Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимоотношения Вьетнама и Европейского Союза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время Вьетнам выделяется как одна из наиболее динамично развивающихся стран в системе мирового хозяйства. Эффективность развития экономики страны в последние годы доказывает необходимость усиления степени открытости национального хозяйства, а также участия страны в международных интеграционных процессах в целях поддержания постоянного, стабильного экономического роста страны… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-политический диалог Вьетнама и Европейского союза
    • 1. 1. Установление дипломатических отношений Вьетнам-ЕС
    • 1. 2. Развитие взаимоотношений между Вьетнамом и ЕС и расширение ЕС
    • 1. 3. Роль и значение гуманитарных программ в двустороннем сотрудничестве Вьетнам-ЕС
  • Глава 2. Развитие торгово-экономического сотрудничества Вьетнам-ЕС до вступления Вьетнама в ВТО (1990−2006гг.)
    • 2. 1. Роль прямых инвестиций ЕС для развития экоромики Вьетнама и политического диалога между сторонами
    • 2. 2. Политико-экономическое значение развития экспорта вьетнамских товаров на рынок ЕС
    • 2. 3. Импорт из ЕС во Вьетнам
  • Глава 3. Взаимоотношения между Вьетнамом и ЕС после вступления Вьетнама в ВТО (11/2006)
    • 3. 1. Вступление Вьетнама в ВТО — проблемы и перспективы
    • 3. 2. Повышение роли конкурентов ЕС во внешней политике и торговле Вьетнама
    • 3. 3. Проблемы дальнейшего укрепления политических и экономических отношений Вьетнам-ЕС

Взаимоотношения Вьетнама и Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования: В настоящее вре! мя все большее значение обретает понятие глобализации, оказывающее существенное влияние на все без исключения страны, включённые в этот процесс, который способствует усилению взаимоотношений между разными государствами. Не остался в стороне от этого процесса и Вьетнам, который, как и другие развивающиеся страны, осознает необходимость проведения политики открытых дверей в целях привлечения в свою экономику иностранных участников с капиталом и технологиями, а также решения проблем социально-экономической отсталости. Учитывая это, правительство Вьетнама проявляет серьезную заинтересованность в развитии сотрудничества с внешним миром, и в частности с развитыми внешнеторговыми партнерами. Известно, что важнейшими приоритетами внешней политики Вьетнама являются в настоящее время АСЕАН, Япония, Китай, США, и ЕС как один из наиболее весомых партнеров1.

В основу вьетнамских реформ была положена «китайская модель», не предусматривавшая форсированной демократизации политического строя. Приступая к реформам, Вьетнам остро нуждался в зарубежной финансовой помощи и политической поддержке мирового сообщества, олицетворением которого в исследуемые годы являлись Европейский Союз, США и Япония. Положение СРВ осложнялось ее устойчивым имиджем нарушителя стабильности и проводника коммунистических идей в регионе. При сохранении такой политики Вьетнам не только не мог рассчитывать на поддержку извне, но и оставался бы в экономической и политической изоляции со стороны значительного числа развитых государств Запада. Однако переход к рыночной экономике, интеграция в мировую хозяйственную и политическую системы были связаны с нормализацией и.

1 Нгуен Мань Каи. Внешняя политика в период обновления — важный этап развития современной вьетнамской дипломатии // Коммунизм. — 2005. — № 92. (на вьетнамском языке). 4 развитием взаимоотношений со странами Юго-Восточной Азии, КНР, а также с США и странами Европейского Союза. Этим и объясняется особое внимание вьетнамского правительства, уделяемое укреплению связей с ЕС в последние годы, когда в результате распада СССР изменились внешнеполитические и внешнеэкономические приоритеты Вьетнама в пользу развитых западных партнеров. В результате, во взаимоотношениях Вьетнама и Европейского союза в исследуемые годы накоплен значительный опыт, который требует комплексного исследования.

Актуальность исследования международного опыта взаимоотношений Вьетнама и Европейского союза в 1990;2009 годы обусловлена, по нашему мнению, тремя причинами: во-первых, недостаточной изученностью данной проблемы во вьетнамской литературево-вторых, необходимостью исследования исторической значимости положительных, а в некоторых случаях и отрицательных аспектов во взаимоотношениях Вьетнама и ЕС в выбранный период исследованияв-третьих, необходимостью использования накопленного опыта для выстраивания политики Вьетнама при решении проблем, связанных с поиском путей совершенствования взаимоотношений с другими государствами мира.

В этом отношении, изучение основных направлений, особенностей взаимоотношений Вьетнама с Европейским союзом в 1990 — 2009 годы способно не только привести к ликвидации «белых пятен» в истории Вьетнама, но и выработать научные и практические рекомендации при изучении этой проблемы.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1990;2009 годы — период, когда система международных отношений приобрела иной качественный характер, что отразилось и на внешнеполитическом курсе Вьетнама в исследуемые годы.

Цель исследования заключается в определении основных направлений, характера и проблем нормализации и развития отношений между СРВ и Европейским Союзом в исследуемый период.

В этой связи автором были определены и решены следующие задачи:

— выявлены и проанализированы основные факторы и обстоятельства, оказывающие влияние на процесс становления, нормализации и развития двусторонних отношений между Вьетнамом и ЕС;

— показаны особенности механизмов осуществления двустороннего сотрудничества Вьетнама и ЕС, предложены пути их усовершенствования для достижения наилучших результатов взаимоотношенийпоказаны динамика и результаты развития двустороннего сотрудничества между Вьетнамом и ЕС в политической, социально-гуманитарной, торгово-экономической и других сферах в выбранный для исследования период;

— выяснены и проанализированы проблемы развития взаимоотношений сторон, их причины и предложить возможные пути их решениявыявлены закономерности и характерные черты развития двухстороннего сотрудничества между развивающимися странами (на примере Вьетнама) и развитыми партнерами (ЕС) в условиях глобального мира;

— показаны роль и значение сотрудничества Вьетнама с развитыми в экономическом плане странами для того, чтобы Вьетнам смог бы занять достойное место на международной арене в политическом плане и в мировой экономике;

— проанализировано участие Вьетнама в мировых интеграционных объединениях, его влияние на развитие национальной экономики после вступления Вьетнама в ВТО, выявлены позитивные и отрицательные стороны этого вступления.

Объектом исследования является совокупность взаимоотношений между Вьетнамом и ЕС в 1990;2009 годы.

Предметом исследования являются конкретные сферы двустороннего сотрудничества — политическая, социально-гуманитарная и торгово-экономическая, динамика и особенности их развития в указанный период.

Степень разработанности проблемы исследования: Надо отметить, что в своих работах ряд исследователей освещают лишь отдельные аспекты нашего исследования, поэтому для написания диссертационного проекта было проведено комплексное изучение и обобщение данных, собранных из различных источников и литературы. Это литература на вьетнамском, английском и русском языках, посвященная проблемам развития сотрудничества между Вьетнамом и ЕС, изучению ЕС как интеграционного объединения современного мира, а также юридико-правовых оснований современных международных отношений, таких авторов, как Чан Чи Тхань, Буй Суан Хуат, Дж. Джэксон, Буй Ань Тхань, Чан Ань Фыонг, А. Уткин, JL Энтин, Е. Жуков, и другие.

Формированию методологического подхода автора к исследованию в большой степени способствовали фундаментальные труды российских востоковедов М. С. Капицы, Г. К. Широкова, В. Г. Гельбраса и др., а также специалистов по международным отношениям Т. А. Алексеевой, А. Д. Воскресенского, В. В. Михеева, П. А. Цыганкова. Основы и принципы внешней политики правительства СРВ изучались по материалам съездов правящей Коммунистической партии Вьетнама и трудам первого президента Хо Ши Мина, которые во многом определяют официальную идеологию вьетнамского государства, в том числе в международных отношениях.

Анализ внешнеэкономической составляющей политики Вьетнама основан на работах ведущих специалистов страны — Во Дай ЛьюкаИнститут мировой экономики, Данг Дык Дама — Институт экономики, Во Тхань Тху — Институт торговли, Ван Тхая — Институт общественных наук города Хошимина. Адекватное представление о взаимосвязи внутренних экономических реформ с внешнеэкономическими отношениями во многом сложилось на основе диссертаций Чинь Динь Хунга, Нгуен Мань Кыонга.

Исходя из их анализа политики «открытых дверей», проводимой вьетнамским руководством с конца 80-х годов, автор диссертации пришел к выводу, что мнения ученых сходятся в том, что успешное проведение политики «открытых дверей» обеспечивало Вьетнаму жизненно важные контакты, в том числе и укрепление взаимосвязей с ЕС, которые способствовали выходу страны из политической изоляции и экономической отсталости". Наиболее подробный анализ этих проблем представлен в монографии известного дипломата СРВ Лыу Ван Лой под названием «50 лет вьетнамской дипломатии (1945—1995 гг.). Другое издание «Внешняя политика Вьетнама в период обновления», написанное коллективом авторов под эгидой центрального комитета идеологии и культуры Вьетнама, подчерчивает положительную оценку дипломатической деятельности Вьетнама в целом и особое значение для него европейского направления наряду с региональными приоритетами Вьетнама.

Большой интерес представляют научные статьи руководителей МИД и других ведомств СРВ. Так, например в статье Нгуен Ко Тхака, одного из основателей политики «открытых дверей», дала четкую формулировку внешнеполитических задач Вьетнама в период обновления: «Важнейший интерес Компартии Вьетнама и вьетнамского народа заключается в укреплении мира и безопасности, для того чтобы сконцентрировать свои силы и средства на экономическое развитие"3. Бывший глава МИДа Вьетнама Нгуен Мань Кам в своих статьях обосновал необходимость участия Вьетнама в региональных и международных интеграционных процессах. По его мнению, это участие даст возможность Вьетнаму более открытый доступ к внешним ресурсам, так необходимым для экономического развития страны4.

В своей книге «Рынок ЕС и перспективы для вьетнамского экспорта» автор Чан Чи Тхань описывает и анализирует особенности европейского.

2 Центральный комитет идеологии и культуры. Внешняя политика Вьетнама в период обновления. — Ханой: Гос. политическое изд-во. — 2005. — 388 с. (на вьет, яз.) — Динь Суан Ли. Процесс интеграции Вьетнама в АТР по политике обновления Партии. — Ханой: Гос. политическое изд-во. -2003. — 290с. (на вьет, яз.) — Зыонг Фу Xuen, By Ван Ха. Политическая обстановка в АТР. — Ханой: Гос. политическое изд-во. — 2006. — 363 с. (на вьет яз).

3 Нгуен Ко Тхак. Изменения на мировой арене и наше новое мышление // Международные отношения. — 1990. — № 1. — С. 7 (на вьетнамском языке).

4 Нгуен Мань Кам. Внешняя политика в период обновления — важный этап развития современной вьетнамской дипломатии // Коммунизм. — 2005. — № 92. (на вьетнамском языке). 8 потребительского рынка и возможности дальнейшего развития торговых отношений между Вьетнамом и ЕС, при этом особое внимание уделяется проблеме развития экспорта товаров из Вьетнама на этот рынок.

Исследователь Буй Суан Хуат в работе «Усиление торгово-инвестиционных отношений между Вьетнамом и ЕС в первые годы XXI века» концентрирует внимание на сотрудничестве сторон в области капиталовложений, которое получает интенсивное развитие в исследуемый период. В своей работе автор рассматривает механизмы осуществления сотрудничества сторон в области торговли и инвестиций, достижения и потенциал сотрудничества в ближайшем будущем, при этом достаточно большое внимание уделяет истории создания и функционирования ЕС как интеграционного объединения, анализирует факторы, влияющие на развитие отношений Вьетнама с ЕС в этом направлении, а также рекомендует пути улучшения условий торгово-экономического обмена и связей вьетнамской и европейской сторон5.

Буй Ань Тхань в работе «Создать рабочие места для трудящихся с помощью ФДИ во Вьетнаме» рассматривает один из многих аспектов, связанных с ролью и значением иностранных прямых инвестиций для решения социальных проблем во Вьетнаме — обеспечение трудоспособного населения рабочими местами6.

В своей книге «Отношения Вьетнама с Европейским союзом» на вьетнамском языке, опубликованной в 2002 г., автор Чан Тхи Ким Зунг показывает и анализирует отношения Вьетнама с ЕС с самого начала установления связей Вьетнама с союзом в 70-е годы вплоть до начала 21-го века. Здесь основное внимание уделяется сотрудничеству в социально-гуманитарной области, а также развитию торгово-экономических отношений,.

5 PGS, PTS Bui Ниу Khoal (Trung tain Nghien curu chau Ли). 'Гас dong tien trinh lien ket chau Au cioi vai Viet Nam. T/c nghien curu chau Au, so 01/1999. (Буй Суан Хуат. Влияние интеграции ЕС на отношения ЕС с Вьетнамом // Исследования Европы, 01/1999.).

6 TS Bin Anli Thanh. Tao viec lam cho nguroi lao dong thong qua FDI vao Viet Nam. Nxb Thong ke. Ha Noi. — 1999. (Буй Ань Тхань. Создание рабочих мест для трудящихся с помощью ФДИ во Вьетнам. -Ханой: Изд-во статистики. — 1999.). с прогнозом об изменениях отношений сторон после вступления Вьетнама вj.

ЕС. Надо отметить, что это была единственная публикация с хорошим анализом отношений Вьетнама с ЕС с позиции Вьетнама, которая хронологически ограничена до 2001 г.

Автор Нгуен Ван Бинь в своей работе «Торгово-экономические отношения Социалистической Республики Вьетнам с США и странами ЕС в конце XX — начале XXI в.» анализирует роль США и ЕС в современной внешней торговле Вьетнама до его вступления в ВТО, и показывает при этом влияние торгово-экономического фактора на политический диалог сторон, а также взаимозависимость экономики и политики в современном мире на конкретном примере отношений Вьетнама с Западом.

В процессе написания диссертации был изучен ряд трудов и работ европейских авторов, представляющих позицию ЕС. Это в основном интернет-источники и публикации, отражающие отношение Европы к АТР и Юго-Восточной Азии в целом и Вьетнаму в частности. Особый интерес представляет собой труд коллектива авторов под руководством Симуса Гиллепсия «Многолетняя показательная программа (2007;2010гг.)», в котором авторы на основе полученного опыта реализации предыдущего проекта на период 2002;2006 годов продвигают меры по улучшению механизмов взаимодействий и координации деятельности Еврокомиссии, международных организации и власти СРВ, направленной на осуществление задач по оказанию социально-гуманитарной помощи Вьетнаму. По мнению авторов данного труда, во вьетнамском законодательстве и административной системе существуют много недостатков или пунктов, не соответствующих критериям Европы по пониманию правового государства. А поэтому сотрудничество с Европой и другими представителями прогрессивного мирового сообщества поможет Вьетнаму выйти из ситуации и преодолеть отсталость в этом направлении .

7 Trail Thi Kim Dung. Quan he Viet Nam — Lien minh Chau Au. Nxb Khoa hoc xa hoi. Ha noi, — 2001. (Чан Тхи Ким Зунг. Взаимоотношения Вьетнама с ЕС. — Ханой: Изд-во Социальных наук. — 2001.).

8 httn://l 09.236.92.200/eu vn relations/development coo/Multiannual IndicativeProgramme071O.pdf.

В российской научной литературе начала 1990;х годов тема внешней политики Вьетнама рассматривается, главным образом, в свете политики обновления. Данной теме посвящены статьи профессора Л. Аносовой, в которых автор приводит всестороннее исследование вьетнамских экономических реформ в начальный период, обосновывает вывод о том, что Вьетнаму необходима «разработка собственного специфического сценария формирования экономической политики, в том числе и структурной"9. И с этим нельзя не согласиться.

В целом надо отметить, что до конца 90-х годов XX в. вьетнамская тематика редко встречалась в работах российских востоковедов. Российские авторы изучали отдельные аспекты политики обновления Вьетнама, в том числе его внешнеполитическую стратегию в последние годы. По мнению ведущего научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН Е. Кобелева политика «дой-мой» (вьетнамское название политики обновления) обеспечивает стране как экономический подъем, так и взаимовыгодные внешние’связи10. Анализируя вступление Вьетнама в ВТО, доцент Института стран Азии и Африки при МГУ В. М. Мазырин считает, что такая политика необходима и закономерна. При этом следует принимать во внимание не только преимущества, но и возможные последствия достигнутого членства в крупнейшей торговой организации. В другой своей статье он дал оценку внешней политики Вьетнама, охарактеризовав ее как рациональную. По его мнению, рациональность внешней политики вьетнамского руководства заключается в том, что с одной стороны страна активно интегрируется в международные структуры, как на региональном, так и на мировом уровне. С.

9 Аносова Л. Экономическая реформа во Вьетнаме // Проблемы Дальнего Востока — № 3 — 1993 -С. 51 — 76- Аносова Л. Модификация внешнеэкономических связей Вьетнама // Проблемы Дальнего Востока. — 1993. — № 4 .

10 Кобелев Е. Вьетнам 2005: экономика на подъеме // Проблемы Дальнего Востока. — 2006. — № 3 -С. 128−132- Кобелев Е. Вьетнам: политика «доп мой» — 20 лет // Проблемы Дальнего Востока. -2007. — № 1. — С. 48−60. другой — проводя такую политику руководство Вьетнама старается использовать ее в целях укрепления государственного суверенитета" .

Исследователь Сенин Р. А. в своей работе «Эволюция политических отношений СРВ со странами Запада (1991;2008 гг.)» показывает и анализирует изменения внешнеполитического курса СРВ в отношении США, стран ЕС, дает оценку эффективности и оптимальности внешней политики СРВ в современных международных отношениях, а также освещает точки столкновения или разногласий в интересах сторон в политической сфере. Автор также считает актуальным развитие политических отношений Вьетнама с Западом, необходимое для укрепления позиций Вьетнама на международной арене, а также для более успешного сотрудничества в приоритетных для Вьетнама областях экономики12.

Наконец, JI. Энтин и Е. Жуков, как ведущие специалисты в областях экономической и юридической наук, в своих публикациях объясняют основные понятия и термины, упомянутые в диссертации, а также дают представление о современной системе международных отношений и о характеристике ЕС в целом. Однако, несмотря на имеющиеся научные и научно-популярные труды, взаимоотношения Вьетнама и стран Европейского союза в историко-международном плане до настоящего времени не получили достаточно полного освещения.

Источники исследования: В ходе работы над диссертацией были использованы опубликованные источники различных видов, среди них законодательные акты, статистика, документы партийных организаций, периодика.

Важные внешнеполитические решения вьетнамского руководства закрепляются в законодательных актах, а именно в Постановлениях Съездов.

11 Мазырин В. М. О проблемах присоединения Вьетнама к ВТО // Проблемы Дальнего Востока. — 2006. — № 1. — С. 104 — 121- Мазырин В. М. Суверенная интеграция или «внешнее управление»? Опыт Вьетнама // Азия и Африка сегодня. — 2006. — № 12. — С. 20−24. Сенин Р. А. Эволюция политических отношений СРВ со странами Запада (1991;2008 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — М.: Институт стран Азии и Африки. — 2008.

VI, VII, VIII, IX и X Компартии Вьетнама, Резолюции пленумов Центрального комитета КПВ14. В этих документах отражено видение вьетнамскими лидерами международных отношений накануне краха социалистической системы и после окончания «холодной войны», определены задачи вьетнамской дипломатии в новом мировом контексте.

Стержнем внешней политики Вьетнама в отношении Европейского Союза является политика, направленная на выстраивание тесных взаимоотношений между СРВ и Евросоюзом. Среди документов, в которых раскрыты эти направления — это, прежде всего, Общее соглашение о двустороннем сотрудничестве и принятые Еврокомиссией документы в отношении Вьетнама — «Стратегия, направленная на развитие партнерства Европа-Азия» 2001 г.- Новая стратегия сотрудничества на 2002;2006 гг.- Национальная показательная программа 2002;2006 гг.- Национальная показательная программа 2007;2010 гг., а также законы и юридические акты, действующие во Вьетнаме и регулирующие отношения с внешними партнерами, статистические данные внешнеторговой деятельности страны в последние годы. Большое значение имели выступления и речи официальных лиц ЕС и Вьетнама касательно тематики взаимоотношений между сторонами15.

Важным источником для раскрытия темы явились и статистические расчеты и оценки количественных параметров сделаны на основе ежегодно публикуемых отчетов Главного статистического управления СРВ. Сбор и сравнение статистических данных также проводились по информационным.

13 Коммунистическая партия Вьетнама. Постановления VI съезда. Ханой: Издательство «Правда», 1987 г. (на вьетнамском языке) — Коммунистическая партия Вьетнама. Постановление VII съезда. Ханой: Изд-во Правда. — 1991. (на вьетнамском языке) — Коммунистическая партия Вьетнама. Постановления VIII съезда.- Ханой: Государственное политическое издательство. — 1996. (на вьетнамском языке) — Коммунистическая партия Вьетнама. Постановления IX съезда. Ханой: Государственное политическое издательство. — 2001. (на вьетнамском языке) — Коммунистическая партия Вьетнама. Документы X съезда Коммунистической партии Вьетнама. — Ханой: Издательство Тхезьой. — 2006. (на русском языке) — ы Коммунистическая партия Вьетнама. Резолюции VI пленума ЦК КПВ. — Ханой. 1989 г. (на вьетнамском языке) — Коммунистическая партия Вьетнама. Резолюции пленума ЦК КПВ 4-го созыва. Ханой: Государственное политическое издательство. — 1998. (на вьетнамском языке).

15 Интервью министра иностранных дел СРВ Нгуен Зи Ниен 1 июля 2004 г. // Нян Зан — 1 июля 2004 г. (на вьетнамском языке) — http://vvvvw.mofa.gov.vn/vi/nr040807104143/лг40 807 105 001 /ns081024083801 /view.

13 базам Вьетнама, США и других стран, доступным во всемирной сети Интернет. Автором привлечены данные международных агентств системы ООН и финансовых институтов — Всемирного банка, МВФ, Азиатского банка развития, работающих в СРВ, региональных организаций, с которыми Вьетнам тесно связан — АСЕАН, ЕС.

В диссертации были использованы материалы электронных источников сайтов ЕС и Еврокомиссии, МИД СРВ и других министерств и ведомств страны, принимающих участие во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Вьетнама.

В работе широко использованы материалы вьетнамской и иностранной прессы — «Нян зан», «Куан дой нян зан», «Тхой бао кинь те» (англоязычная версия «Vietnam Economic Times»), «Vietnam Economic News», «Vietnam Investment Review», «Туой че», «JIao донг», обзоры Вьетнамского информационного агентства. Полезные сведения были почеркнуты автором из вестников МИД — «International Affairs Review», Национального собрания СРВ — «Vietnam Commentary», Общества вьетнамо-российской дружбы -«Ншд nghi Viet-Nga». Издания институтов Юго-Восточной Азии, АТР и других подразделений Центра гуманитарных и общественных наук Вьетнама пополнили аналитическую и информационную картину международных событий, внешней политики СРВ, действий партнеров по совместным проектам и программам, дали оригинальное освещение региональной и международной тематики.

В рамках решения поставленной задачи источники явились репрезентативными.

Методологической базой исследования является ряд методов изучения современных международных отношений, позволяющих рассмотреть и проанализировать тему исследования со всех возможных сторон и дать всеобъемлющее представление о взаимоотношениях между Вьетнамом и ЕС в изучаемый период. К ним относятся такие методы, как контент-анализ, ивент-анализ, наблюдение, сравнительный анализ, структурный и системный анализ, диалектический, сравнительный анализ, экспертные оценки, а также проблемно-хронологический анализ, которые дают возможность проследить за событиями, происходящими в ходе осуществления двустороннего сотрудничества Вьетнама и ЕС, изучить и проанализировать документы и источники, затрагивающие исследуемую тематику, понять и обобщить их содержание и значение, а также выявить возможные проблемы и их причины, извлечь практический опыт для применения в аналогических анализах.

Новизна диссертации заключается в следующем: во-первых, ее результаты позволяют составить более полное представление о развитии взаимоотношений между СРВ и ЕС в контексте нынешней внешней политики СРВ в исследуемый периодво-вторых, диссертантом впервые проанализированы с научной точки зрения новые источники, изучены документы, которые впервые вводятся в научный оборот на русском языке. Прежде всего, это совместные заявления и совместные декларации, а также правовые соглашения, подписанные между Вьетнамом и ЕС и его отдельными членами, в особенности Франциейв-третьих, автору удалось раскрыть процесс адаптации внешней политики СРВ к новому контексту после нормализации двусторонних отношений между Вьетнамом и отдельными странами Европы и ЕС в целом. Впервые диссертантом осуществлен следующий научный анализ:

— обобщены основные внешнеполитические решения, принятые руководством СРВ в период 1990;2009 гг.;

— проанализирована политика сбалансирования интересов СРВ в отношениях с ЕС и другими крупными внешнеполитическими партнерами;

— исследовано развитие отношений Вьетнама и ЕС в 1990;е годы и в период 2007;2009 гг., то есть до и после вступления Вьетнама в ВТО, что позволяет выявить факторы, влияющие на развитие и формирование новых тенденций двусторонних отношений между Вьетнамом и ЕС в начале XXI вв-четвертых, были сделаны предложения о принятии необходимых мер, направленных на обеспечение дальнейшего развития взаимоотношений СРВ и ЕСв-пятых, выполненное исследование обеспечивает понимание отношений Вьетнам-ЕС не только на двустороннем уровне, но и с точки зрения современных региональных процессов в Восточной Азии и в АТР.

Апробация диссертации: ряд ее положений были доложены на внутриуниверситетских, межвузовских и других научных конференциях, проводившихся в рамках РУДН, а также опубликованы в журналах по списку ВАК.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Заключение

.

Как было отмечено, Вьетнам поддерживает связи со странами ЕС уже на протяжении долгих лет, однако взаимоотношения между ними получили интенсивное, результативное развитие лишь в исследуемый период. Это развитие было обусловлено рядом обстоятельств не только на уровне международных отношений — распад международной социалистической системы и крушение СССР и т. д., но и в связи с новыми подходами вьетнамского правительства к развитию страны, и в частности национальной экономики в результате вступления в силу политики обновления с 1986 года.

В настоящее время Вьетнам выделяется как одна из наиболее динамично развивающихся стран в системе мирового хозяйства. Эффективность развития экономики страны в последние годы доказывает необходимость усиления степени открытости национального хозяйства, а также участия страны в международных интеграционных процессах в целях поддержания постоянного, стабильного экономического роста страны. Международный фактор национальной экономики, а именно сотрудничество с другими государствами, в особенности с развитыми в социально-гуманитарной (получение финансовой, технической и других видов помощи этих государств в проведении социальных программ и в улучшении и совершенствовании национального законодательства и правовой базы национальной хозяйственной системы.), в торгово-экономическойэкспортно-импортные отношения, сотрудничество в области инвестиций и т. д. сферах, приобрел важнейшую и порой решающую роль в осуществлении курса вьетнамского государства на построение процветающего общества XXI века.

В контексте исследования взаимоотношений между Вьетнамом и ЕС автор подчеркивает роль и значение международного сотрудничества (то есть со странами ЕС) для развития экономики Вьетнама, которые в исследуемый период развивались динамично и интенсивно не только в количественном, но и в качественном измерении. Это выражается в постепенном и уверенном улучшении и усовершенствовании экономической политики Вьетнама и хозяйственной инфраструктуры страны, повышении интереса развитых стран к Вьетнаму как все более привлекательному и конкурентоспособному торгово-экономическому партнеру благодаря успешной реализации программ социально-гуманитарного сотрудничества, а также в возрастающем значении товарооборота между Вьетнамом и ЕС и постоянном увеличении поступлений европейского капитала в экономику Вьетнама. Многие положительные результаты этой политики дают основания сказать, что ЕС укрепляет свои позиции как один из наиболее важных и влиятельных партнеров Вьетнама в настоящее время. В дальнейшей перспективе вьетнамское правительство продолжает рассматривать ЕС как наиболее потенциальный рынок, который способствует реализации внешнеторгового курса страны, направленного на оптимизацию баланса экпорт-импорт в пользу увеличения экспорта по сравнению с импортом.

Итоги исследования показывают, что взаимоотношения между развивающимися и развитыми странами носят неравноправный характер, хотя развивающиеся страны, в том числе Вьетнам, всегда стремятся к тому, чтобы сотрудничество с внешнеэкономическими партнерами основывалось на взаимовыгодном принципе. Осуществление гуманитарных программ (например, оказание официальной помощи развитию) в развивающихся странах направлено, прежде всего, на то, чтобы облегчить проникновение развитых стран в экономику получателей помощи, где в силу своего материально-финансового влияния спонсоры могут позволить себе потребовать особые права и привилегии. В этом отношении ЕС не является исключением и нередко предъявляет к Вьетнаму особые требования с тем, чтобы навязывать свое понимание демократии и прав человека. Нуждаясь в иностранной помощи, развивающиеся страны зачастую вынуждены пойти навстречу строгим спонсорам и во многом уступают им, однако можно сказать, что Вьетнам всегда стремится отстаивать свои позиции и интересы, чтобы смягчить предъявляемые иностранными спонсорами требования и в последствии дает согласие выполнить лишь такие просьбы, которые не могут привести к коренным изменениям выбранного правительством политического курса и официального подхода к пониманию фундаментальных ценностей и основ правового государства.

Исследование показывает, что, несмотря на оптимистический показатель экспорта из Вьетнама на рынок ЕС, нынешний способ организации и проведения экспортной деятельности Вьетнама далеко не является оптимальным вариантом. Как и другие развивающиеся страны, в связи со слаборазвитым обрабатывающим сектором, Вьетнам продолжает экспортировать трудоемкие товары и сырье и закупать готовую продукцию, что приводит к низкой рентабельности и продуктивности экспортной деятельности. Эта проблема обращает на себя все большее внимание вьетнамского правительства, которое стремится к постепенному ее решению путем улучшения производственной базы страны и оптимизации структуры экспорта и импорта. В этом процессе стоит еще раз подчеркнуть роль европейских спонсоров и инвесторов, вкладывающих большой капитал именно в развитие вторичного сектора экономики Вьетнама и ее инфраструктуры.

В этой связи в диссертации доказано, что во внешнеторговой политике в исследуемый период и на более отдаленную перспективу Вьетнаму, чтобы сохранить свою конкурентоспособность, необходимо добиваться выполнения следующих стратегически важных целей: 1. продолжать либерализацию внешней торговли- 2. создавать экономические стимулы для экспорта продукции высокоэффективных отраслей при опоре на иностранный капитал: нефтегазовой, энергетической промышленности, продукта высоких технологий, пользующихся неизменно высоким и устойчивым спросом на внешних рынках- 3. обеспечить в достаточном объёме отечественным сырьём и преимущественно отечественным оборудованием реконструкцию традиционных экспортных производств (пищевой, текстильной, обувной, швейной, рыбоперерабатывающей промышленности- 4. расширить номенклатуру экспортных товаров и перейти к интенсивному экспорту различных видов услуг и т. д.

Одновременно необходимо ускорить реформу госпредприятий и реформу административного аппарата, внешнеторговых ведомств, таможенных служб. Добиваться того, чтобы неукоснительно выполнялось внешнеторговое законодательство на местном административном уровне.

В настоящее время, несмотря на интенсивную эволюцию внешнеполитического курса СРВ, направленную на то, чтобы адаптироваться к новым условиям международных отношений, для Вьетнама экономическое сотрудничество остается первостепенно важным среди внешнеполитических задач и приоритетов. Вьетнам интенсивно стремится поднять свой имидж и политический авторитет прежде всего в региональных интеграционных объединениях, претендует на более значимую роль в ООН, активно предъявляет намерения принимать участие в решении проблем мирового масштаба, а также отстаивает свою позицию и интересы в отношениях с главными акторами мировой политики, в том числе ЕС, но тем не менее, все эти старания ограничиваются тем достаточным масштабом, позволяющим спокойно и беспрепятственно достичь целей торгово-экономического сотрудничества.

Политический аспект взаимоотношений Вьетнам-ЕС является главным очагом противоречий между сторонами, несмотря на провозглашенные ЕС главные задачи политического диалога — помочь Вьетнаму в усовершенствовании политической системы, оказать содействие в решении проблем с соблюдением прав человека и основных свобод. Противоречивость заключается во внутреннем характере вопросов, в решение которых внешние партнеры пытаются вмешиваться. Позиция Вьетнама в современной системе международных отношений при усиливающейся вовлеченности страны в глобальную интеграцию вынуждает Вьетнам учитывать позицию ЕС, что приводит к тому, что одной из ключевых проблем современной внешней политики Вьетнама является обеспечение баланса между эффективной интеграцией в современный миропорядок и сохранением национального суверенитета и стабильности внутренней политической ситуации в стране. Отношения Вьетнам-ЕС, таким образом, носят неоднозначный характер, обозначаемый некоторыми политологами термином «сотрудничество-соперничество». Соперничество здесь надо понять как противодействие дискриминационной торговой политике развитых стран, противоречащей интересам Вьетнама, а также предотвращение планов Запада, особенно США, распространить в СРВ либерально-демократические ценности, ослабить роль Коммунистической партии Вьетнама и в итоге изменить государственный строй.

В этой связи в работе подчеркивается, что новый внешнеполитический курс Вьетнама обретает все более прагматичный и гибкий характер, так как страна сумела сбалансировать идеологическую и практическую составляющие своей внешней политики на основе принципа избирательности в сотрудничестве с внешними партнерами в неэкономических областях. Страна готова пойти на те компромиссы, которые некоренным образом повлияют на характер выбранного политического курса. Тем не менее, стоит еще дальше оптимизировать принципы взаимоотношений с бывшими социалистическими странами ЦВЕ, входящими в состав ЕС, применяя ту же тактичность и практичность, характерные для политики в отношении Западных партнеров.

На примере отношений Вьетнама с ЕС, можно сделать вывод о том, что его внешняя политика развивается правильным путем, и способствует эффективному и взаимовыгодному сотрудничеству и не ущемляя при этом свою самобытность и суверенитет, а также самостоятельность своей политики. Политика обновления с учетом новых условий и обстоятельств мировой реальности является правдивой, и содействие ЕС в политической области вносит определенный позитивный вклад в улучшение и оптимизацию политической системы Вьетнама и внешнеполитического курса страны.

Рассматривая перспективы «вестернизации» СРВ, автор отмечает, что в определенной мере она неизбежна, что отражает объективные мировые процессы. В этой связи диссертант предполагает, что влияние Запада будет поверхностным и не затронет глубинных основ национальной идентичности Вьетнама. Напротив, с укреплением экономики и политического положения СРВ в мировом сообществе, изначально присущее Вьетнаму национальное самосознание может обостриться. Важно для Вьетнама определиться со своими приоритетами во внешней политике, и поддерживать более близкие и интенсивные отношения с ЕС, у которого менее агрессивная внешняя политика в отношении партнеров по сравнению с США.

Таким образом, в работе в достаточно полном объеме было отражено современное состояние взаимоотношений между Вьетнамом и ЕС, исследован процесс становления и развития этих связей и показана динамика их развития в перспективе. Были также выявлены и проанализированы наиболее актуальные проблемы, возникшие при осуществлении двустороннего сотрудничества, и сформулированы предложения по их решению.

Данная работа является одним из первых трудов, посвященных всестороннему изучению взаимоотношений между Вьетнамом и ЕС как с одним целым, в то время как другие исследователи уделяют внимание лишь какому-либо конкретному аспекту этих отношений, или же изучению взаимоотношений с конкретными странами-членами ЕС. При этом следует отметить, что хотя ЕС как интеграционное объединение в своем развитии почти достиг самой высшей стадии (валютный союз, и постепенно переходит к политическому союзу), пока нельзя рассматривать его в качестве действительно единого целого, поскольку страны-члены ЕС во многом сохраняют свою политическую и внешнеэкономическую независимость при одновременном соблюдении общей для союза политики, регулируемой.

Еврокомиссией. Характер союза намного усложнился после включения в него десяти новых членов из Центральной и Восточной Европы, так как углубилось расстояние и разница в уровне социально-экономического развития между его членами. В этой связи исследование показывает, что происшедшие изменения внутри ЕС не сказываются отрицательно на развитии двустороннего сотрудничества, а наоборот открывают новые возможности и перспективы для укрепления связей между сторонами, так как расширился рынок ЕС и соответственно вырос спрос на импортную продукцию.

Диссертантом также отмечается, что опыт успешной нормализации и диверсификации отношений Вьетнама со странами Запада (а конкретно со странами ЕС) при сохранении им политической самостоятельности и национально-государственной идентичности в условиях усиленного продвижения Западом своей концепции демократии и свободы представляет значительный научный и практический интерес для многих постсоциалистических государств. Успешно развивая связи с Западом, СРВ сохранила самостоятельность в решении внешних и внутренних проблем, укрепила свой авторитет в мировом сообществе и не допустила ослабления собственных внешнеполитических позиций.

Все это позволило автору утверждать, что взаимоотношения Вьетнам-ЕС в дальнейшем будут все более интенсивно развиваться, что требует продолжение и углубление изучения данной темы, которая становится еще более актуальной с окончанием изученного периода в связи со сближением срока окончательного приятия и выполнения обязательств по ВТО и отменой ЕС генерализированной системы преференций, в частности режима наиболее благоприятствуемой нации в отношении развивающихся стран, в том числе Вьетнама в 2009 году, однако и намеченным созданием Зоны свободной торговли АСЕАН-ЕС. Новый предстоящий период — это период новых возможностей, но в то же время новых проблем и трудностей, изучение которых имеет особо важное практическое значение не только для Вьетнама, но для развивающихся стран, стремящихся к преодолению отсталости своей экономики за счет активного включения себя во всемирный процесс глобализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. На вьетнамском языке: f Л -ч г
  2. Во Кё hoach va Dau tu. Bao cao tinh hinh hoat dong dau tir true tiep nuac ngoai 5 nam 1996−2000 va giai phap cho giai doan 2001−2005. Trinh Chinh phu tai phien hop ngay 28/08/2001.
  3. Bo Khoa hoc-cong nghe va Moi trurcmg. Trung tam thong tin tu lieu Khoar r •>hoc va Cong nghe Quoc gia. Cac cong ti xuyen quoc gia Tay Au. Tongrluan Khoa hoc cong nghe va kinh te, so 7−2001.•" Г Г, r
  4. Bo Ngoai giao, Vu Tong hop kinh te. Tinh hinh phat trien kinh te-xa hoi1. Л r6 thang dau nam 2002. Phuc vu so ket 6 thang cong tac bo, ngay 03/07/2002.
  5. Bo Thucmg mai. Chien luge phat trien xuat nhap khau thai ki 2001−2010. На Noi, 2000.
  6. Bo Thuong mai. Tinh hinh thuong mai cac nam 2003, 2004, 2005.
  7. Bui Quoc Trung, Pho Vu truang Vu Phap luat dau tu nuac ngoai, Bo ke hoach va dau tu. Tong quan ve moi trucmg dau tu true tiep nuac ngoai tai1. W > /• •>
  8. Viet Nam. Tham luan tai hoi thao quoc gia ve xuc tien va trien khai dr an dau tu nuac ngoai tai Viet nam, Ha noi, 2001.
  9. Cac giai phap nham nang cao hieu qua sur dung nguon von ODA a Viet Nam. Vu Tai chinh doi ngoai, Bo Tai chinh. 2001.
  10. Luat Dau tu nuac ngoai tai Viet Nam ngay 12/11/1996. Nxb Chinh tri Qu6c gia. Ha Noi, 1997.
  11. Luat sua doi, bo sung mot so dieu Luat BTNN tai Viet Nam ngay 09/06/2000. HaNoi, 2001.
  12. Nghi quylt s6 24/2000/ND-CP. Nghi dinh cua Chinh phu quy dinh chi tik thi hanh Luat BTNN tai Viet Nam. Chinh phu, ngay 31/07/2000.
  13. Quy§ t dinh s6 53/1999/QB-TTg. Quyk dinh cua Thu tuong Chinh phu1. ГУ *ve mot so bien phap khuyen khich dau tu true tiep nuac ngoai. Chinhphu, ngay 26/03/1999/ — r r
  14. TS Hoang Van Huan (Vu truang Vu Quan If du an BTNN, Bo ke hoach va dau tu). Tinh hinh trien khai cac du an FBI tai Viet Nam. Tham luan tai Hoi thao quoc gia ve xuc tien va trien khai du an dau tu nuac ngoai tai Viet Nam, 2001.
  15. Van kien Bai hoi dai bieu toan quoc lan thu IX. Nxb Chinh tri Quoc gia. Ha Noi, 2001.1. О Г Л r
  16. Van kien Bai hoi dai bieu toan quoc lan thu VI. Nxb Chinh tri Quoc gia. HaNoi, 1987.-" r > r
  17. Van kien Bai hoi dai bieu toan quoc lan thu VII. Nxb Chinh tri Quoc gia. HaNoi, 1991.
  18. Van kien Bai hoi dai bieu toan quoc lan thu VIII. Nxb Chinh tri Quoc gia. HaNoi, 1996.1. А Г Г л
  19. Vien trg nuac ngoai cua Uy ban chau Au (EC) tren the giai va doi vai Viet Nam. Vu chau Au II, Bo Ngoai giao. 2000−2005.1. На английском языке.
  20. Cooperation Agreement between the European Community and the Socialistic Republic of Vietnam. Official journal L 136, 07/06/1996, p. 29−36.
  21. European commission. New market access Agreement between the European Community and the Socialistic Republic of Vietnam. 12/2004.
  22. European commission. New partnership with South-East Asia. 09/07/2003.
  23. European commission. Textile Agreement between the European Community and the Socialistic Republic of Vietnam signed in 1992.
  24. European commission. Textile Agreement between the European Community and the Socialistic Republic of Vietnam signed in 2003.
  25. European commission. The EC small projects facility for Vietnam. Hanoi, 2001.
  26. European commission. The EC’s country strategy paper for Vietnam 2002−2006.
  27. European commission. The EC-Vietnam institutional support Program. Hanoi, 2001.
  28. European commission. The European initiative for democracy and human rights. Hanoi, 2001.
  29. O.European commission. The national indicative Program 2002−2004 and the national indicative Program 2005−2006.
  30. European commission. The trans-regional EU-ACEAN trade initiative TREATI 2003.
  31. European commission. Vietnam: Trade and investment analysis 19 992 000. Hanoi, 04/2000.
  32. European Union: Development cooperation activities in Vietnam. May, 2002.
  33. Hanoi declaration on closer ASEM economic partnership. Hanoi, 09/10/2004.
  34. UDNP: Development cooperation Vietnam. April, 2002.
  35. UNCTAD. World investment report 1999−2005.
  36. UNDP: Overview of Official development assistance in Vietnam. -Report, 2002−2004.
  37. UNDP-Ministry of Planning and investment-Socialistic Republic of Vietnam: Vietnam’s Development partners profiles of cooperation programs. Hanoi, 12/1997.
  38. UNDP-Ministry of Planning and investment-Socialistic Republic of Vietnam: Vietnam’s Development partners profiles of cooperation programs. Hanoi, 12/2001.
  39. UNDP-Ministry of Planning and investment-Socialistic Republic of Vietnam: Vietnam’s Development partners profiles of cooperation programs. Hanoi, 12/2005.1.I. На французском языке:
  40. Ambassade de France au Vietnam — mission economique de Hanoi. L’aide publique de l’Union Europeenne au Vietnam, 03/2004.
  41. Ambassade de France au Vietnam mission economique de Hanoi. Les investissements directs etrangers au Vietnam, 03/2004.
  42. Ambassade de France au Vietnam mission economique de Hanoi. Politiques commerciales, Mai 2004.
  43. Ambassade de France au Vietnam mission economique de Hanoi. Questions multilaterales.
  44. Dac san Tuan bao Quoc t§. 5 nam 1995−2000: Viet nam Lien minh1. Г Г tchau Au tien tai doi tac toan dien vi su phat trien. Ha noi, 2000. г
  45. Bai su quan Phap. Hap tac Viet Phap con so va su kien, Ha Noi, 2002.
  46. Bam Huy Hoang. Quan he Viet Nam-Lien minh chau Au tu 1995 denл 'nay. T/c nghien cuu chau Au, so 06/2001.
  47. Dang Minh Due (Trung tarn nghien cuu chau Au). Doi dieu ve viec thirc hien Hiep dinh tranh danh thue hai lan a Viet Nam danh cho cac nuacл s
  48. EU. T/c nghien cuu chau Au, so 01/2002.г л л
  49. Dinh Cong Tuan-Ho Thanh Huang. Nhung dieu chinh Chinh sach nongлnghiep chung cua EU. T/c nghien cuu chau Au, 01/2002.v л >
  50. Do Lan Phuong (Trung tarn nghien curu chau Au). Tong quan ve hop tac Viet Nam-EU nam 2000. T/c nghien cuu chau Au, s6 02/2002.
  51. D6 Nhu Khue. Quan he kinh ti thucmg mai Viet Nam ASEAN. Ha Noi, Nxb Chinh tri qu6c gia, 2002. r
  52. Duong Phu Hiep, Vu Van Ha. Tinh hinh chinh tri trong khu vuc chau A Thai Binh Duong. NXB Chinh tri QG, HN, 2006. r
  53. Duong Xuan Li. Qua trinh hoi nhap cua Viet Nam trong khu vuc chau A•> r
  54. Thai Binh Duong thai ki Doi mai. Nxb Chinh tri quoc gia. Ha noi, 2003.
  55. Hoang Xuan Hoa. Mot so van de chinh sach thuong mai va hang rao1. Л Athuong mai cua Lien minh chau Au. T/c nghien cuu chau Au, 03/2003.
  56. John H.Jackson. He thong thuong mai the gioi. Ban dich cua Pham Viem Phuong, Huynh Van Thanh. Nxb Thanh nien, 2001.
  57. Klaus Ehret. Giay thong hanh vao thi trucmg EU. Thai bao kinh te Viet Nam, 12/07/2003.л r л
  58. Le Thanh. Du an dau tu nuac ngoai lan nhat tai Viet Nam. Tuan bao quoc te, so 51, ngay 15/12/2000.
  59. Mai Hoai Anh. Chien luge chau A mai cua EU va tri8n vong quan he Viet Nam-EU nhung nam dau the ki XXL T/c nghien cuu chau Au, so 03/2002.
  60. Mot so Van ban phap luat ve Quan he giua Viet Nam vai cong dong Chau Au, Hoa Ky va Nhat Ban. Nxb Chinh tri quoc gia. Ha noi, 2002.
  61. Ngo Van Diem. Toan cau hoa kinh te va hoi nhap kinh te quoc te, NXB Chinh tri QG, HN, 2004.1. X r
  62. Nguyen Bich Dat (Vu truong Vu dau tu nuac ngoai Bo кё hoach va dau tu). FDI cua EU doi vai phat trien kinh te Viet Nam. Tuan bao Quoc te, 22/12/2000.
  63. Nguyen Manh Cam. Chinh sach doi ngoai trong thai ki Doi mai giai doan phat trien quan trong cua nen ngoai giao Viet Nam hien dai// T/c Cong san, so 92, 2005.
  64. Nguyen Minh Tu. Chinh sach tang truong kinh te cua Viet Nam tu gocл r /• fdo cua nen kinh te hai khu vuc. Tap chi nghien cuu kinh te so 242, 07/1998.1. V Л
  65. Nguyen Quang Thai. Dau tu va hieu qua dau tu nhung nam 1995−2001. Tap chi nghien cuu kinh te, so 286, 03/2002.
  66. Nguyen Thi Kim Nha. Giai phap tang cuong FDI д Viet Nam trongr rnhung nam tai. Luan an thac si kinh te. Ha noi, Truong Dai hoc kinh te quoc dan, 2000.
  67. Nguyen Thi Nhung. Nganh cong nghiep det may cua Lien minh chau Au. T/c nghien cuu chau Au, 06/2001.v г Г t
  68. Nguyen Thi Que. Chinh sach doi ngoai cua Cong hoa Phap trong giai doan sau chien tranh lanh, Nghien cuu Chau Au, 4 (70) 2006, tr. 8−18.
  69. Nguyen Thu Thuy. Xuat khau thuy san cua Viet Nam va trien vong vao thi truong EU. T/c nhung van de kinh te the gioi so 75, 01/2002.
  70. Nguyen Co Thac. Nhung bien dong tren truong quoc te va tu duy mai// — ' ' '
  71. T/c Quan he quoc te so 01, 1990. г •>
  72. Nhieu tac gia. Chinh sach doi ngoai Viet Nam trong thai ki Doi mai. Nxb Chinh tri quoc gia. Ha noi, 2005.
  73. Nhieu tac gia. Kinh te Viet Nam Doi mai. Nvb Thong кё. На noi, 2002.1. Ч X г г
  74. Nhieu tac gia. Nhung dieu can biet ve thi truang EU. Trung tarn tir van va dao tao kinh te thuang mai. Nxb nong nghiep. Ha Noi, 1997.
  75. PGS, PTS Bui Huy Khoat (Trung tam Nghien curu chau Au). Tac dong tien trinh lien ket chau Au doi vai Viet Nam. T/c nghien cun chau Au, so 01/1999.
  76. PGS, PTS Mai Ngoc Cucmg (chu bien). Hoan thien chinh sach va to churc thu hut FDI a Viet Nam. Nxb Chinh tri Qu6c gia. Ha noi, 2000. л f
  77. Pham Quyen-Le Minh Tam. Huong tai phat trien thi trirang xuat nhap khSu Viet Nam tai nam 2010. Nvb Th6ng ke. Ha Noi, 1997.
  78. Pham Th| Tuy. Vai tro cua ODA a Viet Nam sau khung hoang tai chinh1. Ч r Г r rtien te о chau A. Tap chi Kinh te chau A Thai Binh Duong, so 24, 03/1999.
  79. Pham Thj Tuy. Vai tro cua ODA trong su phat trien kinh te cua cac nuac1. Г д Л f rdang phat trien. Tap chi Nhung van de kinh te the giai so 62, 06/1999.
  80. Phung Thi Van Kieu (Vien nghien curu Thuang mai Bo Thuang mai). Quan he Viet Nam-Lien minh chau Au tren da phat trien. T/c nghien curu chau Au, 01/2002.л
  81. Phung Thi Van Kieu. Quan he thuang mai Viet Nam-Lien minh chau Austren da phat trien. T/c nghien cuu chau Au, 01/2002.
  82. Phung Thj Van Kieu. Quy che nhap khau chung cua EU hien nay. T/c nghien cuu chau Au, 02/2002.
  83. PTS Dinh Cong Tuan (Trung tam nghien cuu chau Au). FDI cua Tay Auг л- Nhung nam dau thap ki 90 Tinh hinh va nhung van de. T/c nghien curu chau Au, so 01/1997.
  84. PTS Vu Chi Loc (chu bien). Giao trinh dau tir nirac ngoai. Nxb Giao due. Ha noi, 1997.
  85. Thai bao kinh t§ Viet Nam. Kinh t§ Viet Nam va th§ gidi 2000−2001, 2001−2002,2002−2003,2003−2004,2004−2005.
  86. Tran Chi Thanh. Thi truong EU va kha nang xuat khau hang hoa cua Viet Nam. Nxb lao dong xa hoi. Ha noi, 2002.
  87. Tran Nguyen Tuyen. Mot so dac diem cua thi trucmg EU va kha nang ma rong xuat khau hang hoa cua Viet Nam vao thi trucmg nay. T/c nghien cuu chau Au, 06/2001.
  88. Tran Thi Kim Dung. Quan he Viet Nam Lien minh Chau Au. Nxb Khoa hoc xa hoi. Ha noi, 2001.
  89. Tran Van Chi. Quan he kinh te-thuang mai Viet Nam-EU va du bao. T/c ngoai thuang, 20/02/2003.r r n r
  90. Truong BHKTQD. Thuang mai quoc te va phat trien thi truong xuat khau. Nxb Thong ke. Ha noi, 2003.
  91. TS Bui Anh Thanh. Tao viec lam cho ngudi lao dong thong qua FDI vao Viet Nam. Nxb Thong ke. Ha Noi, 1999.
  92. TS Vu Van Phuc (Hoc vien Chinh tri Quoc gia Ho Chi Minh). Quan he1. Л 9hap tac Viet Nam vai EU ve linh vuc dau khi va du lich. T/c nghien cuu chau Au, 02/2002.1. Л r
  93. TTXVN. Vai suy nghi ve hoat dong cua cac cong ty xuyen quoc gia tren toan cau. Tham khao Chu nhat, ngay 12/08/2001.1. Г г Г л r r
  94. Vu Chien Thang. Van de moi truong trong thuang mai quoc te cua motr ~ r tso nude thanh vien Dien dan Hop tac A-Au (ASEM). T/c nghien cuu chau Au, 03/2002.1. На английском языке:
  95. ASEAN. Economic cooperation, transition and transformation. ASEAN secretariat. Singapore, Institute of Southeast Asian studies, 1997.
  96. Beetham David. Legitimacy and the EU. London and New York: Longman, 1998.-144p.
  97. Enlarging the European Union: relations between the EU and Central and Eastern Europe/ Edited by M. Maresceau. — London and New York: Longman, 1997. -403p.
  98. Jackson J. Spielvogel. World History: The Human Odyssey. -Lincolnhood: National textbook company, 1999.
  99. Luu Van Loi. 50 years of Vietnamese diplomacy 1945 1995. — Hanoi: The Gioi Publisher, 2002. — Vol. 1: 1945 — 1975- Vol. 2: 1975 — 1995.
  100. Vietnamese Foreign Policy in Transition. Ed. by Carlyle A Thayer and Ramses Amer. Singapore, 1999
  101. Werner Weidenfeld-Wolfgang Wessels. European from A to Z. Guide to European integration. Institute for European politics. Belgium, 1997.
  102. Western Europe and Southeast Asia: Cooperation or competition. — London, Macmillan, 1989. 276p.
  103. Zachary Abuza. Institutions and actors in Vietnamese foreign policymaking Contemporary Southeast Asia, vol 19, № 3, December 1997.1.I. На русском языке:
  104. А.Д.Воскресенский. Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. Хрестоматия., М.: МОНФ, 2000.
  105. А.Д.Воскресенский. Учебно-методический комплекс по регионоведению (программа «востоковедение») (в трех частях) // М.: МГИМО, 2004.
  106. Jl. Модификация внешнеэкономических связей Вьетнама // Проблемы Дальнего Востока № 4 — 1993 г.
  107. JI. Экономическая реформа во Вьетнаме // Проблемы Дальнего Востока № 3 — 1993 г. — С. 51 — 76.
  108. В.В. Михеев. Глобализация и азиатский регионализм. Вызовы для России. М., 2001.
  109. В.М.Мазырин. Вьетнам на пороге XXI века: основные тенденции экономического и политического развития // Индокитай на рубеже веков (политика, идеология). М. 2001.
  110. Вьетнам в процессе интеграции мировой экономики. Ханой, Изд. Статистика, 2003 г.
  111. Вьетнам: поиски путей обновления // Сборник статей.- Отв. ред. к.э.н. Е. Р. Богатова. М.: ИМЭСС АН СССР, 1990.
  112. Г. К.Широкова. Азиатско-тихоокеанский регион: проблемы экономической безопасности России // М.: АОЗТ «Олита», 1995.
  113. Ю.Глобализация и ее влияние на интеграцию Вьетнама в мировую экономику. Ханой, Изд. Мир, 2003.11 .Европейское право: Учебник для вузов/ Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М.: Норма, 2004. — 720с.
  114. Ко Домингуш. Международно-правовые вопросы таможенно-тарифного регулирования ЕС: Дис. канд. юридич. наук. М., 2002. — 176с.
  115. Е. Вьетнам 2005: экономика на подъеме // Проблемы Дальнего Востока № 3 — 2006 г. — С. 128 — 132.
  116. Н.Кобелев Е. Вьетнам: политика «дой мой» 20 лет // Проблемы Дальнего Востока — № 1 — 2007 г. — С. 48 — 60.
  117. Коммунистическая партия Вьетнама. АСЕАН: итоги, проблемы, перспективы. М., ИВ РАН, 1998.
  118. Крупные развивающиеся страны в социально-экономических структурах современного мира.- Отв. ред. В. Л. Шейнис. М: Наука, 1990.
  119. В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. 727с.
  120. М.С. Капица. Записки дипломата // М.: Книга и бизнес, 1996. -479с.
  121. В.М. О проблемах присоединения Вьетнама к ВТО // Проблемы Дальнего Востока № 1 — 2006 г. — С. 104 — 121.
  122. Международные экономические отношения: учебник для вузов/ Е. Ф. Жуков, Т. И. Капаева, Л. Т. Литвиненко и др.- под ред. проф. Е. Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 485с.
  123. Д.В. Новые реалии в интеграционных процессах в Восточной и Юго-Восточной Азии и их возможные последствия // Юго-Восточная Азия в 2002. М.: 2003.
  124. Нгуен Тхи Луан. Участие иностранного капитала в экономической модернизации Вьетнама. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: Институт международных экономических и политических исследований РАН, 2005.
  125. П.А. Цыганков. Международные отношения: Теории, конфликты, организации. М.: Альфа-М, 2004.
  126. П.А. Цыганков. Мировая политика //Современная политическая наука: история, теории, технологии. М., 2005.
  127. А.В. Роль внешнего финансирования в экономическом развитии Вьетнама // Индокитай: тенденции развития. — М.: Изд-во «Гуманитарий», 2004.
  128. А. А. Иностранный капитал в странах Индокитая: масштабы и динамика // Индокитай: тенденции развития М.: Институт стран Азии и Африки, 2000.
  129. Р.А. Эволюция политических отношений СРВ со странами Запада (1991−2008 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: Институт стран Азии и Африки, 2008.
  130. Т. А. Алексеева. Политический процесс в социиокультурном измерении. Москва: Апрель. 1998.
  131. Т.А. Алексеева. Современные политические теории. Москва: РОССПЭН. 2000.
  132. А.И. Мировой порядок XXI века. М.: Издатель Соловьев- Алгоритм, 2001. — 480с.
  133. Фан Суан Шон. Вьетнам путь к обновлению. М., Изд-во МГСУ, 1997.- 195с.
  134. Хо Ту Май. Вьетнам в мировой экономике,. 1987−1997 гг.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.14, М., 1998 г.
  135. Чан Ван Дык. Прямые иностранные инвестиции в экономике Вьетнама: Дис. канд. экон. наук: 08.00.14, СПб, 1999 г.
  136. Чан Ван Тунг. Две стороны глобализации: Ханой, Изд. Мир, 2002
  137. Чан Суан Выонг. Основные проблемы и перспективы развития вьетнамской рыночной экономики до 2010 г.: Дис. доктора экон. наук: 08.00.14, М., 1998 г.
  138. Чинь Динь Хунг. Эволюция политики «дой мой» (обновление) во Вьетнаме (80-е и 90-е годы). Диссертация на соискание ученой степени к.и.н. ИВ РАН, 1999
  139. Г. К. Восток: Панорама новейшего времени. Избранные научные труды М. ИВ РАН 2003 г.
  140. Г. С., Аносова JI.A. Вьетнам: история, политика, экономика. -М.: Экономика, 2000.г.
Заполнить форму текущей работой