Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные приоритеты внешней политики Азербайджана

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертационной работы заключается, прежде всего, в том, что данная проблема впервые становится предметом специальных комплексных исследований в исторической науке. В диссертации впервые обобщена и во многом получила новое решение одна из основополагающих проблем политической науки в Азербайджане — разработка научно-теоретических основ современной внешней политики Азербайджана… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Внешняя политика Азербайджанской Республики на современном этапе: факторы, приоритеты и принципы
    • 1. 1. Объективные и субъективные факторы, влияющие на внешнюю политику Азербайджанской Республики
    • 1. 2. Приоритеты и принципы внешней политики Азербайджана на современном этапе
  • Глава вторая. Двусторонняя дипломатия как приоритет внешней политики Азербайджанской Республики
    • 2. 1. Азербайджан в региональной системе международных отношений
    • 2. 2. Российско-азербайджанские отношения
    • 2. 3. Взаимоотношения Азербайджанской Республики и США
    • 2. 4. Двусторонние отношения Азербайджанской
  • Республики с ведущими странами Европы
  • Глава третья. Азербайджан в системе многосторонних отношений
    • 3. 1. Азербайджан в Организации Объединенных Наций
    • 3. 2. Интеграция Азербайджана в европейское правовое пространство (ОБСЕ, Совет Европы, Европейский Союз)
    • 3. 3. Взаимоотношения Азербайджана с НАТО: участие в программе «Партнерство ради мира»
    • 3. 4. Участие Азербайджана в интеграционных структурах на постсоветском пространстве (СНГ и ГУАМ)
    • 3. 5. Отношения с Организацией Исламской Конференции
  • Глава. четвертая. Энергетическая политика и дипломатия Азербайджанской Республики
    • 4. 1. Основные направления «нефтяной стратегии» Азербайджана
    • 4. 2. Приоритетные направления «трубопроводной» дипломатии Азербайджана
    • 4. 3. Позиция Азербайджана по правовому статусу
  • Каспийского моря

Основные приоритеты внешней политики Азербайджана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Важной задачей каждого государства является внешнеполитическое обеспечение национальных интересов. Это относится и к Азербайджанской Республике, стремящейся найти свое достойное место в современной системе международных отношений.

Основные направления и приоритеты внешней политики и дипломатии страны были определены общенациональным лидером азербайджанского народа Гейдаром Алиевым, пришедшим к власти летом 1993 года, под руководством которого шел процесс формирования внешнеполитической концепции, включившей в себя защиту территориальной целостности и национальных интересов, интеграцию в мировую экономику. Успешная реализация внешнеполитической концепции призвана обеспечить внешние условия для развития экономики и роста благосостояния народа. Приоритетами внешней политики являются долгосрочные интересы, которые реализуются как в двустороннем, так многостороннем формате. Азербайджанская внешняя политика стала многовекторной, сбалансированной и прагматичной1. Именно Гейдаром Алиевым были определены два базисных элемента внешнеполитической деятельности Азербайджана: прагматизм и реализм2.

Концептуальные основы внешней политики Азербайджанской Республики отражены в Конституции Азербайджана, которая была принята на референдуме в ноябре 1995 года. 10 статья Конституции гласит, что Азербайджанская Республика строит свои отношения с другими государствами на основе принципов, предусмотренных в общепризнанных международно-правовых нормах. В частности, эти принципы нашли свое отражения в Уставе ООН и в Заключительном Акте СБСЕ в Хельсинки.

1 См.: Али Гасанов. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана / А.Гасанов. Баку: Азербайджан. 2007. С. 260.

2 Мехтиев Рамиз. Азербайджан: вызовы глобализации / Р.Мехтиев. Баку: АГИ. 2004.С.261.

3 Л/.эгЬаусап НеэриЬПказтт Кошийшуазь Ва1а: С) апип. 2009. 8.7.

В настоящее время основной этап формирования внешнеполитической стратегии завершен, заложены ее основы и определены приоритеты.

Азербайджан в своем развитии ориентируется на непреходящие ценности мировой цивилизации — демократию, свободу личности и верховенство закона. Отсюда исходит и концепция внешней политики, направленная на построение равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми государствами и обеспечение активного участия Азербайджана в многосторонней дипломатии.

Как и упоминалось выше, современная внешняя политика Азербайджанской Республики преследует цель установить и развивать со всеми государствами мира равноправные и взаимовыгодные связи, максимально эффективно использовать эти связи, как для укрепления международных позиций Азербайджана, так и для обеспечения внутриполитической стабильности4.

Азербайджан занимает значимое геополитическое и геоэкономическое положение на карте мира. По территории республики проходят и пересекаются важные транспортно-коммуникационные пути, что делает Азербайджан местом сосредоточения интересов как региональных, так и нерегиональных стран. Проведение продуманной, взаимовыгодной, равноправной и дружественной внешней политики на региональном уровне с непосредственными соседями, а также с ведущими мировыми державами является приоритетной задачей азербайджанской дипломатии.

Во внешней политике Азербайджан придерживается норм и принципов международного права, регулирующих межгосударственные отношения, которые заключаются в уважительном отношении к суверенным правам всех государств, мирном решении всех спорных вопросов путем переговоров, установлении взаимовыгодного экономического, научного и культурного сотрудничества, а также устранении всякого рода ограничений, препятствующих развитию межгосударственных связей.

4 Алиев Г. Азербайджан на пороге XXI века и третьего тысячелетия / Г. Алиев // ВозрождениеXXI век-.2001. № 1−2. С. 34.

Наиважнейшая задача Азербайджана — это укрепление независимости и суверенитета страны. Основным же приоритетом внешней политики республики является мирное урегулирование армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, восстановление территориальной целостности Азербайджана в рамках его международно-признанных границ. Оккупация армянскими вооруженными силами 20% территории Азербайджанской Республики создала реальную угрозу и нанесла серьезный ущерб ее национальной безопасности. Данный конфликт должен быть решен на основе международного права, в рамках уважения принципа территориальной целостности Азербайджанской Республики.

Азербайджан продолжает прилагать усилия по мирному разрешению армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта как при посредничестве авторитетных международных организаций, прежде всего ООН и ОБСЕ, так и путем прямых переговоров между президентами обеих стран.

В деле защиты национальных интересов и обеспечения национальной безопасности Азербайджан придает особое значение активному участию в раз^ личных крупных международных организациях, таких, как ООН, ОБСЕ, ОИК, Совет Европы, СНГ, полноправным членом которых он является.

На территории Азербайджанского государства имеются большие запасы нефти и газа. «Нефтяная стратегия», которая легла в основу энергетической политики и дипломатии Азербайджана, вывела страну из экономического кризиса и способствовала динамичному развитию ее экономики. Благодаря нефтяной дипломатии удалось привлечь в регион крупные зарубежные инвестиции5. Энергетическая политика способствовала развитию и нефтегазовой промышленности Азербайджанской Республики.

Для того чтобы лучше понять сегодняшние проблемы и задачи внешней политики и дипломатии Азербайджанской Республики и выработать рекомен.

5 См.: Ахмедов И. Нефтяная карта Азербайджана в конце XX века / Ахмедов И. // Возрожде-ние~ХХ1 век.1999.С.21−22- Основной экспортный нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан имени Гейдара Алиева (факты и цифры) // 01г9эН§-ХХ1 обг.2006. № 100−101.С.80−83. дации для их решения, возникла научная и практическая необходимость изучения, осмысления и систематизации опыта азербайджанской дипломатии за годы независимости страны.

В этой связи особую актуальность приобретает комплексное исследование и научный анализ приоритетов внешней политики и дипломатии Азербайджанской Республики в течение 1993;2010 гг., к которым относятся:

— во-первых, взаимоотношения с Российской Федерациейво-вторых, двухсторонние отношения Азербайджана с региональными странами — Грузией, Турцией, Ираном, Арменией;

— в-третьих, взаимоотношения с ведущими странами Запада — США, Великобританией, Германией, Францией и др.;

— в-четвертых, участие Азербайджана в ведущих международных организациях (ООН, ОБСЕ, Совете Европы, СНГ, ОИК, ГУАМ, а также взаимодействие с НАТО и ЕС);

— в — пятых, энергетическая политика и дипломатия Азербайджана, в частг ности, «нефтяная стратегия», выбор путей доставки энергоресурсов на мировые рынки;

— в — шестых, определение статуса Каспийского моря и позиция страны. ч.

Степень научной разработанности проблемы. Концептуальные проблемы, связанные с формированием внешней политики Азербайджанской Республики в 90-х годах прошлого — начале нынешнего столетия, различные направления деятельности азербайджанской дипломатии на международной арене являлись постоянным объектом для исследований как азербайджанских, так и зарубежных специалистов-международников.

Особое место в научной литературе, посвященной международной проблематике, «нефтяной стратегии» Азербайджана на современном этапе занимает фундаментальный труд Президента страны И. Г. Алиева «Каспийская нефть Азербайджана», опубликованный в 2003 году в московском издательстве «Известия"6. В этой монографии глубоко и всесторонне проанализированы политическое и экономическое значение Каспийского региона, затронуты широкий спектр проблем добычи и транспортировки каспийской нефти на мировые рынки, включая геополитические, геоэкономические, правовые и экологические аспекты данной проблемы. В монографии исследуется политическое и экономическое развитие Каспийского региона, и прежде всего Азербайджана, с древних времен до наших дней. На основе большого количества архивных и современных информационных материалов всесторонне рассматривается одна из самых актуальных геополитических и геоэкономических проблем, связанных с регионом, дается системная картина происхождения, развития и взаимовлияния факторов, в том числе и связанных с северным соседом — Россией, обусловивших роль и значение Азербайджана в сложившейся к началу XXI века геополитической ситуации в регионе.

Отдельные направления внешней политики Азербайджанской Республики рассматриваются в исследованиях ряда азербайджанских специалистов-международников7.

Ряд монографий посвящен взаимоотношениям Азербайджана с США, о.

Великобританией, Турцией .

6 Алиев И. Г. Каспийская нефть Азербайджана / И. Г. Алиев — М: Известия, 2002. 712 с.

7 Гасанои А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана /А.Гасанов. Баку: Азербайджан. 2007. 752 сЫэзэпоу Э. АгэгЬаусашп АВ$ уэ Аугора с1оуЫ1эп Пэ типаБШэИэп (1991;1996) / Э.Нэбопоу. Вак1: ЛгэгЬаусап. 2000. 368 б.- (^ипоу М. АгегЬаусап Ъеупа1ха1ц типазЛаНаг sisteminda / (?)аз1тоу М. Вакн Агэшэ§ г. 1996. 190 б.- Аббасбейли А. Гейдар Алиев и мировая политика / Аббасбейли А., Аббасбейли Э. Баку: Азернешр. 1997. 328 е.- Шукуров Ибрагим. Дипломатия Мира / И.Шукуров. Баку: Азербайджан. 1997. 390 е.- Аббасбейли А. Азербайджан в системе международных и региональных организаций / Аббасбейли А., Гасанои А. Баку: АГИ. 1999.256с.- Мамедзаде Н. Взаимоотношения Азербайджанской Республики со славянскими странами СНГ и Восточной Европы / Н.Мамедзаде. Баку: Ганун. 2006. 200 е.- Шакирзаде Н. Содружество Независимых Государств. Азербайджанская Республика во внешнеполитических и внешнеэкономических процессах/ Шакирзаде Н. Баку: Сада. 2007. 512с.- Эйвазов Дж. Безопасность Кавказа и стабильность развития Азербайджанской Республики / Эйвазов Дж. Баку: Нурлан, 2004. 352 е.- Самедов А. Азербайджан в современной системе международных отношений (1993;2003 гг.)/ А.Самедов. Баку: Абилов, Зейналов и сыновья. 2004. 120 е.- ЭгтН А. АгэгЬаусап-ЫАТО тШи^ЬэЙэп (1992;2000) / ЭитИ А. ВаккАсШоцЬ. 2001. 226 б. и др.

8№зи-оу Е. АгэгЬаусап-АВ$ тйшиЛэиэп (1991;1997) / Кэйпоу Е. Вак1: С>апип, 1998. 136 е.- МэттэсШ Е. АгэгЬаусапВбуйк ВгИатуа типаБЛэ^эп (1991;2003) / МэттэсШ Е.

Значительное внимание рассмотрению внешнеполитической деятельности Азербайджанской Республики за последние два десятка лет уделяют российские специалисты-международники. В книге С. И. Чернявского «Новый путь Азербайджана"9, один из разделов посвящен деятельности азербайджанской дипломатии в 1991;2002 годы и процессу формирования внешнеполитического курса страны в первое десятилетие ее независимости. В исследовании показан печальный опыт пребывания тандема Народного фронта и партии Муса-ват у власти до 1993 года. Большое внимание уделено строительству Азербайджанского государства под руководством Гейдара Алиева, проанализированы отношения Азербайджана с Россией, Ираном, Турцией и западными странами в период с 1991 по 2002 год. В других монографиях — «Азербайджан: выбор курса» и «Внешняя политика Азербайджанской Республики (1988;2003 гг.)"10 С. И. Чернявский на базе богатого фактического материала прослеживает весь сложный процесс формирования внешней политики республики.

Геополитические проблемы Кавказа нашли свое отражение в исследованиях российских ученых В. В. Дегоева и, К.С.Гаджиева12 и др., в которых, в частности, рассматриваются проблемы становления независимых государств Закавказья, в том числе и Азербайджана, в контексте стратегии России на постсоветском пространстве.

Что же касается проблем Каспийского моря, то среди многочисленных исследований, здесь выделяются работы российских исследователей — монография.

Ва1а:Ас1Пс^1и, 2003. 174 е. — СаЬаг^гИ С. МйаэЬ сШугсЬ А/.огЬаусап-Тигклуэ типаз1Ьэ1:1эп/ СаЬагщ1гН С. ВаЬ: Агаг. 2006. 109 б.- Габибзаде Э. Азербайджан и Китай. Формы, особенности и перспективы взаимоотношений/ Габибзаде Э. Баку: Азернешр. 2009. 303 с. и др.

9 Новый путь Азербайджана / С. И. Чернявский. М.: Азер-Медиа, Книга и бизнес. 2002. 352 с.

10 Азербайджан: выбор курса / С. И. Чернявский. М.: Азер-Медиа. 2004. 336 е.- Внешняя политика Азербайджанской Республики (1988;2003 гг.) / С. И. Чернявский. Баку: Адилоглу. 2003.

11 Большая игра на Кавказе: история и современность / В. В. Дегоев. М.: Русская панорама, 2001.432 с.

12 Геополитика Кавказа/К.С.Гаджиев. М.: Международные отношения. 2001. 464 с.

Ю.Г.Барсегова13, коллективный труд С. С. Жильцова, И. С. Зонна, А.М.Ушакова14, а также монографии азербайджанских специалистов по морскому праву Р. Ф. Мамедова 15 и геополитике Кавказско-Каспийского16 региона П. Г. Дараба.

В целом труды указанных российских и азербайджанских авторов содержат большой фактический, документальный материал, в которых рассмотрены основные направления внешней политики Азербайджана и проанализировано влияние нефтяного фактора на динамику отношений Азербайджана с мировыми и региональными державами.

Геополитические и геоэкономические процессы, происходящие в постсоветский период во всем Кавказско-Каспийском регионе, в том числе и вокруг.

Азербайджана, привлекали и продолжают привлекать внимание западных спе.

1 Й циалистов-международников. В то же время основное внимание в этих рабо.

13 Каспий в международном праве и мировой политике/ Ю. Г. Барсегов. М.:ИМЭМО РАН. 1998.118 с.

14 Геополитика Каспийского региона / С. С. Жильцов, И. С. Зонн, А. М. Ушаков. — М.: Международные отношения. 2003. 280 с.

15 Международно-правовой статус Каспийского моря: вчера, сегодня, завтра / Р. Ф. Мамедов. Баку: Азсрнешр. 2006. 456 с.

16 Термин Кавказско-Каспийский регион, используемый отечественным политологом Г1.Г. Дарабади представляется адекватным для данной диссертации.

17 Геоистория Каспийского региона и геополитика современности / П. Г. Дарабади. Баку: Элм. 2002. 192 с.

18 Goltz Т. Azerbaijan Diary: A Rough Reporter’s Adventures in Oil-rich, War-torn, PostSoviet Republic / Goltz T. N-Y.: ME Sharpe. 1998; Altstadt A. The Azerbaijan Turks / Power and identity under Russian rul/ Altstadt A. Stanford, 1992 Bhutty R. NATO’s Mixed signals in the Caucasus and Central Asia / Bhutty R. // Survival. 2000. V. 42. No 3- Brenda S. U.S. Policy toward the Caspian Region: Recommendations for the Administration / Brenda S. // Policy Brief. 2001. No 5- Cohen A. The New Great Came Pipeline politics in Eurasia / Cohen A.// Eurasia studies. Ankara. 1996. V. 3. No 1- For peace and security. Visit of Heydar Aliev, President of the Republic of Azerbaijan, to the USA in connection with the 50 anniversary of NATO. April 22−27. 1999. Baku. 2000; Fuller E. The Tran Caucasus: War, Turmoil, Economic Collaps / Fuller E. // Newsweek/ -1994, — AugustGiroux A. Les enjeux petrolies Cau-case/ Giroux A. //Nouneduz Mondes/- 1998. № 8 — Groissant C. Azerbaijan, oil and geopolitics/ Groissanl C. N.-Y. 1998; Kalicki Y. Caspian energy at the crossroads / Kalicki Y. // Foreign Affairs. 2001. Sept.-Oct.-Lewis David G. The Politics of Energy in the Caspian Region/ Lewis David G. // Easter Europe and the Common wealth of Independent States. 1999; Morgan D., Ottaway D. Azerbaijan’s Riches Alter the Chessboard Morgan D., Ottaway D. // Washington Post.- 1998. Oct. 14- NATO and Azerbaijan: mutually beneficial cooperation.- Ankara.-1999; Roberts J. Caspian Pipelines / Roberts J. London. 1996; Ruseskas L. Caspian Oil: Reyond the Great Game / Ruseskas L // Analysis of Current Events. 1997. № 2- Svante E. Auтах концентрируются вокруг вопросов, касающихся энергетических проектов, осуществляемых в этом регионе, в то время как основные направления и приоритеты внешней политики Азербайджанской Республики, за редким исключением, остаются в тени этих исследований. Английский ученый Эдмунд Хер-циг в статье «Внешняя политика Азербайджана, ее воздействие на региональ.

19 ное сотрудничество" анализирует внешнюю политику страны с позиции западного политолога.

В свою очередь, американский исследователь Джейсон Е. Стрэйкс в аналитической статье, опубликованной в шведском журнале «Кавказ & Глобализация», достаточно подробно рассматривает воздействие иерархических глобальных структур на внешнюю политику Азербайджана в наступившем столе-20 тии .

Исследование теоретических основ внешней политики Азербайджанской Республики представляет собой сравнительно новое направление в современной азербайджанской политической науке. Новизна этого направления стала одной из причин того, что такая важная проблематика, как исследование приоритетов внешней политики Азербайджанской Республики еще не получила своего достаточно глубокого и всестороннего научно-теоретического освещения.

Таким образом, можно констатировать, что хотя некоторые вопросы данной проблемы и нашли свое отражение в ряде трудов как отечественных, так и зарубежных авторов, однако в целом в научной литературе на сегодняшний день отсутствуют специальные работы, посвященные анализу основных приоритетов внешней политики Азербайджанской Республики в постсоветский период. В свяtonomy as a Source of conflict Caucasian Conflicts in Theoretical Perspective/ Svante E. // Diplomatiya alami. 2003. № 2- Svante E. Small Nations and Great Powers: A Study of Ethno-political Conflict in the Caucasus / Svante E.- Richmond, UK: Curson Press.- 2001; Taelbott S. U.S. Policy for the Caucasus / Taelbott S. // Azerbaijan International. — 1998. SpringU.S. Sanction and Caspian Sea Oil and Gas / The Conference on Caspian oil Gas and pipelines. -N.-Y.- 1997, — May 29−30 и др.

19 Херциг Э. Внешняя политика Азербайджана, ее воздействие на региональное сотрудничество // http:// www.kavkaz.com.

Джейсон Е.Стрейкс. Иерархические глобальные структуры и их воздействие на внешнеполитические представления Азербайджана // Кавказ & Глобализация. 2009. Том 3. Вып.2−3. С.55−71. зи с этим, актуальность изучения и обобщения избранной проблемы, ее недостаточная разработанность в современной научной литературе определили выбор и целевую установку данного исследования.

Предмет исследования. Предметом исследования является анализ процессов формирования основных приоритетов внешней политики Азербайджана и их реализация на международной арене.

Хронологические рамки исследования. Основное внимание в работе сфокусировано на периоде с 1993 по 2010 гг., т. е. рамки исследования охватывают основные этапы становления политики Азербайджана на международной арене, первых шагах молодой республики, и дальнейшем развитии ее внешнеполитической деятельности.

Методологическая основа. В диссертационной работе был применен один из основных сложившихся методов в устоявшейся практике научных исследований — метод системного анализа. Этот метод включает подходы, основанные на выявлении причинно-следственной связи событий, сопоставлении имеющихся фактов, критическом использовании документальных источников и специальной литературы, анализе и обобщении полученных результатов.

Теоретико-методологической основой исследования является всестог ронний анализ и комплексный подход, историзм, применение основных закономерностей логики, объективность и конкретность, возможность практического применения результатов.

Цель и задачи исследования

Основной целью данной диссертационной работы является комплексное рассмотрение и анализ основных приоритетов внешней политики Азербайджанской Республики в постсоветский период, а также внешне — и внутриполитических факторов, влияющих на формирование этой политики.

Исходя из поставленной цели в диссертационной работе предпринимается попытка решить следующие конкретные задачи:

• выявить объективные и субъективные факторы, влияющие на внешнюю политику Азербайджанской Республики;

• обозначить основные приоритеты и принципы внешней политики Азербайджана на современном этапе;

• охарактеризовать место Азербайджана в региональной системе международных отношений;

• исследовать политические и экономические аспекты российско-азербайджанских отношений;

• показать основные аспекты взаимоотношений США и Азербайджанской Республики;

• осветить европейское направление внешней политики Азербайджана;

• рассмотреть место и роль Азербайджана в системе современных многосторонних международных отношений;

• раскрыть основные параметры «нефтяной стратегии» Азербайджана;

• показать приоритетные направления «трубопроводной» дипломатии Азербайджана;

• • изложить позицию Азербайджана по определению правового статуса.

Каспийского моря.

Научная новизна диссертационной работы заключается, прежде всего, в том, что данная проблема впервые становится предметом специальных комплексных исследований в исторической науке. В диссертации впервые обобщена и во многом получила новое решение одна из основополагающих проблем политической науки в Азербайджане — разработка научно-теоретических основ современной внешней политики Азербайджана, приоритетов и основополагающих принципов, а также ее деятельности азербайджанской дипломатии на международной арене в исследуемый период. Выявлены также принципы, основные направления и приоритеты азербайджанской внешней политики и дипломатии через системный анализ ее практической деятельности за годы независимости страны. Исследованы приоритеты внешней политики Азербайджанской Республики, включающие в себя развитие и углубление взаимоотношений с Российской Федерацией, с другими региональными странами, входящими в Кавказско-Каспийский регион, ведущими мировыми державами Запада и Востока, а также активное участие в деятельности международных организаций, как на постсоветском пространстве в рамках СНГ, так и за его пределами. Новым являются исследование ряда аспектов энергетической политики и дипломатии Азербайджана, сравнительный анализ позиций четырех прикаспийских государств и Азербайджана по вопросу правового статуса Каспийского моря. Причем диссертант излагает собственную трактовку всех вышеуказанных положений.

Источники и литература. В диссертационном исследовании использовались труды азербайджанских и зарубежных государственных деятелей, дипломатов, политологов, социологов и экономистов, оценки, суждения, выводы которых позволили обобщить и систематизировать имеющийся материал, обосновать новые цели и обозначить перспективные направления дальнейших научных разработок и изысканий в области внешней политики Азербайджанской Республики.

Учитывая ту огромную и определяющую роль, которую играл общенациональный лидер азербайджанского народа Г. А. Алиев в определении стратегии внешнеполитического курса Азербайджанской Республики и в его практическом осуществлении, огромную научно-теоретическую ценность представляют его многочисленные выступления и речи, интервью и письма, касающиеся рассматриваемой проблемы. Они позволяют определить основные параметры и направления внешней политики Азербайджанской Республики, его концепцию и принципы.

Важным источником являются также и соответствующие указы и распоряжения Президента страны, в которых содержится обширный материал, характеризующий практические шаги национальной дипломатии на международной арене, в том числе в налаживании и развитии всесторонних взаимоотношений с ведущими державами мира.

При написании диссертационной работы использовались документальные материалы, содержащиеся в сборниках, посвященных как нефтяной стратегии Азербайджана", так и внешней политике прикаспийских государств, в особенности России22.

Автор опирался на резолюции Совета Безопасности ООН (№ 822 (1993), 853 (1993), 874 (1993), 884 (1993)), доклады Генерального секретаря ООН, Заявления Председателя Совета Безопасности ООН, резолюции Генеральной ассамблеи ООН (№ 48/114, № 60/285, № 62/243)23, резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1416 (2005), резолюция Европейского Парламен-та (2009/2216 (INI), резолюции Организации Исламская Конференция, в частности, Резолюция № 12/21 -Р по конфликту между Арменией и Азербайджаном24.

Широко используются также тексты международных договоров и соглашений, заключенных Азербайджанской Республикой с мировыми и региональными державами. Значительный пласт документальных материалов был извлечен из азербайджанской, российской и западной периодики, а также периодической научной" и справочной литературы. В работе также были использованы материалы с соответствующих сайтов Интернета, в частности, МИД РФ и МИД.

21 oliycv Heychr. Azarbaycan nefti dunya siyasotinds / H.Oliyev. Baki: Az3rno§ r. 1997; Heychr Oliyevin neft strategiyasi. Azarbaycamn mustaqilliyi va rifahi namins. — 1 va 11 hissalar. Baki: Azarna§ r. 2001.

22 Внешняя политика и безопасность современной России (1991;1998) / Хрестоматия. Том 1.М. ¡-Международные отношения. 1999; Концепция внешней политики Российской Федерации / htlp://www.ipmb.ru.

23 Сборник документов ООН по армяно-азербайджанскому конфликту. Б.: Мнистерство ин-сотранных дел Азербайджанской республики, 2009.

24 От Майендорфа до Астаны: принципиальные аспекты армяно-азербайджанского конфликта// Под ред. Г. М. Алексеева. — М.:2010.

25 AZERBAIJAN IN THE WORLD// ADA Biweekly Newsletter, Dirfoli? -XXI osr, Diplomatiya alami, Международная экономика и международные отношения, Международная жизнь, Дипломатический вестник МИД РФ, Международная жизнь, Россия в глобальной политике, Бюллетень международных договоров, Россия XXI век и др.

26 Зонн И. С. Каспийская энциклопедия / И. С. Зонн. М.: Международные отношения. 2004. 464 с.

АР, а также информационных агентств — Интерфакс, ИТАР-ТАСС, The First News и др.

Разработка темы диссертации позволила автору сформулировать следующие выводы, выносимые на защиту:

Первое. По мнению автора основы внешней политики Азербайджана были заложены Гейдаром Алиевым. Президент Азербайджана Ильхам Алиев успешно продолжает внешнеполитический курс страны. Внешняя политика страны является многовекторной, сбалансированной, прагматичной и отвечает национальным интересам Азербайджана.

Второе. Мирное урегулирование армяно-азербайджанского конфликта является основным приоритетом внешней политики и дипломатии Азербайджанской Республики. Решение конфликта должно основываться только на уважении норм и принципов международного права, — выполнении 4 резолюций Совета Безопасности ООН, решений ОБСЕ, резолюций Европейского Парламента, Совета Европы и других международных организаций по армяно-азербайджанскому, нагорно-карабахскому конфликту.

Третье. Азербайджан занял достаточно прочные позиции в региональной системе международных отношений, заслужил международный авторитет, -позволяющий оказывать влияние на политические процессы в регионе.

Четвертое. Азербайджано-российские отношения достигли уровня стратегического партнерства и создан достаточно прочный задел для их дальнейшего развития. Эти отношения играют стабилизирующую роль на Южном Кавказе.

Пятое. Азербайджанской Республике удалось наладить и поддерживать взаимовыгодные партнерские отношения с ведущими мировыми и региональными державами, основными мировыми и региональными международными структурами.

Шестое. Страна проводит продуманную политику, учитывая интересы сторон, заинтересованных в развитии международного энергетического сотрудничества с Азербайджаном. Действующие трубопроводные системы полностью отвечают интересам Азербайджана и оправдали его экономическое ожидания.

Седьмое. Подписание договоров о разграничении дна Каспийского моря с Россией и Казахстаном может послужить достижению окончательного решения по правовому статусу Каспийского моря.

Практическая значимость диссертации. Научно-теоретические результаты данного исследования могут найти практическое применение:

• в деятельности соответствующих структур Министерства иностранных дел Азербайджанской Республики;

• при подготовке обобщающих трудов, посвященных внешней политике Азербайджана на современном этапе;

• при написании учебных пособий, освещающих геополитические и геоэкономические аспекты внешней политики Азербайджана на современном этапе;

• в лекционных курсах по актуальным проблемам современных международных отношений в высших учебных заведениях;

• при подготовке информационно-аналитических материалов МИД Азербайджанской Республики по актуальным международным проблемам для печатных и электронных СМИ, республиканских информационных агентств.

Апробация работы. Отдельные параграфы и выводы диссертации опубликованы в 2007 году в материалах 5-го Конвента Российской ассоциации международных исследований «Мировая политика: взгляд из будущего», в 5-м номере журнала «Россия XXI век» в 2010 году и др. Всего опубликовано 4 научных статьи. Более того, некоторые исследуемые в работе положения были изложены на международных конференциях в Лондоне («Научный молодежный форум») и в Москве на конференции «Внешняя политика Азербайджанской Республики», проведенной азербайджанской молодежной организацией России и на 6-м.

Конвенте Российской ассоциации международных исследований «Россия и Мир после мирового кризиса».

Структура диссертации преследует цели раскрытия темы с поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Глобальные процессы, произошедшие в конце XX века, такие, как завершение «холодной войны» и распад СССР, привели к серьезному изменению системы международных отношений и как следствие, к новой геополитической ситуации в мире. На постсоветском пространтстве образовались независимые государства, одним из которых был Азербайджан.

Деятельность Азербайджанской Республики на международной арене после провозглашения независимости была направлена на решение таких первоочередных по значимости задач, как укрепление государственного суверенитета, обеспечение территориальной целостности и нерушимости границ, создание благоприятных внешних условий для развития экономики, решения социальных проблем, сохранения внутриполитической стабильности. Основополагающие принципы внешней политики Азербайджанской Республики опираются на общепризнанные нормы международного права.

Азербайджану принадлежит важная геополитическая и экономическая роль в международных отношениях. Азербайджан является связующим звецом между Кавказом и Центральной Азией, Европой и Азией, Россией и Ближним Востоком. Через территорию Азербайджана проходят важнейшие транспортно-коммуникационные коридоры — «Запад-Восток» и «Север-Юг». «Шелковый путь», который соединял азиатские страны с Европой, проходил также через территорию Азербайджана. Все эти факторы делают территорию Азербайджана местом сосредоточения интересов как региональных, так и нерегиональных стран. В этой связи возникает потребность в проведении сбалансированной политики, которая будет способствовать установлению дружественных, равноправных и партнерских отношений с зарубежными странами.

Азербайджан уделяет большое внимание региональной политике. Азербайджанская Республика является инициатором масштабных энергетических и транспортно-коммуникационных проектов, которые реализуются благодаря региональному сотрудничеству между Азербайджаном, Грузией и Турцией.

Важным стратегическим партнером Азербайджана является Российская Федерация. Россия и Азербайджан имеют высокий политический уровень двусторонних отношений, что сохранится и в будущем. Экономические отношения между странами динамично развиваются. Основу взаимоотношений составляет солидная нормативно-правовая база. Россия играет большую роль в сохранении стабильности и безопасности в ЮжноКавказском регионе. Она прилагает значительные усилия и далее будет активно участвовать в процессе урегулирования карабахской проблемы. Обе страны обладают значительным потенциалом дня дальнейшего развития стратегического партнерства и сотрудничества в политической, экономической, военной, гуманитарной, энергетической и в других областях.

Установление и дальнейшее развитие стратегических отношений с ведущими странами Запада, такими, как США, Франция, Великобритания, Германия имеет приоритетное значение для Азербайджана. Связи с этими странами устойчиво развиваются и основу двусторонних отношений составляют десятки договоров, соглашений, деклараций, совместных заявлений и других документов. Между руководством Азербайджана и лидерами ведущих западных стран (осуществляются десятки встреч, происходит взаимный обмен визитами на государственном уровне.

Западные страны обладают большим экономическим, политическим потенциалом и влиянием на мировые процессы. Сохранение и развитие многосторонних и двусторонних отношений с западными странами является приоритетной задачей внешней политики Азербайджана.

Международные организации играют возрастающую роль в современной мировой политике и в международных отношениях. Они являются важным механизмом для осуществления как двусторонней, так и многосторонней дипломатии между государствами. Азербайджан в своей внешнеполитической деятельности учитывает новые угрозы в мировой политике: распространение оружие массового уничтожения, экологические угрозы, рост международного терроризма, международная и региональная организованная преступность. Для решения этих и других задач Азербайджан активно сотрудничает с международными межправительственными организациями: ООН, ОБСЕ, НАТО, СЕ, ЕС, СНГ, ОИК и др. Трибуны международных организаций являются возможностью доведения до мирового сообщества своей позиции Азербайджана по главной проблеме страны — Карабахской. Азербайджанская дипломатия всегда уделяла большое внимание деятельности в этих международных организациях.

Приоритетное значение для Азербайджана имеет проведение продуманной энергетической политики и дипломатии, так как пути экономического и социального развития государства видятся в осуществлении «нефтяной стратегии» Гейдара Алиева. Азербайджанской дипломатии удалось создать благоприятные условия для инвестирования крупного зарубежного капитала в экономику страны, что привело к ее динамичному развитию.

Что же касается отношения Азербайджана к проблемам Каспийского моря, то Азербайджан выступает за превращение всего Каспийского региона «из моря проблем» в зону мирного добрососедского сотрудничества с учетом национальных интересов каждого прикаспийского государства. В этом направлении были достигнуты ряд важных соглашений с Россией, Казахстаном, продолжены поиски путей решения спорных вопросов с Ираном и Туркменистаном.

В целом, за исследуемый период Азербайджан добился значительных достижений в укреплении своей независимости, защите и продвижении национальных интересов страны, создании политической стабильности, развитии экономики и интеграции в мировое сообщество. Азербайджан занял лидирующие позиции в Южно-Кавказском регионе.

Таким образом, внешнеполитическими приоритетами Азербайджана, направленными на обеспечение национальных интересов страны и укрепление ее глобальных и региональных позиций, являются: восстановление территориальной целостности Азербайджанаукрепление международного мира и стабильности в регионеактивное участие в эффективной многосторонней системе международных отношенийразвитие взаимовыгодных двусторонних связей как со своими соседями по Кавказско-Каспийскому региону, так и с ведущими мировыми и региональными державамипостепенная интеграция в европейские структурыпроведение продуманной энергетической политики.

В результате проведенного исследования основных приоритетов внешней политики Азербайджана в 1993;2010 гг. автор пришел к следующим выводам:

• урегулирование армяно-азербайджанского конфликта, который считается безотлагательным вопросом, порождающим обеспокоенность в связи с безопасностью страны, считается приоритетом номер один во внешней политике Азербайджанской Республики. Азербайджан привержен мирному урегулированию армяно-азербайджанского конфликта и будет прилагать все усилия для достижения справедливого и устойчивого урегулирования конфликта в соответствии с нормами и принципами международного права;

• Азербайджан актив! ю вовлечен в международное сотрудничество на двусторонней и многосторонней основе с целью борьбы с международным терроризмом и распространением оружия массового уничтожения;

• Исходя из понимания возможности достижения международного мира при уело-вии налаживания эффективной системы многосторонних отношений, Азербайч джан намерен тесно взаимодействовать с ООН и ОБСЕ для обеспечения международного мира и безопасности на Южном Кавказе и в рамках всего мирового сообщества;

• Баку твердо проводит линию на установление взаимовыгодных двусторонних связей со своими соседями по Кавказско-Каспийскому региону и с ведущими мировыми и региональными державами. Азербайджан считает региональное сотрудничество необходимым фактором сохранения мира и стабильности в регионе. Особенно важным в этом контексте является многопрофильные и дружественные связи с Россией, а также с Турцией;

• Принимая во внимания значительный экономический потенциал ведущих стран запада, таких как США, Великобритания, Франция, Германия, а также их вес в международных делах, Азербайджан придерживается курса на развитие с ними равноправных и взаимовыгодных отношений;

• Азербайджан разделяет ценности европейского и евроатлантическош сообщества. Азербайджанская Республика ведет активную деятельность в Совете Европы. Страна участвует в многосторонних программах сотрудничества в области безопасности, вносит свой вклад в стабильность и безопасность в Европе и за ее переделами. При этом Азербайджан пользуется механизмами возможного партнерства с НАТО и ЕС. Будучи частью постсоветского пространства, Баку уделяет важное место в своей внешней политике СНГ. Принадлежность Азербайджана к исламской цивилизации предопределяет место Организации Исламская Конференция в политике страны;

• Претворение в жизнь продуманной энергетической политики и дипломатии страны является важным фактором экономического развития государства, имеет приоритетную важность для Азербайджана. Развитие нефтегазовой инфраструктуры обеспечивает безопасную, стабильную разработку и транспортировку богатых углеводородных запасов Азербайджана на мировые рынки, что является ключевым элементом энергетической политики и дипломатии Азербайджанской республики. Успешная реализация региональных энергетических проектов открыла дополнительные возможности для регионального и глобального сотрудничества.

Характерной особенностью внешней политики Азербайджана является ее сбалансированность и многовекгорность, при соблюдении активной внешнеполитической стратегии, направленной на осуществление национальных интересов, укрепление независимости и суверенитета.

Азербайджан всегда открыт для конструктивного сотрудничества со странами ближайшего окружения и внешнего мира в решении как региональных, так и глобальных проблем.

Продолжение внешнеполитического курса Гейдара Алиева является одной из фундаментальных задач Азербайджанской Республики. Эта внешнеполитическая линия создает для Азербайджана возможности и условия для динамичного развития и процветания в наступившем столетии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азербайджанская Демократическая Республика: Архивные документы Великобритании. Баку: Азернешр. 2008. 342 с.
  2. Азербайджан и Европа: проблемы и перспективы взаимоотношений. Баку: Азернешр. 2002. 276 с.
  3. Азербайджанская Республика в Содружестве Независимых Государств. Баку: Азернешр. 2001.324 с.
  4. Азербайджан-Россия: новая веха в развитии отношений дружбы и сотрудничества. Баку: АГИ. 1997. 295 с.
  5. Азербайджанская Республика в Содружестве Независимых Государств. Баку: Азернешр. 2001. 311 с.
  6. Армяно-азербайджанский конфликт: история, права, посредничество. Тула: Гриф и К. 2007.310 с.
  7. Братья навеки. Документы и материалы: в двух томах. Том 1. Баку: Азернешр. 1987. 650 с.
  8. Внешняя политика и безопасность современной России. 1991−2002/ Хрестоматия в 4-х томах. Том 4. М.: РОССПЭН. 2002. 538 с.
  9. Выступление Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева в Нью-Йорке // Возрождение XXI век. 2000. № 9 (31). С.3−4.
  10. Ю.Гейдар Алиев открывает миру Азербайджан. Баку: Азернешр. 1994. 350 с.
  11. Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. -М:Альпина Паблишер. 2003. 592 с.
  12. История Азербайджана по документам и публикациям. Баку: Элм. 1990. 296 с.
  13. Исгория Азербайджана: в трех томах. Том 1. Баку: Изд-во АН Азерб.ССР. 1958. 423 с.
  14. История Азербайджана с древнейших времен до начала XX века. Баку: Элм. 1995. 432 с.
  15. Конституция Азербайджанской Республики. Баку: Азернешр. 1995. 25 с.
  16. Нагорный Карабах: разум победит / Документы и материалы. Баку: Азернешр. 1989. 373 с.
  17. Независимый Азербайджан: новые ориентиры: в 2-х томах. М.: РИСИ. 2000.
  18. Современные международные отношения и мировая политика. М.: Просвещение. 2004. 991 с.
  19. Сборник документов ООН по армяно-азербайджанскому нагорно карабахскому конфликту. Баку, МИД Азербайджанской Республики, 2009. С 368.
  20. Южный фланг СНГ. Центральная Азия Каспий — Кавказ: возможности и вызовы для России. М.: Логос. 2003. 370 с. 1. Монографии
  21. А. Азербайджан в системе международных и региональных организаций / Аббасбейли А., Гасанов А. Баку: Азернешр. 1999. 256 с.
  22. А. Гейдар Алиев и мировая политика /Аббасбейли А., Аббасбейли Э. Баку: Азернешр. 1997. 328 с.
  23. А.Н. Кавказ в современном геостратегии / Аббасбейли А. Баку: Азернешр. 2003. 190 с.
  24. В.И. Государственный суверенитет Азербайджанской Республики и дипломатическое обеспечение ее национальных интересов на международной арене /Абдуллаев В. И. Киев: УСПУ. 2003. 34 с.
  25. Ф. Президент — Реформатор / Агамалы Ф. СПб. 2010. 342 с.
  26. И. Каспийская нефть Азербайджана / Алиев И. М.: Известия. 2003. 712 с.
  27. И. Нагорный Карабах: История. Факты. События Алиев И. Баку: Элм. 1989. 104 с.
  28. Р.К. Нагорный Карабах: виновники известны/Аракелов Р. К. Баку: Элм. 1991. 105 с.
  29. Ч.М. Экономика Азербайджана на путях глобализации: предпосылки и последствия/Аббасов Ч. М. Баку: Элм. 2007. 384 с.
  30. С. Внешняя политика Азербайджанской Республики в контексте развития транснациональных компаний/ Ахмедов С. Баку: Элм. 2006. 128 с.
  31. Ю.Г. Каспий в международном праве и мировой полити-ке/Барсегов Ю.Г. М.:ИМЭМО. 1998. 118 с.
  32. Бжезинский 3. Выбор: мировое господство или глобальное лидерство/ Бжезинский 3. М.: Международные отношения. 2004. 288 с.
  33. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы/ Бжезинский 3. М.: Международные отношения. 1999. 256 с.
  34. Э. Азербайджан и Китай. Формы, особенности и перспективы взаимоотношений/Габибзаде Э. Баку: Азернешр. 2009. 303 с.
  35. КС. Геополитические горизонты России (контуры нового миропорядка) / Гаджиев К. С. М.: Международные отношения. 2007. 751 с.
  36. К.С. Геополитика Кавказа / Гаджиев К. С. М.: Международные отношения. 2001. 464 с.
  37. К.С. «Большая игра» на Кавказе / Гаджиев К. С. М.: Международные отношения. 2010. 344 с.
  38. А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана /Гасанов А. Баку: § эщ-С)эгЬ, 2007. — 903 с.
  39. Геополитические вызовы и внешнеполитическая деятельность России. -М.:РАГС, 2002, — 278 с.
  40. А.Н. Азербайджано-русские отношения XV—XVII вв../Гусейнов
  41. A.Н. -Баку: Изд-во АН Азерб. ССР, 1963.- 236 с.
  42. У. Азербайджан-США. Перспективы сотрудничества (90-е годы)/ Гусейнова У. — Баку, 2000.- 156 с.
  43. П.Г. Геоистория Каспийского региона и геополитика современности/ Дарабади П. Г. Баку: Элм, 2002.- 192 с.
  44. В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность/Дегоев
  45. B.В. -М.: Русская панорама, 2001.- 432 с.
  46. С.С. Геополитика Каспийского региона/ Жильцов С. С., Зонн И. С., Ушаков A.M. -М.Международные отношения, 2003.- 280 с.
  47. И. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны/Иванов И.-М.: Олма-Пресс, 2001. 382 с.
  48. В.М. Международная безопасность/Кулагин В.М. М.: Аспект Пресс, 2006.-319 с.
  49. Коджаман О. Южный Кавказ в политике Турции и России в постсоветский период/ Коджаман. -М.: Русская панорама, 2004.- 296 с.
  50. С.Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращения России на «Большой Восток» (2004−2008 гг.)/ Лузянин С. Г. М., 2007.-447 с.
  51. Р.Ф. Международно-правовой статус Каспийского моря: вчера, сегодня, завтра/ Мамедов Р. Ф. Баку: Азернешр. 2006.- 456 с.
  52. X. Территориальный фактор в межгосударственных конфликта / Мамедов X. Баку: Элм и Тахсил. 2009. 209 с.
  53. Мамед-заде Н. С. Взаимоотношения Азербайджанской Республики со славянскими странами СНГ и Восточной Европы/ Мамед-заде Н. С. Баку: Ганун. 2006. 200 с.
  54. Мальгин А. Ю 10 лет СНГ: попытка проведения итогов / Мальгин А. Ю. // http://www.niiss.ru
  55. Р.Э. Азербайджан: вызовы глобализации / Мехтиев Р. Э. Баку: XXI- YNE. 2004. 302 с.
  56. X. Манифест одного посла / Пашаев X. Баку: Чашыоглы. 2009. -356 с.
  57. Раджабли А. Международные связи Российской Федерации / Раджабли А. Баку: БСУ.2005. 384 с.
  58. Г. Б. Национальные экономические интересы в процессе постсоциалистической трансформации и глобализации / Рустамбеков Г. Б. Баку: Чашыоглы. 2009. 370 с.
  59. P.M. Международный терроризм — глобальная проблема современности / Севдималиев P.M. Баку: Элм. 2004. 312 с.
  60. С.А. Азербайджан: международные связи и взаимопонимание/ Саядов С. А. Баку: Элм. 1991.320 с.
  61. А. Азербайджан в современной системе международных отношений (1993−2003 гг.)/ Самедов А. Баку: Абилов, Зейналов и сыновья. 2004. 120 с.
  62. Садыхов Ф. Дипломатическая служба Азербайджана: этапы формирования / Садыхов Ф. Баку: Адильоглы. 2004. 300 с.бЗ.Чернявский С. И. Новый путь Азербайджана / Чернявский С. И. М.: Азер-Медиа.Книга и Бизнес. 2002. 352 с.
  63. С.И. Азербайджан: Выбор курса / Чернявский С. И. М.:Азер-Медиа. 2003. 336 с.
  64. С.И. Внешняя политика Азербайджанской Республики (1988−2003 гг.) / Чернявский С. И. Баку: Адилоглу. 2003. -504 с.
  65. Шакирзаде Н. Содружество Независимых Государств (СНГ). Азербайджанская Республика во внешнеполитических и внешнеэкономических процессах (1991−2006 гг.)/Шакирзаде Н. Баку: Сада. 2007. 510 с.
  66. И. Ибрагимов Н. Гейдар Алиев открывает миру Азербайджан /Шукуров И. Баку: Азернешр. 1994. 374 с.
  67. И. Будапештский саммит/ Шукуров И. Баку: Азербайджан. 1996.190 с.
  68. И. Дипломатия Мира / Шукуров И. Баку: Азербайджан. 1997. 390 с.
  69. Дж. Безопасность Кавказа и стабильность развития Азербайджанской Республики Эйвазов Дж. Баку: Нурлан. 2004. 352 с. 71ЛОсиф-заде С.З. Азербайджано-британские отношения / Юсиф-заде С. З. Баку: Тахсил. 2008. 128 с. 1. Статьи
  70. Азербайджан в условиях смены геополитических парадигм. // Возрождение XXI век. 2000. № 10. С. 65−72.
  71. Г. А. Азербайджан на пороге XXI века и третьего тысячелетия / Алиев Г. А. //Возрождение-XXI век. 2001.- № 35−36.- С.3−50.
  72. Н. Армяно-азербайджанский Нагорно-Карабахский конфликт в контексте международного прав / Алиев Н. // Кавказ & Глобализация. 2007. Том 1(2). С. 19−26.
  73. Г. Международное значение «Контракта века» / Алиев Г.// Возрождение -XXI век. 2000. № 5(27). С.51−57.
  74. И. Нефтяная карта Азербайджана в конце XX века/Ахмедов И. // Возрождение~ХХ1 век. 1999. № 21−22. С.141−145.
  75. Бакинская Декларация Саммита ГУАМ // Dinpali^ XXI asr. 2007. № 112−113. С. 25.
  76. Дж. ГУАМ меняет свое лицо?/Байрамова Дж. // Зеркало. № 32. 2006. 23 февраля.
  77. А. Куда плывет ГУ У AM? / Барновский А., Исламова Р. // Центральная Азия и Кавказ. 2003. № 2.
  78. А. К вопросу о правовом статусе Каспийского бассей-на/Блохина А. // http: //www.ia-centr.ru/comments.php&id=151
  79. Выступление Президента Азербайджанской Республики Ильгама Алиева на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 24 сентября 2004 г.// Dir?9li§-XXl asr. 2004. № 78−79. С.371−375.
  80. Выступление Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева в Нью-Йорке // Возрождение XXI век. 2001. № 9. С.7−9.
  81. Дж. Депортация Азербайджанцев Армении/Гасанлы Дж. // Международный журнал Irsa-наследие // http:// www. irs-az.com
  82. А. Научно-системный подход к азербайджано-турецким отно-шениям/Гасанова A.//Dir99li§-XXl ssr. 2007. № 108−109. С.323−328.
  83. А. Азербайджано-турецкие отношения: анализ моделей их формирования/Гасанова А.//Dir^gli^-XXl asr. 2007. № 116−117. С.176−181.87. «Голубые» мечты Армении // http://www. rosbalt.ru / 2009/01/20/611 059.html
  84. М. Азербайджано-иранские отношения: надежды и реалии / ГурбанлыМ.// Возрождение-XXl век. 2000. № 6. С.92−97.
  85. Р. Россия-Азербайджан: конъюктура мировой политики и национальные интересы на долгосрочную перспективу/ Гусейнов Р.// Информационно-аналитический сборник (Москва). 2008. 6 февраля.
  86. В. Лиссабонский саммит ОБСЕ миф или реальность/ Гулуза-де B.//http://www.ca-c.org/iournal/cac-03−1999/st 11 guluzade. shtml
  87. У. Геополитические и геоэкономические аспекты взаимоотношений США и Азербайджанской Республики/Гусейнова У.//Тапх уэ onun problembri. 2001. № 1. С.114−116.
  88. Р. Россия-Азербайджан: конъюнктура мировой политики и национальные интересы на долгосрочную перспективу / Гусейнов Р. // Информационно-аналитический сборник. Москва. 6 февраля 2008 г.
  89. П.Г. Глобализация и геополитические процессы в Центральной Евразии /Дарабади П.Г.// Центральная Азия и Кавказ. 2006. № 3(45). С.7−14.
  90. Н.И. О проблемах развития политического диалога в отношениях между Евросоюзом и Азербайджаном/Керимова Н.И.// Сборник научных статей. Экология. Философия. Культура.- Вып.32. Баку: Элм.2002. С.103−107.
  91. A.JI. О правовом режиме Каспийского моря/ Колодкин A.JI. // Ежегодник морского права. 1999−2001. М.: Союзморниипроект. 2002. С.109−110.
  92. А. Азербайджан-Иран: пока проблем в отношениях соседей больше, чем решений / Куртов А.// Независимый Азербайджан: новые ориентиры. Т.2. Москва. 2000. с.228
  93. . Нефть и газ в бассейне Каспийского моря: состояние и перспективы/ Литерта Б.// Кавказ & Глобализация. Том 1. 2007. С.41−47.
  94. Э. Внешняя политика Азербайджана: действенные факторы и приоритеты / Мамедьяров Э.// Бакинский рабочий.. 2009. № 123. 8 июля.
  95. Р.Ф. Прогрессивное развитие международно-правового статуса Каспийского моря / Мамедов Р. Ф. // Азербайджанский юридический журнал (Баку). 2002. № 1. С. 129−161.
  96. Л. Азербайджанский парламент: взгляд сквозь годы или нераскрытые страницы / Мамедова Л., Самедов И. // Возрождение -XXI век. 1998. С.26−30.
  97. A.A. Проблемы разработки международной Конвенции об охране среды Каспийского моря / Магеррамов A.A.// Вестник бакинского университета. 2003. № 3−4.
  98. А. О нефтяной стратегии Азербайджана. Информационно-аналитический Центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве / Мехтиев А.// http://www.ia-centr.ru/archive/publicdetails8517. html? id=232
  99. Мирзазаде Л. Азербайджан-Россия: фабула отношений /Мирзазаде Л. // Dir
  100. Миловзоров A. Nabucco умирает/ Миловзоров А. // http://www.utro.ru/articles/2010/03/25/882 736.shtml
  101. В. Россия-Азербайджан: новый уровень партнерства /Мерещяков В.// Содружество Независимых Государств. Москва. -2001.
  102. Р. Независимый Азербайджан: нефть и политика Муса-беков Р.//Центральная Азия и Кавказ, — 1998.- № 1.- С.48−52.
  103. В. Формирование эффективного энергетического рынка в условиях глобализации (на примере Азербайджанской Республики) /Насибов В.// Кавказ & Глобализация.- 2008.- Том 2.- Вып. 1.- С.81−90.
  104. Ю.В. Содружество Независимых государств: новая геополитическая динамика/ Никуличев Ю. В. // Геополитические вызовы и внешнеполитическая деятельность России. -Москва.-2002.-С.121- 133.
  105. Основной Экспортный нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан имени Гейдара Алиева. Факты и цифры.// Dirgoli? -XXI ssr.-2006.- № 100−101.-С.80−83.
  106. Отчет МИД Азербайджанской Республики за 2008 год.// http://www. 1 .news.az 14 января 2009 года.
  107. . ГУАМ: путь к стратегической стабильности на Кавказе /Парахонский Б.// Центральная Азия и Кавказ.- 2002, — № 6.- С. 35−40.
  108. Э. Основные направления внешнеполитического курса Азербайджанской Республики на современном этапе/ Полухов ЗУ/Центральная Азия и Кавказ.- 1999.- № 4.- С. 153−170.
  109. Экологическая ситуация Каспийского моря и пути его улучшения. // Возрождение XX век.- № 3 (37).-2001, — С. 100−109.
  110. Надо избежать конфликтов вокруг Каспия // Россия и мусульманский мир.-Москва.-2002.-№ 5 (119).-С. 315−320.
  111. Н. Энергетическое измерение Азербайджана/ Харитонова Н.// Нефть и газ // http://www.ia-centr.ru/expert/880/
  112. Оруджев Р.: Конвенция о статусе Каспия готова на 70−80%/ Оруд-жев Р. // http://www.postsoviet.ru/page.php?pid=2026
  113. СНГ: Пациент скорее жив, чем мертв// http://www.caucasusioumaIists.net/item.asp7icN48
  114. Совместное Заявление Азербайджанской Республики и Российской Федерации о принципах сотрудничества на Каспийском море // Дипломатический вестник.- 2001.- № 2.- С.48−49.
  115. Ссора Азербайджана и Турции поставила под угрозу проект Nabucco // http:// lenta.ru/news/2010/03/23/nabucco
  116. Дж.Е. Иерархические глобальные структуры и их воздействие на внешнеполитические представления Азербайджана/ Стрэйкс Дж.Е.// Кавказ & Глобализация.- 2009.- Том 3.- Вып.2−3. -С.55−71.
  117. Рахимова 3. Узбекистан в системе ГУУАМ и Шанхайской Организации Сотрудничества/Рахимова 3.// Центральная Азия и Кавказ.- 2001.-№ 5.
  118. О. Азербайджан в условиях смены геополитических парадигм/Рахимов О.//Возрождение-XXl век.-2000, — № 10.- С.66−76.
  119. Россия победила в гонке газопроводов http://vz.ru/economy/2008/2/6/ 143 029 html
  120. В. К вопросу об ирано-азербайджанских отношениях /Сажин В.// Центральная Азия и Кавказ.- 2004.- № 4.- С.97−105.
  121. Стоимость проекта «Набукко» увеличена более чем в 1,5 раза — до 7,9 млд. евро // http://www.news georgia. ruworldl/20 080 531/42244943 .html
  122. Э. Внешняя политика Азербайджана, ее воздействие на региональные сотрудничество/ Херциг Э .// http// www.kavkaz.com
  123. О. Американский вектор азербайджанской политики/ Цыганов 0.//Dir9ali§-XXl ssr. 2006. № 98−99. С.28−37.
  124. РЕАНИМАЦИЯ ДРЕВНЕГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ// http://br.az/index.php?newsid=6449
  125. В. Нефть и политика Азербайджана / / Исследования ИМИ МГИМО.М. 1997. № 9
  126. Д. НАТО и военно-политические аспекты безопасности Азербайджана / Эйвазов Д.// http: /bridge.aznet.org/bridge/natorus.htm/ 2/27/01
  127. А. Нагорно-Карабахский конфликт в контексте политической глобалистики и пути его мирного разрешения / Юсифзаде А. // Tarix va опип probltmtari. 2008. № 4. С.34−42.
  128. Azsrbaycan Respublikasinin Konstitusiyasi. Baki. Qanun. 2009. 25 s.
  129. Azarbaycan tarixi. У cild. Baki: Elm. 2001. 672 s.
  130. Azarbaycan — Almaniya: respublikamiz Avropa ollcalari ailesinda oz movgeyini mohkamlandir. Baki: Azarna§ r. 1996.201 s.
  131. Azarbaycan Respublikasi. 1991−2001. Baki.: XX1-YNE. 200.325 s.
  132. В. Азярбайъан йени дипломатийа мяканында. / Абдуллайев В. Бакы: Azarbaycan. 2000. 480 s.
  133. Aslanov E. Yeni dunya nizami уз milli inkicaf / Aslanov E. Baki. Azarbaycan. 2006. 296 s.
  134. С. Азярбайъанын хариъи сийасятинин башлыъа истигамятляри (ийун 1993−1997-ъы илляр) / Гяндилов С. // Бакы Дювлят Университетинин хябярляри. Сосиал-сийаси серийасы. 1998. № 1. S.25−37.
  135. М. Азярбайсанын хариъи сийасяти (консепсийа мясяляляри). Бакы: Azarnacr. 1997. 112 s.
  136. Qasimov M. Azsrbaycan beynalxalq munasibatlar sisteminda (1991−1995-ci ilbr)/ Qasimov M. Baki. 1996. 250 s.
  137. Э. АэгЬаусашп АВ§- уэ Avropa dovlottari ib miinasibotlori (1991−1996) / Hosonov Э. Baki: Elm. 2000. 368 s.
  138. Hosonov Э. Mtiasir beynolxalq munasibsthr va Azorbaycanm xatici siyasoti/Hosonov Э. Baki: Azorbaycan. 2005.752 s.
  139. С. Азярбайъан бейнялхалг мцнасибятляр системиндя (1918−1920-чи илляр) / Hasonov С. Бакы: Агэгпэ§ г. 1993. 362 s.
  140. Heydar <81iyevin neft strategiyasi. Azorbaycanm miistoqilliyi va rifahi namino. 1 va 11 hissolor. Baki: ADN. 2001.
  141. Huseynova H. Azorbaycan Avropa inteqrasiya proseslari sistemindo/ Huseynova H. Baki: Yorbi nocriyyat. 1998. 280 s.
  142. Lissabon sammiti 96. Baki: Azorbaycan. 1997. 290 s.
  143. Molikova N. BMT strukturlarmda Azorbaycan diplomatiyasmm xiisusiyyottari/MolikovaN. Baki: Elm, 2007. 148 s.
  144. Mommodli E. Azsrbaycan-Boyuk Britaniya munasibatlori (1991−2003)/ МэтпкхШЕ. Baki: Adiloglu. 2003.173 s.
  145. Mommodov H.N. islam Konfransi Tockilati va regional omokdacliq / Mammadov H.N. // Ученые записки Бакинского Славянского Университета. Серия общественно-политических наук. 2004. № 1.-С.108−112.
  146. Mustafayev R. Azorbaycan va yeni dunya/ Mustafayev R. Baki: Elm. 1993. 235 s.
  147. Mirabdullayev A. Russuyanm poctsovet mokanmda geostrategiyasi/ Mirabdullayev A. Baki: Elm. 2009.-350 s.
  148. Nosirov E. Azarbaycan-ABC miinasibortari/ Nosirov E. Baki: Qanun. 1998. 134 s.
  149. Cayangirli C.X. Miiasir dovrdo Azorbaycan-Tiirkiyo munasibatloiri / Cayangirli C.X. Baki: Araz. 2006. 109 s.
  150. Rocobov H. BMT-nin ixtisaslacmic qurumlari va Azsrbaycan/ Rocobov H. Baki: Azorbaycan. 1997. 82 s.
  151. Voliyev A. Azorbaycan-Avropa § urasi/ Valiyev A. Baki: Elm. 2006. 236 s.
  152. Altstadt A. The Azerbaijan Turks / Power and identity under Russian rul/ Altstadt A. Stanford. 1992.
  153. Azerbaijan news. Newsletter of the Azerbaijan-Great Britain youth society // January-June 2002.
  154. Azerbaijan-USA: On the road of friendship and partnership. Baku. 2000.
  155. Azerbaijan in the world // Azerbaijan Diplomatic Academy. Baku. 2009.
  156. Azerbaijan in Global Politics: Crafting Foreign Policy // Azerbaijan Diplomatic Academy. Baku. 2009.
  157. Bhutty R. NATO’s Mixed signals in the Caucasus and Central Asia/ Bhutty R. // Survival. 2000. V. 42. No 3.
  158. Brenda S. U.S. Policy toward the Caspian Region: Recommendations for the Administration / Brenda S. // Policy Brief. No 5. 2001.
  159. Brzezinsli Z. The Caucasus and New Geopolitical Realities. Brzezinsli Z. // Azerbaijan Coeducational.- Summer.- 1997.
  160. Cohen A. The New Great Came Pipeline politics in Eurasia / Cohen A. // Eurasia studies. —Ankara. 1996. V. 3. No 1.
  161. For peace and securutu. Visit of Heydar Aliev, President of the Republic of Azerbaijan, to the USA in connection with the 50 anniversary of NATO. April 22−27. 1999. Baku. 2000.
  162. Fuller E. The Tran Caucasus: War, Turmoil, Economic Collaps/ Fuller E. //Newsweek. 1994. August.
  163. Giroux A. Les enjeux petrolies Caucase / Giroux A. // Nouneduz Mondes. 1998. № 8.
  164. Groissant C. Azerbaijan, oil and geopolitics / Groissant C. N.-Y. 1998.
  165. Kalicki Y. Caspian energy at the crossroads / Kalicki Y. // Foreign Affairs. 2001. Sept.- Oct.
  166. Lewis David G. The Politics of Energy in the Caspian Region/ Lewis David G. // Easter Europe and the Common wealth of Independent states. 1999.
  167. Morgan D. Azerbaijan’s Riches Alter the Chessboard / Morgan D., Ot-taway D. // Washington Post. 1998. 14 oct.
  168. NATO and Azerbaijan: mutually beneficial cooperation. Ankara. 1999.
  169. Roberts J. Caspian Pipelines/ Roberts J. London. 1996.
  170. Ruseskas L. Caspian Oil: Reyond the Great Game/ Ruseskas L. // Analysis of Current Events. 1997. № 2.
  171. Semih D. Idiz Sale of the Century. Deal signed in Baku / Semih D. //Turkish Probe. 1994. 23 September.
  172. Svante E. Autonomy as a Source of conflict Caucasian Conflicts in Theoretical Perspective/ Svante E. // Diplomatiya atami. 2003. № 2.
  173. Svante E. Small Nations and Great Powers: A Study of Ethnopolitical Conflict in the Caucasus. Richmond / Svante E. // UK: Curson Press, 2001. •
  174. Taelbott S. U.S. Policy for the Caucasus/ Taelbott S. // Azerbaijan International. Spring. 1998.
  175. U.S. Sanction and Caspian Sea Oil and Gas // The Conference on Caspian oil. Gas and pipelines. N.-Y. 1997. 20−30 may .i
  176. For peace and security. Baku. 2000. *
  177. Official visit President of the Azerbaijan Republic His Excelency Mr. Heydar Aliyev to the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland 19 to 24 Julu 1998. Baku. 1998.
  178. For Peace and Security. Visit of Heydar Aliyev, President of the Republic of Azerbaijan, to the Unites States of America in connection with the 50 anniversary of NATO. April 22−27, 1999. Baku. 2000.
  179. Goltz T. Azerbaijan Diary: A Rough Reporter’s Adventures in Oil-rich, War-torn, Post-Soviet Republic/ Goltz T. New York: ME Sharpe. 1998.
  180. Hafiz Pashayev. Racing up hill/ Hafiz Pashayev. New York. 2006.1. Авторефераты диссертаций
  181. P.С. Взаимоотношения Азербайджанской Республики в рамках региональной интеграции и программы «Новое соседство»: ав-тореф. дис.канд.полит.наук: 23.00.04 /НАНА Институт по правам человека. Баку. 2007. 30 с. 1. Интернет-ресурсы
  182. Периодические издания Журналы
  183. Международная жизнь. Режим доступа: http://www.ln.mid.ru/bl.nsf/mnsdocmg.
  184. Международные процессы. Режим доступа: http://www.intertrends.ru.
  185. Мировая экономика и международные отношения. Режим доступа: http://www.imemo.ru/ru/period/meimo/.
  186. Россия в глобальной политике. Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru.
  187. Свободная мысль XXI. Режим доступа: http://presslist.info.ru.
  188. Современная Европа. Режим доступа: http://www.soveurope.ru/.
  189. Foreign Affairs. Mode of access: http://www.foreignaffairs.org.
  190. Foreign Policy. Mode of access: http://www.foreignpolicy.com.
  191. Economist. Mode of access: http://www.economist.com.
  192. International Affairs. Mode of access: http ://wwww.riia.org/index. php? id—3 8.
  193. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) -Organization of Security Cooperation in Europe (OSCE). Режим доступа: http://www.osce.org .
  194. Официальный сайт президента Азербайджанской Республики. Режим доступа: http://www.president.az
  195. Официальный сайт Милли Меджлиса Азербайджанской Республики. Режим доступа: http:// www.meclis.gov.az
  196. Министерство иностранных дел РФ, официальный сайт. Режим доступа: http://www.mid.ru.
  197. Российская ассоциация международных исследований (РАМИ). Режим доступа: http://www.rami.ru.
  198. Организация Североатлантического договора (НАТО) North Atlantic Treaty Organisation (NATO). Режим доступа: http://www.nato.int.
  199. Европейский Союз, официальный сайт. Режим доступа: http://www.europa.eu.int
  200. Центр политических исследований в России (ПИР-Центр). Режим доступа: http://www.pircenter.ru
  201. Официальный сайт президента Азербайджанской Республики. Режим доступа: www.president.az
  202. Официальный сайт президента Российской Федерации. Режим доступа: www.president.ru
Заполнить форму текущей работой