Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование управления и кадровой политики в правоохранительных органах по обеспечению экономической безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных условиях обучение государственных служащих охватывает теоретическую и практическую подготовку, предполагает создание программ, построенных по модульному принципу, легко трансформирующихся к запросам органов государственного управления в подготовке специалистов. В этих целях изучен зарубежный опыт формирования кадровой политики и подготовки специалистов для институтов государственной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ КАДРОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. 1. Сущность кадровой политики в правоохранительных 8 органах по обеспечению экономической безопасности
    • 1. 2. Основные принципы управления подготовкой кадров в 23 правоохранительных структурах
    • 1. 3. Кадровая политика в государственной службе в 40 зарубежных странах
  • ГЛАВА. ! СЛОЖИВШАЯ ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ 60 КАДРОВ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУРАХ
    • 2. 1. Анализ состояния и динамики преступности 60 экономической направленности
    • 2. 2. Оценка практики управления подготовкой кадров по 70 обеспечению экономической безопасности
    • 2. 3. Международные аспекты подготовки кадров для 83 государственной службы
  • ГЛАВА. З. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 96 УПРАВЛЕНИЯ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 3. 1. Стратегия развития кадровой политики по обеспечению 96 экономической безопасности
    • 3. 2. Совершенствование управления подготовкой кадров по 115 обеспечению экономической безопасности
    • 3. 3. Прогноз развития кадрового потенциала 128 правоохранительных структур по обеспечению экономической безопасности

Совершенствование управления и кадровой политики в правоохранительных органах по обеспечению экономической безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема формирования системы управления правоохранительными структурами в рамках административной реформы предполагает решение задач по повышению эффективности подготовки квалифицированных кадров, совершенствованию кадровой политики. Система обеспечения экономической безопасности является наиболее сложной сферой правоохранительной деятельности, связана с решением правовых, экономических и правоохранительных задач, с защитой экономических интересов и прав собственности государства, субъектов экономической деятельности.

В современных условиях российская экономика подвержена воздействию внутренних и внешних угроз, иногда криминального характера, что приводит к появлению не только кризисных явлений, но и к катастрофическим последствиям в сфере безопасности государства. В этих условиях усиливается роль правоохранительных структур по обеспечению безопасности, экономическая безопасность становится приоритетной в системе обеспечения национальной безопасности России.

Противодействие экономическим и налоговым правонарушениям и преступлениям предполагает создание многоцелевой системы управления, учет норм и правил международных конвенций, обоснование новых направлений кадровой политики, многопрофильную подготовку кадров, применение более совершенных технологий в образовательных процессах. Определенный опыт в этой области накоплен за время становления органов налоговой полиции и формирования системы управления подготовкой кадров по обеспечению экономической безопасности.

В связи с этим назрела необходимость в исследовании проблемы управления и кадровой политики в правоохранительных органах по обеспечению экономической безопасности, что предопределило выбор темы исследования и рассматриваемый круг вопросов.

Состояние изученности проблемы. Проблема совершенствования управления в условиях трансформации российской экономики исследовалась многими отечественными и зарубежными учеными, среди которых В. И. Матирко, Е. В. Охотский, В. А. Сулемов, А. И. Турчинов, Г. А. Атаманчук, В. А. Ядов и другие. Отдельные аспекты проблемы кадровой политики в правоохранительных органах по обеспечению экономической безопасности раскрыты в работах В. Н. Анищенко, В. А. Зайцева, А. Е. Городецкого, И. И. Кучерова, А. И. Чередниченко, А. В. Шестакова и других. В настоящее время сформирована методологическая база для проведения исследований прикладного характера, позволяющих выходить на уровень концептуальных положений и методических рекомендаций по совершенствованию управления и подготовки кадров высокой профессиональной подготовки, обладающих комплексом юридических, экономических и специфических знаний, позволяющих в экстремальных ситуациях противодействовать экономическим и налоговым преступлениям.

Вместе с тем, ещё не нашли отражения вопросы выбора направлений кадровой политики и управления подготовкой кадров в правоохранительных органах по обеспечению экономической безопасности с учетом новых вызовов и угроз, реального социально-экономического состояния российского общества, включая совершенствование образовательного процесса, планирование учета и подбора кадров.

Цель и задачи исследования

Цель работы заключается в разработке научно обоснованных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию управления и кадровой политики в правоохранительных органах по обеспечению экономической безопасности.

Для достижения этой цели были решены следующие основные задачи:

— раскрыта сущность управления и кадровой политики в правоохранительных органах по обеспечению экономической безопасности в современных условиях;

— определены приоритетные направления совершенствования государственной политики в сфере противодействия экономическим преступлениям;

— дана оценка сложившейся системы подготовки кадров для институтов государственной службы;

— разработаны рекомендации по управлению кадровой политикой правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности;

— определены и предложены основные организационные меры и управленческие механизмы по подготовке кадров в высших образовательных учреждениях правоохранительной службы.

Предметом исследования избраны правоохранительные механизмы обеспечения экономической безопасности, основные направления кадровой политики и управления подготовкой кадров в правоохранительных органах по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями.

Объектом исследования послужили образовательные учреждения правоохранительных органов, а также современное состояние реформирования образовательной системы и подготовки кадров для институтов государственной и правоохранительной службы.

Теоретическую, методологическую и методическую основу исследования составили труды известных ученых в области экономической теории, проблем управления, экономической безопасности, кадровой политики. В работе использованы методы научного познания, системного и факторного анализа управленческих и экономических процессов, проблем обеспечения экономической безопасности. При решении конкретных задач использовались элементы теории управления, методы исследования операций и статистики, экспертного опроса, экспертных оценок.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе официальных статистических данных, обобщения концептуальных положений по совершенствованию кадровой политики в правоохранительных органах, личных наблюдений и многолетнего опыта автора в сфере подготовки кадров по противодействию налоговым и экономическим преступлениям.

Важную роль в методологическом обеспечении диссертационной работы сыграли разработки экономических школ Института экономики РАН, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Академии управления МВД России, Академии налоговой полиции ФСНП России, Академии экономической безопасности МВД России.

В процессе исследований широко применялись абстрактно-логический, экономико-статистический методы, а также метод экспертных оценок и другие.

Научная новизна изложенных в диссертации и выносимых на защиту результатов исследования состоит в следующем:

— обосновано создание специализированной системы управления подготовкой специалистов правоохранительных структур по обеспечению экономической безопасности с учетом приоритетов кадровой политики, в основу которой приняты положения теории выбора, системного анализа, синтеза и экспертных оценок управленческих решений;

— предложены варианты кадровой политики в правоохранительных органах по обеспечению экономической безопасности, среди которых первый связан с сокращением масштабов теневой экономической деятельности, второй направлен на пресечение экономических преступлений, третий ориентирован на анализ, прогнозирование и своевременное устранение внутренних и внешних экономических угроз;

— определены направления развития управления правоохранительными органами, основными из которых являются уточнение организационных и функциональных аспектов институтов по обеспечению экономической безопасности, сокращение функций дублирования, управленческие механизмы координации, повышение качества кадрового потенциала, эффективности' совместной оперативно-служебной деятельности;

— даны предложения по повышению квалификации кадров в правоохранительных структурах по обеспечению экономической безопасности на основе анализа программных мероприятий по совершенствованию обучения государственных служащих в России и в зарубежных странах;

— разработана логическая модель кадрового планирования в образовательных учреждениях подготовки специалистов с высшим образованием по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями.

Практическая значимость работы, внедрение и апробация результатов исследования. Разработки по совершенствованию управления и кадровой политике в правоохранительных органах по обеспечению экономической безопасности, модели подготовки кадров юридического и экономического профиля применяются в системе управления кадровым потенциалом МВД России, в образовательном процессе и научно-исследовательской деятельности Академии экономической безопасности МВД России. Основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Обеспечение экономической безопасности силами и средствами правоохранительных структур предполагает создание новой парадигмы их деятельности, взаимодействия при выполнении мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений экономической направленности, что предопределяет направления кадровой политики и структуру подготовки кадров.

На макроуровне предлагается формировать социально-экономическую политику, включая политику по обеспечению экономической безопасности правоохранительными и другими структурами государства. При этом необходимо учитывать принципы единства экономических, социальных и правоохранительных целей.

На микроуровне целесообразно сосредоточить информационно-аналитические и оперативно-служебные мероприятия, меры по пресечению преступлений экономической направленности с учетом состояния криминальной ситуации, социально-экономического состояния региона или местности, а также целевого принципа.

2. Применение целевого принципа при разработке кадровой политики в управлении правоохранительными структурами выражается в обосновании приоритетов кадровой политики, что связано с сокращением числа целей и уточнением задач по обеспечению экономической безопасности. Выбор наиболее эффективных механизмов управления и приоритетов кадровой политики в правоохранительных структурах по обеспечению экономической безопасности предлагается проводить на основе учета видов экономических угроз, состава и масштабов распространения преступности в сферах и отраслях экономики.

Определение приоритетов кадровой политики в управлении правоохранительными структурами базируется на теории выбора, системного анализа и анализа политик, синтез которых в условиях неопределенности позволяет решать слабоструктурированные задачи оценки и сравнения механизмов трансформации исходной (проблемной) ситуации в желаемую (целевую).

3. Использование метода экспертных оценок осуществляется при принятии решений по кадровой политике, то есть при реализации приоритетов кадровой политики применительно к конкретным условиям, что связано с проведением специальной экспертизы с привлечением специалистов в области обеспечения экономической безопасности. Однако метод экспертных оценок не заменяет количественные расчеты или конкретные организационно-управленческие решения, а лишь позволяет упорядочить информацию, облегчающую принятие решений на макрои микроуровне и обеспечивает лучшее понимание сложных проблем в ситуации неопределенности правоохранительной деятельности.

4. Исследования показали, что в современных условиях возможны три типа кадровой политики в правоохранительных органах по противодействию преступлениям экономической направленности. Первый тип политики ориентирован на снижение уровня криминогенности сфер экономики с одновременным увеличением сферы легальной экономики за счет сужения теневой экономической деятельности. Второй тип политики призван создать условия для пресечения преступлений экономической направленности, которые превышают критические уровни и создают угрозу безопасности государства. Третий тип политики сочетает принципы противодействия и пресечения преступности экономической направленности и в большей степени связан со своевременным выявлением криминальных ситуаций, анализом и прогнозированием состояния экономической безопасности, внешних и внутренних угроз экономике предприятий и организаций, регионов и государства.

5. Анализ показал, что в современных условиях ещё не сформирована система обеспечения экономической безопасности, уточняются структурно-организационные и функциональные аспекты институтов по борьбе с экономическими преступлениями, ведется работа по сокращению функций дублирования правоохранительных структур. Особое внимание уделяется созданию механизмов координации деятельности оперативно-служебных подразделений по противодействию преступности экономической направленности, что находит отражение в кадровой политике, направленной на повышение качества кадрового потенциала, эффективное использование сил и средств по обеспечению экономической безопасности.

6. Управленческие механизмы призваны обеспечить непрерывный процесс воздействия на систему обеспечения экономической безопасности, включая правоохранительные структуры, а также на сферу криминальных ситуаций, на социально-экономические системы. Поэтому предъявляются особые требования к специалистам по борьбе с экономическими преступлениями, к формированию кадровой политики и подготовке кадров по обеспечению экономической безопасности.

В современных условиях при обосновании модели специалиста в правоохранительных органах необходимо учитывать широкий круг общих и специальных знаний, способность к быстрому реагированию на изменения в технике и науке, требования новых технологий, инноваций и нововведенийк аналитическому мышлению, социально-психологическую компетентность, интеллектуальный потенциал.

7. В современных условиях обучение государственных служащих охватывает теоретическую и практическую подготовку, предполагает создание программ, построенных по модульному принципу, легко трансформирующихся к запросам органов государственного управления в подготовке специалистов. В этих целях изучен зарубежный опыт формирования кадровой политики и подготовки специалистов для институтов государственной службы, включая правоохранительные структуры, что позволило выявить факторы повышения эффективности подготовки и повышения квалификации государственных служащих, обусловленные в основном тесным взаимодействием учебных заведений университетов, академий, школ, колледжей и пр.) с соответствующими государственными структурами.

8. Анализ показал, что в программных мероприятиях по реформированию государственной службы в России содержится объективная оценка состояния управления кадрами государственного аппарата и предложены комплексные пути решения накопившихся проблем, при этом основное внимание уделяется не только совершенствованию правовой базы, регулирующей государственную службу, но и разработке и внедрению эффективных механизмов управления персоналом.

Исходя из этого, предлагается в правоохранительных структурах повысить профессиональные, а также интеллектуальные качества, связанные с инновационным мышлением, способностью создавать новые схемы противодействия преступности, коммуникативные качества, морально-психологические качества.

9. За основные программные мероприятия в кадровой политике правоохранительных структур по обеспечению экономической безопасности предлагается принять:

— определение количественных и качественных параметров кадрового состава образовательного учреждения;

— совершенствование штатной структуры образовательного учреждения и распределения учебной нагрузки между преподавателями;

— совершенствование системы материального и морального стимулирования сотрудников и работников вузов;

— постоянное повышение квалификации сотрудников и работников;

— кадровый мониторинг;

— создание условий для профессиональной адаптации сотрудников;

— установление долговременных связей с отечественными и зарубежными партнерами для информационного обмена и творческого взаимодействия;

— формирование кадрового резерва образовательного учреждения;

— реализацию социальной поддержки сотрудников и работников образовательного учреждения;

— обеспечение оперативной кадровой работы.

10. Лидерство как явление многогранное проявляется наиболее полно в правоохранительных структурах по борьбе с преступностью экономической направленности, что обусловлено многообразием схем экономических преступлений, региональными особенностями размещения криминогенных сфер, выходом российской преступности на международный уровень. По сути, преступность становится транснациональной, сочетает в себе черты организованной преступности, создает угрозы безопасности государства, региона, предприятия, то есть пронизывает все сферы экономики и социальной системы, общества.

Анализ деятельности работников правоохранительных органов с точки зрения профессиональной пригодности показывает, что эта профессия является уникальной, не имеющей аналогов в человеческой деятельности.

Сотрудникам правоохранительных органов при решении поставленных перед ними задач приходится сталкиваться с широким спектром проблем (политического, экономического, социального, идеологического, научно-технического, военного и иного характера), изучать и оценивать сложнейшие области человеческих отношений. Они ведут свою работу в различной среде, устанавливают и поддерживают контакты с представителями всех социальных слоев и групп населения, взаимодействуют в интересах обеспечения общественной и экономической безопасности государства и общества с различными государственными органами и общественными организациями, должностными лицами.

11. Правоохранительная деятельность относится к наиболее сложным видам деятельности и предъявляет вследствие этого высокие профессиональные требования к личности сотрудника правоохранительных органов. Отсюда вытекает исключительная значимость индивидуальной адресной работы, необходимость найти подход к каждому молодому сотруднику и курсанту, помочь ему в выборе жизненных ориентиров в профессиональном становлении.

Участие в работе по развитию ведомственной системы профессионального образования в области обеспечения экономической безопасности позволило выявить особенности подготовки специалистов с высшим образованием. Во-первых, целесообразно усилить общекультурную подготовку, во-вторых, создать условия для получения фундаментальных знаний, знаний теории и практики управления, включая оперативно-служебную деятельность.

12. Исходя из того, что модели подготовки специалистов с высшим образованием экономического и юридического профиля по обеспечению экономической безопасности апробированы в Академии экономической безопасности МВД России, предлагается сохранить созданный организационный, экономический, правовой и научный потенциал, использовать практический и теоретический опыт, всё позитивное, что наработано правоохранительными органами России, других стран. Позитивную роль призваны сыграть научные исследования, проводимые в соответствии с кадровой и научно-технической политикой МВД России. Кроме того, необходимо качественно решать задачи прогнозных оценок направлений-развития криминогенной обстановки в экономике России и ее регионов, криминализации экономики в целом, равно как и последующего поиска оптимальных стратегических и тактических организационно-управленческих решений, методов планирования кадровой политики.

В диссертации представлен прогноз развития кадрового потенциала Академии экономической безопасности МВД России, которая является базовым учебным учреждением по подготовке кадров по обеспечению экономической безопасности.

13. Кадровое планирование является частью стратегического и оперативного планирования организации и направлено на достижение единой цели развития правоохранительной деятельности по обеспечению экономической безопасности. Планирование кадровых ресурсов состоит из следующих этапов:

— первый этап связан с оценкой сложившегося кадрового потенциала;

— второй этап представляет собой планирование потребностей в кадрах на перспективу;

— третий этап состоит из разработки проекта мер и мероприятий удовлетворения потребностей в кадрах в перспективе;

— четвертый этап ориентирован на социальное обеспечение кадров.

В должностные инструкции целесообразно включать общие должностные обязанностиподчиненностьспециализацию и сферу ответственностидолжностные полномочияколичественную и качественную регламентацию объемов работ.

14. В правоохранительных структурах по обеспечению экономической безопасности предлагается создавать многоуровневую систему образования и многоступенчатую систему высшего образования, что требует разработки и принятия новой кадровой политики, которая ориентирована на решение таких проблем, как проблемы подготовки и переподготовки кадров для системы дополнительного образованияпроблемы подготовки кадров в области дистанционных образовательных технологийпроблемы привлекательности научной и педагогической деятельности для курсантов, слушателей и выпускников вузовпроблемы подготовки кадров для работы в образовательных учреждениях правоохранительной системы в современных условиях.

Преобразования системы профессионального образования целесообразно проводить в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии со структурными изменениями в экономике и социальной политики государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации М., 1994.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2, 3 /от 26 ноября 2001, № 146-ФЗ.
  3. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446 «О безопасности».
  4. Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1026−1 «О милиции» (с изменениями от 18 февраля и 1 июля 1993 года).
  5. Закон Российской Федерации от 13 марта 1992 года № 2506−1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».
  6. Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3181−1 «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».
  7. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3615−1 «О валютном регулировании и валютном контроле».
  8. Закон Российской Федерации от 24 июня 1993 года № 5238−1 «О федеральных органах налоговой полиции».
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 5 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
  12. Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 1995 года № 200-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР».
  13. Федеральный закон Российской Федерации от 13 января 1996 года № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  14. Федеральный закон Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации».
  15. Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  16. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)».
  17. Нормативные документы исполнительных органов государственнойвласти и управления
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1992 года № 65 «О единой государственной политике в области подготовки кадров для рыночной экономики».
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 года № 597 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации».
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года № 839 «О создании Академии налоговой полиции Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации».
  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта1999 года № 270 «О федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999−2000 годы».
  22. Концепция модернизации образования Российской Федерации до 2010 года.- АПК и ПРО, 2002. 24 с.
  23. Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2004−2010 гг.- М., 2003.1. Научные издания
  24. Л.И. Современная ситуация и назревшие перемены в стратегии экономической реформы. В кн. Реформы глазами американских и российских ученых.//Российский экономический журнал.-М.: 1996-С. 142.
  25. Л.И. Россия: оптимистический сценарий. М.: ИЭ РАН -ММВБ, 1999.
  26. А.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение.//Вопросы экономики, 1994, № 12. С. 4−13.
  27. Ю.К. Эволюция концепции государственной службы в США //США: экономика, политика, идеология. № 1.
  28. И. Стратегическое управление /Пер. с англ. М.: 1989.30.33,34.35,36,37,38
Заполнить форму текущей работой