Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Актуализация профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования определяется основными результатами, полученными в ходе исследования: разработана идея актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза с учетом методологических подходов (компетентностного, субъектно-деятельностного, аксиологического и системно-диагностического) как целенаправленно организованной педагогической… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИЛА СТУДЕНТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
    • 1. 1. Профессионально-этический потенциал личности как полинаучный феномен
    • 1. 2. Актуализация профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза как предмет педагогического анализа
    • 1. 3. Изучение и анализ уровня проявления профессионально-этического потенциала студента
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
    • 2. 1. Обогащение профессионально-этических знаний студента в процессе профессиональной подготовки
    • 2. 2. Ориентирование студента на рефлексию ценностного содержания профессионально-этического потенциала
    • 2. 3. Приобщение студента к деятельности по освоению профессионально-этических образцов поведения и правил их осуществления
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Актуализация профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время в российском обществе достаточно часто затрагивается проблема морального «банкротства» современных молодых людей, связанная с признанием ими приоритетности экономических и технологических ценностей над духовными. Суть данной проблемы состоит в том, в какой мере они способны превратить цивилизационный прогресс в собственное нравственное и профессиональное саморазвитие. В этой связи значимым является профессионально-этическое становление молодых людей, что отражено в задачах, поставленных перед современным российским образованием.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 -2015 гг. отмечено, что российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, преодолеть которые возможно благодаря профессиональным кадрам посредством актуализации их личностных потенциалов, в том числе профессионально-этического. В новых Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, нацеленных на удовлетворение запросов общества и работодателя к качеству подготовки кадров посредством освоения компетенций, отражены этические характеристики основных видов будущей профессиональной деятельности обучающихся. Выбор ими нравственно оправданных способов их осуществления как атрибутов профессии — конкурентоспособности на рынке труда, нравственной стойкости, организованности, соблюдения правил этикета и такта в общении с клиентами и сослуживцами, способности противостоять коррупции, взяткам, осознанного осуществления морального выбора в критических ситуациях — обусловлен становлением профессионально-этического потенциала личности.

Предпосылки для решения задачи становления профессионально этического потенциала личности студента как будущего специалиста раскрываются в научной литературе. Понятие «потенциал» рассматривается учеными как полинаучный феномен в рамках следующих направлений: философское (К.А. Абульханова, И. И. Ашмарин, И. О. Генисаретский, М. С. Каган и другие) — психологическое (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский,.

A.Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин, В. И. Слободчиков, Н. И. Шевандрин и другие) — педагогическое (М.Н. Аплетаев, В. В. Игнатова,.

B.Г. Рындак и другие).

В трудах отечественных ученых изучаются различные виды потенциала: трудовой (A.A. Погорадзе, О.В. Стаканова), образовательный (С.Н. Атанова, A.A. Гордон, А.К. Назимова), педагогический (A.M. Боднар, Г. Н. Манасова, И. П. Подласый, JI.A. Шестакова), воспитательный (H.H. Беспалова, A.B. Волохов, И. В. Герлах, Г. В. Дербенева), дидактический (С.А. Грязнов, С.А. Сушков), обучающий (И.А. Орехова), духовный (Л.И. Иванько, Б.Д. Парыгин), духовно-творческий (Г.М. Гладышев, В. В. Игнатова, В. В. Расстрыгин, C.B. Тимофеева), духовно-интеллектуальный (H.A. Репина), интеллектуальный (H.A. Грищенко, H.A. Кудрявцева), культурный (Е.В. Руденский), лидерский (И.В. Дрыгина), профессионально-культурный (Е.А. Мухамедвалеева, O.A. Шушерина), профессиональный (Э.Н. Григорьева, В. Ф. Мамонтова, В.Н. Марков), этический (М.Н. Аплетаев) и другие.

В современных педагогических исследованиях компетентностный подход отчетливо обозначен в трудах В. А. Адольфа, В. И. Байденко, В. И. Воротилова, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, В. А. Исаева, А. П. Петрова, H.A. Селезневой, A.B. Хуторского и многих других ученых.

Учебно-воспитательный процесс вуза исследовался такими учеными, как Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, Т. К. Клименко, В. В. Сериков, Н. В. Чекалева и другими.

Психолого-педагогическим и методическим аспектам актуализации личностных потенциалов посвящены работы И. В. Дрыгиной, В. В. Игнатовой, С. Н. Мартыновской, Э. А. Мулявиной, Е. А. Мухамедвалеевой,.

A.A. Нагорняк, Н. В. Увариной и других ученых. В целом теоретический анализ научных источников, образовательной практики вуза показал, что актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза уделяется недостаточно внимания и мало работ, в которых рассматривался данный процесс. Актуальность исследования в этой связи определяется противоречиями между:

— требованиями государства и общества к будущему специалисту как носителю профессионально-этического потенциала и недостаточной разработанностью педагогических стратегий, способствующих его становлению в учебно-воспитательном процессе вуза;

— осознанием педагогическим сообществом необходимости актуализации профессионально-этического потенциала студентов и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения данного процесса в вузе;

— необходимостью подготовки студентов к успешному решению профессиональных задач на этическом уровне и недостаточным вниманием с их стороны к саморазвитию профессионально-этического потенциала в учебно-воспитательном процессе вуза.

Исходя из этого, проблема исследования состоит в поиске и выборе педагогических стратегий, разработке стратегических условий, педагогического и методического обеспечения актуализации профессионально-этического потенциала студента, что требует педагогического анализа, осмысления и их реализации в учебно-воспитательном процессе вуза. Необходимость решения данной проблемы на педагогическом уровне определяет тему исследования: «Актуализация профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс вуза.

Предмет исследования: стратегические условия актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать педагогическое и методическое обеспечение реализации стратегических условий актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза и проверить экспериментальным путем их результативность.

Гипотеза исследования: актуализация профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза будет результативна, если:

— выявлена сущность и уточнено содержание профессионально-этического потенциала личности;

— конкретизирован педагогический смысл его актуализации у студента как будущего специалиста;

— разработаны критерии профессионально-этического потенциала студента и охарактеризованы уровни его проявления;

— обоснованы стратегические условия актуализации профессионально-этического потенциала студента, разработано их педагогическое и методическое обеспечение, последовательно-поэтапно реализованы в учебно-воспитательном процессе вуза и экспериментально проверена их результативность.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи диссертационного исследования:

1. Выявить сущность, уточнить содержание понятия «профессионально-этический потенциал личности».

2. Конкретизировать педагогический смысл актуализации профессионально-этического потенциала студента.

3. Разработать критерии профессионально-этического потенциала студента и охарактеризовать уровни его проявления.

4. Обосновать стратегические условия актуализации профессионально-этического потенциала студента, разработать их педагогическое и методическое обеспечение, последовательно-поэтапно реализовать в учебно-воспитательном процессе вуза и экспериментальным путем проверить их результативность.

Методологическую основу исследования составляют:

— компетентностный подход (В.А. Адольф, В. И. Байденко,.

B.И. Воротилов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. А. Исаев, А. П. Петров, H.A. Селезнева, A.B. Хуторской и другие ученые) позволяет усилить практическую ориентацию исследуемого процесса в условиях реализации современных образовательных программ;

— субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, П. Я. Гальперин, A.B. Петровский,.

C.JI. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие ученые) определяет учебно-воспитательный процесс вуза как функциональное пространство актуализации профессионально-этического потенциала студента;

— аксиологический подход (И.Ф. Исаев, М. С. Каган, З. И. Равкин, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, E.H. Шиянов и другие ученые) ориентирует студента на формирование ценностного сознания и ценностного отношения к профессионально-этическому потенциалу и его принятие как профессионально-значимого в профессиональной деятельности;

— системно-диагностический подход (В.П. Беспалько, В. В. Игнатова, М. И. Шилова и другие ученые) позволяет разработать диагностическую методику изучения уровня проявления профессионально-этического потенциала студента.

Теоретическими основами исследования являются: Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 гг.- работы ученых, исследующих:

— образовательное пространство как феномен (А.Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, А. П. Валицкая, Н. Б. Крылова, H. J1. Селиванова, Д. И. Фельдштейн, И. Д. Фрумин, J1.A. Шипилина и другие) — учебно-воспитательный процесс (Е.В. Бондаревская, Т. К. Клименко, В. В. Сериков, Н. В. Чекалева и другие);

— понятие «потенциал» (В.В. Игнатова, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин, В. И. Слободчиков, Н. И. Шевандрин и другие), его структуру (М.С. Каган, Л. Д. Столяренко, Н. И. Шевандрин и другие), виды (Г.М. Гладышев, И. В. Дрыгина, В. В. Игнатова, И. А. Орехова, Б. Д. Парыгин, И. П. Подласый, Е. В. Руденский и другие);

— актуализацию личностных потенциалов (И.В. Дрыгина, В. В. Игнатова, С. Н. Мартыновская, Э. А. Мулявина, Е. А. Мухамедвалеева, A.A. Нагорняк, Н. В. Уварина и другие).

Методы педагогического исследования: общетеоретическиеанализ и синтез философской, психологической и педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта и научно-методической литературы по проблеме исследования, построение гипотез, педагогическое моделированиеэмпирические — анкетирование, тестирование, экспертные сравнения и наблюдения, взаимооценка, самооценка, независимые характеристики, диагностика уровня проявления профессионально-этического потенциаластатистические — вычисление комплексного показателя проявления профессионально-этического потенциала, угловое преобразование ср* Фишера.

Экспериментальной базой исследования был ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» и его Лесосибирский филиал. В исследовании приняли участие студенты в количестве 627 человек, обучающиеся по направлениям подготовки и специальностям «Менеджмент» (172 человека), «Информатика и вычислительная техника» (138 человек), «Технологические машины и оборудование» (113 человек), «Ландшафтная архитектура» (91 человек),.

Управление персоналом" (113 человек), эксперты (20 преподавателей СибГТУ).

Личное участие соискателя в исследовании и получении результатов состоит в: выявлении теоретических предпосылок актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вузаразработке стратегических условий актуализации профессионально-этического потенциала студентаразработке диагностических материалов по выявлению уровня проявления данного потенциала у студентаорганизации экспериментальной работы по проверке результативности выявленных стратегических условий в учебно-воспитательном процессе вузаподготовке методических материалов по проблеме исследования.

Основные этапы исследования:

— первый этап (2006 — 2007 гг.): осуществлялся теоретический анализ проблемы исследованиябыли определены объект, предмет, цель, задачи исследования, сформулирована рабочая гипотезаразрабатывался категориальный аппарат, ключевые идеи экспериментальной работы;

— второй этап (2007 — 2010 гг.) был связан с разработкой и реализацией стратегических условий актуализации профессионально-этического потенциала студента и экспериментальной проверкой их результативности в учебно-воспитательном процессе вуза;

— третий этап (2010 — 2012 гг.) предполагал завершение экспериментальной работы, обобщение, систематизацию полученной информации, формулирование выводов, оформление текста диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования определяется основными результатами, полученными в ходе исследования: разработана идея актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза с учетом методологических подходов (компетентностного, субъектно-деятельностного, аксиологического и системно-диагностического) как целенаправленно организованной педагогической деятельности стратегического характера, заключающейся в переводе из потенциального состояния в реальное профессионально-нравственных потребностей студента, его возможностей, средств реализации в ситуациях морального выбора на основе овладения им профессионально-этическими образцами поведения и способами их осознанного осуществления, что расширяет представления о профессиональном воспитании и обогащает идею профессиональной подготовки бакалавров, специалистов, магистров в высших учебных заведенияхвведены измененные в соответствии с основной идеей исследуемой проблемы трактовки дефиниций понятий: «профессионально-этический потенциал личности», «актуализация профессионально-этического потенциала студента" — обоснована и доказана перспективность стратегических условий актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза за счет их последовательно-поэтапной реализации — обогащение профессионально-этических знаний студента в процессе профессиональной подготовкиориентирование студента на рефлексию ценностного содержания профессионально-этического потенциалаприобщение студента к деятельности по освоению профессионально-этических образцов поведения и правил их осуществления, что способствует результативности данного процесса.

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: разработан критериально-оценочный аппарат, включающий применительно к проблематике диссертации базовые критерии профессионально-этического потенциала студента: познавательно-ценностный, морально-регулятивный, нравственно-коммуникативный, которые раскрываются через показатели проявления данного потенциалараскрыты и охарактеризованы уровни и признаки проявления профессионально-этического потенциала студента: профессионально-нормативный, избирательно-проективный, утилитарно-прагматическийизложено доказательство актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза за счет педагогических действий, соорганизуемых в последовательно-поэтапную реализацию стратегических условий: обогащение профессионально-этических знаний студента в процессе профессиональной подготовкиориентирование студента на рефлексию ценностного содержания профессионально-этического потенциалаприобщение студента к деятельности по освоению профессионально-этических образцов поведения и способов их осуществленияразработаны «Информационно-структурная модель формирования профессионально-этического потенциала личности», «Структурно-процессуальная модель актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза», что является вкладом в теорию и методику профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: реализован в образовательной практике критериально-оценочный инструментарий изучения уровня проявления профессионально-этического потенциала студентапредставлены педагогическое и методическое обеспечение в виде учебно-воспитательной подпрограммы «Профессионально-этический потенциал», пролонгированного образовательного профессионально-этического тренинга, «Дневника производственной практики», дополненного разделом «Профессионально-этические аспекты профессиональной деятельности" — определены пределы и перспективы практического использования материалов исследования посредством систематизации общекультурных и профессиональных компетенций студентов, отражающих профессиональноэтический аспект направлений их подготовки и представленных в новых образовательных стандартах профессионального образования.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечены: опорой на концептуальные положения аксиологического, субъектно-деятельностного, компетентностного и системно-диагностического подходов к актуализации профессионально-этического потенциала студентаиспользованием современных педагогических методов сбора и обработки исходной информации, адекватных задачам, логике, предмету, цели исследованияпредставительной выборочной совокупностью с обоснованием подбора объектов наблюдениядлительным характером экспериментальной работыустойчивой повторяемостью положительных результатов, их воспроизводимостью в различных условиях и подтверждением статистической обработкой с помощью критерия Фишера.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством обсуждения на заседаниях кафедры «Психология и педагогика» Сибирского государственного технологического университетавыступлений на методологических семинарах аспирантов и соискателей СибГТУ, научных конференциях, семинарах по проблемам образования и профессиональной подготовкиучастия в конкурсах: «Индивидуальные гранты для молодых ученых» (ККФН 2008 г., 18С191), «Популяризация научных знаний информационное обеспечение в сфере науки и образования «Популярные лекции по современным вопросам науки и техники для молодежи» (ККФПН и НТД 2009 г.).

Результаты исследования докладывались на конференциях разного уровня: международных: «Международные и национальные особенности прикладной экономики» (Пенза, 2008), «Институциональные проблемы государственно-частного партнерства на региональном уровне» (Абакан, 2008), «Образование и культура в развитии современного общества» (Новосибирск,.

2009), «Человек. Культура. Общество» (Пенза, 2011), «Проблемы и перспективы развития педагогики и психологии» (Новосибирск, 2011) — всероссийских: «Молодежь Сибири — науке России» (Красноярск, 2008), «Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика» (Красноярск, 2009), «Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения» (Славянск-на-Кубани, 2011), «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (Самара, 2011), «Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы» (Красноярск, 2012) — региональных: «Этика и бизнес: философские, методологические и мировоззренческие аспекты» (Красноярск, 2007), «Мир человека» (Красноярск, 2011 — 2012).

Результаты исследования отражены в публикациях: «Сибирский педагогический журнал» (Новосибирск, 2008), «Известия РГПУ им. А. И. Герцена: аспирантские тетради» (Санкт-Петербург, 2008), «Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева» (Красноярск, 2011), «Научное обозрение: гуманитарные исследования» (Москва, 2011), «Фундаментальные исследования» (Москва, 2012), «Педагогический журнал» (Ногинск, 2012). На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессионально-этический потенциал личности — это сложное интегрированное образование, представляющее собой совокупность реальных профессионально-нравственных потребностей, возможностей личности, средств их реализации, осознанных профессиональных действий в ситуациях морального выбора. В качестве структурных компонентов профессионально-этического потенциала личности выделены: потребности, возможности, средства, профессиональная деятельность, ситуации морального выбора, которые образуют его целостность и единство. Структурные компоненты контекстно отражают основные функции данного потенциала: познавательно-ценностную, морально-регулятивную, нравственно-коммуникативную. Актуализация профессионально-этического потенциала студента как целенаправленно организованная педагогическая деятельность заключается в переводе из потенциального состояния в реальное профессионально-нравственных потребностей студента, его возможностей, средств реализации в ситуациях морального выбора на основе овладения им профессионально-этическими образцами поведения и способами их осознанного осуществления.

2. Критериями профессионально-этического потенциала студента выступают:

— познавательно-ценностный — характеризуется: освоением знаний в области этики о нормах, принципах и ориентированностью на их обогащениевниманием к информации ценностно-нравственного характераосознанием профессионально-этических норм и принциповпониманием ценностей профессионального сообщества, ориентацией на них в действиях в ситуациях нравственного выбора;

— морально-регулятивный — выражается: в профессиональных действиях в ситуациях нравственного выбора посредством осмысления образа «идеальной» профессионально-этической личности и профессионально-этических знанийрефлексии и самооценки собственных профессионально-этических норм, принципов, ценностейосмыслении значимости актуализации профессионально-этического потенциала для достижения целей деятельности и эффективного взаимодействия с профессиональным сообществом;

— нравственно-коммуникативный — отражает: готовность к нравственному общению с окружающими, установлейию нравственно-делового контакта в процессе деятельности, осуществлению нравственного выбораспособность поддерживать профессионально-этические взаимоотношенияориентированность на принятие другого человека и взаимопониманиевладение нравственными коммуникативными стратегиями и применение их в ситуациях нравственного выбора.

В качестве уровней его проявления выделены профессиональнонормативный, избирательно-проективный, утилитарно-прагматический.

3. Актуализации профессионально-этического потенциала студента способствуют стратегические условия:

— обогащение профессионально-этических знаний студента в процессе профессиональной подготовки, направленное на приумножение профессионально-этических знаний студента, формирование у него ценностного осознания профессионально-этического потенциала как профессионально-значимого, развитие уверенности в необходимости и потребности в его актуализации;

— ориентирование студента на рефлексию ценностного содержания профессионально-этического потенциала, предполагающее осмысление студентом ценностного содержания основных компонентов профессионально-этического потенциала и формирование ценностного отношения к ним;

— приобщение студента к деятельности по освоению профессионально-этических образцов поведения и правил их осуществления, способствующее овладению профессионально-этических образцов поведения и самостоятельному практическому применению правил их осуществления в образовательных ситуациях, приближенных к будущей профессиональной деятельности студента.

Выделенные условия в учебно-воспитательном процессе вуза реализуются последовательно-поэтапно от познавательно-ценностного к морально-регулятивному и далее к нравственно-коммуникативному этапу посредством педагогического и методического обеспечения: учебно-воспитательной подпрограммы «Профессионально-этический потенциал», пролонгированного образовательного профессионально-этического тренинга и «Дневника производственной практики», дополненного разделом «Профессионально-этические аспекты профессиональной деятельности».

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 187 источников. В работе приведено 7 таблиц, 21 рисунок и 11 приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Анализ результатов экспериментальной работы по актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза указал на результативность проведенного исследования и позволил сделать общие выводы.

Проведенная экспериментальная работа показала, что обогащение профессионально-этических знаний студента в процессе профессиональной подготовки" направлено на приумножение профессионально-этических знаний студента, востребованных в его будущей профессиональной деятельностиформирование у него ценностного осознания профессионально-этического потенциала как профессионально-значимогоразвитие уверенности в необходимости и потребности в его актуализации. При реализации данного условия особое внимание уделялось актуализации профессионально-этического потенциала студента по познавательно-ценностному критерию, что связывалось с учебно-воспитательной подпрограммой «Профессионально-этический потенциал», которая органично интегрирована в качестве дополнительного модуля в основные рабочие программы учебных дисциплин подготовки бакалавров и специалистов. В качестве педагогических средств, способствующих освоению предложенной подпрограммы, использовались мини-лекции информационного характера с элементами проблемного диалога, практико-этические занятия и самостоятельная работа студентов.

При реализации данного стратегического условия в качестве основного педагогического метода был избран дискуссионный. Дискуссия позволяет понять причину возникновения профессиональной ситуации и разработать различные варианты ее этического разрешения. Вспомогательными методами выступали кооперативное (совместное) обучение, моделирование будущей профессиональной деятельности.

Стратегическое условие актуализации профессионально-этического потенциала студентов — ориентирование студента на рефлексию ценностного содержания профессионально-этического потенциала — предполагало осмысление студентом ценностного содержания основных компонентов профессионально-этического потенциала и формирование ценностного отношения к ним. При реализации данного условия особое внимание уделялось актуализации профессионально-этического потенциала студента по морально-регулятивному критерию, что связывалось с разработкой и осуществлением пролонгированного образовательного профессионально-этического тренинга, состоящего из последовательных, взаимосвязанных этапов: «Изучение основ нравственного поведения" — «Моделирование ситуаций деловых отношений" — «Разработка профессионально-этического кодекса студента" — «Организация олимпиады «Мое профессионально-этическое знание».

Поэтапная реализация данного стратегического условия обеспечивалась методом «погружения» студентов как основным методом реализации разработанного тренинга. В качестве дополнительных методов использовались: на первом этапе тренинга — инсценирование, свободная импровизация по заданным параметрам ситуаций профессионально-этического характера, конструирование правил, беседы с элементами дискуссийна втором — моделированиена третьем — проектированиена четвертом — практические методы, предполагающие решение тестовых заданий профессионально-этического характера, анализ и решение имитационных упражнений.

Стратегическое условие — приобщение студента к деятельности по освоению профессионально-этических образцов поведения и правил их осуществления — способствовало овладению профессионально-этическими образцами поведения и самостоятельному практическому применению правил их осуществления в образовательных ситуациях, приближенных к будущей профессиональной деятельности студента. При реализации данного условия особое внимание уделялось актуализации профессионально-этического потенциала студента по нравственно-коммуникативному критерию, что связывалось с включением студента в культурные практики, отражающими специфику его будущей профессиональной деятельности. Возможности приобщения студента к деятельности по освоению профессионально-этических образцов поведения и правил их осуществления обнаружились в производственной практике студента, предусмотренной рабочими учебными планами подготовки бакалавров и специалистов.

Педагогическим средством реализации данного условия явились ведение «Дневника производственной практики», дополненного разделом «Профессионально-этические аспекты профессиональной деятельности», в котором выделены подразделы: «Наблюдение и анализ профессионально-этических образцов поведения и способов в профессиональной деятельности" — «Самонаблюдение и анализ профессионально-этических образцов поведения и способов в профессиональной деятельности».

Реализация стратегического условия «Приобщение студента к деятельности по освоению профессионально-этических образцов поведения и правил их осуществления» обеспечивалась совокупностью методов: инструктированиеконсультированиекомментированиеанализнаблюдениесамонаблюдениеэвристические и исследовательские.

Таким образом, экспериментальная работа по разработке и последовательно-поэтапной реализации стратегических условий актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза посредством их педагогического и методического обеспечения — учебно-воспитательной подпрограммы «Профессионально-этический потенциал», пролонгированного образовательного профессионально-этического тренинга, «Дневника производственной практики», дополненного разделом «Профессионально-этические аспекты профессиональной деятельности» — позволила сделать выводы о результативности выделенных стратегических условий, что подтвердило гипотезу исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации представлены теоретические предпосылки актуализации профессионально-этического потенциала студента, в результате чего определен понятийный аппарат, диагностический инструментарий исследования, обоснована актуализация данного потенциала в учебно-воспитательном процессе вуза, подтверждающаяся положительными результатами экспериментальной работы, сформулированы основные рекомендации по организации данного процесса в образовательных учреждениях.

В целом, согласно цели и задачам исследования, можно сделать следующие основные выводы.

Во-первых, введены измененные в соответствии с основной идеей исследуемой проблемы трактовки дефиниций понятий посредством:

— выявления сущности и уточнения содержания понятия «профессионально-этический потенциал личности» как сложного интегрированного образования, представляющего собой совокупность реальных профессионально-нравственных потребностей, возможностей личности, средств их реализации, осознанных профессиональных действий в ситуациях морального выбора. В качестве компонентов данного личностного потенциала выделены потребности, возможности, средства, профессиональная деятельность, ситуации морального выбора, которые контекстно отражают его основные функции: познавательно-ценностную, морально-регулятивную, нравственно-коммуникативную;

— конкретизации педагогического смысла актуализации профессионально-этического потенциала студента как целенаправленно организованной педагогической деятельности, заключающейся в переводе из потенциального состояния в реальное профессионально-нравственных потребностей студента, его возможностей, средств реализации в ситуациях морального выбора на основе овладения им профессионально-этическими образцами поведения и способами их осознанного осуществления.

Во-вторых, разработаны критерии профессионально-этического потенциала студента — познавательно-ценностный, морально-регулятивный, нравственно-коммуникативный, которые раскрываются через показатели проявления данного потенциала.

В-третьих, раскрыты и охарактеризованы уровни и признаки проявления профессионально-этического потенциала студентапрофессионально-нормативный, избирательно-проективный, улититарно-прагматический.

В-четвертых, обоснованы, разработаны и реализованы стратегические условия актуализации профессионально-этического потенциала студента: обогащение профессионально-этических знаний студента в процессе профессиональной подготовкиориентирование студента на рефлексию ценностного содержания профессионально-этического потенциалаприобщение студента к деятельности по освоению профессионально-этических образцов поведения и правил их осуществления. Данные условия реализуются последовательно-поэтапно в учебно-воспитательном процессе вуза.

В-пятых, доказана результативность стратегических условий актуализации профессионально-этического потенциала студента: на начало экспериментальной работы большая часть студентов имела утилитарно-прагматический уровень проявления профессионально-этического потенциала (46,4%), на ее окончание значительно снизилось количество студентов с данным уровнем (22,97%) и увеличилось с профессионально-нормативным — с 2,6% до 20,25%.

Таким образом, задачи исследования выполнены, получены новые знания об исследуемом процессе, гипотеза доказана, выводы не претендуют на исчерпывающее решение исследуемой проблемы, предлагается лишь один из путей ее решения. Исследование может быть продолжено в направлении выявления других условий и факторов, способствующих актуализации профессионально-этического потенциала студента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология деятельности. М.: Наука, 1980. 333 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). М.: Воронеж, 1999. С. 69.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мыль, 1991. 299 с.
  4. В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: дис.. д-ра пед. наук. М., 1998. С. 40.
  5. .Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. 351 с.
  6. С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985. 155 с.
  7. М.Н. Педагогика нравственного поступка: этико-философские основы // Проблемы выбора форм и методов образовательного процесса. Омск: ОмГПУ, 1997. С. 78−82.
  8. М.Н. Противоречия и гармония нравственности и морали как методологическая основа педагогических исследований // Наука образования: сб. ст. Омск: Издательство ОмГПУ, 2000. С. 39.
  9. М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения: монография. Омск: Издательство ОмГПУ, 1998. 257 с.
  10. , М.Н. Этическая типология нравственных поступков // Инновационные проблемы российского образования: межвузовский сборник научных трудов. Магнитогорск: МаГУ, 1999. С. 3−9.
  11. JI.M. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.: Высшая школа, 1974. 318 с.
  12. JI.M. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. 221 с.
  13. А.Г. Психология индивидуальности. М.: МГУ, 1986. 96 с.
  14. А.Г. Психология личности: учебник. М.: Издательство МГУ, 1990. 367 с.
  15. С.Н. Педагогические условия реализации образовательного потенциала общественных молодежных экологических движений: дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2000. 160 с.
  16. В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 17.
  17. В.И. Этика успеха: Введение в доктрину- спецкурс. Центр прикладной этики, финансово-инвестиционная корпорация «Югра». Тюмень. М., 1996. 134 с.
  18. JI.A. Становление социальной ответственности современного студенчества: концептуальные положения: монография. Красноярск: СибГТУ, 2009. 160 с.
  19. A.C. Ситуация успеха: Книга для учителя. 1997. 185 с.
  20. М.Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования // Гуманизация образования. 1998. № 1. С. 14 23.
  21. H.H. Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях: дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2002. 170 с.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1999. 192 с.
  23. B.C. Нравственность, культура, современность. М.: Знание, 1990. 62 с.
  24. В.А., Гумницкий В. А., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание: философско-этические основы. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990. 141 с.
  25. А.М. Педагогический потенциал учителя: личностно-гуманистический аспект: дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. 194 с.
  26. Большой словарь иностранных слов. М.: ЮНВЕС, 1998. С. 316−317.
  27. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2000. 1536 с.
  28. E.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
  29. Г. А., Лобок A.M. Преодоление морали, или Парадоксы «нравственного искусства». М.: Знание, 1991. Серия «Этика». № 4. С. 45.
  30. .С. Нравственное сознание личности. М.: Знание, 1985. 64 с.
  31. A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. 328 с.
  32. А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие // Педагогика. 2001. № 7. С. З 7.
  33. В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51 55.
  34. A.A., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. М., 1986. С. 103.
  35. A.B. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации. М.: НПЦ СПО ФДО, 1991. 70 с.
  36. Л.С. Детская психология // Собрание сочинений: В 6 томах. Т. 4. С. 255.
  37. П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. М.: Книжный дом «университет», 1999. 332 с.
  38. И.О. Концепция человеческого потенциала: исходные соображения / И. О. Генисаретсткий, H.A. Носов, Б. Г. Юдин // Человек. 1996. № 4. С. 5−21.
  39. И.В. Развитие воспитательного потенциала молодежных общественных организаций средствами социально-культурной деятельности: дис.. канд. пед. наук. М., 2008. 214 с.
  40. .С. Философия образования для XXI века (В писках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. 605 с.
  41. Г. М. Педагогические условия духовно-творческого потенциала будущего художника-педагога: дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. 204 с.
  42. Е.В., Шушерина O.A. Ориентирование студента вуза на культуру организационной деятельности: монография. Красноярск: СибГТУ, 2006. 132 с.
  43. Я.С., Гнидан Е. В. Активизация самостоятельной работы студентов в техническом вузе // Совершенствование качества профессионального образования в техническом университете. Братск: ГОУ ВПО «БрГТУ», Ч. 1. С. 278 281.
  44. A.A., Назимова А. К. Производственный потенциал советского рабочего класса // Вопросы философии. 1980. № 11. С. 25 40.
  45. Э.Н. Непрерывное образование как фактор развития профессионально-квалификационного потенциала предприятия: автореф. дисс.. канд. соц. наук. Казань, 2007. 24 с.
  46. С.А. Дидактический потенциал критериально-ориентированного тестирования: дис.. канд. пед. наук. Самара, 2002. 163 с.
  47. И.В. Патриотическое воспитание: учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального образования, студентов, аспирантов и педагогов. Красноярск: СибГТУ, 2009. 160 с.
  48. П.С. Психология и педагогика. М.: Проект, 2004. 352 с.
  49. A.A. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы философии. 1995. № 5. С. 5 12.
  50. A.A. Наука, мораль, человек // Вн.: Человек в системе наук / Отв. ред. И. Т. Фролов. М.: Наука, 1989. С. 8 15.
  51. A.A. Этика и мораль в современном мире // Этическая мысль: Ежегодник / отв. ред. A.A. Гусейнов. М.: ИФРАН, 2000. С. 4 15.
  52. Г. В. Воспитательный потенциал современного детского общественного движения: на примере малого города: дис.. канд. пед. наук. Омск, 2004. 211 с.
  53. И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб, 2002. С.102 103.
  54. О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. 388 с.
  55. О.Г. Проблемы нравственности. М, 1977. С. 10 11.
  56. И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Красноярск, 2003. 23 с.
  57. Дрыгина И. В, Шушерина О. А, Игнатова В. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза: монография. Красноярск: СибГТУ, 2006. 154 с.
  58. В.К. Образование в постиндустриальном обществе: педагогика информационного мира // Педагогическое образование и наука. 2000. № 3. С. 41 -46.
  59. Э.Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2003. 480 с.
  60. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая компетентность подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 20 с.
  61. И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2004. 384 с.
  62. Л.И. Личностный потенциал работника в условиях интенсификации производства. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1986. С. 56 120.
  63. Л.И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции // Культурная деятельность: опыт социологического исследования. М, 1981.
  64. В.В. Духовно-творческое становление личности: монография. Красноярск: СибГТУ, 2007. 228 с.
  65. В.В. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза /В.В. Игнатова, B.C. Нургалеев // Сибирский педагогический журнал. 2004. № 1. С. 105 113.
  66. B.B. Педагогические стратегии как предмет системного анализа / В. В. Игнатова, B.C. Нургалеев // Мир человека. Научно-информационное издание. Красноярск: СибГТУ, 2001. Вып. 1. 140 с.
  67. В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: монография. Красноярск: СибГТУ, 2000. 272 с.
  68. В.В., Андриенко A.B. Современные педагогические технологии обучения в техническом вузе: монография. Красноярск: СибГТУ, 2008. 232 с.
  69. В.В., Барановская J1.A. Духовно-творческое становление личности и ее социальная ответственность: монография. Красноярск: СибГТУ, 2010. С. 87.
  70. В.В., Дрыгина И. В., Шушерина O.A., Зиненко В. К. Педагогика высшей школы: Ориентирование студентов вуза на ценностное осмысление лидерского потенциала: учебное пособие. Красноярск: СибГТУ, 2003. 66 с.
  71. В.А., Воротилов В. И. Образование взрослых: компетентностный подход. СПб., 2005. 91 с.
  72. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 208 с.
  73. Т.Н. Дидактические условия групповой работы как средства развития активности школьников в учебной деятельности: автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2003. 48 с.
  74. М.С. О духовности (опыт категориального анализа) // Вопросы психологии. 1995. № 9. С. 260.
  75. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  76. С.А. Модульная система обучения // Профессионал. 2000. № 6. С. 5- 12.
  77. И. Лекции по этике / общ ред. A.A. Гусейнова. М.: Республика, 2000. 431 с.
  78. В.Ж. Человеческий потенциал и человеческая деятельность // Человек. 1997. № 6. С. 5 14.
  79. Т.К. Традиции и инновации в педагогическом образовании // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 13−20.
  80. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
  81. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 176 с.
  82. В.В., Хуторской A.B. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
  83. H.A., Игнатова В. В., Шушерина O.A. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления: монография. Красноярск: СибГТУ, 2006. 180 с.
  84. Кричевский P. JL, Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М., 1985. С. 286.
  85. П.А. Нравственный прогресс необходим // Родина. 1992. № 10. С. 20−22.
  86. Н.Б. Культурные модели образования с позиции постмодернистской педагогики // Новые ценности образования: культурные модели школ. М.: ИННОВАТОР, 1997. Вып. 7. С. 185 204.
  87. H.A. Единство интеллекта. Научный отчет (Грант РФФИ 1993−1994). СПб.: СПбГУ, 1995.
  88. В. Учебник в постиндустриальную эпоху // Высшее образование. 2004. № 9. С. 103 109.
  89. В.А., Менджерицкая А. Ю., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 288 с.
  90. В.А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников. Ярославль: ЯГПУ, 2005. 348 с.
  91. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения: в 2-х томах. М.: Педагогика, 1983. Т.2. 221 с.
  92. А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927. 189 с.
  93. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988. 128 с.
  94. В.Ф. Формирование профессионального потенциала муниципальных служащих в современной России: автореф. дисс.. канд. соц. наук. Тюмень, 2005. 19 с.
  95. Г. Н. Педагогический потенциал символов в истории и современной отечественной практике образовательного процесса: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ярославль, 2007. 21 с.
  96. И.П. Человек и потенциал его бытия. Омск: Стимул К, 1995. 256 с.
  97. В.Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация: дис.. д-ра псих. наук. М., 2004. 453 с.
  98. С.Н. Актуализация творческого потенциала будущего инженера в процессе эвристического обучения: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Красноярск, 2006. 22 с.
  99. Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. М.: Наука, 2001. 237 с.
  100. М.А. Возможность и действительность // Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. Мн.: Изд. В. В. Скакун, 1998. С. 125 126.
  101. Э.А. Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Екатеренбург, 2007. 23 с.
  102. A.A. Модульная программа, основанная на компетенциях // Среднее профессиональное образование. 2004. № 2. С. 28 30.
  103. Е.А., Шушерина O.A. Актуализация профессионально-культурного потенциала будущего педагога профессионального обучения: монография. Красноярск: СибГТУ, 2009. 168 с.
  104. МясищевВ.Н. Психология отношений. М: Издательство «ИПП», 1995. 350 с.
  105. A.A. Актуализация творческого потенциала учителя средствами андрагогики : В условиях деятельности учреждения дополнительного профессионального образования: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Томск, 2005. 20 с.
  106. С.И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1988. 960 с.
  107. С.И. Словарь русского языка: издание 18 стереотипное / С. И. Ожегов. М.: РУССКИЙ ЯЗЫК, 1986. С. 424.
  108. И.А. Обучающий потенциал русской языковой среды в формировании лингвокультурологической компетенции иностранных учащихся: автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Москва, 2004. 48 с.
  109. .Д. Социальная психология. СПб.: СПбГУП, 2003. С. 154.
  110. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: «Современное слово», 2005. 720 с.
  111. Педагогическая аксиология: монография / Г. И. Чижакова и др.- отв. ред. д-р пед. наук, профессор Г. И. Чижакова, д-р пед. наук, профессор В. А. Сластенин. Красноярск: СибГТУ, 2008. 294 с.
  112. H.A. Ключевые компетенции в образовании. Современный подход Электронный ресурс. / Режим доступа: www.mainskills.ru
  113. А.П. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы // Вестник высшей школы. 2004. № 10. С. 6 10.
  114. JI.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
  115. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1992. 255 с.
  116. A.B., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология: учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 496 с.
  117. Пинильос X. J1. Человеческий потенциал и его реализация // Перспектива: Вопросы образования. 1990. № 1(69). С. 136 143.
  118. A.A. Культура производства: сущность и факторы развития. Новосибирск: Наука, сиб. отделение, 1990. С. 97.
  119. И.П. Педагогика: учебник. М.: Издательство Юрайт- ИД Юрайт, 2011. 574 с.
  120. О.М. Педагогически потенциал культуры как фактор профессионального становления будущего учителя: дис.. канд. пед. наук. Петропавловск-Камчатский, 2008. 179 с.
  121. М.А., Юхновец Т. И. Психодиагностика личности: пособие для студентов вузов. Минск: Тесей, 2008.
  122. Профессионально-культурное становление студента в образовательном процессе / отв. ред., В. В. Игнатова, O.A. Шушерина. Томск: Издательство ТГУ, 2005. 264 с.
  123. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдов и др. М.: Педагогика, 1983. 448 с.
  124. Психология: учебник / под ред. A.A. Крылова. М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. 584с.
  125. В.М. Духовно-нравственное становление личности будущего учителя: теория и практика: автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Оренбург, 2002. 38 с.
  126. Н.Э. Профессионально-педагогический потенциал специалиста по физической культуре и его формирование в условиях высшего педагогического образования: автореф. дисс.. д-ра пед. наук. СПб., 1996. 39 с.
  127. З.И. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. М., 1994. С. 3 10.
  128. B.B. Социально-культурный потенциал духовного музыкального творчества в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Тамбов, 2006. 23 с.
  129. H.A. Развитие духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования: автореф. дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 2003. 23 с.
  130. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Издательство АН СССР, 1958. 147 с.
  131. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. 720 с.
  132. Е.В. Экспериментально-психологические основы социально-педагогической виктимологии. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2000. 143 с.
  133. В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Челябинск, 1996. 42 с.
  134. H.A. Размышления о качестве образования: международный аспект // Высшее образование сегодня. 2004. № 4. С. 48 51.
  135. H.JI. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. 2000. № 6. С. 35 39.
  136. Семенов И. Н, Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35 42.
  137. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Academia, 2000. 232 с.
  138. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: ИК «Логос», 1999. 272 с.
  139. В.В. Субъективная реальность педагога // Педагогика. 2005. № 10. С. 53−61.
  140. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001. 350 с.
  141. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студентов высших педагогических ученых заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
  142. В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психологии. Март -апрель, 2000. № 2. С. 42 52.
  143. Словарь по социальной педагогике: учебное пособие / авт. сост. J1.B. Мардахаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 368 с.
  144. Словарь по этике / под ред. A.A. Гусейнова, И. С. Кона. М.: 1989. 447 с.
  145. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 2001. 928 с.
  146. H.JI. Как составить рабочую программу учебного курса? Красноярск: Издательство КК ИПКиПП РО, 2009. 27 с.
  147. Социальная психология: учебное пособие для вузов / под ред. проф. A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 543 с.
  148. О.В. О структуре трудового потенциала // Социологические исследования. 1981. № 2. С. 75 80.
  149. Л.Д. Основы психологии. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. 672 с.
  150. Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. 544 с.
  151. Стратегии Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www. social-pedagog.edu.mhost.ru/Docum/Public/Vosp-2
  152. С.А. Дидактический потенциал локальных компьютерных сетей и его реализация в учебном процессе вуза: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Самара, 2003. 22 с.
  153. C.B. Ориентирование будущего психолога на духовно-творческие ценности: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Красноярск, 2006. 23 с.
  154. А.И. Структуры нравственного сознания: Опыт этико-филологического исследования. М.: Мысль, 1974. 278 с.
  155. А.П., Батракова А. П., Мосина A.B. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы. М.: Мысль, 1992. 178 с.
  156. H.B. Актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе: автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2007. 42 с.
  157. Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. М.: ООО «Дом славянской книги», 2008. 960 с.
  158. Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. 180 000 слов и сочетаний. M.: Альта-Принт: Дом. XXI век, 2008. 1239 с.
  159. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. M.: Московский психолого-социальный институт, 1999. 672 с.
  160. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательство Института психотерапии, 2005. 496 с.
  161. Философский энциклопедический словарь / под ред. С. С. Аверинцева. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 19.
  162. Философско-психологические проблемы развития образования / под ред. В. В. Давыдова. М.: ИНТОР, 1994. С. 78.
  163. И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление (Научно-практическая конференция). Красноярск: КГУ, 2003. С. 33 56.
  164. И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах: монография. Красноярск: Красноярский государственный университет, 1999. 256 с.
  165. Т.В. Педагогическая диагностика: сравнительный аспект. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2008. 256 с.
  166. З.В. Активизация духовно-творческого потенциала личности старшеклассника посредством сказки: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Красноярск, 2002. 23 с.
  167. A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Электронный ресурс. / Режим доступа: www.eidos.ru/news/compet.htm
  168. A.B. Современная дидактика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
  169. Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе: автореф. дисс.. д-ра пед. наук. СПб., 1998. 38 с.
  170. А.Д. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. 343 с.
  171. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 512 с.
  172. Л.А. Педагогический потенциал средств массовой информации и научно-методические основания его реализации: автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 2005. 48 с.
  173. М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск: КГПУ, 1998. 196 с.
  174. Л.А. О концепции внутривузовского управления качеством профессионального образования менеджеров: гуманитарно-культурологический аспект // Сибирский торгово-экономический журнал. 2005. № 1.С. 71 -75.
  175. E.H., Котова Н. Б. Развитие личности в обучении: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 288.
  176. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 554 с.
  177. Энциклопедия профессионального образования: в 3 томах / под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. Т.1. 568 с.
  178. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х томах / под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. Т. 2. 440 с.
  179. С.Г. Проблемы этического развития ребенка: хрестоматия по возрастной и периодической психологии. М.: Издательство Московского университета, 1981. С. 174−179.
  180. М.Г., Румынина Г. И. Ответственное отношение студентов к образованию и способы его актуализации (на примере педагогических вузов): монография. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет, 2006. 128 с.
  181. Bielefeld H.H. Russisch Deutsches Worterbuch, Berlin, 1961.
  182. Cole Michael Socio-Cultural-Historical Psyhology: some general remarks and a proposal for a new kind of cultural-genetic methodology. In: Wertsch, James V. (Ed). Sociocultural studies of Mind, Cambridge University Press, 1995. — P. 190.
  183. Davis L., Hase S. Developing capable employees: the work activity briefing Text. / L. Davis, S. Hase // Journal of Workplace Learning Employee Conseling Today.-Voll. 11.- 1999.-№ 8.-P. 300.
  184. Herrmann U., Lutz Gotze. Lie Neue deutsche Rechtschreibung, Gutersloh, 1996.-321 p.
  185. Klaus G. Und Buhr M. Philosophisches Worterbuch, Leipzig, 1965.
Заполнить форму текущей работой