Взаимосвязь психологических защит и полоролевой идентификации
![Диссертация: Взаимосвязь психологических защит и полоролевой идентификации](https://gugn.ru/work/3091118/cover.png)
Методы исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, метод «поперечных» и «продольных» срезов, методы статистической обработки данных с использованием программного пакета SPSS for Windows vi 1.5. Метод тестирования! включал в себя использование психодиагностических методик: тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс Жизненного Стиля… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты изучения половозрастных особенностей психологических защит
- 1. 1. Понятие о механизмах психологической защиты, их виды
- 1. 2. Психологическая защита как регулятор адаптации
- 1. 3. Возрастные особенности психологических защит
- 1. 4. Половые особенности психологических защит
- Глава 2. Эмпирическое исследование половозрастных и полотипических особенностей психологических защит
- 2. 1. Цель, гипотезы и задачи исследования
- 2. 2. Методика исследования
- 2. 3. Результаты исследования
- 2. 4. Обсуждение результатов
- Выводы
Взаимосвязь психологических защит и полоролевой идентификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы^ Вопросы изучения процессов психической адаптации и места психологическогопола в: ее структуре являются актуальными для/ решения ряда научно-практических проблему связанных с социализацией, регуляцией поведения и психологическим, здоровьем личности.
Закономерности и природа половой дифференциации^ а также связанный с ней комплекс биологических, психологических, социальных^ различий представителей мужского и женского полов есть в сущности междисциплинарная проблема. Пол, являясь фундаментальной характеристикой, обнаруживает свои специфические особенности на всех уровнях функционирования индивида.
Начиная с 70-х годов прошлого века проблеме половых различий посвящается множество публикаций (Ю.Е. Алешина, И. Ю. Борисов, 1984; Ш. Берн, 2002; G.H. Ениколопов, Н.В. Дворянчиков- 2001; Е. П. Ильин, 2004; В. Е. Каган, 1991; A.C. Кочарян, I996- В.М., Русалов, 1993; Л. В: Попова, 1996; И: С. Клецина, 1998; И. С. Кон, 2000; Д. К, Саламова, 2000; W. Masters, V. Johnson, 1972; S. Nolen-Hoeksema, 1987; С.A. O’Heron, J.L. Orlofsky, 1990; R. Koestner, J. Aube, 1995 и др.).
Несмотря на: нарастающие темпы исследований пола в психологии, некоторые аспекты остаются недостаточно изученными. Такое положение обстоит с проблемой изучения полоролевых особенностей в механизмах психологической защиты, которые являются важнейшим регулятором психической адаптации индивида. Механизмы психологической защиты и полоролевая идентификация прослеживают теоретическую взаимосвязь друг с другом, являются составляющими Я-концепции, оказывают влияние на процессы адаптации (P. Cramer, 2002; P. Cramer, S. L Blatt, 1990; РГ Cramer, J. Block, 1998; P. Cramer, R. Gaul, 1988).
Однако проблематика соотношения механизмов психологических защит и аспектов полоролевой идентификации в процессе, становления Я-концепции ребёнка при всей своей теоретической согласованности еще не подвергалась эмпирической! проверке. Этот пробел мы стремимся восполнить, выбрав для изучения половозрастные особенности механизмов, психологических, защит у подростков.
В научной литературе ещё можно встретить, исследования половых различий механизмов психологических защит в младшем школьном (А.П. Королева, 2007), старшем подростковом и раннем юношеском возрастах (Т.В. Тулупьева, 2001; А. Б. Карпов, 2007), но исследования особенностей защитного поведения в младшем подростковом возрасте только начинают проводиться (A.B. Соловьева, 2009). Поэтому младший подростковый возраст является особенно актуальным для изучения половозрастных особенностей защит.
Цель исследования: выявление половозрастных особенностей механизмов психологических защит в подростковом возрасте.
Объект исследования: психологические защиты у подростков, разного пола.
Предмет исследования: взаимосвязь психологических защит и аспектов полоролевой идентификации как важнейших составляющих Я-концепции подростков.
Гипотезы исследования:
1) Существуют половые различия в использовании защитных механизмов в младшем подростковом, старшем подростковом и раннем юношеском возрастах.
2) Существуют полотипические виды защит, которые чаще всего используются представителями мужского и женского полов, независимо от их возраста. Они связаны с усвоением аспектов полоролевой идентификации.
Для достижения поставленной в исследовании цёли и проверки выдвинутых гипотез необходимо решить следующие задачи:.
1. Проанализировать основные источники по проблеме половозрастных особенностей психологических защит.
2. Подобрать методики исследования.
31. Выявить особенностифункционирования психологических затцит в младшем подростковомстаршем подростковоми раннем. юношеском возрастах в соответствии с половыми? различиями.
4. Выделить полотипические виды защит на всех исследуемых возрастных этапах.
5. Проследить взаимосвязь усвоения характеристик полоролевой идентификации и особенностей функционирования различных защитных механизмов. .
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования послужили принципы системного подхода к изучению целостности личности и индивидуальности, (К. А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев^. Л. И. Анцыферова, JI.C. Выготский, А.Н. ЛеонтьевБ.Ф. Ломов, A.B. Петровский, СЛ. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.) — детерминизма (А.Г. Асмолов, Л. И. Божович, С.Л. Рубинштейн) — интеграции социальных и биологических факторов в развитии.
В исследовании мы основывались на системе психической адаптации (1Т.К. Анохин, Ю: А. Александровский), на теории половой дифференциации (В-А. Геодакян), использовали результаты практических исследований полового диморфизма (В.П. Багрунов, Г. В. Залевский, Е. П. Ильин, В.М. Русалов), полоролевой идентификации в отечественной (Н.В. Дворянчиков, В. Е. Каган, A.C. Кочарян и др.) и зарубежной (A.L. Carsrud, R.E. Ingram, С.А. O’Heron, J.L. Orlofsky М.Р. Sanfllipo, A. Heilbrun) психологии.
В основе работы лежат фундаментальные положения о феномене психологической защиты (P.M. Грановская, И.М. Никольская^ Л. Р. Гребенников, Е.Л. ДоценкоЕ.С. Романова, R. Plutchik, H. Kellerman, H.R. Conte, A. Freud, S. Freud и др.), a также исследования половых различий в механизмах психологической защиты в отечественных (Т.В. Тулупьева, А.Б. КарповA.B. Соловьева) и взарубежных исследованиях (DBramel, L. Brody, P. Cramer, К. Parkes).
Кроме того, учитывались теоретико-методологические и* методические требования к проведению и оформлению психологических исследований (А.Ф. Ануфриев, A.A. Бодалев, K.M. Гуревич, В. В. Столин и др.).
Методы исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, метод «поперечных» и «продольных» срезов, методы статистической обработки данных с использованием программного пакета SPSS for Windows vi 1.5. Метод тестирования! включал в себя использование психодиагностических методик: тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс Жизненного Стиля» Келлермана-Плутчика-Конте (адаптация Л.Р. Гребенникова), методика «МиФ» (маскулинность и фемининность) (Н.В. Дворянчиков), методика «ФПО» (фигура-поза-одежда) (Д.К. Саламова), опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ-26) (В.М. Русалов), опросник «Большая пятерка» (Big 5) Р. Мак-Крея и П. Коста (адаптация М. В. Бодунова и С.Д. Бирюкова).
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью исходных позицийприменением методов, адекватных цели и задачам исследованиякорректным использованием статистического аппарата для обработки полученных данныхдостаточным объемом выборки испытуемыхсодержательным анализом диагностических процедурсогласованностью теоретических положений с результатами эмпирического исследования.
Эмпирической базой исследования являются результаты обследований 247 человек, среди которых были учащиеся шестых классов средних общеобразовательных школ (№№ 1, 13, 15) и воспитанники муниципального учреждения дополнительного образования детей «Станция* юных техников» г. Электростали, всего 147 человек. Испытуемые обследовались каждый год в течение 2-х лет: с 2007 по 2008 гг. Кроме того, на начальном этапе исследования: в" качестве групп сравнения были привлечены, 50 учащихся девятых классов и 50 учащихся одиннадцатых классов.
