Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Право социального обеспечения о комплексной реабилитации инвалидов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

V. В ходе проведенных исследований были рассмотрены предложенные в различные исторические периоды подходы ученых юристов к проблеме классификации реабилитации инвалидов. Однако наиболее оптимальной была признана классификация реабилитации, предложенная законодателем в ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в зависимости от характера мероприятий, предоставляемых инвалидам в ходе ее проведения… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. Теоретико-методологические основы анализа правового аспекта комплексной реабилитации инвалидов
    • 1. 1. Понятие «инвалид» в праве социального обеспечения и законодательстве РФ
    • 1. 2. Понятия «реабилитация инвалидов» и «комплексная реабилитация инвалидов» в праве социального обеспечения и законодательстве РФ
    • 1. 3. Виды комплексной реабилитации инвалидов
    • 1. 4. Состояние и структура инвалидности в России, причины инвалидизации населения
  • Глава II. Становление и развитие российского законодательства о комплексной реабилитации инвалидов, возможные пути его совершенствования
    • 2. 1. Развитие законодательства СССР о социальной защите инвалидов в 1917—1991 годах
    • 2. 2. Развитие законодательства России о комплексной реабилитации инвалидов и возможные пути его совершенствования
    • 2. 3. Роль правового эксперимента в совершенствовании законодательства о комплексной реабилитации инвалидов
  • Глава III. Конвергенция международного и российского законодательства о комплексной реабилитации инвалидов
    • 3. 1. Международные принципы формирования политики в отношении инвалидов
    • 3. 2. Анализ международно-правовых норм и зарубежного законодательства о реабилитации инвалидов и реальность их использования в современной России

Право социального обеспечения о комплексной реабилитации инвалидов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Уровень инвалидности в Российской Федерации неуклонно растет, а учитывая демографическую ситуацию, сложившуюся за последнее десятилетие на территории нашей страны (численность граждан РФ с 1990 года сократилась на 4,2 млн. человек), данный процесс приобретает характер национальной катастрофы. Современные социально-экономические условия России характеризуются снижением уровня социальных гарантий для всех граждан, поляризацией качества жизни отдельных социальных групп, разрушением единства социального пространства страны. Очевидное стремление российского государства направить развитие отношений в сфере социального обеспечения в либеральное русло влечет за собой трансформацию многих социальных ценностей. В последние годы на первый план выходят такие из них, как индивидуальная ответственность и личная активность граждан в достижении своего материального и социального благополучия. В этих условиях решение проблем инвалидов, как наименее защищенной части общества, становится первостепенной задачей. Помочь инвалидам интегрироваться в общество в качестве его полноценных членов, создать им условия для реализации своих возможностей, в том числе к самообеспечению, может институт комплексной реабилитации инвалидов. Развитие этой формы социальной защиты инвалидов в последние годы приобретает особую значимость. Не умаляя роли материальной поддержки, следует констатировать, что реабилитация обладает гораздо более высоким потенциалом не только в том, что касается улучшения качества жизни инвалидов, но и в достижении социального сплочения всего российского общества.

Несмотря на свою значимость, институт реабилитации инвалидов в России получил развитие только в конце XX века. При этом долгое время данный феномен рассматривался довольно ограниченно — как социально-трудовая реабилитация, то есть восстановление профессиональных навыков индивида, помощь ему в трудоустройстве. Понятие «социальная реабилитация» появилось в российском законодательстве только в 90-е годы XX века в связи с принятием Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Причем изначально политика в отношении инвалидов представляла законодательно закрепленный комплекс мер, направленных на обеспечение их жизнедеятельности, и практически не учитывала специфику инвалида как индивидуума с определенными физическими недостатками, препятствующими его самореализации. Только в 2004 году, в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», изменившего весь вектор политики государства в отношении инвалидов, приоритетной формой социальной защиты данной категории граждан становится их реабилитация, позволяющая достигнуть и поддерживать оптимальные физический, интеллектуальный, психический и социальный уровни, предоставив им тем самым возможности для изменения их жизни и расширения рамок их независимости. Важное значение приобрел целостный подход к личности инвалида, учитывающий все его проблемы, образ мышления и поведения, социальный фон, индивидуальные потребности, надежды и интересы.

Конечной целью реабилитации инвалидов на сегодняшний день признана их социальная интеграция, т. е. активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества, включенность в социальные структуры, предназначенные для здоровых людей и связанные с различными сферами жизнедеятельности человека — учебой, культурой, спортом, профессиональной подготовкой, посильным и приносящим удовлетворение трудом, общественной деятельностью.

Вместе с тем при попытке достижения поставленных целей государство столкнулось с целым рядом трудностей: отсутствие эффективной нормативной правовой базы по комплексной реабилитации инвалидовзначительные противоречия между объявленными целями и механизмами их реализацииотсутствие консолидированной ответственности всех уровней власти за создание в стране системы комплексной реабилитации инвалидов, возрождение реабилитационной индустрии, развитие социально-средовой реабилитирующей инфраструктуры.

Кроме того, российское законодательство во многом остается изолированным от социологической оценки процессов, протекающих в обществе. При этом данные демографии в ясной качественной и количественной форме отражают результат действия всех политических, экономических, социальных и культурных факторов, определяющих состояние и сам процесс общественного развития. Необходимы не только научно-методологический анализ причин высокого уровня инвалидизации населения РФ, но и создание законодательной и нормативной правовой базы для эффективной работы всех уровней управления и власти с данной категорией граждан. Одним из главных направлений в такой деятельности должен стать институт комплексной реабилитации инвалидов.

Все указанные факторы в совокупности свидетельствуют об актуальности рассматриваемых проблем. Именно они явились решающими при выборе темы и определении структуры настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования.

Комплексная реабилитация инвалидов в настоящее время является предметом исследования в основном таких наук, как медицина, психология и социология. В юриспруденции и, в частности, в праве социального обеспечения, данная проблема пока не получила должного освещения. Имеющиеся исследования, посвященные правовому регулированию социальной защиты инвалидов, лишь отчасти затрагивают вопросы реабилитации, не рассматривая их в качестве центральных. В числе таких работ следует отметить кандидатскую диссертацию Н. В. Антипьевой «Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в РФ» и докторскую диссертацию М. О. Буяновой «Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики». Думается, право социального обеспечения не должно оставаться в стороне от научного осмысления и правового опосредования столь важной проблемы.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является проведение теоретико-методологического анализа правового аспекта комплексной реабилитации инвалидов, изучение практики применения норм о комплексной реабилитации инвалидов в праве социального обеспечения, а также обоснование предложений по совершенствованию соответствующего законодательства. Реализация поставленной цели исследования обусловила необходимость выполнения следующих задач: раскрыть понятия «инвалид», «реабилитация инвалидов», «комплексная реабилитация инвалидов» в праве социального обеспечения, проанализировать их содержание и определить их соотношениепровести классификацию видов комплексной реабилитации инвалидовпроанализировать статистические данные о состоянии и структуре инвалидности в РФ и выявить причины инвалидизации населения РФ, установить их соотношение с правовыми нормами, регулирующими данный вопросисследовать исторический аспект развития российского законодательства о комплексной реабилитации инвалидов, как одной из организационно-правовых форм социальной защиты инвалидовпроанализировать действующие федеральные, региональные и локальные правовые источники, а также акты органов местного самоуправления, регулирующие отношения по комплексной реабилитации и обеспечению жизнедеятельности инвалидов, разработать научно обоснованные предложения по их совершенствованиюисследовать международные правовые акты о защите прав инвалидов и их реабилитации, провести сравнительный анализ этих актов, а также действующего в этой сфере зарубежного законодательства и наметить пути их возможного использования в условиях современной России.

Методологическая, информационная и теоретическая база исследования.

При написании работы применялись современные методы исследования, разработанные философской и социологической науками и используемые в юриспруденции, а также частные научные методы: системный, формально-юридический, структурного и сравнительного анализа, статистический, исторический, социологический и др.

Научной базой исследования явились труды ученых-юристов, внесших значительный вклад в правовую науку, а также исследования ученых сопредельных отраслей знаний — медицины, социологии, психологии и др.

Эмпирическую базу исследования составил комплекс правовых норм, регулирующих отношения по комплексной реабилитации инвалидов. В диссертации анализируются международные правовые акты, в том числе конвенции и рекомендации Международной организации труда, российское законодательство, зарубежное законодательство, материалы, полученные автором в результате работы в Министерстве социального развития Пермского края, статистические данные, результаты социологических исследований и материалы периодической печати.

Теоретические выводы сформулированы на основе творческого переосмысления достижений отечественных ученых в области права социального обеспечения и трудового права: Е. Г. Азаровой, B.C. Андреева, Н. В. Антипьевой, Е. И. Астрахана, К. С. Батыгина, A. J1. Благодир, Л. Ю. Бугрова, М. О. Буяновой, Ю. В. Васильевой, З. Д. Виноградовой, К. Н. Гусова, А. Н. Егорова, А. Д. Зайкина, М. Л. Захарова, Т. В. Иванкиной, Р. И. Ивановой, И. Я. Киселева, М. В. Лушниковой, И. Р. Маматказина, Е. Е. Мачульской,.

П.М. Маргиева, В. М. Сазонова, В. А. Тарасовой, В. Н. Толкуновой, Э. Г. Тучковой, Я. М. Фогеля, М. Ю. Федоровой, В. Ш. Шайхатдинова и др.

В работе также использованы труды ученых в области медицины, социологии, социальной работы: С. И. Бояркиной, В. А. Бронникова, Н. В. Веденеевой, Т. В. Зозули, С. Г. Мезенина, Е. И. Холостовой, Е.Р. Ярской-Смирновой и др.

Научная новизна диссертационного исследования.

В диссертации впервые предпринята попытка системного исследования правовых вопросов, возникающих в сфере комплексной реабилитации инвалидов в РФ. Научная новизна проявляется в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Проанализированы существующие в мировой практике различные варианты концептуальных подходов к пониманию сущности феномена инвалидности, подчеркивающие отдельные важные аспекты данного социального явления, без которых невозможно его правильное полноценное восприятие и понимание. На основании сделанных выводов сформулировано определение: инвалид — это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, характеризующееся общим или частичным снижением приспособляемости к социальной среде, приводящее к социальной недостаточности и ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Важно отметить, что инвалидность, как правило, заключает в себе риск социального исключения, дискриминации со стороны здоровых членов общества и социальных институтов и приводит к социальной недостаточности индивида, т. е. к его невозможности полноценно функционировать в обществе. Эта важная проблема, как представляется, не охватывается общей категорией «ограничение жизнедеятельности» и требует к себе особого внимания. Поэтому в определении она выделена в отдельную составляющую.

2. Проведено исследование исторического развития понятия «реабилитация инвалидов», изучены современные представления о сущности данного явления, на основании чего предложено в науке права социального обеспечения и трудового права использовать понятие «комплексная реабилитация инвалидов», под которым следует понимать процесс и совокупность согласованных между собой мероприятий, носящих сложный системный характер, определяемый исходя из объективных потребностей гражданина с учетом возможности их реализации, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма с целыо социальной адаптации инвалидов, интеграции их в общество. Данное определение предложено закрепить в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

3. Анализ развития российского законодательства о социальной защите инвалидов наглядно свидетельствует о том, что в настоящее время в связи с изменением вектора социальной политики в отношении инвалидов от материальной поддержки к активному включению индивида в общественную, в том числе и трудовую деятельность, комплексная реабилитация инвалидов должна рассматриваться как основная организационно-правовая форма их социальной защиты, конечной целью которой является социальная интеграция инвалида, т. е. его активное участие во всех сферах жизни общества. При этом, несмотря на значимость категории «социальная интеграция инвалидов», в российском праве социального обеспечения и действующем законодательстве ее понятие отсутствует. В результате анализа указанной категории в настоящей работе сформулировано следующее определение: социальная интеграция инвалидов — это законодательно закрепленный процесс, направленный на создаиие условий для включения лиц с ограниченными возможностями во все сферы жизнедеятельности общества, в результате которого становится возможной органическая принадлежность индивидуума к социуму.

4. В ходе анализа существующей структуры комплексной реабилитации инвалидов и данных, полученных при проведении правового эксперимента, предложено трансформировать данную структуру, в частности, выделить основные три вида реабилитации — медицинский, профессиональный, социальный, каждый из которых должен включать основные направления осуществления реабилитационных мероприятий. Медицинский вид реабилитации — восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование, ортезирование и санаторно-курортное лечениепрофессиональный вид реабилитации — профессиональную ориентацию, образование, трудоустройство и производственную адаптациюсоциальный вид реабилитации — средовое, психологическое, информационное, культурное направления, бытовую адаптацию, оказание юридической помощи инвалиду и его семье, физическую культуру и спорт.

5. Анализ статистических данных о состоянии, структуре инвалидности и вызывающих ее причинах показывает, что существующая сегодня методология осуществления исследований имеет ряд недостатков и не дает целостного представления о реальном положении дел в этой сфере. В частности: учет инвалидов не как лиц, имеющих инвалидность, а как получателей социальных выплатотсутствие показателей, свидетельствующих о создании необходимых условий для интеграции инвалидов в обществоотсутствие данных о реальных результатах самого процесса комплексной реабилитацииотсутствие корреляции между социальной и правовой оценками причин инвалидизации российского населения. Все эти обстоятельства не позволяют должным образом выстраивать социальную политику государства в отношении данной категории граждан.

6. Исследовано федеральное, региональное, местное и локальное законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере комплексной реабилитации инвалидов. В результате выявлен ряд проблем правового регулирования и правоприменения в рассматриваемой области, в том числе: отход от социальной модели инвалидностиотсутствие координации деятельности различных служб и учреждений в области комплексной реабилитации инвалидовразрыв в уровне социальной обеспеченности инвалидов, проживающих в различных субъектах РФснижение возможностей инвалидов в области трудоустройстваотсутствие в законодательстве четко определенных критериев установления ограничения способности к трудовой деятельностиснижение возможностей в области реальной реабилитации (так, установленные инвалидам ежемесячные денежные выплаты взамен ряда льгот не компенсируют в полной мере затраты инвалидов на комплексную реабилитацию и зачастую расходуются не на реабилитационные цели, а на повседневные нужды).

7. Учитывая значимость института комплексной реабилитации инвалидов и существующие проблемы правоприменительной деятельности, предложено разработать и принять Федеральный закон «О комплексной реабилитации инвалидов в РФ», который позволит объединить обширный правовой материал о комплексной реабилитации инвалидов, привести его в соответствие с новым этапом развития общества, повысить качество правового регулирования, завершить процесс формирования новых видов и направлений комплексной реабилитации инвалидов, установить основы управления системой комплексной реабилитации инвалидов, закрепить ведущую роль реабилитационных учреждений в практике интеграции инвалидов в общество.

9. Дополнено учение о правовом эксперименте как важнейшей предпосылке и гарантии действенности правового регулирования отношений по комплексной реабилитации инвалидов. Сделан вывод о необходимости развития законодательной деятельности в сфере комплексной реабилитации инвалидов на научной основе, включающей в себя правовой эксперимент. На основании результатов проведенного в Пермском крае правового эксперимента предложено, в частности, расширить Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р, дополнив раздел «Технические средства реабилитации» следующими наименованиями: специальный автотранспорт (либо в качестве альтернативы оказание услуг социального такси), приспособления для ведения домашнего хозяйства, функциональные кровати, тренажеры, подъемники, очки.

10. Проведен анализ международных правовых актов в сфере социальной защиты и комплексной реабилитации инвалидов, обозначены основные принципы формирования международной политики в отношении данной категории граждан, намечены пути реального использования зарубежного опыта в условиях российской действительности.

Научно-практическая значимость работы.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащиеся в ней выводы и предложения могут быть использованы в процессе реформирования законодательства о социальной защите и комплексной реабилитации инвалидов. Положения диссертации могут использоваться для преподавания дисциплины «Право социального обеспечения» в юридических вузах и факультетах. Результаты исследования могут быть использованы в работе органов социального развития, центров комплексной реабилитации инвалидов.

Апробация работы.

Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Пермского государственного университета.

Основные положения исследования опубликованы в ряде научных статей. Результаты исследования использованы автором при работе в Министерстве социального развития Пермского края при разработке законодательных актов, направленных на осуществление комплексной реабилитации инвалидов, обеспечение их жизнедеятельности (Закон Пермского края от 05.07.2006 № 3125−708 «Об утверждении отчета об исполнении областной целевой программы «Комплексная реабилитация инвалидов Пермской области на 2003;2005 гг." — Закон Пермского края от 12.05.2006 № 5-КЗ «О краевой целевой программе «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермского края на 2006;2008 гг." — постановление Правительства Пермского края от 18.05.2007 № 99-п «О государственном стандарте социального обслуживания населения Пермского края»).

Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на международных научно-практических конференциях: «Традиции и инновации в понимании и решении проблем инвалидности», г. Пермь, 2005 г.- «Актуальные вопросы комплексной реабилитации инвалидов», г. Пермь, 2006 г. и др.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения и трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка использованных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволило нам прийти к следующим теоретическим и практическим выводам:

I. Инвалидность — социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество. В российской и мировой практике существуют различные варианты концептуальных подходов к пониманию сущности данного явления. В настоящей работе нами были рассмотрены пять ключевых моделей: медицинская, экономическая, социальная, правовая, модель культурного плюрализма. Каждая из указанных моделей подчеркивает отдельные важные аспекты данного социального явления, без которых невозможно его правильное, полноценное восприятие и понимание. Подобный анализ позволил нам сформулировать собственное определение понятия «инвалид», выделить его характерные признаки.

II. Динамика первичной инвалидности в России имеет ярко выраженную негативную тенденцию. Количество лиц, впервые признанных инвалидами из расчета на 10 000 человек по сравнению с 1970 годом увеличилось в 5,2 раза. По состоянию на 1 января 2006 года общая численность инвалидов в абсолютном показателе составила 12 млн. 546 тыс. человек. Вместе с тем, отсутствие точной информации о контингенте граждан, имеющих инвалидность, причинах, приводящих к ней, не позволяет должным образом выстраивать социальную политику государства в части комплексной реабилитации инвалидов. Существующая сегодня методология осуществления статистических исследований имеет ряд недостатков и не дает целостного представления о реальном положении дел в этой сфере.

Особую озабоченность вызывают законодательно закрепленные причины инвалидности, не имеющие четкой организационно-правовой классификации и характеризующиеся отсутствием корреляции между социальной и правовой составляющими инвалидизации российского населения.

III. Будучи правовым социальным государством, РФ выполняет ряд важнейших государственных функций, одной из которых является социальная защита инвалидов. Анализ развития российского законодательства в этой части наглядно свидетельствует о том, что действительное развитие институт социальной защиты инвалидов получил в 50-е годы XX века. Причем изначально политика в отношении граждан с ограниченными возможностями представляла законодательно закрепленный комплекс мер, направленных на обеспечение их жизнедеятельности (т.е. материальную поддержку) и не учитывала специфику инвалида как лица с определенными физическими недостатками. Знаковым событием дальнейшей трансформации института социальной защиты инвалидов стало принятие в 1995 году ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Данный нормативный правовой акт определил государственную политику РФ в области социальной защиты инвалидов, вобрав в себя все прогрессивные нормы социальных законов зарубежных стран и международных документов того времени. Система социальной защиты инвалидов наряду с обеспечением жизнедеятельности инвалидов включила в себя такую организационно-правовую форму как реабилитация.

Изменение вектора социальной политики России в отношении инвалидов от предоставления мер сугубо материальной поддержки к активному включению индивида в социальную, экономическую и духовную жизнь страны позволило в начале XXI века признать, что именно реабилитация инвалидов может стать основой для восстановления работоспособности, навыков самостоятельной бытовой деятельности, обеспечения предпосылок конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, приобретения ими независимости, восстановления способности индивида к адекватному взаимодействию с обществом.

IV. Современное представление о реабилитации инвалидов прошло в России путь трансформации от социально-трудовой модели до концепции комплексной реабилитации. В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что реабилитация инвалидов — это не просто формальное объединение ее видов, расположенных в определенной последовательности, а совокупность согласованных между собой мероприятий, основанных на целостном подходе к личности инвалида, учитывающих все его проблемы, образ мышления и поведения, социальный фон, индивидуальные потребности, надежды и интересы, а также наличие внешних факторов, создающих возможность реализации комплексной реабилитации инвалидов и достижения ее конечной цели — интеграции в общество. Для определения указанной совокупности мероприятий было предложено использовать в законодательстве и науке трудового права и права социального обеспечения понятие «комплексная реабилитация инвалидов».

V. В ходе проведенных исследований были рассмотрены предложенные в различные исторические периоды подходы ученых юристов к проблеме классификации реабилитации инвалидов. Однако наиболее оптимальной была признана классификация реабилитации, предложенная законодателем в ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в зависимости от характера мероприятий, предоставляемых инвалидам в ходе ее проведения. При этом, с нашей точки зрения, было бы целесообразнее несколько трансформировать существующую систему, а именно выделить основные три вида реабилитации — медицинский, профессиональный, социальный, каждый из которых должен включать основные направления осуществления реабилитационных мероприятий. Медицинский вид реабилитации — восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование, ортезирование и санаторно-курортное лечениепрофессиональный вид реабилитациипрофессиональную ориентацию, образование, трудоустройство и производственную адаптациюсоциальный вид реабилитации — средовое, психологическое, информационное, культурное направления, бытовую адаптацию, оказание юридической помощи инвалиду и его семье, физическую культуру и спорт.

