Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические особенности становления будущего педагога как субъекта здорового образа жизни

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо отметить, что негативное влияние стрессовых ситуаций на организм, в дальнейшем и формирование дистресса, исследованы в ряде стран многими учеными, но вопросы, касающиеся формирования стресса у старших школьников, подготовки школьников старших классов к качественному выполнению учебной деятельности в стрессовых ситуациях при максимуме нагрузок общеобразовательной школы с дополнительным… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НАУЧНО — ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА КАК СУБЪЕКТА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
    • 1. 1. Категории здоровья и здорового образа жизни в философском, психологическом и педагогическом аспектах
    • 1. 2. Теоретическая модель здорового образа жизни
    • 1. 3. Особенности личности как компонента становления субъекта здорового образа жизни. ^
    • 1. 4. Концептуальная модель психолого-педагогических особенностей становления личности будущего педагога как субъекта здорового образа жизни. и
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
  • РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА КАК СУБЪЕКТА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
    • 2. 1. Диагностика позиции личности будущего педагога при становлении его субъектом здорового образа жизни
    • 2. 2. Педагогическая система воспитания будущего педагога как субъекта здорового образа жизни
    • 2. 3. Результаты формирующего эксперимента по использованию психолого-педагогических особенностей в процессе становления личности будущего педагога как субъекта здорового образа жизни
  • Выводы по второй главе

Психолого-педагогические особенности становления будущего педагога как субъекта здорового образа жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее время наиболее актуальной проблемой в современном обществе являются психолого-педагогические аспекты здоровья подрастающего поколения. Особое внимание привлекают вопросы, касающиеся формирования здорового образа жизни. В связи с этим нас особо интересуют представители педагогической профессии. Во-первых, условия труда для данной профессиональной группы характеризуются повышенными эмоциональными затратами, наличием стрессогенных факторов, усиленными физическими нагрузками, что приводит к эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации. Во-вторых, педагог принимает непосредственное участие в воспитании подрастающего поколения, отвечает за формирование мотивационной структуры личности учащегося, ценностных установок, идеалов, мировоззрения. Поэтому проблема формирования здорового образа жизни у будущих педагогов приобретает особо важное значение.

Одной из актуальных проблем общеобразовательных школ на сегодняшний день является вопрос сохранения здоровья, повышения и восстановления работоспособности школьников в течение года, а также привитие навыков ведения здорового образа жизни учащимся. Выполнение задач, связанных с решением этой проблемы, невозможно без творческого комплексного подхода к этим вопросам, без совместной, слаженной работы всех специалистов, принимающих участие в общеобразовательном процессе, который направлен на личностно-ориентированное обучение.

Конечно, вопрос о здоровье, здоровом образе жизни школьников, обеспечении оптимальных условий в учебной деятельности неоднократно поднимался как самими педагогами, так и представителями других специальностей: физиологами, педиатрами, психологами, гигиенистами, -однако решение этих вопросов специалистами различных отраслей не обеспечивает единого комплексного подхода к пониманию и решению этой проблемы. Сегодня здоровье детей как цель профессиональной деятельности объединяет разных специалистов. Медицинские работники вносят большой вклад в разработку данной проблемы, но ученые-педагоги отмечают: система образования может и должна явиться не менее важным фактором здравоохранения, чем медицина. Особенно это касается вопросов профилактики психического, личностного здоровья, проблем поведения [132, с.13].

Разрозненное существование медицины и психологии привели к тому, что роль личности в генезе заболеваний недооценивается (Шумаков В.М., Шмаков A.B., 1988; ЛисицинЮ.П., 1994; Коган В. З., Барсукова Н. К., 1995).

Не в достаточной мере изучено воздействие психосоциальных факторов на поведение и образ жизни (Викторийская Декларация «Здоровое Сердце», 1992, КанадаКовалев Г. А., 1993).

Результаты исследований за последние годы показали, что у 90% детей наблюдается состояние хронического стресса или затянувшегося межличностного конфликта, а именно: высокая тревожность, повышенная импульсивность или признаки депрессивного состояния, меланхолия, хроническая усталость, отсутствие интереса к делу, плохой сон, нарушение аппетита, плаксивость, ощущение беспомощности, дезадаптации — все это приводит к психосоматическим нарушениям. Такие состояния необходимо выявлять и оказывать своевременно высокопрофессиональную помощь. За период пребывания в начальной школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения, в 3 раза — патология нарушения органов пищеварения и мочевыводящих путей, в 5 раз — нарушение осанки, в 4 раза — нервнопсихических расстройств. Исследования возрастных физиологов, гигиенистов показывают тревожные симптомы состояния здоровья и физического развития детей. Из них наиболее частыми у детей являются нарушения в опорно-двигательной, центральной нервной и сердечнососудистой системах. Увеличение количества терратогенных факторов, провоцирующих снижение общего уровня здоровья детей в период с младшего школьного возраста вплоть до окончания школы, обеспечивает рост числа хронических заболеваний, который отражается в показателях статистики.

В отчете Министерства образования России за 2005/06 учебный год отмечается резкое снижение уровня здоровья школьников: лишь 10% выпускников школ имели нормальное физическое развитие и здоровье, а к 2007 году их число составило 5% [148, с. З].

В последние годы в медицинской, педагогической и психологической литературе все более активно обсуждаются вопросы, касающиеся серьезных проблем здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. В 90-х годах, по статистическим данным, возрос процент детей с врожденными патологиями, нарушениями и отклонениями в развитии личности, эмоционально-волевого поведения, нуждающихся в специализированной помощи. По данным исследования Министерства зравоохранения, из каждой тысячи родившихся на первый год жизни умерло 20 детей. Лишь 14% детей сегодня практически здоровы, в то же время половина имеет отклонения в состоянии здоровья, а 35% страдают хроническими заболеваниями [147, с.6].

В начале XXI века в России были опубликованы официальные данные государственной статистики, говорящие о том, что:

— на 100 тысяч детей до 14 лет ежегодно приходится около 67 тысяч случаев заболеваний;

— ежегодно до 85% выпускников 10−11 классов имеют те или иные нарушения здоровья, в том числе хронические заболевания;

— высока заболеваемость нервно-психической системы (каждый третий школьник имеет отклонения от нормы) [124, с. 5,13].

Указанное число заболеваний год от года увеличивается.

Немаловажным фактором в процессе обучения является высокий уровень трудности содержания учебного материала, что влечет за собой значительную интенсификацию мыслительной деятельности учащихся. В общеобразовательной школе клинически выраженные формы психических болезней учащихся, как правило, не встречаются, но нередки пограничные состояния, некоторые функциональные отклонения, которые влияют на работоспособность и утомляемость учащихся, а также на показатели здоровья в целом. Поэтому перед специалистами возникает новая задачавыявление этих отклонений на донозологическом уровне (Глушкова Е.К., Орлова Е. В., ЗеллисЖ.Н., 1993) и привитие навыков ведения здорового образа жизни учащимся, восстановление полной работоспособности, профилактика утомляемости учеников в учебном процессе общеобразовательной школы.

Одними из первых обратили внимание на эту проблему в нашей стране на 1 Российской научно-практической конференции 1995 года «Здоровье и образование» (Москва, ноябрь 1995 г.). По данным материалов конференции, общий эмоциональный стресс впервые обнаруживается у 86% первоклассников, который к 10-му классу трансформируется у подростков в невротические реакции сомато-вегетативного (82,7%), астенического (60,9%), гипердинамического (34,6%), фобического (56,4%) типов.

В современных условиях на школьников воздействует большое количество факторов, негативно сказывающихся на их здоровье, а следовательно, и на их работоспособности и утомляемости. Постоянное изменение школьных программ, увеличение количества учебных часов, профориентационная специализация и подготовка первого уровня — лицея, другие постоянно действующие на организм перегрузки — все это неблагоприятно влияет как на соматическое, так и на психическое здоровье учащихся. Особенно велика нагрузка на учеников старших, выпускных, классов. В течение учебного года идет подготовка к поступлению в высшие и средние учебные заведения, что оказывает дополнительную и физиологическую, и психологическую нагрузку на ученика старшего класса. В связи с этим происходит постоянное ухудшение психологического комфорта, которое в дальнейшем приводит к увеличению нервнопсихических расстройств.

Необходимо отметить, что негативное влияние стрессовых ситуаций на организм, в дальнейшем и формирование дистресса, исследованы в ряде стран многими учеными, но вопросы, касающиеся формирования стресса у старших школьников, подготовки школьников старших классов к качественному выполнению учебной деятельности в стрессовых ситуациях при максимуме нагрузок общеобразовательной школы с дополнительным обучением профессии, изучены недостаточно. Следует заметить, что в современной школе не отработана система методов профилактики и приемов индивидуальной защиты школьников от воздействия стресса, способы восстановления. В современной литературе недостаточно работ, направленных на интеграцию психологических, педагогических, медицинских исследований, которые бы включали в себя комплексный подход к изучению качественных показателей здоровья, работоспособности, образа жизни, мотивации к обучению, успеваемости, а также особенностей формирования здорового образа жизни.

Оптимизация учебного процесса, при рациональном использовании передовых методов в учебной работе, невозможна в полной мере, если организация обучения не предусматривает возможности дифференцированного подхода в обучении к учащимся. Об этом свидетельствует ряд работ (Бережков Л.Ф., 1982; Боровская Н. Е., 1996), в которых было отмечено отсутствие должного внимания к индивидуальной работоспособности детей в практике обучения и недостаточный учет этих особенностей со стороны педагогов, что приводит к стрессовым состояниям учащихся, к их невротической усталости, переутомлению (Антонова Л.Г., Сердюковская Г. Н., 1995).

В литературе недостаточно работ, посвященных изучению новой формы обучения старшеклассников общеобразовательной школы с профессиональной специализацией, где 11 класс является одновременно первым годом обучения в среднем или высшем учебном заведении. Каким образом влияет двойная нагрузка на учащихся этого возраста, какой образ жизни ведут будущие студенты и какие и как применяют сберегающие методики в отношении своего здоровья — все эти вопросы актуальны в нашем обществе как никогда, так как от этого зависит здоровье нашей нации и будущее России.

К настоящему времени разработано много педагогических проектов для решения проблемы формирования основ здорового образа жизни человека. Опубликованы работы, которые базируются на широком использовании ценностей физической культуры в образовательном процессе будущих педагогов [17, 25, 36, 100, 136]. Многие из этих проектов прошли многолетнюю проверку в естественных и экспериментальных условиях, что является гарантом их нацеленности и эффективности. Однако, как неоднократно было показано [92, 110], значительная часть педагогов, осознавая важность формирования здорового образа жизни, не владеет в полной мере средствами и методами достижения этих целей, а также имеет весьма расплывчатые знания и представления о сущности здорового образа жизни.

В некоторых работах это обстоятельство объясняется тем, что образовательному процессу не придается личностно значимый смысл, поэтому происходит формальное и фрагментарное усвоение знаний. Рекомендации по оздоровлению образа жизни воспринимаются не как субъективные, личностно значимые, а как навязанные, привнесенные извне и поэтому необязательные для применения [47, 74, 119]. Такое понимание проблемы здорового образа жизни в обществе может привести к критической ситуации, так как за годы реформ в стране практически не велась пропаганда здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта. «Не был сформирован идеал здоровья как важнейшей составляющей здорового образа жизни. Здоровый образ жизни людей не приобрел нравственной ценности и меры в качестве одного из направлений государственной политики» (Выступление Президента РФ на заседании Госсовета — 30.01,2002)[149, с.2].

Отметим также, что, наряду с изложенным, очень заметно отсутствие образовательных программ в профессиональной подготовке будущих учителей, направленных на освоение и применение технологий формирования системы здорового образа жизни как у себя, так и у будущих учеников.

Все это доказывает, что в настоящее время проблема обеспечения здоровья учащихся, формирования здорового образа жизни молодежи в образовательной среде стала одной из важнейших. Сложившаяся проблемная ситуация, по мнению ряда ученых, является следствием неразработанности психолого-педагогических особенностей становления образовательного процесса в освоении системы здорового образа жизни.

Поэтому проблема становления будущих педагогов как субъектов здорового образа жизни в настоящее время является актуальной и своевременной.

Исследование данной проблемы разрешает противоречия между:

— уровнем научных (психологических, педагогических, медицинских) трудов в области здоровья школьника и недостаточной изученностью данного вопроса в контексте комплексного подхода всех специалистов, принимающих участие в общеобразовательном процессе;

— общепринятым распространенным пониманием здоровья, о котором судят по наличию или отсутствию болезней организма или психики, и наличием множества переходных состояний, в которых компенсаторные возможности организма снижены и появляются объективно не выраженные функциональные, биохимические или психические изменения;

— имеющейся системой теоретических исследований в области изучения здорового образа жизни школьников и недостаточной разработанностью механизмов её внедрения в педагогический процесс;

— востребованностью обществом изучения психолого-педагогических особенностей становления личности будущего педагога как субъекта здорового образа жизни и недостаточной разработанностью данной проблемы, отсутствием социально-психологических технологий и механизмов формирования у будущих педагогов навыков здорового образа жизни.

Недостаточная теоретическая и практическаяразработанность проблемы, а также выявленные противоречия определили тему настоящего исследования:

Психолого-педагогические особенности становления будущего педагога как субъекта здорового образа жизни.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого — педагогические особенности и механизмы становления личности будущего педагога как субъекта здорового образа жизни.

Объект исследования — учащиеся педагогического лицея и студенты первого курса педагогического вуза.

Предмет исследования — психолого-педагогические особенности становления будущего педагога как субъекта здорового образа жизни. Задачи исследования:

1. Выделить основные позиции личности как компонента становления будущего педагога субъектом здорового образа жизни.

2. Выявить основные психолого-педагогические особенности становления личности как субъекта здорового образа жизни.

3. Разработать механизмы становления личности будущего педагога как субъекта здорового образа жизни.

4. Оценить степень действенности содержания, форм и методов психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, способствующего становлению личности будущего педагога как субъекта здорового образа жизни.

Гипотеза исследования. В процессе решения поставленных задач мы исходим из того, что становление будущего педагога как субъекта здорового образа жизни будет осуществляться более эффективно в том случае, если:

— разработать теоретическую модель здорового образа жизни, которая позволит подходить к заданной проблеме комплексно, применяя основополагающие психолого-педагогические принципы системности, непрерывности и последовательности, интегративной связи, личностно-ориентированной и активной деятельностной организации образовательного процесса;

— обозначить и изучить позиции личности будущего педагога по отношению к проблеме здорового образа жизни;

— выделив особенности и механизмы становления личности будущего педагога как субъекта здорового образа жизни, разработать психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, позволяющее обеспечить становление личности будущего педагога и учитывающее факторный, ценностно-мотивационный, эмоциональный, личностный, когнитивный, поведенческий, установочный, образовательный компоненты.

Теоретико-методологической основой проведенного исследования являются классические и современные работы психологов и педагогов как отечественной, так и зарубежной науки, раскрывающие закономерности развития человека.

К ним, в первую очередь, относятся результаты исследований таких выдающихся ученых, как Сухомлинский В. А, Ушинский К. Д., наших современников — Амонашвили Ш. А., Бабанского Ю. К., Караковс-когоВ.А., ДавыдоваВ.В., Эльконина Д. Б., новые подходы и технологии в обучении (Беспалько В.П., Сластенин В. А. и др.), оценки «влияния физической активности на здоровье (Апанасенко Г. П., Бальсевича В. К., Зайцева Г. К. и др.).

Рассматривая учение о человеке с позиций здорового образа жизни, мы базировались на положениях Амосова H.A., Анохина П. К., Граевской Н. Д., Казначеева В. П., Щедрина А. Г. и др., здоровьесберегающего образования (Гершунский Б.С., Дубровский В. И., Колбанов В. В, Татарникова Л. Г. и др.).

Рассматривая здоровье как одну из составляющих сформированной личности, определяющую внутреннюю мотивацию человека, мы опирались на концепции Ломова Б. Ф., Божович Л. И., Ухтомского A.A., Левина К., Леонтьева А. Н., Личко А.Е.

Методы исследования. Автором использованы следующие методы: теоретические — анализ философской, социологической, психолого-педагогической, биологической и медицинской литературы, моделирование, обобщение, сравнение, систематизация, классификация теоретических и практических положений изучаемой литературыэмпирические — анализ документов, практики использования нормативных документовразличные виды опроса: интервьюирование, анкетирование, метод клинической беседыконстатирующий эксперимент, направленный на диагностику личностных особенностей будущих педагогов, а также на изучение ценностно-мотивационных ориентации учащихсяформирующий эксперимент с целью апробации концепции психолого-педагогического сопровождения, выступающего в качестве условия становления будущего педагога как субъекта здорового образа жизниконтрольный констатирующий эксперимент для оценки эффективности программы формирующего эксперимента на основе количественного и качественного анализа его результатовпсихологические — автоматизированный русскоязычный вариант теста «16РР» Кеттелла, содержащий 105 вопросовопросник Лири, предназначенный для выявления преобладающего типа отношений к людям в самооценкедля исследования системы ценностных ориентации была использована методика Рокича, адаптированная Гоштаутасом А., Семеновым А. А. и Ядовым В. А., форма «Е», модифицированная Леонтьевым Д.А.- педагогические — экспериментальное обучение и обобщение опыта, моделирование ситуационных задач и анализ конкретных ситуацийстатистические методы — методика «Факторный анализ», анализ эмпирического материала с использованием статистического пакета программ САС, позволяющего провести дисперсионный, корреляционный, регрессионный анализ с определением толерантности рассматриваемых качеств.

Этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа с 2003 по 2007 гг.

На первом этапе (2003;2004 гг.) проводилась работа по изучению и анализу философской, психологической, педагогической, медицинской и социологической литературы по вопросам исследования с целью отслеживания тенденций развития образования в области сохранения здоровья учащихся при реформации и интенсификации учебного процесса. С этой целью проводилось осмысление методологических основ исследования, формулировалась рабочая гипотеза, программа эмпирической проверки гипотезы, определялись цели и задачи исследования.

На втором этапе (2004;2005 гг.) осуществлялось практическое исследование проблемы, отбор методик, проведение констатирующего эксперимента, разработка содержания психолого-педагогического сопровождения становления личности как субъекта здорового образа жизни.

На третьем этапе (2005 — 2006 гг.) проводились апробация материалов исследования, формирующий эксперимент, в котором были реализованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни будущего педагога. Разрабатывались практические рекомендации и предложения. Были проведены анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, сформулированы основные выводы, подтвердившие состоятельность гипотезы.

На четвертом этапе (2006 — 2007 гг.) осуществлялось научное оформление диссертации, публиковались основные итоги исследования, проводилась комплексная апробация результатов исследования в образовательных системах.

Опытно-экспериментальной базой исследования были педагогический лицей (г. Таганрог), Таганрогский государственный педагогический институт.

Научная новизна исследования:

1. Разработана комплексная теоретическая модель здорового образа жизни.

2. Выявлен, теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс психолого — педагогических особенностей, способствующих эффективному формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни будущего педагога, которые заключаются в активном образе жизни (по факторному компоненту), положительном стиле жизни по отношению к собственному здоровью (по ценностно-мотивационному компоненту), наличии выраженного позитивного настроения (по эмоциональному компоненту), наличии положительной установки на ведение здорового образа жизни (по установочному компоненту) и др.

3. Определена система клубной деятельности как сопровождение образовательного процесса, ориентированного на формирование «здоровой личности» будущего педагога. Данная система включает в себя следующие механизмы: тестирование личностных особенностей, проблемные методы обучения, эвристические беседы, дискуссии, тренинговые занятия, развитие рефлексивных навыков, применение элементов арт-терапии, сказко-терапии, игро-терапии, психодрамы.

4. Апробирована в соответствии с выделенными позициями личности будущего педагога как субъекта здорового образа жизни система клубной деятельности.

Теоретическая значимость. Разработаны и впервые представлены в виде целостной системы теоретическая модель здорового образа жизни и психолого — педагогические особенности формирования здорового образа жизни у будущего педагога с учетом выделенных позиций личностиразработана система механизмов формирования личности учащегося и студента как субъектов здорового образа жизни.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нём разработаны и апробированы:

— система диагностических методик, направленная на изучение позиций личности как компонента здорового образа жизни;

— методы и формы работы формирования личности будущего педагога как субъекта здорового образа жизни в рамках клубной деятельности;

— методические рекомендации по ведению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, его влиянию на формирование у будущего педагога здорового образа жизни.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются:

— методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования;

— общей логикой исследования и целостным подходом к решению проблемы;

— подбором комплекса диагностических методик и корректной организацией опытно-экспериментальной работы;

— репрезентативностью выборки респондентов и статистическими методами обработки полученных в ходе исследований экспериментальных данных;

— результатами экспериментальной работы, практическим подтверждением основных положений исследования.

Апробация результатов исследования.

Теоретические и экспериментальные материалы обсуждались на заседаниях:

— кафедры психологии Таганрогского государственного педагогического института;

— кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии ЮФУ.

Основные положения и результаты диссертационной работы были представлены в коллективной монографии Юрова А. К., Розина В. М. и др. «Тексты в образовательном пространстве современной высшей школы» и на научно-практических конференциях:

— Всероссийской научно-практической конференции «Развивающийся человек в пространстве культуры: психология гуманитарного знания» -г. Тула, 26−27 октября 2004 год;

— 58-й Итоговой научной конференции молодых ученых — г. Ростов-на-Дону, 23 апреля 2004 год;

— 59-й Итоговой научной конференции молодых ученых — г. Ростов-на-Дону, 22 апреля 2005 года;

— Региональной научно-практической конференции ОУ СПО «Формирование здоровьесберегающей среды в системе образования» — г. Ростов-на-Дону, 20 мая 2005 года;

— 50-й Научной конференции молодых ученых ТГПИ, г. Таганрог 23 мая 2006 года;

Материалы исследования используются в лекционных курсах «Психология здоровья», «Психология профессионального образования», «Педагогическая психология», читаемые студентам Таганрогского государственного педагогического института. Положения, выносимые на защиту:

1. Комплексная теоретическая модель здорового образа жизни включает факторный, ценностно-мотивационный, эмоциональный, личностно-оценочный, когнитивный, образовательный, поведенческий, установочный компоненты.

2. Основными позициями личности будущего педагога, обеспечивающими его становление как субъекта здорового образа жизни, являются эмпатийная, рефлексивная, регуляторная, коммуникативная, интеллектуальная.

3. Психолого-педагогическими особенностями становления личности будущего педагога как субъекта здорового образа жизни являются активный образ жизни (по факторному компоненту), положительный стиль жизни по отношению к собственному, здоровью (по ценностно-мотивационному компоненту), наличие выраженного позитивного настроения (по эмоциональному компоненту), наличие положительной установки на ведение здорового образа жизни (по установочному компоненту) и др.

4. Эффективным механизмом процесса становления личности будущего педагога как субъекта здорового образа жизни является клубная деятельность как система психолого-педагогического сопровождения. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,.

Выводы по второй главе.

1.С помощью проведенной анкеты по определению предпочитаемого образа жизни были выделены контрольная и экспериментальная группы, по результатам проведенных методик «Факторы риска» и «Ценностные ориентации» Рокича можно сказать, что в экспериментальной группе присутствуют факторы риска в большей степени, чем в контрольной, категория здоровья в иерархии ценностей занимает из 18 возможных занимает 15 место.

2.В экспериментальной группе с помощью методик Кэттелла и Лири были выделены 5 личностных позиций по отношению к здоровому образу жизни, с учетом которых проведена коррекционная работа.

3.В качестве механизмов формирования позиций здорового образа жизни мы использовали следующие формы работы: факторный компонентделовая игра, элементы арт-терапии, рефлексииоценочно-мотивациоиный компонент — проведение тренингов, эвристическае беседаэмоциональный компонент — рефлексия, аутотренинг, элементы психодрамы, игро-терапииличностно-оценочный компонент — сказко-терапия, арт-терапия, игро-терапия, элементов психодрамы, тренинг, рефлексиякогнитивный компонент — деловые игры, дискуссии, эвристическая беседа, установочный компонент — рефлексия, тренинги, клубная деятельность, поведенческий компонент — рефлексия, тренинги, элементы психодрамы, арт-терапии, телесной терапииобразовательный компонент все перечисленные методы работы.

4.По результатам коррекционной работы частота выраженности факторов риска уменьшилась, здоровье как ценность перешла в категорию предпочитаемых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью нашей работы являлась разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психолого — педагогических особенностей и механизмов становления личности будущего педагога как субъекта здорового образа жизни.

Применяя теоретические, эмпирические, психологические, педагогические, статистические методы исследования," были реализованы задачи исследования и гипотеза нашла свое подтверждение в представленной работе.

Реализуя этапы планируемого исследования нами подведены следующие итоги:

1.В результате проделанной работы нами была доказана эффективность в становлении личности будущего педагога как субъекта здорового образа жизни следующих методологических аспектов:

— комплексный подход к проблеме здорового образа жизни, -применение в коррекционной работе основополагающих психолого-педагогических принципов системности, непрерывности и последовательности, интегративной связи, личностно-ориентированной и активной деятельностной организации образовательного процесса.

2. Нами были выделены и разработаны в рамках теоретической модели здорового образа жизни следующие компоненты: факторный, ценностно-мотивационный, эмоциональный, личностно-оценочный, когнитивный, установочный, поведенческий, образовательный.

3. Выявлен, теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс психолого — педагогических особенностей, способствующих эффективному формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни будущего педагога, а именно: факторный (активный образ жизни, соблюдение режима, владение собой, наличие самодисциплины) — ценностпо-мотивационный (включает в себя наличие личности, демонстрирующей образцы здорового образа жизни, отсутствие перегрузок, наличие положительного стиля жизни по отношению к здоровью, формирование ответственности за свое здоровье, обеспечение понимания роли здоровья для полноценной, успешной жизни) — эмоциональный компонент (состоит из оптимистичного отношение к окружающему миру, умения управлять своими эмоциональными состояниями, наличием стенических эмоций) — когнитивный (наличие комплексного обобщения, обладание критичностью ума, единство памяти и мышления, возможность самостоятельного целеообразования) — личностно-оценочный (эмпатийная, рефлексивная, коммуникативная, интеллектуальная, регуляторная личностные позиции) — установочный (наличие положительной установки на ведение здорового образа жизни, совокупность познавательных установок, выделение смысловых, целевых и операциональных установок) — поведенческий (принятие социально-одобряемых норм поведения по отношению к здоровому образу жизни, наличие идеального образа ведения здорового образа жизни, умение принимать помощь других, осмысливание и рефлексирование поведенческих актов, осуществление самоконтроля своего поведения) — образовательный (наличие образовательного минимума, умение самостоятельно работать с литературой, стремление, желание самостоятельно продолжать обучение, наличие способности к самопознанию, самообразованию, наличие внутреннего интеллектуального стимула).

4. Определено научно — обоснованное содержание психолого-педагогических особенностей формирования здорового образа жизни в общеобразовательном процессе с применением нового комплекса методов работы, ориентированных на формирование «здоровой личности», таких как: тестирование личностных особенностей, проблемные методы обучения, эвристические беседы, дискуссии, тренинговые занятия, развитие рефлексивных навыков, применение элементов арт-терапии, сказко-терапии, игро-терапии, психодрамы.

5. Определены варианты реализации интегративной взаимосвязи специалистов школы: администрации, классных руководителей воспитателей), учителейпредметников, медицинского работника, социального педагога, психолога.

В перспективе планируется исследование таких вопросов, как разработка комплекса программ по воспитанию не только будущего педагога, но и старшеклассника массовой школы, выделение особенностей психолого-педагогических условий становления будущего педагога школьника и студента педагогического вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , H.H., Аишарин, И.И., Степанова, Г. Б. Здоровье как ценность и предмет научного познания // Мир психологии. Текст. 2000, № 1. с.68−75.
  2. .А., Баевский P.M., Берсопева А.П. II Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Текст. -Запорожье, 1988, с.123−132.
  3. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под ред. Д.В. Колесова- НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. Текст. -М.: Педагогика, 1987. 148с.
  4. Аделаидские рекомендации: здоровая общественная политика, укрепление здоровья. Текст. 183−186, 1988 г. (англ.)
  5. A.A. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в молодом возрасте. Текст. М.:Медицина, 1987. — 77с.
  6. И.Э. Гигиеническое обоснование организации учебного процесса гимназии: Автореф. дисс. канд. мед. наук. Текст. Нижний Новгород, 1998.-25с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания // Избранные психологические труды в 2-х т. / Под ред. А. Бодалева, Б.Ломова. -Т.1. Текст. М.: Педагогика, 1980. — 213 с.
  8. А. Психологическое тестирование. Текст. М.: Педагогика, 1982. Кн. 1, с. 31.
  9. M.B., Манке Г. Г., Бородкина Г. В. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // Педагогика. Текст. 1996, № 5, с.19−23
  10. НАпанасенко Г. Д. Валеология: право на самостоятельность // Мед. газ., Текст.- 1996,11 окт., с. 10−11.
  11. ЗАртюшова Л.П., Пожарская E.H. Использование индивидуально -психологических показателей в учебно воспитательном процессе / НМД образования. Текст. — Ростов н/Дону, 1995. — 77с.
  12. А.Г. Основные принципы психологического анализа и теории деятельности. // Вопросы психологии. Текст. 1982. № 2, с. 7.
  13. А смолов А. Г., Барцалкина В. В., Бодалев A.A., Болдырева С. К., Зилчелко В. П., Сайко Э. В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции. // Мир психологии, Текст. -2000, № 1, с.3−11.
  14. .Ц. Методика преподавания психологии. Текст. М.:Владос, 2004. — 302 с.
  15. П.Баевский P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации // Вестн. АМН СССР. Текст. 1989, № 8, с. 73−79.
  16. H.A., Барбараш С. Т. Очерки поведенческой психологии и здоровья. Текст. Кемерово, 1995. -218с.
  17. В.Н., Губайдулыла Т. Х., Калиберлый В. В. Влияние нетрадиционных форм обучения на здоровье детей // Гигиена и санитария. Текст. 1996, № 5, с. 20−22.
  18. Т.С., Дутов В. И. Использование математических методов в прогнозировании эффективности деятельности. Физиология экстремальных состояний и индивидуальная защита человека. // Т докл., Текст.-М.- 1986, с. 393.
  19. О.М. Социально-психологические особенности мотивации сохранения и укрепления здоровья у старшеклассников: Автореф. Дис. на соискание уч.степ.канд.псих.наук: 19.00,05. Текст. — Ярославль, 2002. -26−44 с.
  20. С.С. Психодиагностика и проблемы психолого-профессиональной консультации. Диагностика профессиональной и познавательной способностей. Сб. научн. труд. Текст.'- М. 1988, с.213−225.
  21. H.A., Магамед Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. Текст. — М., 1991, -219с.
  22. A.M., Дюкова V.M., Ступа М. В. Психосоциальные факторы и болезнь. //Советская медицина. Текст. 1988, № 3, с.46−51.
  23. ЪХ.Велътищев Ю. Е. Концепция риска болезни и безопасности здоровья ребенка. Приложение к журналу «Российский вестник перинатальной патологии и педиатрии». Текст. М. — 1994.
  24. А. Ф. Методологические и теоретические проблемы современной психологии. Сб. научн. трудов. Текст. М. — 1988, с.49−57.
  25. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. Текст. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 288 с.
  26. ЗА.Вульфсон Б. Л. Развитие образования в современном мире // Педагогика. Текст. 1996, № 6, с. 107−113.
  27. JI.C. Детская психология. Текст. М.: Педагогика, 1984., т.4: Собрание сочинений.
  28. Выполнение глобальной стратегии достижения здоровья для всех к 2000 г.: вторая оценка: восьмой доклад о состоянии здравоохранения в мире. Том 5. Европейский регион. Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, Текст. 1993.
  29. С.Ю. Словарь практического психолога. Электронная библиотека. Текст. // www.vch.narod.ru/index.htm.
  30. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1991 г. Текст. Москва, 1992.42Тромбах С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков
  31. Вестн. АМН СССР. Текст. 1981, № 12, с.42−46. АЪ. Громбах С. М. Степень утомительности уроков и ее изучение // Сов.
  32. Педагогика. Текст. 1982, № 10, с. 58−61. АА. Громбах С. М. Школа и психическое здоровье учащихся. [Текст] -М.:Медицина, 1988. -272с.
  33. К.М. Индивидуально психологические особенности школьников. Текст. -М.:3нание, 1988. — 79с.4 В.Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья: Дис. .д.псих.наук: 19.00.05. Текст. СПб., 1997.-392с.
  34. М.Гундаров И. А. Почему умирают в России. Текст. М., 1995. — 197с.
  35. Дейноу, Шейла. Как пережить опасный возраст ваших детей? Текст. -М.:МИРТ, 1995. 377с.
  36. Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 1992 г. (статистические материалы) Текст. М.: Минздрав РФ, 1993.
  37. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. Текст. М.: Политиздат, 1986. -47 с. 51 .Зелинская Д. И. О состоянии здоровья детей России // Школа здоровья. Текст.- 1995, № 2.
  38. Зинкевич Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. Текст. -СПб.:Речь, 2005.-312 с.
  39. А.К. Качество жизни и психическое здоровье человека // Проблемы психологии и эргономики. Текст. -2000, № 1, с.61−68.
  40. Е.А. Социальная среда и психическое здоровье населения России // Социологические исследования. Текст. 1992, № 9, с. 50−59.
  41. Д.Н. Психология больного ребенка. Текст. СПб., 1993.-76с.
  42. Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. Текст. Л., 1990. -С. 15−21.
  43. Д.Н. Медико психологические аспекты психосоматических заболеваний и внутренняя картина болезни в детском возрасте. (Психиатрические аспекты педиатрии). Текст. — Л., 1985, с.7−92.
  44. Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде. Методические рекомендации. Текст. М.: Экономика, 1990.-110 с.
  45. Е. А. Психология профессионала. Текст. М., 1996. — 400 с.
  46. В. В. Психиатрия детского возраста. Текст. М.:Медицина, 1979.- 608 с.
  47. Ю.Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. ред. А. А. Бодалев- АН СССР, Ин-т психологии. Текст. М., 1988. — 191 с.
  48. Х.Комаров Ю. М. Здоровье нации в опасности, //сб. «Медицина труда и проблемы экологии"Текст. М.: 1992, с.49−66.72 .Комаров Ю. М. О системе управления здоровьем. //Российский медицинский журнал. Текст. 1992, № 3, с. 55−57.
  49. Ю.М. О подходах построения национальной программы улучшения здоровья народов России. Здравоохранение РФ. Текст. 1992, № 5, с. 5−8.
  50. Коп И. С. Психология ранней юности. Текст. М.: Просвещение, 1989. -256 с.
  51. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Текст. М., 1984. — 215 с. 1.Кулагин В. В., Сергеев С. Г. Типологический подход к исследованию проблем профотбора. //Психологический журнал. Текст. 1989, т. 10, с.62−70.
  52. И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебн. пособ. / Университет Российской академии образования. Текст. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 175 с.
  53. SO.Кураев Г. А. и др. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. Текст. 1996, № 1, с. 7−17.
  54. М.Л. Воздействие психологических . факторов на физическое здоровье детей: Дис. .к.псих.наук:19.00.13. Текст. М., 1997.-170с.
  55. Н. Т. Школа и здоровье учащихся. Текст. Минск, 1998.
  56. A.B., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. Текст. М., 1981 .-112с.
  57. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  58. Ю.П., Сахно A.B. Здоровье человека социальная ценность. Текст. — М.: Мысль, 1989. — 270 с.
  59. БЛисицин Ю. П. Здоровье населения и современные теории медицины. 2-е изд. Текст. М.: Медицина, 1982. — 326 с.
  60. A.M. Основы здорового образа жизни. Текст. Ярославль: Изд-воЯГПУ, 2001.-85 с.
  61. В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учебное пособие для вузов. Текст. М: Академия, 2001. — 318 с.
  62. Г. В., Плавина Н. П., Голубева A.A., Будылко О. П. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ // Региональные проблемы охраны окружающей среды и здоровья населения. Текст. Ростов-на-Дону, 1997, с.224−226.
  63. JI.B. Социально-психологическая диагностика личности. Текст. Л, 1988.
  64. Мухин, а B.C. Возрастная психология. Текст. М., 1998. •101 .Мэдисон Д. Медицинская школа будущего: Ньюкалский эксперимент. //Всемирный форум здравоохранения. Текст. 1982, т. 1, № 1, с. 139−144.
  65. А. О., Крылсановская В. В., Калы пи i B.B. Физиология и гигиена умственного труда. Текст. Киев: Здоровье, 1987., с. 15.
  66. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. Текст. М., 1987, с. 124−128.
  67. Е.Б. Эмоциональные и коммуникативные свойства личности врачей-преподавателей медицинского вуза: Дис. .к.псих.наук: 19.00.04. Текст. СПб, 2000.-184с.
  68. Ю7.0ттавская хартия укрепления здоровья. Укрепление здоровья. Текст. -(14- 1986 г.).0&.Петленко В. П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. Текст. СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1999. — 124 с.
  69. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности// под ред. Г. С. Никифорова. Текст. С.-Пб., 1991. — 152 с.
  70. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Текст. — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.-544 с.
  71. Ю.М. Определение работоспособности учащихся. Текст. -М.:Медицина, 1985.- 128 с.5ЛрохоровA.M. Ценность/Статья. Большой энциклопедический словарь. Текст. М&bdquo- 1997. С.14−15.
  72. Иб.Прялсников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. Текст. Москва-Воронеж, 1996.
  73. А.В., Родионов В. А. Физическое развитие и психическое здоровье. Текст. М.: МКО, «Теис», 1997.
  74. В.М. Здоровье как философская и социально психологическая проблема.// Мир психологии. Текст. 2000, № 1, с. 12−31.1 9. Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. Текст. -М., 1984.- 176 с.
  75. Н. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб.пособие. Текст. Л., 1990.-256 с. 2. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. [Текст] - М, 1994, — 623с. 122. Рудестам Н. Групповая психотерапия. [Текст] - С-П.: Питер, 1998. -373 с.
  76. ИЗ.Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. Текст. М.: 1988. — 136 с.
  77. Состояние здоровья жителей России и оздоровительные службы НПО «Медсоцэкономинформ». Текст. — М., 1993.
  78. Столяре!iko J!./'(., Столяренко В. В. Психология. Текст. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000. — 537 с.
  79. М.Я. Книга о здоровье детей. Текст. М.: Медицина, 1988.- 156 с.
  80. И.С., Стоногина В. П. Эпидемиологические исследования в здравоохранении (лекции). Текст. М.: ЦОЛИУВ, 1985, — 43 с.
  81. А.Г. и др. Двигательная активность и здоровье // Обзорная информация «Медицина и здравоохранение». Сер. Гигиена. Текст. 1988, вып. 3, — 72 с.
  82. Л.М. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. Текст. — М., 1994. — С. 169−175. ЗА. Хрипкова А. Г., Антропова М. В. Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки учащихся в режиме дня // Советская педагогика. [Текст]- 1980, № 10, с. 53−59.
  83. А.Г., Козлов В. Н., Антропова М. В. Физиолого-гигиенические исследования учебной нагрузки учащихся // Советская педагогика. Текст.- 1993, № 12, с. 34−42.
  84. Т.В. с соав. Управление физиологическим состоянием организма. Тренирующая терапия. Текст.--М.: Медицина, 1991. — 256 с.
  85. .Н. Валеология /Б.Н. Ч. Текст. М. Российское педагогическое агенство, 1997, — 246 с.
  86. П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Текст. М., 1981. -95 с.139Шадриков В. Д. Деятельность и способности. Текст. М., 1994. — 320 с.
  87. Р.Х. Мотивация профессиональной деятельности: новые подходы. В кн.: Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски. Решения. Текст. М., 1994. — С.2.
  88. ЫХ.Шелиспанская Э. В. Педаогические условия формирования здорового образа жизни студентов в процессе физического воспитания: Дис.к.пед.н.:13.00.04. Текст. -Тула, 2004.-154 с.
  89. E.H. Системный анализ в здравоохранении. Текст. М.: ЦОЛИУВ. 1982.-71с.
  90. A3.Щедрина А. Г. Здоровье человека в условиях НТР: Методические аспекты. Текст. Новосибирск, 1989, с. 26−33.
  91. ХАЬЯловеико М.М. Организационно-педагогические условия управления процессом валеологизации образования на муниципальном уровне: Автореф.дис. на соиск.уч.степ.канд.педагогических наук. Текст. -Калининград, 2002.-23 с.
  92. Министерский сайт здравоохранения. Интернет Текст.
  93. Министерский сайт образования. Интернет Текст.
  94. Выступление Президента РФ, Интернет Текст.
  95. Agostonne N.Z. Az apolas onallo feladalai. //Nepegeszsegugy. 1984. v.65. N1. p.36−37.
  96. Beenson P.B. Prioreties in medical educations. //Perspect. Biol. Med. 1982. v. 25. N4. p. 673−687.
  97. Berliner R.W. The medical school years: education or traning? // P3461 Bull N.Y. Acad. Med., 1984, v. 60, N 3, p. 260−270.
  98. Biddle W.B., e.a. Congruence between curricubum goals and students perception of leaningenvirament// J. Med. Educ., 1985, vol. 10, T 8, p. 627−634.
  99. Boring J.R. Ill, Wutter D.O. Analytic thinking: educating students for the practice of modern medicine. // J. Med. Educ., 1984, v. 59, N 11, PI, p.875−880.
  100. Bowers John Z., Macy M.D. Josial. Special Problems of Nomen Medical Students. //The J. of Medical Education. May. 1988. v. 43. N 5. p. 532−537.
  101. Glawson D.K. The education of the physician// P 4013 Acad. Med., 1990, vol. 65, N 2, p.84−88.
  102. Grosby J. The family physician’s role during disgasters.//Can. Fam. Physican, v6289,1986, vol. 32, n 4, p. 783−787.
  103. Dial Th. H., Lindley D.W. Predictive vali dity of specailty choice data graduation gestionnaire.//P4013 J.Med. Educ., 1987, vol. 62, N12, P. 955−958.
  104. Eckenhoff J.E. Choosing students making doctors.//Trans. Stud. Plius. Philad. 1986., v.8, N1, p. 7−17.
  105. Faudre M. Eco es preparant au diplome d’Etat de puericulture. Reformes en con.// Arch. Franc. Pediatr. 1984, v. 41, N 3, p. 227−228.
  106. F.D. Burg. Towarol a sane and Better Future in graduale medical education// Amer. J.Dis. child., 1987, vol. 141, N 4, p. 405−406.
  107. Felfody S. Szakmapolitikai helyzetkepunk a jovo Lerhetosegeinek tukreben.// Gyogyszerszet. 1988, v. 32, N 6, p. 283−285.
  108. Freus R. Bildunh und Personlichkeitsentwicklung der Krakensschwester.// Heilberufe. 1985, B.37, H. 9. S. 325−330.
  109. Fleisch F. Zur Berufsmotivation angehen der Krankensehmost ern. //Z.ges. Hyg. 1986. Bd. 3241. S. 46−48.
  110. M., Miller H. (Hrsg.) Teilleistungsstorungen. Ihre Erkennung und Behandlung bei Kindern. Munchen — Wien — Baltimore, Urban -Schwarzenberg, 1981.
  111. Garza D., Evans D.W. Boom or bust: future of health profession education.// G. Sch. Hlth. 1983. v.53, N 8, p. 494−498.
  112. Hennen B.K.E. The ivory tower: rest home or rat care?// V6289 Can. Fam/ Physican, 1987, vol. 33, N (Dec.), P. 2731−2735.
  113. Horak E.B. Professionalism in an ero of statt reductions.// Med. Ref. Serf, guart. 1987. N1, spring. P. 73−78,
  114. Joerke H. Ist der arst noch arzt?// V4236 Munch, med. WSC hr, 1989, vol. 131, H. 15, S. 294−299.
  115. Katz L.A., e.a. The role wegative factors in changes in carrer selection by medical students.//J. Med. Educ., 1984, v. 59, N 4, P. 285−290.
  116. Loper T.R., Ibarra M.A., Zezcano R.G. Motivation en las alumnas de enfermeria.//Rev. Hosp. Psiguiatr. Habana. 1982. V. 23. N1. P. 97−106.
  117. Lourenco S.V. Early outrach: career awareness for health professions. P 4013 J. med. Educ., 1983, vol. 58, N1, p. 39−44. Bibliogr.
  118. Medical student selection in the U.K.// V 4111 Lancet. 1989, v. 2, N 8413. P 814−818.
  119. Nursing in the World. The international nursing foundation of Japan.// Printet in Japan. 1986. P.297−300.
  120. Parton A. Medical education 2000,//Postgrand Med. J. 1987. v. 63. p. 61−62.
Заполнить форму текущей работой