Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дифференциация региональной социально-экономической политики в условиях асимметрии рынка труда: на материалах Карачаево-Черкесской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Региональная социально-экономическая политика в депрессивных ареалах по нашему мнению должна проводиться в двух направлениях: 1) стимулирование занятости путем профессиональной и пространственной переориентации- 2) привлечение инвестиций с использованием следующих методов: воздействие на структуру затратповышение конкурентоспособности продукции путем предоставления грантов фирмам на улучшение… Читать ещё >

Содержание

Теоретико-методологические основы формирования региональной но-экономической политики. щность региональной социально-экономической политики, основны ры и инструменты ее формирования. временные проблемы и противоречия региональной социальномической политики в депрессивных трудоизбыточных ареалах. ловия и факторы возникновения асимметрии региональных рынков

Анализ социально-экономического развития Карачаево-Черкесской ики в контексте реализации региональной политики.

Дифференциация региональной социально-экономической политики в условиях асимметрии рынка труда: на материалах Карачаево-Черкесской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная ситуация в экономике Российской Федерации, характеризующаяся чрезмерной пространственной дифференциацией по уровню социально-экономического развития, обусловлена сочетанием большого масштаба территории страны, многообразия природно-климатических условий, различий стартовых позиций вхождения в рынок субъектов (и, в первую очередь, неодинаковыми уровнями созданного в них экономического потенциала), исторических, национальных и других особенностей развития регионов. Поэтому стратегически важным становится проведение эффективной региональной политики, обеспечивающей сглаживание чрезмерной дифференциации субъектов Федерации по уровню социально-экономического развития, в том числе и по степени использования экономически активного населения.

Возрастающие противоречия между теорией и практикой регионального управления подтверждают необходимость проведения новых исследований. Наибольшую остроту теоретические и практические вопросы приобрели для депрессивных территорий, одной из которых является Карачаево-Черкесская республика. Депрессивные регионы, отличавшиеся в прошлом наличием высококвалифицированных кадров, высокой плотностью населения, переживают в настоящее время глубокий социально-экономический спад. Актуальность работы также обусловлена недостаточной разработанностью направлений вывода региональной экономики из кризисного состояния за счет расширения занятости населения.

Исследуемый регион при тщательно взвешенной региональной политике может стать конкурентоспособным и стабильным. Разработка мер для развития субъекта Федерации имеет конечной целью обеспечение экономической устойчивости и безопасности, как самого региона, так и страны в целом. На современном этапе теоретические и практические вопросы проведения региональной политики регулирования социальноэкономического развития на уровне Центра и субъекта Федерации становятся одним из наиболее важных проблем, что и определило актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблемы регионального развития исследованы в трудах С. С. Артоболевского, М. К. Бандмана, В. И. Бутова, Г. В. Былова, А. И. Гаврилова, А. Г. Гранберга, В. Г. Игнатова, H. Ii, Колосовского, Н. П. Кетовой, Б. Л. Лавровского, В. Н. Лексина, H.H. Некрасова, В. М. Масакова, А. О. Полынева, М. Д. Шарыгина и других ученых.

Региональные аспекты формирования и регулирования рынка труда представлены в работах: A.M. Аджиева, П. В. Акинина, С. А. Карташова, O.A. Колесниковой, А. Э. Котляра, A.A. Никифоровой, Ю. Г. Одегова, Р. П. Потапова, Г. Г. Руденко, С. Н. Смирнова и др.

Проблемы социально-экономического развития Юга России исследованы в работах Г. Г. Вуковича, Л. Н. Дробышевской, Н. П. Иванова, О. В. Иншакова, A.A. Кизима, Е. А. Корчагиной, A.M. Магомедова, И. В. Митрофановой, H.H. Малашихиной, Е. С. Николаевой, В. З. Петросянца, Л. В. Поповой, C.B. Ратнера, И. В. Шевченко и др.

Однако, несмотря на значительное число публикаций по избранной теме исследования, при формировании и проведении региональной политики выявляется недостаточное внимание к изучению теоретических и методических вопросов обеспечения условий для функционирования эффективной экономики на территориальном уровне. Многие из ее задач до сих пор остаются актуальными применительно к вопросам регионального развития в условиях асимметрии рынка труда в экономическом пространстве Российской Федерации. Актуальность и недостаточная разработанность указанных вопросов предопределили выбор темы и логику настоящего исследования.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности Щ.

08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика и соответствует пунктам 5.14. — «Разработка перспектив развития региональных социально-экономических системпрогнозирование в региональных социально-экономических системах» и 5.15. — «Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и эффективности экономической политики на различных уровнях территориальной организации (национальном, в крупных экономических районах, субъектах Федерации, муниципальным)» Паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации (экономические науки).

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка направлений совершенствования региональной социально-экономической политики в условиях асимметрии рынка труда путем применения дифференцированного подхода.

Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:

— изучить теоретико-методологические основы формирования региональной социально-экономической политики;

— установить и дифференцировать основные направления региональной социально-экономической политики в условиях асимметрии рынка труда;

— выявить современные проблемы и противоречия региональной политики в депрессивных трудоизбыточных территориях;

— проанализировать, раскрыть условия, особенности и тенденции социально-экономического развития республики Карачаево-Черкесия в контексте формирования и проведения региональной политики;

— оценить реформационный потенциал социально-экономической политики КЧР;

— определить базовые стратегии реформирования социально-экономической политики региона.

Предметом исследования является совокупность отношений и взаимодействий, возникающих в процессе формирования и реализации региональной социально-экономической политики на разных территориальных уровнях.

Объектом исследования является социально-экономическая система Карачаево-Черкесской республики.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды и прикладные работы ведущих российских и зарубежных специалистов в области регионального управления, разработки социально-экономической политики и регулирования рынка труда в регионе, а также базовые нормативно-правовые акты — Конституция РФ, Конвенции и рекомендации МОТ, законодательные и нормативные акты по разработке социально-экономической политики.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили отчеты Министерства регионального развития РФ, Министерства экономического развития КЧР, Министерства сельского хозяйства КЧР, Государственной службы занятости населения по КЧР, официальные данные Федеральной службы государственной статистики и ее территориального органа по КЧР, законодательные акты РФ, Постановления правительства РФ, Программы социально-экономического развития Республики Карачаево-Черкесия.

Рабочая гипотеза диссертационной работы базируется на предположении, что региональная социально-экономическая политика, направленная на элиминирование асимметрии рынка труда, посредством применения дифференцированного подхода при ее разработке и реализации, способна не только сократить масштабы межрегионального экономического неравенства, но и обеспечить повышение темпов роста национальной экономики.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке дифференцированного подхода при формировании и реализации региональной социально-экономической политики в условиях асимметрии рынка труда. В диссертации выдвинут и обоснован ряд положений, содержащих элементы научной новизны:

— установлено, что формирование эффективной региональной политики государства, устраняющей существующие территориальные диспропорции, возможно при учете особенностей возникновения и развития депрессивных тенденций в субъектах Федерации;

— выявлена необходимость проведения дифференцированной региональной социально-экономической политики, направленной на элиминирование асимметрии рынка труда, посредством инвестиционной поддержки депрессивных территорий, что обусловливает необходимость пересмотра приоритетов Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации;

— сформулированы основные направления государственной социально-экономической политики для каждого типа региона, отличающиеся между собой степенью акцентирования на проблемах занятости населения;

— выявлены сильные и слабые стороны социально-экономического развития КЧРвыделены основные факторы, ограничивающие инновационное развитие экономики, к числу которых относятся масштабные разрывы ресурсного, производственного, инвестиционно-финансового и социального характерасильная зависимость общественно-хозяйственной системы региона от внешних воздействийраспыление факторов и ресурсов производства в хозяйственном пространствеотрицательная синергия переплетающихся рисков и угрозкоррупция и ряд других факторов;

— определено, что проводимая социально-экономическая политика КЧР ведет к консервации кризисной ситуации в общественно-хозяйственной системе региона, установлению внешнего контроля над наиболее ценными ресурсами, неэффективному использованию факторов и ресурсов производствазакрепляет зависимость региона от финансовой поддержки извне и обусловливает воспроизводство условий кризисного функционирования;

— предложена оптимальная стратегия социально-экономической политики региона в условиях выхода из трансформационного кризиса предполагающая, с одной стороны — обеспечение технологической модернизации уже существующих и действующих промышленных предприятий республики, реализацию новых инвестиционных проектов, с другой стороны, — одновременную реализацию структурной и инновационной политики, направленной на формирование и использование постиндустриальных источников развития;

— рекомендовано создание Центров экономики и занятости для повышения предпринимательской активности, уровня занятости и жизнеспособности муниципальных образований, особенно сельских, путем объединения ресурсов и возможностей органов исполнительной власти.

Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейших теоретических и практических исследований проблем развития субъектов Федерации, в том числе вопросов, связанных с межрегиональной и внутрирегиональной асимметрией рынка труда.

Выводы и рекомендации, сделанные в работе, могут также использоваться федеральными и территориальными органами власти при формировании и реализации региональной политики в целях нивелирования асимметрии социально-экономического развития субъектов РФ и при разработке Федеральных программ развития депрессивных территорий.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования представлялись и получили положительную оценку на различных научно-практических конференциях. Основные положения и результаты докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Приоритеты экономического развития региона» (г. Майкоп, 1999 г.) — на региональной научно-практической конференции «Северный Кавказ на пороге 21 века» (г. Пятигорск, 1998 г.) — конференции молодых ученых, проходившем в Кабардино-Балкарском научном центре.

РАН (г. Нальчик, 2000 г.) — на I ежегодной региональной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава КЧГТА (г. Черкесск 2000 г.) и др.

Содержащиеся в диссертации рекомендации по повышению эффективности социально-экономического развития Карачаево-Черкесии приняты к практическому использованию в Министерстве экономического развития КЧР (акт внедрения от 14.01.08 г.). Результаты исследования используются в учебном процессе в филиале Российского государственного социального университета в г. Кисловодске (акт внедрения от 08.02.2008 г.).

Публикации. Выводы и рекомендации диссертации изложены в 7 печатных работах общим объемом более 10,61 п.л. (авт.-10,61 п.л.), (из них -1 в научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Заключение

.

Проведенное исследование формирования и реализации региональной социально-экономической политики в условиях асимметрии рынка труда позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. Современная ситуация в региональном развитии Российской Федерации обусловлена сочетанием общего экономического кризисадезинтеграции экономического пространстваразличий стартовых условий вхождения в рынок отдельных регионов (в первую очередь, неодинаковыми уровнями созданного в них экономического потенциала) — политической нестабильности и межэтнической напряженности в ряде регионовгеополитических и социальноэкономических последствий разрушения единого государства.

2. По мере нарастания кризисных явлений в экономике и углубления рыночных реформ усилилась межрегиональная дифференциация. По величине среднедушевого производства валового регионального продукта и реальным среднедушевым доходом населения субъекты РФ стали различаться более чем в 20 раз. Усиление межрегиональной дифференциации ведет к расширению территорий депрессивности, трудоизбыточности и бедности, ослаблению механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастанию межрегиональных противоречий. Все это значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социальноэкономических преобразований. Контрастные отличия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к политической нестабильности. В современных российских условиях откладывать внедрение действительно «выравнивающей» региональной социально-экономической политики опасно с политической и социальной точек зрения.

3. К причинам пространственного неравенства Российской Федерации можно отнести: асинхронность темпов экономических преобразованийасимметрию региональных рынков труданезавершенность процесса разграничения прав и предметов ведения между федеральными и региональными органами государственной властипредоставление отдельным субъектам Федерации больших экономических и социальных льгот по сравнению с другиминедоучет региональных последствий проведения федеральной экономической политики в сфере макроэкономикинеравномерность в пространственном отношении, в скорости распространения и в глубине экономического спада и т. д.

4. Разработка государственной региональной социально-экономической политики должна проводиться с учетом следующих факторов: асимметрии уровня социально-экономического развития регионов и региональных рынков трудаиспользования преимуществ условий региона (дешевая рабочая сила в периферии, природные ресурсы и т. д.) — культурных и национальных традиций народов, проживающих на данной территориисоединения общегосударственных и региональных интересов.

5. В ходе исследования установлено, во-первых, фактором, определяющим тот или иной тип развития региональных рынков труда, является стратегия реализации федеральной региональной социально-экономической политикиво-вторых, для достижения основных целей региональной политики (справедливость и эффективность) необходимо ее проведение по симметричному (гармоничному) типу развития.

6. Необходимо применить дифференцированный подход при разработке и проведении региональной социально-экономической политики, целью которой должно стать обеспечение опережающего увеличения темпов роста экономики депрессивных регионов по сравнению со средними темпами роста национальной экономики в целом. Только в этом случае возможно не только устранение асимметрии рынка труда и социально-экономического развития, но и обеспечение повышения темпов роста национальной экономики за счет рационального использования ресурсного потенциала региональных экономик, развития общенационального рынка и углубления межрегиональной интеграции.

7. Региональная социально-экономическая политика в депрессивных ареалах по нашему мнению должна проводиться в двух направлениях: 1) стимулирование занятости путем профессиональной и пространственной переориентации- 2) привлечение инвестиций с использованием следующих методов: воздействие на структуру затратповышение конкурентоспособности продукции путем предоставления грантов фирмам на улучшение организации производства, технологии и другие мероприятияпомощь фирмам в разработке альтернативного плана дальнейшего функционированияполная физическая перестройка предприятия на местепредоставление налоговых скидоксоздание инновационных центров и агентств по распространению технологий и др.

8. Определено, что реализуемая региональная политика КЧР ведет к сохранению кризисной ситуации в экономике республики, снижению уровня жизни населения, установлению внешнего контроля над наиболее ценными ресурсами, неэффективному использованию факторов производства и ресурсов в хозяйственном пространствезакрепляет зависимость регионального бюджета от федеральной помощи.

9. Выделены возможные варианты стратегического развития региональной экономической системы Карачаево-Черкесии (инерционный, инвестиционный, инновационный, оптимальный). Оптимальный сценарий, основанный на сочетании принципов, подходов, механизмов и результатов двух из трех вышеприведенных сценариев — инвестиционного и инновационного, рассматривается нами как сценарий наиболее вероятного развития Республики Карачаево-Черкесия. Предложенный сценарий предполагает, с одной стороны, обеспечение технологической модернизации уже существующих и действующих промышленных предприятий республики, реализацию новых инвестиционных проектов, с другой стороны,.

— одновременную реализацию структурной и инновационной политики, направленной на формирование и использование постиндустриальных источников развития.

10. Карачаево-Черкесская республика (как и другие субъекты РФ) стоит перед необходимостью формирования и реализации новой региональной социально-экономической политики. Суть стимулирования процессов новой «регионализации» заключается в следующем:

1) государственная региональная политика должна строиться с учетом фактора асимметричного развития Российской Федерации, на признании возможностей реализации в регионах, в том числе и в Карачаево-Черкесии, только тех государственных проектов, которые способны воспринять региональные хозяйственные комплексы;

2) государственная региональная политика КЧР должна быть ориентирована на реконструкцию и диверсификацию своей хозяйственной системы, придания ей новых конкурентных преимуществ, в том числе инновационно-инвестиционного характера, на формирование «точек» экономического роста, становления элементов новой экономики;

3) опора в своем социально-экономическом развитии на самовоспроизводство, саморазвитие, саморегулирование, использование возможностей уникальности, своеобразия, на учете национально-этнического и культурно-образовательного потенциала и консолидации ресурсов региона для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики в рамках своей компетенции;

4) активизация взаимовыгодного взаимодействия и делового сотрудничества с другими субъектами РФ, обеспечивающая приток в экономику региона капитала и современных технологий.

11. Алгоритм социально-экономического развития Республики Карачаево-Черкесия должен выглядеть следующим образом:

1) В основе политики — региональная и национально-культурная идентичность. Важное значение имеет подготовка высококвалифицированных кадров, способных выступать в качестве посредников между иностранным и национальным бизнесом.

2) Для модернизации экономики и перехода на инновационный этап развития необходимо сформировать условия для капитализации территории, создания эффективного рынка недвижимости.

3) Для повышения совокупной стоимости (ценности) и инвестиционной привлекательности территории необходимо решить вопросы ее обустройства (застройка, создание имущественных комплексов, совершенствование системы расселения).

4) На основе вышеотмеченных факторов формируется территориальный каркас развития, определяются точки роста и коридоры развития. Каркас развития территории в дальнейшем будет выступать основой для наиболее эффективного размещения производительных сил. При участии государства формируется инфраструктура под точки роста: энергетические сети, связь, транспорт, дороги, пограничная и таможенная инфраструктура, инженерная инфраструктура, инвестиционная и инновационная инфраструктура, социальная инфраструктура.

5) Для эффективной интеграции в систему международного разделения труда и транслирования интересов Республики Карачаево-Черкесия на внешних рынках необходимо обеспечить стандарты качества и освоить процедуры международного торгового права.

6) На основе нового образа КЧР развиваются проекты в области международного партнерства и торговли на взаимовыгодных условиях с внешнеэкономическими агентами. Республике удается модернизировать экономику и сделать территорию привлекательной для бизнеса и проживания.

12.Проведение анализа социально-экономического положения Карачаево-Черкесской республики, влияния внутренних и внешних факторов на его стратегическое развитие позволило выявить приоритеты социально-экономической политики региона:

1) Создание в регионе положительного инвестиционного имиджа и благоприятных условий для экономической деятельности, включая совершенствование региональной законодательной базы.

2) Создание условий (научно-технических, технологических, социально-экономических и правовых) и механизмов развития региональной инновационной системы для обеспечения устойчивой динамики роста экономики и уровня жизни населения на основе структурной перестройки экономики региона и увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью.

3) Развитие специализации и обеспечение конкурентоспособности региона в условиях глобализации российской экономики. Достижение цели должно быть направлено, прежде всего, на ускорение социально-экономического развитияразвитие инфраструктурной базы в муниципальных образованияхформирование конкурентоспособных территориальных производственных кластеров, в том числе в инновационно значимых секторах экономики.

4) Диверсификация экономического сектора посредством создания «точек роста» с максимальной концентрацией финансовых, трудовых, материальных, информационных и административно-управленческих ресурсов. На основании проведенного нами исследования, для КЧР можно выделить следующие отраслевые «точки роста»: легкая и пищевая промышленности, индустрия строительных материалов, добыча полезных ископаемых, малая энергетика, туризм.

5) Содействие развитию малого и среднего бизнеса на основе трансфера технологических и социальных инноваций, снижения административного давления.

6) Становление благоприятной социальной среды и создание условий для эффективного использования человеческого потенциала с целью повышения благосостояния и обеспечения стабильности уровня жизни населения на основе устойчивого сбалансированного развития экономики республики;

7) Комплексное развитие городских и сельских территорий должно решаться за счет совершенствования градостроительной политикиразвития жилищного строительстваускоренного развития сети дорог с твердым покрытиемреформированием системы ЖКХ на основе эффективных моделей управленияулучшения транспортного обслуживания населениясоздание условий для развития социальной инфраструктуры и социальной поддержки населения (особенно сельского).

8) Улучшение экологической ситуации в республике может быть достигнуто за счет рационального использования и охраны земель и зеленого фонда, строительства заводов по переработке и утилизации отходов производства и потребления, внедрения экологически ориентированных систем управления, использовования энергои ресурсосберегающих технологий.

9) Государственная поддержка приоритетных проектов регионального развития и инициатив органов местного самоуправления. Повышение эффективности государственного управления за счет развития системы оперативного и стратегического планирования, внедрения БОР (бюджетирования, ориентированного на результат), перехода к результативному управлению и программно-целевому методу, мобилизации активности муниципальных образований, повышения эффективности использования ресурсов, находящихся. на их территории, развития механизмов частно-государственного партнерства.

13. Сформировать Центры экономики и занятости, деятельность которых должна быть организована по трем направлениям в соответствии с «адресатами» услуг — работа с предпринимателями, экономически активным населением, муниципальными образованиями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.С. Формирование регионального рынка труда в условиях переходной экономики.: Дис.. канд. эконом, наук. М., 2000.
  2. A.M. Рынок труда и регулирование проблем занятости населения.: Дис. канд. эконом, наук. М., 1996 г.
  3. П.В. Проблемы социально-экономического развития России и её регионов в условиях вызовов XXI в. (формирование новой научной школы) // Вестник Ставропольского государственного университета. 2002. — № 29.
  4. П.В., Арискина A.B., Кузьмин Д. С. Социально -экономическое развитие региона в условиях глобализации и современного регионогенеза. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2004.
  5. П.В., Гаевский В. В., Рязанцев C.B. Экономика Ставропольского края Ставрополь: Книжное издательство, 2000.
  6. П.В., Рязанцев C.B. Диагностика социальной напряженности в обществе: региональный аспект. Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
  7. П.В., Степановой C.B. Региональный рынок труда в условиях социально-экономической трансформации российской экономики -Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
  8. И.М., Емцов Р. Г. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. М.: Дело и сервис, 1998.
  9. А.Ю. Международный туризм. М.: Аспект Пресс, 2004.
  10. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма. /Учебник под ред. Рыбкина В. Е. М.: Международные отношения, 1999.
  11. В.Д. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал. М., 1999.
  12. Ш. С. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал. -М., 2006.
  13. С.П. Эмперика перехода к рынку: опыт России. М.: Наука, 1993.
  14. Аукуционек СП Теория перехода к рынку. М.:ИМЭМО РАН, 1993.
  15. В.Н., Печенкина В. В., Цикорев H.H. Экономическая безопасность региона. Учебное пособие Орел: Изд-во ОРАГС, 2001.
  16. М. Нидерланды: суть реформы социальной защиты в стимулировании трудовой активности// Человек и Труд. -2004 г. -№ 1
  17. K.P. Региональный рынок труда.- М., 2006.
  18. А.Е. Региональная политика занятости в условиях реформирования экономики (на примере Калининградской области).: Дис. канд. эконом, наук. М., 2001.
  19. Белов В. Б,. Баранова К. К, Громыко Ал.А. Опыт реорганизации промышленных территорий в крупных городах Европы (на примере Парижа, Лондона, Берлина). ДИЕ РАН, № 144, М., 2004 г.
  20. Д.В. Формирование региональной социальной политики в условиях дифференциации российского пространства // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. / Вятский государственный университет 2007. — № 2 (10) — http://region.mcnip.ru.
  21. О.Т. Глобализация характерная черта нынешнего века. — М., 2004.
  22. А. В. Формирование рынка труда и занятости в условиях трудоизбыточности (на материалах КБР). Нальчик, 2002.
  23. .Д., Пилипенко H.H. Экономика труда.- М., 1999 г.
  24. М.К. Национальная экономика. -М.: Дело, 1997.
  25. И. М. Регионы Германии. М., 2000.
  26. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. М., 2000.
  27. В.Г., Малышев B.JI. Россия и мир на пороге третьего тысячелетия: экономический прогноз до 2010 года// Экономическая наука современной России.- М., 1998.№ 4.
  28. О.В. Государственная политика занятости России: федеральный и региональный аспекты.- С-Пб., 2005.
  29. С.Б. Повышение эффективности управления социальной сферой-путь к улучшению качества жизни. // Российский экономический интернет-журнал: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социальных отношений —http://www.e-rej.ru
  30. Н. Реформа законодательства о защите занятости и рынок труда// Мировая экономика и международные отношения. М., 2006 г. № 10.
  31. Д. Н. Регулирование асимметрии социально-экономического развития муниципальных образований региона.: Дис.. канд. эконом, наук-Екатеринбург, 2005.
  32. А.И. Региональная экономика и управление. -М.:ЮИИТИ-ДАНА, 2002.
  33. В. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда (не достаток предложения, ограничения спроса или ложные сигналы работодателей? //Вопросы экономики.-2004.-№ 3.
  34. В. Политика российского менеджмента в сфере занятости// Мировая экономика и международные отношения.- 1994.-№ 6.
  35. Ю.Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: Учебник. М.: Гардарики, 2002.
  36. С.Ю. Экономика России сегодня, завтра. — М., 2004.
  37. A.B. Системная динамика регионального развития, -— СПб.: Наука, 2003.
  38. Государственное и муниципальное управление: регионально-экономические детерминанты / Под. ред. Р. И. Исляева. СПб.: СПбГИЭУ, 2002.
  39. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный м муниципальный уровни./ Под ред.Т. Т. Морозовой. М.: Финстатинформ, 1997.
  40. А.П. Основы региональной экономики. СПб.: ГТУ,
  41. А.П. Экономические механизмы. СПб.: ГТУ, 1996. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. -М.: ГУ ВШЭ,
  42. Е., Стрежнева М. Признаки нового этапа в институциональной эволюции ЕС: открытый метод координации // Мировая экономика и международные отношения. 2005,№ 9.
  43. Гуськов Н. С, Зенякин В. Е., Крючков В. В. Экономическая безопасность регионов России. М.: Алгоритм, 2000.
  44. Демографические данные Карачаево-Черкесии www.KCHR.info.ru.
  45. Демографический понятийный словарь.- М., 2003.
  46. И. Социальная политика в России: Фонд занятости// Обзор экономики России. -1999.-№ 140.1998.41.43.
  47. Е. А. Формирование стратегии развития регионального туристско-рекреационного комплекса. М.: ТЕИС, 2004.
  48. Дуга нестабильности в средиземноморско-каспийском регионе. Под ред. A.A. Язьковой. ДИЕ РАН, № 145, М., 2004 г.
  49. Д.И., Кутилина О. М., Реймер J1.A. Сравнительный экономический анализ региональной экономики (проблемы теории и практики). -М.: Эдиториал УРСС, 2002.
  50. Егоршин А. Экономическая активность населения (динамика и тенденции, состояние на рынке труда, система высшего экономического образования, прогноз, выводы). // Службы кадров. 2006 г. — № 10.
  51. В.П. Экономическая география. Ростов- на -Дону, 2001.
  52. В.Г. Размещение производительных сил Российской Федерации. Ростов-на- Дону, 2003.
  53. Н.П. Региональная экономическая политика: стратегия, инструментарий, эффективность (на материалах Ставропольского края) -Ставрополь, 2004.
  54. В.В. Прогнозы экономического роста в России. -М., 2004.
  55. В.Н., Иванченко В. А. Экономика России в условиях конвергенции и глобализации. М.: Институт экономики РАН, 2002.
  56. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение и управление М., 2000.
  57. Е.А. Взаимодействие механизмов рыночного и государственного регулирования регионального рынка труда как экономической системы. -Саратов, 2004.
  58. Инвестиционный потенциал экономики Карачаево-Черкесии. Аналитическая записка/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Карачаево-Черкесской республике -Черкесск, 2006.
  59. Информация о создании в Карачаево-Черкесской Республике условий для развития малого предпринимательства http:// www.KCHR.info.ru.
  60. Исследование инновационного потенциала Карачаево-Черкесии с целью создания и развития центров трансфера технологий Черкесск, 2006 г.
  61. Итоги работы службы занятости населения по КЧР за 2006 г., задачи на 2007 г.- http:// www.KCHR.info.ru.
  62. В. Основные принципы стратегии социально-экономического развития России // Проблемы теории и практики управления. -2001.-№ 5.
  63. Н.Я. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации. М.: ТЕИС, 2004.
  64. Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации.-М., 2001 г.
  65. Р.И. Система из одних парадоксов. Но система (Особенности российского рынка труда)// Знание-сила.- 2005.-№ 2.
  66. Капов А. Р Регулирование рынка труда депрессивного региона.-М., 2002.
  67. Е.А. К анализу становления международных стратегических альянсов в российском высшем образовании (о применяемых моделях и об особенностях оргпроектирования //РЭЖ-2006.-№ 2.
  68. A.B. Экономика и занятость.-М., 1999.
  69. В.В., Копылов И. В. Региональная экономика России. //Кластеры конкурентоспособности / Эксперт Северо-Запад, К243(152) — М.: ФиС, 2002.
  70. H.A. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М., 2000.
  71. В.А. Безработица и ее последствия. -М., 2006.
  72. М.П. Инфраструктура регионов мира. СПб., 2000.
  73. Н.Б. Сближение социально-экономического развития европейских стран в условиях интеграции. Иллюзия и реальность. ДИЕ РАН, № 143, М., 2004 г. 81. Конституция РФ.
  74. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации -http:// www.minregion.ru.
  75. Концепция Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия Алания до 2030 г. — http:// www.minregion.ru.
  76. Концепция ФЦП «Юг России (2008−2012годы) http:// www.minregion.ru.
  77. Г. В. Экономическая безопасность России. М.: ВНИИВС, 1999.
  78. В.И., Хохлов С. Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка. М., 2001.
  79. А. О понятии рынка труда// Вопросы экономики.- 1998.
  80. Э.И., Строкова О. Г. Аграрные аспекты вступления стран СНГ в ВТО. М.: Издательство НКПО «Энциклопедия Российских деревень», 2003.
  81. . Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели // Российский экономический журнал. 2000. -№ 3.
  82. Л.П. Экономическая теория М., 1999 г.
  83. З.М. Региональная экономическая политика: формирование и реализация (на примере Республики Дагестан): Дис.. канд. эконом, наук. Махачкала, 2005.
  84. С.Н., Маханько Г. В. Инвестиционная стратегия экономического развития региона // Материалы 6-го Всероссийского симпозиума/Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 1. М.: ЦЭМИ РАН, 2005.
  85. С.Н., Маханько Г. В. Современные тенденции формирования региональной политики и проблемы экономической безопасности/ Сборник статей/Моделирование межрегиональных и межотраслевых взаимодействий. Вып.2. Под ред. Т. С. Онучак. М.:ЦЭМИ РАН, 2005.
  86. Н.И., Кисельников A.A. Региональная политика в странах рыночной экономики -М., 1998 г.
  87. H.H., Лисоволик Я. Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: ЗАО Изд. Экономика, 2002.
  88. В.А., Урсул В. Д. Устойчивое развитие // М. Изд-во Агат, 2000.
  89. Д.С. Экономический механизм развития России. М., 2004.
  90. В.И. Проблемы технологического прогресса. М., 2004.
  91. В.Л. О роли социального сектора в переходной экономике России, — М., 2004.
  92. A.C. Научные основы национальной экономики. -М.:РЭА, 1999.
  93. K.P., Брю С.Л. Экономикс. Баку, 1992 г.
  94. Н., Монахова Т. Региональная политика как фактор устойчивого развития российской экономики// Федерализм 2004, — № 2.
  95. Л.А. Региональная экономическая политика: приоритеты формирования и реализации (на материалах Краснодарского края): Дис. канд. эконом, наук.- Кисловодск, 2003.
  96. A.C., Новоселов A.C. Основы теории регионального воспроизводства. М., 1998.
  97. Г. В. Конкурентоспособность как фактор экономической безопасности региона // Развитие форм инструментария управления аграрной экономикой региона. Сб. науч. тр. Ставрополь: Изд-во АГРУ С, 2005.
  98. Г. В. Концепция национальной безопасности, как фактор выражения интересов государства // Развитие форм инструментария управления аграрной экономикой региона. Сб. науч. тр. Ставрополь: Изд-во АГРУ С, 2005.
  99. Г. В. Моделирование экономической безопасности региона в контексте управления его ресурсным обеспечением. Монография. -Ставрополь: Издательство АГРУ, 2004.
  100. Г. В. Региональная политика и ее современные тенденции.//Научное обозрение.- 2005.-№ 5
  101. Г., Колосова Р. П. Экономика труда и социально-трудовые отношения. -М., 1996г
  102. Р. Федеральная региональная экономическаяеполитика: стратегические альтернативы и пути реализации// Федерализм -М.2006.№ 2.
  103. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание. М.: Экономика. 2000 .
  104. К.И. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования.- М., 1995.
  105. Ф.И. Регулирование рынка труда трудоизбыточного региона. С-Пб., 1998.
  106. П.М., Нестеров А. П. Региональная экономика. М.: ЮНИТИ, 2002.
  107. И.А., Точилкина О. С. Стратегии и программы развития регионов (сравнительный анализ) М.:ФБК., 2006.
  108. Ю.Н. Инвестиционная политика в России. СПб.: СП6ГЭУФ, 1999.
  109. В.И., Будюк H.A. Система факторов устойчивого функционирования аграрного сектора экономики в период трансформации российского общества. М.: Железнодорожное дело, 2002.
  110. О вопросах социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания//Доклад г. Владикавказ, 2007.
  111. О проблемах комплексного социально-экономического развития регионов Российской Федерации и основных итогах за I полугодие 2007 года// Доклад В. А. Дедюхина 07.09.2007 г. /Министерство регионального развития http:// www.minregion.ru.
  112. A.A. Занятость и доходы населения в системе социально-экономических отношений переходной экономики: институциональный аспект. -Ростов-на-Дону., 2003.
  113. A.A. Реализация трудового потенциала региона в условиях трансформации экономики Ростов-на-Дону.2005.
  114. А.Г. Становление рынка труда и минимизация безработицы (проблемы теории и региональной практики.- М., 1998.
  115. Основные направления социально-экономического развития Удмуртской Республики М., 2006.
  116. Официальный сайт Правительства КЧР http://www.kchr.info.ru.
  117. К., Лоуз Б., Дэвис Л. COLLINS словарь по экономике. -СПб., 1998.
  118. A.C. Бизнес-план. Анализ. Методика. Практикум. -М., 2001.
  119. В. Мир въезжающему (о проблемах трудовых ресурсов в стране)// Новое время.-2006.-№ 33.
  120. Н.Я. Развитие отношений собственности в России. -М., 2004.
  121. В.З. Экономическая политика депрессивного региона: проблемы, формирование и реализация.- М., 2005.
  122. Положение на рынке труда в КЧР / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по КЧР.- Черкесск, 2006.
  123. П. Опыт иммиграционной политики государства и положение иностранцев в германии. // Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России.-М., 2002.
  124. Правовые аспекты формирования и проблемы реализации федеральных целевых программ// под ред. Р. З. Алтынбаева / Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике М., 2006.
  125. Презентация Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2027 г. — http://www.minregion.ru.
  126. Природные ресурсы Российской Федерации.- М.: НИИ-Природа, 1999.
  127. Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2006−2009гг.-М., 2006.
  128. Программа социально-экономического развития КБР на период 2007—2011 годы Нальчик, 2007.
  129. Программа социально-экономического развития КЧР на период до 2010 г. Черкесск, 2006 г.
  130. Регионализация в развитии России: географические процессы и проблемы/ Под.ред. Артоболевского С. С., Трейвина А. И. М., 2001.
  131. Региональная экономика / Под ред. Морозова Г. Г., Победина М. П. -М., 1998.
  132. Региональная экономика/ Под ред. Видякина В. И., Степанова М. В. М., 2005.
  133. Региональная экономика/Тяглов С.Г., Черныш Е. А. и др.: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2001.
  134. Регионоведение. / Под ред. Игнатова В. Г., Бутова В. И. М., 2004.
  135. И.А. Региональная экономика. М.: Экзамен, 2003.
  136. И.А. Экономическая география и региональная экономика М., 2002.
  137. O.E. Основные тенденции развития, механизмы формирования и регулирования регионального рынка труда в годы реформ (на примере Алтайского края).: Дис.. канд. эконом, наук —Барнаул, 2006.
  138. А.И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. М., 1997.
  139. Рязанцев С. В, Письменная Е. Е. Безработица и новые формы занятости населения на Северном Кавказе //СОЦИС М., 2004.
  140. В.К. Экономическая безопасность: Геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. Книга 4. — М.: Финстатинформ, 2002.
  141. С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход.-М.: ДиС, 2002.
  142. В.К. Проблемы регулирования рынка труда в регионах.-М., 2006.
  143. JI.P., Аюшева С. Н. Мониторинг качества жизни населения и формирование региональной социальной политики// Российский экономический интернет-журнал: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социальных отношений —http://www.e-rej.ru
  144. X. Баринова М. Причина глобального кризиса занятости экономический рост, не ориентированный на создание рабочих мест. //Человек и Труд .-2007 .- № 1.
  145. Социально-экономическое положение Карачаево-Черкесской республики в 2006 году/ День республики от13.03.07г.
  146. Социально-экономическое положение Карачаево-Черкесской Республики в 2007 году Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Карачаево-Черкесской республике -http//www.svkchr.ru/
  147. М.В. Региональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2000.
  148. Стратегия макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации/Под редакцией академика А. Г. Гранберга. -М.: Наука, 2004.-
  149. Стратегия социально-экономического развития Курской области до 2020 года Курск, 2007 г.
  150. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года Петрозаводск, 2007 г.
  151. М. Проблемы социальной политики в Европейском союзе // Мировая экономика и международные отношения.-2006-№ 8
  152. П.В. Государственное регулирование регионального развития России: смена приоритетов// Российский экономический интернет-журнал: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социальных отношений — http://www.e-rej.ru
  153. С. Региональное экономическое развитие на базе программно целевого подхода: опыт Западной Европы // Регион: экономика и социология. — 2000. — № 1.
  154. Теневая экономика региона: диагностика и меры нейтрализации / Под ред. Татаркина А. И., Яковлева В.Ф.- М., 2004.
  155. К. Организационная структура региональной политики Европейского Союза // Регион: экономика и социология. 1999. — № 23.
  156. Т.Т. Цивилизационные противоречия и их осмысление в евроатлантических дискуссиях. ДИЕ РАН, № 146, М., 2004 г.
  157. Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации// Приказ Министра регионального развития РФ № 14 от 27.02.2007 г. http:// www.minregion.ru.
  158. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
  159. Указ Президента РФ от 3 июля 1996 года № 803 «Об основных положениях региональной политики Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 г.№ 23.
  160. Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002— 2010 годы и до 2015 года)» http:// www.minregion.ru.
  161. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации». 4-е изд. М.:2005г.
  162. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
  163. Хамаганова Г. Региональпые программы содействия занятости.// Человек и труд. -2004г.- № 4.
  164. Цапенко И. Роль иммиграции в экономике развитых стран// Мировая экономика и международные отношения.-2004.-№ 5.
  165. B.C. Европа: Прогностическое обеспечение инновационного развития. ДИЕ РАН, № 153.-М., 2005 г.
  166. A.B. Перспективы развития современного рынка труда в РФ. // Российский экономический интернет-журнал: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социальных отношений —http://www.e-rej.ru
  167. В.Н. Морфология населения Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, 2004.
  168. В.Н. Экономика природопользования. Ростов-на-Дону, 2004.
  169. В.Н. Экономика Южного федерального округа.- Ростов-на-Дону, 2004.
  170. В.Н. Экономико-демографический рынок Южного федерального округа. Ростов — на -Дону, 2003
  171. М.Ч., Соколов М. М. Регионы, экономика и управление. -М, 2001.
  172. М.З. Безработица и ее социально- экономические последствия//Научные концепции повышения жизненного уровня населения на современном этапе развития России./ Сборник статей.- Кисловодск. 2005.
  173. М.З. Преобразование социально-экономической политики региона как фактор элиминирования асимметрии рынка труда. -Кисловодск: Северо-Кавказское издательство МИЛ, 2007.
  174. М.З. Региональная социально-экономическая политика: формирование и реализация (на материалах Карачаево-Черкесской республики).- Кисловодск: Северо-Кавказское издательство МИЛ, 2006.
  175. М.З. Социально-экономическая политика трудоизбыточного региона: проблемы, формирование и реализация. -Кисловодск: Северо-Кавказское издательство МИЛ, 2007.
  176. А. Децентрализация Федеральной региональной политики/ Федерализм М.-2006.-№ 4.
  177. О.М. Совершенствование механизма формирования регионального рынка труда. Тамбов, 2002.
  178. .М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методические рекомендации. -М.:Гелиос АРВ, 2000.
  179. Г. Д. Региональные аспекты регулирования рынка труда.-М., 2006.
  180. В. А. Национальная экономика. М.: Российская экономическая академия, 2002.
  181. Экономическая география и регионалистика / Минакоев И. А., Неуймин С. К. М., 2002.
  182. Экономическое и социальное положение Карачаево-Черкесской республики//Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Карачаево-Черкесской республике Черкесск, 2007.
  183. Эксперт. Электронный ресурс журнала http://www.raexpert.ru/ database/ regions/ karachai.
  184. Р. Дж. Современная экономика труда: теория и государственная политика. -М.: МГУ., 1996.
Заполнить форму текущей работой