VI. Правовое регулирование комплексной реабилитации инвалидов осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном и даже локальном уровнях. Нормативная правовая база РФ в данном направлении постоянно развивается и трансформируется, вместе с тем, в ней имеются очевидные недостатки, не позволяющие в полной мере говорить об эффективной реабилитации и интеграции инвалидов: отход от социальной модели инвалидности, отсутствие координации деятельности различных служб и учреждений в области реабилитации инвалидов, разрыв в уровне социальной обеспеченности инвалидов, проживающих в различных субъектах РФ, снижение возможности в области реальной реабилитации, снижение возможностей инвалидов в области трудоустройства, отсутствие четко установленных критериев ограничения способности к трудовой деятельности.

Таким образом, в настоящее время в правовом регулировании отношений по комплексной реабилитации инвалидов четко прослеживается тенденция снижения государственных гарантий полноценной реабилитации. В связи с этим на законодательном уровне необходимо незамедлительно провести полную ревизию всех нормативно-правовых актов в данной области, разработать и принять Федеральный закон «О комплексной реабилитации инвалидов в РФ», который позволит: объединить обширный правовой материал о комплексной реабилитации инвалидов, привести его в соответствие с новым этапом развития обществаповысить качество правового регулированиязавершить процесс формирования новых видов и направлений комплексной реабилитации инвалидовустановить основы управления системы реабилитации инвалидов, закрепив не только полномочия федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, но и установив компетенцию органов местного самоуправления в области реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях муниципальных образованийзакрепить ведущую роль реабилитационных учреждений в практике интеграции инвалидов в общество.

VII. Законодательная деятельность в сфере комплексной реабилитации инвалидов должна осуществляться на научной основе, включающей в себя проведение правового эксперимента. Приведенный в настоящей работе пример, в ходе которого удалось сформулировать отдельные предложения в части корректировки существующего законодательства, наглядно подчеркнул, что правовой эксперимент представляет собой важнейшее средство, с помощью которого определяется действенность правового регулирования комплексной реабилитации инвалидов, необходимый как для определения эффективности существующего законодательства, так и для выявления оптимального варианта нового законодательства. На сегодняшнем этапе развития возникает острая потребность законодательно определить эксперимент как один из методов правотворчества и предусмотреть: круг органов, которым предоставляется право проводить правовые эксперименты и издавать опытные правовые нормыкруг норм и общественных отношений, подлежащих проверке посредством правового экспериментаобщую процедуру проведения правового эксперимента и принятия опытной правовой нормы.

VIII. Анализ международного законодательства показал, что в целом российское законодательство о комплексной реабилитации инвалидов развивается в русле общемировых тенденций и основные нормы, содержащиеся в нем, соответствуют международным стандартам в области прав человека. Но нельзя не отметить, что вследствие недостаточности финансовых ресурсов и нестабильности социально-экономической политики законодательное обеспечение зачастую носит декларативный характер, что ведет к принятию не вполне взвешенных нормативных правовых актов и последующих управленческих решений.

Весьма полезным для реформирования системы комплексной реабилитации инвалидов в России является использование уже накопленного опыта западноевропейских стран. Общим итогом изучения зарубежного опыта комплексной реабилитации инвалидов является констатация принципиальной возможности его использования в законотворчестве и правоприменительной практике России. Вместе с тем при конвергенции систем комплексной реабилитации инвалидов России и зарубежных стран необходимо иметь в виду, что строя российскую модель, стоит использовать те элементы, которые не противоречат проводимым в стране реформам и в то же время близки российской действительности и могут стать положительным примером для преобразований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Г., Козлов А. Е. Личность и социальное обеспечение. М., 1983.
  2. Е.Г. Конституционные права в сфере социального обеспечения// Советское государство и право. 1980. № 9.
  3. Актуальные вопросы врачебно-трудовой экспертизы, социально-трудовой реабилитации и пенсионного обеспечения: Сб. науч. трудов / Под ред. П. М. Маргиева. М., 1980.
  4. Т.С., Гаптов В. Б., Шиталова Е. Ю. Медико-социальная реабилитация населения как элемент социальной политики в России // Реабилитология в медицине и спорте. Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции. М., 2000.
  5. B.C. Право социального обеспечения в СССР. М., 1980.
  6. Т.А. Особенности проведения МСЭ и реабилитации инвалидов лиц трудоспособного возраста // Проблемы социальной и профессиональной реабилитации молодых инвалидов: материалы научной конференции. Пермь, 2001.
  7. Н.В. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в РФ. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. Пермь, 2000.
  8. Н.В. Развитие законодательства о реабилитации инвалидов // Правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий населения: проблемы теории и практики: Сб. науч. трудов. Омск, 2004.
  9. Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ. М., 2002.
  10. Асанов J1.H. Тайны пещерных людей (загадки истории). М., 2006.
  11. П.Астрахан Е. И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим ислужащим. М., 1971.
  12. А.В. Социальное обслуживание в условиях рыночной экономики: современные тенденции и перспективы развития // Трудовое право. 2006. № 9.
  13. Благодир A. J1. Правовое регулирование социального обслуживания граждан. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2002.
  14. Большая медицинская энциклопедия. М., 1976.
  15. Большой толковый социологический словарь // Под ред. Дэвида Джери, Джилии Джери. М., 2001.
  16. С.И. Качество жизни и социальная реабилитация онкологических больных. Дис. канд. соц. наук. СПб., 2004.
  17. В.А., Мавликаева Ю. А., Аникеева Т. А. Анализ потребности инвалидов трудоспособного возраста в мерах комплексной реабилитации на региональном уровне (научный отчет). Пермь, 2007.
  18. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
  19. М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (теоретико-правовой аспект). Дисс. доктора юрид. наук М., 2003.
  20. Н.М. Основы физической реабилитации. М., 1998.
  21. С. Кому нужна реабилитация инвалидов? // Вопросы социального обеспечения. 2007. № 1.
  22. Ю.В. О системе права социального обеспечения // Современные тенденции в развитии трудового права и права социального обеспечения: материалы международной научно-практической конференции / Под ред. К. Н. Гусова. М., 2007.
  23. Ю.В. Пенсионное право РФ. Пермь, 2006.
  24. Н.В. Социальные аспекты реабилитации инвалидов в РФ. Дисс. канд. соц. наук. М., 2004.
  25. В.А. Исторический аспект реабилитации инвалидов // Врачебно-трудовая экспертизы и социально-трудовая реабилитация инвалидов. Сб. науч. трудов. Вып.6. М., 1977.
  26. Вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов. Иркутск: Исследовательский центр регионального законодательства, 2004.
  27. Вуд Филипп Х. Н. Оценка последствий заболеваемости // Ежеквартальный обзор мировой стандартной статистики. Избранные статьи ВОЗ. Женева, 1992. Т.42.
  28. Ги Жабулен. Значительной разницы между российскими и французскими подходами не существует // Интеграция, первые шаги к самостоятельной жизни. М., 2004.
  29. С.Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринбург, 1997.
  30. Д.П. Определение (Логико-методологические проблемы). М., 1974.
  31. М.И. Социальная интеграция лиц с инвалидностью: из опыта работы французских специалистов // Актуальные вопросы комплексной реабилитации инвалидов: материалы международно-практической конференции. Пермь, 2006.
  32. .В. Принципы и адекватность социального обеспечения // МОТ. К реформе социального обеспечения: принципы и прагматизм. Изд. Бюро МОТ. М., 2001.
  33. К.Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России. М., 1999.
  34. К.Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России. М., 2004.
  35. З.К., Нуртдинова З. Н. Технологии социальной реабилитации инвалидов. Уфа, 2001.
  36. Демографический энциклопедический словарь / Гл. ред. Д. И. Валентей. М., 1985.
  37. Доклад Министра здравоохранения и социального развития РФ «О результатах и основных направлениях деятельности Минздравсоцразвития России на 2007 год и на период до 2009 года».
  38. А.Н. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престарелых. М., 1985.
  39. А.Н. Развитие законодательства о стимулировании труда пенсионеров по старости и инвалидов в СССР. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1974.
  40. Ежегодник мировой санитарной статистики. ВОЗ, Женева, 1990.
  41. И.Н. Инвалидность как вид нетрудоспособности // Врачебно-трудовая экспертиза и социально-трудовая реабилиатция инвалидов: Сб.науч.тр. / Под ред. В. П. Белова и А. К. Добржанской. Вып. 5. М., 1976.
  42. А.Д. Марксизм-ленинизм о социальном обеспечении. История развития законодательства о социальном обеспечении в СССР // Советское право социального обеспечения. М., 1982.
  43. Занятость людей с ограниченными возможностями. Примеры и анализ опыта Европейских стран. Электронный документ. http://www.sid-vd.ru/resourcc.
  44. Захаров M. JL, Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. М., 2001.
  45. Занятость инвалидов в странах переходной экономики // Доклад Сводной группы МОТ / Пер. с англ. Е. А. Зотовой. М., 1996.
  46. Т.А. Методические основы профориентации инвалидов. Материалы российской научно-практической конференции специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии, посвященной году инвалидов. М., 2004.
  47. Т.В. Актуальные вопросы развития системы реабилитации инвалидов. Актуальные вопросы комплексной реабилитации инвалидов// Материалы международной научно-практической конференции. Пермь, 2006.
  48. Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов. М., 2005.
  49. С.А., Лившиц Р. З., Орловский Ю. П. Советское трудовое право: вопросы теории. М., 1978.
  50. Р.И., Тарасова З. А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М., 1983.
  51. В.К. Основы реабилитологии // Врач. 1997. № 3.
  52. О.С. Структурные подразделения системы права // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып.14. М., 1968.
  53. С. Реабилитация и занятость инвалидов // Человек и труд. 1994. № 8.
  54. С. Возможность трудиться для инвалидов это не просто работа и заработок // Человек и труд. 1997. № 2.
  55. М.И. Что дала Советская власть трудящимся / Избр.произв. Т. III. М., 1962.
  56. С. Демография и будущее цивилизации / Вопросы социального обеспечения. 2007. № 2.
  57. И .Я. Сравнительное и международное трудовое право. М., 1999.
  58. Р.И. Локальное правовое регулирование трудовых отношений в СССР. Автореф. дисс. доктора юрид. наук. М., 1979.
  59. О.А. Юридическая наука и коммунизм. Право и коммунизм. М., 1965.
  60. К реформе социального обеспечения: принципы и прагматизм. Вып.1. М., 2001.
  61. М.И., Орлова Е. Е. Правовое регулирование занятости населения. Социальная поддержка безработных граждан в современных условиях. М., 2005.
  62. В.И. Заботе о пожилых гражданах и инвалидах -приоритетное внимание // Помощь инвалидам и пожилым людям. Октябрь, 2006.
  63. В.В. К вопросу о понятии и пределах эксперимента в области государства и права // Правоведение. 1966. № 1.
  64. М.И. Анализ законодательства о социальной защите уязвимых групп населения (1995−1999 гг.) // Социальное законодательство России и Великобритании. М., 2000.
  65. М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М., 2000.
  66. Р.З. Теория права. М., 1994.
  67. Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. 2002. № 3.
  68. A.M., Лушникова М. В. Курс трудового права. T.l. М., 2003.
  69. Т.М., Васин С. А., Голодец О. Ю., Бесфамильная С. Ф. Инвалиды в России: причина и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. М., 1999.
  70. И.Р. Процедурные правоотношения, возникающие в России в связи с действием Закона о государственных пенсиях. Дисс. канд. юрид. наук. Пермь, 2000.
  71. Л.И. Локальные нормы трудового права и планирование социального развития коллективов. Дисс. канд. юрид. наук. Ленинград, 1987.
  72. Е.Е. Право социального обеспечения. М., 1997.
  73. Медицинская реабилитация / Под ред. В. М. Боголюбова. Пермь, 1998.
  74. Международная классификация дефектов, инвалидности и нетрудоспособности. М., 1994.
  75. С.Г. Инвалиды, их образ жизни в современном российском обществе. Дисс. канд. соц. наук. Улан-Уде, 2004.
  76. Т.К. Право и социальная защита. М., 2006.
  77. В.И. Значение эксперимента в нормотворческой деятельности // Советское государство и право. 1967. № 6.
  78. П. Реабилитация психических больных и инвалидов в Германии// Здравоохранение РФ. 1999. № 3.
  79. О’Брайн. Проблемы занятости людей с ограниченными возможностями. Актуальные вопросы комплексной реабилитации инвалидов. Материалы международной научно-практической конференции. Пермь, 2006.
  80. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2005.
  81. Э.А. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в РФ. М., 1997.
  82. А.И. Исторические аспекты проблемы социальной защиты инвалидов в России и за рубежом // Социальное законодательство России и Великобритании. М., 2000.
  83. А.И., Пузин С. Н., Лаврова Д. И. и др. Проблемы инвалидности в России. М., 2002.
  84. П.Д. Основы социальной работы. М., 1999.
  85. A.M. Профессиональная библиотека работника социальной службы. М., 2002.
  86. Т. О структуре социального действия. М., 2000.
  87. О.А. Правовые проблемы социальной политики. Иркутск, 2001.
  88. О.А. Инвалиды: дискриминация и занятость // Трудовое право. 2007. № 4.
  89. В.А. Конституция СССР 1977 часть действующего советского права / Конституция СССР и дальнейшее развитие государствоведения и теории права. М., 1979.
  90. Полный латинский словарь. М., 1862.
  91. В.В. Проблемы профессиональной реабилитации инвалидов на регулируемом рынке труда в Пермском регионе по итогам 2001−2005 гг. Традиции и инновации в понимании и решении проблем инвалидности// Материалы научно-практической конференции. Пермь, 2005.
  92. С.В. Социальное законодательство РФ в условиях глобализации // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации. М., Н.Новгород. 2007.
  93. Предупреждение инвалидности и реабилитация (ВОЗ). Женева, 1988.
  94. Т., Козлова JT. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов: реализация законодательства РФ // Человек и труд. 1998. № 6.
  95. Разработка статистики инвалидов: тематические исследования. ООН. Нью-Йорк, 1987.
  96. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г. В. Осипова. М., 1998.
  97. Российский статистический сборник 2006. М., 2006.
  98. И.И. Правовые аспекты социальной защищенности инвалидов в СССР. Вопросы социального обеспечения // Сб. науч. трудов. М., 1991.
  99. Р.В. Изучение количественной определенности социальных явлений с помощью эксперимента. Количественные методы в социологии. М., 1966.
  100. И. Основы теории права (перевод с венгерского). М., 1974. С. 74.
  101. B.C. Правовые аспекты реабилитации инвалидов / Проблемы медико-социальной экспертизы и реабилитологии на рубеже XXI века. М., 1991.
  102. B.C. Развитие законодательства о пенсионном обеспечении. М., 1967.
  103. Ю8.Самуллин В. К. Советское строительство / Под ред. А. А. Безуглова. М., 1979.
  104. Р.А. Социальный эксперимент и проблемы государства и права// Советское государство и право. 1964. № 10.
  105. А.З. Социально-культурная деятельность и процесс духовного развития сообщества глухих. СПб., 1999.
  106. Ш. Свинцов А. А., Радуто В. И. Социальная защита инвалидов. Десятилетний опыт правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2006. № 4.
  107. Е.Г. Правовое обеспечение реабилитации инвалидов на международном и национальном уровнях: Информационно-аналитическиематериалы для органов здравоохранения и социальной защиты населения субъектов РФ. М., 2002.
  108. Серегина J1.B. Квотирование рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Трудовое право. 2007. № 3.
  109. Е.А. Основы социально-медицинской работы. М., 1998
  110. Н.С. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1998.
  111. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 1997.
  112. О.В. Правовой эксперимент и социалистическая организация труда // Правоведение. 1971. № 1.
  113. О.В. Эффективность права в области организации труда // Советское государство и право. 1966. № 7.
  114. Советский энциклопедический словарь / Под. ред. A.M. Прохорова. М., 1985.
  115. Советское право социального обеспечения / Под. ред. А. Д. Зайкипа. М., 1982.
  116. Е.В. Социальное обеспечение семей с детьми как элемент системы социальной защиты населения России в переходный к рыночной экономике период. Диссс. канд. юрид. наук. М., 1995.
  117. Социальная защита инвалидов. Нормативные документы. М., 1994.
  118. Социальная политика / Под. ред. Н. А. Волгина. М., 2006.
  119. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Жукова. М., 1997.
  120. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста / Под ред. А. И. Осадчих, Е. И. Холостовой. М., 1997.
  121. Социальная энциклопедия / Под ред. А. П. Горкина, Г. Н. Кареловой, Е. Д. Катульского и др. М., 2000.
  122. Социокультурная реабилитация инвалидов / Под ред. В. И. Ломакина, Л. П. Храпылиной, В. С. Шипулиной. М., 2002.
  123. СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989.
  124. Справочные материалы по вопросам социального обеспечения за 40 лет. М., 1957.
  125. Стратегии, направленные на разработку структуры исследований по изучению снижения трудоспособности и ограничений привычной деятельности// Ежеквартальный обзор мировой санитарной статистики. ВОЗ, Женева, 1992.
  126. И.К. Организация медицинской реабилитации инвалидов в Москве // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. М., 2003.
  127. Теория и методика социальной работы / Отв.ред. П. Д. Павленок. Вып. 1,2. М., 1995.
  128. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Отв.ред. Т. Ф. Яркина. Т.1. Тула, 1993.
  129. Труд и социальное развитие: Словарь. М., 2001.
  130. Г. М. Федорова М.Ю. Правовое регулирование психиатрической помощи. М., 2006.
  131. И.Е., Ржевский В. А. Вопросы советского конституционного права. Саратов, 1997.
  132. М.Ю. Право социального обеспечения. Новосибирск, 1997
  133. М.Ю. Социальная защита населения в РФ. Омск, 1999.
  134. М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования. Омск, 2000.
  135. М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск, 2003.
  136. М.И. Трудовые права инвалидов. М., 1968.
  137. М.Я., Виноградова З. Д. Правовая система социального обеспечения. М., 1983.
  138. Я.М. Социальное обслуживание инвалидов. М., 1986.
  139. Я.М. Социальное обслуживание инвалидов и лиц пенсионного возраста. М., 1980.
  140. Формы проживания для взрослых в зарубежных странах (опыт Швеции) / Жизнь людей с ограниченными умственными и физическими возможностями без родителей. Владимир, 2006.
  141. В.А. Структурные преобразования в экономике и проблемы социальной защиты // Социальная защита в переходный период: республика и регионы / Под. ред. Шавишвили. Центр уровня жизни, социальной защиты и рынка труда Минтруда РФ. М., 1992.
  142. Т.А. Глобализация и законодательный процесс // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации.
  143. Е.И. Социальная работа с инвалидами. М., 1996.
  144. Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. М., 2002.
  145. Л.П. Методологические подходы к оценке параметров трудового процесса и их особенностей для инвалидов-работников интеллектуального труда. М., 2001.
  146. В. Интеграция инвалидов через спорт. Электронный документ. http://www.sid-vd.ru/resource.
  147. В. Система социальной реабилитации и интеграции инвалидов в Российской Федерации. Электронный документ. http://www.sid-vd.ru/resource.
  148. В.Ш. Право социального обеспечения РФ. Учебное пособие. Вып. 1. Екатеринбург, 1996.
  149. В.Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения. Свердловск, 1986.
  150. И.И. Вопросы соотношения российского законодательства о социальном обеспечении с международными актами о правах человека. Дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.
  151. Е.Ю. Медико-социальная реабилитация как элемент социальной политики в России // Реабилитология в медицине и спорте. Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции. М., 2000.
  152. В.Р. Междисциплинарный подход к проблеме социальной эксклюзии. Электронный документ. h ttp: // w ww.msses.ru/wi n / Гас u 11 у / socialwork7smidt-exlusion-2004.doc.
  153. Ю.А. Ошибочность термина «физическая культура» // Теория и практика физической культуры. 2002. № 66.
  154. Е. Резко возросло число лиц, впервые признанных инвалидами // Вопросы социального обеспечения. 2007. № 8.
  155. Элементы системы социального обеспечения в условиях социально ориентированной рыночной экономики. На примере ФРГ. М., 1993.
  156. Язык закона / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 1990.
  157. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности // Социальные исследования. 1999. № 4.
  158. Е.В. Основные особенности правоотношений по трудоустройству в России. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Пермь, 2003.1. V. ПРАКТИКА
  159. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ».
  160. Решение Верховного Суда РФ от 07.06.2007 № ГКПИ07−303 по заявлению гражданина С. о признании недействующими пунктов 30, 42, 43, 45 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006. № 95.
  161. Решение Верховного Суда от 26.02.2007 № ГКПИ06−1374 по заявлению гражданина С. о признании недействующими пунктов 31, 32, 33, Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006. № 95.
  162. Обращение Генерального прокурора РФ Ю. Я. Чайки к председателю Правительства РФ от 01.02.2007 № 1-ГП-7−2007 «Об исполнении законодательства о социальной защите детей-инвалидов и соблюдении их прав на образование».
  163. Индивидуальная программа реабилитации № 87 к акту освидетельствования № 95 от 12.02.2007 ребенку-инвалиду Т., проживающему в Чайковском муниципальном районе Пермского края.
Заполнить форму текущей работой