Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международно-правовое регулирование вопросов трудовой миграции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые предприняты попытки комплексного исследования вопросов международно-правового регулирования процессов трудовой миграции. В диссертации на основе анализа международно-правовых актов, разработанных на универсальном уровне и в рамках СНГ, внутреннего законодательства Российской Федерации и США, а также трудов российских и зарубежных авторов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Международно-правовое регулирование труда трудящихся-мигрантов на универсальном уровне
    • 1. Общетеоретические вопросы международно-правового регулирования труда трудящихся-мигрантов на универсальном уровне
    • 2. Международно-правовое регулирование прав трудящихсямигрантов на универсальном уровне
    • 3. Международно-правовое регулирование обязанностей и ответственности принимающего государства и р аботодателей
  • Глава II. Правовое регулирование вопросов трудовой миграции на примерах США и СНГ
    • 1. Правовое регулирование вопросов трудовой миграции на примере США
    • 2. Правовое регулирование вопросов трудовой миграции на примере СНГ
  • Глава III. Правовое регулирование вопросов трудовой миграции в Российской Федерации
    • 1. Анализ внутреннего законодательства Российской Федерации в области привлечения и использования труда трудящихсямигрантов и его соответствие международному праву
    • 2. Практика привлечения и использования труда трудящихся-мигрантов в Российской Федерации
    • 3. Проблемы привлечения и использования труда трудящихся-мигрантов в Российской Федерации и перспективы развития законодательства в этой области

Международно-правовое регулирование вопросов трудовой миграции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях глобализации мировой экономики большое значение для Российской Федерации приобретает ее вхождение в мировое экономическое пространство, составной частью которого является международный рынок труда. Интеграция Российской Федерации в этот рынок предполагает активное вовлечение ее в процессы внешней трудовой миграции, экспорта и импорта рабочей силы. г.

Обращение к теме внешней трудовой миграции, к проблемам правового регулирования труда трудящихся-мигрантов не случайно. Научная разработка данной темы не получила еще достаточного развития в российской науке международного права. Вместе с тем, существует тесная взаимосвязь проблем международно-правового и национально-правового регулирования труда трудящихся-мигрантов. Рассматривая вопросы внешней трудовой миграции, невозможно обойти вниманием правовое регулирование данного процесса в Российской Федерации, тем более, что он, применительно к нашему государству, представляет достаточный интерес, а его правовое обеспечение оставляет желать лучшего.

Об актуальности выбранной темы свидетельствует неоднократное ее обсуждение в научных публикациях, в прессе, на научных конференциях, в Федеральном Собрании Российской Федерации. Однако практических результатов по разрешению существующих серьезных проблем так и не достигнуто.

Нестабильность обстановки во многих государствах различных регионов мира, «прозрачность» границ России со странами СНГ, недостаточная урегулированность вопросов въезда в Российскую Федерацию и ряд других факторов приводят к массовому и бесконтрольному наплыву в Россию иностранцев, как правило, из наиболее неблагоприятных стран Азии, Африки,.

Ближнего и Среднего Востока, что в значительной мере осложняет экономическое положение и криминогенную обстановку в стране.

В общем объеме иммиграционных потоков большой удельный вес занимает миграция в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы. При этом следует отметить, чтЪ Российская Федерация на современном этапе остается по-прежнему в основном импортером, а не экспортером рабочей силы. И в этих условиях особую актуальность приобретают проблемы, связанные с законодательным регулированием процессов привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы.

В нашей стране нет специального федерального закона в отношении трудящихся-мигрантов. К тому же Российская Федерация до сих пор не является участницей конвенций о трудящихся-мигрантах, принятых под эгидой ООН и МОТ. Вместе с тем в Российской Федерации к настоящему времени все же создана определенная нормативно-правовая база в области использования труда иностранных граждан, установлены порядок и условия привлечения г иностранной рабочей силы, ведется работа по законодательному обеспечению прав и интересов трудящихся-мигрантов, в том числе в Федеральном Собрании Российской Федерации. Однако, все это является недостаточным. Нарастание процесса миграции и, как следствие, увеличение численности трудящихся-мигрантов на территории Российской Федерации свидетельствуют о необходимости создания единого федерального закона, касающегося привлечения и использования на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы, с закреплением в нем различных категорий виз, выдаваемых въезжающим на территорию Российской Федерации трудящимся-мигрантам, ежегодных квот на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий и т. д.

Другим аспектом актуальности темы является существующая проблема нарушения прав трудящихся-мигрантов, которые зачастую используются как дешевая рабочая сила и в отношении которых не соблюдаются установленные в международных договорах и внутреннем законодательстве нормы, касающиеся условий труда, его оплаты, социального обеспечения. Данная проблема перекликается с проблемой нелегальной миграции. Использование неконтролируемого труда иммигрантов нарушает права не только самих этих лиц, но и граждан Российской Федерации и иных лиц, находящихся на территории Российской Федерации, а также затрагивает интересы самого государства.

Для решения этой проблемы в Российской Федерации требуется.

Гусовершенствование механизма государственного контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов, а также ужесточение ответственности в отношении работодателей, нарушающих эти права или использующих труд нелегальных иммигрантов.

Ярким примером, подтверждающим актуальность выбранной темы, является повышенное внимание к вопросам трудовой миграции на универсальном международно-правовом уровне. Свидетельством служат конвенции, принятые в рамках МОТ в 1949 и 1975 г. г., а также Конвенция, принятая ООН в 1990 г., которая на сегодняшний день является наиболее совершенным из всех документов в области трудовой миграции. В этой Конвенции не только предприняты попытки устранить противоречия, существующие в ранее принятых конвенция МОТ по трудовой миграции, но также в более полном объеме закреплены права трудящихся-мигрантов и, что самое важное, раскрыты родовое определение понятия «трудящийся-мигрант» и определения понятий различных категорий трудящихся-мигрантов, что ранее на универсальном международно-правовом уровне не делалось и в отношении чего ни в доктрине международного права, ни во внутреннем законодательстве государств нет единообразного подхода.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является комплексное исследование проблем международно-правового и внутригосударственного регулирования процесса внешней трудовой миграции с разработкой конкретных предложений по усовершенствованию нормативно-правовой базы Российской Федерации в отношении трудящихся-мигрантов.

В соответствии с целевой установкой диссертация сориентирована на решение следующих задач:

1 исследовать теоретические основы и существующую универсальную международно-правовую базу в области трудовой миграции;

2 исследовать юридическое содержание понятия «трудящийся-мигрант» и раскрыть соотношение этого понятия с понятием «иностранная рабочая сила» ;

3 исследовать механизм правового регулирования процессов трудовой миграции на примерах США и СНГ;

4 определить существующие пробелы в законодательстве Российской Федерации в области привлечения и использования иностранной рабочей силы и разработать конкретные предложения по его усовершенствованию;

5 разработать основные положения по совершенствованию государственного контрольного механизма Российской Федерации в области трудовой иммиграции.

Методологическая и научная основа диссертации. Диссертационное исследование проводилось на основе общенаучных, специальных, системных и сравнительных методов анализа с использованием достижений наук теории государства и права, конституционного и международного права, документов ООН и МОТ.

Постановка проблемы международно-правового регулирования процессов трудовой миграции сложна и разнообразна, ее исследование обнажает целый ряд дискуссионных вопросов, затрагивающих правовые и социально-экономические проблемы, стоящие перед международным сообществом. В силу этого отдельные вопросы, составляющие суть проблемы, неоднократно становились предметом исследования в работах как советских/российских, так и зарубежных ученых. В основу написания диссертации легли уже опубликованные труды по общетеоретическим вопросам прав человека виднейших советских/российских и зарубежных ученых: Карташкина В. А., Лукашевой Е. А., Мовчана А. П., Мюллерсона P.A., Черниченко C.B., Макдугала М., Райзмана М. А., а также труды, непосредственно касающиеся проблем трудовой миграции и прав трудящихся-мигрантов: Аметистова Э. М., Балацкого Е. В., Вильданова Р. И., Виноградовой Е. В., Гусова К. Н., Дадаева O.K., Канаева Г. Е., Киселева И. Я., Лукашука И. И., Мартина П.Л."Моргана М. А., Стокера П., Шкунаева В. Г. и других.

В диссертации исследовались материалы Федерального Собрания Российской Федерации, связанные с разработкой законопроекта «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», составной частью которого является специальная глава, касающаяся правового положения трудящихся-мигрантов в Российской Федерации.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые предприняты попытки комплексного исследования вопросов международно-правового регулирования процессов трудовой миграции. В диссертации на основе анализа международно-правовых актов, разработанных на универсальном уровне и в рамках СНГ, внутреннего законодательства Российской Федерации и США, а также трудов российских и зарубежных авторов впервые: исследовано юридическое содержание определения понятия «трудящийся-мигрант» и его соотношение с внутригосударственным российским определением понятия «иностранная рабочая сила» — проведен сравнительный анализ положений универсальных международно-правовых актов в области трудовой миграции применительно к их функциональному назначению с выделением преимуществ или недостатков тех или иных документовисследован правовой механизм допуска иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию, разработаны конкретные предложения по его усовершенствованию, а также предложения усовершенствованию государственного контроля в области трудовой иммиграции.

На защиту выносятся следующие положения:

1) юридическое содержание определения понятия «трудящийся-мигрант» и его соотношение с внутригосударственным российским определением понятия «иностранная рабочая сила» ;

2) обоснование необходимости участия Российской Федерации в Конвенции ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей» 1990 г.;

3) практические предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в области трудовой миграции в рамках СНГ;

4) обоснование необходимости и целесообразности принятия в Российской Федерации федерального закона, касающегося привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы;

5) обоснование необходимости законодательного закрепления различных категорий виз, в том числе и дающих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации;

6) предложения по усовершенствованию механизма допуска на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы, а также по усовершенствованию государственного контрольного механизма за процессами трудовой иммиграции;

7) обоснование необходимости создания в Российской Федерации при федеральном органе исполнительной власти по безопасности Центрального банка данных по учету иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации.

Практическая значимость диссертации. Выводы и предложения, разработанные в диссертации были использованы при подготовке Рабочей группой Комитета Государственной Думы по вопросам геополитики законопроекта «О правовом положении иностранных граждан в Российской.

Федерации". Положения диссертации могут быть использованы при разработке международных договоров и национальных законодательных актов в области трудовой миграции. Они могут оказаться полезными для практических работников Министерства труда и занятости России, Федеральной Миграционной службы России и в учебном процессе, а также при осуществлении международно-правового сотрудничества в указанной сфере.

Структура и содержание диссертации. Л.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиогафии и приложений. Во введение обосновывается выбор темы, ее актуальность, цель, задачи, методологическая и теоретическая основы диссертации, новизна, научно-практическая значимость. В основном тексте раскрываются наиболее важные теоретические и практические вопросы международно-правового и внутригосударственного регулирования процессов трудовой миграции. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы, рекомендации и предложения. К диссертации приложены статистические данные, касающиеся привлечения в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой