Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Специфика языкового сознания носителей русского языка разных поколений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность-настоящего исследования обусловлена тем, что в-период, когда мир из однополярного превращаетсяв многополярный, а Россия приобретает совершенно иной статус в межгосударственных и межкультурных отношениях, особенно' важной становится задача понимания и осознания русскими себя как нации. Этому могут способствовать исследования языкового сознания, в том числе не только хорошо… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ
    • 1. 1. Язык и сознание в парадигме гуманитарных наук
      • 1. 1. 1. Проблема сознания в философии и психологии
      • 1. 1. 2. Философия, языкознание и психология о взаимосвязи языка и сознания
    • 1. 2. Языковое сознание — центральный вопрос психолингвистики
      • 1. 2. 1. Понятие языкового сознания
      • 1. 2. 2. Языковое сознание, образ мира, менталитет
      • 1. 2. 3. Межпоколенческий аспект в исследовании языкового сознания
  • Выводы по Главе 1
  • Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ
    • 2. 1. Об использовании метода свободных ассоциаций в психолингвистике
      • 2. 1. 1. Ассоциативный эксперимент как надёжный инструмент изучения содержания и динамики языкового сознания и менталитета
      • 2. 1. 2. О существующих подходах- к классификации и содержательному анализу ассоциаций
    • 2. 2. От структуры сознания — к структуре ассоциативного поля
      • 2. 2. 1. Модели структуры сознания (отечественная платформа)
      • 2. 2. 2. Разработка обоснований для классификации ассоциаций
        • 2. 2. 2. 1. Формально-семантическая классификация
        • 2. 2. 2. 2. Содержательно-гносеологическая классификация: овнешнения внешне-познавательных способностей сознания
  • A) Вводные замечания
  • Б) Типы реакций, овнешняющих телесно-перцептивную сферу образа сознания
  • B) Типы реакций, овнешняющих логико-понятийную сферу образа сознания
    • 2. 2. 213. Содержательно-гносеологическая-классификация: овнешнения ценностно-эмоциональных способностей сознания
  • A) Вводные замечания
  • Б) Место прецедентных феноменов в ассоциативном поле
  • B) Типы реакций, овнешняющих эмоционально-аффективную сферу образа сознания
  • Г) Частотность реакций и разграничение эмоциональных и ценностных реакций
  • Д) Типы реакций, овнешняющих ценностно-мотивационную сферу образа сознания
  • Выводы по Главе 2
    • Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ЯДРА ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ)
    • 3. 1. Описание эксперимента
    • 3. 2. Предварительные пост-экспериментальные процедуры
    • 3. 2. 1. Этап 1. Первичная количественная обработка и анализ полученных данных (на материале ядра языкового сознания)
    • 3. 2. 2. Этап 2. Отбор слов-стимулов для содержательного анализа их ассоциативных полей
    • 3. 3. Анализ и интерпретация данных ассоциативных экспериментов на материале АП стимулов, отражающих базовые ценности русских)
    • 3. 3. 1. ЧЕЛОВЕК
    • 3. 3. 2. СЕМЬЯ
    • 3. 3. 3. ДРУГ
    • 3. 3. 4. ЖИЗН
    • 3. 3. 5. СМЕРТ
    • 3. 3. 6. ДУРАК
    • 3. 3. 7. СЧАСТЬЕ
    • 3. 3. 8. ДОБРО
    • 3. 3. 9. ЗЛО
    • 3. 3. 10. ДЕНЬГИ
    • 3. 3. 11. СИЛА
    • 3. 3. 12. ЛЮБОВ
    • 3. 3. 13. ДЕЛО
    • 3. 3. 14. ВОЙНА
    • 3. 3. 15. ДОЛГ
    • 3. 3. 16. СПРАВЕДЛИВОСТ
    • 3. 3. 17. РОДИНА
    • 3. 3. 18. ВРАГ
    • 3. 3. 19. ОБМАН
    • 3. 3. 20. БАБУШКА
    • 3. 4. Описание межпоколенческой специфики языкового сознания русских
  • Выводы по Главе 3

Специфика языкового сознания носителей русского языка разных поколений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая диссертация посвящена психолингвистическому исследованию специфики языкового сознания русских — представителей разных поколений.

За последние 15−20 лет в отечественной психолингвистике — теории речевой деятельности — сформировался новый объект психолингвистического анализа. Исследование центральных проблем любой психолингвистической школы — внутренних психических процессов, обеспечивающих производство и восприятие речи — вывело ученых московской психолингвистической школы на анализ новой проблемы — проблемы языкового сознания человека, а через нее — к новой плоскости изучения такого фундаментального понятия многих антропоцентричных наук, как образ мира [Этнокультурная специфика языкового сознания 1996; Языковое сознание: формирование и функционирование 1998; Языковое сознание и образ мира 2000; Языковое сознание: устоявшееся и спорное 2003; Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты 2004; Язык. Сознание. Культура 2005; Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация 2005; Речевая деятельность. Языковое сознание. Общающиеся личности 2006; Языковое сознание: парадигмы исследования 2007].

Языковое сознание как объект изучения грандиозно. По образной характеристике Т. Н. Ушаковой, «сознание — это солнце человеческой психики, освещающее её просторы и затаенные уголки. Язык — могучее строение (почти город), растущий на этих просторах в психике человека с самого раннего детства» [Ушакова 2005: 10]. Соединение в одном термине «языковое сознание» двух разносущностных понятий открыло новые возможности в исследовательском поле и позволило перейти к анализу проблемы функционирования знаний в речевых процессах. Одновременно с этим и само сознание, репрезентируемое вовне с помощью живого языка, не является чем-то застывшим или окаменевшим, напротив, сознание, все чаще характеризуемое как достояние действующего и" развивающегося индивида, как «живое», индивидуальное знание [Зинченко 1997, 1998, Василюк 1993, Залевская 2007 и ранее], изучается в своей динамике (исследования онтогенеза языкового сознания, динамики его содержания, а также специфики отдельных его фрагментов у дошкольников, школьников, подростков, студентов — в [Гасица 1990, Уфимцева 1994, Соколова 1999, Грищук 2002, Ильина 2003″, Гольдин 2005, 2006, Сдобнова 2006, Сергиева 2006 и др.]). Отдельным направлением являются широкомасштабные исследования функционирования^ языкового сознания в межкультурном общении, базирующиеся на понимании национально-культурной обусловленности как образа мира отдельного индивида, так и всей этно-культурной общности в целом и на признании межкультурного общения в качестве новой онтологии исследования языкового сознания [Тарасов 1996, 1997, Ершова 1998, Федченко 2006, Дмитрюк 2006 и др.]- в том числе проводится комплексное изучение этнокультурной специфики русского языкового сознания и сопоставления его с языковым сознанием славян [Караулов, Черкасова, Уфимцева, Сорокин, Тарасов 1996;1998,.

Уфимцева 1998, 2000, 2004, Уфимцева, Караулов, Тарасов 2004, Сабуркина, Сонин 2005 и др.].

Одним из источников данных для межъязыковых и кросс-культурных, равно как и интраэтнических сопоставительных исследований, служит Русский ассоциативный словарь. Основной контингент испытуемых при создании РАС составили студенты различных специальностей из вузов России в возрасте 1725 лет, поскольку к указанному возрасту становление языковой личности в основном завершается, и в ассоциациях находит отражение сформировавшаяся языковая способность участника эксперимента. Также считается, что содержательное наполнение (т.е. словарный запас, иерархия ценностных категорийпрагматические установки) языковой способности и её формально-комбинаторные возможности у большинства людей остаются относительно стабильными на протяжении жизни [Караулов 2002: 753]. Одновременно, по результатам исследований социологов, система базовых ценностей, жизненных целей, главных мотивов деятельности людей также складывается, как правило, уже к окончанию средней школы [Смирнов 1997: 27] и, в отличие от мнений по частным вопросам, также демонстрирует относительную стабильность на протяжении больших временных периодов [Дубов 1997: 19- Сикевич 1999: 146]. Однако в этой системе индивидуальных ценностей могут произойти и существенные изменения, толчком к которым могут оказаться серьёзные перемены в жизни человека, например, смена привычной культурной среды на новую либо резкие эволюции в обществе [Смирнов 1997: 27].

Актуальность-настоящего исследования обусловлена тем, что в-период, когда мир из однополярного превращаетсяв многополярный, а Россия приобретает совершенно иной статус в межгосударственных и межкультурных отношениях, особенно' важной становится задача понимания и осознания русскими себя как нации. Этому могут способствовать исследования языкового сознания, в том числе не только хорошо зарекомендовавшие себя кросскультурные исследования, но и изучение русского интраэтнического языкового сознания в разных аспектах. Одним из таких аспектов является межпоколенный, объединяющий как различные возрастные характеристики ии., так и принадлежность их к различным временным периодам /эпохам на момент проведения эксперимента. Со времени сбора экспериментального материала, положенного в основу Русского ассоциативного словаря' (РАС) — прошел период, соотносимый с временной разницей между двумя поколениями. Русский ассоциативный словарь (РАС, М., 1994;1998) отразил активный словарный фонд, используемый в определенном временном промежутке (10−20 лет) и зафиксировал доминантные для того времени понятия, и связи между ними, а также типовые ассоциации. За период с 1988 года (начало массовых АЭ) по настоящее время произошли существенные изменения в экономике и социальном устройстве нашего общества, общество перестало быть закрытым, в том числе развиваются контакты между представителями различных народов и культур на фоне всеобщей глобализации.

Одновременно бытует мнение, что в Российском обществе налицо конфликт поколений, не исчерпывающийся традиционными для любого общества расхождениями «отцов» и «детей» во взглядах на одежду и прическу, в музыкальных пристрастиях и т. п., но касающийся философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Например, обзор исследований ценностей россиян и их трансформации в последние 10−15 лет [Лебедева, 2000: 78] показывает, что наряду с сохраняющимися базовыми ценностями русской культуры в сознании жителей России происходит изменение ценностей по оси «индивидуализм — коллективизм» в сторону большего индивидуализма. Более того, утверждается [Лисовский 2000: 63−64], что это, по сути, «разрыв» поколений, отражающий переход общества на рельсы принципиально иного экономического и общественно-политического строя. О новом, всеобщем и глобальном разрыве между молодыми людьми и старшим поколением заявляет американский этнограф Маргарет Мид в своей концепции о трех типах культур в истории человечества [Мид 1988: 361]. Наряду с этим другие социологи утверждают, что ни «разрыва» поколений, ни «молодежного» вызова доминирующей, традиции, системе, строю сегодня как будто не существует [Левада 2005: 238], поскольку какие бы новшества ни предлагала молодежь, они всегда основаны на опыте прошлых поколений, на определенной культурной традиции [Кон 1988: 423], и, несмотря* на некоторые расхождения во мнениях «отцов» и' «детей» по отношению к историческому прошлому и современному этапу развития России, между различными поколениями россиян практически не существует глубоких разногласий и «разрывов» по поводу восприятия^ действительности, а степень глубины и темпы изменения российского национального самосознания под воздействием трансформационных процессов не столь велики, как зачастую утверждается [Горшков 2005: 16]. Таким образом, среди исследователей нет единства мнений.

Если же под воздействием системной трансформации общества и существенных перемен в жизни человека все же произошли какие-либо изменения в менталитете, в массовом и индивидуальном сознании людей, и, в частности, в их системе ценностей, то, поскольку языковое сознание является культурно обусловленным, указанные изменения могут найти отражение в языковом сознании носителей русского языка 18−20 лет, родившихся' и прошедших социализацию в изменяющихся условиях, а также и в. языковом сознании 35−45ти-летних русских, которые гипотетически в свое время могли быть испытуемыми в массовых АЭ при создании РАС, при этом-возможные изменения могут коснуться и некоторых осознаваемых и неосознаваемых ценностей как элементов этнического образа мира и менталитета.

Т.о. основная гипотеза настоящего исследования может быть сформулирована следующим образом: произошедшие в России и мире за последние 15−20 лет социально-экономические преобразования находят отражение в языковом сознании носителей русского языка разных поколений, в том числе в образах сознания, соответствующих некоторым базовым ценностям русских.

Объектом исследования является языковое сознание носителей русского языка, принадлежащих к трем возрастным / поколенческим группам, а предметом исследования выступает межпоколенческая специфика языкового сознания.

Целью диссертационной работы является выявление межпоколенческой специфики интраэтнического (русского) языкового сознания на материале единиц его ядра. Цель исследования требует решения следующих задач:

1. изучение теоретических концепций о взаимосвязи языка и сознания, о структуре сознания и единицах языкового сознания;

2. проведение свободного ассоциативного эксперимента в двух возрастных группах: ДЕТИ (ии. 18−20ти лет) и РОДИТЕЛИ (ии. 35−45ти лет), с использованием 112 стимулов — единиц ядра языкового сознания русских;

3. анализ существующих классификаций и разработка адекватной цели •исследования классификации ассоциативного материала с точки зрения уровня развития познавательных способностей сознания и структуры его образов;

4. отбор ассоциативных полей из общего списка для сравнительного количественного и содержательного анализа-.

5. сравнительный анализ ассоциативных полей отобранных стимулов в нескольких направлениях, а именно: современная молодежь (ДЕТИ) -современные родители (РОДИТЕЛИ), молодежь 15−20 лет назад (РАС) -современная молодежь (ДЕТИ), молодежь 15−20 лет назад (РАС) — современные родители (РОДИТЕЛИ) — с точки зрения их гносеологической и семантической структуры;

6. математическая обработка полученных результатов и их проверка статистическими методами, наглядное представление полученных результатов в графической форме;

7. интерпретация полученных результатов и выявление межпоколенческой специфики интраэтнического (русского) языкового сознания.

