Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование системы менеджмента качества вуза: На примере Сибирского государственного технологического университета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Министерству образования России: повышается эффективность работы вузаулучшается качество результата образовательного процесса и его соответствие требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, а также системы обеспечения качества вуза в целомвузом планомерно и постоянно проводится внутренняя самооценка своей деятельности и достигнутых результатов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
    • 1. 1. Становление и развитие концепции системы менеджмента качества в вузе
    • 1. 2. Теоретические основы формирования системы менеджмента качества в вузе
    • 1. 3. Процессный подход к формированию системы менеджмента качества
  • 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ВУЗЕ
    • 2. 1. Актуальные проблемы формирования системы менеджмента качества в вузах Сибири и Дальнего Востока
    • 2. 2. Анализ развития системы менеджмента качества в Сибирском государственном технологическом университете
    • 2. 3. Этапы создания системы менеджмента качества в Сибирском государственном технологическом университете
  • 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
  • ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ВУЗЕ (по материалам Сибирского государственного технологического университета)
    • 3. 1. Цели и задачи и базовые процессы системы менеджмента качества в вузе
  • Р 3.2 Выбор структуры документации системы менеджмента качества в вузе
    • 3. 3. Разработка методики документирования системы менеджмента качества
    • 3. 4. Оценка затрат на разработку и внедрение системы менеджмента качества в вузе и ее эффективности

Формирование системы менеджмента качества вуза: На примере Сибирского государственного технологического университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В докладе Министра В. М. Филиппова на заседании коллегии Минобразования РФ 21.01.2001 г. отмечается, что «.важнейшей задачей, стоящей перед высшим образованием, является разработка и внедрение механизмов обеспечения качества образовательного процесса. К сожалению, на сегодня таких эффективных механизмов в российской системе образования нет ни на федеральном уровне, ни на уровне высших учебных заведений» [1].

Согласно решений 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, основными принципами формирования образовательной стратегии на пороге XXI века являются доступность, качество, мобильность. Эти принципы отражены в «Концепции модернизации Российского образования на период до 20 010 года», в которой главной задачей российской политики в области образования является обеспечение качества на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Образование Российской Федерации стадию демократического преобразования прошло в 90-годах. Но оно серьезно отстает от современных требований, и поэтому нуждается в модернизации [2].

Повышение внимания к обеспечению качества образовательного процесса означает рост формирования осознания обществом, того факта, что вузы оказывают образовательную услугу. Это значит, что на потребителей этих услуг в полной мере могут быть распространены основные положения Закона РФ «О защите прав потребителей». Эта проблема будет все больше обостряться в ближайшее время, так как ежегодно увеличивается потребность в платных образовательных услугах за счет желающих получить второе и дополнительное профессиональное образование или повышение квалификации. В 2002 г. по данным Минобразования РФ в России более 900 вузов, из них около 40% негосударственных. В негосударственных вузах обучаются всего 8,5% российских студентов и в тоже время от 25% до 50% студентов государственных вузов полностью оплачивают обучение.

Начало XXI века ознаменовано активной интеграцией России с мировым сообществом и в том числе вхождение в мировое образовательное пространство. Международная деятельность лидирующих вузов страны определяется уровнем сотрудничества с зарубежными странами в области научной и образовательной деятельности. Сегодня актуальным становится вопрос признания качества российского образования за рубежом. Одним из способов подтверждения этого является сертификация системы менеджмента качества вуза. Как показывает многолетний, в основном, зарубежный опыт, достижение требуемого уровня качества и его дальнейшее совершенствование наиболее продуктивно осуществляется путем внедрения системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО 9000. К 2002 г. в мире сертифицировано более 600 тысяч систем качества, в России темпы значительно ниже — всего лишь около 900 [3,4,5]. В 2001 г. новая версия международных стандартов ИСО серии 9000:2000 гармонизирована с системой ГОСТ Р.

С 2000 г. в число аккредитационных показателей включено наличие внутривузовской системы контроля качества подготовки специалистов [3]. IIa сегодняшнем этапе это означает существование вузовской документации в виде положений, инструктивного материала, методических указаний и стандартов предприятия по организации и контролю образовательного процесса. В терминах ГОСТ Р ИСО 9000−2001 это соответствует документации третьего уровня. В настоящее время Министерство образования РФ и потребители не ставят жестко вопрос о создании системы менеджмента качества вуза в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001−2001 и ее сертификации, но это — ближайшая перспектива. Поэтому ряд вузов России идут на опережение, предугадывая желание заинтересованных сторон. Эта тенденция явно прослеживается из результатов конкурса Минобразования РФ «Внутривузовские системы качества подготовки специалистов» 2000 и 2001 года, а также увеличения числа конференций и публикаций в периодической печати по управлению качеством образования. В 2002 году сертификат на систему качества в системе ГОСТ Р получил Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет) и в международной системе ИС) А — Томский политехнический университет [6].

Из этого следует, что использование международных стандартов при управлении качеством высшего профессионального образования в условиях его модернизации стало объективной необходимостью. Министерство образования. РФ нацеливает подведомственые организации на применение стандартов ИСО серии 9000. Но необходимо отметить, что в российских вузах, не смотря на бурные перемены 90-х годов, сохранены традиционно сложившиеся системы качества, включающие мониторинг, планирование, анализ результатов, корректирующие и предупреждающие мероприятия, элементы внутреннего аудита, работа с поставщиками и потребителями. Основным несоответствием требованиям ИСО 9000:2000 является отсутствие маркетинга, учета требований не только Минобразования России, но и других заинтересованных сторон (предприятий, студентов, родителей), а также использования процессного подхода к менеджменту. В своей работе [7] В. П. Ерунов отмечает: «В настоящее время существует целый ряд исследований, в которых вопросы качества образования в высшей школе рассматриваются с современных управленческих позиций. Однако проблема повышения качества образования, по-прежнему в достаточной степени не решена. Поэтому необходимы дополнительные исследования нереализованных потенциальных возможностей высших учебных заведений в повышении качества подготовки специалистов, улучшения структуры системы управления качеством образования и разработке технолого-методического инструментария измерения и оценивания результативности образовательного процесса.». Проблемами, сдерживающими переход на мировой уровень менеджмента качества образования являются: дефицит специалистов-разработчиковнегативная память об административном внедрении в вузах в 80-х годах Комплексных систем управления качеством, которое сопровождалось ростом числа бумаг и отсутствием видимой результативности этих системнедостаток финансовых средств и знаний в области менеджмента качества, прежде всего, у высшего руководства вузовнедооценка практической пользы от внедрения системы менеджмента качества.

Но известный японский специалист по менеджменту качества профессор К. Исикава в книге «Японские методы управления качеством продукции» писал: «Я не устаю повторять, что управление качеством начинается с подготовки кадров и заканчивается подготовкой кадров». Одно из ключевых мест в системе мер, необходимых для решения этой проблемы, должна занять работа по обучению работников на всех уровнях вуза современным и перспективным методам улучшения качества, а также поиск мотиваций для создания системы менеджмента качества, как со стороны руководителей, так и персонала. Один из основоположников современной философии качества Э. Деминг говорил: «Вы не обязаны внедрять у себя систему качества, поскольку выживание не Ваша обязанность».

Система менеджмента качества не может быть внесена в вуз извне. Она может быть заботливо «выращена» его руководством только в конкретной организации, только для удобства работы, повышения эффективности деятельности вуза и только при участии всего коллектива. Но имеется еще ряд противоречий: создание системы менеджмента качества вуза согласно ИСО 9000 является необходимой реальностью, а возникшая в 2000 г. версия стандартов ИСО 9000 требует разработки организационно-методических подходов, адаптированных к российскому образовательному учреждению, учитывающих его структурные особенности, понятийный аппарат и другие. Кроме того, отсутствие этих подходов, и специалистов, способных создавать современные системы менеджмента качества, являются сдерживающими факторами для уже достаточно большого числа российских вузов, изъявляющих желание управлять своей организацией на основании последних достижений в области менеджмента качества, признанных мировым сообществом и гармонизированных с системой сертификации ГОСТ Р.

Из анализа литературных источников следует, что механизм создания таких систем в российском образовании полностью еще не рассматривался.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке организационно-методических подходов к формированию системы менеджмента качества образования согласно МС ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО 9001−2001, адаптированных к российским высшим учебным заведениям.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

— уточнить понятия, перечислить требования отражающие систему менеджмента качества вуза и определить область ее применения;

— определить сеть процессов системы менеджмента качества вуза- -разработать структуру документации системы менеджмента качества вуза и методику ее документирования в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001−2001;

— проанализировать существующую систему менеджмента качества вуза и выявить области ее улучшения согласно ГОСТ Р ИСО 9001−2001;

— адаптировать процесс разработки СМК к особенностям вуза и определить его основные этапы;

— провести расчет затрат на разработку, внедрение и сертификацию системы менеджмента качества вуза.

Научная новизна работы заключается в определении процессов, отражающих механизмы формирования системы менеджмента качества вуза согласно требований ГОСТ Р ИСО 9001−2001. К конкретным положениям элемента новизны можно отнести следующее:

• выявлено, что формирование системы менеджмента качества вуза требует уточнения понятий «образовательная услуга» и связанного с ней понятия «заинтересованные стороны»: понятие «образовательная услуга» предлагается рассматривать в двух аспектах: во-первых, как знания, умения и навыки студентов и выпускников вуза в соответствии с требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образованияво-вторых, как характеристику системы качества, которая определяется качеством процессов и ресурсов вузапонятие «заинтересованные стороны» дополнено на основе современного понятийного аппарата менеджмента качества и образования,.

• разработана иерархия процессов для системы менеджмента качества вуза, в том числе процессов жизненного цикла продукции и менеджмента ресурсов;

• обобщена и дополнена четырехуровневая структура документации системы менеджмента качества для вуза;

• выявлена область улучшения системы менеджмента качества вуза на основе исследования опыта российских вузов;

• разработана методика документирования системы менеджмента качества вуза в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001−2001 и определена степень ее универсальности;

• сформулированы предложения по базовым этапам формирования системы менеджмента качества вуза и проведена оценка затрат на них.

Внедрение системы менеджмента качества СибГТУ принесло практическую пользу: руководству университета: определение сети процессов вуза, четкое разделение ответственности, полномочий, взаимодействий для каждого из них улучшило управление всей деятельностьюполитика в области качества, стратегия развития и цели университета, проецирующиеся на нижние уровни управления, являются основой создания системы показателей и критериев для оценки результативности процессов, структурных подразделений, их руководителей и персоналапроведение внутренних аудитов позволяет целенаправленно определять области для улучшения и планомерно активизирует деятельность руководителей подразделений и персонал, повышает уровень анализа высшим руководством всей системы в целомактивизируется человеческий фактор: устраняются межфункциональные барьерысоздаются команды качества по решению проблем, касающихся различных структурных подразделенийотношения между подразделениями строятся по принципу «поставщик» потребитель" и направлены на повышение индекса удовлетворенности потребителяна различных уровнях университета появляются новые лидеры в области качестваповышается имидж университета и, следовательно, конкурентоспособность его образовательных услугдокументированная система менеджмента качества и ее информационная модель являются основой для перехода на электронный документооборот и модернизацию существующих автоматизированных подсистем управленияработникам университета: повышается эффективность поиска документации всех видов и работы по созданию ее новых формможно значительно быстрее ознакомиться с новой процедурой (например, издание учебного пособия «под грифом УМО», неизвестным видом деятельности (при назначении на новую должность, переходе научных сотрудников на преподавательскую деятельность) — упорядочение деятельности каждого сотрудника и ее совершенствование, в том числе под действием внутреннего аудитавозможность участия в процессе улучшения своей деятельности и вуза в целом, высказывая предложения внутренним аудиторам по электронной почте в информационной модели системы качества, используя ящики «улучшений" — повышение удовлетворенности своих потребностей, так как развитие системы менеджмента качества позволяет более четко определить особо отличившихся работников и поощрить ихпотребителям (студентам, абитуриентам, предприятиям): в большей степени удовлетворяются их требования к результатам образовательного процесса и системы его обеспеченияповышается имидж вуза и, как результат, и их диплома;

Министерству образования России: повышается эффективность работы вузаулучшается качество результата образовательного процесса и его соответствие требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, а также системы обеспечения качества вуза в целомвузом планомерно и постоянно проводится внутренняя самооценка своей деятельности и достигнутых результатов, определяются области улучшениявуз, получивший сертификат на систему качества, ежегодно проходит инспекционную проверку независимым Органом по сертификации, который оценивает состояние системы менеджмента качества и ее постоянное совершенствование. Следовательно, в дальнейшем это может видоизменить процесс комплексной оценки деятельности вуза, сконцентрировав ее в большей степени на проверке результатов образовательного процесса.

Результаты практических исследований могут быть применены при разработке системы менеджмента качества в российских вузах и, при дальнейшей их адаптации, средних профессиональных учреждениях. Разработанная методика документирования системы менеджмента качества вуза позволит уменьшить сроки и затраты на ее формирование и сертификацию. Разработанные организационно-методические подходы к формированию системы менеджмента качества вуза могут быть рекомендованы для обеспечения качества образовательного процесса — важнейшей задачи, стоящей перед российским образованием.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ВУЗЕ.

Выводы по 3 главе.

1. Учитывая три уровня управления вузом, разработана структура документации СМК университета, согласно которой на первом уровне, находятся Руководство по качеству вуза, а также Руководство по качеству факультетов и кафедр. На втором уровне располагаются документированные процедуры СМК вуза. Третий уровень документации представлен рабочими инструкциями, положениями, методическими указаниями, стандартами предприятия по вузовской документации, правилами и другие. Четвертый уровень состоит из зарегистрированных данных. Впервые разработан перечень документированных процедур СМК, который может быть использован в любом российском вузе.

2. Разработана методика документирования системы менеджмента качества вуза согласно ГОСТ Р ИСО 9001−2001, степень универсальности которой составляет около 70%.

3. Проведен расчет затрат на разработку СМК СибГТУ, в результате которого установлено, что за три года СибГТУ было затрачено на разработку, внедрение и сертификацию СМК — 526,04 тыс. рублей, в дальнейшем ежегодно будет затрачиваться около 390 тыс. рублей. Вузы, не имеющие подготовленных кадров в области менеджмента качества, затратят на создание СМК — от 600 до 900 тыс. рублей,.

