Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия совершенствования информационно-образовательной среды высшего учебного заведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования обусловливается особым положением современного образования как социального института, предопределяющего профессиональную успешность молодого человека и его конкурентоспособность на рынке трудашироким распространением открытых форм обучения, характеризующихся внедрением информационных технологий и использованием Internet, детерминирующих применение продуктивных методов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы совершенствования информационно-образовательной среды вуза
    • 1. 1. Влияние процессов информатизации и глобализации на развитие системы высшего профессионального образования
    • 1. 2. Информационно-образовательная среда в высшей школе
    • 1. 3. Педагогическая информатика как компонент структуры фундаментальной информатики и составляющая технологизации обучения в высшей школе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию информационно-образовательной среды высшего учебного заведения
    • 2. 1. Информационная культура будущего специалиста как фактор эффективного функционирования информационно-образовательной среды вуза
    • 2. 2. Развитие базовых профессиональных компетенций студентов экономических специальностей на основе новых информационных технологий
  • Заключение
  • Литература Приложения

Педагогические условия совершенствования информационно-образовательной среды высшего учебного заведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловливается особым положением современного образования как социального института, предопределяющего профессиональную успешность молодого человека и его конкурентоспособность на рынке трудашироким распространением открытых форм обучения, характеризующихся внедрением информационных технологий и использованием Internet, детерминирующих применение продуктивных методов работы с научными, учебными и методическими материаламиреализацией концепции гуманистического образования, предполагающей подготовку будущего специалиста, способного к творческому, с позиций культуры, подходу к образовательной и профессиональной деятельностиповышением степени субъектности и готовности к рефлексии преподавателей, работающих со студентами, в целях лучшего осознания смысла, содержания и методов своей работы.

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» создание надежного механизма устойчивого функционирования образовательной системы в стране на основе развития высшей школы определяется как важнейшее звено социально ориентированной политики государства.

Сегодня перед каждым высшим учебным заведением стоит сложная, многофакторная задача, связанная с формированием и развитием новой информационно-образовательной среды (ИОС) с учетом требований социальной перспективы.

Параметры информационно-образовательной среды вуза обусловлены требованиями к специалистам, готовящемся к работе в условиях принципиальных изменений в экономике. Кроме того, ИОС приобретает новые черты и в результате влияния социальной, социокультурной среды, адекватной облику обновленной России.

На первый план выдвигаются вопросы методологии освоения знаний о мире и о себе с использованием новейших информационных технологий, 3 при этом информатика из вспомогательной дисциплины превращается в дисциплину основополагающую.

Этому способствует включение в федеральный блок общих математических и естественнонаучных дисциплин государственных образовательных стандартов учебных курсов по информатике и информационным технологиям.

Основными направлениями модернизации образования предопределено, что информационная подготовка в рамках информатики как учебной дисциплины должна способствовать процессам социализации личности, фундаментализации образования, обеспечения возможности продолжать обучение в рамках концепции непрерывного образования на базе телекоммуникационных средств. В этой связи многие исследователи говорят о междисциплинарном характере информатики как компоненте современной системы обучения, направленном на формирование целостного мировоззрения индивида, на осознание им картины мира как единой системы энергоинформационных процессов.

За последние 10 лет на уровне Правительства Российской Федерации приняты и реализуются специализированные программы, направленные на реформирование образовательной системы с целью ориентации на потребности глобального информационного общества и призванные повысить качество и эффективность образования. Основными из них являются: правительственная программа «Концепция модернизации образования России до 2010 г», федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002 — 2010 гг.», федеральная целевая программа развития образования на 2006 — 2010 гг. В период с 2001 по 2005 год успешно реализована федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды».

Существование человека в информационном пространстве требует его компетентности в том, что касается информационного сообщества, форматов и стандартов реализации информационных программ, умений и навыков использования информационного ресурса. При этом ярко проявляются развивающие и воспитывающие возможности усвоения и смысловой переработки информации, ее педагогическая сущность.

Однако следует признать, что состояние технических средств и программного обеспечения вузов не всегда соответствует уровню, необходимому для решения задач, стоящих перед будущими специалистами в условиях информационной цивилизации.

Все это актуализирует проблему совершенствования информационно-образовательной среды в высшем учебном заведении, ее инвайроментальной сущности.

Степень разработанности проблемы исследования.

По проблеме исследования опубликован обширный ряд научных работ отечественных и зарубежных авторов.

Последние десятилетия характеризуются развитием идеи информатизации как атрибута общественного прогресса. Среди отечественных ученых, явившихся основоположниками этой проблематики, можно назвать В. М. Глушкова, А. П. Ершова, Н. Н. Моисеева, А. И. Ракитова,.

A.В. Соколова, А. Д. Урсула.

Проблему становления и совершенствования информационно-образовательной среды вуза исследовали Б. Л. Агранович, Б. С. Ахметов, И. Г. Захарова, JI.H. Кечиев, А. Н. Косолапое, В. В. Крюков, Г. П. Путилов, В. Д. Шадриков, К. И. Шахгельдян, В. А. Ясвин и др.

Общие вопросы технологизации учебного процесса как важнейшего средства повышения эффективности информационно-образовательной системы отражены в трудах Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, В. В. Давыдова, Б. С. Гершунского, А. П. Ершова, В. Г. Кинелева, Е. И. Машбица,.

B.М. Монахова и др.

Методологическое обоснование педагогической информатики как нового научного и учебного направления представлено в работах В.Н.

Гуничева, Т. П. Джугели, B.C. Жданова, Е. В. Кортукова, Е. А. Саксонова, Е. Н. Пасхина, А. И. Ракитова, Б. В. Ульянова и др.

Проблемам информатизации высшего образования посвящены работы Ю. С. Барановского, Б. Н. Богатыря, Е. П. Велихова, Б. С. Гершунского, Г. П. Громова, К. К. Колина, А. О. Кривошеева, Г. А. Кручининой, В. Н. Нуждина, В. В. Попова, А. И. Ракитова, И. М. Розенберга, А. В. Соловова, И. Ю. Степановой, В. П. Тихомирова, А. А. Федосеева и др.

Особенности использования информационных технологий в подготовке студентов проанализированы Ф. С. Веселковым, Е. Г. Гущиной, B.C. Гудочковой, В. В. Годиным, В. В. Захаровым и др.

Несмотря на большое количество работ по проблеме информатизации, остается не до конца исследованным влияние ИОС вуза на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. Кроме того, слабо отражены возможности использования активно развивающейся отрасли науки — педагогической информатики в системе технологизации обучения, связанной с развитием информационно-образовательной среды в вузе.

Таким образом, анализ научной литературы, результатов теоретических исследований позволил выявить противоречие между объективно необходимым совершенствованием информационно-образовательной среды вуза и недостаточной разработанностью этой проблематики в теории и практике функционирования высшей школы. С учетом этого сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия совершенствования ИОС вуза, которые способствуют эффективности процесса обучения студентов, что определило тему нашей работы «Педагогические условия совершенствования информационно-образовательной среды высшего учебного заведения».

Цель исследования заключается в определении теоретических и практических обоснований совершенствования информационно-образовательной среды вуза с помощью средств и методов педагогической информатики.

Объект исследования: информационно-образовательная среда вуза. Предмет исследования: педагогические условия совершенствования информационно-образовательной среды вуза.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что процесс совершенствования ИОС вуза окажется эффективным, если:

— будут разработаны теоретико-методологические основы совершенствования ИОС вуза;

— будут определены и апробированы педагогические условия успешной реализации комплексных мер по формированию активной информационно-образовательной среды в вузе, являющейся компонентом процесса технологизации обучения;

— в образовательной среде вуза будет реализована концепция развития информационной культуры личности;

— в образовательном процессе будут использованы учебные программы по формированию базовых профессиональных компетенций студентов.

Задачи исследования:

— проанализировать влияние процессов информатизации и глобализации на развитие системы высшего профессионального образованиявыявить условия и обосновать экспериментально возможности совершенствования ИОС вузаразработать структурно-функциональную модель педагогической информатики, реализация которой является важнейшим условием совершенствования информационно-образовательной среды вуза;

— обозначить роль и место педагогической информатики в структурно-содержательной модели фундаментальной информатики для идентификации оснований практического использования ее средств и методов в процессе совершенствования информационно-образовательной среды вуза;

— уточнить теоретико-методическую модель информационной культуры личности студента. разработать рекомендации по формированию базовых профессиональных компетенций студентов экономических специальностей с учетом параметров ИОС вуза.

Методологическую базу исследования составляют:

— деятельностный подход к анализу и проектированию педагогического взаимодействия в образовательном процессе (А.К.Абульханова-Славская, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, B.C. Лазарев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин и др.);

— личностно ориентированный подход к организации образовательного процесса, позволяющий и преподавателю, и студенту проявить себя в качестве творческой индивидуальности (Н.А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, И. С. Якиманская, Е. А. Ямбург и др.);

— системный подход к изучению педагогической практики, представляющий изучаемые объекты в неразрывном внутреннем единстве и во взаимосвязи с внешним миром (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, В. Д. Шадриков, Б. Г. Юдин и др.);

— структурно-функциональный подход при педагогическом моделировании (В.П. Беспалько, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, М. И. Махмутов, В. М. Монахов, Е. А. Ямбург и др.);

— рефлексивный подход при рассмотрении проблем интеллектуального развития в контексте творческой самореализации личности (Б.З. Вульфов, В. В. Давыдов, В. Д. Иванов, А. В. Карпов и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы и результатов исследований по проблемам использования в образовательном процессе инновационных технологий, формирования информационной культуры личности на фоне педагогического взаимодействия в вузедискуссии, наблюдение, беседы, опросыанкетирование, структурно-функциональное моделированиеинтервьюирование, тестирование и прогнозированиепедагогический экспериментобработка результатов опытно-экспериментальной работы с использованием математических методов.

Экспериментальной базой послужило негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский социально-экономический институт» (МСЭИ), где осуществлялась проверка специально определенных условий педагогического сопровождения процесса формирования и развития информационно-образовательной среды.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2004;2007 г. г. и содержало следующие этапы:

1. Первый этап (2004;2005 г. г.) — аналитический. На этом этапе в процессе практической работы осуществлялось накопление эмпирического материала и осмысление имеющегося опыта по формированию у студентов навыков работы на компьютере и определения уровня компьютерных знаний, анализировались условия педагогической деятельности, строились гипотезы относительно факторов, влияющих на процесс усвоения студентами компьютерных технологий. Была сформирована группа, включающая 148 студентов-первокурсников, обучающихся по экономическим специальностям (финансы и кредит, маркетинг, менеджмент организации), для проведения бесед и дискуссий по проблемам эффективной работы с использованием электронно-вычислительной техники. Эта часть экспериментального исследования представляла собой констатирующую фазу общего эксперимента. Работа проводилась на базе Московского социально-экономического института.

2. Второй этап (2005 — 2006 г. г.) — теоретико-методологический. В ходе этого этапа осуществлялся поиск основных методов исследования, уточнялись понятия «информационно-образовательная среда вуза», «технологизация обучения», определялось содержание теоретико-методической модели феномена «информационная культура личности», разрабатывалась структурно-функциональная модель педагогической информатики, уточнялась позиция категории «педагогическая информатика» в общей структурно-содержательной модели фундаментальной информатики, анализировался собранный теоретический материал.

На этом этапе проведен формирующий эксперимент, когда из студентов 3-го курса Московского социально-экономического института были организованы экспериментальная (29 студентов, обучающихся по специальности финансы и кредит) и контрольная (25 студентов, обучающихся по специальности маркетинг) группы. В это время была разработана система рекомендаций по формированию у студентов экономических специальностей базовых профессиональных компетенций.

3. Третий этап (2006 — 2007 г. г.) — этап систематизации результатов исследования. В этот период велась разработка средств, методов и технологии педагогического сопровождения формирования у студентов экономических специальностей навыков овладения компьютерными средствами и технологиями.

В ходе контрольной фазы эмпирического исследования была проведена работа с экспериментальной (27 студентов 4-го курса МСЭИ, обучающихся по специальности финансы и кредит) и контрольной (26 студентов 4-го курса МСЭИ, обучающихся по специальности маркетинг) группами студентов. Одновременно осуществлялось внедрение результатов диссертационного исследования в учебный процесс Владимирского государственного педагогического университета, Владимирского государственного юридического института, Владимирского филиала Столичного гуманитарного института. В это же время было проведено литературное оформление исследовательской работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: — выявлены педагогические условия становления и развития информационно-образовательной среды обучения в учреждениях высшего профессионального образования.

— определена роль и обозначено место педагогической информатики в структурно-содержательной модели фундаментальной информатики, что способствует определению основ ее использования в процессе формирования и развития информационно-образовательной среды вузаразработана структурно-функциональная модель педагогической информатики как особого научного и учебного направления, использование которой выступает условием совершенствования ИОС вуза;

— уточнена теоретико-методическая модель информационной культуры личности.

Теоретическая значимость исследования определяется осмыслением и уточнением научных категорий «информационно-образовательная среда высшего учебного заведения» и «педагогическая информатика» как структурных компонентов технологизации обучения в вузераскрытием содержания процесса технологизации обучения в высшей школе и структурой уточненной теоретико-методической модели формирования информационной культуры личности.

Практическую значимость исследования характеризуют: практические подходы к осмыслению научных категорий «информационно-образовательная среда вуза», «технологизация обучения», «педагогическая информатика», которые могут быть полезны при разработке инновационных технологий обучения в высшей школе;

— педагогическая технология формирования базовых профессиональных компетенций студентов экономических специальностей в условиях информационно-образовательной среды вуза;

— комплексная методика диагностики уровня сформированности знаний, умений и навыков, характеризующих уровень развития базовых профессиональных компетенций у студентов, обучающихся на экономических факультетах;

— система рекомендаций по формированию педагогического сопровождения процесса становления качественной информационно-образовательной среды в высшей школе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на методологию научно-педагогических разработок, на достижения в области гуманитарных наук, на объекты теоретической и эмпирической базы, используемой в работеадекватностью используемых методов целям, задачам, гипотезе проведенного исследования, а также сочетанием количественных и качественных методов анализа полученных результатов, подтвержденных многолетней опытно-экспериментальной и практической работой.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры коррекционной педагогики Владимирского государственного педагогического университета, кафедры экономической информатики Московского социально-экономического института, на методических совещаниях и семинарах в Шуйском государственном педагогическом университете, во Владимирском педагогическом колледже, на конференциях по проблемам университетского образования (Москва, 2004) по формированию института социальной работы (Смоленск, 2006), по современным проблемам и перспективам развития педагогики (Владимир, 2007).

Внедрение научных результатов исследования осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы со студентами экономических специальностей Московского социально-экономического института, Владимирского государственного педагогического университета, Владимирского филиала Столичного гуманитарного института, Владимирского педагогического колледжа.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Совершенствование информационно-образовательной среды на вузовском уровне является частью процесса технологизации обучения в высшей школе, включающего дополнительно:

— обеспечение специфических педагогических условий для эффективного использования новейших информационных технологий;

— внедрение в учебный процесс методов и стратегий педагогической информатики.

2. Структурно-функциональная модель педагогической информатики содержит следующие элементы:

— разработку концепций и стратегических направлений развития образования в условиях информационного общества;

— определение методов, средств и форм информационной деятельности;

— выявление педагогических условий для эффективной реализации информационной деятельности в условиях высшей школы;

— формирование информационной культуры личности.

3.Теоретико-методическая модель информационной культуры личности представляется в виде совокупности следующих компонентов:

— принятие на личностном уровне ценностей информационного общества;

— активное применение инновационных компьютерных технологий для поиска и переработки необходимой информации;

— уверенное владение навыками информационно-библиографической работы;

— эффективное использование методов библиотечно-библиографического и информационно-библиотечного поиска;

— творческая позиция по отношению к профессиональной деятельности. 4. Педагогическая технология, способствующая формированию базовых профессиональных компетенций студентов, включает:

— проведение макрои микроанализа любой учебной темы в контексте реализации внутрии межпредметных связей курса информатики и ее прикладной значимости;

— использование системы средств обучения, обеспечивающей осознанное восприятие студентами методологической значимости курса информатики и универсальности информационных средств;

— проведение отбора педагогически эффективных методов и приемов для иллюстрации интегративного характера курса информатики;

— формирование у студентов в процессе обучения эмоциональноволевых качеств, компетенций в сфере профессиональной информационно-аналитической, интеллектуальной, коммуникативной и когнитивной деятельности, технологических компетенций, компетенций в сфере социальной деятельности и т. п.

Структура диссертации обусловлена поставленными задачами и целью исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы к главе 2.

Термин «информационная культура» появился в отечественных публикациях в 70-х годах XX века. Первой работой, в которой использовалось это понятие, была статья библиографов К. М. Войханской Б.М. Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» (Библиотека и информация.- М., 1974).

Информационная культура предопределяется способностью общества:

— эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций;

— применять передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

Информационная культура личности представляет собой, по нашему определению, систему знаний и умений, обеспечивающих ее целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием новейших информационных технологий и является важнейшим фактором успешной профессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

В современных условиях уровень информационной культуры личности следует рассматривать как одну из характеристик профессионально важных качеств специалиста.

Массовое распространение информационных и компьютерных технологий, выходит сегодня за рамки простого технологического прогресса, поскольку затрагивает существенные стороны человеческой личности. Диалог «человекЭВМ» — главное отличие электронной коммуникации от устной или письменной, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог «человек — человек».

Некоторыми исследователями под информационной культурой понимается совокупность культур: культуры новых информационных технологий, технологической, правовой, социологической, эргономической культур, существование которых обогащает человека, способствует направленному воздействию на протекание социальных процессов в обществе.

С нашей точки зрения, содержание понятия «информационная культура» может быть представлено в виде следующей теоретико-методической модели:

— принятие на личностном уровне ценностей информационного общества;

— активное применение инновационных компьютерных технологий для поиска и переработки необходимой информации;

— уверенное владение навыками информационно-библиографической работы;

— эффективное использование методов библиотечно-библиографического и информационно — библиотечного поиска;

— творческая позиция по отношению к профессиональной деятельности.

Таким образом, как научная категория информационная культура опирается на информатику, акмеологию, аксиологию, библиотековедение и библиографию.

Информационная культура неразрывно связана с применением новых информационных технологий (НИТ), на первый план среди которых выходит Интернет.

Изучение информационной культуры, осуществляемое, как синхронически, так и диахронически, позволяет выявить фундаментальные антропологические характеристики, определяющие освоение человеком природного культурного окружения, обеспечивающие эпистемию и трансляцию культурного опыта, способствующего решению проблем соотношения универсального и специфического, униформного и многообразного в культуре, а также увеличить эвристический потенциал применения структурно-функционального и системного анализа в культурологи.

Переход общества к постиндустриальной цивилизации, при которой приоритетными в экономических отраслях становятся информационные технологии и на первый план выходит знание и информация, определяет качественно новый этап экономического образования, предполагающий использование в учебном процессе современных информационных технологий, способствующих самореализации, самообразованию и умению самостоятельно принимать верные решения в условиях неопределенности.

Выпускники экономических вузов должны уметь работать с различными источниками информации в современной компьютерной среде, анализировать экономические задачи с использованием аналитических информационных систем, организовывать электронный документооборот, выполнять оптимальный поиск оперативных экономических сведений, грамотно формулировать информационные запросы, при необходимости управлять предприятием на основе информационных и коммуникационных технологий.

В таких условиях основным результатом деятельности учреждений профессионального образования должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков, приобретенных выпускником, а набор базовых.

125 компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной и информационной сферах, позволяющих использовать усвоенное содержание образовательных стандартов для решения практически познавательных, ценностно ориентированных и эффективно коммуникативных проблем и задач.

Вот почему при разработке системы мониторинга развития базовых профессиональных компетенций студентов экономических специальностей в качестве основного средства, способствующего такому развитию, мы выделили информационные технологии.

Гипотетическая позиция эксперимента базировалась на предположении, что развитие базовых профессиональных компетенций студентов экономических специальностей обусловлено специфическими изменениями в эмоционально-волевой, интеллектуальной, коммуникативной сферах личности, а также в сфере профессиональных знаний в области информационных и коммуникационных технологий.

Формирующий эксперимент проводился с целью планомерного развития базовых профессиональных компетенций будущего специалиста экономического профиля.

Студенты экспериментальной группы прошли 40-часовой факультативный курс «Формирование психолого-педагогического компонента базовых профессиональных компетенций специалиста экономического профиля», содержащий десять лекций и десять практических занятий по следующим темам:

1 .Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.

2.0сновы самоутверждающего поведения.

3.Волевое внимание и волевая активность как факторы успешного обучения.

4.Формирование развивающего потенциала личности.

5. Личностное развитие и профессиональный рост специалиста экономического профиля.

6.Развитие коммуникативных и рефлексивных умений студента.

7.Формирование информационной культуры будущего специалиста.

8.Качества творческой личности и творческие способности.

9.Мотивационная основа когнитивных процессов.

Ю.Социальные и психолого-педагогические факторы интеллектуального развития.

Кроме того, для студентов, участвующих в эксперименте, была произведена модернизация содержания учебных планов и программ. Изменения в рабочих программах некоторых дисциплин были связаны с перераспределением часов на освоение компьютерных технологий, согласованием программ ведущих преподавателей профилирующих кафедр по каждой специальности.

Данные формирующего и контрольного эксперимента по определению базовых профессиональных компетенций будущих экономистов в части эмоционально-волевого, коммуникативного и интеллектуального компонентов были получены с помощью методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла.

Оценку уровня сформированности компьютерных знаний, умений и навыков (когнитивный компонент совокупности базовых профессиональных компетенций специалиста по экономике) мы проводили с помощью ведущих преподавателей кафедры экономической информатики. При этом за основу при анализе полученных материалов была взята методика классификации уровней сформированности знаний, умений и навыков программистской и пользовательской направленности B.C. Гудочковой.

В результате исследования нами был обозначен комплекс рекомендаций по повышению качества образовательного процесса в высшей школе, который содержит требования по обеспечению обозначенных нами педагогических условий для реализации мер по технологизации обучения в экономическом вузе, использованию педагогической технологии формирования базовых профессиональных компетенций специалистов экономического профиля, внедрению в учебный процесс программ по развитию базовых профессиональных компетенций будущих специалистов, а также по реализации в процессе обучения концепции развития информационной культуры личности, что способствует повышению уровня сформированности знаний, умений и навыков студента, необходимых для его профессионального роста и личностного совершенствования.

В целом работа подтвердила выдвинутое нами предположение о том, что проблема технологизации процесса обучения студентов экономических специальностей и формирования у них на этой основе базовых профессиональных компетенций должна войти в комплекс общих методологических проблем обучения в высшей школе.

Заключение

.

Система образования как социальный институт эффективно проявляется при условии оптимального сочетания основных ее составляющих:

— содержания (формирования знаний);

— образовательного процесса (выбора технологий и форм обучения);

— результата (способности специалистов пользоваться полученными знаниями в инновационном режиме).

В этом контексте целесообразным является комплексный подход к решению конкретных педагогических задач, в ряду которых важное место занимает поставленная в настоящем исследовании проблема использования методов педагогической информатики в процессе технологизации обучения студентов экономического профиля.

Подобный подход может быть обеспечен в случае рассмотрения совокупности теоретико-методологических вопросов определения места и функций педагогической информатики в процессе учебной и исследовательской деятельности, проведения психологического обследования и диагностики уровня сформированности базовых профессиональных компетенций студентов, учета социологических, педагогических и психологических аспектов проблем поиска и переработки информации.

Современная наука непрерывно и динамично развивается, дифференцируется. Растет поток научной информации. Категории и понятия науки усложняются, становятся более емкими. Эффективность обучения студентов, в том числе и экономических специальностей, детерминируется в значительной степени качеством овладения ими инновационными технологиями.

В настоящем исследовании разработана структурно-функциональная модель педагогической информатики как отрасли науки и особого учебного направления, обозначены роль и место педагогической информатики в структурно-содержательной модели фундаментальной информатики, представлена теоретико-методическая модель информационной культуры личности, выявлены педагогические условия эффективного функционирования информационно-образовательной среды вуза, определено содержание технологизации обучения в высшей школе, предложена педагогическая технология формирования базовых профессиональных компетенций студентов — будущих экономистов.

В процессе проведения эмпирической части диссертационного исследования выявилось, что члены экспериментальной группы студентов, получившие специальные знания и умения в результате факультативных занятий по предложенной нами программе, продемонстрировали высокие результаты по эмоционально-волевому, коммуникативному, интеллектуальному и когнитивному компонентам совокупности базовых профессиональных компетенций специалиста.

Кроме того, в ходе личных бесед с участниками экспериментальной группы студентов выяснилось, что многие их них стали прочнее усваивать информацию, лучше учиться, более уверенно чувствовать себя, общаясь с преподавателями и сверстниками.

Полученные эмпирическим путем данные убедительно свидетельствуют о полезности и действенности предложенной нами для студентов экономических специальностей программы факультативного курса, включающего лекции и практические занятия.

Ориентируясь на оценку проведенного эксперимента, можно сделать предположение о целесообразности введения в практику учебной деятельности студентов — будущих экономистов факультативного курса, направленного на получение специальных знаний, формирующих полную совокупность их базовых профессиональных компетенций.

Качественный анализ проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Важнейшим условием, способствующим эффективности процесса обучения, является формирование и развитие информационно-образовательной среды учебного заведения, внедрение в учебный процесс методов и стратегий педагогической информатики.

2. Для достижения высокого уровня технологизации обучения студентов, характеризующейся качественной информационно-образовательной средой, целесообразна реализация в ходе учебного процесса обозначенных нами педагогических условий.

3. Предложенная нами педагогическая технология формирования базовых профессиональных компетенций будущих экономистов при использовании интегративного подхода к ее реализации способствует листностному росту студентов, их творческой самореализации.

4. Применение разработанной нами комплексной учебной программы содействует формированию эмоционально-волевого, коммуникативного, интеллектуального и когнитивного компонентов совокупности базовых профессиональных компетенций будущих экономистов.

Таким образом, результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, показав важность совершенствования информационно-образовательной среды вуза, а также теоретическую и практическую значимость феномена «педагогическая информатика» как важнейшей детерминанты эффективности образовательного процесса в вузе.

Однако рассмотренные в исследовании вопросы не исчерпывают полностью затронутую проблематику. Дальнейшей разработки требуют, по нашему мнению, следующие направления:

1. Исследование психолого-педагогических компонентов, характеризующих развитие информационно-образовательной среды вуза.

2. Изучение возможностей применения идей и методов педагогической информатики в системе открытого образования.

3.Рассмотрение чрезвычайно актуальных в наши дни аспектов информационной культуры, таких как правовой, экологический, эргономический, этический и т. д.

4.Разработка действенных методик внедрения в учебный процесс инновационных стратегий обучения студентов.

В нынешних условиях стремительного развития компьютерных и телекоммуникационных технологий самое главное обеспечить, по известному выражению академика Н. Н. Моисеева, «высокое соприкосновение» человека и техники. Человеку, живущему в информационном мире, необходимо стремление к повышению своего интеллектуального и гуманистического потенциала, к приобретению высокого уровня информационной культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А., Большаков 3., Метьюз Р. // Новая матрица.-2001.- Октябрь-ноябрь.- С.59−63
  2. .Л. Системный проект и опыт формирования информационно-обучающей среды вуза http:// www. cpq300. сотр. pqu. Karelia, ru
  3. Э.Б. Экономико-географическая терминология.- М.: «мысль», 1977.-200 с.
  4. Т.Н. Языковая функциональная грамотность и языковая культура студентов: психолого-педагогический аспект: Монография.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.-237 с.
  5. Г. М. Социальная психология.-М. Аспект Пресс, 1996.-376 с.
  6. А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий.- М.: МГОПИ, Издательство «Альфа», 1995.-280 с.
  7. Аристотель. Соч. в 4 т.- М., 1975. Т.1.- 514 с.
  8. .С. Особенности построения информационно-образовательной среды в вузе http:// www. bytic ru cue 2002 tezis ahmetov html
  9. С.А., Ракитина Е. А. Моделирование и формализация.-М.: Лаборатория Базовых знаний, 2002.-336 с.
  10. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации //Татьянин день.-1995.-№ 3.- С. 20−24
  11. Бим-Бад Б. М. Опережающее образование: теория и практика //Советская педагогика.-1988.-№ 6.- С. 51
  12. В.Б. От социальных информационных систем к социальной информатике //Социология. Социальность. Современность. Вып.4. Социальное развитие современной России: проблемы и перспективы.-Ч.1-М., 1998.- 116 с.
  13. В.А. Многоликая педагогическая информатика. //Педагогическая информатики -№ 4.-2006.-С.26−30
  14. Ван дер Вельде М. К. Болонская декларация: расширение доступности и повышение конкурентоспособности высшего образования в Европе //Высшее образование в Европе.-2000.-№ 3.-С.13−19
  15. Р.Ф. Охота за информацией.- М., 1973.- 256 с.
  16. В.П. Массовые информационные процессы в современном российском обществе // Социология. Социальность. Современность. Вып. 5. Социальная сфера: состояние и тенденции развития.-Ч.2.-М., 1999.- С. 11−16
  17. Н.В. Оптимизация качества подготовки специалистов в вузе посредством использования межпредметных профессиональных задач. Дис. канд. пед. наук, — Саратов, 1999.-177 с.
  18. С.И., Парфенцева Н. А. «Социальный интеллект»: метаморфоза или научное понятие? // Социс.-1993.-№ 8.-С. 151−155
  19. С.В. Воспитание информационно-технологической культуры будущего специалиста экономического профиля: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Елец, 2003.-285 с.
  20. В.М. Педагогическая информатика: новая специальность? www.nsu. ru/ archive/ conf /nit 96/ sect 4/ node 4. html 6k-.
  21. Высшее образование в Европе. Транснациональное образование: возможность доступа или создание препятствий.-2000.-№З.Т.25.- С. 106−1И
  22. . О настоящем и будущем компьютерных технологий http:// www.microsoft.com/ rus /seminar sevens/ bilg
  23. Н.И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методич. Пособие.-2-е изд., перераб.-М.: Школьная б-ка, 2003.-289 с.
  24. В.А. Гуманитарные аспекты современной информатики //Информатика и вычислительная техника.- 1996.-№ 1−2. С.46
  25. К. Политические перепутья при движении к глобальному информационному обществу //Социс.-1998.-№ 2.- С.74−77
  26. С.Ю. Стратегия экономического роста на пороге XXI века и экономическая безопасность России// Наука и безопасность России. М., 2000, — С.88−91
  27. Р.В. Кросс-культурные проблемы международного менеджмента //Менеджмент в России и за рубежом.-1998.-№ 1.-С.35−39
  28. Гребнев J1.C. Болонский процесс и система образования России //Бизнес образование.-2002.-№ 1.- С. 10−16
  29. Грейсон Дж., 0 Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ.- М., 1991.-384 с.
  30. В.П. Концепция комплексной информационной системы и инновационных педагогических технологий в образовательном пространстве вуза //Педагогическая информатик.- 2006.-№ 3.-С.39−43, с. 43
  31. О.В. Сорбоннская и Болонская декларации: Информация к размышлению//Вестник высшей школы: Alma mater.- 2000.-№ 6.-C.l 1−18
  32. Г. Ю. Глобальная человеческая цивилизация развития -императив XXI века //Экономическая теория на пороге XXI века/ Под ред. Ю. М. Осипова.-М., 2000.- 564 с.
  33. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества //Коммунист.-1988.-№ 2.-С.81−86
  34. Занятость, безработица, служба занятости: толковый словарь терминов и понятий.-М.: «Нива России», 1996.-288 с.
  35. И.Г. Формирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения. Автореф. дисс д-ра педагог, наук. Тюмень, 2003.-38 с.
  36. Г. Е. Социология образования.- Екатеринбург, 1993.180 с. 38.3лотникова И. Я. Теоретические основы дистанционной информационной подготовки педагогических кадров: Монография,-Воронеж:Изд-во Воронежского госпедуниверситета, 2004.-92 с.
  37. И.С. Информационная культура будущего педагога //Высшее образование сегодня.-2006.-№ 10.- С. 47
  38. Н.В. Управление инновационной деятельностью университетских комплексов Российской Федерации (теория и методология): Дис. д-ра экон. наук.-Саратов, 2003.- 168 с.
  39. М.П. Опыт и перспективы международного сотрудничества на основе информационно-коммуникационных образовательных технологий.- Педагогическая информатики, — 2005.-№ 1.-С.60−64
  40. Г. И. Динамизация процесса обучения как фактор перехода к информационному обществу //Казанский педагогический журнал.- Казань, 1996.-№ 3.-С 15−18
  41. С., Уразметов В. Internet. Среда обитания информационного общества.- М., 1995.-296 с.
  42. К.К., Соколова И. В., Суслаков Б. А. Социальная информатика в системе высшего образования России: докл. На II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика».- М., 1996.- 98 с.
  43. К.К. Информатика в системе опережающего образования.-М., 1996.- 284 с.
  44. А.Н. Проблемы взаимосвязи информационно-образовательной среды вуза и новых информационных технологийhttp:// www. Mstu. Edu. ru/ publish/ conf/ llntk/ section4/ sectijn43html
  45. B.H. Современные тенденции применения мультимедийных технологий в деятельности учреждений социально-культурной сферы.-//Вестник МГУКИ.-20 906.-№ 4.- С. 141−144
  46. А.Ю. Развитие содержательных линий базового курса информатики в общеобразовательной школе на основе анализа опыта Великобритании. Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.-М.: РГБ, 2003.-182 с.
  47. Краткий словарь по социологии.- М., 1989.-240 с.
  48. Л.Г. Межпредметные задачи в профессиональной подготовке экономистов //Педагогическая информатики.-2006.-№ 4.-С.23−25
  49. М.П., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Методика преподавания информатики.-М.: ACADEMIA, 2000.-89.С.
  50. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.-М., 1991.-216 с.
  51. Е.В. Формирование новой информационно-образовательной среды вуза http:// www. psyedu. ru
  52. И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб.- М., 1998.116 с.
  53. Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимопониманию.-М.: Дело, 1999.- 246 с.
  54. К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О коммунистическом труде.- М., 1984.- 448 с.
  55. Материалы к заседанию Государственного совета Российской Федерации. Зарубежный опыт в образовании: Аналитический обзор, — М., 2001.-С.4−8
  56. П.П. О проектировании методической системы обучения физике в условиях информатизации обучения //Педагогическая информатика.-2005.-№ 1.- С.47−52
  57. Ю.П. Информационная грамотность, информационная культура и культура чтения: сопоставление терминов и понятий http:// www. libconfs. narod. га/ 2005/ si/ sl pl9. htm
  58. B.H. Формирование научной картины мира и информатизация.- СПб., 1994, — 188 с.
  59. JI.B. Система формирования информационной культуры студентов в учебном процессе: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01 Саратов, 2001.169 с.
  60. Е. Информационная культура и проблемы вхождения в информационное пространство http:// gazeta. Birga. od. Ua/ article /2856
  61. JI.B. Социально-психологическая диагностика личности.-Л., 1988.-298 с.
  62. А. Реквием XX веку//МЭ и МО.- 2000.-№ 1 .-С.6−10
  63. Р.С. Психология В 3 кн. Кн.1.-М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-576 с.
  64. П.Н., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование: научно-практическое пособие.-М.: РГАТиЗ, 2000.-260 с.
  65. С. И. Словарь русского языка.М.: Рус. яз., 1984.-797 с.
  66. Онокой Л. С. Открытое образование, сферы его применения//Ученые записки Московского государственного социального университета.-2002.-№ 2.- С. 3−5
  67. Е.Н. Информатика и устойчивое развитие общества.-М., 1996.-240 с.
  68. Ф.И. Системная деятельность и образование//Качество высшего образования.-Хельсинки, 1990.-260 с.
  69. В., Черновская В. Развивающийся мир: глобализация или регионализация// МЭ и МО, — 2000.-№ 7.-С. 35−40
  70. Е.П. Инновационные процессы в бизнесе и образовании: методологический аспект.- М.: МСЭУ, 2003.-282 с.
  71. Я.В. Практические вопросы военной психологии.-М., 1987.-396 с.
  72. Политика в области образования и новые информационные технологии: Нац. Докл. Рос. Фед.- II Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика», Москва 1−5 июля 1996.-М., 1996. 78 с.
  73. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.-Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.-672 с.
  74. Я.В. Практические вопросы военной психологии.-М., 1987.- 396 с.
  75. Программы: Информкультура Раздел 1/МУК «ЦБС г. Иркутска» http:// www. cbs. Irkutsk, ru/ informkulturf opredelenie. htm
  76. А.И. Информатизация общества и стратегия ускорения //Правда.-1987.- 23 янв.- С. З
  77. А.И. Философия компьютерной революции.-М., 1991.-288 с.
  78. Рекомендации научно-практической конференции «XX лет школьной и вузовской информатики: проблемы и перспективы» // Педагогическая информатика.-№ 2.-2006.-С.86−98
  79. В.Н., Никитина Г. В. Сетевой информационный поиск / Практическое пособие.- СПб.: «Профессия», 2003.-288. с.
  80. Савчук J1.H. Информационная культура на различных этапах развития человеческого общества // Информатизация образования.-2005.-№ 2.- С.27−33
  81. Н.Н. Основы педагогических измерений для учителей информатики. //Педагогическая информатика .-2006.-№ 4.-С.З-12
  82. С.С. Современные информационные технологии.- М., 1989.-244 с.
  83. М.В. Становление информационной культуры будущего специалиста в условиях высшего технологического образования: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Брянск, 2003.-174 с.
  84. JI.B. Информационная культура и цельное знание: Избранные труды.- М.: ИНИОН РАН, 2001 .- 288 с.
  85. О.Ю. Информационные технологии обучения в современном образовании США. Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 М.: РГБ, 2003.- 176 с.
  86. Э.Э. Информационная культура в концепции лицейского образования http:// vio. Fio. Ru/ vio 29/ cd site/ Articles /art32. htm
  87. B.C. Болонский процесс: проблемы и тенденции. // Вестник МГУКИ.-2006.-№ 4.- С.7−9
  88. .Я. Информационная технология.-М., 1994.-380 с.
  89. А.В. Эволюция социальных коммуникаций.- СПб., 1995.220 с.
  90. А.В., Манкевич А. И., Колтыпина Т. Н. Взаимосвязь информатики и библиотечно-библиографических дисциплин // Научные и технические библиотеки в СССР. 1974.- Вып. 4 (126).- С. 58−65
  91. И.В. Социальная информатика,— М.: Издательство МГСУ, 2002.- 256 с.
  92. И.А. Информационная устойчивость и информационная безопасность социальных систем // Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика, — Т.2.-М., 1996.- С. 69−77
  93. И.А. Частотная избыточность и экономия в языке.-Сборник «Вопросы терминологии и лингвистической статистики». Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1972.- 168 с.
  94. Стратегии национальной безопасности США для нового столетия//НГ-сценарии.-1999.-№ 2.-С.З 6
  95. Социологический справочник.- К., 1990, — 128 с.
  96. Сухина В. Ф, Человек в мире информатики, — М., 1992,-186 с.
  97. ЮО.Тангян С. А. Грамотность в компьютерный век//Советская педагогика.-1995.-№ 1.- С. 12−16
  98. Д.В., Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом //Завуч.-2000.-№ 7.-С. 18−24
  99. О. Смещение власти: знание, богатство, и принуждение на пороге XXI века.- М., 1991.-322 с.
  100. А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации //Вестник РОИВТ.-1993.-№ 1−2.-С. 33−37
  101. А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику.-М., 1990.-268 с.
  102. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В. Я. Ляуди.- М., 1989.-180 с.
  103. JI.K. Информационные технологии на современном этапе развития общества. Генезис и эволюция. Методические материалы для студентов педагогических вузов -Владимир, 2004.- 48 с.
  104. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании"//Российская газета.-1996.-29 августа.-С.1−2
  105. Д.Б. Услуги 2000: образование и обучение //Высшее образование в Европе. Транснациональное образование: возможность доступа или создание препятствий.-2000.-№ 3, — Т.25.-С.8−17
  106. В.Д. Качество образования и образовательные стандарты//Тезисы доклада на международной конференции „Качество высшего образования: требования к уровню и оценке подготовки специалистов в высшей школе“. -Новгород, 1995.- С. 16−19
  107. B.C. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы //Вопросы философии.-1995.-№ 11, -С 12−18
  108. Ю.И. Введение в информатику.- М., 1985.- 360 с.
  109. А.Г. Информационная культура» http:// culture, niv.ru/ doc/ culture/ encyclopedia- xx- vek/ 198. htm
  110. ИЗ. Школьников А. А. Информационная культура и картина мира // Школьная библиотека.-2002.- № 2.- С. 9 -14
  111. А.А. К вопросу о статусе и особенностях возникновения социальной информатики как культурного и научного феномена //Общество и современность: вопросы мировоззрения, экономики и культуры.- Казань.-1993.-С.54−58
  112. В.А. Моделирование и философия.-M.-JI., 1996.- 226 с.
  113. П.Г. Очерки по философии образования.- М., 1993.289 с.
  114. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N. Y., 1976.- 340 p., P. 190
  115. Haug Guy The Follow up Process to the Bologna declaration a European quality assurance system.- Bonn, 2000.- 284 p.
  116. Interpreting the New National Curriculum.- Cambrige Universiti Press.-Cambrige. 279 p.
  117. International Studies of Management and Organization-1996.-Vol. 26.1,2
  118. Managing IT in Action SCET and Northern College, 1993.- 186 p.
  119. Murray G. B. and Sargent G. F. Marketing leisure services over the Web in a county council // The Electronic Library.- Vol. 15.- 1997.- No. 2. Apr.
  120. Kisielnicki Jerzy A. Virtufi Organization as a Product of Information Society // Informatica. Vol. 22.- 1998.- No. 3−10
  121. Porat M. Global implications of information Society// J. Community.-1978.- Winter
  122. Colin J. Protecting privacy on the Canadian information highway: policy developments and regulatoru options // Canad. Journal of Inform, and Library Science. Vol. 21. — No. 3/ 4. — 1996. — Sept. — Desem.
  123. The Information Society Recommendations for the Internet in Europe // The Elect Library. Vol. 15. — 1997.- No. 5. Oct.
Заполнить форму текущей работой