Специфика предмета исследования обусловила междисциплинарный характер работы: привлечение для решения поставленных задач исследований философской, когнитивной, психологической и этнопсихологической, социологической, лингвистической и собственно психолингвистической направленности.

Теоретической базой настоящего исследования послужили общепсихологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева [Леонтьев 1975], а также концепции составляющих образа сознания А. Н. Леонтьева и В. П. Зинченко [Зинченко 1994], философско-психологическая концепция гносеологической модели сознания А. В. Иванова [Иванов 1994, 1998, 2000], концепция языкового сознания Е. Ф. Тарасова и понимание его как опосредованного языком образа мира [Тарасов 1996, 1998, 2000], психолингвистическая теория слова как средства доступа к единой перцептивно-когнитивно-аффективной информационной базе человека [Залевская 1977, 1982, 1992, 2000].

В качестве методов исследования использовались: теоретический анализ интегративного типа, психолингвистический (свободный ассоциативный) эксперимент, методы количественной и статистической обработки данных, обобщение фактов, полученных через семантико-когнитивный анализ ассоциативных пар «стимул-реакция», сопоставление ассоциативных полей в синхронии и диахронии.

Материалом для исследования послужили базы данных, полученные в результате ассоциативного эксперимента с двумя группами испытуемых (ДЕТИ и РОДИТЕЛИ) и Русский ассоциативный словарь (РАС).

Испытуемыми в группе ДЕТИ являлись юноши и девушки в возрасте 18−20 лет — студенты высших учебных заведений г. Мурманска (Мурманский государственный педагогический университет, Мурманский государственный технический университет), обучающиеся по специальностям «учитель географии и экологии», «учитель иностранного языка», «учитель технологии и дизайна», «учитель физики и математики», «судомеханик», «инженер радиосвязи». Испытуемые в группе РОДИТЕЛИ — мужчины, и женщины в возрасте от 35 до 45 лет следующих профессий: преподаватель высшей школы (по специальностям: лингвистика, философия, социология), учитель средней школы (русский язык и литература, математика, информатика), социальный педагог, экономист, инженер, военнослужащий (в т.ч. инженер, юрист, врач, офицер-воспитатель).

Репрезентативность исследования обеспечивается его объемом: двум группам испытуемых разного возраста по 100 человек в каждой, с равным количеством испытуемых мужчин и женщин, было предложено 112 стимулов и получено 22 400 реакций, в том числе 22 337 ненулевых. Для углубленного содержательного анализа были выбраны ассоциативные поля 20 стимулов общим объемом 4188> ненулевых реакций (2089 в группе ДЕТИ и 2099 в группе РОДИТЕЛИ). Объем реакций, зафиксированных в РАС на 112 стимулов, составляет 48 130 единиц, а для содержательного анализа были использованы 19 ассоциативных полей из РАС объемом 6534 ненулевых реакций.

Таким образом, достоверность полученных результатов и обоснованность сделанных выводов обеспечиваются достаточной теоретической базой (более 200 источников), использованием адекватных предмету и задачам исследования методов, корректностью проведенного эксперимента и репрезентативностью выборки.

Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психолингвистики Московского государственного лингвистического университета, на научно-методических семинарах и заседаниях кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета, были представлены на научно-практической конференции аспирантов и студентов факультета иностранных языков МГЛУ «Языковое пространство: аспекты исследования» (Мурманск, 2005), на региональных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков» (Мурманск, 2006, 2008), на международной научно-практической конференции «Культурное разнообразие в эпоху глобализации» (Мурманск, 2006), на XV международном симпозиуме по психолингвистике и теории коммуникации «Речевая деятельность. Языковое сознание. Общающиеся личности» (Москва, 2006), на VI международной конференции Национального общества прикладной лингвистики (НОПриЛ) «Языки в современном мире» (Москва, 2007) и на XVI международном симпозиуме по психолингвистике и теории коммуникации «Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы» (Москва, 2009). По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 2,7 п.л. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, списка сокращений и 6 приложений.

Выводы по Главе 3.

Глава 3 посвящена экспериментальной части исследования. Для достижения поставленной цели исследования был проведен САЭ в двух группах по 100 ии. в каждой — ДЕТИ и РОДИТЕЛИ — с использованием 112 стимулов. Сопоставление полученного экспериментального материала по группам ии., а также с данными в РАС по следующим показателям: список первых 75 единиц, имеющих наибольшее количество связей (по данным обратных словарей) и степень наложения реакций в ассоциативных полях одноименных стимулов — показало, что в обоих случаях наибольшее сходство наблюдается между двумя группами ии. в АЭ 2005 г. — современниками, принадлежащими к различным поколениям. Полученные нами результаты соотносятся с выводами о динамике ассоциаций, сделанными, в частности, в [Старостина 2007]).

Для последующего анализа из 112 стимулов были отобраны 20 существительных (в том числе 11 абстрактных имен), в соответствии со следующими критериями:

• Отличающееся в сторону уменьшения значение W (степени наложения АП);

• Соотнесенность с базовыми ценностями русских, выделенными в [Лебедева 2000];

• Вхождение с состав ядра ЯС (первые 75 единиц обратных словарей) хотя бы для одной из групп ии.

Таким образом, окончательный список стимулов, ассоциативные поля которых были проанализированы с помощью разработанной нами классификации на основе интегрально-гносеологической модели познавательных способностей сознания [Иванов 1994, 1998, 2000], таков: человек, семья, друг, жизнь, смерть, дурак, счастье, добро, зло, деньги, сила, любовь, дело, война, долг, справедливость, родина, враг, обман, бабушка.

В результате анализа перечисленных АП были выявлены различия между ассоциациями, представленными в РАС и полученными от ии. в 2005 г., го> следующим параметрам: количественные характеристики четырех основных компонентов структур АП и овнешенных в АП соответствующих образов сознания, а также объем образно-оценочных реакций и актуализаций прецедентных феноменов в эмоционально-аффективном секторе, качественные различия в типах логического ассоциирования, выражающиеся в сокращении доли реакций субординаторного типа и стереотипизации ассоциаций на базовом уровне, появление «постоянных» реакций в ценностно-мотивационном секторе.

Кратко обобщая сказанное, можно констатировать, что для всех ии., принимавших участие в АЭ как в 2005 году, так и на 15−20 лет раньше, рефлексивный модус деятельности сознания (по крайней мере, в отношении исследованных нами 20 слов-стимулов) является доминирующим, но за указанный период в познавательных способностях сознания усредненного жителя России обнаружилась динамика в сторону усиления такого доминирования. Одновременно эмоционально-аффективная компонента познавательной деятельности сознания, составлявшая у носителей русского языка и культуры значительную долю в структуре этой деятельности сознания, во многих случаях сократилась. Сделать эти выводы нам позволило использование интегральной (психолого-философской, логико-геометрической) модели познавательных способностей сознания, предложенной A.B. Ивановым, в качестве основания для детальной и единообразной классификации эмпирического ассоциативного материала.

Сходный отчасти вывод — о том, что у ии. начала 2000;х годов формы осмысления и восприятия действительности (на примере концептов «время», «жизнь», «любовь», «дом», входящих в ядро языкового сознания русских) подверглись трансформации в виде развития «понятийного» типа мышленияделается в [Корнеев 2007], при этом причина такой трансформации концептуальной структуры указанных слов видится исследователю в «постепенной стабилизации общества в постперестроечный период и, следовательно, растущей определенности» (не совсем понятно, правда, определенности чего? — И.Г.).

Позволим себе предложить иную интерпретацию выявленной нами специфики языкового сознания трех поколений, опираясь на социокультурные и культурно-исторические предпосылки. С середины 80-х годов XX столетия и вплоть до начала 2000;х годов поколение РОДИТЕЛЕЙ (оно же — ии. в РАС) находилось в периоде перманентных перемен: перестройка, открытие границ, развал СССР, переход к рыночным отношениям в экономике, разнообразные изменения и реформы в социальной сфере (в здравоохранении, образовании, пенсионном обеспечении), неоднократные крахи финансовых «пирамид» всех уровней, многочисленные военные конфликты на территории собственной страны, фактическое изменение социального статуса военнослужащих (часть, наших ии.-РОДИТЕЛЕЙ — это военнослужащие и члены их семей), непростые взаимоотношения с некоторыми бывшими братскими республиками, напрямую коснувшиеся личной жизни многих людей и т. д. В таких условиях приходилось, иногда просто выживать, хотя для каждого жителя страны, принадлежавшего к этому поколению, это было время начала самореализации, период наибольшей возможной жизненной активности, «расцвета лет». Необходимость выживания заставляла пересматривать некоторые установки и ценности, свое отношение к ним. Время начало требовать не эмоций, а решительных действий, рационального подхода к деятельности, к своей собственной жизни. Рефлексия стала необходима в ситуации, когда государство, взявшее курс на ценности рыночной экономики, постепенно отказалось от всесторонней опеки каждого своего гражданина и опустило всех и вся в «свободное плавание».

Свое влияние оказывали (и продолжают оказывать) западно-европейская и американская цивилизации, делая это порой достаточно агрессивно, а чаще — подспудно, на подсознательном уровне. Вместе с западным образом жизнивнешне гораздо более комфортным, привлекательным — в сознание взрослых и особенно активно — в сознание детей (ДЕТЕЙ в нашем эксперименте) внедрялись западные ценности, западный образ мыслей, менталитет. В задачи нашего исследования не входило выявление конкретных проявлений такого влияния, однако обнаруженный нами сдвиг от чувств к разуму в структуре познавательных способностей современных русских (по сравнению с ии. в РАС) представляется нам как опосредованный именно всеми перечисленными социокультурными предпосылками, в том числе и влиянием западной культуры.

Представляется уместным вновь процитировать мнение этнопсихолога К. Касьяновой о том, что для некоторых ценностей «безвременье, особенно затянувшееся на десятилетия,. разрушительнее всех революций, ибо в период безвременья воспитываются поколения людей» [Касьянова 1995]. В такой ситуации исследовательница видит выход в том, чтобы начинать «рефлексировать, делать понятными свои ценностные структуры и ясными связями соединять их с разными типами поведения, „осваивать“ новые, никогда ранее не встречавшиеся ситуации, предлагать новые модели, основанные на „коренных“ ценностях, — и все это на осознанном, вербальном уровне» [там же]. С этой точки зрения наметившееся (по полученным нами данным) преобладание овнешнений рефлексивных способностей сознания, и в особенности его ценностно-мотивационной составляющей, вызывает надежду, что социальные архетипы русского этноса не начнут размываться, терять свою четкость и убедительность и позволят русскому этносу не только уцелеть, но и «собраться» (по выражению К. Касьяновой, выдавшей в 1995 году достаточно пессимистический для нас прогноз) в нацию.

Вместе с этим, выявленную нами при анализе данных АЭ 2005 года близость структур познавательных способностей сознания, структур образов сознания, овнешненных языковыми средствами и представленных в. ассоциативных полях стимулов, отражающих некоторые базовые ценности русских, можно рассматривать и в положительном свете: как выясняется, современные ДЕТИ и РОДИТЕЛИ не так уж и далеки друг от друга, и нет оснований говорить о серьезном конфликте между этими двумя поколениями.1 Однако это не ДЕТИ учатся у своих родителей, а скорее,. РОДИТЕЛИ учатся' вместе со своими детьми, одновременно переучиваясь, приспосабливаясь к новым условиям, которые они часто не в состоянии контролировать, не В' состоянии защитить, отгородить себя и своих детей от массированного негативного влияния. Возможно, права М. Мид — современное общество приближается к переходу к культуре префигуративного типа, когда родители учатся у своих детей, либо как минимум уже не является обществом, которому присуща постфигуративная культура, где младшее поколение учится у старших. Однако такой вывод в данной работе был бы преждевременным — необходимы дальнейшие углубленные исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Языковое сознание носителей того или иного языка и культуры, понимаемое как опосредованный языком образ мира и овнешняемое в словесных ассоциациях, является динамическим явлением, при этом одним из факторов, обуславливающих его динамику, является межпоколенческий фактор, объединяющий в себе как возраст ии., так и время, «эпоху», в которую эти ии. не только проходят социализацию, но и активно реализуются как личности. Испытуемые разного возраста, принадлежащие к разным поколениям, но принимавшие участие в ассоциативных экспериментах в одно и то же время (современники), обнаруживают значительную близость гносеологических структур и содержаний образов сознания. При диахроническом же рассмотрении не только словесные ассоциации (что не является неожиданностью), но и структуры АП и образов сознания различаются сильнее, чем в синхронии — как при сравнении образов сознания испытуемых-ровесников, проходивших социализацию в разное время и в различных социально-экономических условиях, так и при сопоставлении АП ии. — представителей переходного периода (гипотетически — одних и тех же людей), принимавших участие в экспериментах в разное время, с интервалом, в 15−18 лет, за которые и произошли существенные изменения в социально-экономическом устройстве общества.

2. Сопоставление полученных структур с точки зрения уровня развития' познавательных способностей сознания, получивших вербальное овнешнение в АП (реакции чувственного/бытийного и умственного/рефлексивного уровней) показывает, что в образах сознания современных ии происходит сдвиг по оси «чувства — разум» в сторону разума: современные ии. по сравнению с ии. в РАС стали более рациональны и рассудительны, чувственные, бытийные компоненты в совокупных образах сознания постепенно (как с возрастом, так и вообще со временем) замещаются умственными, рефлексивными, причем как понятийно-логическими, так и ценностными. При этом одновременно происходит еще большая стереотипизация логических ассоциаций и в некоторой мереценностно-мотивационных, с появлением среди них «постоянных» реакций с относительной частотностью 5 и выше, при одновременном увеличении объема единичных реакций.