4. Разработка и внедрение системы менеджмента качества повышает эффективность работы вуза, позволяет планомерно отслеживать основные показатели его деятельности, повышает конкурентоспособность вуза и значительно облегчает процедуру прохождения комплексной оценки деятельности вуза при выходе на аккредитацию профессиональных образовательных программ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. На основе анализа современного понятийного аппарата менеджмента качества и образования, даны термины и определения, заложенные в основу формирования системы менеджмента качества вуза:

• заинтересованные стороны (потребители — абитуриенты, студенты, родители, предприятия и организацииМинистерство образования РФ, администрации субъектов Федерации, совет ректоров вузов регионов, службы занятости, средства массовой информации, средние учебные и средние профессиональные учебные заведенияработники вуза);

• образовательные услуги, которые следует рассматривать в двух аспектах: — знания, умения и навыки студентов и выпускников вуза в соответствии с требованиям государственного образовательного высшего профессионального образования (ГОС ВПО). На этой основе проводится мониторинг и измерение результата образовательного процесса в рамках системы менеджмента качества;

— характеристики системы обеспечения качества, которые определяются качеством процессов и ресурсов вуза. На этой основе можно проводить мониторинг и измерение процессов.

2. Впервые определена иерархия процессов системы менеджмента качества вуза, в том числе процессов жизненного цикла продукции и менеджмента ресурсов. Установлено, что макропроцессы первого и второго уровней почти на 100% аналогичны во всех вузах, на третьем — на 50−60%, на четвертом — в среднем, на 30%, что обусловлено спецификой деятельности вузов.

3. Разработана структура документации системы менеджмента качества вуза, согласно которой на первом уровне, находится Руководство по качеству. На втором уровне располагаются документированные процедуры и положения о структурных подразделениях. Третий уровень документации представлен должностными инструкциями, положениями, методическими указаниями, комплексами стандартов предприятия по вузовской и управленческой документации, правилами и другие. Четвертый уровень состоит из записей.

Впервые разработан перечень документированных процедур системы менеджмента качества, который может быть использован в любом российском вузе.

4. Разработана методика документирования системы менеджмента качества вуза согласно ГОСТ Р ИСО 9001−2001, степень универсальности которой составляет около 70%.

5. На примере СибГТУ проведен анализ трехлетней динамики формирования системы менеджмента качества и установлено, что областями улучшения являются процессы управления документацией, человеческими ресурсами, инфраструктурой, а также процессы, связанные с потребителями.

6. Определены этапы создания системы менеджмента качества вуза: формирование рабочих органов, обучение руководителей, определение сети процессов, разработка политики в области качества и стратегии развития, разработка документации, создание ее информационно-справочной модели, внедрение, подготовка к сертификации, сертификация, постоянное улучшение.

7. Расчет затрат на формирование системы менеджмента качества СибГТУ показал за три года было затрачено — 526 тыс. рублей. Вузы, не имеющие подготовленных кадров в области менеджмента качества, затратят на создание СМК — от 600 до 900 тыс. рублей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Государственная система оценки качества высшего профессионального образования // Стандарты и качество. — 2002 № 4 — С. 26−29.
  2. Стратегия внедрения МС ИСО серии 9000:2000. Расширенная коллегия Госстандарта России // Стандарты и качество. 2002 — № 5 -С. 10−11.
  3. И. Стандарты ИСО серии 14 000: история и статистика // Стандарты и качество. 2001 — № 5−6 -С. 92−95.
  4. Система менеджмента качества / Е. Н. Рузаев, С. А. Погребняк, А. С. Клепиков и др. // Стандарты и качество -Томск, ТПУ, 2002, № 4. -С. 61−63.
  5. В.В. Всеобщее управление качеством: Учебник.-СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1996.-454 с.
  6. В.В. Управление качеством: Учебн. для вузов.-2-е изд., доп. и перераб.-М.: Экономика, 1998.-639 с.
  7. Н.Д. Ильенкова, B.C. Мхиторян и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-199 с.
  8. ., Шленов Ю., Крянев 10., Азаров В., Капырин В. С чего начинается качество // Высшее образование в России.- 2000.-№ 1.-С. 40−46.
  9. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д. В. Валового,-М.:ИНФРА-М, 1997.- 256 с.
  10. М.Пахомов Г. Д. Сертификация продукции и систем качества: Учебное пособие для студентов специальностей 72 000 и 61 100 всех форм обучения.- Красноярск: СибГТУ, 1999.- 160 с.
  11. JI. Качество ради будущего // Стандарты и качество,-1998.-№ 2 С. 36−41.
  12. С.М., Левшина В. В., Ковалев А. Г. Квалиметрия, управление качеством, сертификация (для химико-лесного комплекса) ч. 1,2 / Под ред. Летуновского: Учебное пособие для специальности 72 000 всех форм обучения. Красноярск: СибГТУ, 1999.- 252 с.
  13. В.А. Система статистического управления процессами. Система Шухарта.// Методы менеджмента качества, — 1999.- № 5−7.
  14. Ю.П., Конарева Л. А. Качество, качество и еще раз качество // Стандарты и качество.-1992.-№ 4. С. 50−54.
  15. ИСО 8402:1994 Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.
  16. Всеобщий менеджмент качества стратегия XXI века. В сб. «TQM-XXI. Проблемы, опыт, перспективы», вып. З-М.: ИздАТ, 1998.
  17. И.Г., Меннес М. А. Оценивание качества образования с помощью некоторого диагностического инструмента /Система качества вобразовании: Сборник переводов с английского языка. Выпуск 1. Ч II / Под общей ред. Ю. П. Адлера. М.: МИСиС. 2000.-144 с.
  18. М.В. Место социальных факторов в концепции TQM // Стандарты и качество.- 2002.-№ 5.- С.65−67.
  19. А.И., Панасюк В. И. Понятийный аппарат качества в образовании. //Профессиональное образование.- 1999.-№ 10.-С. 14−15.
  20. Международный стандарт серии ИСО 9001: 1994.
  21. В.А. Сравнение стандартов ИСО 9001:1994 и ИСО 9001:2000.
  22. В сб. «TQM-XXI. Проблемы, опыт перспективы», вып.4./ Под ред. В. А. Качалова, B.JI. Рождественского.- М.: Издат, 2000.
  23. Ник Г. Пространство доктора Деминга. Кн. 1. Пер. с англ.
  24. Международный стандарт ИСО 9000:2000.
  25. В.В. Российский бизнес: перейти в новую фазу развития или.// Методы менеджмента качества.-2002.- № 11.-С. 50−54.
  26. Г. Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологиии: Учебник для вузов.-2-e изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1999.711 с.
  27. И.И. Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 года.// Методы менеджмента качества.-2000.- № 1.-С. 4−8.
  28. Ю.П. Восемь принципов, которые меняют мир// Стандарты и качество.- 2001.-№ 5/6.- с.49−61.
  29. К. Некоторые аспекты внедрения систем качества в промышленности. // Стандарты и качество.- 1998.- № З.-С. 58−64.
  30. Ильин И. А. Спасение в качестве//Стандарты и качество.-1996.-№ 10.- С. 1415.
  31. В.Я. Территориальный подход в управлении качеством // Стандарты и качество.- 2001.- № 5−6.-С. 88−91.
  32. Е.В., Рыбалкина C.B. Госстандарт России и его роль в развитии системного подхода к управлению качеством.//Методы менеджмента качества.-2000.-№ 9.-С. 4−7.
  33. A.B., Сурсяков В. Н., Шариков В. М. От КС УКП к системе качества по ГОСТ Р ИСО серии 9000 // Стандарты и качество.- 2000, — № 6.-с. 51−53.
  34. В.А. Может ли концепция всеобщего качества (TQM) стать национальной волевой идеей России ?// Методы менеджмента качества. — 2000.-№ 1. -С.8−17.
  35. И.И. За какими системами качества будущее? // Методы менеджмента качества.-2000, июль. С. 8−14.
  36. Л. Освоение новой версии MC ИСО серии 9000: что и как необходимо делать // Стандарты и качество. — 2002. № 1. — С.8−9.
  37. Документы ИСО/ ТК 176. MC ИСО 9001:2000 Процедуры внедрения системы менеджмента качества в организации / Перевод О. В. Пучкова // Методы менеджмента качества.- 2002.-№ 10.-С. 27−28.
  38. А. Л. Российский трудовой коллектив и эффективность производства// Стандарты и качество. — 2000. № 1.- С. 54−57.
  39. Е.Б., Балабан В. А., Кравченко И. Ф. Проблемы формирования целей вузовской системы качества // Стандарты и качество.- 2002.-№ 4.-С. 38−40.
  40. ИСО 9004:94. 1993 Общее руководство качеством и элементы системы качества. Ч. 4.
  41. М.З. Стандарты серии 9000 версии 2000 года: новые шаги в практике менеджмента качества // Стандарты и качество.-2000.-№ 12. -С. 56−60.
  42. Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года: пути неформального внедрения. Совместное заседание секций НТС Госстандарта России и ВНИИСа // Сертификация. 2002. — № 1 — С.6−7.
  43. MC ИСО серии 9000:2000 как методология обеспечения качества медицинской помощи. / Н. В. Михайлова, Ю. М. Комарова, Л. А. Федорова и др. // Методы менеджмента качества. 2001. — № 3. — С.11−17.
  44. МС ИСО серии 9000:2000 как методология обеспечения качества медицинской помощи / Н. В. Михайлова, Ю. М. Комарова, Л. Л. Федорова и др. // Методы менеджмента качества. 2001. — № 4. — С.9−12.
  45. Л. На что должна быть нацелена стратегия введения в действие МС ИСО серии 9000:2000? // Стандарты и качество. 2002. — № 2. — С.7.
  46. Н.П. ИСО серии 9000: практическое пособие по внедрению системы качества // Методы менеджмента качества. 2001. — № 9. — С.913.
  47. Юхани Анттила Интеграция управления качеством с новаторской структурой управления бизнесом. На базе опыта компании Сонера Лтд // Стандарты и качество. 1999. — № 7. — С.58.
  48. В.П. Руководство по качеству: назначение и содержание // Методы менеджмента качества. 2002. — № 10. — С.29−32.
  49. А. Использование СЛЬБ-технологий при создании систем качества по МС ИСО серии 9000//Стандарты и качество.-2002.-№ 5.- С.32−35.
  50. Л. Координация работ по сертификации систем качества в России. // Сертификация.-2000.-№ 4.- С. 13−14.
  51. Л.И., Леонов А. Е., Стародубцева О. А. Основы планирования: Учебное пособие/ Под ред. Л. И. Гнездиловой, — Новосибирск: Издательство НГТУ, 2000.-150 с.
  52. Дж., Роберте К. Менеджмент ресурсов Снятие завесы таинственности с МС ИСО 9001:2000 // Стандарты и качество.- 2002.-№ 5.-С. 78−82.
  53. Р.Л. Планирование будущего корпорации / Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1985.-326 с.
  54. Всеобщее управление качеством. Учебник для вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин: Под ред. О. П. Глудкина.-М.: Горячая линия Телеком, 2001.- 600 с.
  55. В. Экономико-математическая модель развития корпорации // Рос. экон. журн.-1997.-№ 10.-С.82−98
  56. Ш. Стратегия и политика предприятия // Проблемы теории и практики управления.-М., 1995.- № 5.-С. 92−93.
  57. Ф. Маркетинг, менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль.-СПб:Интер, 1999.
  58. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций-М., Новосибирск: Инфра-М- Сибирское соглашение, 2000.
  59. Ламбер Жак-Жак. Стратегический маркетинг.-СПб: Наука, 1996.-589 с.
  60. Менеджмент качества и сертификация: Учебное пособие / Ю. П. Адлер и др. М.: ЦС Металлсертификат, МИСиС, — 2001.
  61. A.M. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений.// Стандарты и мониторинг в образовании.-1999.-№ 3.-С.47−50.
  62. Nieves Segovia Bonet. Quality and Innovation in Education. //43rd European Quality Congress. Proceeding Book. Madrid, 9−11 June, 1999. Forum CALIDAD.
  63. Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию. Качество высшего образования. // Альмаматер.- 1999.-№ 1.-С. 30−37.
  64. М.Г. Проблемы качества образования в условиях реформы высшей школы. // Стандарты и качество.-2002.-№ 4.- С. 20−21.
  65. А.И., Селезнева В. А. Качество образования как синтезатор проблем развития образования в России: мониторинг, квалиметрия, доктрина./Качество образования: концепции, проблемы. Материалы 111
  66. Международной наусно-методичеекой конференции- Под общ. ред. A.C. Вострикова.- Новосибирск.: Издательство НГТУ, 2000.-380 с.
  67. И.М. Качество- ядро образовательного процесса. // Стандарты и качество.-2002.-№ 4.- С.22−24.
  68. В.П., Хроменков H.A., Рябушкин Б. С. Экономика образования: Учебное пособие.- М.: Российское педагогическое общество, 1998.-306 с.
  69. М.П., Кейман И. С., Севрук А. И. Управление качеством в образовательном учреждении. // Стандарты и мониторинг в образовании.-1999.-№ 1.- С.35−38.
  70. Ю.П., А вуз и ныне там .// Стандарты и качество.- 2002.-№ 4.-С. 66−68.
  71. В.Е., Овсянников A.A. Системная модель организационно-экономической реформы образования в России.-М.: «Исносервис», 1997.
  72. H.H., Протасьев В. Б., Шильдин В. В. Принцип построения систем качества в образовательных процессах. // Стандарты и качество.- 2002.-№ 4.-С. 41−42.
  73. В.А. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджера по качеству. Ч. 1. // Стандарты и качество.-2000.-№ 5. С. 82−85.
  74. В.А. Стандарты ИСО 9000 и проблемы управления качеством в вузах (записки менеджера качества).-М.:ИздАТ, 2001.-128 с.
  75. А.И. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга.// Стандарты и качество.-2000.-№ 2.- С. 62−66.
  76. В.А. Сертификация системы менеджмента качества как основа для перехода к TQM. // Стандарты и качество.- 2000.- № 8.- С.46−53.
  77. Е.Б. Создание системы менеджмента качества в вузе // Методы менеджмента качества.-2002.-№ 12.-С.12−16.
