Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философские основания модели образовательного пространства: Болонский сценарий развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отечественном обществознании отдельные социальные процессы изучаются в основном на конкретно-эмпирическом уровне. Среди современных общественных процессов объектом рефлексии становятся протекающие в рамках становления информационного общества интеграционные процессы глобализации и интернационализации образования (В. И. Байденко, Т. П. Воронина, М. Т. Ермоленко, Т. В. Карсаевская, А. С… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Методологические основания философской рефлексии процессуальное&trade-: от субстанциализма и антисубстанциализма к процесс-философской аналитике
    • 1. 1. «Процесс»: опыт философской экспликации.
    • 1. 2. Феномен социального процесса: сущностный, формообразующий и содержательный аспекты
  • ГЛАВА 2. Образ философии образования в контексте общеевропейской модели исторического процесса
    • 2. 1. «Концертность» европейского процесса как «соперничество в согласии»
    • 2. 2. Топонимика европейского пространства высшего образования (Болонская модель)
  • ГЛАВА 3. Болонский процесс как звено общеевропейской интеграции
    • 3. 1. Противоречивость явления — ключ к сценарию развития европейского образовательного пространства
    • 3. 2. Духовное измерение происходящих изменений

Философские основания модели образовательного пространства: Болонский сценарий развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Реорганизация современного образовательного процесса является одним из проявлений сложных, многоуровневых социальных процессов, развернувшихся в последние десятилетия XX века. Информационная революция, глобализация мировою сообщества, интернационализация всех сторон социальной жизни, многополярность геополитического развития поставили проблемы принципиально иного толка во всех областях человеческих знаний и предъявили людям, производственным корпорациям и государствам новые требования для выживания и развития. Все это не могло не затронуть сферы образованияболее того, она оказалась в эпицентре мировых событий.

Мировой кризис образования является одной из наиболее масштабных проблем современности. Представление о нем формировалось на основе повсеместной констатации локальных кризисов национально-государственных образовательных систем, получивших выражение либо в дефиците образования, либо, наоборот, в его избытке. Вместе с тем, разнообразие локальных кризисов образования снималось в общей тенденции его роста — «образовательном взрыве», который привел к скачкообразному расширению сферы образовательных услуг, но одновременно — к снижению качества обучения. В последнее время в различных странах активно проводились государственные реформы сферы образования, однако кризисные явления в целом не были преодолены. В условиях глобализации общественной жизни неэффективность национально-государственных стратегий реформирования образования проявилась со всей очевидностью.

Можно констатировать, что эта область стала сферой прибыльных иностранных инвестиций и объектом жесткой конкуренции. На базе новых информационных технологий, систем дистанционного обучения получила развитие образовательная миграция, оперативно разворачиваются инфраструктуры транснационального образования, захватывающие привлекательные сегменты локальных рынков интеллектуальных услуг. Все шире распространяющаяся практика непрерывного образования — образования «на протяжении всей жизни» — существенно девальвирует бесплатно и единовременно получаемое государственное высшее образование, выталкивая платежеспособных клиентов к альтернативным провайдерам.

В результате, даже аутсайдерам мирового рынка образовательных услуг стала понятной необходимость совместных усилий по развитию образования. В этом контексте взаимная адаптация и интеграция образовательных систем различных государств стали представлять гораздо большую ценность, нежели дальнейшее проведение автономной образовательной политики, ведущей к прогрессирующей несоизмеримости национальных квалификаций.

В реализации социальной функции образования особое значение придается его единству, унификации и стандартизации. Интенсивно протекающие в глобальном и региональном масштабе интеграционные процессы конституируют единый формат деятельности, особенно технологический, в различных сферах общественной жизни. Это обстоятельство получило яркое выражение в процессе европейской интеграции, который вбирает в себя разнообразные общеевропейские формы и стандарты. В этом смысле Болонский процесс квалифицируется как один из процессов становления общеевропейской идентичности, протекающий в сфере высшего образования.

Цивилизационный масштаб Болонского процесса выводит его далеко за пределы институциональной, организационно-технической перестройки системы высшего образования европейских государств. От исхода Болонского процесса, как ожидается, во многом зависят судьбы самой Европы и, возможно, всего мирового сообщества — в силу несамодостаточности образовательных систем других регионов планеты. Исходя из этого, социально-философский анализ европейского образовательного пространства, представленный в рамках Болонской модели его развития, представляется актуальной задачей.

Степень разработанности проблемы. Отправным пунктом проводимого исследования является методологическая платформа «философия процесса», представленная А. Н. Уайтхедом и его последователями В XX веке она оформилась в самостоятельное направление мировой философской мысли. В работах представителей «process studies» («процесс — мышление») подчеркивается универсальность изменения, прогресса и творчества, событийность и спонтанность происходящего в мире. Понимание мира не как «вещи» или «субстанции», а как процесса составляет сердцевину данной концепции.

Одним из приоритетных объектов «процесс-философии» выступает развитие общества. Процессуальные интерпретации общественной жизни («process social philosophy») акцентируют внимание на динамизме, творческом и поступательном характере развития, нелинейности исторического процесса, его незавершенности, открытости альтернативам (G. Allan, С. Hartshorne, P. G. Kuntz, L. Muray, A. Pomeroy, D. Porter, M. Randall).

Благодаря развитию идей А. Уайтхеда, изложенных в его эссе «Цели образования», сформировалась отдельная область исследований — «процесс-философия образования», а в ее рамках — «процесс-педагогика» (G. Allan, P. Bashor, R. Brumbaugh, Н. Dunkel, М. Evans, К. Gershman, В. Hendley, A. Scarfe, D, Sherburne). Представители этого направления обсуждают не только проблемы реализации принципа процесса в обучении, но и более общую проблему организации высшего профессионального образования в условиях динамично развивающегося общества.

Несмотря на бурное развитие в XX веке процесс-исследований «метафизика процесса не является строго обоснованной системой"1. Во многом это объясняется тем, что преимущественное внимание уделяется развитию теологии процесса. В рамках обсуждения концепции «творческого Бога» в сфере интересов «процессистов» (С. Bickmann, A. Braeckman, J.-M. Breuvart,.

1 Крикорьян Е Американская философия в недалеком прошлом // Современная американская философияМ, 1976 — С 70.

D. Browning, L. Hahn, G. Lucas, H. Oliver, A. Pomeroy) в последние десятилетия оказалась диалектическая традиция европейской мысли, прежде всего немецкая классическая философия, которая интерпретировала субстанцию как процесс. Интеграция философии процесса и европейской традиции диалектического субстанциализма представляется актуальной задачей.

Концептуальное осмысление общества как процесса в европейской философии представлено как традицией кантианства (А. Вебер, Н. Элиас), так и гегельянства (К. Маркс. Ф. Энгельс, А. Грамши, Г. Лукач). Вместе с тем в указанных традициях само понятия социального процесса осталось практически неразработанным.

В отечественном обществознании отдельные социальные процессы изучаются в основном на конкретно-эмпирическом уровне. Среди современных общественных процессов объектом рефлексии становятся протекающие в рамках становления информационного общества интеграционные процессы глобализации и интернационализации образования (В. И. Байденко, Т. П. Воронина, М. Т. Ермоленко, Т. В. Карсаевская, А. С. Колесников, А. Н. Кочергин, Г. А. Краснова, А. Ж. Кусжанова, В. В. Линьков, Н. В. Наливайко, Г. Н. Оботурова, В. И. Паршиков, Е. Н. Пасхин, А. К. Рычков, А. И. Субетто, Л. Н. Талалова и др.). В данном контексте отдельные замечания философского плана высказываются и в отношении Болонского процесса (В. И. Байденко, Б. И. Добреньков, О. В. Долженко, В. И. Игнатьев, В. В. Миронов, С. А. Шаронова). Последний, тем не менее, пока не стал предметом глубокого и систематического социально-философского анализа.

Современная отечественная аналитика Болонского процесса осуществляется преимущественно в плоскости организационно-управленческих и технико-методических проблем реформирования высшего образования в Европе и России (В. И. Байденко, Л. С. Гребнев, О. М. Карпенко, Г. А. Лукичев,.

E. В. Шевченко и др.). Вместе с тем в ряде публикаций, прежде всего зарубежных авторов, обращается внимание на аксиологические, этические и культурные характеристики Болонского процесса (А. Барблан, М. К. Ван дер Венде, П. Згага, П. Нюборг, П. Скотт, М. Спиро, Э. Фромент). Особые надежды в связи с этим возлагаются на старейшие европейские университеты как инициаторы Болонского процесса.

Университетский вопрос является давним объектом философской рефлексии (Ж. Деррида, И. Кант, X. Ортега-и-Гассет, С. Н. Трубецкой, М Хайдеггер, К. Ясперс) и тематизируется в настоящее время в кон тексте идеи и миссии университета. Оформилась в качестве специализированного направления исследований философия университетского образования, в которой значительное место уделяется роли университетов в развитии европейской культуры, в процессах интернационализации и глобализации социальной жизни (Ф. Альтбах, М. И. Диброва, Р. Диез-Хохляйтнер, И. В. Захаров, Н. М. Кабанова, Т. В. Козлова Т. В. Краснова, Н. С. Ладыжец, Е. С. Ляхович, Ф. Майор, В. М. Розин, Л. А. Сабурова и др.).

К настоящему времени накоплен обширный эмпирический материал, характеризующий различные стороны Болонского процесса. В то же время целостное и ясное понимание его еще предстоит сформировать. Ключевыми методологическими проблемами в этом отношении представляется анализ этого многопланового феномена, во-первых, как процесса, и, во-вторых, анализ его именно как «Болонского» процесса, что задает определенный ракурс исследования, заключающийся в его территориально-географической локализации.

Базисное различие процессуальных представлений субстанциализма и антисубстанциализма дает возможность интерпретации названного процесса при восхождении от его абстрактного описания к более конкретному в обоих видах философской традиции. Последовательное разрешение дилеммы субстанционализма и антисубстанционализма на различных уровнях процессуального анализа Болонского процесса позволяет проиллюстрировать перипетии становления и организации современного пространст ва европейского высшего образования, что и составляе1 главную проблему данного исследования.

Таким образом, в данной работе объектом исследования выступае1 архитектоника европейского образовательного пространства как феномен общеевропейского процесса. Предметом исследования является Болонская модель формирования европейского образовательного пространства.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является социально-философский анализ процесса формирования европейского пространства высшего образования, развертывающегося в рамках Болонского сценария его развития.

Цель исследования реализуется последовательным решением следующих задач:

1. дать развернутую характеристику понятию процессаопределив содержание и форму социального процесса;

2. установить специфику европейского процессаохарактеризовать общий процесс интеграции высшего образования в Европе, уделяя особое внимание экспликации своеобразия Болонского процесса;

3. выявить противоречия, определяющие динамику Болонского процесса в общей системе европейского процесса;

4. охарактеризовать духовное измерение Болонского процесса. Теоретико-методологические основы исследования. Общетеоретической основой данного исследования является философия процесса, развитая в трудах А. Н. Уайтхеда. Онтологическая дилемма субстанционализма и антисубстанционализма в интерпретации процессов различного порядка снимается интеграцией основных положений философии процесса, сформулированных в трудах Ф. Й. В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса.

Важное методологическое значение в решении конкретных задач имели принцип восхождения от абстрактного к конкретному, диалектика категорий общего и особенного, формы и содержания, гармонии и цивилизации.

Диссертационное исследование осуществлено в рамках социокультурного подхода. В интерпретации социального процесса и раскрытии специфики европейского процесса большую роль сыграли социокультурные представления, содержащиеся в трудах А. Вебера, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Н. Элиаса.

Научная новизна исследования определяется реализацией эвристического потенциала философии процесса в контексте социально-философского анализа европейского образовательного пространства. Интерпретация Болонского процесса в горизонте социальной процесс-философии позволила представить его не только в комплексе разнообразных внешних и внутренних европейских процессов, детерминирующих формирование европейского пространства высшего образования, но и в перспективе гармонизации общественного бытия, реализующей в количественно измеримой форме фундаментальные ценности европейской цивилизации.

1. На основе обобщения представлений о процессе, содержащихся в наследии классиков философской мысли, предложено выделение понятия «момент» как самостоятельной категории философского дискурса, фиксирующей конкретное тождество (единство) изменения и покоя. Обосновано аксиологически-позитивное, философско-эс этическое понимание социального процесса как процедуры гармонизации (гармоничного единства) духа и материи, исключающей из структуры социальных процессов асоциальные элементы.

2. Европейский процесс представлен как циклически развивающийся феномен цивилизационного масштаба, периодически реинтегрирующий собственную идентичность, в том числе в современной формеевропейской интеграции. В контексте вышеизложенного Болонский процесс квалифицирован в качестве одной из конкретно-исторических форм общеевропейской интеграции в сфере высшего образования и науки, возникший с целью объединения национальных систем в пространство с едиными требованиями, критериями и стандартами.

3. Раскрыта противоречивость Болонского процесса, поскольку последний объективно допускает различные сценарии развития европейского пространства высшего образования. Болонский процесс — эго не просто процесс движения вперед к поставленной цели: это динамическая система. Обоснована гипотеза, что завершение Болонскою процесса будет обусловлено спонтанным развертыванием самого этого процесса.

4. Установлено, что в духовном плане модель европейского пространства высшего образования должна иметь фшософско-эстетическое измерение. Характеризующая его гармоничность должна пронизывать всю его архитектонику, в том числе и Болонский процесс. На основании этого гармоничность европейского пространства высшего образования, намечаемая в рамках Болонского сценария развития, интерпретирована не только как состояние, но и как процесс, демонстрирующий гармоничность своего развертывания.

Обоснованы, обладают новизной и выносятся на защиту следующие положения:

1. Методологическая дилемма в интерпретации процесса как последовательности состояний или как последовательности изменений разрешается в его определении как системы моментов движения. Внешние и внутренние моменты процесса — его предпосылки, условия, ступени, продукты, — в свою очередь, также могут быть представлены в качестве процессов. В итоге, процесс представляет собой противоречивую систему внутренних взаимодействий, включенную в развивающуюся иерархию внешних процессов. Дилемма интерпрегации социального процесса как опосредованного единства духа (сознания) и материи и как «приключения идей» разрешается в его определении как гармоничного движения духа (сознания) и материи. По содержанию социальный процесс являет собой опосредованное единство материи и духа (сознания), а по форме — гармоничный процесс, т. е. оформленный искусством как высшей формой общественного сознания.

2. Противоположность в интерпретации европейского процесса либо как процесса европейской интеграции, либо как соперничества сменяющих друг друга культурных стандартов, социальных идеалов и идей, снимается социокультурной метафорой «европейский концерт». Последняя акцентирует «соперничество в согласии» как отличи! ельную черту гармонии, достигаемую в европейском процессе. «Концертное 1ь» Болонского процесса выражается в соперничестве различных восходящих к базисным архетипам университетской культуры Европы моделей формирования европейского пространства высшего образования при доминирующей роли Болонской модели.

3. Противоречивость Болонского процесса выражается в аспекте его внутренней и внешней противоречивости. Болонский процесс развивается как противоречивое единство политических и правовых, экономических и социальных моментов, каждый из которых может оказаться функционально определяющим на том или ином этапе процесса. С точки зрения философии процесса, внутренние противоречия рассматриваемого явления обусловлены внешними противоречиями со смежными европейскими процессами (прежде всего Люксембургским и Брюгге-Копенгагенским процессами, а также процессом формирования зоны европейских научных исследований). В силу этих обстоятельств развитие Болонского процесса определяется не только и не столько разрешением его внутренних проблем, но и снятием тех внешних противоречий, которые лимитируют его продвижение в системе общеевропейских процессов в целом.

4. Духовное единство Болонского процесса как противоречивого единства различных моментов определяется перспективой становления гармоничного европейского пространства высшего образования. Гармонизация национально-государственных систем высшего образования является отправным пунктом Болонского процесса, мерой ею развертывания, эталоном отдельных реализуемых в его системе мероприятий и окончательным критерием его плодотворности. В качестве духовного измерения Болонского процесса гармонизация архитектоники европейского пространства высшего образования является необходимым условием, обеспечивающим его привлекательность. Научная и практическая значимость исследования. Предпринятый автором анализ проявлений онтологической дилеммы субстанциализма и антисубстанциализма в интерпретациях процесса и социального процесса, специфики европейского и Болонского процессов и определение путей ее разрешения позволяет уточнить содержание указанных категорий, а также рассмотреть возможность соответствующей экспликации применительно к другим категориям философии.

Методология, апробированная в социально-философском анализе образовательного процесса, может быть распространена на анализ сопутствующих ему европейских процессов, а также аналогичных цивилизационных процессов, протекающих в других регионах мирового сообщества.

Выявленная в диссертационном исследовании сложность и противоречивость Болонского процесса может быть учтена при разработке и реализации стратегии и тактики российской внешней и внутренней образовательной политики с целью поддержки тех движущих сил и тенденций развития Болонского процесса, которые в наибольшей степени будут отвечать ее интересам.

Содержание диссертационного исследования может быть использовано для разработки учебных спецкурсов и учебно-методических материалов в области социальной философии и философии образования.

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на Международных и Российских научных конференциях, конгрессах, семинарах. В частности, Российском философском конгрессе в Москве «Философия и будущее цивилизации», 2005 г.- Международной научно-практической конференции в Москве «Россия и интернационализация высшего образования», 2005 г.- Международной конференции «Концепция высшей школы XXI века. Новая маркетинговая платформа» в Мюнхене, 2005 г.- Межвузовской научно-практической конференции в Самаре «Инновации XXI века в экономике, образовании, межкультурной коммуникации», 2006 г.- Межрегиональной научно-практической конференции «Православная цивилизация: прошлое, настоящее и будущее» в Самаре, 2006 г.

Материалы диссертации нашли свое отражение в лекционных курсах и практических занятиях по философии, докладах и научных статьях: «Выстраивание концепции вуза Нового типа (на примере ПФ МУМ)», г. Самара, 2004 г.- «Университет двадцать первого века: предпосылки и перспективы», г. Самара, 2005 г.- «У истоков Болонского процесса», г. Тюмень, 2005 г.- «Ответственная автономия современных университетов в контексте Болонского процесса», г. Самара, 2005 г.- «Роль университетов в развитии европейского процесса», г. Самара, 2005 г.- «Болонский процесс: истоки и противоречия», г. Новосибирск, 2005 г.- «Роль университета в контексте Болонского процесса», г. Москва, 2005 г.- «Философское осмысление духовного образа России и Европы», г. Самара, 2006 г.- «Болонский процесс как духовное измерение европейской культуры», г. Самара, 2006 г.

Базовые идеи диссертации нашли применение в практике управления и организации деятельности в Международном университете в Москве (гуманитарном), где одной из стратегических целей развития заявлено укрепление международных связей и контактов за счет непосредственного включения в мировой гуманитарный процесс в статусе Международной образовательной автономной некоммерческой организации, через международный состав студентов и преподавателей, путем развития партнерских образовательных проектов, подготовки специалистов, отвечающих требованиям мировых стандартов.

Сама образовательная миссия Международного университета построена на принципе международности, а организация учебного процесса осуществляется в соответствии с международными нормами качественною университетского образования, где все изучаемые дисциплины вписаны в контекст мировой научной мысли и передовой образовательной практики. Бизнес-программы Международного университета аккредитованы Европейским советом по бизнес-образованию, а студенты учатся и проходят стажировки в вузах США, Великобритании, Франции, Испании, Канады, Норвегии и имеют возможность получения второго диплома в одном из западных вузов-партнеров.

Практическим результатом данного диссертационного исследования может считаться выстраивание концепции вуза нового типа на примере Поволжского филиала Международного университета в Москве, где развитие международных контактов является приоритетной задачей и с каждым юдом укрепляется международный статус.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, который включает в себя 230 наименований.

Заключение

.

Подводя итоги проведенного исследования, остановимся, вкратце, на основных вехах пройденного пути. Успешное достижение основной цели исследования — социально-философского анализа европейского пространства высшего образования, осуществляемого через призму Болонского процесса как феномена европейского процесса — было обусловлено соответствующей проработкой теоретико-методологического инструментария, а именно — уточнением понятия процесса как основного средства философского изучения Болонского процесса и понятия социального процесса как основного средства собственно социально-философского исследования названного феномена.

В первом случае дилемма субстанциализма и антисубстанциализма в интерпретации процесса была снята в определении процесса как системы моментов движения. Момент движения предложено понимать амбивалентно, как некоторый элемент пространственно-временного континуума, фиксирующий тождество изменения и покоя в движении. Столь абстрактное понятие процесса, разумеется, может быть в дальнейшем обосновано и конкретизировано более детально. Но в рамках зафиксированного уровня абстракции его разрешающая способность позволила отобразить Болонский процесс, с одной стороны, в его целостности, а с другой — в многообразной внутренней определенности без избыточной конкретизации частных составляющих.

Соответственно, в отношении понятия социального процесса на этой основе была проведена дополнительная конкретизация, которая позволила сохранить достигнутое субстанциализмом выделение духа и материи как основных моментов его содержания. Определение формы социального процесса через искусство как высшую форму общественного сознания в виде гармоничного процесса (или процесса гармонизации) сориентировало анализ Болонского процесса в аспекте его духовного измерения.

Акцент на духовном измерении Болонского процесса оказался достаточно важным не столько в плане соотнесения с иными его измерениями (экономическим, социальным и пр.), сколько в плане актуализации задачи гармонизации архитектуры высшего образования в Европе. Заявленная в Сорбонской декларации цель гармонизации вследствие ее неэксплицированности постепенно отошла на задний план, что стало источником определенных страхов в отношении перспектив унификации национально-государственных систем высшего образования и утраты культурного разнообразия и вытекающего отсюда ощутимого противодействия со стороны общественности. Возвращение к проблеме гармонизации в ее строгой научно-эстетической постановке, думается, снимет ненужную социальную напряженность, сопутствующую Болонскому процессу, и значительно прояснит критерии согласования параметров образовательного процесса.

Обоснованная возможность снять излишнюю драматизацию, избыточный накал страстей вокруг интеграции России в Болонский процесс является главным прагматически значимым результатом проведенного исследования. Однако реальность Болонского процесса пока такова, как ее удачно представляют В. А. Козырев и Н. JI. Шубина в предисловии к своему научно-практическому пособию: «Болонский процесс обозначил временные границы (до 2010 г.) выполнения основных целей. Нет жестких предписаний, а есть рекомендации. Нет призыва к унификации, но есть желание прийти к соглашению. Нет призыва к реформированию, но есть стремление к принятию «легко понимаемых и сопоставимых академических степеней» «.

По своему действительному социальному содержанию Болонский процесс является инициативно возникшим коммуникативным, консультативно-переговорным (т. е. «большим совещательным») процессом,.

1 Козырев В А, Шубина Н J1 От авторов- «Из пункта, А в пункт Б. «Задача со многими неизвестными // Козырев В А, Шубина 11. J1. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса СПб, 2005 С. 6−7. формирующим пока, скорее, общественное мнение, чем нацеленным на институциональные преобразования сферы высшего образования в европейских странах. Систематический социально-философский анализ, дифференцирующий различные стороны общественной жизни, показывает, что до сих пор Болонский процесс протекает в сфере политической жизни, точнее, на уровне гражданских инициатив в сфере образовательной политики, тогда как его законодательно-правовое обеспечение пока не прорабатывается. Учет экономической детерминации Болонского процесса открывает обусловленность его серией процессов европейской интеграции, прежде всего Люксембургским процессом.

Становится очевидным, таким образом, что Болонский процесс не является самодостаточным и самодовлеющим социальным процессом. Конкретная мера его действительной динамики определяется общим ходом процесса европейской интеграции в рамках Европейского союза. Важным представляется тот факт, что рассматриваемый процесс протекает не в рамках Европейского союза, который хотя и содействует Болонскому процессу, но и дистанцируется от него. Следовательно, Болонский процесс, возможно, является не некой магистралью европейской интеграции в сфере высшего образования, а некоторой превращенной и, не исключено, факультативной формой интеграции, развиваемой параллельно с прочими другими.

Системно-процессуальное истолкование Болонского процесса не позволяет недооценивать его духовный потенциал. Наблюдающаяся в отношении этого процесса эйфория косвенным образом указывает на его привлекательность, на то, что он оказался созвучен европейской душе. Идея гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования воспринимается не только как актуализация пифагорейского учения о гармонии, но и как сложный, опосредованный путь выстраивания общеевропейской идентичности, преодолевающей периодическую дезинтеграцию европейского процесса.

Сформулированные в первой главе диссертационного исследования общие положения о европейском процессе не только выступают социокультурной конкретизацией абстрактно-общего истолкования социального процесса как процесса гармонизации духа и материи, методологически опосредствующей формальное описание Болонского процесса. Открывшийся масштаб европейского процесса и его глубинная суть определяют исторический горизонт видения Болонского процесса. Его истоком является основание Болонской школы права, организация обучения в которой стала прообразом Болонской модели реформирования высшего образования в современной Европе. Только такой взгляд на Болонский процесс может стать основанием адекватной политической оценки как самого процесса, так и его исторических альтернатив.

Очерчивая перспективы дальнейшей разработки темы, укажем, прежде всего, на необходимость систематической разработки в рамках философии процесса общей теории процесса. Современная научная литература по анализу различных процессов практически необозрима, но авторы оперируют наиболее общими, абстрактными представлениями о процессе, в которых последний ассоциируется с движением, изменением, развитием, эволюцией, творчеством. Думается, вполне возможна разработка философской концепции процесса на основе его специально научных теорий. Ключевое значение здесь будет име1ь, на наш взгляд, выяснение связи категории «процесс» с категориями «момент движения» и «состояние».

В отношении категории «социальный процесс» большое значение будет иметь историко-философская и историко-социологическая рефлексия, обобщающая материал о методологическом значении процессуального подхода в исследовании гармонизации различных областей материальной и духовной жизни.

Значительным эвристическим потенциалом обладает обоснованная в работе концепция европейского процесса как «европейского концерта». Она может быть использована не только как методологический ориентир в исследованиях судьбы Европы, но и применена в качестве концептуальной модели в философии истории для анализа процессов различных цивилизаций, ближайшим образом — евразийского процесса.

Социально-философский анализ собственно Болонской модели образовательного процесса имеет важное методологическое значение для понимания социального механизма развертывания как европейского процесса в целом, так и составляющих его частных подпроцессов в отдельности. Известный образ «Одиссеи разума», используемый метафорически для описания превратностей развития (в терминологии Уайтхеда — «приключений») тех или иных идей (как и людей), может быть рационализирован путем прояснения внутренней логики процессов, развивающихся благодаря иерархической системе внутренних и внешних противоречий, носителями сторон которых выступают определенные социальные силы.

Признание гармонизации как духовного измерения Болонского процесса предполагает обращение к математической теории гармонии, в том числе в тех ее версиях, в которых она развита применительно к музыке, архитектуре, живописи и др. Тем самым будет не только актуализировано и найдет практическую реализацию учение пифагорейцев, Лейбница и других европейских философов о гармонии, но и Болонский процесс приобретет такие качества как сбалансированность, степенность, постепенность и привлекательность.

Осуществленные в диссертационном исследовании релятивизация Болонского процесса и его ограничение в отношении функции репрезентации интеграционных процессов в европейском высшем образовании позволяют соединить такие области знания как философия (и история) университета и теория интернационализации. История Европы последних столетий — это история составляющих ее национальных государств, а войны между последними приобретали масштаб мировых войн. Поэтому с некоторой мерой условности можно утверждать, что базисные архетипы университетской культуры Европы определяют не только конкурирующие модели развития современного высшего (и не только) образования, но и различные варианты соотношения национального и интернационального в пределах орбиты влияния европейской цивилизации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ф. Высшее образование и WTO: безумие глобализации Текст. / Ф. Альтбах // Alma mater: Вестник высшей школы. — 2001. — № 6. — С. 39−41.
  2. , Ф. Г. Знание и образование как международный товар: крушение идеи общественного блага Текст. / Ф. Г. Альтбах // Alma mater: Вестник высшей школы. — 2002. — № 7. — С. 40−44.
  3. , Ф. Г. Глобализация и университет: мифы и реалии в мире неравенства Текст. / Ф. Г. Альтбах // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2004. —№ Ю. —С. 39−46.
  4. Анализ социально-экономических и институциональных условий адаптации образовательных программ ВПО России к задачам Болонского процесса Электронный ресурс. / Режим доступа: http://bologna.spbu.ru/application21 .doc.
  5. , Э. М. Процесс социальный Текст. / Э. М. Андреев // Социологическая энциклопедия: в 2-х т. — М., 2003. — Т. 2. — С. 284 -285.
  6. , С. Болонский процесс и его влияние на высшее образование Финляндии Электронный ресурс. / С. Ахола, Я. Месикяммен // Высшее образование в Европе. — 2003. —№ 2. Режим доступа: http://logosbook.ru/hee.
  7. , А. Европа и университеты Текст. / А. Барблан // Alma mater: Вестник высшей школы.— 1991. — № 1. — С. 9−17.
  8. , А. Значение Сорбонской декларации: личный взгляд Текст. / А. Барблан // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2000. — № 10. — С. 12
  9. Ю.Барблан, А. Академическое сотрудничество и свобода передвижения в Европе: что было и что будет? Текст. / А. Барблан // Высшее образование в Европе. — 2002. — № 1−2. Режим доступа: http://logosbook.ru/hee.
  10. , В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы Текст. / В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 127 с.
  11. З.Бессонов, Б. Н. Философия образования Текст. / Б. Н. Бессонов // Философские проблемы образования. — М., 1996. — С. 7−41.
  12. Н.Бирюкова, Р. М. Социально-философские проблемы образования Текст. Автореф. дисс. канд. филос. наук. / Р. М. Бирюкова. — М., 1990. — 22 с.
  13. , В. В. Европейский образовательный процесс и Россия Текст. / В. В. Бойцова, JI. В. Бойцова // Общественные науки и современное ib. — 2000. —№ 6. —С. 75−81.
  14. Болонская декларация по Европейскому пространству высшего образования: Пояснение Текст. // Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов). — М., 2002. — С. 149−154.
  15. Болонский процесс: середина пути Текст. / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. — 379 с.
  16. Болонское соглашение (ч.2). Авторы и ведущие программы Владимир Губайловский и Александр Костинский Электронный ресурс. // Радио «Свобода». [14−04−04] / Режим доступа: http://www.svoboda.org./staff/Kostinski.asp.
  17. Будущее европейского образования: Болонский процесс (Сорбонна -Болонья Саламанка — Прага) Текст. / Сост. Е. В. Шевченко. — СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002. — 76 с.
  18. Бухарестская декларация по этическим ценностям и принципам высшего образования в европейском регионе Текст. // Болонский процесс: середина пути. — М., 2005. — С. 185−190.
  19. Ван дер Венде, М. Послесловие к одной дискуссии Текст. / М. Ван дер Венде // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2000. — № 5. — С. 30−32.
  20. , А. Избранное: Кризис европейской культуры Текст. / А. Вебер.
  21. СПб.: Университетская книга, 1998. — 565 с.
  22. , А. Принципиальные замечания к социологии культуры: Общественный процесс, процесс цивилизации и движение культуры Текст. / А. Вебер // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. — СПб., 1998.1. С. 7−40.
  23. , А. Идеи к проблемам социологии государства и культуры Текст. / А. Вебер // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. —1. СПб., 1998. —С. 41−168.
  24. , А. Германия и кризис европейской культуры Текст. / А. Вебер // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. — СПб., 1998. — С. 169— 198.
  25. , Т. П. Философские проблемы образования в информационном обществе Текст.: Автореф. дис.. д-ра филос. наук / Т. П. Воронина. — М., 1995. — 41 с.
  26. Всеобщая хартия университетов (Болонья, 18 сентября 1988 г.) Текст. / // Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов). — М., 2002. — С. 11−14.
  27. ЗГВульфсон, Б. J1. Стратегия развития образования на пороге XXI век Текст. / Б. Л. Вульфсон. — М., Изд-во УРАО, 1999. — 208 с.
  28. , П. П. Постметафизическая философия как философия процесса Текст. / П. П. Гайденко // Вопросы философии. — 2005. — № 3. — С. 128−139.
  29. , Г. В. Ф. Работы разных лет. В двух томах Текст. / Г. В. Ф. Гегель. — М.: Мысль, 1971. — Т. 1. — 668 е.- Т. 2. — 668 с.
  30. , Г. В. Ф. Философская пропедевтика. 1808−1811 Текст. / Г. В. Ф. Гегель // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В двух томах. — М., 1971. — Т. 2. —С. 7−212.
  31. , Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. Первая Текст. / Г. В. Ф. Гегель. — СПб.: Наука, 1997. — 349 с.
  32. , Г. В. Ф. Наука логики Текст. / Г. В. Ф. Гегель. — М.: Изд-во «Мысль», 1998. — 1072 с.
  33. , Г. В. Ф. Система наук. Ч. 1. Феноменология духа Тексг. / Г. В. Ф. Гегель. — СПб.: Наука, 1999. — 443 с.
  34. , Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики Текст. / Г. В. Ф. Гегель. — М.: Мысль, 1975. — 452 с.
  35. , Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы Текст. / Г. В. Ф. Гегель. — М.: Мысль, 1975. — 695 с.
  36. , Г. В. Ф. Сочинения. Том 111. Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа Текст. / Г. В. Ф. Гегель. — М.: Госполитиздат, 1956. —371 с.
  37. , Г. В. Ф. Лекции по эстетике Текст. В 2-х тт. / Г. В. Ф. Гегель. — СПб.: Наука, 1999. — Т. I — 622 е.- — Т. 2. — 623 с.
  38. , Г. В. Ф. Лекции по философии истории Текст. / Г. В. Ф. Гегель. — СПб.: Наука, 2000. — 479 с.
  39. , И. Г. Идеи к философии истории человечества Текст. / Г. В. Ф. Гегель. — М.: Наука, 1977. — 703 с.
  40. , Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) Текст. / Б. С. Гершунский. — М.: ИнтерДиалект+, 1997. — 697 с.
  41. Гетеборгская декларация студентов Текст. // Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов). — М., 2002. — С. 280−284.
  42. Глобализация и образование Текст.: Сб. обзоров. — М.: ИНИОП, 2001. — 143 с.
  43. Глобализация и образование. Болонский процесс Текст.: Материалы «круглого стола». — М.: Альфа-М, 2004. — Вып. 2. — 168 с.
  44. , Л. И. Роль конференции ректоров европейских университетов в развитии процесса интернационализации в сфере высшего образования Текст. / Л. И. Глухарев // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. — 1990. — № 5. — С. 75−81.
  45. , П. А. Избранные произведения Текст.: В 2-х т. / П. А. Гольбах. —М., 1963. —Т. 1. —715 с.
  46. , П. А. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного Текст. / П. А. Гольбах // Гольбах П. А. Избранныепроизведения в 2-х т. — М., 1963. — Т. 1. — С. 53−700.
  47. , В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России Текст. / В. Н. Гончаров, В. Н. Филиппов. — Барнаул: Изд-во Барнаул, гос. пед. ун-та, 1994. — 376 с.
  48. , О.Н. Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении (на материале «Онегинской строфы» и русского сонета) Текст. / О. Н. Гринбаум. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — 160 с.
  49. , А. А. Гармония Текст. / А. А. Гриценко // История философии: Энциклопедия. — Мн., 2002. — С. 209−210.
  50. , Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования Текст. / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. — М.: Логос, 2000.223 с.
  51. , Э. Кризис европейского человечества и философия Текст. / Э. Гуссерль // Культурология. XX век: Антология. — М., 1995. — С. 297−330.
  52. , Н. Я. Россия и Европа Текст. / Н. Я. Данилевский. — М.: Книга, 1991. —574 с.
  53. , Ж. Разумное основание и идея Университета Электронный ресурс. / Ж. Деррида // Отечественные записки. — 2003. — № 6. Режим доступа: http://strana-oz.ru.
  54. , И. X. Латинско-русский словарь Текст. / И. X. Дворецкий.
  55. М.: Рус. яз.-Медиа, 2003. — 846 с.
  56. , А. Л. Цель Текст. / А. Л. Доброхотов // Словарь философских терминов. — М., 2004. — С. 659−662.
  57. , О. В. Очерки по философии образования Текст.: Учеб. пособие / О. В. Долженко. — М., 1995. — 239 с.
  58. , О. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего образования Текст. / О. Долженко // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2000. — № 10. — С. 24−30.
  59. , О. «Вековое логовище знаний» Текст. / О. Долженко //
  60. Alma mater. Вестник высшей школы. — 2001. — № 10. — С. 23−26.
  61. , О. В. Сорбонская и Болонская декларации: Информация к размышлению Текст. / О. В. Долженко // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2000. —№ 6. —С.31.
  62. Европейская интеграция, Большая Гуманистическая Европа и культура Текст. / Под ред. JI. И. Глухарева. — М.: Изд-во Московск. государств, ун-та, 1998. —320 с.
  63. Европейский альманах. История. Традиции. Культура Текст. /. — М.: Наука, 1991.— 176 с.
  64. Европейский альманах. История. Традиция. Культура Текст. /. — М.: Наука, 1993. — 176 с.
  65. Европейский манифест 1 мая 1924 г. Текст. // Европейский альманах. История. Традиции. Культура. — М., 1991. — С. 11−119.
  66. Европейское пространство высшего образования. Достижение целей. Коммюнике Конференции европейских министров, отвечающих за высшее образование (Берген, 19−20 мая 2005 г.) Электронный ресурс. Режим доступа: www.recep.ru.
  67. Интеграционные процессы в мировом высшем образовании Текст.: Библиографический указатель. / Сост. В. И. Туртушова. — Воронеж, 2001. — 173 с.
  68. Историко-философский ежегодник, 1994 Текст. /. — М.: Наука, 1995. — 383 с.
  69. История европейской интеграции (1945−1994) Текст. / Под ред. А. С. Намазовой, Б Эмерсона. — М.: ИВИ РАН, 1995. — 308 с.
  70. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом. 2002. — 1376 с.
  71. , Р. Б. Философия образования Текст.: Учебное пособие / Р. Б. Квеско. — Томск, 1998. — 83 с.
  72. , А. Е. Гармонизация законодательства как инструмент формирования общих пространств в отношениях между Россией и Европейским Союзом Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.recep.ru/ru/group-eurf-docs.php7subacti.
  73. , В. Е. Процесс Текст. / В. Е. Кемеров // Современный философский словарь. — Лондон др., 1998. — С. 706−707.
  74. , В. Е. Процессы социальные Текст. / В. Е. Кемеров // Современный философский словарь. — Лондон и др., 1998. — С. 707−708.
  75. , В. Е. Введение в социальную философию Текст.: Учебное пособие для гуманитарных вузов / В. Е. Кемеров. — М.: Аспект-пресс, 1996. — 215 с.
  76. , В. Н. Состояние Текст. / В. Н. Кемкин // Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 627−628.
  77. , И. В. Избранные статьи Текст. / И. В. Киреевский. — М.: Современник, 1984. — 383 с.
  78. , И. В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России Текст.: Письмо к гр. Е. Е. Комаровскому / И. В. Киреевский // Киреевский И. В. Избранные статьи. — М., 1984. — С. 199— 237.
  79. , М. А. Философский синтез А. Н. Уатхеда Текст. / М. А. Киссель // Уайтхед А. Избранные работы по философии. — М., 1990. — С. 3−55.
  80. , Е. Д. Социально-философские аспекты образования Текст. / Е. Д. Клементьев // Вопросы философии. — 1984. — № 11. — С. 1930.
  81. , О. Понятийно-терминологический аспект проблем интернационализации высшего образования Текст. / О. Климанович, И. Ганчаренко // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2001. — № 1. — С. 10
  82. , В. А. высшее образование в зеркале Болонского процесса Текст.: Научно-методическое пособие: 2-е изд., доп. / В. А. Козырев, Н. JI. Шубина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 434 с.
  83. , А. С. Гуманитаризация образования и развитие личности Текст. / А. С. Колесников // Новые знания. 1998. — № 3. — С. 10−20.
  84. , С. Образ университета как уникального сплава либерального образования, средневековой гильдии и естественной науки Текст. / С. Костюкевич // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2001. —№ 6. — С. 34−37.
  85. , О.Б. Гармония Текст. / О. Б. Гармония // Словарь философских терминов. — М., 2004. — С. 98−99.
  86. Краткий словарь по эстетике Текст. /. — М.: Просвещение, 1983. —223 с.
  87. , Г. А. Глобализация и высшее образование Текст. / Г. А. Краснова // Открытое образование. — 2002. — № 6. — С. 51−56.
  88. , Е. Американская философия в недалеком прошлом Текст. / Е. Крикорьян // Современная американская философия. — М., 1976. — С. 65−72.
  89. , Г. Региональная интеграция и продвижение экономического роста: европейский опыт Электронный ресурс. / Г. Куаден. Режим доступа: http://inrevu.ru/FAVORIT/ART39.
  90. Культурология. XX век Текст.: Антология. — М.: Юрист, 1995. —703 с.
  91. , А. Ж. К теории образования: философские и социологические проблемы Текст. / А. Ж. Кусжанова. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1993.- 160 с.
  92. , Н. С. Философия и практика университетского образования Текст.: Учебник / Н. С. Ладыжец. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995. —255 с.
  93. , В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? Текст. / В. И. Ленин // Ленин В. И. Поли. собр. соч. — Т. 1. — С. 125−346.
  94. , В. В. Социально-философский анализ интеграционных процессов в сфере общего и специального образования Текст. / В. В. Линьков, А. К. Рынков // Философские исследования. — 1999. — № 1. — С. 35−51.
  95. , Г. А. Болонский процесс: история, развитие, перспективы Электронный ресурс. / Г. А. Лукичев // Вестник Российского общественного совета по развитию образования. — Вып. 8. / Режим доступа: http://www.rosro.ru/text/events.
  96. , Г. А. Болонский процесс формирует новую модель образования Электронный ресурс. / Г. А. Лукичев // Интернет: Сайт газеты «Поиск». Режим доступа: http://www.poisknew.ru.
  97. , Г. А. Болонский процесс: образованию в ЕС суждены перемены? Текст. / Г. А. Лукичев // Поиск. 2003. — 1 сент.
  98. , Г. А. Болонский процесс — императив развития высшего образования в Европе Г. А. Лукичев // Высшее образование сегодня. — 2002. — № 2. —С. 42−45.
  99. , Г. А. Динамика Болонского процесса Электронный ресурс. / Г. А. Лукичев // Высшее образование сегодня. — 2002. — № 3. — С. 32−37.
  100. , К. К критике политической экономии. Предисловие Текст. /К. Маркс//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. —Т. 13. —С. 1−167.
  101. , К. Капитал: Критика политической экономии. Том первый. Книга I. Процесс производства капитала Текст. / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 23. — 905 с.
  102. , К. Капитал: Критика политической экономии. Том третий. Книга III. Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Часть первая Текст. / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 25. — Ч. 1., П. — 1082 с.
  103. , К. Немецкая идеология Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М.: Политиздат, 1988. — XVI, 574 с.
  104. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное Текст. — М.: Наука, 1981. — 448 с.
  105. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: целостность, единство и многообразие, формационные ступени Текст. — М.: Наука, 1983. — 535 с.
  106. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: диалектика современной эпохи Текст. — М.: Наука, 1987. —448 с.
  107. , Ф. Высшее образование в расширенной и жизнеспособной Европе Текст. / Ф. Мертенс, Ф. Вильдер // Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов). — М., 2002. — С. 18−35.
  108. Метаморфозы Европы. — М.: Наука, 1993. — 255 с.
  109. , В. В. «За всем стоит Министр Высшего Глобального Образования.» Электронный ресурс. / В. В. Миронов // Платное образование.2004. — № 7−8. Режим доступа: http://www.philos.msu.ru/fac/varia/interv/mironov.
  110. , Ф. Т. Философия образования: ее реальность и перспективы Текст. / Ф. Т. Михайлов // Вопросы философии. — 1999. — № 8.1. С. 92−118.
  111. , М. А. Тело Текст. / М. А. Можейко // История философии: Энциклопедия. — Мн., 2002. — С. 1003−1008.
  112. , Л. П. Современные проблемы философии образования Текст.: Научно-аналитический обзор / Л. П. Мордвинцева. — М.: ИНИОН, 1998. —66 с.
  113. , X. Европа как политическая идея Электронный ресурс. / X. Мюнклер // Неприкосновенный запас. — 2003. — № 4. Режим доступа: http://rnagazines.russ.rU/nz/2003/4/rnunk.htinl.
  114. , Н. В., Паршиков, В. И. Текст. Н. В. Наливайко, В. И. Паршиков / Философия образования как объект комплексного исследования. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2002. 191 с.
  115. , С. Готов ли разум пожертвовать собой? Текст. / С. Неретина, А. Огурцов, В. Розин, О. Долженко // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2001. — № 8. — С. 3−10.
  116. , Г. Дипломатия Текст. / Г. Никольсон. — М.: Госполитиздат, 1941. — 154 с.
  117. Новая философская энциклопедия Текст. /: В 4-х т. — М.: Мысль, 2001. —Т. III, —692 с.
  118. , П. Болонский процесс / П. Нюборг // Болонский процесс: середина пути. — М., 2005. — С. 53−60.
  119. Образование в конце XX века (материалы «круглого стола») // Вопросы философии.— 1992.— № 9. — С. 3−21.
  120. , А. П. Процесс Текст. / А. П. Огурцов // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. — М., 2001. — Т. III. — С. 378−379.
  121. Определяя будущее (Саламанка, 29−30 марта 2001 года) Текст. / // Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов). — М., 2002. — С.290.296.
  122. , Е. Н. Информатизация образования в стратегии устойчивого развития: Философско-методологический анализ Текст. / Е. Н. Пасхин. — М.: РАГС, 1999, —219 с.
  123. , Д. В. Часть и целое Текст. / Д. В. Пивоваров // Современный философский словарь. — Лондон и др., 1998. — С. 1012−1015.
  124. , Ю. М. Модели социальных процессов Текст.: Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Ю. М. Плотинский. — М.: Логос, 2001. — 296 с.
  125. Позиция EUA по проблемам обеспечения качества в контексте Берлинского коммюнике Текст. / // Болонский процесс: середина пути. — М., 2005, —С. 166−176.
  126. Проблемы и перспективы интеграции российской и европейской систем образования Текст.: Материалы межд. семинара (Санкт-Петербург, 28 июня 2 июля 2004 г.). — СПб., Изд-во СПбГУАП, 2004. — 238 с.
  127. , Д. «Общий европейский дом» и традиции европейского концерта Текст. / Д. Рейнольде // Европейский альманах. История. Традиции. Культура. — М., 1991. —С. 5−18.
  128. Реформы образования Текст.: Аналитический обзор. — М., 2003.303 с.
  129. Риддер-Сименс, X. Средневековый университет: мобильность Текст. / X. Риддер-Сименс // Alma mater. Вестник высшей школы. — 1997. — № 1, —С. 35−56.
  130. , В. М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения Текст. / В. М. Розин // Философия образования для XXI века. — М., 1992. — С. 31−49.
  131. , В. Н. Философия как теория всеобщего и ее роль в медицинском познании / В. Н. Сагатовский. — Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1968. —395 с.
  132. , Ю. В. Состояние Текст. / Ю. В. Сачков // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. — М., 2001. — Т. III. — С. 600−601.
  133. , A. JI. Понятие «состояние» как философская категория Текст. / A. JI. Симанов. — Новосибирск: Наука, 1982. — 127 с.
  134. , П. Глобализация и университет Текст. / П. Скотт // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2000. — № 4. — С. 3−10.
  135. , П. Академические ценности и организация академической деятельности в эпоху глобализации Электронный ресурс. / П. Скотт // Высшее образование в Европе. — 2003. —№ 3. Режим доступа: http://logosbook.ru/hee.
  136. Словарь иностранных слов. Изд-е 4, перераб. и доп. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1954. — 856 с.
  137. Современная американская философия Текст.: Сборник переводов. — М.: Институт философии АН СССР, 1976. — 100 с.
  138. Современная философия: словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 511 с.
  139. Современный философский словарь Текст. — Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: «ПАНГ1РИНГ», 1998. — 1064 с.
  140. Сообщение Комиссии: роль университетов в Европе знаний Текст. / // Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ). — М., 2004. — С. 246−278.
  141. Социологическая энциклопедия Текст. /: в 2-х т. — М.: Мысль, 2003. —Т. 2. —863 с.
  142. , М. Академические ценности и академическая деятельность в эпоху глобализации: пример албанских университетов Электронный ресурс. / М. Спиро // Высшее образование в Европе. — 2003. — № 3.
  143. , Jl. Н. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий Текст. / JI. Н. Талалова. М.: Изд-во РУДН, 2003. — 368 с.
  144. , Н. С. История. Культура. Язык Текст. / И. С. Трубецкой. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. — 800 с.
  145. , Н. С. Европа и человечество Текст. / И. С. Трубецкой // Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. — М., 1995. — С. 55−104.
  146. , Н. А. Технотронная цивилизация и ее влияние на парадигмы современного образования: (Гносеол. аспект) Текст.: Автореф. дисс. канд. филос. наук / И. А. Трусов. — М., 1999. — 28 с.
  147. , А. Н. Избранные работы по философии Текст. / А. Н. Уайтхед. — М.: Прогресс, 1990. — 717 с.
  148. , А. Н. Наука и современный мир Текст. / А. Н. Уайтхед // Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. — М., 1990. — С. 56−271.
  149. , А. Н. Процесс и реальность Текст. / А. Н. Уайтхед //
  150. А. Н. Избранные работы по философии. — М., 1990. — С. 272−303.
  151. , А. Н. Способы мышления Текст. / А. И. Уайтхед // Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. — М., 1990. — С. 337−389.
  152. , А. Н. Приключения идей Текст. / А. Н. Уайтхед // Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. — М., 1990. — С. 389−702.
  153. , П. Университеты и идея европейской общности Текст. / П. Уваров // Европейский альманах. История. Традиция. Культура. — М., 1993.1. С. 115−124.
  154. Философия образования для XXI века Текст. /. — М., 1992. —208 с.
  155. Философия образования Текст.: Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 23. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — 476 с.
  156. Философские проблемы образования Текст. /. — М.: РАГС, 1996.265 с.
  157. Философские проблемы образования Текст.: Материалы «круглого стола». — М. 1993. — 94 с.
  158. Философия образования: Сб. науч. статей / Ред. А. Н. Кочергин Текст. — М.: Новое тысячелетие, 1996. —200 с.
  159. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  160. Формирование будущего Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.w3.org/TR/REC-html40.
  161. Формирование Европейского пространства высшего образования -вклад Европейской комиссии Текст. / // Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ). — М., 2004. — С. 235−245.
  162. , В. П. Социальная деятельность как система Текст. / В. П. Фофанов. — Новосибирск: Наука, 1981. — 304 с.
  163. , Э. Европейское пространство высшего образования:новые рамки развития Электронный ресурс. / Э. Фромент // Высшее образование в Европе. — 2003. — № 1. Режим доступа: http://www.w3.org/TR/REC-html40">4.
  164. Хазова, J1. В. Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования Текст.: Автореф. дисс.. д-ра филос. наук / J1. В. Хазова. — Томск, 1998. — 44 с.
  165. , М. Самоутверждение немецкого университета Текст. / М. Хайдеггер // Историко-философский ежегодник, 1994. — М., 1995. — С. 298−306.
  166. , М. Введение в метафизику Текст. / М. Хайдеггер. — СПб.: НОУ Высшая религиозно-философская школа, 1998. — 301 с.
  167. , А. С. О старом и новом Текст.: Статьи и очерки / А. С. Хомяков. — М.: Современник, 1988. — 462 с.
  168. , А. С. О старом и новом Текст. / А. С. Хомяков // Хомяков А. С. О старом и новом. — М., 1988. — С. 41−57.
  169. Что такое Болонский процесс? Электронный ресурс. // Вестник РОСРО. — М., 2003. — Вып. 8. Режим доступа: http://www.rosro.ru/text/events.
  170. , А. О. Европейская идея в истории: Проблемы войны и мира Текст. / А. О. Чубарьян. — М.: Международные отношения, 1987. — 350 с.
  171. , А. О. «Бриановская» Европа Текст. / А. О. Чубарьян // Метаморфозы Европы. — М., 1993. — С. 17−35.
  172. , Ф. В. Й. Философия откровения Текст. / Ф. В. Й. Шеллинг. — СПб.: Наука, 2000. — Т. 1. — 699 с.
  173. , Ф. В. Й. Философия откровения Текст. / Ф. В. Й. Шеллинг. — СПб.: Наука, 2002. — Т. 2. — 480 с.
  174. , Ф. В. Й. Соч. Текст. В 2 т. / Ф. В. Й. Шеллинг — М.: Мысль, 1989. — Т. 1. — 639 е.- Т. 2. — 636 с.
  175. , Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма Текст. / Ф. В. Й. Шеллинг // Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения в 2 т.— М., 1989. — Т. 1. —С. 227−490.
  176. , Ф. В. Й. Введение в философию мифологии Текст. / // Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения в 2 т.— М., 1989. — Т. 2. — С. 160−374.
  177. Шмидт-Виггеманн, В. Университет в ранний период современной Европы: новые структуры знания Текст. / В. Шмидт-Виггеманн // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2001. — № 8. — С. 31−34.
  178. , Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Том 2. Изменения в обществе. Проект теории цивилизации Текст. / Н. Элиас. — М.- СПб.: Университетская книга, 2001. — 382 с.
  179. , Н. Проект теории цивилизации Текст. / Н. Элиас // Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Том 2. Изменения в обществе. Проект теории цивилизации. — М.- СПб, 2001. —С. 235−341.
  180. , Ф. Анти-Дюринг Текст. / Ф. Энгельс // Маркс К, Энгельс
  181. Ф. Соч. —Т. 20. —С. 1−335.
  182. , Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии Текст. / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 21. — С. 269−317.
  183. , Н. С. Проблема метафизики в американской философии XX века: Критический очерк эмпирико-позитивистских течений Текст. / Н. С. Юлина. — М.: Наука, 1978. — 296 с.
  184. Юридическая конфликтология. Глава IV. разрешение и предупреждение конфликта. § 26. Гармонизация правовых актов. П. 1. Электронный ресурс. Режим доступа: http://yurpsy.by.ru/biblio/jur-konf/.
  185. , А. Г. Хэ (гармония) Текст. / // Словарь философских терминов. — М., 2004. — С. 657−658.
  186. , Г. А. Интернационал духа: Идея европейского единства и немецкая либеральная интеллигенция 10−20-х годов XX в. Текст. / Г. А. Якушева // Европейский альманах. История. Традиции. Культура. — М., 1991. — С. 102−109.
  187. , К. Тезисы к вопросу об обновлении высшей школы Текст. / К. Ясперс // Историко-философский ежегодник, 1994. — М., 1995. — С. 307— 326.
  188. Allan, G. Process Social Philosophy: The Continuing Conversation Текст. / G. Allan // Process Studies. — 1986. —No. 4. — P. 241−243.
  189. Allan, G. Process Philosophy and the Educational Canon Текст. / G. Allan // Process Studies. — 1991. — No. 2. — P. 89−102.
  190. Allan, G. Exploring Whitehead’s Philosophy of Education Текст. / G. Allan // Process Studies. — 2005. — No. 2. — P. 167−170.
  191. Bashor, P. Principles of a Process Philosophy of Education Электронный ресурс. / P. Bashor. Режим доступа: http://www.apped.org/"> href="pp/bashorl .pdf.
  192. Bickmann, C. Kant and the Post-Kantian Idealism: A Philosophical
  193. Approach beyond Substantialism or Non-Substantialism? Электронный ресурс. / С. Bickmann // The International Journal for Field-Being. — 2001. — No. 1. Режим доступа: http://www.iifb.org/ijfb/CBickmann-l-9.htm.
  194. Braeckman, A. Whitehead and German Idealism: A Poetic Heritage Текст. / A. Braeckman // Process Studies. — 1985. — No. 4. — P. 265−286.
  195. Breuvart, J.-M. Whitehead and Process Philosophy. Электронный ресурс. / J.-M. Breuvart. Режим доступа: http://www.ii fb.org/ijfb/JBreuvart-3−4.htm.
  196. Evans, M. D. Process, Teaching, Learning Текст. / M. D. Evans // Process Studies. — 2005. — No. 2. — P. 171−177.
  197. Hahn, L. E. Contextualism and Anti-Substantialism Электронный ресурс. / L. E. Hahn // The International Journal for Field-Being. — 2001. — No. 2. Режим доступа: http://www.iifb.org/ijfb/LEIIahn-l-2.htm.
  198. Hendley, В. Towards a Process Philosophy of Education Текст. / В. Hendley // Process Studies. — 1988. — № 4. — P. 227−231.
  199. Huchingson, J. E. Organization and Process: Systems Philosophy and Whiteheadian Metaphysics Текст. / J. E. Huchingson // Process Studies. — 1981. — No. 4. —P. 226−241.
  200. Gershman, K. Towards a Process Pedagogy Текст. / К. Gershman // Process Studies. — 1988. — No. 3. — P. 191−197.
  201. Kuntz, P. G. Whitehead’s Category of Harmony: Analogous Meanings in Every Realm of Being and Culture Текст. / P. G. Kuntz // Process Studies. — 2000. —No. 1. —P. 43−65.
  202. Lucas, G. R. Jr. Hegel and Whitehead: Contemporary Perspectives on Systematic Philosophy Текст. / G. R. Jr. Lucas. — Albany: State University of New1. York Press, 1986. —256 s.
  203. Meulemeester, J.-L. Towards a «Market Model» for Governing Higher Learning and Research? An Historical Perspective Электронный ресурс. / J.-L. Meulemeester. Режим доступа: http://www.international.tsu. ru/Tempus.
  204. Nobo, J. L. Whitehead’s Principle of Process Текст. / J. L. Nobo // Process Studies. — 1974. — No. 4. — P. 27−284.
  205. Oliver, H. H. Relational Metaphysics and Western Non-Substantialism Электронный ресурс. / H. H. Oliver // The International Journal for Field-Being. — 2001. — No. 1. Режим доступа: http://www.iift>.org/ijfb/HH01iver-l-4.htm.
  206. Pomeroy, A. F. Process Ontology and The Critique of Capitalism Электронный ресурс. / A. F. Pomeroy. Режим доступа: http://www.fordham.edu/philosophy/processphilosophy/papers.
  207. Porter, D. H. Explaining the Historical Process Текст. / D. H. Porter // Process Studies. — 1979. — No. ¾. — P. 73−93.
  208. Process Philosophy Электронный ресурс. // Stanford Encyclopedia of Philosophy. Режим доступа: http://plato.standford.edu.
  209. Process philosophy Электронный ресурс. // Wikipedia, the free encyclopedia. Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki.
  210. Randall, J. H. Substance as Process Текст. / J. H. Randall // Review of Metaphysics. — 1957. — No. 4.
  211. Rescher, N. On Situating Process Philosophy Текст. / N. Rescher // Process Studies. — 1999. — No. ½. — P. 37−42.
  212. Singer, B. J. Non-Substantialism and the Metaphysics of Justus Buchler Электронный ресурс. / В. J. Singer // The International Journal for Field-Being. — 2001. —No. 1. Режим доступа: http://www.iifb.org/ijfb/BJSinger-l-7.htm.
  213. Sherburne, D. W. The Process Perspective as Context for Educational Evaluation Текст. / D. W. Sherburne // Process Studies. — 1991. — No. 2. — P. 78−86.
  214. Whitehead, A. N. The Aims of Education Текст. / A. N. Whitehead. —
  215. New York: The Free Press, 1957. — 12 s.
Заполнить форму текущей работой