3. Аналогичный анализ соотношения в структуре образов сознания двух других составляющих — внешне-познавательной («левой половинки» нашего сознания) и эмоционально-ценностной («правой половинки») показывает, что это соотношение в количественном плане стало более сбалансированным, однако эта сбалансированность структур АП образов сознания (значение величины В, близкое к 1) достигается за счет утраты современной молодежью (по сравнению со своими ровесниками в РАС), равно как и современными ии. 35−45 лет (по сравнению с «самими собой» в прошлом), части эмоционального содержания некоторых совокупных образов сознания, в частности, за счет значительного сокращения доли актуализаций прецедентных феноменов (являющихся высокочастотными в РАС) и разнообразных образно-оценочных реакций. 4. При анализе эмпирического (ассоциативного) материала с целью выявления специфики языкового сознания опора на психолого-философские представления о структуре сознания (и соответственно — о структуре образов сознания, овнешняемых при помощи ассоциативных полей) позволяет достаточно адекватно выявить содержание этих образов, и в частности, использование интегральной модели развития познавательных способностей сознания A.B. Иванова позволяет выявить межпоколенческую специфику языкового сознания.

В результате проведенного исследования нашла подтверждение сформулированная ранее гипотеза: произошедшие за последние 15−25 лет социально-экономические изменения нашли отражение в образах интраэтнического (русского) языкового сознания, овнешненных в ассоциативных полях стимулов, соответствующих некоторым базовым ценностялг носителей русского языка и культуры.

В ходе исследования вне нашего внимания остались некоторые вопросы, на которые еще предстоит ответить, а именно: каким образом влияет частеречная принадлежность стимула, а также степень его конкретности/абстрактности на распределение ассоциатов по секторам структуры образа сознания и, в конечном счете, на уровень развития' познавательных способностей сознания и сбалансированность его1 составляющих.

Помимо этого, представляется перспективным изучить на тех же основаниях содержание образов сознания и структуру его гносеологических способностей у людей еще более старшего возраста — 60−75 лет (доперестроечного поколения). Другое возможное направление для исследования — межпоколенческая специфика языкового сознания русских, в силу географического фактора имеющих значительно больше контактов с восточной, азиатской культурой (например, жителей Дальневосточного федерального округа) — в свете постулата о существования двух типов сознания — европейского и ориентального [Сорокин 2007: 14−16] и сделанного нами на нашем эмпирическом материале вывода о доминировании рефлективного, рационально-логического в русском языковом сознании — под влиянием западно-европейского духа ratio.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.Г. Развитие значения слова в индивидуальном сознании в условиях разных типов одаренности : автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / С. Г. Абабкова. Уфа, 2007.-21 с.
  2. , Г. В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа / Г. В. Акопов. Самара: Изд-во СНЦ РАН — СамИКП, 2002. -206 с.
  3. , Н.Д. Метафора и дискурс. Вступительная статья // Теория метафоры. М., 1990. — С. 5−32.
  4. , Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. / Н.Д. Арутюнова- М.: Наука, 1988. 338 с.
  5. , Л.А. Синтаксис словосочетания и простого предложения (конспекты лекций): учебное пособие / Л. А. Беловольская. Таганрог, 2001.-55с.
  6. , И.Г. Ассоциативный эксперимент как способ реконструкции фрагментов языкового сознания // Вопросы психолингвистики. М.: Институт языкознания РАН. — № 2. — 2004. — С. 73−77.
  7. , И.А. Структура субъективного значения слова (психолингвистический аспект): автореф. дис.. д-ра филол. наук: 0.02.19. / И. А. Бубнова. М., 2008. — 51 с.
  8. , И.А. Субъективное значение слова как отражение «образа мира» человека // Вестник МГЛУ. Вып.547. Язык. Сознание. Межкультурная коммуникация. Серия Лингвистика. М. — Калуга: ИП Кошелев А. Б. (Издательство «Эйдос»), 20 076. — С. 15−27.
  9. , И.А., Клименко, А.П. Исследование когнитивной модели индивидуального значения слова // Язык. Сознание. Культура. Сборник статей / под ред. Н. В. Уфимцевой, Т. Н. Ушаковой. М.- Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2005. — С. 89−98.
  10. , Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. — № 5. -С. 5−19.
  11. , Т. И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка / Т. И. Вендина. М.: Индрик, 2002. — 336.
  12. , И.Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху / И. Т. Вепрева. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 384 с.
  13. , В.В. Идеалистические основы синтаксической системы проф.А. М. Пешковского, ее эклектизм и внутренние противоречия // Вопросы синтаксиса современного русского языка / под ред. В. В. Виноградова. М., 1950. — С. 36−74.
  14. , Е.М. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 280 с.
  15. , А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке / А. Э. Воскобойников. М.: Институт молодежи. — 1997. — 202 с.
  16. JI.C. Мышление и речь // Выготский JT.C. М.: Лабиринт, 2005.-352 с.
  17. , Р.Н. Специфика развития значения слова в индивидуальном сознании в условиях нормы и патологии : автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.19. / Р. Н. Гарипова. Уфа, 2007. — 22 с.
  18. , H.A. Ассоциативная структура значения слова в онтогенезе : автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / H.A. Гасица. М., 1990. -16 с.
  19. , В.Е. К типологии возрастной динамики ассоциативных полей, // Язык. Сознание. Культура. Сборник статей / под ред. Н. В. Уфимцевой, Т. Н. Ушаковой. — М.- Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2005.1. С.172−181.
  20. , В.Е. Русская ассоциативная лексикография и исследование -возрастной динамики ассоциативных полей // Вопросы психолингвистики- М.: Институт языкознания РАН. № 4. — 2006. — С. 148−155.
  21. , В.Н. Обыденное сознание как философская проблема / В. Н. Горелова. Пермь, 1993. — 167 с.
  22. , Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента / Е. И. Горошко. Харьков- М.: Изд. группа «РА -Каравелла», 2001а. — 320 с.
  23. , Е.И. Языковое сознание (ассоциативная парадигма): автореф. дис.. д-ра филол. наук: 0.02.19 / Е. И. Горошко. — М., 20 016. — 41с.
  24. Григорьев,'A.A., Кленская, М. С. Проблемы количественного анализа в сопоставительных исследованиях ассоциативных полей // Языковое сознание и образ мира: сб.ст. М., 2000. — С. 313−318.
  25. , Е.И. Абстрактная лексика в языковом сознании (экспериментальное исследование языкового сознания старшеклассников) автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / Е. И. Грищук. Воронеж, 2002. — 22 с.
  26. , И.Г. Психологический подход к изучению менталитета // Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России) / под общ. ред. И. Г. Дубова. — М.: Имидж-Контакт, 1997. С. 1025.
  27. , М.И. Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 560 с.
  28. , Т.А. Русско-немецкие ассоциативные портреты : Опыт интерпретации: дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / Т. А. Ершова. М., 1998.- 163 с.
  29. , O.A. Интегративный характер оценки в междисциплинарной парадигме // Ярославский Педагогический Вестник. Научно -методический журнал. Режим доступа: http://www.yspu.yar.ru/vestoik/novye Issledovaniy/ 13.05.2008.
  30. , Н.И. Речь как проводник информации // Н. И. Жинкин. Психолингвистика. Избранные труды. / сост. и предисловие К. Ф. Седова. -М.: Лабиринт, 2009: С. 10−141.
  31. , A.A. О некоторых актуальных проблемах психолингвистики (предисловие редактора) // Психолингвистические проблемы семантики и понимания текста. Калинин, 1986. — С. 3−14.
  32. , A.A. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование / A.A. Залевская. Воронеж: ВГУ, 1990. — 204 с.
  33. , A.A. Введение в психолингвистику / A.A. Залевская. — М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 2000а. 382 с.
  34. , A.A. Национально-культурная специфика картины мира и различные подходы к её исследованию // Языковое сознание и образ мира / отв. редактор Н. В. Уфимцева. М., 20 006. — С. 39−54
  35. , A.A. Об истоках, проблемах и перспективах современного подхода к проблемам языка и значения (предисловие редактора) // Слово и текст в психолингвистическом аспекте: сб. науч. тр. / отв. редактор
  36. A.А.Залевская Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000 В. — С. 3−10.
  37. , A.A. Динамика общенаучных подходов к проблеме знания и некоторые задачи психолингвистических исследований // Вопросы психолингвистики. М.: Институт языкознания РАН. — № 5. — 2007. — С. 412.
  38. , A.B. Репрезентация концепта «общая оценка» в современном русском языке (системно-структурный, когнитивный и функционально-прагматический аспекты анализа): автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / A.B. Заморева. Уфа, 2007. — 25 с.
  39. , A.C. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор // Социологические исследования. 2006. -№ 12. — С. 98−104.
  40. Земрах, Т. В1 Базовые ценности современной молодежной культуры:. дисс.. канд. филос. наук: 09.00.13 / Т. В. Земрах. Ростов-на-Дону, 2005. -198 с.
  41. , И.А. Способ формирования и формулирования мысли как реальность языкового сознания // Язык и сознание: парадоксальная рациональность: сб. статей / отв. ред. Е. Ф. Тарасов. М., 1993. — С. 51−58.
  42. , В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили /
  43. B.П. Зинченко. -М.: Новая школа, 1997. 336 с.
  44. , Н.О. Ядро ментального лексикона человека как естественный метаязык : автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.02.19 / Н. О: Золотова. -Тверь, 2005. 43 с.
  45. , A.B. Мир сознания / А. В*. Иванов. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2000.-240 с.
  46. , A.B. Природа сознания: онтологические основания, гносеологическая структура, культурно-синтетический потенциал •: автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09.00.01 / А. В. Иванов. -М., 1998. 31 с.
  47. , А.В. Сознание и мышление / А. В. Иванов. М.: Изд-во МГУ, 1994.-130 с.
  48. , А.А. Аксиология / А. А. Ивин. М.: Высш. шк., 2006. — 390 с.
  49. , В.А. Тендерная и возрастная специфика фрустрационных эмоций в языковом сознании : автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / В. А. Ильина. -М., 2003. 23 с.
  50. , В.И. Язык социального статуса / В. И. Карасик. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. — 333 с.
  51. , Ю.Н. Ассоциативный анализ: новый подход к интерпретации художественного текста // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ- Братислава, 1999 г. / отв. ред. Ю. Е. Прохоров: М., 1999. — С. 151−186.
  52. , Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной цепи // Языковое сознание и образ мира. М., 2000а. — С. 191−206.
  53. , Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. — М: Едиториал УРСС, 2004. 264 с.
  54. , И.Т. Постигая многообразие разума // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненучного знания / отв. ред. и сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. — 464 с.
  55. , Т.Ю. Специфика развития значения слова в геронтогенезе: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / Т. Ю. Касаткина. — Ижевск, 2007. 24 с.
  56. , К. Представляем ли мы, русские, нацию? // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. — 1995. — Режим доступа: http://old.russ.ru/antolog/inoe/kasian.htm/kasian.htm Г11.04.2008.
  57. , К. О русском национальном характере / К.Касьянова. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. —367 с.
  58. , A.B. Выражение оценки в ассоциативном словаре школьников // Язык. Сознание. Культура. Сборник статей / под ред. Н. В. Уфимцевой, Т. Н. Ушаковой. М.-Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2005. — С. 192−202.
  59. , A.B. Оценочные смыслы в ассоциативном словаре (на материале Ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области): автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / A.B. Кленова. -Саратов, 2007. 22 с.
  60. , А.П. Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение: учеб. пособие / А.П. Клименко- под ред. П. И. Копанева. -Минск: МГПИИЯ, 1974. 108 с.
  61. , E.H. Оценка и эмоциональность в психологической структуре значения слова // Проблемы семантики: психолингвистические исследования: сб. науч. трудов / отв. ред. A.A. Залевская. Тверь, 1991. -С. 89−98.
  62. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
  63. Кон, И. С. Маргарет Мид и этнография детства // М. Мид. Культура и мир детства. -М.: «Наука», 1988. С. 398−425.
  64. Кон, И. С. Социологическая психология / И. С. Кон. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 560 с.
  65. , П.Г. Динамика концептуальной структуры слов, входящих в ядро языкового сознания русских : автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / П. Г. Корнеев. Барнаул, 2007. — 18 с.
  66. , Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов / Т. В. Корнилова. М.: Аспект Пресс, 2005 — 384 с.
  67. , В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В. В. Красных. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. — 375 с.
  68. Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. -М.: Прогресс, 1990. С. 387−415.
  69. , Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. Т.21. — № 3 — М., 2000 — С. 73−87.
  70. , A.A. Основы психолингвистики / A.A. Леонтьев. М.: Смысл- СПб.: Лань, 2003. — 287с.
  71. , A.A. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах // Словарь ассоциативных норм русского языка. М.: Изд-во МГУ, 1977.-С. 5−16.
  72. , A.A. Языковое сознание и образ мира // Язык и сознание: парадоксальная рациональность: сб. статей / отв. ред. Е. Ф. Тарасов. М., 1993.-С. 16−21.
  73. , Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности Электронный ресурс. / Д. А. Леонтьев. Режим доступа: http://www.akipkxo.ru/books/vestnik/leontiev.txt [14.05.2008].
  74. , В. А. Методологические и методические вопросы исследований межпоколенческих социокультурных различий // Знание. Понимание. Умение. — Режим доступа: http://www.zpu-ioumal.ru/gum/prospects/articles/2007/lukov val/З/ 04.01.2009.
  75. , А.Р. Речевые реакции ребенка / А. Р. Лурия. М., 1927. — 74 с.98i Лурия, А. Р. Язык и сознание / под ред. Е. Д. Хомской. — Ростов-н/Д :1. Феникс, 1998.-416 с.
  76. , B.C., Энговатов, М.В. Межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обеспечения: 1985−2001 гг. // Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России / сост. Ю.
  77. ЮО.Манхейм, К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. М.: Юрист, 1994.-700 с.
  78. Ю1.Мартинович, Г. А. Опыт комплексного исследования данных ассоциативного эксперимента // Вопросы психологии. — М.: Педагогика, 1993.-№ 2.-С. 93:99.
  79. , Д.В. Образ сознания и его структура // Вестник МГЛУ. Вып.548. Язык. Сознание. Межкультурная коммуникация. Серия Лингвистика. М. — Калуга: ИП Кошелев А. Б. (Издательство «Эйдос»), 2007.-С. 158−161.
  80. , О.Ю. Сопоставительный анализ русского и английского языкового сознания на материале тематической группы «Работа. Профессия»: дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / О. Ю. Мельник. М., 2004. — 168 с.
  81. Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России) / под общ. ред. И. Г. Дубова. М.: Имидж-Контакт. — М., 1997. -476 с.
  82. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения / сост. и послесловие И. С. Кона. М.: «Наука», 1988. — 429 с.
  83. Юб.Мишланова, С. Л. Когнитивный аспект медицинской коммуникации // Теория коммуникации и прикладная коммуникация. Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 1 / под общей редакцией И. Н. Розиной. Ростов н/Д.: ИУБиП, 2002. — С. 91−98.
  84. , В.Я. Языковая норма: узус и кодификация / В. Я. Мыркин. -Архангельск, Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2002. 288 с.
  85. , Е.Ю. Проблемы исследования метафоры // Языковое сознание: формирование и функционирование: сб.ст. М., 1998. — С. 124 129.
  86. Ш. Мягкова, Е. Ю. Экспериментальное исследование «констант русской культуры» // Слово и текст в психолингвистическом аспекте: сб. науч. тр. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. С.56−63.
  87. Наел едов, А. Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных. Уч. пособие / А. Д. Наследов. СПб.: Речь, 2004. — 392 с.
  88. Национальный корпус русского языка. Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru/index.html 27.04.2008.
  89. , С.Г. Ядро языкового сознания русских и англичан: содержание и структура: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / С. Г. Незговорова. М., 2004. — 24 с.
  90. , A.M. Ассоциативные поля в языке и структуре художественного текста : дис.. канд. филол. наук: 10.02.01. /
  91. A.М.Новикова. М., 1998. — 236 с.
  92. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / ред. колл.:
  93. B.И. Бородулин, А. П. Горкин и др. М.: Большая Российская энцикл., 1998.-912 с.
  94. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс // X. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. — С. 312−347.
  95. Ортега-и-Гассет X. Две главные метафоры // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. — С. 68−81.
  96. От редакции // Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т. 1. От стимула к реакции / Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасова, Н. В. Уфимцева, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. — М., 2002. — С. 3−4.
  97. , Е.А. Межпоколенные отношения как ресурс совладающего поведения : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Е. А. Петрова. — М., 2008. 24 с.
  98. , C.B. Сопоставительный анализ якутского и русского языкового сознания: тематическое поле «семья»: дисс.. канд. филол. наук: 10.02.19 / C.B. Пинигина. М., 2004. — 224 с.
  99. , B.C. История и теория психолингвистики : курс лекций. 4.2. Этнопсихолингвистика. М.: МГЛУ, 2007. — 228 с.
  100. , А.Н. Специфика представлений о базовых эмоциях в обыденном сознании русских и англичан : автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.19. / А. Н. Погребнова. М., 2005. — 25 с.
  101. , З.Д., Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. М.: ACT: Восток — Запад, 2007. — 314 с.
  102. , А.Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX XX веков / А. Н. Портнов. — Иваново, 1994. -367с.
  103. , A.A. Мысль и язык П Эстетика и поэтика. М., 1976.
  104. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2004. — 479 с.
  105. Психология сознания: Серия «Хрестоматия по психологии» / сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. — 480 с.
  106. , М.М. Испанский язык XVI—XVII вв.. и испанское языковое сознание: взаимосвязь и взаимодействие: автореф. дис.. докт. филол. наук: 10.02.19. / М. М. Раевская. М., 2006. — 40 с.
  107. Фусский ассоциативный словарь: в 2 т. / Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасова, Н. В. Уфимцева, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. — М.: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство ACT», 2002.
  108. Рубинштейн, С. Л'. Проблемы общей психологии. Изд. 2./ отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: «Педагогика», 1976. — 416 с.
  109. , Н.К. Язык и естественный интеллект / Н.К.Рябцева- Рос. акад. наук, Ин-т языкознания. — М.: Академия, 2005. — 639 с.
  110. М.В. Межпоколенческие различия в тендерных стереотипах относительно мужской и женской работы // Ломоносовские чтения. Том 4 № 2. — 2002. — Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/ 04.01.2009.
  111. , Н.С. Ядро языкового сознания и его ключевые единицы // Вестник МГЛУ. Вып.525. Языковое сознание как образ мира. Серия Лингвистика. М., 2006. — С. 168−182.
  112. , Н.С. «Человек» как единица ядра языкового сознания // Вопросы психолингвистики. М.: Институт языкознания РАН. — № 6.2007.-С. 73−81.
  113. , З.В. Русские: «образ народа» (социологический очерк) / З. В. Сикевич. СПб.: Изд-во С.-Петербургского унив., 1996. — 152 с.
  114. , З.В. Социология и психология национальных отношений : учеб. пособие / З. В. Сикевич. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. -203 с.
  115. Славянский ассоциативный словарь: русский, белорусский, болгарский, украинский / Н. В. Уфимцева, Ю. Н. Караулов, Е. Ф. Тарасов. — М.: МГЛУ, 2004. 792 с.
  116. , Л.М. Системы базовых ценностей и методы" их эмпирического исследования // Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России) / под общ. ред. И. Г. Дубова. — М.: Имидж-Контакт, 1997а. С.26−59.
  117. , Л.М. Стабильность и динамика структуры базовых ценностей россиян // Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России) / под общ. ред. И. Г. Дубова. М.: Имидж-Контакт, 19 976.-С.60−95.
  118. , А.Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972.-303 с.
  119. Соколова, T. B Ассоциативный тезаурус ребенка 3−6 лет: автореф. дисс. в виде науч. доклада. докт. филол. наук: 10.02.19 / Т. В. Соколова. М., 1999.-65 с.
  120. , Ю.А. Этнос, сознание, культура, язык // Социальная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / составление К. Ф. Седова. М.: Лабиринт, 2007. — С. 8−36.
  121. , Ю.С. Константы : словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2004. -992 с.
  122. , И.А. Значение и концепт: сходства и различия // Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация: сб. статей / Институт языкознания РАН. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2005. — С.135−143.
  123. , И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб.ст. М., 1996.-С. 97−112.
  124. , И. А. Психолингвистика и концептология // Вопросы психолингвистики. — М.: Институт языкознания РАН. — № 5. 2007. — С. 33−40.
  125. И.А. Языковое сознание и уровни его изучения // Вестник МГЛУ. Вып.483. Языковое сознание и межкультурная коммуникация. Серия Лингвистика. М., 2004. — С. 10−15.
  126. , Е.Ф. Введение- // Язык и сознание: парадоксальная.-рациональность: сб. статей / отв. ред. Е. Ф. Тарасов. — М., 1993. — С. 6−15.
  127. , Е.Ф. Межкультурное общение новая онтология анализа языкового сознания 11 Этнокультурная специфика языкового сознания-: сб. статей / отв. ред. Н. В'. Уфимцева. — М., 1996. — С. 7−22.
  128. , Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира: сб. статей / отв. ред. Н. В. Уфимцева. — М., 2000а.-С. 24−32.
  129. , Е.Ф. Образ России: методология исследования // Вопросы психолингвистики. М.: Институт языкознания РАН. — № 4. — 2006. — С. 69−73.
  130. , Е.Ф., Тарасова, М.Е. Исследование ассоциативных полей представителей разных культур // Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России) / под общ. ред. И. Г. Дубова. — М.: Имидж-Контакт, 1997. С. 253−277.
  131. Теория метафоры: сборник: пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой- общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990 512 с.
  132. , Н.В. Динамика и вариативность языкового сознания (психолингвистический анализ): науч. доклад. докт. филол. наук: 10.02.19 / Н. В. Уфимцева. М., 1994. — 24 с.
  133. , Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания: Сб.ст. М., 1996. -С.139−162.
  134. , Н.В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание: формирование и функционирование: Сб.ст. -М., 1998. — С.135−170.
  135. , Н.В. Языковое сознание и образ мира славян // Языковое сознание и образ мира: сб. статей / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. -С. 207−219.
  136. , Н.В. Ассоциативный словарь как модель языкового сознания // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты: сборник статей / под общ. ред. Н. В .Уфимцевой. Москва- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004а. — С. 189−202.
  137. Уфимцева, Н. В: Предисловие к Славянскому ассоциативному словарю // Славянский ассоциативный словарь: русский, белорусский, болгарский, украинский / Н. В. Уфимцева, Ю. Н. Караулов, Е. Ф. Тарасов. М.: МГЛУ, 20 046. — С.3−9.
  138. , Н.В. Этнопсихолингвистика: вчера и сегодня // Вопросы психолингвистики. М.: Институт языкознания РАН. — № 4. — 2006. — С. 92−100.
  139. , Н.В. Архетипы языкового сознания русских на пороге XXI века. — Режим доступа: http://www.mapryal.org/congressXI/MateriaIs/plenarnve napravleniya/Ufimce va. pdf «12.04.20 081
  140. . Т.Н. Языковое сознание и принципы его исследования // Языковое сознание и образ мира. Сб. статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. -М., 2000. -С. 13−23.
  141. , Т.Н. Понятие языкового сознания и структура рече-мысле-языковой системы // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты: сборник статей / под общ. ред. Н. В. Уфимцевой. Москва- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. — С. 6−17.
  142. , Т.Н. Эгоречь по мотивам вербальной сети // Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация. Сб. статей / Институт языкознания РАН. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2005. — С. 1016:
  143. , A.B. „Дом“ в языковом сознании русских и американских подростков // Вестник МГЛУ. Вып.525. Языковое сознание как образ мира. Серия Лингвистика. М., 2006. — С. 205−210.
  144. , A.B. Языковое сознание русских и американских подростков (этнокультурный аспект) / A.B. Федченко. М.: Флинта: Наука, 2006. — 174 с.
  145. , Т.А. Языковое сознание в интраэтнической среде : учеб. пособие к спецкурсу / Т. А. Федченко. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1999. — 147 с.
  146. , Т.А. Языковое сознание: взаимодействие ментальной и культурной реальности // Методология современной психолингвистики. — Москва- Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2003- С. 175−185.
  147. , Г. А. Квантитативные исследования ассоциативных словарей // Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация. Сб. статей / Институт языкознания РАН. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2005. — С. 227−244.
  148. , Г. А. Русский ассоциативный тезаурус: компьютерная версия // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты: сборник статей / под общ. ред. Н. В. Уфимцевой. — Москва- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. С. 240−256.
  149. , М.Ф. Этнические и общегражданские ценности россиян / М. Ф. Черныш // Мониторинг общественного мнения. — 2005. № 3(75). — С. 24−28.
  150. , М.В. Моделирование категории общение по данным свободного ассоциативного эксперимента // Вестник МГЛУ. Вып.525. Языковое сознание как образ мира. Серия Лингвистика. М., 2006. — С. 222−228.
  151. , М.В. Экспериментальные исследования и когнитивный анализ // Вопросы психолингвистики. № 5. — 2007. — С. 84−90.
  152. , В.И. Эмоции мотивационная основа человеческого сознания // Вопросы психолингвистики — М.: Институт языкознания РАН. -№ 4.-2006.-С. 64−69.
  153. , Н.Ю. Местоимение и смысл. Класс русских местоимений и открываемые ими смысловые пространства / Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 1998. 176 с.
  154. , Н.О. Роль языка в структурировании знания : дис.. канд. филол. наук: 10.02.19. / Н. О. Швец. Тверь, 2005. — 173 с.
  155. , О.А. Ценности семьи в сознании студенческой молодежи // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Социальные науки. № 5. — Н. Новгород: 2007. — с. 218−221.
  156. Щур, Г. С. О типах лексических ассоциаций в языке // Семантическая структура слова. М.: Наука, 1971. — С. 140−150.
  157. , П.Н. Теоретический и обыденный уровни в исследовании образов языкового сознания „жизнь“ и „смерть“ // Вестник МГЛУ. Вып.525. Языковое сознание как образ мира. Серия Лингвистика. М., 2006.-С. 228−233.
  158. Carruthers, P. Language, thought and consciousness. An essay in philosophical psychology. Cambridge University Press, 1996. — xv, 291 p.
  159. Cognition and figurative language. Ed. By Richard P. Honeck, Robert R. Hoffman. Hillsdale, New Jersey, 1980. — xii, 436 p.
  160. Deese, J. The Structure of Associations in Language and Thought. -Baltimore, 1965. 216 p.205.*Mannheim, K. Essays on» the Sociology of Knowledge / K. Mannheim: -London: Routledge&Kegan Paul. 1952. — 378 p.
  161. АЭ — ассоциативный эксперимент
  162. САЭ свободный ассоциативный эксперимент1. АП ассоциативное полеии. испытуемые1. Я реакции
  163. РАС Русский ассоциативный словарь
  164. САС Славянский ассоциативный словарь
  165. НИЭС Новый иллюстрированный энциклопедический словарь
  166. ПФ — прецедентный феномен/феномены1. ПИ прецедентное имя
  167. ПВ прецедентное высказывание1. ПТ прецедентный текст1. ПС прецедентная ситуация
  168. Сферы познавательных способностей сознания/сектора ассоциативного поля:
  169. ТП телесно-перцептивная/-ый1. ЛП логико-понятийная/-ый
  170. ЭА эмоционально-аффективная/-ый
  171. ЦМ ценностно-мотивационная/-ый
Заполнить форму текущей работой