Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Качество жизни как проблема социальной философии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Здоровье и болезнь — конечные и итоговые результаты многих составляющих человеческой жизни. Если исследовать здоровье и болезнь в контексте проблемы качества жизни, то станет очевидным, что уровень социально-нормативного соотношения здоровья и болезни выступает как интегральный критерий для оценки образа и качества жизни как человека, так и общества в целом. В этой ситуации в социальной философии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Здоровье, болезнь и качество жизни: историко-философский аспект
    • 1. 1. Исследование содержания понятий здоровья и болезни в истории европейской философской мысли
    • 1. 2. Исследование содержания понятий здоровья и болезни в истории русской философской мысли
    • 1. 3. Исследование содержания понятий здоровья, болезни и качества жизни в современной философской и медико-социологической литературе
  • Глава 2. Здоровье, болезнь и качество жизни как социальные нормы: философско-социологический аспект
    • 2. 1. Здоровье как социальная норма в контексте взаимодействия человека и среды
    • 2. 2. Болезнь как социальная норма в контексте взаимодействия человека и среды
    • 2. 3. Качество жизни как уровень соотношения здоровья и болезни в контексте взаимодействия человека и среды

Качество жизни как проблема социальной философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что изучение проблемы качества жизни относится к разделу важнейших задач современной социальной философии.

Подлинное становление человеческой цивилизации «начинается с уважения к жизни — своей и любой другой», с того, что А. Швейцер назвал «благоговением перед жизнью». Определив проблему поддержания устойчивого качества жизни человека предметом специальных исследований, практик и методик, современная наука, в сущности, совершила подлинную революцию в культурно-историческом бытии людей, изменяя их ценностные ориентиры и смысложизненные установки. Как только обществом был сделан первый шаг в этом направлении, актуализировалась задача философского осмысления проблемы качества жизни. Естественно, что в фокусе внимания, прежде всего, оказались категории здоровья и болезни, которые начинают восприниматься как особые философские категории, имеющие как онтологическое, так и, что особенно важно, аксиологическое содержание.

Здоровье и болезнь — конечные и итоговые результаты многих составляющих человеческой жизни. Если исследовать здоровье и болезнь в контексте проблемы качества жизни, то станет очевидным, что уровень социально-нормативного соотношения здоровья и болезни выступает как интегральный критерий для оценки образа и качества жизни как человека, так и общества в целом. В этой ситуации в социальной философии выдвигается абсолютный критерий: человечно все, что способствует здоровью человека и общества. Другими словами, речь идет о человеческом в человеке или о степени подлинности человеческого бытия.

В онтологическом смысле здоровье и болезнь — это всегда вопрос о целом, а не только о состоянии отдельных органов и частей живой системы. При таком подходе становится очевидным, что, например, заболевание выступает как социальный феномен. Понимание этого обстоятельства требует нового взгляда на причины заболеваний, включая социальные, культурно-исторические, экологические факторы. Выясняется, что оценка здоровья и диагностика заболеваний предполагает, помимо медицинского, и другие измерения этих феноменов. Довольно часто подобная ситуация приобретает характер обсуждения того, в чем собственно состоит предметное основание ключевых жизненных ценностей человека. В XIX и XX веках методологические подходы к теоретическому анализу здоровья и болезни были связаны с господствующей в европейской науке ньютоно-картезианской мировоззренческой моделью мира, в которой причины и следствия линейны и однозначны. В XXI веке релятивистские и вероятностные подходы становятся важным аспектом лечебной диагностики.

Идея XX века увеличения продолжительности жизни человека не является залогом переживания социального и физиологического благополучия. Эксперты отмечают, что сегодня мы сталкиваемся с фактом, что медицина сама создает ситуации, приносящие страдания, которые оказываются несравненно хуже смерти в субъективитете больного, а потому особую актуальность приобретает задача анализа качественного жизненного функционирования.

Реализацией этого замысла и выступает данное диссертационное исследование.

Степень разработанности темы.

Проблема качества жизни является темой многочисленных социофилософских исследований отечественных и зарубежных мыслителей. В статьях, учебных пособиях и монографиях Ф. Г. Агеева, С. Р. Геляревского, Р. О. Гордеева, М. Ф. Ермолаевой, Т. И. Ионовой, Г. М. Зараковского, О. В. Красновой, Г. П. Медведевой, В. Ф. Мареева, С. А. Нижникова и др. качество жизни рассматривается как комплексное междисциплинарное понятие. Большое влияние на отечественные и зарубежные исследования последней четверти XX века оказала разработанная ООН концепция индекса развития человеческого потенциала, которая сводится к трем компонентам: 1) достижение долгой и здоровой жизни- 2) приобретение знаний- 3) получение доступа к экономическим ресурсам. Качество жизни в контексте концепции индекса развития человеческого потенциала определяется как показатель, который фиксирует существование человека с точки зрения его объективных характеристик, включающих медицинское и социофилософское описание здоровья и болезни. Однозначного определения качества жизни в современной науке не существует.

В отечественной философии изучение проблемы качества жизни имеет относительно недавнее происхождение и связано, прежде всего, с представлениями о нравственно-этической норме здоровья и болезни. Тема здоровья и болезни в русской культуре активно обсуждается с XI века. В Киевском патерике недуг Феодосия Печерского уже называется болезнью. Индивидуальное здоровье — предмет переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским. О здоровье, болезни и смерти размышляет Л. Н. Толстой в рассказе «Смерть Ивана Ильича».

Решающий вклад в философско-историческую концептуализацию изучения здоровья и болезни и соответственно изучения проблемы качества жизни был сделан в XVIII веке. В 1818 году А. И. Галич в «Опыт философского словаря» ввел понятия «здоровье» и «болезнь». В XIX веке оформляется философская позиция в медицине. Идея философии медицины как новый этап изучения здоровья, болезни и качества жизни появляется в XX веке и переходит в XXI век. Научно-рациональные знания о здоровье и болезни становится философским основанием проблемы качества жизни.

С середины 60-х г. г. XX века последовательно выходят монографические сборники (Философские и социальные проблемы медицины, 1966; Философские проблемы медицины, 1969; Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни, 1975; Философские вопросы медицины и биологии, 1990), в которых формулируются философские принципы общей теории здоровья, болезни и качества жизни. Важное методологическое значение для понимания и уяснения изучаемой проблемы имеет коллективное исследование института философии РАН «Философия здоровья» (2001г.). В сборнике напечатаны статьи участников действующего методологического семинара ИФ РАН философского анализа проблемы здоровья в историческом и современном контекстах развития знания: О. Е. Баксанского, Д. И. Дубровского, С. А.

Нижникова, В. М. Розина, А. Т. Шаталова, Б. Г. Юдина, Л. Ф.

Фесенковой, Ю. В. Хена.

Здоровье, болезнь и качество жизни широко исследуются в рамках нескольких теоретических подходов: конкретно-исторического, культурологического, социологического. Данные подходы изучения представлены работами Н. Г. Блиновой, Т. В. Белинской, Н. К. Боголепова, Н. А. Горбач, В. Е. Давыдовича, И. В. Дулина, Э. М. Казнина, К. JI. Карпова, JI. П. Кокориной, В. И. Кудашова, Н.

Ф. Литвиновой, В. И. Сабанова, В. Е. Сильвестрова, Н. А. Фролова, Д. И. Фельдштейна, Г. И. Царегородцева, А. Е. Чекалова.

Кроме традиционных подходов в изучении здоровья, болезни и качества жизни, сегодня складывается новое направление. Этомеждисциплинарные и научно-популярные работы групп философов, историков, культурологов и психологов А. Л. Андреева, Н. М. Амосова, Б. С. Братуся, И. С. Кона, Т. М. Марютиной, А. И. Моховикова, В. М. Минеева, В. И. Панова, И. С. Сиротиной, И. Т. Фролова.

Диссертант также опирается на анализ фактологического материала, содержащегося в весьма значительной по объему исторической, социологической и медицинской литературе.

В ходе анализа категорий здоровья, болезни и качества жизни диссертант обращается к выводам диссертационных работ Ю. А. Лукина, Н. Н. Базилюк, О. В. Терентьевой, И. Б. Бовиной, О. М. Ивановой.

Использованы также исследования некоторых зарубежных философов, историков и социологов, в том числе классиков западноевропейской мысли: М. Маслоу, Э. Фромма, М. Фуко, М. Элиаде, К. Ясперса.

Вместе с тем, диссертант полагает, что проблема качества жизни является не достаточно исследованной.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является проблема качества жизни.

Предметом исследования являются категории здоровья и болезни.

Методологическая основа исследования.

Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют положения и принципы диалектико-материалистического учения. Диссертационное исследование опирается на диалектический, конкретноисторический и социокультурный методы научного анализа. Были изучены и в ходе работы учтены положения исследований в области философии медицины, философии культуры, медицины, социологии и социальной психологии.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является изучение проблемы качества жизни как соотношение категорий здоровья и болезни.

В соответствии с поставленной целью в работе намечено выполнение следующих задач:

— изучить содержание категорий здоровья и болезни в истории европейской философской мысли;

— изучить содержание категорий здоровья и болезни в истории русской философской мысли;

— изучить содержание категорий здоровья, болезни и качества жизни в современных философских и медико-социологических исследованиях;

— исследовать здоровье как социальную норму в контексте взаимодействия человека и среды;

— исследовать болезнь как социальную норму в контексте взаимодействия человека и среды;

— исследовать качество жизни как социально-нормативное соотношение здоровья и болезни в контексте взаимодействия человека и среды.

Научная новизна диссертационной работы.

1. Установлено, что в европейской и русской философской мысли существует единое понимание здоровья и болезни как сложных антропологических проблем, которые включают в себя медицинские и социальные (религиозные, моральные, философские и др.) аспекты.

Философское исследование феноменов здоровья и болезни предполагает отказ от оппозиции «здоровье-болезнь», от традиционного понимания этих дефиниций как сущностно различных и противоположных по социальной природе.

2. Установлено, что современные социальные концепции здоровья и болезни отличаются от предыдущих не просто гуманистической направленностью, а признанием важности всех предшествовавших антропоцентрической модели пониманий здоровья и болезни.

3. Выявлено, что в XX — начале XXI века социальный аспект здоровья становится наиболее значимым для общества. Здоровье представляет собой процесс, посредством которого человек или общество достигают состояния социального равновесия, что означает отсутствие переживания конфликта с социальной средой.

4. Установлено, что болезнь — это такое состояние человека, при котором он уже не может самостоятельно осознать свою проблему и справиться с ней без помощи специалиста. Лечение предполагает сложную форму социального взаимодействия больного и врача, в которой активная роль принадлежит, прежде всего, врачу, реализующему определенную социальную практику оздоровления.

5. Доказано, что характер переживания болезни будет определяться выбором определенного отношения к ней и способом ее анализа. Существенным достоинством философско-медицинского дискурса является рациональное объяснение заболевания, позволяющее выработать четкую социальную стратегию лечения.

6. Установлено, что в соотнесении здоровья, болезни и качества жизни прослеживаются следующие параллели: понимание качества жизни как удовлетворенность жизньючастота переживания положительных эмоцийотсутствие негативного эмоционального напряжениявовлеченность в социальные отношениядостаточный уровень социоадаптивной регуляции.

7. Доказано, что представления о здоровье и болезни входят в структуру качества жизни, образуя ее субъективный компонент.

8. Выявлено, что проведенный философский анализ содержания понятия качества жизни позволяет предложить следующую его дефиницию: качество жизни — это сложная, многоаспектная характеристика человеческого бытия, характеризующая его с социальной, экономической, психологической и медицинской точек зрения, имеющая иерархическое строение, организация уровней которого изменяется в зависимости от культурных и возрастных факторов.

Практическая значимость диссертационной работы,.

Материалы диссертационной работы могут быть применены для дальнейшего изучения основных закономерностей развития отечественной социальной мысли. Полученные выводы позволяют объективно исследовать проблему качества жизни как проблему и предмет отечественной социальной философии. Анализ проблемы качества жизни как предмета философского познания, предпринятый в диссертации, уточняет содержание данного понятия, создает определенную основу для усвоения его мировоззренческой направленности.

Апробация работы.

Содержание и основные результаты исследования были изложены в выступлениях на ряде международных, республиканских и региональных научных конференций: на всероссийской научно-практической конференции «Бренное и вечное» (Нижний Новгород, октябрь 2005 г.) — на межрегиональной научной конференции «Молодежь и наука — третье тысячелетие» (Красноярск, 2005, 2008, 2009 гг.) — на международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе» (Красноярск, февраль 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.) — на межвузовской конференции «Воспитание национального самосознания в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла» (Канск, апрель 2007, 2008 гг.) — на региональной конференции «Далевские чтения «(Канск, 2008, 2009 гг.).

Научные результаты диссертационного исследования использованы в учебном процессе (лекции, семинарские занятия) Сибирского федерального университета, Красноярского государственного медицинского университета.

Диссертация обсуждена на расширенном заседании кафедры философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.

Структура и объем диссертационного исследования.

Структура диссертационной работы определяется логикой исследования и отражает последовательность решения поставленных задач. Диссертация включает в себя 178 страниц текста и состоит из введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов, заключения и списка цитируемой и используемой литературы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой