Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Получение взятки (ст. 290 УК РФ)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом. Должностное лицо осознает, что получает за свои действия (бездействие) незаконное вознаграждение. Хотя в законе и не указано цели и мотива, по которым совершается преступление, вместе с тем есть основания полагать, что получение взятки — это корыстное преступление, поскольку происходит обогащение лично должностного лица или его… Читать ещё >

Получение взятки (ст. 290 УК РФ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В данной статье предусмотрена ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Объектом преступления является нормальная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, аппарата управления в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, иностранных должностных лиц, публичных международных организаций.

Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, иные имущественные права, предоставляемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т. п.).

Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

Получение предметов, стоимость которых несущественна, или которые не представляют собой имущественной ценности (например, букет цветов), по-видимому, следует расценивать как малозначительные деяния.

Спорным в доктрине уголовного права является вопрос о возможности признания предметом взятки предметов и услуг, которые исключены из гражданского оборота, но тем не менее подлежат оплате. К последним относят действия сексуального характера, заказное убийство, запрещенные в гражданском обороте наркотические средства. С одной стороны, проблематично отразить в процессуальном документе размер взятки, поскольку легальной стоимости у них нет, с другой — эти предметы и услуги фактически подлежат оплате.

В большинстве источников предлагается признавать подобные предметы и услуги предметом взятки. Однако представляется, что это расширительное толкование, приводящее в данном случае к применению уголовного закона по аналогии.

Объективная сторона состава получения взятки включает общественно опасное деяние, которое представляет собой получение должностным лицом предмета взятки лично или через посредника. Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия, либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.

Взятка может быть получена:

1) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица. Здесь и далее речь идет о полномочиях представителя власти, организационно-распорядительных, административно-хозяйственных полномочиях. Получение ценностей за выполнение профессиональных обязанностей, не относящихся к должностным, не образует состава получения взятки. Так, получение врачом денег за хорошо выполненную операцию не образует состава получения взятки. А получение тем же врачом денег за выписанный листок временной нетрудоспособности будет квалифицироваться по ст. 290 УК РФ.

В этом случае требуется установить конкретные действия (бездействие), за которые была получена взятка. Под действиями (бездействием) должностного лица, которые он должен совершить в пользу взяткодателя, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями;

2) за то, что должностное лицо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию). Как и в нервом случае, следует устанавливать, в чем конкретно выразились такие действия (бездействие).

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения;

3) за общее покровительство или попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, переагирование на его неправомерные действия.

Если должностное лицо получает деньги или иные ценности за действия, которые оно не может совершить в силу своих полномочий, содеянное следует квалифицировать как мошенничество по ст. 159 УК РФ. Для квалификации содеянного, но ст. 290 УК РФ не требуется, чтобы должностное лицо обязательно выполнило те действия, за которые оно получает взятку. Главное, чтобы должностное лицо могло в силу своих полномочий и положения совершить эти действия или способствовать таким действиям.

Состав получения взятки — формальный. По общему правилу преступление признается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. Имеются нюансы в установлении момента окончания получения взятки в зависимости от отдельных обстоятельств.

Получение взятки в ходе так называемого оперативного эксперимента следует квалифицировать как покушение на получение взятки.

Пример Верховный Суд РФ указал, что поскольку передача К. денег Ч. осуществлялась под контролем правоохранительных органов, содеянное им правильно квалифицировано судом как покушение на получение взятки1.

Если взятка получается через посредника, то моментом окончания преступления следует считать тот, когда ценности переданы посредником взяткополучателю, а не момент получения средств посредником от взяткодателя. В то же время, если взятка изначально предназначалась для передачи ее должностным лицом посреднику, либо посредником выступал близкий родственник, для которого и предназначались деньги, то окончание преступления сдвигается на более ранний момент — получение денег посредником от взяткодателя.

В случае если взяткополучатель па момент получения ценностей уже не является должностным лицом, содеянное нельзя квалифицировать как оконченное получение взятки.

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки или подкупа, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки.

Не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки высказанное намерение лица получить деньги, ценные бумаги, иное имущество в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.

Пример Приговор, но ч. 1 ст. 30 УК РФ и п. «б», «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ[1][2] отменен, поскольку требования С. к Б. о передаче ему 4000 руб., при отсутствии каких-либо иных конкретных действий, направленных на реализацию преступного намерения, о которых говорится в ч. 1 ст. 30 УК РФ, представляют собой лишь обнаружение умысла и не могут рассматриваться как приготовление к особо тяжкому преступлению[3].

Согласно буквальному смыслу закона, не влияют на квалификацию содеянного время передачи взятки должностному лицу (до или после совершения действий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц), а также наличие предварительной договоренности о передаче взятки.

В теории уголовного права принято различать взятку-подкуп и взяткублагодарность. Взятка-подкуп имеет место в том случае, когда неправомерное вознаграждение должностному лицу передается до выполнения им соответствующих действий либо когда имеется предварительная (до совершения действий в пользу взяткодателя) договоренность либо обещание о передаче ценностей. Взятка-благодарность — это передача ценностей должностному лицу после совершения им действий в пользу взяткодателя без обещаний и без предварительной договоренности. Взятка-подкуп в отличие от взятки-благодарности обусловливает поведение должностного лица, а потому представляет повышенную общественную опасность.

Несмотря на то что взятка-благодарность признается большинством авторов, тем не менее надежного критерия отграничения взятки-благодарности от подарка сегодня нет. Согласно ст. 575 ГК РФ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб., лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим ЦБ РФ в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных обязанностей.

Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, нс распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает 3000 руб., признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Получается, что взятка-благодарность при отсутствии квалифицирующих обстоятельств в размере до 3000 руб. практически не отличается от подарка, разрешенного ГК РФ.

Согласно доминирующей позиции в теории уголовного права отличие взятки-благодарности от подарка, предусмотренного ГК РФ, заключается в том, что взятка всегда предполагает встречное предоставление, которым является определенное служебное поведение должностного лица. Подарок же безвозмезден.

Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом. Должностное лицо осознает, что получает за свои действия (бездействие) незаконное вознаграждение. Хотя в законе и не указано цели и мотива, по которым совершается преступление, вместе с тем есть основания полагать, что получение взятки — это корыстное преступление, поскольку происходит обогащение лично должностного лица или его близких. В силу этого не признается получением взятки получение должностным лицом ценностей не для себя или своих близких, а для организации, в которой оно осуществляет свои полномочия. Например, нет состава получения взятки в получении заведующей детским садом денег, которые расходуются на ремонт здания детского сада. Такие действия при наличии иных признаков могут содержать состав превышения должностных полномочий.

Отдельно следует сказать о мнимом посредничестве во взяточничестве. Нередко так называемый посредник берет ценности что называется «под должностное лицо» (часто берут деньги под судыо, следователя, прокурора), но не собирается их передавать, а присваивает себе. В данном случае действия посредника оцениваются как мошенничество, а действия владельца ценностей подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Субъект получения взятки специальный — должностное лицо, иностранное должностное лицо или должностное лицо публичной международной организации. Действия посредника в получении взятки подлежат оценке по ст. 2911 УК РФ.

В ч. 2 ст. 290 УК РФ предусмотрена ответственность за получение взятки в значительном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК РФ значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб. Примечателен тот факт, что значительный размер взятки в отличие от хищения определен законодателем без учета имущественного положения лиц, участвующих во взяточничестве.

По ч. 3 ст. 290 УК РФ наступает уголовная ответственность за получение взятки за незаконные действия. Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения (фальсификация доказательств, но уголовному делу, несоставление протокола об административном правонарушении, когда это обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности и т. п.).

Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по ч. 3 ст. 290 УК РФ и соответствующей статье УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств и т. п.)[4].

В ч. 4 ст. 290 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак: совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Наиболее опасным получение взятки будет тогда, когда оно совершено: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с вымогательством взятки; в крупном размере (соответственно п. «а», «б», «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ).

Взятку надлежит считать полученной по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из этих лиц.

В соответствии с законом (ст. 35 УК РФ) организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя.

Вымогательство означает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. Если должностное лицо угрожает совершением законных действий (законным бездействием), то вымогательства взятки не будет.

Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тыс. руб. Если взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляли собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере. Получение взятки в крупном размере следует признавать оконченным с момента получения должностным лицом ценностей в крупном размере.

Если имелась договоренность о передаче взятки в крупном размере, но должностное лицо не успело получить ценности в крупном размере, и вместе с тем получило часть взятки, то содеянное следует оценивать как покушение на получение взятки в крупном размере. Вряд ли соответствуют закону варианты квалификации содеянного, в свое время предложенные на практике, когда получение взятки в крупном размере признавалось оконченным с момента получения лицом части взятки и при этом размер полученных ценностей не составлял крупного[5].

Особо крупный размер взятки (ч. 6 ст. 290 УК РФ) имеет место, если стоимость предмета взятки превышает 1 млн руб.

Квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную общественную опасность взяточничества (вымогательство, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой и др.), следует учитывать при юридической оценке действий соучастников получения взятки, если эти обстоятельства охватывались их умыслом.

  • [1] См.: кассационное определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 20.01.2004№ 6−68/03 // [Электронный ресурс] // Судебная система Российской Федерации: электронная библиотека. URL: http://www.sudbiblioteka.ru/vs/text_big2/verhsud_big_29 805.htm (дата обращения: 07.08.2014).
  • [2] Имеется в виду ч. 4 ст. 290 УК РФ в редакции, действующей в 2002 г. Пункту «в» ч. 4ст. 290 УК РФ (в рсд. от 14.03.2002) в настоящее время соответствует и. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ (квалифицирующий признак — вымогательство взятки). Такой квалифицирующий признак, как неоднократное получение взятки (п. «б» ч. 4 ст. 290 УК РФ (в ред. от 14.03.2002)) в действующей редакции ст. 290 УК РФ отсутствует. — Примеч. ред.
  • [3] См.: определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФот 15.05.2002 № 69−002−13 [Электронный ресурс] // Верховный Суд РФ: [офиц. сайт]. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=7446 (дата обращения: 07.08.2014).
  • [4] Следует отметить, что в последнее время практика применения ч. 2 ст. 290 УК РФскладывается неоднозначно. Так, исключена как излишняя квалификация действий осужденных по ч. 1 ст. 285 УК РФ, поскольку незаконные действия против интересов службы, совершенные должностным лицом за взятку, представляют собой часть диспозиции ст. 290УК РФ. См.: определение Верховного Суда РФ от 13.11.2006 № 9-о0б-82.
  • [5] См.: постановление Президиума Верховного Суда РФ от 08.11.2000 № 812п2000[Электронный ресурс] // Судебная система Российской Федерации: электронная библиотека. URL: http://www.sudbiblioteka.ru/vs/text_bigl/verhsud_big_8792.htm (дата обращения:07.08.2014).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой