Формы, механизмы и социальные пространства самоопределения личности
Основные социально-философские требования к способам диагностики, коррекции и развития самоопределения личности заключаются в следующем: а) учитывать, что критерием педагогической оценки для процесса самоопределения личности является адекватность самоопределения, заключающаяся в формировании такой внутренней позиции личности по отношению к ролям и ценностям, которая обеспечивала бы эффективную… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Формы самоопределения личности
- 1. 1. Социально-философские основания анализа самоопределения личности в научных исследованиях
- 1. 2. Самоопределение личности
- 1. 3. Ценностное самоопределение лич’ггости «
- 1. 4. Ролевое самоопределение личности
- 1. 5. Проблема адекватного самоопределения личности
- Глава 2. Социальные пространства самоопределения личности
- 2. 1. Механизмы самоопределения личности
- 2. 2. Малое социальное пространство самоопределения личности
- 2. 3. Пространство семьи
- Глава 3. Социально-философские требования к способам диагностики, коррекции и развития самоопределения личности
- 3. 1. Обоснование требований к способам диагностики и коррекции самоопределения личности
- 3. 2. Концептуальные основы диагностики и коррекции самоопределения личности в малой группе
- 3. 3. Подход к диагностике и коррекции самоопределения личности в пространстве семьи
Формы, механизмы и социальные пространства самоопределения личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования данной темы обусловлена потребностями современного общественного развития, которое характеризуется кардинальными преобразованиями человеческого бытия, формированием w у г-* новой системы ценностных ориентации личности. В связи с этим для современного мирового обществознания характерно резкое повышение интереса к личности, к человеку, к различным аспектам его взаимоотношений с природной и общественной средой. Значительно выросли и продолжают расти количество, уровень и объем научно-теоретических исследований по данной проблематике, публицистических и популярных статей и книг, прогнозов и рекомендаций. Проблема самоопределения личности как одного из существенных проявлений общественного человека, показателя его суверенности в основных сферах его жизнедеятельности является в этом контексте одной из центральных. Ее исследование будет способствовать решению многих практических задач по активизации сущностных сил личности.
Все более настойчивое обращение исследователей к феномену самоопределения, по-видимому, объясняется не только, и не столько стремлением к констатации существования одного из важнейших характеристических качеств личности, а скорее продиктовано осознанной необходимостью глубже проникнуть в сущность процесса формирования и развития личности вообще, нравственного развития в особенности.
Актуальность анализа механизма самоопределения личности осознана далеко не в полную меру. Об этом свидетельствует недостаточный уровень разработанности этой проблемы. В современных условиях без знания таких механизмов невозможно эффективное управление любым общественным процессом", — отмечает В. Ф. Сафин.
Теоретический интерес к проблеме самоопределения личности обусловлен внутренними потребностями самой теории, прежде всего в области философии. Тенденции современного общественного развития обусловили необходимость всесторонней разработки данной проблематики, раскрывающей связь объективных законов общественного развития с сознательной деятельностью человека. Все чаще употребляемое в научном лексиконе понятие «самоопределение личности» диктует необходимость определения соответствующего статуса в теории. Необходимы комплексные философские и психолого-социологические исследования по вопросам самоопределения личности во взаимосвязи всех его составляющих, а также выработка научно-обоснованных рекомендаций для школы, семьи, ВУЗов.
В современных условиях все больше людей приходят к мысли о недостаточности экономических, научно-технических, экологических и политических критериев общественного прогресса, о необходимости его гуманизации. Даже самый высокий жизненный уровень, самая совершенная экономика, самое безупречное состояние окружающей среды и самая развитая демократия не являются синонимами прогресса и не гарантируют его, если не оказывают соответствующего благотворного воздействия на личность, а тем более, если воздействуют на нее деструктивно. В период изменений необходимо воспитывать чувство ответственности каждого человеческого индивида за происходящее в мире, добиваться осознания взаимозависимости людей. Для современного российского общества эти истины оказываются особенно актуальными. Таким образом, актуальность темы исследования определяется той важной ролью, которую играет процесс самоопределения личности в ее развитии в условиях духовного обновления нашего общества.
Учитывая все вышесказанное, можно утверждать, что обращение к вопросу самоопределения личности является современным и актуальным.
Проблема исследования состоит в раскрытии сущности феномена личностного самоопределения, а также в выявлении и обосновании этико-философских и социальных критериев оценки процессов и результатов самоопределения личности.
Степень разработанности проблемы. Самоопределение личностисложная научная проблема, имеющая как минимум философский, социологический, психологический и педагогический аспекты. В силу этого обстоятельства наблюдаются различные подходы к определению этого понятия. Не случайно приняло устойчивый характер словоупотребление «жизненное», «профессиональное», «социальное» самоопределение, каждое из которых отражает различные явления и нуждается в научном истолковании.
В каждом крупном философском течении, в котором рассматривалась проблема человека, существует свое специфическое представление о самоопределении личности, либо явное, либо нет. Эта проблема рассматривалась в русле традиционных вопросов — что такое человек, каков смысл человеческой жизни, а также в рамках вопросов о свободе воли, сущности сознания, проблемы взаимоотнесения человека и общества. Все детали философского подхода к проблеме самоопределения рассмотреть невозможнодля цели настоящего исследования наиболее важными являются классические философские работы Ж. Ж. Руссо (проблемы «естественного состояния» человека и идеальной модели возможного общества), И. Канта (проблема свободы воли), А. Шопенгауэра (вопрос иррациональности человеческой воли), Ф. Ницше (идея воли к власти). Также следует отметить работы современных философов М. А. Розова (проблема свободы человека), Н. И. Кузнецовой (проблема человека и сознания),.
П.Шульца (самоопределение как основное понятие философской антропологии). Философский аспект нравственного самоопределения затрагивается JI.M. Архангельским, А. А. Гусейновым, О. Г Дробницким, Н. Д. Зотовым. По утверждению О. Г. Дробнидкого, «нравственное самоопределение направленно не столько на соблюдение принятых в обществе норм, сколько на закрепление того, что должно быть» (О.Г.Дробницкий, 1974, с24.). А. А. Гусейнов отмечает, что задача нравственности состоит в том, чтобы ориентировать реальное сознание в поведении людей на осуществление идеала должного (А.А. Гусейнов, 1982).
Философско-дсихологический подход к проблеме самоопределения личности представлен в работах C.JI. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, В. Ф. Сафина и др. СЛ. Рубинштейн особо подчеркивал не только зависимость личности от обстоятельств и условий жизни, но и зависимость жизни от личности. При этом личность выступает как субъект жизни. Судьба личности, по мнению C.JI. Рубинштейна, зависит от ее собственного суда над собой. Самоопределение — свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная детерминация, а механизмом самоопределения является интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации. (C.JI. Рубинштейн, 1973). Только самоопределившаяся личность имеет целостность, устойчивость, активность и направленность. Эти свойства личности дают возможность утверждать наличие сформировавшейся внутренней позиции. (СЛ. Рубинштейн, 1957).
Активную позицию личности в самостроительстве подчеркивал и А. Н. Леонтьев, говоря о том, что на каждом повороте жизненного пути человеку необходимо от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе, и все это нужно делать, а не только подвергаться влияниям среды. Самоопределение понимается им как глубокое индивидуальное преломление норм и ценностей окружающей действительности, основное следствие которого — избирательное отношение к миру, выбор тех деятельностей, которые личность делает своими (А.Н. Леонтьев, 1975).
Общепсихологический подход к проблеме самоопределения разрабатывался под руководством В. Ф. Сафина, который рассматривал самоопределение как усвоение, принятие определенного мировоззрения, нахождение баланса между осознанием своих субъективных качеств и общественных требований. В своих работах он характеризует процесс становления и развития процесса личностного самоопределения, выделяет выбор в качестве механизма данного процесса (В.Ф. Сафин, 1986).
Психолого-культурологический подход к проблеме личностного самоопределения представлен в работах Л. С. Выготского. Согласно учению Л. С. Выготского, индивид формирует свой внутренний мир путем усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности, одновременно экстериоризируются (самореализуются) психические процессы (Л.С. Выготский, 1984).
Социологический подход к проблеме самоопределения представлен в работах И. С. Кона, К.А.Альбухановой-Славской, А. В. Петровского и др. По К.А.Альбухановой-Славской самоопределение — осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений и зависит от складывания системы отношений к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим членам (К.А.Атьбуханова-Славская, 1980). Различая социальный и личностный аспекты самоопределения подростков, И. С. Кон противопоставляет их автономии от старших и сущностью их считает ориентировку и определение своего места во взрослом мире (И.С.Кон, 1978). А. В. Петровский ввел понятие «коллективистическое самоопределение», обобщающее относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива как общности, объединенной целями и идеалами (А.В .Петровский, 1982).
Вопросы самоопределения личности в группе рассматриваются в исследованиях Г. С. Антипиной, Е. И. Головахи, И. С. Кона, Г. М. Андреевой и др. Социально-биологические аспекты поведения личности в группе анализируются в работах О .А. Богатыревой. Особенности самоопределения в пространстве семьи рассматриваются А. Г. Харчевым, М. С. Мацковским, Н. Н. Обозовым и др. Проблематика развития личности в контексте информационных взаимодействий и социального наследования детально представлена в работах В. З. Когана. Анализу некоторых аспектов самоопределения личности посвящены кандидатские диссертации Л. И. Антроповой, С. Л. Березина, Л. А Глазовой, Е. Ю. Литвиновой, В. И. Карбина, З. С. Карпенко, Л. И. Красноплаховой и др.
Таким образом, в литературе выявляются три крупных научных подхода к проблеме личностного самоопределения — психологический, социологический и психолого-культурологический, каждый их которых отражает различные аспекты, важные для понимания феномена самоопределения. Философское понимание проблемы самоопределения рассматривается в контексте определенных философских вопросов, относящихся к проблеме человека. В рамках данных подходов значительная исследовательская литература посвящена вопросам, затрагивающим рассмотрение форм и механизмов личностного самоопределения. Однако, отметим, что в центре внимания исследований находится, как правило, содержание отдельных структурных элементов форм и механизмов личностного самоопределения, тогда как вопрос их комплексного изучения и взаимозависимости в рамках социальных пространств не затрагивается. Это и определило направленность настоящего исследования.
Объектом исследования является совокупность процессов самоопределения личности, а предмет исследования составляют формы, механизмы самоопределения, социальные пространства самоопределения и социально-философские требования к способам диагностики и коррекции самоопределения личности.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является разработка социально-философского и конкретно-научного концептуального аппарата для исследования личностного самоопределения на основе анализа и синтеза философских, психологических, социологических и психолого-культурологических представлений об этом феномене, а также разработка социально-философского обоснования и критериев оценки комплекса требований к способам диагностики и коррекции процесса самоопределения личности.
Достижение указанной цели предполагает постановку и решение основных задач:
1. Выявить социально-философские основания анализа самоопределения в научных исследованиях и разработать в основных чертах социально-философский и конкретно-научный концептуальный аппарат для исследования самоопределения личности.
2. Выявить формы и механизмы самоопределения личности, определить их основные признаки и структуру.
3. Выявить и описать особенности проявления форм и механизмов самоопределения личности в различных социальных пространствах.
4. Составить социально-философское обоснование и критерии оценки комплекса требований к способам диагностики и коррекции процесса самоопределения личности.
Теоретической и методологической основой исследования являются общие принципы и нормы научного рационального философского мышления. Наиболее значимыми для настоящей работы являются следующие общефилософские научные принципы: принцип культурно-исторического формирования личностипринцип системности, основой которого является целостное отображение исследуемой системы, междисциплинарный синтез, использование различных методов анализа, каждый из которых способствует раскрытию определенных сторон изучаемого объектапринцип понятийного и концептуального конструктивизма, как направленности на построение новых социальных конструкции (понятий, схем, методологических подходов, теорий) с опорой на имеющиеся традиции и открытостью для последующей рефлексии, критики и коррекции.
Понимание самоопределения и активности личности опирается на фундаментальные онтологические и методологические положения: значимости деятельности и социального взаимодействия для формирования индивида как личностипредставлении о сознании личности не только как об отражении, но и активном конструировании представлений об окружающем бытии.
Научная новизна работы. В процессе исследования был сформулирован и обоснован ряд выводов, а также внесены определенные коррективы и дополнения в имеющиеся в научной литературе результаты. В этих выводах, в основном, отражена научная новизна исследования. В диссертации построен социально-философский и синтетический научный аппарат для исследования форм и механизмов самоопределения, включающий следующие основные понятия и концептуальные схемы: самоопределения личностиформ (ценностной и ролевой), механизмов и социальных пространств самоопределениясхемы процесса личностного самоопределения, а также схем структуры ценностного и ролевого самоопределений личности.
2. Выявлены следующие механизмы ценностного и ролевого самоопределения личности: а) действие закона когнитивного диссонанса, которое заключается в стремлении личности найти некое компромиссное решение с целью уменьшения степени несогласованности имеющихся представлений и поддержания психического равновесия в процессе взаимодействияб) механизм идентификации, заключающийся в установлении отношений между образом Я и социальным понятием, при котором поведение личности сообразуется с представлением о том, как должен вести себя предмет идентификациив) механизм ориентации на референтную группу, при котором личность в своем выборе опирается на мнение значимой группы, так как она для нее является носителем основных ценностных и ролевых характеристик.
3. Раскрыты следующие особенности проявления форм и механизмов в социальных пространствах — малой группе, семье: а) каждое социальное пространство характеризуется своим набором ценностей и ролей для соответствующих ценностного и ролевого самоопределений личностиб) процесс самоопределения в каждом социальном пространстве зависит от выбора личностью референтной именно для этого пространства группы, степени проявления когнитивного диссонанса и особенностей ценностно-ролевых характеристик личностив) процесс самоопределения в социальных пространствах происходит в зависимости от особенностей самих социальных пространств.
4. На основе результатов анализа ценностно-нормативного философского представления в контексте выявления социальных форм и механизмов самоопределения, разработаны следующие социально-философские основания к способам диагностики и коррекции процесса самоопределения личности: а) баланс ориентации на ценности личности, общества и культуры, заключающийся в признании всех существующих ценностей, установлении гармонии и взаимного подкрепления между соответствующими ценностямиб) принцип гармоничного взаимодействия личности с обществом и культурой, что подразумевает такое взаимодействие, где с одной стороны соблюдаются и интересы общества, и интересы личности, а с другой — рост развития личности, уровень повышения ее статуса находится в гармонии с ценностями культурыв) представление о целостности самой личности и ее социального поведения как о позитивной характеристике.
5. Соответственно выявленным основаниям разработаны следующие социально-философские критерии оценки требований к способам диагностики и коррекции процесса самоопределения личности: а) запрет на ущемление ценностей личности, общества и культуры как результата личностного самоопределенияб) социальная и культурная адекватность как соответствие результатов личностного самоопределения имеющимся и возможным структурам общественной и ценностно-нормативной средыв) интрапсихологическая адекватность как соответствие результатов личностного самоопределения внутренним ценностям личности.
Научно-практическая ценность исследования. Значение работы определяется прежде всего проведенным в ней философско-методологическим анализом актуальной проблемы личностного самоопределения. Работа носит теоретический характер, и полученные в ней результаты могут представлять интерес для философов, социологов, социальных психологов, психологов и педагогов. Результаты проведенной работы могут быть использованы как для дальнейшего философско-методологического анализа проблемы личностного самоопределения, так и в практике решения конкретных задач. Материалы диссертации и полученные выводы могут быть полезны как при постановке новых проблем, так и при проведении прикладных исследований. Практическое значение работы заключается в том, что обширный фактический материал и теоретические выводы, полученные в результате его обобщения, могут быть использованы при разработке курсов лекций и семинарских занятий по социальной философии, социальной психологии, социологии и психологии личностипри оценке имеющихся и разработке новых методов диагностики и коррекции самоопределения личности.
Реализация такой концепции позволила сформулировать положения, выносимые на защиту:
I.Основными формами самоопределения личности являются ценностное самоопределение и ролевое самоопределение, состоящие в установлении новых отношений между образом Я и ценностно-ролевыми характеристиками.
2. Особенности проявления форм и механизмов самоопределения личности в социальных пространствах состоят в следующем: а) каждое социальное пространство характеризуется своим набором ценностей и ролей для соответствующих ценностного и ролевого самоопределений личностиб) процесс самоопределения в каждом социальном пространстве зависит от особенностей выбора личностью референтной именно для этого пространства группы, степени проявления когнитивного диссонанса и особенностей ценностно-ролевых характеристик личностив) процесс самоопределения в социальных пространствах происходит в зависимости от особенностей самих социальных пространств.
3.Основные социально-философские требования к способам диагностики, коррекции и развития самоопределения личности заключаются в следующем: а) учитывать, что критерием педагогической оценки для процесса самоопределения личности является адекватность самоопределения, заключающаяся в формировании такой внутренней позиции личности по отношению к ролям и ценностям, которая обеспечивала бы эффективную деятельность, нормальное и эффективное социальное взаимодействие, объективную оценку своих успеховб) для определения особенностей процесса самоопределения личности достаточно проверить такие характеристики личности как адекватность ее самооценки на входе и выходе, а также адекватность оценивающей, когнитивной и поведенческой составляющих в процессев) учитывать, что реализуемость коррекционной работы зависит как от степени адекватности самоопределения, так и от особенностей ценностно-ролевых характеристик личностиг) учитывать необходимость концептуальности при проведении коррекционной работы, а именно то, что проведение коррекционной работы возможно в том числе и с помощью механизмов самоопределения личности.
4. Социально-философскими основаниями и критериями оценки требований к способам диагностики и коррекции процесса самоопределения личности являются:
1.Баланс ориентаций на ценности личности, общества и культуры, заключающийся в признании всех существующих ценностей, установлении гармонии и взаимного подкрепления между ценностями (основание) — недопустимость ущемления ценностей личности, общества и культуры в качестве результата личностного самоопределения (критерий оценки).
2.Принцип гармоничного взаимодействия личности с обществом и культурой, что подразумевает такое взаимодействие, где соблюдаются интересы общества и интересы личности с одной стороны, а с другой — рост развития личности, уровень повышения ее статуса находится в гармонии с ценностями культуры (основание) — социальная и культурная адекватность, как соответствие результатов личностного самоопределения имеющимся и возможным структурам общественной и ценностно-нормативной среды (критерий оценки).
3.Представление о целостности самой личности и ее социального поведения (основание) — интрапсихологическая адекватность, как соответствие результатов личностного самоопределения внутренним ценностям личности (критерий оценки).
Апробация работы. Результаты исследований, выполненных по теме диссертации докладывались на семинаре по социальной философии «Время мира'», проводимом в Новосибирском государственном университетепредставлялись на ежегодных конференциях Новосибирского государственного педагогического университета, использовались в курсе лекций и семинарских занятий по социальной философии, этике и художественной культуре для студентов НГПУтакже использовались в разработке методического пособия для учителей начальных классов средней школы по проблеме самоопределения младшего школьника. Основная концепция диссертации была представлена автором на Международном конгрессе «Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия», организованном институтом философии и права СО РАН (г. Новосибирск) и Новосибирским государственным педагогическим университетом. Диссертация обсуждалась и получила одобрение на заседании кафедры философии НГПУ. Основные положения диссертации изложены в двенадцати публикациях.
Структура работы.
Цель и задачи исследования
определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы. Текст иллюстрирован двумя таблицами, тремя рисунками.
Заключение
.
В настоящей работе была поставлена цель разработки социально-философского и конкретно-научного концептуального аппарата для исследования личностного самоопределения на основе анализа и синтеза философских, психологических, социологических и культурологических представлений об этом феномене, а также составление социально-философского обоснования и критериев оценки комплекса требований к способам диагностики и коррекции процесса самоопределения личности.
Для достижения намеченной цели была проделана значительная исследовательская работа, в результате которой было обозначено следующее.
На первом этапе были выявлены социально-философские основания анализа самоопределения в научных исследованиях и построен социально-философский и синтетический научный аппарат для исследования социальных форм и психологических механизмов личностного самоопределения.
Далее были выявлены и рассмотрены следующие механизмы ценностного и ролевого самоопределения личности: действие закона когнитивного диссонанса, которое заключается в стремлении личности найти некое компромиссное решение с целью уменьшения степени несогласованности имеющихся представлений и поддержания психического равновесия в процессе взаимодействиямеханизм идентификации, заключающийся в установлении отношений между образом Я и социальным понятием, при котором поведение личности сообразуется с представлением о том, как должен вести себя субъектмеханизм ориентации на референтную группу, при котором личность в своем выборе опирается на мнение референтной группы, так как она для нее является носителем главных ценностных и ролевых характеристик.
Также были раскрыты следующие особенности проявления форм и механизмов личностного самоопределения в социальных пространствах: каждое социальное пространство характеризуется своим набором ценностей и ролей для соответствующих ценностного и ролевого самоопределений личностипроцесс самоопределения в каждом социальном пространстве зависит от особенностей выбора личностью референтной именно для этого пространства группы, степени проявления когнитивного диссонанса и особенностей ценностно-ролевых характеристик личностипроцесс самоопределения в социальных пространствах происходит в зависимости от особенностей самих социальных пространств.
На основе результатов анализа ценностно-нормативного философского представления в контексте выявления форм и механизмов самоопределения, разработаны следующие социально-философские основания к способам диагностики и коррекции процесса самоопределения личности: баланс ориентаций на ценности личности, общества и культуры, заключающийся в признании всех существующих ценностей, установлении гармонии и взаимного подкрепления между ценностямипринцип гармоничного взаимодействия личности с обществом и культурой, что подразумевает такое взаимодействие, где соблюдаются интересы общества и интересы личности с одной стороны, а с другой — рост развития личности, уровень повышения ее статуса находится в гармонии с ценностями культурыпредставление о целостности самой личности и ее социального поведения.
Соответственно выявленным основаниям разработаны следующие социально-философские критерии оценки требований к способам диагностики и коррекции процесса самоопределения личности: недопустимость ущемления ценностей личности, общества и культуры в качестве результата личностного самоопределениясоциальная и культурная адекватность как соответствие результатов личностного самоопределения имеющимся и возможным структурам общественной и ценностно-нормативной средыинтрапсихологическая адекватность, как соответствие результатов личностного самоопределения внутренним ценностям личности.
Основные социально-философские требования к способам диагностики, коррекции и развития самоопределения личности были определены в следующем: учитывать, что критерием педагогической оценки для процесса самоопределения личности является адекватность самоопределения, заключающаяся в формировании такой внутренней позиции личности по отношению к ролям и ценностям, которая обеспечивала бы эффективную деятельность, нормальное и эффективное социальное взаимодействие, объективную оценку своих успеховдля определения особенностей процесса самоопределения личности достаточно проверить такие характеристики личности, как адекватность ее самооценки на входе и выходе, а также адекватность оценивающей, когнитивной и поведенческой составляющих в процессеучитывать, что реализуемость коррекционной работы зависит как от степени адекватности самоопределения, так и от особенностей ценностно-ролевых характеристик личностиучитывать необходимость концептуальности при проведении коррекционной работы, а именно то, что проведение коррекционной работы возможно в том числе и с помощью механизмов самоопределения личности.
Основное философское содержание работы заключается в достигнутом уровне решения поставленной проблемы. Так сущность феномена личностного самоопределения раскрывается через проанализированные формы и механизмы смены установок и позиций личности относительно элементов значимых социальных пространств, происходящих в результате личностного кризиса. Таким образом происходит формирование того самого субъекта социальных отношений и взаимодействий, который является ядром социально-философского определения личности. Не менее значимой в философском отношении является детально разработанная система оснований и критериев оценки процессов и результатов самоопределения личности.
Обозначив главные результаты проделанной работы, необходимо сказать, что основной смысл проведенного исследования заключался с одной стороны в раскрытии сущности феномена личностного самоопределения, а с другойв выявлении и обосновании этико-философских и социальных критериев оценки процессов и результатов самоопределения личности.
Результаты проведенной работы могут быть использованы как для дальнейшего философско-методологического анализа проблемы личностного самоопределения, так и в практике решения конкретных задач. Материалы диссертации и полученные выводы могут быть полезны как при постановке новых проблем, так и при проведении прикладных исследований.
В связи с проведением диссертационного исследования следует отметить некоторые новые задачи, возникшие в процессе работы и не обозначенные на ее начальном этапе.
•Выявление и описание особенностей проявления социальных форм и механизмов самоопределения личности в большом социальном пространстве, поскольку в работе ставилась задача их рассмотрения лишь в контексте малого социального пространства на примере семьи и малой группы. Такой аспект рассмотрения может дать наиболее объективные результаты для решения проблемы личностного самоопределения.
•Составление более полного социально-философского основания анализа самоопределения в научных исследованиях, так с точки зрения изучения представления о самоопределении заслуживают внимания многие философские работы, не рассмотренные в данной работе.
Список литературы
- Авдеев В.В. Психотехника разрешения проблемных ситуации. М., 1994 г.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы М., 1990 г.
- Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983 г.
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1993 г.
- Алешина Ю.Е. и др. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987 г.
- Альбуханова-СлавскаяК.А. Деятельность и психология личности.М., 1980 г.
- Американская социологическая мысль. п/р В. И. Добренькова, М., 1996 г.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JI., 1968 г.
- Анастази Э.А. Психологическое тестирование. М., 1982 г.
- Ю.Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Казань, 1992 г.
- П.Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997 г.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1997 г.
- АндрееваГ.М., БогомоловаН.Н., Петровская JI.A. Современная социальная психология на западе: теоретические направления. М., 1978 г.
- И.Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982 г.
- Антропова Л.И. Социальные проблемы самореализации личности (автореферат). Ростов/Д., 1980 г.
- Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. М., 1984 г.
- АнцыфероваЛ.И. Методологические проблемы психологии развития. М., 1978 г.
- Аристотель. Сочинения в 4х т. М., 1981 г.
- Архангельский!!.М. и др. Методология этических исследований.М., 1982 г.
- Баранов А.В., Сопиков А. П. Влияние группы на индивида. Социальные исследования. Вып. 3., М., 1970 г.
- Белкин П.Г., Емельянов Е. Н., Иванов И. А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987 г.
- Белых E.JI. Личность в системе общественных отношений. Орел, 1995 г.
- Березин С.Л. Самоутверждение и его роль в нравственном развитии личности (автореферат). Свердловск, 1973 г.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986 г.
- Боботов С.В. Буржуазная социология права. М., 1978 г.
- Богатырева О.А., Шиллеров А. Е. Синергетика социальностиЛ Н-ск, 1998г.
- Богданов В.А. Психология жизненного пути. СПб., 1994 г.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995 г.
- Бородкин Ф. М. Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989 г.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989 г.
- Бэндлер Р. и др. Семейная терапия. Воронеж, 1993 г.
- Варга А.Я. Идентификация с родителями и формирование психологического пола. Семья и формирование личности, п/р. А. А. Бодалева, М., 1981 г.
- Варга А.Я. Идентификация с родителями и формирование психологического пола. В кн. Семья и формирование личности., п/ред. А. А. Бодалева, М., 1981 г.
- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990 г.
- Владин В.З., Капустин Д. З. Гармония семейных отношений. Алма-Ата, 1991 г.
- Водогреева Л.В. Роль малой социальной группы в процессе формирования личности (автореферат). М., 1979 г.
- Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в ВУЗе. Л., 1986 г.
- Вопросы самоопределения личности и ее активности (Межвузовский сборник научных трудов). ред. Сафин В. Ф. Свердловск, 1985 г.
- Воспитание школьников: творческий подход (диагностическая практика в воспитательном процессе). Калининград, 1996 г.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений в 6 т., т. З, М., 1984 г., с 243−385.41 .Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л., 1982 г.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. Киев, 1988 г.
- Головаха Е. И. Кроник А.А. Психологическое время личности. М., 1984 г.
- ГоловахаЕ.И. Структура групповой деятельности. Киев, 1979 г.
- Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984 г.
- Голод С.И., Клецин А. А. Состояние и перспективы развития семьи. СПб., 1994 г.
- Голубев Н.К., БитинасБ.П. Введение в диагностику воспитанияЛ М., 1989 г.
- ГудечекЯ. Ценностная ориентация личности. В кн. Психология личности в социалистическом обществе., ред. Б: Ф. Ломова и др., М., 1989 г.
- Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982 г.
- Давыдов В.М., Ладанов Психологическая совместимость в трудовых коллективах. М., 1985 г.
- Дементьева И.Ф. Семья и воспитание. В кн. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы., под ред. Антонова А. И. и др., М., 1990 г.
- Джемс У. Психология. М., 1991 г.
- Диагностика как фактор развития образовательной системы. СПб, 1995 г.
- Диагностика профессиональных способностей. М., 1994 г.
- Диагностика способностей и личностных черт учащихся. Саратов, 1980 г.
- Диагностические методы работы с одаренными школьниками. Воронеж, 1991 г.
- Дилигенский Г. В поисках смысла и цели. М., 1986 г.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987 г.
- Добсон Дж. Не бойтесь быть строгими (Пер. с англ.). М., 1996 г.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984 г.
- ДонченкоЕ.А., ТитаренкоТ.Я. Личность: конфликт, гармонияЛ Киев, 1989 г.
- Дробницкий О. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М., 1867 г.
- Дробницкий О. Ценность Философская энциклопедия, т.5. с. 462−463.
- Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974 г. с. 24.
- Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., Наука, 1977 г.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996 г.
- Дэна Даниэль Преодоление разногласий: как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПб., 1994 г.
- Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод и предназначение. М., 1995 г.
- Елизаров В.В. Перспективы исследования семьи. М., 1987 г.73 .Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. под ред. АнтоноваА.И. и др., М., 1990 г.
- Жуков Ю.М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990 г.
- Земски М. Семья и личность. М., 1986 г.80.3имбардо Ф. Застенчивость (Пер. с англ.). М., 1992 г.81.3лотников Р. А. Культура человеческих отношений в производственном коллективе. Уфа, 1982 г.
- Зотов Н.Д. Становление индивида как субъекта морального самоопределенияЛ В кн. Личность как субъект нравственной активности. Томск, 1984 г., с 165−204.
- Иванов В.Г. Коллективизм или конформизм? Л., 1980 г.
- Имидж лидера п/р Е.В. Егорова-Гантман, М., 1994 г.
- Ингенкамп К. Пед. диагностика. М., 1991 г.
- Кант И. Сочинения в 6 томах М., 1965 г., т. 1(1), т.4(1)
- Карбин В.И. Исследование самореализации личности в структуре коммуникативного мира (автореферат). Л., 1978 г.
- Карпенко З.С. Психологические особенности самоопределения младших школьников (автореферат). Киев, 1989 г.
- Карпова Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. Екатеринбург, 1995 г.
- Кемеров В.Е. Личность. Индивид. Индивидуальность. Современный философский словарь, п/ред. В. Е. Кемерова., 1996 г., с.220−221,269.
- Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей (Пер. с англ.). М., 1992 г.
- КирилловВ. Социально- психологические проблемы самосовершенствования личности. Чебоксары, 1994 г.93 .Китов А. И. Психология хозяйственного управления. М., 1984 г.
- Ковалев В.Й. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988 г.
- Коган В.З. Информационное взаимодействие: опыт анализа субъектно-объектных отношений. Томск, 1980 г.
- Коган В.З. Маршрут в страну информологию. М., 1985 г.97 .Коган В. З. Теория информационных взаимодействий. Новосибирск, 1991 г.
- Коган В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск, 1981 г.
- Коган И.З. Развитие социогеннных потребностей трудового коллектива. Рига, 1980 г.
- ЮО.Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984 г.
- Кон И. С. Личность как субъект общественных отношений. М., 1966 г.102 .Кон И. С. Открытие Я. М., 1978 г.
- Кон И. С. Социология личности. М., 1967 г.
- Корниенко Н.А. Методики изучения переживаний ценностно-нормативных ориентации личности. Новосибирск, 1997 г.
- Королева Г. Н. Структура и динамика ролевых отношений в первичном научном коллективе (автореферат). М., 1983 г.
- Юб.Корсакова Е. И. Развитие группы как коллектива в условиях активной совместной деятельности. Рига, 1984 г.
- Крапивенская Л. Личность и ее ценностные ориентации. М., 1982 г.
- Красноплахова Л.И. Психологические условия развития личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте (автореферат). М., 1988 г.
- Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. М., 1993 г.
- Ю.Кричевский Р. Л., Дубровская Е. М. Психология малой группы. МД 991 г.
- Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев, 1982 г.
- Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство (исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли). Архангельск, 1996 г.
- З.Кузнецова Н. И., Розов М. А. Сознание и проблема человека. В кн. Проблема человека и гуманитарные науки. Н-ск, 1988 г.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967 г.
- Культура семейных отношений. М., 1985 г.
- Пб.Кухарчук А. М., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск, 1976 г.
- Лапина Т.С. Этика социальной активности личности. М., 1974 г.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975 г.
- Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. «Вопросы философии» № 4, 1996 г., с. 15−25.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991 г.
- Ливехуд Б. Кризисы жизни шансы жизни: развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994 г.
- Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. СПб., 1997 г.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М., Знание, 1976 г.
- Литвинова Е.Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях (автореферат). М., 1992 г.
- Лободин В.Т. Самоанализ и познание внутреннего мира. СПб., 1996 г.
- Лупьян Я.Н. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов-нД, 1991 г.
- Любашевский Ю.Я. Социальная психология для руководителя. М., 1976 г.
- Лямпцев П.П. Формирование человека как личности. Л., 1984 г.
- Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., Наука, 1983 г.
- Малярова Н.В. Особенности социологического анализа семейных конфликтов (социологические исследования). М., 1984 г.
- Мартьшюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. Киев, 1990 г.
- Маслоу А. Самоактуализация (Психология личности. Тесты). М., 1989 г.
- Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996 г.
- Матейчек 3. Родители и дети (Пер. с чешек.). М., 1992 г.
- Мацковский М.С. Социология семьи (проблемы теории, методологии и методики). М., 1989 г.
- Межличностное восприятие в группе. п/р Г. М. Андреевой, А. И. Донцова, М., 1981 г.
- Менегетги А. Психология лидера (пер. с итальянского). М., 1996 г.
- Мерлин B.C. Личность и общество. Пермь, 1990 г.
- Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. под ред. Журавлева А. Л., М., 1995 г.
- Механизмы формирования ценностных ориентаций. под ред. МухинойВ.С., М., 1985 г.
- Минделл А. Лидер как мастер единоборства (в двух частях). М., 1993 г.
- Минияров В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности. Ульяновск 1997 г.
- Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. М., 1976 г.
- Муляр В.И. Самореализация личности как социальный процесс (автореферат). Киев, 1990 г.
- Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988 г.
- Немировский В.Г. Социология личности: теория и опыт исследования. Красноярск, 1989 г.
- Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 1984 г.
- Никитин Е.П., Харламенкова Н. Е. Проблема самоутверждения личности в философии и психологии (к истории проблемы). «Вопросы философии» № 8 1995г., с. 73−91.
- Нмцше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1995 г.
- Ницше Ф. Сочинения в 2х томах М., 1990 г.
- Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель. Ницше Ф. Странник и его тень. М., 1994 г.
- Новикова Е.В. О некоторых характерах общения между супругами. сб. Семья и формирование личности п/р. А. АБодалева, М., 1981 г.
- Остряков В.В. Психологический климат трудового коллектива. М., 1975 г.
- Паниотго В.И. Структура межличностных отношений. Киев, 1975 г.
- Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991 г.
- Парыгин Б. Д. Основы социально-психологических теорий. М., 1971 г.
- Пед. диагностика в школе. п/ред. Кочетова А. И. Минск, 1987 г.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1996 г.
- Петраков А.А. Социология городской семьи. Ижевск, 1981 г.
- Петровский А.В. и др. Социальная психология. М., 1987 г.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982 г.
- Петровский А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978 г.
- Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. Л., 1990 г.
- Познай себя и других (сборник тестов). Сост. Леонов А. Г., М., 1995 г.
- Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980 г.
- Проблема ценности в философии ред. А. Г. Харчев, М.-Л., 1966 г.
- Проблема человека в западной философии. ПУр Ю. Н. Попова, сост. П. С. Гуревич, М., 1988 г.
- Проблемы руководства научным коллективом. под ред. Ярошевского, М., Наука, 1982 г.
- Проблемы формирования ценностных ориентаций. М., 1984 г.
- Проблемы человека в философии ред. Зуб А. Т. М., 1998 г.
- Психологическая диагностика: проблемы и исследования. под ред. ГуревичаК.М., М., 1981 г.
- Психология личности в социалистическом обществе ред. Б. Ф. Ломова и др., М., Наука, 1989 г.
- Психология личности в условиях социальных изменений. ред. Альбуханова-Славская К. А., М., 1993 г.
- Развитие современной семьи. Кишинев, 1990 г.
- Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992 г.
- Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе) М., 1993 г.
- Розов Н.С. Ценности в проблемном мире. Новосибирск, 1998 г.
- Роль практической психологии в становлении и развитии личности (сб. статей). Тамбов, 1996 г.
- Рошка А.Н. Объективное и субъективное в повышении социальной активности личности. Кишинев, 1991 г.
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988 г.191 .Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание М., 1957 г.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973 г.
- Ружже В.Л., Елисеевва И. И., Кадибур Т. С. Структура и функции семейных групп. М., 1983 г.
- Руссо Ж.Ж. Избранное. М., 1976 г.
- Савинов Л.И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее. Саранск, 1992 г.
- Савицкий И. Философия глобального образования. «Философия образования для 21в», М., 1992 г.
- Сазонов Б.И. Правовые и социально-психологические основы управления трудовым коллективом. М., 1994 г.
- Саймон Р. Один к одному: беседы с создателями семейной терапии. М., 1996 г.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992 г.
- Сафии В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986 г. 201. Семейно-бытовая культура. под ред. Водзинского Д. И., Минск, 1981 г.
- Сементовская В.К. Человек в деловой сфере. Л, 1985 г.
- Семья в кризисном обществе. М., 1993 г.
- Семья в представлениях современного человека. ред. Г. А. Заикина и др., М., 1990 г.
- Семья глазами психолога (сборник методик). сост. Спичак С. Ф., М., 1995 г.
- Семья и социальная структура. ред. М. С. Мацковский, М., 1987 г.
- Семья и формирование личности (сб. научн. трудов). под ред. БодалеваА.А., М., 1981 г.
- Семья как объект философского и социологического исследования. Л., 1974 г.
- Серемягина О.С. Эмоциональные отношения в семье. Кишинев, 1991 г.
- Сизанов А.Н. Психологические игры: какие мы на работе и дома. Минск, 1995 г.211 .Скотг Д. Конфликты, пути их преодоления. Киев, 1991 г.
- Снайдер М. и др. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести. М., 1994 г.
- Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. М., 1990 г.
- Созонов В.Г. Воспитание на основе потребностей человека. ж. Педагогика № 2, 1993 г.
- Соколова В.Н. и др. Отцы и дети в меняющемся мире. М., 1991 г.
- Социальная идентификация личности в условиях быстрых перемен. п/р В .А. Ядова, М., 1994 г.
- Социальная среда и личность (сб. статей). под ред. Архангельского Л. М., Свердловск, 1969 г.
- Социально-психологические проблемы производственного коллектива. ред. Альбуханова-Славская К.А., М., 1983 г.
- Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М., 1979 г.
- Сулейманова JI.A. Ценностные ориентации личности и регуляции взаимоотношений. Баку, 1989 г.
- Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 1996 г.
- Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1983 г.
- Сысенко В.А. Устойчивость брака. М., 1981 г.
- Сычев Ю.В. Микросреда и личность. М., 1974 г.
- Тарасенко А.А. Общественное мнение и поведение личности. Минск, 1975 г.
- Теории личности в западноевропейской и американской психологии. ред. Райгородский Д. Я., Самара, 1996 г.
- Теория личности и аксиология. М., 1994 г.
- Титаев В.Н., Братановский С. Н. Социально-экономические и правовые вопросы управления трудовым коллективом. Саратов, 1984 г.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987 г.
- Тубельский А.Н. Школа самоопределения: первый шаг. М., Творческая педагогика, 1991 г.231 .Устюжанин А. П., Утюмов Ю. А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. М., 1993 г.
- Фалилеев В.В. Психологическая адаптация человека: практические советы. Кемерово 1993 г.
- Фахтулин Н.С. Общая теория малых социальных групп и особенности груплообразования в современном обществе. М., 1991 г.
- Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса Современная зарубежная социальная психология. Тексты, М. 1984 г.
- Формирование нравственно-психологического климата в коллективе (сб.трудов). Пермь, 1985 г.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М. 1993 г.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1991 г.
- Фрейд 3. Психоанализ и детские неврозы. СПб., 1997 г.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992 г.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. м., 1994 г.
- Харламенкова Н.Е. Самоутверждение личности: введение в проблему. В кн. Психология личности в условиях социальных изменений. под ред. К.А.Альбухановой-Славской, М., 1993г
- Харчев А.Г. Социология воспитания. М., 1990 г.
- Харчев А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы: социально-демографические исследования. М., 1978 г.
- Хасан Б.И. Психотехника конфликта. Красноярск, 1995 г.
- Хохель С. Целостное восприятие личности и методы определения ее типа. Киев, 1992 г.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследлование и применение. СПб., 1997г
- Цыбра Н.Ф. Самоутверждение личности: социально-философский анализ. Киев, 1985 г.
- Черников В.Г. Общественное пространство. 1984 г.
- Чернышев А.С., Крикунов А. С. Социально-психологические основы коллектива. Воронеж, 1991 г.
- Чечулин А.А. Мир общения: социально-психологический аспект. Н-ск, 1993 г.
- Чижов Н. Управление социальными процессами в трудовых коллективах. М., 1990 г.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981 г. 253. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1997 г.
- Шимин Н.Д. Семья как общественное явление. Воронеж, 1989 г.
- ШихиревП.Н. Современная социальная психология в Западной ЕвропеЛ М., 1985 г.
- Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1993 г.
- Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992 г.
- Шугуров М.В. Социальный конфликт и самоосуществление личности. Саратов, 1994 г.
- Шульц П. Философская антропология. Н-ск., НГУ, 1996 г.
- Щерба Н.Н. Безопасность человека. Безопасность общества. СПб., 1995 г.
- Юнда И.Ф., Юнда Л. И. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни. Киев, 1990 г.
- Ядов В.А. Социальная идентификация личности. М., 1993 г.
- Яковлев В.П. Социальное время. 1980 г.
- Asch S. Е. Effects of group pressure upon the modification and distortion of judgments Group, leadership, men. Pittsburgh, 1951.
- Asch S. E. Opinions and social pressures Scientific american. 1955. V. 193.
- Deutsch M. Field theory in social psychology. Lindzey G., Aronson E. (eds.). The handbook of social psychology. Reading, 1968.
- Deutsch M., Gerard H.B. A study of normative and informational socialinfluences upon individual judgment. Journal of abnormal and socialpsychology. 1955.
- Festinger L. Analysis of compliant behavior. Group relations at the crossroads. N.Y., 1953.
- Hollander E.P., Willis R.H. Some current issues in the psyhology of conformity and nonconformity. Psyhological bulletin. 1967.
- Homans G.C. Social behavior: its elementary forms. N.Y., 1961.
- Kelman H.C. Three processes of social influence. Current perspectives in social psyhology. N.Y., 1967.
- MertonR. K. Social theory and social structure. N. V., 1957.
- Moscovici S., Paicheler G. Minority or majority influences: social change, compliance and conversion/ Small groups and social interaction/ London, 1983.
- Nord W.R. Social exchange theory: an integrative approach to social conformity/ Psychological bulletin. 1969.
- Shaw M.E. Group dynamics: the psychology of small group behavior. N.Y., 1971.
- Shaw M.E., Costanzo P.R. Theories of social psychology. N. Y., 1970.
- Small group communication. CathcartR.S., Samovar L.A. (eds.). N.Y., 1972.
- Tajfel H. Social and cultural factors in perception. Lindzey G., Aronson E. (eds.). The handbook of social psychology. Reading, 1968.
- Tajfel H., Fraser C. Introducing social psychology. Penguin Books, N.Y., 1978.
- Theories of cognitive consistency: a source book. Abelson R., Aronsone E., McGuire W., Newcomb Т., Tannenbaum P. (eds.). Chicago, 1968.