Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Права человека в международном и мусульманском праве: Сравнительный анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Недостаточно разработанным, на наш взгляд, остается вопрос, связанный с толкованием прав человека в различных социально-политических культурах. В свете нашей работы уместно говорить об идее прав человека как самоочевидной, присущей как европейским, так и неевропейским культурам. Общеизвестно, что международная концепция прав человека основывается до сих пор на Всеобщей декларации прав человека… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Международно-правовая система прав и свобод человека
    • 1. Основополагающие международно-правовые акты и институты по запщте прав и свобод человека
    • 2. Основные правовые акты и институты по защите прав и свобод человека в мусульманском праве
    • 3. Имплементация международных стандартов прав человека в светских государствах (в практике Российской Федерации
  • Глава II. Мусульманские стандарты основных прав и свобод человека
    • 1. Свобода в исламской концепции прав человека
    • 2. Политические, экономические и культурные права человека в мусульманском праве
    • 3. Основные социальные права человека в мусульманском праве
    • 4. Имплементация мусульманских стандартов прав человека в государствах ислама (на примере Республики Йемен)

Права человека в международном и мусульманском праве: Сравнительный анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное развитие международного права в области прав человека обычно связывают с принятием основополагающих документов, призванных содействовать становлению и укреплению института прав человека в мире. В 1948 г. Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, в 1966 г. — Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Совет Европы проявил заботу о правах человека и в 1950 г. принял Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Сейчас защита прав человека является одной из важнейших задач Совета Европы. Международно-правовая интеграция европейских стран в области прав человека и гражданина оказала большое влияние и на мусульманские страны, которые в 1981 г. приняли Всеобщую исламскую декларацию прав человека.

Следует отметить, что проблема прав человека до сих пор относится к числу малоисследованных, поэтому она привлекала и привлекает внимание многих исследователей. Среди зарубежных ученых, изучающих проблему прав человека, можно выделить Т. К. Хартли, А. Массэ, Р. Шарля, А. Милна, Мана аль-Ктанасреди советских и российских ученых — Ю. Я. Баскина, В. А. Карташкина, Е. А. Лукашеву, Р. А. Мюллерсона, Л. Р. Сюкияйнена, С. В. Черниченко, Д. И. Фельдмана и др. В их работах ясно прослеживается мысль о том, что исторически существуют две основные доктрины прав человека — это международная доктрина и мусульманская. Мусульманская доктрина представляется как составная часть системы международного права и как единая исламская система юридических норм и религиозно-нравственных правил поведения, предписанных Кораном, Сунной и шариатом.

Недостаточно разработанным, на наш взгляд, остается вопрос, связанный с толкованием прав человека в различных социально-политических культурах. В свете нашей работы уместно говорить об идее прав человека как самоочевидной, присущей как европейским, так и неевропейским культурам. Общеизвестно, что международная концепция прав человека основывается до сих пор на Всеобщей декларации прав человека. Если посмотреть на комплекс прав, закрепленных в документе, то нетрудно убедиться в том, что ее авторы в Преамбуле говорят об идеальном стандарте прав человека, к достижению которого должно стремиться любое сообщество. Таким идеальным стандартом являются ценности и правовые институты, которые отвечают уровню развития современного либерально-демократического общества. Это равенство перед законом, свобода мнения, право на труд, право на демократические и политические процедуры и др. По мнению американского политолога А. Милна, отсутствие необходимых социальных, политических, экономических и культурных условий в той или иной стране может привести к тому, что комплекс прав, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека в качестве универсальных, окажется утопией. 1 Это, в первую очередь, касается стран Востока, имеющих арабо-исламские, индо-буддийские и китайско-конфуцианские традиции. Как считает российский востоковед Л. С. Васильев, неевропейский мир, куда он относит страны Азии и Африки, а также с некоторыми оговорками латиноамериканские цивилизации, не нужно втискивать в европоцентристские схемы.2 Кроме того, правовая система, по мнению JI.C. Васильева, должна описываться.

1 См.: Кладницкая М. В. Милн А. Права человека и человеческое многообразие // Международное сотрудничество и права человека. Реферативный сборник. — М. 1989.

2 Васильев JI.C. История Востока: В 2 т., Т. 1. — М.: Высшая школа, 1998. такой, какой она была и есть в наши дни. С таким мнением, на наш взгляд, нельзя не согласиться. Все это актуализирует проблему прав человека и требует ее всестороннего комплексного изучения.

Проблема защиты прав человека является самой насущной как в национальном, так и международном праве. Если международному праву в области прав человека, как известно, уделяется много внимания, то мусульманское право в этой части не получило достаточного места и развития в системе и науке международного права. К сожалению, приходится констатировать также несколько предвзятое отношение к мусульманскому праву со стороны исследователей-международников, что негативно сказывается на объективности анализа и нередко искажает его суть. Это приводит к неверному пониманию роли и значения мусульманского права в области прав человека.

Сравнивая концепции международного и мусульманского права, мы стремились объективно рассмотреть сущность мусульманского права в его классическом (по Корану и шариату) и современном (конституционном) виде, а также показать его международное значение. Следует отметить также, что права человека как новый правовой феномен являются малоисследованной отраслью международного права.

Таким образом, серьёзное сравнительное исследование вопросов международного и мусульманского права в области прав человека становится всё более необходимой и актуальной задачей.

Цель и задачи исследования

Главной целью работы является сравнительное изучение особенностей международно-правовой системы прав человека и мусульманских стандартов основных прав и свобод человека. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Дается исторический обзор становления и развития международно-правовой системы прав человека и мусульманского права.

2. Изучаются международные и внутригосударственные акты, в которых закреплены права человека.

3. Выявляются пробелы и коллизии, встречающиеся в сфере прав человека.

4. Определяются особенности защиты прав человека в западноевропейских государствах, Российской Федерации и отдельных мусульманских государствах (на примере Республики Йемен).

В соответствии с изложенными задачами построена и структура работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Научная новизна работы состоит в том, что в международном праве проблеме сравнительного анализа разных систем прав человека уделяется еще недостаточно внимания. Именно сопоставление различных правовых систем в историческом развитии и выявление основных закономерностей их становления позволяет нам дать объективную оценку двум правовым системам: международной и мусульманской.

В настоящее время наметилась тенденция к сближению принципов и норм международного права и внутригосударственного законодательства. Это позволяет находить общее и особенное в системе источников права — в международно-правовых актах, конституциях, законах, кодексах и т. д. Анализ принципов международного права прав человека проведен нами на основе сопоставления Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о политических и экономических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Всеобщей исламской декларации прав человека как основополагающих документов двух культур, европейской и мусульманской. Результатом разработки темы явились следующие положения, которые выносятся на защиту:

1. Право — феномен объективной реальности. Оно всегда обусловлено определенными объективными реальностями: политическими, социальными, экономическими, культурными. Эти реальности образуют между собой сложную систему общественных отношений. Изучение права как системы имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет прогнозировать дальнейшее развитие права вообще.

Термин «право» объективно не имеет единого определения, т.к. право выступает по сути сверхсистемой, 1 которая объединяет всю правовую реальную действительность. До сих пор в науке не выработано единого подхода к проблеме системности в праве, поэтому в работе выделяются два уровня системы в праве. Первый уровень — система международного права, и второй — система права и система законодательства отдельного государства. Оба уровня составляют правовую систему — совокупность правовых институтов в мире и в отдельном государстве. Так, Ю. Я. Баскин и Д. И. Фельдман считают, что проблема систематизации юридических наук до сих пор остается дискуссионной.2.

2. Система международного права прав человека рассмотрена в работе как система универсальных гомогенных прав, представленных во Всеобщей декларации прав человека и во Всеобщей исламской декларации прав человека. В юридической литературе предпринята попытка провести идею универсального морального стандарта, суть которого.

1 О праве как «сверхсистеме» см. Калинин С. А. Правовая доктрина как системообразующий фактор в праве // Право и демократия: Сб. науч. тр. Вып. 9. — Минск: «Право и экономика», 1998; Бирюков П. Н. Международное право: Учебное пособие. — М.:Юристь, 1998.

2 См.: Баскин Ю. Я., Фельдман Д. И. Международное право: проблема методологии. Очерки методов исследования, — М.: Изд-во «Международ, отношения», 1971. заключается в том, что под правами человека следует понимать определенные права, соблюдение которых отвечало бы требованиям «минимального морального стандарта», применимого ко всем культурам и цивилизациям, несмотря на их различия. Система «минимального морального стандарта», предложенная А. Милном, включает в себя следующие принципы — идеальные нормы поведения: справедливость, ориентация на добро, уважение к человеческой жизни, свобода от произвольного вмешательства, товарищество, социальная ответственность, честное поведение, вежливость и благоденствие детей.1 Мы считаем, что правовым идеалом являются существующие и доминирующие в каждом обществе субъективные представления о добре, справедливости, свободе и человечности, как наиболее распространенные психологические отношения, выступающие в качестве общеобязательных правил поведения личности, что выражается в правосознании. Такие отношения объективируются в господствующем правосознании, квинтэссенцией которого является правовая доктрина.

3. Построение правовой системы в мире было начато с принципов и норм, заложенных во Всеобщей декларации прав человека. Историко-правовой опыт, накопленный человечеством к моменту принятия Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., включал в себя и Декларацию независимости США 1776 г., и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., и Конституцию США 1787 г., и две мировые войны. В настоящей работе Всеобщая декларация прав человека рассматривается как ступень развития общественного правосознания, как правовая доктрина, позволившая индуцировать нормы права на основании общепризнанных принципов, достроить недостающие элементы правовой системы и определить их содержание. Новые.

1 См. указ. работу Кладницкой М. В. общепризнанные принципы и нормы Всеобщей декларации прав человека стали для многих государств вектором развития национальных систем права и законодательства.

4. На основании доктрины естественных прав человека дальнейшее развитие правовой системы получило несколько направлений. Первое направление связано с разработкой и принятием политических прав человека и гражданина. Провозглашение приоритета интересов личности вызвало к жизни Международный пакт о гражданских и политических правах, два Факультативных протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Второе направление было вызвано объективной необходимостью улучшения качества условий жизни. Итогом стал Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Оба международно-правовых документа по правам человека были приняты в 1966 г. Третье направление касается национальных конституций, большинство которых стало базироваться на новых международно-правовых принципах. В работе проводится анализ системы законодательства Российской Федерации (РФ), в первую очередь, Конституции РФ, Конституции Республики Татарстан (РТ), а также Основного закона Федеративной Республики Германии, Конституции Республики Йемен. Показывается, что система законодательства РФ, РТ и Республики Йемен приводятся в соответствии с международно-правовыми принципами и нормами. Доктрина прав человека формально закреплена в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ, в разделе II «Личность и государство» Конституции РТ и в разделе VI о.

Конституции Республики Йемен. Иные разделы Конституций являются лишь моделью реализации идеи правового государства и разделения властей на современном этапе развития РФ, РТ и Республики Йемен.

5. Составной частью мусульманской правовой системы является ислам. Ислам представляет собой развитую религиозную систему. Он был создан пророком Мухаммедом на рубеже VI—VII вв. и явился, как известно, следствием и итогом транзитной торговли, включавшей в себя не только товарообмен, но и распространение вдоль торговых путей различного рода идей и иных культурных ценностей и достижений. Санкционированные религией моральные нормы до середины XX в. были законом для многих неевропейских государств. Примером тому служил мусульманский шариат, которым руководствовались в своих действиях и решениях судьи и простые мусульмане.

В работе рассматривается мусульманская правовая доктрина, закрепленная в Коране и во Всеобщей исламской декларации прав человека. Показывается, что исламу свойственна неразрывная связь религии и права, религии и политики, религии и власти. Фактически на основе ислама происходит упорядочение связей между элементами правовой системы, корректируется содержание отдельных норм по отношению к общим принципам права. Мусульманское право, на наш взгляд, не переоценивает значение европейского воздействия идей прав и свобод человека. Правда, в некоторых неевропейских государствах европейские идеи прав человека получают определенное, хотя и ограниченное, признание. В качестве примера в работе приводятся положения Конституции Республики Йемен, Конституции Арабской Республики Египет и др. Кроме того, мы убеждены, что вопрос об отношении любого государства к правам и свободам человека не сводится только к их официальному признанию, а во многом зависит от политики, которую проводит государство.

Методологическую и теоретическую основу нашего исследования составляет историко-правовой подход, сравнительный анализ международно-правовых документов и законодательных актов, который позволяет проводить как «внутреннее», так и «внешнее» сравнение правовых систем. Важным элементом этого анализа выступает критерий, с помощью которого можно выявить общее и особенное в разных правовых системах, например: институты, принципы, нормы, сравнение которых оправданно целями и задачами работы. Так, Ю. А. Тихомиров предлагает следующие основные критерии «ноу-хау-право», которые используются в правовых сравнительных исследованиях:

1. Правильный выбор объектов сравнительного анализа.

2. Использование методов системно-исторического (хронологического), логического анализа, а также аналогии.

3. Выявление степени сходства и различий юридических понятий и терминов, используемых при сравнении правовых систем.

4. Изучение фактического состояния законодательства государствучастников международных пактов, конвенций.

5. Оценка сходства и различий сравниваемых правовых норм в области прав человека, степень их защищенности.

6. Нормотворческая деятельность и правоприменительная судебная практика.1.

Теоретическая и практическая значимость работы. Современные теоретические представления о природе прав человека и их гарантиях неразрывно связаны с положениями Всеобщей декларации прав человека, 50-летие со дня принятия которой отмечалось в 1998 г. Впервые в истории была выделена группа личных прав и свобод и группа прав и свобод человека, предоставлявших право участвовать в управлении обществом. Последняя группа позже стала называться «политическими и гражданскими правами и свободами». В современной теории личные и.

1 Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. — М.: Изд-во НОРМА, 1996. О формально-юридическом методе и методе сравнительно-правового исследования СМ.: Баскин Ю. Я., Фельдман Д. И. Международное право: проблема методологии. Очерки методов исследования. — М.: Изд-во «Международ, отношения», 1971. политические права различаются по механизму их реализации: политические права — это права человека общественного и поэтому не могут быть осуществлены вне обществаличные права не имеют таких ограничений (человек может остаться один, и это не помешает ему бороться за свое существование или свободно мыслить). Кроме того, и личные, и политические права различаются характером правоотношений. Так, правоотношения, возникающие на основе личных прав, имеют, как известно, абсолютный характер, а отношения, возникающие на основе политических прав, всегда относительны, поскольку политические права связывают человека с конкретным государством, которое, в свою очередь, тоже является участником правоотношений. Из этих правоотношений выпадают апатриды — лица, не имеющие правовых связей ни с одним государством.

В работе ставится теоретическая проблема, связанная с пределами политических прав и свобод человека в европейском и мусульманском праве. Если предположить, что свобода общества так же абсолютна, как и личная свобода человека, то следует признать, что общество и человек равны. Итогом такого равенства может стать полное слияние политических прав с личными. На практике такого не бывает. Практика убеждает нас в том, что личные и политические права и свободы различаются не только по содержанию, но и по составу субъектов, охваченных соответствующими правоотношениями, а также по характеру их правовой защиты и сфере функционирования. Кроме того, доказывается тот факт, что в мусульманском обществе государство, которое представляло собой когда-то высшую и ничем не ограниченную власть, перед которой трепетало все общество снизу доверху, в настоящее время мало чем отличается от любого европейского демократического государства. Важным моментом здесь является взаимодействие человека, общества и государства и механизм формирования правовых норм.

Уточняются некоторые понятия, использующиеся в мусульманском праве. Кроме того, настоящая диссертация является первой в Республике Йемен и Российской Федерации монографической работой, в которой рассматриваются вопросы, связанные с правами и основными свободами человека в сравнительно-правовом аспекте. В этом заключается научная новизна работы.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы специалистами, занимающимися вопросами международного права прав человека, в учебном процессе при разработке курса международного публичного права и мусульманского права, а также при подготовке спецкурсов, учебных пособий и т. п.

Апробация результатов работы. Основные положения диссертации были доложены на Республиканской научно-практической конференции «Социально-экономические и политико-правовые аспекты становления рыночных отношений в Республике Татарстан» (г.Казань, 10−11 октября 1996 г.), на Итоговой научно-практической конференции ИСЭПН АНТ (г. Казань, февраль 1997 г.).

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Шихаб Абдул Карим, Ананьев В. В. Некоторые формы сотрудничества регионов в европейских странах // Научные труды Института социально-экономических и правовых наук Академии наук Татарстана. Т. VI. — Казань, 1997. — С. 170 — 176.

2. Шихаб Абдул Карим. Совет Европы и некоторые проблемы защиты прав человека в России // Научные труды Института социально-экономических и правовых наук Академии наук Татарстана. Т. VIII. — Казань, 1997.-С. 178- 183.

3. Шихаб Абдул Карим. Концепция прав человека в Конституции Республики Йемен // Научные труды Института социальноэкономических и правовых наук Академии наук Татарстана. Т. XIV. -Казань, 2000 (выход в печати — июль-август 2000 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Международное право прав человека представляет собой правовую систему. Права человека являются составной частью современной жизни как в европейских, так и мусульманских странах. Правовые системы этих стран практически закрепили все принципы и нормы, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Европейской конвенции по правам человека, во Всеобщей исламской декларации прав человека и других международно-правовых актах.

2. Немусульманские и мусульманские страны имеют много общих черт: административно-территориальное управление, судопроизводство, внешняя и внутренняя политика, взимание налогов, защита прав и свобод человека и т. п. Приоритетным остается принцип уважения к человеческой жизни, который воплощен в праве на жизнь, провозглашенном и во Всеобщей декларации прав человека, и во Всеобщей исламской декларации прав человека, и в конституциях многих стран. Кроме того, в последнее время мировым сообществом принят принцип неразрывной связи прав и обязанностей человека, а также то, что осуществление прав человека и основных свобод во многом определяется социально-экономической структурой общества. В концепции прав человека основной упор сделан на то, что человек может воздействовать на внутригосударственную систему права и систему законодательства. Этим можно объяснить приоритет таких прав и свобод, как свобода слова и собраний, свобода совести, мнений т.п. Хартия социальных прав человека выдвигает концепцию основных социально значимых задач: право на социальное обеспечение, право на образование, полная занятость, право на благоприятную окружающую среду, т. е. все то, что может быть результатом коллективных усилий всего общества.

В мусульманском праве основным социальным принципом является «закят» — налог в пользу бедных. В то же время «закят» означает для мусульманина очищение своего имущества, т. е. передача его части в пользу бедных, сирот, вдов, больных, студентов, социально не защищенных граждан. Право на жизнь, согласно мусульманскому праву, предполагает загробную жизнь, право на которую надо завоевать, пока живешь на земле.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод является приоритетным документом для правовых систем государств-членов ЕС. Она предусматривает защиту прав человека через Суд, цель которогообеспечение эффективности права как государств-членов ЕС, так и отдельных граждан. Таким образом утверждается доктрина верховенства права ЕС над национальным правом. При обеспечении прав человека Суд исходит, как правило, из конституционных традиций. Конституции считаются первым источником «обоснования» прав человека ЕС. Вторым источником концепции основных прав человека являются международные договоры. Наиболее важным договором, конечно, следует признать Европейскую конвенцию о правах человека. Суд, защищая права, ссылается обычно на этот документ. Кроме того, он также ссылается и на Европейскую социальную хартию и на Конвенцию 111 Международной организации труда от 25 июня 1958 г. Оценивая Европейскую конвенцию о правах человека, можно сказать, что этот документ непосредственно и постоянно защищает закрепленные в ней права.

В международном праве существует институт Омбудсмена, наделенного полномочиями принимать жалобы от любого гражданина ЕС, касающиеся нарушения прав человека.

В мусульманском праве нет Суда, аналогичного Европейскому суду, а также института Омбудсмена. Однако это не снижает достоинства мусульманского права в деле защиты прав человека.

4. Правовая система РФ нуждается в дальнейшем сближении внутригосударственного законодательства с международными стандартами прав человека. В первую очередь, это касается отраслевого законодательства. При разработке отраслевых законодательных актов российским законодателям надо учитывать фактор «недействующего закона», поэтому при отработке механизма действия законов следует учитывать опыт прецедентного права, накопленный за годы функционирования правовой системы Совета Европы. Законы и подзаконные акты, которые должны содержать в себе механизм реализации законодательных актов, должны приниматься одновременно.

Правовая система Российской Федерации в области прав человека во многом зависит от субъектов Федерации. Поэтому, во вторую очередь, можно было бы создать в крупных регионах, например, в Татарстане, институт Омбудсмена, законодательно оформив его полномочия.

Кроме того, оставляет желать лучшего уровень правосознания рядовых граждан РФ. Каждый россиянин должен знать свои права и пользоваться ими, не ущемляя прав других. Особенно это касается чиновников различных государственных структур. Для повышения уровня правосознания населения россиян следует ввести в программу средних общеобразовательных школ, профессиональных училищ (лицеев, колледжей и т. п.) и высших учебных заведений преподавание европейских стандартов прав и свобод человека. Этому должны способствовать материалы центров информации и документации Совета.

Европы, открывающиеся в последнее время в Российской Федерации (в том числе в Казани на базе библиотек Госсовета РТ и Казанского государственного университета).

Активное участие РФ в работе Совета Европы, освоение опыта его деятельности в области прав человека, приведение внутригосударственного законодательства в полное соответствие с европейскими стандартами, а также контроль за соблюдение прав человека в регионах и ликвидация правовой безграмотности населения должны содействовать строительству в России правого государства.

5. Статистический анализ, проводимый правоохранительными органами РФ, убеждает в том, что в стране имеют место нарушения личных прав граждан. Это касается и права на жизнь, и права на собственность, и права на здоровье и здоровую окружающую среду. Особую тревогу с положением прав человека вызывает нарушение экономических и социальных прав рядовых граждан.

6. В отличие от международного права мусульманское право, представленное в конституциях большинства арабских и мусульманских стран, опирается на классический шариат, т. е. на морально-правовые нормы мировосприятия и поведения, которые изначально были сформулированы в Коране. Коран как морально-правовой кодекс поведения мусульман обязывает каждого правоверного исполнять роль «добросовестного управляющего» в рамках шариата и не посягать на права и запреты Аллаха.

Заложенная в основу мусульманской правовой системы возможность активного участия мусульман в жизни общины, в том числе и в сфере развития прав человека путем иджтихада, позволяет мусульманскому праву быстро адаптироваться к меняющимся условиям социально-экономического развития и тем самым создавать новые отраслевые законы в рамках мусульманской нормативно-правовой и этической традиции, восходящей к откровениям Аллаха и деяниям пророка Мухаммеда.

Большинство мусульманских стран с момента создания ООН являются участниками формирования международного права прав человека. Это накладывает на них соответствующие международно-правовые обязательства как в плане соблюдения Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о правах человека и конвенций, в которых они участвуют, так и в плане совершенствования внутригосударственного законодательства, что дает возможность задействовать все механизмы защиты прав человека.

Приоритетом правовой системы мусульманских стран с начала 80 годов XX в. является правовое оформление нового международного гуманитарного порядка, который призван гарантировать защиту прав человека и народов, а также обеспечить равные права и условия для богатых и бедных стран. Эта проблема остается актуальной до сих пор. В настоящее время сложились реальные условия для трансформации международных норм во внутреннее законодательство в строгом соответствии с требованиями шариата. Конституции многих мусульманских стран уже закрепили положения о правах человека, представленные в международном праве (например, конституции Йеменской Арабской Республики, Арабской Республики Египет и др.). При этом мы не забываем, что мусульманское право, которое включает в себя и исламскую правовую систему, выступает как совокупность норм и правил божественного, священного происхождения, обращенных как к индивидууму, так и к обществу в целом, независимо от их социально-политической ориентации. Характер и содержание правовых норм вне зависимости от объекта регулирования на протяжении многих веков остается без изменения. Это означает, что не существует мусульманского международного права, с точки зрения сравнения современного внутригосударственного права и международного права, в основе которого лежит различие в характере природы права, его источниках, субъектах, механизме имплементации и применяемых санкциях.

Итак, сделанные нами выводы, которые вытекают из работы, мы хотим дополнить некоторыми предложениями, а именно: международное право должно использовать накопленный мусульманским правом опыт соединения морали и права в целях повышения эффективности и действенности норм международного права прав человекашире информировать страны мира об исламском мировом экономическом и гуманитарном порядкеактивно внедрять в массовое сознание мусульман догматы ислама, связанные с правами человека.

Мы уверены в том, что данное исследование поможет полнее представить особенности мусульманской правовой системы. В своей работе мы показали, что мусульманские страны не только сыграли большую роль в становлении и развитии экономики, права, культуры и науки в эпоху средневековья, но и продолжают в наши дни вносить существенный вклад в развитие международной правовой системы. Примером тому служит Всеобщая исламская декларация прав человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. М.: ТОО «ИВАН», 1993.-32 с.
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) // Права человека. Сборник международных документов / Сост. Л. Н. Шестаков М.: Изд-во МГУ, 1990. — С. 36 — 47.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) // Права человека. Сборник международных документов / Сост. Л. Н. Шестаков М.: Изд-во МГУ, 1990. — С. 48 — 60.
  4. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.)//Права человека. Сборник международных документов / Сост. Л. Н. Шестаков М.: Изд-во МГУ, 1990. — С. 60 — 64.
  5. Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.)//Права человека. Сборник международных документов / Сост. Л. Н. Шестаков М.: Изд-во МГУ, 1990.- С. 65- 69.
  6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) // Права человека. Сборник международных документов / Сост. Л.Н.Шестаков- М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 84 — 94.
  7. Дополнительный протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1952 г.) // Права человека. Сборник международных документов / Сост. Л. Н. Шестаков М.: Изд-во МГУ, 1990. — С. 94 — 96.
  8. Протокол N- 2 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1963 г.) // Права человека. Сборник международных документов / Сост. Л. Н. Шестаков М.: Изд-во МГУ, 1990. — С. 96 — 99.
  9. Протокол N- 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1963 г.) // Права человека. Сборник международных документов / Сост. Л. Н. Шестаков М.: Изд-во МГУ, 1990. — С. 99 -111.
  10. Протокол N- 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1983 г.) // Права человека. Сборник международных документов / Сост. Л. Н. Шестаков М.: Изд-во МГУ, 1990. — С. 111 -113.
  11. Протокол N- 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1984 г.)//Права человека. Сборник международных документов/ Сост. Л. Н. Шестаков М.: Изд-во МГУ, 1990. — С. 113 -115.
  12. Протокол N- 8 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1985 г.) // Права человека. Сборник международных документов / Сост. Л. Н. Шестаков М.: Изд-во МГУ, 1990. — С. 115 -118.
  13. Европейская социальная хартия (1961 г.) // Права человека. Сборник международных документов / Сост. Л. Н. Шестаков М.: Изд-во МГУ, 1990. -С. 118−137.
  14. Американская конвенция о правах 'человека (1969 г.) // Права человека. Сборник международных документов / Сост. Л. Н. Шестаков М.: Изд-во МГУ, 1990. — С. 143 — 166.
  15. Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.) // Права человека. Сборник международных документов / Сост. Л. Н. Шестаков М.: Изд-во МГУ, 1990. — С. 167 — 179.
  16. Парижская хартия для новой Европы (1990 г.) // Общеевропейская встреча в верхах. Париж, 19−21 ноября 1990 г. Документы и материалы. М., 1991. — С. 4−23.
  17. Всеобщая исламская декларация прав человека // Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. М.: Междунар. отношения, 1991. — С. 193 — 199.
  18. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.) // Правачеловека. Сборник международных документов / Сост. Л. Н. Шестаков. -М.: МГУ, 1990. С. 70 — 84.
  19. Устав Совета Европы 1949 г. // Международное публичное право. Сборник документов / Сост. К. А. Бекяшев, А. Г. Ходаков. В 2 т., Т.1. М., 1985.-С. 5−33.
  20. Конституция РФ: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997.-716 с.
  21. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. Казань: Татарское кн. изд-во 1993.-47 с.
  22. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, М.: Политиздат, 1991.-64 с.
  23. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. М.: Сов. Россия, 1991. — 59 с.
  24. Уголовный кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнеиями на 1 апреля 1999 г. М.: «Проспект», 1999. — 158 с.
  25. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 24 июня 1994 г. (26 июля 1994 г.) N- 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994, N-13, Ст. 1447.
  26. Абуль Аль-Аля Аль-Маудуди. Основы ислама / Перевод И. Мухаммеда Шейха. -М.: ПК «САНТЛАДА», 1993. 128 с.
  27. Аристотель. Этика. СПб., 1908.- 268 с.
  28. Ю.Я., Фельдман Д. И. Международное право: проблема методологии. Очерки методов исследования. М.: Изд-во «Международ, отношения», 1971. — 176 с.
  29. Ю.Я., Фельдман Д. И. История международного права. М.: «Международ, отношения», 1990. — 208 с.
  30. Ю.Я. Библия и международное право // Правоведение. 1991, N- 5. С. 40−48.
  31. П.Н. Международное право: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1998.-416 с.
  32. И.П. Международное и внутригосударственное право. М., 1960.-209 с.
  33. Е.Г. К.Хилл. Свобода против закона // Вопросы истории.1999, N- 6. С. 172 — 175.
  34. В.В. Нужен ли Уполномоченный парламента по правам человека в России?// Государство и право. 1993, N-10. С. 112 — 120.
  35. Л.С. История Востока: В 2 т., Т. 1. М.: Высшая школа, 1998. — 495 с. 40. Вестник КС РФ. 1993, N-1.
  36. Д., Харрис Д., Зваак JI. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: права и практика. М.: Изд-во МНИМП, 1998. — 600 с.
  37. А.А. Проблемы судебной реформы: административные суды, суды присяжных, неприкосновенность судей // Судебно-правовая реформа: концепция и пути ее реализации в Республики Беларусь. -Минск, 1992. С. 47 — 79.
  38. А.А. Концепция прав человека в Конституции Республики Беларусь // Право и демократия: Сб. науч. тр. Белорус, гос. ун-та. Вып. 9. -Минск: Право и экономика, 1998, — С. 84−98.
  39. С. Криминальная революция. М., 1993.-87 с.
