Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Преступления против государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ст. 260 УК предусматривается ответственность за тайное проникновение в места военного значения, а также за необоснованное владение средствами, используемыми для шпионажа. В соответствии с этой статьей лишением свободы на срок от одного года до пяти лет наказывается всякий, кто: 1) тайно или обманным путем проникает в места либо зоны сухопутного, водного или воздушного пространства, доступ… Читать ещё >

Преступления против государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Раздел I Особенной части УК Италии посвящен преступлениям против государства и состоит из пяти глав:

  • • глава 1 «О преступлениях против внешней безопасности государства»;
  • • глава 2 «О преступлениях против внутренней безопасности государства;
  • • глава 3 «О преступлениях против политических прав гражданина»;
  • • глава 4 «О преступлениях против иностранных государств, их глав и представителей»;
  • • глава 5 «Общие положения, имеющие отношение к предыдущим главам».

В разделе УК о государственных преступлениях наиболее ярко проявилось влияние фашистской идеологии. После окончания Второй мировой войны этот раздел УК подвергся значительным изменениям, однако в нем сохранился ряд статей, отражающих влияние фашистской идеологии, которые впоследствии были либо отменены, либо признаны неконституционными.

Серьезные изменения в раздел УК о государственных преступлениях были внесены Законом от 24 февраля 2006 г. № 85. Изменения были направлены на смягчение ответственности за ряд государственных преступлений. Так, за такие деяния, как посягательства на целостность, независимость и единство государства (ст. 241), посягательство на Конституцию государства (ст. 283), посягательство на конституционные органы и региональные собрания (ст. 289), значительно снижены сроки лишения свободы, а за такие деяния, как глумление над флагом или другим государственным символом (ст. 292) и оскорбление флага или иного символа иностранного государства, наказание в виде лишения свободы заменено на штрафные санкции (ст. 299).

В итальянском УК нет обобщенного состава государственной измены. Отдельные формы изменнических действий предусмотрены в качестве самостоятельных составов преступлений. Так, в ч. 1 ст. 241 «Посягательства на целостность, независимость и единство государства» указывается: «За исключением того, что деяние составляет более тяжкое преступление, тот, кто совершает насильственные действия, направленные на подчинение территории государства или ее части суверенитету иностранного государства либо на ослабление независимости или целостности государства, наказывается лишением свободы на срок не менее 12 лет». До вступления в силу Закона от 24 февраля 2006 г. № 85 диспозиция статьи не предусматривала насильственного способа совершения преступления, и наказание было установлено в виде пожизненного лишения свободы.

Новый закон дополнил ст. 241 УК ч. 2, предусматривающей увеличение наказания в случае совершения деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 241, с нарушением обязанностей, касающихся выполнения общественных функций.

Пожизненное лишение свободы назначается гражданину, выступающему с оружием против государства Италии или служащего в вооруженных силах государства, воюющего с Италией (ст. 242 УК). В смысле уголовного закона враждебными государствами признаются политические образования, в том числе и не признанные Италией государствами, но имеющие статус воюющей стороны (ч. 4 ст. 242 УК).

Суровая ответственность предусмотрена за контакты с иностранцем во враждебных итальянскому государству целях (ст. 243), за враждебные действия в отношении иностранного государства, подвергающие Италию угрозе войны (ст. 244), за контакты с иностранцем в целях принуждения Италии к нейтралитету или к войне (ст. 245), за содействие во время войны военным операциям противника путем контакта с иностранцами (ст. 247), за снабжение военного противника провиантом (ст. 248), за участие в займах в пользу военного противника (ст. 249), за торговлю с военным противником (ст. 250).

Указанные преступные деяния имеют характер изменнических действий, нарушающих конституционные обязанности итальянских граждан.

Статья 253 УК предусматривает ответственность за погром или разрушение объектов военного значения, устанавливая наказание в виде лишения свободы на срок не менее восьми лет. Если это деяние совершено в интересах государства, находящегося в состоянии войны с Италией, или нанесло ущерб военной мощи или военным операциям Итальянской Республики, наказание увеличивается до пожизненного лишения свободы.

Ряд статей первой главы итальянского УК посвящен шпионажу. Нод политическим или военным шпионажем (ст. 257) понимается сбор с целью шпионажа сведений, которые в интересах безопасности государства или в интересах внутренней либо внешней политики государства должны сохраняться секретными, за него предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее 15 лет, а при отягчающих обстоятельствах, аналогичных указанным в ст. 253, — пожизненное лишение свободы.

