Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формы, механизмы и социальные пространства самоопределения личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные социально-философские требования к способам диагностики, коррекции и развития самоопределения личности заключаются в следующем: а) учитывать, что критерием педагогической оценки для процесса самоопределения личности является адекватность самоопределения, заключающаяся в формировании такой внутренней позиции личности по отношению к ролям и ценностям, которая обеспечивала бы эффективную… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формы самоопределения личности
    • 1. 1. Социально-философские основания анализа самоопределения личности в научных исследованиях
    • 1. 2. Самоопределение личности
    • 1. 3. Ценностное самоопределение лич’ггости «
    • 1. 4. Ролевое самоопределение личности
    • 1. 5. Проблема адекватного самоопределения личности
  • Глава 2. Социальные пространства самоопределения личности
    • 2. 1. Механизмы самоопределения личности
    • 2. 2. Малое социальное пространство самоопределения личности
    • 2. 3. Пространство семьи
  • Глава 3. Социально-философские требования к способам диагностики, коррекции и развития самоопределения личности
    • 3. 1. Обоснование требований к способам диагностики и коррекции самоопределения личности
    • 3. 2. Концептуальные основы диагностики и коррекции самоопределения личности в малой группе
    • 3. 3. Подход к диагностике и коррекции самоопределения личности в пространстве семьи

Формы, механизмы и социальные пространства самоопределения личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования данной темы обусловлена потребностями современного общественного развития, которое характеризуется кардинальными преобразованиями человеческого бытия, формированием w у г-* новой системы ценностных ориентации личности. В связи с этим для современного мирового обществознания характерно резкое повышение интереса к личности, к человеку, к различным аспектам его взаимоотношений с природной и общественной средой. Значительно выросли и продолжают расти количество, уровень и объем научно-теоретических исследований по данной проблематике, публицистических и популярных статей и книг, прогнозов и рекомендаций. Проблема самоопределения личности как одного из существенных проявлений общественного человека, показателя его суверенности в основных сферах его жизнедеятельности является в этом контексте одной из центральных. Ее исследование будет способствовать решению многих практических задач по активизации сущностных сил личности.

Все более настойчивое обращение исследователей к феномену самоопределения, по-видимому, объясняется не только, и не столько стремлением к констатации существования одного из важнейших характеристических качеств личности, а скорее продиктовано осознанной необходимостью глубже проникнуть в сущность процесса формирования и развития личности вообще, нравственного развития в особенности.

Актуальность анализа механизма самоопределения личности осознана далеко не в полную меру. Об этом свидетельствует недостаточный уровень разработанности этой проблемы. В современных условиях без знания таких механизмов невозможно эффективное управление любым общественным процессом", — отмечает В. Ф. Сафин.

Теоретический интерес к проблеме самоопределения личности обусловлен внутренними потребностями самой теории, прежде всего в области философии. Тенденции современного общественного развития обусловили необходимость всесторонней разработки данной проблематики, раскрывающей связь объективных законов общественного развития с сознательной деятельностью человека. Все чаще употребляемое в научном лексиконе понятие «самоопределение личности» диктует необходимость определения соответствующего статуса в теории. Необходимы комплексные философские и психолого-социологические исследования по вопросам самоопределения личности во взаимосвязи всех его составляющих, а также выработка научно-обоснованных рекомендаций для школы, семьи, ВУЗов.

В современных условиях все больше людей приходят к мысли о недостаточности экономических, научно-технических, экологических и политических критериев общественного прогресса, о необходимости его гуманизации. Даже самый высокий жизненный уровень, самая совершенная экономика, самое безупречное состояние окружающей среды и самая развитая демократия не являются синонимами прогресса и не гарантируют его, если не оказывают соответствующего благотворного воздействия на личность, а тем более, если воздействуют на нее деструктивно. В период изменений необходимо воспитывать чувство ответственности каждого человеческого индивида за происходящее в мире, добиваться осознания взаимозависимости людей. Для современного российского общества эти истины оказываются особенно актуальными. Таким образом, актуальность темы исследования определяется той важной ролью, которую играет процесс самоопределения личности в ее развитии в условиях духовного обновления нашего общества.

Учитывая все вышесказанное, можно утверждать, что обращение к вопросу самоопределения личности является современным и актуальным.

Проблема исследования состоит в раскрытии сущности феномена личностного самоопределения, а также в выявлении и обосновании этико-философских и социальных критериев оценки процессов и результатов самоопределения личности.

Степень разработанности проблемы. Самоопределение личностисложная научная проблема, имеющая как минимум философский, социологический, психологический и педагогический аспекты. В силу этого обстоятельства наблюдаются различные подходы к определению этого понятия. Не случайно приняло устойчивый характер словоупотребление «жизненное», «профессиональное», «социальное» самоопределение, каждое из которых отражает различные явления и нуждается в научном истолковании.

В каждом крупном философском течении, в котором рассматривалась проблема человека, существует свое специфическое представление о самоопределении личности, либо явное, либо нет. Эта проблема рассматривалась в русле традиционных вопросов — что такое человек, каков смысл человеческой жизни, а также в рамках вопросов о свободе воли, сущности сознания, проблемы взаимоотнесения человека и общества. Все детали философского подхода к проблеме самоопределения рассмотреть невозможнодля цели настоящего исследования наиболее важными являются классические философские работы Ж. Ж. Руссо (проблемы «естественного состояния» человека и идеальной модели возможного общества), И. Канта (проблема свободы воли), А. Шопенгауэра (вопрос иррациональности человеческой воли), Ф. Ницше (идея воли к власти). Также следует отметить работы современных философов М. А. Розова (проблема свободы человека), Н. И. Кузнецовой (проблема человека и сознания),.

П.Шульца (самоопределение как основное понятие философской антропологии). Философский аспект нравственного самоопределения затрагивается JI.M. Архангельским, А. А. Гусейновым, О. Г Дробницким, Н. Д. Зотовым. По утверждению О. Г. Дробнидкого, «нравственное самоопределение направленно не столько на соблюдение принятых в обществе норм, сколько на закрепление того, что должно быть» (О.Г.Дробницкий, 1974, с24.). А. А. Гусейнов отмечает, что задача нравственности состоит в том, чтобы ориентировать реальное сознание в поведении людей на осуществление идеала должного (А.А. Гусейнов, 1982).

Философско-дсихологический подход к проблеме самоопределения личности представлен в работах C.JI. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, В. Ф. Сафина и др. СЛ. Рубинштейн особо подчеркивал не только зависимость личности от обстоятельств и условий жизни, но и зависимость жизни от личности. При этом личность выступает как субъект жизни. Судьба личности, по мнению C.JI. Рубинштейна, зависит от ее собственного суда над собой. Самоопределение — свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная детерминация, а механизмом самоопределения является интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации. (C.JI. Рубинштейн, 1973). Только самоопределившаяся личность имеет целостность, устойчивость, активность и направленность. Эти свойства личности дают возможность утверждать наличие сформировавшейся внутренней позиции. (СЛ. Рубинштейн, 1957).

Активную позицию личности в самостроительстве подчеркивал и А. Н. Леонтьев, говоря о том, что на каждом повороте жизненного пути человеку необходимо от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе, и все это нужно делать, а не только подвергаться влияниям среды. Самоопределение понимается им как глубокое индивидуальное преломление норм и ценностей окружающей действительности, основное следствие которого — избирательное отношение к миру, выбор тех деятельностей, которые личность делает своими (А.Н. Леонтьев, 1975).

Общепсихологический подход к проблеме самоопределения разрабатывался под руководством В. Ф. Сафина, который рассматривал самоопределение как усвоение, принятие определенного мировоззрения, нахождение баланса между осознанием своих субъективных качеств и общественных требований. В своих работах он характеризует процесс становления и развития процесса личностного самоопределения, выделяет выбор в качестве механизма данного процесса (В.Ф. Сафин, 1986).

Психолого-культурологический подход к проблеме личностного самоопределения представлен в работах Л. С. Выготского. Согласно учению Л. С. Выготского, индивид формирует свой внутренний мир путем усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности, одновременно экстериоризируются (самореализуются) психические процессы (Л.С. Выготский, 1984).

Социологический подход к проблеме самоопределения представлен в работах И. С. Кона, К.А.Альбухановой-Славской, А. В. Петровского и др. По К.А.Альбухановой-Славской самоопределение — осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений и зависит от складывания системы отношений к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим членам (К.А.Атьбуханова-Славская, 1980). Различая социальный и личностный аспекты самоопределения подростков, И. С. Кон противопоставляет их автономии от старших и сущностью их считает ориентировку и определение своего места во взрослом мире (И.С.Кон, 1978). А. В. Петровский ввел понятие «коллективистическое самоопределение», обобщающее относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива как общности, объединенной целями и идеалами (А.В .Петровский, 1982).

Вопросы самоопределения личности в группе рассматриваются в исследованиях Г. С. Антипиной, Е. И. Головахи, И. С. Кона, Г. М. Андреевой и др. Социально-биологические аспекты поведения личности в группе анализируются в работах О .А. Богатыревой. Особенности самоопределения в пространстве семьи рассматриваются А. Г. Харчевым, М. С. Мацковским, Н. Н. Обозовым и др. Проблематика развития личности в контексте информационных взаимодействий и социального наследования детально представлена в работах В. З. Когана. Анализу некоторых аспектов самоопределения личности посвящены кандидатские диссертации Л. И. Антроповой, С. Л. Березина, Л. А Глазовой, Е. Ю. Литвиновой, В. И. Карбина, З. С. Карпенко, Л. И. Красноплаховой и др.

Таким образом, в литературе выявляются три крупных научных подхода к проблеме личностного самоопределения — психологический, социологический и психолого-культурологический, каждый их которых отражает различные аспекты, важные для понимания феномена самоопределения. Философское понимание проблемы самоопределения рассматривается в контексте определенных философских вопросов, относящихся к проблеме человека. В рамках данных подходов значительная исследовательская литература посвящена вопросам, затрагивающим рассмотрение форм и механизмов личностного самоопределения. Однако, отметим, что в центре внимания исследований находится, как правило, содержание отдельных структурных элементов форм и механизмов личностного самоопределения, тогда как вопрос их комплексного изучения и взаимозависимости в рамках социальных пространств не затрагивается. Это и определило направленность настоящего исследования.

Объектом исследования является совокупность процессов самоопределения личности, а предмет исследования составляют формы, механизмы самоопределения, социальные пространства самоопределения и социально-философские требования к способам диагностики и коррекции самоопределения личности.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка социально-философского и конкретно-научного концептуального аппарата для исследования личностного самоопределения на основе анализа и синтеза философских, психологических, социологических и психолого-культурологических представлений об этом феномене, а также разработка социально-философского обоснования и критериев оценки комплекса требований к способам диагностики и коррекции процесса самоопределения личности.

Достижение указанной цели предполагает постановку и решение основных задач:

1. Выявить социально-философские основания анализа самоопределения в научных исследованиях и разработать в основных чертах социально-философский и конкретно-научный концептуальный аппарат для исследования самоопределения личности.

2. Выявить формы и механизмы самоопределения личности, определить их основные признаки и структуру.

3. Выявить и описать особенности проявления форм и механизмов самоопределения личности в различных социальных пространствах.

4. Составить социально-философское обоснование и критерии оценки комплекса требований к способам диагностики и коррекции процесса самоопределения личности.

Теоретической и методологической основой исследования являются общие принципы и нормы научного рационального философского мышления. Наиболее значимыми для настоящей работы являются следующие общефилософские научные принципы: принцип культурно-исторического формирования личностипринцип системности, основой которого является целостное отображение исследуемой системы, междисциплинарный синтез, использование различных методов анализа, каждый из которых способствует раскрытию определенных сторон изучаемого объектапринцип понятийного и концептуального конструктивизма, как направленности на построение новых социальных конструкции (понятий, схем, методологических подходов, теорий) с опорой на имеющиеся традиции и открытостью для последующей рефлексии, критики и коррекции.

Понимание самоопределения и активности личности опирается на фундаментальные онтологические и методологические положения: значимости деятельности и социального взаимодействия для формирования индивида как личностипредставлении о сознании личности не только как об отражении, но и активном конструировании представлений об окружающем бытии.

Научная новизна работы. В процессе исследования был сформулирован и обоснован ряд выводов, а также внесены определенные коррективы и дополнения в имеющиеся в научной литературе результаты. В этих выводах, в основном, отражена научная новизна исследования. В диссертации построен социально-философский и синтетический научный аппарат для исследования форм и механизмов самоопределения, включающий следующие основные понятия и концептуальные схемы: самоопределения личностиформ (ценностной и ролевой), механизмов и социальных пространств самоопределениясхемы процесса личностного самоопределения, а также схем структуры ценностного и ролевого самоопределений личности.

2. Выявлены следующие механизмы ценностного и ролевого самоопределения личности: а) действие закона когнитивного диссонанса, которое заключается в стремлении личности найти некое компромиссное решение с целью уменьшения степени несогласованности имеющихся представлений и поддержания психического равновесия в процессе взаимодействияб) механизм идентификации, заключающийся в установлении отношений между образом Я и социальным понятием, при котором поведение личности сообразуется с представлением о том, как должен вести себя предмет идентификациив) механизм ориентации на референтную группу, при котором личность в своем выборе опирается на мнение значимой группы, так как она для нее является носителем основных ценностных и ролевых характеристик.

3. Раскрыты следующие особенности проявления форм и механизмов в социальных пространствах — малой группе, семье: а) каждое социальное пространство характеризуется своим набором ценностей и ролей для соответствующих ценностного и ролевого самоопределений личностиб) процесс самоопределения в каждом социальном пространстве зависит от выбора личностью референтной именно для этого пространства группы, степени проявления когнитивного диссонанса и особенностей ценностно-ролевых характеристик личностив) процесс самоопределения в социальных пространствах происходит в зависимости от особенностей самих социальных пространств.

4. На основе результатов анализа ценностно-нормативного философского представления в контексте выявления социальных форм и механизмов самоопределения, разработаны следующие социально-философские основания к способам диагностики и коррекции процесса самоопределения личности: а) баланс ориентации на ценности личности, общества и культуры, заключающийся в признании всех существующих ценностей, установлении гармонии и взаимного подкрепления между соответствующими ценностямиб) принцип гармоничного взаимодействия личности с обществом и культурой, что подразумевает такое взаимодействие, где с одной стороны соблюдаются и интересы общества, и интересы личности, а с другой — рост развития личности, уровень повышения ее статуса находится в гармонии с ценностями культурыв) представление о целостности самой личности и ее социального поведения как о позитивной характеристике.

5. Соответственно выявленным основаниям разработаны следующие социально-философские критерии оценки требований к способам диагностики и коррекции процесса самоопределения личности: а) запрет на ущемление ценностей личности, общества и культуры как результата личностного самоопределенияб) социальная и культурная адекватность как соответствие результатов личностного самоопределения имеющимся и возможным структурам общественной и ценностно-нормативной средыв) интрапсихологическая адекватность как соответствие результатов личностного самоопределения внутренним ценностям личности.

Научно-практическая ценность исследования. Значение работы определяется прежде всего проведенным в ней философско-методологическим анализом актуальной проблемы личностного самоопределения. Работа носит теоретический характер, и полученные в ней результаты могут представлять интерес для философов, социологов, социальных психологов, психологов и педагогов. Результаты проведенной работы могут быть использованы как для дальнейшего философско-методологического анализа проблемы личностного самоопределения, так и в практике решения конкретных задач. Материалы диссертации и полученные выводы могут быть полезны как при постановке новых проблем, так и при проведении прикладных исследований. Практическое значение работы заключается в том, что обширный фактический материал и теоретические выводы, полученные в результате его обобщения, могут быть использованы при разработке курсов лекций и семинарских занятий по социальной философии, социальной психологии, социологии и психологии личностипри оценке имеющихся и разработке новых методов диагностики и коррекции самоопределения личности.

Реализация такой концепции позволила сформулировать положения, выносимые на защиту:

I.Основными формами самоопределения личности являются ценностное самоопределение и ролевое самоопределение, состоящие в установлении новых отношений между образом Я и ценностно-ролевыми характеристиками.

2. Особенности проявления форм и механизмов самоопределения личности в социальных пространствах состоят в следующем: а) каждое социальное пространство характеризуется своим набором ценностей и ролей для соответствующих ценностного и ролевого самоопределений личностиб) процесс самоопределения в каждом социальном пространстве зависит от особенностей выбора личностью референтной именно для этого пространства группы, степени проявления когнитивного диссонанса и особенностей ценностно-ролевых характеристик личностив) процесс самоопределения в социальных пространствах происходит в зависимости от особенностей самих социальных пространств.

3.Основные социально-философские требования к способам диагностики, коррекции и развития самоопределения личности заключаются в следующем: а) учитывать, что критерием педагогической оценки для процесса самоопределения личности является адекватность самоопределения, заключающаяся в формировании такой внутренней позиции личности по отношению к ролям и ценностям, которая обеспечивала бы эффективную деятельность, нормальное и эффективное социальное взаимодействие, объективную оценку своих успеховб) для определения особенностей процесса самоопределения личности достаточно проверить такие характеристики личности как адекватность ее самооценки на входе и выходе, а также адекватность оценивающей, когнитивной и поведенческой составляющих в процессев) учитывать, что реализуемость коррекционной работы зависит как от степени адекватности самоопределения, так и от особенностей ценностно-ролевых характеристик личностиг) учитывать необходимость концептуальности при проведении коррекционной работы, а именно то, что проведение коррекционной работы возможно в том числе и с помощью механизмов самоопределения личности.

4. Социально-философскими основаниями и критериями оценки требований к способам диагностики и коррекции процесса самоопределения личности являются:

1.Баланс ориентаций на ценности личности, общества и культуры, заключающийся в признании всех существующих ценностей, установлении гармонии и взаимного подкрепления между ценностями (основание) — недопустимость ущемления ценностей личности, общества и культуры в качестве результата личностного самоопределения (критерий оценки).

2.Принцип гармоничного взаимодействия личности с обществом и культурой, что подразумевает такое взаимодействие, где соблюдаются интересы общества и интересы личности с одной стороны, а с другой — рост развития личности, уровень повышения ее статуса находится в гармонии с ценностями культуры (основание) — социальная и культурная адекватность, как соответствие результатов личностного самоопределения имеющимся и возможным структурам общественной и ценностно-нормативной среды (критерий оценки).

3.Представление о целостности самой личности и ее социального поведения (основание) — интрапсихологическая адекватность, как соответствие результатов личностного самоопределения внутренним ценностям личности (критерий оценки).

Апробация работы. Результаты исследований, выполненных по теме диссертации докладывались на семинаре по социальной философии «Время мира'», проводимом в Новосибирском государственном университетепредставлялись на ежегодных конференциях Новосибирского государственного педагогического университета, использовались в курсе лекций и семинарских занятий по социальной философии, этике и художественной культуре для студентов НГПУтакже использовались в разработке методического пособия для учителей начальных классов средней школы по проблеме самоопределения младшего школьника. Основная концепция диссертации была представлена автором на Международном конгрессе «Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия», организованном институтом философии и права СО РАН (г. Новосибирск) и Новосибирским государственным педагогическим университетом. Диссертация обсуждалась и получила одобрение на заседании кафедры философии НГПУ. Основные положения диссертации изложены в двенадцати публикациях.

Структура работы.

Цель и задачи исследования

определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы. Текст иллюстрирован двумя таблицами, тремя рисунками.

Заключение

.

В настоящей работе была поставлена цель разработки социально-философского и конкретно-научного концептуального аппарата для исследования личностного самоопределения на основе анализа и синтеза философских, психологических, социологических и культурологических представлений об этом феномене, а также составление социально-философского обоснования и критериев оценки комплекса требований к способам диагностики и коррекции процесса самоопределения личности.

Для достижения намеченной цели была проделана значительная исследовательская работа, в результате которой было обозначено следующее.

На первом этапе были выявлены социально-философские основания анализа самоопределения в научных исследованиях и построен социально-философский и синтетический научный аппарат для исследования социальных форм и психологических механизмов личностного самоопределения.

Далее были выявлены и рассмотрены следующие механизмы ценностного и ролевого самоопределения личности: действие закона когнитивного диссонанса, которое заключается в стремлении личности найти некое компромиссное решение с целью уменьшения степени несогласованности имеющихся представлений и поддержания психического равновесия в процессе взаимодействиямеханизм идентификации, заключающийся в установлении отношений между образом Я и социальным понятием, при котором поведение личности сообразуется с представлением о том, как должен вести себя субъектмеханизм ориентации на референтную группу, при котором личность в своем выборе опирается на мнение референтной группы, так как она для нее является носителем главных ценностных и ролевых характеристик.

Также были раскрыты следующие особенности проявления форм и механизмов личностного самоопределения в социальных пространствах: каждое социальное пространство характеризуется своим набором ценностей и ролей для соответствующих ценностного и ролевого самоопределений личностипроцесс самоопределения в каждом социальном пространстве зависит от особенностей выбора личностью референтной именно для этого пространства группы, степени проявления когнитивного диссонанса и особенностей ценностно-ролевых характеристик личностипроцесс самоопределения в социальных пространствах происходит в зависимости от особенностей самих социальных пространств.

На основе результатов анализа ценностно-нормативного философского представления в контексте выявления форм и механизмов самоопределения, разработаны следующие социально-философские основания к способам диагностики и коррекции процесса самоопределения личности: баланс ориентаций на ценности личности, общества и культуры, заключающийся в признании всех существующих ценностей, установлении гармонии и взаимного подкрепления между ценностямипринцип гармоничного взаимодействия личности с обществом и культурой, что подразумевает такое взаимодействие, где соблюдаются интересы общества и интересы личности с одной стороны, а с другой — рост развития личности, уровень повышения ее статуса находится в гармонии с ценностями культурыпредставление о целостности самой личности и ее социального поведения.

Соответственно выявленным основаниям разработаны следующие социально-философские критерии оценки требований к способам диагностики и коррекции процесса самоопределения личности: недопустимость ущемления ценностей личности, общества и культуры в качестве результата личностного самоопределениясоциальная и культурная адекватность как соответствие результатов личностного самоопределения имеющимся и возможным структурам общественной и ценностно-нормативной средыинтрапсихологическая адекватность, как соответствие результатов личностного самоопределения внутренним ценностям личности.

Основные социально-философские требования к способам диагностики, коррекции и развития самоопределения личности были определены в следующем: учитывать, что критерием педагогической оценки для процесса самоопределения личности является адекватность самоопределения, заключающаяся в формировании такой внутренней позиции личности по отношению к ролям и ценностям, которая обеспечивала бы эффективную деятельность, нормальное и эффективное социальное взаимодействие, объективную оценку своих успеховдля определения особенностей процесса самоопределения личности достаточно проверить такие характеристики личности, как адекватность ее самооценки на входе и выходе, а также адекватность оценивающей, когнитивной и поведенческой составляющих в процессеучитывать, что реализуемость коррекционной работы зависит как от степени адекватности самоопределения, так и от особенностей ценностно-ролевых характеристик личностиучитывать необходимость концептуальности при проведении коррекционной работы, а именно то, что проведение коррекционной работы возможно в том числе и с помощью механизмов самоопределения личности.

Основное философское содержание работы заключается в достигнутом уровне решения поставленной проблемы. Так сущность феномена личностного самоопределения раскрывается через проанализированные формы и механизмы смены установок и позиций личности относительно элементов значимых социальных пространств, происходящих в результате личностного кризиса. Таким образом происходит формирование того самого субъекта социальных отношений и взаимодействий, который является ядром социально-философского определения личности. Не менее значимой в философском отношении является детально разработанная система оснований и критериев оценки процессов и результатов самоопределения личности.

Обозначив главные результаты проделанной работы, необходимо сказать, что основной смысл проведенного исследования заключался с одной стороны в раскрытии сущности феномена личностного самоопределения, а с другойв выявлении и обосновании этико-философских и социальных критериев оценки процессов и результатов самоопределения личности.

Результаты проведенной работы могут быть использованы как для дальнейшего философско-методологического анализа проблемы личностного самоопределения, так и в практике решения конкретных задач. Материалы диссертации и полученные выводы могут быть полезны как при постановке новых проблем, так и при проведении прикладных исследований.

В связи с проведением диссертационного исследования следует отметить некоторые новые задачи, возникшие в процессе работы и не обозначенные на ее начальном этапе.

•Выявление и описание особенностей проявления социальных форм и механизмов самоопределения личности в большом социальном пространстве, поскольку в работе ставилась задача их рассмотрения лишь в контексте малого социального пространства на примере семьи и малой группы. Такой аспект рассмотрения может дать наиболее объективные результаты для решения проблемы личностного самоопределения.

•Составление более полного социально-философского основания анализа самоопределения в научных исследованиях, так с точки зрения изучения представления о самоопределении заслуживают внимания многие философские работы, не рассмотренные в данной работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Психотехника разрешения проблемных ситуации. М., 1994 г.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы М., 1990 г.
  3. B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983 г.
  4. Ю.П. Семейная педагогика. М., 1993 г.
  5. Ю.Е. и др. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987 г.
  6. Альбуханова-СлавскаяК.А. Деятельность и психология личности.М., 1980 г.
  7. Американская социологическая мысль. п/р В. И. Добренькова, М., 1996 г.
  8. .Г. Человек как предмет познания. JI., 1968 г.
  9. Э.А. Психологическое тестирование. М., 1982 г.
  10. Ю.Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Казань, 1992 г.
  11. П.Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997 г.
  12. Г. М. Социальная психология. М., 1997 г.
  13. АндрееваГ.М., БогомоловаН.Н., Петровская JI.A. Современная социальная психология на западе: теоретические направления. М., 1978 г.
  14. И.Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982 г.
  15. Л.И. Социальные проблемы самореализации личности (автореферат). Ростов/Д., 1980 г.
  16. Е.А. Социальный статус и активность личности. М., 1984 г.
  17. АнцыфероваЛ.И. Методологические проблемы психологии развития. М., 1978 г.
  18. Аристотель. Сочинения в 4х т. М., 1981 г.
  19. Архангельский!!.М. и др. Методология этических исследований.М., 1982 г.
  20. А.В., Сопиков А. П. Влияние группы на индивида. Социальные исследования. Вып. 3., М., 1970 г.
  21. П.Г., Емельянов Е. Н., Иванов И. А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987 г.
  22. E.JI. Личность в системе общественных отношений. Орел, 1995 г.
  23. С.Л. Самоутверждение и его роль в нравственном развитии личности (автореферат). Свердловск, 1973 г.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986 г.
  25. С.В. Буржуазная социология права. М., 1978 г.
  26. О.А., Шиллеров А. Е. Синергетика социальностиЛ Н-ск, 1998г.
  27. В.А. Психология жизненного пути. СПб., 1994 г.
  28. А.А. Личность и общение. М., 1995 г.
  29. Ф. М. Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989 г.
  30. Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989 г.
  31. Р. и др. Семейная терапия. Воронеж, 1993 г.
  32. А.Я. Идентификация с родителями и формирование психологического пола. Семья и формирование личности, п/р. А. А. Бодалева, М., 1981 г.
  33. А.Я. Идентификация с родителями и формирование психологического пола. В кн. Семья и формирование личности., п/ред. А. А. Бодалева, М., 1981 г.
  34. М. Избранные произведения. М., 1990 г.
  35. В.З., Капустин Д. З. Гармония семейных отношений. Алма-Ата, 1991 г.
  36. Л.В. Роль малой социальной группы в процессе формирования личности (автореферат). М., 1979 г.
  37. Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в ВУЗе. Л., 1986 г.
  38. Вопросы самоопределения личности и ее активности (Межвузовский сборник научных трудов). ред. Сафин В. Ф. Свердловск, 1985 г.
  39. Воспитание школьников: творческий подход (диагностическая практика в воспитательном процессе). Калининград, 1996 г.
  40. Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений в 6 т., т. З, М., 1984 г., с 243−385.41 .Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л., 1982 г.
  41. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. Киев, 1988 г.
  42. Е. И. Кроник А.А. Психологическое время личности. М., 1984 г.
  43. ГоловахаЕ.И. Структура групповой деятельности. Киев, 1979 г.
  44. С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984 г.
  45. С.И., Клецин А. А. Состояние и перспективы развития семьи. СПб., 1994 г.
  46. Н.К., БитинасБ.П. Введение в диагностику воспитанияЛ М., 1989 г.
  47. ГудечекЯ. Ценностная ориентация личности. В кн. Психология личности в социалистическом обществе., ред. Б: Ф. Ломова и др., М., 1989 г.
  48. А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982 г.
  49. В.М., Ладанов Психологическая совместимость в трудовых коллективах. М., 1985 г.
  50. И.Ф. Семья и воспитание. В кн. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы., под ред. Антонова А. И. и др., М., 1990 г.
  51. У. Психология. М., 1991 г.
  52. Диагностика как фактор развития образовательной системы. СПб, 1995 г.
  53. Диагностика профессиональных способностей. М., 1994 г.
  54. Диагностика способностей и личностных черт учащихся. Саратов, 1980 г.
  55. Диагностические методы работы с одаренными школьниками. Воронеж, 1991 г.
  56. Г. В поисках смысла и цели. М., 1986 г.
  57. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987 г.
  58. Дж. Не бойтесь быть строгими (Пер. с англ.). М., 1996 г.
  59. А.И. Психология коллектива. М., 1984 г.
  60. ДонченкоЕ.А., ТитаренкоТ.Я. Личность: конфликт, гармонияЛ Киев, 1989 г.
  61. О. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М., 1867 г.
  62. О. Ценность Философская энциклопедия, т.5. с. 462−463.
  63. О.Г. Понятие морали. М., 1974 г. с. 24.
  64. О.Г. Проблемы нравственности. М., Наука, 1977 г.
  65. В.Н. Психология семьи. М., 1996 г.
  66. Дэна Даниэль Преодоление разногласий: как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПб., 1994 г.
  67. Э. Социология: ее предмет, метод и предназначение. М., 1995 г.
  68. В.В. Перспективы исследования семьи. М., 1987 г.73 .Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. под ред. АнтоноваА.И. и др., М., 1990 г.
  69. Ю.М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990 г.
  70. М. Семья и личность. М., 1986 г.80.3имбардо Ф. Застенчивость (Пер. с англ.). М., 1992 г.81.3лотников Р. А. Культура человеческих отношений в производственном коллективе. Уфа, 1982 г.
  71. Н.Д. Становление индивида как субъекта морального самоопределенияЛ В кн. Личность как субъект нравственной активности. Томск, 1984 г., с 165−204.
  72. В.Г. Коллективизм или конформизм? Л., 1980 г.
  73. Имидж лидера п/р Е.В. Егорова-Гантман, М., 1994 г.
  74. К. Пед. диагностика. М., 1991 г.
  75. И. Сочинения в 6 томах М., 1965 г., т. 1(1), т.4(1)
  76. В.И. Исследование самореализации личности в структуре коммуникативного мира (автореферат). Л., 1978 г.
  77. З.С. Психологические особенности самоопределения младших школьников (автореферат). Киев, 1989 г.
  78. Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. Екатеринбург, 1995 г.
  79. В.Е. Личность. Индивид. Индивидуальность. Современный философский словарь, п/ред. В. Е. Кемерова., 1996 г., с.220−221,269.
  80. Р. Как на самом деле любить детей (Пер. с англ.). М., 1992 г.
  81. КирилловВ. Социально- психологические проблемы самосовершенствования личности. Чебоксары, 1994 г.93 .Китов А. И. Психология хозяйственного управления. М., 1984 г.
  82. В.Й. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988 г.
  83. В.З. Информационное взаимодействие: опыт анализа субъектно-объектных отношений. Томск, 1980 г.
  84. В.З. Маршрут в страну информологию. М., 1985 г.97 .Коган В. З. Теория информационных взаимодействий. Новосибирск, 1991 г.
  85. В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск, 1981 г.
  86. И.З. Развитие социогеннных потребностей трудового коллектива. Рига, 1980 г.
  87. ЮО.Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984 г.
  88. Кон И. С. Личность как субъект общественных отношений. М., 1966 г.102 .Кон И. С. Открытие Я. М., 1978 г.
  89. Кон И. С. Социология личности. М., 1967 г.
  90. Н.А. Методики изучения переживаний ценностно-нормативных ориентации личности. Новосибирск, 1997 г.
  91. Г. Н. Структура и динамика ролевых отношений в первичном научном коллективе (автореферат). М., 1983 г.
  92. Юб.Корсакова Е. И. Развитие группы как коллектива в условиях активной совместной деятельности. Рига, 1984 г.
  93. Л. Личность и ее ценностные ориентации. М., 1982 г.
  94. Л.И. Психологические условия развития личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте (автореферат). М., 1988 г.
  95. Р.Л. Если вы руководитель. М., 1993 г.
  96. Ю.Кричевский Р. Л., Дубровская Е. М. Психология малой группы. МД 991 г.
  97. А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев, 1982 г.
  98. Е.В. Лидер и лидерство (исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли). Архангельск, 1996 г.
  99. З.Кузнецова Н. И., Розов М. А. Сознание и проблема человека. В кн. Проблема человека и гуманитарные науки. Н-ск, 1988 г.
  100. Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967 г.
  101. Культура семейных отношений. М., 1985 г.
  102. Пб.Кухарчук А. М., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск, 1976 г.
  103. Т.С. Этика социальной активности личности. М., 1974 г.
  104. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975 г.
  105. Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. «Вопросы философии» № 4, 1996 г., с. 15−25.
  106. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991 г.
  107. . Кризисы жизни шансы жизни: развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994 г.
  108. Ч. Конфликт: семь шагов к миру. СПб., 1997 г.
  109. А.И. Самооценка школьника. М., Знание, 1976 г.
  110. Е.Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях (автореферат). М., 1992 г.
  111. В.Т. Самоанализ и познание внутреннего мира. СПб., 1996 г.
  112. Я.Н. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов-нД, 1991 г.
  113. Ю.Я. Социальная психология для руководителя. М., 1976 г.
  114. П.П. Формирование человека как личности. Л., 1984 г.
  115. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., Наука, 1983 г.
  116. Н.В. Особенности социологического анализа семейных конфликтов (социологические исследования). М., 1984 г.
  117. И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. Киев, 1990 г.
  118. А. Самоактуализация (Психология личности. Тесты). М., 1989 г.
  119. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996 г.
  120. Матейчек 3. Родители и дети (Пер. с чешек.). М., 1992 г.
  121. М.С. Социология семьи (проблемы теории, методологии и методики). М., 1989 г.
  122. Межличностное восприятие в группе. п/р Г. М. Андреевой, А. И. Донцова, М., 1981 г.
  123. А. Психология лидера (пер. с итальянского). М., 1996 г.
  124. B.C. Личность и общество. Пермь, 1990 г.
  125. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. под ред. Журавлева А. Л., М., 1995 г.
  126. Механизмы формирования ценностных ориентаций. под ред. МухинойВ.С., М., 1985 г.
  127. А. Лидер как мастер единоборства (в двух частях). М., 1993 г.
  128. В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности. Ульяновск 1997 г.
  129. Ф.Т. Загадка человеческого Я. М., 1976 г.
  130. В.И. Самореализация личности как социальный процесс (автореферат). Киев, 1990 г.
  131. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988 г.
  132. В.Г. Социология личности: теория и опыт исследования. Красноярск, 1989 г.
  133. Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 1984 г.
  134. Е.П., Харламенкова Н. Е. Проблема самоутверждения личности в философии и психологии (к истории проблемы). «Вопросы философии» № 8 1995г., с. 73−91.
  135. Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1995 г.
  136. Ф. Сочинения в 2х томах М., 1990 г.
  137. Ф. Шопенгауэр как воспитатель. Ницше Ф. Странник и его тень. М., 1994 г.
  138. Е.В. О некоторых характерах общения между супругами. сб. Семья и формирование личности п/р. А. АБодалева, М., 1981 г.
  139. В.В. Психологический климат трудового коллектива. М., 1975 г.
  140. В.И. Структура межличностных отношений. Киев, 1975 г.
  141. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991 г.
  142. . Д. Основы социально-психологических теорий. М., 1971 г.
  143. Пед. диагностика в школе. п/ред. Кочетова А. И. Минск, 1987 г.
  144. Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1996 г.
  145. А.А. Социология городской семьи. Ижевск, 1981 г.
  146. А.В. и др. Социальная психология. М., 1987 г.
  147. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982 г.
  148. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978 г.
  149. Ю.П. Психология коллективной деятельности. Л., 1990 г.
  150. Познай себя и других (сборник тестов). Сост. Леонов А. Г., М., 1995 г.
  151. А.И. Социология организаций. М., 1980 г.
  152. Проблема ценности в философии ред. А. Г. Харчев, М.-Л., 1966 г.
  153. Проблема человека в западной философии. ПУр Ю. Н. Попова, сост. П. С. Гуревич, М., 1988 г.
  154. Проблемы руководства научным коллективом. под ред. Ярошевского, М., Наука, 1982 г.
  155. Проблемы формирования ценностных ориентаций. М., 1984 г.
  156. Проблемы человека в философии ред. Зуб А. Т. М., 1998 г.
  157. Психологическая диагностика: проблемы и исследования. под ред. ГуревичаК.М., М., 1981 г.
  158. Психология личности в социалистическом обществе ред. Б. Ф. Ломова и др., М., Наука, 1989 г.
  159. Психология личности в условиях социальных изменений. ред. Альбуханова-Славская К. А., М., 1993 г.
  160. Развитие современной семьи. Кишинев, 1990 г.
  161. Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992 г.
  162. Н.С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе) М., 1993 г.
  163. Н.С. Ценности в проблемном мире. Новосибирск, 1998 г.
  164. Роль практической психологии в становлении и развитии личности (сб. статей). Тамбов, 1996 г.
  165. А.Н. Объективное и субъективное в повышении социальной активности личности. Кишинев, 1991 г.
  166. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988 г.191 .Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание М., 1957 г.
  167. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973 г.
  168. В.Л., Елисеевва И. И., Кадибур Т. С. Структура и функции семейных групп. М., 1983 г.
  169. .Ж. Избранное. М., 1976 г.
  170. Л.И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее. Саранск, 1992 г.
  171. И. Философия глобального образования. «Философия образования для 21в», М., 1992 г.
  172. .И. Правовые и социально-психологические основы управления трудовым коллективом. М., 1994 г.
  173. Р. Один к одному: беседы с создателями семейной терапии. М., 1996 г.
  174. В. Как строить себя и свою семью. М., 1992 г.
  175. В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986 г. 201. Семейно-бытовая культура. под ред. Водзинского Д. И., Минск, 1981 г.
  176. В.К. Человек в деловой сфере. Л, 1985 г.
  177. Семья в кризисном обществе. М., 1993 г.
  178. Семья в представлениях современного человека. ред. Г. А. Заикина и др., М., 1990 г.
  179. Семья глазами психолога (сборник методик). сост. Спичак С. Ф., М., 1995 г.
  180. Семья и социальная структура. ред. М. С. Мацковский, М., 1987 г.
  181. Семья и формирование личности (сб. научн. трудов). под ред. БодалеваА.А., М., 1981 г.
  182. Семья как объект философского и социологического исследования. Л., 1974 г.
  183. О.С. Эмоциональные отношения в семье. Кишинев, 1991 г.
  184. А.Н. Психологические игры: какие мы на работе и дома. Минск, 1995 г.211 .Скотг Д. Конфликты, пути их преодоления. Киев, 1991 г.
  185. М. и др. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести. М., 1994 г.
  186. Л.Н. Диагностика межличностных отношений. М., 1990 г.
  187. В.Г. Воспитание на основе потребностей человека. ж. Педагогика № 2, 1993 г.
  188. В.Н. и др. Отцы и дети в меняющемся мире. М., 1991 г.
  189. Социальная идентификация личности в условиях быстрых перемен. п/р В .А. Ядова, М., 1994 г.
  190. Социальная среда и личность (сб. статей). под ред. Архангельского Л. М., Свердловск, 1969 г.
  191. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. ред. Альбуханова-Славская К.А., М., 1983 г.
  192. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М., 1979 г.
  193. JI.A. Ценностные ориентации личности и регуляции взаимоотношений. Баку, 1989 г.
  194. Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 1996 г.
  195. В.А. Супружеские конфликты. М., 1983 г.
  196. В.А. Устойчивость брака. М., 1981 г.
  197. Ю.В. Микросреда и личность. М., 1974 г.
  198. А.А. Общественное мнение и поведение личности. Минск, 1975 г.
  199. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. ред. Райгородский Д. Я., Самара, 1996 г.
  200. Теория личности и аксиология. М., 1994 г.
  201. В.Н., Братановский С. Н. Социально-экономические и правовые вопросы управления трудовым коллективом. Саратов, 1984 г.
  202. В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987 г.
  203. А.Н. Школа самоопределения: первый шаг. М., Творческая педагогика, 1991 г.231 .Устюжанин А. П., Утюмов Ю. А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. М., 1993 г.
  204. В.В. Психологическая адаптация человека: практические советы. Кемерово 1993 г.
  205. Н.С. Общая теория малых социальных групп и особенности груплообразования в современном обществе. М., 1991 г.
  206. Л. Введение в теорию диссонанса Современная зарубежная социальная психология. Тексты, М. 1984 г.
  207. Формирование нравственно-психологического климата в коллективе (сб.трудов). Пермь, 1985 г.
  208. А. Психология Я и защитные механизмы. М. 1993 г.
  209. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1991 г.
  210. Фрейд 3. Психоанализ и детские неврозы. СПб., 1997 г.
  211. Э. Человек для себя. Минск, 1992 г.
  212. Э. Анатомия человеческой деструктивности. м., 1994 г.
  213. Н.Е. Самоутверждение личности: введение в проблему. В кн. Психология личности в условиях социальных изменений. под ред. К.А.Альбухановой-Славской, М., 1993г
  214. А.Г. Социология воспитания. М., 1990 г.
  215. А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы: социально-демографические исследования. М., 1978 г.
  216. .И. Психотехника конфликта. Красноярск, 1995 г.
  217. С. Целостное восприятие личности и методы определения ее типа. Киев, 1992 г.
  218. Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследлование и применение. СПб., 1997г
  219. Н.Ф. Самоутверждение личности: социально-философский анализ. Киев, 1985 г.
  220. В.Г. Общественное пространство. 1984 г.
  221. А.С., Крикунов А. С. Социально-психологические основы коллектива. Воронеж, 1991 г.
  222. А.А. Мир общения: социально-психологический аспект. Н-ск, 1993 г.
  223. Н. Управление социальными процессами в трудовых коллективах. М., 1990 г.
  224. В.Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981 г. 253. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1997 г.
  225. Н.Д. Семья как общественное явление. Воронеж, 1989 г.
  226. ШихиревП.Н. Современная социальная психология в Западной ЕвропеЛ М., 1985 г.
  227. А. Мир как воля и представление. М., 1993 г.
  228. А. Свобода воли и нравственность. М., 1992 г.
  229. М.В. Социальный конфликт и самоосуществление личности. Саратов, 1994 г.
  230. П. Философская антропология. Н-ск., НГУ, 1996 г.
  231. Н.Н. Безопасность человека. Безопасность общества. СПб., 1995 г.
  232. И.Ф., Юнда Л. И. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни. Киев, 1990 г.
  233. В.А. Социальная идентификация личности. М., 1993 г.
  234. В.П. Социальное время. 1980 г.
  235. S. Е. Effects of group pressure upon the modification and distortion of judgments Group, leadership, men. Pittsburgh, 1951.
  236. Asch S. E. Opinions and social pressures Scientific american. 1955. V. 193.
  237. Deutsch M. Field theory in social psychology. Lindzey G., Aronson E. (eds.). The handbook of social psychology. Reading, 1968.
  238. Deutsch M., Gerard H.B. A study of normative and informational socialinfluences upon individual judgment. Journal of abnormal and socialpsychology. 1955.
  239. Festinger L. Analysis of compliant behavior. Group relations at the crossroads. N.Y., 1953.
  240. Hollander E.P., Willis R.H. Some current issues in the psyhology of conformity and nonconformity. Psyhological bulletin. 1967.
  241. Homans G.C. Social behavior: its elementary forms. N.Y., 1961.
  242. Kelman H.C. Three processes of social influence. Current perspectives in social psyhology. N.Y., 1967.
  243. MertonR. K. Social theory and social structure. N. V., 1957.
  244. Moscovici S., Paicheler G. Minority or majority influences: social change, compliance and conversion/ Small groups and social interaction/ London, 1983.
  245. Nord W.R. Social exchange theory: an integrative approach to social conformity/ Psychological bulletin. 1969.
  246. Shaw M.E. Group dynamics: the psychology of small group behavior. N.Y., 1971.
  247. Shaw M.E., Costanzo P.R. Theories of social psychology. N. Y., 1970.
  248. Small group communication. CathcartR.S., Samovar L.A. (eds.). N.Y., 1972.
  249. Tajfel H. Social and cultural factors in perception. Lindzey G., Aronson E. (eds.). The handbook of social psychology. Reading, 1968.
  250. Tajfel H., Fraser C. Introducing social psychology. Penguin Books, N.Y., 1978.
  251. Theories of cognitive consistency: a source book. Abelson R., Aronsone E., McGuire W., Newcomb Т., Tannenbaum P. (eds.). Chicago, 1968.
Заполнить форму текущей работой