Научная новизна исследованияопределяется! тем, что была выявлена половозрастнаяспецифика: функционирования психологической защитына нескольких возрастных этапах: в младшем подростковом, старшем подростковом и раннемюношескомвозрастах. Исследовано соотношение формально-динамических и личностных особенностей' с функционированием механизмов психологической защиты и рассмотрена взаимосвязь усвоения характеристик полоролевой идентификации с особенностями функционирования защитных механизмов. Кроме того, выполнена половая типолошзация видов психологической защиты.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучение связи между характеристиками полоролевой идентификации и защитными механизмами дает возможность по-новому и более тонко взглянуть на механизмы онтогенеза и полового диморфизма защит. Динамика защитных механизмов в онтогенезе обнаруживает их тесную связь с усвоением социальных эталонов и стереотипов полоролевого поведения: Подобная постановка вопроса позволяет значительно расширить теоретические познания о роли защитных механизмов в поддержании позитивной Я-концепции, обеспечении и регуляции адаптационных процессов: Дальнейшие исследования особенностей механизмов психологической защиты у представителей обоих биологических полов должны вестись в направлении системного и интегративного изучения тендерных особенностей самосознания;
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут иметь выраженное практическое значение для работы школьных психологов с детьми и подростками. Теоретические и эмпирические данные, полученные в процессе исследования, позволяют расширить^ иуглубить содержание соответствующих разделов в учебных курсах по общей психологии и психологии^ личности, могут быть, использованы в преподавательской деятельности. Полученные статистические данные могут служить основой-для дальнейшего расширенного исследования по рассматриваемой проблеме.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Существуют половые и возрастные различия в< использовании защитных механизмов^ в младшем подростковом, старшем подростковом и раннем юношеском возрастах. Наибольшая, интенсивность и репертуар использования психологических защит отмечаются в младшем подростковом возрасте и больше выражены у девочек.
2. Существуют полотипические виды защит, которые чаще всего используются представителями мужского (подавление и интеллектуализация) и женского (регрессия, реактивное образование, компенсация) полов, независимо от их возраста. Использование полотипических видов психологических защит связано с особенностями характеристик полоролевой идентификации (маскулинностью у мальчиков и фемининностью у девочек).
3. На протяжении подросткового возраста интенсивность полотипических психологических защит у подростков мужского пола (подавление и интеллектуализация) имеет тенденцию к повышению, а выраженность полотипических защит у подростков женского пола (регрессия, компенсация, реактивное образование) снижается с возрастом.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования представлены на конференциях и конгрессах: X Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в России: медико-психологический аспект» (Калуга, 2005) — XVII Мировой Конгресс по Сексологии (Монреаль, Канада, 2005) — XII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2005» (Москва, 2005) — Российская научно-практическая конференция «Бехтерев В. М. и современная психология» (Казань, 2005) — I Общероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (Москва, 2006) — Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2009) — II Международная научно-практическая конференция «Психология совпадающего поведения» (Кострома, 2010).
Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета.
Результаты и выводы настоящей работы внедрены в программу консультативной и исследовательской работы психологов средней общеобразовательной школы № 15 г. Электростали. Результаты исследования вошли в состав учебно-методического комплекса по дисциплине «Психология личности» для студентов, обучающихся по специальности 20 400 (30 301.65) «Психология» в Московском экономическом институте и используются в преподавании.
По материалам исследования опубликовано 18 научных работ, 2 из которых в перечне журналов, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.
Структура диссертации отражает общую логику исследования, состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, выводов, заключения, списка использованной литературы включающей 167 наименований, (из них 65 на иностранных языках), и приложения. Текст диссертации изложен на 154 страницах машинописного текста. Работа содержит 20 таблиц, 9 рисунков.