  40. Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1967. — 248 с.
  41. Г. Г. Индивидуализм старый и новый. Личность в постсоветском социуме // «Полис», 1999, N-3. С. 5 -15.
  42. Н.В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века. М.: Политиздат, 1989. — 352 с.
  43. Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Междунар. отношения, 1991. — 216 с.
  44. Ю.М. Восток методологические этюды. — М.: ТЕИС, 1998. -127 с.
  45. А.А. Халифы без халифата. М., 1988. — 175 с.
  46. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850.- 475 с.
  47. С.А. Правовая доктрина как системообразующий фактор в праве // Право и демократия. Сб. науч. тр. Вып. 9. Минск: «Право и экономика», 1998. — С. 39 — 42.
  48. С.А. Институт монархии в странах Арабского Востока. -М., 1981.- 286 с.
  49. В.К. «Европейская держава». Россия трудный путь к цивилизации. Исторические очерки. — М., 1997. — 306 с.
  50. С.А. Война в Югославии хуже, чем преступление. Это ошибка // Комсомольская правда. 1999, 13 мая.
  51. В.А. Международная безопасность и права человека. -М.: Изд-во АПН, 1988. 64 с.
  52. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. — 135 с.
  53. В.А. Как подать жалобу в Европейский суд по правам человека.-М.: Изд-во графика НОРМА ИНФРА-М, 1998. — 96 с.
  54. А.Д. Закон как основной гарант прав человека // Распространение знаний о международном гуманитарном праве. Материалы международной конференции. Казань. 15−16 мая 1997 г. -Казань, 1997.-С. 133 136.
  55. А. Блеск и нищета движения правозащитников // Российская газета. 1997, 21 февраля.
  56. В.Н. Административно-правовая защита прав человека // Право и демократия: Сб. науч. тр. Белорус, гос. ун-т. Вып. 9 Минск: Право и экономика, 1998. — С. 112 -124.
  57. М. В. Милн А. Права человека и человеческое многообразие // Международное сотрудничество и права человека. Реферативный сборник. М., 1989. — С. 35 -47.
  58. А.В. Европейский союз и государства-участники: взаимодействие правовых порядков (практика ФРГ). Книга III.- Казань, 1996. 192 с.
  59. В. Крупные системы права в современном мире // Сравнительное правоведение. Сб. статей.-М., 1978.-С. 86- 118.
  60. JI. Пенсионеры решили защитить себя сами. Через суд. // Вечерняя Казань. 2000, 10 марта.
  61. Комсомольская правда. 2000, 26 февраля.
  62. С. А. Брандт В. Права человека: грубые нарушения и произвол // Международное сотрудничество и права человека. М., 1989. -С. 98- 107.
  63. Конституции государств Ближнего и Среднего Востока. М., 1956. -256 с.
  64. Конституционные права и свободы в России / Отв. ред. К.АЭкштайн. М.: «Фонд Конституция», 1998. — 414 с.
  65. М.С. Защита гражданских прав: новые аспекты // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М. И. Брагинского. -М.: Изд-во «Статут», 1998. С. 304 — 348.
  66. Коран / Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского. Баку: Язычы, 1990. — 744 с.
  67. А.Н. Концепция административных судов // Судебно-правовая реформа: концепция и пути ее реализации в Республики Беларусь. Минск, 1992. — С. 69 — 86.
  68. С.Б. История создания ООН. М., 1960. — 176 с.
  69. Т.А. Стандарты Совета Европы и правовая система Российской Федерации // Журнал российского права. 1997, N- 5. С. 77 -95.
  70. Д.Б. Проблемы соотношения международного и внутригосударственного права // Советское государство и право. 1964, N-7. С. 66 — 81.
  71. З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока (Идейный аспект). М., 1988. — 125 с.
  72. В.Н. На стезе права и справедливости / Общая ред. P.M. Булатова. М.: Изд-во «Корпорация Я», 1997. — 254 с.
  73. В.Н. Россия и Европейский союз в стратегической перспективе // Международная жизнь.-2000, N-1. С. 40−49.
  74. Е.А. Межнациональные конфликты и права человека // Права человека и межнациональные отношения / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1994. — С. 44 — 64.
  75. В.В. Преступность XX в. Мировые, региональные и российские тенденции. М.: Изд-во НОРМА, 1997. — 525 с.
  76. М.П. Философские основы прав человека // Международное сотрудничество и права человека. Реферативный сборник. М., 1989. — 48 — 59.
  77. А.В. Цели ограничений прав человека // Права человека в России и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Материалы международ, научно-практ. конф. (29−30 октября 1996 г.). Ч. I. Саратов: СГАП, 1997. — 47 — 49.
  78. Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность // Конституция СССР и правовое положение личности. -М., 1979. С. 54−81.
  79. .Г. ООН и содействие осуществлению соглашений о правах человека. М.: Наука, 1986.- 110 с.
  80. В.И. Актуальные вопросы социальной политики России // Международная жизнь. 1999, N- 4. С. 31 — 38.
  81. А. Ислам: Очерк истории. М.: Наука, 1982. — 191 с.
  82. Н.И. Право человека на жизнь в свете российских международных стандартов // Права человека в России и Европейская
  83. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Материалы международ, научно-практ. конф. (29−30 октября 1996 г.). Ч. I. -Саратов: СГАП, 1997. С. 32 — 35.
  84. С.А. Права человека в исламе. Казань: Изд-во «Иман», 1995. — 36 с.
  85. Г. В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. М.: «Наука», 1991.- 189 с
  86. А.П. Права человека и международные отношения. М.: «Наука», 1982. — 145 с.
  87. Г. И. Ислам и мусульманское право в странах социалистической ориентации // Мусульманское право. М., 1984. -С. 59−76.
  88. Н.А. Россия и мировой восточный вопрос // Международная жизнь. 1999, N- 4. С. 14 — 23.
  89. С.Х., Васин A.JI. Европейские стандарты обеспечения конституционных прав личности при расследовании преступлений. -Казань: Магариф, 1998. 223 с.
  90. B.C. Права человека в истории политической и правовой мысли (от древности до Декларации 1878 г.) // Права человека в истории человечества и современном мире. М., 1989. — С. 43 — 69.
  91. JI.А. Личность как субъект непосредственной демократии // Правовое государство и демократия. Межвузов, сб. науч. статей. -Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1992. С. 44−51.
  92. Общая теория прав человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Изд-во НОРМА, 1996. — 520 с.
  93. Э.С. Ислам и конституционное строительство в странах Востока // Мусульманское право. М., 1989. — С. 105 — 120.
  94. Я.А. ООН и права человека. М.: «Международные отношения», 1968. — 191 с.
  95. И. Мифы и реальность судебной защиты прав человека в России // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 7, 1995, — 35 -48.
  96. Права человека каждый день. Значение деятельности Совета Европы в сфере защиты прав человека. Русская версия. Информационный центр по правам человека. Страсбург, 1996, — 61 с.
  97. Права человека: постоянная задача Совета Европы. М.: «Права человека», 1996. — 128 с.
  98. Права человека: изложение фактов N- 24. Права трудящихся-мигрантов. Geneva, 1997. — 99 с. 107. 50-летию Совета Европы // Международная жизнь. 1999, N- 4. -С. 41.
  99. Религиозные объединения Республики Татарстан. Справочник. Вып. I / Отв. ред. .Набиев Р. А Казань, 1997, — 116 с.
  100. В.И. Право жалобы и административная юстиция в СССР // Советское государство и право. 1986, N- 6. С. 97 — 124.
  101. Ф.М. Правовые системы стран мира. М., 1993. — 143 с.
  102. Российская газета. 1993, 16 сентября.
  103. Российская газета. 1994, 9 августа.
  104. Российская газета. 1995, 11 апреля.
  105. Российская газета. 1995, 10 октября.
  106. РТ МВД. Отчет. 1998. Казань: Изд-во «Лиана», 1999, — 80 с.
  107. В.А. Реальности четвертой Республики // Международная жизнь, 1999, N-4.-С. 3- 13.
  108. М.И. Основные черты мусульманского права и его развитие в Иране по Шиитскому направлению. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М. 1963. 19 с.
  109. М.И. Основы мусульманского права. М., 1968. — 154 с.
  110. Г., Мамедов Р. Армяне в Сумгаите. Книга первая. Историко-социологический очерк (1938−1994 гг.). Баку: «Шур», 1994. -152 с.
  111. В.В. Административная юстиция: к теории и истории вопроса // Советское государство и право. 1989, N- 9. С. 77 — 98.
  112. Т.С. Ислам и общество: Опыт историко-социологического исследования. М.: Наука, 1984. — 302 с.
  113. Т.С. Ислам: история и современность. М.: Знание, 1985. — 64 с.
  114. Н.Г. О некоторых способах защиты и охраны прав, свобод и законных интересов граждан в сфере деятельности исполнительной власти в РФ // Конституция РФ и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994. — С. 56 — 76.
  115. Г. Трагедия общего режима // Комсомольская правда. 1999, 13 мая.
  116. Л.Р., Лихачев В. А. Мусульманское деликтное право и уголовное законодательство стран Зарубежного Востока // Мусульманское право. М., 1984. — С. 76- 105.
  117. Л.Р. Мусульманское право и семейное законодательство стран Арабского Востока // Мусульманское право. М., 1984. — С. 120 -145.
  118. Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. -М.: «Наука», 1986. 254 с.
  119. Л.Р. Ислам и конституционный статус личности в странах Зарубежного Востока // Правовое положение личности. Сб. статей. М.: «Наука», 1987. — С. 28 — 51.
  120. Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Изд-во НОРМА, 1996. — 432 с.
  121. .Н. Европейское право. Учебник. М.: Юристь, 1998,456 с.
  122. В.А. Материалы о рассмотрении дел в Европейском суде // Государство и право. 1993, N- 4. С. 104 — 132.
  123. А.Н. Очерк развития индивидуалистического направления в истории философии государства. Идея политического индивида. Ч. 1−2. Харьков, 1904−1907. — 486 с.
  124. Д.И., Курдюков Г. И., Лихачев В. Н. Советская конституция и международное право: Учеб. пособие. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1981.- 108 с.
  125. Д.И. Система международного права. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1983. — 119 с.
  126. М.С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право. М., 1984. — С. 38 — 48.
  127. Н.Ю. Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан России // Государство и право. 1993, N-11.-С. 97 135.
  128. Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. -М.: Ин-т государства и права РАН, 1997. -216 с.
  129. Т.К. Основы права Европейского сообщества: Пер. с англ.-М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. 703 с.
  130. С.В. Личность и международное право. М.: «Международ, отношения», 1974. — 166 с.
  131. С.В. Политика США в области прав человека: слова и дела. М.: «Международ, отношения», 1985. — 57 с.
  132. В.Е. Мусульманская концепция права // Мусульманское право. -М., 1984. С. 4−20.
  133. В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 1999. — 568 с.
  134. В.В. Две тысячи жалоб из России в Европейский Суд // Международная жизнь. 1999, N- 8. С. 33 — 39.
  135. M.JI. Суд европейских сообществ: правовые формы обеспечения западноевропейской интеграции. М., 1987, — 185 с.
  136. M.JI. Международные гарантии прав человека (практика Совета Европы). М: «Международ, отношения», 1992. — 240 с.
  137. Абд аль-Манам Ш. Ислам в противостоянии вызовам современности. Каир, 1980. — 215 с.
  138. Абд ар-Расул. Экономические принципы в исламе. «Дар аль-фикр аль-араби», б.м., б.г.
  139. Али Абдулвахед Уви. Права человека в исламе. Каир: «Дар», 1979.-315 с.
  140. Аль-Маварди. Властные нормы и управление религиозными делами. -Каир, 1973.-232 с.
  141. Атыйя Мустафа Машрафа. Правосудие в исламе. Изд. 2-е. Каир, 1966.-237 с.
  142. Исламская экономика. Джидда, 1980. — 357 с.
  143. Конституция Республики Йемен. Сана, 1994. — 56 с.
  144. Мана аль-Ктан. История законодательства ислама. Ливан-Бейрут: «Муасаст аль-Рисала», 1995. — 367 с.
  145. С. Философия законодательства в исламе. Бейрут, 1952.-386 с.
  146. Хасан Садек аль-Масрафауи. Влияние применения мусульманских уголовно-правовых норм на общественную безопасность и стабильность // Аш-Шария уа-ль-Канун. Сана, 1978, N-1. — С. 24 — 46.
Заполнить форму текущей работой