Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие методики аудита эффективности деятельности организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полнота. Выводы о результатах финансового аудита должны прилагаться и публиковаться совместно с теми финансовыми документами, на которых они основываютсяотчеты о результатах аудита эффективностииспользования средств могут подобных документов не содержать. Заключениями докладыпо проверке должны представляться в том виде, в котором они подготовлены проверяющим. ВОФК — независимый орган и может… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы аудита эффективности деятельности организации
    • 1. 1. Категория «эффективность деятельности», ее значимость для аудита
    • 1. 2. Аудит эффективности деятельности как самостоятельный вид аудита
    • 1. 3. Модель аудита эффективности деятельности
  • 2. Методические особенности аудита эффективности деятельности организаций государственного сектора экономики
    • 2. 1. Сущность и содержание аудита эффективности в государственном секторе экономики
    • 2. 2. Принципы и нормативно-методическая база аудита эффективности государственного сектора
    • 2. 3. Методика аудита эффективности деятельности организаций государственного сектора
  • 3. Методика и процедуры аудита эффективности деятельности коммерческих организаций
    • 3. 1. Система показателей и методы оценки эффективности деятельности
    • 3. 2. Аналитические процедуры в оценке эффективности деятельности
    • 3. 3. Методика аудита эффективности деятельности коммерческих организаций

Развитие методики аудита эффективности деятельности организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие аудита как элемента инфраструктуры рыночной экономики на современном^ этапе определяется рядом задач: удовлетворение растущих информационных потребностей пользователей финансовой отчетности, повышение качества и расширение спектра аудиторских услуг. Это подтверждает статистика развития рынка аудиторских услуг, свидетельствующая об уменьшении доли аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и увеличение сопутствующих и прочих услуг, которые составляют более 70%. По нашему мнению, можно выделить несколько основных причин, объясняющих эти тенденции. Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности заинтересованы не только в подтверждении достоверности информации, а также в оценке способностей менеджмента обеспечить эффективность управления организациейв долгосрочной перспективе в условиях высокой неопределенности факторов внешней среды. Кроме того, усложнение системы управления современными организациями, повышение требований к эффективности их функционирования увеличивают потребности менеджмента в консалтинговых услугах квалифицированных специалистов, в том числе • аудиторов.

Значительные по своему содержанию и масштабам реформы в государственном секторе управления экономикой неразрывно связаны* с задачами повышения эффективности использования государственных ресурсов, оценкой выполнения целевых программ с позиций эффективности решения социально-экономических, экологических и других задач развития.

В связи с этим в научной литературе и на практике исследуются различные аспекты оценки эффективности деятельности организаций государственного и частного сектора управления, в том числе организации контроля за эффективностью деятельности.

Это определяет актуальность исследования* и задачи дальнейшего развития теоретических и методических основ оценки эффективности деятельности организацийв ходе аудита и> обоснование целесообразности признания его как самостоятельного вида.

Степень разработанности проблемы. Существует большое количество публикаций российских и зарубежных ученых, посвященных исследованию*, вопросовметодологии аудита. Это работы таких авторов как— M.A. Азарская, И. Н. Богатая, Р: П:.Булыга, <2.М: Бычкова, Т. ВЗырянова, O.A. Миронова-'GBl Панкова, В. И. Петрова, В. И. Подольский, Е. А. Сиротенко, Я. В. Соколов, А.Е. СуглобовВ.П. Суйц, H.H. Хахонова, А. Д. Шеремет, Т.П. Ше-шукова, Л. З. Шнейдман, Р. Адаме, А. Арене, Дж. Лоббек.

Имеются, работы, в которых исследуется1 место и сущность аудита эффективности: как самостоятельного видаили однойиз задач аудирования, а также международный, опыт и возможности его применения: в Российской’практике аудита: Среди них работы таких, авторов как: Е. И. Иванова, М. В. Мельник, Б. А. Минин, С. Н. Рябухин, A.A. Ситнов, C. Bv Степашин, ВШ. Шлейников и других.

Можно отметить, что целый ряд теоретико-методологических, методических и практических вопросов аудита, эффективности деятельности' организаций государственного и частного, секторов экономики требует дальнейшего исследования.

В настоящее время значительное влияние на развитие новых видов финансовогоконтроля и аудита в Российской Федераций, оказывают мировой опыт, сложившаяся: методология и практика проведения аудита эффективности деятельности' высшими органами? государственного финансового контроля развитых стран, а’также различнь1е материалы и документы семинаров и конгрессов, проводимых по проблемам аудита, эффективности деятельности под эгидой ЕЗОСАИ, ЕВРОСАИ и др.

Большинство специалистов, исследующих практические вопросы вне-дрешш аудита эффективности в государственном секторе экономики, отмечают отсутствие или недостатки методик, позволяющих дать оценку эффективности использования государственных ресурсов и деятельности организацийнеобходимость совершенствования нормативно-правовой и методической1 базы аудита в государственном секторе, в том числе внедрение стандартов и-др.

Недостаточно разработаны и вопросы аудита эффективности в ластном секторе экономики. Безусловно, методические основы оценки эффективности деятельности коммерческих организаций исследуются длительное, время и в различных аспектах. Однако актуальными остаются вопросы выбора системы показателейи критериев оценки эффективности в ходе аудитапроцедур получения: доказательстви формирования выводов' об эффективности деятельности на основе профессионального суждения: аудитора.

Следует отметить, что практически по всем основным сущностным характеристикам аудита эффективности деятельности государственного и частного: секторов экономики высказываются неоднозначные и. поройпротиворечивые мнениякоторые не дают фундаментального’понимания его теоретических основ и затрудняют разработку практических рекомендаций:

Таким образомнесмотря на значительные исследования по"различнымвопросам аудита эффективностиможно сделать вывод о необходимости дальнейшего развитияметодики проведения аудита' эффективности деятельности организаций государственного и частного сектора экономики. В настоящее время многими авторами признается необходимость разработки концепции аудита эффективности, которая находится на стадии накопления теоретикометодологических и практических разработок и внедрения аудита эффективно сти деятельности как необходимого инструмента5 функционирования экономики страны.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является', комплексное обоснование! теоретических и методических основ аудита эффективности, деятельности организаций государственного и частного секторов экономики и методики его проведения.

Для достижения указанной цели в процессе исследования появилась необходимость решения следующих задач:

— определить сущность и содержание аудита эффективности деятельности организаций;

— обосновать роль аудита" эффективности деятельности организаций в системе финансового контроля;

— разработать предложения по развитию методики проведения аудита эффективности деятельности организаций в государственном и частном секторах экономики;

— выявить особенности проведения аудита эффективности деятельности организаций в государственном секторе экономики;

— уточнить принципы и обосновать целесообразность развития нормативно-методического обеспечения аудита эффективности в государственном секторе экономики;

— обосновать систему показателей оценки эффективности деятельности коммерческих организаций, используемую в аудите;

— уточнить содержание аналитических процедур, необходимых для формирования выводов юб эффективности деятельности! в аудите;

— разработать методику аудита эффективности деятельности.

Область исследований. Выбранная тема исследования соответствует научным направлениям ВАК по специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика»: п. 3.9 «Развитие методологии комплекса методов аудита, контроля и ревизии», п. 3.10 «Адаптация национальных систем аудита, их соответствие международным стандартам» .

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются теоретические, методические и практические проблемы организации аудита эффективности деятельности в государственном и частном секторах экономики. Объектом исследования является современный теоретический и методический инструментарий практики применения аудита эффективности деятельности в государственном и частном секторах экономики.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные работы, теоретические обобщения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых в области экономики, финансов, государственного финансового контроля и аудита.

В ходе работы использованы законодательные и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, международные и отечественные стандарты аудита, международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и положения по бухгалтерскому учету, различные периодические издания, специальная научная литература.

В процессе исследовательской работы применялись общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, классификация, группировка, системный подход к получению доказательств.

Научная новизна проведенного исследования заключается в теоретическом обосновании и методическом решении комплекса вопросов по проведению аудита эффективности в государственном и частном секторах экономики.

Основные положения, содержащие научную новизну и выносимые на защиту, состоят в следующем:

— уточнено содержание категории «эффективность деятельности», раскрыты два ее аспекта — экономический и управленческий, характеризующие сущность эффективности деятельности как объекта аудита;

— дано авторское определение аудита эффективности деятельности как комплексной независимой проверки, целью которой является выражение мнения об эффективности деятельности аудируемой организацииобоснована целесообразность выделения его в самостоятельный вид аудита и необходимость дополнения требований" профессиональных стандартов аудиторской деятельности;

— построена модель аудита эффективности, обоснованы ее элементы, их взаимосвязи, характеризующие отличительные особенности и специфику данного вида аудита;

— дополнены принципы аудита эффективности деятельности принципами полноты представления выводов и своевременности подготовки аудиторского заключения (отчета) для внешних пользователей;

— разработаны предложения по развитию методики аудита эффективности организаций государственного сектора управления в соответствии с методологическими основами аудита как вида финансового контроля, включающие методику тестирования систем, внутреннего контроля и оценку существенности;

— обоснована система показателей для оценки эффективности деятельности, включающая: показатели оценки результатов деятельности, эффективности использования ресурсов, эффективности управлениявыделены аудиторские процедуры, обеспечивающие формирование выводов аудитора;

— разработаны методические рекомендации по применению аналитических процедур в разрезе направлений аудита эффективности деятельности организации;

— разработана методика аудита эффективности деятельности, алгоритм которой построен с использованием общего плана, тестов получения доказательств и форматов рабочих документов аудита.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и предложения, полученные в результате проведенного исследования, могут быть использованы в практике проведения аудита эффективности деятельности как в государственном, так и частном секторах экономики.

Самостоятельное практическое применение имеют:

— модель аудита эффективности;

— план и программы аудита;

— контрольные тесты и форматы рабочих документов аудита.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические результаты исследования рассмотрены и одобрены во всероссийских конференциях: «Глобализация. Глобалистика. Потенциалы и перспективы России в глобальном мире» (г. Йошкар-Ола, 2010 г.), «Особенности роста и развития региональных социально-экономических систем» (г. Пенза, 2010 г.), «Духовно-нравственные регулятивы профессиональной деятельности человека» (г. Йошкар-Ола, 2010 г.), «Социально-экономическое развитие регионов и конкурентоспособность предприятий» (г. Пенза, 2010 г.) а также на межвузовских научных конференциях, проводимых Марийским государственным техническим университетом.

Наиболее существенные положения и результаты исследования автора нашли отражение в 7 публикациях, авторским объемом 2,11 печ. л., из них 2 работы опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК.

Отдельные предложения и рекомендации по методике проведения аудита эффективности деятельности внедрены в практику деятельности коммерческих и государственных организаций Республики Марий Эл: ООО «Вектор» (г. Йошкар-Ола), ООО «Бурводстрой» (г. Йошкар-Ола), ООО «Промлизинг» (г. Йошкар-Ола), ГФУ «Инженерные защиты Чебоксарского водохранилища РМЭ» (г. Йошкар-Ола) и в практику деятельности ООО Аудиторская фирма «Аудит-Класс» (г. Йошкар-Ола).

Объем и структура работы. Диссертация содержит введение, три главы, заключение, библиографию, приложения, иллюстрирована таблицами и рисунками.

— выводы, сделанные по результатам аудита и касающиеся каждой из целей, которые преследовал данный аудит.

Требования к итоговому отчету аудита эффективности установлены, например, в Аудиторских стандартах ИНТОСАИ [35, 117].

По окончании проведения аудита любого типа аудитор обязан подготовить письменный отчет или вывод, представив в надлежащей форме полученные им сведения. Информация, представленная в отчете (выводе), должна быть четкой и ясной, надежной и компетентной, а также независимой, объективной, правдивой и конструктивной.

Особенностью подготовки такого отчета является то, что за высшим органом финансового контроля (ВОФК) остается право принимать окончательные решения о характере мер, которые необходимо применить по факту.

— 93 мошеннических действий или серьезных нарушений, выявленных в ходе проверки.

При аудите эффективности использования средств аудитор представляет отчет об? экономичности и производительности^ с которыми ресурсы добываются и используются, а также об эффективности. выполнения поставленных задач. Такие отчеты могут существенно отличаться друг от друга по масштабам и характеру, например, могут давать, анализ результатовэффективности использования ресурсов, предлагают комментарии относительно влияния проводимойполитики и программ, содержат рекомендации: по изменениями целью улучшения положения:

При" аудите эффективности использования средствдоклад проверяющего должен, включать, вс себя все существенные — моменты несоответствия, относящиеся к целям проверки.

Форма и: содержание выводов и отчетов основываются на следующих принципах:

Заголовок. Выводу или отчету присваивается1 определенное «имя» — заголовок-, по которому его можно отличить от другой информации;

Подпись и дата. Под отчетом/выводом ставится' соответствующаяподпись. Дата означает, что во внимание: приняты действия, о которых аудитору стало известно’на период до этой даты включительно-:

Цели и Масштаб. Отчет/вывод должен отражать цели и масштаб аудита. Это — информация о задачах и границах контрольных мероприятий;

Полнота. Выводы о результатах финансового аудита должны прилагаться и публиковаться совместно с теми финансовыми документами, на которых они основываютсяотчеты о результатах аудита эффективностииспользования средств могут подобных документов не содержать. Заключениями докладыпо проверке должны представляться в том виде, в котором они подготовлены проверяющим. ВОФК — независимый орган и может включать в свои отчеты любую информацию по своему усмотрениюоднако в некоторых случаях определенная информация исходя из национальных интересов не может быть опубликована в открытых источниках, что может повлиять на полноту отчета. В таких случаях аудитор обязан включать сведения, носящие конфиденциальный или закрытый характер, в отдельный доклад, не подлежащий открытому опубликованию;

Адресность. В отчете или выводе должно указываться, кому он адресуется, что определяется обстоятельствами организации аудита, отдельными правилами или сложившейся практикой. Это положение может быть необязательным, если существует официально утвержденная процедура рассылки материала;

Предмет проверки. В отчете или1 выводе следует указывать финансовые отчеты (в случае финансового аудита) или, области (в-случае аудита эффективности использования средств), к которым он относится. Это включает в себя такую информацию, как название проверяемой организации, дата и период времени, охватываемый финансовыми отчетами, и собственно предмет проверки;

Юридическая основа: Отчеты/выводы должны содержать ссылку на законодательство или иное право, которое является основой для проведения-проверки;

Соответствие стандартам. В отчетах и выводах должны содержаться сведения, из которых пользователь может понять, что контрольные мероприятия проводились в соответствии с общепринятыми процедурами;

Своевременность. Отчет об аудите или исполнительные выводы должны предоставляться в сжатые сроки с тем, чтобы их применение давало максимальный результат его читателям и пользователям, особенно тем, которые должны предпринимать необходимые меры.

В отличие от финансового аудита, где требования и ожидаемые результаты носят достаточно специфический характер, аудит эффективности использования средств носит более широкий и открытый для суждения и толкования характерпри этом имеет место более избирательный подход, который может включать в себя цикл в несколько лет, а не один финансовый периодобычно он не относится к конкретному финансовому или другим отчетам. Как следствие, аудиторские отчеты по эффективности использования средств варьируются и содержат больший объем дискуссионного материала и обоснованной аргументации.

Отчеты могут включать в себя критические замечания (например, когда исходя из общественных интересов или на основе принципов общественной отчетности необходимо привлечь внимание к случаям существенных потерь, расточительности-или неэффективности) либо опустить эти моменты, но предложить независимую информацию, мнение или заключение о том, были ли достигнуты, и если да, то до какой степени, экономия, эффективность и результативность.

Обычно предполагается, что аудитор в своемг отчете должен отразить общий вывод об уровне экономичности, эффективности и результативности проверяемой единицы таким же образом, как и в выводе по финансовымотчетам. Там, где характер аудита позволяет сделать это в^ отношении конкретных областейдеятельности проверяемой единицы, проверяющий должен, представить доклад с описанием условий и предпосылок конкретного заключения, а не стандартизованный отчет. В случаях, когда аудит ограничен выяснением того, имеются ли достаточные средства контроля, чтобы-гарантировать экономичность, продуктивность и результативность деятельности, аудитор может представить более общий вывод.

Аудиторы должны осознавать, что4 их заключения касаются действий, вытекающих из уже принятых ранее руководством проверяемой единицы решений. В1 связи с этим аудитор, вынося суждение, должен действовать осторожно и в отчете отметить характер и уровень имевшейся у него в наличии информации о проверяемой единице на момент принятия решений. Четко указывая в отчете масштаб, цели и результаты аудита, аудитор тем самым демонстрирует пользователю отчетом свою честность и непредвзятость. Непредвзятость также предполагается и в представлении выявленных недостатков%или решающих сведений таким образом, чтобы тем самым поощрять исправление этих недостатков и совершенствовать системы и управление внутри проверяемой организации. Соответственно фактические данные обычно согласовываются с проверяемой организацией, чтобы таким образом обеспечить их полное, точное исправедливое отражение в докладе аудитора. Также иногда может существовать необходимость включения комментариев проверяемой единицы по поводу поднятых проблем, дословно. либо тезисно, особенно в случаях, когда ВОФК представляют свои собственные точки зрения или рекомендации.

Отчеты по эффективности использования средств не должны концентрироваться всецело на критике выполненного, но при этом они должны быть конструктивными. Выводы и рекомендации аудитора являются важным аспектом аудита и-там, где это уместно, излагаются в* форме рекомендаций для деятельности: Обычно эти рекомендации предлагают необходимые усовершенствования, а не пути их внедрения, хотя иногдавозникают обстоятельства, которые являются основанием и дают право на конкретную рекомендацию, например, внесение корректировки в законы с тем, чтобы таким образом улучшить администрирование.

При формулировании своего мнения или отчета аудитор должен обращать внимание соответственно на значимость вопроса в контексте финансовых отчетов (при финансовом аудите) или характер проверяемой организации' или деятельности (при аудите эффективности использования средств).1.

При аудите эффективности использования средств суждение, аудитора будет носить более субъективный характер, поскольку отчет не связан непосредственно с финансовыми илидругими документами. Как следствие, аудитор может прийти к заключению, что в? данном случае важность по характеру или содержанию имеет большее значение, чем количе ственные аспекты [35].

Государственный^ сектор экономики имеет ряд особенностей, оказы Бающихвлияние на методику аудита эффективности (рис. 6).

Рис. 7. Цель и методические особенности аудита эффективности организаций государственного сектора экономики.

По нашему мнению, аудит эффективности в государственном секторе экономики может проводиться в соответствии со стандартами аудиторской деятельности независимыми аудиторскими фирмами. В этом случае пользователям должно представляться аудиторское заключение (отчет аудитора), содержащий мнение об эффективности деятельности организации. Это не исключает возможность проведения независимого финансового государственного контроля. Следует отметить, что общность методических подходов должна обеспечиваться задачами и содержанием контрольных процедур.

3. Методика и процедуры аудита эффективности деятельности коммерческих организаций.

3.1. Система показателей и методы оценки' эффективности деятельности.

Выбор системы показателей оценки деятельности’коммерческой организации определяется целью в достижении наивысшей эффективности и в’использовании ресурсного потенциала. Целью деятельности любой коммерческой организации «. является извлечение прибыли для ее капитализации, развития бизнеса, обогащения собственников, акционеров и работников» [114, с. 283].

Эффективность деятельности и использования ресурсов в решающей степени определяет уровень деловой активности и финансовое положение коммерческой организации: В связи с этим методы финансового анализа и система показателей используемых для этих целей может быть использована при проведении аудита.

Обобщающие показатели эффективности деятельности фирмы в целом определяются сопоставлением объема всех средств фирмы и совокупного результата ее деятельности. К этим показателям относятся:

— рентабельность всего-капитала (активов) фирмы:

— оборачиваемость всего капитала (активов) фирмы:

— рентабельность производства:

Наиболее обобщающим показателем в этой группе является рентабельность всего капитала, которая отражает прибыль фирмы на один рубль средств (всех видов ресурсов предприятия в денежном выражении, независимо от источника привлечения этих средств). Этот показатель называют также, нормой прибыли или-показателем окупаемости средств Уровень и динамика рассматриваемого показателя являются одним из важнейших индикатор, в соответствии с которым формулируется вывод об эффективности. [113, с. 253].

Анализ эффективности начинается с расчета и сравнительной оценки (с данными предыдущих периодов, плановыми данными, данными других аналогичных предприятий, среднеотраслевыми значениями) показателей (коэффициентов) рентабельности, характеризующих эффективность деятельности коммерческой организации, основные из которых представлены в таблице 6.

Заключение

.

Реформирование государственного сектора управления и повышение заинтересованности’пользователей, финансовой отчётности частного сектора экономики определяют актуальность исследования вопросов эффективности функционирования организации. Аудит эффективности деятельности как одно из направлений финансового контроля является одним из новых направлений, что определяет множество нерешенных задач организации и методики его проведения.

В диссертации сформулированы следующие выводы: 1. В прикладных экономических науках экономисты выделяют два подхода категории «эффективность деятельности»: экономический и управленческий. Экономический основан на том, что эффективность рассматривается с позиции результативности (соотношение результата и затрат). При управленческом подходе, оценка направлена на достижение поставленных целей (или степени отклонения от поставленных целей). Оба подхода предполагают использование системы экономических показателей.

В работах экономистов предлагаются различные системы показателей оценки эффективности: При всём разнообразии этих показателей их можно подразделить на общие* и частные. О помощью общих показателей даётся оценка эффективности деятельности в целом- (рентабельность капитала, продаж и другие). С помощью частных можно определить эффективность использования отдельных видов ресурсов (фондоотдача, материалоотдача, производительность труда и др.).

При втором подходе к определению эффективности деятельности организации цели организации должны быть заданы операционно — системой количественных и качественных показателей.

Управленческий подход к определению оценки эффективности деятельности имеет свои преимущества, в частности, данный подход связан с оценкой достижения цели менеджерами.

Экономическая категория «эффективность деятельности» исследована в работе с точки зрения управленческого и экономического аспектов. Это позволило определить методические подходы к интегрированной оценке деятельности субъектов в рыночных условиях.

2. В работах Российских экономистов теоретические и методические вопросы аудита эффективности не получили достаточного освещения. В международной1 практике под аудитом эффективности понимается не один вид (направление), а несколько. В Российской практике этот вид аудита находит применение только в государственном секторе управления, вместе с тем тенденция развития рыночных отношений, интересы внешних пользователей позволяет сделать вывод об актуальности изучения как теоретических, методических так и практических вопросов аудита эффективности.

Анализ многообразия существующих точек зрения по определению сущности* аудита эффективности позволил обосновать необходимость уточнения и дать авторское определение данного термина.

Аудит эффективности — это комплексная независимая проверка, целью которой^ является выражение мнения об эффективности деятельности аудируемой организации.

Анализ стандартов аудиторской деятельности и тенденций развития современного аудита позволили обосновать вывод о целесообразности развитие методологии аудита эффективности осуществляется1 в двух направлениях как частной задачи и как самостоятельного вида аудита. В первом случае вопросы оценки эффективности деятельности организации рассматриваютсякак необходимые аспекты формирования выводов аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Во втором — необходима интегрированная оценка эффективности управления, использования ресурсов, результатов деятельности и их влияния на социально-экономические показатели, а также формирования в аудиторском заключении вывода об эффективности деятельности организации:

3. На основе использования системного подхода построена модель аудита эффективности деятельностиВ ее структуре в качестве основных элементов: выделены: цель— методика— организация, как объект аудированиястандарты аудита эффективностиформирование вывода об эффективности деятельности.

4. Существующие принципы аудита. эффективности деятельности дополненыпринципами, полноты и, своевременности, что позволило обосновать необходимость дополнения профессиональных стандартов аудиторской деятельности положениямиобеспечивающими нормативно-правовую базу аудита эффективности.

Предложено.дополнить существующие-федеральные' правила (стандарты) аудита стандартамикасающимися вопросов аудитаэффективности. В связи с этим, нами разработана соответствующая классификациястандартов аудита эффективности:

5: Государственный сектор экономики имеет ряд особенностей, оказывающих влияние, на методику аудита эффективностичто позволило разработать предложения поразвитиюметодики аудита: эффективности деятельности организаций государственного сектора управления-всоответствии с методологическими основами аудита как вида финансового' контроля, включающие методику тестирования систем1 внутреннего контроля и оценку существенностипроцедуры необходимые! в целях формирования, выводов об эффективности деятельности организации.

Аудит эффективности в государственномсекторе экономики может проводиться всоответствиисо стандартами, аудиторской деятельности независимымиаудиторскими фирмами. В этом случае пользователям должно представляться аудиторское заключение (отчет аудитора), содержащий мнение об эффективности деятельности организации. Это не исключает возможность проведения независимого финансового государственного контроля. Следует отметить, что общность методических подходов должна обеспечиваться задачами и содержанием контрольных процедур.

6. В частном секторе экономики эффективность деятельности может быть измерена финансовыми показателями, так как цель коммерческой деятельности извлечение прибыли, т. е. конечные показатели эффекта, носят стоимостный характер — изменение прибыли. Также оценка эффективности должна включать, например, экологический ущерб от деятельности предприятия, которые сводятся принтом к стоимостным (штрафы за конкретный ущерб, причинённый" коммерческой организацией). Финансовые показатели, традиционно, используемые для оценки эффективности бизнеса должны быть дополнены социальными показателямитакими как бизнес для человека (высокая заработная плата, социальная защищенность, бизнес для экологии и региона и т. д.).

7. В государственном секторе экономики система показателей эффективности деятельности не разработана и* одними финансовыми показателями, без использования нефинансовых, оценить эффективность деятельности организации государственного сектора экономики невозможно, так как цели деятельности государственных учреждений в зависимости от специфики их функционирования — различны, и носят социально-значимый характер.

8. В работе показано значение и место аналитических процедур при получении аудиторских доказательств в отношении оценки эффективности деятельности: по областям применения, стадиям (этапам) аудиторской проверки, целевому назначениюисточникам и характеру используемой информации. Разработаны методические рекомендации по применению аналитических процедур для анализа факторов внешней среды, особенностей деятельности организации, реализации целей стратегии развития.

9. Предложена методика аудита эффективности деятельности, включающая общий план, тесты получения доказательств и форматы рабочих документов аудита.

Обоснованы основные положения методики аудита эффективности деятельности коммерческих организаций. В работе охарактеризованы содержание и последовательность проведения контрольных процедур в соответствии с методическими основами аудита.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Основы аудита / пер. с англ. / под ред. Я. В. Соколова. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995. 398 с.
  2. М.А. Методология аудита и развитие методического обеспечения его качества: монография. Йошкар-Ола: ООО «Стринг», 2009. 196 с.
  3. М.А. Теория и методология обеспечения качества аудита: диссертация д-ра экон. наук. Йошкар-Ола, 2009. 414 с.
  4. А., Лоббек Дж. Аудит / пер. с англ. М.: Финансы ихтатистика, 2001. 560 с.
  5. З.П. Международные стандарты аудита (МСА): учебно-методический комплекс. М.: Центр ЕАОИ, 2008. 104 с.
  6. Аудит / Скобара В. В., Пашигорева Г. И., Островская О. Л. и др. М: Просвещение, 2005. 479 с.
  7. Аудит эффективности проектов, программ, изобретений и открытий. Новометрия, квалиметрия и сертификация продукции и производств / Б. А. Минин, В. Б. Радин, В. В. Серебрянников и др.- отв. ред. Б. А. Минин. М.: ЗАО «Издательство „Экономика“, 2008. 366 с.
  8. М.И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2005. 536 с
  9. Е.А. Аудит эффективности в механизме государственного финансового контроля // Реформы и право. 2008. № 3. Доступ из справ.-правовой системы „КонсультантПлюс“.
  10. И.Н., Лабынцев Н. Т., Хахонова H.H. Аудит. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 506 с.
  11. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 2. 768 с.
  12. А.Н., Кузнецов В. Н., МельникМ:В. Теория экономического анализа: учебное пособие. / под ред. проф. М: В. Мельник. Изд. 1-е. Тверь: ТГ ГУ, 2005. 148 с.
  13. И.М. Российские и международные стандарты учета и отчетности: сравнительный анализ // Аудиторские ведомости: 2009: № 9: Доступ из справ.-правовой системы „КонсультантПлюс“.,
  14. Р.П. Аудит нематериальных активов коммерческой организации: Правовые, учетные и методологические аспекты. М-Г ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 343 с. ¦
  15. Р.П. Аудит: учебник для бакалавров: М-: ЮНИТИ-ДАЬ1А, 2009. 431 с. -'.. .
  16. Бюджетный кодекс Российской Федерации Электронный ресурс.: ФЗ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ. Доступ из справ.-правовой- системы „КонсультантПлюс“.
  17. М.В. Методы оценки эффективности, использования государственных средств при проведении- аудита эффективности Электронный ресурс. // Экономический анализ: теория и практика: .2009: № 20. Доступ из справ.-правовой системы „КонсультантПлюс“.
  18. М.В. Стратегические направления развития муниципального финансового контроля Электронный ресурс. // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2011. № 2. Доступ из справ.-правовой системы „КонсультантПлюс“.
  19. Е.В., Матвейчук И. А. Аудит. М.: Академический Проект, 2006. 320 с.
  20. Л.И. Аудиторская деятельность: основы организации. М.: Эксмо, 2007. 336 с.
  21. Выдержки из монографии Председателя Счетной палаты Российской Федерации C.B. Степашина „Конституционный аудит“ Электронный ресурс. URL: http://www.ach.gov.ru/
  22. Е.В. Анализ аудиторских доказательств по предпосылкам подготовки финансовой отчетности Электронный ресурс. // Аудиторские ведомости». 2008. № 11. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  23. В.В. Менеджмент: учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 608 с.
  24. Д.Ф., Дженик Г. Р., О’Рейли В.М., Хирш М. Б. Аудит Монтгомери / пер. с англ. под ред. Я. В. Соколова. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. 542 с.
  25. В.А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит. М.: Высшее образование, 2007. 447 с.
  26. A.A. Аудит как вид финансового контроля Электронный ресурс. // Финансовое право. 2010. № 10. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  27. H.H. Реализация аудита эффективности в системе государственного финансового контроля бюджетных расходов Электронный ресурс. // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 5. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  28. В.А. Что такое «аудит эффективности» Электронный ресурс. // Президентский контроль. 2004. № 7. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  29. Е.И., Мельник М. В., Шлейников В. И. Аудит эффективности в рыночной экономике. М.: КНОРУС, 2007. 328 с.
  30. Интервью Л. З. Шнейдмана журналу «Коммерсантъ-Деньги» Электронный ресурс. URL: http://minfin.rinet.ru/ (дата обращения 07.04.2008).
  31. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — 2-е изд., испр. и доп. / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. 320 с.
  32. B.C. Теория и методология международной системы корпоративной социальной отчетности: монография. М.: Бухгалтерский учет, 2005. 248 с.
  33. В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. М.:
  34. Финансы и статистика, 2004. 720 с.
  35. В.В., Ковалев Вит. В. Анализ баланса, или как понимать баланс: учеб.- практич. пособие. М.: Проспект, 2009. 448 с.
  36. В.В., Ковалев Вит.В. Финансовая отчетность и ее анализ (основы балансоведения): учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 432 с.
  37. В.Г. Методология и методика экономического анализа в системе управления коммерческой организации: монография. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2008. 543 с.
  38. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и международные стандарты аудита, 2001 год. М.: МЦРСБУ, 2002. 804 с.
  39. A.A. Государственный финансовый контроль в условиях бюджетной реформы Электронный ресурс. // Финансы. 2011. № 6. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  40. С.И. Принципы бюджетного учета Электронный ресурс. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 23 (191). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  41. Колесников1 С. И. Принципы бюджетного учета Электронный ресурс. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 24 (192). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  42. Комплексный, экономический анализ хозяйственной деятельности. А. И. Алексеева, Ю.В. Васильев- A.B. Малеева, Л. И. Ушвицкий. М.: Финансы и статистика, 2006. 528 с.
  43. Н.Е. Превентивная функция аудита эффективности бюджетных расходов* на уровне муниципальных образований Электронный ресурс. // Финансы и кредит. 2005. № 13. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  44. Концептуальные и методические основы аудита эффективности использования бюджетных средств и государственной собственности / Счетная Палата Российской Федерации. М., 2004. 30 с.
  45. С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Но-ринт, 2000. 1536 с.
  46. М.И. Теория бухгалтерского учета: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2004. 592 с.
  47. Н.Т., Михайленко Р. Г. Организация управленческого аудита в учетной системе современного предприятия Электронный ресурс. // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2000. № 6. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  48. И.Б. Аудит эффективности в системе финансового контроля Электронный ресурс. // Реформы и право. 2011. № 2. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  49. A.A. Зарубежный бухгалтерский учет и аудит. М.: КНО-РУС, 2009. 236 с.
  50. Л.М. Управление предпринимательскими рисками. М.: Дело и сервис, 2006. 448 с.
  51. Л.Г. Требования к составлению и оформлению аудиторских заключений и отчетов Электронный ресурс. // Аудиторские ведомости. 2009. № 5. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  52. K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика/пер. с 13-го англ. изд. М: ИНФРА-М, 1999. 974 с.
  53. В.Ф. Допущение непрерывности деятельности в современных условиях Электронный ресурс. // Аудиторские ведомости. 2009. № 10. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  54. Д.А. Послание Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 г. Электронный ресурс. URL: http:// www.kremlin.ru/transcripts/5979.
  55. Мейер Маршал В. Оценка эффективности бизнеса / пер. с англ. А. О. Корсунский. М.: ООО «Вершина», 2004. 272 с.
  56. М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. М.: Финансы и статистика, 1990. 135 с.
  57. М.В., Когденко В. Г. Экономический анализ в аудите: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 543 с. 63.
Заполнить форму текущей работой