая любого коммуникативного процесса.

Критика — «наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы. Она основана на совершенном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных замечательных явлений»[2].

Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих уровень его развития.

Манера — образ действия; внешний образчик поведения, легко перенимаемый одним человеком у другого.

Массовая телекоммуникация — общение, взаимодействие коммуникатора с массовой аудиторией посредством электронных СМИ, сопровождаемое образованием между субъектами коммуникации двухсторонних информационных потоков, интерактивности.

Медиаобразование (media education) — образование, связанное «со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т. д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; 2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа как для восприятия, так и для продукции.

Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования"[3].

Медиаобразование профессиональное — образование, нацеленное на подготовку журналистов и существующее на этапе послешкольной подготовки. Это образование строится как на преподавании теоретических дисциплин, так и на практических занятиях и специально организованной производственной практике, направленной на приобретение знаний, умений и навыков будущих работников СМИ.

Ментальность — образ, способ мышления, специфический совокупный архетип народа, возникающий как результат взаимодействия субъектов и обстоятельств их жизнедеятельности.

Мокыоментари (mokumentary) — жанр экранной документалистики, в котором вымышленный предмет отражения подается как подлинный. Однако в результате нередко происходит девальвация документа как такового.

Монолог — форма персонального телевизионного выступления, представляющая собой организованную систему облеченных в словесную форму мыслей, направленно воздействующих на аудиторию в ситуации мысленной речевой коммуникации, предполагающей возникновение «эффекта присутствия». Монолог на экране диалогичен. Разновидность: сатирический монолог.

Монтаж (от франц. «сборка») — система смысловых, аудиовизуальных и ритмических соотношений между отдельными кадрами в экранных искусствах; их формальное и содержательное сочетание и сопоставление.

Морфологический анализ — метод, позволяющий выявить разные уровни, на которых осуществляется эфирное телевещание, установить системные отношения между ними, равно как и между различными вещательными единицами, существующими в виде отдельных передач или целых вещательных блоков.

Оператор документального кино — это участник творческого процесса, который осуществляет непосредственную съемку фильма, обеспечивая под руководством режиссера реализацию совместного замысла в части изобразительного решения будущего произведения, достоверности изображаемого, своеобразия изобразительной трактовки, точности портретных характеристик, светотонального и колористического единства отснятого материала, фотографического и технического его качества, рационального использования всей операторской техники.

Очерк — художественно-публицистический жанр тележурналистики, в основе которого лежат реальные события, факты, проблемы, судьбы, облекаемые в художественно-обобщенную, образную форму. Разновидности телеочерка: путевой, портретный, проблемный. Относится к группе синтетических жанров художественной телепублицистики.

Подтекст — внутренний, скрытый в тексте смысл высказывания.

Полилог — разговор в кадре нескольких лиц.

Портрет (от лат. «извлекать наружу», «обнаруживать», позже — «изображать») — художественно-публицистический жанр тележурналистики, целью которого является как документально достоверное воплощение образа реального, конкретного человека, так и выражение лирического «я» автора. Относится к группе синтетических жанров художественной телепублицистики.

Постпродакшн (от англ, post-production: post — после, production — производство) — послесъемочный период создания фильма.

Препродакшн (от англ, pre-production: рге — перед, production — производство) — процесс подготовки к созданию фильма.

Пресс-секретарь — представитель организации, ответственный за ее связи со СМИ, спонсорами, зрителями.

Продюсер — инициатор, финансист, производитель, прокатчик экранной продукции, подбирающий членов съемочной группы; осуществляющий художественный и организационно-финансовый контроль, несущий полную ответственность за соблюдение всех договорных обязательств, обладающий правами владения и реализации готовой продукции.

Просвещение — образование, привитие культурных навыков и знаний.

Публицистика (от лат. «общественный», «народный») — сфера публичной социально-политической деятельности, влияющей на формирование общественного мнения; метод отражения реальной действительности; процесс творческой организации документального материала, по-разному проявляющийся в конкретных жанровых разновидностях; род произведений, посвященных актуальным проблемам общественной жизни.

Публицистический документальный фильм — телевизионный фильм, с одной стороны, учитывающий коммуникативный эффект включенности в телепрограмму и рассчитанный на неоднократный показ на малом экране; с другой стороны, в отличие от телепередачи, статично отражающей жизнь, конструирующий и изображающий ее в динамике, из факта и документа создающий образ, наполненный «духовной материей». Телевизионный фильм, показывающий не столько сам предмет, сколько отношение к нему автора, относится к группе синтетических жанров художественной телепублицистики.

Развлечение — деятельность, связанная со специфическим игровым отрывом от повседневной жизни и включением в новую человеческую реальность, временным освобождением от иерархий, свержением господства здравого смысла с помощью построения «других» миров с тем, чтобы по-новому ощутить свою принадлежность к человеческой общности. Развлечение не только способствует воспроизводству рабочей силы, но и учит свободе, позволяет создавать новые социальные общности, формировать культурные стереотипы, регулировать мыслительную и эмоциональную деятельность, активизировать фантазию, а главное — «усваивать» повседневность. Развлечение — такая же важная часть человеческой жизни, как и труд.

Режиссер — руководитель творческо-производственного процесса создания фильма, вырабатывающий вместе с автором сценария идейно-художественную концепцию произведения, кинематографическими средствами осуществляющий ее воплощение на экране, обеспечивая идейно-художественное качество и достоверность используемого материала; а совместно с композитором, музыкальным оформителем, звукооператором и звукорежиссером определяющий характер речевого, музыкального и шумового решения фильма, а также его монтажный ритм, переходы между отдельными эпизодами.

Рефлексия — размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния.

Рецензия — оперативный жанр литературно-художественной критики и публицистики, предполагающий личный взгляд автора на конкретное произведение искусства: книгу, спектакль, фильм, музыкальное произведение, картину, выставку. На телевидении существует в монологовой форме.

Сверхзадача — та главная цель, ради которой создается произведение.

Семиотика — наука о знаковых системах.

Сериал — тип экранного произведения, состоящий из отдельных серий, однако имеющий непрерывный напряженный сюжет и единое сквозное действие. Вот почему, в отличие от цикла, сериал рассчитан на последовательный просмотр.

Серийность — длительное повествовательное развертывание действия на телевидении, прерываемое естественными «люфтами» (паузами), наполненными жизненными ассоциациями и переживаниями, когда реальная жизнь и телегерои смыкаются.

Синкрез (греч. synkretismos) — объединение разрозненных фрагментов мозаики.

Синкрез телевизионный — это объединение в телепрограмме разнообразных видов телевизионной деятельности (массово-коммуникационной, художественной, развлекательной, познавательно-адаптивной), часто переплетающихся и взаимодействующих между собой.

Синтез — соединение, обобщение частей явления в единое целое с целью его познания; следует за анализом.

Сквозное действие — определяющее художественный отбор последовательное воплощение сверхзадачи в экранное действие. Учение о сверхзадаче и сквозном действии — краеугольный камень системы Станиславского.

Содержание — то, что составляет сущность чего-либо.

Стиль — способ осуществления чего-либо, отличающийся совокупностью своеобразных приемов, определяемых неповторимым творческим содержанием конкретной личности.

Суггестия — психологический эффект, связанный с возникновением коллективной эмоции, особого «энергетического поля» в процессе совместного восприятия. Влияет на возникновение жанров в искусстве.

Сценарий — литературно изложенная модель реальных ситуаций, которые могут произойти в момент съемок. Он содержит подробное описание предполагаемых мест и времени действия, проявлений характеров участников съемки, событий, фактов, требующих авторского раскрытия, осмысления, толкования. В сценарии изначально заявляются идея, жанр, стилистика, интонация, художественные приемы будущего фильма.

Сценарист в документальном кино — человек, который пишет произведение экранной драматургии, предназначенное для воплощения на экране, представляющее собой словесный прообраз будущего экранного произведения — сценарий.

Творческий портрет — жанр телевизионной литературно-художественной критики, характеризующий творческую личность писателя, режиссера, актера, музыканта, художника в трех вариантах: 1) сквозь биографическую призму; 2) сквозь созданный им художественный мир; 3) сквозь жизненную реальность, породившую этот мир и отраженную в нем. Относится к группе синтетических жанров художественной телепублицистики.

Творчество — открытие нового или сокровенного смысла в давно известных истинах и общечеловеческих ценностях. По В. С. Библеру, «взгляд на мир словно впервые».

Текст — сочетание символов данного языка, придающее высказыванию определенный смысл.

Телеведущий — участник телепередачи, который соединяет в себе качества комментатора, диктора и интервьюера; пользуется как собственным, так и подготовленным другим автором текстом; обладает способностями журналиста, актера, психолога; имеет фотогеничную внешность, правильную речь; хорошо воспитан, образован, эрудирован, находчив.

Телевернисаж (от франц. «лакировка») — художественная передача на телевидении, содержанием которой является показ на телеэкране художественной выставки с рассказом об ее открытии. Первоначальное значение слова «вернисаж» — день покрытия картин лаком перед открытием выставки.

Телевидение — электронное средство массовой информации, предполагающее создание и массовое распространение аудиовизуальной информации в определенной системе взаимодействия с аудиторией. Специфика телевидения проявляется в симультанное™, экранное™, программности, вездесущности, персонификации.

Телезрелище — художественное телевизионное представление, имеющее театрализованный и развлекательный характер.

Телекритика (от греч. «искусство разбирать, судить») — деятельность, связанная с анализом и оценкой произведений телевизионного творчества; прямое публицистическое вторжение в текущий телевизионный процесс с целью профессионального, этического, эстетического воздействия.

Телемемуаристика — монологовый художественно-публицистический телевизионный жанр, основанный на воспоминаниях автора о времени и о себе.

Телемузей (от греч. «храм муз») — художественная передача на телевидении, содержанием которой является показ на телеэкране коллекций культурного учреждения, занимающегося собиранием, хранением и демонстрацией предметов искусства, памятников старины, научных коллекций).

Телепередача — разовая единица вещания, из совокупности которых складывается телевизионная программа.

Телефильм — сюжетное художественное произведение, созданное на видеоили кинопленке на основе литературного сценария; художественный жанр телевидения.

Тема — предмет повествования; жизненный материал, отражаемый в произведении.

Ток-шоу — разговорная массовая телепередача, представление, зрелище, в котором активность проявляют не только ведущий и приглашенные гости, но и зрители, сидящие в студии; относится к группе диалоговых (полилоговых) жанров телепублицистики.

Трансляция — внестудийная телепередача с места события без купюр.

Трош («ерунда», «вздор») — жанр экранной документалистики, несущий в себе черты развлекательности и сенсационности. Неигровое в нем превращается в шаблонное, затасканное, примитивное игровое.

Форма — устройство, структура чего-либо, система организации, внешние очертания.

Формульные жанры теледокументалистики — жанры документальных телефильмов и телециклов, основанные на повествовательных архетипах, отличающиеся стандартностью, шаблонностью, интеллектуальной нетребовательностью, развлекательностью.

Художественная телепублицистика — разновидность публицистики, цель которой состоит в раскрытии типического, общего через индивидуальное, отдельное посредством создания на экране художественных образов из материала реальной действительности.

Художественное обозрение — фактологичный, ограниченный конкретными хронологическими рамками рассмотрения материала жанр телевизионной литературно-художественной критики, объектом которого является литературно-художественный процесс в целом как совокупность фактов, событий, явлений, субъектов художественной жизни. Телеобозрение включает в себя элементы монолога, диалога, действия; относится к группе синтетических жанров художественной публицистики.

Художественное телевещание — совокупность произведений телеискусства и художественной телепублицистики, а также тип вещания как творческой деятельности, связанной с созданием подобных произведений.

Художественно-публицистический тележурнал (от франц. «дневник») — периодическая телепередача, где под одним названием собраны материалы художественного содержания на разные темы в формах сюжетов, диалогов, монологов, обзоров, комментариев. Относится к группе синтетических жанров художественной публицистики.

Художественный образ — форма мышления в искусстве; иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление действительности через другое.

Художественный телеканал — крупная телевизионная форма, характеризующаяся протяженностью во времени, сборностью компонентов, тематическим и художественным единством, а также персонифицированностью в лице постоянного ведущего. Относится к группе синтетических жанров художественной публицистики.

Шоу — «массовая телепередача», многослойное телевизионное представление, зрелище, действо, игра, соревнование, «показ», «демонстрация» чего-либо на публике, включая таланты, уродства, человеческие взгляды, вкусы, пристрастия и пороки. Относится к группе художественноигровых жанров.

Экранизация на телевидении — перевод произведения иного вида искусства (литературы, театра, балета, оперы) на язык телевидения с сохранением главных особенностей содержания и стиля.

Экранные искусства — искусства (кино и телевидение), объединенные наличием двухмерного, заключенного в раму, сопровождаемого звуком движущегося изображения, несущего образ окружающего нас материального мира.

Электронные СМИ — телевидение, радио, Интернет — средства массовой информации, связанные с особыми техническими устройствами, позволяющими мгновенно передавать информацию на большие расстояния.

Эссе (от франц. «опыт») — жанр философской, мифотворческой, рефлексивной литературно-критической публицистики, отмеченный индивидуальной позицией автора, нередко выраженной в неожиданной, парадоксальной форме. Относится к группе монологовых жанров художественной публицистики.

Эстетика — наука о наиболее общих принципах освоения мира по законам красоты в процессе деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты такого освоения мира.

  • [1] При составлении «Глоссария» использованы справочники, словари, энциклопедии, издания по журналистике, телевидению, документальному кино и искусству.
  • [2] Пушкин Л. С. О критике // Поли. собр. соч.: в Ют. 4-е изд. Л., 1979. Т. 7. С. 111.
  • [3] Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific andCultural Organization UNESCO // Education for the Media and the Digital Age. Vienna, 1999. P. 273−274. Reprint in: Outlooks on Children and Media. UNESCO, 2001. P. 152.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой