Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление предпринимательской деятельностью в жилищно-коммунальном комплексе Мурманской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из глобальных экологических проблем современности является на настоящий момент проблема обращения с отходами производства и потребления, так как она ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны. Ежегодно в России образуется… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
    • 1. 1. Предпринимательство как управленческая категория
    • 1. 2. Система управления предпринимательской деятельностью в жилищно-коммунальном комплексе
    • 1. 3. Сущность и специфические черты институциональной среды предприятий ЖКК
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Особенности системы управления предпринимательской деятельностью в ЖКК Мурманской области
    • 2. 2. Проблемы управления предпринимательской деятельностью
  • ЖКК в сфере переработки отходов производства и потребления
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ЖКК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Реформирование жилищно-коммунального комплекса как объекта управления предпринимательской деятельностью
    • 3. 2. Оптимизация нормативно-правового обеспечения. управления предпринимательской деятельностью в ЖКК
    • 3. 3. Развитие инфраструктуры предпринимательства в жилищно-коммунальном комплексе
  • Выводы

Управление предпринимательской деятельностью в жилищно-коммунальном комплексе Мурманской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время производственная структура многопрофильного жилищно-коммунального комплекса России включает в себя более 30 видов деятельности, ведущие из которых: I жилищное хозяйство, электро-, теплои газоснабжение, водоснабжение и канализование сточных вод, гостиничное и банно-прачечное хозяйство, оказание ритуальных услуг, благоустройство, утилизация бытовых отходов.

В системе жилищно-коммунального хозяйства действует более 50 тыс. предприятий, в отрасли занято около 4 млн. человек. Несмотря на рост объемов услуг, работ и продукции, произведенных в отрасли, многие предприятия убыточны. Стоимость основных фондов составила на 01.01.07 г. более 580 млрд руб. — четвертая часть национального достояния страны.

Однако фонды изношены в среднем на 40%, а в отдельных регионах — на 60%, что зачастую приводит к различным аварийным ситуациям. Уровень надежности инженерных коммуникаций в России в 2,5−3 раза ниже, чем в европейских странах. В то же время только на поддержание жилищно-коммунальной сферы государство расходует почти 4% валового внутреннего продукта и до 30% общих расходов бюджета территорий. ' Эти обстоятельства требуют применения новых форм и методов управления, совершенствования организации и технологии деятельности органов управления на местном уровне и указывают на актуальность исследуемой проблемы. Сегодня много говорится о необходимости реформирования деятельности предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При этом недостаточно внимания уделяется роли малого предпринимательства в сфере оказания коммунальных услуг. Тем более это актуально в условиях, когда наблюдается стабильный рост общего числа малых предприятий в России. Особого анализа требует Иванов В. В. Муниципальный менеджмент. — М., 2003. — С.34. ведомственный, частный и общественный жилищный фонд, а также инфраструктура, его обслуживающая. Не на должном уровне осуществляется контроль и учет за качеством и фактическими объемами, оказываемых жилищно-коммунальных услуг, отсутствуют приборы учета, высоки потери энергетических ресурсов, воды и других услуг. Особо в сфере управления жилищно-коммунальным комплексом региона выделяется проблема обращения с отходами производства и потребления.

Сложное положение жилищно-коммунального хозяйства обусловлено неэффективной системой управления на всех уровнях, неудовлетворительным финансовым положением, дотационностью, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, отсутствием приборов учета потребляемых услуг, большими потерями энергии, воды и других ресурсов, отсутствием должной системы качества и управления данной сферой. Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы. В начале экономических реформ, предполагалось, что в достаточно короткий период будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы.

Одной из глобальных экологических проблем современности является на настоящий момент проблема обращения с отходами производства и потребления, так как она ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны. Ежегодно в России образуется около 7 млрд. тонн отходов, из которых используется лишь 2 млрд. тонн, или 26,6 процента. Для сравнения отметим, что в США стали производить 55 процентов соответствующей продукции из отработанного металла. Задача общественности состоит в том, чтобы, пользуясь законными методами, заставить региональные и муниципальные власти внедрять современные ресурсосберегающие методы обращения с отходами и вовлечения их в хозяйственный оборот. Это способствует, во-первых, оздоровлению экологической обстановки в регионе, и, во-вторых, росту экономики и снижению социальной напряженности. Важно подчеркнуть, что решение проблемы экологического оздоровления состоит не только во внедрении современных технологий, Не менее важно просвещение, образование и воспитание, как широких слоёв населения, так и представителей властей, принимающих решения, ответственных за состояние дел в регионе.

Анализ опубликованных работ в области теории и практики развития жилищно-коммунального комплекса в России показал, что для решения задач диссертационного исследования имеются определенные научные предпосылки. Реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства и его предпринимательские аспекты, как в нашей стране, так и за рубежом освещены в последние годы в ряде исследований.

Зарубежная практика и мировой опыт инновационного содержания предпринимательства представлены трудами И. Ансоффа, М. Портера, Р. Хизрича, Й. Шумпетера. Теоретические основы содержания, форм и принципов предпринимательства заложены в трудах отечественных ученых: А. И. Агеева, Э. А. Арустамова, В. О. Бахарева, А. А. Галагана, В. А. Гневко, А. А. Горбунова, A.M. Игнатьева. Существенный вклад в развитие теории предпринимательства сделан в работах: С. Э. Бессонова, Р. Е. Бобовича, А. В. Кравченко, Т. Б. Кутаковой, В. Радаева, В. П. Трусевича, С. Л. Филимонова, А. Н. Широкова и др.

Прикладным вопросам функционирования экономики ЖКК, ее финансовым аспектам, в частности привлечения инвестиций, совершенствования тарифной политики, оплаты жилищно-коммунальных услуг и субсидирования населения, значительное внимание уделялось в работах А. Н. Асаула, JI.A. Косолапова, И. П. Маликовой, С. Б. Сиваева,.

J1.H. Чернышева и др.

Изучению эволюции реформирования жилищно-коммунального сектора посвящены работы Ю. А. Вишневского, Д. М. Жукова, А. В. Журина и др. Наиболее значимыми в дореформенный период, обосновавшими структуру и основные функции ЖКХ в России, стали труды О. В. Долгушиной, А. В. Кравченко, В. Ф. Щербакова и других авторов.

В дальнейшем исследования ЖКК как реформируемого института рыночной экономики проводились в следующих направлениях: общеметодологические аспекты реформирования отрасли были разработаны в трудах Г. А. Ломтева, JI.H. Матерова, С. Митрохина, А. Ю. Салама, JI.H. Чернышева и других авторовинституциональные и функциональные формы реализации принципов реформирования отрасли обобщены в работах С. Э. Бессонова, Т. Б. Кутаковой (кондоминиумы за рубежом), А. В. Кравченко, С. Б. Сиваева (контрактно-договорные формы), И. П. Маликовой, Т. К. Руткаускас, С. В. Шейкина (организация деятельности управляющих компаний), Т. Н. Тасенко (организационные формы объединений: кондоминиумы, ТСЖ), Е. К. Хандогиной, Н. А. Герасимова, А. В. Хандогиной (обращение с отходами производства и потребления) и др.

Среди них региональным проблемам управления ЖКК посвящены работы И. А. Булгаковой, Д. Л. Веселова, И. М. Вольченок, Е. Е. Воробьевой, Я. Н. Грик, Л. А. Дубовик, О. В. Корневой, В. Е. Рохчина. Вопросы формирования и развития предпринимательской среды в ЖКК рассмотрены в исследованиях Ю. В. Гришкина, А. В. Журина, П. Н. Колесникова, А. В. Левиной, Н. Ю. Стефурак, А. В. Шувалова.

Проблемы территориального управления процессами переработки отходов производства и потребления отражены в работах Н. М. Большакова, А. Б. Лифшица, М. А. Любарской.

В то же время, несмотря на большое количество работ, посвященных теоретическим и практическим вопросам решения проблем развития предпринимательской деятельности в ЖКК, в сфере переработки отходов производства и потребления, недостаточно обоснована ее управленческая сторона, что обусловливает актуальность представленной темы исследования и требует разработки новых подходов и механизмов их реализации. Эти аспекты, в конечном счете, определили выбор темы диссертационного исследования и послужили основой формирования его цели.

Цель диссертационного исследования: разработка и обоснование I методических рекомендаций по совершенствованию управления предпринимательской деятельностью в жилищно-коммунальном комплексе.

Для реализации этой цели в работе поставлены и решены-следующие задачи:

— уточнить понятие «система управления предпринимательской деятельностью жилищно-коммунального комплекса» с учетом сложившихся условий для развития полифункциональности деятельности этих структур;

— определить сущность и специфические черты институциональной среды предприятий жилищно-коммунального комплекса;

— выявить основные особенности и проблемы управления предпринимательской деятельностью в жилищно-коммунальном комплексе Мурманской области;

— исследовать направления реформирования жилищно-коммунальиого комплекса как объекта управления предпринимательской д еяте л ьн о стыо;

— обосновать пути оптимизации нормативно-правового обеспечения управления предпринимательской деятельностью жилищно-коммунального комплекса;

— разработать методические рекомендации по совершенствованию управления предпринимательской деятельностью на основе развития инфраструктуры предпринимательства в жилищно-коммунальном комплексе.

Объект диссертационного исследования — предпринимательская деятельность в жилищно-коммунальном комплексе.

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе развития предпринимательской деятельности в ЖКК.

Теоретической и методологической базой исследования служат теоретические и методологические положения отечественных и зарубежных исследований ученых по проблеме совершенствования управления предпринимательством в ЖККфундаментальные и прикладные исследования в области теории управления, экономики, экологического менеджментазаконодательство, нормативные акты и другие официальные документы, регулирующие управление, функционирование и развитие предпринимательской деятельности в жилищно-коммунальном комплексе.

Структура и логика исследования подчинены решению поставленных задач. При решении конкретных задач использовались методы логического, структурного, факторного, функционального и системного анализа с применением экономико-математического аппарата, статистические методы.

Эмпирической базой исследования послужили данные Росстата, региональных статистических органов, данные отчетности администрации и статистики Мурманской области, фактические сведения отечественной и зарубежной практики управления предпринимательской деятельностью в жилищно-коммунальном комплексе, материалы, полученные автором непосредственно на объектах исследования.

В диссертационном исследовании изложены научно-обоснованные экономические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в повышение эффективности системы управления предпринимательской деятельностью в жилищно-коммунальном комплексе.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке научно-теоретических основ в сфере управления эколого-экономической деятельностью, как основного направления развития предпринимательства в жилищно-коммунальном комплексе, а именно:

1. Уточнено понятие «система управления предпринимательской деятельностью ЖКК», раскрыты ее функции, выявлены особенности организационно-управленческой структуры.

2. Выявлены проблемы развития институциональной среды жилищно-коммунального комплекса, включающие введение формальных и неформальных норм, механизмов стимулирования предпринимательской деятельности, разработку и применение согласительного механизма взаимодействия между органами государственной власти, муниципальными образованиями и частными компаниями, обеспечивающими защиту интересов участников рынка жилищно-коммунальных услуг.

3. Разработана система мотивации управляющих организаций в ЖКК, направленная на сокращение затрат ресурсов и повышение эффективности управления, среди основных элементов которой выделены: разграничение и оформление прав собственности, профессиональная конкуренция, механизмы льготного налогообложения предприятий малого бизнеса в жилищно-коммунальном комплексе.

4. Обоснованы направления развития инфраструктуры предпринимательской деятельности, формирование конкурентной среды, развитие новых форм бизнеса и используемых технологий в сфере переработки отходов производства и потребления.

5. Разработаны методические рекомендации по совершенствованию управления предпринимательской деятельностью с приоритетностью развития эколого-экономического предпринимательства, применения современных технологий переработки отходов производства и потребления, направленных на уменьшение загрязнения окружающей среды.

Практическая значимость работы. Реализация рекомендаций и выводов диссертационного исследования позволит создать эффективную систему управления предпринимательской деятельностью в жилищно-коммунальном комплексе, основанную, в первую очередь, на алгоритме передачи жилищно-коммунального сектора в управление частным компаниям и применении новых технологий переработки отходов производства и потребления с целью эколого-экономического оздоровления территории Мурманской области. Практическое применение полученных результатов исследования возможно при определении приоритетов деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса, проведении эколого-экономической оценки предпринимательской деятельности жилищно-коммунальных комплексов субъектов Российской Федерации, а также при разработке законодательных актов относительно ЖКК Мурманской области.

Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на международных и региональных конференциях, посвященных актуальным проблемам развития национальной и региональной экономики, проводимых в гг. Санкт-Петербурге, Мурманске и Самаре.

Отдельные положения диссертации использованы при разработке учебно-методических материалов к курсам «Организация предпринимательской деятельности», «Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление организационными изменениями», руководства и консультирования по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ.

Апробация работы. Получены положительные результаты внедрения эколого-предпринимательских аспектов деятельности в систему и управления жилищно-коммунальным комплексом в Мурманской области.

Наиболее существенные положения и результаты исследования отражены в 9 публикациях общим объемом 3,2 п. л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (200 наименований) и приложения. Общий объем работы составляет 192 страницы.

160 Выводы.

Проведенный анализ современного состояния системы жилищно-коммунального комплекса в Мурманской области и управления отходами производства и потребления как немаловажной его частью, выявил ряд нерешенных проблем: недостаточен контроль за смешением ТБО с опасными отходами мелких предприятийслабо стимулируется рециклинг и вторичное использование отходов. Система сбора ТБО не обеспечивает отделение из них вторичного сырья и что особенно важно — опасных отходов (отработанные люминесцентные лампы, источники тока, изделия из поливинилхлорида и др.). Такие виды отходов при складировании их на полигонах или при сжигании приводят к загрязнению окружающей среды опасными токсикантами.

Система переработки ТБО в области практически отсутствует. На единственном в области мусоросжигательном заводе сжигание ТБО осуществляется без какой-либо предварительной их сортировки и сепарации. Реутилизация здесь ограничена лишь использование тепла, получаемого при сжигании ТБО и шлаков для рекультивации карьеров.

Захоронение ТБО осуществляется на свалках также без предварительной их сортировки и сепарации. Из-за недостатков организации и контроля за удалением ТБО появляются несанкционированные свалки, на которых ТБО смешаны с опасными отходами. В силу неподготовленности мест, на которых они расположены, атмосферные осадки фильтруются сквозь свалочные массы.

Возможный путь решения проблемы обращения с ТБО и неопасными отходами — создание системы обращения с отходами на территории Мурманской области. Структурными единицами системы обращения с отходами могут стать: модернизация мусоросжигающих мощностей — Завода ТО ТБО для приема на утилизацию бытовых отходов от гг. Мурманска, Колы, Североморскасоздание полигона промышленных отходоввнедрение линий по разделению отходов и утилизации отсортированных вторичных материальных ресурсов.

Нормативно — правовая база обращения с отходами в Мурманской области, как и в России, пока еще не представляет собой единую систему правовых норм, регулирующих все вопросы, связанные с процессами сбора, транспортировки и переработки ТБО. Очевидно, что в сфере обращения с отходами производства и потребления в области не все обстоит благополучно, поэтому комитету по строительству и ЖКХ Мурманской области необходимо уделять данному вопросу большое внимание, в ближайшем будущем должны быть предприняты действия с целью снижения воздействия на окружающую среду от отходов, суть которых заключается в следующем:

— ужесточение контроля за обращением с отходами производства и потребления и, прежде всего с отработанными ртутьсодержащими изделиями;

— исключение возможности попадания в сферу обращения с ТБО отходов других отраслей хозяйства;

— разработка и утверждение регионального классификатора отходов для Мурманской области;

— внедрение проекта по экологическому и экономическому оздоровлению территории региона, представленному в последнем параграфе исследования;

— создание в Мурманской области прецедента использования комплексной системы управления материальными, финансовыми и информационными потоками в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Исходя из проведенного анализа действующего жилищно-коммунального комплекса в Мурманской области, можно сделать вывод о том, что в области отсутствует единый центр, координирующий действие многочисленных организаций в сфере жилищно-коммунального комплекса. В связи с этим необходимо изменить структуру действующего департамента строительства и ЖКХ Мурманской области и разделить управление на два уровня (строительство и ЖКХ). Предлагаемая структура нового департамента жилищно-коммунального хозяйства позволит обеспечить четкое выполнение целевой функции — регулирование отрасли жилищно-коммунального хозяйства региона с выделением подцели — четкое регулирование обращения с отходами производства и потребления в регионе. Это будет способствовать эффективному решению всех поставленных перед учреждением задач, балансу прав, ответственности и соблюдения интересов, как населения, так и предпринимательских структур в области жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области. При разработке экологического обоснования необходимо определять требования к выбору места размещения объектов при существующей и прогнозной экологической ситуации и социально-экономическом развитии территории и проектным решениям по использованию природных ресурсов и сохранению природной среды. Экологическое обоснование проектных решений должно базироваться на детальном анализе исходной информации о состоянии окружающей среды, природных особенностях территории, условиях жизни и традициях местного населения, хозяйственном использовании, характере планируемой деятельности, видах и масштабах воздействия. Материалы по выбору места размещения объекта разрабатываются на вариантной и конкурсной основе.

Таким образом, в диссертационном исследовании обобщается положение о необходимости создания четкого нормативно-правового поля и оптимизации нормативно-правового и организационного обеспечения управления предпринимательской деятельностью в жилищно-коммунальном комплексе, реализации мер по эколого-экономическому оздоровлению территории, а также принятия первоочередных мер по нормализации условий привлечения частного бизнеса и развития инфраструктуры предпринимательства в ЖКК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, в ходе диссертационного исследования были получены следующие результаты.

Основное внимание в работе уделено совершенствованию системы управления предпринимательской деятельностью в жилищно-коммунальном комплексе, прежде всего в сфере переработки отходов производства и потребления — одной из составляющих ЖКК, выступающей в качестве основы национальной эколого-экономической деятельности и являющейся приоритетной задачей деятельности всех уровней власти РФ.

Рассмотрев основные характеристики предпринимательства, как особой формы экономической активности, его состояние и перспективы, действующую систему поддержки малого предпринимательства, можно сделать следующие выводы о проводимой политике в жилищной сфере государства, субъектов РФ и органов местного самоуправления на современном этапе, а также проблемах предпринимательства в жилищно-коммунальном комплексе страны и региона. Основой для достижения успеха в этом направлении является устранение государством барьеров на пути частного предпринимательства. Государственная поддержка выбранных секторов экономики будет результативной только, если она основана на уменьшении ненужного государственного вмешательства в деловую сферу. Для муниципальных образований вопросы совершенствования управления жилищно-коммунального хозяйства являются самыми насущными. Разговоры о реформе в ЖКХ не умолкают давно, но мало, что меняется. Основные причины здесь две — финансово-материальная и управленческая. Первая уже давно обсуждается, правда это пока в основном повышение тарифов и пересмотр межбюджетных отношений. Эффективность проведения реформ в жилищно-коммунальном комплексе в значительной мере определяется соответствующей политикой местных органов власти. Пока трудно реализуются реформы, связанные с изменением основных звеньев сложившегося в прошлые десятилетия хозяйственного механизма, который имеет ярко выраженный затратный характер и не ориентирован на удовлетворение потребительских требований. Это приводит к: постоянному увеличению затрат на обслуживание и содержание жильянизкому качеству предоставляемых услугснижению стандартов содержания жилья и снижением сроков службы жилищного фонданедовольству населения, которое все больше и больше платит за все менее и менее качественные услуги.

Необходимо отметить, что за последние годы предпринимались определенные шаги по изменению существовавшего механизма, в частности по разделению функций управления и обслуживания, по созданию независимых структур службы заказчика и подрядных организаций, по разработке и внедрению договорных отношений. Но в практическом плане не уделялось должного внимания продолжающему оставаться незыблемым принципу затратного финансирования низовых структур хозяйства — ремонтно-эксплуатационных или жилищно-эксплуатационных участков, которые в большинстве случаев стали муниципальными предприятиями.

Таким образом, в сфере жилищно-коммунального хозяйства была сформирована, но пока не реализована на практике целостная концепция нового хозяйственного механизма, который должен быть построен с учетом многообразия собственников жилищного фонда и на основе рыночных принципов. Для решения этих вопросов необходимо ускорить процесс проведения реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Единственным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.

По результатам проведенного анализа институциональной среды системы управления предпринимательской деятельностью в ЖКК в сфере переработки отходов производства и потребления, выявлено, что в Мурманской области недостаточно представлены нормативно-правовые акты, ее регулирующие. Общим недостатком является наличие сложных процедур организации, регистрации и деятельности органов территориального общественного самоуправления населения.

В диссертационной работе исследована система управления предпринимательской деятельностью жилищно-коммунального комплекса Мурманской области и выявлены ее особенности, заключающиеся в многозвенной схеме построения — совокупности федерального, регионального и муниципального уровней управления и многообразии элементов системы, обусловленном многообразием функций ее субъектов.

В диссертационном исследовании отмечается, что система управления предпринимательской деятельностью находится в постоянном движении и изменении под воздействием факторов внешней среды управления. На основе анализа состояния жилищно-коммунального комплекса в России выявлена объективная потребность в расширении предпринимательской деятельности и совершенствования механизмов управления в ЖКК.

В работе выявлены проблемы развития институциональной среды жилищно-коммунального комплекса, включающие введение формальных и неформальных норм, механизмов стимулирования предпринимательской деятельности, разработку и применение согласительного механизма взаимодействия между органами государственной власти, муниципальными образованиями и частными компаниями, обеспечивающими защиту интересов участников рынка жилищно-коммунальных услуг. Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что в Мурманской области особо остро выделяется проблема обращения с отходами производства и потребления, их вывоза за пределы области и переработки. На сегодняшний день количество образовавшихся отходов на территории Мурманской области составляет 400 тыс. т/год, из них:

— твердых бытовых отходов (ТБО) — 342 тыс. т/год;

— крупногабаритных материалов (КГМ) — 22,5 тыс. т/год;

— строительных и прочих видов отходов — более 32,6 тыс. т/год.

В качестве основных проблем управления предпринимательской деятельностью в рассматриваемом секторе ЖКК в диссертационном исследовании выделено отсутствие единого центра, который должен координировать действия многочисленных организаций, связанных с регулированием проблем вывоза и переработки отходов производства и потребления на территории. Это одна из причин отставания ЖКК Мурманской области от некоторых других субъектов Российской Федерации.

Эффективное управление в области обращения с отходами потребления на территории одного или нескольких муниципальных образований в Мурманской области возможно только при соблюдении следующих условий:

— максимально возможном использовании селективного сбора отходов с целью получения вторичных ресурсов и сокращения объема отходов, подлежащих захоронению;

— применения новейших технологий по переработке отходов во вторичные материалы, что позволит вернуть их составляющие в производственный цикл;

— рекультивации отслуживших свой срок полигонов и ликвидации несанкционированных свалок, что позволит уменьшить занимаемые ими площади и снизить их негативное воздействие на окружающую среду;

— оптимальной эксплуатации существующих полигонов для размещения отходов с учетом последующей рекультивации их территорий;

— организации пунктов сбора вторичного сырья;

— строительства мусоросортировочных комплексов для переработки отходов и предприятий по переработке вторичного сырья;

— совершенствования системы учета и контроля образования и перемещения отходов;

— преобладания экономических методов управления отходами над административными, внедрения методов экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами;

— соблюдения принципа «загрязнитель платит»;

— развития рынков вторичного сырья;

— сотрудничества государственного, муниципального и частного секторов в системе обращения с отходами;

— объединения усилий нескольких муниципальных образований, заключении межмуниципальных соглашений по оптимизации управления потоками отходов на территории нескольких муниципальных образований;

— совершенствования тарифной политики.

Таким образом, основное направление деятельности в системе обращения с отходами — сокращение объемов отходов, подлежащих захоронению, и максимальное вторичное их использование.

Учитывая все вышеизложенное, можно предложить рекомендации по совершенствованию системы управления, эксплуатации, повышению качества предоставляемых услуг населению муниципального образования в рамках развития инновационного характера предпринимательской деятельности в жилищно-коммунальном комплексе региона.

Для повышения эффективности управления предпринимательской деятельностью в ЖКК необходимо создание льготных механизмов налогообложенияобеспечение правовой защиты интересов предпринимателейреализация инвестиционных программ по созданию мусороперерабатывающих и мусоросжигательных предприятийсовершенствование профессиональной компетенции кадров субъектов управления жилищно-коммунальным комплексомсоздание новых технологий переработки отходов производства и потребления на территории субъекта РФразвитие системы информационной поддержки предпринимательских структур в ЖКК.

В целях реализации указанных направлений в диссертационном исследовании разработана система мотивации управляющих организаций в ЖКК, направленная на сокращение затрат ресурсов и повышение эффективности управления, среди основных элементов которой выделены: разграничение и оформление прав собственности, профессиональная конкуренция, механизмы льготного налогообложения предприятий малого бизнеса в жилищно-коммунальном комплексе.

В результате проведенного диссертационного исследования предложен проект по экологическому и экономическому оздоровлению территории Мурманской области, заключающийся в создании комплекса по переработке вторичного сырья, отходов производства и потребления, имеющий согласованное сочетание существующих технологий. Данный проект можно рассматривать как один из вариантов развития малого предпринимательства в области обращения с отходами производства и потребления и развития регионального жилищно-коммунального комплекса. Внедрение представленного проекта в практику деятельности предприятий ЖКК региона позволит исключить вывоз мусора на несанкционированные свалки, получить максимальный выход продукции в виде товаров и стандартного вторсырья в цепи рециклинга, перевести переработку мусора из затратной в доходную статью бюджета. В результате его использования реализуемая технологическая цепочка обращения с отходами, будет способствовать привлечению инвестиций в Мурманскую область.

Диссертационное исследование позволило сделать обобщающий вывод о том, что развитие инфраструктуры предпринимательской деятельности в управлении жилищно-коммунальным комплексом должно преследовать две основные цели:

— создание условий для формирования предприятий, осуществляющих деятельность в новых секторах ЖКХ (переработка отходов, экологическое оздоровление территории);

— формирование координационно-согласовательных центров в ЖКК в целях интеграции деятельности субъектов, повышения качества управления.

Конечными результатами реализации разработанных рекомендаций в области развития предпринимательской деятельности в жилищно-коммунальном комплексе Мурманской области должны стать:

— сокращение количества отходов, подлежащих захоронению, на 2530% по массе;

— в социальном аспекте решаемой проблемы — создание индустрии вторсырья, предоставление новых рабочих мест;

— создание на территории области новых полигонов по основным направлениям транспортировки отходов, привязанным к главным транспортным магистралям;

— закрытие к 2016 году большинства действующих полигонов, исчерпавших свой ресурс и не соответствующих современным экологическим требованиям;

— значительное улучшение экологической ситуации в регионе, объем предотвращенного экологического ущерба от реализации мероприятий около 500 млн. рублей.

Таким образом, для выполнения условий эффективного развития малого предпринимательства, формирования гибкой системы государственной поддержки малого предпринимательства следует координировать взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей. При этом необходимо учитывать национальные, региональные, исторические особенности организации предпринимательской деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации с изменениями на 21.07.2007 г. // СПС «Консультант-плюс». Материалы к осеннему семестру 2008 года.
  2. Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 03.06.06 г. № 74-ФЗ // СПС «Консультант-плюс». Материалы к осеннему семестру 2008 года.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон РФ от 30.12.01 г. № 195-ФЗ (в ред. от 06.12.07 г. № ЗЗЗ-ФЗ) // СПС «Консультант-плюс». Материалы к осеннему семестру 2008 года.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 13.06.96 г. № 63-Ф3 (в ред. от 06.12.07 г. № 335-ф3) // СПС «Консультант-плюс». Материалы к осеннему семестру 2008 года.
  5. Жилищный Кодекс РСФСР от 24 июня 1983 года. // СПС «Консультант-плюс». Материалы к осеннему семестру 2006 года.
  6. О концессионных соглашениях: Федеральный закон РФ от 21.07.05 г. № 115-ФЗ (в ред. ФЗ от 04.12.07 г. № 332-ф3) // СПС «Консультант-плюс». Материалы к осеннему семестру 2008 года.
  7. Об общих принципах организации местного самоуправления в
  8. Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 — 2010 гг.: Постановление Правительства РФ от 17.09.01 г. № 675. // СПС «Консультант-плюс». Материалы к осеннему семестру 2008 года.
  9. Федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика» на 2002 2005 гг. и на перспективу до 2010 г.: Постановление Правительства РФ от 17.11.01 г. № 796. // СПС «Консультант-плюс». Материалы к осеннему семестру 2008 года.
  10. Вопросы Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству: Постановление Правительства РФ от0804.04 г. № 196 // СПС «Консультант-плюс». Материалы к осеннему семестру 2008 года.
  11. Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002−2010 гг.: Постановление Правительства РФ от 17.09.01 г. № 675 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.07.2007 № 424) // СПС «Консультант-плюс». Материалы к осеннему семестру 2008 года.
  12. Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000−2001 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2000 г. // СПС «Консультант-плюс». Материалы к осеннему семестру 2006 года.
  13. Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства: Постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.1995 г. № 1184. // СПС «Консультант-плюс». Материалы к осеннему семестру 2008 года.
  14. Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства: Постановление
  15. Правительства Российской Федерации от 24.07.1995 г. № 777. // СПС «Консультант-плюс». Материалы к осеннему семестру 2008 года.
  16. Об утверждении Примерного устава товарищества собственников жилья для г. Москвы: Распоряжение Премьера Правительства Москвыот 5 января 1997 г. № 9-РП. // СПС «Консультант-плюс». Материалы к осеннему семестру 2008 года.
  17. Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда: Приказ Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.03 г. № 170 // СПС «Консультант-плюс». Материалы к осеннему семестру 2008 года.
  18. Об утверждении Норм обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений: Постановление Минтруда РФ от 24 июня 1996 г. № 38. // СПС «Консультант-плюс». Материалы к осеннему семестру 2008 года.
  19. По делу о проверке конституционности пунктов 1, 3 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального Закона от 15 июня 1996 г. «О товариществах собственников жилья»: Постановление
  20. Консультант-плюс". Материалы к осеннему семестру 2008 года.
  21. Примерное положение о старшем по дому (группе домов) и прилегающей придомовой территории (управдом) (приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 26 мая 1998 г. № 421). // СПС «Консультант-плюс». Материалы к осеннему семестру 2008 года.
  22. Примерное положение о старшем по подъезду жилого дома (приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 26 мая 1998 г. № 421). // СПС «Консультант-плюс». Материалы к осеннему семестру 2008 года.
  23. Об утверждении Положения о Комитете имущественных отношений Мурманской области: Постановление Правительства Мурманской области от 28.06.02 года № 215−1111 с изменениями на 25.07.02 г. // Мурманский вестник. — 2002. № 149. — С.5.
  24. Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Мурманской области на 2000−2004 гг.: Постановление Правительства Мурманской области от 03.02.00 г. З-ПП/1. // Мурманский вестник. -2000. -№ 103 (1012).-С.З.
  25. Региональная целевая программа Мурманской области «Качество» на2006−2009 гг. // СПС «Консультант-плюс». Мурманская область.
  26. , В.Ф. Российское земство: экономика, финансы, культура. /
  27. B.Ф. Абрамов. М.: Экономика, 1996. — 234 с.
  28. , А.И. Предпринимательство / А. И. Агеев. М.: ИНФРА-М, 1999. -379 с.
  29. , Б. Управление, собственность и государственное регулирование экономики / Б. Акбашев // Российский экономический журнал. 1993. — № 4. — С.54−57.
  30. , Г. Т. Развитие организационно-экономических моделей управления подкомплексами ЖКХ муниципального образования: Дис.. канд. экон. наук: спец. 08.00.05 / Г. Т. Акчурин. — М.: Про-Софт-М, 2007, — 159 с.
  31. Анализ, оценка и перспективы развития реформы ЖКХ Электронный ресурс. // Управление в ЖКХ: [сайт] / Консалтинговая группа «Леке» -М., 2003−2007. URL. — Режим доступа: [http://www.g-k-h.ru /articles.php?id=928]
  32. , Э.А. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов / Э. А. Арустамов, A.IT. Пахомкин, Т. П. Митрофанова. М.: Дашков и К, 2007. — 376 с.
  33. , М. Римское право (понятия, термины, определения) / М. Бартошек. М., 1989. — 341 с.
  34. , И.Ю. Альтернативные варианты управления жилищным фондом / И. Ю. Батанова, Т. К. Руткаускас, В. А. Демин // Инновационные факторы модернизации российской экономики: Сб. науч. трудов. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. С. 15−27.
  35. , И.В. Управление муниципальными коммунальными системами по договору с собственником / И. В. Бернштейн // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2004. — № 6. — 4.1. — С.34.
  36. , С.Э. Опыт социального партнерства в жилищной сфере /
  37. C.Э. Бессонов // ЖКХ. 2000. — № 11. — С.85−94.
  38. , Р.Е. Объединения жителей многоквартирных домов / Р. Е. Бобович. М.: Ассоциация ТСЖ «Центр», 2001. — 237 с.
  39. , С.В. Обеспечение устойчивого развития предпринимательских структур как основа стратегического планирования фирмы в условиях реформирования ЖКХ: Дисс.. канд. экон. наук: спец. 08.00.05. -М.Про-Софт-М, 2005. 186 с.
  40. , Д.Л. Развитие экономических методов управления в сфере коммунального обслуживания: дис.. канд. экон. наук / Д. Л. Веселов. -М.: Ин-т исслед. товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, 2002. 181 с.
  41. , И.П. Экономика: учебное пособие для вузов / И. П. Воробьева, А. С. Громова, М. В. Рыжкова. Томск: Изд-во ТПУ, 2007 — 264 с.
  42. , А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством / А. Г. Воронин, В. А. Лапин, А. Н. Широков. М.: Экономика, 2002. — 379 с.
  43. , А.А. История предпринимательства Российского / А. А. Галаган. М.: Ось-89, 1997. — 396 с.
  44. , М.А. Малый бизнес и инфраструктура / М. А. Горенбургов, А. Б. Титов, А. Б. Крутик. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995.- 123 с.
  45. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровни (вопросы теории и практики). -М.: РАГС, 1997.
  46. , Я.Н. Ресурсный подход к исследованию инновационных процессов в региональной экономике: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: спец. 08.00.05 / Я. Н. Грик. Новосибирск, 2007. — 24 с.
  47. , Ю.В. Формирование и развитие благоприятной предпринимательской среды в условиях реформирования жилищно-коммунального комплекса : дис.. канд. экон. наук / Ю. В. Гришкин. -М.: Ин-т бизнеса, психологии и управления, 2006. 127 с.
  48. , В.И. Толковый словарь / В. И. Даль. М.: Диалог, 1980. — Т.З.-463с.
  49. , А.Ю. Частные компании на рынке ЖКУ / А. Ю. Демин // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2004. — № 6. 4.1. -С.38.
  50. , И.В. Предпринимательское право / И. В. Дойников. М.: Юристъ, 1998.-379 с.
  51. , О.В. Порядок формирования ТСЖ в период строительства / О. В. Долгушина // ЖКХ. 2000. — № 1. — С.32−40.
  52. Жилищно-коммунальная сфера России и Германии на рубеже веков / под общей ред. JI.H. Чернышева. — М., 2001. 4.1−2. — 2-е изд. испр. и доп. — 246 с.
  53. Жилищный альманах № 2. Кондоминиум и власть. М.: Ассоциация
  54. ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК «Центр», ТСЖ ВСК «Новослободская 36/1″, 1999.-209 с.
  55. Жилищный альманах № 3. Правовые и организационные отношения в товариществах собственников жилья и кондоминиумах. М.: Ассоциация ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК „Центр“, Ассоциация ТСЖ, ЖСК, ЖК „Юго-Запад“, 1999. — 264 с.
  56. Жилищный альманах № 4. Жилищно-арендная кооперация. Опыт новой экономической политики и возможность его применения в современной России. М.: Ассоциация ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК „Центр“, Институт развития Москвы — центр „Муниципалитет“, 1999. — 181 с.
  57. , Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города: учеб. пособие для студентов вузов / Д. М. Жуков. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 95 с.
  58. , А.В. Формирование основ эффективного развития предприятий ЖКХ в условиях реформирования экономики России: Дис.. канд. экон. наук: спец. 08.00.05 / А. В. Журин. М.: Про-Софт-М, 2006. — 131 с.
  59. , В.В. Муниципальный менеджмент / В. В. Иванов, А. Н. Коробова. М., ИНФРА-М, 2003. — 569 с.
  60. , A.M. Методические исследования инновационной деятельности в предпринимательстве. НИР. / A.M. Игнатьев, А. Б. Крутик // СПбГУЭФ. 2002. — № 75. — гос.рег. 06.39.41, 06.56.31.
  61. , В.В. Частная управляющая компания — основной элемент экономически эффективного управления жилищным фондом муниципального района Москвы / В. В. Киселев, A.M. Кирилюк. М.: Прима-Пресс-М, 2004. — 102 с.
  62. , П.Н. Обеспечение устойчивости развития предпринимательской деятельности в системе управления жилищно-коммунальным комплексом: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: спец. 08.00.05. /
  63. П.Н. Колесников. М.: РГСУ, 2006. — 24 с.
  64. , П.Н. Предпринимательство как необходимый элемент механизма рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере: Научное издание / П. Н. Колесников. — М.: Маркетинг», 2006. 134 с.
  65. , О.В. Формирование программ инновационного развития жилищного комплекса региона и механизмы их реализации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: спец. 08.00.05 / О. В. Корева. Орел.: ОГТУ, 2007. -25 с.
  66. , О.В. Формирование стратегии и программ инновационного развития жилищно-коммунального комплекса региона и механизмы их реализации / О. В. Корева // Современные аспекты экономики. 2007. -№ з (Цб) — С. 85−94.
  67. , А. Д. Основные направления улучшения состояния жилищного фонда / А. Д. Кочегаров // ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. — 2004. № 6. — 4.1. — С. 15−19.
  68. , А.В. ТСЖ оптимальная форма управления жильем / А. В. Кравченко //ЖКХ. — 1999. — № 6. — С. 15−19.
  69. , JI.M. Организация коммерческого успеха. Советы социалиста/ JT.M. Крепкий. М.: Экономика, 1999. — 376 с.
  70. , А.Б. Инновации и информационные технологии в предпринимательских структурах / А. Б. Крутик, Ф. Н. Маркман. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. — 178 с.
  71. , Т.Б. Опыт создания кондоминиумов за рубежом /
  72. Т.Б. Кутакова. // ЖКХ. 1999. — № 4. — С. 18−25.
  73. , Ю. Российские инновационные программы: по-новому использовать государственную собственность / Ю. Лебедев // Российский экономический журнал. 1992. — № 5. — С.45−48.
  74. , А.В. Развитие форм хозяйствования в жилищно-коммунальном секторе: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: спец. 08.00.05. / А. В. Левина. -Екатеринбург: УГЭУ, 2007. 23 с.
  75. , С.В. Процессы трансформации собственности: мировой опыт / С. В. Лозинский, А. Н. Праздничных // Менеджмент в России и за рубежом. 1998.- № 2. — С. 85−100.
  76. , Г. А. Самоуправление в многоквартирных домах / Г. А. Ломтев // ЖКХ. 2000. — № 7. — С.45−50.
  77. , Г. А. Что делать для создания системы самоуправления в жилищной сфере / Г. А. Ломтев // ЖКХ. 2000. — № 3. — С.40−47.
  78. , О.П. Инновационный механизм управления объектами государственной и муниципальной собственности: Монография / О. П. Лунин. Мурманск: Мурманский институт экономики и права: НПФ «АСТЕРИОН», 2004. — 232 с.
  79. , О.П. Основы предпринимательства: Монография / О. П. Лунин, А. В. Калужин. СПб.: Институт управления и экономики: НПФ «АСТЕРИОН», 2005. — 338 с.
  80. , О.П. Особенности регионального предпринимательства: Монография / О. П. Лунин, Т. И. Попкова. СПб.: Государственный университет экономики и финансов: ЦНИТ «Астерион», 2006. — 502 с.
  81. , И.П. Правовые и финансовые основы функционирования управляющих компаний / И. П. Маликова // ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. — 2004. № 6. — Ч. 1 — С. 9−14.
  82. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы. МИЛИ, 2000. — 256 с.
  83. , Е.С. Концептуальные основы формирования региональной системы управления отходами производства и потребления / Е. С. Мартемьянова // Вестник МГТУ. — 2005. — Т. 8. № 2. — С.270−276.
  84. Материал о работе администрации г. Мурманской области за 2006 год. Мурманск: Статистика, 2007. — 203 с.
  85. , JI.H. Организация ТСЖ: советы практика / JI.H. Матеров // ЖКХ. 2000. — № 3. — С.52−69.
  86. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. — М.: Муниципальная власть, 2000. — 123 с.
  87. , С. Кнут и пряник для реформы ЖКХ / С. Митрохин // Коммунальный комплекс России. 2004. — № 3. — С. 10−11.
  88. Московское правительство и ассоциации ТСЖ. Два подхода к самоуправлению в жилищной сфере. М., 2001. — 164 с.
  89. , А.И. Предпринимательство / А. И. Муравьев, А. М. Игнатьев, А. Б. Крутик.- СПб.: Лань, 2001 696 с.
  90. , Ю.А. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие / Ю. А. Никитина. Томск: ТПУ, 2007 — 120 с.
  91. В. Реформа ЖКХ начинается с внедрения системы менеджмента качества / В. Никифорова, А. Ткаченко, Л. Дворкин. // Стандарты и качество. 2008. — № 5. — С.52−55.
  92. О положительном опыте создания и деятельности товариществ собственников жилья. М.: Фонд «Институт экономики города», 2000. -63 с.
  93. Отчеты о деятельности администрации о поддержки малого предпринимательства в Мурманской области за 2006 год. — Мурманск: Мурманскстат, 2007. 78 с.
  94. , О.В. Организация коммерческой деятельности: учебник / О. В. Памбухчиянц 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и1. К, 2007 452 с.
  95. , Е.Ф. Развитие конкуренции в сфере обслуживания жилищного фонда / Е. Ф. Петрова, М. Д. Шапиро. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. 378 с.
  96. , В.Е. Эколого-экономическая эффективность использования твердых бытовых отходов / В. Е. Пинаев. Дис.. канд. экон. наук.: 08.00.05.-М., 2004.- 155 с.
  97. Предпринимательство: учеб. пособие / под ред. С. Г. Светунькова,
  98. A.С. Тарасевича. СПб.: СПБГУЭФ, 2006. — 579 с.
  99. Предпринимательство / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка,
  100. B.А. Швандера. М., 2002. — 254 с.
  101. , Б.Б. Экология человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Прохоров. М.: Академия, 2007. — 320 с.
  102. , В. Развитие малого предпринимательства в России / В. Радаев. М., 2000. — 203 с.
  103. Развитие предпринимательства в системе местного самоуправления. М.: Муниципальная власть, 2000. — 176 с.
  104. , М.С. Товарищества собственников жилья: опыт Новочеркасска / М. С. Румянцева // ЖКХ. 2000. — № 2. — С. 10−14.
  105. , Е. Некоторые индикаторы развития ЖКХ России / Е. Румянцева // Проблемы теории и практики управления. — 2003. № 4. — С.45−51.
  106. , Т.К. Управляющие компании и реформа жилищно-коммунального комплекса / Т. К. Руткаускас // Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Экономика и управление». Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ
  107. УПИ. 2005. — № 1 (53). — С.23−27.
  108. Салама, А Ю. Ход реформирования ЖКХ России / А. Ю. Салама // Реформа ЖКХ. 2004. — № 4. — С. 2−5.
  109. , С.Б. Частный бизнес и ЖКХ / С. Б. Сиваев // Коммунальный комплекс России. 2004. — № 1. — С. 70−73.
  110. , Ю.Ф. ЖКХ: справочник для работников муниципальных образований / Ю. Ф. Симионов, Н. А. Ткачева, В. Ю. Ясько М. — Рн/Д: МарТ, 2007. — 270 с.
  111. , А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / А. Смит. Петрозаводск, 1992. — 79 с.
  112. Совершенствование правового регулирования в области жилищно-коммунального хозяйства / Л. П. Ягодина // Вестник Российской правовой академии. 2007. — № 3. — С.25−28.
  113. , И. Не оставляйте их без присмотра / И. Ступин // Эксперт. — 2003. № 23 (377). — С.34−37.
  114. , Т.Н. Товарищества собственников жилья / Т. Н. Тасенко // ЖКХ. 2001. — № 3. — С.42−47.
  115. , М.А. Организация и технологии управления в жилищно-коммунальном секторе / М. А. Тимофеева // Экономика и управление. -СПб.: Изд-во Института управления и экономики. — 2007. Выпуск 2 (28).-С. 40−43.
  116. , М.А. Состояние и тенденции развития жилищно-коммунального комплекса / М. А. Тимофеева // Ученые записки
  117. Института управления и экономики. СПб.: Изд-во Института управления и экономики. — 2007. — выпуск 1 (15). — С. 32−36.
  118. , Е.А. Инновационный механизм управления конкурентоспособностью предприятия на основе стоимостного подхода // Экономика и управление. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2006, выпуск 5.- С. 32−34.
  119. , Е.А. Стратегия развития предпринимательской деятельности / Е. А. Торгунаков / Материалы Санкт-Петербургского экономического форума. СПб.: Изд-во Института управления и экономики, 2003.
  120. , В.П. Вовлечение населения в управление жилищным фондом в Красноярском крае / В. П. Трусевич // ЖКХ 2000. — № 3. -С.24−28.
  121. , С.Л. Система договорных отношений при предоставлении жилищно-коммунальных услуг / С. Л. Филимонов // Коммунальный комплекс России. 2004. — № 2. — С. 76−77.
  122. , С.Л. Правоотношения собственности в многоквартирном доме / С. Л. Филимонов. // ЖКХ. 2000. — № 7. — С.15−22.
  123. , С.Л. Справочник по организации деятельности управления ЖСК, ЖК, ТСЖ / С. Л. Филимонов. 4.2. — М.:ДИАЛОГ. МИФИ, 2000 — 208 с.
  124. , Е.К. Экологические основы природопользования: учеб. пособие / Е. К. Хандогина, Н. А. Герасимова, А. В. Хандогина. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. — 160 с.
  125. , Р. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха / Р. Хизрич, М. Питере. Вып. 1 -5. — М., 1991.
  126. , П.Г. Институциональные основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства РФ: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: спец. 08.00.05. / П. Г. Чеботарева. М.: ОПМТ РАГС, 2006. — 24 с.
  127. , JI.H. Ключ к реформе ЖКХ / JI.H. Чернышев // Коммунальный комплекс России. 2004. — № 4. — С.4−5.
  128. , JI.H. О ходе и перспективах реформирования жилищно-коммунальной сферы / JI.H. Чернышев // ЖКХ. 2001. — № 4. — С.38−44.
  129. , С.В. Финансовое оздоровление жилищно-коммунального хозяйства: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: спец. 08.00.05. / С. В. Шейкин. — Саратов: СГСЭУ, 2007. 18 с.
  130. , С.В. Управляющая компания в жилищной сфере: правовые, экономические и финансовые аспекты / С. В. Шейкин, Е. А. Каменева // Законодательство. № 10. — 2006. — С. 12−16.
  131. , А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление) / А. Н. Широков. -М.: Муниципальная власть, 2000. — 289 с.
  132. , А.Н. Местное самоуправление / А. Н. Широков, И. А. Чернова, С. Н. Юркова. СПб, 2001. — 295 с.
  133. , А.В. Инфраструктурный тип предприятия: политико-экономический аспект: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: спец. 08.00.05. / А. В. Шувалов. Иваново: ИГУ, 2006. — 20 с.
  134. , Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. М., 1982.-243 с.
  135. , В.Ф. Приватизация и ее криминальные последствия / В. Ф. Щербаков // Юрист. 1998.- № 7. — С. 25−28.
  136. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов / под общ. ред. д.э.н. проф. В. Н. Кушлина, д.э.н., проф. В. П. Чичканова. — М: РАГС, 2004. 345 с.
  137. М.И. Международный опыт реформирования ЖКХ // Сборник науч. трудов. Серия «Экономика». Севастополь: СевКавГТУ. — Режим доступа: http://www.N2cstu.ru.
  138. ЖСК: кто обеспечит эффективное управление домами? Режим доступа: www.superjob.ru.
  139. Краткий анализ состояния и тенденций решения проблемы твердых бытовых отходов в мировой практике. — Режим доступа: http://www.rospress.ru.
  140. Малый бизнес и ЖКХ: проблемы и перспективы: Электронный журнал «Помощь бизнесу» ИА BISHELP. — Режим доступа: http://www.spb-mb.ru/i№dex.php?page=295.
  141. , С.Б. Институциональный механизм регионального управления / С. Б. Мельников. Режим доступа: http://www.koism.rags.ru/teach/lectures/01.php.
  142. Мурманская область направит на «Отходы» 2 млрд. рублей. Режим доступа: http://www.waste.ru/modules/№ews/article.php?storyid=60.
  143. Официальный сайт Росстроя. 23.01.2008. — Режим доступа: gosstroy.gov.ru.
Заполнить форму текущей работой