Сбор сведений, касающихся безопасности государства и являющихся секретными, на основании ст. 256 УК влечет наказание в виде лишения свободы на срок от трех до 10 лет. При этом не оговаривается цель сбора таких сведений, следовательно, не требуется доказывать изменнический умысел, направленный на причинение реального ущерба государству.

Добывание в целях политического или военного шпионажа сведений, которые по решению компетентных властей не подлежат распространению, наказывается лишением свободы на срок не менее 10 лет, а в случае если такое деяние совершено в интересах государства, находящегося в состоянии войны с Италией, наказывается пожизненным лишением свободы (ст. 287 УК).

В ст. 260 УК предусматривается ответственность за тайное проникновение в места военного значения, а также за необоснованное владение средствами, используемыми для шпионажа. В соответствии с этой статьей лишением свободы на срок от одного года до пяти лет наказывается всякий, кто: 1) тайно или обманным путем проникает в места либо зоны сухопутного, водного или воздушного пространства, доступ в которые закрыт в военных интересах государства; 2) обнаружен в указанных зонах либо в непосредственной близости от них при необоснованном владении средствами, которые могут быть использованы для совершения какого-либо из преступлений, предусмотренных ст. 256—258 УК; 3) обнаружен с неправомерными документами или иными вещами, которые предназначены для передачи секретных сведений, касающихся безопасности государства (указанных в ст. 256 УК).

В данной статье отсутствует указание на субъективную сторону преступления, а следовательно, не требуется устанавливать и доказывать умысел на шпионаж, достаточно лишь установить факт совершения запрещенных действий. По существу, это объективное вменение, так как находиться в запретной зоне и с предметами, которые могут быть использованы для шпионажа, например с фотоаппаратом или видеокамерой, лицо может и в пацифистских целях или в целях анализа экономической безопасности. Такое же решение вопроса отражено в английских законах о государственной тайне 1911 и 1920 гг.

К преступлениям против внешней безопасности государства в УК

отнесены такие деяния, как разглашение государственной тайны (ст. 261), разглашение сведений, не подлежащих распространению (ст. 262), подстрекательство военнослужащих к неповиновению законам (ст. 266).

Статья 264 предусматривает ответственность за нарушение верности порученному правительством государственному делу за границей, если это может нанести ущерб национальным интересам Италии. Неверность делам государства наказывается лишением свободы на срок не менее пяти лет.

Следует отметить, что формулировка этой нормы допускает весьма широкие толкования, так как не требует ни причинения реального ущерба, ни установления умысла, направленного на причинение ущерба национальным интересам. Под действие этой статьи могут подпасть халатность, недобросовестность при исполнении служебных обязанностей даже при неосторожной вине к возможным последствиям.

В ст. 265 УК предусматривается ответственность за распространение в военное время ложных или тенденциозных слухов или сведений, которые могут вызвать общественное беспокойство или каким-либо иным образом причинить ущерб способности нации сопротивляться врагу. Деяние наказывается лишением свободы на срок не менее пяти лет. Если такое деяние совершено путем пропаганды или сообщений, адресованных военнослужащим, или по заданию иностранного гражданина, наказание устанавливается в виде лишения свободы на срок не менее 15 лет, а в случаях если виновный действовал по заданию военного противника, назначается пожизненное лишение свободы.

Особенность итальянского УК — существование в нем большого количества статей, предусматривающих ответственность за создание и деятельность различных преступных объединений и группировок.

Так, ст. 270 УК (подрывные организации) устанавливает ответственность за создание, организацию или руководство объединениями, предназначенными для насильственного подрыва экономических, социальных, политических или правовых основ государства. Санкция за это деяние — лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.

В 1979 г. в связи с обострением проблемы терроризма в УК была введена ст. 270—2, предусматривающая ответственность за создание и участие в объединениях, имеющих террористические цели или цели подрыва демократического строя. Лица, которые создают, организуют или руководят такими объединениями, подлежат наказанию в виде лишения свободы на срок от семи до 15 лет (ч. 1 ст. 270—2). Участие в таком объединении карается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет (ч. 2 ст. 270— 2). Террористическими также считаются объединения, которые совершают насильственные действия против иностранных государств, международных учрежений и организаций (ч. 3 ст. 270—2). Эту норму подвергают критике некоторые итальянские юристы. По их мнению, в статье не сформулированы признаки объективной стороны преступления, а указывается на специфический умысел (цели терроризма или подрыва демократического строя). Такая конструкция на практике не позволяет четко отграничить этот состав преступления от других составов, предусматривающих ответственность за создание преступных объединений и участие в них[1].

В связи с резким усилением террористической угрозы в начале XXI в. итальянский УК был дополнен рядом норм, предусматривающих ответственность за различные виды участия террористической деятельности.

В Италии 18 февраля 2015 г. был принят Декрет-закон № 7, конвертированный в Закон от 17 апреля 2015 г. № 43, предусмотревший неотложные меры по борьбе с терроризмом. Закон носит комплексный характер. В плане уголовно-правовых мер закон предусмотрел новые составы преступлений, наказуемость лиц, самостоятельно приобщающихся к террористическим техникам (норма построена по французской модели), и установил новые санкции в уголовно-правовых и административно-правовых законах, предусматривающих ответственность за нарушение правил контроля за оборотом взрывчатых веществ.

УК Италии был дополнен ст. 270—3 (помощь членам террористических организаций), 270—4 (вербовка с целью терроризма), 270—4.1 (организация путешествий с террористической целью), 270—5 (обучение с террористической целью).

Согласно ч. 1 ст. 270—3 УК лицо, которое укрывает или предоставляет питание, жилье, транспорт или средства связи лицам, которые названы в ст. 270 (подрывные организации) и 270—2 (террористические организации) УК, наказываются лишением свободы на срок до четырех лет. В ч. 2.

этой же статьи предусматривается повышение наказания в случае, если помощь оказывается на постоянной основе.

В соответствии с принципами демократического государства ч. 3 ст. 270—2 УК предусмотрела ненаказуемость лиц, которые оказывают помощь, предусмотренную в ч. 1 ст. 270—2, близкому родственнику.

В ч. 1 ст. 270—4 предусматривается ответственность лица, которое вербует одно или несколько лиц для совершения актов насилия или саботажа основным государственным службам государства с целью терроризма, а также направленных против иностранного государства либо международных учреждений или организаций. Такие действия наказываются лишением свободы на срок от 7 до 15 лет. Завербованное лицо подлежит ответственности в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет (ч. 2 ст. 270−4 УК).

Наказуемым является организация, финансирование, пропаганда путешествий в зарубежные страны с целью совершения террористических актов. Санкция, установленная ст. 270—4.1 за это преступление, предусматривается в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет.

В ст. 270—5 УК предусматривается ответственность за обучение будущих террористов, которое выражается в форме тренировок, снабжения инструкциями по изготовлению или использованию взрывных веществ, огнестрельного и иного оружия, ядовитых химических и бактериологических веществ, а также по иным техникам и методам совершения террористических актов, направленных как против Итальянского государства, так и против иностранного государства, а также международных учреждений и организаций. За это преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет, притом лицо, которое тренируется с целью терроризма, подлежит такому же наказанию (ч. 2 ст. 270—5 УК).

Поскольку в судебной практике возникают трудности разграничения деяний, связанных с терроризмом, от смежных составов, итальянский законодатель в ст. 270—6 попытался дать разъяснение, какое поведение должно караться по нормам об ответственности за террористическую деятельность.

Расценивается как имеющее террористические цели поведение, которое по своей природе или смыслу может нанести серьезный ущерб стране или международным организациям, и оно совершается с целью:

  • — запугать население и заставить государственные власти или международную организацию совершить или воздержаться от какого-либо действия;
  • — либо дестабилизировать или разрушить основные политические, конституционные, экономические и социальные структуры страны или международной организации;
  • — а также иные действия, определяемые как террористические в международных конвенциях и других нормах международного права, обязательных для итальянского государства.

В сфере борьбы с терроризмом в Италии сохраняется тенденция, которую отметил И. С. Власов: «…в уголовно-правовой области для эффективной борьбы с террористической и мафиозной преступностью итальянский законодатель при разработке законодательства, но этому вопросу следовал главным образом двум тенденциям: с одной стороны, введение в УК ряда новых составов уголовных деликтов с тем, чтобы интенсифицировать уголовную репрессию в отношении криминальных объединений, а с другой — введение и прогрессивное развитие новых методов борьбы с преступностью террористов, а именно: рекомпенсивных норм, предусматривающих „вознаграждение“ для сотрудничающих с правосудием лиц или, иначе говоря, раскаявшихся преступников»[2].

В главе УК «О преступлениях против внутренней безопасности государства» три статьи (276—278) посвящены посягательствам на жизнь, физическую неприкосновенность, свободу, честь, достоинство Президента Республики.

Пожизненным лишением свободы наказывается покушение на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу Президента Республики (ст. 276 УК). Также пожизненное лишение свободы предусмотрено за организацию вооруженного восстания против государственной власти или руководство восстанием. Участие в восстании карается лишением свободы на срок от трех до 15 лет (ст. 284 УК). Восстание признается вооруженным, когда оружие складировано в определенных местах.

Деяние, направленное на провоцирование гражданской войны на территории Итальянской Республики, наказывается пожизненным лишением свободы (ст. 286 УК).

Статья 287 УК предусматривает ответственность за узурпацию политической власти либо продолжение необоснованного пользования ею

и устанавливает санкцию в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет. Такое же наказание грозит каждому, кто необоснованно возьмет на себя главное командование. Если указанное деяние совершается в военное время, виновному грозит пожизненное лишение свободы.

Ряд статей данной главы предусматривает ответственность за различные виды внутренней террористической деятельности. Так, пожизненным лишением свободы карается всякий, кто в целях посягательства на безопасность государства совершает деяние, направленное на разрушение, погром или массовое уничтожение людей на территории государства (ст. 285 УК).

Статья 280 УК предусматривает ответственность за покушение на жизнь или физическую неприкосновенность человека в террористических целях или целях подрыва демократической системы.

В случае посягательства на жизнь наказание установлено в виде лишения свободы на срок не менее 20 лет, а при посягательстве на телесную неприкосновенность — не менее 18 лет.

Если в результате указанных действий наступает смерть потерпевшего, то в случае покушения на жизнь назначается пожизненное лишение свободы, а в случае покушения на здоровье — лишение свободы на 30 лет.

В соответствии со ст. 289—бис похищение человека в террористических целях или в целях подрыва демократической системы наказывается лишением свободы на срок от 25 до 30 лет. Если в результате похищения наступает смерть потерпевшего, которой виновный не желал, то наказание назначается в виде лишения свободы на 30 лет. Если виновный причинит смерть потерпевшему, то ему назначается пожизненное лишение свободы.

Соучастник, который, отказываясь от дальнейшего участия в преступлении, предпринимает меры к освобождению похищенного, наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет.

Ответственность за оскорбление государства и его символов предусмотрена несколькими статьями. Так, публичное оскорбление Республики, законодательных палат парламента, правительства, Конституционного Суда или судебной системы карается лишением свободы на срок от шести месяцев до трех лет (ст. 290 УК).

Такое же наказание назначается за публичное оскорбление вооруженных сил государства (ч. 2 ст. 290 УК).

Публичное оскорбление итальянской нации наказывается лишением свободы на срок от одного года до трех лет (ст. 291 УК).

В соответствии со ст. 292 УК оскорбление национального флага или другого символа государства наказывается лишением свободы па срок от одного года до трех лет.

По смыслу уголовного закона под национальным флагом понимается официальный флаг государства или любой другой флаг национальных цветов. Положения данной статьи распространяются на оскорбление национальных цветов, нанесенных на предметы, не являющиеся флагом. Такая скрупулезная охрана государственных символов заслуживает внимания. Для сравнения отметим, что по уголовному законодательству России ответственность предусмотрена только за надругательство над Государственным гербом или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК РФ).

Глава 3 раздела «О преступлениях против государства» состоит из одной статьи «Посягательства на политические права гражданина» (ст. 294). Текст этой статьи гласит: «Всякий, кто насилием, угрозой или обманом частично или полностью противодействует осуществлению политического права либо принуждает кого-либо к осуществлению этого права вопреки воле лица, наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет».

Глава 4 раздела посвящена преступлениям против иностранных государств, их глав и представителей. Так, за посягательство на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу главы иностранного государства виновный наказывается в случае посягательства на жизнь лишением свободы на срок не менее 20 лет, а в других случаях — лишением свободы на срок не менее 15 лет. Если в результате деяния наступила смерть главы иностранного государства, виновный наказывается пожизненным лишением свободы (ст. 295 УК).

Оскорбление флага или другого символа иностранного государства наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до трех лет (ст. 299 УК). Таким образом, официальные иностранные представители, а также символы иностранного государства достаточно хорошо защищены итальянским уголовным законом.

Следует иметь в виду, что применение уголовно-правовой защиты иностранных представителей и символов иностранного государства осуществляется на основе взаимности в случаях, если иностранный закон гарантирует аналогичную уголовно-правовую защиту главе Итальянского государства или итальянскому флагу. Это указано в ст. 300 УК.

В гл. 5 раздела «Общие положения, имеющие отношение к предыдущим главам» содержится ряд норм, имеющих важное уголовно-правовое значение.

В ст. 301 УК регламентируется ответственность при совокупности преступлений.

Так, когда посягательства на жизнь, физическую неприкосновенность, свободу или достоинство, предусмотренные в предыдущих статьях раздела, подпадают под признаки уголовных правонарушений, описанных в других законодательных актах, применяются те положения, которые устанавливают более суровые наказания. Когда посягательство на жизнь, физическую неприкосновенность, свободу или достоинство признается законом элементом или отягчающим обстоятельством другого уголовного правонарушения, последнее перестает быть сложным уголовным правонарушением, и виновный подлежит различным наказаниям на основании норм о совокупности уголовных правонарушений.

Статья 302 УК предусматривает специальную ответственность за подстрекательство к совершению преступлений, предусмотренных гл. 1 и 2.

Статья гласит: «Всякий, кто подстрекает другое лицо к совершению одного из преступлений, не являющихся неосторожными и предусмотренных гл. 1 и 2 настоящего раздела, за которые закон устанавливает наказание в виде лишения свободы, если предложение не принято либо принято, но деяние не совершено, наказывается лишением свободы на срок от одного года до восьми лет. В любом случае назначается наказание, не превышающее половины наказания, предусмотренного за преступление, к которому лицо подстрекалось».

Публичные призывы к совершению преступлений, предусмотренных в ст. 302 УК, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 12 лет.

Статья 304 УК предусматривает ответственность за заговор с целью совершения одного из преступлений, указанных в ст. 302 УК. Если преступление не совершено, участники заговора наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет. В этой статье устанавливается ответственность только за договоренность о совершении преступления.

Статья 305 УК устанавливает ответственность за объединение трех или более лиц в целях совершения преступлений, указанных в ст. 302 УК. Лица, создающие объединение или руководящие им, наказываются лишением свободы па срок от 5 до 12 лет. За простое участие в объединении предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от двух до восьми лет.

Повышенная ответственность предусмотрена за создание вооруженной банды для совершения указанных в ст. 302 УК преступлений (ст. 306 УК). Лица, создающие, организовывающие такую банду или руководящие ею, наказываются лишением свободы на срок от 5 до 15 лет. Участие в банде карается лишением свободы на срок от грех до девяти лет. Статья 306, как и предыдущие, формулирует так называемый усеченный состав преступления, когда ответственность наступает за сам факт создания объединения, хотя никакое преступление не было совершено. Если же банда или объединение совершили задуманное преступление, ответственность наступает за совокупность преступлений.

Статья 307 УК предусматривает ответственность за укрывательство, снабжение продуктами питания кого-либо из лиц, участвующих в объединении или банде. Такие действия, не являющиеся соучастием в преступлении, наказываются лишением свободы на срок до двух лет. Не подлежит наказанию тот, кто совершает указанные действия в пользу близкого родственника.

Статьи 308 и 309 УК содержат поощрительные нормы, освобождающие от ответственности лиц, которые, являясь организаторами или руководителями, распустили созданное объединение или вооруженную банду, и лиц, которые, являясь рядовыми членами, откажутся от участия в объединении или сдадутся без сопротивления, передав оружие полиции. Также не подлежит наказанию тот, кто воспрепятствует совершению преступления, ради которого было создано объединение или вооруженная банда.

Характеризуя ответственность за преступления против государства в целом, следует отметить значительную детализацию различных видов преступлений и серьезность санкций: за посягательства на жизнь и здоровье политических деятелей Италии, не приведшие к смерти потерпевшего, или причинение тяжкого вреда его здоровью предусматривается лишение свободы на длительные сроки, а во многих случаях совершения преступлений против внутренней безопасности государства (ст. 284—286 УК) абсолютно определенной санкцией является пожизненное лишение свободы.

  • [1] Problemi generali di diritto penale contribute" alia riforma a cura di Vassali G., Milano, 1986.P. 82−83.
  • [2] Власов И. С. Зарубежное законодательство в борьбе с терроризмом / отв. ред. И. С. Власов. М., 2002. С. 108.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой