Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Менеджмент и его использование в управленческой деятельности органов внутренних дел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К решению проблемы повышения эффективности управления ОВД, начиная с 70-х годов, подходили, опираясь, в основном, на передовую отечественную практику управления ОВД. Использовали при этом и зарубежный опыт, но связанный исключительно с деятельностью зарубежных полиций. Идея данного исследования состоит в изучении, главным образом, зарубежного менеджмента, разработанного, в основном, применительно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Менеджмент как особая форма знаний об управлении и его использование в управленческой деятельности органов внутренних дел
    • 1. 1. Менеджмент, его особенности, соотношение с теорией социального управления и основные положения
    • 1. 2. Проблемы управления органами внутренних дел в условиях формирования гражданского общества и развития рыночных отношений и возможности их решения на основе использования положений менеджмента
  • Глава II. Основные направления совершенствования управления органами внутренних дел на основе адаптации идей менеджмента
    • 2. 1. Расширение спектра трудовой мотивации работников органов внутренних дел
    • 2. 2. Организационная культура органов внутренних дел и способы повышения ее зрелости
    • 2. 3. Миссия российской милиции и ее структурно — территориальных образований
    • 2. 4. Формирование эффективного стиля лидерского поведения руководителей органов внутренних дел. Личная миссия руководителя

Менеджмент и его использование в управленческой деятельности органов внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью решения органами внутренних дел (ОВД) новых и вместе с тем достаточно сложных задач, возникших в процессе глубоких преобразований, происходящих в обществе, государстве, экономике. В процессе этих преобразований, направленных на создание гражданского общества, формирование правового и социально ориентированного государства, развитие рыночных отношений и т. д., ОВД должны быть реформированы таким образом, чтобы из инструмента, используемого государством исключительно в своих интересах, превратиться в систему, обслуживающую население, действующую, прежде всего, в интересах общества, а затем уже и государства. Такая глубокая трансформация ОВД, естественно, не может быть осуществлена быстро в силу двух причин: во-первых, из-за отсутствия отечественного опыта использования ОВД в таком качестве и, во-вторых, из-за значительного ослабления профессионального ядра ОВД в результате массового ухода из них профессионалов в начале 90-х годов в коммерческие структуры и иные правоохранительные органы.

К этому надо еще добавить, что реформирование ОВД приходится осуществлять в условиях резко обострившейся криминогенной обстановки в силу существенного снижения жизненного уровня населения, расслоения общества, безработицы, массовой миграции, обусловленного этими и другими причинами роста криминальных сообществ и повышения уровня их технической оснащенности и агрессивности. Таким образом, значительные силы ОВД приходится направлять, прежде всего, на решение традиционных задач, а не тех, которые поставлены на повестку дня проблемами реформирования общества, государства, экономики.

Решение новых задач, связанных с реформированием ОВД, и старых, традиционных, направленных на борьбу с преступностью, обеспечение общественного порядка и безопасности и т. д., во многом определяется состоянием управления: структурой ОВД, распределением полномочий между центром и низовыми звеньями, используемыми формами и методами, стилем и т. д. Существующая в настоящее время система управления ОВД сложилась, в основном, в 60−80-е годы в эпоху централизации и использования преимущественно командно-административных методов управления. Вследствие этого возникла серьезная проблема по поводу приведения системы управления ОВД в соответствие с новыми социально-политическими и экономическими условиями, повышения эффективности управленческой деятельности. Для руководства МВД России — это одно из приоритетных направлений деятельности. Об этом можно судить, в частности, по содержанию приказов, изданных МВД РФ в 1993;1999 гг., где указывалось на необходимость улучшения планирования, совершенствование организации работы, повышение роли руководителей и т. д.1.

Вместе с тем анализ результатов управленческой деятельности в ГУВД Москвы и ГУВД Московской области, ГОРОВД этой же области, осуществленный в ходе комплексных инспекторских проверок в 2000;2003 гг., показывает, что и в последние годы вопросы совершенствования управления ОВД по различным причинам «зачастую отходят на второй план». Подтверждение этого факта в частности нашло отражение в Директиве министра внутренних дел РФ № 1 от 27 февраля 2003 г., где указывается, что одной из причин имеющихся недостатков оперативно-служебной деятельности является недо.

1 Приказы МВД РФ: № 420−93г. «О мерах по совершенствованию эффективности управленческой деятельности в ОВД" — № 433−95г. «О мерах по повышению эффективности управленческой деятельности в ОВД" — № 180−96г. «О мерах по совершенствованию организации работы министерств внутренних дел, главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов РФ" — № 994−99г. «Об упорядочении отдельных направлений управленческой деятельности в системе МВД России». В настоящее время данные приказы отменены. оценка со стороны руководителей работы с кадрами. Вопросы формирования профессионального корпуса, укрепления законности, дисциплины и воспитания личного состава не выделены в число приоритетных».1.

О связи недостатков в оперативно-служебной деятельности ОВД с низким качеством управления ими отмечается и во многих других документах, изданных МВД РФ, ГУВД Москвы и ГУВД Московской области.2.

К решению проблемы повышения эффективности управления ОВД, начиная с 70-х годов, подходили, опираясь, в основном, на передовую отечественную практику управления ОВД. Использовали при этом и зарубежный опыт, но связанный исключительно с деятельностью зарубежных полиций. Идея данного исследования состоит в изучении, главным образом, зарубежного менеджмента, разработанного, в основном, применительно к промышленным предприятиям, с тем, чтобы какие-то его положения, теории, подходы и т. д. попытаться адаптировать к управленческой деятельности ОВД Российской Федерации. Как представляется, такой подход к исследованию имеет благоприятную перспективу, ибо в менеджменте большое внимание уделяется человеческому фактору в условиях реализации демократических принципов и соблюдению гарантированных конституцией прав и свобод граждан, что актуально сейчас для системы государственного управления в нашей стране.

1 Директива Министра внутренних дел РФ № 1 от 27.02.2003 г. «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России в 2002 году и задачах на 2003 год».

2 Решение Коллегии МВД России № 1/км от 19.01.2001 г.- Решение Коллегии ГУВД Московской области от 24.04.2002 г. «О мерах по повышению управленческой деятельности в органах внутренних дел области." — Приказ МВД РФ № 1150 от 23.11.2002 г. «О введении в действие систем оценки деятельности органов внутренних дел, отдельных подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования" — Приказ МВД РФ № 15 от 09.01.2003 г. «Об организации планирования в системе МВД России».

Степень разработанности темы исследования. Данная тема исследована недостаточно, хотя в связи с поиском новых подходов к совершенствованию управления интерес к разработкам менеджмента заметно возрос. Большое внимание при этом было уделено феномену организационной культуры. П. В. Романов проанализировал отношения, возникающие в контексте производства управления и организационной культуры1, B.JI. Доблаев исследовал понятия культуры и субкультуры организации с позиции их взаимосвязи с социальной структурой организации и общества в целом, а также — понял тия сильной и слабой культуры организации.

Значительный интерес к проблеме формирования организационных культур и их влияния на конечные результаты деятельности организаций вызвало создание совместных предприятий, что послужило предпосылкой проведения научных исследований А. Пригожиным, 3 А. Наумовым, 4 X. Ватана-бэ5 и др. Отдельным вопросам, связанным с различными элементами организационных культур, посвящены исследования С.В. Щербины6 и А.А. и К.А. Радугиных7.

Ведомственными учеными, специализирующимися в изучении проблем управления в ОВД, были проведены исследования, в которых обосновывалась необходимость и возможность адаптации некоторых идей менедж.

1 Романов П. В. Патернализм на предприятиях России. — Самара: СамГПУ, 1994. л.

Доблаев B.JI. Теория организаций. — М., 1995.

3 Пригожин А. Проблема синергии организационных культур в русско-американских совместных предприятиях // Менеджмент, 1995. № 1. С.60−77.

4 Наумов А. Хофштидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом) // Менеджмент. 1996. № 3. С.70−103.

Ватанабэ X. Изучение управленческих отношений в японских компаниях в России // Менеджмент. 1996. № 2. С.46−58.

6 Щербина С. В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Социол. исслед. 1996. № 7. С.47−55.

7 Радугин А. А., Радугин К. А.

Введение

в менеджмент: социология организаций. Воронеж, 1995. мента в управлении ОВД. Так, С. Г. Минасов в 2001 г. в диссертации на тему: «Формирование стратегий органов внутренних дел: теоретический и организационный аспекты» пришел к выводу о необходимости разработки миссии МВД России при обосновании и реализации стратегии ОВД и предпринял попытку исследовать ее содержание.

Другим автором JI.O. Максимовой в 2003 г. в ее диссертации «Целепо-лагание в управлении органами внутренних дел (теоретический и организационно-правовой аспекты)» была обоснована необходимость включения в процесс целеполагания видения и миссии как важных этапов, предваряющих другие его этапы, и дана содержательная характеристика этих понятий применительно к практической деятельности ОВД. Кроме того, в этой же работе была предпринята попытка сформулировать примерный образец миссии ОВД России и обоснована целесообразность разработки своих миссий ОВД субъектов РФ и ГОРОВД.

Еще одно исследование было проведено в 2003 г. И. И. Галунским и посвящено изучению организационной культуры ОВД, ее особенностей и целенаправленному формированию ее содержания, отвечающего современным требованиям.

Однако указанные исследования не имели своей целью обоснование возможности применения в управлении ОВД многих других положений менеджмента, в связи с чем продолжает существовать потребность в проведении специальных исследований, где была бы доказана не только необходимость применения идей, теоретических разработок менеджмента в управленческой деятельности ОВД, но и возможность таких инноваций.

В связи со сказанным были выбраны объект и предмет исследования, определены его цели и задачи.

Объектом исследования является управленческая деятельность, а предметом — организационно-правовые аспекты этой деятельности в ОВД, рассматриваемые с позиций их совершенствования на основе использования некоторых положений менеджмента, касающихся мотивации труда, организационной культуры, миссии организаций и эффективного стиля лидерского поведения.

В качестве гипотезы исследования высказано предположение, что некоторые идеи и положения менеджмента, несмотря на то, что они разработаны применительно к экономическим системам, могут быть применены в управленческой деятельности ОВД и способствовать повышению ее эффективности. Конкретно речь идет о применении положений менеджмента, касающихся мотиваций труда, организационной культуры, миссии организаций и эффективного стиля лидерского поведения.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа зарубежного менеджмента в очерченных предметом исследования рамках выявить такие положения, подходы, методы, которые можно было бы использовать в управленческой деятельности российских органов внутренних дел непосредственно или после соответствующей адаптации, что позволит повысить ее эффективность, а в конечном счете — и эффективность их оперативно-служебной деятельности.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

— обосновать принципиальную возможность применения идей, положений менеджмента в сфере управления ОВД прямо или после соответствующей адаптации;

— обосновать необходимость использования более широкого спектра средств мотивации работников ОВД и возможность повышения эффективности традиционных форм и методов их стимулирования;

— дать обобщенное определение организационной культуры ОВД и вскрыть ее особенности;

— обосновать целесообразность введения понятия «зрелая организационная культура», дать его определение и доказать наличие положительной корреляционной связи между состоянием организационной культуры и результатами оперативно-служебной деятельности ОВД;

— аргументировать необходимость обнародования ОВД своих миссий и разработать в качестве примерного образца миссию российской милиции и миссию одного из структурных подразделений ГУВД Московской области;

— разработать методические рекомендации по формулированию миссий ОВД;

— обосновать необходимость более широкого использования фактора лидерства в управленческой деятельности ОВД в условиях развития демократии и рыночных отношений, определить в связи с этим понятие эффективного стиля лидерского поведения и дать его содержательную характеристику;

— доказать целесообразность принятия новых нормативно-правовых актов, расширяющих правовое поле организации деятельности ОВД: «О миссии ОВД», «Об организационной культуре ОВД», а также необходимость внесения добавлений в существующие нормативно-правовые акты, регламентирующие характер и порядок оценки ОВД в части, касающейся воспитания, профессиональной подготовки работников, их психологического обеспечения и т. д.

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили: диалектический материализм, системный подход, анализ управленческой практики, социологические методы опроса (анкетирование и интервьюирование), тестирование.

Основой для теоретических выводов явились работы отечественных и зарубежных исследователей по менеджменту. В их числе работы: Р. Акоффа, А. Альберта, О. С. Виханского, У.Дж. Дункана, В. И. Кнорринга, Ф. Котлера, Ю. Д. Красовского, P.JI. Кричевского, И. Д. Ладанова, Д. К. Лафты, М. Мескона, Л. Наумова, Т. Питерса, А. Л. Радугина, К. Л. Радугина, Т.О. Соломани-диной, Р. Уотермена, Ф. Хедоури, С. В. Шекшни, J1. Якокки и др.1.

В процессе исследования использовались также труды специалистов в области управления правоохранительными органами: Д. Н. Безрядина, В. З. Веселого, И. Н. Зубова, Г. Г. Зуйкова, Н. Н. Иванова, А. П. Ипакяна, JI. Mi: Ко-лодкина, А. Ф. Майдыкова, В. Д. Малкова, А. Н. Роши, Г. А. Туманова, Н. Д. Шелякина, Е. Ф. Яськова и др.2.

1 Акофф Р. Акофф о менеджменте / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2002; Вихан-ский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. — М.: Гардарика, 1996; Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Пер с англ. — М.: Дело, 1996; Кнорринг В. И. Искусство управления: Учебник. — М.: Изд-во БЕК, 1997; Котлер Ф. Основы менеджмента. — М.: Прогресс, 1998; Ладанов И. Д. Практический менеджмент: Пособие для руководителей, менеджеров и предпринимателей [в 3-х частях]. — М.: «Ника», 1992; Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1999; Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992; Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. — М.: Прогресс, 1986; Соломанидина Т. О. Организационная культура компании. — М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003; Якокка Л., Новак У. Карьера менеджера / Пер. с англ. 2-е изд. — Мн.: «Попурри», 2002 и др.

2 Основы управления органами внутренних дел: Пособие / Под ред. Д. Н. Безрядина. — М.: Академия управления МВД России, 2001; Веселый В. З. Формирование теории управления в сфере правоохранительной деятельности. -М.: Академия МВД СССР, 1988; Зубов И. Н. О перспективах дальнейшего развития системы МВД России (к Доктрине общественной безопасности Российской Федерации) / Вопросы совершенствования работы подразделений милиции общественной безопасности. — М.: Сборник ГУООП МВД России. ВНИИ МВД России, 1996; Зуйков Г. Г., Черненко Г. И., Яськов Е. Ф. Научная организация труда в органах внутренних дел. — М.: Академия МВД СССР, 1981; Иванов Н. Н. Организация процессов управления в МВД, УВД. — М.: Академия МВД СССР, 1987; Иванов Н. Н., Шелякин Н. Д. Организация контроля в органах внутренних дел: Учебное пособие. — М., 1999; Колодкин Л. М. Успех служебной деятельности руководителя органа внутренних дел. -М.: Академия МВД СССР, 1992; Майдыков А. Ф. Содержание работы начальника городского (районного) органа внутренних дел: Учебное пособие. -М.: Академия МВД СССР, 1980; Малков В. Д., Веселый В. З. Теория социаль.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в уточнение ряда понятий, таких как «организационная культура», «миссия», «эффективный руководитель», исходя из специфики деятельности ОВД.

Введены в научный оборот новые понятия: «зрелая организационная культура» и «личная миссия» руководителя и дано их определение.

Впервые применительно к практике ОВД доказано с помощью корреляционного анализа наличие положительной связи между уровнем организационной культуры ОВД и результатами их деятельности.

Обоснована необходимость формирования в условиях развития демократии и рыночных отношений эффективного стиля лидерского поведения и предложена модель эффективного руководителя ОВД.

Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Некоторые теоретико-прикладные разработки менеджмента, связанные с мотивацией работников, формированием организационной культуры, разработкой миссий организаций и др., несмотря на то, что они ориентированы на использование в экономической сфере, могут быть применены в управленческой деятельности ОВД в целях повышения ее эффективности.

2. Мотивация работников ОВД может быть существенно усилена за счет расширения спектра мотиваторов и использования наряду с традиционными новых для ОВД: усвоения ценностей зрелой организационной культурыформулирования миссии ОВД и их руководителей, участия в управлении, планирования карьеры и др. ного управления. Предмет, система и задачи курса «Управление органами внутренних дел». — М.: Академия МВД СССР, 1987; Роша А. Н.

Введение

в теорию организации управления. — М.: Академия МВДРФ, 1992; Туманов Г. А. Человеческий фактор в государственном управлении. — СГиП, 1986. № 10- Яськов Е. Ф. Теория и практика социального управления: словарь-справочник. — М.: Академия управления МВД России, 1997.

3. Обобщенное определение организационной культуры ОВД в авторской редакции как специфической культуры, возникшей в процессе достаточно длительного исторического развития организаций, созданных государством для борьбы с преступностью и охраны общественного порядками включающей в себя большое количество юридических норм, а также нравственных ценностей, убеждений, различного рода ритуалов и т. д., благодаря которым работники ОВД интегрируются в коллектив и которые во многом определяют его поведение по отношению к внешнему окружению.

4. Содержательная характеристика современной организационной культуры ОВД, включающая в себя наряду с традиционными элементами негативного характера, сформировавшимися еще в советское время («иерархичность структур с длинной дистанцией власти», «корпоративная замкнутость», «значительная формализация деятельности», «ориентация на результат, а не на процесс», «сосредоточенность на криминальном аспекте, а не на обслуживании населения» и др.) и относительно новые элементы позитивного характера («социальная ответственность», «повышенное внимание детям и молодежи», «установление преемственности с учреждениями полиции, функционировавшими до 1917 г.», «взаимодействие с православной церковью» и др.).

5.

Введение

автором в научный оборот понятия зрелой организационной культуры, которая, во-первых, включает в себя общенациональные культурные ценности и традиции, а также общественные ценности, соответствующие современному этапу социально-политического и экономического развития общества, во-вторых, способствует сплочению коллектива и повышению ответственности его членов за судьбу организации и выполнение стоящих перед ними задач и, в-третьих, создает необходимые предпосылки для положительного восприятия населением поведения членов организации и ее деятельности.

6. Обоснование необходимости обнародования ОВД своих миссий и примерные образцы их для российской милиции и милиции г. Сергиева Посада. Заявления ОВД о своей миссии позволит, с одной стороны, добиться большего доверия у населения, а с другой — лучше понимать работникам этих органов свое общественное предназначение и более добросовестно выполнять свои обязанности.

7. Методические рекомендации по формулированию миссий ОВД.

8. Модель эффективного руководителя ОВД в условиях развития демократии, рыночных отношений и предоставления значительных полномочий для самоорганизации.

9. Примерный образец личной миссии начальника УВД г. Сергиева Посада. Обнародование такой миссии делает не только более убедительными и понятными требования руководителя к своим подчиненным, но и повышает его ответственность за свои действия перед коллективом, населением района, обществом в целом.

10. Предложения по правовому закреплению деятельности, связанной с формулированием организационной культуры и миссий ОВД и оценки их состояния и использования, что позволит облегчить управление ОВД за счет усвоения их работниками общественно признанных базовых ценностей своих подразделений.

10.1. Разработать положения «Об организационной культуре органов внутренних дел и ее формированию» и «О миссии органов внутренних дел (милиции)».

10.2. После принятия МВД РФ соответствующего правового акта «О миссии.» первый абзац ст. З Закона РФ «О милиции» изложить в следующей редакции: «Деятельность милиции строится в соответствии с положениями Миссии российской милиции, а также положениями Миссий ее структурных подразделений, отражающими их общественное предназначение и взятые на себя обязательства по обеспечению безопасности населения от криминальной угрозы и оказанию ему различной помощи в объеме предоставленных ей полномочий».

10.3. Внести изменения в Типовое положение об отделе (отделении, группе) воспитательной работы управления. по кадровой и воспитательной работе ОВД, утвержденного приказом МВД России № 995 от 25 сентября 2000 г. Раздел II «Основные задачи» дополнить пунктом: «Формирование зрелой организационной культуры, соответствующей общенациональным культурным ценностям и традициям, а также современным общественным ценностям, определяемым демократизацией общественной жизни и построением правового государства».

В разделе III «Функции» после п. 14 предусмотреть дополнительно следующий пункт: «Культивирование у сотрудников ценностей, соответствующих зрелой организационной культуре ОВД, что будет способствовать их идентификации со своим подразделением и соответственно — более ответственному отношению к выполнению своих обязанностей».

10.4. Разработать положение «Об оценке состояния организационной культуры органов внутренних дел». Структура данного положения может быть следующей: 1.0сновные положенияII. Критерии оценки организационной культурыШ. Социологический инструментарий для оценки состояния организационной культуры- 1У. Обобщение полученных результатов и их интерпретацияУ. Оценка состояния организационной культуры органов внутренних дел.

Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в возможном использовании полученных результатов в деятельности ОВД. Могут быть использованы рекомендации: по усилению мотивации работников ОВД за счет применения новых мотиваторов и более эффективного использования традиционныхпо формированию зрелой организационной культуры и ее оценкепо разработке миссий для милиции российских городовпо повышению эффективности деятельности руководителей ОВД за счет более полного использования их лидерских возможностей и обнародования личной миссии.

Результаты данного исследования могут быть также использованы в учебном процессе в Академии управления МВД России и других учебных заведениях МВД РФ при изучении теории управления ОВД.

Достоверность полученных результатов обеспечивается использованием большого количества эмпирических данных, характеризующих деятельность ОВД РФ, в т. ч. Московской области, и их обобщением с помощью статистических методоврепрезентативностью социологических опросов, апробацией полученных результатов в практических органах и учебных заведениях.

Эмпирическую базу исследования составили ведомственные нормативные акты, материалы комплексных проверок, проведенных ГУВД Московской области, а также служебная документация ОВД городов: Дмитрова, Королёва, Мытищи и Железнодорожного Московской области, а также Ба-лашихинского и Сергиево-Посадского районов этой же области.

Большой объем информации, необходимой для решения поставленных задач, был получен в результате социологического опроса. Было опрошено 340 руководителей ОВД, преимущественно руководителей низового и среднего звена управления — начальников ГОРОВД и их заместителей, начальников отделов и служб РУВД и УВД (Приложение № 1), а также протестировано 100 работников ГОРОВД (сотрудники милиции рядового, младшего и среднего начальствующего состава) для оценки уровня зрелости организационной культуры (Приложение № 2).

Важным источником информации о деятельности зарубежной полиции явились переводы, содержащиеся в СИФ Академии Управления МВД России, а также сайты в Интернете, благодаря использованию которых удалось получить сведения о миссии полиции в некоторых английских городах и в ряде американских штатов.

Апробация результатов исследования и внедрение. Основные выводы и предложения по исследованной проблематике отражены в трех публикациях, доложены на оперативном совещании в ГУВД Московской области и на заседании кафедры теории и социологии управления Академии управления МВД России, а также используются в учебном процессе при чтении лекций по курсам «Теория управления» и «Теория организаций», о чем составлены соответствующие акты о внедрении.

Выводы по главе II.

Повышение эффективности деятельности ОВД за счет совершенствования управления ими может быть осуществлено путем адаптации следующих положений зарубежного менеджмента.

1. Мотивация сотрудников ОВД может быть существенно повышена не только за счет совершенствования существующей в ОВД системы стимулирования, но и путем расширения спектра трудовой мотивации, повышения содержательности работы, создания благоприятных условий труда, повышения профессионального уровня, формирования зрелой организационной культуры и др.

2. Эффективность деятельности ОВД положительно коррелирует с уровнем их организационной культуры. Анализ структуры организационной культуры ОВД, ее зрелости по различным направлениям позволяет не только вскрыть пробелы в ее состоянии по предложенным 29 критериям, но и принять соответствующие меры по их ликвидации.

3. Существенное влияние на повышение эффективности деятельности ОВД может оказать разработка миссии милиции России, соответствующих регионов России, а также миссий ГОРОВД, что позволит как сотрудникам ОВД, так и населению лучше понять и почувствовать общественное предназначение милиции.

4. Руководители ОВД могут значительно прибавить в результативности, если будут опираться не только на свои полномочия, на авторитет лидера, но и будут стремиться формировать эффективный стиль лидерского поведения, первым шагом к формированию которого может послужить заявление личной миссии.

Заключение

.

В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам.

Зарубежный менеджмент, хотя и связан в основном с управлением промышленными предприятиями, производством, представляет собой богатейшее хранилище рациональных идей, теорий, прикладных разработок в области управления, знание которых обогащает наше представление об управлении и его возможностях.

Далеко не все положения теории управления, представленные в зарубежном менеджменте, подтверждаются практикой даже в промышленности как за рубежом, так и у нас в стране. Еще более сужаются возможности их применения в сфере деятельности ОВД. Тем не менее, как показали анализ этих теорий, данные социологического опроса, имеется достаточно большое количество идей, положений, теорий, разработок и т. д., которые могут быть с пользой применены в управленческой деятельности ОВД после соответствующей адаптации.

Эффективность деятельности ОВД может быть существенно повышена за счет расширения мотивационного спектра. Сейчас преимущественно используется только одно из направлений мотивации — стимулирование труда. Мотивация может быть расширена и усилена за счет использования сравнительно новых механизмов управленческой деятельности: «организационной культуры» и «миссии», которые необходимо «запустить» в сферу деятельности ОВД и осуществить их методическую отладку.

Стимулирование труда работников ОВД в том виде, в каком оно сейчас применяется, не использует всех своих возможностей. Его эффективность может быть существенно усилена за счет дифференцированного подхода к работникам, сокращения времени между моментом достижения положительного результата и моментом поощрения, выведения из практики девальвированных форм поощрения (различных грамот, подписанных малоизвестными руководителями, или лицами, не имеющими авторитета) и введения новых форм, о которых в своих ответах заявляют респонденты: рассылки благодарственных писем родителям, объявления благодарности с санкции всего коллектива и т. д.

Большие возможности в повышении эффективности деятельности ОВД заложены в механизме организационной культуры. Все руководители, особенно первые, должны усвоить понятие организационной культуры и выполняемые ею функции. Особенно опасен поверхностный подход к пониманию организационной культуры как совокупности только внешних атрибутов организации. Каждый руководитель должен понять, что с помощью зрелой организационной культуры можно существенно облегчить управление ОВД, повысить эффективность их деятельности без применения дополнительных усилий командно-административного характера. Каждый сотрудник, идентифицировавший себя с соответствующим отделением милиции, РОВД, ГОВД, РУВД и т. д., будет действовать в любой обстановке не так, как сотрудник, просто работающий там. Стремление не подвести свое подразделение, своих товарищей, быть на высоте стоящих перед ОВД задач, быть похожим на предшественников-лидеров и т. д. — все это вместе взятое перевесит многие десятки приказов и инструкций, которые ежедневно издаются, чтобы помочь сотрудникам в выполнении их обязанностей.

Эффективность деятельности ОВД может быть также повышена за счет увеличения к ним доверия со стороны населения. Этому в немалой степени может способствовать обнародование их миссий, благодаря которым яснее станет их общественное предназначениеприоритетные направления их деятельностипринципы, которыми они стремятся руководствоватьсяпроблемы, мешающие им в полной мере реализовать свои намерения в обслуживании населения, оказании ему необходимой помощи и т. д.

Руководители ОВД могут существенно прибавить в результативности, если будут опираться не только на свои полномочия и авторитет лидера, но будут стремиться к овладению эффективным стилем лидерского поведения, позволяющего не только успешно справляться со своими обязанностями, «держать» в подчинении коллектив, иметь авторитет у населения, быть на хорошем счету у администрации и т. д., а добиться коренного перелома в криминогенной обстановке, в отношении к работникам ОВД со стороны населения, технического переоснащения рабочих мест, внедрения современных информационных технологий и т. д.

В современных условиях развития рыночных отношений эффективный руководитель должен уметь не только поддерживать хорошие рабочие отношения с администрацией города, с руководителями других правоохранительных органов, общественных организаций, СМИ, но добиться действенной помощи с их стороны по превращению ОВД в современное правоохранительное учреждение, которое в состоянии обеспечивать безопасность жизнедеятельности в городе, как за счет профессионализма своих работников, так и благодаря установлению партнерских отношений со всеми учреждениями, заведениями, организациями города и завоеванного к себе доверия со стороны населения.

Формирование эффективного стиля лидерского поведения может быть облегчено за счет обнародования первым руководителем своей личной миссии, которая, во-первых, должна быть органически связана с миссией ОВД, а, во-вторых, содержать личные его устремления, цели, которые он ставит перед собой, чтобы достичь статуса эффективного руководителя. Особенно важное значение имеет этот шаг для молодых руководителей и, прежде всего, на этапе вхождения их в должность.

В целях устранения выявленных недостатков в управлении ОВД, а также повышения его эффективности за счет использования некоторых положений менеджмента предлагается:

1. Расширить спектр мотивов, способствующих активизации деятельности работников ОВД, повышения их ответственности, качества выполняемых ими функциональных обязанностей и т. д. за счет обогащения содержания выполняемой ими работы, привлечения к управлению, формирования эффективного стиля руководства, создания благоприятных условий труда, здорового психологического климата, возможностей для профессионального роста и продвижения по службе, формирования зрелой организационной культуры и идентификации работников ОВД с ее ценностями и т. д.

2. Повысить эффективность традиционных форм и методов стимулирования, предусмотренных Положением о службе в органах внутренних дел, путем использования разработанных автором рекомендаций, а также более широкого применения сравнительно новых форм и методов стимулирования, выявленных в результате изучения и анализа современной практики стимулирования в ОВД (включение в список профессионалов по городу, области, вынесение благодарности, поддержанной коллективом, и т. д.).

3. Создать в ОВД специальные службы или, по крайней мере, ввести в отделах по работе с личным составом должности инспекторов по формированию организационной культуры. Такие специалисты будут заниматься, наряду с работниками ОК, подбором кадров, их адаптацией, внедрением прогрессивных элементов организационной культуры.

4. Осуществлять регулярно диагностику организационной культуры всех ОВД, и прежде всего ГОРОВД, от деятельности которых во многом зависит эффективность деятельности всей системы МВД РФ, с помощью специального теста (Приложение № 3), по результатам которого можно оценить общий уровень организационной культуры, найти слабые места в ней и устранить их.

5. Для российской милиции в целом, а также для всех ОВД в частности, необходимо разработать миссии, которые включали бы в себя их базовые ценности, говорили об их предназначении, служении обществу. Так как в ОВД такие документы никогда не разрабатывались, автором подготовлены.

Методические рекомендации по формированию миссий ОВД" (Приложение № 9). В качестве примерного образца предлагается вариант миссии российской милиции (Приложение № 7) и вариант миссии милиции г. Сергиева Посада (Приложение № 8).

6. Разработать портрет или кодекс современного эффективного руководителя ОВД, который включал бы в себя те важнейшие качества, умения, навыки и т. д., без которых в современных условиях немыслимо эффективно управлять коллективом. Автором предложена в качестве примерного образца модель современного эффективного руководителя ОВД.

7. В целях скорейшего овладения умениями и навыками эффективного руководства ОВД молодыми руководителями, особенно на этапе вступления их в должность, целесообразно разрабатывать личные миссии. В качестве примерного образца в диссертации приведена личная миссия начальника УВД г. Сергиева Посада, разработанная им при вступлении в должность (Приложение № 10).

8. Обоснована целесообразность расширения правового поля организации и оценки деятельности ОВД за счет принятия новых правовых актов «Об организационной культуре ОВД», «О миссии ОВД (милиции)» и др. и совершенствования действующих в части касающейся использования в управленческой деятельности ОВД новых организационно-правовых механизмов, заимствованных из менеджмента и адаптированных к условиям деятельности ОВД.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы и нормативные акты.
  2. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ» от 4.06.2001г.
  3. Выступление Президента РФ В. В. Путина на заседании Коллегии МВД РФ 21.01.2000 г.
  4. Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск системы МВД России. Объявлена приказом МВД России № 145−96г.
  5. Директива МВД РФ № 1 от 19.06.1996 г. «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом МВД РФ».
  6. Директива МВД РФ от 21.01.2000 г. «Об итогах деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 1999 г. и задачах на 2000 г.».
  7. Директива МВД РФ № 1 от 5.01.2002г. «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России в 2001 году и задачах на 2002 год».
  8. Директива МВД РФ № 1 от 27.02.2003 г. «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России в 2002 году и задачах на 2003 год».
  9. Приказ МВД РФ № 12 от 11.01.1999 г. «Об объявлении решения Коллегии МВД России» от 23.12.1998 г. № 6км/1 «О состоянии работы с кадрами и кадровой политике в системе МВД РФ».
  10. Приказ МВД РФ № 995 от 25.09.2000 г. «О мерах по совершенствованию воспитательной работы в органах внутренних дел Российской Федерации».
  11. Приказ МВД РФ № 15 от 9.01.2003г. «Об организации планирования в системе МВД России».
  12. Приказ МВД РФ № 1150 от 23.11.2002 г. «О введении в действие систем оценки деятельности органов внутренних дел, отдельных подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования».
  13. Решение Коллегии ГУВД Московской области от 19.01.2001 г. «Об итогах оперативно-служебной деятельности ОВД Московской области в 2000 г. и задачах на 2001 г.».
  14. Решение Коллегии ГУВД Московской области «О мерах по повышению эффективности управленческой деятельности в ОВД области.» от 24 апреля 2002 г.
  15. Решение объединенного оперативного совещания руководящего состава ГУВД г. Москвы и ГУВД Московской области от 4 июля 2002 г.
  16. Решение объединенного оперативного совещания ГУВД г. Москвы и ГУВД Московской области от 20 марта 2003 г.
  17. Решение оперативного совещания ГУВД Московской области от 16 апреля 2003 г.
  18. Состояние правопорядка и основные результаты деятельности ОВД в Московской области. I полугодие 2001 г. Аналитические материалы. -Штаб ГУВД МО, 2001- 41с.
  19. Об основных недостатках в организации работы УБНОН ГУВД Московской области. Аналитический обзор Штаба ГУВД МО от 04.10.2002 г.
  20. Акт инспекторской проверки Штабом ГУВД МО Павлово-Посадского ОВД февраль 2001 г.
  21. Акт инспекторской проверки Штабом ГУВД МО Протвинского ОВД-март 2001 г.
  22. Акт инспекторской проверки Штабом ГУВД МО Домодедовского УВД апрель 2001 г.1. Монографии и статьи.
  23. Р. Акофф о менеджменте / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002.-447с.
  24. .А. Высший менеджмент для руководителя. М.: ИНФРА-М, 2001.- 141с.
  25. М. Основы менеджмента. Как сталь лучшим руководителем. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 512с.
  26. Бернд Вальтер. Организационная культура в полиции. / Пер. с нем. СИФ Академии управления МВД России, 2002.
  27. Дж. Эффективный менеджер: взгляды и иллюстрации. М.: МЦДО «Линк», 1997. — 386с.
  28. А.В. Объективная оценка деятельности ОВД важнейшее условие ее совершенствования / Вестник МВД России, 2003. № 3. С. 1724.
  29. Ю.Е. Организация социального управления (основные понятия и категории). Словарь-справочник. М.: «Контур», 1999. — 255с.
  30. X. Изучение управленческих отношений в японских компаниях в России // Менеджмент, 1996. № 2.
  31. В.Р. Менеджмент для всех. М.: Знание, 1994. — 244с.
  32. В.З. Формирование теории управления в сфере правоохранительной деятельности. М.: Академия МВД СССР, 1988. — 171с.
  33. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика / Пер. с англ. М.: Дело, 1991. — 315с.
  34. В. Миссия организации и особенности политики управления персоналом Управление персоналом, 1999. № 12. С.47−56.
  35. Л. Миссия, создающая успех Управление персоналом, 1999. № 12. С.40−41.
  36. В.В. В поисках совершенства управления. М., 1993. — 784с.
  37. Дж.К. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI в. М.: Экономика, 1991. — 319с.
  38. Гроув Эндрю С. Высокоэффективный менеджмент. М.: Филин, 1996. — 278с.
  39. . Правопорядок вот наша «политика» / Милиция, 2001. № 8. — С.2−3.
  40. А.В. Полиция в зарубежных странах. М.: ВНИИ МВД РФ, 1993.- 103с.
  41. Друкер Питер Ф. Управление, нацеленное на результаты. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. — 191с.
  42. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Изд. дом «Вильяме», 2001. — 270с.
  43. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Пер. с англ. -М.: Дело, 1996.-271с.
  44. А.Ю., Никулин Л. Ф. «Пульсирующий» менеджмент. -М.: Изд-во Рос. экон. акад.- Екатеринбург: Деловая книга, 1998. -217с.
  45. Е. Миссия фирмы в национальном интерьере / Управление персоналом, 1999. № 12. С.58−62.
  46. А., Шейн В. Ключевое условие успеха (Анализ подходов компаний США к проблеме миссия и философия фирмы) / Управление персоналом, 1999. № 12. С.28−36.
  47. Н.Н. Организация процессов управления в МВД, УВД. М.: Академия МВД СССР, 1987. -31с.
  48. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям. -М.: Политиздат, 1991.-510с.
  49. К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001. — 320с.
  50. С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к этике характера. М., 1997. — 478с.
  51. JI.M. Успех служебной деятельности руководителя органа внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1992. — 39с.
  52. Е. Миссия фирмы «Сони» / Управление персоналом, 1999. № 12. С.42−46.
  53. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М., 1987.-383с.
  54. Э.М. Концепция менеджмента. М.: Инфра-М., 1998. — 342с.
  55. А.И. История менеджмента. М.: «Академический Проект», 2003.-556с.
  56. Красовский Ю. Д, Организационное поведение. М.: ЮНИТИ, 1999.-472с.
  57. Кричевский P. JL Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента — М.: Дело, 1998. — 399с.
  58. Е. Лозунги как квинтэссенция миссии фирмы Управление персоналом, 1999. № 12. С.37−39.
  59. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л., 1974. — 167с.
  60. С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики // Вестник МГУ. Серия 14: Психология, 1997. № 4.
  61. В.Д., Веселый В. З. Теория социального управления. Предмет, система и задачи курса «Управление органами внутренних дел». -М.: Академия МВД СССР, 1987. 23с.
  62. И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: Ленинградский ун-т, 1975. — 312с.
  63. Менеджмент XXI века / Под ред. С. Чоудхари. М.: ИНФРА-М, 2002.-447с.
  64. Е.Г. Управление карьерой менеджера. СПб.: Питер, 2003.-351с.
  65. А. Хофштидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом) // Менеджмент, 1996. № 3.
  66. А., Джонс Э., Паффер Ш. Этическое отношение к работе: новые парадигмы (сравнительный анализ отношения к работе в России и США) // Менеджмент, 1995. № 4.
  67. У. Путь перемен Доклад о корпоративной принадлежности столичной полиции. М.: Академия управления МВД России, СИФ, 1994.-29с.
  68. Основы управления органами внутренних дел: Пособие / Под ред. Д. Н. Безрядина. М.: Академия управления МВД России, 2001, -168с.
  69. Т. Система современных обществ. М., 1997. — 270с.
  70. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. М.: Прогресс, 1986. — 418с.
  71. В.А. Технология карьеры. М., 1991. — 128с.
  72. Г. Х. Проблемы теории управления. М.: Экономика, 1974.-318с.
  73. А. Проблемы синергии организационных культур в русско-американских совместных предприятий (кейс-стади) // Ассоциация развития управления. Менеджмент, 1995. № 1.
  74. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. — М., 1989.-271с.
  75. И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. М.: Прогресс, 1994.-265с.
  76. А.А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организации и управления. Воронеж, 1995. — 196с.
  77. П.В. Патернализм на предприятиях России. Самара: СамГПУ, 1994.-211с.
  78. А.Н. Введение в теорию организации управления. М.: Академия МВД РФ, 1992. — 41с.
  79. С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -478с.
  80. С. Миссия профессионала / Управление персоналом, 1999. № 12. С.53−56.
  81. Секреты умелого руководителя Сост. И. Липсиц. М., 1991.318с.
  82. И.И. История менеджмента. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 222с.
  83. С. Социальные реформы в системе денежного довольствия МВД. Планы и реальность / Офицеры, 2002. № 1. С.28−29.
  84. Е. Памяти Сергея Михайловича Крылова / Офицеры, 2003. № 1. С.46−48.
  85. Т.О. Организационная культура компании. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. -455с.
  86. В.А. Корпоративная культура. СПб., 2001. — 352с.
  87. М.П. Разработка миссии и постановка стратегических целей компании / Управление персоналом, 1999. № 1.
  88. Ф. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991.- 104с.
  89. И. В поисках денег / Офицеры, 2002. № 1. С. 19−20.
  90. Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. М.: Автор, 1993.- 155с.
  91. Г. А. Человеческий фактор в государственном управлении. СГиП, 1986. № 10.
  92. Э.А. Профессия менеджер. М.: Экономика, 1992.174с.
  93. Э.А. Управление фирмой. М.: Акалис, 1996. — 304с.
  94. Э.А. История менеджмента. — М.: «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 1997.-223с.
  95. А. Миссия директора миссия фирмы / Управление персоналом, 1999. № 12. С.24−27.
  96. А. Общее и промышленное управление. М., 1992.111с.
  97. Ю.А., Люкшинов А. Н., Эриашвили Н. Д. Менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 439с.
  98. К. Инструменты полицейского управления, ориентированные на эффективность. Пер. с нем. СИФ. Академия управления МВД России, 2002.- 16с.
  99. Э.Х. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002. — 336с.
  100. С.В. Управление персоналом в современной организации. -М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. 352с.
  101. О’Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой. -М.: ООО «МТ Пресс», 2001. 296с.
  102. С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика, формирование и функции // Социологические исследования, 1996. № 7.
  103. Л., Новак У. Карьера менеджера / Пер. с англ. 2-е изд. -Мн.: «Попурри», 2002. 416с.
  104. М.Г. Психология в XX столетии. М., 1971.368с.
  105. I. Учебники, учебные пособия, авторефераты диссертаций.
  106. А.С. Международный менеджмент: Учебник. М.: Юристь, 2000. — 223с.
  107. А.А., Коротков Э. М. Системология организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000. — 181с.
  108. Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1999. — 256с.
  109. С., Герчиков В. Управление персоналом. Новосибирск, 1994. -286с.
  110. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарика, 1996.-415с.
  111. Е.В., Захарова Е. В., Тихонравов Ю. В. Теория управления: Учебный курс. М.: Вестник, 1997. — 332с.
  112. B.JI. Теория организаций. М., 1995. — 510с.
  113. A.M. Организационное поведение. М., 1998. — 96с.
  114. Н.Н., Шелякин Н. Д. Организация контроля в органах внутренних дел: Учебн. пособие. М., 1999. — 85с.
  115. Л.В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Поведение в организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1999. — 219с.
  116. Н.И. Основы менеджмента. Минск, 1998. — 354с.
  117. А.В. Менеджмент: методологическая культура: Учебн. пособие. М.: Гардарика, 2001. — 266с.
  118. В.И. Искусство управления: Учебник. М.: Изд-во БЕК, 1997.-263с.
  119. Ф. Основы менеджмента. М.: Прогресс, 1998. — с.
  120. Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): практическое пособие. -М: ИНФРА-М, 1997. 292с.
  121. И.Д. Практический менеджмент: Пособие для руководителей, менеджеров и предпринимателей: в 3-х частях. М.: «Ника», 1992. -253с. [ч.1], 189с. [ч.П], 157с. [ч.Ш].
  122. О.Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента: Учебн. пособие Под ред. О. Т. Лебедева. СПб.: ИД «МИМ», 1998. — 189с.
  123. А.Ф. Содержание работы начальника городского (районного) органа внутренних дел: Учебн. пособие. М.: Академия МВД СССР, 1980.-31с.
  124. Марков Марко. Теория социального управления. М., 1978.447с.
  125. Менеджмент организации. Учебное пособие Под ред. З. П. Румянцевой и Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 1996. — 429с.
  126. Менеджмент. Учебник / Под ред. В. В. Томилова. М.: Юрайт-Издат, 2003. — 590с.
  127. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1992.-701с.
  128. В.К., Дашевская В. Л. и др. Новый англо-русский словарь. М.: «Дрофа», 1999. -880с.
  129. Общий менеджмент. Дайджест учебного курса Под ред. А. К. Казанцева. М.: ИНФРА-М, 1999. — 251с.
  130. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов / Под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1998 — 429с.
  131. С.Д. Управление персоналом: Учебное пособие. Пенза, 1999. — 339с.
  132. Русско-английский словарь / Под общ. рук. проф. А.И. Смир-ницкого. М., 1975. — 766с.
  133. Словарь-справочник менеджера Под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1996.-605с.
  134. Социальный менеджмент: Учебник Под ред. Д. В. Валового. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», АтиСО, 1999. 436с.
  135. Справочник менеджера Под ред. Э. А. Уткина. М.: ТАНДЕМ, 1998.-447с.
  136. Теория организации: Учебник / Под ред. В. Г. Алиева. М.: Луч, 1999.-415с.
  137. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности. Учебник. М.: Академия МВД СССР, 1990. — 324с.
  138. М.В. Социология управления: Учебник. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. — 144с.
  139. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2001. — 668с.
  140. Управление организацией: Энциклопедический словарь. М.: Издательский дом ИНФРА-М, 2001. — 821с.
  141. Э.А. Курс менеджмента: учебник. М.: Изд-во «Зерцало», 1998. — 448с.
  142. В.В. Социальные теории организации: Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. — 264с.
  143. Е.Ф. Теория и практика социального управления. Словарь-справочник. М.: Академия управления МВД России, 1997. — 269с.
  144. С.Г. Формирование стратегий органов внутренних дел: теоретический и организационный аспекты. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2001. — 24с.
  145. И.И. Организационная культура в деятельности органов внутренних дел. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2003. — 21с.
  146. Butler A. J. P. Police Management. L., 1993.
  147. Internet: West Valley — Brunswick Hills Police Department.
  148. Haris P. S., Moran R.T. Managing Cultural Differences. Gulf Publishing Company, 1991.
  149. Hodgkinson. Towards a Philosophy of Administration. Oxford, 1978.
  150. Hofstede G. Cultural Constrains in Management Theories. Academy of Management Executive. V.7, 1993.
  151. Kotter J. and Heskett J. Corporate Culture and Performance. N.Y.: Free Press, 1992.
  152. McGregor D. The Human Side of Enterprise. N.Y.- L., 1960.
  153. Sathe V. Culture and Related Corporate Realities. Richard D. Irvin, Inc., 1985.
  154. Sheldon O. The Philosophy of Management. N.Y., 1966.
Заполнить форму текущей работой