Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Диагностический анализ как методология познания сложных систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С целью обобщения и гносеологической систематизации роли и места диагностики в процессе распознавания патологий, возникающих в сложных системах, на основе системного подхода нами определены основные функции диагноза. Для этого было использовано понимание диагностики как процесса, целью которого является разрешение путем самоорганизации системы актуальных противоречий в условиях актуальной среды… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методологические проблемы теории и практики диагностического анализа
    • 1. 1. Диагностический анализ в познании и деятельности
    • 1. 2. Особенности становления диагностического мышления
      • 1. 2. 1. Специфика медицинской диагностики
      • 1. 2. 2. Диагностический анализ в социально-экономической сфере
      • 1. 2. 3. Диагностика психолого-педагогического процесса
      • 1. 2. 4. Место диагностики в научно-техническом познании
      • 1. 2. 5. Философское осмысление диагностики
  • Глава II. Роль и место диагностического анализа в познании сложных систем
    • 2. 1. Системный подход в рамках диагностического анализа
    • 2. 2. Прикладные варианты системно-диагностического анализа

Диагностический анализ как методология познания сложных систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие современного мира характеризуется ростом многообразия, динамизма, неопределенности происходящих изменений. Возрастание масштабов и сложности объектов в экономической, социальной, экологической, технической и других сферах порождает потребность в выявлении возможных путей их развития, в создании и совершенствовании диагностических технологий, без которых эффективное управление этими объектами становится невозможным.

Необходимость диагностировать реальное состояние объекта, характер и причинный механизм происходящих в нём глубинных изменений возникает в самых разнообразных областях человеческой деятельности. Любая из сфер, где осуществляется диагностика, и, следовательно, сама диагностика имеют свою специфику, свои особые понятия. В то же время, диагностической деятельности свойственны и некоторые универсальные черты и закономерности. Они обусловлены, прежде всего, тем, что потребность в диагнозенеустранимый атрибут всякой разумной, целенаправленной поисковой деятельностиво-вторых, системной природой анализируемых объектовв-третьих, адекватный диагноз является необходимой предпосылкой успешного прогнозирования, проектирования, управления, реформирования во всех сферах общественной жизни. Актуальность работы обусловлена также и тем, что столь широкое распространения диагностического анализа как метода познания и деятельности потребовало осуществления методологической рефлексии над этим феноменом.

Диагностические средства и технологии формировались на протяжении всей человеческой истории. Обзор современного состояния диагностики обнаруживает неравномерность её развития и применения в различных областях. Методика диагностирования получила определенное оформление в медицине (сами термины «диагноз», «диагностика» ассоциируются чаще всего именно с этой сферой), в некоторых отраслях техники, в области менеджмента, психологии, педагогики и др. Но даже в медицине, где диагностические технологии разработаны наиболее основательно, они лишь в незначительной степени учитывают системные качества и закономерности диагностируемых объектов. Понятия «диагноз» и «диагностический анализ» по существу не вовлечены в аппарат современной методологии, хотя давно назрела необходимость разработки их методологических оснований в области разного рода сложных и особенно сверхсложных систем. В оформившихся в последнее время исследованиях, связанных с социальным конструированием, осмыслением модификаций человека, с вопросами конструирования человека, явно прослеживается необходимость изучить каждый объект в максимальной его полноте, или — иначе — поставить диагноз, позволяющие выявить пути, тенденции, формы и способы воздействия на систему, которые не будут нести разрушительного воздействия.

Основная проблема исследования заключается в разрешении противоречия между универсальным статусом категории диагноза и его узкоспециальным пониманием, принятым в частных науках. Проблема диагностического анализа выступает как многоаспектное явление, следовательно, необходимо определить его методологические основания, а также фундаментальный статус диагноза как формы познавательной деятельности, позволяющей осмысливать существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и науки в отличие от узкоспециальных трактовок этого понятия, связанных исключительно с выявлением любого рода патологий.

Степень разработанности проблемы. Исследования, имеющие отношение к теме диссертационной работы, можно систематизировать по двум основным направлениям. Первым из них является развитие теоретико-методологических основ врачебной диагностики. Достижения в этой сфере проанализированы с использованием работ таких авторов, как С. П. Боткин, Е. И. Чазов, Е. С. Вельховер, Г. А. Рейнберг, И. Н. Осипов, П. В. Копнин, С. А. Гиляревский, Г. И. Царегородцев, Е. А. Кротков, К. Е. Тарасов, В. К. Беликов, А. И. Фролова, С. С. Гурвич, В. П. Петленко, Г. А. Даштаянц, A.JI. Иванов, П. И. Шамарин, М. Б. Славин, С. В. Черкасов, В. П. Казначеев, А. Д. Куимов, A.B. Струтынский, А. П. Баранов, Ю. П. Гапоненков, Т.А. Эль-Гохари и др.

Вторая группа исследований связана с развитием диагностического анализа в экономике, социальной сфере, педагогической и других областях деятельности. Методологии диагностики промышленных предприятий и отраслей производства посвящены работы Ю. И. Черняка, Я. В. Радченко, В. Ш. Рапопорта, И. В. Копыловой, А. И. Першина, J1.H. Овчаренко, Н. Н. Кожевникова, Е. И. Борисова, А. Г. Зубковой, О. В. Козловой, А. П. Борзунова,.

B.А. Трайнева, Б. Н. Киселева, А. И. Котенок, С. Н. Руденко, П. П. Табурчака, А. Е. Викуленко, JI.A. Овчинниковой, О. И. Волкова, В. К. Скляренко, Н. Н Кожевникова, Е. И. Борисова, А. Г. Зубковой, С. Ю. Пуденцова, С. А. Валуева, Т. А. Петечел.

Вопросы диагностического анализа в социальной сфере исследуются в работах Т. И. Заславской, Дж. Морено, А. И. Пригожина, С. А. Валуева, Е. А. Мамчур, Н. А. Симония, A.M. Сироты, Т. П. Галкиной, В. Н. Волковой, Н. И. Лапина, С. А. Багрецова, Р. А. Смирновой, А. А. Кузнеца, А. А. Давыдова, А. Н. Чуркова и др.

Психолого-педагогические проблемы диагностики освещаются в работах В. Ф. Шаталова, А. Анастази, B.C. Агеева, В. П. Симонова, В.Д. Шадрико-ва, Н. В. Шарабриной, JI.M. Митиной, В. А. Соснина, P. J1. Кричевского, Е. М. Дубовской, Н. А. Морозовой, JI.A. Колосовой, JI.3. Вильдовской, Д. М. Задвицкой, С. В. Кудрявцевой, Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько,.

C.А. Липатова, В. П. Зинченко и др.

Природа диагностической деятельности и диагностического мышления, методологические аспекты диагностического анализа затрагиваются в работах таких авторов как И.В. Бестужев-Лада, В. М. Глушков, П. И. Балабанов, В. А, Штофф, Э. Янч, И. Б. Новик, Г. Тейл, В. Н. Варыгин, В. А. Малахов, И. А. Акчурин, М. Ф. Веденов, Ю. В. Сачков, Г. С. Альтшуллер, Г. А. Антонюк, О. А. Богатырёва, В. А. Дементьев, В. И. Кузьмин, Б. Д. Лебедев, Ю. П. Матвеев, Т. М. Дридзе, B.C. Степин, В. И. Кузнецова, Л. Ф. Кузнецова, Б. Л. Злотин,.

A.В. Зусман, И. Л. Викентьев, И. К. Кайков, А. Б. Селюцкий, В. Н. Варыгин,.

B.А. Малахов, В. Н. Мосин, В. В. Налимов, М. Пунчароен, Н. С. Розов, А. И. Филимонов и др.

В целом можно констатировать, что объем медицинской, экономической, технической, психолого-педагогической литературы, в которой проблемы диагноза затрагиваются в той или иной степени, весьма значителен. Вместе с тем, к настоящему времени многие существенные общефилософские и методологические аспекты диагностического анализа осмыслены слабо или вообще не исследованы. В имеющейся литературе категориальный аппарат диагностического мышления находится пока в зачаточном состоянии. Не выявлены методологические особенности и статус диагностирования в ряду родственных познавательно-деятельностных сфер, таких как прогнозирование, моделирование, проектирование и др. Не исследованы функциональные связи между данными видами деятельности. Не вполне чётко обозначены место и функции диагностического мышления в структуре человеческой деятельности. Трудно назвать полной философскую рефлексию над тем опытом, который накоплен различными направлениями диагностического мышления и практики. Многим из существующих диагностических подходов присущи стихийность развития, невовлечённость в диагностический аппарат системной методологии, отсутствие интеграции гносеологических и праксеологических аспектов анализа. В современной литературе встречаются работы, в которых теоретико-методологический статус диагностического анализа если не отрицается, то определённо принижается. Недооценка самостоятельного теоретического, методологического и практического значения диагностирования приводит к просчетам и ошибкам в экономике, политике, социальной практике, в решении экологических проблем и других областях.

Необходимость эксплицировать и обобщить наиболее значимые теоретико-методологические результаты, достигнутые в различных сферах диагностической деятельности, открывает возможности обоснования путей систематизации и развития общей методологии диагноза. Перспективным подходом здесь может стать разработка системного основания диагностической методологии. Системная концепция диагноза может способствовать модернизации диагностического аппарата, усилить методологическую оснащённость диагностических подходов, содействовать росту их прикладной результативности.

Предметом исследования выступают методологические характеристики диагностирования сложных систем.

Объектом исследования является диагностическое мышление как особая сфера интеллектуальной деятельности.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является выявление методологической природы диагностического анализа и развитие методологического аппарата системной диагностики сложных объектов.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Вскрыть эволюцию диагностической деятельности в различных сферах, выявить присущие ей предметные характеристики.

2. Осуществить категориальный анализ понятия «диагноз» в его соотношении с понятиями «прогноз», «проект», «модель" — вскрыть их взаимосвязи, различия, сферы взаимодополнения, а также его особую методологическую ориентацию.

3. Сформулировать философское обоснование места и функций диагностического мышления в структуре человеческой деятельности и сознания.

4. Определить возможности применения положений общей теории систем при построении методологического аппарата диагностики.

Теоретико-методологическая основа исследования. В целях философского осмысления диагностического мышления, путей и методов его развития использовались такие философские и общенаучные методы, как категориальный анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, алгоритмизация и др. В качестве основы решения поставленных в настоящей работе задач выступает, главным образом, системно-диалектическая методология.

При развитии предложенных в работе форм системно-диагностического анализа автор опирался на аппарат общей теории систем, а также системные идеи ряда философов, специализирующихся в сфере системной методологии: А. А. Богданова, JI. Берталанфи, Э. Г. Винограя, А. И. Уемова, Ю. А. Урманцева, А. А. Малиновского, И. В. Блауберга, М. И. Сетрова, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина, В. Н. Сагатовского, Э. Квейда, Д. Клиланда, В. Кинга, О. С. Разумовского, Е. В. Ушаковой, В. В. Казаневской и др., а также исследователей, разрабатывавших системные концепции в сфере конкретных наук: Т. И. Заславской, М. С. Кагана, В. А. Ганзена, С. С. Шварца, Н. Н. Моисеева, В. Н. Сукачева, М. М. Камшилова, Н.В. Тимофеева-Ресовского, Б. И. Кудрина, Е. П. Балашова, В. З. Когана, В. М. Видгофа, Ю. И. Черняка, С. В. Мейена, А. Д. Московченко, J1.K. Науменко и др. Появившиеся в последнее время труды, связанные с синергетическим рассмотрением сверхсложных систем, также в значительной степени затрагивают интересующую нас проблему (И.Р. Пригожин, И. Стенгерс, В. И. Аршинов, Е. И. Князева, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий, И.В. Мелик-Гайказян,.

A.П. Назаретян, B.C. Степин, Е. А. Жукова и др.). В ходе философского осмысления различных форм диагностической деятельности, ее природы, специфики, форм совершенствования, алгоритмизации использованы идеи и результаты исследований Л. Б. Наумова, Ю. Г. Гаевского, A.M. Бессонова (в сфере медицинской диагностики), П. Л. Капицы, И.В. Бестужева-Лады,.

B.В. Казаневской, В. П. Кохановского (в сфере диагностики форм организации науки), В. Г. Горохова, В. В. Чешева, С. М. Молина, В. И. Кузнецова, В. Б. Попова (в сфере технической и компьютерной диагностики) и др.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

1. Осуществлено обоснование методологической сущности феномена диагностического анализа. Вскрыты и обобщены характер и особенности эволюции диагностического мышления в различных сферах общественного сознания.

2. Установлено, что системный подход к трактовке задач диагностической деятельности требует выхода за рамки традиционных представлений, сложившихся в конкретных сферах, уточнено понимание предмета и задач диагностики.

3. Осуществлён категориальный анализ понятия «диагноз» в соотношении с понятиями «прогноз», «проект», «модель», установлены его основные связи с соответствующими гносео-праксеологическими понятиямисформулированы основные функции диагноза.

4. Раскрыта триединая сущность диагностического анализа, как основы теоретической и практической деятельности.

5. Выделены два принципиально различных типа диагностических задач: а) диагностика в ситуации, требующей обеспечения сохранности существующих функциональных характеристик объектаб) диагностика в ситуации, когда сохранность, жизнеспособность объекта обеспечиваются через его развитие (преобразование, реформирование и т. п.). Исследованы особенности диагностических действий, обусловленные различием названных задач. Выявлены возможные варианты построения аппарата системно-диагностического анализа.

На защиту выносятся следующие положения, отражающие основные результаты диссертационного исследования:

1. Основой диагностического анализа являются изучение закономерностей развития патологий в сложных объектах, разработка методов их обнаружения, классификации, причинного объяснения, установления связи патологий с механизмами саморегуляции, самовосстановления объекта. Методологические основания диагностического анализа, понимаемого в широком смысле, позволяют выйти за рамки диагностики патологий, так как связаны с выявлением и оценкой качественных состояний объекта, а также тенденций его динамики.

2. Основными функциями диагноза, выделенными с использованием системного анализа, являются: оптимизационная (заключается в создании условий для достижения оптимального функционирования и развития объекта диагностики), информационная (трансформирующая новую диагностическую информацию в привычные для соответствующего специалиста формы и адекватные им термины), коммуникативная (обеспечение информационного контакта между субъектом и объектом диагноза на основе многосторонней обратной связи), прогнозоформирующая (обусловленность качественного прогноза наличием объективного всестороннего диагноза объекта).

3. Диагностический анализ опирается на категориальную природу понятия «диагноз» в сопоставлении с родственными ему гносео-праксеологическими понятиями: «прогноз», «проект», «модель», что позволяет раскрыть их соотношения, место и роль в соответствующих видах деятельности. Диагностическая информация является необходимой предпосылкой обоснованного определения возможных тенденций функционирования и развития объекта (прогнозирование), разработки проектов его реформирования, управления, оптимизации, построения его модельных образов.

4. В диссертационной работе на базе основных положений системного подхода осуществлена разработка методологических принципов и приемов диагностического анализа. Методологическая природа диагностического анализа раскрывается через его триединую сущность: выявление сущностных параметров объекта, установление баланса между нормой и аномалией и выработка стратегий взаимодействия с данным объектом. Это реализовано, главным образом, путем конкретизирующего приложения системных параметров оптимальности, интегральных общесистемных качеств и закономерностей к диагностированию сложных объектов.

Теоретическая значимость диссертации заключается в философском осмыслении природы и специфики феномена диагностического анализа как атрибута человеческого мышления и деятельности. Категориальный анализ понятия «диагноз», выявление его места и функций в системе гносео-праксеологических категорий (прогноз, проект, модель) способствует заполнению пробелов, существовавших в отношении диагностического мышления и связанных с ним понятий. Разработанные в диссертации диагностические подходы содействуют расширению диапазона методологических исследований и могут быть использованы для развития диагностических аспектов теоретического аппарата в дисциплинах социально-экономического, социотех-нического, политологического, социально-экологического и других профилей.

Практическая значимость исследования. Предложенные в работе системно-диагностические подходы могут быть использованы для совершенствования специфических технологий диагноза специалистами конкретных отраслей науки и практики. Результаты диссертационного исследования могут быть также использованы в преподавании таких дисциплин как социология, политология, экономика, менеджмент, маркетинг, технетика — в соответствующих разделах, связанных с диагностикой различных аспектов этих явлений. Методология системного диагноза может быть использована для повышения квалификации специалистов в различных областях социального управления. По материалам диссертационного исследования автором разработан и внедрён в учебный процесс новый курс «Системная диагностика в управленческой деятельности» для студентов Юргинского технологического колледжа (с повышенным уровнем подготовки в области менеджмента), объемом 44 часа (2004/2005, 2005/2006, 2006/2007 учебные годы).

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на следующих научных и научно-практических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция науки, производства и образования: состояние и перспективы» (Юрга,.

1999) — республиканской научно-практической конференции «Естественнонаучное, техническое образование и философская культура» (Екатеринбург,.

2000) — Всероссийской научной конференции «Первые Кузбасские философские чтения» (Кемерово, 2000) — Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии в научных исследованиях и образовании» (Юрга,.

2001) — межрегиональной научно-практической конференции «Философские проблемы воспитания молодежи» (Юрга, 2002) — Всероссийской научно-практической конференции «Достижения науки и практики в деятельности образовательных учреждений» (Юрга, 2003), Всероссийской научно-практической конференции «Проблема реализации личностного потенциала молодёжи в современных условиях» (Юрга, 2004), Всероссийской научно-практической конференции «Образование для новой России: опыт, проблемы, перспективы» (Юрга, 2005), Всероссийской научно-практической конференции «Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях непрерывного обучения» (Юрга, 2005), IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Российские модели образования и их интеграция в мировое образовательное пространство: прошлое и настоящее» (Юрга, 2006), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Непрерывное образование специалистов как стратегия развития профессиональной карьеры» (Кемерово, 2006), а также на методолого-методических семинарах кафедры философии Сибирского государственного университета путей сообщения и кафедры гуманитарного образования Юргинского технологического института (филиал) Томского политехнического университета.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, составляющей 263 наименования. Общий объём исследования составляет 159 страниц стандартного компьютерного набора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В представленной диссертационной работе осуществлено онтологическое, гносеологическое и праксеологическое исследование диагностического анализа как одного из атрибутов человеческого мышления, познания и деятельности в различных ее сферах. Вся история существования человеческой цивилизации проникнута попытками совершенствования процесса выявления отклонений не только в медицине и технике, но и в экономике, политике, в социальной сфере и т. д. Однако в философско-методологическом ракурсе процессы диагностики не получили должного обоснования. Анализ проблемы совершенствования методологии диагноза приводит к необходимости ее разрешения не на уровнях частных подходов, а на всеобщем уровне философского знания. Только на философском уровне можно оценить достижения в различных сферах диагностического анализа в целом, с учетом методов диагностики в самых различных сферах человеческой деятельности, соотнести различные диагностические подходы, интегрировать лучшие достижения на базе методологии системного подхода.

В диссертационном исследовании выявлены сущность и сферы применения диагностического анализа, что позволило установить взаимодействия и взаимосвязи между такими понятиями как «диагноз», «диагностирования», «диагностика» в познании сложных систем. В этом ряду диагностический анализ представляет собой особую форму анализа. Он занимает место между эмпирической и теоретической деятельностью, выступая как их связующее звено.

Продемонстрировано, что диагностическая деятельность в совокупности его процессуальной и результирующей его сторон является такой формой мышления и познания, которая имманентно присуща целостному отношению к окружающему миру. Диагноз как результат процесса диагностирования становится необходимым условием деятельности как таковой, являясь одним из этапов этой деятельности, ведущей к единственно приемлемому решению, направленному на сохранение, упорядочение системы, что и обеспечивает её выживание. Исследована роль субъекта в диагностическом анализе: подмена поиска объективных условий существования объекта желательным или должным ведет к деструкции, как и ошибка в выявлении сущностных сторон, качеств, свойств объекта. Кроме того, диагностирование и * следующий за ним диагноз потребовали выявления объективных существенных сторон объекта, относительно которых принимается решение, разрабатывается прогноз, создается проект.

Вскрыта связь диагностирования и постановки диагноза как с выявлением объективных сторон разного рода явлений, так и с субъективными особенностями диагноста, с методологией исследования, которые используются в теоретической или праксеологической деятельности. На этой базе сформулированы присущие диагностическому анализу качества: телеологичностъ, объективность, оперативность и эффективность. Кроме того, диагноз осмысляется как синтезирующая фаза аналитической диагностической деятельности, результирующая весь процесс диагностирования.

С целью обобщения и гносеологической систематизации роли и места диагностики в процессе распознавания патологий, возникающих в сложных системах, на основе системного подхода нами определены основные функции диагноза. Для этого было использовано понимание диагностики как процесса, целью которого является разрешение путем самоорганизации системы актуальных противоречий в условиях актуальной среды. Речь идет о противоречиях, возникающих между фактическим и оптимальным состояниями сложного объекта, подверженного различным патологиям. В качестве актуальной среды диагноза были выделены такие факторы, существенно влияющие на достижение его цели, как накопленный опыт диагностики соответствующих объектов, состояние методологии диагноза и его инструментария, уровень квалификации специалистов в различных сферах диагностики. Показано, что в большинстве случаев диагноз патологий объекта не может быть самоцелью. Поэтому первая из выделенных нами функций диагноза именно оптимизационная направлена на достижение оптимального состояния диагностируемого объекта. Коммуникативная функция диагноза, обусловленная субъект-объектным характером диагноза, обеспечивает необходимую плотность информационного контакта между субъектом и объектом диагноза на основе многосторонней обратной связи. Информационная функция заключается в преобразовании получаемой в результате процесса диагностики информации в обычные для соответствующей области диагноза чувственно-наглядные термины. И, наконец, прогнозоформирующая функция диагноза позволяет использовать диагностические выводы относительно состояния объекта для построения прогноза его возможного функционирования и развития.

Категориальный анализ понятия «диагноз» в сопоставлении с родственными гносео-праксеологическими понятиями: «прогноз», «проект», «модель» помог раскрыть их соотношение и основания практической взаимосвязи соответствующих видов деятельности, а также выделить такую его особенность, как интенцию к однозначности адекватного результата диагностического анализа.

Обзор опыта и характеристик развития диагностического анализа в медицине привел нас к выделению его базовых характеристик, описываемыми такими понятиями, как морфофункциопальный объект диагностикинорма и патология', патологическое состояниенозологическая форма болезни', патогенез', этиологияклиническая картина болезниклинико-диагностическая модель и ее структура. Анализ одного из передовых методов диагностики, а именно синдромного, дал возможность сделать вывод о его близости к требованиям системного подхода. С целью всестороннего анализа диагностического процесса рассмотрено понятие «диагностическая задача», выделены и рассмотрены основные элементы ее структуры. К ним относятся условия, средства решения, проблемная ситуация, процесс решения диагностической задачи и его результат, т. е. диагноз. Развернутая схема решения диагностической задачи (диагностический процесс) дополнена этапом распознавания новых, ранее неизвестных патологий, предполагающим исследовательский, поисковый характер диагностирования.

В ходе репрезентативного анализа некоторых направлений диагностической деятельности нами было установлено, что диагностирование в научно-технической сфере наряду с медицинской диагностикой имеет ярко выраженную узкоспециальную направленность. Одновременно оно выявляет основные принципы, позволяющие рассматривать его как всеобщий метод познания структур и систем, не только требующих установления наличного состояния объектов, но и вскрывающих возможные пути, варианты, тенденции развития. Диагностирование является необходимым и всеобщим в процессе сохранения жизненно важных параметров человеческого существования и осуществления этого существования в качестве человеческого. Поэтому исследование диагностирования как процесса познания и диагноза как его результата, а также выявление методологических особенностей диагностического анализа поднимаются на общефилософский уровень. Философское осмысление диагностики привело к выводу о том, что диагностический анализ не только использует общефилософские категории для выявления основных параметров объекта, предполагая установление универсальных процессов их познания, но и позволяет использовать основанные на этих категориях принципы и формы познания мира для обнаружения необходимых стратегий человеческой деятельности в системе отношений Вызов — Ответ. В этой связи диагностический анализ по специфике своего применения выступает в качестве универсальной методологии познания объектов самого различного уровня сложности, соответственно диагноз приобретает черты фундаментальной философской категории, обладающей двумя присущими философским категориям характеристиками, а именно всеобщностью и необходимостью.

Выявленная в результате диссертационного исследования необходимость использования системного начала в диагностической деятельности обусловила анализ диагностического потенциала интегральных системных качеств и закономерностей, а также их наиболее существенных аспектов, что, в свою очередь позволило предложить авторскую интерпретацию системно-диагностических возможностей содержательного аппарата этих качеств и закономерностей.

Методологические аспекты исследования диагностического анализа требуют рассмотрения соответствующих категорий, поэтому именно в этом направлении появляется возможность сформулировать положение о категориальном статусе диагноза, фиксирующем определенные качества и свойства вещей и — одновременно — демонстрирующем возможные аномалии или патологии этих вещей. Так диагностический анализ становится не только одной из форм познания мира, а именно такой формой, которая направлена на познание гомеостатических состояний разного рода систем и вещей, на выявление соотношения в этих вещах нормы и аномалии, «здоровья» и «заболевания» и т. п. В этом своем качестве диагностический анализ становится специфическим инструментом познания мира.

Поиск путей решения задачи развития методологического аппарата диагностики позволил разработать возможные логико-категориальные структуры системных технологий диагностирования высших, в частности, социальных организмов, опирающихся на опыт развития системного подхода и общей теории систем: технологии диагноза объекта с использованием его системно-организационной модели и технологии диагностического подхода, сочетающего системный алгоритм диагноза и конкретизирующие его системно-диагностические принципы. Использование данных технологий может способствовать преодолению ориентированности узких специалистов на специфические качества своих объектов диагностики без должного учёта их общесистемных качеств и закономерностей.

Одной из перспектив данной диссертационной работы является использование её результатов как базы для дальнейших научных изысканий и разработок. Предпринятое нами исследование методологии системно-диагностического анализа показало, что он является принципиально новым направлением философской рефлексии форм и способов мышления и познания, в котором ещё не все стороны выглядят совершенно проработанными и изученными.

Полагаем, что значение нашего исследования заключается, прежде всего, в философском осмыслении природы и специфики диагностического анализа как одного из атрибутов человеческого мышления и деятельности, а разработанные в диссертации диагностические подходы позволяют расширить диапазон методологических исследований в данном направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И. Тектология А. Богданова: на пути к новой парадигме // Вопросы философии. — 1995. — № 8. — С. 3−7.
  2. . Исследование психологии процесса изобретения в области математики. -М.: Советское радио. 1970. — 152 с.
  3. И.А., Веденов М. Ф., Сачков Ю. В. Познавательная роль математического моделирования. М.: Знание, 1968. — 48 с.
  4. Г. С. Алгоритм изобретения. Изд. 2-е, испр. М.: Московский рабочий, 1973. — 296 с.
  5. Г. С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. -М.: Сов. радио, 1979. 175 с.
  6. Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В. Поиск новых идей: Теория и практика решения изобретательских задач: Сб. метод, рекомендаций. -Кишинев: Картя моловеняскэ, 1989. 380 с.
  7. Н.М. Книга о счастье и несчастьях. Дневник с воспоминаниями и отступлениями. Кн. 2. М.: Молодая гвардия, 1990. — 238 с.
  8. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Табурчак П. П., Викуленко А. Е., Овчинникова Л. А. и др. / Под ред. П. П. Табурчака, В. М. Тумина и М. С. Сапрыкина. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 352 с.
  9. А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. Кн. 2 / Пер. с англ., предисл. К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 1982. — 318 с.
  10. Ю.Антонюк Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием: Теоретико-методологический аспект. Минск: Наука и техника, 1986.-205 с.
  11. Аргументы и факты. 2006. — № 9. — С.З.
  12. Т.Ю. Управление персоналом. -М.: Мастерство, 2002. 224 с.
  13. З.Балабанов П. И. Методологические проблемы проектировочной деятельности. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. — 200 с.
  14. Н.Балашов Е.ГТ. Эволюционный синтез систем. М.: Радио и связь. — 1985. -328 с.
  15. Г. В. Философия. Словарь понятий. Омск: Изд-во Ом. ГПУ, 2002. — 144 с.
  16. О. Медицинская биотехнология на пути к кабинету врача // Наука и жизнь. 2004. — № 2. — С. 24−29.
  17. JI. фон. Системные исследования. -М.: Прогресс, 1969. 278 с.
  18. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. М.: Владос, 1998. — 351 с.
  19. Бестужев-Лада И.В. В преддверии Страшного Суда, или избежим ли предречённого в Апокалипсисе? М.: Физкультура, образование и наука, 1996.-114 с.
  20. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. Опыт систематизации. М.: Наука, 1986. -272 с.
  21. Бестужев-Лада И. В. Россия накануне XXI века. 1904−2004. От колосса к коллапсу и обратно. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. -230 с.
  22. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
  23. О.А. Философско-методологические проблемы моделирования поведения социодемографических систем как целостных объектов: Автореферат диссертации. Новосибирск, 1999. — 40 с.
  24. А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. В 2-х кн. -М.: Экономика, 1989. Кн. 1. 304 с. Кн. 2 — 352 с.
  25. Большой словарь русского языка М.: Дрофа- Русский язык, 1998.
  26. А., Лисин В., Тихоновский А. Станет ли в России жить хорошо? // Известия. 1999, 30 апреля. — С. 7.27.БСЭ, Т.14.28.БСЭ, Т. 34.
  27. Будь здоров. 2004. — № 4. — С. 70.
  28. А.Н. Проблема культурного пространства (опыт философского анализа). Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. — 240 с.
  29. Е.С. Диагноз по мочке уха // Будь здоров. 1999. — № 5. — С. 36−41.
  30. В.М. Философия развивающей гармонии как принцип оправдания основ медицинской антропологии // Бюллетень сибирской медицины. Т.5. 2006. — № 5. — С. 20−25.
  31. Вильдовская JI.3., Задвицкая Д. М., Кудрявцева С. В. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. Пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1999. — 183 с.
  32. Э.Г. Лингвистическая катастрофа в России и пути ее предотвращения // Достижения науки и практики в деятельности образовательных учреждений. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Юрга, 2003. С. 132−134.
  33. Э.Г. Методологический проект развития системной философии. Новосибирск: НГУ, 1996. — 66 с.
  34. Э.Г. Системная диалектика как аналог математики // Новые технологии в научных исследованиях и образовании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Юрга, 2001. — С. 121.
  35. Э.Г. Современное диалектическое мышление: новые рубежи развития // Социально-политические и духовные процессы в современной России. Вып. 1. Кемерово: Изд-во КемТИПП, 2002. — С. 5−12.
  36. Э.Г. Общая теория организации и системноорганизационный подход. Томск: Изд-во ТГУ, 1989. — 235 с.
  37. Э.Г. Основы общей теории систем. Кемерово: КемТИПП, 1993.-339 с.
  38. Э.Г. Системно-диалектический алгоритм познания объекта в развитии // Новые технологии в научных исследованиях и образовании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Юрга, 2001.-С. 125−126.
  39. Э.Г., Уткина В. Н. Системный этап в развитии прогностических технологий // Образование и наука: проблемы и перспективы. Тезисы докладов 6-ой научно-практической конференции. Юрга, 2000. — С. 80.
  40. Э.Г., Уткина В. Н. Учет системных закономерностей в прогнозировании сложных объектов // Образование и наука: проблемы и перспективы. Тезисы докладов 6-ой научно-практической конференции. -Юрга, 2000.-С. 81.
  41. О. И., Скляренко В. К. Экономика предприятия. М., 2002. — 275 с.
  42. В. Будь здоров, школьник! / Будь здоров. 2004. — № 4. — С. 5863.
  43. Т.П. Социология управления: От группы к команде. М.: Финансы и статистика, 2001. — 312 с.
  44. В.А. Системные описания в психологии. Д.: Изд-во ЛГУ, 1984. -176 с.
  45. С.А. О диагностике. -М.: Медгиз, 1953. 120 с.
  46. С.А., Тарасов К. Е. Диалектический материализм и медицинская диагностика. М.: Медицина, 1973. — 248 с.
  47. Л.Н. Словарь философских терминов. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2001.-171 с.
  48. В.М. Гносеологическая природа информационного моделирования//Вопросы философии. 1963.-№ 10.-С. 45.
  49. . Мировые константы п и е в основных законах физики и физиологии // Наука и жизнь. 2004, № 2. С. 64−69.
  50. В.Г. Формирование теоретической системотехники // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. 1981. -М.: Наука, 1981.-С. 228−250.
  51. С.С., Петленко В. П., Царегородцев Г. И. Методология медицины. Киев: Здоров’я, 1977. — 246 с.
  52. А.А., Чурков А. Н. О соотношении целого и большей части в социуме / Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1998. Часть 2. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — С. 51.
  53. Г. А. Методология диагноза. Киев: Здоров’я, 1970. — 27 с.
  54. В.А., Кузьмин В. И., Лебедев Б. Д., Матвеев Ю. П. Прогноз критической ситуации в развитии мирового сообщества и военно-политических конфликтов. -М.: Военное изд-во, 1995. 159 с.
  55. Дерзкие формулы творчества / Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1987.-267 с.
  56. Диагностика и управление в технических системах. Межвузовский сборник науч. трудов / Под ред. В. Л. Заковоротного. Ростов н/Д: Изд-во Донецкого гос. тех. университета, 1998. — 188 с.
  57. Диагностика как фактор развития образовательной системы / Под ред. Максимовой Н. В. СП б.: ЛОИУУ, 1995. — 82 с.
  58. Диагностика, контроллинг и бизнес-инжениринг в современных технологиях управления фирмой // Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Отрадная, 1999. — 91 с.
  59. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом / Под ред. С. А. Багрецова. СПб.: С-Петербургский университет МВД России, 1999. — 378 с.
  60. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во Саратовского госуниверситета, 1989. — 220 с.
  61. Диагностика управления предприятием / Под ред. А. Н. Попова. Челябинск: МГУК, 1995.-39 с.
  62. А.Л. Специфика субъекта-объекта в медицинской диагностике: Автореферат диссертации / Томский госуниверситет. Томск, 1976. — 21 с.
  63. В.В. Теория познания. Эпистемология. М.: 1994.
  64. Интервью с Т. Шаниным // Вопросы философии. 1990. — № 8. — С. 115 118.
  65. М.С. О системном подходе к системному подходу // Философские науки. 1973. — № 6. — С. 34−42.
  66. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  67. В.Д. и колл. авторов. Экономическая теория: Учебник. М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 1998. 640 с.
  68. М.М. Эволюция биосферы. -М.: Наука, 1974. 254 с.
  69. В.В. Философско-методологические основания системного подхода. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. — 232 с.
  70. В.П., Куимов А. Д. Клинический диагноз. Новосибирск: 1984.-94 с.
  71. Э. Анализ сложных систем. -М.: Сов. радио, 1969. 520 с.
  72. Э. Методы системного анализа / Новое в теории и практике управления производством в США. М.: Прогресс, 1971. — С. 78−98.
  73. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.: Сов. радио, 1969.-520 с.
  74. .М. День одного великого открытия. М.: Изд-во АН СССР, 1958.-589 с.
  75. О.В., Борзунов А. П., Трайнев В. А. Методика диагностического анализа управляющей системы в генеральной схеме управления отраслью-М.: МИУ им. С. Орджоникидзе, 1981. 87 с.
  76. Я.Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Минск: Ушверспэцкае, 1997. — 231 с.
  77. Комсомольская правда. 2006, № ЗЗ-т/10. С. 20.
  78. И. О шансах на шансы // Кузбасс. 2003,22 марта. — С. 4.
  79. В. Анатомия коррупции // Аргументы и факты. 2002. — № 21. -С. 11.
  80. В. Анатомия коррупции-2 // Аргументы и факты. 2002. — № 22.-С. 8.
  81. В. «Ожирение» власти // Аргументы и факты. 2004. — № 25. -С. 6.
  82. В. И вдруг выясняется.// Аргументы и факты. 2004. — № 24. -С. 4
  83. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989.-525 с.
  84. В.П. Диалектико-материалистический метод. Ростов н/Д: Изд-во Дон. ун-та, 1992. — 347 с.
  85. А.Н. Здоровье и патология: Биомедицинский и гуманитарный аспекты // Бюллетень сибирской медицины. Т.5. 2006. — № 5. — С. 2634.
  86. Краткий философский словарь / Под ред. А. П. Алексеева. М.: Проспект, 1998.-398 с.
  87. Ю4.Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 205 с.
  88. Ю5.Кротков Е. А., Царегородцев Г. И. Логико-методологические аспекты врачебной диагностики // Философские науки. 1989. — № 5. — С. 89−112.
  89. А.А. О социальном психоанализе // Вопросы философии. -1998.-№ 3,-С. 162−170.
  90. В.И. Триплетный анализ системной природы понятий / Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 2000. -М.: Едиториал УРСС, 2002. 400 с.
  91. Ю8.Кураков Л. П., Кураков В. Л. Словарь-справочник по экономике. М.: Пресс-сервис, 1998. — 388 с.
  92. Н.И. Проблемы диалектики ускорения и перестройки // Вопросы философии. 1987. — № 6. — С. 3−18.
  93. В.А. Рациональность, критицизм и принципы либерализма (взаимосвязь социальной философии и эпистемологии Поппера) // Вопросы философии. 1995. — № 10. — С. 27−36.
  94. С.А. Методы социально-психологической диагностики в организациях // Введение в практическую социальную психологию / Под общ. ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В, Соловьевой. М.: Наука, 1993.-456 с.
  95. А.А. Общие вопросы строения систем и их значение для биологии. М.: Мысль, 1970.-337 с.
  96. А.А. Тектология. Теория систем. Теоретическая биология. М.: Эдиториал УРСС, 2000.-448 с.
  97. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 29. -М.: Политиздат, 1979.
  98. May В. Демократия должна себя защищать // Известия. 2004, 23 апреля. — С. 4.
  99. Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. М.: ФИЗМАТЛИТ, 1997. — 191 с.
  100. Мелик-Гайказян И.В., Мелик-Гайказян М.В., Тарасенко В. Ф. Методология моделирования нелинейной динамики сложных систем. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2001.-272 с.
  101. С.В. Основные аспекты типологии организмов // Журнал общей биологии. 1978. -№ 4. Т. 39. С. 41−47.
  102. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998. — 678 с.
  103. Методики социально-психологической диагностики личности и группы: Сборник научных трудов / ИП РАН- Отв ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Журавлева. М.: ИП РАН, 1995. — 196 с.
  104. Методики социально-психологической диагностики личности и группы: Сборник научных трудов / АН СССР, Ин-т психологии- Отв ред. А. Л. Журавлев, В. А. Хащенко. -М.: ИП АН СССР, 1990.-217 с.
  105. Методологические вопросы современной диагностики больного человека / Ред. Лашманов Д. М., Германов В. А. Куйбышев, 1981. — 103 с.
  106. Методологические проблемы диагностики: Труды I ММИ им. И. М. Сеченова. М.: 1965.-Т. 35.-191 с.
  107. Методология комплексного исследования социально-экономических систем. Сборник статей / Отв. ред. С. С. Шаталин, В.И. Данилов-Данильян. М.: ВНИИСИ, 1980. — 99 с.
  108. В.Т. Роль соответствия и гармонии в организации и управлении // Методологические проблемы теории организации. Л.: Наука, 1976.-С. 76−89.
  109. JI.M. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. Кемерово: КОИУУ, 1992. — 71 с.
  110. .Г. Альтернативность исторического развития в ленинской теории народной революции // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск: Издательство Томского госуниверситета, 1969. — 67 с.
  111. Моделирование в социальных исследованиях / И.В. Бестужев-Лада, В. Н. Варыгин, В. А. Малахов. -М.: Наука, 1978. 103 с.
  112. Н.Н. Говорить ли о России в будущем времени? // Труд-7. -1997, 12 сентября.-С. 6.
  113. Н.Н. Как далеко до завтрашнего дня: свободные размышления. М.: Трайдекс Ко, 2002. — 488 с.
  114. Н.Н. Современный рационализм. М.: Наука, 1995. — 285 с.
  115. С.М. Методы и средства динамической диагностики и управления вибрационными испытаниями изделий ракетно-космической техники: Автореферат диссертации. Ижевск, 2000. — 24 с.
  116. Молодежная политика как превенция отклоняющегося поведения / Труды Всероссийской научно-практической конференции. Томск: Изд-во Томского политехи, ун-та, 2003. — 130 с.
  117. Дж. Социометрия. М.: Знание, 1958. — 439 с.
  118. Н.А., Колосова Л. А. Современные подходы к диагностике одаренности школьников / Материалы областной научно-практической конференции «Диагностические методы работы с одаренными школьниками». Воронеж, 1991. — 81 с.
  119. В.Н., Трайнев В. А. Управление процессом проектирования. -М.: Московский рабочий, 1980. 128 с.
  120. В.В. Теория эксперимента. М.: Наука, 1971. — 208 с.
  121. Наука в зеркале философии XX в. Сб. статей / Отв. ред. Павленко А. Н. М.: ИНФРАН, 1992. -126 с.
  122. Наука и жизнь. 2004. № 2. — С. 29.
  123. JI.K. О методологии системного подхода к общественным явлениям // Проблемы научного коммунизма. М.: Мысль, 1974. Вып. 8. -С. 3−53.
  124. Л.Б. Легко ли стать врачом? Ташкент: Медицина, 1983. — 463 с.
  125. Л.Б. Профессиональному образованию революционные перемены // Экономика и организация промышленного производства. -1979.-№ 5.-С. 92−122.
  126. Л.Б., Гаевский Ю. Г., Бессонов А. М. и др. Распознавание болезней сердечно-сосудистой системы: Диагностические и тактические алгоритмы. 2-е изд. — Ташкент: Медицина, 1979. — 344 с.
  127. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. учеб. зав. В 3 кн. -3-е изд. М.: ВЛАДОСД999. Кн. 1. Общие основы психологии. — 688 с.
  128. Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: Пер. с англ. М.: Мир, 1979. — 308 с.
  129. Нить в лабиринте / Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1988.-275 с.
  130. И.Б. Некоторые философские вопросы кибернетического моделирования: Автореферат диссертации. М.: 1964. — 32 с.
  131. И.Б. О моделировании сложных систем. М.: Мысль, 1965. -336 с.
  132. И.Б. О философских вопросах кибернетического моделирования. -М.: Знание, 1964. 40 с.
  133. И.Б. Философские вопросы моделирования психики. М.: Наука, 1969.-176 с.
  134. М. Центурии. М.: Паритет, 1991. — 289 с.
  135. Операции военной разведки / Автор-составитель В. В. Петров. Мн.:
  136. И.Н., Копнин П. В. Основные вопросы теории диагноза. Изд. 2-е, доп. и испр. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1962. — 190 с.
  137. Основы антикризисного управления предприятием: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Кожевников, Е. И. Борисов, А. Г. Зубкова и др.- Под ред. Н. Н. Кожевникова. М.: Академия, 2005. — 496 с.
  138. Т.А. Диагностика экономического состояния и прогнозирования банкротства предприятий рыбной промышленности Приморского края: Автореферат диссертации. Владивосток, 2000. — 20 с.
  139. Н. Почему в России не идут реформы //Аргументы и факты. -2004.-№ 25.-С. 6
  140. Н.Т., Цуриков В. М. Путь к изобретению: десять шагов. М.: Молодая гвардия, 1986. — 233 С.
  141. Е. Судьба на кончиках пальцев // Аргументы и факты. -2002. -№ 7.-С. 17.
  142. Е.А. Проблемы развития экономической теории с позиции системного подхода // Новые технологии в научных исследованиях и образовании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Юрга, 2001. — С. 140.
  143. В. Новые проблемы новых бедных // Новая газета. — 2003. -№ 45.-С. 4.
  144. В.Б. Основы компьютерных технологий. М.: Финансы и статистика, 2002. — 704 с.
  145. А.И. Сущность переходных процессов. Социология перестройки: Сборник научных трудов / Отв. ред. В. А. Язов. М.: Наука, 1990.-С. 97−118.
  146. Проблемы измерения и моделирования образа жизни. Сб. науч. трудов / Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. М.: ИСИ, 1978. — 188 с.
  147. Проблемы методологии постнеклассической науки. Сб. статей / Под ред. Мамчур Е. А. М.: ИФ РАН, 1992. — 199 с.
  148. Прогнозирование науки и потребности человека: тенденции, методы и рекомендации: Тезисы заруб, материалов к обсуждению в рамках меж-дунар. симпозиума ЮНЕСКО. М.: — Тбилиси: ГКНТ СССР, АН СССР, 1981.-346 с.
  149. Прогностика. Основные термины и понятия. М.: Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина, 1970. — 51 с.
  150. Прогностика. Терминология. / Отв. ред. В. И. Сифоров. М.: Наука, 1990.-56 с.
  151. С.Ю. Экономические системы в условиях неопределенности. Системный анализ экономических процессов: Сборник научных трудов. М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 1999. — 156 с.
  152. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Львов Д. С., Гребенников В. Г., Макевич В. И. и др. М.: Экономика, 1999.-793 с.
  153. М. Политика и экономика в России: Исторические модели и современные процессы: (Социально-политические аспекты): Автореферат диссертации. М., 2001. — 21 с.
  154. Рабочая книга по прогнозированию: Сб. ст. / Отв. ред. Бестужев-Лада И.В. -М.: Мысль, 1982.-430с.
  155. Ш. Радченко Я. В. Руководитель в системе управления производством. -М.: Знание, 1975.-64 с.
  156. О.С. Закономерности оптимизации в науке и практике. -Новосибирск: Наука, 1990. 176 с.
  157. В.Ш. Диагностика управления: (Практический опыт и рекомендации). М.: Экономика, 1988. — 127 с.
  158. Г. А. Методика диагноза. М.: Изд-во ЦИУ, 1951.-71 с.
  159. Н.С. Методологический анализ моделирования социокультурных объектов: Автореферат диссертации. Томск, 1989. — 19 с.
  160. Российский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. -М.: Большая Российская энциклопедия. 2001. Книга 1.
  161. Российский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. -М.: Большая Российская энциклопедия. 2001. Книга 2.
  162. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984.-193 с.
  163. В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1980.-М.:Наука, 1981.-С. 52−68.
  164. В.Н. Смена парадигм системного мышления / Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1992−1994. -М.: Едиториал УРСС, 1996. С.64−78.
  165. Самоорганизация и наука: Опыт философского осмысления. Сб. статей / Под ред. И. А. Акчурина. М.: ИФ РАН, 1994. — 349 с.
  166. В.И. О философском осмыслении современности // Философские науки. 1990. — № 5 — С. 100−103.
  167. Е.А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем // Общественные науки и современность. 1993. — № 5. — С. 92−102.
  168. М.И. Основы функциональной теории организации. JL: Наука, 1972.- 164 с.
  169. Н.А. Что мы построили. -М.: Паритет, 1991. 143 с.
  170. В.П. Диагностика степени обученности учащихся. М.: МПУ, 1999.-45 с.
  171. A.M. Неомарксизм: попытка реформации // Вопросы философии. 1998. -№ 8. — С. 104−119.
  172. Система. Симметрия. Гармония // Под ред. B.C. Тюхтина, Ю.А. Урман-цева.-М.: Мысль, 1988.-318 с.
  173. Системный анализ в экономике и организации производства / Под ред. С. А. Валуева и В. Н. Волковой. Л.: Политехника, 1991. — 398 с.
  174. Системный анализ экономических процессов. Сборник научных трудов
  175. Под ред. А. А. Емельянова. М.: Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики, 1999. — 155 с.
  176. В. Отчуждение вместо согласия // Природа и человек. Свет. 2004.-№ 1.-18−21.
  177. М.Б. Системное моделирование патологических процессов. -М.: Медицина, 1983.- 144 с.
  178. Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова (гл. ред.) и Л. С. Шаумяна. М.: Советская энциклопедия, 1964.-567 с.
  179. Э.А. Управленческие решения. М.: ИНФРА-М, 2001. — 264с.
  180. Р.А. Методологические основания анализа социальной реальности. Автореферат диссертации. М., 1993. — 46 с.
  181. Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. 2-е изд. перераб. и доп. — М.- Минск- Лондон и др.: ПАПРИТ, 1998. — 1064 с.
  182. Э.М. Структурная гармония систем. Минск: Наука и техника, 1984.-264 с.
  183. В.А. Автономные рабочие группы: теория и практика метода в исследованиях западной организационной психологии // Психологический журнал. -1990. Т. 11. № 6. — С. 28−37.
  184. А.Г. Философия: Учебник. -М.: Гардарика, 1998. 816 с.
  185. А.В., Баранов А. П., Гапоненков Ю. П., Эль-Гохари Т.А. Диагностика внутренних болезней: Мультимедийная программа. М.: NeoLit Studio, 2002−2004.
  186. В.Н. Структура биоценозов и их динамика // Структура и формы материи. М.: Наука, 1967. — С. 560−577.
  187. Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций // Иностранная психология. Т.2. — № 2 (4), 1994. — С. 68- 76.
  188. Н.В. Анализ когнитивных эталонов личностного реагирования во фрустрирующих ситуациях / Психологические исследования познавательных процессов и личности. М.: Наука, 1983. — 219 с.
  189. К.Е. Диалектический материализм и медицинская диагностика. М.: Медицина, 1973. — 248 с.
  190. К.Е. Основные вопросы методологии диагноза. М.: Знание, 1967.-31 с.
  191. К.Е., Беликов В. К., Фролова А. И. Логика и семиотика диагноза (методологические проблемы). М.: Медицина, 1989. — 272 с.2Ю.Тейл Г. Экономические прогнозы и принятие решений. М.: Статистика, 1971.-183 с.
  192. Тимофеев-Ресовский Н. В. Человек и биосфера // Химия и жизнь. -1987.-№ 7.-С. 39−54.
  193. А. Дж. Постижение истории. М.: Айрис-Пресс, 2003. — 640 с.
  194. Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма Изд-во АТС», 1999. — 783 с.
  195. В.А., Киселев Б. Н., Котенок А. И., Руденко С. Н. Диагностический анализ с применением ЭВМ. М.: МИУ им. С. Орджоникидзе, 1983.- 76 с.
  196. ТришинаБ. Иммунитет и рак//Будь здоров. 1999.-№ 6.-С. 28−33.
  197. А.И. Общая теория систем. Аналогический и параметрический варианты // Природа. 1975. — № 11. — С. 12−17.
  198. Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. М.: Мысль, 1974.-230 с.
  199. Ю.А. Начала общей теории систем // Системный анализ и научное знание. М.: Наука, 1978. — С. 7−41.
  200. А.В. Роль традиций в политической культуре японского народа // Актуальные проблемы социальных наук: Материалы региональноймежвузовской конференции молодых ученых. Томск: Томский госуниверситет, 2003. — С. 232−236.
  201. Феномен Юрия Горного // Наука и жизнь. 2004, № 2. С. 116−124.
  202. А.И. Абстрактная модель сложной системы произвольной природы / Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1998. Часть 1. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — С. 77−84.
  203. А.И. Манифест технократической партии. М.: МАКС Пресс, 2001.-20 с.
  204. Философия: Учебник для вузов / Отв. ред. В. П. Кохановский, Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 398 с.
  205. Философия науки / Под ред. С. А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Академический проект, 2006. — 736 с.
  206. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. -М.: ИНФРА-М., 1997. 576 с.
  207. Дж. Мировая динамика. М.: Наука, 1978. — 439 с.
  208. Фрейд 3. Психология бессознательного. Новосибирск: ЗАО «РИФп-люс», 1997. — 552 с.
  209. Ш. Слова и вещи (археология гуманитарных наук). М.: Прогресс, 1977.-248 с.
  210. Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. — 404 с.
  211. С. Столкновение цивилизаций. М.:000 ACT, 2003. — 603 с.
  212. Е.И. Основные принципы диагностики: Методология диагноза в современной клинике // Тер. арх. 1981. — № 5. С. 3−8.
  213. Е.И., Царегородцев Г. И., Кротков Е. А. Опыт философско-методологического анализа врачебной диагностики // Вопросы философии. 1986. — № 9. — С. 65−85.
  214. С.В. Логико-гносеологическая проблематика формирования знаний в медицинской диагностике // Вопросы философии. 1986. — № 9.-С. 86−97.
  215. Д.С. Синергетика и информация. М.: Знание. 1990. — 48 с.
  216. Ю.И. Анализ и синтез систем в экономике. М.: Экономика, 1970.-151с.
  217. Ю.И. Зачем нужна теория систем. Фрунзе: Кыргызстан, 1990. -159 с.
  218. Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. М.: Экономика, 1975. -191 с.
  219. В.В. Взаимосвязь инженерной деятельности и научного знания // Вопросы философии. 1986. -№ 3. — С. 53−60.
  220. И.И. Проблема возникновения органической целесообразности // Философия пограничных проблем науки. Вып. 2. Пермь, 1968. -С. 61−78.
  221. П.И. Некоторые вопросы методологии диагноза. О гносеологическом анализе диагностических ошибок. Саратов: Приволж. кн. изд., 1969.-71 с.
  222. В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ г. Донецка. -М.: Педагогика, 1979. 134 с.
  223. С.С. Эволюция биосферы и экологическое прогнозирование // Вестник АН СССР. 1976. -№ 2.
  224. С. Идеи профессора Вельховера // Будь здоров. 1999. — № 5. -С. 31−36.
  225. С. Методы Лущика // Будь здоров. 1998. — № 11. — С. 13 -15.
  226. С. На грани веков. Беседы с футурологом // Будь здоров. -1999.-№ 4.-С. 8−13.
  227. М.И. Проблема Берталанфи и определение жизни // Вопросы философии. 1996. -№ 2. — С. 51−66.
  228. В.А. Моделирование и философия. М.-Л.: Наука, 1966. — 301 с.
  229. Т. В больной стране не может быть здорового лидера // Известия. 1999. — № 10 (25 355). — С. 5.
  230. М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул. М.: Мир, 1973. 216 с.
  231. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-392 с.
  232. Янг С. Системное управления организацией. М.: Сов. Радио, 1972. -455 с.
  233. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1970.-568 с.
  234. JI.B. Философские и социологические вопросы теории решения технических задач // Философские науки. 1981. — № 5. — С. 43.
  235. Diagnose und Differentialdiagnose innerer Krankhceiten / Hrsg. Von Dutz, H. Et al. Jena: Fischer, 1969. — 349 S.
  236. Diagnosen: Arzteerinnerungen aus dem 20. Jh. / Hrsg. u. kommentiert von Albrecht, В., Albrecht, G. Berlin: Morgen, 1977. — 666 S.
  237. Diagnostische und operative Arthroskopie aller Gelenke / Hrsg. von H. Hempfling, C. Burri. 1991. Bern et al.: Huber, 1991. — 112 p.
  238. Meadows D.H., Meadows D.L., Randers J., Behrens W.W. The limits of growth. N. J Universe Books, Potomac Associated Book, 1972. 358 p.
  239. Modeling and control of systems in engineering, quantum mechanics, economic and biosciences: Proc. of the Bellman Continuum Workshop 1988, June 13−14, Sophia Antipolis, France / Ed. By A. Blaquiere. Berlin a. o: Springer, 1989.-XXVI, 519 p.
  240. Modeling and simulation in science and mathematics education / Ed. By Feurzeig W., Roberts N. New Jork et al.: Springer, 1999. — XVIII, 334 p.
  241. Projects in economic and social statistics / Ed. By David G. Mayes. Exeter, 1976.-XIX, 235 p.
  242. Rosenzweig S. Agressive behavior and the Rosenzweig picture-frustration (P-F) study. Journ. Of Clin. Psychol. Vol. 32, No. 4, 1976.
Заполнить форму текущей работой