  78. Н.Д., Макаркин Н. П., Салимова Т. Л. Мониторинг качества образования // Стандарты и качество. 2000.- № 5.- С. 85−86.
  79. Т.А., Ахметова Н. Ш. Самооценка как инструмент управления качеством в вузе // Стандарты и качество.- 2002.-№ 4.-С. 49−51.
  80. В.А. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджера по качеству. Ч. 7. Вузы России и современные методы менеджмента качества: простое признание или активное внедрение. // Стандарты и качество.- 2000.-№ 12.- С.82−87.
  81. Ю.П. Мотивация в системах качества // Стандарты и качество.-1999.-№ 5.- С.78−84.
  82. С.А., Микава Ж. М. Об управлении устройствами для мониторинга и измерений // Методы менеджмента качества.-2002.-№ 10.-С. 33−37.
  83. В.И., Дворук Т. Ю. Самооценка метод совершенствования системы менеджмента качества. // Сертификация. — 2002. — № 1 — С.20−22.
  84. Альперин Л. Самооценка организаций инструмент их саморазвития // Стандарты и качество.- 2000.-№ 1.-С. 58−61.
  85. Документы ИСО/ ТК 176 Стандарты и улучшения, перевод И. Ю. Цыганова // Методы менеджмента качества.-2002.-№ 12.- С. 21.
  86. Нив Г. Р. Перестаньте зависеть от массовых проверок // Методы менеджмента качества.-2002.-№ 11 .-С. 14−16.
  87. Изменения в содержании оценке качества образования и образовательных технологий / Ю. Громыко, В. Давыдов, В. Зинченко и др. // Альмаматр -1998.-№ 3.-С.17−21.
  88. В.А. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджера по качеству. Ч. 6. Возможности применения стандартов ИСО серии 9000 для квалиметрического мониторинга вузов. // Стандарты и качество.- 2000, — № 11 .-С. 82−91.
  89. В.Н., Кадамцева Г. Г. Концептуальный проект системы управления качеством в вузе // Качество. Инновации. Образование. -2002.- № 2.- С. 33−43.
  90. Westerheijden D. F. Systems of quality assessment in European higher education: papei piesented to the 4-th EAIE Conference, Berlin, 5— 7 Novembei. 1992.
  91. E.B., Меркулова О. П. Обеспечение качества образовательного процесса. Научно-методические материалы. Волгоград: Перемена. 2000.28 с.
  92. Dinya L. Transformation processes in higher education: more market, less government // Tertiary Education and Management. Vol. 3. No. 2. 1997. P. 113—118.
  93. В.И. Квалиметрия уровней обученности. // Стандарты и качество.- 1999.-№ 1.- С. 80−82.
  94. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка.- М.: Новая школа, 1997.- 144 с.
  95. Г. В. Качество образования как системообразующий фактор региональной общеобразовательной политики. // Стандарты и мониторинг в образовании.- 1999.-№ 1.- С.28−34.
  96. В.А. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджера по качеству. Ч. 5. О взаимосвязи деятельности по управлению качеством в вузах и стандартов ИСО серии 9000. // Стандарты и качество.-2000.-№ 10.-С. 96−100.
  97. Р.Г. Процесс самооценки: сокр. перевод с английского О. Бухиной.- М.: Московский общественный фонд- ООО издат. центр научн. и учебн. программ, 1999.
  98. В.А. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджера по качеству. Ч. 4. Заметки о подходах к проектированию систем управления качеством в вузах. // Стандарты и качество.-2000.-№ 9-С.84−88.
  99. В.П. Опыт внедрения международного стандарта качества ISO. // Профессиональное образование.- 2000.-№ 1.- С. 24−26.
  100. Н.Ф., Некрасов С. Д. Контроль качества образования: понятие //Стандарты и качество в образовании.- 1999.-№ 1.-С. 29−31
  101. Е.В. Теоретические основы управления качеством образования в высшей школе.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999.- 165 с.
  102. А.И. Оценка качества высшего образования. Рекомендации по внешней оценке качества в вузах.- М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.-180 с.
  103. О.В., Берестнева О. Г. Системный подход к оценке качества образования. // Стандарты и качество.-2002.-№ 4.- С. 35−36.
  104. В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт).-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996.
  105. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г. Принят Государственной Думой 19 июля 1996 г. Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 г.
  106. В.А., Мотова Г. Н., Наводнов В. Г. О системе аккредитации образовательных учреждений в Российской Федерации // Контроль качества и оценка в образовании: Материалы междунар. конф. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. С. 75.
  107. El-Khawas Е., Thah Т. Internal review to Assure quality: comparative perspectives on evolving practice // Tertiary Education and Management. Vol. 4. No. 2. 1998. P. 95—101.
  108. Gordon G. Approaches to effective internal processes to quality management: an initial analysis // Tertiary Education and Management. Vol. 4. No. 4. 1998. P. 295−301.
  109. Harvey L. Quality is not free! Quality monitoring alone will not improve quality// Tertiary Education and Management. Vol. 3. No. 2. 1997. P. 133— 143.
  110. Kristensen В., Plannthin M. Quality Assessment at a multinational level // Tertiary Education and Management. Vol. 4. No. 2. 1998. P. 103—113.
  111. Wahlen S. Is there a Scandinavian model of evaluation of higher elducation? // Higher Education Management, November 1998, Vol. 10. No. 3. P. 27−42.
  112. Стимул и инструмент повышения качества деятельности вузов./ В. Соловьев, А. Кочетов, А. Шестаков и др. // Стандарты и качество.-2002.-№ 4.-С. 52−56.
  113. МИСиС: повышение качества подготовки специалистов. / Ю. Адлер, А. Кочетов, К. Косырев и др. // Стандарты и качество.- 2000.-№ 2.-С. 68−74.
  114. С.А. Внутривузовская система управления качеством./ Качество образования: концепции, проблемы. Материалы 111 Международной научно-методической конференции. Под общ. ред. A.C. Вострикова.- Новосибирск: Издательство НГТУ, 2000.- 380 с.
  115. Е. Прогноз (о перспективах развития образования в России) // Высшее образование в России.-2000.-№ 4.- С. 17−30.
  116. JI.H. Роль субъективного фактора при разработке систем качества в вузе. / Качество профессионального образования: обеспечение, контроль и управление. Материалы всероссийской научно-практической конференции.- Оренбург, ОГУ, 2003.-662 с.
  117. Э.С., Савина Е. М. Разработка модели системы качества вуза // Стандарты и качество.- 2002.-№ 4.-С. 46−47.
  118. А., Никитина II. Новосибирский государственный технический университет: путь к созданию системы качества. // Стандарты и качество.- 2002.-№ 4.-С. 57−60.
  119. Г. В. Некоторые подходы к построению систем качества по MC ИСО серии 9000: 2000 // Стандарты и качество.- 2002.-№ 4.-С. 43−45.
  120. Г. В., Червяков Л. М., Олейник A.B. Методология учета требований заказчиков и мнений заинтересованных лиц при построении системы качества вуза // Качество Инновации Образование.- 2002.-№ 2.-С. 43−48.
  121. В.В. Системное представление качества образования // Стандарты и качество.- 2002.-N" 4.-С. 30−34.
  122. Шафранов-Куцев Г. Ф., Деревнина АЛО. Качество образования в стратегии управления классическим университетом // Университетское управление: практика и анализ.-2002.-№ 2.-С.28−33.
  123. Ю.П., Бословяк Л. И., Смирнов В. А., Шишкин В. Г. Опыт внедрения современной системы качества на АО «Автоагрегат». Первые итоги. // Стандарты и качество.- 1998.-№ 10.-С. 67−70.
  124. Г. Н., Полоцкий Ю. И. Использование процессного подхода в системе менеджмента качества // Методы менеджмента качества. — 2001. -№ 9. С.14−17.
  125. Менеджмент системы качества: Учебное пособие / М. Г. Круглов,
  126. С.К. Сергеев, В. А. Такташов и др.- М.: ИПК издательство стандартов.-1997.-368 с.
  127. В.В. Система менеджмента качества методика внедрения и подготовки к сертификации // Сертификация. 2002. — № 1 — С.8−11.
  128. К.В. Процессный подход в ИСО 9000 версии 2000 года. // Сертификация.-2000.-№ 4, — С. 13−14.
  129. А.Л. Управление изменениями // Методы менеджмента качества.-2002.- № 10.-С. 52−55.
  130. М.З., Мацута В. Д., Рахлин K.M. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО.- СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999.
  131. А.Г., Серенков П. С. Описание процессов в рамках систем менеджмента качества на основе функционального моделирования IDEFO//www.http://IS09000.ok.ru
  132. Д.Т. Инструменты качества. Часть 1: Использование диаграмм (блок-схем) потоков // Методы менеджмента качества.-1999.-№ 11,-С. 23−28.
  133. М.З. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества в организации//Стандарты и качество.-2002.- № 3.- С. 74−77.
  134. Румшиский JI.3. Математическая обработка результатов экспериментов.-М.: Наука, 1971.-192 с.
  135. И.Ф. Основы метрологии, стандартизации и контроля качества: Учеб. Пособие.-М.: Изд-во стандартов, 1987.-320 с.
  136. B.C. К производственному обучению статистическим методам управления качеством // Стандарты и качество.-1994.-№ 5.- С.55−59
  137. A.A., Филиппов Ю. Д. Стандартизация статистических методов управления качеством.-М.: Изд-во стандартов, 1989.-120 с.
  138. Статистические методы повышения качества: Пер., Ю. П. Адлера и Л. А. Канаревой / Под ред. Хитоси Кумэ//Стандарты и качество.- 1992.-№ 7.- С.69−70
  139. Статистические методы повышения качества: Пер. Ю. П. Адлера и Л. А. Канаревой / Под ред. Хитоси Кумэ//Стандарты и качество.- 1992.-№ 10.- С.71−72
  140. Гартнер Р Преодоление парадокса процессов // Стандарты и качество.-2001.-№ 1.-С. 82−87.
  141. В.И., Чернышев A.A., Мидуков В. З. Менеджмент качества образования в высшем учебном заведении: Учебное пособие. -Томск: STT, 2001.-40 с.
  142. В.Я., Ушаков M.А. АСМС: звено в цепи непрерывного образования кадров в области качества // Стандарты и качество.- 2001.-№ 10.-С. 34−38.
  143. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. кол.: В. И. Бородулин, А. П. Горкин, А. А. Гусев, Н. М. Ланде и др.-М.: Большая российская энциклопедия, 1999.-912 с.
  144. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. -М.:НМЦ СПО, 1999.-538 с.
  145. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000. Руководство по подготовке и последующей сертификации / EcKreir/-Kissing: Forum-verl. Herkert.- Losebl-Ausg.- 416 c.1. СПРАВКА
Заполнить форму текущей работой